Царские церемониалы. Венчание годунова на царство

Только 1 сентября, В день нового 1599 года, со-вершилось венчание Бориса на царство с обычными об-рядами в Успенском соборе. Царь и патриарх говорили друг другу приветственное слово. Но что было вне обы-чая и потому поразило современников, это, в ответ на патриаршее благословение, неожиданно и громко произ-несенный Борисом следующий обет: «Отче великий, пат-риарх Иов! Бог свидетель, что не будет в моем царстве нищаго и сираго»! Взяв себя за ворот сорочки, он приба-вил: «и последнюю рубашку разделю с ними!» Очевидно, притворное его смирение не выдержало до конца; возне-сенный на царскую высоту, к которой стремился, и упо-енный полным успехом, Борис дал волю охватившему его радостному чувству, на минуту забылся и торжественно произнес невыполнимое обещание.

Иностранцы прибав-ляют, что он сверх того дал еще обет в течение 5 лет никого из преступников не казнить смертью, а только ссылать. Подобные обеты тем ярче бросались в глаза, что редом с ними выдана была крестоцеловальная запись, которая хотя и не противоречила понятиям и обычаям времени, но слишком отзывалась недоверием к поддан-ным со стороны царя, обличая его подозрительность, суеверие и робость. Присягавший по этой записи, кроме обещания помимо царя Бориса и его детей никого друго-го на Московское государство не искать (в том числе и Симеона Бекбулатовича), между прочим, клялся также — никакого лиха не учинять над государем, царицею и его детьми ни в еде, ни в питье, ни в платье или в чем другом, никакого лихого зелья или коренья не давать, ведунов и ведьм на государское лихо не добывать, по ветру никако-го лиха государю и его семейству не посылатьг следу их волшебством не вынимать, а если узнает о чьих-либо таковых замыслах, о том доносит без всякой хитрости.

Царское венчание сопровождалось роскошными пи-рами во дворце, угощением народа и многими милостя-ми, каковы: пожалование разных лиц в высшие чины, т. Е. В бояре, окольничие и пр., выдача служилым людям двойного годового жалованья, льготы торговым людям в платеже пошлин, а крестьянам и инородцам в податях и оброках и т.д. Ближе к престолу, разумеется, стали до-вольно многочисленные родственники Годунова; из них Дмитрий Иванович Годунов пожалован на конюшие, а Степан Васильевич в дворецкие. Борис старался также разными способами примирить с своим избранием и ста-рые боярские фамилии, которые считали за собой боль-ше прав на сие избрание. Между прочим, он породнился с Шуйскими и с Романовыми: брат князя Василия Ивано-вича Шуйского Димитрий был женат на царской свояче-нице, т. Е. На младшей дочери Малюты Скуратова Екате-рина Григорьевне, а Иван Иванович Годунов женился на сестре Романовых Ирине.

Впервые обряд венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершен в 1584 году при венчании на царство Федора Ивановича. Главной составной частью церемонии был "великий" выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля. Внутри Успенского собора со стороны западных дверей было устроено специальное царское место для возложения митрополитом царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава ("яблоко державное") с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. Название произошло от древнерусского "държа" власть.
Также митрополит Дионисий впервые дал в руки царю символ верховной царской власти скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической гербовой фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор.

В сентябре 1598 года состоялось венчание на царство Бориса Годунова . Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования.

Венчание на царство Лжедмитрия I проходило в июле 1605 года. Сначала в Успенском соборе на него был возложен венец патриархом Игнатием и вручены скипетр и держава, затем в Архангельском соборе архиепископ Арсений венчал его шапкой Мономаха.

В мае 1606 года патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и венчание на царство Марины Мнишек, которая отказалась от крещения и причащения по православному обряду.

В июне 1606 года митрополит Новгородский Исидор венчал на царство Василия Шуйского.

Из за отсутствия патриарха обряд венчания на царство Михаила Романова в июле 1613 года совершил митрополит Казанский Ефрем.

В 1645 году патриарх Иосиф венчал на царство Алексея Михайловича.

