Самодельный минитрактор из мотоцикла иж. Самодельный минитрактор своими руками видео с двигателем от планеты. Самодельный трактор с двигателем от мотоцикла ИЖ Планета. Охлаждение двигателя переделано под жидкостное

Самодельные минитракторы с ураловским двигателем необходимы на даче, в огороде или небольшом подсобном хозяйстве. Покупать габаритную технику нет надобности, поскольку она не окупит затрат на трактор. Но можно собрать трактор самостоятельно с двигателем от мотоцикла ИЖ. Трактор-самоделка имеет обычно небольшие размеры и предназначается для того, чтобы пахать в огороде, косить траву, перевозить небольшие грузы, в т.ч. корнеплоды, мусор и дрова.

Движок от мотоцикла ИЖ обладает высокой мощностью и производительностью и отлично подходит для сельскохозяйственных работ.

Самодельные минитракторы

Ниже будет рассмотрено, как сделать самодельные минитракторы с ураловским двигателем.
Подобные виды самоделок основываются на использовании шарнирно-сочлененной или ломающейся рамы. К мотоблоку надо прикрепить двухколесную тележку, поставить рулевое управление, которое основывается на приводе модели на 4 колеса.


Самодельный минитрактор с мотором из Урала надежный и мощный, он имеет следующие характеристики:

  1. На заднюю полураму надо установить ведущий мост.
  2. Цепной промежуточный редуктор.
  3. Бак для топлива.
  4. Облицовка.
  5. Вентиляторы, установленные над каждым цилиндром, что позволяет использовать трактор в жару, работать на нем длительное время.

Как изготовить своими руками минитрактор с двигателем от мотоцикла

Конструкция самодельного трактора с двигателем от мотоцикла Урал выглядит следующим образом.

Основа состоит из 2 полурам, образующих прямоугольник. Передняя часть должна иметь размеры 90х36 см, а задняя — 60х36 см. Сварить полурамы можно самостоятельно, используя стальной швеллер. Чтобы правильно состыковать швеллеры, нужно концы обрезать под углом 45º.


На передней полураме надо установить 2 поперечные перекладины, которые делаются из прямоугольной трубы. Она должна иметь размеры 5х3 см, укладывается плашмя. Поперечины нужны, чтобы сделать подрамник для мотора.

На полураму следует установить стенку, выполненную из стали. К стенке надо приварить кронштейны и площадки, предназначенные для установки узлов, механизмов, агрегатов.

На заднюю полураму приваривается стойка, которую можно изготовить из трубы. На стойку крепятся навески. Они необходимы для крепления навесного оборудования. На передней части задней полурамы монтируется вертикальная плита, необходимая для вертлюжного узла. Ее укрепляют косынками.

Нижнюю полураму накрывают стальным настилом, а на него приваривается площадка с педалями газа и сцепления.

Между собой рамы соединяются переломочным узлом, который по структуре представляет собой шарнир или карданный механизм.


Для мотора ИЖ нужны жесткие и зависимые подвески, что позволит поставить колеса нужного размера. предусматривает установление двигателя на поперечные перекладины передней полурамы, который потом крепится через проушины болтами.

КПП устанавливается рядом, для чего надо использовать болты. Необходимо правильно выставить цепное сцепление, чтобы коробка передач и скоростей работала хорошо. На первом звене КПП можно использовать шлицевой конец, который снимается с КПП Москича, а второй — с его карданного вала. Шлицевое соединение позволяет сделать задний вал значительно длиннее.

Далее будет рассмотрено, как изготовить минитракторы самоделки. На раму надо ставить и рулевую колонку, которую необходимо крепко закрепить болтами. В регулировочной гайке подшипника следлует проделать отверстие, что позволит связать колонку с рулевым колесом.

Запуск мотора будет происходить через промежуточный вал, на одном конце которого закрепляется укороченный кик-стартер, а на втором — тяга.

Цилиндры следует оборудовать системой принудительного охлаждения. Из мотоцикла ИЖ или Урал используются топливный бачок, мотопомпа, дополнительная коробка передач.

Чтобы изготовить самодельный трактор с двигателем от мотоцикла Урал, надо самостоятельно сделать навески, используя для этого листовую сталь. Опускать и поднимать эти части следует специальным рычагом, который устанавливается с правой стороны от сиденья оператора. Рычаг должен быть длиной не больше 55 см, что позволяет регулировать навесное оборудование.

