2109 промывка системы охлаждения. Как промыть систему охлаждения автомобиля. Последствия неправильного ухода за системой охлаждения

Ваз 2109 промывка системы охлаждения

Не многие автомобилисты адекватно оценивают важность такого мероприятия, как промывка системы охлаждения двигателя. Зачастую они ограничиваются тем, что время от времени подливают или меняют тосол, искренне удивляясь, отчего же он спустя неделю почернел? Причина проста грязный радиатор. Устройство системы охлаждения двигателя таково, что загрязнения накапливаются не только снаружи (пыль, насекомые, песок), но и внутри (ржавчина, накипь, моторное масло и продукты разложения антифриза). Загрязненный радиатор не в состоянии полноценно справляться с возложенной на него задачей охлаждать двигатель, в некоторых случаях, загрязнение может привести к. Стоит отметить, что, имеет много общего с ремонтом легковых авто.

В конечном счете, выйти из строя может не только система охлаждения двигателя автомобиля, но и сам мотор,
может оказаться даже загрязненная система охлаждения двигателя. Если включить воображение и представить себе, что двигатель это сердце машины, тогда можно предположить, что бегущая по металлическим трубкам охлаждающая жидкость это поступающая в сердце кровь. Как же быть? Можно ли самостоятельно справиться с этой проблемой? Конечно, лучше не экспериментировать и обратиться в профессиональный сервисный центр. Там эту процедуру выполнят в лучшем виде.

Однако, как показывает практика, дело это совсем не сложное. Как промыть систему охлаждения двигателя своими силами? Делать это нужно в летнее время. Для начала открываем капот, закрепляем крышку, вооружаемся резиновыми перчатками. Затем нужно будет оценить степень загрязнения радиатора. Сделать это проще простого.

Достаточно лишь полностью слить из него антифриз. Состояние слитой жидкости покажет, насколько грязный радиатор. В использованном антифризе могут присутствовать частички ржавчины, накипи и прочих отработанных продуктов. Установив текущее состояние системы охлаждения, можно приступать к ее реабилитации. Сделать это можно несколькими способами, выбор будет зависеть от результатов предварительного обследования степени загрязнения.

Если автомобиль новый, а визуальная проверка показала отсутствие явных загрязнений, можно промыть систему охлаждения водой. Желательно использовать дистиллированную или вскипяченную воду с минимальным содержанием солей. Вся процедура очень проста в систему заливается вода, после чего двигателю дают поработать на холостых оборотах около 20 минут. После этого мотор глушится, вода сливается. Процедуру повторяют до тех пор, пока вода в сливном бачке не станет абсолютно чистой. Частички накипи в слитом антифризе тревожный знак, свидетельствующий о появлении осадка, который в любой момент может привести к неисправности системы охлаждения двигателя, выходу из строя и разрушению отдельных деталей, засорению трубок радиатора.

Это значит, что обычная вода в качестве промывающего средства не подойдет. Как промыть систему Pв данном случае? Для этого готовят слабокислый раствор на базе молочной кислоты, каустической соды или обычной уксусной эссенции. Главное не переборщить с кислотой, иначе могут повредиться резиновые и пластиковые элементы. Время удаления накипи составляет от 3 до 8 часов. Технология промывки стандартная с периодическим запуском двигателя.

Разница лишь в том, что прогретую жидкость оставляют на 2-3 часа в системе, после чего сливают и повторяют процедуру вновь. По завершению очистки всю систему промывают дистиллированной водой. Существуют специальные средства для промывки системы охлаждения машины.

Они позволяют эффективно и бережно очистить сильные загрязнения, растворить и удалить наиболее стойкие отложения на внутренних поверхностях. В их состав входят особые моющие компоненты в различной концентрации. Жидкость для промывки системы охлаждения способна устранить любые типы загрязнений, в том числе масляные, наиболее щадящим способом. Технология использования подобной химии не отличается от других способов промывки охладительной системы автомобиля и традиционно завершается водными процедурами. Зачастую ремонт системы охлаждения двигателя является следствием наружного загрязнения радиаторной решетки (пухом, пылью и т. Д.

) Поэтому внешняя часть системы охлаждения требует не меньшего внимания, чем ее сокрытая от глаз часть. Чистят радиатор путем продувания и промывания под напором воды. Важно только не переусердствовать в этом деле. А, вы можете прочитать в другой статье.

Вопрос, чем промыть систему охлаждения двигателя , интересует автовладельцев, столкнувшихся с проблемами . Существует как народные средства очистки (лимонная кислота, молочная сыворотка, “Кока-Кола” и прочие), так и современные технологичные составы. О тех и других вариантах остановимся подробнее.

Средства для очистки системы охлаждения от масла, ржавчины и отложений

Как часто делать промывку

Перед тем как мы перейдем к непосредственному описанию тех или иных средств, хотелось бы напомнить, насколько важно делать регулярную промывку системы охлаждения автомобиля. Дело в том, что в зависимости от используемой охлаждающей жидкости на стенках трубок, из которых состоит , накапливается ржавчина, масляные отложения, продукты разложения антифризов, а также накипь. Все это приводит к затруднению циркуляции ОЖ и уменьшению теплоотдачи. А это всегда плохо сказывается на характеристиках двигателя и повышает износ его отдельных деталей с риском их преждевременного выхода из строя.

Грязный радиатор

Стоит отметить, что промывка системы может быть как внутренней, так и внешней (внешняя очистка подразумевает промывку радиатора снаружи от имеющихся на его поверхности частичек грязи, пыли, насекомых). Рекомендуется делать внутреннюю промывку системы охлаждения не реже одного раза в год . Лучше всего это делать весной, когда уже нет морозов, а впереди предстоит жаркое лето.

