Центр гуманной педагогики. Центр гуманной педагогики Академия гуманной педагогики

КУЛЬТ АМОНАШВИЛИ или Шалва здесь правит бал...

«Я - Учитель, Христос - Учитель.
В чем разница между мною и Христом?»

Шалва Амонашвили

3 октября 2008 года в Новосибирском Государственном Педагогическом Университете завершил свою работу пятидневный авторский семинар академика РАО, доктора психологии, профессора Ш. А. Амонашвили «Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе». Данный семинар проводил департамент образования администрации Новосибирской области совместно с управлением образования мэрии г. Новосибирска и лабораторией гуманной педагогики НГПУ. Программа пятого дня носила гордое название «Мы соработники у Бога», но не многим известно, какому именно богу в действительно покланяется и соработничает «почетный гуманист». Попробуем разобраться!

Россиянам следует знать, что тоталитарные секты охотно опираются в своей деятельности на поддержку, которую им оказывают не только ангажированные представители властных структур разных уровней, но и отдельные представители научной и педагогической общественности, которые по той или иной причине очень охотно лоббируют интересы сект, с которыми связаны. По уши ввязанными в оккультные игры оказались и некоторые из известных еще с советских времен деятелей педагогической науки.

В это статье мы хотим рассказать об активной сектантской деятельности «педагога-новатора» Шалвы Амонашвили, поставившего известность своего имени в педагогических кругах на службу рериховцам - активным проводникам оккультного учения Николая и Елены Рерихов.

«Амонашвили не троньте, это святое для наших учителей» - сказала одна преподавательница, заявившая себя православным человеком, обратившаяся в наш информационно-консультационный центр для решения личных проблем связанных с сектантством. Однако любой православный верующий, прежде всего православный христианин, и только потом уже педагог, шофер, бизнесмен, врач и т. д. И первенствующим для православного является голос Церкви, а только потом мнение его профессиональной среды, пусть даже оправданное объективным наличием тех или иных авторитетов. А каков голос Церкви?

В определении Архиерейского собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» 1994 г. с горечью и тревогой отмечалось, что «усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также «Агни-йогой» (п. 5). В Определении подчеркивалось, что оккультные воззрения «угрожают целостности национального самосознания и культурной идентичности» (п. 9) и свидетельствовалось, что «все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви» (п. 13). В документе сказано, что Архиерейский Собор «не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении группами» . Все последующие архиерейские соборы только подтверждали данное постановление.

Но последователи учения Рерихов гордо сообщают, что Амонашвили данное решение не затрагивает, поскольку издание его книги “Иисус Христос и его ученики” благословил сам Святейший Патриарх Алексий II. Однако мы можем смело поставить под сомнение заявления теософов, ибо мимикрировать и лгать является характерной чертой и излюбленным занятием практически всех тоталитарных сект. Выше мы привели Определение Архиерейского Собора, на котором Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий 2-й был председательствующим, и естественно, что под определениями Собора стоит его подпись. Если кому то это покажется недостаточным, мы публикуем выдержки из письма председателя ОВЦС Высокопреосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла президенту Международного центра Рерихов: «Мы подчеркиваем, что Православию чужды представления о мироздании как некоей энергетической системе и неизвестны «законы космической эволюции». В работах Николая и Елены Рерихов многократно упоминаются святые для Церкви имена в контексте, который не может быть принят православным сознанием. Так, Богородица отождествляется с «Матерью мира» и с многочисленными языческими богинями. Господь наш Иисус Христос попадает в ряд великих искупителей, вместе с богом Шивой, «искупившим яд мира во спасение человечества» («Весна священная»). И, наконец, совершенно неприемлемым для Православия являются представления о Великом Агни, «нагнетающем благодетельные энергии» («Виждай Тагор»). Антицерковная суть «Учения живой этики» подтверждается и ссылкой на Послание Махатм, содержащейся в обращении Координационного комитета Международной ассоциации «Мир через культуру» и называющей Церковь «рассадником лжи и суеверий». Кроме того, в этом Обращении еще раз подчеркивается, что «Учение живой этики» - это «Космическое учение», посредством которого якобы осуществляется связь с космическими силами. Очевидно, что подобные воззрения несовместимы с христианским учением. Наша Церковь ни в коей мере не берется судить о достоинствах культурного и художественного наследия семьи Рерихов, равно как не пытается оценить живопись Николая Константиновича. Но мы обязаны высказать точку зрения Церкви на учение, претендующее быть новым откровением для мира, и тем предостеречь неискушенного человека, не получившего, в силу существовавших запретов, нормального христианского воспитания, от уклонения от истинного пути святоотеческого богопознания. В этой связи хотелось бы напомнить, что в начале 20-го века Святейший Синод Русской Православной Церкви не разрешил освятить «храм Духа» в Талашкино, расписанный Н. К. Рерихом. Как известно, центральным изображением в «храме» была «Матерь мира».

Архиерейский Собор, под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2-го, руководствуясь учением Господа нашего Иисуса Христа, следуя Святому Преданию и многовековым традициям нашей Церкви, указал в своем Определении на несовместимость «Учения живой этики» с Православием, а ее последователей назвал «отлучившими самих себя от Церкви». Конец цитаты.

Теперь немного истории. Шалва Амонашвили еще в годы перестройки стал активным последователем Рерихов и с тех пор является неизменным участником всевозможных мероприятий данного сектантского течения. В Международном Центре-музее Рерихов распространяется издаваемый этим Центром журнал «Культура и время». В редколлегии - также Амонашвили. В первом номере этого журнала за 2006 г. на стр. 219 в статье, посвященной 75-летию Амонашвили, сказано: «В последние годы существования СССР, когда Ш.А. Амонашвили был депутатом Верховного Совета, ему в руки попала книга «Живая Этика», и он так ею увлекся, что «не заметил как Союз распался. …И настало время, когда Ш.А. Амонашвили возглавил Международный Центр Гуманной педагогики при Международном Центре Рерихов, под эгидой которого каждый год в Московском Городском Доме Учителя теперь проходят Международные Педагогические Чтения. Центр Рерихов собирает педагогов-гуманистов уже 10 лет. Сотрудники Центра Гуманной Педагогики сегодня с особой ясностью осознают, что если взрослые-учителя, родители - не примут вглубь собственного сердца принципы красоты, любви, гармонии, на которых зиждется Учение Живой Этики,- то им нечего будет передать детям».

Важно и то, что Амонашвили входит в состав руководства Международной Лиги защиты культуры, основанной Международным Центром Рерихов для распространения их учения. Так что попробуйте, затроньте интересы этих «в высшем степени нравственных и культурных людей» и вас тут же объявят бульдозером давящем культуру.

Более того, решением конференции Международного Центра-Музея имени Н. К. Рериха (от 29-30 января 2000 г>.) Ш. А. Амонашвили (вместе с Б. И. Булочником) избирается членом правления «Международного Центра Рерихов». Фактически Амонашвили является одной из ключевых фигур в современном Рериховском движении . «Центр гуманной педагогики», так же как «Международная лига защиты культуры» находятся в одном здании с Международным центром Рерихов по адресу г. Москва, Малый Знаменский пер., 3/5. На протяжении последних лет по этому же адресу проходят конференции инициируемые «Центром гуманной педагогики» (а значит и лично Амонашвили). На пригласительных бланках отправляемых участникам педагогических чтений «Гуманная педагогика: Истина школы» красуется рериховской символ «знамя мира» , с надписанием «Международный центр Рерихов».

