Руководитель "маз-спортавто": из неудач важно делать правильные выводы. Зубры на пути к дакару: интервью с командой маз спорт авто Маз спортавто в контакте фан клуб

В наших дакаровских обзорах по объективным причинам не получается уделять много внимания белорусским участникам грузового зачёта: материал не может быть бесконечным, да и подъезжают на бивуак мазовцы обычно поздновато. Чтобы как-то исправить этот вакуум, корреспондент "Чемпионат.com" решил расспросить гонщика "МАЗа" Александра Василевского о его команде.


– Александр, как "МАЗ" вообще решил создать дакаровскую команду?


– Это была идея нашего генерального директора. Им была поставлена задача составить команду из чисто заводских работников. Меня пригласили пилотом. Первый грузовик был создан в 2010 году, и мне предложили сесть за руль. Согласился, мы проехали, затем решили создать вторую машину. А первую переделали, получив на выходе два одинаковых грузовика.



На "Дакаре" мы выступаем второй год. Конечно, у нас в Беларуси таких песков, дюн, температур нет, так что всё было в новинку. В этом году мы уже выступаем успешнее. В прошлом году заняли 31-е место, в 2013-м после первой половины дистанции идём 21-ми. Если машина не подведёт, может, ещё улучшим свой результат.



– Какой опыт у вас был в тот момент, когда поступило приглашение стать гонщиком?


– Серьёзного опыта у меня не было. На заводе я был водителем-испытателем, 15 лет отработал. В юношеские годы занимался прыжками с трамплина, так что какой-то экстремальный опыт был. Ещё немного занимался мотокроссом – в общем, всего по чуть-чуть. Проехал, почувствовал машину и решил погонять.



– Есть ли у "МАЗа" потенциал, чтобы в какой-то момент начать борьбу с фаворитами? Что для этого нужно?


– Мы молодая команда, только создавшаяся. Набираемся опыта, участвуя в "Дакаре" и российском чемпионате. Развитие идёт, мы в том числе советуемся с камазовцами. К Чагину подходим, расспрашиваем, что да как.



Первая задача – сделать так, чтобы автомобиль меньше ломался. Создаём новые детали, постоянно всё испытываем. Пока не можем добиться уменьшения веса: у нас машины тяжёлые, по 10 с половиной тонн при минимальном лимите в 8600. Пока делаем детали прочными, а уж потом будем их облегчать. Всё впереди. Может, через года три уже что-то существенное получится. Место в десятке? Да, примерно так.



Опыт – первое дело. Например, надо научиться поддерживать высокую скорость грузовика. Находить в поворотах ту грань, при которой едешь быстро, но не переворачиваешься. Надо почувствовать машину. Почувствуешь – поедешь быстрее и результат будут лучше.



– Получается что-то подсматривать у других гонщиков?


– Конечно. Когда находишься в дюнах, то смотришь, как прошёл другой грузовик. Посмотришь, проанализируешь. Всё внимательно наблюдаешь за каждым грузовиком. С дюны спускаешься и видишь, что один пошёл вправо, а другой влево, а ты думаешь, нельзя ли пойти напрямую. Рассказывать можно долго, а сообразить-то надо за долю секунды. Начиная подъём на дюну, уже надо чётко знать, куда ты едешь.