Пришлось делать глушитель своими руками, так как родной некуда воткнуть. Этот самодельный глушитель я сделал из трубы Москвичевского кардана. Перегородки, фланец и крышку точил на токарном. Также просверлил большое отверстие в заготовке для фланца, заменяющего заводской. Остальное доделал своими руками дома. Глушак получился вполне не плохой, но я его еще не проверил.
Мой канал libral1973: https://www.youtube.com/user/libral1973
Двигатель для минитрактора: https://www.youtube.com/watch?v=Wp-8XQotU5w
Самодельный минитрактор: https://www.youtube.com/watch?v=rD4fK750nnI&list=PLtx-2ahRP2ZIyfJsV_f-R44mLABAUSyHf
Минитрактор своими руками: https://www.youtube.com/watch?v=G0Io9Mx9Ly8
Лампа светодиодная своими руками: https://www.youtube.com/watch?v=WcRU8X3qIhI

Tags: Самодельный, минитрактор, своими, руками, видео, с, двигателем, от, планеты

Самодельный трактор с двигателем от мотоцикла ИЖ Планета. Охлаждение двигателя переделано под жидкостное...

Своими руками: Самодельный медиацентр

А чего, в самом деле, покупать медиа-плееры за тысячи рублей? Вместо этого можно засунуть подходящий по параметрам компьютер в какой-нибудь стильный корпус и получить бокс, умеющий не только воспроизводить медиа, но и всё, что умеют компьютеры. Да, проблемы есть, процесс еще не особенно отработан отдельными энтузиастами -- и вот две из этих проблем: ШУМ и ТЕПЛО.
Медиа-плеер не может, не должен быть шумным. А значит, придется отказаться от стандартных кулеров, перейти на массивные радиаторы, возможно на водяное охлаждение (или на дорогие и надежные бесшумные кулеры). Или просто придется ставить его в специальное место, подальше от чутких ушей.



Одна из первых попыток: создание универсального медиа-плеера на основе AMD Duron 600Mhz, 128Mb DRAM, видео ASUS V7100PRO 32Mb, CD/DVD-ROM, HDD, для начала под управлением GeexBox v1.x.
Размещен в корпусе от старого видеомагнитофона (у которого по ошибке было срезано лишнего с боков). Крепление плат и прочих агрегатов к корпусу делал термоклеящим пистолетом -- быстро и просто. С видеокарты был снят маленький радиатор с кулером и поставлен большой радиатор для пассивного охлаждения.

Самодельный мотоблок с двигателя мотоцикла, видео...

Как сделать самодельный мотоблок с двигателем ЗИД, видео и фото... руками из двигателя планеты; Мотоблок своими руками из мотоцикла видео... Если использовать грузовую тележку, то мотоблок становится минитрактором.

Самодельный сверхманёвренный трактор. - YouTube

Самодельный минитрактор с двигателем от мотоцикла... Лучше, наверное, использовать от «ИЖ-Планета», или другой тихоходный...

При изготовлении мини-трактора основное внимание было уделено надежности конструкции, но хотелось, чтобы и его внешний вид был бы надлежащим, да и чтобы работать на нем было легко и удобно. Все агрегаты мини-трактора смонтированы на самодельной простой трапециевидной раме (ее передняя часть немного заужена по отношению к задней).

Основу рамы составляют два лонжерона, а также передняя и задняя траверсы (последняя имеет еще консольные выпуски). И лонжероны, и траверсы выполнены из стального прокатного швеллера № 12 (высота стенки- 120 мм, ширина полок-52 мм). Из остатка такого же швеллера изготовлены и две передние поперечины.

Вспомогательные (не силовые) элементы рамы изготовлены из подходящего проката, имевшегося на то время в наличии,-в основном из уголков различного сортамента. К раме приварены подрамник, несколько кронштейнов и стоек, необходимых для установки на ней силового агрегата и узлов трансмиссии. Подрамник двигателя представляет собой две пары стоек, приваренных к лонжеронам на противоположных сторонах рамы.

Пары соединены между собой вверху связями. Все детали выполнены из уголка 50x50 мм. В раме просверлено немало отверстий различного диаметра. Большинство из них выполнено по месту при монтаже агрегатов и узлов, поэтому на чертеже они не отображены. Задний мост прикреплен к раме жестко с помощью башмаков, приваренных к чулку балки непосредственно под лонжеронами.

Каждый башмак прикручен к лонжерону четырьмя болтами М12 (по два по обе стороны от балки). К обоим башмакам приварено по втулке, служащей для подсоединения к раме задней навески, на которую, в свою очередь, монтируются сельскохозяйственные орудия, в частности плуг.

Для агрегатирования мини-трактора с другими орудиями (например: конными граблями, грузовой тележкой) к задней траверсе приварен форкоп-проушина, выполненный из зауженного стального швеллера 180x70. Цепляются орудия к трактору Г-образным шкворнем. Подвеска переднего моста хотя и жесткая, но шарнирная. Для этого к балке моста приварена проушина, с помощью которой на оси балка подвешивается в специально сваренной вилке.