На некоторых машинах на приборной панели имеется лампочка с изображением радиатора, свечение которой может свидетельствовать не только о понижении уровня , но и том, что его пора менять. Это может служить сигналом и к тому, что пришло время чистки системы охлаждения. Также существует ряд косвенных признаков наступления необходимости такой очистки:

Значок радиатора, сигнализирующий о неполадках в системе охлаждения

  • частые перегревы двигателя;
  • проблемы в работе помпы;
  • замедление реакция на сигналы реостата (инерционность);
  • показания высокой температуры от соответствующего датчика;
  • проблемы в работе “печки”;
  • вентилятор всегда работает на повышенных оборотах.

Если мотор сильно греется - то пришло время подбирать средство для того, чтобы промыть , и выбирать для этого время и возможности.

Народные средства промывки охлаждающей системы

Как мы указывали выше, существуют два типа средств для промывки - народные и специальные. Начнем с первых, как более дешевых и проверенных.

Лимонная кислота

Использование лимонной кислоты для очистки охлаждающей системы

Самая обычная лимонная кислота, разведенная в воде, способна очистить трубки радиатора от ржавчины и грязи. Особенно она эффективна в случае, если в качестве охлаждающей жидкости используется обычная вода, поскольку кислотные составы эффективны против ржавчины, а щелочные - против накипи . Однако помните, что раствор лимонной кислоты не в состоянии убрать значительные загрязнения.

Состав раствора следующий - 20-40 граммов вещества растворите в 1 литре воды, а если загрязнения сильные, то количество кислоты на один литр может быть увеличено до 80-100 граммов (больший объем создается в аналогичной пропорции). Идеальным вариантом считается, когда при добавлении кислоты в дистиллированную воду уровень pH находится в районе 3 .

Сама процедура очистки проста. Необходимо слить всю старую жидкость и залить новый раствор. Далее нужно разогреть двигатель до рабочей температуры и оставить ее на несколько часов (а лучше на ночь ). Далее слить раствор из системы и посмотреть на его состояние. Если он очень грязный, то процедуру нужно повторить еще 1-2 раза до тех пор, пока жидкость не будет достаточно чистая. После этого нужно обязательно промыть систему водой. Далее залить средство, которым вы планируете пользоваться в качестве охлаждающей жидкости.

Уксусная кислота

Использование уксусной кислоты для очистки системы охлаждения

Действие этого раствора аналогично описанному выше. Раствор уксусной кислоты отлично подходит для промывки системы охлаждения от ржавчины. Пропорции раствора следующие - пол-литра уксуса на ведро воды (10 литров). Процедура очистки аналогичная - сливаем старую жидкость, заливаем новую и прогреваем машину до рабочих температур. Далее нужно оставить автомобиль с запущенным двигателем на 30-40 минут с тем, чтобы в радиаторе произошла химическая очистка. Далее нужно слить чистящую жидкость и посмотреть на ее состояние. Повторять процедуру до тех пор, пока жидкость не станет чистой. Далее нужно промыть систему кипяченной или дистиллированной водой, после чего залить охлаждающую жидкость, которую вы планируете использовать на постоянной основе.

Fanta

Использование Фанты для очистки системы охлаждения

Аналогично предыдущему пункту. Однако здесь существует важное отличие. Дело в том, что в отличие от Coca-Cola, где применяется ортофосфорная кислота, в “Фанте” используется лимонная кислота , которая обладает меньшим очищающим эффектом. Поэтому некоторые автовладельцы для очистки охлаждающей системы заливают ее вместо антифриза.

Что касается времени, в течение которого нужно так ездить, то все зависит от степени загрязненности системы. В частности, если она не очень загрязнена, и чистка делается больше для профилактики, то достаточно дать поработать двигателю в течение 30-40 минут на холостых оборотах. Если вы хотите хорошо вымыть застаревшую грязь, то можно покататься так 1-2 дня, после чего залить в систему дистиллят, покататься еще, слить его и посмотреть на его состояние. Если дистиллят грязный - повторять процедуру до тех пор, пока система не очистится. В конце не забудьте хорошенько промыть ее водой и залить новый антифриз.

Обратите внимание, что если в трубопроводе печки есть мелкие дыры или трещины, но грязь их “затянула”, то при промывке эти дыры могут открыться и образуется течь.

Молочная кислота или сыворотка

Отличный вариант для промывки охлаждающей системы двигателя автомобиля - это молочная кислота . Однако существенная проблема заключается в том факте, что достать молочную кислоту на сегодняшний день очень непросто. Но если вам удастся достать это вещество, то ее можно заливать в радиатор в чистом виде и некоторое время поездить на ней (или дать машине постоять с запущенным двигателем).

Более доступной альтернативой молочной кислоте является молочная сыворотка. Она обладает аналогичными свойствами по очистке радиатора и других элементов системы охлаждения. Алгоритм использования сыворотки такой:

Использование молочной сыворотки

  • заранее приготовить около 10 литров сыворотки (желательно домашней, а не из магазина);
  • процедить весь купленный объем 2-3 раза через марлю с тем, чтобы отфильтровать крупные куски жира;
  • предварительно из радиатора слить имеющуюся там охлаждающую жидкость, а на ее место влить сыворотку;
  • проехать с ней километров 50-60;
  • сливать сыворотку необходимо в горячем состоянии, чтобы грязь не успела опять прилипнуть к стенкам трубок (соблюдайте при этом осторожность! );
  • дать двигателю остыть;
  • залить в радиатор заранее прокипяченную воду;
  • запустить двигатель, дать ему нагреться (около 15-20 минут);слить воду;
  • дать остыть двигателю;
  • залить антифриз, который планируете использовать на постоянной основе;
  • выпустить воздух из системы, при необходимости долить еще охлаждающей жидкости.

Обратите внимание, что сыворотка имеет свои очищающие свойства в течении 1-2 часов. Поэтому упомянутые 50-60 км необходимо проехать за это время. Дольше ездить не имеет смысла, так как сыворотка смешивается с грязью, находящейся в системе.

Каустическая сода

Это вещество в народе называют по-разному - гидроксид натрия, “едкая щелочь”, “едкий натр”, “каустик” и так далее.

Вещество можно использовать лишь для очистки медных радиаторов (в том числе для радиатора печки). Содой нельзя чистить алюминиевые поверхности.

В соответствии с официальной инструкцией завода-изготовителя медных радиаторов действовать необходимо по следующему алгоритму:

Каустическая сода

  • снять с автомобиля радиатор;
  • промыть его внутренности простой водой и продуть сжатым воздухом (не превышая давление в 1 кгс/см2) до состояния, когда из радиатора будет вытекать чистая вода;
  • приготовить около 1 литра 10%-го раствора каустической соды;
  • нагреть состав минимум до +90°С;
  • залить в радиатор приготовленный состав;
  • дать ему настояться 30 минут;
  • слить раствор;
  • в течение 40 минут промывать внутренности радиатора горячей водой и продувать горячим воздухом поочередно (при этом давление не должно превышать 1 кгс/см2) в направлении обратном направлению движения работы насоса .

Помните, что каустическая сода вызывает ожоги и разъедает живые ткани. Поэтому работать необходимо на улице в перчатках и респираторе.

В результате химической реакции из труб радиатора может показаться белая пена. Если это произошло - не пугайтесь, это нормальное явление. Герметичность системы охлаждения после очистки необходимо проводить на холодном двигателе, так как горячая вода быстро испаряется, и найти предполагаемое место течи будет проблематично.

Среди так называемых народных средств существует ряд таких, которые не рекомендуются к использованию, несмотря на то, что некоторые автовладельцы все же пользуются ими, и они в отдельных случаях даже помогают. Приведем несколько примеров.

Coca-Cola

Использование Coca-Cola в качестве очистителя

Некоторые автомобилисты для того, чтобы промыть систему охлаждения от масла, эмульсии, накипи и ржавчины используют Coca-Cola. Дело в том, что в ее составе имеется ортофосфорная кислота , с помощью которой можно легко избавиться от упомянутых загрязнений. Однако кроме кислоты, в этой жидкости имеется большое количество сахара и углекислого газа, которые могут привести к определенным проблемам.

Если вы решите использовать “Колу” в качестве очищающей жидкости, то лучше предварительно выпустить из нее углекислый газ, чтобы в процессе расширения он не нанес вреда отдельным узлам двигателя. Что касается сахара, то после использования жидкости, необходимо тщательно промыть систему охлаждения обычной водой.

Также помните, что ортофосфорная кислота может нанести вред пластиковым, резиновым и алюминиевым деталям охлаждающей системы. Поэтому “Колу” можно держать в системе не дольше 10 минут!

Fairy

Некоторые автолюбители для промывки охлаждающей системы от масла используют популярный бытовой жироочиститель Fairy или его аналоги. Однако его использование связано с рядом проблем. Во-первых, его состав предназначен для борьбы с пищевым жиром, и с моторным маслом он попросту не справится. А даже если и попытаться залить его в радиатор, то вам придется заливать и “кипятить” двигатель несколько десятков раз.

Calgon и его аналоги

“Белизна”

Особенность “Белизны” состоит в том, что в ее составе имеется гипохлорит натрия, который разъедает алюминий. И чем выше температура жидкости и рабочей поверхности, тем быстрее происходит коррозия (по экспоненциальному закону). Поэтому ни в коем случае не заливайте в систему различные средства для удаления пятен, в особенности те, где имеется хлорка и связи на ее основе (в том числе “Мистер Мускул”).

“Крот”

Известный в узких кругах “Крот” выполняется на основе каустической соды. Соответственно, им нельзя обрабатывать алюминиевые радиаторы и другие поверхности. Он подходит только для чистки медных радиаторов (в частности, радиаторов печки) и лишь сняв его, прогнав по системе такой очиститель вы убьете все резиновые сальники и уплотнители.

Другие смеси

Некоторые автолюбители для чистки используют смесь лимонной кислоты (25%), соды (50%) и уксуса (25%). Однако не рекомендуем вам поступать также, поскольку она очень грубая и разъедает резиновые и пластмассовые детали.

Данные чистящие средства допустимы лишь если нужно промыть радиатор печки и вы не предусматриваете гонять жидкость по всей системе охлаждения.

Специальные жидкости для промывки радиатора

Перечисленные выше средства, конечно же, можно использовать, чтобы промыть радиатор и охлаждающую систему автомобиля, однако они уже изжили себя как морально, так и технологически. В настоящее время производители автохимии предлагают потребителям широкий ассортимент различных чистящих средств, стоящих вполне разумных денег, то есть, доступных рядовому автовладельцу.

Виды жидкостей

Существует несколько видов чистящих жидкостей для радиаторов, которые делятся по химическому составу. В частности:

  • Нейтральные . Такие жидкости не содержат агрессивных веществ (в частности, щелочей и кислот). Поэтому они не способны отмыть значительные загрязнения. Как правило, нейтральные составы используют в качестве профилактики.
  • Кислотные . Как понятно из названия, основой их состава являются различные кислоты. Такие жидкости отлично подходят для очистки неорганических соединений.
  • Щелочные . Здесь основа - щелочи. Отлично подходят для устранения органических загрязнений.
  • Двухкомпонентные . Они производятся на основе как щелочей, так и кислот. Таким образом, их можно использовать в качестве универсального очищающего средства, чтобы промыть систему охлаждения от накипи, ржавчины, продуктов распада антифриза и других соединений.

Не используйте одновременно два разных средства. Ограничьтесь одним! Также не используйте очень концентрированные щелочные или кислотные составы, поскольку они могут повредить резиновые и пластиковые элементы системы.

Популярные жидкости

Представляем для вас обзор наиболее популярных в нашей стране жидкостей для промывки системы охлаждения автомобиля, а также некоторые отзывы автолюбителей, которые использовали ту или иную жидкость. Надеемся, что приведенная ниже информация окажется полезной для вас, и вы будете знать, чем лучше промыть систему охлаждения.

ТОП 3 лучших жидкостей для промывки системы охлаждения

LAVR Radiator Flush

LAVR Radiator Flush Classic . LAVR - российский бренд автохимии. Средство LAVR Radiator Flush Classic - отличное решение для промывки системы охлаждения любого автомобиля. Каталожный номер продукции - LN1103. Приблизительная стоимость упаковки объемом 0,43 литра - 3...5$, а упаковки 0,98 литра - 5...10$.

Бутылки объемом 430 мл вам будет достаточно для использования в системе охлаждения общим объемом 8...10 литров. Состав заливают в систему, и доливают теплой водой до отметки MIN. После этого двигатель должен поработать около 30 минут на холостом ходу. Далее средство удаляют из системы и промывают дистиллированной водой в течение 10...15 минут при запущенном двигателе на холостых оборотах. После этого можно заливать новый антифриз.

К полезным свойствам средства относится увеличение срока службы антифриза на 30...40%, эффективное удаление накипи, продуктов разложения антифриза, ржавчины, грязи. Содержит ингибитор коррозии, увеличивает ресурс помпы и термостата.

7-минутная промывка Hi-Gear Radiator Flush

Hi-Gear Radiator Flush - 7 minute . Производится в США компанией Hi-Gear. Реализуется в странах СНГ, а также Европы и Америки. Промывка системы охлаждения Hi-Gear - очень популярное средство у автомобилистов во всем мире. Артикул - HG9014. Цена одной банки объемом 325 мл составляет около 4...6$.

Баллончика объемом 325 мл вам будет достаточно, чтобы промыть охлаждающую систему объемом до 17 литров. Средство можно использовать для чистки систем охлаждения легковых и грузовых автомобилей. Отличительная особенность - малое время работы, а именно 7 минут .

К полезным свойствам средства относится то, что оно на 50...70% увеличивает эффективность работы радиатора, устраняет перегревы стенок цилиндров, восстанавливает циркуляцию охлаждающей жидкости, уменьшает вероятность перегрева двигателя, защищает сальник помпы. Средство не содержит кислот, не требует нейтрализации, не агрессивно к пластмассовым и резиновым деталям.

LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger

LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger . Это популярное средство от известной немецкой компании-производителя автохимии. Его можно использовать в любых системах охлаждения и нагрева. Не содержит агрессивных щелочей и кислот. Приблизительная цена баллончика объемом 300 мл - 6...8$. Артикул - 1994.

Отлично подойдет для автовладельцев, желающих промыть систему охлаждения двигателя от масла, эмульсии и ржавчины. Банки объемом 300 мл хватает для создания 10 литров очищающей жидкости. Средство добавляют к охлаждающей жидкости и оставляют двигатель запущенным на 10...30 минут. После этого проводят чистку системы и заливают новый антифриз.

Чистящее средство растворяет жировые, масляные и известковые отложения, убирает загрязнения и осадки. Вещество нейтрально к пластмассам, резине, совместимо с любыми охлаждающими жидкостями. Не содержит агрессивные кислоты и щелочи.

Как правило, на упаковке каждого средства для очистки системы охлаждения вы найдете инструкцию по его применению. Обязательно ознакомьтесь с ней перед непосредственным использованием.

Это далеко не полный список средств для очистки охлаждающей системы автомобилей, которые реализуются в магазинах нашей страны. Однако мы остановились лишь на более популярных из них, поскольку они зарекомендовали себя лучше других. Любое из перечисленных средств можно использовать для промывки системы, например, когда в антифриз попало масло .

Выводы

Как видите, выбор средств для очистки ОС достаточно широк. Рекомендуем вам использовать профессиональные средства , а не различные народные методы которыми пользуются что бы промыть систему охлаждения двигателя в домашних условиях, когда нет возможности купить спец средства. Так вы убережете охлаждающую и другие системы вашего автомобиля от возможных поломок и продлите срок их эксплуатации. Поскольку различные кислоты разъедают не только осадок, но некоторые компоненты и детали ОС.

Также помните, что если вы хотите перейти с одной марки антифриза на другую, то при этом вам нужно обязательно промыть охлаждающую систему чистой дистиллированной водой. Это является самым простым и дешевым методом профилактической очистки ОС.

Важность промывки системы охлаждения двигателя очевидна. Если кто-то из водителей этого еще не понимает, то сразу пересаживайтесь на гужевой транспорт, он точно не перегреется и не подведет.

Из статьи вы узнаете как промыть систему охлаждения водой, лимонной кислотой, уксусом, каустической содой, молочной кислотой, сывороткой, кока-колой, специальной автохимией, поговорим про ошибки, который не следует допускать.

Последствия неправильного ухода за системой охлаждения

Система охлаждения (СО), это важный элемент любого автомобиля, особенно если охлаждение его двигателя жидкостное.

Неправильное ее функционирование может привести к непоправимым последствиям, а это:

  1. , и как следствие, полный выход его из строя;
  2. Поломка или другого аналогичного устройства;
  3. Выход из строя помпы;
  4. Малоэффективная работа .

Как правило, причина в неэффективной работе жидкостной системы охлаждения любого автомобиля лежит в загрязнении радиатора, патрубков, полостей рубашки охлаждения блока цилиндров.

Если бы мы смогли проникнуть вовнутрь данной системы, то увидели интересную картину.

Ржавчина, отложения накипи на стенках, остатки от разложенной охлаждающей жидкости, жирные пятна от масла и другие неприятности.

