Хорошо звучащий однотактный усилитель на строчных лампах. Умзч на "телевизионных" лампах с трансформаторами тн Однотактный унч на 6п36с схема

Добрый день! Когда-то давно, когда я был сам себе на уме, собрал я ламповый усилитель, на распространенной схеме SE на 6п14п. Но, т.к. я был холост и без детей, то усилитель получился на соплях, там только лампы были закреплены на шасси, выходные трансформаторы стояли рядом, а БП вообще был собран навесным монтажем и свален в коробочку. Соответственно и звук был под стать монтажу: фонил, один канал был громче (и фон сильнее), другой канал пропадал, пока не стукнешь по корпусу, да и вид был таким же.

Но время идет, все меняются, в том числе и я. Женился, остепенился, ребенок появился и исчезло свободное время и деньги на радиохобби. А желание что-то собрать только усилилось. Решил я что этот усилитель отжил уже свое и надо сделать что-то приличное, чтоб можно было поставить на полку, подключить к нему виниловую вертушку с пластинкой старого джаза и приятно посидеть с коньячком и хорошей книгой. Но времени и средств на хорошие и красивые детали не было, поэтому собирал из того, что было.

За основу взял схему PP усилителя на лампах 6П36С с драйвером 6Н23П, т.к. 6П36С стоят у нас на рынке по 10 рублей. Схема вроде простая и понятная, поэтому навесным монтажем собрал я ее за несколько дней. Блок питания собрал на ТС-180, дроссели взял из компьютерного БП с работы, выходники взял ТАН-104. Конденсаторы фильтра выковырял из компьютерных БП, благо на работе сгоревших хватало.

Сразу хочу предупредить, что собирал медленно, были две основные причины: свободное время было только поздно вечером (если оставались силы), часик перед сном, и отсутствие деталей под рукой. После переезда в новую квартиру все мои запасы остались на старом месте жительства, у родителей в частном доме.


После сбора усилителя и проверки его работы основной проблемой встал корпус. Долго думал, что же придумать под корпус, пока на глаза не попался ящик один. Вспомнил, что в этом ящике привозили фурнитуру сборщики кухни, соответственно ящик был собран кое-как, но, что самое главное, размеры стенок (длина и высота) были одинаковыми. Расколотил ящик, собрал по-хорошему его и получился нормальный корпус, в который лёжа влезали оба выходника и стоя транс питания. Верхнюю крышку вырезал из стенки старого системного блока (на работе кое-как нашел старый системник, с толстым железом). Транс питания с дросселями решил накрыть корпусом компьютерного БП, предварительно вырезав в нем дыру. Все дырки в железе вырезал сам, с помощью ножниц по металлу. Под лампы высверлил дырки криво, но под лампами эту кривоту не видно, а на звук это не влияет:).

Захотелось добавить разных цветов в свое детище, взял припасенную с давних времен светодиодную RGB-ленту, выковырял из нее светодиоды (в одном корпусе три цвета) и посадил на клей в дырки в панельки ламп. Чтоб можно было менять цвета в зависимости от настроения, сзади вывел три тумблера, на каждый цвет.


Корпус зачистил и покрасил автомобильной краской. Но надо было сразу и лаком покрыть, а то сейчас появились сколы и надо перекрашивать.

Собрал корпус, собрал усилитель, настроил анодный ток и удивился! Удивился чистоте звука, наличием басов (это на ТАНах-то) отсутствия фона. Скажу честно, не ожидал, ведь собран был считай на коленке.


Больше всего меня радует сумма, которую я вложил в него:

Лампы: 80 рублей (2х6Н23П по 10 рублей + 8х6П36С – купил 8 штук за 60 рублей, выбрал лучшие);
- Панельки под лампы: 100 рублей за все;
- Панельки вход-выход аудио: 30 рублей:
- Тумблеры для светодиодов: 30 рублей;
- Ручка громкости: 30 рублей;
- Детали (несколько резисторов + межкаскадные конденсаторы): 100 рублей.

Итого всего на 370 рублей. Остальное мое собственное, включая краску (не помню для чего покупал ее). Сейчас усилитель стоит и радует меня своими вечерами своим звуком и видом (особенно в темноте). А к нему потихоньку готовится виниловая вертушка...