При венчании на царство в июне 1676 года Федора Алексеевича вновь был тщательно регламентирован обряд венчания в соответствии с чином венчания византийских императоров.

Летом 1682 года состоялось венчание на царство двух братьев соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича (впоследствии Петра I). Для этого обряда был специально изготовлен двойной серебряный трон, для Петра Алексеевича сделана по образцу шапки Мономаха так называемая шапка Мономаха второго наряда. При венчании на царство Ивана и Петра Алексеевичей скипетр и державу получил из рук высшего церковного иерарха Иван Алексеевич как старший брат.

С принятием Петром I титула Императора Всероссийского обряд венчания на царство был заменен коронацией, что повлекло существенные изменения. Императорская мантия или порфира с цепью ордена Святого Андрея Первозванного заменила древнюю царскую одежду с бармами и золотой цепью, императорская корона — шапку Мономаха. Образцом для первой русской короны из позолоченного серебра и драгоценных камней стала корона византийской империи, составленная из двух полушарий, символизирующих единство восточной и западной частей Римской империи.

После замены представительства церкви в лице патриарха соборным представительством синода значительно изменился и обряд венчания на царство. Если раньше главенствующая роль при совершении обряда принадлежала патриарху или митрополиту, то теперь она перешла к самому коронующемуся. До Петра I царские регалии возлагались на царя высшим духовным лицом. Это лицо восседало рядом с царем на чертожном месте и обращалось к царю с поучением. Согласно новому чину, государь восседал на троне не с первенствующим епископом, а с государыней. Он сам возлагал на себя корону и сам же возносил ее на голову государыни.

Первое коронование было совершено в 1724 году над Екатериной I, супругой Петра I. В Успенском соборе Московского Кремля были поставлены два престола. После торжественного шествия под звон колоколов и звуки полковых оркестров император возвел супругу на трон. Когда императрица произнесла Символ Веры, а архиерей прочитал молитву, император возложил мантию на императрицу. Увенчав ее короной и вручив державу, Петр I подвел Екатерину к Царским Вратам для совершения миропомазания и причащения Святых Таин.

При венчании на царство Елизаветы Петровны в 1741 году в чиноположение впервые были введены ектения (молитвенное прошение), тропарь (церковное песнопение в честь праздника), паремии (чтения из Библии) и чтение Евангелия. В ектению было включено моление о венчаемом монархе.

При коронации Екатерины II в сентябре 1762 года она, первая из царствующих особ, собственноручно надела на себя корону, а после миропомазания через Царские Врата иконостаса храма прошла в алтарь к престолу и приобщилась Святых Тайн по царскому чину.

Павел Петрович первый из русских царей в 1797 году короновался вместе со своей супругой. По совершении обряда монарх, заняв место на троне и возложив регалии на подушки, снял с себя корону и, прикоснувшись ею к челу коленопреклоненной императрицы, надел на себя. Затем он возложил на супругу корону меньшего размера, цепь ордена Андрея Первозванного и императорскую порфиру.

Во время коронации Николая I в 1826 году ему был преподнесен для целования крест, бывший на Петре I во время Полтавской битвы и спасший его от смерти. Таким образом церковь подчеркивала героический дух императора, проявленный во время восстания декабристов в 1825 году.

Коронация Александра III в мае 1883 года привлекла более полумиллиона человек.

Торжества по случаю коронации последнего русского императора Николая II в мае 1896 года были омрачены трагедией на Ходынском поле Москвы: в давке за бесплатными подарками погибли две тысячи человек.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Контрольный тест №3

по теме: «Россия в XVII веке»

«Смутное время»

1. Венчание на царство Бориса Федоровича Годунова произошло?

2. Восстание хлопка вспыхнуло:

а) в Юго-западных уездах страны;

б) на севере страны;

в) на Урале и Сибири.

3. Первым самозванцем - Лжедмитрием был:

а) Гаврила Принцип;

б) Григорий Отрепьев;

в) Василий Шуйский.

