Где самое безопасное место в автомобиле для ребенка. Как установить детское кресло в машине - видео-инструкция Безопасное место в машине для детского кресла

Дети рождаются, взрослеют и становятся подростками. И только после этого, в соответствии с ПДД, они уравниваются в правах с другими взрослыми пассажирами. За это десятилетие в семье может появиться машина, может несколько раз поменяться, может существовать все это время, а быстро растущий ребенок постоянно нуждается в приспособлении, обеспечивающем его безопасную перевозку.

Все вышесказанное приводит к необходимости выбора автокресла для ребенка, но приобретение отличного товара еще не решает полностью вопрос о безопасности перевозок. Эффективная защита автокресла во многом зависит от выбора места его расположения, направления установки и способа крепления. Сделать это можно, обратившись к специалистам или самостоятельно разобравшись в этом вопросе, используя, в том числе, и нашу статью.

Важно не только правильно закрепить ребенка в автокресле, но еще и закрепить само кресло согласно инструкции производителя

Место и направление установки

Если вы знакомы с европейским стандартом безопасности ECE-R44/04, то в курсе классификации автокресел для новорожденных и детей постарше. Рассмотрим возможности установки удерживающих устройств в соответствии с группой, к которой они относятся.

  1. Кресла группы 0 , предназначенные для новорожденных, могут располагаться только на заднем сидении, при этом устанавливаются они в направлении от двери к двери, то есть перпендикулярно направлению движения.
  2. Для детских автокресел группы 0+ и переднее, и заднее сидение могут служить местом установки. Кресла этой группы располагаются лицом против направления движения. Переднее сидение используют только в том случае, если оно не оснащено подушкой безопасности или когда подушка специально отключена.
  3. Модели детских автокресел из группы 1 в своем большинстве располагаются лицом по направлению движения в любом месте автомобиля. Есть модели, которые могут быть расположены против движения машины - в любом случае, если это переднее сидение, то подушка безопасности должна быть отключена.
  4. Устройства групп 2-3 размещаются в любом месте лицом вперед. Из всех перечисленных точек, где может располагаться детское автокресло, самой безопасной является (для автомобиля с левым рулем) либо середина заднего правого сидения, либо середина среднего заднего сидения (для пятиместного авто).

Эти места дают возможность:

  • существенно уменьшить воздействие на ребенка осколков, возникающих при столкновении;
  • уменьшают вероятность получения травм при боковом ударе и вминании частей корпуса;
  • ребенок располагается в менее загроможденном пространстве.

По мнению экспертов, детское автокресло нужно закреплять в середине заднего сидения для автомобиля на 5 человек. Если ремни безопасности для этого места не предусмотрены производителем, то точкой расположения кресла станет правое или левое заднее сидение.

Способы крепления

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Большое значение с точки зрения безопасности имеет способ крепления детского автокресла. Существует 4 варианта крепления детских кресел в автомобиле. К ним относятся:

  • крепление штатными заводскими ремнями безопасности;
  • фиксирование с помощью системы крепления IsoFix (Изофикс);
  • использование систем крепления Latch и SureLatch.


Схема крепления автолюльки штатными ремнями безопасности

Использование заводских ремней безопасности для крепления детского автокресла представляет собой универсальный вариант. Для реализации такой возможности в корпусе кресла сделаны специальные пазы. Ремень протягивается таким образом, что прижимает нижнюю часть кресла и фиксирует вертикальную спинку, обеспечивая надежное и безопасное крепление. В связи с многообразием выпускаемых производителями моделей, конструкции корпусов автокресел могут отличаться и, следовательно, могут отличаться схемы протягивания ремней через пазы. Перед установкой детского автокресла в машину нужно обязательно познакомиться с инструкцией на кресло.

Правильная фиксация - залог безопасности перевозки малышей. К минусам этого способа крепления кресла можно отнести не очень удобный и относительно непростой процесс пристегивания и отсоединения кресла, при ослаблении натяжения ремни могут перекрутиться, что нарушает правила пользования ремнями безопасности.