В октябре 2003 года в Международном Центре Рерихов прошла организованная этим Центром международная конференция «Космическое мировоззрение - новое мышление 21-го века». В постановлении конференции, участником которой естественной был и Ш. Амонашвили, сказано: «Общими усилиями УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ содействовать введению в научный оборот «Живой Этики», как философии космической реальности, содержащей в себе основы НОВОЙ СИСТЕМЫ познания космического мышления. ЦЕНТРУ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ ПРИ МЕДЖУНАРОДНОМ ЦЕНТРЕ РЕРИХОВ выйти с обоснованными предложениями в Министерство образования РФ …о включении тематики космического мышления в учебные программы ВУЗов и школ. Организациям, входящим в Оргкомитет Конференции, участникам Конференции наладить активную информационную и просветительскую работу с академическими и учебными, заведениями, широко используя для этого книги «Живой Этики», труды Рерихов, книги Л.В. Шапошниковой (директора музея имени Н.К.Рериха)».

Все эти годы мы видим, как Амонашвили последовательно и энергично исполняет данное Постановление Рериховской организации. В частности, подпись Ш. Амонашвили стоит на многих документах и открытых письмах в защиту Рериховского движения с осуждением Русской Православной Церкви за ее противостояние распространению лжеучения Рерихов. Эти документы изданы тремя томами сборника «Защитим имя и наследие Рерихов» - членом редколлегии которого является опять же Амонашвили. Издательский Дом Ш. Амонашвили, под эгидой Международного совета рериховских организаций , выпускает газету «Содружество», в которой Шалва Александрович регулярно и публикуется.

14 декабря 2004 года на базе Международного Центра Рерихов (МЦР) был создан Объединенный научный центр изучения проблем Космического Мышления (ОНЦ КМ) , который действует на базе МЦР. С 8 по 11 октября 2006 года в Международном Центре-Музее имени Н. К. Рериха (все так же по адресу г. Москва, Малый Знаменский пер., 3/5) прошла Международная общественная конференция посвященная проблеме детей-индиго «Дети нового сознания». В ней принимали участие многочисленные рериховские организации, активным участником был и Амонашвили. Открывая конференцию, Л.В.Шапошникова, директор Музея имени Н.К.Рериха, академик РАЕН и РАКЦ , сказала: «Дети нового сознания - самая большая надежда нашего мира. Они пришли, чтобы способствовать переходу человечества на новый эволюционный виток, помочь в формировании нового космического мировоззрения ». К чему собираются готовить наших детей «космические» учителя, типа академика Амонашвили? Мы сейчас узнаем.

Лекции Амонашвили наполнены типично оккультной терминологией «Агни-йоги» и творений Е. Блаватской: «Величайшая Энергия Духа», «Планетарный Дух», «Энергия Духа», «Великие Учители», «Высшие Духи», «Дети света», «Дети нового сознания», «Космическая эволюция» и т. п. В книге «Школа жизни» этого педагога-гуманиста, мы сталкиваемся с целым рядом понятий, которые не имеют никакого научно обоснованного содержания и не могут быть отнесены к какому бы то ни было природному явлению. Книга переполнена классической теософской фразеологией: «Ребенок несет в себе величайшую энергию Духа » (Ш. А. Амонашвили «Школа жизни», с. 14), «Чувство владения неограниченной энергией Духа питает все высшие устремления Ребёнка » (там же), “Школа Жизни в качестве основы целей образования провозглашает общечеловеческие ценности, но ведёт Ребёнка к этим ценностям через постижение общечеловеческих ценностей своего народа, своей нации, своей страны, своей Родины. Она воспитывает и развивает в Ребёнке Дух народа, страны, нации, к которой он принадлежит, и через него приобщает его к Духу Планетарном у » (Ш. А. Амонашвили «Школа жизни», с. 27).

Православие проповедует Единого Бога, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого, в то время как Амонашвили в своем учебнике «Школа жизни» озвучивает (хотя несколько путано, как и все подобные «учителя») столь типичное для оккультизма пантеистическое мировоззрение и соответствующую ему картину мира: «Природа - её красота, многообразие, её бесконечное движение. Целесообразность в Природе. Горы, долины, камни, реки, моря, леса, цветы, птицы, животные, люди, небо, Солнце, Луна, звёзды - их единство. Космос творит нашу планету. Забота о Природе на планете Земля, о здоровье самой Планеты » (Ш. А. Амонашвили «Школа жизни», с. 43 - 44). А следующие тезисы заслуженного педагога вообще выглядят абсурдно и нелепо, если не знать, что это прямые заимствования из учений Е. Блаватской, каббалистической магии, и конечно самих Рерихов: «Мыслить, думать - суть духовной жизни. Мышление рождает мысли, мыслеформы, мыслеобразы . Они бывают светлые и тёмные, добрые и злые, радостные и грустные, высшего духовного плана и низшего духовного плана. Постоянное, неугасимое, непрерывное мышление людей - поколения за поколениями - населяет пространство огромным количеством мыслеформ и мыслеобразов разного качества и рода, создает Ноосферу планеты. Важность уберечь Ноосферу от загрязнения тёмными, злыми мыслеформами и мыслеобразами , обогатить её светлыми и добрыми детищами человеческого мышления. Человек ответствен за свои мысли » (Ш. А. Амонашвили «Школа жизни», с. 45).

Амонашвили, как и многие проводники учения деструктивных культов вводит собственный новояз. (новый язык, предающий общеупотребительным терминам новые значения, используемый сектантами для контролирования сознания «пасомых»). Русские слова, почтенный гуманист, искусственно дробит на отдельные буквы, которые трактуются как своего рода сложносоставные мантры: «В формулировки основных образовательных курсов вводится также понятие Урок. Этим подчёркивается, что в Школе Жизни уроки остаются как важнейшие ступеньки духовного, нравственного и познавательного восхождения детей. Понятие Урок тоже является базисным для гуманно-личностной педагогики. Его содержание для нас открывается через поиск его изначальной сути. Если принять, что слово это состоит из двух слагаемых - У+Рок, то получим следующую расшифровку. “У” в данном случае будет эквивалентом санскритского УРА, что означает Свет. В нём же мыслится: Высший Логос, Слово, Бог, Жизнь... А РОК следует понимать как Судьбу , которая складывается, зарождается именно в данное время. Таким образом, надо полагать, что изначальная семантика слова УРОК вмещает в себя следующее смысловое содержание: Свет Судьбы, Жизнь Судьбы, Первоначальное Божественное начало Судьбы; Судьба, зарождающаяся (складывающаяся, восходящая) через Свет, через Логос (Слово), через Жизнь, через Любовь. Понятие Свет содержит в себе также суть синтеза духовности и знаний. Данное определение семантической основы понятия УРОК подводит к выводу, что в Школе Жизни УРОК является важнейшей, ведущей формой процесса творения судьбы детей; в нём аккумулируется жизнь Ребёнка, жизнь детей, и обогащается она Светом духовности и знаний » (Ш. А. Амонашвили «Школа жизни», с. 34 - 35); «Суть смысла понятий Учитель и Ученик заключена в их едином ядре - УЧ, которое, со своей стороны, несёт в себе два начала; У и Ч. Первое начало У, как уже было сказано при определении понятия Урок, означает: Ура, Свет, Логос, Слово (которое было в начале), Жизнь, Любовь, Бог. Второе же начало Ч следует понимать как Чело, Дух (сравните: Чело-Век, то есть Дух, преходящий Веками) » (Ш. А. Амонашвили «Школа жизни», с. 58).