4. Народ принимает Лжедмитрия II, потому что:

а) мечтали о новых землях;

б) хотели поменять религию;

в) надеялись на «доброго царя».

5. Первое ополчение возглавил?

а) Д.Т. Трубецкой;

б) П. Ляпунов;

в) И.М. Зарецкий.

6. Смоленск находился в осаде в период интервенции в течении?

а) 20-ти месяцев;

б) 15-ти месяцев;

в) 7-и месяцев.

7. Временное правительство в период смуты называлось?

а) «Союз крестьян и дворян»;

б) «Казачий совет»;

в) «Совет всея земли».

8. В конце октября 1612 года интервенты:

а) капитулировали;

б) одержали победу;

в) бежали в свою страну за помощью.

9. Смутное время сильно ослабило Россию, и …

а) дало возможность захватить русскую землю Речью Посполитой;

б) показало силу русского народа;

в) еще надолго сохранилось безвластие.

10. Первым царем династии Романовых был?

а) Алексей Михайлович;

б) Михаил Федорович;

в) Дмитрий Иванович.

11. В XVII веке бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки, входили:

а) В тайный совет;

б) В совет оппозиции;

в) В Боярскую Думу.

12. Шляхта – это:

а) Шведские дворяне;

б) Русские наемные солдаты;

в) Польские дворяне.

13. Земские соборы при Михаиле Федоровиче рассматривали вопросы…

а) войны и мира, сборов экстренных налогов и отношений с соседними странами;

б) законодательства и Конституции;

в) налогообложения с крестьян и помещиков.

14. Основная территориальная единица в XVII в.:

а) волость;

в) губерния.

15. Соборное уложение 1649 г. стояло на защите:

а) ремесленников и крестьян;

б) купцов и помещиков;

в) интересов самодержавной монархии и верхов общества.

16. С 1630 года в русской армии началось создание:

а) полков нового строя;

б) стрелецких полков;

в) пищальных полков.

17. Филарет был Михаилу Федоровичу:

а) старшим братом;

18. Церковный раскол связан с именем патриарха:

а) Филарета;

б) Гармогена;

в) Никона.

19. Соловецкое восстание в XVII веке было связано:

а) с голодом;

б) с интервенцией;

в) с церковной реформой.

20. Во главе церковной реформы XVII века стоял:

а) Патриарх Никон;

б) Протопоп Аввакум;

в) Царь Алексей Михайлович.

21. Складывание всероссийского рынка происходит:

22. Бессрочный сыск беглых крестьян узаконен:

а) Соборным уложением 1649 г.;

б) Специальным указом 1581 г.;

в) Судебником 1550 г.

23. Династия Романовых утвердилась на российском престоле в результате:

а) Широких родственных связей;

б) своей родовитости;

в) избрания на Земском Соборе.

24. Представитель дома Романовых, ставший патриархом:

а) Алексей;

в) Гермоген.

25. Идейный вдохновитель старообрядчества протопоп Аввакум:

а) Поднял восстание верующих;

б) Был заживо сожжен в 1681 г.;

в) Стал патриархом в 1666 г.

26. «Соляной бунт» произошел в:

27. «Соляной бунт» начался в результате:

а) Запрета продажи соли на местных рынках;

б) Вывода большого количества соли за границу;

в) Огромного налога на соль.

28. «Медный бунт» произошел в:

29. Участниками «медного бунта» являлись:

а) дворяне и помещики;

б) крестьяне и нищие;

в) посадские люди и стрельцы.

30. Результатам «медного бунта» было:

а) отмена медных денег;

б) увеличение налога на соль;

в) отмена налога на землю.

31. Русским пиратам можно назвать:

а) Ивана Болотникова;

б) Сергея Кривого;

в) Степана Разина.

32. Земский собор решил начать войну с Польшей за Смоленск в:

33. В результате Смоленской войны:

а) Польше возвращались все города и земли, захваченные в ходе войны русскими;

б) Россия присоединила к своим территориям новые земли;

в) И Польша, и Россия остались при своих территориях.

34. Движение против иноземцев на Украине возглавил:

а) Богдан Хмельницкий;

б) Юрий Хмельницкий;

в) граф Шереметев.

35. Гетман – это

а) управляющий уездом;

б) главнокомандующий вооруженными силами польско-литовского государства;

в) выборный предводитель войны в Запорожье.

36. В 1676 г. турецко-татарская армия вторглась в Малороссию с целью:

а) захватить Киев и Чигирин и посадить в нем своего ставленника;

б) Возвратить утерянные земли Польше;

в) Начать войну с Китаем.

37. Россия заключила с Крымом Бахчисарайский договор в:

38. Городки в Сибири называются 1:

а) зимовья;

б) слободы;

в) остроги.

39. Пролив между Азией и Америкой был открыт:

а) В. Атласовым;

б) С. Дежневым;

в) Ф. Поповым.

40. Для управления Сибирью в 1637 г. был создан:

а) Сибирский приказ;

б) Посольский приказ;

в) Приказ Казанского дворца.

Эталон ответов:

1-б; 2-а; 3-б; 4-в; 5-б; 6-а; 7-в; 8-а; 9-б; 10-б; 11-в; 12-в; 13-а; 14-б; 15-в; 16-а; 17-б; 18-в; 19-в; 20-а; 21-б; 22-а; 23-в; 24-б; 25-б; 26-а; 27-в; 28-б; 29-в; 30-а; 31-в; 32-б; 33-а; 34-а; 35-б; 36-а; 37-в; 38-в; 39-б; 40-а.

Критерии оценок:

«5» - 35-41 правильных ответов;

«4» - 28-34 правильных ответов;

«3» - 20-27 правильных ответов;

«2» - менее 20 правильных ответов.

Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание на некоторые изменения в режиме работы Музея

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

7 мая в связи с репетицией Парада Победы проход к кассовому павильону Музеев Московского Кремля в Александровском саду осуществляется только из станции метро "Библиотека им. Ленина" по подземному пешеходному переходу. Парковка автомобилей невозможна.

С 1 октября по 15 мая Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 15 мая экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

Луиджи вовсе не был ни сентиментальным, ни излишне жалостливым, но Антония ему нравилась. К тому же очень хотелось насолить Маттео Альбицци, утереть нос старому мерзавцу. Поэтому врач поставил в известность своего знатного пациента, что теперь к нему будет приходить его ученик, молодой Манфред, который в искусстве целительства давно превзошел своего учителя. Его свежий взгляд и необычные решения могут быстрее найти способ добиться перелома в болезни. Брюзгливый старик после долгих препирательств и придирчивых расспросов, наконец, согласился. Луиджи оставил ему очередную порцию микстуры из морозника, которую умели приготовлять только он и Манфред, и которая ценилась на вес золота, и ушел, напевая что-то себе под нос и потирая руки.

Придя домой, и застав дверь плотно закрытой, он понял, что Манфред чем-то занимается в алхимической лаборатории. Ученик оказался действительно очень способным, и Луиджи не особенно кривил душой, заявляя, что молодой человек превзошел своего учителя. Иногда это так и выглядело. Манфред вдруг высказывал такие мысли, что знаменитый целитель не знал, что и думать. Не раз и не два ученик подсказывал ему настолько оригинальные и интересные идеи, что Луиджи только диву давался.

– У меня есть хорошая новость!

Манфред поднял голову от сосуда, в котором что-то кипело, и посмотрел на учителя отсутствующим взглядом. Алхимия очень увлекала его. Первый урок он получил от Луиджи в этой самой лаборатории год назад и за это время сделал значительные успехи. То, что целителю давалось ценой нелегких раздумий и многочисленных утомительных опытов, Манфред улавливал интуитивно. Он помнил, как музыкой зазвучали в его ушах слова Луиджи: "…Построй, мой друг, храм, который не имеет ни начала, ни конца; внутри этого храма помести источник чистейшей, блестящей как солнце, воды. Проникнуть туда можно с мечом в руке, ибо вход узок и охраняется драконом. Убей дракона…и попадешь в храм. Найдешь там то, что ищешь, ибо жрец – этот медный человек, что сидит у источника, меняется в своей природе и превращается в серебряного человека и может, если ты этого пожелаешь, превратиться и в золото…Не открывай никому этого…"

– У меня тоже новость для тебя, Луиджи. Сегодня я видел какого-то странного человека, который прятался в саду за домом. То ли монах, то ли странник. Мне он не понравился. Не мог ли он следить за нами, когда мы выкапывали трупы людей на кладбище?

Луиджи задумался. Вскрытие трупов было опасным делом, и приходилось тщательно скрывать это. Кто-то мог стать случайным свидетелем. Теперь можно ожидать или доноса, или требования денег за молчание.

– Не думаю, – наконец, ответил он. – Сегодня мы не занимались ничем таким. Может быть, это нерешительный посетитель, или случайный прохожий.

– Пусть будет так. – Манфред пожал плечами. – А у тебя что за новость?

– О! – врач воодушевился. То, что он собирался сказать молодому человеку, забавляло его. – Завтра пойдешь к старому Маттео, отнесешь ему бальзам, который мы приготовили. Кстати, поговори с Антонией. Мне кажется, она нездорова.

Манфред оставил в покое огонь и кипящую жидкость, уставившись на Луиджи. Он что, шутит? Или говорит правду? Мысль о том, что завтра ему представится возможность увидеть женщину, о которой он думал бессонными ночами, полными лунного света и аромата жасмина, привела его в трепет. Неужели это произойдет? Загадочная Флоренция, с ее жгучей тайной и очарованием, откроет, наконец, и для него свои жаркие объятия, в которых властительные принцы грезили о крови, золоте и любви. Сон о необычайной жизни начал сбываться…

Осень пришла тихо, как прохладный туман опускается в долины. Золотые листья опадали в синие воды прудов. Рубиновыми огнями горели на солнце клены.

Алена сшила на свадьбу платье из желтой парчи, с корсажем из зеленого бархата и такими же отворотами длинных, спадающих складками рукавов. Эта ее причуда привела в ужас портниху, которая никак иначе не могла себе объяснить подобного, как только экстравагантностью вкуса, присущего легкомысленной богеме.

Приглашенных практически не было. Свидетельницей в ЗАГСе попросили быть молоденькую гримершу из студии, с которой Алена более или менее часто сплетничала обо всех остальных знакомых, а свидетелем, конечно, оказался Богдан. Это получилось как-то само собой. Он не мог оказаться в стороне от такого значительного события в жизни своей возлюбленной, и если он понадобился ей в таком качестве, что ж… Судьбу не выбирают, в нее ныряют с головой, а там…как получится.

Лида помогала бабе Наде и Ивану собирать груши и яблоки, густой запах которых стоял в поредевшем саду. Дымился костер из облетевших листьев.

Почтальон принес конверт с приглашением на свадьбу. Алена писала сестре, чтобы та обязательно приезжала, но только одна. Все будет очень скромно, по-домашнему. Никакого обильного застолья, пьяных гостей и бестолковой сутолоки. Это нынче не в моде. Да и денег много тратить не стоит. Бабе Наде, Марфе с Ильей и Ивану ничего говорить не надо, а то обидятся, что их не пригласили. Пусть уж эта новость для них окажется приятным сюрпризом, когда молодые приедут в деревню провести медовый месяц.

Алена хотела, чтобы Лида непременно удостоверилась в том, что ей больше не на что рассчитывать, что Сергей никогда не будет принадлежать ей. Он муж Алены, и только она имеет на этого мужчину все права. Лида должна все увидеть своими глазами, осознать и отказаться от своих притязаний. Почему-то глупая процедура росписи и пресловутая печать в паспорте казались Алене надежной гарантией любви и преданности Сергея, и их совместного счастья. Она словно помешалась, думая только об одном – чтобы Сергей, не дай Бог, не достался Лиде. Для достижения этой великой цели любые средства шли в ход. В том числе и главное – привести Лиду в шоковое состояние, подавить ее свершившимся фактом, неотвратимостью происходящего.

