Время владения автомобилем. Вот через сколько лет владения в россии люди меняют свои автомобили. Уменьшение дохода на сумму расходов

Желание расстаться со своим нынешним автомобилем и пересесть на новый у россиян возникает гораздо чаще, чем у жителей в других странах. Согласно данным компании PricewaterhouseCoopers, а также ряда исследовательских организаций, средний срок владения автомобилем в России - 3–4 года, в то время как в США, Китае, Индии - 5 лет, в Японии - более 6,5, в Германии и Канаде - 7 (см. график).

Конечно, подобная усредненная статистика имеет некоторые погрешности, и пользуются автомобилем в России по-разному. Скажем, в глубинке машину меняют гораздо реже, чем в крупных городах. А премиальные марки меняют чаще массовых. Однако сам подход к продолжительности владения автомобилем в России иной, чем в других странах. Где-нибудь в Канаде автомобиль часто служит своему владельцу лет десять, у нас же представить такое почти невозможно. Почему?

Разум и чувство

Конечно, частая смена автомобиля в России означает растущее благосостояние населения. Происходит это на фоне бурного роста автомобильного рынка, на котором ширится предложение новых моделей, а также схем их приобретения - трейд-ин, кредиты, лизинг и т. д.

Но в развитых странах доходы населения ничуть не ниже, схем покупок не меньше, да и автомобили стоят дешевле. Однако машины там меняют нечасто.

Все дело в типичных для России причинах смены автомобиля. Их можно разделить на рациональные и нерациональные. По мнению участников рынка, самая распространенная рациональная причина - увеличение расходов на содержание машины. Со временем она начинает требовать сначала мелкого, потом крупного ремонта, и рачительный собственник, подсчитав, во сколько она обходится (затраты на топливо, техобслуживание, страховку, транспортный налог, потеря стоимости при продаже - см. «Содержательные расходы», «Эксперт-Авто» № 6 (115) от 23 августа 2010 года), понимает, что ему выгоднее купить новую.

Нередко машину продают после окончания заводской гарантии (вполне логично обезопасить себя от непредвиденных трат на возможный ремонт) или после аварии (чтобы не иметь дело с возможными поломками после ремонта). «Плохие дороги, неблагоприятный климат, комплектующие низкого качества, особенности водительской культуры - вот причины частого ремонта автомобилей в России. А чем чаще ремонт, тем чаще владельцы задумываются о смене машины», - говорит Стенли Рут , руководитель автомобильной практики PricewaterhouseCoopers в России.

Еще одна распространенная рациональная причина - изменение потребностей. Скажем, случилось прибавление в семье, и стала нужна более просторная машина. Или появилась дача, куда можно добраться лишь на более проходимом автомобиле. Или срочно потребовались деньги - например, на ремонт или покупку квартиры.

Автомобиль как статус

Рациональные причины приобретения нового автомобиля на Западе примерно те же, что и в России. Однако у нас очень распространены мотивы, апеллирующие к чувствам и эмоциям. «Автомобиль в России больше, чем просто средство передвижения, это выражение социального статуса его владельца, - отмечает Ярослав Зайцев , руководитель сектора автомобильных исследований компании TNS. - В сознание российского покупателя крепко заложено понимание: чем марка “круче”, тем выше социальный статус ее обладателя, и это играет немаловажную роль при выборе и покупке автомобиля. В Европе при выборе автомобиля главным является соотношение цена-качество, а у нас оно воспринимается как некий компромисс: значит, на “нормальную” машину денег не хватило».

Кстати, смена класса автомобиля на более высокий в России объясняется именно стремлением человека повысить свой социальный статус: бюджетную малолитражку он меняет на размерный класс C, класс C - на компактный кроссовер, кроссовер - на внедорожник. Потребители же в европейских странах, скажем в Германии, долгие годы могут менять машину на новую того же класса.

В сегменте премиальных марок автомобили меняют особенно часто, примерно раз в два года. «Автомобиль премиум-класса особенно подчеркивает статус своего владельца, он, можно сказать, является частью его деловой репутации, - говорит Игорь Гапонов , руководитель отдела маркетинга марки Lexus в России. - У нас важно, на какой машине вы ездите. Если вы давно не меняли модель, это может отрицательно сказаться на вашем имидже и даже навредить бизнесу - деловые партнеры могут подумать, что дела у вас идут неважно».

