Чем военный уаз от своей мирной копии. УАЗ "Козел": описание внедорожника Уаз бобик технические характеристики

УАЗ "Козел" - легендарный внедорожник советского производства. Производился до 2003 года на В 70-х годах получил широкое распространение, став основной машиной командиров Советской Армии. В середине 80-х начался выпуск обновленных моделей, которые нацелены были на внутренний рынок. Почему УАЗ называют "Козлом"? Вопрос актуальный для начинающих автолюбителей. Прозвище внедорожнику перешло от модели ГАЗ-А, которая имела короткую базу и по пересеченной местности двигалась "скачками".

История

УАЗ "Козел" изначально разрабатывался для перевозки грузов и людей, а также для буксировки небольших прицепов. Предполагалось, что автомобиль получит проходимость по всем типам дорог. Разработка началась еще в начале 50-х годов. Первый УАЗ "Козел", фото которого в 1965-м году было в каждом журнале про автомобили, появился в 1958 году. Это был опытный образец и носил название УАЗ-460. В нем прослеживалась схожесть с американскими внедорожниками. Крепость, утилитарность - главные особенности, которыми мог похвастаться УАЗ "Козел". Тюнинг стал популярным явлением более позднего времени, но советский внедорожник для этого подошел неплохо. Существенным минусом автомобиля являлась неудобность.

Появление на дорогах

Первый УАЗ "Козел" сошел с конвейера 15 декабря 1972 года. Внедорожники были призваны сманить ГАЗ-69. Агрегатная база использовала знакомую для того периода механику, отличающуюся надежностью. Изначально автомобиль выпускался под индексом 469. Продолжалось это до 1985 года, после чего номер был изменен на 3151.

В 1974 году автомобиль был подвержен испытаниям, в ходе которых он смог подняться на высоту 4,2 километра на гору Эверест.

В 2003 году было прекращено производство УАЗов.

Возобновление производства

В начале 2010 года сообщил, что собирается вновь начать производить УАЗ-469. Однако ожидалось, что партия будет ограниченной. Была изменена конструкция внедорожника, которая существенно повышала комфорт при езде. Модель получила пружинную переднюю подвеску, дисковый тормоза, а также усилитель руля. Выпускались решения, в которых придерживались оригинальной конструкции.

Производство продолжалось до января следующего года. За этот период было выпущено около пяти тысяч внедорожников. Завод же решил вместо УАЗа-469 выпускать "Хантер Классик", стоит который существенно больше своего предшественника.

Конструкция

Кузов изготавливался открытым, имеется съемный тент. Присутствует 4 двери. Для погрузки багажа есть задний борт, который можно назвать пятой дверью. Сзади установлено два откидных сидения для размещения пассажиров. Всего внедорожник способен перевозить до 7 пассажиров. Дуги для установки тента можно снимать. Для облегчения транспортировки внедорожника ветровое стекло выполнено откидным. Смонтирован кузов на надежной и прочной раме в виде лонжерона.

Двигатель в автомобиле используется 4-цилиндровый УМЗ-451МИ на 2,5 литра. Мощность составляет 75 л.с. Для заправки используется бензин А76 или А72. В основе стоит сухое сцепление на один диск. Установлена 4-ступенчатая коробка передач. Для топлива используется два бака по тридцать девять литров. На 100 километров пути расходуется 16 литров бензина (скорость 90 км/ч).

Автомобиль может перевозить до 7 пассажиров и 100 килограмм багажа или 2 и 600 килограммов багажа. Способен буксировать прицеп, масса которого составляет 850 килограммов.

В 1985-м году внедорожник был модернизирован и обзавелся новой приставкой в названии. Теперь сцепление имело гидравлический привод. Были установлены карданные валы с более плотными подшипниками. Обновлению подверглись и фары. Полезным для многих автолюбителей стал омыватель стекла с электрическим приводом. Педали тормоза и сцепления стали подвесными, усиление получили ведущие мосты, улучшена тормозная система. Для комфорта водителя и пассажиров было доработано отопление, которое стало более надежным. Основным достоинством модернизированной модели стал двигатель, который теперь имел мощность 80 л.с. Возросла и максимальная скорость внедорожника - 120 км/ч.

Кроме потрясающей проходимости и популярности в России, УАЗ "Козел" может похвастаться интересными фактами.