Вилка, в свою очередь, прикручивается болтами М12 к передним траверсе и поперечине рамы посередине между лонжеронами. Силовой агрегат (сблокированные: двигатель, механизм сцепления, коробка перемены передач) мощностью 18 л.с.-от мотоцикла «Иж-Планета» с принудительным воздушным охлаждением цилиндра. Вентилятор с кожухом использован от двигателя мотоколяски СЗД.

Для стыковки узлов пришлось доработать цилиндр-с него были убраны вертикальные перемычки, связывающие ребра охлаждения, а отверстия под крепежные шпильки-смещены по той же окружности на угол, определенный «по месту». На головке цилиндра частично срезал ребра охлаждения, подогнав ее под размеры кожуха обдува. Двигатель на раме установлен поперек.

Система выпуска отработанных газов-самодельная, глушитель изготовил из 10-литрового огнетушителя, набив его металлической стружкой. Электрооборудование: генератор, коммутатор, катушку зажигания - использовал от мотоцикла «Восход». В трансмиссии использована еще одна (дополнительная) коробка перемены передач-от ГАЗ-51.

Передача вращающего момента от «планетовского» силового агрегата на дополнительную кпп-цепная. Звездочка выходного вала двигателя имеет 16 зубьев, а ведомая-20-зубая, то есть передаточное число i = 1,25. Цепная передача заключена в кожух. На картере КПП имеется редуктор вала отбора мощности, от которого осуществляется привод сенокосилки. Задний мост мини-трактора использован тоже от автомобиля ГАЗ-51, он доработан (укорочен).

Шины колес-от ГАЗ-53 с дорожным рисунком протектора и более мягким кордом, чем у штатных. По моему мнению, при небольшой массе трактора (у моего она составляет чуть больше 500 кг) протектор шин «елочка» особых преимуществ не дает.

Передача вращающего момента от дополнительной КПП на задний мост осуществляется карданным валом, позаимствованным от автомобиля ГАЗ-66 (передний, укороченный). Передний мост использован от электропогрузчика (на нем он был задним, но с направляющими колесами). Он хотя и тяжеловат, зато его не надо было делать самому и к тому же он-«неубиваемый».

Передние направляющие колеса-от автомобиля «Запорожец». Главный тормозной цилиндр и червячный редуктор рулевого механизма использованы от автомобиля ГАЗ-51, а остальные узлы и детали рулевого управления-от ГАЗ-53. Правда, поперечная тяга изготовлена из растяжки от коляски (бокового прицепа) мотоцикла «Иж-Юпитер», а наконечники у нее-оттяги «Москвича-412».

В связи с тем, что подвеска колес (а точнее мостов) на раме-жесткая, сиденье необходимо было сделать подрессоренным. Его установил на двух пружинно-гидравлических амортизаторах, взятых от задних подвесок: задний-от мотоцикла «Иж», передний-от мотоцикла «Минск».

В промежутке от сиденья до двигателя на раме устроил пол из стального рифленого листа толщиной 1,2 мм. На полу установил кронштейны педалей управления: сцеплением, тормозом, «газом». Перед пахотой с правой стороны от оси между балкой заднего моста и правым лонжероном ставится проставка-три трубки диаметром 28 мм и длиной 90 мм, соединенных между собой приваренными пластинами.

Крепится проставка к раме длинными болтами. Теперь при пахоте правое крлесо идет внизу в борозде, левое выше по целине, а сам мини-трактор -относительно горизонтально. Для подсоединения к трактору сельскохозяйственных орудий кроме форкопа сделана еще навеска с ручным механическим приводом подъема и опускания орудий. Привод представляет собой вертикально установленный винтовой ворот.

Винтовая часть его, а также гайка, приваренная снизу к перемычке навески, использованы от больших слесарных тисков. Еще с правого бока рамы в средней ее части приварен кронштейн (на рисунке не показан) для присоединения доработанной и приспособленной бывшей конной сенокосилки.

На сенокосные угодья трактор вместе с прицепными агрегатами доставляется в кузове грузового автомобиля. Это быстрее и безопаснее, чем своим ходом, и не противоречит правилам дорожного движения.

Компоновка мини-трактора: 1 -заднее колесо (от автомобиля ГАЗ-53,2 шт.); 2-форкоп; 3-крыло заднего колеса (стальной лист s1, 2 шт.); 4-рама; 5-рулевое управление; 6-стенка моторного отсека (стальной лист s0,5,2 шт.); 7-силовой агрегат, N = 18 л.с. (от мотоцикла «Иж-Планета»); 8-переднее колесо (от автомобиля «Запорожец», 2 шт.); 9-кожух цепной передачи (стальной лист s1); 10-дополнительная коробка перемены передач (от ГАЗ-51); 11 -тормозной барабан (от ГАЗ-51); 12-карданный вал (от ГАЗ-66, передний, укороченный); 13 - переднее крыло (стальной лист s1, 2 шт.); 14-передний мост (от электропогрузчика); 15-вилка передней подвески (сварная деталь); 16-фара (от промышленного трактора, 2 шт.); 17-подрессоренное сиденье; 18-задний мост (от ГАЗ-51); 19-брызговик переднего крыла (резина, лист s5, 2 шт.)