Приобретение вещи как статуса маркетологи называют показным потреблением. Характерно оно не только для России, но и для некоторых стран с развивающимися экономиками, причем касается это не только автомобилей, но и других товаров (например, у нас любят одежду премиальных брендов и дорогие гаджеты, которые покупают в кредит и даже на последние деньги, лишь бы не отстать от людей «своего» круга). «Рост благосостояния населения еще недавно бедных стран чреват появлением показного потребления, - замечает Михаил Самохин , преподаватель по автомобильному маркетингу, руководитель маркетинговой аналитической группы AD Wiser. - Здесь мы не одиноки - Турция и Китай демонстрируют те же модели поведения. Непрочное общественное положение требует декоративного подтверждения - новой машины более крупного размера или высокого класса».

Заговор производителей?

Впрочем, не стоит отрицать, что немалые усилия для более частой смены машин прилагают и сами производители. Они, безусловно, стараются выпускать максимально качественные и долговечные модели, но в то же время заинтересованы, чтобы их чаще меняли. Среди обывателей распространен миф о «заговоре производителей»: мол, автомобильные компании намеренно делают ненадежные машины, раньше они были на века - чего стоил негниющий кузов из толстенных листов стали, а сейчас детали «одноразовые».

В приватных беседах представители ведущих компаний признают: да, срок службы современных автомобилей меньше, чем лет двадцать-тридцать назад. Скажем, раньше ресурс двигателя в легковушках нередко составлял миллион километров. Сейчас же наиболее «долгоиграющие» моторы, в первую очередь дизельные, из-за сложностей в электронике (форсунках и т. д.) достигают ресурса в лучшем случае 500–600 тыс. км. Средний же пробег машины среднего уровня ограничивается 300–400 тыс. км. При этом некоторые машины, например городские малолитражки, за весь период эксплуатации смогут проехать в лучшем случае 100–150 тыс. км.

Однако следует иметь в виду, что в последние десятилетия изменился сам подход к потреблению, и не только машин, но и других вещей, которые раньше меняли редко. Скажем, еще в советские времена холодильники служили по тридцать-сорок лет. Сейчас же холодильник служит не более десяти лет, соответственно, производителям этой бытовой техники нет смысла закладывать в нее большой ресурс работы.

То же касается автомобиля - его меняют, во-первых, потому, что хочется нового, а во-вторых, из-за бурно развивающегося технического прогресса: модели быстро устаревают. Уже сейчас, например, ездить на автомобиле без системы электронной курсовой устойчивости (ESP) не то что немодно, а скорее небезопасно. «Люди хотят ездить на более комфортных, безопасных и динамичных автомобилях, - говорит Татьяна Натарова , директор по связям с общественностью представительства Nissan в России. - Смена модельного ряда и появление новых автомобильных функций сейчас происходит настолько быстро, что даже вроде бы недавно купленные машины могут быстро устаревать».

Что касается российского рынка, то, пожалуй, в будущем сроки владения автомобилем здесь будут увеличиваться, постепенно выравниваясь с показателями развитых стран. «При увеличении количества автомобилей на душу населения они действительно будут перемещаться в категорию транспортного средства, - прогнозирует Ярослав Зайцев из TNS. - Соотношение цена-качество будет играть все более важную роль, статусная составляющая - сокращаться, а важность функциональных характеристик, напротив, расти».

По подсчетам аналитического агентства « », срок владения автомобилями в России продолжает увеличиваться. И то, что автолюбители стараются не расставаться по многу лет со своими автомобилями, не говорит о сентиментальной привязанности первых к последним, все дело в банальной экономии. Владельцы боятся избавляться от старых машин, поскольку на новые денег может просто не хватить.

Исследование сроков владения легковыми автомобилями в РФ, которые, будучи приобретенными новыми, были проданы в прошлом, 2017 году, показало среднее время владения в течение 57 месяцев, или 4.75 лет .

