Как подключить 2 катушка зажигания. Катушка зажигания – как спасти ценный трансформатор? Характерные неисправности узла и способы их устранения

При наличии достаточного количества свободного времени отечественные автомобилисты зачастую предпочитают заниматься ремонтом своих «железных коней» самостоятельно. В этом плане система зажигания транспортного средства не является исключением. Опытные автомобилисты знают, как самостоятельно подключить катушку зажигания, не прибегая к помощи специалистов из салонов техобслуживания.

Впрочем, подобные работы не отличаются слишком высоким уровнем сложности. Однако, как показывает практика, производя ремонтные работы системы зажигания транспортного средства, связанные с ремонтом катушки индуктивности, даже опытные автовладельцы зачастую забывают о том, провода с каким цветом изоляции к каким клеммам необходимо подключать. В дальнейшем, это может вызвать определенные сложности при монтаже.

Пошаговая инструкция – как подключить катушку зажигания своими руками:

1. Прежде всего, необходимо снять вышедшую из строя катушку индуктивности. Далее, на освободившееся место устанавливается новая катушка зажигания. Ничего сложного в этом процессе нет, однако многих автомобилистов при установке нового элемента в моторный отсек может ввести в замешательство следующее: провод какого цвета к какой клемме следует подсоединить.

2. Для тех автовладельцев, которые не смогли пока запомнить точно какого цвета провода к каким клеммам подсоединять, на всякий случай напомним: к клемме «+» катушки системы зажигания всегда подсоединяется провод с изоляцией коричневого цвета - он должен идти от замка зажигания.

3. Соответственно, к клемме «К» необходимо подсоединить провод с изоляцией черного цвета - он соединяет между собой катушку индуктивности и клемму прерывателя-распределителя системы зажигания автомобиля.

4. Последний этап: тщательно закрутите гайки на клеммах катушки и «трамблера». Катушка зажигания была подключена, ваше транспортное средство снова готово к дальнейшему использованию.

Для бензинового ДВС система зажигания является одной из определяющих, хотя в машине сложно выделить какой-то главный узел. Без мотора не поедешь, но и без колеса это тоже невозможно.

Катушка зажигания создает высокое напряжение, без которого невозможно образование искры и воспламенение топливо-воздушной смеси в цилиндрах бензинового двигателя.

Коротко о зажигании

Чтобы понять зачем в автомобиле бобина (это народное название), и какое участие она принимает в обеспечении движения, надо хотя бы обобщенно понять устройство систем зажигания.

Упрощенная схема работы бобины приведена ниже.

Плюсовой вывод катушки подключен к положительной клемме аккумулятора, а другим выводом она соединяется с распределителем напряжения. Такая схема подключения является классической и широко применяется на машинах семейства ВАЗ. Для полноты картины необходимо сделать ряд уточнений:

  1. Распределитель напряжения является неким диспетчером, подающим напряжение на тот цилиндр, в котором произошла фаза сжатия и должны воспламениться пары бензина.
  2. Работой катушки зажигания управляет коммутатор напряжения, его исполнение может быть механическим или электронным (бесконтактным).

Механические устройства использовались в старых автомобилях: на ВАЗ 2106 и подобных, но сейчас они практически полностью вытеснены электронными.

Устройство и работа бобины

Современная бобина является упрощенной версией индукционной катушки Румкорфа. Она была названа в честь изобретателя немецкого происхождения – Генриха Румкорфа, который первым запатентовал в 1851 году устройство, преобразовывающее постоянное низкое напряжение в переменное высокое.

Чтобы понять принцип работы, нужно знать устройство катушки зажигания и основы радиоэлектроники.

Это традиционная, общая катушка зажигания ВАЗ, применяемая в течение длительного времени и на многих других автомобилях. Фактически это импульсный высоковольтный трансформатор. На сердечнике, предназначенном для усиления магнитного поля, тонким проводом намотана вторичная обмотка, она может содержать до тридцати тысяч витков провода.

Поверх вторичной обмотки находится первичная из более толстой проволоки и с меньшим количеством витков (100-300).

Обмотки с одних концов соединены между собой, второй конец первичной подсоединяется к аккумуляторы, вторичная обмотка свободным концом подключена к распределителю напряжения. Общей точкой обмотки катушки подключены к коммутатору напряжения. Всю эту конструкцию закрывает защитный корпус.

Через «первичку» в исходном состоянии протекает постоянный ток. Когда нужно образовать искру, цепь разрывается коммутатором или трамблером. Это приводит к образованию высокого напряжения во вторичной обмотке. Напряжение поступает на свечу нужного цилиндра, где и образуется искра, вызывающая сгорание топливной смеси. Для соединения свечей с распределителем использовались высоковольтные провода.

