Как сесть за руль после долгого перерыва. Как восстановить навыки вождения после долгого перерыва: личный опыт

Современная жизнь диктует правила, требующие быть мобильной. Отвести ребенка в детсад или школу. Добраться до работы. Навестить свою старенькую бабушку. Забрать ребенка и доставить его в кружок, бассейн, поликлинику, к стоматологу и проч. А еще про себя не забыть: обновить прическу в парикмахерской и сделать нужные покупки в магазине. Приходится выбирать: быть зависимой от других или становиться автономной.


Я училась в автошколе, будучи студенткой. Каждый урок вождения становился для меня настоящим испытанием. Волновалась так сильно, что дрожали коленки и бешено колотилось сердце. Тогда я была уверена, что в будущем буду водить машину. Но, получив права, благополучно о них забыла.

Из-за дикого чувства страха вождения я долгое время пользовалась общественным транспортом. На все попытки мужа посадить меня за руль находились нелепые отговорки. Я понимала, что теряю навыки, но не могла побороть волнение перед поездкой.

Однако ж окружающий мир диктует свои правила. В один прекрасный день мужу предстояла длительная командировка. В тот момент я поняла, что нужно становиться самостоятельной. К тому же, с маленьким ребенком на руках пользоваться общественным транспортом было неудобно. Мысль о том, что полагаться придется только на себя, безумно пугала меня.

С тех пор прошло много времени, но я и сегодня помню тот великий для меня день, когда одна села за руль.

Первый раз я села за руль еще в детстве. Наверное, многим папа или дедушка давали порулить, посадив к себе на колени. Я представляла себя взрослой и мечтала, как вырасту и буду сама водить машину. Мои ощущения при первом вождении были незабываемы.

Потом тренировалась водить авто и в более старшем возрасте, тоже под контролем отца. В тот момент всю ответственность происходящего я не осознавала, поэтому чувство страха не возникло.

Я даже не испугалась, когда инструктор посадил меня за руль на первом занятии. Страх пришел позже. Каждый урок вождения нагонял на меня чувство тревоги и волнения, а промахи безумно огорчали. Тогда-то я и поняла всю ответственность. Ведь автомобиль — это средство передвижения, в процессе использования которого есть риск для жизни. Мне становилось только страшнее от осознания всей меры ответственности, которую я несу за свою жизнь, жизнь своих пассажиров и пешеходов.

Все же уверенно почувствовать себя за рулем помог только мой муж. Ему удалось спокойно и доступно донести до меня нужную информацию. Ко всем моим ошибкам он относился спокойно и терпеливо, что, безусловно, придавало мне сил. Конечно, в этом ему помогал его многолетний опыт.

Когда возникла необходимость ездить самостоятельно за рулем, страхи мои росли все больше и больше. Боялась я всего — перепутать педали, сбить пешехода, заглохнуть на перекрестке, перестроиться из одного ряда в другой, а также боялась встречных машин. Выезжать первой на перекресток было целой трагедией. Я опасалась, что не смогу вовремя затормозить, что въедет кто-то в меня или я въеду в кого-нибудь. А еще от волнения я могла перепутать, где левый поворот и где правый.

В конце каждой поездки я ощущала, как от напряжения ломит спину, ноют ноги и трясутся руки. Но, успокоившись, я стала размышлять, а чем же вызваны эти неприятные ощущения.

Причины, по которым женщины и мужчины боятся водить автомобиль, почти одинаковы. Только мужчины обычно испытывают меньший стресс во время езды за рулем, нежели женщины. Все потому, что первые теснее связаны со всевозможной техникой, и им понятны физические процессы, происходящие в автомобиле во время его движения.

Женщины же имеют об этом лишь смутное представление, а некоторые и вообще не забивают себе голову подобной информацией. Поэтому многим из них непонятно, зачем выжимать сцепление и для чего нужно переключать передачи.

Незнание технических характеристик автомобиля является одной из основных причин возникновения страха. Именно поэтому необходимо изучать устройство машины и понимать, какие технические процессы приводят его в движение. Если понять и разобраться хотя бы в самых основных принципах движения авто, уже не так страшно будет управлять им.