Стоит отметить, что речь идет об двигателях бывших в эксплуатации от 2 – х лет и более. Про новые автомобили здесь речь не идет.

Когда нужно промывать систему охлаждения двигателя?

Нужно понимать, что любая охлаждающая жидкость (ОЖ), будь то тосол или антифриз, со временем теряет свои эксплуатационные качества.

Происходит разложение жидкости на отдельные химические элементы, одни из которых выпадают в осадок и частично перекрывают каналы, по которым она же и циркулирует, другие оседают на стенках в виде накипи.

Как следствие, антифриз или тосол через один-два года эксплуатации, за единицу времени начинают меньше забирать тепло от двигателя.

Период обращения жидкости по кругу увеличивается и КПД работы всей системы уменьшается.

Поэтому, чтобы у вас в дороге не возникали проблемы с перегревом двигателя, при каждой новой замене охлаждающей жидкости следует делать промывку всей системы.

Какой способ промывки выбрать

Нужно понимать, что способов промывки системы охлаждения двигателя несколько:

  1. Дистиллированной, кипяченной или подкисленной водой;
  2. Промывка специальными средствами.

В зависимости от степени загрязнения применяются различные способы промывки.

Определяем степень загрязнения.

В данной случае для получения максимального результата придется применять подкисленную воду или специальные средства.

Если отработанная охлаждающая жидкость имеет больше светлого оттенка, чем темного, без явного наблюдения осадков, то смело можно использовать дисцелированную или кипяченую воду.

Промывка системы охлаждения водой

Оденьте резиновые перчатки, чтобы кожа рук не соприкасалась с вредной жидкостью. Поднимите капот и откройте расширительный бачок.

Слейте старую охлаждающую жидкость из системы. Для этого выкрутите пробку (болт) на блоке цилиндров и откройте краник на радиаторе.

Верните пробку (болт) и краник в исходной положение. Сильно не зажимайте их.

Залейте через расширительный бачок дистиллированную или кипяченую воду согласно норме.

Заведите двигатель. 15 – 20 минут его работы на пониженных оборотах будет достаточным.

Слейте воду обратив внимание на ее состояние. Если вода грязная, значит повторите процедуру. Добейтесь, чтобы сливаемая вода была чистой.

Только потом заливайте свежие антифриз или тосол.

Использование подкисленной воды

Если в старой охлаждающей жидкости наблюдаются частицы накипи, ржавчины и т.д., то можно сделать вывод, что обычная вода с очисткой системы охлаждения не справиться.

Нужно использовать более агрессивные средства и тут подойдет подкислённая вода.

В качестве окислителя можно использовать столовый уксус, лимонную кислоту, каустическую соду или молочную кислоту.

Дело в том, что лимонная кислота вступает в реакцию только при больших температурах, 70 – 90 градусов.

Также очень важно правильно подготовить раствор, чтобы не навредить резинотехническим изделиям и металлу.

Обычно в 5 литров воды засыпают 100 – 120 грамм лимонной кислоты, соответственно на 4 литра – 80 — 100 грамм. Если не хотите рисковать, пропорцию можно уменьшить.

Другие водителя наоборот увеличивают пропорцию. Но указанные цифры наиболее оптимальные.

Алгоритм действий тот же. Сливаем старую ОЖ и заливаем подготовленный раствор. Далее, заведите двигатель прогрейте его. Проедьтесь на автомобиле пару километров.

Это делается для того, чтобы температура раствора поднялась до нужной нам в 70 – 90 градусов и произошла необходимая реакция. Работать двигатель должен 30 – 40 минут.

На окончательном этапе промойте систему охлаждения дистиллированной или кипяченой водой, чтобы удалить остатки лимонной кислоты.

Если вы решили использовать столовый уксус, то тут тоже нужно знать правильную пропорцию раствора.

К примеру, в 10 литров воды вливается 500 мл столового уксуса. Полученный раствор заливают в систему охлаждения. Заводят автомобиль и прогревают двигатель до рабочих температур.

После этого выключаем зажигание и оставляем прогретый раствор в двигателе на ночь или 8 часов.

Сливаем, смотрим результат. При необходимости повторяем. В конце обязательно промываем дистиллированной водой.

При очень тяжелых случаях, некоторые водителя сразу заливают 9% столовый уксус, не разбавляя. Для нескольких раз придется купить 20 бутылок по 0,5 литра.

Если используете уксусную кислоту, то она имеет 70% концентрации, учтите это.

Каустическая сода применяется только для промывки снятых медных радиаторов системы охлаждения двигателя и радиаторов печки салона.

Если у вас данные устройства алюминиевые, что свойственно для многих современных автомобилей, то забудьте про этот вариант.

Двигатель каустической содой не промывается, так как, многие знают, что головка блока цилиндров изготовлена из алюминия, да и прокладки под головкой будут разъедены.

Если ваш радиатор не подпадает под категорию алюминиевый, то для его промывки можно использовать раствор каустической соды из расчета на 1 литр дистиллированной воды, 50 – 60 гр. вещества. Но перед промывкой его желательно снять.

Такой способ дает неплохой результат, но тут тоже нужно уметь правильно подготовить раствор.

Но проблема даже стоит не в этом, а в том, где достать молочную кислоту, ведь в свободной продаже ее трудно найти.

Если в вашем городе есть возможность ее достать, то отлично.

Также на специализированных автофорумах, особенно по бу автомобилям, можно найти людей, которые продают молочную кислоту. В общем, как говориться, было бы желание.

Для прочистки системы охлаждения нужен 6% раствор молочной кислоты. Как правило, концентрат имеет 36%.

Но расчет тут прост, делаем соотношение 1:5, т.е. в 5 литров дистиллированной воды заливаем 1 кг концентрата, получив этим нужные проценты.

  1. Залить раствор молочной кислоты и дождаться пока прекратиться выделение углекислого газа, затем слить отработанную смесь;
  2. Проехать на автомобиле несколько километров, затем слить грязную смесь.

