Роскошь а средство передвижения но. Жена-еврейка - не роскошь, а средство передвижения. История одной машины

Или люди сделают так, чтобы в воздухе стало меньше дыма, или дым сделает так, что на Земле станет меньше людей.
Л.Дж.Баттан

Тема урока: “Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения..”.

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о принципах действия двигателей внутреннего сгорания (ДВС, карбюраторных и дизельных), о видах топлива и физико-химических процессах в природе.
Способствовать развитию самостоятельности, целеустремленности, аналитического мышления учащихся.
Воспитывать бережное и разумное отношение к окружающей среде. Прививать интерес к химии и физике.

Тип урока: интегрированный урок усвоения знаний на основе имеющихся.

Вид урока: пресс-конференция.

Оборудование: модель ДВС, рисунки и таблицы, коллекция “Виды топлива”, “Нефть”; буклет (Приложение 1 ), бейджики (Приложение 2)

Формы работы: в процессе подготовки – изучения научной литературы, в ходе урока – взаимоинформация учащихся, ведение тезисных записей.

I. Обоснование значения темы и цели урока. (Слово преподавателей химии и физики, план пресс – конференции.)

Вступительное слово учителя физики:

Звучит музыкальный фрагмент песни “Автомобили”. Ребята рассаживаются по местам. “В эфире – радио России! Большой вред причиняют транспортные средства окружающей среде. Доля автотранспорта во вредных выбросах в атмосферу доходит до 80%. Всего по России на долю автомобильного парка приходится свыше 24млн т выбросов в год. Выхлопные газы ДВС вызывают 70% детских болезней. Считают, что болезни человечества на 68% вызваны вдыханием отравленного воздуха. Так, вероятность заболевания раком на 57–80% зависит от состояния окружающей среды”.

Вступительное слово учителя химии:

В России выбросы вредных веществ в атмосферу автотранспортом год от года возрастают. Это сотни тысяч тонн. Причём эти тонны выбрасываются не в верхние слои через высоченную трубу ТЭЦ, а в зону дыхания. На сегодняшнем уроке обсудим проблему загрязнения окружающей среды выхлопными газами. Расширим ваши знания о карбюраторных и дизельных двигателях, видах топлива и физико-химических процессах происходящих в природе в результате выбросов в окружающую среду различных газов при сжигании топлива.

Откройте тетрадь запишите тему сегодняшнего урока: Загрязнение окружающей среды выхлопными газами.

Учитель физики:

Сегодняшний урок мы проведем в виде пресс-конференции. Тема пресс-конференции: “Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения..”. у нас присутствуют специалисты которые будут отвечать на вопросы собравшихся здесь представителей прессы. План нашей пресс-конференции вы видите на доске (зачитать).

План пресс-конференции.

  1. Двигатели внутреннего сгорания – карбюраторный, дизельный; их устройство и принцип работы.
  2. Топливо, его виды.
  3. 3агрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами автотранспорта и их влияние на здоровье человека.
  4. Средства и меры борьбы с подобным загрязнением: а) нейтрализаторьг б) газодизельные двигатели; в) альтернативные виды топлива: г) управление городским автотранспортом.

В конце конференции каждый из журналистов выскажет свое мнение по решению проблемы:

“Или люди сделают так, чтобы в воздухе стало меньше дыма, или дым сделает так, что на Земле станет меньше людей.”

II. Изучение темы урока на основе имеющихся знаний.

Учитель химии:

начинаем нашу пресс-конференцию, журналисты могут задавать вопросы специалистам по интересующим вас проблемам придерживаясь плана пресс-конференции.

Итак, пожалуйста, первый вопрос.

Журналист:

Я представляю газету “Восточное Оренбуржье”., у меня вопрос к инженеру конструктору. Мы знаем, что в автомобильном транспорте используются карбюраторные или дизельные двигатели. Читатели нашей газеты спрашивают: “Каковы преимущества дизельного двигателя перед карбюраторным?” Спасибо.

Инженер-конструктор (Купцов).

Первый ДВС изобрел в 1878 г. немецкий механик-самоучка Николай Отто. Этот двигатель работал на газе. Позже, в 1885г, его коллега инженер Даймлер построил карбюраторный двигатель, работавший на бензине. Его сердцем является карбюратор – устройство, в котором смешивается бензин и воздух, образуя горючую смесь. Напомним принцип работы четырехтактного карбюраторного двигателя (следует рассказ, сопровождаемый рассмотрением р, V-диаграммы на рис.1 и модели ДВС):


Рис. 1

I такт: всасывание горючей смеси (1–2), объем увеличения при р=const.

II такт: сжатие горючей смеси (2–3). В точке 3 горючая смесь поджигается электрической искрой, происходит взрыв, и давление скачком повышается (3–4).

III такт: рабочий ход (4–5), в конце которого (точка 5) открывается выпускающий клапан, давление резко падает (5–6).

IV такт: поскольку давление остается больше атмосферного, отработанные газы выталкиваются в окружающую среду (6–7), происходит выхлоп.

Цикл завершен, закрывается выпускной клапан, открывается впускной, начинается новый цикл. Полезная работа ДВС равна площади заштрихованнойфигуры.

Малая масса, компактность, сравнительно высокий КПД (20–30%) обуславливает широкое применение карбюраторных двигателей. Они приводят в движение автомобили, мотоциклы, моторные лодки. бензопилы

Но у этих двигателей есть и недостатки: дорогое высококачественное топливо, довольно сложная конструкция, большая скорость вращения вала двигателя, выхлопные газы, загрязняющие атмосферу. Более экономичен четырехтактный дизельный ДВС. В 1892г немецкий инженер Рудольф Дизель получил патент на двигатель, в цилиндре которого сжимался воздух, а не горючая смесь. Дизельный двигатель работает без карбюратора и свечи, на дешевых сортах топлива, причем расходует его меньше.

Рассмотрим принцип его работы (рис. 2).


Рис. 2

I такт: при ходе поршня вниз через впускной клапан в цилиндр засасывается атмосферный воздух (изобара 1–2).

II такт: при ходе поршня вверх воздух адиабатно сжимается до давления примерно 1,2·10 6 Па, что ведет к повышению его температуры в конце такта (2–3) до 500–700°С. В сжатый раскаленный воздух впрыскивается с помощью топливного насоса и форсунки дизельное топливо, оно воспламеняется (причем горит дольше бензина).

III такт: образующиеся при горении газы давят на поршень и производят полезную работу во время движения поршня вниз, давление расширяющегося газа поддерживается приблизительно постоянным (изобара 3–4). По окончании горения впрыснутой порции топлива происходит адиабатное расширение газа (4-5), открывается выпускной клапан, давление падает (изохора 5–6).

IV такт: поршень движется вверх и выталкивает продукты сгорания в атмосферу (изобара 6–7). Цикл завершен. Полезная работа равна площади заштрихованной фигуры. Она больше полезной работы карбюраторного двигателя, поэтому больше КПД (35–40%). Дизельные двигатели устанавливают на тракторах и автомобилях, на речных и морских теплоходах, на дизель – электроходах, тепловозах, электростанциях небольшой мощности.


Рис.3

Журналист:

У меня вопрос к химику- технологу. Что вы можете сказать о топливе для дизельного и карбюраторного двигателей? Спасибо.

Химик-технолог(Барыкин).

