Абрамова г с возрастная психология. Психология развития и возрастная психология

Галина Сергеевна Абрамова

Психология развития и возрастная психология

(издание исправленное и переработанное)

Учебник для вузов и ссузов

© Г. С. Абрамова, 2018

© Издательство «Прометей», 2018

* * *

Посвящаю с любовью и благодарностью светлой памяти моих родителей – Абрамовой Нины Михайловны и Абрамова Сергея Владимировича


Так получилось, что книга, написанная мною для самой себя, стала учебником. С того дня, когда я писала её первые страницы, прошло много времени. Сегодня это время измеряется уже годами. Изменилось всё – страна, в которой я живу, моё семейное положение, мой возраст и даже способ, каким я пишу эти строчки. Неизменными для меня осталась только любовь к людям и желание делиться увиденным и пережитым. Психология развития и возрастная психология – очень живые области знания, они ежедневно пополняются новыми данными о жизни людей в разных культурах. Рождаются и умирают теории и гипотезы, но остаётся жажда людей к познанию собственного назначения, механизмов и закономерностей собственного развития. Эта жажда создаёт разные виды знания, одно из них – научное. Читатель составит о нём своё мнение и по моей работе, а мне остаётся надеяться на возможность обратной связи.

Дания: весна – лето 2008, весна – лето 2017

Предисловие

Интерес человека к самому себе естественен и обоснован. Интерес к другим людям часто имеет совсем другие причины, и разнообразие их столь же велико, как и разнообразие человеческих судеб. Наука пытается анализировать жизнь людей, организуя непосредственный живой интерес людей друг к другу с помощью теорий, категорий, понятий и других средств и способов мышления, которыми обладают люди науки. Результаты их работы позволяют увидеть в едином потоке человеческих жизней те уникальные, воспроизводящие жизнь человека как человека факты, законы и закономерности, увидеть и понять, что каждый человек воспроизводит в своей судьбе человеческое и создает своей жизнью свое, расширяющее, уточняющее, дополняющее представление, знание о том, что есть человек.

Жизнь устроена так, что рано или поздно любой из нас сталкивается с жизненной ситуацией, которая заставляет обсуждать, ставить, формулировать вопросы: «Что со мной происходит? Почему это со мной происходит?». Так человек встречается с необходимостью нового знания о самом себе. Здесь и приходит на помощь наука, предлагающая обобщенное знание, в котором можно (думаю, что нужно) найти ответ на вопросы о том, что происходит со мной.

Ответы могут быть самые разные, но все они будут отнесены к тому периоду жизни, который человек переживает, а периоды бывают разные: критические, сензитивные, стабильные. Каждый период имеет свое происхождение и, в известном смысле, может быть предсказан даже самим человеком, если он умеет (научился, захотел научиться) анализировать свою жизнь.

Такую возможность анализа своей и чужой жизни дает психология развития и возрастная психология, одна из самых сложных и интересных отраслей современной психологии. Без знания о периодах жизни человека нельзя работать учителю в школе, воспитателю в детском саду, врачу в больнице, адвокату в суде, психотерапевту в клинике. Без этого знания трудно быть мамой, папой, дедушкой, бабушкой и… даже ребенком (особенно взрослым ребенком).

Слушатели и студенты, которым я читала курсы по психологии развития и возрастной психологии, спецкурсы по конкретным проблемам, всегда с интересом относились к фактическому материалу и с большим трудом воспринимали теорию психологии. Однако, проходили годы, и, встречаясь с повзрослевшими студентами – уже учителями, психологами, мамами и папами, слышала от них слова о том, что важно «какое-то общее знание о жизни».

Наверное, похожего знания когда-то я искала сама. Для меня это стало своего рода читательским заданием. Его я и попробовала выполнить в этой книге.

Я бесконечно благодарна всем читателям моих книг, кто нашел в себе силы и время на то, чтобы поговорить со мной о них.