Практические схемы ламповых усилителей на трансформаторах ТН

Схема 1. Двухламповый усилитель на триод-пентодах 6Ф3П или 6Ф5П.

Схема классическая и в подробном описании физики ее работы не нуждается.

В качестве предварительного каскада усиления и фазоинвертора используется дифференциальный каскад. Ток анода каждого триода 1,45 мА. При этом коэффициент усиления каскада от входа до каждого выхода составляет 25. Чувствительность усилителя со входа, при максимальной выходной мощности - 0,45 вольта эффективного значения.

Выходной каскад усилителя работает с автоматическим смещением в режиме класса АВ. Баланс токов выходных ламп устанавливается за счет небольшого (плюс/минус 1,5 вольта) изменения их сеточных смещений.

Блок питания выполнен на базе стандартных трансформаторов ТАН с мостовым полупроводниковым выпрямителем и классическим П-образным C-L-C фильтром. Для низковольтных "токовых" ламп использование в выпрямителе полупроводниковых диодов вместо кенотронов предпочтительнее.

Параметры усилителя по этой схеме приведены в первых двух строчках таблицы 4.

Замена 6Ф3П на 6Ф5П не приведет к изменению схемы, разве, что, придется перепаять разводку панелек и включение обмоток выходного трансформатора. Возможно, также, в этой схеме применить и "одиночные" пентоды 6П18П, 6П43П, а дифференциальный каскад фазоинвертора выполнить на двойном триоде 6Н23П. Такая схема показана на следующем рисунке. Здесь использована другая серия питающих трансформаторов и на предварительный каскад для лучшей линейности задано в два раза большее напряжение анодного питания.

Схема 2. Трехламповый усилитель на 6Н23П и 6П43П или 6П18П.

Схема полностью аналогична предыдущей, с той лишь разницей, что предварительный дифференциальный каскад выполнен на двойном триоде 6Н23П. Ток анода каждого триода составляет 6,25 мА. Коэффициент усиления такой схемы от входа и до каждого из парафазных выходов составляет 14. Соответственно, чувствительность усилителя со входа, при максимальной выходной мощности - 0,8 вольта эффективного значения.

При желании подать на усилители по Схемам 1 и 2 парафазный входной сигнал, необходимо инверсный сигнал подать на сетку второго триода через имеющийся в схеме конденсатор (0,47 мкФ) отсоединив его нижний по схеме вывод от общей шины. В этом случае чувствительность усилителя по каждому входу составит 2 х 0,4 вольта. В Схеме 1 чувствительность усилителя при парафазном сигнале составит 2 х 0.225 вольта.

Блок питания по составляющим элементам полностью аналогичен предыдущей схеме, однако, по физике своей работы отличается. Предварительный каскад питается повышенным напряжением + 370 вольт от мостового выпрямителя, чтобы обеспечить большую линейность усиления и лучшую симметрию схемы за счет большого значения резистора в общей катодной цепи и, соответственно, большого падения напряжения на нем (+ 70 вольт). Выходной каскад питается от двухполупериодного выпрямителя, образованного двумя диодами моста с заземленными анодами, а потенциал + 200 вольт снимается со средней точки анодной обмотки. Сглаживающий фильтр аналогичен предыдущей схеме.

Диапазон частот по половинной мощности (0,707 по напряжению) от 40 Гц до 25 КГц.
Чувствительность усилителя при максимальной выходной мощности - 0,25 ... 0,3 вольта.
Изменяемые параметры усилителей по схемам 1 и 2 сведены в таблицу 4.

Таблица 4.

Лампы Выходной тр-р. Силовой тр-р. Pвых [Вт] Raa [Ом] Ea [V] Iao - Eg1 [V] Rk [Ом] Rc [Ом]
6Ф3П ТН33, 36 ТАН2, 14, 28, 42 9 5000 220 2 х 32 16 270 240
6Ф5П ТН36, 39 ТАН2, 14, 28, 42 14 4050 220 2 х 40 20 120 270
6П18П ТН36, 39 ТАН4, 17, 31, 45 9 5600 200 2 х 60 11 330 75
6П43П ТН36, 39 ТАН4, 17, 31, 45 15 3333 200 2 х 60 16 330 130

Схема 3. Двухтактный УНЧ на "телевизионных" лампах.