Стандарт крепления детских автокресел IsoFix (ISO 13216) появился в 90-е годы прошлого века. Проведенные до этого исследования показали одну неприглядную закономерность: детская смертность в авариях после появления автокресел изменилась не существенно. Причиной этому послужил тот факт, что родители неверно крепили кресла ремнями безопасности. Чтобы решить проблему, европейцы придумали простое и быстрое крепление IsoFix. После 10-летнего опыта эксплуатации этой системы, американцы создают ей альтернативу в виде системы Latch , а потом и SureLatch . Для производимых в США автомобилей стандарт Latch практически сразу стал обязательным.

Система крепления IsoFix и ее аналоги

IsoFix - это стандарт, которым пользуются как изготовители автолюлек и кресел для ребенка, так и производители автомобилей. В отличие от крепления ремнями безопасности, система Изофикс представляет собой простое, но жесткое крепление кресла к элементам кузова автомобиля. При этом решаются две задачи: вероятность установить устройство для перевозки ребенка правильно возрастает до 100%, дополнительно увеличиваются защитные свойства.

Изофикс - это металлическая рамка в основании кресла для ребенка, заканчивающаяся двумя кронштейнами с защелкивающимися замками. В месте сочленения, между спинкой и основанием автомобильного сидения, протиснуты две п-образных скобы, приваренные к кузову. Для того чтобы закрепить кресло для ребенка или автолюльку-переноску, достаточно просто прижать кронштейны к скобам до щелчка. Чаще всего указанные скобы под крепление Изофикс располагают на заднем левом и правом сидениях, но всеобщим правилом это не является.

На сегодня кресла с Изофикс обрели третью точку крепежа для того, чтобы можно было пристегнуть кресло для малышей и избавить его от кивков в случае удара или торможения. Ограничением для использования системы является вес ребенка, который не должен превышать 18 кг. Разработчики системы Latch добились поставленной перед ними цели, и сделали конструкцию кресла более легкой, а крепление более удобным.



Система крепления IsoFix считается одной из наиболее надежных и удобных для детских автокресел

Изменения затронули конструкцию креплений на кресле. Замки на удерживающем устройстве в этом варианте системы расположены на ремнях, а от металлической рамки пришлось отказаться. В конечном итоге были получены изменения в лучшую сторону эргономики, веса и удобства. В этой системе вибрации корпуса не передаются на кресло ребенка благодаря упругим ремням. Устанавливать изделие стало проще - не нужно одновременно защелкивать оба замка, а допустимый вес ребенка вырос до 30 кг. Система Sur eLatch отличается только карабинами - последние имеют встроенные натяжители.

Установка и крепление автолюльки

Функция автолюльки заключается в том, чтобы поездка новорожденного была комфортной и безопасной. Для этого нужно правильно поставить и прикрепить ее к сидению машины, а новорожденного нужно пристегивать к удерживающему устройству в обязательном порядке. Информацию о том, при помощи чего крепится конкретная модель или как ее нужно устанавливать в салоне автомобиля, обычно размещают в инструкции или на наклейках. В любом случае, если понадобится, можно найти фото или видео на эту тему в интернете.

Удерживающие приспособления для лежачего положения грудничков размещаются исключительно на заднем сидении . Такое устройство ориентируется боком к движению автомобиля, а крепится дополнительными ремнями, соединяющимися с автомобильными заводскими ремнями.

Самое лучшее место для автолюльки-переноски расположено на заднем сидении, и ориентируется такое устройство против движения машины.

  • Последовательность действий по установке люлек начинается с увеличения рабочего пространств - отодвигается переднее автомобильное сидение.
  • Затем через поставленное кресло протягивается фиксирующий ремень, строго по указанному пути. Самое главное в этот момент не допустить перекручивания ремня, обязательно проверьте это.
  • После установки автокресла его нужно подвигать: если устройство болтается и сползает, значит, его фиксация произведена неверно.
  • Внутренние ремни должны быть так застегнуты на малыше, чтобы зазор между ними и телом был толщиной в два ваших пальца.