Многие водителя ездят с залитой молочной кислотой сутки, сливают, заливают снова и опять ездят.

Так тоже можно делать, ведь молочная кислота не так агрессивно воздействует на алюминий и резинотехнические изделия.

Однако при этом было замечено, что двигатель начинает сильно греться, больше обычного.

Это происходит потому, что, выделяясь, углекислый газ создает в патрубках и блоке цилиндров, так называемые воздушные пробки.

Поэтому нужно быть осторожным и более внимательно следить за показаниями панели приборов.

В конце не забудьте нейтрализовать кислотность. Для этого лучше использовать 0,5% раствор хромпика или дистиллированную воду. Двигатель должен поработать 10-20 минут.

Только после этого заливайте новую охлаждающую жидкость.

Сыворотка.

Неплохая альтернатива молочной кислоте. Сначала сыворотку процеживают, в емкость не менее 5 л.

Затем заливают через расширительный бачок в систему охлаждения.

Ездят с сывороткой 1000-1500 км, затем ее сливают. При необходимости цикл повторяют. Однако каждые 100-200 км пробега рекомендуется проверять степень загрязненности сыворотки.

Постоянно нужно следить за температурой двигателя.

Соса-соlа.

Как это ни странно звучало, но раньше промывка системы охлаждения кока-колой давала неплохой результат.

Эффект достигался за счет входящей в состав напитка ортофосфорной кислоты.

Но по слухам, сейчас эту кислоту в Соса-соlа не добавляют, поэтому прошлого эффекта ожидать уже не приходиться.

Но перепроверку слухов никто не отменял, вреда двигателю Соса-сола точно не нанесет.

Используемые средства – авто химия

Преимущество средств для промывки системы охлаждения в том, что они идут в ногу со временем.

Их состав разрабатывается таким образом, чтобы не навредить двигателю. К примеру, для медных радиаторов раньше использовали одни средства, сейчас для алюминиевых, другие. Или комбинированные для всех типов двигателей.

Стоят они недорого, поэтому практически каждый владелец автомобиля может себе позволить купить такое средство.

Наличие неисправностей в системе охлаждения может привести к серьезным последствиям, вплоть до необходимости замены силового агрегата. Сегодня мы расскажем о том, как промыть систему охлаждения двигателя на ВАЗ 2110, когда это делается, каким образом и с помощью каких средств. Все это и больше в нашем материале.

Когда выполняется промывка

За время эксплуатации радиатор системы охлаждения может забиться. Причем он поступает снаружи и изнутри. Сегодня производители стараются использовать более качественные материалы, но даже они не спасают от коррозии и накипи.

Если вовремя не заменить используемый антифриз, он также способен негативно отразиться на состоянии узла. Комплекс подобных явлений приводит к тому, что система охлаждения загрязняется, нуждается в срочной прочистке.

Определить загрязненность СО (система охлаждения) не сложно по постоянно перегревающемуся двигателю, вне зависимости от погодных условий.

Периодичность промывки напрямую зависит от условий эксплуатации, состояния двигателя, используемых компонентов СО и пр.

Самостоятельная или профессиональная промывка

Сегодня промывка системы охлаждения двигателя ВАЗ 2110 может быть выполнена двумя способами.

  1. Самостоятельно. Это существенно экономит деньги, но отнимает время, силы и нервы.
  2. С помощью автомастерских. Не придется тратить драгоценное время, зато услуга стоит денег.

Каждый вариант имеет свои сильные и слабые стороны. Если вы все же отдали предпочтение самостоятельной промывке, вам мало иметь в распоряжении гараж и инструменты. Сначала изучите нюансы операции, ознакомьтесь с руководством по эксплуатации вашего автомобиля, изучите применяемые охлаждающие жидкости и пр.

Виды очистки

Очистка системы охлаждения мотора делится условно на два вида.

  1. Внешняя. В данном случае процедура включает в себя удаление скопившейся грязи, пыли, насекомых с поверхностей агрегата. Воспользуйтесь обычной водой под напором и автомобильными шампунями.
  2. Внутренняя. Это более кардинальная мера, при которой удаляется внутренняя загрязненность системы, снимается накипь, ржавчина, скопившийся там мусор. На работу уходит достаточно много времени и сил, но без этого устранить проблему перегрева двигателя у вас не получится.

Очень часто система загрязняется по банальной причине — в роли охлаждающей жидкости новички используют простую воду. Из-за наличия большого количества примесей, практически сразу образуются отложения на стенках радиатора, теплоотдача ухудшается, приходится ремонтировать машину.

Средства и методы промывки

Чтобы выполнить промывку системы охлаждения двигателя на автомобиле ВАЗ 2110, можно использовать разные средства. Все они имеют определенную эффективность, нюансы применения.

К таковым средства, применяемым сегодня, относят:

  • Дистиллированная вода;
  • Сода, уксус, кислоты;
  • Специализированные средства очистки СО.

Теперь давайте разберемся, чем хорош или плох каждый из представленных вариантов.

Дистиллированная вода

Несмотря ни на что, дистиллированную воду продолжают активно использовать при промывке системы охлаждения мотора. Тяжело объяснить причины популярности, поскольку данное средство не отличается высокой эффективностью.

Процедура промывки СО с помощью дистиллированной воды выглядит следующим образом:

  • Сливается старая охлаждающая жидкость;
  • Заливается дистиллированная вода в систему;
  • Двигатель заводится и стоит с запущенным мотором в течение 10, максимум 15 минут;
  • Мотор глушится, после чего дистиллированная вода сливается;
  • Процедура повторяется до тех пора, пока из системы не будет выходить чистая вода.

Метод отличается простотой исполнения, однако результат преимущественно слабый. Сильные загрязнения удалить не удастся, плюс из-за дистиллированной воды на стенках радиатора может образоваться накипь.