В 1978 году новый советский внедорожник принял участие в автокроссе, который проходил в Италии. В турнире он стал лучшим, заняв первое место, за что получил награду "Серебряный домкрат".

В начале июня 2010 года УАЗ-469 установил новый мировой рекорд. В автомобиль вместилось 32 человека, общий вес которых составил 1900 килограммов. С таким грузом внедорожник проехал 10 метров, став самым вместительным в мире.

В народе УАЗ часто называют "Козлом" и "Бобиком".

В 1965 году вышел новый выпуск "Детской энциклопедии", на странице которой красовался УАЗ-469, несмотря на то что официальный выпуск модели состоялся только в 1972 году.

Автомобиль УАЗ может похвастаться тем, что имеет свои уменьшенные копии. Модельки внедорожника стали продаваться в 80-х годах.

Тюнинг

Модернизацией "козлика" занимаются и профессионалы, и любители. Самым распространенным является тюнинг колес. Владельцы внедорожников устанавливают широкую резину, чтобы добиться еще лучшей проходимости. Некоторые даже умудряются приделывать гусеницы, превращая автомобиль в танк. Многие охотники предпочитают именно УАЗ. Дополнительно многие из них убирают крышу, чтобы вести стрельбу прямо из транспорта, а также выкрашивают машину в камуфляжный цвет. Мастерам под силу превратить "Козла" в неплохой спорткар, полностью переделав корпус.

Производство: Martorelli SrI.

Начало выпуска: 1973 год.

Впервые граждане бывших союзных республик узнали о связи Ульяновского автозавода с итальянской фамилией Марторелли в 1975-м. Тогда на страницах советской прессы появилась информация о "469-х", участвующих в международном пробеге по Сахаре, который был организован той самой семьей Марторелли для привлечения внимания других итальянцев к диковинным внедорожникам Страны Советов.

Вдобавок УАЗы стали оснащать иностранными силовыми агрегатами (устанавливали их в Уляновске). Всего в линейке Марторелли было четыре модели, из которых наиболее доступным авто считался UAZ-Explorer с родным бензиновым УМЗ-451М (2 500 см3, 75 л.с.). Остальные же – UAZ-Marathon с дизелем Peugeot XD2 (2 500 см3, 76 л.с.), UAZ-Dakar с турбодизелем фирмы Витторио Марторелли VM (2 400 см3, 100 л.с.), UAZ-Racing с бензиновым двигателем FIAT (2 000 см3, 112 л.с.) – были значительно дороже.

За 26 лет плодотворного сотрудничества предприимчивых братьев Марторелли с Ульяновским заводом в Южной Европе было продано более 6,6 тысячи доработанных УАЗов, часть из которых в начале 90-х были привезены в Россию как изделия иностранного производства.

УАЗ-3907 "Ягуар"

Производство: УАЗ.

Показ: 1983 год.

Отмеченный госпремией в 1983 году автомобиль-амфибия УАЗ-3907 "Ягуар", созданный на базе модели 469, во время испытаний, проводимых с 1980-го, поражал воображение. Он был способен передвигаться по воде со скоростью 8-10 км/ч, плыть с двадцатью одним человеком на борту (по конструкции салон был рассчитан на семерых), поворачивать на воде без водяного руля (при помощи передних колес), двигаться по суше со скоростью 100 км/ч, работать при температуре с огромным интервалом (от +45°, до −47°), буксировать прицеп массой до 0,75 т… И невзирая на возросшую массу иметь отличную проходимость благодаря плоскому днищу. При всем этом "Ягуар" был похож на обычный автомобиль повышенной проходимости, а не на помесь моторной лодки с представителем колесной династии.

С 1986 года по отдельному договору с КГБ для пограничников была начата разработка модификации с установкой шести пар лыж, которая во время испытаний так же показала отличные результаты. Печальным во всей этой истории был только конец. В 1990-м по причине отсутствия обещанного финансирования проект свернули. Всего на свет появилось 14 уникальных амфибий.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

УАЗ-31512 TRUCK ЛЛД

Производство: "ЛЛД-авто", Москва.

Начало выпуска: 1994 год.