Рама: 1-форкоп-проушина (швеллер 180x70, зауженный); 2-задняя траверса (швеллер 120x52); 3-лонжерон (швеллер 120x52, 2 шт.); 4-укосина (уголок 45x45,2 шт.); 5-стяжка (уголок 63x40); 6-ригель (труба 088); 7-передняя опора заднего крыла (уголок 63x63, 2 шт.); 8-подножка (уголок 63x63); 9- поперечины (швеллер 120x52); 10-задняя опора переднего крыла (уголок 25x25, 2 шт.); 11 -подкапотный портал (уголок 50x50); 12-монтажная поперечина (труба 028); 13-передняя траверса (швеллер 120x52); 14-стойка топливного бака (уголок 25x25, 2 шт.); 15-стойка подрамника двигателя (уголок 50x50,4 шт.); 16-каркас кожуха цепной передачи (уголок 30x30) с корпусом подшипника 203; 17-кронштейн крепления коробки передач (уголок 50x50, 2 шт.); 18-вилка передней подвески (швеллер 140x58, швеллер 120x52); 19-башмак задней подвески (швеллер 220x80, зауженный)

Подвески мостов: а-задний башмак: 1-колодка (швеллер 180x70, зауженный); 2-втулка подсоединения навески (труба 30x20); 3-балка (чулок) заднего моста; 4-косынка (стальной лист s4, 2 шт.); 5-накладка (стальной лист s4,2 шт.); б-передняя вилка: 1 -колодка (швеллер 140x58); 2-переднее перо вилки (швеллер 120x52); 3-заднее перо вилки (швеллер 120x52); 4-втулки шкворня (от гидромуфты автомобиля КамАЗ)

Навеска для подсоединения к трактору сельскохозяйственных орудий: 1 -траверса (уголок 75x75); 2-лонжерон (швеллер 65x36,2 шт.); 3-перемычка (уголок 36x36); 4-проушина (стальной лист s4,4 шт.); 5 -карта шарнирной петли (вторая-ответная карта крепится к навешиваемому сельскохозяйственному орудию); 6-гайка (от слесарных тисков); 7-винт (от слесарных тисков); 8-упорный подшипник; 9-дополнительный стержень винта с приваренной упорной шайбой; 10-рычаг рукоятки; 11 -ручка рукоятки; 12-стяжка укосин рамы

Каркас подрессоренного сиденья на раме: 1 - каркас сиденья (уголок 32x32); 2-подкос (труба диаметром 52,2 шт.); 3-стяжка (стальной пруток, круг диаметром 10); 4-кронштейн крепления подкоса к раме (уголок 40x40,2 шт.); 5 -лонжерон рамы (2 шт.); 6-башмак; 7-балка заднего моста; 8-опорный сектор амортизатора (стальной лист s4,2 шт.); 9-задний амортизатор (от мотоцикла «Иж»); 10-кардан (от автомобиля ГАЗ-66, укороченный); 11 -передний амортизатор (от мотоцикла «Минск»); 12 - опорная срединная перемычка переднего амортизатора (уголок 32x32, 2 шт.); 13-ушки крепления заднего амортизатора (уголок 32x32, 2 шт.)

« Самодельный мини трактор с двигателем от ИЖ Планета-3

Чертежи мини-трактора . Шасси предназначено для перевозки различных грузов для приусадебного хозяйства (как в собственном кузове, так и в буксируемом прицепе), а зимой — еще и для уборки снега с помощью навешиваемого спереди бульдозерного отвала.

Описание конструкции начну с рамы. Она сварена в основном из стальных водопроводных труб круглого сечения.

В плане (вид сверху) рама имеет форму вытянутой трапеции с большим основанием впереди. Основу рамы составляют два прямых параллельных лонжерона, выполненных из трубы наружным диаметром 42 мм и толщиной стенки 3 мм. Из такой же трубы изготовлена и пара передних поперечин: первая — сплошная, а вторая — из трех частей. Сзади лонжероны соединены тремя короткими поперечинами.

Остальные детали рамы выполнены из более тонкой трубы — наружным диаметром 32 мм и толщиной стенки 2,5 мм. Вспомогательные же элементы (стойки, распорки, подкосы и прочее) — из круглых труб 22x2 мм. Различные кронштейны для монтажа агрегатов и узлов изготовлены из подходящего сортового проката.