Предварительный усилитель в этой схеме выполнен двухкаскадным. Режим первого каскада усиления на триодной части 6Ф1П выбран близким к типовому с анодным током 10 мА при напряжении на аноде 93 вольта. Коэффициент усиления каскада 7.

Фазоинвертор выполнен по схеме парафазного дифференциального усилителя на двойном триоде 6Н23П с источником тока в общей катодной цепи. В качестве источника тока использована пентодная часть лампы 6Ф1П. Схема дифкаскада полностью аналогична предыдущей. Ток анода каждого триода составляет 6,25 мА. Коэффициент усиления - 14. Таким образом, общий коэффициент предварительного усиления составит 98.

Чувствительность УМЗЧ по схеме 3 при максимальной выходной мощности составит 0,23 вольта эффективного значения.

Поскольку анодные питающие напряжения усилителей с ТН-ами жестко фиксированы и определены вышеприведенными расчетами, а параметры "кадровых" и "строчных" ламп во многом преемственны, представляется возможным для 6П36С, 6П41С, 6П42С, 6П44С, 6П45С разработать единую схему усилителя. Различными окажутся лишь параметры некоторых пассивных элементов, включение вторичных обмоток и типономиналы силового и выходного трансформаторов. Ну, разумеется, потребляемые от источника питания токи и выходные мощности усилителей окажутся также существенно разными.

В качестве выпрямителя анодного питания для усилителя на токовых лампах лучше использовать полупроводниковый мост, после которого установлен сглаживающий C-L-C фильтр. Такая схема по сравнению с кенотронным выпрямителем обеспечит лучшую стабильность низкого анодного напряжения при больших токах нагрузки. А анодные токи в этих усилителях будут весьма значительные. Резистор 1 килоом в минусовом выводе анодного моста ограничивает ток заряда конденсаторов фильтра и после включения усилителя должен быть закорочен, но не ранее, чем через 5 секунд.

Изменяемые параметры усилителей по схеме 3 сведены в таблицу 5

Таблица 5.

Лампы Выходной трансформатор Силовой трансформатор Pвых. [Вт] Raa [Ом] Ea [V] Iao - Eg1 [V] Rg [КОм] Сф [мкФ]
6П41С ТН42, 44, 46, 47 ТАН31, 45 28 1620 200 2 х 70 27 27 330
6П36С ТН49, 50, 52 ТАН45, 59 32 1400 200 2 х 60 24 20 470
6П44С ТН54, 56, 57 ТАН73 43 1040 200 2 х 100 33 43 470
6П42С ТН58, 59 ТАН73, 108 49 920 200 2 х 100 33 43 680
6П45С ТН60, 61 ТАН108 56 800 200 2 х 150 37 68 680

Вариант усилителя на лампах 6П44С показан на приведенной схеме. Баланс схемы выходного каскада в небольших пределах регулируется с помощью потенциометра в экранных сетках. Предварительно выставив этим резистором одинаковые токи ламп в режиме покоя, окончательную регулировку симметрии схемы надо провести при номинальном сигнале по минимуму нелинейных искажений.

При монтаже усилителей необходимо помнить, что броневые трансформаторы ТАН31, 45, 59 и стержневые ТАН73, 108 имеют различную нумерацию выводов.

Можно также попробовать для токовых ламп и триодное включение, соединив экранную сетку с анодом, благо, их типовой режим предусматривает одинаковые напряжения питания анода и экранной сетки.

Можно также перевести выходной каскад в режим класса А с автосмещением - с общим резистором в катодах 140 Ом для 6П44С (рассеиваться на этом резисторе будет 6,6 Вт, поэтому надо соединить параллельно четыре 2-х ваттных резистора по 560 Ом), разумеется, скорректировав анодное питание на эти 30 вольт, включив последовательно с анодными обмотками освободившиеся обмотки смещения 11-12 и 20-21. Таким образом, при автосмещении напряжение питания анода увеличится приблизительно до 230-и вольт. Однако, нужно будет проверить напряжение питания предварительного каскада, чтобы оно не превысило предельное значение 450 вольт для электролитических конденсаторов. Лишнее напряжение погасит резистор в 10 килоом 1 ватт, включенный непосредственно в плюсовой вывод анодного моста до подключения его к конденсатору фильтра. Аналогичное включение гасящего резистора показано на схеме 2.