Как сажать малыша в автокресло?

  • Застегивать внутренние ремни на малыше нужно всегда, сколько бы времени не занимала поездка - в противном случае смысл приобретения автокресла пропадает.
  • Перед тем, как посадить в изделие малютку, нужно проверить, хорошо ли закреплено устройство, и устранить недостатки, если таковые будут замечены.
  • Располагайте защиту головы ребенка как можно ближе к плечам. Хорошее изделие должно обеспечивать возможность делать это.
  • Не «прикручивайте» ребенка внутренними ремнями так, чтобы он не мог пошевелиться, но и болтаться в них он не должен.


Затягивать ремень автокресла нужно так, чтобы между ним и телом ребенка оставался зазор в два пальца. Если переусердствовать, могут передавиться внутренние органы

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Купить хорошее автокресло — еще не значит полностью решить вопрос безопасности малыша, ведь его эффективность напрямую зависит от того, насколько правильно вы сможете установить детское автокресло в своей машине.

Конечно, можно обратиться за помощью по креплению конструкции к специалисту, а можно просто прочитать нашу статью и сделать все самостоятельно.

Возможности установки по группам кресел

  1. Кресла группы 0 ставятся исключительно назад перпендикулярно движению.
  2. Кресла групп 0+ могут устанавливаться впереди, если в машине отсутствует подушка безопасности (или ее необходимо принудительно отключить).
  3. Кресла группы 1 позволяют усаживать малыша по ходу направления движения на любом из сидений, закрепив его дополнительным ремнем.
  4. Кресла 2-3 группы ставятся аналогичным образом без необходимости крепления дополнительным ремнем.

Куда устанавливать безопаснее всего?

Несмотря на все перечисленные выше доступные вариации установки, лучшие месторасположения для детского автокресла — это правое заднее сиденье (для авто с левым рулем) и середина второго от водителя заднего ряда.

Они признаны максимально безопасными для любого пассажира, находящегося в машине, так как способны:

  • уберечь ребенка от осколков, просыпающихся градом в салон во время удара;
  • выделить для него необходимую толику жизненного пространства;
  • при этом, место посредине авто дополнительно защищает маленького пассажира от повреждений, которые он может получить при сминании боковых частей машины во время ДТП.

Способы крепления

В общем смысле можно разделить типы креплений на те, что:

  • крепятся с помощью ремней безопасности;
  • закрепляются посредством системы ISOFIX;
  • устанавливаются с помощью крепления Latch и Super Latch.

Ремни безопасности

Это универсальный вариант крепления, для которого на автокресле предусмотрены специальные пазы. С помощью этой системы малыш находится в полнейшей безопасности (это достигается за счет крепкой ременной фиксации).

Однако, есть один нюанс: так как конструкции автокресел отличаются друг от друга, универсального метода установки для них не существует. Лучше всего воспользоваться прилагающейся к нему инструкцией.

Минусы крепления

К недостаткам этого способа установки кресла относится определенная сложность процесса и некое несоответствие геометрии автомобильных сидений и самого автокресла. Зачастую в процессе установки ремни перекручиваются, что не соответствует правилам безопасности.

Крепление ISOFIX

Крепить детское автокресло можно и с помощью системы ISOFIX. Этот способ есть ни что иное, как крепление автокресла непосредственно к кузову автомобиля, который, в свою очередь, должен быть оборудован скобами вот такого типа:

Чтобы закрепить детское кресло с помощью данной системы, нужно задвинуть его в эти скобы до упора — пока не услышите щелчок. Это видно на рисунке ниже:

Есть и другой способ крепления, при котором оно располагается поверх сиденья и притягивается к скобе специфическим «якорным ремнем». Вот, как это выглядит:

Для чего нужен такой ремень?

Чтобы при резком торможении кресло не ускакало вперед. Именно поэтому в некоторых европейских моделях вместо ремня предусмотрена подставка, которая выдвигается вперед и упирается прямо в пол автомобиля.

Выполняет она аналогичную функцию, а выглядит вот так:

Достоинства и недостатки крепления

К плюсам крепления ISOFIX относится простота установки, довольно надежная фиксация и высокая степень безопасности.