"МАЗ" старается расправить крылья

– Камазовцев иногда обвиняют в том, что на их грузовиках мало российских деталей. А как с этим дело у "МАЗа"?
– Наша машина фактически создана на базе серийной модели 6316. Мосты и коробка передач импортные, всё остальное родное. Ну, амортизаторы на всех грузовиках стоят зарубежные, поскольку выпускаются в первую очередь голландскими фирмами. Все ими пользуются, потому что у нас спортивных амортизаторов нет. А так – рама, кабина, все комплектующие белорусского производства.
– Вы говорите о помощи со стороны "КАМАЗа". Вообще, похоже, что у вас хорошие связи со всеми участниками из бывшего СССР. На днях ваша техничка с прицепом довезла до бивуака грузовик Ардавичуса, сейчас на прицепе стоит автомобиль Романа Брискиндова...
– Да, все мы друг другу помогаем. Мы пока не можем делиться опытом, изучаем чужой. Нам никогда никто не отказывает в советах. Даже перед этапом подходим к тому же Чагину, спрашиваем о деталях спецучастка – на каком давлении шин ехать, по роудбуку проконсультируемся, ну и так далее. Главное, что он говорит: не спешите, не думайте, что вы с первого дня поедете хорошо. Нужен накат, не всё сразу. А так камазовцы говорят, что у нас всё неплохо, машины неплохо сделаны, но уровень более опытных команд ещё не достигнут. К этому нужно стремиться.
– Насколько в Беларуси высок интерес к вашим выступлениям на "Дакаре"?
– В прошлом году интерес был ниже, чем сейчас. Половина народу не знало, что мы поехали на "Дакар". По телевидению про нас рассказывали, в Интернете, но все не очень представляли, что такое происходит. По приезду уже пошли материалы, болельщиков много появилось, спонсоры пришли. Сейчас мы каждый день звоним домой. Когда мы на третьем этапе заняли 18-е место, то вообще чуть ли не праздник в Минске был! Жена звонила и говорила, что город гуляет. Всё развивается, болельщики появляются.
– Государство вас сейчас как-то поддерживает? Или это чисто мазовский проект?
– Министерство спорта, конечно, обращает на нас внимание, но всё же основная инициатива идёт от генерального директора завода. Серьёзная поддержка поступает от спонсоров.
– Какие задачи ставил завод перед этим "Дакаром"?
– Гендиректор говорил ехать так, как позволяют возможности, но, конечно, не тащиться где-то сзади. Чем выше результат, тем лучше. Генеральный нам звонил и говорил, что пока доволен нами. Два экипажа идут без поломок, занимаем нормальные позиции.
– Что из первой половины "Дакара" запомнилось больше всего?
– Запомнился пятый день, когда были камни. "Колотило" нас в кабине, но выдержали! Ну и третий этап с самыми большими дюнами. В прошлом году они были поменьше. Ну, прошли: где-то со второго раза поднимались, где с первого – где как. Мы довольны, что машины не подвели, экипажи тоже выдержали.
– Насколько вообще трудно приходится внутри мазовской кабины по ходу гонки? Сильно трясёт?
– Назвать спортивную машину "мягкой", конечно, нельзя. Амортизаторы выполняют работу, но организму всё равно достаётся. Чем лучше отрегулируешь амортизаторы, тем мягче будет приземление. Но проблема жёсткости есть во всех машинах. Когда мы у камазовцев спрашиваем, они говорят: "Что вы думаете, если мы быстро едем, то нас не колотит? Да бьёт так же, как и всех". Конечно, подвеска у них работает получше, чем у нас, потому что есть опытные специалисты по её настройке. А так – обычно организм первые километров 50 привыкает, а потом спокойно едем.

Обзорная статья Дениса Бушковского и Романа Пшеничного о команде МАЗ-СПОРТавто.

За успехами братьев-белорусов у нас в России следят очень внимательно, а всё потому, что МАЗ всегда считался своим, родным автомобилем, и поэтому, когда на Дакаре-2012 впервые стартовала белорусская команда, многие наши дакаровсие фаны стали болеть и за неё.

Команда МАЗ-СПОРТавто уже по праву считается крепким середнячком среди грузовых участников, а ведь они провели только два Дакара, старт на нынешнем для них будет только третьим.

Не многие участники грузового зачёта могут похвастаться таким званием в дебюте, хотя некоторые команды гоняют на Дакаре уже не один десяток лет. Но в моих словах есть и доля лукавства - не будем забывать, что МАЗ-СПОРТавто команда заводская, а это совсем другой уровень и ресурсы, тут многие частники заводу не конкуренты.