Топливо для ДВС получают из нефти (рис.3). Карбюраторные двигатели работают на её легкой фракции – бензине, смеси углеводородов состава С 5 –С 12 ,. Смесь некоторых углеводородов бензина с воздухом воспламеняется от сотрясения, так что удар взрывной волны о поршень происходит преждевременно. Такое явление называется детонацией, оно приводит к перегреву и преждевременному износу двигателя. Детонационную стойкость бензина определяют октановым числом: чем оно больше, тем выше стойкость к детонации. Это число и определяет разные марки бензина – А-72, А-76, А-96, АИ-93 и т.д. . Октановое число, равное 96, означает, что допускается такое же сжатие паров бензина в цилиндре без детонации, как и при использовании смеси из 96% изооктана СН 3 –СН(СН 3)–СН 2 –С(СН 3) 2 –СН 3 и 4% гептана Н 3 С–(СН 2) 5 –СН 3 .

Бензин прямой перегонки нефти представляет собой смесь углеводородов (в основном) нормального строения, поэтому октановое число у него невысокое (50–65). Такой бензин непригоден для непосредственного использования. Его детонационную стойкость повышают, подвергая изомеризации, риформингу или добавляя антидетонатор, например тетраэтилсвинец Pb(С 2 Н 5) 4 , и получая так называемый этилированный бензин.

При горение этилированного бензина образуются частицы свинца и оксида свинца (II), которые замедляют процесс и поэтому препятствуют детонации. Но такой бензин очень ядовит, действует на нервную систему, вызывает тяжелые хронические заболевания. В последнее время стали применять новый, не обладающий токсичным действием антидетонатор – марганецорганическое соединение С 5 Н 55 Mn(СО) 3 .

Дизельное топливо – более тяжелая, чем бензин, фракция нефти (газойль), называемая в технике соляровым маслом, в быту – соляркой. Важнейшим его показателем, определяющим склонность к воспламенению, является цетановое число. Оно характеризует такое же воспламенение, как при использование смеси н -цетана (С 16 Р 34 и а -метилнафталина С 11 Н 10). Воспламенение первого принято за 100, второго за 0. Для равномерного сгорания топлива, высокой эффективности рабочего цикла, малого расхода горючего, легкого запуска двигателя необходимо, чтобы цетановое число было равно 40–55.

Журналист:

У меня вопрос к экологу. Машина из блага цивилизации может превратиться в ее бич, мы, к сожалению, стали понимать совсем недавно. Чем больше машин выходит на улицы, тем труднее горожанам мириться с их гудящим и чадящим потоком. Хотелось бы услышать, насколько вредны выбросы автотранспорта. Спасибо.

Эколог.(Ковалев)

Да, вещества, содержащиеся в выхлопных газах (СО, СО 2 , С X Н Y , SO 2 , NO X и др.) наносят большом вред окружающей среде. Считается, что один автомобиль выделяет 1000–1200 вредных компонентов, многие из которых очень токсичны (табл. 1).

Таблица 1.

Состав отработанных газов карбюраторных ДВС.

Компоненты Максимальная концентрация, об. % Токсичность Предельно допустимая концентрация, мг% м 3
N 2 74-77 Нет
H 2 O 3,0-5,5 Нет
O 2 0,2-5,0 Нет
СО 2 0,5-12,0 Нет
СО 0,2-5,0 Да 20
Х 0-0,8 Да 5
S0 2 0,02-0,1 Да 10
Парафины 0-1,2 Да 3·10 -4
Ароматические соединения 0-0,4 Да
Сажа 0-0,4 г/м 3 Да 10 -6
Бензопирен до 20 г/м 3 Канцерогенный 10·10 -5 мг/кг
Свинец Токсичным

Коварным газом является оксид углерода (II) СО, или угарный газ. В легких он соединяется с гемоглобином крови в 200–300 раз быстрее, чем кислород. При сильном отравлении человек может погибнуть от кислородного голодания. Зарегистрированы случаи, когда, попадая в районы интенсивного автомобильного движения, люда теряли сознание. Угарный газ угнетает также активность ферментов клеток печени, сердца, мозга, повышает уровень сахара в крови.

Большие количества выбрасываемого углекислого газа СО, ведут к возникновению парникового эффекта, который заключается в поглощении атмосферой теплового (инфракрасного) излучения Земли. Это может привести к такому повышению температуры земной поверхности, что вызовет таяние льдов и соответственно поднятие уровня Мирового океана до 50 м.

Выбросы сернистого газа SО 2 и оксидов азота вызывают заболевания дыхательных путей. Кроме того, соединения азота неблагоприятно действуют на кровь и кровеносные сосуды. Считается, что оксиды азота в десять раз опаснее, чем оксид углерода (II). Они являются причиной возникновения в воздухе нитрозоаминов – сильных канцерогенов.

Корреспондент “Ясненского вестника”:

У меня вопрос также к экологу. Свыше 100 лет назад английский химик А.Слит ввел понятие кислотные дожди, но говорить о них стали только в последнее время. Как они образуются? Какое влияние оказывают на природу? Спасибо.

Эколог (Ковалев).

Содержащиеся в выбросах автомобилей газы, такие, как сернистый, оксиды азота, растворяясь в дождевой воде, образуют кислоты азотная, серная, сернистая.

Кислотные осадки (дождь, туман, снег), оседая на почву и вступая с ней во взаимодействие, способствуют образованию ионов алюминия и других токсичных металлов, что приводит к загрязнению как поверхностных, так и грунтовых вод. Алюминий, например, способен вызвать болезнь Альцгеймера, заключающеюся в преждевременном старении и развитииумственной неполноценности.

Кислотные дожди вызывают коррозию металлов, разрушают строительные материалы; дожди, содержащие карбонат кальция,приводят к образованию так называемого каменного рака памятников архитектуры.

Корреспондент:

Вопрос экологу. Какое влияние оказывают вещества, имс содержащиеся в отработанных газах автомобилей на организм человека?

Эколог (Ковалев).

Хочу добавить, что содержащиеся в отработанных газах автомобилей алканы, алкены и арены вызывают депрессию центральной нервной системы. При взаимодействие с оксидами азота они под действием солнечного излучения образуют фотохимический смог, содержащий соединения, значительно превышающего по своей токсичности исходные (появляется неприятный запах, резко ухудшается видимость, воспаляются глаза, слизистые оболочки носа, горла, обостряются легочные заболевания).

При сгорании топлива происходят выбросы и твердой фазы (сажа). В саже содержится сильное канцерогенное вещество – бензопирен. Высокая заболеваемость злокачественными опухолями у людей, длительное время дышавших воздухом с бензопиреном, установлена статистически. Особенно много бензопирена выделяется на холостом ходу, во время разгона, торможения, а также при езде по плохим дорогам.

Еще одним чрезвычайно вредным компонентом автомобильных выхлопов является свинец. По международной классификации – это один из наиболее токсичных элементов. Вследствие применения этилированного бензина в атмосферу выбрасывается ежегодно около 200 тыс. т свинца. Он вызывает заболевания крови, нарушение функции почек, нервные расстройства, отрицательно влияет на синтез белка и наследственность. В США применение этилированного бензина запрещено с 1988 г.

Журналист.

У меня вопрос врачу. Читатели спрашивают, является ли причиной акселерации повышенное содержание углекислого газа в атмосфере? Спасибо.

Врач (Канатов):

Согласно гипотезе инженера К.Арсеньева причиной акселерации является увеличение содержания углекислого газа в атмосфере. Так, солдаты XVIIIв (по антропологическим исследованиями скелетов участников Полтавской битвы) оказались по росту на 20 см ниже современных призывников. Результаты исследования показали что акселерация больше свойственна детям в городах, чем на селе. Усиленное дыхание из-за нехватки кислорода в атмосфере способствует быстрому росту грудной клетки и ускорению развития всего организма в целом, то есть акселерации. В то же время повышенное содержание углекислого газа приводит к более быстрому прекращению роста человека за счет образования карбоната кальция. Так, если в 1900г этот процесс заканчивался к 26 годам, то сейчас – к 18–19. Поскольку в крупных городах основным поставщиком СО 2 , является автотранспорт, то не исключено, что на акселерацию влияет и рост автомобильного парка.

