Независимость бмв закрывается. Потеря «Независимости»: переживет ли автодилер уход BMW и Volvo. Проблемы с финансированием

Один из крупнейших российских продавцов автомобилей прекратил работу. Салоны в Москве и регионах закрыты

Финансовые трудности у «Независимости» начались несколько лет назад из-за падения российского авторынка. Но проблемы достигли апогея в этом году: клиенты стали жаловаться, что дилер не отдает им купленные машины. Что случилось с «Независимостью»?

Крах «Независимости» не стал сюрпризом. Летом и осенью проблемы автодилера достигли пика. Десятки человек заявляли, что не могут отвоевать свои, уже оплаченные машины. Помогали только жесткие действия. Один из покупателей перекрыл вход в автосалон, вызвал полицию и заявил, что не уедет, пока ему не выдадут ключи — и только так смог забрать свое новое авто.

На фоне массовых жалоб клиентов Volvo и BMW разорвали дилерские договора. В самой «Независимости» уверяли, что проблемы с клиентами решаются, а компания ищет варианты реструктуризации долгов — их у нее 6 млрд рублей. Но пути не нашлись, а один из основных кредиторов, Газпромбанк, подал иски о банкротстве компаний группы. Салоны пришлось закрыть. И все это выглядит очень печальным последствием кризиса на автомобильном рынке, который последние годы лихорадило. Но особенно печально это для клиентов, которые пока так и не дождались своих оплаченных машин, утверждает координатор общественной организации «Движение» Дмитрий Золотов.

Дмитрий Золотов координатор Общественной организации «Движение» «Ничего вообще не изменилось. Машины получили единицы. Сначала им обещали до конца октября, потом до конца ноября, теперь до конца декабря. По Volkswagen порядка 40 человек еще не получили автомобили, по Mazda у нас восемь человек, и у нас по Volvo тоже порядка 40 человек в подвешенном состоянии. По BMW — два или три человека, которые до сих пор ничего не получили. Сначала представительство говорило: «идите к дилеру». Потом когда лишили дилерства, и они физически закрыли двери по техническим причинам, уже не к кому было идти, представительство говорит «будем вопрос решать». Но до сих пор вопрос не решается».

Хотя административный директор группы компаний «Независимость» Сергей Чадин уверяет, что споры решаются с клиентами индивидуально, несмотря на то, что «Независимость» прекращает работу:

Сергей Чадин директор группы компаний «Независимость» «По ряду клиентов было решено привлечь ресурсы импортеров. По ряду импортеров такая работа еще идет, по остальным предпринимались какие-то отдельные решения, связанные либо с расторжением контрактов, выдачей денежных средств, либо какими-нибудь заменами. Менеджмент предпринимал и предпринимает все возможные действия для закрытия всех контрактов и всех обязательств по контрактам».

Один из бывших сотрудников «Независимости» рассказывал Business FM, что задержки с выдачей машин начались еще год назад, а этим летом ситуация стала критической. Автомобили не выдавались по два-три месяца. В сентябре руководители даже приняли решение не продавать машины, поскольку сотрудникам поступали угрозы: разъяренные клиенты находили их домашние адреса. В один день сотрудникам объявили о закрытии и предложили заплатить за несколько месяцев работы 20 тысяч рублей. Несогласные сотрудники сначала хотели судиться, но потом передумали, рассказывает наш собеседник:

«Коллективный иск хотели подавать, но все испугались, подумав, что это, во-первых, на юриста сейчас много денег потратим. У «Независимости», скорее всего, есть какие-то подвязки в судах, так что судиться с ними бесполезно, потому что там очень сильная сама по себе компания юридически. Сначала собралось человек 15, хотели подавать коллективный иск, а потом переругались все и разбежались. Я такой один остался».

