Компания Audi возродит бренд Horch: подробности, история. Август хорьх фото история и биография Хорьх история марки

История немецкой компании AUDI по производству легковых автомобилей уходит корнями в начало прошлого столетия. Фирма имеет богатую биографию. Нынче она входит в концерн «Фольксваген», штаб-квартира которого находится в Ингольдштадте.

Итак, кто ценит исключительное немецкое качество, обязан знать кое-какие подробности из генеалогического древа своей ласточки – «Ауди». Иначе какой же ты хозяин? Читай- запоминай! Знай, кто тебя возит.

Компания «Ауди» была основана в 1909 году Августом Хорьхом. Ее корни уходят к несуществующей ныне, но не менее знаменитой фирме Horch («Хорьх»), блиставшей на немецком небосклоне во времена Третьего рейха. Самое время вспомнить лучшие советские фильмы о войне, где под «хорьх» маскировались новые автомобили советских марок.

В 1899 году талантливый изобретатель и бизнесмен Август Хорьх основал в Мангейме фирму «Хорьх и Компания», которая через 4 года перебралась в Цвиккау. В 1909 году он построил новый, но увы, весьма неудачный 6-цилиндровый мотор, который чуть было не привел фирму на грань банкротства. Это, естественно, совсем не понравилось его компаньонам и они решили расправиться с ретивым изобретателем, изгнав его из собственной же фирмы.

«Zum Teufel!» – сказал Август и тут же неподалеку основал другую компанию, которая, естественно, тоже носила название «Хорьх». Его бывшие компаньоны подали на Хорьха в суд с требованием изменить название фирмы. Противники победили: согласно решению суда новое предприятие по выпуску автомобилей не могло носить название Horch.

«Zum Teufel!» – повторил Август Хорьх и снова нашел выход из положения. Перевел собственную фамилию, которая означает «слушай», на латынь. Получилось AUDI. Так в 1909 родилась знаменитая торговая марка и не менее знаменитая компания «Ауди».

Первый автомобиль под названием Audi-A был выпущен в 1910 году. На следующий год последовала модель Audi-В. Три таких машины Хорьх выставил в июне 1911 года на первых гонках Ауто Альпенфарт в австрийских Альпах, которые пришли на смену знаменитым пробегам на приз германского принца Генриха. В 191З году в продаже появилась самая известная модель - «Ауди-С». В 1912 году первые образцы прошли серьезную проверку на очередных Альпийских гонках и добились неплохих результатов, за что автомобили серии С стали называть «Альпензигер», или «Покоритель Альп», сообщает нам один из сайт-клубов «Ауди».

На таком AUDI мы бы далеко не уехали. 4 цилиндра с 3,5-литровым мотором, у которого коленчатый вал вращался на трех опорах и был чуть смещен в бок от осей цилиндров. Обычное конусное сцепление имело кожаную фрикционную поверхность. Деревянный кузов на шасси с базой 2900 и 3200 мм был открытым с удлиненной и заостренной задней частью.

В годы мирового экономического кризиса фирме Audi пришлось слиться с другой фирмой. В 1928 году компания была приобретена немецкой DKW (ДКВ), владельцем Audi стал Йорген Скафте Расмуссен. В 1932 году новый экономический кризис подтолкнул ряд немецких фирм к созданию концерна Auto Union («Ауто Унион»). В него вошли наряду с DKW и Wanderer («Вандерер») бывшие фирмы-соперники «Хорьх» и «Ауди». Концерн выпустил две модели, оснащенные передним приводом и двигателями Wanderer.

После Второй мировой войны Audi и другие фирмы-партнеры по Auto Union были национализированы. Их преобразовали в подразделение «Объединения народных предприятий по выпуску автомобилей». В1949 году Auto Union был реформирован благодаря привлечению большинства акций фирмы Mercedes-Benz. В 1958 Daimler-Benz AG приобрел контрольный пакет акций Auto Union, но затем продал их Volkswagen. После перехода в 1965 г. контрольного пакета акций к Volkswagen («Фольксваген»), возродилось имя Audi. Вскоре после этого события был выпущен новый автомобиль с передним приводом, а уже к концу 1968 Audi возвратилась на рынок, имея хороший ассортимент моделей и завидную статистику продаж. В качестве эмблемы были сохранены четыре круга, символизирующие происшедшее в 1932 г. слияние четырех компаний.