В большинстве своем они приваривались к раме «по месту» во время компоновки агрегатов и механизмов конструкции, а потому на чертеже рамы не показаны. Между передними поперечинами на концах приварено по два кронштейна, выполненных из П-образного профиля 50x25x50 мм.

К ним крепятся болтами ступицы передних ведущих колес. К лонжеронам приварены ребра (из уголка 25x25) ящика-каркаса для установки редуктора главной передачи. К задним поперечинам приварены кронштейны П-образного профиля для подвески заднего моста, а к замыкающей поперечине сзади — еще два ушка, образующих форкоп.

Сверху на раме (примерно в середине ее длины) закреплена сваркой рулевая стойка с кронштейном для фары, а в задней части — ножки и рамки сиденья и его спинки. Верхняя (горизонтальная) часть рулевой стойки — перемычка выполнена из широкого швеллера — она служит приборной панелью.

Еще снизу в передней части приварены висячие отвальные стойки с проушинами (подкрепленные подкосами), к которым подвешивается бульдозерный отвал. Позднее к рулевой стойке приварены по «месту» кронштейны рукоятки тросовой лебедки подъема (опускания) отвала, рычагов переключения реверса и механизма исключения опрокидывания (стопорения) кузова.

Сам механизм представляет собой рычаг с пазом, заходящим за выступающую полку уголка каркаса кузова, и фиксирующей кнопкой. Обращаю особое внимание на необходимую надежность всего узла — самопроизвольное опрокидывание кузова на ходу грозит большими неприятностями, особенно при движении под уклон. Под стойкой между лонжеронами на двух кронштейнах закрепляется рулевой механизм от мотоколяски СЗД.

В качестве силового агрегата шасси использован двигатель от мотоцикла «Иж-Планета-3» мощностью 18 л.с. Его цилиндр оборудовал самодельным устройством принудительного воздушного охлаждения с 8-лопастным вентилятором в кожухе. Во вращение вентилятор приводится от удлиненного коленвала двигателя через клиноременную передачу (от стиральной машины). Размещен двигатель под сиденьем, а к раме крепится через специальные сварные кронштейны, позволяющие с помощью винта перемещать его для натяжения цепей трансмиссии.

У двигателя изменена штатная система зажигания. Вместо «одноискровой» катушки поставлены «двухискровая» от мотоцикла К-750 и, соответственно, вторая свеча на головку цилиндра. Эксплуатация показала, что декомпрессор теперь двигателю не нужен, достаточно следить за чистотой и исправностью топливной системы и карбюратора. Отказы двигателя из-за отсутствия искры в запальной свече практически исчезли, что раньше было обычным делом.

Изменено также крепление платы прерывателя — теперь она посажена на вал генератора по скользящей посадке и может поворачиваться на некоторый угол, тем самым регулируя зажигание. Плата прерывателя крепится к статору генератора с помощью удлиненных винтов, которые после фиксируются с помощью припаянных к ним скобок из проволоки.

Владельцам одноцилиндровых «ижей» хорошо знакомы обратные удары рычага кикстартера, что иногда приводит к серьезной травме. Данная переделка полностью исключает это неприятное явление. Перед запуском двигателя плата с помощью рычажка, выведенного сквозь кожух генератора, переводится на «позднее» зажигание, а после прогрева двигателя возвращается на место.

На рычажке, в месте выхода его из крышки генератора, имеется стопорный флажок, который своим выступом попадает в паз на крышке, тем самым обеспечивая устойчивое положение рычажка платы на нужном угле зажигания. Для точной настройки момента разрыва контактов прерывателя флажок сделан подвижным. По такому принципу переделаны все одноцилиндровые двигатели «ижей», мною применяемые.

Глушитель использован от снегохода «Буран», он компактен и достаточно эффективен. К штатным входным патрубкам глушителя приварены обрезки выхлопных труб с накидными гайками от «Иж-ПЗ». Поскольку двигатель расположен в задней части рамы шасси, а ведущие колеса — передние, то передачу вращающего момента от силового агрегата к главной передаче пришлось осуществить через двухступенчатую цепную передачу с промежуточным редуктором. Цепи уширенные, комбайновые. От комбайна и большая (Z = 53 зуба) звездочка на одном конце промежуточного вала.

На другом конце вала установлена звездочка Z- 15 от заднего колеса мотоцикла «Иж». Кроме этого на промежуточном валу смонтирован тормозной барабан (приварен к мотоциклетной звездочке) от колеса мотороллера «Вятка». Крышка тормоза самодельная, а колодки — штатные мотороллерные.