Как отмечает аналитическое агентство, автомобили в одних руках стали задерживаться не последние несколько лет. Этот показатель начал свой рост 10 лет назад, в 2008 году, когда по миру прошел очередной и вполне ощутимый для всех слоёв населения экономический кризис. С тех пор сроки владения увеличились практические в два раза, если быть точным на 21 месяц . То есть 11 лет назад среднестатистический автолюбитель менял своего железного коня каждые три года .


Как обычно, на плечи ложится груз мук выбора, обусловленный непрекращающимся ростом цен на автомобили, неуверенностью в завтрашнем дне и, конечно же, падением доходов, об этом напоминает «Автостат». При этом, несмотря на расслоение общества по экономическому фактору (у кого-то денег больше, и он может позволить себе более дорогой автомобиль, у кого-то средств меньше), увеличение сроков владения затронуло всех.

Среднестатистические новым купленным автомобилем соответствуют 4-5 годам . Однако есть и рекордсмены по длительности владения как со стороны сверхбыстрой продажи нового автомобиля, так и очень долгого владения машиной.

Рассмотрим Топ-11 сроков владения автомобилями с процентным соотношением каждого из них:

Владение менее 1 года, 6%

Владение, скорее всего, прерывается серьезным ДТП с последующей перепродажей автомобиля. Иначе объяснить избавление от недавно купленного автомобиля почти невозможно.

Владение от 1 до 2 лет, 7%

Автомобиль мог не понравиться по каким-либо причинам (техническим, эстетическим и так далее).

Владение от 2 до 3 лет, 10%

Лет 10 назад это был среднестатистический «европейский» срок владения премиальными авто и машинами выше бюджетного класса. После чего модель продавалась и покупалась новая, очередная.

Владение от 3 до 4 лет, 13%

До 2008 года средний срок смены модели владельцами бюджетных моделей в крупных городах России. Сейчас столько держат во владении премиальные бренды.

Владение от 4 до 5 лет, 14%

Среднее значение обновления бюджетных моделей в 2017 году.

Владение от 5 до 6 лет, 12%

Некоторые владельцы решают немного передержать автомобиль в своих руках.

Владение от 6 до 7 лет, 8%

Возможно, этой прослойке автолюбителей действительно нравится их автомобиль, и они не собираются его продавать.

Владение от 7 до 8 лет, 4%

Для владения автомобилем более 7 лет требуются веские причины. Например, очень высокое качество.

Владение от 8 до 9 лет, 6%

Аналогично предыдущему пункту.

Владение от 9 до 10 лет, 7%

Возможно, человек очень сильно привязался к своей машине или у него нет денег на ее адекватное обновление. Скорее всего, второй вариант.

Более 10 лет владения автомобилем, 13%

Как видно, в прошлом году значительная часть автовладельцев не продала некогда купленный новым автомобиль и владеет им уже более 10 лет. Что ж, наверное, они надеются, что лет через 20 их машины станут раритетами и их можно будет реализовать с большим «наваром». А если без шуток, у людей просто нет средств обновить свой стремительно разваливающийся автомобиль на новый схожий аналог.

При продаже автомобиля у многих автовладельцев возникает резонный вопрос – нужно ли платить какой-либо налог государству? Данная статья позволит разобраться в тонкостях налогообложения в данном случае.

НДФЛ при продаже машины

Согласно ст. 208 НК РФ реализация имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу (в данном случае автомобиля) относится к доходам, полученных от источников в Российской Федерации. А доходы, как известно, являются налоговой базой для исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Расчет налога при продаже машины

При расчёте размера НДФЛ необходимо учитывать:

  • стоимость автомобиля при купле;
  • стоимость автомобиля при продаже;
  • срок владения транспортным средством.
Ситуация Решение
Стоимость автомобиля 200000 рублей (срок владения 2 года) Предоставляется декларация по форме 3-НДФЛ, но налог не уплачивается
Автомобиль куплен за 300000 рублей, продан за 360000 рублей (срок владения 1 год) Размер налога составляет (360000-300000)*13%=7800 рублей
Автомобиль куплен за 360000 рублей, продан за 300000 рублей (срок владения 1 год) Дохода нет, налоговая база отсутствует. Предоставляется декларация по форме 3-НДФЛ, но налог не уплачивается
Автомобиль продан за 360000 рублей, документов, подтверждающих покупку автомобиля нет (срок владения 2 года) Размер налога составляет (360000-250000)*13%=14300 рублей

Имущественный вычет, позволяющий уменьшить налоговую базу, составляет 250 000 рублей в год. Использовать его можно лишь один раз в год.