Еще раз выражаю свою бесконечную любовь моей семье за помощь и поддержку в работе.

Беларусь, январь 1999 г. Дания, май 2017 г.

Что такое психология развития и возрастная психология?

Учёный обладает готовыми понятиями и будет пытаться объяснить «факты» при помощи этих понятий, таким образом, он будет подходить предвзято, будет глядеть сквозь определённые очки и, как знать, будут ли эти очки пояснять или искажать картину?

Мать близко знает своего ребёнка, однако по большей части это знание на данный момент. Если психология вооружит её определёнными точками зрения, которые сделают ясными основные черты развития, она лучше сумеет следить за своим ребёнком.

К. Коффка

– Психологов развелось, а толку от них – никакого.

(Из разговора).

Ключевые слова: наука, предмет науки, закономерность, «Я» исследователя, психическая реальность, возраст, картина мира.

В результате изучения данной главы студенты должны:

знать особенности научного знания;

уметь различать бытовое и научное знание;

владеть понятием психическая реальность.


Я могла бы продолжить эпиграф цитатами из других авторов, но позволю привести себе только один – тот, который чаще всего встречается в разговоре со взрослыми о детях. Это вопрос – риторический, эмоционально насыщенный, чаще тревожный, чем оптимистичный – Что с ним дальше будет?

Возрастная психология – это наука. Серьезная, академическая наука, состоящая из нескольких разделов – отраслей, каждый из которых изучает какой-либо возраст – от младенческого до старческого (детская психология, психология дошкольника, геронтопсихология (это о стариках).

Как всякая наука, она обсуждает вопрос о своем предмете, методах, методиках, критериях истины, спорит о наличии этой истины в той или иной теории. Как всякая наука, она стремится описать свой предмет в специальных терминах – научных понятиях, отделить его от предметов других наук, даже родственных, например, от общей психологии, психофизиологии, тоже изучающих возраста: те большие биологические часы, которые начинают свой ход с момента зарождения человека. Всем известно направление движения этих часов – от рождения к смерти. Ход их неумолим, он определен самой природой, и, очевидно, что каждый человек подчиняется этому ходу. Но это скорее лирическое отступление, чем описание предмета возрастной психологии.

Возрастная психология пытается изучить закономерности психического развития человека, нормального человека. Таким образом, она ставит важнейшие вопросы о существовании самих закономерностей, о степени их всеобщности, то есть обязательности для всех. В то же время появляется вопрос (и весьма конкретный) о том, что такое психическое развитие и кто его может определить, Кроме того, встает вечный философский вопрос о том, какого человека считать нормально развивающимся.

Если вы отнесете эти вопросы к себе в таком, например, виде, то почувствуете, насколько они могут быть важными для вашей судьбы:

– Нормальный ли я человек?

– Развитый ли я человек?

– Соответствует ли мое развитие моему возрасту?

– Что изменится (и изменится ли вообще) в моем внутреннем мире с возрастом?

– Смогу ли я сам изменить себя?

Эти же вопросы можно задать в отношении любого человека. Точность ответа на них может существенно повлиять на судьбу человека – на его собственные решения и решения других людей, от которых могут зависеть его важные личные события.

Возрастная психология изучает не только то, что происходит с человеком сегодня, она располагает данными о том, что может быть в жизни человека вообще, так как пытается изучить всю его жизнь. Естественно, что каким-то возрастам уделяется большее внимание, а каким-то – меньшее. Происходит это, как писал Э. Фромм, отчасти потому, что «ученый, занимающийся изучением человека, более всех других исследователей подвержен воздействию социального климата. Это происходит оттого, что не только он сам, его образ мыслей, его интересы и поставленные им вопросы детерминированы обществом (как это бывает в естественных науках), но также детерминирован обществом и сам предмет исследования – человек. Каждый раз, когда психолог говорит о человеке, моделью для него служат люди из его ближайшего окружения – и прежде всего он сам. В современном индустриальном обществе люди ориентируются на разум, их чувства бедны, эмоции представляются им излишним балластом, причем так обстоят дела и у самого психолога, и у объектов его исследования».