В иске ему отказали. Те клиенты, которые не дождались машин, только собираются судиться, скоро пройдут первые заседания. Но теперь, когда компания прекращает работу, их надежды что-то получить становятся еще меньше. Произошедшее с «Независимостью» на фоне падения авторынка можно понять: по данным СМИ, ее выручка за последние четыре года сократилась в два раза, а продажи автомобилей — в четыре раза. Но это первый столь масштабный случай краха. И, возможно, не последний.

«Независимость» закрыла все свои автосалоны: в понедельник стало известно, что компания перестала быть официальным представителем брендов Audi и Volkswagen. Они были последними, кто сотрудничал с дилером. До этого несколько других импортеров разорвали контракты с «Независимостью». В компании сообщили, что решили прекратить деятельность, потому что так и не смогли договориться с кредиторами о реструктуризации задолженности. Дилер проработал на рынке 25 лет, у него были салоны в Москве, Екатеринбурге и Уфе.


О серьезных финансовых трудностях «Независимости» стало известно в начале года, ее долги оценивали в 6 млрд руб. В сентябре несколько десятков клиентов дилера пожаловались на то, что не могут получить оплаченные машины BMW. Немецкий производитель запретил компании продавать свои автомобили, а обманутым клиентам выдал машины за свой счет. В октябре аналогичная ситуация произошла с клиентами Volvo, и бренд лишил «Независимость» статуса дилера. Позже контракты с компанией разорвали Jaguar Land Rover, Mazda и Mitsubishi. В Ford и Peugeot планируют расторгнуть договоры до конца года.

Последние месяцы «Независимость» вела переговоры со своими основными кредиторами - Сбербанком и Газпромбанком. Обсуждался план, при котором банки могли стать акционерами компании. Но в понедельник стало известно, что Газпромбанк подал иски о банкротстве структур «Независимости» более чем на 2 млрд руб.

Как закрытие «Независимости» отразится на ее клиентах и рынке в целом? Дилер отказался раскрывать, сколько клиентов уже оплатили машины и до сих пор не получили их. По словам административного директора компании Сергея Чадина, это незначительное число. Он выразил надежду на то, что все автопроизводители пойдут дилеру навстречу и выдадут клиентам автомобили за свой счет: «По части клиентов было принято решение о нахождении денежных средств, расторжении контрактов, с остальными идет работа. В частности, по Audi это было благоприятное решение, импортер нас поддержал. Мы очень ждем Mazda, они согласовывают позицию со штаб-квартирой в Японии. С Volvo менее благоприятно работаем, еще ведутся переговоры. По Volkswagen должны решить этот вопрос с помощью импортеров».

Москвичи почти не почувствуют ухода с рынка «Независимости». Машины брендов, которые были представлены у дилера, по-прежнему можно будет приобрести, отметил генеральный директор агентства маркетинговых и социологических исследований Vector Market Research Дмитрий Чумаков: «Большая часть бизнеса «Независимости» все-таки сконцентрирована вокруг московского региона. Здесь достаточно много дилерских центров у каждого из производителей автомобилей. Да, в плане послепродажного обслуживания в определенном регионе или районе города будет хуже представленность, придется ездить в соседние районы. Но, тем не менее, с точки зрения представленности автомобилей различных зарубежных производителей, в том числе тех, которые входят в портфель «Независимости», никакого значимого ущерба для покупателей автомобилей не будет».

К салонам «Независимости» уже начали присматриваться конкуренты. Так, например, центром «Белая дача», который продавал BMW, уже заинтересовался «Авилон», пишет «Коммерсантъ».

Группа «Независимость» приостановила торговлю автомобилями BMW, рассказал представитель российской компании. По его словам, деятельность двух дилерских центров в Москве заблокирована импортером. BMW отключил «Независимость» от системы заказа автомобилей, подтвердил представитель дистрибутора – BMW Group Россия. Дело в том, что некоторые клиенты дилера жаловались импортеру на невозможность получить уже оплаченные автомобили, продолжает представитель BMW. Сейчас, по его словам, производитель вывозит из автосалона непроданные машины.