Несовместимые с христианством идеи пантеизма, космизма, теософии, каббалы, антропософии пронизывают все учение Амонашвили. Более того, академик позволяет себе сравнять Господа нашего Иисуса Христа с, хотя и выдающимися, но все-таки людьми. В целой серии своих книг («Антология гуманной педагогики») автор допускает, как само собой разумеющееся, сопоставление абсолютно несопоставимых и несоизмеримых величин - книга о Господе и Боге нашем Иисусе Христе соседствует с книгами о Конфуции, Будде, Платоне, Эзопе, Бердяеве, Лао-Цзы, Ганди, Рерихах, Макаренко, Ломоносове, Льве Толстом и т. д. Православие исповедует «Христос - истинный Бог наш», в то время как Амонашвили (как и положено адепту теософии) ставит Господа Иисуса Христа в один ряд с т. н. «великими учителями востока». Стоит отметить, что такой гуманизм Амонашвили основанный на «винегрете» из религий и философских течений ведет к полной потере духовных ориентиров, прежде всего у невоцерковленных педагогов и закладывает в сознание ребенка мину замедленного действия , которая позднее приведет к трагической развязке. «Что может дать обществу ученый человек без морально-нравственного воспитания», - кричал Амонашвили, выступая на одной из конференций, - «Ничего хорошего, ведь это обезьяна с гранатой». Мы же в свою очередь хотим отметить, что ученый человек, вооруженный амонашвилевской нравственностью и культурой это неизвестное науке существо с миной замедленного действия.

Для человека хотя бы немного образованного в сфере религиозных вопросов, очевидно, что учение «почетного идеалиста» не более чем мешанина банальных взглядов с отсутствием какой бы то ни было консолидирующей идеи. О целях детского воспитания говорится в самых общих выражениях - самих по себе ничего не значащих. Такие понятия, как «совершенство», «божественность», «мудрость» в педагогике Амонашвили не имеют ясного определения, они размыты и по-сути остаются словами . Однако «жонглирование» красивыми понятиями «нравственности» и особенно «духовности» делает свое дело: те, кто не имел адекватного понимания духовности и нравственности (как о том учит Церковь), с легкостью проглатывают синкретический суррогат Амонашвили, блуждая в мути «гуманной педагогики», как ежики в тумане.

Во время своего прошлого визита в город Новосибирск в феврале 2006 г., Амонашвили так же проводил пятидневный семинарский марафон в НГПУ. По словам нашего наблюдателя (преподавателя специальной психологии и коррекционной педагогики, эксперта-психолога), площадка перед входом в актовый зал была оформлена экспозициями, которые предоставлял т. н. «Музей Солнца» (еще одна оккультная организация, находящаяся в Академгородке), так же были вывешены картины напоминающие творчество Н. Рериха. На сцене был устроен импровизированный класс (с партами и доской), где в качестве учеников могли занять место все желающие. Правда, было условие - «места в классе» могли занять только те, кто обещал неукоснительно посещать все пять лекций уважаемого педагога. Сами же лекции начинались со звона в небольшой колокол (типа звонок) и пения гимна «гуманной педагогики». Всем присутствующим в аудитории было предложено запомнить основные «заповеди гуманной педагогики»: верить в безграничные возможности ребенка, верить в искру Божию, которая есть в каждом, верить в силу гуманной педагогики, которая есть синяя птица (?!). На протяжении всего семинара лектор говорил о «духовности» гуманной педагогики. Говорил Амонашвили и о Христе, причем здесь он не просто сравнял Господа и Спасителя нашего с другими «великими учителями». Он пошел дальше, заявив: «Я - Учитель, Христос - Учитель. В чем разница между мною и Христом? Он - Учитель, я - Учитель, вы - Учителя. Ученик чувствует в себе Учителя, и Ученик может стать выше своего Учителя».

Православный человек знает, что такие святые, как преподобный Сергий Радонежский и преподобный Серафим Саровский, подвижники, чья святость была очевидна для многих еще при их жизни, считали себя грешнейшими из людей. Жития святых говорят нам о том, что великие христианские праведники плакали о своих добродетелях, как о грехах, ибо пред лицом Всесвятого Бога вся их праведность - пародия на праведность, а их добродетели преиспещрены страстями и пороками: расчетом, тщеславием, завистью и т. д. Амонашвили видимо не знаком с притчей Спасителя о мытаре и фарисее, где Христос оправдал мытаря, который бия себя в грудь повторял «Господи, милостив буди мне грешному», и осудил фарисея за хвалебную песнь самому себе, да еще пред лицом Божиим. Когда преподобный Сисой лежал на смертном одре, окружавшие старца ученики увидели, что лицо его просияло. Они спросили умирающего, что он видит. Авва Сисой ответил, что он зрит святых пророков и апостолов. Ученики спросили, с кем преподобный беседует? Он сказал, что пришли Ангелы за его душой, а он просит их дать ему еще хоть краткое время на покаяние. "Тебе, отче, нет нужды в покаянии", - возразили ученики. Но преподобный Сисой, по своему великому смирению, ответил: "Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего". А Шалва не просто свят, он ничтоже сумняшеся сравнял себя со Всесвятым Богом. Да и еще удивленно спрашивает «В чем разница между мною и Христом». Человек, который сравнял себя с Богом, априори противопоставил себя Ему. Фактически это же сделал денница, превратившись из светлого ангела в противника Бога - сатану.

Методика работы Амонашвили с детьми проникнута откровенным магизмом. Берется доска, на ней рисуется большое сердце и вокруг него крепятся цветные полоски с разными словами, далее учитель предлагает детям прочитать эти слова и оставить в наших сердцах только те, которые сделают их благороднее. Дети читают слова в цветных полосках и оставляют только хорошие качества, а плохие убирают с доски. Учитель обращается к ученикам: «От недостатков: от зла, грубости и других - мы навсегда избавимся: свернем эти полоски и сожжем их» (дети сворачивают полоски и кладут их на поднос, учитель их сжигает). Далее учитель делает вывод: «Чувствуете, какой неприятный запах исходит от горения наших полосок с недостатками. Это грязь, от которой мы избавились навсегда ». Удивительно! Если христианство говорит о нравственном перерождении, духовном преображении человека путем искреннего покаяния, духовного делания (труда), понуждения себя к исполнению заповедей Христовых, то Амонашвили «облагородил» свое сердце элементарным сжиганием полосок. Вот оно какое - «сердцеведение»!

Далее по ходу лекции Амонашвили многократно, если не сказать виртуозно цитировал Евангелие, давал свою интерпретацию словам Господа Иисуса Христа, а так же подмешивал и вымышленные (по-видимому, самим Ш. А.) притчи про Спасителя. Некоторые отрывки из Священного Писания Амонашвили буквально связывал с педагогикой, если Господь говорит «Будьте, как дети…» значит надо встать на место своих учеников, быть учениками. Затем лектор легко перескакивал на другую тему, начинал цитировать философов, и говорил об абстрактных вещах. Во всех высказываниях и изречениях было сложно уловить логическую последовательность, единую нить, и понять, что же хочет уважаемый педагог донести до аудитории, постоянно подменяя понятия «Ученик» и «Учитель» (дескать, и тот и другой совершенны). В какой-то момент речь Амонашвили становилась неразборчивой, это был как бы монолог, адресованный в пространство, было сложно что-то разобрать, приходилось с напряжением вслушиваться. Но затем это речевое угасание резко сменялось на четкое и громкое обращение в зал: «В зале есть верующие люди? Поднимите руки, кто верит в Бога?». Люди реагировали по-разному - кто-то кивал головой, кто-то поднимал руку, кто-то с места отвечал: «Да». Несмотря на то, что лектор, казалось бы, вернулся к диалогу с залом, последний играл пассивную роль. Высказывания и обращения Амонашвили часто напоминали скандирования или призывы, некоторые фразы повторялись несколько раз и звучали, как установки. Если в начале семинара речь лектора отмечалась спокойными и располагающими интонациями, то по ходу занятий она приобретала все более назидательный и утверждающий характер. Менялось поведение и самого Ш. Амонашвили - мнимая доброжелательность все более сменялось демонстративностью, эгоцентризмом, самовозвеличиванием («Я - Учитель!»), наблюдалась неорганизованная активность и немотивированное возбуждение. «Учитель», становясь двигательно расторможенным, быстро передвигался по сцене, задавал вопросы своим «ученикам за партами» и сам тут же на них отвечал, иногда иронизировал по-поводу чужих ответов, требовал подтвердить свою версию, размахивал руками над головой женщины сидящей «за первой партой». Мысли лектора перескакивали с одной на другую, он чертил на доске какие-то схемы, точки, круги, пытаясь схематично объяснить какое место в гуманной педагогике отводится ребенку, а какое учителю. Энергия лектора казалась безграничной, его поведение напоминало поведение неопятидесятнических пасторов.