С этим трудно не согласиться. В связи с этим вспоминаются слова Д. Б. Эльконина, сказанные на одной из лекций по детской психологии: «Я стал по-настоящему психологом только тогда, когда родился внук».

Название: Практическая психология.

Учебник освещает вопросы профессиональной этики и практической психологии, психодиагностики, психологической коррекции и психотерапии Автор на многочисленных примерах раскрывает проблемы психологического консультирования, взаимодействия психолога с представителями смежных профессий (педагогами, врачами, юристами социальными работниками)
В «Практикуме по психологическому консультированию» дополняющем учебник, даны практические задания на освоение техники психологического консультирования.
Издание предназначено для студентов, изучающих психологию, а также для всех специалистов, работающих с людьми.

Возможно, идеалом современного знания должен стать новый синкретизм. Именно новый, то есть не только вспомненный, но и построенный заново В П Зинченко, Б Б Моргунов
Хотелось бы усилить свой эпиграф повторением слова «возможно», поставив после него знак вопроса как риторический. Другими словами, заведомо оставив его без ответа, т. к. не только не знаю однозначного, но и потому, что происходящее сегодня в отечественной науке далеко небезразлично и требует уточнения и обозначения собственной позиции по заявленной в названии теме.
Прежде всего, хотелось бы уточнить, что в психологии как и в любой науке работают не только ученые. Б. Рассел говорил об этом так. «Человек пауки (я не имею в виду каждого, так как многие люди науки не являются учеными, -- я говорю о человеке науки, каким он должен быть) -- это человек внимательный, осторожный, последовательный, он опирается только на опыт в своих выводах и не готов к всеохватывающим обобщениям, он не примет теорию лишь потому, что она изящна, симметрична и обладает синтетическим характером; он исследует ее в деталях и в приложениях».
Б. Рассел, описывая понятие «наука», естественно не преминул упомянуть о том, что наука - это прежде всего знание особого рода, которое стремится найти общие законы, связывающие множество отдельных фактов. Наука равноправна с искусством как поиск истины, она же обладает практическим значением, которого нет у искусства. В силу этого возникает особая форма, я бы сказала, беззащитности научного знания, т. к. не наука решает как будут использованы ее плоды. Она сама по себе не обеспечивает людей этикой, а только показывает путь достижения цели или невозможность движения по какому-то пути, к какой-то цели. Но выбор между целями, желаемыми для достижения, определяется не только научными соображениями - это путь, на котором наука встречается с жизнью в виде этики.
По-моему, сегодня эта встреча для большинства людей, работающих в психологии как в науке, произошла (или происходит) с предельной определенностью, с требованием уточнения и обозначения (в который раз в истории психологии!) ее предмета, методов, основных принципов строения научного знания, т. е. всех тех образующих науки, которые определяют ее существование, как особой деятельности, предполагающей поиск истины (хотелось бы выделить это слово).

Содержание
Глава 1 О «ВЕЧНЫХ» ПРОБЛЕМАХ РАБОТЫ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

§ 1. Психологические проблемы методологического обоснования в психологии как науке
§ 2. «Данность» как методологическое понятие в современной психологии
§ 3. Роль гуманитарного знания в картине мира современного человека
Глава II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭТИКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Глава III ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

§ 1. Понятие о психологической информации и способах ее получения
§ 2. Модель профессиональной деятельности практического психолога
§ 3. Понятие о социальном заказе на работу практического психолога
§ 4. Понятие о психологической задаче и психологической помощи
§ 5. Методические основы решения психологических задач
Глава IV ПСИХОДИАГНОСТИКА
§ 1. Методологические основы получения психодиагностических данных
§ 2. Получение психологической информации в работе психодиагноста
§ 3. Особенности использования психодиагностических данных при оказании психологической помощи