Журналист.

Вопрос конструктору. Мне известно, что страны Западной Европы ввели вслед за США и Японией с 1993г настолько жесткие экологические нормы, что использование автомобиля без систем очистки выхлопа становится невозможным. Поясните, что это за системы? Спасибо.

Конструктор (Вечканов):

Да, пример такого строжайшего экологического контроля мы найдем в американском штате Калифорния. Там с 1975г введены нормы, требующие “чистого” выхлопа. Для их соблюдения приходится обязательное применять нейтрализаторы для автомобильных двигателей.

Нейтрализаторы (обычно каталитические) выполняются в виде двух камерного реактора. В одной из камер (правой на рисунке) осуществляется окисление угарного газа и углеводородов:

2СО + O 2 → 2СО 2 ;

СnНm + О 2 → nСO 2 + Н 2 O,

во второй камере – восстановление оксидов азота:

2СО + 2NО → N 2 + 2СО 2 .

(Схема двухкамерного каталитического нейтрализатора.)

Эти нейтрализаторы применяются на автомобилях и с карбюраторным, и с дизельным двигателями. Отечественные катализаторы – из оксида алюминия – тоже снижают в отработанных газах уровень оксида углерода (II) на 80%, углеводородов – на 70%, оксидов азота – на 50% (в целом – в 10 раз). Конечно, самым лучшим катализатором является платина, но это дорогой и дефицитный металл.

По мере эксплуатации обнаружились и неблагоприятные факторы. При работе ДВС на этилированном бензине поверхность катализатора быстро обволакивается свинцом, при работе на дизельном топливе на ней осаждается сажа и сера. Все это достаточно быстро выводит катализатор из строя.

Журналист:

Вопрос сотруднику научно – исследовательского института. Сегодня мы выслушали сообщение инженера-конструктора о работе бензинового и дизельного двигателей. Как я понял, автотранспорт переходит на дизельные двигатели потому, что они работают на более дешевом топливе, проще по конструкции, имеют более высокий КПД по сравнению с карбюраторным. А экологически дизельные двигатели чище карбюраторных? Спасибо.

Сотрудник ЦНИИАТ.(Кисметов Бауржан):

Возрастающий интерес к дизельному двигателю связал не только с проблемой удешевления эксплуатацией автомобилей, но и с уменьшением загрязнения окружающей среды. В дизельном топливе нет свинцовых присадок, в выбросах в 2–3 раза меньше токсичных веществ, а таких, как оксиды углерода и углеводороды, меньше на 50–90% (табл. 2).

Таблица 2.

Состав отработанных газов ДВС, %

Специалисты нашего Центрального научно-исследовательского института автомобильного транспорта разработали двигатель, работающий на особом виде горючего – смеси дизельного топлива и природного газа. В некоторых городах появились “Икарусы” с двумя внушительными баллонами на крыше.

У этих автобусов нет дымового шлейфа, который тянется за тяжело груженной машиной, они экологически чистые. Отработанных газов у них по сравнению с обычными автобусами в 4 раза меньше, при этом вдвое ниже расход топлива, на 10–12% выше мощность двигателя, а время работы между ремонтами больше в 1,5 раза. Кроме того, природный газ дешевле бензина, лучше смешивается с воздухом (поэтому полнее сгорает, а значат, и вредных веществ в выхлопах меньше), не разрушает масляную плёнку между трущимися деталями, так что снижается износ деталей.

Журналист:

У меня вопрос химику -технологу. Какие в настоящее время используются или разрабатываются экологически чистые виды топлива?

Химик-технолог (Барыкин):

В последнее время в качестве топлива предложили использовать этиленовый спирт, или этанол, который при сгорании образует только углекислый газ и воду

С 2 Н 5 ОН + 3О 2 → 2СО 2 + 3Н 2 О

Получают этанол из растений. Машины, работающие на спирте, биогазе, уже имеются, больше всего их в Бразилии.

Наиболее экологически чистым видом топлива является водород – для его получения можно использовать обыкновенную воду: 2Н 2 О → 2Н 2 +О 2 .

На это указал еще Жюль Верн в своём романе “Таинственный остров”. Водород не ядовит, при сгорании образует только воду – экологически чистое вещество. При сгорании одного моля водорода выделяется тепла в три раза больше, а при сгорании атомарного водорода – в восемь раз больше, чем при сгорании такого же количества бензина. Трудность состоит в промышленной технологии разложения воды. Водород – топливо будущего.

Везде пути открыты водороду,
Горючим стать имеет все права,
Не гибла бы от дыма вся природа,
Прекрасная зеленая трава.

Журналист.

Вопрос конструктору. Сейчас говорят о новом виде транспорта электромобиле. Скажите, скоро ли электромобили появятся на наших дорогах? Спасибо.

Конструктор (Вечканов):

Преимущества электромобиля несомненны. Во-первых, он экологически чист, во-вторых, исключается использование нефти, а сжигать нефть, как заметил еще Дмитрий Иванович Менделеев, все равно, что топить печь ассигнациями. Источник его энергии – аккумулятор. Натрийсерные, никелькадмиевые и другие типы аккумуляторов позволяют преодолевать расстояния до 700 км и развивать скорость свыше 100 км/ч. Поддоны с аккумуляторными батареями легко меняются за 10–15 мин.

Представим себе, что в следующем году все мы пересядем на электромобили. Выполнимо ли это? Нет! Где мы их возьмем? Ведь надо создать целую отрасль промышленности! Кроме того, если все автомобили перевести на электротягу, на всей планете не хватит электричества для зарядки аккумуляторов. Значит, надо строить новые электростанции. Ведь сегодня большую часть энергии, до 80%, вырабатывают ТЭС, сжигающие уголь, мазут и выбрасывающие в атмосферу немало вредных веществ, так что “экологически чистый” автомобиль будет отнюдь не таким чистым. Я надеюсь, что в скором будущем при правильном решении этих проблем электромобиль станет главным видом городского транспорта

Появились первые машины, энергию для движения которых дают фотоэлементы, преобразующие энергию Солнца, а чтобы эта энергия расходовалась более рационально, система управления оснащают компьютерами.

Журналисты.

Все хорошо: перевод автомобиля на дизельные двигатели, газ вместо бензина, электромобили, но все это в будущем, а сейчас? Что делать сейчас, чтобы воздух был чище?

Сотрудник ГИБДД (Базайкин):

Выбросы от личного автотранспорта составляет, 36% от всех транспортных выбросов. Их снижению способствуют следующие меры:
  1. Обеспечение равномерного движения машин на улицах, предотвращение заторов, задержек на перекрестках, когда автомобили простаивают, вхолостую расходуя горючее и загрязняют воздух отработанными газами.
  2. Соблюдение предельной скорости движения 60 км/ч, т.к. именно этой скорости соответствует минимум вредных выбросов; при ее увеличении и уменьшении выброс может возрасти более чем вдвое.
  3. Вынос за городскую черту грузовых транспортных потоков. Это в нашей области выполняется.
  4. Организация пешеходных зон, куда въезд автотранспорта предельно ограничен.
  5. Экологическое просвещение населения: каждый водитель должен знать, что причины дымления автомобиля – неисправность двигателя, неотлаженностъ систем питания или зажигания. Только за счет правильной регулировки автодвигателей выброс вредных веществ в атмосферу можно уменьшить в 3–5 раз. Плохо накачанные шины не только быстрее изнашиваются, но и увеличивают сопротивление движению, а значит, сжигается больше горючего. Неправильным выбор скорости движения резкие разгоны и торможения, превышения установленной скорости, увеличение частоты вращения двигателя на холостом ходу – все это приводит к загрязнению атмосферы.
  6. Создание сети диагностических станций для контроля за техническим состоянием автомобилей.