Но не так уж всё "молодо-зелено", вы наверняка помните мою фотографию с летнего российского этапа по кольцевым гонкам на грузовиках со Смоленского кольца, вот этот обзор , тогда этот "Мазай" был выставлен в качестве экспоната, в память о выступлениях марки в этапах европейского кольцевого чемпионата. А в трак-триале все любители автоспорта очень хорошо помнят команду МАЗ-ЯРОВИТ, она так же выступала на всевозможных соревнованиях, а в 2000 и 2001 году стала чемпионом Европы по трак-триалу.

На ралли "Шёлковый Путь-2010" МАЗ под управлением Петра Орсика (чемпиона Европы в трак-триале) занял 12-е место в общем зачете, задача ставилась дойти до финиша, но смогли и некоторые экипажи обойти.

На ралли "Шёлковый Путь-2011" команда выставляет уже два автомобиля, именно с этого года почему-то и идёт отсчёт истории команды на официальном сайте , правда он уже с лета 2013 года не обновлялся и судя по нему, команда в нынешнем Дакаре участия не принимает.

Так вот, год 2011. Для команды ралли ШП являлось генеральной репетицией перед их дебютом на Дакаре, в тот раз экипаж Александра Василевского финишировал 18-м, а экипаж Александра Полищука 22-м, правда в тот год и участников зачёта заметно прибавилось по сравнению с предыдущим.

Дакар-2012 стал дебютным для команды МАЗ-СПОРТавто, тогда экипаж Александра Василевского финишировал 31-м в грузовом зачёте, а вот экипаж Александра Полищука перевернулся на одном из этапов и сошёл с дистанции

На ралли "Шёлковый Путь-2012" команда выступила уже с лучшим результатом, экипаж Александра Василевского финиширует 11-м, а экипаж Сергея Вязовича, дебютировавшего в команде, приходит на финиш 18-м.

На Дакаре-2013 не задалась гонка у второго экипажа команды Сергея Вязовича, серьёзная поломка у них произошла уже на втором этапе, к машине на трассу отправилась техничка и всю ночь происходил ремонт автомобиля. В последствии экипаж получил штраф в один час, но продолжил гонку. На последних этапах мазовские экипажи держались либо рядом с двадцаткой, либо даже попадали в неё. На 13-м этапе экипаж Александра Василевского финиширует с 13-м временем, это пока его лучший результат на Дакаре. По итогам всей гонки экипаж Василевского занял 21-е место, а экипаж Вязовича 27-е.

На ралли "Шёлковый Путь-2013" команда МАЗ-СПОРТавто выступила очень достойно - шестое место занял экипаж Александра Василевского и призовое третье занял экипаж Сергея Вязовича.

Таким же будет Дакар-2014 для команды? А вот это самое интересное. В этом году команда стартует в составе уже трёх экипажей, применяя тактику боевые машины - боевая техничка. И вот эта третья техничка является тёмной лошадкой.

Дело в том, что МАЗ по тем же причинам, что и КАМАЗ должен переходить на новый двигатель, их старый движок так же как и наш не проходит по объёму и дымности. По заявлениям представителей команды, именно на третьей машине будет установлен новый двигатель, что это за марка, на сайте завода скромно умалчивается, но я нашёл интервью зама коммерческого директора ОАО "МАЗ" и куратора команды Дмитрия Короткевича которое он дал

, в нём он говорит, что на третью машину будет установлен китайский двигатель марки Weichai, его технические характеристики вы увидите ниже.

UPD: Наталья в комментах рассказала, что в последний момент от китайского двигателя МАЗ отказался и на техничке стоит агрегат производства "Автодизель", так что все три "Мазая" поедут с отечественными движками.

Так что уже на этом Дакаре команда поедет на результат, в чём мы ей и пожелаем удачи.

№521 Александр Василевский - Валерий Козловский - Антон Запорощенко
№529 Сергей Вязович - Дмитрий Вихренко - Алексей Неверович
№561 Александр Полищук - Павел Гаранин - Андрей Жигулин

Ралли-марафон "Дакар" — не только серьезное испытание для техники на высоких скоростях в условиях разного типа дорог и на бездорожье, с постоянно меняющимся климатом и рельефом местности, это также и вызов самому себе. Руководитель команды "МАЗ-СПОРТавто" и штурман экипажа №512 Валерий Козловский в эксклюзивном интервью Sputnik рассказал об условиях, с которыми столкнулась команда в гонке, о решениях, которые не всегда легко принять, а также о том, чем стал "Дакар" для команды Минского автозавода за пять лет выступлений.

За красивой картинкой — тяжелый труд

"Дакар" — это один из самых сложных и престижных ралли-марафонов планеты. Эта гонка собирает сильнейшие экипажи со всего мира. Спортивные автомобили ведущих мировых автопроизводителей, на которых выступают гонщики, являются, как правило, верхом совершенства конструкторской и технической мысли. Борьба здесь всегда идет на пределе человеческих возможностей и подготовленности техники. Мелочей здесь не бывает. Любой просчет, ошибка, невнимательность могут привести не только к ухудшению результата, но и к человеческим жертвам. Поэтому подготовка к "Дакару" начинается задолго до его старта.

В течении всего года команды, планирующие участвовать в этом ралли-марафоне, ведут постоянную и напряженную работу по сборке новых спортивных автомобилей, по совершенствованию и доработке конструкции уже существующей техники. В течении всего сезона команды работают над повышением уровня профессионального мастерства пилотов, штурманов и механиков. Важным моментом является также физическая подготовка членов команды, а при определенных условиях, как в частности перед "Дакаром — 2016", требуется еще и дополнительная подготовка для работы в условиях высокогорья. Объем работ настолько велик, что зачастую приходится работать по выходным дням и сверхурочно. Да, красиво и захватывающе выглядят кадры видеороликов и фотографии с этой именитой гонки, но за ними стоит большой объем действительно тяжелой, но при этом интересной работы.

Маршрут "Дакара" проходит как по скоростным дорогам среди степей, так и по извилистым и опасным горным серпантинам, по руслам рек, по бездорожью, среди дюн и барханов. Приходится преодолевать пески, грязь, каменистые участки, овраги, промоины, трамплины, крутые спуски и подъемы. Погода жалует участников гонки то проливными дождями, и холодным пронизывающим ветром с температурой воздуха близкой к "0", то изнуряющей жарой (до 58 градусов в тени), пылью и вездесущим феш-фешем (вязкий пыльный песок — Sputnik). В таких условиях, далеко не все, стартовавшие на первом этапе, приходят на финиш последнего — сказывается усталость экипажей и гоночной техники, и, как ни странно, ошибки организаторов при составлении роудбуков.

При испытаниях нашего нового спортивного грузовика в условиях ралли-марафона были выявлены отдельные недочеты, которые были обсуждены и, уже сейчас, конструкторы команды разрабатывают документацию для внесения изменений в следующую генерацию боевого грузовика. Но, в общем, результатами испытаний конструкции нового автомобиля и установленного на нем двигателя мы остались довольны.

Итоги и планы на будущее

Высокий уровень подготовки техники и опыт членов нашей команды позволили нам достойно бороться среди лидеров гонки. Однако проблемы с двумя двигателями не дали достичь экипажам запланированных результатов. Было очень обидно сойти двумя машинами, но это спорт, и здесь всякое может произойти. Надо уметь принимать и поражения, при этом делая из них разумные выводы, чтобы в дальнейшем минимизировать такие потери.

В нынешнем сезоне мы с особым вниманием подойдем к вопросу жесткого контроля над работами по ребилдингу узлов и агрегатов наших автомобилей в сторонних организациях и к срокам подготовки спортивных грузовиков к соревнованиям. Будем работать над повышением ответственности каждого члена команды за выполняемую работу. Кроме того, мы планируем серьезно повысить уровень физической подготовки наших спортсменов.

Ближайшая гонка, в которой примет участие "МАЗ-СПОРТавто" — 2-й этап Чемпионата России "Золото Кагана". Она состоится в апреле и пройдет по территории Астраханской области. Затем команда проведет тренировочный сбор на измененном маршруте ралли, который для нас ежегодно готовят организаторы гонки. Этот ралли-рейд и тренировка ценны для нас тем, что Астраханская область по своим природным условиям очень напоминает степи Аргентины, с небольшими дюнами и песчаными участками. Здесь сама природа создала идеальные условия для проведения полноценных тренировок по подготовке членов команды к участию в ралли-марафонах самого высокого международного уровня.

В 2016 году возобновляется ралли-марафон "Шелковый путь", который состоится в июле. Гонка пройдет по территориям трех стран: России, Казахстана и Китая. По информации организаторов, она стартует в Москве, а финиширует в Пекине. Гонка обещает быть очень интересной и привлечь экипажи со всего мира. По информации организаторов "Шелкового Пути", сложность и протяженность этого ралли-марафона превзойдут уровень "Дакара". Мы были на презентации гонки в Париже, где многие именитые спортсмены, такие как Жерар де Рой, ХансСтейси, Алеш Лопрайс и многие другие изъявили желание принять участие в ней. Для нашей команды участие в этом ралли-марафоне — одна из главных целей в сезоне этого года. В нынешнем году планируется участие СК "МАЗ-СПОРТавто" в чемпионате Беларуси по ралли-рейдам, однако остается открытым вопрос, будет ли там грузовой зачет, так как подготовка трассы для грузовиков требует значительных ресурсов, как финансовых, так и людских. Кроме того, мы рассматриваем варианты участия нашей команды в этапах Чемпионата России во втором полугодии, на гонке в Марокко и организации тренировки экипажей в ОАЭ.

Работа или образ жизни

Для многих, кто пришел в "МАЗ-СПОРТавто" — это исполнение той детской мечты, которая была, наверное, у любого мальчишки, увлекающегося автомобилями. Это огромный эмоциональный подъем, возможность проявить себя как члена экипажа, как конструктора, как механика, возможность получить бесценный опыт и реализовать свои самые смелые спортивные амбиции. Дорогого стоит, когда твои мечты, твои увлечения становятся работой.

© Photo: "МАЗ-СПОРТавто"

Команда "МАЗ-СПОРТавто" на "Дакаре-2016"

Все, кто собран в команде, это люди, которые пришли сюда неслучайно. В основном это инженеры — конструкторы, водители-испытатели и слесари МСР, ранее работавшие в различных подразделениях МАЗ-а. Этих людей объединили страсть к автоспорту, идея создания спортивных грузовиков на нашем предприятии и участия на них в ралли-рейдах. Конечно, не только наши заводчане стали членами команды. Явно не лишним для команды оказался опыт участия в соревнованиях по классическому ралли Сергея Вязовича и Константина Синебока.

К примеру, осенью в нашу команду был приглашен Алексей Вишневский, на сегодняшний день — чемпион Беларуси по дрифтингу, а в прошлом успешный картингист. Пока он работает механиком, но в ближайшей перспективе, после прохождения тренировок по программе подготовки пилотов, мы возлагаем на него большие надежды,как на пилота боевого грузовика.В настоящее время мы планируем активно тренировать молодежь, привлекать в команду перспективных ребят, повышать уровень мастерства наших специалистов. Это позволит нашей команде сделать шаг вперед и достигнуть более высоких и стабильных результатов.

– В этом году мы видели команду МАЗ на ралли-рейде Великая Степь/Шелковый путь, и после этого она не выступала, с чем это связано?

– Сейчас всем тяжело, кризис дает о себе знать во всех отраслях, у нас нет такого финансирования, как у команды КАМАЗ-Мастер, и поэтому мы решили сконцентрироваться на главном – на Дакаре. И сегодня мы благодарны нашим партнерам и руководству завода за то, что несмотря на тяжелую финансовую ситуацию, нам дали возможность снова выступить в главной мировой гонке. Мало того, мы продолжаем развиваться. В этом году снова выставлены три машины, и одна из них с новым двигателем Caterpillar от чешской спортивной команды Buggyra.

Команда будет представлена тремя экипажами:

Экипаж 1: Пилот – Александр Василевский; штурман – Валерий Козловский; механик – Антон Запорощенко.

Экипаж 2: Пилот – Сергей Вязович; штурман – Павел Гаранин; механик – Андрей Жигулин.

Экипаж 3: Пилот – Владимир Василевский; штурман – Дмитрий Вихренко; механик – Александр Неверович.

Экипажи Александра Василевского и Сергея Вязовича будут биться за победу, а быстрая техничка Владимира Василевского кроме выполнения своих основных целей будет испытывать и новый 12,5-литровый турбодизель Cat.

– Вы упомянули о двигателе Caterpillar. С чем связан переход на импортный агрегат? Ведь до этого команда выступала на машинах с российскими двигателями.

– Честно говоря, жаль, что мы вынуждены переходить на иностранные моторы, наши привычные двигатели Ярославского и Тутаевского заводов по многим параметрам предпочтительнее, они просты и надежны. А западная техника для нас пока малоизучена. Переход связан с выполнением требований организаторов (компания ASO) по выхлопу. В этом есть большая доля лукавства. Дело в том, что никаких инструментальных замеров они не проводят, а «дымность» проверяют визуально, но в тяжелых условиях, в песке, да еще на подъеме дымят все, хотя Cat по идее должен дымить меньше.

Среди достоинств нового мотора – высокие мощность и крутящий момент: 930 л.с. и 4 100 Нм, еще двигатель Caterpillar – это рядная « шестерка» , и он на 300 кг легче. С ним наша машина весит 9 150 кг, а вес машин с российскими моторами V8 достигает 9 400–9 450 кг. Сами понимаете, чем машина легче, тем больше у нее шансов. Но еще раз повторюсь, что это пока эксперимент. И если двигатель себя покажет хорошо, то, возможно, в будущем мы поставим Caterpillar на все свои машины.

– Боевые МАЗы с самого появления в ралли-рейдах выгодно отличались от соперников своим броским оформлением и ярким красным цветом. Кто автор этого дизайна? И еще расскажите подробнее, что такое гоночный МАЗ. Какие агрегаты вы используете?

– Дизайн наших машин – это заслуга конструкторского отдела МАЗа, а сочетание красного фона и черных зубров на бортах – фирменное. Получилось ярко и легко запоминается. Но, естественно, на одном броском дизайне далеко не уедешь, нужны результаты. Когда мы впервые заявились на Дакар, то о нас никто не знал, все считали российской командой и в некоторых публикациях даже писали о «Московском Автомобильном Заводе»… За прошедшее время многое изменилось, и нас теперь знают именно как белорусскую команду из Минска. И в этом есть заслуга как гонщиков, так и машин.

В этом году все три машины у нас с разными двигателями. О техничке я уже рассказал, а вот на боевых машинах стоят проверенные агрегаты. Самый мощный двигатель стоит на машине Сергея Вязовича: это заслуженный ярославский мотор V8 с двойным турбонаддувом, он выдает 950 л.с. и 3 900 Нм. На машине Александра Василевского – тутаевский двигатель на 870 л.с. и 3 800 Нм.

Коробки и раздатки на всех машинах одинаковые – это практически стандартные агрегаты от компании ZF. К сожалению, мы не можем использовать наши МАЗовские мосты из-за их конструктивных особенностей, хотя они практически равнодушны к перегреву. Как и большинство гонщиков мирового уровня, мы ставим на МАЗы мосты Sisu. Их достоинства в том, что они легче и более жесткие, но очень требовательны в обслуживании и не любят перегрева, а в гонке бывает все…

Подвеска рессорная на всех машинах с двойными спортивными амортизаторами Riger, однако настройки амортизаторов у каждой из них свои – это связано как с разным весом машин, так и с индивидуальной манерой вождения гонщиков.

– Понятно, что гоночные грузовики очень сильно отличаются от своих гражданских собратьев, но хотелось бы понять, есть ли обратная связь. Переходят ли какие-то решения со спортивных грузовиков на конвейерную продукцию?

– Да, вы абсолютно правы, гоночные грузовики отличаются кардинально. Однако есть некоторые решения, опробованные на наших машинах, которые будут доступны и на новых гражданских МАЗах. Одним из примеров можно назвать светодиодную оптику, которую мы испытываем все пять лет. Новые машины получат именно такие фары.

Вторым направлением можно считать наше тесное сотрудничество с компанией «Газпромнефть – смазочные материалы» и торговой маркой масел G-Energy. Во время гонки мы испытываем моторные и трансмиссионные масла в самых жестких условиях. Специалистам очень интересны результаты наших испытаний – они позволяют вносить изменения в рецептуру масла и улучшать его потребительские свойства.

– Вы говорили о том, что в последние полгода команда сконцентрировалась на подготовке к Дакару, расскажите об этом процессе. Как все это происходило, учитывая достаточно скромный бюджет?

– Еще раз повторюсь, что мы очень благодарны всем, кто внес свой вклад в подготовку машин. У нас нет таких бюджетов, как у КАМАЗа, и все, кто работает в команде – это энтузиасты, и точно можно сказать, что люди сюда приходят не из-за денег. Было очень много работы, особенно перед самой отправкой автомобилей, ребята трудились круглыми сутками. Большое им спасибо за это.

Подготовка гонщиков кроме физических нагрузок включала в себя и акклиматизацию к условиям высокогорья. В Беларуси есть два центра, где можно тренироваться «в условиях высокогорья». Это обычные тренажерные залы, где можно менять состав воздуха, постепенно понижая количество кислорода и замещая его азотом. Здесь важна не столько физическая нагрузка, сколько длительность и постепенность – именно в этом и заключается акклиматизация. Поэтому мы занимались по ночам, готовились к условиям, которые ожидают в Южной Америке. Хотя с полноценным выездом в горную местность наши тренировки не сравнить – давление воздуха оставалось обычным, но мы считаем, что успели неплохо подготовиться.

Оригинал взят у den_176 в Команда МАЗ-СПОРТавто на Дакаре 2014.

В сегодняшнем нашем с Романом Пшеничным обзоре участников грузового зачёта ралли Дакар-2014 самая ожидаемая команда среди моих читателей, про неё у меня больше всего спрашивали на разных интернет-площадках, это белорусская команда МАЗ-СПОРТавто. За успехами братьев-белорусов у нас в России следят очень внимательно, а всё потому, что МАЗ всегда считался своим, родным автомобилем, и поэтому, когда на Дакаре-2012 впервые стартовала белорусская команда, многие наши дакаровсие фаны стали болеть и за неё.

Под катом материалы по команде, состав и техника.


Команда МАЗ-СПОРТавто уже по праву считается крепким середнячком среди грузовых участников, а ведь они провели только два Дакара, старт на нынешнем для них будет только третьим. Не многие участники грузового зачёта могут похвастаться таким званием в дебюте, хотя некоторые команды гоняют на Дакаре уже не один десяток лет. Но в моих словах есть и доля лукавства - не будем забывать, что МАЗ-СПОРТавто команда заводская, а это совсем другой уровень и ресурсы, тут многие частники заводу не конкуренты.

Но не так уж всё "молодо-зелено", вы наверняка помните мою фотографию с летнего российского этапа по кольцевым гонкам на грузовиках со Смоленского кольца, вот этот обзор , тогда этот "Мазай" был выставлен в качестве экспоната, в память о выступлениях марки в этапах европейского кольцевого чемпионата. А в трак-триале все любители автоспорта очень хорошо помнят команду МАЗ-ЯРОВИТ, она так же выступала на всевозможных соревнованиях, а в 2000 и 2001 году стала чемпионом Европы по трак-триалу.

На ралли "Шёлковый Путь-2010" МАЗ под управлением Петра Орсика (чемпиона Европы в трак-триале) занял 12-е место в общем зачете, задача ставилась дойти до финиша, но смогли и некоторые экипажи обойти.

