Что такое возраст личности. Как определить социальный возраст личности? Основные периоды земного пути людей

Психологический возраст личности? Это уровень психического и умственного развития, характерный для определенного возраста человека. В этой статье вы найдете информацию о том, как узнать психологический возраст, какие существуют его особенности и можно ли его изменить.

Тяжкий груз

Один человек может в 20 лет быть отягощен грузом проблем настолько, что его психическое развитие уходит далеко вперед. Он сам ощущает себя слишком взрослым для своих лет и ведет себя так, будто ему лет тридцать: заботится о младшем брате или зарабатывает деньги на лечение больной матери вместо того, чтобы веселиться в ночных клубах.

В данном случае психологический возраст человека явно опережает биологический. Другая персона в сорок лет играет в компьютерные игры, может "сорваться" и внезапно уехать в путешествие, не стремится обзавестись семьей и детьми, считает, что это ограничит его свободу. Его психологический возраст, наоборот, отстает (или запаздывает).

От чего это зависит?

Твой психологический возраст зависит от того, как ты относишься к жизни. Это приходит с опытом, с пережитыми проблемами или, наоборот, с их отсутствием. Но все можно изменить, поэтому отчаиваться раньше времени не стоит!

Стадии психологического возраста

Многие отечественные и зарубежные психологи пытались систематизировать стадии и выделить возраста, основываясь на каком-то одном критерии, поэтому существует множество различных периодизаций. Разбираться в научных терминах - удел ученых, мы возьмем одно из описаний, составленное Эриксоном.

Он выделил 8 ступеней, на основе которых может быть выделена возраста:

На примерах

Основываясь на вышесказанном, можно определить психологический возраст сорокалетнего мужчины, который никак не может расстаться с одной социальной группой (рок-музыка) и всячески пытается связать себя с ней (носит соответствующую одежду, посещает рок-концерты) - как «19 лет». Но не все так однозначно. Если этот же мужчина создал семью, заботится о жене, детях и родителях, его возраст уже «30 лет» (с учетом юношеского увлечения рок-музыкой).

Как узнать психологический возраст?

В журналах часто можно найти множество тестов на определение психологического возраста. В них встречаются вопросы вроде "Побежите ли вы к остановке, если увидели, что подходит нужный вам автобус?" или "На что вы обычно тратите свои деньги?". Результаты разных тестов у одного и того же человека могут отличаться. Можно пройти несколько тестов и высчитать среднее арифметическое из полученных результатов.

Если интерес к собственному психологическому возрасту исходит не из праздных побуждений, то поможет разобраться в себе психолог. Ведь это не просто тест, определяющий ваш возраст по галочкам, поставленным в ответах, а человек, оценивающий вашу личность целиком: ваш вид, позу, жесты, голос, фразы, ваше отношение к себе и к другим, ваши цели и стремления. Все это имеет значение.

Можно ли изменить свой психологический возраст?

Итак, тесты пройдены, возраст определен. Если психологический возраст не сильно отличается от биологического, повода для беспокойства нет. Но что делать, если разница существенна? Сильное отставание в психическом развитии - это инфантилизм, несамостоятельность, неумение взять на себя ответственность за содеянное, притупленное чувство вины, вечные поиски предназначения и страх близких, доверительных отношений. Сильное опережение тоже плохо. Это преждевременное "старение души". Человек чувствует себя морально уставшим, его мало интересуют творческое самовыражение, он перешагнул и через период создания семьи. Осталось только чувство досады от прожитой в психологическом, но не прожитой в реальном возрасте, жизни.

Как это сделать?

Как узнать психологический возраст, вы уже поняли, а вот как его изменить? Сделать это можно. Но это значит изменить себя. Для начала нужно осознать свои слабые места: где именно, в каком периоде жизни вы застряли, почему не можете оставить этот период в прошлом, что мешает двигаться дальше, или почему "перескочили" через значимые периоды своей жизни, не успев их прожить. Проанализировав все это, можно начать корректировать проблемы. Но подчас привычки оказываются сильнее желания что-то менять. В этом случае поможет психолог. Он направит ваши мысли и действия в нужное русло.

Вывод

Надеемся, из этой статьи вы почерпнули новую информацию о том, как узнать психологический возраст, какие основные его особенности и характеристики бывают, можно ли его изменить. Советуем проходить вам только проверенные тесты, а не созданные непрофессионалами. Именно поэтому обращение к психологу будет самой удачной идеей. Если же такой возможности нет, просмотрите хотя бы несколько доступных тестов и выберите тот, о котором известно больше всего информации. Удачи вам и гармонии в душе и теле!