Модель «100», появившаяся на рынке в 1968 г., а также ее последователи, в том числе и знаменитая Audi Quattro, отличались спортивным профилем и приводом на все 4 колеса, что было прогрессом в автомобильной промышленности Германии. Именно модель Quattro, появившаяся в 1980 г., дала мощный импульс развитию автомобильной индустрии и принесла фирме Audi, дочернему предприятию Volkswagen, мировую известность. В 1969 г. Volkswagen купил Neckarsulmer Automobilwerke («Автомобильный завод в Некарзульме», NSU). В результате название фирмы изменилось, фирма стала называться Audi NSU Auto Union, а летом 1985 г. название фирмы было преобразовано опять в Audi AG. В 2000 г. компания открыла свой музей в Ингольштадте, в котором представлено 60 моделей автомобилей.

Сегодня Audi, являющаяся составной частью концерна «Фольксваген», переживает бурный подъем. Подобный успех стал возможен благодаря новым разработкам фирмы, включая модель Audi A8 с кузовом, заслуживающим самых высоких оценок.

Многогранная, насыщенная событиями история известной автомобильной марки «Хорьх» уходит корнями в 19 век. 14 ноября 1899 года талантливый немецкий инженер Аугуст Хорьх основал в Кельне собственную компанию по производству транспортных средств Horch & Cie. Motorwagen Werke. Спустя год свет увидел марки «Хорьх», отличающийся конструкторскими инновациями. Впоследствии Аугуст Хорьх стал одним из первых прославившихся автомобильных конструкторов в мире.

Аугуст Хорьх

Будущий талантливый инженер и успешный предприниматель родился 12 октября 1868 года в городе Виннингене, в семье кузнеца. Семья Аугуста Хорьха не могла похвастаться достатком, а потому ему пришлось работать с 13 лет. Сменив несколько видов занятий, целеустремленный и неуживчивый Хорьх не вдохновился ни одним из них и в 1888 году решил поступать в Саксонское инженерное училище. Компенсируя недостаток знаний, настойчивый молодой человек успешно окончил учебное заведение и устроился работать сначала на литейный завод, а потом в проектный отдел судостроительной компании, где он впервые и столкнулся с двигателями внутреннего сгорания.

Его жизнь круто изменилась после того, как в 1896 году он попал на мотогонки. На то время это транспортное средство было чудом техники. Хорьх много расспрашивал механиков о мотоциклах и уже к вечеру принял решение написать письмо с подробной информацией о себе и просьбой о трудоустройстве в фирму Benz. Не ожидая быстрого ответа, Аугуст был приятно удивлен, когда в скором времени получил известие, что он принят и должен немедленно приступать к работе. 27-летний Хорьх был назначен помощником начальника в отдел двигателестроения, но уже через четыре месяца, благодаря усердию, был поставлен во главе производства автомобилей.

Основание компании

Четыре кольца - четыре бренда

Новаторский подход и постоянный поиск новых решений Аугуста Хорьха в конструировании автомобилей требовали постоянных финансовых вливаний. Это никак не радовало акционеров и приводило к постоянным разногласиям. Хорьх считал участие в автогонках лучшей рекламой для торговой марки. Автомобили компании становились постоянными участниками соревнований, причем конструктор нередко сам садился за руль.

Мир скоростей требует постоянных вложений и роста. Так, в 1906 году компания выпускает новую модель ZD. Немецкий автомобиль "Хорьх ZD" с 5,8-литровым двигателем и легким спортивным кузовом был специально собран для участия в престижных гонках Генриха Прусского. Неудачное выступление в соревнованиях привело к обострению и без того сложных отношений с акционерами, которые были крайне недовольны продажами предыдущей модели Horch Z. Упрямый конструктор отвергал любые предложенные компромиссы, всецело отстаивая свою точку зрения. В результате летом 1909 года под давлением акционеров Хорьх покинул основанную им компанию, но уже через месяц в том же Цвиккау он регистрирует новую фирму August Horch Automobilwerke GmbH.

Две фирмы почти с идентичным названием и практически на одной улице возмутили владельцев предыдущей компании. После судебного разбирательства, которое Хорьх проиграл, встал вопрос о новом названии. Во время дисскусии по этому поводу в доме своего друга сын хозяина, изучавший латынь, просто перевел Horch с немецкого на латынь. Так появилось название Audi, а впоследствии - и компания Audi Automobilwerke GmbH.