У всех новичков возникает чувство тревоги и волнения из-за отсутствия опыта. Человеку свойственно испытывать подобную неуверенность в процессе изучения чего-то нового. Это касается не только вождения.

Боязнь более опытных участников дорожного движения. В настоящее время культура поведения водителей на дорогах оставляет желать лучшего. Особенно тяжело в подобных ситуациях женщинам, существам чувствительным и эмоциональным. У неопытного водителя из-за услышанного нарекания и неодобрительных слов со стороны может пошатнуться самооценка.

Негативный опыт во время практических занятий с инструктором может быть тоже причиной возникновения страха вождения. А если учитель на практике делал резкие замечания, грубо указывал на ошибки или нетактично обсуждал с другими ваши промахи на дороге, так и вообще можно получить психологическую травму. И некоторые после таких «учителей» за руль больше не садятся.

Общение с сотрудниками ГИБДД также может вызывать чувство страха и тревоги. Даже обычная проверка документов может стать причиной эмоционального напряжения.

Распространенной причиной возникновения неприятных эмоций является страх попасть в аварию , особенно если у человека был уже негативный опыт с участием в ДТП. В некоторых серьезных случаях водителям приходится обращаться за психологической помощью к специалистам.

Каждому человеку рано или поздно приходится учиться чему-то новому. Ведь и опытные водители со стажем когда-то тоже были новичками. Я понимала, что мне нужно практиковаться и доводить свои навыки до автоматизма.

И так, как я избавилась от страха автовождения: мой личный опыт борьбы.

Совет первый

Нужно научиться чувствовать и понимать, за счет каких сил он движется. Я выезжала тренироваться рано утром, и сначала передвигалась по своему знакомому району. Машин было мало и опасности в виде пешеходов практически не было. Я трогалась с места и останавливалась, притормаживала и разгонялась, стараясь отследить тормозной путь, разворачивалась и совершала повороты, заезжала в узкие дворы. Таким образом я пыталась почувствовать габариты своей машины.

Совет второй

Брать с собой подругу, коллегу или сестру. Хорошо если у того, с кем вы поедете, не будет водительских прав. Я брала с собой сестру. Водительских прав на тот момент у нее не было, и она не давала мне «умных» советов. Постепенно мы стали выезжать на трассу. Перестраиваясь в правый ряд, тихонько ехали. Я поняла, что, придерживаясь своей полосы, я никому не мешаю и встречные машины меня стали меньше пугать.

Совет третий

Если вы давно не ездили за рулем, то освежить знания поможет частный инструктор, муж или отец. Можно нанять инструктора-женщину. У последних подход к обучению более мягкий и спокойный, нежели у мужчин.

У меня в качестве такого инструктора был мой муж. Для закрепления всех необходимых навыков мы ездили часто и регулярно.

Совет четвертый

Необходимо прорабатывать весь маршрут заранее. После случая, когда я долго не могла найти нужный мне поворот, я поняла, что необходимо не только возить с собой карту, но и составлять маршрут заранее. Мне было намного легче сориентироваться на месте, если до начала поездки я прокладывала маршрут своего движения на карте.

Совет пятый

Почувствовать себя более защищенной в разных ситуациях на дороге мне помогает справочник автомобилиста, он всегда лежит у меня в бардачке. В нем содержатся все нужные адреса и телефоны автомастерских, эвакуационных служб, пунктов полиции и ГИБДД, а также служб экстренного вызова.

Совет шестой

Очень надежно в преодолении автотрусости помогают знания правил дорожного движения. Доскональное знание правил придает уверенности и при общении с инспектором ГИБДД. Необходимо не только выучить правила дорожного движения, но и регулярно следить за их изменениями. Я всегда вожу с собой в машине последнюю редакцию ПДД.

Совет седьмой

Приобретение навыков на рефлекторном уровне — это, наверное, основа того, как побороть страх вождения автомобиля. Непростая задача — уметь одновременно контролировать дорожные знаки, приборы, ситуацию на дороге и еще при этом успевать переключать передачи. Однако эти умения приходят с опытом, потому, чтобы водить машину на уровне автоматизма, нужно много тренироваться.

