Как ездить на автомобиле задним ходом. Движение задним ходом против выезда с прилегающей территории. Маневрирование и остановка

Зачем нам знать, где запрещено движение задним ходом? На самом деле, с этим связаны самые непредсказуемые аварии, ведь, двигаясь назад, мы видим дорогу в зеркала. Так что данную опасность лучше предупредить, чем мы сейчас и займемся.

Почему следует соблюдать запреты ПДД?

На дороге автомобилисты совершают множество маневров: обгон, разворот, поворот и прочие. Одним из таких маневров является движение задним ходом. Такое действие редко встречается на дороге. Как совершать этот маневр, известно каждому автовладельцу, но не каждый помнит, когда этого делать нельзя, ведь такое действие зачастую бывает попросту не безопасным. В силу этого на законодательном уровне были введены ограничения движения задним ходом.

Водитель, который совершает такой маневр на дороге, должен пропускать абсолютно всех : проезжающие мимо машины, разворачивающийся транспорт или совершающие любой другой маневр автомобили. Движение задним ходом разрешено только в случае, если этот маневр не может стать помехой для других автомобилей. Об этом говорится и в разделе 8, пункт 8.12 в правилах.

Кроме того, если у водителя возникает довольно опасная ситуация выезда на проезжую часть посредством заднего хода (к примеру, выезд из двора), то он, во избежание , должен воспользоваться помощью постороннего человека. Таким может быть пассажир или прохожий. В ином случае водитель опять же нарушает правило пункта 8.12.

Этим правилом можно пользоваться и на дороге, но только в том случае, если для человека-помощника не возникает угрозы для жизни. Если этот маневр совершить сложно, то лучше от него отказаться.

Места, где запрещено движение задним ходом

Помимо этого, водитель должен знать, что для движения задним ходом не существует разметки или других полос, ограничивающих его. Зато есть места, которые абсолютно точно прописаны в ПДД, запрещающие совершение этого маневра. К таким относятся перекрестки, тоннели, железнодорожные переезды, мосты и прочие . Весь список этих мест предоставлен в пункте 8.11, 8.12 и 16.1 соответствующего нормативного документа.

Такой список создан не случайно. К примеру, ситуация на дороге: водитель двигался вперед к мосту, и вдруг он понимает, что он не туда поехал – ему нужно было поехать под мост, а он въехал на него. В этом случае при помощи заднего хода ему не получится вернуться назад, и развернуться также не выйдет. Оба эти маневра будут помехой другим водителям, а соответственно будет создана аварийная ситуация. Кстати, в любой автошколе вам будут твердить, что дорогу нужно продумывать заранее именно по этой причине.

Хитрости перемещения на участке с односторонним движением

Некоторые водители считают, что сдавать назад вообще запрещено , но они глубоко ошибаются. Например, если водитель въехал на дорогу со знаком «Одностороннее движение», и ему требуется сделать маневр – сдать назад, то он вполне может его совершить. Ведь в правилах есть ограничения лишь в том, что по такой дороге запрещено двустороннее движение, и на этом участке запрещено совершать разворот, а о том, что двигаться задом нельзя – в законе ничего не сказано.

Но последнее время инспекторы ГИБДД стали штрафовать водителей, которые совершали подобные маневры на таком участке дороги. Они объясняли свои действия тем, что есть такой закон, который запрещает встречное движение на участке с односторонним движением. Штраф за такое правонарушение не маленький: 5000 рублей или вовсе лишение прав.

Бывает такая ситуация на парковке, что впереди стоящая машина блокирует выезд водителю, поэтому он вынужден сдать назад. Именно для таких ситуаций действует пункт 8.12, в котором ничего не говорится о том, что такой маневр запрещен. Таким образом, для того чтобы не нарушать принятые нормы, необходимо следить за всеми изменениями законодательства, а также знать те правила, которые есть в ПДД. Но и там нормы постоянно меняются, поэтому даже опытным водителям стоит периодически перечитывать эти утвержденные законы.


Первая проблема, с которой сталкиваются многие, кто недавно получили права – это движение на автомобиле назад. Езда вперед дается не так сложно, как движение задним ходом, поскольку последнее требует еще и навыков хорошей ориентации в пространстве и опыта. Немногие автошколы способны привить это умение, ведь его развитие требует много сил, энергии и выдержки. Пока система современного обучения водителей не дошла до такого уровня, когда для того, чтобы хорошо научиться ездить, достаточно одних лишь занятий, без дополнительных тренировок. На данный момент, следует ориентироваться по тому, что имеем сейчас. Если вы до сих пор чувствуете себя неуверенно при движении задним ходом, предлагаем ознакомиться со следующими рекомендациями.

Зеркала заднего вида

Это основной инструмент, который мы обязаны использовать для езды назад. Всего этих зеркал трое. Каждое из них нужно настраивать под себя и таким образом, чтобы, с одной стороны, хорошо видеть в них дорогу и дорожную обстановку, с другой стороны, совершать минимум вращательных движений головой (то есть достаточно просто перевести взгляд на зеркала и вся дорожная ситуация должна быть видна). На боковых зеркалах также должен быть виден корпус автомобиля, а зеркало заднего вида должно полностью отображать заднее стекло.

Основы движения задним ходом

Вы должны четко знать технические основы этого вида движения. В этом вам поможет инструктор. Он должен показать вам и рассказать, как будет реагировать машина на то или иное действие с вашей стороны. Плюс ко всему – практические упражнения. При помощи инструктора вы сможете определить «мертвые зоны», то есть те области, которые перекрывают объекты и их не видно водителю.

Тренировка по прямой

На первый раз лучше всего потренироваться ездить назад по прямой. По началу следует поворачивать голову и корпус вправо, просматривая обстановку непосредственно через заднее стекло, затем можно поучиться использовать зеркала заднего вида.

Повороты задним ходом

После того, как вы стали уверенно себя чувствовать при движении задним ходом по прямой, можно перейти на следующую ступень, а именно – осуществлять повороты задним ходом. Следует помнить, что двигаться назад нужно на минимальной скорости, поскольку на этой передаче машина более маневренна. Желательно осуществлять тренировку на специальной площадке для таких целей. Можете поставить пластиковые бутылки и пытаться при повороте не задеть их.
Напоследок хочется сказать, что прежде, чем преступать к этим тренировкам, нужно получить хорошие навыки вождения с инструктором. Только после этого можно преступать к самостоятельным занятиям.

Практически все водители-новички, окончив автомобильную школу, не знают всех нюансов движения . Это вполне объяснимо, ведь при подготовке этим моментам уделяют очень мало внимания. Конечно, по сравнению с обычной ездой движение задним ходом используется не настолько часто, однако без него просто невозможно выполнить некоторые манёвры. Это, например, парковка или выезд из гаража. Поэтому, чтобы всегда , обучитесь этому виду движения самостоятельно. Мы расскажем вам, как научиться ездить на задней передаче.

По правилам

Если руководствоваться действующими Правилами, движение на задней передаче по проезжей части допускается. Однако при этом водителю предписывается быть максимально осмотрительным и не создавать существенных помех окружающим. Начинать движение, которое помешает манёвру расположенной сзади машины, категорически запрещено. