В каких случаях проводится полное опробование тормозов. Сокращенное опробование тормозов. Полное опробование тормозов проводится в случаях

Чтобы проверить действие тормозов, а также убедиться в том, что тормозные магистрали всех вагонов включены в тормозную сеть поезда, выполняют опробование тормозов.

Установлены два вида опробования автотормозов: полное и сокращенное . Кроме того, для грузовых поездов установлена проверка автотормозов на станциях и перегонах.

При полном опробовании тормозов проверяют техническое состояние тормозного оборудования, плотность и целостность тормозной сети, действие тормозов у всех вагонов, - подсчитывают нажатие тормозных колодок в поезде и количество ручных тормозов.

При сокращенном опробовании проверяют состояние тормозной магистрали по действию тормозов двух хвостовых вагонов, что подтверждает проход сжатого воздуха по всей тормозной магистрали, а в моторвагонных поездах по действию тормоза хвостового вагона.

Полное опробование тормозов производят от стационарных устройств или поездного локомотива, сокращенное - только от локомотива.

При опробовании автотормозов в поезде управление тормозами локомотива осуществляет машинист, а от стационарной компрессорной установки - работник, на которого возложено опробование автотормозов (осмотрщик вагонов, оператор центрального пульта, проводник пассажирского вагона),

Действие тормозов в поезде и правильность их включения проверяют осмотрщик-автоматчик или осмотрщик вагонов. После этого они составляют и выдают машинисту справку формы ВУ-45 об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии. Справка формы ВУ-45 составляется под копирку в двух экземплярах. Подлинник справки передается машинисту локомотива, а копия сохраняется в книжке этих справок в течение семи суток у должностного лица, производившего опробование тормозов.

Справку формы ВУ-45 машинист должен хранить до конца поездки и по прибытии в депо сдать вместе со скоростемерной лентой. Если производится смена локомотивных бригад без отцепки локомотива, то сменяющийся машинист обязан передать имеющуюся у него справку о тормозах принявшему локомотив машинисту. Последний на скоростемерной ленте, которую снимает сменяющийся машинист, делает пометку: «Справку формы ВУ-45 на поезд № ... получил от машиниста (фамилия, имя, отчество сдавшего машиниста), подпись получившего машиниста (фамилия, имя, отчество), наименование депо».

Плотность тормозной сети от локомотива должны проверять машинист и осмотрщик вагонов при полном опробовании автотормозов и сокращенном опробовании, если оно выполняется после полного опробования от стационарной компрессорной установки. При сокращенном опробовании автотормозов в других случаях присутствие осмотрщика вагонов при проверке плотности не требуется.

Полное опробование автотормозов в поездах производится (п.52. приложение 6 ПТЭ ):

– на станциях формирования перед отправлением поезда;

– после смены локомотива;

– на станциях, разделяющих смежные гарантийные участки следования грузовых поездов, при техническом обслуживании состава без смены локомотива;

– перед выдачей моторвагонного поезда из депо или после отстоя его без бригады на станции;

– на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками, где остановка поезда предусмотрена графиком движения (перед затяжными спусками 0,018 и круче полное опробование производится с десятиминутной выдержкой в заторможенном состоянии);

– на путях н/п в пунктах ПТО специализированных поездов (не реже 1 раза в сутки) с десятиминутной выдержкой в заторможенном состоянии и при смене локомотивных бригад на предприятиях открытых горных разработок

Сокращенное опробование автотормозов в поездах производится (п.52. приложение 6 ПТЭ ):

– после прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было произведено полное опробование автотормозов от стационарного устройства или локомотива;

– при смене направления движения с головы на хвост, если не меняетя локомотив;

– после перемены кабины управления мотор-вагонного поезда и после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;

– после всякого разъединения рукавов в составе поезда, перекрытия концевого крана в составе, после соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава (с проверкой действия тормоза на каждом прицепленном вагоне);

– в пассажирских поездах после стоянки поезда более 20 мин, при падении давления в главных резервуарах ниже 5,5 кгс/см 2 , при смене кабины управления или после передачи управления машинисту второго локомотива на перегоне после остановки поезда в связи с невозможностью дальнейшего управления движением поезда из головной кабины;

– в грузовых поездах, если при стоянке поезда произошло самопроизвольное срабатывание автотормозов или изменение плотности более чем на 20 % от указанной в справке формы ВУ-45;

– в грузовых поездах после стоянки поезда более 30 мин, где имеются осмотрщики вагонов или работники, обученные выполнению операций по опробованию автотормозов и на которых эта обязанность возложена.

В случае, если при сокращенном опробовании автотормозов не срабатывают тормоза двух хвостовых вагонов, работник, на которого возложено опробование автотормозов, обязан принять меры к тому, чтобы не допустить отправление поезда.

Запрещается ставить в состав поезда вагоны, у которых тормозное оборудование имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: неисправные воздухораспределитель, электровоздухораспределитель (в пассажирском поезде), тормозной цилиндр, резервуар; повреждение воздухопроводов - трещины, протертости и расслоение соединительных рукавов, трещины, надломы и вмятины на воздухопроводах, неплотность их соединений, ослабление трубопровода в местах крепления; неисправность механической части - траверс, рычагов, тяг, подвесок, авторегулятора рычажной передачи, башмаков; трещины или изломы в деталях; неправильное крепление колодки в башмаке; неисправный ручной тормоз; ослабление крепления деталей; неотрегулированная рычажная передача и мн.др.

Сокращенное опробование тормозов.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Сокращенное опробование тормозов.
Рубрика (тематическая категория) Авто

Сокращенное опробование автотормозов производится с целью проверки проходимости воздуха по тормозной магистрали от локомотива до хвостового вагона.

Сокращенное опробование выполняют:

Ø после прицепки поездного локомотива к составу, в случае если полное опробование автотормозов было предварительно выполнено от компрессорной установки или другого локомотива;

Ø после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;

Ø после всякого разъединœения рукавов в составе или между составом и локомотивом (кроме отцепки подталкивающего локомотива, включенного в тормозную магистраль), соединœения рукавов вследствие прицепки подвижного состава, а также после перекрытия концевого крана в составе;

Ø в пассажирских поездах после стоянки поезда более 20 минут, при падении давления в главных резервуарах ниже 5,5 кгс/см 2 , при смене кабины управления или после передачи управления машинисту второго локомотива на перегоне после остановки поезда;

Ø в грузовых поездах, в случае если при стоянке поезда произошло срабатывание автотормозов, изменилась плотность тормозной магистрали более чем на 20% от указанной в справке формы ВУ-45 , после стоянки поезда более 30 минут.

При выполнении сокращенного опробования тормозов по сигналу осмотрщика вагонов машинист выполняет разрядку тормозной магистрали на величину ступени торможения, как при полном опробовании, и устанавливает ручку крана машиниста в IV положение. Осмотрщик проверяет срабатывание тормозов двух хвостовых вагонов по выходу штока тормозного цилиндра и прижатию тормозных колодок к колесам. По сигналу осмотрщика ʼʼОтпустить тормозаʼʼ машинист отпускает тормоза установкой ручки крана машиниста в первое положение. В пассажирских поездах ручку крана машиниста выдерживают в данном положении до получения давления в уравнительном резервуаре 5,0 - 5,2 кгс/см 2 , а в грузовых и грузо-пассажирских поездах до давления в уравнительном резервуаре на 0,5 кгс/см 2 выше зарядного. После этого ручку крана машиниста переводят в поездное положение. Осмотрщик вагонов проверяет отпуск тормозов двух хвостовых вагонов по уходу штока тормозного цилиндра и отходу тормозных колодок от колес. В случае прицепки в хвост поезда группы вагонов осмотрщик проверяет работу тормозов у каждого прицепленного вагона.

На станциях, где должности осмотрщиков вагонов не предусмотрены, к сокращенному опробованию привлекаются работники, обученные выполнению операций по опробованию автотормозов (перечень должностей устанавливается начальником дороги).

После выполнения сокращенного опробования тормозов осмотрщик вагонов обязан сделать отметку в справку формы ВУ-45 о его выполнении, а машинист заносит в справку данные о плотности тормозной сети.

В случае если сокращенное опробование тормозов в поезде производится после полного опробования от компрессорной установки, то осмотрщики вагонов обязаны перед опробованием проверить плотность тормозной сети поезда при втором и четвертом положениях ручки крана машиниста͵ целостность тормозной магистрали, замерить зарядное давление в магистрали хвостового вагона, а при длинœе грузового поезда более 100 осœей определить наибольшее время отпуска автотормозов двух хвостовых вагонов. По окончании опробования машинисту вручается справка формы ВУ-45 , как при полном опробовании.

Сокращенное опробование электропневматических тормозов выполняют в пунктах смены локомотивов и локомотивных бригад по действию тормозов двух хвостовых вагонов и при прицепке вагонов с проверкой действия тормозов у каждого прицепленного вагона. В пассажирских поездах сначала выполняется сокращенное опробование электропневматических тормозов, а затем автотормозов. Сокращенное опробование ЭПТ производится порядком, аналогичным их полному опробованию от локомотива. Отпуск тормозов производят кратковременным, на 1 - 2 секунды перемещением ручки крана машиниста в первое положение с последующим перемещением ее поездное положение. Срабатывание тормозов и их отпуск контролируют по лампам сигнализатора в кабинœе локомотива, а также прижатию и отходу тормозных колодок от колес двух хвостовых вагонов.