Щит к раме крепится через два кронштейна в виде лап. При этом предусмотрена возможность ориентировки (небольшого перемещения и поворота) щита с колодками относительно барабана. Сам промежуточный редуктор тоже можно перемещать вдоль лонжеронов рамы для натяжения цепи, идущей к главной передаче. Главная передача (или реверс-редуктор) использована от грузового мотороллера «Муравей».

Она подвергнута модернизации: вместо штатных узких шестерен дифференциала и заднего хода установлены уширенные от инвалидной коляски СЗД. Конечно, если строго следить каждый раз за массой груза и не злоупотреблять тяговыми усилиями силового агрегата (а он, кстати, способен и на большие нагрузки), то этих переделок реверс-редуктора и не требуется. Приводная звездочка главной передачи (она же ведомая звездочка второй ступени цепной передачи) тоже взята от инвалидной коляски.

Передача вращения от главной передачи на ведущие колеса осуществляется через пару довольно мудреных полуосей, состоящих каждая из двух штатных упругих карданных шарниров с коротким шлицевым валом между ними, с приваренным ко второму шарниру (ближнему к колесу) отрезком шлицевой муфты, соединяемой с валом ступицы. Последние детали (шлицевая муфта, вал и ступица) использованы от пускача трактора ДТ-75.

К концу вала ступицы приварен фланец со шпильками для крепления ведущего колеса. Конечно, полуось довольно сложна, и если, например, изготовить удлиненную ступицу, то второй шарнир и не потребуется. Но я исходил из того, что имелось в наличии. Передние ведущие колеса использованы от автомобиля УАЗ. Но шины у них доработаны в глубокую «шашечку» для лучшего сцепления с грунтом на пашне, бездорожье и в распутицу. При этом шины стали еще и значительно легче. Считаю, что такие шины очень подходят для вездеходной техники.

Технология их изготовления описана в № 9"2008 г. «Моделиста-конструктора». Задний мост шасси имеет форму равнобедренного треугольника, потому что к балке (труба 42x3 мм) приварены две одинаковые укосины из трубы 32x2,5 мм с втулкой в точке схода. Точно такая же втулка еще и на середине балки сверху. Посредством этих втулок задний мост подвешивается на кронштейнах рамы с помощью зашплинтованных шкворней.

Такая подвеска позволяет задним (да и передним) колесам хорошо копировать профиль пути, не крутя раму, и не допускает зависания какого-то из них над углублениями. На концах балки заднего моста смонтированы стойки из швеллера, к которым крепятся поворотные кулаки, а сверху к стойкам привариваются кронштейны из уголков для устройства здесь задних крыльев-брызговиков.

Задние управляемые колеса и поворотные кулаки (как, впрочем, и рулевой механизм и рулевые тяги) использованы от мотоколяски СЗД. Из этих узлов за ненадобностью демонтированы тормозные механизмы. Конечно, колеса от коляски гораздо меньше уазовских по диаметру, что снижает проходимость, но зато с ними выше маневренность, а это для приусадебной машины гораздо важнее.

К балке заднего моста, правее середины, приварен стакан, в котором на подшипниках смонтирован Г-образный рычаг, один конец которого приводится в действие продольной тягой от рейки рулевого механизма, а другой конец двигает две поперечные рулевые тяги соответствующих колес. Ввиду большого хода балки при движении мини трактора по сложным участкам пути, диаметр задних колес не может быть увеличен без увеличения ширины заднего моста из-за упора брызговиков в двигатель при крайних положениях. Кузов трактора — сварной.

Его каркас выполнен из различных уголков и обшит листовой сталью толщиной 1,5 мм. Все углы по верху кузова закруглены для исключения травмирования. Примерно на 1/3 длины кузова от переднего борта снизу к поперечному уголку каркаса приварены две втулки, с помощью которых через шкворни он подвешивается к проушинам, приваренным к первой поперечине рамы трактора.

Крылья передних ведущих колес приварены непосредственно к кузову, имеют несколько функций — расширяют погрузочную площадь, служат защитой от брызг и увеличивают жесткость самого кузова, так как на тракторе иногда приходится перевозить значительные по массе грузы. Для транспортировки сыпучих материалов большую часть объема размещаю на передней части кузова, что позволяет его легко опрокидывать вперед почти вертикально без дополнительных устройств.

Наклонный передний борт и установленные с наклоном вовнутрь крылья способствуют разгрузке материалов почти без остатка, особенно если дать трактору задний ход. Электрооборудование штатное шестивольтовое. Штатные также и карбюратор, и воздухоочиститель. Тумблер включения зажигания одновременно подключает и аккумулятор. Здесь же на щитке расположен тумблер включения фары и заднего фонаря.