На следующей лекции Амонашвили предложил таким понятиям, как «школа», «воспитание», «образование», «учитель», «урок», «ребенок», «дети» совершенно новые значения. При «прояснении» значений данных слов Амонашвили постоянно приговаривал: «Я не знаю как там, в русском языке у вас, но в гуманной педагогике это слово обозначает… ». О новоязе Амонашвили было подробно сказано выше. Педагог-новатор подчеркивал: «Учитель влияет на судьбу своего ученика, он носитель света». Далее Амонашвили предложил следующий тренинг: «Дома встаньте перед зеркалом и скажите три раза: «Я - носитель света». Люди, сидящие в зале стали монотонно повторять «Я - носитель света, я - носитель света…», кто-то с улыбкой, а кто-то серьезно...

А знает ли уважаемый читатель кто такой носитель света? Носитель света есть ни кто иной, как Люцифер (лат. Lucifer - Носитель света, денница в славянской традиции). Положительной роль сатаны-люцифера с удовольствием отмечает известный теософ А. Клизовский: «Дар распознавания был жертвенно дарован Силами Света. Потому первоначальное имя такого Вестника и было Люцифер-Светоносец ». «Итак», - продолжает Ш. Амонашвили, «я попытался раскрыть семантику педагогических слов, объяснил их духовный аспект ». Точно сказал! Заслуженный педагог и сам не подозревает, что только что выдал и себя самого и своего духовного хозяина. Об этом таинственном хозяине теософов замечательно сказал диакон Андрей Кураев в своей книге «Сатанизм для интеллигенции » (Т. 1, сс. 210 - 211): «Теперь мы узнаем, что вообще нет другого Бога, кроме Люцифера — "Именно сатана является Богом нашей планеты и единым Богом , и это без всякого аллегорического намека на его злобность и развращенность. Ибо он един с Логосом " (Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с 293). Может быть, за пределами нашей земли и нашего мира и есть "Фохаты" и "Парафохаты". Но людям надо забыть мечту о том, чтобы встретить кого-то еще, помимо Люцифера: "Змей — величайший Свет в нашем плане " (Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с 269). "Дьявол не есть "Бог этого периода", ибо это есть Божество всех веков и периодов с момента появления человека на Земле » (Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 269). Еще цитата из Блаватской: "Разъясним этот вопрос раз и навсегда : тот, на кого священство всех догматических религий, преимущественно христианских, указывает как на Сатану, врага Бога, в действительности является высочайшим божественным Духом — Оккультною Мудростию на Земле — которая естественно антагонистична каждой земной, преходящей иллюзии, включая и догматичные или церковные религии " (Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 473). «Естественно — даже с точки зрения мертвой буквы — рассматривать Сатану, Змия в Книге Бытия как истинного создателя и благодетеля, Отца Духовного Человечества » (Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, сс. 303 - 304). Профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Алексей Ильич Осипов в своей лекции «Мистицизм и христианство» говорит «рериховцы ни сколько не отрицают своей полной взаимосвязи с теософий Блаватской и придерживаются всех тех идей, которые являются принципиальными в теософии». И, действительно - "сатана, когда его перестают рассматривать в суеверном, догматическом и лишенном философии духе церквей, вырастает в величественный образ того, кто создает из земного человека - божественного; кто дает ему на протяжении долгого цикла Махакальпы закон духа Жизни и освобождает его от греха неведения " (Письмо Е.Рерих от 3.12.37). "Конечно, Люцифер вполне отвечал данному ему имени и, вероятно, весьма скорбит, что столь прекрасное его имя в позднейшие времена стараниями невежественных священнослужителей было узурпировано ими для Его тени - или Антипода " (Письмо Е.Рерих от 24.5.38). Бог Библии так рисуется учителям теософии: "выдуманное чудовище с невежеством во хвосте " (Письма Махатм, 153), "демон мстительный, несправедливый, жестокий и тупой,.. небесный тиран, на которого христиане так щедро расточают свое раболепное обожание " (Письма Махатм, 57). "Христианский мир все еще поклоняется Богу в Дьяволе и Дьяволу в Боге " (Письма Махатм, 72). "Христос - учитель человечества. Сатанаил - экзаменатор... Христос и сатанаил связаны в одно целое... В эзотерической символике Христос и сатанаил изображаются как двуглавый змий " (Отари Кандауров, выступление в передаче "Оазис", показанной телеканалом "Российские университеты" 10 апреля 1994 г.). Наконец, нельзя не заметить и откровенно сатанинских ноток рериховского оккультизма. Христос говорит о том, что Он сражается с "князем мира сего": "...ныне князь мира сего изгнан..." (Ин.12.31). "Князь мира" - это перевод греческого слова "kosmokratores", то есть "владыка космоса". Но именно так называет себя духовный повелитель "Махатм".

Мне кажется, из вышеприведенных цитат становится ясно какому «богу» покланяются рериховцы. Любой нормальный человек содрогнется от заявлений «великих учителей» Е. П. Блаватской и Е. И. Рерих, а уж тем более православный.

Может быть, поэтому Амонашвили резко и несколько неожиданно обращается в зал: «Где Храм Божий? Тот, что строится неподалеку или Храм тот, что в нас?» (показывает на сердце). «Зачем нам тот храм, который строится? Зачем мы туда пойдем, у нас у каждого Храм есть внутри! Сердце - наш Храм » (зал одобрительно кивает головами), а Амонашвили продолжает: «Понесем мы крестить ребенка к священнику, который берет много денег за крещение? Зачем нам такой священник? Понесем или нет? » (аудитория отрицательно покачивает головами, некоторые с места отвечают: «нет»). Здесь позиция Амонашвили во многом совпадает с Письмами Махатм, где сказано что Бог христианский, Иисус Христос - это «демон мстительный, несправедливый, жестокий и тупой,… небесный тиран, на которого христиане так щедро расточают свое раболепное обожание » (Письма Махатм, 58). Становится ясно, у какого «учителя» учился сам Амонашвили. Слова Елена Рерих «Когда колесница направлена во благо, то возница не отвечает за раздавленных червей » (Письма Елены Рерих 1932 - 1955, с. 285) говорят нам, что паровоза этой колесницы, Шалву Амонашвили пора бы остановить!

А вот что говорит психолог Татьяна Тверье в своем заключении по поводу вышеприведенного выступления Ш.А. Амонашвили с метким названием «Фокусники» от лукавого»: «Психика любого человека, если он недостаточно владеет ее механизмами и закономерностями, чрезвычайно уязвима для различных методов психологического насилия и психологической эксплуатации. Если учесть реальный уровень психологической грамотности, защищенности и «вооруженности» населения России методами психологического сопротивления манипулированию, то можно сделать неутешительные выводы о том, что жертвой манипуляторов может стать практически любой человек. Далеко ходить не надо для того, чтобы на реальном примере проследить и оценить использование специальных манипулятивных техник. Возьмем за основу одно из выступлений Ш.А. Амонашвили, который позиционирует себя лидером гуманной педагогики и собирает целые залы слушателей, учтиво внимающих его речам. Надо отметить, что ораторы, подобные Амонашвили, используют в своих выступлениях целый арсенал психологических методик, позволяющих управлять и манипулировать аудиторией. Помимо этого, активно используется специальная атрибутика, дополняющая и сопровождающая речевые приемы: например, залу предлагается спеть гимн, слова которого предварительно распространяются среди всех собравшихся, в конце и начале каждого занятия раздается звук гонга, означающий не только торжественность момента и его особую значимость, но и способствующий благоприятному вхождению в трансовое состояние. А далее - следует бесконтрольное восприятие слов говорящего. К сожалению, человеческая психика устроена так, что многие моменты остаются неосознанными и судить о губительном влиянии можно только по плодам, которые прорастают со временем.