Пример:

Сергеев С.С. продал автомобиль, которым владел 1 год, за 380 000 рублей. При покупке автомобиль стоил 300 000 рублей.

Расчёт может быть произведён двумя путями:

Таким образом, Сергееву С.С., безусловно, выгоднее произвести уплату НДФЛ с учётом первоначальной стоимости автомобиля. В случае, если документы, подтверждающие первоначальную стоимость машины, утрачены (или машина подарена) – в расчёт берётся стоимость, установленная при продаже, которую можно уменьшить на размер имущественного вычета (250000 рублей).

Пример:

Сергеев С.С. в течение 1 года владеет двумя автомобилями (стоимостью 380 000 и 260 000 рублей), которые решил выставить на продажу. Документов, подтверждающих стоимость автомобилей при покупке не обнаружилось (оказались утрачены). В данном случае Сергеев С.С. имеет право уменьшить налоговую базу лишь на 1 транспортное средство.

Таким образом, расчёт может выглядеть следующим:

  • ((380000-250000)+260000)*13%=50700 рублей
  • ((260000-250000)+380000)*13%=50700 рублей

Как видно из расчёта, размер налога не меняется независимо от того, к стоимости какого автомобиля будет применён имущественный вычет.

В данном случае Сергееву С.С. целесообразно обратиться в ИФНС с письменным запросом стоимости автомобилей при покупке, т.к. данные о стоимости транспортного средства передаются в ИФНС ГИБДД.

Уплата НДФЛ при продаже машины, находящейся во владении менее трёх лет

Владение автомобилем менее трёх лет означает владение транспортным средством менее 36 месяцев. Если автомобиль находился в собственности владельца 37 месяцев, то в данном случае будет идти речь о владении машиной сроком более трёх лет, что автоматически освобождает автовладельца от уплаты НДФЛ в случае её продажи (п.17.1 ст. 217 НК РФ ).

Срок владения транспортным средством исчисляется не с даты регистрации автомобиля в ГИБДД, а с даты, указанной в договоре купли-продажи.

Кто освобожден от уплаты НДФЛ при продаже машины?

Не все продавцы автомобилей обязаны производить уплату НДФЛ:

В какие сроки нужно произвести уплату НДФЛ при продаже машины?

Пример ⇓

Сергеев С.С. продал автомобиль в ноябре 2017 года. Налоговую декларацию он обязан предоставить до 30 апреля 2018 года, а произвести уплату налога до 15 июля 2018 года.

Какие документы нужны для уплаты НДФЛ при продаже машины?

Для уплаты НДФЛ при продаже машины необходимо заполнить налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц, заполнить которую можно в режиме онлайн на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru.

К налоговой декларации необходимо предоставить документы, подтверждающие факт оплаты:

  • договор купли-продажи;
  • расписка продавца в получении наличных денежных средств;
  • справка-счёт (если автомобиль был приобретён в салоне или у индивидуального предпринимателя);
  • кассовый чек;
  • платёжное поручение.

Какие можно уменьшить налоговую базу при продаже машины?

Для уменьшения налоговой базы при расчёте НДФЛ возможно учесть часть расходов:

Расходы Как подтвердить?
Услуги по поиску транспортного средства Договор оказания услуг, документы, подтверждающие факт оплаты предоставленных услуг
НДФЛ в случае дарения транспортного средства Налоговая декларация, документы, подтверждающие факт уплаты НДФЛ
Оформление транспортного средства, полученного по наследству Документы, подтверждающие факт уплаты госпошлины, и оплаты стоимости услуг по оценке автомобиля
Уплата госпошлины Документы, подтверждающие факт уплаты госпошлины
Покупка автомобиля, уплата таможенных сборов Документы, подтверждающие факт понесённых расходов, договор купли-продажи транспортного средства

Какие расходы не могут повлиять на размер налоговой базы?