Есть ли еще вопросы?

III. Отчет журналистов о проделанной работе. (Выводы.)

Так как вопросов нет, подведем итог нашей конференции и попросим журналистов высказать свое мнение по проблеме: “ Или люди сделают так, чтобы в воздухе стало меньше дыма, или дым сделает так, что на Земле станет меньше людей”.

Кто-то хочет еще высказаться.

Вывод:

(преподаватель химии) Наша конференция показала, что развитие автотранспорта тесно связано и с физикой, и с химией, что для устранения вредных последствий этого развития необходимо провести мероприятия по снижению токсичности выхлопов автотранспорта на региональном, государственном и международном уровнях. В частности, и для выполнения стандартов Единой экологической комиссии ООН по экологии автотранспорта, которые наша страна обязалась выполнять по Женевскому соглашению 1985г.

В заключении отметим, что каждый из нас в ответе за чистоту на нашей земли.

Учитель физики:

Пока шла пресс – конференция, в свет вышел экстренный выпуск газеты “Ясненский вестник” отражающий рассмотренные на ней вопросы.

IV. Подведение итогов. Вручение памятных буклетов.

Спасибо журналистам за вопросы, спасибо специалистам за ответы.

Благодарю всех за работу и за внимание.

Следующий интересный автомобиль выставки — американец Nash, кузов которого называется «Open Tourer»

Nash Open Tourer. Выпущен в 1923 году. Двигатель — 6-цилиндровый рядный, объемом 4,538 литра.
Мощность — 69 л.с. при 2500 об/мин. Максимальная скорость — 100 км/ч.

Сначала про кузов. Tourer, или Touring car в переводе на русский звучит как «автомобиль для туристов». Однако такой перевод неверен. Мы и наши дедушки с бабушками не избалованы отечественными автопроизводителями с одной стороны и государством, которое делало, делает и максимально долго будет стремиться делать иностранные автомобили как можно менее доступными для населения — с другой. Именно поэтому сейчас, как и сто лет назад мы не знаем, что такое Tourer: тогда еще советским автомобилистам 30-х годов прошлого века, если говорить о машинах с открытым верхом, был знаком, пожалуй, лишь автомобиль с кузовом «фаэтон». В Америке же тех лет — абсолютно другая картина: автопроизводителей очень много, моделей машин — еще больше, и для американцев уже в то время автомобиль — совсем не роскошь, а абсолютно доступное средство передвижения. Множество моделей, конкурентов и гонка за потребителем вынуждают американских промышленников по-разному изголяться, в том числе и в производстве разных автомобильных кузовов. В том числе и с открытым верхом.

Наиболее популярными и известными в то время открытыми автокузовами были три: Runabout — как правило, бюджетная маленькая машина с одним рядом сидений, часто (вследствие бюджетности) — вообще без дверей; Roadster — авто со спортивным уклоном и, соответственно, более дорогое; и, наконец — Tourer — эдакий симбиоз двух предыдущих кузовов, предназначенный не автомобилистам-одиночкам или парочкам, а для перевозки нескольких (4-6) человек, то бишь семейный автомобиль. Вследствие своего предназначения Touring car стал весьма и весьма популярным автомобильным кузовом, и впоследствии, с развитием автомобильного производства, переродился в известный всем нам тип кузова под названием «седан».

Теперь про название автомобиля-экспоната и про бренд. Я даже и не знал про этот бренд ничего, пока не стал искать информацию по машине. А зря: оказывается, в Америке это была весьма популярная и известная марка. Начнем с ее основателя, Чарльза Уильямся Нэша. Начал он свою трудовую деятельность батраком/пастухом, закончил — хозяином крупной автомобильной компании. Кроме того, он стал одним из основателем компании Buick, а в 1908 возглавил эту компанию. В 1910 General Motors переживает серьезный кризис и приглашает Нэша на пост генерального директора. За пять лет Нэш вытаскивает GM из пропасти (к началу его прихода GM зарабатывала 800 тысяч долларов в год, через пять лет его деятельности — 12 уже миллионов). В 1916 году они что-то не поделили с другими первыми лицами в GM, Нэш уходит в отставку, принимает решение не работать больше «на дядю», а вкалывать только на себя, и покупает себе заводик, который переименовывает в Nash Motors.

Чарльз Ульям Нэш делает ставку на производство бюджетных автомобилей. Лозунг его компании 20-30-х годов прошлого века — «Give the customer more than he has paid for» (Дайте клиенту больше, чем он заплатит). С этой мыслью соглашаются покупатели, и машины Nash оказываются востребованы у среднего класса.

Затем компания Nash Motor организовывает несколько американских автомобильных брендов — бюджетный Ajax и LaFayette премиум-класса; одной из первых после войны выпускает автомобиль, кузов которого имеет аэродинамические формы; создает American Motor Corporation (AMC), которая становится серьезным конкурентом «большой тройки» GM, Ford и Chrysler (первая же машина AMC становится третьей по популярности в стране), а также прикупает себе марку Jeep. Многое из вышеперечисленного уже происходит без Чарльза Нэша по причине его смерти в 1948 году, однако он оставляет после себя серьезный след в истории автомобильной Америки как производитель бюджетных автомобилей для среднего класса.

Nash Open Tourer — дедушка одного из первых автомобилей Америки с аэродинамическим кузовом:

Эти аэродинамические американцы, Nash Airflytes, заинтересовали меня своими формами, и захотелось найти что-нибудь интересное про них. Кому тоже интересно — добро пожаловать

По материалам ОАО "АВТОВАЗ"

Наука и жизнь // Иллюстрации

В целях безопасности детали рулевого механизма в автомобилях ВАЗ "спрятаны" внутри колесной базы.

Датчик удара выдает сигнал на срабатывание подушки безопасности через 3 мс после удара, через 20 мс подушка начинает надуваться, через 30 мс - достигает груди, а через 40 мс - головы водителя или пассажира. По прошествии 100 мс давление в подушке падает.

Брус безопасности в двери "Лады-Калины".

Первые автомобильные ремни безопасности имели форму перевернутой латинской буквы Y, сейчас применяют ремни V-образной формы.

Наука и жизнь // Иллюстрации

С момента своего появления автомобиль породил серьезное недоверие у обывателей. Скорость, с которой передвигались первые самобеглые коляски, по нынешним меркам, конечно, не высока, но у современников вызывала если не ужас, то, по крайней мере, оторопь. Противники автомобилей заявляли, что организм человека не способен перенести движение с такой кошмарной быстротой. Перегрузки и рывки, которые возникают при поворотах, разгоне и торможении, приведут к перенапряжению мышц шеи и спины, затруднят дыхание; бьющие в лицо ветер и пыль испортят глаза; мелькающие мимо "будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки, аптеки, магазины моды, балконы, львы на воротах и стаи галок на крестах" рассеют внимание водителя, сделав неизбежными аварии. Не стоит забывать и об испуганных грохотом механических экипажей лошадях. Эти смирные и в спокойном состоянии в высшей степени полезные животные, испугавшись, могут наделать немало бед. Да и для зазевавшихся пешеходов авто представляет немалую опасность: при бешеных скоростях 12-15 верст в час, с которыми грохочущие и чадящие монстры несутся по улице, недолго угодить под колеса или зацепиться за торчащие в разные стороны крылья, фары, дверные ручки, радиаторные пробки с фигурками летящих серебряных фей, оленей, ягуаров и прочей живности, украшающими произведения инженерной мысли.