Совет восьмой

Придерживаться на дороге невысокого скоростного режима. Это правило поможет вовремя отреагировать в сложной ситуации. Первое время я ездила медленно, притормаживала, позволяя себя обогнать другим. При таком вождении у меня было время для принятия спокойного решения при перестроении или совершении маневра.

Мотоциклисты, ямы на дорогах и несоблюдение ПДД - ото всего этого отвыкают водители, оставившие свои машины зимовать в гаражах. Оказалось, чтобы не попасть в ДТП после перерыва в управлении автомобилем, меланхоликам следует полностью визуализировать свой путь, а холерикам - потренироваться на пустых площадках. Гонщики, психологи и автомобильные эксперты дали несколько полезных советов для всех, кто давно не сидел за рулем.

Многие водители на время зимнего периода отказываются от автомобилей по разным причинам - начиная от соображений повышенной безопасности до нежелания стоять в снежных заторах. Но выезжая на дорогу весной после долгого перерыва, можно отвыкнуть от ряда опасностей и поддаться эйфории, увидев сухой асфальт. «Газета.Ru» поговорила с автомобильными экспертами и психологами и собрала несколько полезных советов для тех, кто давно не садился за руль. Оказалось, что помимо таких сюрпризов, как колейность на магистралях, неожиданные заморозки и грязь, в которой может застрять машина, водителей поджидают и трудности психологического характера.

Холерику - потренироваться, меланхолику - продумывать маршрут

Профессор психологии по подготовке водителей Владимир Сопов рассказал «Газете.Ru», что чаще других после перерыва водительские навыки забывают люди двух типов темпераментов: холерики и меланхолики.

«Холерики, в силу своей активности и самоуверенности, в случае если они не подкрепляют навыки своего вождения хорошей практикой, теряют их очень быстро, - говорит Сопов. - При этом они уверены, что у них все в порядке, и агрессивно реагируют на все замечания.

Поэтому возможны дорожные конфликты и водитель-холерик может в них пострадать. Поэтому всем, кто узнал в этом описании себя, нужно признать, что они не сдержаны и эмоциональны. Таким я советую перед выездом на дорогу хорошенько потренироваться на большой пустой площадке - порулить, прочувствовать повороты, успокоиться и начать работать.

Чувствительные и ранимые меланхолики, почувствовав неуверенность, будут испытывать за рулем повышенную тревожность и боязнь ошибиться. Как следствие - излишняя перестраховка и раздражение со стороны окружающих водителей.

Таким психологи рекомендуют идеомоторную подготовку. То есть человек должен во всех подробностях представить себе маршрут, по которому он поедет, вплоть до всех важных поворотов, не надеясь при этом на навигатор. Потому что, проскочив нужный поворот, водитель начинает судорожно возвращаться, а это может повлечь аварийную ситуацию. К такому же методу прибегают автоспортсмены, выходя на трассу».

Мотоциклисты и тормозные диски

Мастер спорта гонщик Борис Шульмейстер обращает внимание, что за зиму можно легко отвыкнуть от мотоциклистов на дороге, которые иногда могут неожиданно выскочить на полосу.

«Но к ним быстро привыкаешь и начинаешь реагировать, - говорит Шульмейстер «Газете.Ru». - Людям нужно осознавать, что любой навык, в том числе и управления автомобилем, остается с человеком навсегда, но может ослабевать. Иногда то, что вы делали легко и на подсознательном уровне, после перерыва может потребовать раздумий. Поэтому я, конечно, советую не делать больших пауз в вождении, но, если пришлось пойти на такой шаг, важно ездить аккуратно и адаптироваться к автомобилю.

Если машина простаивала во дворе на летней резине, то необходимо обкатать тормозные диски, порядка 50–60 км, чтобы они начали снова тормозить в полную силу.

Конечно, проверьте давление в шинах и уровень всех технических жидкостей. А если хочется улучшить свои навыки, лучше записаться на курсы повышения водительского мастерства и подобрать для себя необходимый комплекс упражнений».