Не все расходы, понесённые автовладельцем при покупке автомобиля, могут повлиять на размер налоговой базы для исчисления НДФЛ. К таким расходам относятся следующие:

  • уплата процентов по кредиту в случае, если автомобиль был приобретён посредством кредитного займа;
  • любые виды страхования;
  • уплата любого вида задолженности за прежнего собственника машины.

Вопросы и ответы

  1. Могу ли я приложить к декларации кредитный договор, где указана стоимость автомобиля с учётом уплаченных процентов?

Ответ: В кредитном договоре будет отражена непосредственно стоимость транспортного средства, повлияющая на размер НДФЛ. Размер процентов, уплаченных по кредиту, в расчёт налога приниматься не может.

  1. При покупке автомобиля платёжные документы были оформлены на супругу, а сам автомобиль на меня. Как в данном случае расценивается налоговая база?

Ответ: В Вашем случае будет идти речь об имуществе, приобретённом в совместную собственность. При предоставлении декларации 3-НДФЛ приложите свидетельство о регистрации брака, подтверждающее совершение сделки в качестве совместного приобретения.

  1. Я продал автомобиль за сумму большую, чем покупал. Понимаю, что должен уплатить НДФЛ, но уже больше двух лет нигде не работаю. Возможно ли рассчитывать на какое-то снисхождение со стороны налоговых органов?

Ответ: Налог на доходы физических лиц начисляется независимо от того работает гражданин на момент совершения сделки или нет. Имеется факт получения дохода, подлежащего налогообложению. Уплату НДФЛ в данном случае производить придётся.

При продаже своего автомобиля надлежит оплачивать налог на доходы физических лиц в размере 13% от суммы полученной прибыли. К счастью, платить нужно не всегда. В какую сумму выльется продажа, когда не платится налог, какая стоимость не облагается сбором, в каком случае полагается вычет рассмотрены в статье.

Налог на продажу автомобиля менее 3 лет в собственности 2018

Если транспортное средство принадлежит владельцу 3 года и больше, то при его реализации полученная сумма не облагается НДФЛ. Когда продавец является хозяином менее трёх лет, тогда нужно уплатить государству 13% суммы, указанной договором купли продажи. Довольно часто можно получить освобождение от сплачивания, однако это право придется доказывать в ФНС РФ.

Налог с продажи автомобиля в 2018 году для физических лиц

Подоходный на денежные средства от сбыта машины, зависит:

  • от периода владения автомобилем. Если гражданин обладает автомобилем на протяжении непрерывных 36 и больше месяцев – не взимается. Срок подтверждается договором купли продажи подержанного, счетом из автосалона на новый и т.д. Только этот случай дает право не подавать декларацию о доходах в налоговую службу.
  • от гражданства продавца. Для резидентов ставка составляет – 13 процентов, всем остальным – нерезидентам, приходится уплачивать 30%;
  • от цены транспортного средства, точнее от дохода от продажи. Не нужно платить, если продается дешевле, чем было куплено. Подтверждение – 3НДФЛ и документы на авто.

Транспортный налог при продаже автомобиля

Уплата транспортного налога возлагается на непосредственного владельца и взимается по месту его жительства. Гл.28 Налогового кодекса не установлены льготы на уплату ТН, но ст.356 позволяет региональным властям освободить от сбора граждан некоторых категорий – например, участников боевых действий или многодетных родителей и т.д. В некоторых округах России установлены льготы на маломощный транспорт – узнать конкретно, можно только в регионе проживания хозяина.

Транспортный налог при продаже автомобиля без снятия с учета взимается с гражданина, на имя которого зарегистрировано авто в ГИБДД. Даже если машина давно продана, ее эксплуатирует другой автолюбитель, основанием для освобождения, является только снятие с регистрации. Пошлина перестает исчисляться с месяца, следующего за датой снятия с учета.

Полностью освобождаются от налога владельцы автомобилей находящихся в розыске, в угоне.