В 1993 году посетители Московского международного автосалона увидели автомобили, которые сразу же окрестили "русскими Марторелли". Это были УАЗы-31512, прошедшие подготовку на первом частном автозаводе России, организованном братьями Лариными и их друзьями. Уровень проделанных работ, в результате которых ульяновские "вездепроходимцы" заметно преобразились, был на высоте, к тому же основная часть всех используемых материалов была отечественного производства.

Однако больший интерес привлекла модель этой же фирмы, которую представили годом позже на том же месте. Речь идет о четырехместном пикапе УАЗ-31512 TRUCK ЛЛД. Его создателям пришлось сделать следующее: базу обычного УАЗа увеличить на 650 мм, в задней части нарастить боковые панели, в пакеты задних рессор добавить по одному коренному листу, а тыльную стенку кабины сделать вертикальной (из пластика).

В результате получился привлекательный пикап с посадочной формулой 2+2 (так указал производитель) и грузовой платформой длиною 1,7 метра, способной вместить 2,5 куба груза. К сожалению, все, что касалось тормозов, узлов и агрегатов шасси, не подверглось изменению или замене на более подходящее, хотя это было возможно. Причиной столь странного шага стала высокая стоимость машин из-за того, что изначально УАЗы закупались не на самом предприятии в Ульяновске, а у обычных дилеров, которые хорошо накручивали цену.

В период пика (1994-1995 гг.) предприятие "ЛЛД-авто" выпускало до 40 машин ежемесячно, но во второй половине 90-х спрос на доработанные УАЗы стал резко падать, и в конечном итоге первый частный автозавод прекратил свое существование.

ШЗСА-3939

Производитель: ОАО "ШЗСА", Шумерля (Чувашия).

Начало выпуска: 1994 год.

С переходом на рыночную экономику вновь образовавшиеся государства захлестнула волна преступности. Организованным бандитским группировкам не давали покоя денежные обороты отдельных лиц, компаний и предприятий. Участились налеты на места, где к определенному времени скапливалось большое количество налички. Но особой популярностью пользовались нападения на инкассаторов, у которых на тот момент были еще обычные автомобили. Такая ситуация не могла долго продолжаться – требовались специализированные передвижные средства, оборудованные броней.

Первую попытку создать бронеавтомобиль собственными силами осуществил Шумерлинский завод спецавтомобилей, представив публике модель 3939. Основой для броневика послужил УАЗ 31512, которому совместно с "заводом корпусов" изготовили одежду, призванную защитить ценное содержимое. Кузов был перекроен от начала до конца, с УАЗом его роднит только скос нижней части на водительской двери.

Вопреки убеждениям многих, из высокопрочной бронелистовой стали в ШЗСА-3939 был выполнен только грузопассажирский отсек, а не весь автомобиль. Стилизованный под броню капот сделали для того, чтобы издали отпугивать любителей легкой наживы.

Информации о ШЗСА-3939 немного. Известно, что производство продолжалось вторую половину девяностых, большая часть выпущенных машин уже вышли из употребления и стоят "на приколе" по дворам. Отдельные экземпляры были переделаны под боевые для военных операций в Чечне, а увидеть броневик воочию может любой желающий – он стоит в качестве памятника перед зданием объединения "Росинкас" в Волгограде.

НАМИ – УАЗ 469 "Егерь"

Производство: НАМИ, Москва.

Показ: 1998 год.

Что может быть проходимее, чем УАЗ? Только УАЗ на шинах низкого давления! Ведь, как известно, большие и мягкие колеса обеспечивают максимальную площадь сцепления с поверхностью. "Егерь" − это одна из множеств версий УАЗа с такой ходовой частью.

В основе его конструкции лежал серийный УАЗ 469 с увеличенными колесными арками, дополнительными порогами и редукторными шинами со сверхнизким давлением производства НПФ ТРЭКОЛ, слегка доработанными в НАМИ. На роль основного донора ульяновский внедорожник был выбран неспроста.

Конструкция его шасси требовала наименьшей доработки, а это экономия времени и средств. Спустя год вездеход, подготовленный для езды по мягкому грунту, заболоченным территориям, снежной целине, а также преодолению водных преград вплавь, был показан публике. А еще год спустя НПФ ТРЭКОЛ представил самостоятельную, но очень похожую разработку по этому направлению – ТРЭКОЛ 39041, в основе которой также серийный УАЗ. Производство машины продолжается до сих пор.

УАЗ-3159 "Барс"

Производство: УАЗ.