На ралли "Шёлковый Путь-2011" команда выставляет уже два автомобиля, именно с этого года почему-то и идёт отсчёт истории команды на официальном сайте , правда он уже с лета 2013 года не обновлялся и судя по нему, команда в нынешнем Дакаре участия не принимает.

Так вот, год 2011. Для команды ралли ШП являлось генеральной репетицией перед их дебютом на Дакаре, в тот раз экипаж Александра Василевского финишировал 18-м, а экипаж Александра Полищука 22-м, правда в тот год и участников зачёта заметно прибавилось по сравнению с предыдущим.

Дакар-2012 стал дебютным для команды МАЗ-СПОРТавто, тогда экипаж Александра Василевского финишировал 31-м в грузовом зачёте, а вот экипаж Александра Полищука перевернулся на одном из этапов и сошёл с дистанции.



На ралли "Шёлковый Путь-2012" команда выступила уже с лучшим результатом, экипаж Александра Василевского финиширует 11-м, а экипаж Сергея Вязовича, дебютировавшего в команде, приходит на финиш 18-м.

На Дакаре-2013 не задалась гонка у второго экипажа команды Сергея Вязовича, серьёзная поломка у них произошла уже на втором этапе, к машине на трассу отправилась техничка и всю ночь происходил ремонт автомобиля. В последствии экипаж получил штраф в один час, но продолжил гонку. На последних этапах мазовские экипажи держались либо рядом с двадцаткой, либо даже попадали в неё. На 13-м этапе экипаж Александра Василевского финиширует с 13-м временем, это пока его лучший результат на Дакаре. По итогам всей гонки экипаж Василевского занял 21-е место, а экипаж Вязовича 27-е.

На ралли "Шёлковый Путь-2013" команда МАЗ-СПОРТавто выступила очень достойно - шестое место занял экипаж Александра Василевского и призовое третье занял экипаж Сергея Вязовича.

Каким же будет Дакар-2014 для команды? А вот это самое интересное. В этом году команда стартует в составе уже трёх экипажей, применяя тактику боевые машины - боевая техничка. И вот эта третья техничка является тёмной лошадкой. Дело в том, что МАЗ по тем же причинам, что и КАМАЗ должен переходить на новый двигатель, их старый движок так же как и наш не проходит по объёму и дымности. По заявлениям представителей команды, именно на третьей машине будет установлен новый двигатель, что это за марка, на сайте завода скромно умалчивается, но я нашёл интервью зама коммерческого директора ОАО "МАЗ" и куратора команды Дмитрия Короткевича которое он дал Натальи Счастной , в нём он говорит, что на третью машину будет установлен китайский двигатель марки Weichai, его технические характеристики вы увидите ниже.



Так что уже на этом Дакаре команда поедет на результат, в чём мы ей и пожелаем удачи.

№521 Александр Василевский - Валерий Козловский - Антон Запорощенко

№529 Сергей Вязович - Дмитрий Вихренко - Алексей Неверович

№561 Александр Полищук - Павел Гаранин - Андрей Жигулин

В обзоре прошлого года у меня есть технические данные на боевые машины и технички МАЗ, ЖЖшный козёл не даёт вставить в пост лишние таблицы, поэтому тут обойдёмся одной, на новый грузовик.
Технические характеристики МАЗ-5309RR ш.003:

Тип

Грузовой автомобиль

Колесная формула

4х4

Двигатель:

Дизельный, 8 цилиндров, с турбонаддувом

Рабочий объем, л

18,5

Мощность, л.с. при об/мин

850 / 2100

Крутящий момент, Н×м

3700

Масса автомобиля (заправленного, с запасными колесами и экипажем), кг

10 200

Распределение массы на 1-й мост, кг

5 600

Распределение массы на 2-й мост, кг

4 600

Максимальная скорость, км/ч

Емкость топливного бака, л

Габаритная длина, мм

6 940

Колесная база, мм

4 300

Габаритная ширина, мм

2 550

Колея, мм

2 090

Габаритная высота (по воздухозаборнику), мм

3 350

Дорожный просвет, мм