Конструкция с одним выводом не является единственно возможной, существуют и другие варианты.

  • Двухискровые. Сдвоенная система применяется для цилиндров, которые работают в одной фазе. Предположим, в первом цилиндре происходит сжатие и искра нужна для воспламенения, а в четвертом фаза продувки и там образуется холостая искра.
  • Трехискровые. Принцип работы как у двухвыводной, только используются подобные на 6 цилиндровых двигателях.
  • Индивидуальные. Каждая свеча оснащена собственной катушкой зажигания. В данном случае обмотки поменяны местами — первичная находится под вторичной.

Как проверить катушку зажигания

Основной параметр, по которому определяется работоспособность бобины, является сопротивление обмоток. Существуют усредненные показатели, говорящие о ее исправности. Хотя не всегда отклонения от нормы являются показателем неисправности.

С помощью мультиметра

С помощью мультиметра можно проверить катушку зажигания по 3 параметрам:

  1. сопротивление первичной обмотки;
  2. сопротивление вторичной обмотки;
  3. наличие короткого замыкания (пробой изоляции).

Следует учесть, что таким образом можно проверить только индивидуальную катушку зажигания. Сдвоенные устроены иначе, и необходимо знать схему вывода «первички» и «вторички».


Первичную обмотку проверяем присоединив щупы к контактам Б и К.

Измеряя «вторичку» подключаем один щуп к контакту Б, а второй к высоковольтному выводу.

Изоляцию замеряют через клемму Б и корпус катушки. Показания прибора должен быть не ниже 50 Мом.

Далеко не всегда у просто автолюбителя под рукой имеется мультиметр и опыт его использования, в дальней дороге проверка катушки зажигания указанным способом также недоступна.

Другие способы

Еще одним способом, особенно актуальным для старых автомобилей, в том числе и ВАЗах, будет проверка искры. Для этого центральный высоковольтный провод помещается на расстояние 5-7 мм от корпуса двигателя. Если при попытках завести машину проскакивает синяя или ярко-фиолетовая искра — бобина работает нормально. Если цвет искры более светлый, желтый, или она отсутствует вовсе, это может служить подтверждением ее поломки, либо неисправности провода.

Есть простой способ проверить систему с индивидуальными катушками. Если двигатель троит, нужно просто поочередно отсоединять питание катушек на заведенном двигателе. Отключили разъем и звук работы поменялся (машина задвоила) – катушка в порядке. Звук остался прежним – искра на свечу в этом цилиндре не поступает.

Правда проблема может быть и в самой свече, поэтому для чистоты эксперимента следует поменять местами свечу из этого цилиндра с любой другой.

Подключение катушки зажигания

Если при демонтаже вы не запомнили и не отметили какой провод к какой клемме шел, схема подключения катушки зажигания следующая. На клемму со знаком + или буквой Б (батарея) подается питание от аккумулятора, на букву К подключается коммутатор. Цвета проводов в автомобилях могут отличаться, поэтому проще всего отследить какой куда идет.

Правильность подсоединения важна, и в случае нарушения полярности можно испортить саму бобину, трамблер, коммутатор.

Вывод

Одним из важных узлов в автомобиле является бобина, создающая высокое напряжение для образования искры. Если в работе двигателя появляются провалы, он начинает троить и просто нестабильно работать – причиной может быть в ней. Поэтому важно знать, как проверить катушку зажигания правильно, а при необходимости и дедовским методом, в полевых условиях.

Провода – это обязательная часть системы зажигания любого современного автомобиля. Существуют особенности их подключения в зависимости от модели автомобиля и её конструкционной схемы. Узнаем, как подсоединить провода зажигания на своём автомобиле.

Чем провода зажигания отличаются от обычных

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Итак, провода системы зажигания называют иначе высоковольтными или бронепроводами. Это обязательная часть системы, посредством которой передаётся электроимпульс. В тот момент, когда напряжение поступает на свечи, горючая смесь (ТВС) возгорается. Благодаря этому начинается новый такт функционирования ДВС.

Конструкция бронепроводов в отличие от обычных заметно разнится. Так, помимо медной жилки, которая отвечает за проведение тока и защиты (изоляции) в них предусмотрены также наконечники и пластиковые колпачки.

Для чего нужны металлические наконечники и защитные колпачки? Первые успешно выполняют функции контактов, вторые – защищают провода от грязи и пыли. Кроме того, наконечники бронепроводки изготовлены так, чтобы точно входить в посадочные гнезда свечей зажигания и в отверстия на распределителе.

Важный момент. От того, насколько качественно изготовлены наконечники, зависит ресурс и срок эксплуатации бронепроводов в целом.