Начало выпуска: 1999 год.

"Ленд Ровер стал дорогим и престижным, Гелендеваген тоже. А чем УАЗик хуже?" – подумали на заводе и сделали длиннобазную модификацию УАЗ-3153. Еще немного погодя появилась его "люксовая" модификация – "Барс".

Для того чтобы сделать из новой модели конкурентоспособный автомобиль, растянутый кузов наделили пластиковыми накладками, установили под пороги подножки, сделали форточки сдвижными, заднюю дверь распашной, в крышу врезали люк… и это только видимые изменения.

Под капотом был установлен 16-клапанный двигатель нового поколения – ЗМЗ-409 с электронным впрыском топлива. За счет применения редукторных мостов, совмещенных с передней пружинной и задней малолистовой рессорной подвесками удалось увеличить на 80 мм дорожный просвет и на 165 мм колею. Ко всему прочему, УАЗ комплектовался гидроусилителем руля и пятиступенчатой коробкой передач.

Портил все дело только салон, который, невзирая на попытки его облагородить, оставался ужасным (твердый формованный пластик, тканевая обивка дверных панелей и т.д.). К тому же детали постоянно отваливались. Вырастить из УАЗа "Гелик" не получилось. За девять лет, что "Барс" находился в производственной программе Ульяновского завода, своих владельцев нашли только 10 тыс. длиннобазных экземпляров.

УАЗ-3150 "Шалун"

Производство: УАЗ.

Показ: 1999 год.

Хоть "Шалун" и не стал серийным, он успел засветиться в одной из неофициальных модификаций к игре GTA: San Andreas

Если есть длиннобазная версия, так значит, должна быть и короткобазная! Если пытаться угождать клиентам, жаждущим солидности, то можно попробовать "достучаться" и до молодежи… Очевидно, такой логикой руководствовались на УАЗе.

"Шалун" – это открытый "спортивно-развлекательный" вариант УАЗ-31512 с уменьшенной на 380 мм базой, оснащенный мощными хромированными дугами безопасности, легкоснимаемым тентом и четырьмя удобными креслами. Под его капотом предлагалось устанавливать два двигателя: УМЗ-4213.10 (2.9 литра) и ЗМЗ-409 (2.7 литра), способные придать автомобилю неплохую динамику (по сравнению с серийными моделями).

Впрочем, избавление от лишних сантиметров и килограммов позитивно влияло не только на максимальную скорость и время разгона, вследствие этих изменений у внедорожника улучшились маневренность и проходимость. Наряду с гражданской версией был представлен армейский вариант, днище и двигатель которого были закрыты бронелистами.

Увы, на момент премьерного показа потребительский рынок не был готов к появлению отечественного конкурента американскому Jeep Wrangler, в принципе не пользующегося огромной популярностью в России. Всего было собрано шесть экземпляров укороченного УАЗа с открытым верхом, пять из которых были проданы.

Скорпион-1

Производство: корпорация "Защита".

Начало выпуска: 2003 год.

То, что УАЗ 469 разрабатывали первым делом для армии, никогда не было секретом. Долгие годы этот автомобиль являлся основным командирским транспортом на территории СССР, а затем и всего постсоветского пространства. Сказать, что машина устарела, значит не сказать ничего.

Однако вносить серьезные конструктивные изменения в производственном масштабе не так-то легко – требуются годы и немалые вложения. В результате подсуетились предприятия помельче, в числе которых оказалась корпорация "Защита" со своим проектом "Скорпион-1". Окинув беглым взором их автомобиль, увидеть что-то странное не удается – обычный УАЗ 31512, разве что трехдверный. А присмотревшись…

Для того чтобы решить проблему нехватки свободного места, кузов внедорожника расширили путем разреза вдоль и вваривания 270-миллиметровой вставки. Поработали над "барсовскими мостами", дабы увеличить колею. Избавились от задних дверей, но расширили передние. В результате получился уникальный автомобиль, превосходящий серийный УАЗ по возможности дооборудования (скрытое бронирование, установка крупнокалиберных стрелковых автоматических орудий) без потерь пространства для личного состава.

Проверить правдивость этого сложно, хотя вероятность, что подобное испытание могло иметь место и УАЗ показал неплохие результаты, всё же существует. Но даже несмотря на это, гусеничная лента была и будет оставаться эффективнее любых колес (за исключением колес с низким давлением) в условиях и тяжелого климата.