Знакомые сегодня четыре кольца AUDI появились значительно позже. Под влиянием экономического кризиса начала 30-х годов четыре компании решили объединиться в один концерн Auto Union AG. В объединение вошли Horch, Audi, Wanderer и DKW. Эмблема в виде четырех колец символизировала объединение этих четырех компаний и должна была присутствовать на всех автомобилях концерна. Horch и Audi производили Wanderer - средний класс, DKW - бюджетные и малолитражные автомобили. Существует ошибочное мнение, что автомобиль "Хорьх" - это то же, что и Audi, просто переименованный со временем. Дело в том, что через некоторое время трое из четырех представителей концерна перестали существовать. Осталась только Audi, которая и унаследовала эмблему.

Самые популярные модели

Самыми популярными моделями "Хорьх" по праву считаются автомобили с четырехцилиндровыми двигателями среднего литража. Объемы продаж автомобилей с двигателями большего литража (спортивные, представительские) всегда были меньше по нескольким причинам. Исключением стали модели, выпущенные с 1937 по 1940 год (851/853/853A/855/951/951A). Именно эти солидные представительские машины запомнились как символ марки "Хорьх". Автомобиль (фото 1939 года, расположенное ниже, это доказывает) выглядел великолепно.

Помимо выпуска гражданских легковых Horch обладала немалым опытом по выпуску военных машин. Одним из самых знаменитых является средний многоцелевой автомобиль "Хорьх 901" повышенной проходимости. Эта машина выпускалась с 1937 по 1940 год по целевой программе вермахта для оснащения армии полноприводными автомобилями трех типов: легким, средним и тяжелым.

Послевоенный закат компании

Начиная с середины 30-х годов руководство компанией Аугустом Хорьхом носило формальный характер. Он все больше занимался общественной деятельностью, занимал целый ряд руководящих постов. После войны город Цвиккау остался на территории, подконтрольной Советскому Союзу. Предприятия были национализированы и вошли в состав ИФА, хотя некоторое время еще выпускались автомобили под маркой Horch, например, представительская модель 930S.

Автомобили Хорьх в хронологическом порядке

Модельный ряд гражданских легковых автомобилей по годам можно увидеть в таблице ниже.

Годы выпуска

Двигатель и кол-во цилиндров

Рабочий объем, л

10 M 20 (10/35 PS)

10 M 25 (10/50 PS)

Typ 303/304 (12/60 PS)

Typ 305/306 (13/65 PS)

Typ 350/375/400/405 (16/80 PS)

Typ 420/450/470/720/750/750B

Typ 480/500/500A/500B/780/780B

851/853/853A/855/951/951A

Теперь вам известна история этих удивительных машин и их талантливого создателя.

Хорьх-850. Автомобиль Вальтера Шелленберга January 27th, 2013

Шелленберг в исполнении Олега Табакова прибывает на аэродром Темпельхоф. В роли его автомобиля - настоящий автомобиль Шелленберга Хорьх-853А. На заднем плане стоит АН-2 с нанесёнными на него немецкими опознавательными знаками.




Вальтер Шелленберг


Август Хорьх


На рубеже XIX и XX столетий создание и производство автомобилей стало престижным делом, приносящим деньги и славу. Автомобильные фирмы появлялись сотнями, но сотнями же и разорялись. Их названия, как и имена владельцев, теперь почти всеми забыты, и лишь совсем немногим удалось оставить заметный след в истории автомобиля. Одним из этих немногих был Август Хорьх .
Родился он 12 октября 1868 года в Виннингене, на Мозеле, в семье кузнеца. В шестнадцать он устроился на вагоностроительный завод в Гейдельберге, где занимался более чем прозаическим делом - ударами кувалды напрессовывал стальные бандажи на колеса. Однако уже в 1900 году он был владельцем собственной автомобильной фирмы, которая, видоизменяясь и преименовываяс, превратилась в ныне существующий бренд Audi. Но сегодня наш рассказ не о нем, а об автомобиле, названном его именем.

