Компания выбор аккумуляторные батареи. Расчет и выбор аккумуляторной батареи на объектах энергетики. Взаимозаменяемы ли AGМ и обычные батареи между собой

Автомобильный аккумулятор - товар сезонный, хотя используется круглый год. Когда на улице поют птички, а внутри двигателя плещется теплое масло, то прокручивать коленвал несложно - с этим справляется даже полудохлая батарея. А вот на холоде стартеру нелегко, и он норовит превратиться в чисто активное сопротивление, потребляющее очень большой ток. В итоге аккумулятор норовит отказать, а владельцу предстоит поход в магазин.

Как выбрать батарею

Если не хотите обращаться в сервис или к помощи продавца, то алгоритм выбора должен быть следующий.

Брать надо такую батарею, которая гарантированно уместится в отведенной ей нише, будь то моторный отсек, багажник или что-то еще. Согласитесь: глупо промахнуться на пару сантиметров! Одновременно определяем полярность: смотрим на старую батарею и соображаем, что у нее справа, а что слева? Само собой, что если машина не европейская, то и сами клеммы могут отличаться от большинства привычных - как по форме, так и по расположению.

После этого выбираем бренд. Тут мы однозначно советуем руководствоваться списком наших победителей последних лет и никогда не «клевать» на новичков или аутсайдеров. Даже если их этикетки самые красивые. Вот некоторые имена из тех, которые обычно нас не подводили: Tyumen (тюменские батареи), Varta, Мedalist, а-mega, Мutlu, Topla, «Актех», «Зверь».

Сравнительные испытания различных автомобильных аккумуляторов мы проводим каждый год. Самые свежие результаты, где мы сравнивали 10 батарей, можно увидеть Желающие могут ознакомиться и с экспертизами прошлых лет: , , , и т. п.

Марка батареи, как правило, определяет и ее цену. Примерная стоимость автомобильных аккумуляторов европейского исполнения с габаритами 242×175×190 мм в 2014 году составляла от 3000 до 4800 руб. за обычную батарею, и от 6300 до 7750 руб. - для AGМ. Заявленные ток и емкость получатся сами собой - исходя из габаритов.

Важно: если у вас была установлена батарея AGM, то и менять ее следует только на AGM, а не на «обыкновенную». Обратная замена вполне допустима, но нецелесообразна экономически .
Теперь заряжаем батарею - даже только что купленную! Наш опыт показывает: в магазинах под видом новенького аккумулятора вам радостно втюхают «почти новый», с которого разве что успели вытереть пыль. Заряжаем, подключаем вместо старой батареи, и - ключ на старт!

Тем, кого интересуют технические нюансы

Полезно ли в холодное время перед пуском мотора «погреть» батарею включением фар?

Зачем нужен индикатор-глазок?

Этот индикатор позволяет примерно оценить плотность и уровень электролита, чтобы выяснить, нуждается ли автомобильный аккумулятор в подзарядке. По большому счету, это игрушка, поскольку глазок находится только в одной банке из шести. Однако многие серьезные производители в свое время были вынуждены вводить его в конструкцию, поскольку отсутствие глазка воспринималось потребителями как недостаток.

Можно ли оценить состояние автомобильного аккумулятора по напряжению на клеммах?

Приблизительно можно. При комнатной температуре полностью заряженная батарея, отключенная от нагрузок, должна выдавать не менее 12,6–12,7 В.

Что скрывается за термином «кальциевая батарея»?

Ничего особенного: это обычный рекламный ход. Да, значки «Ca» (а то и «Ca - Ca») на автомобильных аккумуляторах сегодня присутствует все чаще, но легче они от этого не становятся. А ведь кальций - металл куда менее тяжелый, чем свинец. Все дело в том, что речь идет о совсем небольших (доли или единицы процента) добавках кальция в сплав, из которого изготавливают пластины батарей. Если его добавляют и в положительные, и в отрицательные электроды, то и получается то самое «Са - Са». Такие автомобильные аккумуляторы при прочих равных условиях труднее закипают, что важно для необслуживаемых батарей. Меньше у таких батарей и саморазряд при хранении. Поэтому «обычных» батарей с добавками традиционной прежде сурьмы (их обычно выдает наличие пробок) сегодня в продаже почти не встретишь! Заметим, что не все в них так уж плохо: например, они куда лучше переносят глубокие разряды!