Об этом прекрасно знал доцент кафедры "Автомобили и тракторы" Нижегородского государственного технического университета А.Аникин, который в 2003 году создал снегоболотоход "Ухтыш" на гусеничном ходу.

Конструкция представляет из себя герметичный стальной корпус с уазовскими агрегатами, на который установили кузов, разрезанный вдоль чуть ниже линии излома кузовных панелей. Салон визуально остался без изменений за исключением рогатого штурвала на месте руля.

Массовым "Ухтыш" не стал, но конструкция была признана в целом весьма удачной и успешной, и еще несколько лет машину собирали на Заводе вездеходных машин и продавали по цене под 1 млн рублей.

В итоге получился вездеход для переброски личного состава, чья верхняя составляющая не только украсила самый массовый советский полноприводный грузовой автомобиль, но и позволила сидящим внутри людям чувствовать себя гораздо комфортнее, нежели в бортовом кузове.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Обзор автомобиля УАЗ 469: характеристики и возможности модели

Понятно, что за 40-летнюю историю УАЗ несколько раз переживал обновления и технические модификации, однако основные характеристики остались почти без изменений.

Двигатель

Показатели двигателя у УАЗ-469 были не самыми лучшими, даже для тех времен. Это был карбюраторный агрегат 451М. Его объем составлял 2.4 литра. Максимальная мощность составляла 75 . Работал он на бензине марки А-76 и мог разогнать 2-тонный автомобиль до 120 километров в час, причем разгон до сотни занимал 39 секунд. А расход топлива на скорости 90 км/час достигал в смешанном цикле 16 литров.

В 1985 году, когда автомобилю был присвоен новый индекс, он пережил некоторые обновления.

В частности новый двигатель УМЗ-414 стал немного более проворным и мощным:

  • установлена система впрыска - инжектор;
  • объем повышен до 2.7 литра;
  • мощность увеличена до 80 л.с., а потом и до 112 л.с.;
  • максимальная скорость - 130 км/час.

Трансмиссия и подвеска

УАЗ-469 оснащался простой механической 4-скоростной коробкой передач. Синхронизаторы были на 3 и 4 передачах. Привод у автомобиля был полный - с жестко подключаемой передней осью. С помощью 2-диапазонной раздаточной коробки можно было контролировать распределение мощности при включенном полном приводе. Раздатка жестко крепится к КПП без промежуточного карданного вала.

У гражданской версии автомобиля - УАЗ-469Б - раздаточная коробка имела одну передачу, без бортовых редукторов в мостах, то есть проходимость была хуже на бездорожье.

Сцепление было также достаточно простым - механический привод, рычажная корзина сцепления (позже заменена на лепестковую), диск фередо, подшипник сцепления - одним словом простейшая сухая система. Однако после модификации в 1985 году появился гидравлический привод сцепления, что было вполне правильным решением для достаточно тяжелого отечественного джипа. (Правда, у владельцев появилась новая проблема - покупка и замена главного и рабочего цилиндров).

Подвеска - зависимая. На более поздних версиях, а также на «Хантере» появились стабилизаторы поперечной устойчивости. Поскольку для условий бездорожья не подходит, то на УАЗ устанавливали спереди пружинные амортизаторы с продольными рычагами, а сзади - рессоры и гидропневматические амортизаторы.

Параметры и дорожный просвет

По своим размерам УАЗ-469 вписывается в категорию среднеразмерных внедорожников:

  • длина - 4025 мм;
  • - 2380;
  • ширина - 1805;
  • высота - 2015 миллиметров.

Масса снаряженного автомобиля составляла 1670-1770 килограмм, а полностью загруженного - 2520 кг. УАЗ брал до 675 килограмм полезного груза, что не так много, ведь он мог вмещать 5-7 человек (учтите, что внедорожник в основном предназначался для перевозки командного состава, а командный состав малой массой тела никогда не отличался).

Высота у УАЗ-469 достигала 30-ти сантиметров, а у гражданского УАЗ-469Б - 22 сантиметра.