Минусы данного крепления - это ограничение по весу (малыш не должен быть тяжелее 18 килограмм), так как при увеличении массы во время ДПТ на якорный ремень приходится слишком большая нагрузка и он попросту ее не выдерживает.

Крепление Latch и Super Latch

Этот тип крепления - аналог ISOFIX, только ремень, которым автокресло фиксируется в машине, немного другой.

Высшая ступень эволюции такого крепления - система Super Latch. Оба этих типа фиксации активно используются в США, но не применяются в Европе.

Располагаем автокресло правильно

Вечный вопрос — ставить его по ходу движения машины или против него, не дает покоя заботливым родителям, покупающим новый «гаджет» для своего карапуза. Но ведь большую роль в безопасности ребенка играет именно то, как именно установлено автокресло в вашем автомобиле.

Против движения или по ходу?

Детки от 1 года перевозятся только в положении «спиной против движения». Их голова относительно тела довольно много весит, а шея не совсем окрепла, чтобы удержать голову во время возможного столкновения.

Если поставить автокресло спереди против направления движения машины, подушка безопасности, выбрасываемая при ударе, может толкнуть его по корпусу, в результате чего кресло опрокинется и навредит малышу.

Мнение экспертов

Эксперты рекомендуют по возможности устанавливать детское кресло на середину заднего ряда автомобиля. Если ваша машина возможность крепления автокресла между сидениями не предусматривает, ставьте автокресло на левое или правое заднее сиденье строго посередине (если авто 5-местное).

Если машина 7-местная, то безопаснее всего монтировать автокресло посередине второго от водителя (не третьего!) ряда или на крайние сиденья в этом же ряду.

Этапы установки

  1. Отодвиньте переднее автомобильное кресло перед тем, как начать монтировать конструкцию - так вам будет удобнее работать.
  2. Расположив автокресло, протяните ремень безопасности, предназначенный для фиксации, строго по размеченной области. Приложите при этом максимум усилий.
  3. Как только справитесь с этим заданием, проверьте, застегнута ли плечевая ременная область.
  4. Не давайте ремню соприкасаться с другими частями кресла, так как при ДТП зажим не выдерживает трений и расстегивается.
  5. Фиксирующий ремень нужно правильно закрепить. Он не должен быть натянут слишком высоко, так как при рывке фиксатор передвинется к шее и превратится в дополнительную угрозу безопасности. Если ремень находится низко, он элементарно сползет с плеча.
  6. Подвигайте автокресло после его установки. Если оно болтается или съезжает, значит, вы неверно его закрепили.
  7. Посадите ребенка в кресло и пристегните. При этом не давайте ремням перекручиваться и следите, чтобы зазор между ними и телом был толщиной в два ваших пальца.

Во время езды малыш должен оставаться пристегнутым!

Не стоит забывать о том, что ребенок довольно активно ведет себя в машине: смотрит по сторонам, подпрыгивает на месте и даже иногда пытается вылезти из кресла. Именно поэтому крепления, которые отвечают за его фиксацию, должны были надёжными, иначе маленький исследователь попросту расстегнет их.

Чтобы отбить у малыша желание играть с застёжками, позаботьтесь о том, чтобы он взял с собой игрушки или книжки. Это сможет отвлечь его от ремней на некоторое время.

Надежность креплений - залог безопасности

Чем надежней крепление, тем меньше риск получить травму при ДТП. Чтобы убедиться, что длины ремня хватает для нормального пристегивания устройства к автомобилю, во время покупки попросите, чтобы консультант примерил автокресло в вашу машину.

Крепить автокресло можно при помощи специального трехточечного ремня. Однако более надежным считается пятиточечные - они способны обеспечить максимальную защиту вашего ребенка.