Нарушения ПДД и чувство габаритов

Руководитель Центра высшего водительского мастерства профессор Эрнест Цыганков, чтобы восстановить навыки управления, советует снова познакомиться со своим автомобилем и привыкнуть к нему. Особое внимание необходимо уделить процессу парковки, поскольку после долгого перерыва водители могут перестать чувствовать свою машину, ее размеры и чувствительность педалей.

На дороге до 50% водителей и до 80% пешеходов умышленно нарушают ПДД, - говорит Цыганков «Газете.Ru». - Мы от этого отвыкаем, поэтому после паузы в вождении стоит воспитать в себе менталитет недоверия. Внимательнее контролируйте и свои действия:

пока вы не вернете себе способность хорошо чувствовать дистанцию, держать интервал и хорошо ощущать габариты автомобиля, есть шанс попасть в ДТП или повредить машину при парковке».

С гонщиком согласен и эксперт в сфере дорожно-транспортных происшествий Владимир Галицкий, который уверен, что после долгого перерыва в вождении теряется чувство габаритов.

«При ДТП всегда важен человеческий фактор, люди забывают, что необходимо оценивать дорожную ситуацию, смотреть не только вперед, но и по сторонам, важно чувствовать габариты машины, - именно об этом забывают люди, которые садятся за руль после зимы. В свою очередь, президент Федерации объединений автошкол России Владимир Чуков уверен, что водительские навыки можно быстро восстановить, главное, первое время не гнать, не лезть в левую полосу и быть внимательнее.

Если вы, также как и я, получили водительское удостоверение и положили его на полочку до «лучших времен», а теперь, когда эти времена настали, панически боитесь сесть за руль, этот материал для вас.

Почти 10 лет назад я получила права и благополучно про них забыла. Пошла учиться водить с расчетом на будущее: когда-нибудь куплю Mercedes, а пока пусть стаж идет. Тем более, тогда обучение стоило дешево, а все вокруг давно сели за руль!

Сейчас я работаю в автомобильном журнале: рассекай на крутых тачках не хочу и делай тест-драйвы в свое удовольствие, но страшно!

Итак, как же сесть за руль после долгого перерыва? Как подойти к автомобилю? Педаль газа большая или маленькая? Чтобы завести машину, уже не нужно вставлять ключ? Все забыла: без дополнительных занятий тут не обойтись.

Мой выбор пал на автошколу «Онлайн» – одну из самых крупных школ в Москве и Подмосковье с разветвленной сетью филиалов, современным автопарком Volkswagen, возможностью оплатить обучение в рассрочку или в кредит и большим количеством акций и специальных предложений. В этой автошколе есть возможность дистанционного обучения (сидишь дома или на работе, смотришь через Интернет уроки, общаешься с преподавателем, учишь теорию), а также своя медкомиссия – не нужно мотаться по всей столице, собирая справки.

Мне назначили инструктора (Руслан Владимирович, низкий поклон вам за терпение!) и занятия на площадке и в городе. Когда села в машину, казалось, даже сидение трясется от страха, но инструктор сразу расположил к себе, выявил мои ошибки и подробно их разобрал. Приятно, что всегда хвалил за успехи, повышая моя веру в себя. Занятия проходили в дружеской атмосфере, и время летело не заметно. Вообще надо сказать, что в автошколе «Онлайн» очень приветливый коллектив – все помогут, подскажут, направят в нужное русло.