Без выполнения сокращенного опробования тормозов или с недействующими тормозами у двух хвостовых вагонов отправлять поезд на перегон запрещается.

Сокращенное опробование тормозов. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сокращенное опробование тормозов." 2017, 2018.

Полное с проверкой состояния тормозной магистрали и действия тормозов у всех вагонов:

На станциях формирования перед отправлением поезда;

После смены локомотива;

На станциях, разделяющих смежные гарантийные участки;

Перед выдачей моторвагонного поезда из депо или после отстоя его без бригады на станции;

На станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками, где остановка поезда предусмотрена графиком движения.

Сокращенное с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормозов у двух хвостовых вагонов, а в моторвагонных поездах по действию тормоза хвостового вагона:

После прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было произведено полное опробование автотормозов;

После перемены кабины управления моторвагонного поезда и после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцеплялся;

После всякого разъединения рукавов в составе поезда, перекрытия концевого крана в составе, после соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава;

После стоянки поезда более 20 мин, при падении давления в главных резервуарах ниже 5,5 атм.

При опробовании автотормозов подаются сигналы:

требование машинисту произвести пробное торможение (после устного предупреждения):

· днем - поднятой вертикально рукой;

· ночью - поднятым ручным фонарем с прозрачно-белым огнем (рис. 1). Машинист отвечает одним коротким свистком локомотива и приступает к торможению;

требование машинисту отпустить тормоза:

днем - движениями руки перед собой по горизонтальной линии,

ночью - такими же движениями ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (рис. 2). Машинист отвечает двумя короткими свистками локомотива и отпускает тормоза.

Назначение и принцип действия ручного тормоза.

Ручной тормоз применяют на железнодорожном подвижном составе как резервное средство для остановки поезда при неисправности автотормозов, а также для удержания вагона или поезда на уклоне.

Назначение: чтобы тормозить. Используются как аварийные или стояночные.

Принцип действия: оттянул ручку, начал крутить. Крутится вал, на ней шайба, подсоединенная к колодкам; в зависимости от поднятия и опускания колодки сжимаются и разжимаются.

Тормозные процессы в пневматических автоматических тормозах.

Зарядка (повышение давления воздуха в тормозной магистрали или заполнение сжатым воздухом всех сосудов и резервуаров тормозной сети поезда), за исключением тормозного цилиндра). Зарядка происходит до рабочего или поездного давления, кот. зависит от вида поезда, профиля пути, массы поезда и его длины.



Разрядка (понижение давления воздуха в тормозной магистрали, не вызывающей темпом срабатывание тормозов). Темп разрядки 0,1-0,4 атм./мин.

Торможение (понижение давления воздуха в тормозной магистрали с одновременным ростом давления воздуха в тормозных цилиндрах).

Торможение бывает двух видов служебное и экстренное. Темп служебного торможения (0,1-0,4) атм./сек. Темп экстренного торможения 0,8 атм./сек.

Служебное торможение бывает полным (для полной остановки поезда) и ступенчатое (для регулирования скорости движения поезда). Полное служебное торможение выполняют снижением давления воздуха в тормозной магистрали за один прием на величину 1,5-1,7 атм. Ступенчатое торможение производится ступенями, первая из кот. 0,5-0,7 атм., вторая и все последующие не ниже 0,3 атм.

Экстренное торможение выполняют с полной разрядкой до нуля в случаях возникновения препятствия на пути движения поезда.

Отпуск (повышение давления воздуха в тормозной магистрали с одновременным понижением давления в тормозном цилиндре). Отпуск бывает ступенчатым и полным. Ступенчатый выполняется ступенями пот 0,2-0,3 атм. каждая. Полный отпуск выполняют повышением давления тормозной магистрали до поездного. Темп повышения давления при отпуске не играет роли.

Перекрыша (отсоединение питательной и тормозной магистралей). Необходим для того, чтобы растянуть во времени процесс срабатывания тормозов.

Сигналы применения ручных тормозов, подаваемые с локомотива.

3 длинных гудка.

Действия проводников в случае не отпуска автоматических тормозов.

В середине вагона - рычаг (похож на крюк), отпускающий тормоза, либо выкинуть красный флаг. Если состав не остановился - рвать стоп-кран.

Существует 2 вида пробы тормозов: полная и сокращенная.

Полная проба заключается в проверке целостности ТМ поезда, а также действия тормозов всех вагонов.