Но вернемся к техникам и приемам. У любого манипулирования есть неотъемлемая часть: эксплуатируется потребность человека в любви и внимании, т.е. характерным приемом является активное использование различных видов искусственной «любви»: на первых этапах происходит вовлечение жертвы в ловушку, и лишь потом - применяются угрозы лишения «любви. Например, у Амонашвили это выглядит так: сначала он предлагает всем желающим «побыть учениками» и открыть свои сердца выступающему (т.е. безусловно доверять), и лишь потом говорит о том, что если кто-то не сможет присутствовать на семинаре все пять дней, то «лучше уступить место другим». Налицо так называемый фактор изгнания, когда за «проступок» можно лишиться всей «награды» в целом.

Кроме всего прочего, в манипулятивных техниках широко используется метод специального речевого воздействия на слушателя, цель которого сводится к тому, чтобы отключить контроль сознания и ввести человека в своеобразное трансовое состояние, нахождение в котором повышает чувствительность к сказанному. В этих целях часто используются аллегории, метафоры и другие абстрактные понятия, которые трудно перевести на язык сознания. Например, одна из доктрин, провозглашенная Амогашвили, гласит, что необходимо «верить в силу гуманной педагогики, которая есть синяя птица». Согласитесь, что для начала надо перевести эти слова в категорию доступных понятий? Однако в этом нет никакой выгоды для тех, кто преследует свои, невидимые для других, цели. Почти всегда в речах подобных выступающих трудно уловить логическую последовательность, некоторые слова звучат неразборчиво, тон и темп голоса меняются в зависимости от силы фразы, одни и те же слова повторяются по несколько раз и звучат как установки. Все это отработанные механизмы, которые отслеживаются профессионалами, но вряд ли уловимы на слух непосвященного.

В этой связи не лишним будет снова напомнить о том, что существует четыре признака, по которым можно выявить любого вербовщика:

  • Это самый дружественный человек, которого вы когда-либо встречали;
  • Это человек, СЛИШКОМ заинтересованный в том, что вам, как он выяснил, нравится делать.
  • Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру.
  • Тот, у кого есть ответы на все вопросы.

Всегда придерживайтесь этих принципов и, исходя из них, делайте самостоятельные выводы, но главное - берегите свою душу, которая страдает от любого небрежного вмешательства в ваш внутренний мир». Конец цитаты.

Мы знаем, как часто всевозможные слуги и «адвокаты» дьявола, - оккультисты, колдуны, знахарки используют православную символику (иконы, крест и т. д.) с целью привлечь к себе доверие пациентов. А каким благом считается у представителей тоталитарных сект посредством тонкой мимикрии или откровенных подлогов создать внешнее впечатление единства с Церковью. Всего этого не чуждаются и последователи Рерихов - то они начинают именовать свои общества именем преподобного Сергия Радонежского, то объявляют себя хранителями православной культуры. Шалве Амонашвили, к сожалению, неоднократно удавалось принимать участие в тех или иных православных образовательных конференциях. Здесь он умело пользовался своей известностью «заслуженного педагога», и конечно намеренно умалчивал о том, что «Международный центр гуманной педагогики» возглавляемый им - фактически дочерняя организация секты Рерихов . Российская ассоциация центров изучения религий и сект (РАЦИРС) неоднократно отмечала, что Рериховские общества всячески заинтересованы в том, чтобы закамуфлировать негативные аспекты своей деятельности, нивелировать в глазах общественного мнения справедливую критику со стороны православных кругов. Для этого рериховцы охотно используют поддержку тех представителей педагогической общественности, которых им удалось, подобно Ш. Амонашвили, превратить в своих преданных клевретов.

Если мы попытаемся разобрать педагогические методы академика-новатора, то неизбежно придем к выводу, что они тесным образом связаны с его религиозной, а точнее сектантской ориентацией. К примеру, уже упомянутый нами учебник Амонашвили «Школа жизни», ломает традиционные многовековые методы начального образования, выводит педагога из-под государственного и общественного контроля и самое страшное - предлагает изолировать учащегося от родительского воздействия. Одним словом Амонашвили является провозвестником деструктивного культа, умело завуалированного под педагогическую инновацию. Это понимают не только сектоведы. Главный специалист московского комитета образования А. Ю. Соловьев говорит так: «О своей мировоззренческой и духовной близости с оккультистами Ш.А. Амонашвили неоднократно публично сообщает сам. Трактат «Школа жизни» пропагандирует оккультизм и поэтому его распространение в образовательных учреждениях (МГПУ, школах и т. д.) дает повод говорить об оккультизации государственной системы образования ». Доктор юридических наук, профессор кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте России, профессор Российского университета Дружбы Народов М. Н. Кузнецов в своем письме Министру образования РФ (от 27.12.2000) заявляет: «Прошу Вас взять под личный контроль дальнейшие меры Министерства образования по недопущению вторжения сект в систему образования и проведению служебного расследования фактов нарушения российского законодательства о светском характере образования в России отдельными чиновниками Министерства образования. Таких фактов в настоящее время имеется очень большое количество - начиная от массированного вторжения в московские школы в 1999-2000 гг. секты Муна в лице дочерней федерации «Семья за единство и мир во всем мире» и заканчивая проникновением в систему образования всевозможных оккультных псевдопедагогических инициатив (Ш. Амонашвили с его пропагандой рерихианства , А. Леонтьева, В. Мурашев, Т. Акбашев, Ю. Азаров и многие другие)».

Сам Амонашвили пишет: «Здание Школы Жизни должно выражать идею Храма Света, Знаний, Мудрости, Устремлённости, Одухотворённости. Оно должно иметь мягкие, округлые формы; купол к звёздному небу » (Ш. Амонашвили «Школа жизни», с. 64). Если Амонашвили создает светскую школу, то совершенно не важно, какой формы она будет. Если же Амонашвили видит свою “Школу Жизни” в виде конфессионального учреждения (прежде всего оккультной направленности, как это видно из его книги), то это вопиющим образом нарушает российское законодательство о светском характере образования в России .

Амонашвили дает положительные характеристики другим сектантским движениям. Вот, например, что пишет гуманист в своей статье «Идея школы Щетинина» об известном лидере тоталитарной секты: «Школа Щетинина - настоящая община, в самом лучшем контексте этого понятия, в контексте российского исторического пути, российской социально экономической и духовной культуры. Иные же делают ошеломляющий вывод: это секта». С другой стороны положительная характеристика самому Амонашвили дается на сайте пропагандиста содомии Николая Козлова, лидера тоталитарной секты «Синтон»: «Почетный член Российской Академии образования Шалва Амонашвили пишет: «Ребенок со своей миссией - это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей». (http://nkozlov.ru/library/s41/d3944/?full=1). Весьма показательно, что деятельность Амонашвили положительно оценивается и на сайте известного богоборца Евграфа Дулумана (http://duluman.uath.org/index.htm).

РАЦИРС неоднократно отмечала, что Амонашвили является «паровозом» рериховской педагогики. По экспертному заключению «Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий» книга Ш. А. Амонашвили «Школа жизни» пропагандирует деструктивные по своей сути и полубредовые по содержанию оккультно-религиозные учения Рерихов и Блаватской, мистифицирует и оккультизирует сознание педагогических работников. Это совершенно недопустимо в государственной системе образования и может привести к страшным последствиям для душевного здоровья детей и педагогов. Применение указанной книги в образовательном процессе нарушает российское законодательство о светском характере образования .