Сколько клиентов пожаловались на «Независимость», представитель BMW не уточнил. На вопрос «Ведомостей», действительно ли некоторые клиенты не смогли получить оплаченные машины, представитель «Независимости» прямого ответа не дал. Он лишь отметил, что до вторника, 12 сентября, «автомобили выдавались клиентам в плановом порядке согласно условиям договора». Дилер продолжает «попытки вести конструктивный диалог с представительством BMW» в интересах клиентов, подчеркнул представитель «Независимости».

По данным журнала «Автобизнесревю», в 2016 году продажи новых автомобилей у «Независимости» упали на 27,5%, до 9,1 тыс. штук, хотя общее падение российского рынка, было гораздо меньше — 11%. Выручка группы сократилась на 11%, составив 29 млрд руб.

В июле этого года группа закрыла дилерские центры в Москве (Volvo, Land Rover/Jaguar и Volkswagen) и Екатеринбурге (Volvo, Mitsubishi и Kia). 28 сентября один из крупнейших кредиторов «Независимости» ​Газпромбанк разместил 11 уведомлений о намерении обратиться в суд «в связи с наличием признаков банкротства» в отношении компаний этой группы в Москве, Екатеринбурге и Уфе.

Представитель «Независимости» и тут объяснил это «обычной технической процедурой». По его словам, сейчас ведутся переговоры с банком об урегулировании задолженности. Что касается ситуации с BMW, то представитель дилера заявил РБК, что «Независимость» в 2017 году потеряла на продажах машин этой марки около 300 млн руб. из-за их низкой маржинальности.

Общая задолженность «Независимости» составляет около 6 млрд руб., сказал РБК представитель группы. Помимо Газпромбанка ключевым кредитором «Независимости» является Сбербанк. Его представители не ответили на запросы РБК.

Фото: Никита Инфантьев / «Коммерсантъ»

Представитель А1 сообщил, что менеджмент дилерской группы сейчас реализует антикризисный план при поддержке банков и импортеров. «Мы оказываем менеджменту поддержку в переговорном процессе и прилагаем все усилия для разрешения сложившейся ситуации», — добавил он. Роман Чайковский не смог оперативно прокомментировать ситуацию.

Аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко считает, что на усугубление ситуации в «Независимости» мог повлиять комплекс факторов: кризисное состояние экономики, резкое снижение продаж в 2016 году, слабая активность на рынке по сравнению с остальными участниками, неграмотная стратегия работы с автоконцернами, а также возросшая долговая нагрузка. «Полгода назад один из акционеров дилера, группа А1, уже докапитализировал «Независимость» на $20 млн, но для продолжения работы такого бизнеса уже тогда необходимо было сужать число автосалонов и первыми сворачивать контракты с неэффективными марками», — отмечает он. По словам Яковенко, группе будет крайне сложно продолжить работу.

Представитель «Независимости» рассказал РБК, что рассматривается несколько сценариев развития событий, среди которых реструктуризация кредитных линий и запуск процедуры финансового оздоровления компании. «У нас есть в портфеле марки, которые позволяют компании показывать прибыль от продаж, на них и будет сосредоточена работа», — сказал он, не уточнив, о каких брендах идет речь.​ ​По словам представителя группы, сейчас идет «сложный переговорный процесс», касающийся дальнейшей судьбы компании. «На рынке уже есть успешные прецеденты разрешения ситуаций, схожих, если не сказать гораздо худших, чем [ситуация] с ГК «Независимость», — утверждает он.

Представитель Peugeot сказал РБК, что контракт с «Независимостью» истекает в конце года и возможность его продления сейчас рассматривается. В пресс-службе Mitsubishi РБК сообщили, что дилерский центр «Независимости» в Уфе продолжает работу. Представители Land Rover/Jaguar и Ford Sollers также утверждают, что продолжают сотрудничать с дилером.