Интерьер и экстерьер

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Автомобиль не был предназначен для комфортного времяпровождения во время поездки, поэтому и салон не впечатляет своим внешним видом. Достаточно сказать, что до 1985 года подголовников ни на передних, ни на задних сидениях не было. Передняя панель - металлическая. Приборы расположены вдоль панели, так что для считывания показаний нужно было поворачивать голову. Спидометр расположен практически под рулевым колесом.

Со стороны пассажира никаких бардачков нет, разве что можно было под переднюю панель устанавливать аптечку. Металлическая ручка на торпедо помогала удержаться в кресле на крутых неровностях дороги.

Задний ряд сидений представлял сплошную лавку со спинкой, на нее могли поместиться 3 пассажира. Можно было также установить дополнительный ряд сидений в багажное отделение. Задние сидения иногда полностью снимали для увеличения внутреннего пространства и перевозки грузов.

Уже ближе к началу 90-х годов интерьер немного осовременили: металлическую переднюю панель сменили пластиковой, на сидушках появились подголовники. Сами сидения вместо кожзаменителя стали покрывать приятной на ощупь материей.

Тентовый верх заменили металлической крышей в гражданской версии, которая после 1985 года стала называться УАЗ-31512.

Цены и отзывы

Выпускали УАЗ-469 во всех его модификациях до 2003 года. В 2010 году была выпущена ограниченная партия к 65-летию Победы. Так что новое авто в салоне вы не купите.

А на б/у цены будут приблизительно такие:

  • 1980-1990 годы выпуска - 30-150 тысяч (в зависимости от состояния);
  • 1990-2000 - 100-200 тысяч;
  • 2000-ные - до 350 тысяч.

Понятно, что можно найти и более дорогие варианты даже 70-х годов производства. Правда, владельцы вложили достаточно много денег в тюнинг.

Отзывы об этой машине можно найти разные.

Ганс из Костромы пишет :

«Купил подержанный уазик, вложил много денег. Достоинства: проходимость, тент можно снимать, на заправку заезжаю любой стороной, не жалко если попадешь в мелкое ДТП.

Недостатки: комфорта ноль, передние двери подтекают под дождем, абсолютно нет динамики, после легковушки нужно долго привыкать, расход сумасшедший».

Владимир, Волгоград :

«Я охотник и рыболов, купил УАЗ 88 года, пришлось поработать и вложиться финансово. УАЗ по нашим разбитым дорогам любую иномарку «сделает», а на бездорожье даст фору и Хаммерам и Лэнд Крузерам. Недостатки в любой машине найти можно, но уазик может и прицеп на 850 кг тянуть и из болота вылезти, так что меня все устраивает».

Валентин из Сызрани :

«Машина на любителя, если вам нравится лежать под ней целыми днями после каждой поездки, можете покупать - продам за 100 тысяч, вместе с фирменной резиной «Medved» широкими дисками для болотника. В машине нет электроники, кондиционера, печка не регулируется. Единственные плюсы - проходимость и ремонтопригодность».

УАЗ 469 и его усовершенствованные модификации - линейка внедорожников, по праву входящая в список лучших автомобилей. Такие высокие позиции он имеет неспроста, так изначально этот автомобиль задумывался как военная техника.

Именно УАЗ 469 с 70-х годов XX века занял позицию основного командирского автомобиля в Советском союзе, а также странах Варшавского договора. Действительно, конструктивные особенности позволяют ему преодолевать различные препятствия, например, пересеченную местность болотистого типа с глубиной колеи вплоть до 1 метра. При этом автомобиль имеет отличные характеристики пассажиро- и грузоподъемности, позволяющие реализовывать на нем масштабные перевозки.

Создание вездехода высокой проходимости стало возможным благодаря реализации гармоничного сочетания мощного двигателя, трансмиссии и высокого клиренса на базе полного привода. Необходимость в появлении такой модели была вызвана недостатками производимого на тот момент автомобиля ГАЗ-69.

Стоит отдельно отметить работу на низкокачественном бензине, что является важным для военного внедорожника.

Краткая история создания внедорожника

Первый образец УАЗ-469 был выпущен в далеком 1960 году. Эта тестовая модель, изначально заявленная как армейский внедорожник, имела несколько отличительных особенностей: колесные редукторы на мостах, призванные повысить проходимость, рычажная подвеска и торсионы. Идея торсионной подвески провалилась уже в самом начале тестирования: автомобиль сильно проседал. Инженерам пришлось осуществить замену торсионов на традиционные рессоры. Впрочем, колесные редукторы ликвидировать не пришлось, и это нововведение отлично прижилось в новой модели.