Венцом творчества Хорьх а принято считать автомобиль Хорьх-850 . Этот автомобиль создавался как автомобиль для Гитлера. Но Гитлер предпочел 770-й Мерседес. Однако, несмотря на это, всё остальное германское руководство - и Геринг, и Борман, и Гиммлер, и Риббентроп, пользовалось именно этим автомобилем. Более того, если вы не только смотрели фильм «Семнадцать мгновений весны», но и читали одноименную книгу Юлиана Семёновича Ляндреса, более известного под псевдонимом «Семёнов», то вы помните, что книжный Штирлиц, в отличие от киношного, ездил не на Мерседесе-230, а именно на Хорьх е. Действительно, Хорьх в те годы стоил от 13 тысяч 900 до 20 тысяч 850 рейхсмарок, в зависимости от типа кузова, а зарплата штандартенфюрера составляла от полутора до четырёх тысяч, в зависимости от места службы. Тогдашняя рейхсмарка равна нынешним 10,39 долларам. Так что Штирлиц, если бы он не был скрягой, который из скупости не заводил даже любовниц, вполне мог бы себе позволить не ширпотребный «мерин», а роскошный Хорьх , правда, скорее всего, лишь в базовой комплектации. Иначе на него стал бы косо смотреть его шеф Вальтр Фридрих Шелленберг , который сам тогда - в конце 1930-х годов - был еще не бригаде-, а штандартенфюрером. В момент же выхода в свет первого Хорьх а 25-летний Шелленберг был всего-навсего регирунгсратом, что в Германии примерно соответствовало дореволюционному русскому чину коллежского асесора. А Хорьх Шелленберг приобрел в апреле 1939 года за 18250 рейхсмарок.

Первый серийный Хорьх-850 вышел из заводских ворот Хорьх-Верке в Цвикау (том самом Цвикау, в котором потом будут делать Трабанты) 18 июня 1935 года, и первая его серия сразу же была раскуплена германскими богачами, ждавшими его появления почни полгода, ведь еще 11 февраля его предсерийный образец был представлен на Берлинском автосалоне. Кстати, потом этот предсерийный экземпляр побывал в аварии, после чего был переделан в пожарный автомобиль.
Представительский автомобиль, оснащенный кабриолетным кузовом фирмы «Глезер» со смелой линией крыльев и фарами размером с человеческую голову выглядел весьма величественно. Хорьх-850 имел в длину 5 метров 35 сантиметров, а его радштанд, как называют немцы колёсную базу, составлял 3450 мм. Ширина же автомобиля достигала 183 сантиметров, что в те времена было редкостью.
Плотный тент, мощная печка и плафон освещения салона создавали в кабриолете комфорт, вполне приемлемый даже по современным меркам. Комфот же в лимузине от кузовной фирмы «Эрдманн и Росси» вполне мог бы посоперничать с таковым в автомобилях нашего времени. Конечно, в нем не было тех наворотов, которые присутствуют сейчас, но мягкость сидений и плавность хода делали поездку приятной и неутомительной.
В комплектацию автомобиля были включены радиоприемник, бар, откидной столик, а также комплект из нескольких дорожных чемоданов и зонт с выгравированным на рукоятке фирменным логотипом из четырех колец, как у Ауди. От логотипа Ауди он отличался лишь надписью «Auto Union».
Автомобиль был оснащен рядным восьмицилиндровым двигателем рабочим объемом 4944 куб. см. Диаметр его цилиндров равнялся 87 мм. Ход поршня - 104 мм. Первоначально мощность его составляла 100 л.с., но в 1937 году ее довели до 120. Эта модификация называлась Хорьх-853А . Именно такой автомобиль и приобрел Шелленберг .

Хорьх одного из питерских коллекционеров

По иронии судьбы именно этот автомобиль сыграл в кино самого себя. Помните кадр, когда Шелленберг встречает прилетевшего из Германии СС-обергруппенфюрера Карла Фридриха Отто Вольфа? Это событие действительно имело место 16 марта 1945 года. На аэродроме Темпельхоф Вольфа одновременно ждали две машины: одна - тюремная, с бронированными дверцами и с тремя головорезами из охраны подземной тюрьмы гестапо. Роль этой машины исполнил советский УАЗ-452 . В другом же автомобиле сидел бригадефюрер СС, начальник политической разведки рейха Вальтер Шелленберг . И к трапу самолета шли трое головорезов в черном, с дегенеративными лицами и интеллигентный, красивый, одетый для этого случая в щегольскую генеральскую форму Шелленберг . К дверце приземлившегося "Дорнье" подкатили трап, и вместо наручников руки Вольфа сжали пальцы Шелленберг а. Тюремщики в этой ситуации не рискнули арестовывать Вольфа - они лишь проследили за машиной Шелленберг а. Бригадефюрер СС отвез Вольфа на квартиру генерала Фегеляйна - мужа сестры Евы Браун и личного представителя Гиммлера в ставке фюрера.