Исступление и одержимость, как ни что другое, предрасполагают к ошибкам. Роковым ошибкам. Решения, принимаемые в подобном состоянии, это начало конца. Грядущая катастрофа явственно маячит в обозримом будущем, видимая всем, кроме автора разворачивающейся драмы, или фарса. Это уже зависит не столько от события, сколько от точки зрения.

Богдан прожил эти последние недели, словно в угаре. Его никто не узнавал, приятели шарахались в испуге, встречаясь с его воспаленным, горящим нехорошим огнем взглядом. Только одна Алена не замечала перемены в его состоянии, как не замечала вообще ничего, кроме Сергея, который ежедневно напивался и спал мертвецким сном. С той памятной ночи они ни разу не были близки, почти не разговаривали друг с другом, но соглашение о свадьбе продолжало действовать. Алена готовилась, Сергей пил, не осознавая по-настоящему, что происходит. Оба почему-то верили, что заключенный между ними договор расторгнуть невозможно.

Лида приехала вечером, в разгаре веселья, если можно было так назвать происходящее. Алена в парчово-бархатном свадебном платье была пьяна и плакала. Богдан ее утешал. Он не мог смотреть, что делает с его любовью этот "заграничный хлыщ", как он про себя называл Горского. Что она в нем нашла? Ему же наплевать на ее чувства, на ее нежную, ранимую душу! Напился, как свинья, даже головы от стола поднять не в силах…Жених, называется! Не такой свадьбы достойна его Аленушка, его милая девочка, его цветочек аленький.

Если бы не суровый и жесткий характер, Богдан и сам бы заплакал. Но слезы не приходили. Холодная, неукротимая ненависть затопила разум, сдавила стальными тисками сердце, высушила мысли и эмоции. В глубине души появилось и крепло страшное решение – отомстить подлому, равнодушному мерзавцу.

Богдан с детства испытывал обостренное чувство справедливости. У них с братом по отношению к женщинам выработались свои собственные законы чести: любить одну и навсегда; стать преданным навеки, телом и душой; защитить от любого зла, земного или потустороннего, это уж как придется. Щадить себя или искать для себя оправданий – об этом речь не шла. Не допускались сомнения, колебания, нерешительность. Все эти проявления, позорные для мужчины, приравнивались братьями к трусости. Ну а трусость считалась и вовсе последним делом. Она просто не предполагалась возможной.

Все последнее время Алена то хохотала, как безумная, то плакала, упрямо сжимая губы, молча и так горько, что у Богдана сердце кровью обливалось. Ему хотелось уничтожить Сергея, сделать так, чтобы он исчез, и ничто никогда не напоминало Алене о нем. Откуда он вообще взялся? Свалился на голову, как стихийное бедствие. Чем он покорил Аленушку? Чем приворожил к себе? Что есть в нем такого, чего нет, например, в Богдане? Деньги? Так их, если задаться целью, можно заработать сколько надо. Брат поможет. Москва – город богатый и щедрый; и дела найдутся, и те, кто готов за них платить. А Богдан для Алены готов на все, что угодно. Хоть в рай, хоть в преисподнюю, хоть в любой другой мир, со всем, что может там ждать его, – лишь бы вернулась улыбка на ее измученное лицо, лишь бы она снова была с ним! Он хотел встречать ее у театра, провожать домой по ночному городу, ждать у подъезда, смотреть в ее темные, горячие глаза, исполнять любую ее прихоть, любое желание…

Сергей ее погубит. Богдан просто знал это. Как это произойдет, он не задумывался. Но то, что Алена стремительно несется к своей гибели, было для него настолько очевидным, что говорить об этом казалось лишним. Она его, конечно, слушать не станет. Она полностью под злым влиянием этого невесть откуда взявшегося страшного человека. Что он сделал с ней? А, главное, зачем? Ведь он ее не любит! Зачем же тогда женится? Вернее, уже женился. Богдан скрипнул зубами, подумав об этом.

– Поздравляю вас! Желаю счастья и согласия на долгие годы!