Новый УАЗ 469 с успехом преодолел в 1964 году необходимые государственные тесты, тем самым получив одобрение на выпуск. В 1972 году производство модели было поставлено на конвейер.

В 1985 году вследствие модернизации автомобиль согласно действовавшей отраслевой системой был переименован в УАЗ-3151.

На протяжении десятков лет надежная модель использовалась не только военными, но самыми разными отраслями. Лишь в 2011 году автомобиль навсегда покинул каталог моделей, выпускаемых Ульяновским автомобильным заводам, уступив место более современному производству.

Конструкция внедорожника

Сцепление УАЗ-469 сухое однодисковое, фрикционное. Оно необходимо в целях обеспечения плавности при подключении и отключении коленчатого вала к подвеске автомобиля во время изменения режима движения и при остановке автомобиля. Первые версии имели сцепление без гидроусилителя, более поздние - с гидравлическим приводом. Рулевое управление автомобиля УАЗ-469 включает рулевой привод и редуктор с рулевой колонкой и рулевым колесом.

УАЗ 469 оснащен надежным и простым двигателем. В основном эту роль выполняет рядный четырехцилиндровый УМЗ-417 объемом 2,5 литра и его различные модификации. Например, гражданские автомобили обычно оснащены УМЗ-4178, а военные - УМЗ-4179. Последний модифицирован датчиком-распределителем, экранированной высоковольтной проводкой и дополнительным местом, предназначенным для подогревателя мотора.

УАЗ-469 оснащён четырёхступенчатой механической коробкой переключения передач. Имеются прикрепленные к КПП УАЗ 469 синхронизаторы инерционного типа (хотя изначально они отсутствовали), которые нейтрализуют шум и грохот во время переключения, синхронизируя скорость соединяющихся зубцов. Также коробка позволяет автомобилю передвигаться задним ходом.

На УАЗ-469 имеются две независимые тормозные системы: рабочая и стояночная. В начале выпуска автомобиля тормоза были довольно ненадёжными; в конце 80-х годов тормозную систему улучшили и переоборудовали в двухконтурную.

Раздатка машины двухступенчатая и неотделима от КПП УАЗ 469, потому что не имеет промежуточного карданного вала. Она занимается распределением крутящего момента между приводными механизмами.

Во множестве автомобилей УАЗ применяются бесконтактные системы зажигания, в числе положительных качеств которых уменьшение расхода топлива, препятствование нагарообразованию, уменьшение токсичности выпускаемых газов и облегчение запуска двигателя в зимних условиях. Более того, такие системы зажигания более надёжны и стабильны в работе и намного реже требуют техобслуживания, поскольку, благодаря тому, что у прерывателя нет подвижных контактов, исчезает потребность в их систематической очистке и регулировании зазора.

Параметры внедорожника

Суммарное количество мест равно 7. Кузов вместимостью 5 человек оснащён брезентовым тентом со съемными дугами. У УАЗ-469 четыре двери, но задний борт, предназначенный для загрузки багажа, иногда называют пятой. Здесь в откидных креслах способна расположиться пара пассажиров. Боковые двери оборудованы съёмными остеклёнными надставками из металла.

Рама ветрового стекла может быть откинута на капот, благодаря чему маскировка и перемещение автомобиля на авиа- или водном транспорте значительно упрощается.

В экономическом аспекте преимуществом автомобиля является использование недорогого топлива - для внедорожника подходит низкооктановый бензин А-72 или А-76. Автомобиль оборудован двумя топливными баками вместимостью 39 л каждый. Расход бензина на скорости 90 км/ч составляет порядка 16 л на 100 км.

В нормальном режиме УАЗ-469 способен перемещать семь человек совместно с центнером багажа, либо же двух вкупе с 600 кг. Также возможно передвижение прицепа, который может весить до 850 кг.

Этот внедорожник имеет впечатляющие размеры. В действительности ему даже принадлежит всемирный рекорд вместимости легкового автомобиля: в июне 2010 года он сумел вместить в своём кузове 32 человека и после этого передвинуться на 10 метров, что официально зафиксировало Международное агентство рекордов и достижений.