Так вот, этим самым автомобилем и был Хорьх-853А , ранее действительно принадлежавший Шелленберг у. Вскоре после вышеописанного события советские войска взяли 1 мая Берлин, а 3 мая Шелленберг прилетел в Копенгаген для ведения переговоров о мире при посредничестве главы Красного Креста герцога Вестерботтенского Густава Адольфа Бернадота. Шестого мая он вылетел в Стокгольм, имея официальные полномочия на заключение перемирия в Скандинавии. Однако английское командование отклонило посредничество шведского Красного Креста, и последняя миссия Шеленберга провалилась.

После капитуляции Германии Шеленберг некоторое время жил на вилле Бернадота в Швеции. Однако уже в июне 1945 союзное командование добилось его выдачи как военного преступника. В ходе судебного разбирательства с него были сняты все обвинения, кроме членства в преступных организациях, а также причастности к расстрелам военнопленных. 11 апреля 1949 приговорён к шести годам тюремного заключения. В декабре 1950 по состоянию здоровья досрочно освобождён. После этого Шелленберг жил в Швейцарии, а затем был вынужден переехать в Италию для проведения операции на печени. Однако накануне операции 31 марта 1952 года он внезапно умер, так и не закончив свои мемуары.
Автомобиль же надолго пережил своего хозяина: оказавшись среди трофеев советских войск. Вскоре его владельцем стал знаменитый советский ас Александр Иванович Покрышкин. Однако для Покрышкина он оказался не единственным автомобилем. В 1950 ему выделили ЗиМ, а в 1959 он пересел на Волгу ГАЗ-21. Неиспользуемый Хорьх долго стоял в гараже, пока в 1968 году Покрышкин не подарил его киностудии «Мосфильм». И вот, во время съемок «Семнадцати мгновений весны» этот автомобиль сыграл сам себя.
Производство Хорьх ов прекратили в феврале 1940 года. Всего было выпущено 768 экземпляров. До наших дней дожили единицы, и одна из этих единиц это автомобиль Шелленберга .

И стория создания компании Audi тесно связана с именем Августа Хорьха, талантливого инженера-конструктора и одного из пионеров немецкой и мировой автомобильной промышленности.

Август Хорьх родился 12 октября 1868 года в Германии в небольшом городе Винненден. Семья не была богата, его отец был кузнецом. Он отнюдь не считал образование своих детей первоочередной необходимостью. В тринадцать лет со школой было покончено, и Август стал помогать отцу в кузнице. Кузнечное ремесло не вдохновляло Августа, через три года он ушел из дома и устроился на вагоностроительный завод в Гейдельберге.

В молодости Август Хорьх сменил четыре или пять мест работы. В возрасте 20-ти лет, в 1888 году, Хорьх поступил в саксонское инженерное училище (техникум) в городе Митвайда, и после его окончания поступил сначала на работу на литейный завод в Ростоке, а затем в проектный отдел судостроительной компании в Лейпциге. Здесь судьба его впервые сводит с двигателями внутреннего сгорания, которые Германии и в частности этому заводу были необходимы для создания торпедных катеров как нового класса военных судов того времени.

В 1896 году произошло событие, которое, в конце концов, перевернуло всю его жизнь. Он впервые попал на мотогонки и с вожделением и завистью смотрел, как гоняются мотоциклы. После этого он подошел поговорить к техникам, занимавшимися этими аппаратами, которые были мало похожи на те, что мы видим сегодня. И здесь у Хорьха родилось желание попасть в одну из компаний, чьи мотоциклы были представлены на этих соревнованиях.

И Август Хорьх просто написал письмо Карлу Бенцу (изобретателю автомобиля), где просил принять его на работу в компанию “Benz & Cie”. Хорьх даже не думал, что это написание письма чем-то закончится, но через несколько дней он получил письмо и следом телеграмму с просьбой явиться к самому Бенцу, предстать перед ним и начать работу.