Информационная справка главного специалиста московского комитета образования А. Ю. Соловьева о фактах нарушения законодательства о светском характере образования (за 21 сентября 1999 г.) прямо относит школу Амонашвили к основным направлениям прямого внедрения в систему государственного образования элементов оккультно-религиозных учений, которое противоречит Конституции РФ, и в частности Закону РФ “О свободе совести и религиозных объединениях” 1997 г., Приказу Министерства образования Российской Федерации № 47 от 5 февраля 1996 г. “О мерах по выполнению решений Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации”, Письму Министерства образования Российской Федерации №47/20-11п от 19 марта 1993 г. “О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации”, Письму Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №17-36-37/17-22 от 18 октября 1996 г. “О соблюдении законодательства Российской Федерации о свободе вероисповеданий в системе государственных и муниципальных учебных заведений”.

Еще 30 декабря 1999 года Ректор Московской Духовной Академии и Семинарии епископ Верейский Евгений подписал «Отзыв группы преподавателей Московской Духовной Академии и Семинарии на учебник Ш.А. Амонашвили "Школа жизни" (исх.№2158). Вот текст этого отзыва:

«Прожект Ш. А. Амонашвили по поводу начальной ступени образования под условным названием "Школа жизни" предполагает такую модель начального образования, которая бы полностью отменила сложившуюся у нас в стране (да и за рубежом) систему образования вместе со всем циклом устоявшихся предметов и самой системой преподавания, которая бы гораздо более изолировала ребенка от родительского влияния и воспитания и которая бы поставила гипотетического учителя вне всякого государственного и общественного контроля. В качестве цели образования ребенку "предлагается совершенствоваться до той степени, чтобы стать Богочеловеком" (с. 24), уроки превращаются в медитации "с записью сновидений", с "повседневной практикой посылки добрых мыслей близким" (с. 45), Священное Писание преподносится под видом мифов и "легенд о Высших Существах, помогающих людям в эволюционном движении". Подмена христианства буддийским язычеством сектантского толка и тот духовный суррогат, который автор навязывает, свидетельствуют о его полной и беспросветной духовной дезориентации в вопросах религии и школьного воспитания и позволяют констатировать, что так называемый "трактат" Ш. А. Амонашвили "Школа жизни" выражает идеологию тоталитарных сект, типа сайентологии и других ей подобных. Считаем, что введение преподавания детям по данной книге пагубно повлияет на них и не безопасно для их духовно-психического здоровья».

Слова Владыки Евгения как нельзя ярче демонстрируют позицию Русской Православной Церкви, выраженную постановлениями Архиерейских Соборов о том, что для православного христианина недопустимы методы педагогики Ш. Амонашвили. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? » (2 Кор. 6: 14 - 15).

Артемий Сильвестров,
сотрудник ИКЦ по вопросам сектантства
при Соборе во имя св. блгв. князя Александра Невского

РАЕН - Российская академия естественных наук, среди академиков которой значатся Г. П. Грабовой, А.Е. Акимов и Г.И. Шипов

РАКЦ - Российская академия космонавтики имени К.Э.Циолковского. На официальном сайте РАКЦ http://www.ruac.ru информация о вхождение в ее состав Л. В. Шапошниковой отсутствует.

Что такое «гуманная педагогика»?

Гуманное педагогическое мышление, как вечный поиск истины и как стержень всякого высшего педагогического достижения, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов. Своими основными постулатами - верой в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости - гуманное педагогическое мышление зажигает искры для рождения новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий, способствует возникновению личного творческого педагогического опыта, «своих методов и форм». Гуманное педагогическое мышление не есть абстракт, оно не есть открытие современной науки и практики. Жизненность его принципов зависит от уровня развития общества и от качества культуры учителя. Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики.

Суть теории гуманно-личностного подхода заключена в группе базисных понятий: Школа, Жизнь, Школа Жизни, Образование, Воспитание, Ребенок, Миссия, Духовность, Развитие, Взросление, Свобода, Сотрудничество, Общение, Учитель, Ученик, Урок. Смысл этих понятий раскрывается через духовный аспект.

Духовный аспект гуманной педагогики составляют фундаментальные допущения. Они есть условие расширения педагогического сознания. Такими допущениями являются: идея Творца, идея бессмертия духа и идея его устремленности к вечному усовершенствованию и восхождению. Отсюда, делаются выводы: ребенок надо рассматривать как явление в нашей жизни, он несет конкретную личную миссию, в нем заключена величайшая энергия духа.

Через рассмотрение этого духовного аспекта раскрывается смысл названных выше понятий.

Содержание понятия Школа связывается с изначальным семантическим значением этого слова. Школа (лат. скале) означает лестницу, ступеньки которой введут вверх. Это понятие имеет духовно-религиозное происхождение, и мыслится как процесс совершенствования, восхождение души и становления духовности человека: Школа (скале) есть скалистые - трудные, требующие силы воли, усердия, преданности - ступеньки лестницы восхождения, возвышения души, она «учит ковать порядок из хаоса». А носителем скале является учитель, то есть учитель и есть школа, школа в нем, а не вне его. Школа трактуется также как дом радости (греч.), но это не опровергает сложность восхождения по скале, ибо истинную радость можно пережить только в процессе преодоления трудностей, в процессе восхождения.

Жизнь есть всеначальная сила возникновения и развития всего сущего, включая природу, человека и человеческие сообщества. В бесконечной цепи развития жизни на планете существуют и конкретные исторические эпохи, характеризующиеся определенными качествами. В развитии человеческих сообществ (государств, наций, народов) возникают исторически сложившиеся условия, предопределяющие качества настоящего и будущего.

Жизнь есть явление в Духе. Носителем изначального импульса жизни является вся Природа, Вселенная в целом, каждое их конкретное проявление, в том числе и сам человек. Жив тот, кто хочет жить. Человек есть носитель сознательного, осознанного им импульса жизни.

Исходя из этого, гуманно-личностная педагогика принимает классическую формулу, гласящую: ребенок не только готовится к жизни, но он уже живет.

Система гуманно-личностного подхода вдохновляет учителя на создание такого образовательного процесса, в котором Ребёнок в самой жизни научается менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. Источником такого стремления должна стать высокая духовность.

Понятие Школа Жизни, выносимое в качестве названия школы гуманно-личностной направленности, вбирает в себя именно это содержание. Отсюда и принцип, который является стержнем образовательного процесса в Школе Жизни: развивать и воспитывать в ребенке жизнь с помощью самой жизни.

Изначальный смысл слова Воспитание, по всей вероятности, заключен в синкретности его составных. В качестве составных выступают «ось» и «питание»: в-ос-питание; то есть «воспитание» объединяет в себе целостную идею о питании оси.

О какой оси идет речь? Если исходить из того, что школа есть скалистая лестница для восхождения (опять: в-ос-хождение) души и духовности человека, то самое фундаментальное понятие педагогики - Воспитание - должно означать: питание духовной оси, питании души. То есть в школе через питание оси происходит восхождение, становление того самого главного в человеке, что и составляет всю суть его личности - души и духовности. В-ос-питание, питание духовной оси человека, находящегося на пути становления, должно опережать знания, оно как бы заготавливает ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и тем самым просветляет ум.

Знания действительно есть сила, но добрая или злая - это будет зависеть от качества сердца и духовности человека.