Оценка средству - 1,5 из 5.

Кислота, сода, уксус

Это более жесткий метод промывки системы, если сравнивать с использованием дистиллированной воды. Однако уровень эффективности существенно выше.

Чтобы выполнить процедуру промывки, вам потребуется:

  • Приготовить соответствующий раствор, куда входит каустическая сода, молочная кислота и уксус. Данную смесь заливают в систему охлаждения. Только не добавляйте слишком много молочной кислоты, поскольку это агрессивное средство, разрушающее резиновые элементы СО;
  • Далее система просто стоит с кислотной жидкостью внутри в течение не более 8 часов. В идеале стоит выдержать примерно 6 часов;
  • За этот период времени двигатель периодически заводится и непродолжительное время работает;
  • Когда указанное время истечет, слейте кислотный раствор, залейте дистиллированную воду и выполните процедуру, аналогичную первому методу промывки, где в ход шла только вода;
  • 1-2 циклов промывки дистиллированной водой будет
  • достаточно, чтобы удалить все остатки кислотного раствора;
  • После этого остается только залить новую порцию антифриза.

Основной недостаток заключается в опасности самого раствора как для человека, так и внутренних компонентов системы охлаждения. Обязательно используйте защитные средства.

Оценка средству — 3,5 из 5.

Специализированные очищающие составы

Зайдите в любой магазин автомобильной химии, где вы найдете целые полки со средствами, предназначенными для промывки систем охлаждения мотора.

Приготовьтесь к тому, что на них придется потратить внушительную сумму денег.

Специализированные средства делятся на четыре типа:

  • Нейтральные;
  • Кислотные;
  • Двухкомпонентные;
  • Щелочные.
  1. Щелочные и кислотные считаются наиболее востребованными, поскольку демонстрируют высокий уровень эффективности, плюс с финансовой точки зрения оказались достаточно привлекательными.
  2. Двухкомпонентные составы включают в себя два основных действующих элемента — щелочь и кислоту. Они предлагаются в раздельных емкостях, содержимое которых заливается в СО поочередно. Это позволяет достичь великолепных результатов, на длительное время забыть про забитую систему охлаждения и перегретый двигатель.
  3. Нейтральные средства не имеют в составе агрессивных компонентов. Они служат для профилактики, поскольку реальной эффективности для сильной очистки нет.

Все специализированные средства для промывки обладают высокой эффективностью, кроме нейтральных. Входящие в их состав компоненты справляются с загрязнениями, органическими скоплениями, жирами, накипью и пр. Но стоят дорого.

Оценка средству — 4,5 из 5.

Чтобы система охлаждения мотора на вашем автомобиле ВАЗ 2110 работала эффективно, нужно не только уметь промывать ее.

Практика показывает, что соблюдение нескольких простых рекомендаций избавляет от множества проблем в будущем.

  1. Заливайте в систему исключительно высококачественный антифриз. Используемый многими тосол дешевле, но отсюда и более низкая эффективность, менее продолжительный эксплуатационный срок. Не стоит экономить, иначе потом потратите в разы больше на ремонт.
  2. Выполняйте промывку примерно раз в год. Если автомобиль эксплуатируется регулярно и не в самых простых условиях, промывку рекомендуется делать два раза в год.
  3. Не забывайте следить за состоянием охлаждающей жидкости в системе. Если не заменить ее вовремя, это может привести к печальным последствиям.
  4. Если потребовалось выполнить промывку СО, не пожалейте на это времени и сил. Сделав все качественно, вы позволите автомобилю работать лучше, избавитесь от множества проблем, к которым обязательно приводит загрязненная СО.


Очень важную функцию выполняет система охлаждения двигателя в автомобиле. Она работает за счет определенной жидкости имеющая название тосол. Именно он позволяет не нагреваться ДВС. Данную систему необходимо иногда промывать, но многие автолюбители об этом забывают. А ведь это может привести к загрязнению радиатора и в следствии к перегреву двигателя. В данной статье будут рассмотрены основные моменты при самостоятельной очистке системы охлаждения.

Радиатор имеет такую конструктивную особенность, которая позволяет скапливаться грязи и снаружи, и внутри. Под грязью также может подразумеваться моторное масло, ржавчинки и простая накипь, которая образовывается, если в качестве охлаждающей жидкости использовать воду. Многие радиаторы выполнены из меди и алюминия, поэтому коррозия встречается очень редко. Если появилась ржавчина, то это означает, что сборка деталей была плохого качества.

Промываем систему

В начале надо избавиться от старого тосола, для этого достаточно просто найти и открыть клапан слива на СОД. Потом следует промыть систему, используя дистиллированную водичку, при этом надо применить присадку, которая удалит накипь. Ее можно купить в автомобильном или же в хозяйственном магазине.

Когда вода и присадка попадут в систему, то они во время работы двигателя начнут разрушать имеющуюся накипь. Потом данная смесь с частичками накипи просто выливается также как и старый тосол. При сливании жидкость будет довольно мутная и даже может приобрести желтовато-зеленоватый оттенок.

Перед промыванием системы охлаждения следует придерживаться определенной последовательности. Вначале делается промывание непосредственно радиатора, после него отчищается двигатель и самым последним чиститься радиатор печки. Теперь разберем все этапы поподробнее.

Промываем радиатор. Из системы сливается охлаждающая жидкость и происходит разбор трубопровода. А именно снимается шланги с поверхности радиатора и бачка. Для лучшего результата от промывки, необходимо обеспечить сильный напор. Для этого рекомендуется использовать шланги, которые применяются в садах. Он создаст хороший напор, который промоет все внутренние элементы. Промывание идет до тех пор, пока не польется чистенькая водичка без различных частичек накипи.