Почему автомобильные аккумуляторы при проверке выдают заявленный ток так недолго?

Действительно, если емкость равна 60 А ч, то арифметика подсказывает: ток в 600 А должен выдаваться примерно 0,1 часа или 6 минут! А реальный счет идет всего лишь на десятки секунд… Все дело в том, что емкость батареи зависит от тока! А при указанном токе емкость батареи составляет уже не 60 А ч, а гораздо меньше: примерно 20–25! Надпись 60 А ч говорит лишь о том, что в течение 20 часов при температуре 25ºС вы можете разряжать свой аккумулятор током, равным 60/20=3А - и не более того. При этом в конце разряда напряжение на выводах аккумулятора не должно опуститься ниже 10,5 В.

Зачем выбирать батарею с заявленным током, скажем, 600 А, если реальная потребность вдвое меньше?

Заявленный ток - это еще и косвенный показатель качества автомобильного аккумулятора: чем он выше, тем ниже его внутреннее сопротивление! К тому же, если взять крайний случай, когда, не дай бог, масло загустело настолько, что стартер вообще еле-еле сдвигает с места коленвал, то вот здесь-то и может понадобиться максимально возможный ток.

Правда ли, что при установке на машину автомобильного аккумулятора большей емкости, чем у штатного, он будет недозаряжаться, а стартер может выйти из строя?

Нет, неправда. Что помешает батарее зарядиться полностью? Уместно провести аналогию: если вы зачерпнули стакан воды из ведра или из огромной бочки, то для восстановления исходного уровня жидкости вам потребуется долить из-под крана все тот же стакан - как в ведро, так и в бочку. Что касается ожидаемой поломки стартера, то его ток потребления не изменится, даже если емкость батареи вырастет раз в сто или тысячу. Закон Ома от ампер-часов не зависит.

Разговоры про грядущие поломки уместны разве что для экстремалов, привыкших выбираться из болота на стартере. При этом последний, понятное дело, очень сильно греется, а потому маленькая батарейка, которая разрядится быстрее большой, может спасти его от смертельного перегрева, умерев первой… Но это - гипотетический случай.

Сразу отметим один любопытный нюанс. В советские времена на ряде армейских грузовиков было строго запрещено устанавливать автомобильный аккумулятор большей емкости! Но причина была именно в том, что когда двигатель не желал пускаться, водители частенько крутили стартеры до тех пор, пока аккумулятор не разрядится полностью. Стартеры при этом сильно перегревались и нередко выходили из строя. А чем выше емкость батареи, тем дольше можно было издеваться над бедным электромотором. Именно для защиты стартеров от подобного издевательства и появилось когда-то требование не превышать емкость батареи выше «стандартной». Но сейчас это неактуально.

Вопрос на миллион: что измеряют в ампер-часах?

Во всяком случае, не емкость батарей! Это распространенное заблуждение даже в среде профессионалов. Которые, однако же, теряются, когда их спрашивают, каким образом произведение тока на время дает емкость? Потому что правильный ответ такой: ампер-час - единица измерения заряда ! 1 А ч = 3600 Кл. А емкость измеряют в фарадах: 1Ф = 1Кл/1 В. Те, кто в это не верит, могут обратиться к любому справочнику - например, к бошевскому.