Как можно осмыслить понятие Образование? Воспитание, как процесс питания духовной оси, требует своих питательных ферментов. Естественно, для питания духовной оси будут нужны не обычные, скажем, биологические вещества, а именно духовные ферменты. Такими могут стать образы любви, красоты, устремленности, доброты, преданности, творчества, мужества, мастерства, созидания, сочувствия, сорадости, сопереживания, благоразумия, нравственности; знания, озаренные сердцем и духом; стремление к благу с помощью знаний, стремление к углублению в знаниях; знания в виде высших законов природы, Вселенной, веществ, Гармонии; высшие творения разных искусств; образы человеческого общения; образы добромыслия, ясномыслия, благомыслия, ответственности за свои мысли; образы словесности и речи; образы расширенного сознания, образы целенаправленной деятельности; образы, рожденные в процессе саморазвития, самопознания, самосовершенствования; образы материального и духовного плана; образы, рожденные мировоззрением и верой… А носителем этих ценностей является опять-таки учитель; общаясь с детьми, он постоянно излучает высшие духовно-нравственные и познавательные образы.

Трудно перечислить все те источники, которые рождают бесчисленные одухотворенные образы, тем более невозможно перечислить сами образы. Процесс образования должен полностью быть пропитан возвышенными и утонченными образами, которые питают душу и сердце ребенка и ведут его к раскрытию и проявлению заключенного в нем самом собственного духовного образа. Образование не есть лепка человека с определенными качествами без участия самого человека, идущего по пути развития, взросления и свободы. Образование есть процесс питания души и сердца ребенка всеми лучшими, (высшими, возвышающими, одухотворяющими) плодами человеческой культуры. Таким образом, заложенный в ребенке духовный образ посредством, духа людей-воспитателей растет и обретает свой индивидуальный облик. Образовательный процесс пропитан этими образами так же, как пропитано земное пространство воздухом, они так же необходимы для становления благородной личности в ребенке, как необходим воздух для его жизнедеятельности.

Понятия Учитель и ученик содержат высочайшее духовное содержание, имеющее тот же источник, что и базисные для нас понятия: Школа, Воспитание, Образование, Просвещение, Урок, Жизнь. Учитель и ученик являются главными обобщающими понятиями; все остальные группируются вокруг них и служат им.

Суть смысла понятий Учитель и ученик заключена в их едином ядре - УЧ, которое, со своей стороны, несет в себе два начала; У и Ч. Первое начало У, как уже было сказано при определении понятия Урок, означает; Ура, Свет, Логос, Слово (которое было в начале), Жизнь, Любовь, Бог. Второе же начало Ч следует понимать как Чело, Дух (сравните: Чело-Век, т.е. Дух, преходящий Веками).

Исходя из этого, получается, что понятие Учитель имеет следующую смысловую основу: Дух, творящий, излучающий, дарящий Свет, Жизнь (смысл Жизни), Любовь, Знания, Мудрость. Соответственно понятие ученик означает: Дух, ищущий, принимающий Свет, Жизнь (смысл Жизни), Любовь, Знания, Мудрость.

С этой точки зрения следует осмыслить также понятия: Учение, Учить, Учиться, Обучать, Учебник и т.п.

Эту целостность понятия Учитель-ученик, всю палитру взаимозависимости, заключенную в ней в глубоких аллегорических формулах, раскрывает перед нами Новый Завет: «Я посадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог… Насаждающий и поливающий же суть одно; каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение»…

Учитель есть соработник у Бога, Его помощник в творении человека. Если он не будет сажать и поливать с чувством и пониманием глубокой ответственности и такими же глубокими знаниями и творчеством, - как и в какую пору сажать, как поливать и лелеять, - то зерно духа не получит нужного развития, жизнь и судьба ребенка будут искажены, миссия его будет погублена.

В системе целей и задач Школы Жизни выдвигается основная цель как стержень всего образовательного процесса.

Основная цель отвечает на вопрос: к образованию и воспитанию какого человека стремится школа? Исходя из вышесказанного, в качестве основной цели, личностно-гуманная педагогика стремится к воспитанию Благородного Человека, Благородной Личности, Благородного Гражданина. Нет необходимости давать толкование сути Благородного Человека, ибо вековые идеалы общества в сознании людей рисуют многогранную картину благородных граждан. Какие бы качества Благородного Человека ни вкладывал учитель в это понятие, он не ошибется. И родителям понятен смысл Благородного Человека, ибо в нем родительский идеал прослеживается более ярко, чем в таких понятиях, как «Хороший человек», «Воспитанный человек», «Образованный человек».

Школа Жизни служит осуществлению этой основной цели. Смысл, сущность ее работы заключается в том, чтобы всеми своими образовательными средствами способствовать становлению, развитию, воспитанию в ребенке Благородного Человека путем выявления его личностных качеств.

Гуманно-личностный образовательный процесс принимает ребенка таким, какой он есть, напитывая созидательной, творческой любовью; ибо каждый предмет познается в полной мере только при любви, каждая трудность побеждается силой любви. Тем самым образовательный процесс создает лучшие условия для выявления его будущей личности, напутствуя на поиск своей миссии.

Человек становится личностью в той мере, в какой он ищет себя, открывает в себе цель своего служения и служит ей, несмотря ни на какие жизненные трудности и осложнения.

Гуманно-личностный образовательный процесс строится на целостности Природной составляющей ребенка. С момента зачатия и сразу после рождения Природа в течении длительного времени продолжает свое становление в ребенке, очеловечивает и окультуривает себя в нем. Ребенок развивается по законам Природы, по ее календарному плану. Природа движется по пути обретения своей единственности и неповторимости в лице каждого данного ребенка, по пути обретения заданной ему формы и наращивания заданных ему ресурсов. Это движение Природы в ребенке происходит через силы, которые мы называем стихийными страстями. Они стихийные потому, что «набрасываются» на Ребенка неожиданно и «захватывают» его в «плен»; они страсти потому, что сам ребенок стремится к ним, хочет быть ими охвачен и, находясь в плену своих страстей, чувствует себя свободным. Вся загадка в том, что именно движение стихийных страстей обеспечивает выявление природных богатств ребенка. Это есть: страсть к развитию, страсть к взрослению и страсть к свободе. Эти психические явления имеют свои объективные закономерности.

О смысле и значении гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили пишет: «Гуманная педагогическая мысль, испокон веков сопровождая человечество, напоминает о непреложности воспитания Души и Сердца, и через них раскрытия личности человека, его талантов, интеллекта, его неповторимости. Испокон веков призывает она к служению планетарной и космической эволюции, испокон веков ищет она свой момент истины. Для многих величайших мыслителей человечества, для многих учителей прошлого и сегодняшнего дня гуманное педагогическое мышление стало основой их мировоззрения и творчества. Вот почему Эпоха Сердца и Духовности, Взаимности и Любви, в которую вступает человечество, требует глубокого обновления всего образовательного процесса, основой которого является гуманное педагогическое мышление.

Источниками этой основы, этой высшей формы педагогической действительности является, как классическое, так и современное творчество. Классическое и современное следует рассматривать как единое целое. Это есть вечно развивающаяся и неиссякаемая, вечно одухотворяющая настоящее и устремленная в будущее Чаша Мудрости. Эта Чаша Мудрости неподвластна времени и пространству, ибо она вечна, но каждая эпоха может взять из нее, сколько в состоянии взять, и обогатить ее, насколько она в состоянии это сделать».

«Эта педагогика, - пишет он далее, - принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность, и ведет, готовит его служению эволюционным процессам человечества на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая Духовная нравственность. Она в основу всякого развития ребенка кладет утверждающее развитие его духовности и человечности. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Цели и задачи этой высшей формы педагогического мышления связаны с созиданием облагороженного человека. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах».

В конце 50-х - начале 60-х годов XX века в нашей стране окончательно сложилась система авторитарного образования, которая служит убедительным примером «бездетной» педагогической теории и практики. Такая модель педагогического процесса, к сожалению, продолжает действовать до сих пор.