Некоторое время все возражения пешеходной части населения носили характер ворчания классной дамы по поводу шалостей оболтусов-гимназистов, но после первых серьезных аварий и гибели нескольких спортсменов-автомобилистов и ни в чем не повинных зрителей проблемой безопасности стали заниматься серьезно, в том числе и на законодательном уровне. Так, в Париже в 1903 году были введены жесткие ограничения скорости (не более 12 км/ч), в том же году французы заставили всех владельцев автомобилей зарегистрировать свои машины в мэрии и повесить на них таблички с номером. Ограничили скорость движения и в других городах, в том числе в Петербурге и Москве. После нескольких несчастных случаев на автомобильных гонках во Франции запретили проведение соревнований в населенных пунктах. Кстати, запрет на устройство скоростных участков в населенных пунктах на соревнованиях по автомобильному ралли действует и сейчас.

За чуть более чем вековую историю автомобиля список опасностей, подстерегающих самих автомобилистов, их пассажиров и оставшихся за бортом пешеходов почти не изменился. Однако изменился, и существенно, подход к их оценке и способам преодоления.

Итак, попробуем разобраться в том, чем же опасен автомобиль. Оставим проблему загрязнения воздуха выхлопными газами, речь сейчас не о них, а об автомобильных травмах. Начнем с того, что любая механическая травма, которую получает человек, связана с возникновением больших перегрузок, а они, в свою очередь - с большими ускорениями. Следовательно, чтобы снизить последствия аварии для человека, нужно лишить его возможности испытать эти ускорения, а значит, создать устройства, гасящие (или принимающие на себя) энергию движущегося автомобиля. Устройства, способные снизить ускорения, возникающие при авариях, принято называть средствами пассивной безопасности. Одним из первых таких устройств стал обычный автомобильный бампер. Долгое время его в обиходе называли буфером, по аналогии с упругими буферами железнодорожных вагонов. Главной задачей бампера была защита дорогого полированного кузова при столкновении с другой машиной, стеной или телегой. Однако быстро выяснилось, что если бампер вынести подальше от кузова, а крепление сделать не слишком жестким, то энергия соударения тратится не на разрушение кузова и травмирование находящихся в нем пассажиров, а на деформацию и разрушение элементов бампера и его крепления. И все было бы хорошо, если бы скорости оставались прежними - 10-12 км/ч. Хотя и на такой скорости можно получить очень серьезные травмы. Кстати, если кому-то кажется, что 12 верст в час (чуть более 3 м/с) - скорость маленькая, то в ошибочности этого мнения легко убедиться на простом опыте: дойдите до стены с обычной скоростью пешехода (6 км/ч, или 1,5 м/с) и остановитесь, затормозив физиономией о стенку. Импульс тела массой 75 кг составит при такой скорости 112,5 кг м/с, что "всего" в десять раз больше импульса пули боевого карабина (вес пули 15 г, скорость 750 м/с). Если же учесть, что уже в начале века спортивные автомобили перешагнули рубеж 100 км/ч, а "гражданские" легковые машины стали легко разгоняться до 60-80 км/ч, то станет понятно, что энергии соударения человеческих тел с мчащимися на такой скорости автомобилями или их частями с жизнью несовместимы. Все это заставило конструкторов автомобилей самым серьезным образом задуматься о пассивной безопасности.

Элементы пассивной безопасности принято делить на внутренние и внешние. Внешняя безопасность достигается исключением на поверхности машины острых углов и выступающих деталей. К элементам внешней безопасности можно отнести гладкий покатый капот и лобовое стекло, складывающиеся при ударе зеркала и антенны, утопленные дверные ручки. Между прочим, по современным требованиям к пассивной безопасности между верхней точкой двигателя и капотом должно быть расстояние 6-8 см, позволяющее капоту значительно деформироваться, если в результате ДТП на него попадет пешеход.

К элементам внутренней безопасности относится множество предметов в автомобиле. Самый известный из них - ремень безопасности, однако начать следует не с него, а с безопасности самого кузова машины.

До середины 40-х годов прошлого века автомобильные кузова устанавливали на жесткие прочные рамы. При аварии кузов (особенно при фронтальном ударе) практически не деформировался. Несколько хуже обстояли дела в случае бокового удара, но и здесь рама могла частично защитить седоков. Впрочем, жесткая рама таила в себе другую беду: при столкновении с препятствием машина останавлива лась почти мгновенно. Водитель, как правило, ударялся о рулевое колесо, пассажиры либо вылетали через лобовое стекло, либо бились о сиденья, стойки и рычаги. Бамперы помогали мало. Нужны были какие-то зоны, которые, деформируясь, поглощали бы энергию удара. Сделать это в кузове, жестко стоящем на раме, оказалось почти невозможно. Положение изменилось, когда появились несущие кузова. Их сравнительно невысокая жесткость, вполне достаточная для крепления всех агрегатов, в то же время обеспечивала значительную деформацию при ударе. Оставалось понять, как заставить деформироваться одни зоны, чтобы другие, те, где находятся экипаж и пассажиры, сохранялись целыми.

В 1947 году американский автомобильный дизайнер Реймонд Лоуи предложил для легкового автомобиля "Студебекер" кузов трехобъемной формы - с отчетливо выраженными моторным отсеком, пассажирским салоном и багажником. Такая форма кузова получила название седан. С точки зрения безопасности седан оказался весьма перспективным: и спереди и сзади от жесткого пассажирского салона появились обширные зоны, деформация которых при ударе не наносит вреда пассажирам. Зона, в которой находятся люди, ограничивается жестким каркасом. Чтобы эта зона деформировалась как можно меньше, ее элементы делают очень прочными и жесткими. Так, например, в машинах Волжского автомобильного завода основание кузова (пол салона) выполняют из более толстого металла и усиливают коробчатыми лонжеронами. Боковые стороны пола усилены порогами сложного коробчатого сечения. В некоторых элементах конструкции профили сварены из двух, а то и трех слоев металла. К полу крепится щит моторного отсека, назначение которого не только отгородить салон от двигателя, но и придать жесткость конструкции пассажирской капсулы. По бокам к полу приварены стойки, на которых держится крыша. Все эти элементы даже при сильных ударах не должны значительно деформироваться. В идеальном случае после серьезной аварии люди в пассажирской капсуле остаются невредимыми. Детали кузова автомобилей ВАЗ отштампованы из металла толщиной от 0,7 до 2,5 мм и соединены точечной электросваркой. Кстати, точечная сварка, удобная с технологической точки зрения, полезна и с точки зрения безопасности. Именно ее использование дает возможность "организовать" складывание деформируемых панелей "гармошкой": точки сварки при ударе играют роль центров образования складок.

В передней части машины есть относительно легкая, но весьма опасная при аварии деталь - капот. На старых машинах лобовой удар часто сопровождался тем, что капот срывался с креплений и, как нож гильотины, "въезжал" через ветровое окно в салон. На современных машинах при таком же ударе капот складывается "домиком", принимая на себя при этом значительную долю энергии удара.

При фронтальном ударе первым в контакт с препятствием вступает моторный отсек. Что делается с капотом, мы уже знаем, посмотрим, что происходит с "начинкой" моторного отсека. Кроме двигателя (если это, конечно, не "Запорожец" или "Порше", у которых мотор сзади) там спрятались коробка передач и рулевой механизм. При аварии эти агрегаты упираются в препятствие и почти неизбежно должны оказаться внутри навалившегося на них салона. Чтобы не повредить ноги пассажиров на переднем сиденье и водителя, силовой агрегат должен сползти вниз и оказаться не в салоне, а под полом. Первым отечественным автомобилем, в котором в полной мере осуществлена такая идея, был ВАЗ 2101. Уходящий под машину двигатель спас немало жизней в тяжелых авариях.