Экспорт внедорожника УАЗ 469

Экспорт внедорожника осуществлялся в широких масштабах - поступали заказы из десятков стран азиатских, африканских и южноамериканских территорий. На территории Италии в продаже имелись даже модификации внедорожника с бензиновым мотором Fiat и с дизельными двигателями Peugeot и VM.

Несмотря на прекращение производства модели, она остаётся очень популярной, благодаря чему не составляет особенного труда найти для неё рабочие запчасти в хорошем состоянии.

Ранее 1985 года «УАЗики» редко оказывались в собственности автолюбителей - их можно было либо получить в награду за особые заслуги, либо купить у государственных служб списанные экземпляры. Когда же внедорожник стал более доступным, люди, живущие в областях с плохими дорогами (или вообще их отсутствием) смогли в полной мере оценить неприхотливость, чрезвычайную проходимость и другие достоинства этого советского автомобиля.

Как уже было сказано, производство автомобиля завершилось в 2003, эта модель с небольшими изменениями была выпущена в 2010 году ограниченной партией количеством 5000 экземпляров. Выпуск был предназначен для корпоративных клиентов, но также предоставил опредёленному количество автолюбителей уникальный шанс получить новый УАЗ-469. В настоящий момент он завершён.

Видео обзоры УАЗ 469


Статья опубликована 09.03.2015 02:04 Последняя правка произведена 13.09.2015 04:22

Полноприводный легковой автомобиль повышенной проходимости для эксплуатации на дорогах всех категорий, а также по пересечённой местности.

Автомобиль УАЗ-469Б - это «гражданская» версия модели УАЗ-469 - без пускового подогревателя, ведущие мосты с одноступенчатой главной передачей без бортовых редукторов (дорожный просвет 220 мм), изготовленные на основе ведущих мостов автомобиля ГАЗ-69, контактная (на ранних моделях) или бесконтактная электронная система зажигания. Карданные валы имеют несколько большую длину по сравнению с валами автомобиля УАЗ-469 . Машина открытая, с брезентовым тентом (машины с металлическими или стеклопластиковыми крышами - это бывшие тентованные, жёсткий верх устанавливался отдельно или как дополнительная комплектация), двигатель объёмом 2,4 л, 4-х ступенчатая КПП.

Серийно УАЗ-469Б выпускался Ульяновским автозаводом с 1972 года по 1985 год, после чего в соответствии с отраслевой системой 1966 года получил четырёхзначный номер 31512 (номер 3151 получила модель с редукторными мостами УАЗ-469).

УАЗ-31512 выпускался с 1985 по 2005 год.

Варианты модификации:

1. В качестве патрульной машины милиции выпускалась модификация УАЗ-31512-УММ с металлическим утеплённым пятидверным кузовом и установленным дополнительным спецоборудованием.

2. В 2002 году на оружейной выставке «INTERPOLITEX-2002» был представлен ударный автомобиль «Скорпион», созданный на базе УАЗ-3151: с новым двигателем мощностью 170 л.с., гидроусилителем руля, съёмными бронепанелями, пуленепробиваемыми стёклами, пулестойкими шинами и турельной телескопической стойкой (на которую может быть установлен пулемёт или автоматический гранатомёт). Масса машины увеличилась до 2 880 кг.

Технические характеристики УАЗ-469Б:

Годы пр-ва 1972-2005
Сборка Ульяновский автомобильный завод
Класс легковой автомобиль повышенной проходимости
Дизайн
Тип(ы) кузова 4/5-дверный универсал;4-дверный универсал-фаэтон
Компоновка переднемоторная, полноприводная
Колёсная формула 4-4
Двигатели
1. УМЗ-4178
2. ЗМ3-4021.10
Трансмиссия
Тип 4-х ступенчатая
Массово-габаритные
Длина 4 025 мм
Ширина 1 785 мм
Высота 2 015 мм
Клиренс 220 мм
Колёсная база 2 380 мм
Колея задняя 1 453 мм
Колея передняя 1 453 мм
Масса 1 650 кг
Динамические
Макс. скорость 120 км/ч.
Предшественник ГАЗ-69
Преемник УАЗ-31514
Похожие модели ГАЗ-69
Другое
Грузоподъёмность 750 кг
Расход топлива 15,5
Объём бака 2-39 л
Дизайнер Альберт Михайлович Рахманов