Но в компании “Benz & Cie” его ждало разочарование. Карл Бенц поручил ему заниматься двигателями внутреннего сгорания, но теми, которые стоят стационарно (генераторы и т.п.), а Август Хорьх хотел заниматься автомобилями. Но Бенц был непреклонен.

Однако это нисколько не убедило Хорьха, и уже в первый день он пробрался в лабораторию, где разрабатывались автомобили. Это не было огромным ангаром, а просто несколько не больших сарайчиков, но на входе стоял верзила-охранник. Он сказал Хорьху, что туда входить могут только люди с особым доступом. Но Хорьх не растерялся и убедил охранника, что он личный помощник Карла Бенца.

Хорьх вошел в лабораторию, начал все разглядывать, беседовать с инженерами. Вдруг в какой-то момент все умолкли и Хорьх, обернувшись, увидел, что перед ним стоит Карл Бенц. “Какого дьявола Вы здесь околачиваетесь? – вспыхнул Бенц – Тебе нечем заняться? Почему без моего разрешения? . Это был полный разнос с запретом появляться в лаборатории.

Хорьх на время забросил эту идею и не рисковал даже пройти мимо этих сарайчиков, где разрабатывались автомобили. Но, в конце концов, через четыре месяца его успехи на поприще создания стационарных двигателей внутреннего сгорания привели к тому, что Бенц пригласил его заниматься автомобилями. Август Хорьх наконец начинает заниматься тем, что ему интересно. Спустя некоторое время он возглавил отдел конструирования автомобилей.

Бенц не обращал много внимания на качество своих первых автомобилей, но требовал повышения их надежности. В сою очередь Хорьх настаивал, чтобы развитие автомобилестроения двигалось в сторону повышения мощности автомобилей и их скорости. И здесь у них произошел первый конфликт. Хорьх утверждал, что нужно повышать мощность, создавать новые двигатели, работать с трансмиссией, Бенц говорил – Нет, давайте доработаем то, что у нас есть, сделаем это надежным и будем зарабатывать на том, что мы уже умеем производить.

Хорьху помог один из совладельцев компании Бенца Юлиус Ганс. Он взял ответственность на себя и дал добро на создание новых двигателей для автомобилей Бенца. Первый же двигатель, созданный Хорьхом, показал невероятный по тому времени результат: автомобиль с новым двигателем обогнал поезд.

В конце концов, Хорьх вырос до человека, которому стало тесно уживаться с великим конструктором и изобретателем автомобиля, и он понял, что он может создать свою собственную компанию. Постоянные конфликты привели к тому, что нашел инвестора (человека, который дает ему деньги) и ушел от Бенца. Бенц чуть ли не на коленях умолял его остаться, т.к. понимал, что молодой и перспективный инженер может вдохнуть жизнь в его детище, но Хорьх отказался.

В 1899 году Август Хорьх создал компанию “A. Horch & Cie” со штатом в 11 человек. В первое время они занимались только ремонтом чужих автомобилей. Но уже через год появился первый автомобиль с расположенным спереди двухцилиндровым двигателем мощностью 4-5 л. с. Привод на задние колеса осуществлялся при помощи архаичной ременной передачи.

Через несколько месяцев они выкатили свою вторую машину. Это был первый в Германии автомобиль с карданной передачей, с алюминиевым картером двигателя и коробкой передач с шестернями из высоколегированной стали. Для создания двухцилиндрового двигателя, мощностью 10-12 л.с., был привлечен талантливый инженер Фриц Зайдель. От заказчиков не было отбоя, количество сотрудников компании возросло до девяноста человек.

Спустя 2 года, в 1902 г., Хорьх перевел фирму сначала в Райхенбах, а спустя еще два года – в Цвиккау. Фирма превратилась в акционерное общество с уставным капиталом в 140 тысяч марок – очень внушительная сумма по тем временам.

Главной целью жизни на тот момент Август Хорьх поставил зарабатывание денег. В 1909 г. Оборот компании составлял более полумиллиона марок. На предприятии была введена жесткая система штрафов. Опоздавшего на 15 минут штрафовали на 25 пфеннигов, получасовое опоздание тянуло на все 40. Рабочая смена длилась более 10-ти часов.