Что до аккумуляторов, то запутанная терминология жива до сих пор. И то, что на самом деле является зарядом, по старинке обзывают емкостью. Некоторые учебники выкручиваются - мол, «емкость оценивают в ампер-часах». Не измеряют, а оценивают! Ну, что ж, хотя бы так…

Кстати говоря, в советские времена выбрать батарею было несравнимо проще - только по ампер-часам. Скажем, на «Волгу» надо было искать автомобильный аккумулятор на 60 А ч, на «Жигули» -55 А ч. Полярность и клеммы на отечественных авто были одинаковые. Сегодня же ориентироваться только на ампер-часы не стоит, поскольку изделия разных производителей при одинаковой емкости могут довольно сильно отличаться по прочим параметрам. Скажем, батареи 60 А ч могут иметь 11-процентный разброс по высоте, 28-процентный по заявленному току и т. п. Цены при этом также живут своей жизнью.

И последнее. Если вместо «А ч» увидите надпись «А/ч» (на этикетке, в статье, в рекламе - неважно) - не связывайтесь с этой продукцией. За ней стоят необразованные и безразличные люди, не имеющие элементарного представления об электричестве.

Что такое батарея AGM?

Основная область применения AGM -- это автомобили с режимами «Старт-Стоп». На этой батарее даже указано: Start Stop!

Основная область применения AGM -- это автомобили с режимами «Старт-Стоп». На этой батарее даже указано: Start Stop!

Формально говоря, автомобильный аккумулятор AGМ - это то же свинцово-кислотное изделие, к которому привыкли многие поколения автомобилистов, но при этом оно гораздо совершеннее своих предков и в ближайшее время полностью вытеснит их с рынка.

AGM (Absorbent Glass Mat) - это технология изготовления аккумуляторов с абсорбированным электролитом, которым пропитаны микропоры сепаратора. Свободный объем этих микропор разработчики используют для замкнутой рекомбинации газов, тем самым не давая испаряться воде. Водород и кислород, покидающие отрицательную и положительную пластины соответственно, попадают в связанную среду и вновь соединяются, оставаясь внутри батареи. Внутреннее сопротивление такой батареи ниже, чем у «жидких» предшественниц, поскольку проводимость сепаратора из стекловолокна лучше по сравнению с традиционными «конвертами» из полиэтилена. Поэтому она способна отдавать более высокие токи. Плотно сжатый пакет пластин мешает активной массе осыпаться, что позволяет выдерживать глубокие циклические разряды. Такой автомобильный аккумулятор может работать хоть вверх ногами. А если разбить ее вдребезги, то даже в этом случае ядовитой лужи не будет: связанный электролит должен остаться в сепараторах.

Сегодняшние области применения AGМ - это автомобили с режимом «Старт-стоп», машины с повышенным энергопотреблением (МЧС, «скорая») и т. п. Но уже завтра «простой» автомобильный аккумулятор потихоньку уйдет в историю…

Взаимозаменяемы ли AGМ и обычные батареи между собой?

Автомобильный аккумулятор AGM заменяет «обычный» на 100%. Нужна ли такая замена, если автомобилю хватает исправной штатной батареи - другой вопрос. А вот обратная замена, конечно же, неполноценна - она может применяться на практике только в безвыходной ситуации и как временный вариант.

Правда ли, что автомобильный аккумулятор AGМ на 50 А ч можно применять вместо обычного на 90 А ч?

Это, извините, чепуха. Как можно почти вдвое уменьшить заряд и говорить, что разницы не будет? Потерянные ампер-часы не компенсирует никакая технология, даже AGM.

Верно ли, что большой ток батареи AGМ может погубить стартер автомобиля?

Конечно же, нет. Ток определяется сопротивлением нагрузки, а в данном случае - стартера. И даже если автомобильный аккумулятор может выдать ток в миллион ампер, стартер возьмет себе ровно столько, сколько и от обычной батареи. Нарушить закон Ома ему не под силу.

На каких авто нежелательно применять AGM?