§ 5. Критерии эффективности практической работы психодиагноста
Глава V ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
§ 1. Методологические основы организации психологической коррекции
§ 2. Особенности получения психологической информации для организации психологической коррекции
§ 3. Особенности использования психологической информации для организации психологической коррекции
§ 4. Проблемы эффективности психологической коррекции в работе практического психолога
Глава VI ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
§ 1. Методологические основы психологического консультирования
§ 2. Интервью как основной метод психологического консультирования
§ 3. Индивидуальное консультирование
§ 4. Групповое консультирование
Глава VII ПСИХОТЕРАПИЯ
§ 1. Психотерапия как профессия психодога
§ 2. Основные методы психотерапевтического воздействия
§ 3. Особенности взаимодействия психолога и клиента при индивидуальной психотерапии
§ 4. Групповая психотерапия
§ 5. Проблема показателей эффективности психотерапевтической и консультационной работы практического психолога
Глава VIII ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГА С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СМЕЖНЫХ ПРОФЕССИЙ
§ 1. Учитель (педагог) и психолог
§ 2. Психолог и юридическая практика
§ 3. Врач и психолог
§ 4. Социальный работник и психолог
ПСИХОЛОГИЯ В МЕТАФОРАХ И ОБРАЗАХ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКА СО ВЗРОСЛЫМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Практическая психология - Абрамова Г.С. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

АБРАМОВА Г. И.

А 16 Введение в практическую психологию. - М" Междуна-

родная педагогическая академия, 1994.-237с. ISBN

Наука о человеке - психология - позволяет видеть в бес-

конечном разнообразии людских судеб гармонию и целесо-

образность- Овладеть научной позицией в изучении челове-

ка - значит не только научиться фиксировать факты его

жизни, но и видеть перспективу его изменения. Этим целям

служит данное учебное пособие.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Г. С. АБРАМОВА

ВВЕДЕНИЕ

в практическую психологию

Издание второе,

исправленное и дополненное

МОСКВА -1994

Практическая психология ^J^^-^

в н^ей жи. ни. Интеле ^"Р^^ областями знания^

Гс^^еГ^иеТиТ^Но ^^Г^

удовлетворить до конца, ^^ечное разнообразие впе^а^

Работа с людьми дает бескон^ ^^атизировать, обоб-

лений о них, которое ^^^этим разнообразием е

щить, осмыслить, чтобы во^^ человеческой жизни, 1а

Опустить и закономерное и в^"^° о человеке - психоло-

^о позицию позволяет занять на>ка о ^^^ науки-она

^ При всей ее ^^^^детьв бесконечном разнооб-

обостряет зрение, "^^^^ и целесообразность.

пазии человеческих судеб "Р""""^цении человека-значит

^ Овладеть научной позиции в ^У^^ ^^ни, но и ви-

не "ольк^о научится фикси^ь Ф^^^ ^"^нный в этом

де^ перспективу ^^^^ателей к этому, мы будем

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

1. Понятие о психологической информации и способах

ее получения.

Что такое информация о человеке? Это могут быть кон-

кретные знания о конкретном человеке, это могут быть и

знания о его близких, о социальной и экономической обста-

новке его окружающей, это могут быть знания, характери-

зующие его как биологическое существо и т. п. Все эти зна-

ния позволяют судить о поле, возрасте, способах мышления

человека, его чувствах и желаниях, о его возможностях дей-

ствовать в окружающем мире. О человеке говорят и предме-

ты, созданные и используемые им.