Мы выявили самые главные ошибки начинающего водителя в управлении автомобилем.
  • Работа с педалью сцепления (на механике) и педалью тормоза. Важно все делать плавно, без рывков.
  • Работа с рулем: машина виляет из стороны сторону, вплоть до перехода из одного ряда в другой. Одним словом, не стоит совершать резких движений.
  • Чувство габаритов автомобиля. Чаще всего выходит так: туда, где машина может проехать, не едем, туда, где места мало, пытаемся влезть.
  • Неправильная оценка дорожной ситуации. Едем туда, куда глаза глядят, не понимая, в какой момент следует притормозить или повернуть.
  • Отвлечение от управления и недостаточный контроль окружающей обстановки. Не должно быть никаких разговоров по телефону за рулем, никаких гаджетов. Каждая секунда может стать необратимой.
  • Машина на автомате позволяет ездить с меньшим контролем. Это притупляет внимание и приводит к нарушению скоростного режима.
  • Неправильная . В нашем городе парковка превращается в особое искусство. Очень важно заранее знать, как безаварийно «выкручиваться», паркуя своего «коня» в Москве.
Как с этими ошибками бороться? Только с помощью практических занятий: ездить, ездить и еще раз ездить.

Конечно, вождение – отчасти, как талант природы: кто-то может за секунду понять, как правильно крутить руль и выжимать сцепление, а другой будет учиться несколько месяцев и по-прежнему делать все неправильно.

Ключевым моментом для меня стало то, что в процессе занятий ушла моя неуверенность на дороге (прошу заметить, что наглости не прибавилось). Я стала , появилось больше времени на то, чтобы верно оценить дорожную ситуацию: прибавить или сбросить скорость, держать машину на полосе или перестроиться. Более того, оказалось, что моих теоретических знаний хватает не только для того, чтобы ехать самой, но еще и замечать ошибки у других участников дорожного движения.

Что касается выбора автомобиля для начинающего водителя, конечно, здесь все зависит от финансовых возможностей. Как правило, выбирают надежные машины масс-маркета, такие, как

Елена Жабинская

Привет, друзья, с вами Лена Жабинская!

Сегодня я приготовила для вас немножко свеженького жизненного опыта о том, как восстановить навыки вождения после долгого перерыва.

Насколько долгого перерыва, спросите вы? Десятилетнего! Да, да, я не садилась за руль 10 лет после получения водительских прав.

И сейчас вполне успешно начала водить снова. Как всё это лучше провернуть, чтобы не растерять само желание ездить за рулём и не покоцать машинку? Узнаете из статьи!

Спустя десять лет, будучи беременной вторым ребенком, я вдруг опять захотела за руль.

Что послужило толчком? Я уходила во второй декрет, не выходя из первого, и поняла, что не готова только сидеть дома.

Я захотела быть более мобильной, уметь самостоятельно съездить с комфортом в магазин, парикмахерскую, поликлинику, да мало ли куда ещё.

Практически все мои подруги успешно водят машины, и их жизнь очень отличается от жизни других моих знакомых, кто безвылазно сидит дома с ребенком.

А что ещё остаётся? На общественный транспорт лишний раз с карапузом не потащишься.

Дима меня не только очень поддержал в этом желании, но буквально в течение недели привёз новенькую машинку из автосалона.

Я влюбилась в неё с первого взгляда — малышка Киа Пиканто, компактная, маневренная, с автоматом, и только моя.

Это было моё условие – только моя машинка, и ничья больше. Не семейная, не общая. Моя.

Я уверена, что машина как зубная щётка. Хозяин у неё должен быть один, чтобы в полной мере чувствовать себя с ней единым целым.

Теперь препятствий для возобновления езды на автомобиле не осталось никаких.

Выбор автомобиля

Главный мой совет для девушек: нет механике. Да, так вот категорично!

Не женского ума дело – все эти механизмы и рычаги.

Только автомат: газ и тормоз, не глохнем на оживлённых трассах, не катимся назад на горке, не думаем о переключении передач, а вместо этого думаем о ситуации на дороге.

Все мои подруги, которые ездят на автоматах, делают это успешно.

Все, кто пытается или пытался водить на механике, живого места не могут найти на своих машинках.

Поэтому пусть попроще машина, попроще комплектация, но – только автомат, на этом экономить нельзя.

Сопровождающий.

Если вы не уверены в своих способностях, вам нужен сопровождающий на первое время на несколько пробных выездов.

Здесь ключевой момент не в том, кто это будет, а в том, какими главными качествами должен обладать этот человек. Он должен быть спокойным, уравновешенным и хладнокровным.

Потому что вы, скорей всего, будете паниковать и психовать. Если этим будут заниматься оба, ничего хорошего не получится.