Хуже дело обстоит с рулевым механизмом. Как ни крути, а выход в салон он должен иметь. (Экзотические пока схемы электрического и микропроцессорного рулевого управления рассматривать не будем.) "Баранка" и рулевой вал долгое время оставались виновниками тяжелых травм, увечий и даже гибели водителей при столкновениях. Вариантов ограничения перемещения рулевой колонки в салон существует много. Первым делом конструкторы постарались сократить длину рулевого вала и разместить редуктор и рулевую трапецию как можно дальше от передка, за осью передних колес внутри колесной базы. Так расположен рулевой механизм на всех моделях ВАЗ. Появившиеся реечные механизмы рулевого управления стали размещать еще дальше от передка - на моторном щите за двигателем. Осталось "победить" рулевой вал и рулевую колонку. И здесь была использована масса схем. Некоторые автомобили снабжали телескопическими системами: при ударе колонка и вал частично сдвигались. В других вариантах в колонку вставляли разрушаемые или деформируемые элементы. Сам же рулевой вал в конце концов стал составным, соединенным карданными шарнирами. При ударе такой вал складывается. Схема очень простая, надежная, да еще и дает возможность сделать колонку регулируемой по высоте и положению.

Итак, перемещение руля внутрь салона ограничить удалось. Теперь нужно сделать так, чтобы водитель не пострадал сильно, если все же "дотянется" до руля в результате аварии, даже если будет пристегнут ремнем безопасности. Для этого все современные "баранки" делают травмобезопасными: в середине расположена массивная плоская накладка, закрытая упругим пластиковым чехлом; ступица руля держится на гофрированном или перфорированном стакане (он при ударе деформируется); обод рулевого колеса тоже деформируется, снижая ударную нагрузку.

До сих пор речь шла об элементах, работающих при фронтальных ударах. Увы, нередки случаи, когда удар приходится в борт автомобиля. Защитой в таких ситуациях становятся боковины и двери. Для увеличения жесткости в дверях стали устанавливать специальные брусья безопасности. Чаще всего их делают из трубы достаточно большого диаметра. Устанавливают ее горизонтально или с небольшим наклоном внутри двери. Такие брусья не только защищают от бокового удара, но и повышают продольную жесткость кузова.

Важную роль в защите людей при аварии играют подушки безопасности. Еще лет двадцать назад они были экзотикой, сейчас же экзотикой становятся машины без подушек. Во многих странах передние подушки стали обязательным элементом пассивной безопасности и без них машина продаваться не может. Впрочем, подушки безопасности это не отдельный элемент, а целая система, работающая по весьма сложному алгоритму. Современные подушки уже через 3 мс после столкновения начинают надуваться, а уже через 0,1 с давление в них падает.

Однако казавшиеся вначале спасением от всех бед подушки обладают несколькими важными недостатками. Первый из них - резкий удар по физиономии, неприятный сам по себе и имеющий к тому же серьезные последствия, если человек в очках или с сигаретой в зубах. Второе обстоятельство - резкий скачок давления в салоне при срабатывании подушек. Представьте себе, что окна в машине закрыты, а сработавшие подушки почти мгновенно заняли половину его объема. Такие фокусы могут привести и к контузии, и к тяжелым травмам слухового аппарата. При этом, чем больше подушек установлено в автомобиле и чем больше их одновременно сработает, тем большим окажется скачок давления. Данное обстоятельство заставило конструкторов отказаться от установки так называемых полноразмерных подушек, защищающих все тело выше пояса. Современные подушки предназначены исключительно для защиты головы. Постоянно совершенствуются системы управления подушками. Так, в некоторых дорогих моделях машин в передних сиденьях устанавливают датчики веса: подушка не сработает, если нагрузка на сиденье меньше определенной.

Подушки могут сослужить плохую службу, если пассажир страдает сердечными заболеваниями. Резкий хлопок и удар по лицу способны вызвать шок. Пугаются подушек и дети, а малолетних подушка может даже серьезно травмировать. На многих современных автомобилях пассажирскую подушку можно отключить самостоятельно или на станции сервиса. Если пассажирская подушка не отключается, то возить ребенка на переднем кресле, даже в специальном детском сиденье, нельзя.

А теперь поговорим о ремнях безопасности. Дело в том, что все наши предыдущие рассуждения не стоят и ломаного гроша, если водитель или пассажир не пристегнуты.

Считается, что ремни безопасности придумали шведы, установив чуть более сорока лет назад трехточечный ремень (с тремя точками крепления к кузову) в автомобиле VOLVO. Справедливости ради заметим, что этому изобретению что-то около четырех тысяч лет. Помнится некто Одиссей, отправившись из Трои к родным берегам, привязал себя ремнем к мачте как раз в целях безопасности. В наше время ремнями стали пользоваться летчики и только потом автомобилисты. Первый патент на ремни безопасности выдан в Германии в 1907 году, однако "в серию" они не пошли. В пятидесятых годах два американских летчика - Роджер Грисволд и Хут Де Хавен - предложили трехточечные ремни Y-образной формы. В 1959 году такую схему запатентова ла фирма "VOLVO". Конструкция, разработанная инженером Нильсом Болином, устанавливалась на автомобили Volvo P 120 Amazon и PV 544. Привычные нам диагонально-поясные ремни V-образной формы начали выпускать с 1962 года, а в 67-м их уже стали ставить и на задние сиденья. В 1972 году появились инерционные ремни, а с 87-го получили распространение механизмы предварительного натяжения ремней безопасности.

Первые же ремни показали себя с самой лучшей стороны. Если в автомобиле без ремней человек мог считать себя в относительной безопасности при лобовом столкновении с неподвижной преградой со скоростью 20-25 км/ч, то в машине, оборудованной ремнями, порог безопасности поднялся почти до 64 км/ч. Правда, при условии правильной регулировки и подгонки ремней. Ремень работает по назначению только в том случае, если он реально ограничивает перемещение пассажира или водителя относительно кузова автомобиля. Заметим при этом, что скорость человека относительно самого ремня в момент их соприкосновения должна быть минимальной, проще говоря, ремень должен быть подогнан и затянут на теле, лишь в этом случае спасительные деформации кузова имеют смысл.

Кроме того, что ремень должен плотно держать пассажира или водителя, он должен держать его за вполне определенное место, а именно - за тазовые кости. Попав на живот или шею, ремень из средства спасении превратится в натуральную (и весьма эффективную) удавку.

Однако многие наши соотечественники почему-то забывают о назначении ремня и попросту набрасывают его, даже не застегивая, а для инерционных ремней придумали специальные зажимы, "чтобы не давил на грудь". Большей глупостью может быть, пожалуй, только одно - не пристегиваться вообще. Пассажиры говорят, что ремень стесняет свободу их передвижения (можно подумать, что во время поездки нужно бегать по салону), мешает залезть в бардачок или посмотреться в зеркало. Чушь, конечно, полная, современные инерционные ремни никакой свободы не ограничивают, на медленные движения их замки не реагируют. Многие водители утверждают, что ремень мешает им управлять машиной. Чушь ничуть не меньшая. Неоднократный победитель соревнований по автомобильному ралли, мастер спорта международного класса, испытатель Волжского автомобильного завода Виктор Школьный, да и другие автогонщики всегда пристегиваются так, что и палец под ремень не просунешь. Мало того, что при таком варианте ремни удерживают водителя в случае аварии, но и управлять машиной, будучи "закрепленным" в сиденье, проще: не надо на кочках и поворотах держаться за руль и упираться ногами в педали, да и контакт с машиной в пристегнутом положении полнее. Непристегнутый же или ослабленный ремень в случае аварии не выполняет своих функций и становится дополнительным источником тяжелых травм.