Есть очень интересная точка зрения на происхождение

человеческой истории, высказанная академиком Поршне-

вым Б. Ф. Она основана на понимании материальных потреб-

ностей человека, его нужды в конкретных предметах или

свойствах этих предметов: остром ноже, длинном копье, ем-

ком сосуде и т. п. Поршнев Б. Ф- утверждает и убедительно

доказывает, что норма поведения каждого человека в перво-

бытном обществе состояла в том, "то он раздаривал резуль-

таты своего труда. Другими словами, производя больше, чем

было нужно для восстановления сил, затраченных на произ-

водство, человек стремился угостить и одарить других. Как

отмечал Б. Ф. Поршнев, <на заре истории лишь препоны ро-

дового, племенного, этнокультурного характера останавлива-

ли в локальных рамках <расточительство> и тем самым не

допускали разорения данной первобытной общины или груп-

пы людей>."

<Отдать>-это норма отношений в первобытном общест-

ве, это форма воздействия на другого человека с помощью

добытого из природной среды продукта, средства обеспече-

ния жизненных благ.

") Б. Ф. Поршнев <О начале человеческой истории>, М" 1974, с. 405.

до возьми его себе.

А может быть, такой.

Возьми орех. ^ возьми мой банан-

Беру. Хороший орех. А ть ^о функцию,

^ес" предметы выполняют ^^ощыонзвсстныхим

^0 гопали в поле ^"Р^^е может быть пер. да-о ^

^^^^^^^^- ^^^^-^

^^ошение заиптересоваиности ^^^ взаим. ои при-

Чечовек может сам "Р^"^^е^в качествах предме-

Э::^" закон ра^-

^^ции одного человека. ^^^,^"

Как писал Б. Ф.Поршнев,^^^^^^ ^рной

^п^ть действия, не диктуемые его^ ,"а…счие 1^очзво-

^ой Человек стал "РИ^^Р^^ ,ооое вк…ю. aлo в

^х им предметов, н^^^вало ^ с.^.^- и-

себячеловеческиеотношения^р^ J^^^ ^,^ого

Чтобы был установлен "Р^^^^ое им, общество со-

чел^века отдавать и А^^^цин пределов дарения.

здало специальные иоР^^^^ь множество человеческих

э^о привело к тому, ^ ^J^a по разным, даже слу-

общностей, обособленных дру

чайным признакам. Общие нормы регуляции процесса отда-

вания произведенных благ объединяли их и одновременно ог-

раничивали от других общностей. Эти общие нормы и фикси-

ровались в едином для общности людей языке, который вы-

полнял главную функцию-воздействие на другого челове-

Недаро", многие лингвисты предполагают, что глаголы

более древ1;пе чем существительные, при этом глаголы были

сначала 1ю;л"д."1тольными, повелительными, воздействующими

непоср^^с. г^по на действие человека. Повелительную функ-

цию г. ыполияет глагол во всех временах: начали! начинайте!

начин;1ть! начнем! от глагольным существительным-нача-

Из ^.".-к^кенной выше гипотезы академика Б. Ф. Поршне-

ва, МО/к":!) выделить следующие особенности информации о

че"1.!."::;i i.(/:,uina другими людьми и передана человеку

через;:;).. ".т iiJH слово; цель передачи этой инфчрм. чцпи-

вс^з.^спчвис. и…". c"."eiiHe действий человека; эта информация

объедп ^с) че-ювека с одними людьми и одновременно разъ-

единяет с другими.

HiaK. в;i-l\i: c,",^lice свойство информации о индивидуаль-

ности!;(\"i)^"Ka - она создана другими, передается ему и

после \CG:;c: n,i становится основой саморегуляции.

0д1;<"ко, психологическая информация принимается чело-

веком от других людей через воздействие их на него. Это воз-

действие имеет разную силу: от минимальной-только слег-

ка меняющей рисунок действий, до максимальной-разру-

шающей необратимо действия человека.