Правила посадки малыша в кресло

  1. Ребенок сидит в нем плотно и не «хлябает» во время движения. Конечно, не стоит перегибать палку, намертво «прикручивая» его к сидению, но и не нужно отпускать ремень слишком сильно, аргументируя это действие тем, что так малышу будет, «чем дышать».
  2. Защита головы ребенка располагается как можно ближе к его плечикам, то есть в безопасном автокресле она должна регулироваться.
  3. Не забывайте пристегивать малыша, иначе прока от покупки кресла для него не будет никакого. Делайте это всегда, даже если ехать нужно «всего» 5 минут.
  4. Перед посадкой ребенка в автокресло убедитесь в том, что оно хорошо закреплено.

Подводя итоги

Детское автокресло — это один из самых главных аспектов безопасности ребенка во время поездки на автомобиле. Но помните, что его мало просто купить — кресло нужно еще и правильно установить, чтобы не подвергать жизнь вашего малыша дополнительной и совершенно неоправданной опасности.

Вопросам безопасности детей в автомобилях уделено много внимания. Один из аспектов - оптимальное место расположения детского кресла. Здесь играют роль такие факторы как: размер автомобиля, наличие специальной системы крепления, характер ребёнка.

Классическое место расположения детского удерживающего устройства внутри стандартного автомобиля - второй ряд сидений. По оценке Европейского института безопасности (Euro NCAP оно является самым безопасным для детских удерживающих устройств. Если есть возможность, то лучше сиденье ставить посередине - тогда маленький пассажир будет находиться в центре автомобиля на равном удалении от возможных опасностей.

Если ребёнок ведет себя спокойно и не требует большого внимания во время движения, то лучше разместить кресло за спиной у водителя. При возникновении внештатной ситуации человек в первую очередь уводит от удара себя, и, как следствие, чем ближе к нему расположен спутник, тем больше шансов, что он не пострадает. Если же ребёнку периодически требуется внимание или ему важно видеть маму или папу, то лучше разместить кресло по диагонали от пилота. Тогда родителю будет проще контролировать малыша или что-то ему подать в случае необходимости.

В совсем маленьких машинах, у которых практически отсутствует багажник, можно установить детское кресло на первом ряду. При этом нужно обязательно отключить подушку безопасности, так как во время возможного столкновения она может раскрыться и ударом навредить ребёнку. На некоторых люксовых купе и кабриолетах также предусмотрены крепления для детского удерживающего устройства на единственном пассажирском месте.

В каком бы месте не находилось кресло с ребёнком, последние испытания показывают, что лучше его расположить спиной, по ходу движения. В этом случае на 90% сокращается риск нанесения травм шеи, спины и головы при резкой остановке. Если случилась серьёзная авария, то ребёнок будет защищён и от стёкол.

Ещё стоит обратить внимание на то, что каждый автопроизводитель может рекомендовать определённую модель и марку детских удерживающих устройств. Это означает, что изготовителем производились определённые испытания и предлагаемое сочетание даёт оптимальный результат. Этих же рекомендаций придерживаются различные институты, производящие тестирование на безопасность.

И помните: безопасность наших детей в наших руках. Наличие детского кресла в машине само по себе не гарантирует полной защиты ребёнка. Важно соблюсти все требования по расположению и установке удерживающего устройства, которые прописаны в инструкции.

Пожалуй, многие семейные автолюбители с нетерпением ожидают того дня, когда их дети достигнут возраста, при котором не нужно будет сидеть в машине в автокресле. А пока этот возраст настанет, водителей ожидает периодическая процедура покупки автолюльки, а затем – автомобильного кресла «на вырост». Понятное дело, что когда речь идет об обеспечении безопасности ребенка, то за ценой не постоишь. И вот вы сходили в магазин, провели несколько томительных часов примеривая и прицениваясь к выбранному товару, и, наконец, купили детское автокресло. Но это всего лишь первый этап, далее наступает самый важный моментправильная установка автокресла в салоне машины. О том, как это сделать так, чтобы и маленькому пассажиру было удобно сидеть, и чтобы, не дай Бог, в случае аварии кресло выполнило свою главную функцию – уберегло чадо от травм, мы сегодня и поговорим.