На нем же установлены и контрольные лампы «нейтрали» и работы генератора. Также повышают безопасность и светоотражатели, установленные на кузове. Органы управления включают в себя педали: «газа», тормоза и сцепления. Следует отметить, что педаль «газа» дополнительно подпружинена: это необходимо для более точного управления оборотами двигателя в условиях загрязнения и при движении по бездорожью.

На щитке перед рулевым колесом установлен рычаг управления реверсом. Через две жесткие тяги и промежуточный Г-образный рычаг, установленный над рулевым механизмом, производится переключение реверс-редуктора. Сам рычаг на реверсе подпружинен для лучшей фиксации его в крайних положениях в условиях тряски.

Ручная лебедка подъема и опускания отвала представляет собой валик с небольшим барабаном со щеками, препятствующими сходу троса. Валик вращается в стакане с подшипниками, стакан приварен к «фарному» кронштейну. Ручка управления лебедки прижимается пластинчатой пружиной к зубчатому колесу, приваренному к стакану-ступице валика, и служит для стопорения ручки с помощью зуба, входящего во впадины зубчатки (сама зубчатка — от детского велосипеда).

Трос наматывается на барабан лебедки через ролик, установленный внизу у края кузова и далее через такой же ролик, находящийся на первой поперечине рамы мини-трактора , тянет за поперечину рамы отвала. Отвал подвешивается к раме трактора в двух кронштейнах-ушках висячих стоек.

Для этого на концах подвесных упоров отвала имеются втулки, которые вставляются в проушины кронштейнов и крепятся здесь шкворнями со шплинтовкой. Сам отвал прост, хочу только отметить, что увеличение его массы нежелательно — это приводит к увеличению усилий на ручке его подъема. По этой причине подвесные упоры с поперечинами, составляющие рамку отвала, выполнены из тонкостенных труб за исключением нижнего уголка основной поперечины, а щит изготовлен из дюралюминия.

По низу отвала крепятся съемные резиновые полосы, они имеют выпуск снизу на 30 — 40 мм для смягчения ударов о кочки. В верхнем положении отвал прижимается к кузову и не раскачивается при движении трактора. Конечно, при установленном отвале кузов уже не может опрокидываться, но зимой перевозка сыпучих грузов крайне редка, а при нужде снять отвал можно за пять минут. Для лучшего сцепления колес при расчистке снега в кузов укладывают балласт (20 — 30 кирпичей). Можно также применить цепи противоскольжения.

Как упоминалось, сиденье водителя откидывается, открывая доступ к свечам зажигания, инструментальному ящику и бобине, а также облегчая подход к карбюратору. Там же, внутри рамы сиденья закреплены штатное реле-регулятор и клеммная колодка. За сиденьем на пластинчатом кронштейне, приваренном к раме сиденья, закреплен с помощью хомутов топливный бак на 6 литров. Подача топлива — самотеком, через стандартный краник.

Рычаг кикстартера от «Иж-Юпитер», он может складываться, не мешая водителю включать передачи удлиненным рычагом. Манетка топливного корректора крепится на вертикальной трубе рулевой стойки, привод от корректора к дроссельной заслонке карбюратора — боуденовскими тросами. Педаль сцепления связана тягой с Г-образным рычагом, рычаг другим своим концом тянет трос выжима сцепления. Тормоза приводятся в действие от педали через две тяги с промежуточной кулисой. Обе тяги имеют регулировку по длине.

Для замены колодок крышка тормоза может перемещаться по трубе второй тяги. В заключение — об особенностях управления шасси. Не следует резко тормозить, что ведет к пиковым нагрузкам в трансмиссии. «Шипастые» покрышки летом имеют высокое сцепление (особенно у груженого трактора), а тормозной барабан легко блокируется. Опасно маневрировать на заднем ходу с большой скоростью: при заднеуправляемых колесах исчезает «чувство руля». Следует учитывать, что задний ход заметно быстрее переднего, а следовательно, и меньше тяга.

На сыпучих грунтах незагруженный трактор может зарываться на подъемах. В таких случаях следует двигаться задним ходом или положить в кузов балласт. Габариты и маневренность трактора позволяет ему «втиснуться» буквально в любую «щель», а разгрузка вперед опрокидыванием кузова и дальнейший отход назад очень удобны на личном подворье, где, как обычно, вся площадь максимально используется.

Небольшая высота кузова от уровня земли удобна при погрузке-разгрузке, а низкое расположение центра тяжести способствует устойчивости трактора на уклонах. Мини-трактор способен буксировать еще и прицеп грузоподъемностью до 500 кг. Передний и задний борта прицепа откидные, поэтому его можно использовать и как роспуск для транспортировки длинномерных грузов. Пробовал навешивать на шасси плуг и пахать. Получалось неплохо. Но у меня для этих целей есть еще и мотолебедка.