Такого ограничения нет. Даже если рассматривать древние машины с абсолютно неисправным реле-регулятором и нестабильным напряжением в сети, то и в этом случае автомобильный аккумулятор AGM помрет не раньше обычного, а даже позже. Предельное напряжение, выше которого возможны неприятности, составляет примерно 14,5 В для обычных батарей и 14,8 В для AGM.

Какой автомобильный аккумулятор сильнее боится глубокого разряда - AGМ или обычный?

Обычные. После 5–6 глубоких разрядов они могут окончательно «обидеться», в то время как для AGM это число практически не ограничено.

Можно ли считать автомобильный аккумулятор AGМ полностью необслуживаемым?

Это вопрос устоявшейся терминологии, работающей больше в пользу пиара, нежели науки. Строго говоря, этот термин некорректен - как для батарей AGM, так и для любых других автомобильных аккумуляторов. Полностью необслуживаемой можно называть разве что пальчиковую батарею АА, а любой свинцовый автомобильный аккумулятор таковым, вообще говоря, не является. Даже лидер технологии - батарея AGM - является герметичной, скажем так, на 99%, но не на все 100%. И такую батарею все-таки нужно обслуживать - проверять заряженность, подзаряжать при необходимости и т.п.

Чем гелевые батареи отличаются от AGM?

Как минимум тем, что гелевых автомобильных аккумуляторов… не существует! Вопрос порожден устоявшейся неверной терминологией: гелевые батареи применяют, например, в электропогрузчиках или поломоечных машинах. Электролит в них, в отличие от обычных автомобильных аккумуляторов с жидкой кислотой, находится в загущенном состоянии. В аккумуляторных батареях с технологией AGM электролит связан (пропитан) в специальном сепараторе из стекловолокна.

Заметим, что популярнейшая батарея Optima - тоже AGM, а вовсе не гелевая.

Что такое резервная емкость батареи?

Этот параметр показывает, долго ли холодной дождливой ночью продержится автомобиль, у которого испортился генератор. Эксперт скажет иначе: за сколько минут напряжение на клеммах батареи, выдающей в нагрузку ток 25 А, снизится до 10,5 В. Измерения проводят при температуре 25 °С. Чем выше результат, тем лучше.

Надеемся, что наши советы помогут вам выбрать нужную батарею и освежить в памяти любопытную «аккумуляторную» информацию.

Удачи на дорогах!

  • Кислотные аккумуляторы
  • Необслуживаемые
  • Гелевые
  • AGM
  • Сухозаряженные аккумуляторы
  • С боковыми клеммами
  • VRLA
  • Глубокого разряда

Широкий ассортимент

Сложные комплексные системы оборудования, постоянно увеличивающийся парк частного и коммерческого транспорта, растущая популярность техники на электро тяге обеспечивают стабильный спрос на источники энергии для первичного запуска двигателя, поддержки питания приборного, сенсорного, осветительного, управляющего оборудования и электромоторов. Приобретая аккумуляторы оптом от производителя, можно выгодно закрыть потребность своего бизнеса в подобной продукции или создать качественный и современный ассортимент товаров по минимальной цене, полностью адаптированный под актуальный потребительский спрос.

В наличии всегда имеются:

  • Мощный стационарный аккумуляторный комплекс в ассортименте.
  • Батареи для аварийного и резервного электропитания.
  • Системы циклического применения заряда-разряда.
  • Питающие компоненты для ЖД.
  • Защищенные модели для водного транспорта.
  • Компактные образцы для мототранспорта.
  • Широкий набор автомобильных моделей.
  • Специализированные компоненты под различные задачи.

Надежное сотрудничество

Прямые оптовые поставки от ведущих мировых производителей позволяют покупать наиболее востребованный и привлекательный ассортимент для представителей розницы. Предлагаются выгодные условия сотрудничества с компанией «Выбор»: возможность заказа через Интернет, продуманные схемы кооперации позволяют купить батареи в любых объемах и номенклатуре. Поставщик имеет более двух десятилетий опыта. Постоянное развитие в сфере, создание оптимальных схем взаимодействия обеспечивают привлекательные условия сотрудничества. Здесь всегда можно купить аккумуляторы оптом напрямую от производителя без лишних затрат и долгого ожидания.