Эта же схема усилителя обеспечит получение необходимого усиления и размаха выходного напряжения фазоинвертора для раскачки "регулирующих" ламп типа 6С19П, 6С41С, 6С33С. Но это уже тема одной из последующих статей.

Трансформаторы ТН открывают огромные схемотехнические возможности в проектировании двухтактных ламповых усилителей, причем, вплоть до высококачественного воспроизведения звука.

Экспериментируйте!

Двухтактный ламповый стерео усилитель на лампе 6П36С NEW! February 25th, 2011

Наконец-то дошли руки до статьи. Начнём.

Ламповый звук в отличается от полупроводника в лучшую сторону. Их много, но рассказывать не буду. Единственный минус - изготовление лампача дело муторное и тяжелое. Но оно того стоит. Чтобы вопросов не возникало, следует почитать.

Акустику я уже собрал, чтобы не было споров, сразу скажу, что чуйка у неё 102дб - для лампы самое то!
http://community.livejournal.com/ru_audiomania/1540.html

Перейдем к усю. Собирается он по двухтактной (РР) схеме на лампах 6н23п в первом каскаде и 6п36с в выходном.

Схема

Схема Сергея Сергеева с моими доработками.
Накалы 23х будут подключены к земле через 150 Ом резюки от каждого контакта. Также дроссели на анодное. Ну и электролиты поболее поставлю.
Настройка заключается в установке напряжения на резисторах R12 и R13 по 0.55 вольт.

Трансформаторы
Первым делом я изготовил их.
Для сетевого и двух выходников использовал железо от трансов ТСШ-170 с толщиной пластин 0,35 мм. Каркасы сделал заново, хоть это было непросто.

Параметры выходников:

Каркас делим средней щекой. Мотаем половины в разные стороны.

На каждой половине:
Первичка - две секции по 560 витков (10 слоёв по 56 витков) провода ПЭВ-2 0,355 мм.
R акт первички - 98 ом.
Вторичка - между ними - 112 витков того же провода в два слоя, отводы от 56-го и 79-го витка для 4-х и 8-ми ом соответственно. 112 витков - для 16-ти ом.
Таких вторичек три в параллель на каждой половине.
R акт вторички - 0,88 ома. Приведённое - 352 ома.
Соединяем первичные обмотки перекрёстно-последовательно, вторичные - параллельно. Подробнее смотрите в монографии Г. Цыкина (хитрая кстати она).

Итого на каркасе 2240 витков в первичной обмотке и 112 во вторичной.
Железо, естественно, собирается вперекрышку без зазора.

Каждый транс мотал 12часов. Жууть. Зато какой результат:

Сетевик я просто домотал, чтобы получить 280в ~.
360в у нас в итоге на аноде, учитывая просадки.
Для 23й мотаем две отдельные накалки.
Для накала выхлопа нам понадобится 8 ампер. Без проблем стандартная обмотка их даст. Рядом транс смещения:

Шасси

Расположение и дизайн сам продумал. Шасси и все боксы трансов будут выштампованы и сварены автоматом на заводе, по другому просто будет уг(к тому же давно хотел нормальный корпус).
(на фото макет с другим трансом и пару дросселей)

Для надежной земли и накала использую эти красивые шинки:

Ну и для крепления всяких шпунтиков купил:

Пробный макетный запуск дал добро, все понравилось, звук отличный!
Видео смотреть ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Там видно все.
Специально у друга попросил камеру!
Жаль ютуб ухудшил качество звука, поэтому желательно минимум 720р смотреть, а лучше все 1080р!

Пока писать нечего, на заводе еще варят шасси. Когда оно появится сразу статейку продолжу! Пока свои мысли, впечатления, мнения пишите тут. С удовольствием отвечу на вопросы.

======================================== =====

Продолжение.

Шасси приехало! Все как говорил, сталь 2мм, отверстия только под панельки:

Тут, и силовичок подоспел. Из лампового осциллографа c1-1, который великолепно подходит для моих целей:

Панельки будут заподлицо:

Главная задумка - без единого видного болта.
Поэтому был предпринят метод припаивания болтов с плоской шляпкой к шасси. Необходимо очень хорошо зачистить поверхность дабы не отвалилось и держалось крепко. Затем 100-ваттным паяльником припаять.