Появление инерционных ремней связано как раз с необходимостью держать их постоянно плотно натянутыми. Но и при использовании таких ремней бывают ситуации, когда зазор между лентой ремня и телом остается слишком большим. Чтобы уменьшить его, в последнее время появились специальные натяжители. Они срабатывают, когда датчик их включения фиксирует ускорение, превышающее определенное, заранее заданное значение. Итак, инерционные ремни делают за человека почти все, нужно только не забывать их пристегивать и регулировать положение верхней точки крепления в тех машинах, где такая возможность предусмотрена.

Поговорим теперь о самих ремнях, точнее, о материале, из которого они изготовляются. Прежде всего, это широкая плоская лента, она не вытягивается в тонкую веревку даже при очень высокой нагрузке: усилие должно распределяться на как можно большую площадь человеческого организма. Но в критическом случае эта лента все же может слегка растянуться, поглощая "лишнюю" энергию. Современные ленты "тянутся" на 6-8% - больше нельзя: перемещение грудной клетки должно быть не более 30 см, а таза - 20 см. В противном случае тело может попасть в зону опасных деформаций кузова: водитель ударится о рулевую колонку, пассажир - о переднюю панель.

А теперь вернемся к подушкам безопасности. Рассказывает главный конструктор ОАО "АВТОВАЗ" Владимир Губа: "Без подушек без-опасности мы, конечно, уже не мыслим машины. Хотя, например, наши десятка и "Калина", и даже "Нива" отвечают современным европейским требованиям без (!) подушек безопасности. Обеспечение порога замедления для головы и туловища, ограничение перемещения структур кузова достигнуто за счет его конструкции, подбором ремней, их предварительного натяжения и использованием катушек с лимитирующим усилием. При достижении определенного усилия такие катушки начинают плавно отпускать ремень, сохраняя постоянным его натяжение, и удар получается плавным, растянутым во времени.

Наличие подушек во многом субъективно воспринимается пассажиром и водителем как большая степень безопасности. Действительно, при серьезных авариях они спасают, но только в комбинации с ремнем безопасности. Нужно обязательно помнить, что без ремней безопасности подушки бесполезны. Ремни должны четко сформировать направление перемещения. Если человек при аварии промахивает ся мимо подушки, то она только мешает. Ремень должен задать траекторию, чтобы торс или голова попадали точно на подушку безопасности, а не мимо.

К сожалению, сейчас многие водители (едва ли не большинство) ездят непристегнутыми. На Западе, в Америке культура вождения воспитывалась долго. Элементом этой культуры является и использование ремней. Я думаю, что и к нашим водителям со временем это понимание придет, только дорогой ценой - ценой жизни".

Кроме уже перечисленного в машине есть много других средств пассивной безопасности. Не последнее место среди них занимают подголовники. Сделаны они для того, чтобы защитить шейный отдел позвоночника от травмы при ударе сзади. В Европе и Америке, с их многокилометровыми колоннами едущих с одинаковой скоростью машин, последовательные столкновения нескольких автомобилей явление совсем не редкое. Подголовники в такой ситуации очень нужны. Сравнительно недавно появились так называемые активные подголовники. Специальный механизм заставляет подголовник двигаться вперед при ударе сзади и буквально ловить голову седока.

"КАЛИНА" БУДЕТ БЕЗОПАСНЕЕ

АВТОВАЗ начал сотрудничать со шведской компанией "Autolive" - одной из ведущих фирм в области разработки подушек безопасности. Уже рассмотрены технические вопросы по созданию подушек безопасности для семейства "Калины".

Поставщиком ремней безопасности для машин ВАЗ является эстонская фирма "Norma", которая не раз доказывала свою надежность и оперативность. Ремни Norma будут установлены и на машинах семейства "Калина". .

Итак, рассмотрим социальный аспект тезиса: Автомобиль не роскошь, а средство передвижения.

Кто раньше ездил на личных легковых авто? Ездили достойные люди: Герои войны и труда, орденоносцы, заслуженные доярки, механизаторы, животноводы, шахтёры, космонавты, академики, заслуженные деятели культуры, а так же постоянные посетители валютных магазинов Берёзка (это про меня), моряки, лётчики ГВФ и другие. Начальникам всех рангов личные авто не нужны, они и их жены катались на служебных.

Кто сейчас ездит на личных авто? Опять же, достойные, но к ним добавилось непропорционально много недостойных: криминалитет, валютные проститутки, их бандерши и сутенёры, сотрудники виртуальных фирм с реальными деньгами, расплодившиеся в великом множестве депутаты с их раздутым аппаратом, и, вообще, люди, умеющие, не работая, делать деньги. Посмотрите на рожи сидящих в авто, стоящих в пробках, и Вы поймете, что автомобиль перестал быть средством передвижения. Это средство стояния: около дома, в пробке, у офиса, у магазина. Стоят везде, где только можно стоять. Но в пробках жизнь теплится. В пробках они живут, о чем-то говорят по мобильникам, совокупляются, едят, испражняются, в общем, проявляют все признаки современной жизни как способа существования белковых тел.

Феномен внезапного появления в стране гигантского количества автомобилей всех типов привел к ряду неприятных последствий:

Машин стало больше, чем пропускная способность дорог; качество их покрытия стало хуже, их не ремонтируют; машины ползут сплошным потоком, бьются, сталкиваются, горят, в них гибнет масса народа; добавьте сюда выброс отработанных газов в атмосферу, что отражается на здоровье пешеходной публики и животных. В личных авто сидят собаки, кошки, другая живность, их-то за что подвергают мучениям?

Вокруг этой автомобильной прорвы сформировалась огромная группа людей, которые не сеют и не пашут, но имеют гарантированный кусок хлеба с огромным куском масла: перегонщики машин из-за границы, воры, перегонщики краденых машин, перебивщики номеров, маляры, дилеры, маклеры, посредники, менеджеры, дистрибьюторы, охранники и многие другие;

На автомобили работает целая промышленная индустрия, изготовляющая: - автоаксессуары, срок службы которых гораздо больше срока службы машины; машины нет, куда девать весь этот обвес? Правильно, на свалку.А это высококачественная сталь, пластмассы, лакокрасочные изделия и т.д. – автотюнинг, это прямой дубль автопрому; - радиоэлектроника, которая служит вечно; - охранная сигнализация; - автокосметика, это же целая химическая отрасль.

На автомобиль работает гигантская строительная отрасль: - многоэтажные развязки, переходы, туннели, съезды-въезды; эти монстры искажают облик города до неузнаваемости; - фантастические автоматизированные многоэтажные парковки, подземные автостоянки и прочие подобные прелести.

Как Вам всё это? Преувеличения? Что предлагаю взамен этой автомобилизации? Это отдельный разговор.

Автомобиль не роскошь, а средство передвижения

Из романа (гл. 6 «Антилопа-Гну») «Золотой теленок» (1931) советских писателей Ильи Ильфа (1897-1937) и Евгения Петрова (1903-1942).

Слова лозунга, которым организатор митинга в некоем селе на Новозайцевском тракте встретил машину Адама Козлевича с Остапом Бендером и его компаньонами, случайно оказавшуюся на трассе автопробега Москва - Харьков - Москва. Их «антилопу-Гну» приняли за лидера этого пробега. Впоследствии эти слова повторит Остап, выступая с ответной речью на митинге в городе Удоеве.

  • - происходят в пределах адм. границ насел, пункта - между местами жилья, работы, отдыха, культурными, бытовыми, детскими, уч., мед., торговыми и др. учреждениями. Выделяют внутригородскую миграцию...

    Демографический энциклопедический словарь

  • - традиционные народов У. В каждом регионе специфика С.П. обусловлена природной средой, особенностями хоз. деятельности и этническими традициями...