Отчищаем двигатель. Потребуется такой же шланг, для образования хорошего напора. Его нужно устанавливать в выходной клапан из термостата. Также как и при отчистке радиатора требуется дождаться, пока вода перестанет выходить с различными частичками грязи.

Чистим радиатор печки. Прежде чем начать промывать систему, потребуется убрать выходящие с печки шланги и открутить отопительный краник. В самое верхнее отверстие вставляется шланг и начинается отчистка под хорошим напором. И чистка заканчивается аналогично предыдущим процессам.

Особенности при сливании и заливании охлаждающей жидкости

Для получения окончательного положительного результата, требуется владеть некоторыми правилами при заливании и сливании тосола. Во-первых, все действия с жидкостью надо делать тогда, когда двигатель полностью остыл. Во-вторых, обязательно проверяем, открыта ли крышка на расширительном бачке, перед начинанием промывания. В-третьих, нужно знать и выполнять все правила безопасности. Ведь присадка, используемая для промывки, является химическим веществом, поэтому всю работу необходимо выполнять в резиновых перчатках.

Для сливания всей охлаждающей жидкости можно порекомендовать заехать на эстакаду, чтобы перед машины немного приподнялся. Если такой возможности нет, то проводить данную очистку можно и горизонтально.

Перед началом слива необходимо убрать клейму, достаточно отсоединить только «-» или еще называют «массу». В автомобилях марки ВАЗ 2111, чтобы добраться до крышки в блоке цилиндров, требуется убрать модуль зажигания. ВАЗы 2110 и 2112 устроены проще, и до данной крышки можно добраться без разборки зажигания.

Перед промыванием системы охлаждения в различных марках легковых автомобилей требуется посмотреть уровень нагревания ДВС. Следует запомнить, что нельзя сливать тосол, если двигатель еще полностью не остыл.

После подготовительных работ убираем пробку с бака и подкладываем емкость под него, для стекания тосола. Снимаем крышку, находящуюся на блоке цилиндров и начинается слив. Как только жидкость уже прекратится вытекать, потребуется еще убрать крышку находящуюся непосредственно под радиатором.

Также потребуется подложить какую-нибудь емкость под нее. Как только будет завершен весь слив жидкости, все снятые крышки надо соответственно закрутить на свои места.

На заметку: Почему глючит гаджет? Как улучшить его работу? Ответ Вы найдете на сайте http://progifree.ru/ .

Как только вся грязь выйдет вместе с водичкой из системы, требуется заливание нового тосола. Чтобы в процессе заливания не образовывались воздушные пробки, необходимо придерживаться следующих правил:

  • если двигатель карбюраторного типа, то потребуется расслабить хомут и убрать шланг, который отходит от штуцера подогревания карбюратора.
  • если двигатель инжекторного типа, то потребуется убрать шланг, который отходит от штуцера подогревания патрубка дросселя.

Поверяем, закрыты ли пробки снизу расширительного бачка и начинаем заливание нового тосола, равномерно распределяя его по всей системе.

После заливания следует запустить двигатель и периодически его останавливать для дозаправки антифризом. Ведь в процессе работы жидкость будет уходить во все имеющиеся отводы в системе. Как только СОД будет полностью наполнен антифризом, то тосол больше не будет изменять свой уровень.

Далее прицепляем шланги на места и наполовину закручиваем пробку расширительного бачка. При плотно закрученной крышке может образоваться высокое давление, а так же при последующей промывке данную пробку будет трудновато убирать, ведь тосол в взаимодействии с воздухом немного увеличивается и под такое воздействие попадают все имеющиеся детали в СОД. При слабо присоединенных хомутах, может произойти выскакивание их из системы, и в таком автомобиле нельзя будет продолжать движение.

Снова приводим в рабочее состояние автомобиль и проверяем уровень тосола, как правило, оно немного понижается, поэтому его потребуется долить до требуемой величины.

Избавляемся от воздушных пробок

Для нормального охлаждения двигателя, могут помешать появление воздушных пробок. Они порой возникают в данной системе. Самым элементарным способом решения данной проблемы является заезд на эстакаду, чтобы передняя часть автомобиля немного приподнялась. При этом глушить мотор не надо, а просто необходимо дать ему немного поработать. Даже рекомендуется периодически давить на газ, чтобы образовывались разные обороты двигателя. Правда такой метод помогает не очень часто.

Если после поведения данных действий, проблема все же осталась, то следует провести следующие действия:

  • снимается патрубок, находящийся на дроссельном узле, который приводит ОЖ в противоположное действие;
  • доливается тосол непосредственно в бачек до тех пор, чтобы он пошел из данного патрубка;
  • после этого затыкается штуцер и нужно подождать, чтобы жидкость потекла из шланга;
  • как только появляется жидкость, заводиться двигатель и затыкается пальчиком патрубок до тех пор, пока тосол не начнет вытекать из шланга на дроссельном узле;
  • закрываем штуцер и ждем момента, когда ОЖ побежит из шланга;
  • затягиваем патрубок и зажимаем крепежный хомут;
  • запускаем двигатель и нагреваем его до рабочего состояния;
  • включаем салонную отопительную систему и ждем горячего потока воздуха. Если он появился, то воздушные пробки удалены.

После окончания всех действий устанавливаем на обратное место патрубок и проверяем количество ОЖ в расширительном баке. Если ее не хватает, то доливаем до нужного уровня.

Не стоит продолжать движение на автомобиле, если уровень температуры ДВС превышает критического значения. Это может привести к перегреву двигателя. Основанием поднимания температурного режима могут стать образование в системе воздушных пробок или просто недостающее количество тосола.

Именно данным методом можно совершить промывание системы охлаждения самостоятельно в большинстве марок легковых автомобилях. Следует запомнить, что дистиллированная водичка и присадка, предназначенная от накипи, являются лучшими средствами, чтобы отчистить СОД от ненужных отложений.