Первое средство безопасности для вашего ребенка – автолюлька, или кресло-переноска (категория 0). Оно предназначено для детей в возрасте от нескольких месяцев до года и рассчитано на младенца весом до 10 килограммов. Эта конструкция представляет собой обычную люльку наподобие той, которой используется в детских прогулочных колясках. В такой автолюльке малыш перевозится только лежа.

Устанавливать автолюльку можно как на заднем ряду сидений, так и на переднем пассажирском кресле. Запомните, что перед установкой автолюльки необходимо отключить подушку безопасности пассажира (если ваш автомобиль оборудован этой функцией, которая имеется у всех современных машин). Устанавливать автолюльку на поверхность кресла нужно перпендикулярно ходу автомобиля при помощи специальных, идущих в комплекте ремней, крепящих ее к подушке сиденья.

Когда ваш малыш подрастет и прибавит в весе, придется продать автолюльку и купить первое автокресло, его еще называют «бэби-коконом» (категория 0+). Такое кресло способно выдерживать пассажира весом до 13 килограммов, а рекомендуемый возраст ребенка – до полутора лет.

Устанавливать такое автокресло можно как на переднее, так и на заднее пассажирское кресло, но всегда – против движения автомобиля. В результате множества испытаний было установлено, что такой способ монтажа автокресла лучше уберегает ребенка от травм в результате фронтального столкновения автомобиля. Если ваш автомобиль оборудован специальными креплениями IsoFix , то это упростит установку детского автокресла. Крепления эти представляют собой металлические скобы или ремни (IsoFix Latch ), на которые насаживается остов детского удерживающего устройства. Если в автомобиле нет креплений IsoFix , то зафиксировать автокресло на сиденье можно при помощи штатного ремня безопасности. Для этого его надо максимально вытянуть из катушки, завести за боковой подлокотник, пропустить через проушину в верхней части боковой защиты и максимально потянуть до того, пока ремень не вытянется полностью.

Затем ремень пропускается через боковую проушину с другой стороны, заводится снизу за подлокотник и вставляется в предназначенный для ремня средний замок. После этой операции следует потянуть кресло из стороны в сторону, чтобы проверить жесткость фиксации. В конструкции этого кресла предусмотрены внутренние ремни безопасности, которые имеют Y-образное расположение для лучшего удержания ребенка в кресле. Установив кресло и усадив в него малыша, отрегулируйте эти ремни так, чтобы они находились ниже плеча маленького пассажира.

Ваш ребенок набрал от 9 до 18 кг, а его возраст – от года до 4.5 лет? Тогда вам снова придется идти в магазин и покупать новое кресло (категория 0+ — 1), а старое придется продать или передать по наследству. Не думайте, что подросший ребенок сможет уместиться в кресле категории 0+.

Впрочем, изрядно попотев, вы, возможно, сможете втиснуть чадо в устройство, но в критический момент оно не выдержит увеличившейся нагрузки и попросту развалится, спровоцировав серьезные травмы. Если новое кресло попадает под категорию 0+, то его следует устанавливать против хода движения, а если его категория 1 – то устройство можно монтировать по ходу движения машины, но только на заднем ряду.

Когда чадо снова подрастет (от 3 до 7 лет) и наберет вес от 15 до 25 килограммов, нужно будет приобрести новое кресло категории 2 или 3 (в зависимости от антропометрическ их данных чада). Конструкция этих кресел отличается от уже описанных нами тем, что не содержит внутренних фиксирующих ремней – в нем ребенок фиксируется при помощи штатных ремней безопасности. Кресло устанавливается уже привычным вам способом, а вот ремень безопасности должен проходить по центру плеча маленького пассажира. Устанавливать такое кресло можно опять же только на задний ряд и крепить по ходу движения автомобиля.

Наконец, ваш ребенок достигает граничного возраста (от 9 до 12 лет), когда еще чуть-чуть и никакое специальное детское кресло ему не понадобится. Приобретаем удерживающее устройство именуемое бустер, способное выдержать пассажира весом от 22 до 36 килограммов. Это уже не кресло как таковое, а скорее табуретка или сиденье-подкладк а. Оно устанавливается на задний ряд автомобиля, крепится при помощи устройств IsoFix , а сам маленький пассажир фиксируется при помощи «взрослых» ремней безопасности.