Разумеется, это должен быть опытный водитель, который не первый год за рулём.

Теперь подумайте, кто из ваших знакомых обладает таким характером и при этом захочет вам помочь?

Если ответ: никто, тогда лучше искать среди профессионалов, которые этим зарабатывают на хлеб.

Найти инструктора по вождению можно двумя путями:

  1. через конкретную автошколу;
  2. в частном порядке по объявлению или рекомендации.


Плюсы платного инструктора:

  • Инструктор не имеет права на вас кричать, психовать, раздражаться.
  • Терпеливо объяснять чайникам как водить машину – это его работа, следовательно, скорей всего, он умеет делать это хорошо.
  • Вы получите столько уроков, сколько нужно в то время, которое удобно именно вам.

Минус:

Только один: это платная услуга, поэтому финансовые затраты неизбежны.

Как бы то ни было, это явно стоит дешевле ваших нервов, как если в качестве инструктора выступит неуравновешенный муж, брат, отец.

И дешевле ремонта машины, как если вы сразу сядете за руль самостоятельно без надлежащей подготовки.

Мне очень повезло: в качестве инструктора у меня был муж. Он очень спокойно, но твёрдо руководил всеми моими действиями на дороге в первое время. Терпеливо объяснял все нюансы дорожных ситуаций и правил. Ни разу не повысил на меня голос, что было, наверное, очень сложно.

Его помощь была просто бесценна. Только благодаря его вере в меня я захотела снова за руль и благополучно вожу машину сейчас.

Вы должны стремиться к такому же отношению к вам, чтобы не отбить у себя желание снова сесть за руль.

Но семьи у всех разные, и многим моим подругам в этом плане повезло меньше, потому что характер их мужчин я бы не назвала уравновешенным, а отношение ко второй половине – всегда любящим и деликатным.

Если вы сомневаетесь, что муж не начнёт кричать на вас за рулём и хвататься за голову, лучше не искушать судьбу.

В таких случаях правильным будет не обострять ситуации и не давать лишнего повода для раздражений, ссор и скандалов. Проще заплатить профессионалу, тем самым сохранив семейную гармонию и нервы.

Вспоминаем ПДД.

Несмотря на то, что я не водила машину на протяжении десяти лет, я очень хорошо знала и помнила все правила дорожного движения, поэтому у меня не было необходимости учить их заново.

Но если у вас есть сомнения, лучше, конечно, перед поездками с инструктором купить актуальную редакцию ПДД и экзаменационные билеты, чтобы прорешать различные дорожные задачки заранее на бумаге.


  • Лучше выбирать спокойные и тихие улочки.
  • После того, как вы будете чувствовать себя чуть уверенней, нужно поездить с инструктором по тем маршрутам, по которым вы планируете ездить потом одна (работа – дом — работа, дом – магазин, дом – парикмахерская и т.д.).
  • Обязательно отработайте с инструктором навыки парковки перед домом, рядом с торговыми центрами и т.д.
  • Обязательно отработайте навык реальной заправки бензина на бензоколонке.
  • Выясните у инструктора, что нажимать в случае ливня или если запотевают стекла.
  • Первое время надевайте специальную удобную обувь на плоской подошве и с фиксированным задником.
  • Чтобы чувствовать себя уверенней на дороге, обязательно приобретите качественный видеорегистратор, например, HD Smart , который защитит от мошенников на дорогах и незаконных штрафов.

Верьте в то, что у вас всё получится. Вождение – это навык, который приобретается на практике. Главное здесь – спокойствие и не отступать.

Верьте в себя и берегите себя!

С вами была Лена Жабинская, пока-пока!

Однако приходит весна, которая ассоциируется с подснежниками, причем, не только в виде нежных весенних цветов. Этот же термин продвинутые водители применяют и к технике, появившейся из-под снега с первыми лучами весеннего солнышка, и к автомобилистам, садящимся за руль этого, в прямом смысле слова, источника повышенной опасности.