Выбирая между теми или иными моделями бронепроводов, следует иметь в виду два важных момента. Первый – сопротивление, и второй – их пробивное напряжение. Сравнительно лучшая передача электроимпульса связана, безусловно, с низким значением сопротивления. Что касается второго значения, то она напрямую влияет на устойчивость к электрическим пробоям и замыканиям.

В таблице ниже приведены различные значения сопротивления бронепроводки от производителей Тесла, Цезарь, Слон и других. Безусловно, именно Тесла получила наибольшее количество одобрений от владельцев автомобилей по всему миру. И наряду с хорошим сопротивлением, их отличает также отменный показатель пробивного напряжения.

Цена на комплект бронепроводки Тесла не превышает, как правило, 500-600 рублей.

Производитель Сопротивление на цилиндре №1(кОм) Сопротивление на цилиндре №2 Сопротивление на цилиндре №3 Сопротивление на цилиндре №4 Пробивное напряжение (кВ)
Tesla 3..27 4..16 5..02 6..26 50
Cezar 3..1 3..53 4..23 5..34 50
Finwhale 1..95 2..18 2..6 3..42 50
Ween 6..17 6..57 7..52 9..89 35
Slon 4..24 4..74 5..19 7..6 50

Как проводится соединение

Итак, порядок соединения бронепроводов обязан быть последовательным. Это крайне важно, ведь каждому цилиндру ДВС должен соответствовать свой родной провод. На распределителе-катушке зажигания имеются соответствующие гнёзда, которые пронумерованы. Всё чётко предусмотрено: перепутать тот или иной провод, соединяющий свечи с распределителем-катушкой, будет очень сложно.

Как и говорилось выше, схема подключения бронепроводки зависит от определённой модели автомобиля. Например, автомобиль четырнадцатой модели Ваз оснащался бронепроводкой двух типов: вариантом до 2004 и после. Связана разница с тем, что до этого года устанавливались 4-контактные распределители-катушки, после – 3-контактные.

На фото ниже схема расположения бронепроводки на ВАЗ до 2004 года и после

Для того чтобы ничего не напутать в процессе соединения бронепроводов, рекомендуется придерживаться следующего:

  • Скинуть клеммы АКБ;
  • Снять старые бронепровода с модуля зажигания;
  • Подключить новые, согласно схемам подключения;
  • Вставить клеммы аккумулятора на место;
  • Завести мотор.

Если двигатель легко запустился, то всё было сделано правильно. Рекомендуется в процессе инсталляции проводки не соединять их между собой пластиковыми хомутами, а использовать для этого гребенчатый держатель, идущий в комплекте.

И напоследок скажем, что менять бронепровода следует регулярно, через определённый промежуток времени. Например, на том же ВАЗ 2114 – через каждые 30 000 км пробега.

Работа бензинового двигателя внутреннего сгорания возможна только при наличии искры в камере сгорания. Искра должна податься вовремя и быть достаточно сильной для воспламенения воздушно-топливной смеси. За этот процесс отвечает система зажигания автомобиля. Она состоит из многих элементов и очень важную роль в системе играет катушка зажигания.

Электрической искре очень непросто образоваться в условиях диэлектрической среды, созданной топливо-воздушной смесью в камере сгорания. Самый незначительный электрический пробой в таких условиях возможен только при наличии очень высокого напряжения. Электрический импульс такой силы просто не может возникнуть при напряжении 12 вольт, которой располагает бортовая система электропитания автомобиля. Напряжение, способное вызвать кратковременное появление искры на электродах свечи зажигания должно быть не менее десятка тысяч вольт.

Чтобы создать импульс такого высокого напряжения применяют катушку зажигания. Она призвана преобразовать напряжение бортовой системы электрооборудования в 6, 12 или 24 вольта в кратковременный импульс с напряжением до 30 000 вольт. Устройство передает импульс на свечу, где между ее контактами возникает искра, необходимая для того, чтобы рабочая смесь воспламенилась.

Катушки зажигания той или иной конфигурации устанавливают на всех без исключения ДВС, работающих на бензине или газе. Она применяется на всех видах систем зажигания без исключения– контактной, бесконтактной и электронной.

Принципиально катушка зажигания устроена очень просто. Она имеет две обмотки – первичную и вторичную. Провод с крупным сечением создает первичную обмотку, а вторичная намотана более тонким проводом и количество витков может составлять до 30 000. Первичная обмотка имеет около ста витков. Обмотки расположены вокруг металлического стержня – снизу вторичная, а поверх ее наматывают первичную обмотку.