Для тех, кто не планирует выкидывать деньги каждые три четыре года на покупку нового автокресла, продавцы посоветуют приобрести универсальное удерживающее устройство, которое может, как трансформер, адаптироваться под растущего и прибавляющего в весе ребенка.

Забота о безопасности ребенка в автомобиле, к сожалению, не заканчивается приобретением самого лучшего автокресла. Почему к сожалению? Да потому, что как только закончился мучительный выбор удерживающего устройства для ребенка и состоялась его покупка, началась самая сложная и ответственная часть родительской заботы - установка автокресла в автомобиле.

Где установить кресло - рядом с водителем или на заднем сиденье? Если сзади, то справа, слева или посередине? Вариантов, как видим, много, а верное решение должно быть одно, ведь от него зависят жизнь и здоровье маленького пассажира. Разрешите для начала привести одну очень красноречивую цитату, которая мне запомнилась из разговора двухлетней давности в Стокгольме с одним из специалистов компании Volvo по вопросам детского травматизма. Ответ был тематически отнюдь не детским, зато весьма понятным: «Когда меня спрашивают о самом безопасном месте для детского автокресла в автомобиле, я сравниваю варианты расположения автокресла с „Камасутрой“: сзади, спереди, слева, справа… Да какая разница! Поездка в автомобиле - такая же опасная штука, как и незащищенный секс! Так что какое положение ни выбери, главное - чтобы всем было хорошо и удобно! Так и с автокреслом: везде одинаково опасно, так что выбирайте любую позицию!»

Как видим, однозначного ответа на вопрос не дают даже сами производители автокресел и ведущие исследователи дорожной безопасности в Европе, которые, казалось бы, лучше всех остальных должны знать такие вещи! Нет определенного ответа и у инспекторов ГАИ. Правилами дорожного движения не запрещается перевозить детей до 12 лет в удерживающем устройстве даже на переднем сиденье. Как видим, родителям со всех сторон предоставляется свобода выбора: если ребенок находится в автокресле, то перевозить его можно абсолютно на всех имеющихся в машине местах. Однако не все они одинаково хороши и безопасны как для маленького пассажира, так и для его родителей. Установку автокресла можно разделить на два аспекта - установить его так, как удобно родителям, или разместить там, где лучше для ребенка. Конечно, идеальный вариант - совместить эти две цели и установить в равной степени удобства для взрослых и детей. Рассмотрим плюсы и минусы различных положений автокресла в машине, подчеркнув, что все места в автомобиле могут быть одинаково опасными в зависимости от происшествия, а посему ответственность за установку автокресла на том либо ином месте лежит сугубо на плечах родителей.

Автокресло установлено на переднем сиденье рядом с водителем
С одной стороны, это очень интересно для детей - можно смотреть вперед и чувствовать себя взрослым. Желание вполне понятное, ведь кто из нас не хотел в детстве посидеть рядом с водителем?! Для родителей такая позиция автокресла также довольно удобна: можно легко наблюдать за ребенком и даже покормить его или поиграть, стоя в дорожных пробках. А что говорит статистика? Пассажиры задних сидений имеют в 2,4-3,2 раза больше шансов выжить даже в самой тяжелой аварии, чем сидящие впереди. Такие цифры получили американские ученые из университета Буффало, проанализировавшие тысячи аварий.
Вообще говоря, положение «спиной по ходу движения» очень безопасно, ведь при резком торможении либо ударе шанс повреждения позвоночника и шейных позвонков минимален. Об этом же красноречиво свидетельствует статистика немецких исследователей детского травматизма: риск смерти или тяжелых травм у ребенка младше двух лет снижается в 5 раз, если он сидит спиной вперед.
Однако если речь идет об автокреслах-люльках на переднем сиденье - это одно! А вот устанавливать автокресло ребенка старше трех лет рядом с водителем - это весьма беспечный и небезопасный вариант. И вот почему: если в автолюльках ребенок повернут спиной по ходу движения, то в автокреслах старшей возрастной группы такое положение автокресло уже не примет - маленький пассажир будет находиться в двойной опасности. Во-первых, сработавшая подушка безопасности может причинить немалый вред ребенку, не достигшему роста 140 сантиметров, находящемуся как в автокресле, так и без. А во-вторых, переднее сиденье занимает печальное первое место в статистике ДТП и имеет нехорошую славу самого опасного места в автомобиле.