Полная проба делается в следующих случаях:

На станциях формирования перед отправлением поезда.

После смены локомотива

Перед выдачей мотор-вагонного поезда из депо.

На станциях, предшествующих перегонам затяжными спусками, где остановка предусмотрена графиком движения.

Полная проба проводится следующим образом:

После зарядки ТМ, осмоторщик подходит к локомотиву и подает машинисту сигнальной вертикального движения руки или фонаря (тормозить). Видя сигнял, машинист подает короткий свисток и производит торможение в обычном порядке, осмоторщик идет вдоль состава и смотрит, прижались ли колодки к колесным парам и на сколько мм вышли штоки ТЦ и так проверяется каждый вагон. Дойдя до хвостового вагона, если все в порядке, осмоторщик подает машинисту сигнал горизонтального движения руки или фонаря – «отпустить тормоза». Видя сигнал, машинист подает 2 коротких свистка и отпускает тормоза, осмоторщик идет назад и смотрит, отошли ли колодки от колесных пар и спрятались ли штоки в ТЦ. Если все нормально, он выдает машинисту справку «о тормозах». В справке должно быть указано следующее: станция, где проводилась проба, дата, номер локомотива, номер поезда, вес поезда, количество осей и какое требуется нажатие колодок в тоннах для этого веса, количество осей с рунными тормозами. В нижней части справки указывается фактическое нажатие колок в тонная после проверки и фактическое кол-во осей с ручными тормозами. Норма 100-60т (пассаж) 100-33т (грузовые). Внизу ставится подпись лица проводившего пробу.

Сокращенная.

Сокращенна проба тормозов заключается в проверке состояния ТМ поезда, под действием тормозов 2-х хвостовых вагонов, а у мотор-вагонного подвижного состава – под действием 1 хвостового вагона.

Сокращенная проба производится в следующих случаях:

1) После прицепки локомотива к составу, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов от стационарного устройства.

2) При смене направления движения поезда с головы на хвост, если меняется локомотив.

3) После смены локомотивных бригад или при смене кабины управления у мотор-вагонного подвижного состава.

Электро-пневматические тормоза. Применяются на пассажирских, электро- и дизель поездах. Пневматические тормоза обладают рядом недостатков: при торможении давление падает сначала в голове поезда, затем в середине состава и наконец в хвосте поезда. Соответственно тормозят вначале головные вагоны, потом средние, потом хвостовые, это приводит к увеличению тормозного пути и появлению вредных реакций в поезде. При отпуске тормозов отпускаются сначала головные вагоны, потом средняя часть и наконец, хвостовая. Это приводит к потере времени и, как следствие, увеличение расхода эл.энергии на электроподвижном составе или топливных тепловозах. От этих недостатков избавлены элкктро-пневматические тормоза. Все ВР доп. Оборудованы 2-мя электромагнитами: тормозным и отпускным. Эти электромагниты проводами соединены с проводами крана машиниста, а на кран доп. Установлены 2 микровыключателя: тормозной и отпускной. Если необходимо тормозить, то ручка крана ставится в тормозное положение, замыкается тормозной микровыключатель и эл.ток бежит к тормозным электромагнитам, т.е. включается и заставляет ВР работать на торможение, т.е. соединит ЗР с ТЦ. Эл.ток распространяется по поезду практически мгновенно, поэтому все вагоны тормозят быстро и одновременно. Тормозной путь поезда значительно снижается. При отпуске тормозов замыкается отпускной микровыключатель или эл.ток бежит к отпускным электромагнитам, которые заставляют ВР срабатывать на отпуск, т.е. соединяют ТЦ с атмосферой, все вагоны отпускают тормоза быстро и мгновенно.
После всякого разъединения рукавов в составе, перекрытие концевого крана в составе, после соединения рукавов вместе прицепке доп. Вагонов (при этом проверяются тормоза у всех прицепленных вагонов).

5) После стоянки пассажирского поезда более 20 мин., а грузового более 30 мин.

Сокращенную пробу может делать сама локомотивная бригада, справка о тормозах при сокращенной пробе не выдается.

Проба тормозов на эффективность.

После пробы тормозов на станции или перегоне (не важно какая: полная или сокращенная), проводится проба тормозов на эффективность. Машинист разгоняет поезд до 60 км/ч и производит торможение, и смотрит, как падает скорость, скорость должна упасть не менее чем на 10км/ч на определенном расстоянии. Если машинист видит, что тормоза не работают или работают плохо, он должен принять все меры к остановке поезда, для выяснения причины отказа тормозов; проверка делается на благополучном профиле пути, т.е. на площадке или на спуске.