В 1906 году была представлена новая роскошная шестицилиндровая модель (60 л.с.). Первым покупателем этого автомобиля стал султан острова Ява. Пользовался популярностью и Horch Z с 22-сильным двигателем – было продано 307 экземпляров.

Прекрасно понимая, что нужно каким-то образом пропагандировать и рекламировать свои автомобили, стимулируя продажи, и желая поднять престиж своей марки, Хорьх стал принимать участие в гонках. И эдесь произошло непредвиденное. Была создана новая модель Horch ZD с 40-сильным 5,8-литровым двигателем, снабженная легким кузовом и выставлена на престижные гонки.

Гонку он проиграл, продажи начали падать, и это вселило раскол в отношения Хорьха с акционерами. Причиной стало не столько поражение в гонках, сколько выдвинутая конструктором идея создания несущего кузова и применение новых материалов. Упрямый и неуживчивый Хорьх и слышать не хотел ни о каких компромиссах. В конце концов, его выгоняют из компании и выплачивают ему отступные в 25 тысяч марок, в то время как гоночный Horch ZD стоил 15 тысяч. То есть, его оставили ни с чем.

Никуда не уезжая из города Цвиккау, месяц спустя Хорьх основал новую компанию с почти таким же названием – August Horch Automobilwerke GmbH. Существование двух фирм с похожими названиями, да еще на одной улице было неприемлемо для владельцев прежней компании Хорьха. Началась судебная тяжба, которую Хорьх проиграл. Суд обязал его изменить название своей новой компании.

Устами младенца глаголит истина. В одном из затянувшихся обсуждений Хорьха со своим коллегой и партнером по поводу нового названия фирмы десятилетний сын компаньона, учивший латынь и уставший от криков и споров взрослых, громко произнес: “Audiatur et altera pars!” – “Выслушайте и другую сторону!”. И тут коллега Хорьха сообразил, что horch на немецком означает то же, что и audi на латыни – “слушай”. Новая фирма была зарегистрирована под именем Audi Automobilwerke GmbH. Компания “Horgh” продолжала существовать в том виде, в котором ее оставил Август Хорьх.

До начала Первой мировой войны Хорьх в главным образом занимался разработкой новых автомобилей. Особенно запомнилась модель Audi C 14-35, мощностью 35л.с., получившая прозвище “Alpensieger ” (Покоритель Альп). Эта машина выиграла многодневные гоночные соревнования в Австрийских Альпах, прообраз современных ралли. В 1913 и 1914 годах те же автомобили принесли фирме победы в командном зачете, причем в последней довоенной гонке сразу пять Audi пришли к финишу с чистыми зачетными листами.

Но с началом Первой мировой войны он начинает постепенно отходить от конструирования автомобилей. Ему начинает нравиться быть чиновником и Август Хорьх буквально коллекционирует должности в различных государственных и окологосударственных структурах. После войны он окончательно отошел от дел компании и переехал в Берлин. Терпению акционеров Audi наконец пришел конец и решением собрания Хорьха отстранили от руководства компанией, оставив ему лишь членство в наблюдательном совете.

Экономический кризис начала 30-х годов привел к тому, что упал интерес к автомобилям. В 1932 году четыре немецкие автостроительные компании – Audi, Horch, DKW и Wanderer – объединились в концерн Auto Union , ставший вторым автоконцерном Германии. Отсюда появилась эмблема из четырех колец, где каждое кольцо символизировало одного из четырех производителей. Самого Августа Хорьха назначили председателем членом наблюдательного совета концерна. Он вновь “с неописуемым волнением” и слезами на глазах вошел в ворота завода, носившего его имя Horch и откуда его в свое время выгнали.

Под чисто формальным руководством Хорьха в 30-х годах концерн выпускал широкую гамму моделей, каждой из четырех марок был выделен отдельный рыночный сегмент. Занимая сразу несколько важных должностей в правительстве нацисткой Германии, Хорьх все же так и не вступил в нацистскую партию, что позволило ему избежать каких-либо преследований после войны.

Незадолго до окончания войны Хорьх постепенно уходит со всех должностей. Он умер в неизвестности, всеми забытый в 1951 году в возрасте 83 лет.

В 1965 году Audi стала частью концерна Volkswagen. В 1985 г компания сменила имя с Audi NSU Auto Union AG на AUDI AG. В 1993 году была образована Audi Group, куда вошли венгерское и бразильское подразделения и были поглощены некоторые автопроизводители. Современные Audi имеют широкий модельный ряд и прекрасную репутацию во всем мире.