Консолидация продолжается

Тем временем конкуренты «Независимости» активизируются. В конце сентября газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники писала, что автодилерская группа «Авилон» может занять дилерский центр BMW «Белая дача» в Москве, который арендует «Независимость». ​Гендиректор «Авилона» Андрей Павлович подтвердил РБК, что компания заинтересована в расширении сотрудничества с BMW и сейчас рассматривает возможность развития проекта на «Белой даче» под собственным брендом. «На данный̆ момент этот вопрос находится на стадии переговоров, и как только мы придем к финальному решению, сразу же сообщим об итогах», — сказал он.

«Авилон» также может включить в портфель марку Volvo. Как рассказал РБК Павлович, компания подала заявку на дилерство. ​Новый салон, по словам гендиректора, может расположиться на Волгоградском проспекте в столице, где сконцентрировано большинство автосалонов группы. Подвести итоги тендера планируется в ноябре. Представитель Volvo Антон Свекольников отказался от комментариев. Представитель BMW сказал, что компания готова рассматривать сотрудничество с дилерами, которые себя уже зарекомендовали в работе с маркой.

Аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов отмечает, что потенциальный уход «Независимости» с рынка кардинально не скажется на нем: «Конкуренция в Москве среди дилеров высока, поэтому освободившиеся ниши очень быстро заполнят другие участники».

В августе по сравнению с августом 2016 года, почти до 133 тыс. штук. Однако премиальные импортные бренды, не имеющие производства в России, в основном показали отрицательную динамику.

Автомобильный дилер «Независимость» фактически умер. Осенью контракты с ним разорвали все автопроизводители и бренды, а в конце ноября дилер закрыл все салоны, а один из его кредиторов – Газпромбанк подал иски о банкротстве шести компаний группы «Независимость». Призрачный шанс на спасение остается, но все уже зашло слишком далеко, констатирует сотрудник другого банка – кредитора «Независимости». По данным агентства «Руспрес» , спасти компанию пытались ее совладельцы - «Альфа-Групп» Михаила Фридмана, Петра Авена и Германа Хана, но выделенные ими на докапитализацию предприятия $20 млн бесследно исчезли. Причастным к исчезновению может оказаться зять министра иностранных дел Сергея Лаврова .

Машин нет

«Я перекрыл своей машиной главный вход», «в этом автосалоне я ничего покупать не буду никогда и рекомендовать его кому-то тоже», «совершил большую ошибку, что заплатил за авто сразу же», «ждать машину один месяц и более – это ад»... Такие сообщения на форуме BMW писали клиенты «Независимости» в конце лета – начале осени. Как оказалось, компания задерживала выдачу машин месяцами, ничего не объясняя клиентам.

Двенадцатого сентября BMW заблокировала «Независимости» доступ к системе заказа новых автомобилей, а с 1 октября разорвала контракт. Задержка выдачи автомобилей «Независимостью» нарушала условия договора о статусе официального дилера с импортером, объяснила BMW .

Расторжение контракта с BMW стало сильнейшим ударом для группы, признает представитель «Независимости». Вслед за BMW посыпались отношения и с другими импортерами. В октябре контракты с дилером расторгли Volvo и Jaguar Land Rover. Представитель Volvo объяснял разрыв «репутационными и другими потерями», а Jaguar Land Rover– тем, что «взгляды на развитие бизнеса» импортера и «Независимости» перестали совпадать. В ноябре контракты расторгли Mazda, Ford, Audi, Mitsubishi, Peugeot и Volkswagen.

Покупателям BMW «Независимость» не выдала 47 полностью оплаченных автомобилей, говорит представитель автопроизводителя. «BMW Group Россия» пришлось выдавать их за свой счет. Еще пара десятков человек вносила символическую предоплату за автомобили (от 10 тыс до 50 тыс рублей, менее 1% стоимости). Их случаи решаются индивидуально, говорит представитель «BMW Group Россия».