Обе обмотки, как и сердечник, заключены внутри диэлектрического корпуса, внутри которого находится трансформаторное масло. Вся конструкция в сборе представляет собой повышающий трансформатор. На его первичную обмотку подают ток низкого напряжения, а высоковольтный импульс снимают с вторичной.

Виды катушек и схемы их подключения

При абсолютно одинаковой конструкции, катушки подключают по разным схемам, которые определяют вид устройства:

  • общая катушка;
  • индивидуальная катушка;
  • сдвоенная или двухвыводная.

Самый простой и старый вид катушек. Схема подключения ее предполагает наличие только одной катушки, передающей высоковольтный импульс на распределительное устройство – трамблер. Он уже распределяет высокое напряжение между свечами цилиндров, согласно порядку их работы. Такая схема подключения может применяться на ситстемах зажигания всех существующих типов – электронной, контактной и бесконтактной.

Функционирование бобины основывается на процессе электромагнитной индукции – высоковольтный импульс возникает при прохождении малых токов через первичную обмотку, возбуждая в высоковольтной обмотке магнитное поле, что и вызывает появление мощного импульса, который поступает на свечи.

Катушка индивидуального типа

Электронные системы зажигания могут работать только с такими катушками. Они отличаются по схеме подключения и внешне – каждая свеча имеет свою катушку и это способствует гораздо лучшей синхронизации фаз газораспределения с моментом возгорания смеси бензина и воздуха.

Катушки индивидуальной конструкции сухие и имеют в своей конструкции электронные детали воспламенителя. Обмотки расположены в обратном порядке, и ток вторичной обмотки идет прямиком контакты свечи. Конструкция этих катушек предполагает наличие диода, отсекающего высокие токи.

Сдвоенные катушки зажигания

Такие устройства способны подавать искру сразу на два цилиндра одновременно. Применение этих катушек оправдано в двухцилиндровых двигателях. Но есть еще один вид – четверные катушки, которые подают одновременно четыре искры на четыре цилиндра. Система зажигания с этими бобинами проще, правда при подаче искры на две или четыре точки, используется только один импульс, так как в остальных цилиндрах поршни не могут находиться в фазе ВМТ и гореть в этих цилиндрах в этот момент нечему.

Катушки зажигания на сегодняшнем этапе развития науки и техники не имеют альтернативы, и работа систем зажигания без них не представляется возможной.

Основной элемент системы зажигания - катушка зажигания (КЗ) - достаточно надежный элемент автомобиля. Его выходы из строя достаточно редки и, в основном связаны с покупкой некачественного изделия или его неправильной эксплуатацией. Если же все-таки возникла необходимость самостоятельно выполнить подключение катушки зажигания, сделать работу несложно, если соблюдать простой порядок операций.

Общие сведения

По своей конструкции КЗ аналогична любому другому трансформатору. Электромагнитная индукция преобразует низковольтный ток первичной обмотки в высоковольтный вторичной, который затем «посылается» на свечи зажигания для образования искры, воспламеняющей топливо.

Для подключения новой катушки зажигания знать «таинства» физических процессов не обязательно, а понимание устройства катушки желательно для того, чтобы соблюсти последовательность выполнения работ.

Любая КЗ состоит из:

  • первичной и вторичной обмоток;
  • корпуса;
  • изолятора;
  • наружного магнитопровода и сердечника;
  • крепежной скобы;
  • крышки;
  • клемм.

Именно к последним элементам катушки через провода, соблюдая инструкцию, и будет осуществляться подключение остальных узлов системы зажигания.

Порядок подключения

Система выглядит следующим образом:

  • на замок подается ток от аккумулятора или генератора;
  • при замыкании цепи ток идет на положительный контакт КЗ;
  • «масса» КЗ идет на корпус трамблера, а высоковольтный провод - к его крышке.
  • трамблер с помощью четырех проводов передает импульс на свечи.

В инструкции к машине и на многочисленных автомобильных сайтах представлены схемы подключения катушек зажигания.

Независимо от особенностей авто, подключение одинаково:

  • провод, идущий от замка, имеет коричневый цвет и подсоединяется к клемме со знаком «+»;
  • черный провод подсоединяется к «К»;
  • третий вывод (в крышке) - для высоковольтного провода.

На старых авто (после замены проводки) цвета проводов могут отличаться. В этом случае лучше их пометить при снятии старой КЗ. Если это не сделано, можно посмотреть, какой цвет ведет к замку или трамблеру или прозвонить «плюс».

Таким образом, с соединением всего трех «проводков» разных цветов и размера справится даже школьник. Главная задача по окончании монтажа - проверить надежность контактов и крепежа корпуса, а также обеспечить защиту КЗ от влаги.

Подобрать новую катушку по марке авто вы можете в !