В итоге все элементы схемы располагаются на специальных панельках для навесного монтажа.
Электролиты анодного располагаются на специальных держателях, теплоизолированных от шасси.
Настройка заключается в выставлении режимов ламп и балансировки.
Потом было принято решение добавить шунтов в питание анодного на КБГ 500в 5мкф.

Звук.

Звук как и ожидалось на очень высоком уровне. Низкое КНИ 0,5% при 28Вт. Для моей АС этого будет предостаточно, учитывая ее очень высокую чувствительность.
Пока планирую колпаки под выходники.

У создателей ламповых усилителей заслуженной популярностью пользуются лампы, которые применялись ранее в телевизорах. 6Н23П, 6Ф3П, 6П45С и сейчас очень популярны у усилителестроителей и это далеко не полный перечень таких ламп. Среди этих ламп есть лидеры по популярности, в качестве выходных ламп, например, наиболее популярны 6П36С и 6П42С, причем популярность эта заслуженная. При хорошем исполнении звучание усилителей на этих лампах радует взыскательные уши многих меломанов.

Ниже приведен один из вариантов исполнения однотактного усилителя с выходной лампой 6П42С.
Для полной раскачки 6П42С нужен сигнал с амплитудой 70-80 Вольт. Получить такую амплитуду при помощи однокаскадного драйвера от стандартного источника сигнала довольно проблематично. Поэтому было решено драйвер делать двухкаскадным, в первом каскаде очень хорошо себя показала Е80СС, во втором каскаде остановились на EL84 в триодном включении, хотя очень неплохо себя показали 6П15П и EL803.
В выходном каскаде применен трансформатор с катодной обмоткой, что повышает линейность каскада и уменьшает его выходное сопротивление. Схема усилителя приведена на рис. 1.

Рис.1 Схема принципиальная электрическая усилителя

Как видно из схемы, 6П42С используется с фиксированным смещением. В качестве датчика анодного тока я обычно использую активное сопротивление катодной обмотки, обычно оно получается в районе 10 Ом.
Включение усилителя трехступенчатое: при включении общего выключателя 1 происходит предварительный подогрев всех накалов, после чего контакты реле 2 замыкают ограничивающий резистор 1 кОм и на лампы подается полный накал и в анодном питании напряжение поднимается примерно до половины. После замыкания контактов реле 3 подается полное анодное напряжение и усилитель готов к работе.
Выходной трансформатор имеет приведенное сопротивление (для анодной и катодной обмоток совместно) около 2,5 кОм, катодная обмотка составляет примерно 10% от анодной.
Теперь о выходных лампах. Существует минимум четыре разных конструкции этих ламп, причем наиболее «звучащими» являются две самые ранние, с круглыми отверстиями в аноде. Самая-самая имеет анод серо-серебристого цвета, вторая в рейтинге - с анодом мышино-серого цвета. Разница в их звучании очень небольшая в пользу серебристой. Самая последняя версия по конструкции повторяет 6П45С и звучит соответственно.

В оригинальном усилителе использовались резисторы ВС (кроме анода EL84, там стоят пятиваттные Matsushita, один к одному такие же как Kiwame, но голубого цвета), электролитические конденсаторы Tesla, межкаскадные - К40-У9, регулятор громкости - проволочный ППЗ-40. Но это не догма.
В заключение о измеренных.. характеристиках: максимальная выходная мощность составила 11 Вт при частотном диапазоне 8 Гц…50 000 Гц (при неравномерности ±3 Дб) и 16…35000 (с неравномерностью ±0,5 дБ), Кни = 1% (при 8 Вт), Rвых= 1,5 Ом.
Конструкция усилителя приведена на рис. 2. На фото нет защитной сетки, которая ставится из соображений техники безопасности потому, что на анодных колпачках 6П42С присутствует и легкодоступно опасное для жизни напряжение.