«Независимость» не выдала чуть больше 30 полностью оплаченных автомобилей Volvo, говорит представитель автоконцерна: импортер рекомендовал клиентам решать самим проблему с автодилером. Что не с лучшей стороны характеризует этого автопроизводителя. Представитель «Фольксваген груп рус» признает, что дилер не выдавал полностью оплаченные автомобили и не возвращал клиентам первоначальные платежи. Статистику он приводить отказался. Но сказал, что компания за свой счет передала покупателям автомобили. Также найдено решение для клиентов, внесших предоплату за новые автомобили в размере меньше их стоимости. Детали представитель «Фольксваген груп рус» раскрывать не стал.

Среди покупателей Jaguar Land Rover, Ford, Peugeot и Mitsubishi не было проблем с получением автомобилей, заявили представители этих компаний. Их коллега из «Мазда мотор рус» не предоставил комментарии.

Долг «Независимости», по данным компании, перед банками превышает 6 млрд рублей. «Менеджмент группы вместе с ключевыми кредиторами провели совместную работу по поиску вариантов реструктуризации задолженности, – говорит представитель «Независимости». – К сожалению, в текущих условиях провести ее не представляется возможным». Компания, по его словам, ожидает, что будут инициированы новые процессы банкротства компаний группы.

«Газпромбанк неоднократно реструктурировал задолженность группы «Независимость», – говорит представитель банка. Но некоторые кредиторы еще в октябре начали предъявлять первые требования о признании дилера банкротом. В этой ситуации банк «счел, что оздоровление невозможно и целесообразно также обратиться в суд с заявлением о банкротстве», сказал представитель Газпромбанка. Для возврата задолженности кредиторы будут рассматривать возможность привлечения к ответственности за банкротство конечных бенефициаров группы «Независимость» и ее топ-менеджеров, обещает близкий к одному из банков – кредиторов дилера человек.

Надежда на рост

«Независимость» была основана в 1992 году Романом Чайковским , а в 2008 г. ее акционером стало инвестиционное подразделение «Альфа-групп» Михаила Фридмана и его партнеров А1 (49,95%). На тот момент группа, по данным «Автобизнесревю», входила в десятку крупнейших дилерских холдингов России. А1 – «не стратегический инвестор» и из бизнеса уйдет, когда сможет продать долю в «Независимости» по справедливой стоимости, рассказывал ранее в интервью «Ведомостям» теперь уже бывший президент А1 Михаил Хабаров . Вскоре Хабарова сменил на должности зять министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова Александр Винокуров , но этот момент так и не наступил.

А1 была финансовым инвестором «Независимости» и не занималась ее операционной деятельностью, говорит ее представитель. В конце прошлого года менеджмент дилера сообщил о сложной финансовой ситуации и запросил поддержку, которая была предоставлена, добавил он. Акционеры участвовали в докапитализации ГК «Независимость» на сумму 1 млрд рублей. Помимо этого весной 2017 г. была проведена смена менеджмента с целью реструктуризации долговой нагрузки компании и оптимизации финансовой деятельности. «К сожалению, как мы видим, нормализация ситуации не произошла», – сетует представитель А1. Сама «Независимость» объясняет крах неверной стратегией развития бизнеса. Кризис 2008 годо она прошла успешно, сделав ставку на премиальный сегмент, вспоминает представитель компании: тогда рынок быстро восстановился. В 2014 году «Независимость» выбрала аналогичную стратегию, рассчитывая на быстрое восстановление рынка. Но кризис оказался совершенно другим, признает он: упали и продажи, и рентабельность новых автомобилей. Зато высокая долговая нагрузка, переходящая из прошлых периодов активного роста и наращивания инфраструктуры, никуда не делась. Это привело к тому, что за несколько лет был накоплен серьезный убыток, говорит представитель А1. А постоянное давление со стороны производителей по выполнению плана продаж привело к тому, что новые автомобили продавались чуть ли не по себестоимости. Согласно данным «Автобизнесревю», с 2012 года выручка компании упала в 2 раза, а продажи автомобилей – в 4,6 раза.