В ассортименте имеется обширный набор продукции от Hitachi Chemical Energy Technology Co. Ltd из Тайваня, Leoch из Китая, а также Sunlight из Греции. С 2014 года в продажу предоставляются модели собственной разработки на основе немецких технологий под брендом WBR. Мощные современные системы с высокой плотностью энергии, сопротивляемостью внешним воздействиям и многими тысячами циклов перезарядки всегда к услугам заказчиков. Поддерживается оперативная доставка продукции оптом по всей России и в странах СНГ благодаря сети филиалов. Осуществляется постоянное снабжение техникой объектов крупнейших российских компаний.

C 1996 года мы поставляем наши батареи для:


Н аиболее предпочтительными типами аккумуляторных батарей (АБ), для использования на объектах энергетики являются свинцово-кислотные АБ закрытого типа с жидким электролитом.

Обзор типов аккумуляторных батарей

В зависимости от конструкции положительного электрода различают АБ следующих типов:
OGi, OSP, VARTA BLOCK − c намазным положительным электродом.
Д анный тип батарей имеет наиболее широкое применение в конструкциях стационарных свинцовых аккумуляторов.
В качестве положительного электрода(токоотвода) используется стержневая решетчатая пластина из свинцового сплава с низким содержанием сурьмы.
В решетку закладывается электродная паста, которая получается путем смешивания свинцового порошка и серной кислоты.
С рок службы батарей данного типа составляет 15-20лет.
П рименяются при смешанном виде нагрузок - циклических и толчковых.

OpzS, OCSM − c панцирным (трубчатым) положительным электродом.
Э лектрод изготавливается в виде стержня с ответвлениями.
Н а стержень надевается перфорированный чехол из кислостойкого диэлектрика, имеющий набивку активной массы(электродная паста) положительного электрода.
Ч ехол обеспечивает контакт активной массы с токоотводом и предотвращает ее унос с поверхности электрода.
С рок службы батарей данного типа составляет 20лет.
П рименяются при циклическом виде нагрузок

GroE − c поверхностным положительным электродом (PLANTE).
И меют наиболее низкое внутреннее сопротивление из всех рассмотренных типов.
И х электроды изготавливаются из рафинированного свинца и представляют собой ламель с весьма высокой эффективной поверхностью.
Н изкое внутреннее сопротивление аккумуляторов GroE обуславливает стабильный уровень напряжение разряда, особенно при больших токах нагрузки.
С рок службы батарей данного типа составляет 25лет.
П рименяются при высоком уровне толчковых нагрузок.

О трицательные электроды у всех аккумуляторов изготавливаются по намазной технологии.

Н а менее ответственных объектах зачастую применяют свинцово-кислотные АБ герметизированного типа по технологии типа AGM, еще их называют необслуживаемые АБ.

Т ехнология типа AGM - аккумуляторы с жидким электролитом, впитанным в стекловолоконный сепаратор.
С епаратор пропитан растовором не полностью, свободый объем используется для рекомбинации газов, поэтому аккумулятор не требует долива воды на протяжении своего срока службы.
П оложительные и отрицательные пластины батарей AGM - намазного типа.

Нагрузки систем постоянного тока энергетических объектов

Н агрузки системы постоянного тока можно разделить на следующие виды:

- соответствует току, потребляемому с шин системы постоянного тока в нормальном режиме и остается неизменной в течении всего аварийного режима.
В нормальном режиме постоянную нагрузку принимают на себя зарядно-подзарядные устройства.
К постоянной нагрузке относятся - устройства управления, блокировки, сигнализации и релейной защиты, постоянно включенная часть аварийного освещения.