Имена в автопроме:

как Август Хорьх основал две автокомпании и потерял их

Сегодня мы помним Августа Хорьха, как одного из пионеров немецкой автомобильной промышленности, гениального конструктора, инженера-изобретателя, основавшего две автомобильные компании, одна из который процветает по сей день - это Audi. Но в свое время Хорьх славился и другим - своим сложным характером неуживчивого. человека. Инженер возносился до высот и дважды с них падал.

текст: 5 колесо / фото: wikipedia.org, petrolicious.com / 27.07.2018

Детство Августа Хорьха не было легким. Он родился в 1868 году в семье простого кузнеца и уже в 13 был вынужден бросить школу ради работы. Он помогал отцу, запресовывал ударами кувалды стальные бандажи на колеса на вагоностроительном заводе и какой только еще черновой работой не занимался. Лишь в 20 лет Хорьх смог вернуться к учебе, поступив осенью 1888 года в Саксонское инженерное училище в Миттвайде.

Август Хорьх (1868–1951)

Свой долгий и тернистый путь в автомобильной промышленности Август Хорьх начал, устроившись на работу руководителем производства к Карлу Бенцу. Но всего через три года Хорьх решает, что получил достаточно опыта и может открыть свое дело. Заручившись финансовой поддержкой он открывает компанию A. Horch & Со со штатом из 11 сотрудников и уже в 1900 году выпускает свой первый автомобиль. Дела идут в гору, штат сотрудников растет и всего через два года стены предприятия покидает второй автомобиль с двухцилиндровым 10-сильным мотором.

Всего через пару лет капитал акционерного общества A. Horch & Со вырос до 525 тыс. рейхсмарок. Модель за моделью выходили с конвейера предприятия, которое обосновалось в городе в Цвиккау. Рабочим на заводе Хорьха приходилось не сладко. Август ввел жесткую систему штрафов за опоздания и нарушения, а рабочая смена длилась 10,5 часов.

Август Хорьх в автомобиле Horch, 1908 г.

Со временем росли не только продажи автомобилей Horch, но и разногласия Августа Хорьха с акционерами. Они не одобряли его методы управления и порой слишком инновационные идеи. Например, изобретатель уже в те годы настаивал на создании автомобиля с несущим кузовом. В итоге, 19 июня 1909 года Хорьха не только сместили с поста президента, но и попросили покинуть компанию. В качестве компенсации основателю выплатили 25 000 рейхсмарок. Для сравнения, автомобиль Horch-ZD с четырехцилиндровым 5,8-литровым 40-сильным двигателем стоил 15 000 рейхсмарок.

Audi Type A, 1910 г.

Хорьх не сдался и всего через четыре недели открыл новую автомобильную компанию, которую нарек August Horch Automobilwerke GmbH. Но, так как в названии вновь фигурировала его фамилия, судебный иск от A. Horch & Со не заставил себя долго ждать. В результате судебных разбирательств Август потерял возможность использовать свою фамилию в названиях любых своих начинаниях. Так появилось имя Audi, что на латыни означало “слушать”, и компания Audi Automobilwerke GmbH.

Производство автомобилей Audi

Первый автомобиль его новой компании сошел с конвейера в 1910 году. Это была модель Audi-AU/22 с четырехцилиндровым мотором объемом 2612 см 3 мощностью 22 силы. Дела вновь пошли в гору. Хорьх модернизировал старые и конструировал новые модели. Его автомобили участвовали в гонках, причем, весьма удачно. Но, как и в прошлой компании, взаимоотношения с акционерами у изобретателя не складывались и после 1916 года Хорьха отстранили от управления Audi, оставив его членом наблюдательного совета.

Логотип концерна Auto-Union.

В дальнейшем Август Хорьх не возвращался к конструированию автомобилей. Он занимал административные посты в государственных и окологосударственных структурах, получил в 1922 году звание почётного доктора инженерных наук, даже стал в 1933 году директором завода компании Horch, которая, как и Audi, вошла в состав концерна Auto-Union. В 1942 году Хорьха избрали вице-президентом наблюдательного совета концерна. После Второй Мировой войны Хорьх ушел в отставку, а 3 февраля 1951 года, на 82-м году Август Хорьх ушел из жизни.