Еще до кризиса 2014 года «Независимостью» управляли неэффективно, возражает бывший сотрудник компании: менеджмент сидел на многомиллионных годовых зарплатах, у каждого было по несколько заместителей, многие с личными водителями. В компании было очень много необоснованных трат.

Не добавила стабильности и большая доля дилерских центров в регионах, считает близкий к компании человек. По данным «Автобизнесревю», в 2015 г. из 24 дилерских центров «Независимости» восемь было расположено в регионах. А в 2017 году – шесть из оставшихся 13. К тому же многие здания под дилерские центры «Независимости» арендовались, а после кризиса компания не занималась пересмотром арендных ставок и перезаключением договоров. Например, дилерский центр на Белой Даче занимал около 7 тыс кв. м. Такие гигантские площади можно было позволить себе разве что на растущем рынке, аренда могла обходиться в $2 млн в год, а это большие деньги. «Из 10 дилерских центров в аренде было четыре, аренда осуществлялась на коммерческих условиях и регулярно пересматривалась», – возражает представитель «Независимости».

Продажи упали, а кредиты остались

Проблема дилеров в том, что сначала люди перестали покупать машины за свои, потом перестали покупать их в кредит, а потом перестали ремонтироваться в официальных центрах и ушли в гаражи, говорит сотрудник банка – кредитора «Независимости».

За минувшее десятилетие дилеры пережили два кризиса. Сначала продажи рухнули после 2008 года. Но уже спустя три года падение было отыграно, а в 2012 году в России было продано рекордное количество автомобилей.

А затем четыре года подряд продажи падали, а рынок новых легковых и легких коммерческих машин сократился вдвое – по данным Ассоциации европейского бизнеса, с почти 3 млн шт. в 2012 году до 1,43 млн в 2016 году. Банкротства дилеров в таких условиях неизбежны. Но темпы сокращения дилерских сетей не соответствовали масштабу падения продаж. По данным аналитического агентства «Автостат», с 2012 по 2016 год количество дилерских центров сократилось на 16% – с 4068 до 3413.

Автодилерский бизнес – традиционно высокозакредитованная отрасль, объясняют два топ-менеджера дилерских компаний: успешно и быстро развивать бизнес получается только за счет привлеченных средств. Дилеры привлекают кредиты на развитие дилерской сети, строительство центров, к которым у производителей могут быть особые требования, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

Традиционно рентабельность дилерского бизнеса и так невысокая, указывает Беспалов: в хорошие годы составляет примерно 3–6%. «На новых автомобилях дилеры практически ничего не зарабатывают: основные доходы – от сервиса и продажи запчастей», – замечает Сергей Удалов, исполнительный директор «Автостата». Попытки же диверсифицировать выручку к особым успехам не привели. Продажи новых автомобилей по-прежнему приносят львиную долю доходов дилерам. Надежды получать сопоставимые деньги от сервиса и торговли подержанными автомобилями не оправдались.

Аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко считает, что на усугубление ситуации в «Независимости» мог повлиять комплекс факторов: кризисное состояние экономики, резкое снижение продаж в 2016 году, слабая активность на рынке по сравнению с остальными участниками, неграмотная стратегия работы с автоконцернами, а также возросшая долговая нагрузка. «Полгода назад один из акционеров дилера, группа А1, уже докапитализировал «Независимость» на $20 млн, но для продолжения работы такого бизнеса уже тогда необходимо было сужать число автосалонов и первыми сворачивать контракты с неэффективными марками», - отмечает он в интервью РБК . Агентство «Руспрес» уже обращало внимание на то, что после исчезновения этих денег Александру Винокурову пришлось оставить пост президента А1.