- соответствует току потребителей, подключенных к аккумуляторной батарее при исчезновении переменного тока и характеризует установившийся аварийный режим;
К временной нагрузке относится - аварийное освещение, электродвигатели аварийных маслонасосов системы смазки, уплотнения и регулирования, преобразовательный агрегат связи.

- длительностью несколько секунд, она характеризуется потребляемым от аккумуляторной батареи током в переходном аварийном режиме.
К кратковременной нагрузке относится - пуск электродвигателей, включение и отключение приводов выключателей.

Д лительность аварийного режима(исчезновения переменного тока) принимается согласно заданию на проектирование.

П ри отсутствии в задании принимается равным:
-для тепловых электростанций входящих в систему - 30мин;
-для изолированных электростанций - 1 час;
-для электрических подстанций - 2 часа.

Расчет и выбор аккумуляторной батареи для электростанций

Н а электростанциях, как правило, устанавливается несколько аккумуляторных батарей.

К оличество зависит от мощности турбоагрегатов и типа тепловой схемы.

Н а ТЭЦ с поперечными связями в тепловой части мощностью до 200 МВт устанавливается одна аккумуляторная батарея, а при мощности более 200 МВт - две одинаковой емкости.

Н а ТЭЦ с блочными тепловыми схемами выдачи мощности, для каждого из двух блоков, обслуживаемых с одного блочного щита, предусматривается установка, как правило, одной аккумуляторная батареи.

Д ля блоков мощностью 300 МВт и выше в тех случаях, когда применение одной батареи на два блока невозможно по условиям выбора коммутационной аппаратуры постоянного тока, допускается установка отдельной батареи для каждого блока.

Д ля примера рассмотрим выбор аккумуляторной батареи для блочной ТЭЦ с блоками мощностью 300МВт.

Р асчет производим для АБ одного из блоков ТЭЦ.

И сходные данные по нагрузкам системы постоянного тока в аварийном режиме: - 50А;
-преобразовательный агрегат связи №1 - 35А, пусковой ток - 175А;
-преобразовательный агрегат связи №2 - 25А, пусковой ток - 150А;
-аварийное освещение - 100А;
-маслонасос системы уплотнения №1 - 30А, пусковой ток - 90А;
-маслонасос системы уплотнения №2 - 115А, пусковой ток - 345А;
-маслонасос системы смазки №1 - 65А, пусковой ток - 195А;
-маслонасос системы смазки №2 - 65А, пусквой ток - 195А;
- пусковой ток 400А.


-время разряда - 30мин;
- 485А;
-максимальный пиковый ток - 400А;
- 885А.

Н апряжение на шинах щита постоянного тока(ЩПТ) в режиме эксплуатации должно поддерживаться на 5% выше номинального, т.е. 220*0,05+220=231В.

О бычно на электростанциях принимают на 1-2 элемента больше, т.е 105-106 элементов.

Д анное увеличение требуется для компенсации падения напряжения в кабельных линиях и с учетом необходимости поддержания нормативного уровня напряжения у нагрузок, особенно с большими пусковыми токами.
О кончательное количество элементов определяется расчетами падения напряжения в сети постоянного тока.

Применение элементного коммутатора

Э лементный коммутатор - устройство для безобрывного переключения элементов АБ в аварийном режиме для поддержания требуемого уровня напряжения на шинах ЩПТ, и в ремиме дозаряда АБ.
В аварийном режиме при постепенном разряде АБ и снижении напряжения количество элементов добавляется посредством переключения разрядной щетки в сторону увеличения количества подключенных элементов.
В режиме дозаряда, когда на каждый элемент АБ необходимо подать повышенное напряжение, количество элементов АБ с помощью зарядной щетки переключается в сторону уменьшения, для поддержания на шинах ЩПТ заданного уровня напряжения.
О бщее количество элементов при использовании элементного коммутатора обычно принимают 130, чтобы в конце аварийного режима при напряжении на элементе АБ равном 1,8 В/эл напряжение на АБ сставило 1,8х130= 234В.