Сумма, не облагаемая налогом при продаже автомобиля в 2018 году

В 2018 году совершенно не облагается налогами:

  • реализация автомобиля, ценой 250 тысяч и меньше.
  • затраты на приобретение. Например, гражданин сбывает свой автомобиль за 1,1 млн. рублей, при этом он имеет справку-счет из салона, в которой указано, что на покупку потрачено 700 тыс.рублей. НДФЛ взимается только с 400 тыс. рублей. Дополнительно, если продавец работал и платил подоходный, он может оформить вычет на 250 тыс.рублей.

На сумму не влияет первоначальное место приобретения автомобиля – Украина, Беларусь и т.д., основное условие – наличие документов, чтобы можно было посчитать срок владения и сумму понесенных затрат.

Если планируется сбыт второй машины, лучше подождать наступления следующего отчетного года – освобождение возможно только раз в году.

С какой суммы не берется налог с продажи автомобиля?

НДФЛ не взимается, если транспортное средство продано за 250 тыс.рублей и менее – эта сумма является необлагаемой. Если цена машины больше, обложению подлежит разница в стоимости.

Максимальная сумма с пенсионеров

Статус пенсионера никак не влияет на необходимость платить налоги с полученного дохода (автомобиля), поэтому минимальная сумма такая же как и для других категорий граждан – 250 тыс.рублей.

Транспортный налог при продаже автомобиля юридическим лицом

Сбыт и грузового и легкового автомобиля, находящегося в собственности юридического лица имеет свои особенности. С одной стороны организация получает прибыль, с другой необходимо учитывать амортизацию, выбытие основного средства, НДС. Участники ОСНО могут уменьшить налогооблагаемую базу:

Если в результате продажи получился убыток, это учитывается отдельной статьей бухучета организации.

Договор купли продажи

Когда в договоре купли продажи автомобиля продавцом является ИП и на авто выдаются первичные документы – например накладная, счет и т.д., доход будет считаться прибылью предпринимателя и облагаться по ставке УНС. Величина пошлины составляет 6% от суммы.

Нужно ли платить с подаренного авто?

Согласно ст.228 НК пошлина на подаренный автомобиль уплачивается лицом, получившим доход, которым и является подарок. По договору дарения довольно сложно рассчитать сумму дохода, обычно берут приблизительную рыночную стоимость. Не платится налог в случаях, если презент сделан родственником или членом семьи.

Налог с продажи машины в 2018 году новый закон

Вступивший в силу 1 января 2018г закон о налоге с продаж, в большей части коснулся недвижимости. Внесены изменения относительно срока, сколько должен владеть имуществом продавец – покупатель не получит возмещение, если квартира находилась в собственности меньше пяти лет.

Условия налогообложения при реализации автомобилей не изменились.

Освобождение от налога: реальность или разговоры

Возмещение налогового вычета и освобождение от уплаты с продажи автомобиля, является правом налогоплательщика, но совсем не обязанностью. Только если гражданин самостоятельно побеспокоится о защите своих прав, тогда он сможет получить все полагающиеся ему льготы. Следует учитывать такие моменты:

  • имущественный налоговый вычет можно получить не более 250 тыс. рублей в год. Например, если уже пересчитан подоходный на возмещение медицинского обслуживания или за покупку квартиры, не получится получить в полном объеме возврат от продажи авто. С другой стороны, если за год совершена продажа двух или даже трех недорогих транспортных средств, их цена суммируется, и начисление не производится до превышения необлагаемой стоимости.
  • для получения вычета при нескольких случаях придется приходить в налоговую в обоих случаях. Порядок расчета не предполагает прекращения начисления при одном заявлении. Каждый вопрос решается отдельно: заявление и декларацию надо подавать по каждому. Поэтому, если есть возможность, пошлину на квартиру лучше вернуть за прошедший или следующий период.
  • избежать оплаты с продажи не получиться – за неуплату пошлины полагается штраф в 5% от невыплаченной суммы, поэтому, если есть уверенность в наличии льгот, нужно обязательно оформить все документально, т.е. доказать свое право, указывать в декларации полученную прибыль.

Освобождение от НДФЛ доступно только при подаче подтверждающих документов и заявления в ФНС по месту проживания или онлайн на сайте. Этот процесс не совершается автоматически, нужно самим заботиться о получении полагающегося.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):