О подготовке автомобиля к летней эксплуатации мы поговорим в отдельном материале. А сегодня остановимся на некоторых вопросах, связанных со снижением приобретенных ранее навыков управления автомобилем, усугубляемых так называемой «весенней эйфорией».

Свои вопросы мы решили адресовать инструктору-преподавателю учебного центра контраварийной подготовки «Драйв клуб Альфа-щит» Алексею Пилипенко:

Алексей, как вы оцениваете состояние дорожного покрытия этой весной, и что бы вы хотели порекомендовать автомобилистам, начинающим эксплуатацию своих машин с первыми теплыми деньками?

Нет такой оценки, которую можно было бы дать состоянию наших дорог. Дорог нет, одни направления. Яма на яме. Кроме того, если зимой можно было проехать отдельные неровности за счет того, что снег уменьшал глубину ямы или высоту кромки, то с приходом весны все ямы стали более выраженными. Поэтому необходимо быть предельно внимательным.

Нужно учитывать, что любой организм забывает определенные навыки, если не проводить регулярные тренировки. После долгого перерыва есть необходимость вспомнить и тренажерную подготовку, и габариты авто, и все, что с этим связано.

Что касается самого автомобиля, то после продолжительного простоя нужно проверить наличие колес, стекол, фар и других комплектующих (если автомобиль зимовал не на охраняемой стоянке), привести в норму давление в шинах, качество и уровень технологических жидкостей. Автомобиль, так же как и живой организм, «спал» всю зиму, поэтому необходимо дать возможность и себе, и автомобилю постепенно адаптироваться к движению на дороге.

В этом году зима затянулась, и пока зимняя резина обязательна, так как летняя резина нормально «работает» при температуре выше +7. Если зимней резины нет, то, возможно, с выездом стоит повременить, а при необходимости ехать, учитывая, что летняя резина не обеспечивает надежного сцепления с дорогой.

Жидкость в бачке стеклоомывателя должна быть незамерзающая (днем тепло, но ночью пока держится минусовая температура). Покрытие, по которому едем в таких погодных условиях, неоднородно (где-то асфальт, где-то лед, снег), плюс пресловутые ямы. Соблюдаем увеличенную дистанцию и интервал безопасности опять-таки из-за переменчивого покрытия и возможного экстренного маневра водителей, едущих рядом (объезжающих ямы и неровности).

Пешеходы, так же как и водители, не хотят попасть в лужу. В такую погоду больше смотрят себе под ноги, чем по сторонам, - нужно быть внимательным и более корректным по отношению к ним.

Темнеет по-прежнему рано и очень быстро, поэтому не забывайте об использовании световых приборов. В плохую погоду лучше ездить с включенным ближним светом фар постоянно, чтобы обозначить себя на дороге.

После длительного перерыва будет разумно не бросаться сразу в гущу событий, а привыкнуть к машине и дорожной обстановке. Лучше всего попрактиковаться в вождении в выходные, выбирая для этого хорошо знакомые второстепенные улицы. Для быстрого восстановления чувства габаритов и навыков работы рулем оптимально выехать на автодром или его подобие в виде подходящей ровной площадки.

Для выполнения на автодроме я рекомендую следующие упражнения: скоростное маневрирование - вспомнить приемы руления; габаритное маневрирование - вспомнить габариты автомобиля, способы парковки и маневрирования в ограниченных пространствах; вспомнить способы торможения с учетом движения автомобиля по дороге с различным (пониженным, изменяющимся) коэффициентом сцепления колес с покрытием.

Конечно, чем больше у вас практики вождения, тем меньше потребуется времени на адаптацию, но для новичков этот вопрос наиболее актуален.

С наступлением по-настоящему жарких дней неумолимая кривая статистики ДТП резко взмывает вверх, и на то есть объективные причины. Что вы думаете по поводу так называемых «светофорных» гонок и ралли по ночному городу?

Если в начале весны выехавшего на дорогу «подснежника» подстерегают опасности в виде оставшегося кое-где льда и утренних заморозков (а на летней резине да для неопытного водителя - это настоящее ЧП), то с наступлением почти летнего тепла у многих, еще недостаточно опытных автомобилистов возникает чувство эйфории и, как следствие, переоценка своих сил и возможностей автомобиля.