Применение устройства стабилизации напряжения постоянного тока

У стройства данного типа, например УТСП, представляет собой транзисторный преобразователь постоянного напряжения в постоянное повышенного уровня.
В аварийном режиме при постепенном разряде АБ, напряжение на выходе устройства поддерживается постоянным на уровне заданного.

В ыбор емкости аккумуляторной батареи производится в следующем порядке:

1.Определяется установившийся ток в конце аварийного режима с учетом снижения емкости АБ по выражению

I уст1 = Iуст/(0,8хKt);

г де Iуст, А - установившийся ток аварийного режима;
0 ,8 - коэффициент емкости аккумуляторной батареи (в конце срока службы емкость составит 80%);
K t - температурный коэффициент, зависящий от минимально возможной температуры в помещении.

Д ля нашего примера получаем Iуст1 = 485/(0,8х1)=606,3 А.

2.Определяется эквивалентное время нагрузки с учетом броска тока в конце аварийного режима по выражению

T 1=(Iуст1хTавар)/Iт1;

г де Тавар, мин - продолжительность аварийного режима;

I т1=Iт/0,8 А - максимальный толчковый ток в конце аварийного режима с учетом установившегося и учетом снижения емкости батареи к концу срока службы;
г де Iт, А - максимальный толчковый ток в конце аварийного режима с учетом установившегося;
0 ,8 - коэффициент емкости аккумуляторной батареи;

Э квивалентное время T1=(606,3х30)/1106,3=16,4мин;

I т1=Iт/0,8 А=885/0,8=1106,3А

Д алее необходимо взять разрядные характеристики предварительно выбранных типов батарей и посмотреть какой емкости нужно взять батарею, чтобы она выдержала ток 1106,3 А в течение 16,4 мин при напряжении 1,8 В/эл.
Н апример это батареи 13 GROE 1300 или 22 OGI 1600 LA.

Расчет и выбор аккумуляторной батареи для подстанций

Н а подстанциях обычно устанавливают одну или две аккумуляторные батареи.
Д ля подстанций с высшим напряжением 220-750кВ и ПС 110кВ с более чем тремя выключателями в распределительном устройстве высшего напряжения устанавливаются две аккумуляторные батареи.
Д ля подстанций напряжением 35кВ и подстанций 110кВ с тремя и менее выключателями в распределительном устройстве высшего напряжения устанавливается одна аккумуляторная батарея.
К аждая АБ выбирается с учетом полной нагрузки постоянного тока на подстанции.
Д ля примера рассмотрим выбор аккумуляторной батареи для ПС 110кВ.

И сходные данные по нагрузкам системы постоянного тока в аварийном режиме: - 10А;
-аварийное освещение - 20А;
-привод выключателя ОРУ-110кВ - пусковой ток 100А.

С оставим график аварийного режима

И тоговые показатели графика аварийного режима:
-время разряда - 180мин;
-установившийся ток аварийного разряда - 30А;
-максимальный пиковый ток - 100А;
-максимальный пиковый ток с учетом установившегося - 130А.

Выбор числа элементов аккумуляторной батареи

Н апряжение на шинах ЩПТ в режиме эксплуатации на 5% выше номинального - 231В.
Р ежим подзаряда 2,23В/эл - 231/2,23 = 104 элемента.
Д алее необходимо выполнить расчет падения напряжения в сети постоянного тока и при необходимости добавить 1-2 элемента.
Е сли уровень напряжения окажется окажется недостаточным, тогда следует применить схему с разделением шинок питания(ШП) и шинок управления(ШУ).
В этом случае привода выключателей подключаются к шинам ШП, которые включены на всю батарею, а остальные нагрузки на шинки ШУ, которые подключены к 104 элементам АБ.
В последнее время наблюдается тенденция к снижению пусковых токов включения приводов выключателей, поэтому при проектировании новых подстанций оказывается достаточным применение АБ состоящей из 104 элементов.