Ученые выделяют три возраста помимо календарного: социальный, биологический и психологический. Что такое психологический возраст личности? Биологический, понятно - это то, как хорошо сохранилась барышня (имеется не только внешность, но и состояние внутренних органов). Социальный возраст – это сколько лет ей дают окружающие. Психологический возраст – внутренне соответствие. Порой психологический возраст не совпадает с биологическим. Почему так происходит? Как с молодящимися стариками и не по возрасту взрослыми парнями?

Три сущности

Психологический возраст личности составляют три сущности – ребенок, подросток и взрослый. Такие характеристики, как любопытство, радость находятся под влиянием «ребенка». «Подросток» отвечает за творческое развитие, «взрослый» контролирует все, что происходит с ним и вокруг него и отвечает за свои поступки. Если между этими тремя сущностями царит гармония, то личность считается самостоятельной и зрелой. Если же одна из этих сущностей преобладает, то психологический возраст человека сильно разнится с тем, что обозначен в паспорте.

Возраст 7-12 лет

Первый психологический возраст личности называется «прелестный малыш». Таких людей психологи называют носителями синдрома Питера Пена. С одной стороны беззаботный Питер Пен – очаровательный малыш, который хочет принимать участие во взрослой жизни. С другой – эгоист и монстр, полагающий, что мир должен крутиться вокруг него. Необходимость зарабатывать, ответственность – все это навевает на Питера Пена страх и скуку. Он любит вечеринки, видеоигры, прожигать жизнь в клубах и на диване. В 30-40 лет у него нет ни семьи, ни стабильной работы, ни желания их иметь. Все заработанные деньги он пускает на новые удовольствия.

Выстраивание отношений

Питеры Пены делят всех на полезных и тех, кого можно использовать по необходимости. Но верных друзей у него нет, потому дружба – это обязательства, которые Питер Пен не хочет блюсти. Как общаться, если большим ребенком оказался бой-френд, который постоянно капризничает, обижается и обзывается? Молодой человек, который остался в возрасте 12 лет, может стать хорошим тусовщиком, с которым можно поразвлечься, но не строить серьезные отношения. Питер Пен не приспособлен к бытовой жизни, за ним нужно постоянно следить. В женщинах он ищет поддержку, заботу, материнскую любовь. Если повлиять на него, он может достигнуть карьерного успеха.

Возраст 16-18 лет

Этот психологический возраст называется «вечный подросток». Он постоянно вступает в борьбу с жестоким миром, проявляет максимализм и нигилизм. У него огромное желание состояться в жизни, для чего он проявляется невероятную силу воли. Но его минус: низкая самооценка, которую он повышает за счет кого-то. «Подростки» не оглядываются назад и готовы шагать по трупам, что позволяет им достигать успеха в карьере.

Выстраивание отношений

С близкими складываются у «подростка» сложные отношения. Такой бой-френд считает, что родных, девушку, друзей можно унижать, помыкать ими, ведь они все равно любят. Как общаться и строить отношения с «подростком»? Молодые люди, которые относятся к этому психологическому типу, могут иметь семью, но они не будут верными и заниматься детьми они тоже не будут. Только ежедневные сюрпризы и разные роли помогут девушкам сделать из «подростка» семьянина.

Возраст 60-70 лет

Если в человеке «спят» «подросток» и «ребенок», то он превращается в суперстар. Как выстраивает свои с близкими глубокий старик? Он не любит развлечений, постоянно строит планы, критикует всех, старается не отступать от намеченного. Такие люди не любят перемены, поэтому им свойственно долго работать на одном месте. Он ответственный и считает, что все должны быть такими же.

Выстраивание отношений

Как общаться с таким типом? Молодой человек-брюзга вряд ли будет романтичным в отношениях. Свои чувства он проявляет сухо или держит их в себе. В отношениях он командир. Но если его о чем-то опросить, он сделает все. Ласка, нежность, забота – вот тактика общения с ним. Больше интересуйтесь его работой и хвалите его деловые навыки.

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ. 4

1.1 Возрастная психология. 4

1.2 Понятие возраста в психологии. 5

1.3 Периодизация развития в отечественной и зарубежной психологии. 6

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ И ЛИЧНОСТЬ. 10

2.1 Психологический возраст и самоосознание. 10

2.2 Искажения психологического возраста. 14

2.3 Особенности восприятия болезни пациентами разного возраста. 17

ВЫВОДЫ.. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20

ЛИТЕРАТУРА.. 21

ВВЕДЕНИЕ

Возраст (в психологии) - категория, служащая с целью обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обуславливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.

Психологический возраст - физический возраст, которому соответствует человек по уровню своего психологического развития.

Актуальность темы высока, т.к. многие исследователи сегодня обращают внимание на значение психологического возраста, зависимость уровня заболеваемости от состояния психики, того, насколько человек себя чувствует.