Компоновка агрегатов и узлов мотошасси : 1—переднее ведущее колесо (от автомобиля УАЗ с доработанными под «шашечку» шинами, 2 шт.); 2—ступица колеса (от автомобиля УАЗ); 3—обшивка кузова (стальной лист s1); 4—белый световозвращатель (2 шт.); 5—желтый световозвращатель (2 шт.); 6—каркас кузова (уголок № 2,5 и № 3); 7—приборная панель; 8—фара (от трактора); 9—руль; 10—промежуточный цепной редуктор; 11—кожух промежуточного вала цепной передачи (стальной лист s1); 12—воздушный фильтр; 13—инструментальный ящик; 14—сиденье; 15—катушка зажигания; 16—карбюратор; 17 — спинка сиденья; 18 — бензобак; 19—двигатель (от мотоцикла «Иж-Планета-3»); 20—глушитель (от снегохода «Буран»); 21 —крыло заднего колеса (стальной лист s1, 2 шт.); 22—заднее управляемое колесо (от мотоколяски СЗД, 2 шт.); 23—продольная рулевая тяга; 24—цепи; 25—рулевой механизм (от мотоколяски СЗД); 26—рама; 27—брызговик переднего колеса (резина s5, 2 шт.); 28—главная передача—реверс-редуктор (от грузового мотороллера «Муравей»); 29—полуось (карданные шарниры от мотоколяски, 2 шт.); 30—красный световозвращатель (2 шт.); 31 — передний подкрылок (стальной лист s 1,2 шт.); 32—задний фонарь (покупное изделие); 33—задний мост; 34—стойки поворотных кулаков (швеллер № 5, 2 шт.); 35—поперечные рулевые тяги; 36—кронштейн крепления двигателя—моторама (2 шт.); 37—система принудительного воздушного охлаждения двигателя

Рама (материал деталей— сталь); 1 —лонжерон (труба 42x3,2шт.); 2 — продольная балка (труба 32x2,5, 2 шт.); 3—поперечный подкос стойки крепления отвала (труба 32x2,5, 2 шт.); 4—вторая передняя поперечина (труба 42x3); 5—кронштейн крепления ступицы (П-образный профиль 50x25x50, 2 пары); 6—первая передняя поперечина (труба 42x3); 7—втулка подвески кузова (труба 22x2, 2 шт.); 8—ушки установки ролика троса подъема кузова (лист s5); 9—ящик-каркас реверс-редуктора (уголок 25x25, 2 шт.); 10—рулевая стойка (труба 32x2,5); 11 —перемычка стойки—приборная панель (гнутый швеллер № 10); 12—ножки сиденья (труба 32x2,5, 4 шт.); 13—рамка сиденья (труба 22x2, 2 шт.); 14—рамка спинки сиденья (труба 22x2, 2 шт.); 15—задняя поперечина (труба 42x3, 3 шт.); 16—прицепное устройство—форкоп; 17—консоль установки заднего фонаря; 18—ушко крепления подмоторной рамы (лист s5,4 шт.); 19—консоль-петля для установки фары; 20—висячая отвальная стойка (труба 42x3); 21—проушина подвески отвала (П-образный профиль 40x50x40, 2 шт.); 22—продольный подкос висячей отвальной стойки (труба 32x2,5, 2 шт.); 23—кронштейны подвески балки заднего моста (П-образный профиль 40x50x40,2 шт.); 24—кронштейн подвески укосин заднего моста (П-образный профиль 40x50x40)


Отвал (материал деталей, кроме особо отмеченных—сталь): 1 —скребок (полоса резины s 10); 2 —щит (АМЦ s3,5); 3—стойка (труба 25x25, 4 шт.); 4—подкос стойки (труба 25x25, 2 шт.); 5—дополнительная поперечина (труба 50x25x2, L = 1210); 6 — основная поперечина (уголок 45x45x3, L = 1210); 7—подвесной упор (труба 50x25x2, 2 шт.); 8—втулка подвески отвала (труба 30x8, 2 шт.); 9—подкос дополнительной поперечины (труба 25x1, 2 шт.); 10—поперечина подвижных упоров (труба 30x25x1,5,2 шт.); 11 —ушко крепления троса
Органы управления мотошасси : 1 —педаль сцепления; 2—тумблер включения зажигания; 3 —лебедка подъема-опускания кузова; 4—рычаг управления реверсом; 5—руль; 6—тумблер включения фары и заднего фонаря; 7—контрольная лампа работы генератора; 8—контрольная лампа нейтрали; 9—место расположения манетки воздушного корректора; 10—рычаг стопорения кузова; 11—педаль «газа»; 12—педаль тормоза