Выбор емкости аккумуляторной батареи

П орядок выбора емкости АБ точно такой же как и для электростанций.

1.Определяем установившийся ток в конце аварийного режима с учетом снижения емкости АБ

I уст1 = 30/(0,8х1)=37,5 А;

2.Определяем эквивалентное время нагрузки с учетом броска тока в конце аварийного режима

T 1=(37,5х180)/162,5=41,5мин;

I т1=Iт/0,8 А=130/0,8=162,5А

П иковый ток 162,5А в течение 41,5 мин при напряжении 1,8 В/эл может выдать аккумуляторная батарея 11GROE275 или 5OGI325 LA.

П ри выборе аккумуляторной батареи для создания раздела проекта по электроснабжению энергообъектов важно учитывать актуальность данных по разрядным характеристикам аккумуляторных батарей.

Х арактеристики довольно часто обновляются, поэтому перед началом расчета и выбора АБ обратитесь к производителю за актуальными разрядными характеристиками АБ.

P.S. Копирование материалов статьи возможно только при наличии активной ссылки на источник!!!

Производится в соответствии с графиком нагрузки постоянного тока. На рис.13.1 приведен график нагрузки постоянного тока для 3х63 МВт.На данном графике приведены следующие величины:

I1 - постоянно включенной нагрузки (аппараты управления, блокировки, сигнализации и релейной защиты, постоянно включенная часть аварийного освещения);
. I2 - ток, потребляемый электромагнитными приводами выключателей 6 кВ;
. I3 - резервного преобразовательного агрегата устройств связи;
. I4 - аварийного освещения;
. I5пуск - пусковой двигателей аварийных маслонасосов (АМН) уплотнений вала генератора;

I5 - рабочий двигателей АМН уплотнений вала генератора;. I6пуск - пусковой двигателей АМН смазки подшипников турбины;
. I6 - рабочий двигателей АМН смазки подшипников турбины;
. I7 - ток, потребляемый электромагнитными приводами выключателя 220 кВ;
. Iуст - установившегося (получасового) аварийного режима;
. Iмах - максимальный толчковый в конце разряда.


На отечественных электростанциях применяются, как правило, аккумуляторы типа СК (стационарные для кратковременного разряда), выпускаемые в 46 типовых исполнениях емкостью 18…5328 А·ч. Характеристики аккумуляторов СК-1 представлены в табл.13.1.

Разрядные токи и емкости других аккумуляторов (СК-2, СК-3, …, СК-46) определяются умножением соответствующего значения для СК-1 на типовой номер. Например, аккумулятор СК-14 имеет разрядный одночасового разряда 14·18,5 = 259 А. Установившееся полностью заряженного аккумулятора СК при разомкнутой цепи 2,05 В.
Для тепловых электростанций принята схема аккумуляторной батареи с элементным коммутатором, работающая в режиме постоянного подзаряда.
Количество элементов, присоединяемых к шинам в режиме постоянного подзаряда, определяется по формуле:


где Iуст - нагрузка установившегося (получасового) аварийного разряда, А;
1,05 - коэффициент запаса;
j - допустимая нагрузка аварийного разряда, А/N, приведенная к первому номеру аккумуляторов, в зависимости от температуры электролита (рис.13.2).
Полученный номер округляется до ближайшего большего типового номера.


определяют по кривой, соответствующей температуре аккумуляторов, отклонение на аккумуляторах в процентах (рис.13.3). Найденное значение сравнивается с допустимыми значениями отклонений по табл.13.2 с учетом падения в соединительных кабелях


Продемонстрируем применение изложенной методики на примере выбора аккумуляторной батареи для 3х63 МВт. Подсчет нагрузки аккумуляторной батареи сведен в табл.13.3, график нагрузки приведен на рис.13.1. В табл.13.3 отсутствует I2 потребления электромагнитных приводов выключателей 6 кВ, т.к. эта нагрузка имеет место в начале разряда и полностью исчезает после срабатывания

указанных выключателей.