Видимо, в процессе истории человеческого общества для

регуляции гилы воздействия людей друг на друга появились

специальные, м. хагизмы. Л1ожно согласиться, что Б. Ф. Пор-

шневым, что важнейшим приобретением человечества стало

молчание I^IK реакция на воздействие или бездействие. Мол-

чание, бгу1я"1ствне Б. Ф. Поршнев справедливо называет <во-

ротами к мышлению>, ато первый шаг в становлении внут-

реннего MH"L)a человека.

Защитные механизмы личности, которые сегодня подроб-

но описаны психологами, тоже можно рассматривать как

барьеры на пути воздействия одного человека на другого.

Проекция, регрессия, вытеснение, замещающая деятельность,

сублимация и другие защитные механизмы личности выпол-

няют роль фильтров в получении информации о себе от дру-

гого человека. В этом проявляется диалектический закон

единства и борьбы противоположностей: есть воздействие че-

вас человека чеЛове-

ловеКа на ^^^^^м ^^нейшее, -

ку возникшее и су^ ^озможностьопис^^_онади-

^" Таким обР"^^сихологическоя ^Ф^^ует соотне-

наш взгляд, ^^ статистический ^^^б/дут^. ^-

намична, ^^^^^ контекстом-^^о^" характеризуя

сения с более ш^^ ^формации. Н^^^ент временной

стоящим сооб^ Обязательно ввоД^^ ^^^ он пре^

какого-то ^^^о? всегда ли ">^^,о с ним буде^

отнесенности^^ ^^^ он был раньше, ^кая

ставляется сегодни содержательно "^^о быть,

Проблемы возрастной психологии, рассматриваемые в книге, подчинены основной теме - становлению человека, формированию жизненной позиции, обеспечивающей его полноценное существование в нашем непростом, меняющемся, а порой и опасном, мире. Книга адресована студентам-психологам, философам, социологам и всем тем, кто интересуется проблемами современной психологии.

Предисловие

Я много лет не занималась научной работой в области психологии развития;

Отстраненность научного знания от обыденных жизненных фактов не была для меня столь вопиющей;

Мое стремление помочь людям, в силу моего профессионального долга, не приносило удовлетворения;

Ежедневные события жизни не ставили под сомнение ее ценность;

Не существовало тревоги за будущее... Эта книга написана

Потому что есть на свете труды, все их перечислить невозможно, в которых о человеке пишут не только как об испытуемом, но как о самоценном и значимом;

Потому что люди, с которыми меня сводила и сводит профессиональная деятельность, просили и просят ответа на вопросы об осуществлении жизни - их собственной или жизни близких; потому что они хотели быть услышанными и понятыми;

Потому что надо было искать способы сообщения человеку информации о том, что он услышан и понят;

Потому что это, прежде всего, путь построения текста словесного текста, обращенного к слушателю; потому что существует мировая художественная литература и наука, которые и есть этот текст, потому что, в конечном счете, таинство осуществления живой жизни выразить невозможно...

Я не писала и одновременно писала учебник по возрастной психологии. Это текст, который хотелось сделать таким, какой я когда-то, в студенческие годы, искала в библиотеках университета.

Что хотелось показать читателю прежде всего? Понимание человеком человека зависит от выбранной позиции. Именно позиция ученого, поэта, исследователя, наблюдателя, гуманиста, идеолога, испытуемого и любимого позволяет многое поставить на свои места. Понятие позиции для меня очень важно, я бы даже сказала, пристрастно важно.

Хотелось показать использование разных способов понимания человека для описания закономерностей жизни, поэтому в тексте есть и статистика, и кривые закономерностей, и схемы, и стихи, и отрывки из художественной литературы, и многое другое...

В учебнике раскрываются основные понятия и категории, анализируются актуальные вопросы возрастной психологии и научные исследования, связанные с ними. Содержатся факты, закономерности и теории психического развития современного человека. Подготовлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и охватывает все основные темы курса?Возрастная психология?, преподаваемого в вузах. Для студентов высших учебных заведений, изучающих психологию как специальный предмет, специалистов и читателей, занимающихся вопросами возрастной психологии.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.