6П45С очень ширпотребная лампа! Для такой здоровой бандуры она сделана очень плохо! Во-первых, большой расброс по-параметрам. Во-вторых, катод с выводом очень плохо соединён, приляпан каким-то тонюсеньким проводком, который отгорает при любом перенапряжении. Я так запорол штук эдак 5 ламп Только у двух штук не отгорел сразу катод, он отгорел...через день! И только одна проработала месяц Чтоб избежать отпайку, хотел запаралелить две штуки, но ток накала 5 А показался уж слишком большим. Использовал их в своём ламповом высоковольтном преобразователе:
http://stalin.flyback.org.ru/tubeflyback.htm
Потом поставил вместо 45-й 36-ю, всё работает уже около месяца, 36-я в самом деле спокойно держит на аноде 600(!) вольт и 30 ватт. Надёжна, как камень (в хорошем смысле).
Аркадий Антонов

> анодная мощность 6п36с-20 ватт

Может оно и так, но лампа спокойно держит ватт 27 - 28 на аноде... Да и тридцатью ее неиспyгать

Из моего опыта, 36 звучит убедительней (чес 45-я)
Пронин

Лучше всего из рамочных тетродов звучат, намой взгляд, лампы 6П42С БЕЗ КАМЕРНОГО АНОДА. Они, правда, крайне редки, и вообще непонятен смысл их производства на Светлане в 1972-197 5 гг. Однако, они существуют, найти их можно. Также очень неплохи 6П36С и 6П42с с белым «пушистым» анодом. Они к тому же абсолютно «неубиваемы», видимо из-за покрытия анода.


Особенности звука этих ламп сильно зависят от применяемых режимов.
Поэтому трудно говорить о звуке вне этих «режимных» привязок.

> И всиотаки какои резим луче для 36 и 42?


Мне нравится режим 300 в, 125 ма для 6П42С и 300 в, 72 ма для 6П36С.
Нагрузка - совершенно верно - 2 и 4 ком соответственно.


Можно намотать на 2 ком, поставить две панельки и слушать либо одну 6П42С, либо две 6П36С в параллель.


Не надо ставить 5Ц3С, звук будет хоть и музыкальный, но медленный. Поставьте две 6Д22С, а музыкальности добейтесь подбором деталей.


И уж во всяком случае не стОит загружать кенотрон по самое некуда.
Шалин

Ну подскажите кто оптимальные режимы для этой лампы в триоде и внутреннее сопротивление и Му в рабочей точке... Обрылся - слушал усилитель на этих лампах, дак играют при идеинтичной схемотехнике лучше чем EL34 и гораздо лучше EL84. В отличие от 6П45С стабилно держат режим не уплывая в термотокиах в фиксированном смещении. Ну в лбщем, памагите кто чем может. Я так монимаю граффиков анодных для этой лампы нет в природе - даже у меня в справочнике «министерства» нет.
Gajdar

Тогда уж лучше 6П36С применить. Она играет ЕЩЁ ЛУЧШЕ, чем 6П44С
Шалин

> Здравствуй Алексей. Раз ты на форуме то подскажи для SE 6П36С режим и

> приведенную нагрузку или пару вариантов.Спасибо Эдуард.

Для 6П36С: 330 в, 70 ма, Ra = 5 ком.
Мне такой режим нравится
Шалин

> Как раз 6П36С похожа на 6П42С первых выпусков.

> А 6П36С имеют меньший разброс и более стабильны.


И сегодня я в этом убедился - как раз подбирал пары из 6п36с:


Из 15 штук удалось выбрать
1 идеальную пару
1 неидеальный квартет
4 лампы разгонялись
ну и 5 штук совсем разных.
40% выход - хороший результат


И эта идеальная парочка очень красиво звучит.
Борода

Есть светлановские и ульяновские 6П36С со светло-серыми анодами - играют лучше просто серых.
Шалин

Лучше с «42-м». 42 анод - немного больше 36-го и похож на него, а 45й -
раза в 1,5 выше и по торцам с двух сторон по три прямоугольных отверстия прибл 6х6 мм. Кажется, А.Шалин где-то фотки правильных 42 выкладывал. 36-е так - если анод почти белый и «пушистый» или светло-светло серый и опять же «пушистый» - то надо приберечь, даже б/у.
ХРЮН