Цель работы – исследование психологического возраста

Задачи работы – изучение понятия возрастной психологии

Изучение основных периодов развития человека и теории возраста;

Рассмотрение принципов диагностики и исследования психологического возраста.

1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

1.1 Возрастная психология

Возрастная психология - раздел психологии, где изучается онтогенетическое развитие психики, его качественные этапы и закономерности перехода от одного этапа к другому. Каждый возрастной этап характеризуется теми специфически возрастными задачами освоения окружающего мира и культуры, которые решаются при помощи формирования новых видов поведения и деятельности.

Составляющими предмета возрастной психологии являются:

Изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти...)

Эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) - революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;

Понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.

Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Закономерности, механизмы и движущие силы психического развития;

Детство - предмет возрастной психологии по Обуховой - период усиленного развития, изменений и обучения.

В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.

2. Проблемы современной возрастной психологии

Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;

Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);

Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;

Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.

Выделяется 3 раздела возрастной психологии:

Детская психология (от рождения до 17 лет);

Психология взрослых, зрелых возрастов;

Геронтология или психология пожилого возраста.

1.2 Понятие возраста в психологии

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);

2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);

3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается:

а) умственный возраст

Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель». Психолог вычисляет IQ - интеллектуальный коэффициент:

умственный возраст x 100%

IQ = хронологический возраст

б) социальная зрелость - SQ - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)

в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

1.3 Периодизация развития в отечественной и зарубежной психологии

Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.

Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:

I. Для первой группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.

1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):

0-3 года раннее детство

3-5 лет дошкольный возраст

6-12 лет начальное школьное образование

12-16 лет обучение в средней школе

17 и старше высшее или университетское образование

2) Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смену зубов.

0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство

2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов

6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)

II. Для второй группы характерно построены на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия.

1) Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.

0 - 1год оральная стадия (эрогенная зона - слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного «Оно» формируется «Я»).

1 - 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).

3 - 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я».

5 - 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

12 - 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.

2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.

Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур (см. упрощённую схему, данную в таблице). Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций.

Основной критерий - интеллект.

От 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).

У каждого человека, в том числе ребенка, можно исследовать и определить , который, кстати, будет иметь влияние на биологический возраст, а последний — на хронологический (паспортный), т.е. психологический возраст человека и прямо и косвенно влияет на качество и продолжительность жизни людей.

Психологический возраст — ступени развития

В процессе онтогенетического развития индивида (развитие психики с детства) будет зависеть от родительского воспитания (программирования сценария жизни), социальной среды, образовательного и экономического статуса ближайшего окружения ребенка.


При неправильном развитии психики и личности человека (ошибках в воспитании) его психологический возраст не будет соответствовать хронологическому, т.е., например, ребенок может быть психологически слишком «зрелым», а взрослый, наоборот, может часто проявлять детское мышление и поведение, вплоть до инфантильности .

В связи с несоответствием психологического возраста и хронологического, человек может стать физиологически зрелым, при том, что психологическая зрелость может не наступить и до старости. Такое несоответствие ярко проявляется в переходные возрастные периоды: пубертатный, подростковый возраст, когда физическое тело развивается быстрей, чем психика…наступает психологический кризис … а также средний возраст , когда кризис наступает из-за незавершенных ситуаций в подростковом развитии…

По статистике , люди слишком быстро психологически взрослеющие (т.е. психологически старше своего хронологического возраста), как правило быстро живут и рано умирают, хотя эта короткая жизнь может быть довольно качественной. Те же, кто развивается и взрослеют медленнее и не соответствуют паспортному возрасту (т.е. психологически младше, не зрелые), могут жить подольше, но, как правило, их жизнь больше похожа на пассивное существование…многие из них неудачники…


Каждому хронологическому возрасту должен соответствовать возраст психологический, т.е. психическое развитие ребенка и взрослого, на разных возрастных этапах, должно происходить в соответствии с возрастными нормами (хотя, точности в возрастных нормах нет), тогда человек будет жить и качественно и долго…

Еще в Советском Союзе были приняты следующие нормы возраста:

  1. Младенчество: от рождения до года
  2. Раннее детство: от 1 до 3
  3. Дошкольный возраст: от 3 до 6-7
  4. Младший школьный возраст: от 6-7 до 10-11
  5. Подростковый возраст (отрочество): от 10-11 до 15
  6. Юношеский возраст:
  • Первый период (старший школьный): от 15 до 17
  • Второй период: от 17 до 21
  • Зрелость:
    • Первый период (молодость): от 21 до 35
    • Второй период (зрелость — средний возраст): от 35 до 60
  • Пожилой возраст: от 60 до 75
  • Старческий возраст: от 75 до 90
  • Долгожители: свыше 90
  • Пройдите онлайн психодиагностику.