    Уральская историческая энциклопедия

  • - Пароходы стали ходить в России с ноября 1815 года, сначала из Петербурга в Кронштадт. Долгое время они именовались ПИРОСКАФАМИ, что по - гречески означает огненное судно...
  • - Невозможно представить себе героя «Путешествия из Петербурга в Москву» без его неизменной кибитки, Чичикова – без брички, которую мчит по просторам Руси «птица тройка », путешествующего по Европе Онегина –...

    Энциклопедия русского быта XIX века

  • - древние - в конце эпохи бронзы для скольж. по льду водоемов население Сев. Европы применяло коньки из пястных костей коровы и лошади...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - противовоспалительное лекарственное вещество местного действия, вызывающее уплотнение коллоидов...

    Медицинские термины

  • - передвижения людей между местом жительством и местом работы - трудови предвижвания - dojížďka za prací - Berufsfahrten - munkahely eléréséhez szükséges közlekedési idő - хөдөлмөрийн зорчилт - przewóz pracowników - deplasări de muncă - kretanja zaposlenih - traslado de los...

    Строительный словарь

  • - возможность беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в любой части территории государства, а также покидать территорию государства и возвращаться на нее при соблюдении ряда требований...

    Энциклопедия юриста

  • - и поселения

    Большой юридический словарь

  • - одно из основных личных прав человека...

    Большой юридический словарь

  • - Бег, способ передвижения, при котором, по определению П. Ф. Лесгафта, тело «то соприкасается с почвой одной ногой, то летит в воздухе», в отличие от ходьбы, когда тело имеет постоянную опору одной или двумя ногами...

    Большая Советская энциклопедия

  • - одно из основных личных прав человека...

    Словарь юридических терминов

  • - Из романа «Земля людей» французского писателя и военного летчика Лнтуана де Септ-Экзюпери...
  • - иметь жену еврейской национальности значит иметь возможность эмигрировать с ней в США, Израиль...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - Из романа «Золотой теленок» советских писателей Ильи Ильфа и Евгения Петрова...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - транспортные...

    Словарь синонимов

"Автомобиль не роскошь, а средство передвижения" в книгах

Еврей как средство передвижения

Из книги Моя жизнь среди евреев [Записки бывшего подпольщика] автора Сатановский Евгений Янович

Профсоюз - это роскошь, а не средство передвижения

Из книги Прощание славянки автора Новодворская Валерия

ПРОФСОЮЗ - ЭТО РОСКОШЬ, А НЕ СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Из книги По ту сторону отчаяния автора Новодворская Валерия

ПРОФСОЮЗ - ЭТО РОСКОШЬ, А НЕ СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ У «Солидарности» была разумная история. Сначала 200 человек интеллигентов из КОС-КОРа воспитали рабочую элиту вроде Леха Валенсы (книгами, журналами, лекциями; их тиражи Самиздата, их библиотеки было не сравнить с нашими,

ПРОФСОЮЗ – ЭТО РОСКОШЬ, А НЕ СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Из книги Над пропастью во лжи автора Новодворская Валерия

ПРОФСОЮЗ – ЭТО РОСКОШЬ, А НЕ СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ У «Солидарности» была разумная история. Сначала 200 человек интеллигентов из КОС-КОРа воспитали рабочую элиту вроде Леха Валенсы (книгами, журналами, лекциями; их тиражи Самиздата, их библиотеки было не сравнить с нашими,

4.14 Авто - это роскошь, средство передвижения, и не только

Из книги 100 рассказов о стыковке [Часть 2] автора Сыромятников Владимир Сергеевич

4.14 Авто - это роскошь, средство передвижения, и не только Читая лекции по методам проектирования автономных систем, я базировался на материалах по космонавтике. Методы, выработанные в области техники, эффективны и применимы для других областей. Чтобы расширить

Экскурсия 10 «Автомобиль - не роскошь…»

Из книги Дизайн техносферы [Очерки эволюции] автора Курушин Владимир Дмитриевич

Экскурсия 10 «Автомобиль - не роскошь…» Сегодня наш уважаемый Экскурсовод вновь поражает окружающих своим костюмом. На нем небрежно накинута легкая спортивная куртка, сплошь увешанная яркими эмблемами, которые имеют круглую или овальную форму. На голове - красуется

Автомобиль – роскошь Расходы на дороги станут частью расходов на автомобили

Из книги Хронические комментарии к российской истории автора Вассерман Анатолий Александрович

Автомобиль – роскошь Расходы на дороги станут частью расходов на автомобили Анатолий Вассерман Правительству предложено переложить на автовладельцев все затраты на дороги.14-го марта эксперты, работавшие по поручению правительства над обновлением стратегии

Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения Из романа (гл. 6 «Антилопа-Гну») «Золотой теленок» (1931) советских писателей Ильи Ильфа (1897-1937) и Евгения Петрова (1903-1942). Слова лозунга, которым организатор митинга в некоем селе на Новозайцевском тракте встретил машину

VII. Автомобиль и прочие средства передвижения

Из книги Путеводитель по жизни: Неписанные законы, неожиданные советы, хорошие фразы made in USA автора Душенко Константин Васильевич

VII. Автомобиль и прочие средства передвижения Автомобиль Просто чудо, что апостолу Павлу удалось сделать так много на такой территории, не имея машины. («14,000 Quips & Quotes»)* * *Автомобиль изменил облик наших городов, нашу одежду, манеры, обычаи, вкусы – и наши сексуальные

Средство передвижения

Из книги Я беременна! Что вас ждет и о чем вас никто не предупредил автора Фофанова Наталья

Средство передвижения Если у вас второй ребенок или вы живете более чем в получасе ходьбы от поликлиники, рано или поздно вам придется приобретать внедорожник. Это не выбор, это судьба. Для женщины это означает, что появится больше места для всех этих сумок с

Автомобиль - не роскошь, а средство спасения от инфляции

Из книги КГБ. Последний аргумент автора Атаманенко Игорь Григорьевич

Автомобиль - не роскошь, а средство спасения от инфляции В начале 1966 года председатель СМ СССР А.Н. Косыгин на заседании Политбюро в очередной раз поднял вопрос о строительстве в стране автозавода по производству автомобилей малого класса, так как количество выпускаемых

Не роскошь – средство передвижения

Из книги BEPTOЛЕТ 2001 01 автора Автор неизвестен

Не роскошь – средство передвижения Русский Север без авиации немыслим. Здесь самолет и вертолет действительно не роскошь, а средство и передвижения, и спасения, и выживания. Ведь на территории в почти 600 тыс. кв. км практически нет дорог с твердым покрытием и больших

Глава 3 ЛОШАДЬ - РОСКОШЬ ИЛИ СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ?

Из книги автора

Глава 3 ЛОШАДЬ - РОСКОШЬ ИЛИ СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ? Как говорит известная воинская мудрость, лошадь есть первейшее оружие одного из родов войск в триаде военной машины начала двадцатого века - кавалерии: «Главное оружие конницы - ее конский состав». Следовательно,

Вариант 10 Автомобиль не роскошь, а средство поиска мужа!

Из книги Чего хотят мужчины и как им это дать автора Щедрова Юлия

Вариант 10 Автомобиль не роскошь, а средство поиска мужа! Женщина вернулась с экзамена с перебинтованой рукой. - Ну что, сдала на права? - спрашивает муж. - Не знаю, инструктор еще в больнице… На автомобиле можно не только передвигаться. Его можно использовать в

Роскошь и средство передвижения

Из книги Литературная Газета 6282 (№ 27 2010) автора Литературная Газета

Роскошь и средство передвижения Библиоман. Книжная дюжина Роскошь и средство передвижения Энди Томпсон. Советские автомобили: Полная история / Пер. с англ. К. Ткаченко. – ФАИР, 2010. – 376 с.: ил. «2 августа 1916 г. в районе Тюфелевой Рощи прошли молебен и церемония закладки