В истории энциклопедий впервые понятие «авторитарная педагогика» отразилось в «Новой российской энциклопедии» (т.II, М.2005). В ней читаем: «Авторитарная педагогика - педагогическая система, согласно которой образовательный и воспитательный процессы… строятся на беспрекословном подчинении учащихся авторитету учителя, воспитателя, родителей. Подавляя естественное стремление детей к самостоятельности, А.п. ограничивает их инициативу, препятствует развитию индивидуальных качеств личности и способности во взрослой жизни принимать ответственные решения… А.п. противостоят концепции естественного воспитания, свободного воспитания, демократической педагогики, педагогики сотрудничества и др.»

Примечательно, что для авторитарно направленной педагогики одна из важнейших проблем - это дисциплина. Ученик обязан учиться, он обязан слушаться - вот предварительное условие такого обучения. Поэтому педагогический процесс уподоблялся диктанту. Детям диктуется не только текст для проверки знания правил грамматики, но и вся жизнь. Им диктуются знания, нравственность, оценки действительности, убеждения. Отчетность школы с помощью отметок, то есть цифровыми показателями так называемой академической успеваемости учеников, стала главной мерой при определении качества всей работы.

Методические разработки для учителей составлялись, как правило, без учета детей, которые населяют этот процесс, без учета того, как их увлечь, как зажечь в них творческую искру, познавательную страсть.

Скудость мотивов обучения, непосильность домашних заданий, ущемление достоинства, лишение собственной мысли породили у учащихся неприязнь к учителям, отвращение к школе, к школьной жизни.

Откуда идет это бескультурье в труде, бескультурье в общении между людьми, это неумение вовремя сообразить, предвидеть, эта неуступчивость и ожесточенность, эта беспощадность к природе, к ближнему, эта скудость духовной жизни, замкнутость и опустошенность души? Откуда эта однотипность мышления, взглядов, знаний, образа жизни… Откуда эти миллионы пар рук, не умеющих ласкать, дарить, протягивать? Зато быстро научающихся стрелять, хватать, бить, ломать, красть и угрожать?

Мозг должен был переместиться в пальцы, чтобы руки становились «золотыми», и этим должна была заниматься школа. Но руки, пальцы огрубели и отупели от написания тысяч диктантов, тысяч контрольных работ, от порчи инструментов в мастерских, от безделья…

Кто-то скажет: «Это школа, это жизнь сделала людей такими». Выходит, школа не смогла воспитать устойчивость в своих учениках, устойчивость перед грубым насилием, соблазнами, нечестностью…Но лучше прямо сказать: школа не воспитывала личность, но внушала молодым людям чувство слепой верноподданности перед идеологической властью. Трудно сказать, насколько возрос бы творческий уровень нынешнего поколения людей, если бы каждый из них воспитывался и развивался в гуманной демократической, а не авторитарной педагогике, в условиях утверждения его личности.

И все же низкий поклон школе за то, что в ее стенах находились мужественные учителя, дарившие своим ученикам широту взглядов. Они напитывали их общечеловеческими чувствами, будили и разжигали стремление к самопознанию. Во что могло превратиться общество, не будь таких учителей и их воспитанников в его среде?

Необходимость гуманной педагогики

Какие бы условия мы ни определяли для качественного и перспективного обновления мира образования, основа будет заключаться в смене парадигмы педагогического сознания: если сознание учителя примет категорию духовности как определяющую, то постепенно произойдет переориентация на новые ценности образования, на ценности гуманной педагогики.

Вопросы, связанные с новой концепцией образования, стали особенно актуальными в период глубокого кризиса, переживаемого обществом в последние десятилетия во всех областях жизни, когда вопрос воспитания будущего поколения стал одним из важнейших для дальнейшего развития и существования страны. Сегодня родители не знают, как воспитывать своих детей, а учителя нередко становятся в тупик, переставая понимать, чему и как можно учить школьников, когда жизнь успешно учит их совершенно иным и далеко не лучшим ценностям.

Вместе с тем, многие и многие учителя хотели бы гуманизировать образование, перейти к более демократичным формам общения с детьми, внести человеческое измерение в педагогический процесс. Но как это сделать? Ведь доступного опыта в сфере гуманной педагогики мало? Как быть?

Международный Центр Гуманной Педагогики

В сентябре 2001 года для целей дальнейшего научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики при Международном Центре Рерихов (МЦР) был создан Международный Центр Гуманной Педагогики.

Его возглавил Шалва Александрович Амонашвили - выдающийся педагог-новатор, доктор психологических наук, профессор, академик Российской Академии Образования (РАО), заведующий лабораторией гуманной педагогики ГОУ МГПУ, автор многочисленных трудов и оригинальных методик по гуманно-личностной педагогике, опубликованных в нашей стране и за рубежом («Размышления о гуманной педагогике», «Педагогическая симфония», «Школа Жизни» и др.), инициатор создания 100-томной «Антологии гуманной педагогики».

Вместе с совокупностью идей, сложившихся в классическом духовно-философском и педагогическом наследии человечества, а также творческими достижениями современного образования, Живая Этика составляет основу теории гуманно-личностной педагогики - педагогики третьего тысячелетия.

Международный Центр Гуманной Педагогики объединяет педагогов, работающих на основе принципов гуманной педагогики и имеющих собственные разработки в этой области, ведет активную деятельность по распространению ее идей среди учителей, работников образования, родителей и широкой общественности. За последние 12 лет прошли семинарские курсы повышения квалификации и получили удостоверения более 19 тысяч человек. В 150 городах России, странах СНГ, в странах Балтии, а также в Болгарии созданы общественные лаборатории гуманной педагогики.

Центр осуществляет широкую связь с учеными и педагогами, педагогическими университетами и колледжами, со школами, творческими организациями, с управлениями образования разного уровня, сотрудничает с Лабораторией гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете и региональными лабораториями гуманной педагогики.

Основными направлениями деятельности Центра являются:

Теоретическая и практическая разработка идей гуманной педагогики;

Содействие распространению идей гуманной педагогики и накопленного опыта среди учителей;

Объединение учителей вокруг идей гуманной педагогики;

Ориентация учителей на профессиональное изучение гуманного педагогического мышления, как классического, так и современного;

Экспертиза и апробация проектов образовательных и методических систем, авторских образовательных программ и концепций, накопленного опыта по идеям гуманной педагогики;

Проведение круглых столов, конференций, семинаров, мастер-классов по обмену опытом, лекций по отдельным вопросам гуманной педагогики, проводящихся в рамках лектория МЦР;

Проведение методических дней в школах, работающих на основе идей гуманной педагогики;

Организация на местах общественных лабораторий по гуманной педагогике;

Ежегодное проведение Международных Педагогических Чтений по гуманной педагогике;

Подготовка к печати ежегодного научно-педагогического и литературного альманаха «Три ключа», в котором публикуются материалы Международных Педагогических Чтений.

Работу Международного Центра Гуманной Педагогики координирует Совет Центра. Совет формируется из наиболее активных и творческих работников - учителей, директоров школ, ученых, родителей, руководителей лабораторий гуманной педагогики. В состав Совета входят педагоги из Москвы и других городов России, а также из Латвии, Литвы, Эстонии, Украины, Белоруссии, Киргизии.

Международное общественное жюри «Сердце и лебедь» при Центре гуманной педагогики учредило звание «Рыцарь Гуманной Педагогики» и ежегодно вручает 10 наиболее отличившимся работникам диплом и золотой значок «Сердца и лебедя». Среди награжденных - видные деятели науки, искусства и образования, педагоги-новаторы из России, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Кыргызстана.

Работа Центра освещается в журнале «Три ключа», в журнале «Культура и время», газете «Содружество», а также во многих средствах массовой информации названных стран.

СТРАНИЦЫ Педагогика будущего | О Центре | Международные Педагогические Чтения | События | Контакты | Книга-почтой