Именно в этот период можно стать свидетелем так называемых «светофорных гонок» или скоростных заездов по ночному городу доморощенных «шумахеров». Причем, этой категории любителей адреналина все равно, на какой машине участвовать в уличных соревнованиях. Главное - найти такого же любителя экстрима.

Здесь совет только один: сохранять трезвый взгляд на ситуацию и просто игнорировать такие провокации. Ведь вы же не будете лезть на ринг к профессиональному боксеру, и ему, в свою очередь, также неинтересен любительский поединок. То же самое касается и ночных гонок. Подготовленному водителю такая бравада ни к чему, а все свои амбиции и междусобойчики лучше реализовывать на специально подготовленных площадках, трассах или полигонах («Чайка», Боярка, картодромы и т.п.).

Что может предложить ваша автошкола в плане повышения водительского мастерства и обучения азам раллийного вождения?

Программы нашего центра рассчитаны на водителей с различным стажем управления авто. У нас обучаются все желающие от «нуля» и до мастеров спорта. Научиться грамотно управлять автомобилем, расширить свой технический арсенал приемов управления, изучить специальные приемы управления автомобилем в нестандартных (критических) ситуациях. Научиться прогнозировать их наступление и развитие, поведение попавшего в них автомобиля. Все курсы, а их у нас 7, между собой логически взаимосвязаны, обучение строится по принципу: «От простого к сложному, от непонятного к понятному».

В завершение хотим напомнить вам некоторые практические советы, прошедшие проверку временем:

  • Тормозите до препятствия, а непосредственно перед неровностью резко отпускайте тормоз. Тогда пружины разожмутся и разгрузят переднюю ось, что позволит легче проскочить препятствие и продлить жизнь подвеске автомобиля. Не стоит это делать, если под одним из передних колес бугор - возможно опрокидывание авто. Иногда в подобной ситуации целесообразно выжимать сцепление.
  • Избавьтесь от привычки сбрасывать рычаг механической КПП на нейтраль. Экономии топлива на современных машинах никакой, а потерять контроль над автомобилем можно запросто. Особенно если пользоваться этим приемом на спусках и на скользкой дороге. При подъезде к светофору тормозите двигателем и переходите на пониженную передачу, а на светофоре не держите сцепление выжатым, включайте нейтраль.
  • На передне- и полноприводном автомобиле старайтесь не газовать при полностью вывернутых колесах, иначе быстро изнашиваются шарниры равных угловых скоростей, боковая кромка резины и подвеска авто, машина может сорваться с выбранной траектории.
  • Сбрасывайте скорость до поворота. Выбирайте передачу и скорость движения авто по повороту такие, чтобы машина двигалась устойчиво: если автомобиль заднеприводный - на сбросе газа, переднеприводный - с легким ускорением, полный привод - на постоянной скорости.
  • Паркуйтесь задним ходом, так легче маневрировать и проще выехать со стоянки.
  • По возможности не оставляйте автомобиль на длительную стоянку на стояночном тормозе. Вытягивается трос привода, а при перепаде температур и влажности могут примерзнуть тормозные колодки, при горячих колодках и дисках могут прикипеть колодки.
  • Периодически включайте кондиционер (когда температура воздуха не меньше +5). Тогда он будет регулярно смазываться, и резиновые детали прослужат дольше.
  • На скользкой дороге притормаживайте прерывисто, переключением на пониженную передачу с обязательной перегазовкой, и держите увеличенную дистанцию.
  • В туман противотуманки лучше, чем ближний свет, не забывайте включить их и габариты. Если вы попали в средний туман или в сильный дождь, то включите противотуманки совместно с ближним светом фар. Если же туман очень густой, либо вы попали в сильный снегопад, то включайте только противотуманные фары, а еще лучше - остановиться в безопасном месте и переждать непогоду.
  • Выезжайте на дорогу с положительным настроем и помните: давая дорогу «дураку», вы сохраните себе время, деньги, здоровье, а иногда и жизнь.