Включать надо 2-3 минуты, ровно на столько, чтобы лампа разогреться успела. Нормально чувствуют. Это ещё не серьёзный перегрев. Сорок пятая - тётка крепкая. Собирают только их плохо.
Смысл такой проверки заключается в следующем. В лучевом тетроде обе сетки имеют одинаковый шаг, и должны быть установлены так, чтобы нити сеток находились строго друг напротив друга. Так образуются лучи. 6П45С и 6П36С имеют практически одинаковую катодно- сеточную конструкцию - 4 рамки с наваренными проволочками. Две рамки с одной стороны катода, две с другой. Получается два набора лучей в разные стороны от катода, к противоположным половинкам анода. Предположим, что с одной стороны рамки совместили неточно. Тогда ток луча с этой стороны будет меньше, чем с другой, и половинка анода с этой стороны будет греться меньше, чем противоположная. Пол-лампы - лучевой тетрод, а половина - обычный. И два этих разных по характеристикам тетрода включены параллельно. В принципе, можно воспользоваться пирометром для измерения температуры разных участков анода, но за неимением такового - разогреть лампу ненадолго, до появления покраснений. Если с одной стороны краснеет сильнее - явный признак заводского брака. В строчной развёртке работать будет нормально, а в звук лучше не ставить. Таких бракованых ламп - примерно 80-90 %.
Oleg

Сообщение от ХРЮН
И правда - УЖОС...! Открою свой страшный секрет: как-то (еще давно)
у меня 6П36С (старинные) довольно долго работали в режиме 250 В,
160 мА (40 ВТ однако...) с автосмещением (точнее, почти с автофиксом, токо тогда никто не знал, что это автофикс). И ничего, оставались живы.... Гридлик был, кажется, 51 кОм.

Аналогично. Только у меня БУ"шные светлановские 6П36С несколько месядцев работали в режыме 100 мА 400В, причем с фиксой.
Dalka

И именно в этом причина плохого звука... Мне попадались 45-ки, каторые краснели с одной стороны при 40 ваттах на аноде, может чуть больше. Они сразу шли мусор. Какую мощность может рассеять отобранная лампа до покраснения?
Сергей Z

Отобранные при 60 - практически не краснеют. Только в полной темноте заметно небольшое свечение. Действительно, это хорошая альтернатива 6С33С. Раскачать намного легче, и линейнее гораздо.
Oleg

Посмотрел на триодные ВАХи 45-й.
Нашёл один режим:
250 в, 180 мА, -50 в на сетке.
Ri = 290 ом, Ra = 2380 ом, альфа = 8,2.
Uam = 181 в, Iam = 76 ма,
P~ = 6,88 вт.


Линейность в таком режиме весьма высока.


В режиме 250 в, 240 ма нагрузку более 1242 ома сделать не удастся, поскольку тогда правая половина нагрузочной линии вылезет даже за кривую мощности 60 (!!!) вт.


Словом, как ни крути, а применение 6П45С с мощностью на аноде более 45 вт для меня сомнительно...
Шалин

6П36С - очень виброустойчивые лампы с крепкими рамочными сетками, у них микрофон небольшой.
Шалин

Имхо, у 6П44С в сравнении с 6П36с сначала увлекает новизна звучания, потом, прислушавшись,
понимаешь, что звучание «колюче - ершистое», но субъективно высоких больше,
при измерениях более длинный хвост гармоник, сравнительные измерения проводились только
одного выходного каскада на разных лампах при прочих равных условиях.
Что касается разброса, то светлановские 6П44С имеют более близкие параметры, чем 6П36С,
у 6П44С средий разброс до 30-35 %, 6П36С до 50%.
Всё познаётся в сравнении, но неюзанные ранее, подобранные 6П31С, имхо имеют наиболее
естественное звучание, близкое к звучанию 2А3 на СЧ и ВЧ.
Манаков

Дмитрий, один из моих усилов на 6П36С работает ужЕ 8 лет при 20 ваттах на анодах без замены ламп. У моего приятеля - три года при 27 вт.
Где-то Хрюн указывал, что в форсированном (36 вт на аноде) режиме Ri у 6П36С падает до 450 ом.
Сам я более чем на 28 вт стараюсь 6П36С не «мучать».
Шалин

Дмитрий, это значит, что лампы попались не очень
Хорошие 6П36С и с 33-100 ом в сетке прекрасно себя ведут. Но антивозбудные меры однозначно нужны, это верно.


Я не пытал 6П36С больше, чем на 32-33 ватта анодной мощности, но приятел мой в усилителе на 6П36С (моей сборки) залудил им по 37 ватт, и нормально живёт с фиксой и даже без анодного стаба.
Шалин