На заднем сиденье справа
Это место не только считается престижным благодаря нормам бизнес-этикета, но и носит титул самого безопасного (касается только авто с левым рулем). На него приходится меньше всего ударов в ДТП, поскольку оно находится в противоположном углу от встречного транспортного потока. Так утверждают европейские исследователи. Родителям же это место нравится удобством посадки-высадки ребенка из машины. Действительно, куда лучше усаживать малыша и высаживать со стороны тротуара, нежели проезжей части. А если ребенок довольно взрослый и уже сам в состоянии себя отстегивать в автокресле и покидать авто, то куда спокойнее родителям, если он выйдет сразу на тротуар! Незначительным минусом данного положения можно назвать тот факт, что водитель с трудом видит ребенка в зеркало заднего вида. Но выход из ситуации имеется - можно приобрести дополнительное специальное зеркальце для наблюдения за маленьким пассажиром.

На заднем сиденье слева
Минусом этого положения автокресла является вышеназванная высадка ребенка на проезжую часть. Но, несмотря на это, специалисты находят немало преимуществ. Так, например, считается, что водитель при опасности на дороге неосознанно делает рывок влево, уберегая себя от удара, поэтому сидеть за водителем куда безопаснее, чем справа или справа сзади. Но иные исследователи убеждают, что из-за своей близости к встречному транспортному потоку это место не так уж и безопасно. Как видим, мнения по поводу последних двух положений сильно разнятся, но что касается следующего места, то тут все более однозначно.

Сзади посередине
Конечно, если машина позволяет, если в ней имеется возможность поставить автокресло посередине заднего сиденья, сделайте это непременно. По данным американского журнала Pediatrics, меньше всего вероятность покалечиться у малышей, сидящих в детских автокреслах посередине заднего сиденья. Специалисты-педиатры провели исследование обстоятельств происшествий, в которых пострадали дети. Они рассмотрели почти 5 тыс. аварий автомобилей не старше 1990 года выпуска, произошедших с 1998 года в 16 штатах. Выяснилось, что больше половины ранений и смертей детей до трех лет в машинах во время ДТП можно было избежать, если бы детские кресла устанавливались посередине дивана заднего сиденья. Сотрудники издания установили, что риск ребенка получить травму в левой стороне заднего ряда составляет 31%, по центру - 28%, с правой стороны - 41%. Также специалистам удалось установить зависимость этого риска от возраста ребенка: если у детей до года вероятность увечий составляет 39%, то по достижении 3-летнего возраста она снижается до 18%.
На безопасности этого места в машине настаивают еще одни исследователи: специалисты из университета Буффало, проанализировав статистику ДПТ за три года, пришли к выводу о том, что самое безопасное место в автомобиле - среднее заднее. Цифры этого исследования таковы: места сзади на 59-86% безопаснее, чем передние сиденья, а заднее сиденье посередине на 25% безопаснее, чем сбоку. При анализе данных были учтены такие факторы, как тип транспортного средства, использование подголовников, развертывание подушек безопасности, вес автомобиля, возраст водителя и пассажиров, погода, освещенность и т.п. Оказалось, что среднее место сзади всегда будет как минимум на 16% безопаснее, чем любое другое место в автомобиле.
Одна из причин такого высокого уровня безопасности - намного большее, по сравнению с другими местами, пространство, которое не «сдавливается» при столкновении, в том числе и при боковом. Как известно, ДТП с боковым ударом стоит на втором месте, уступая печальное лидерство лишь авариям с фронтальным ударом.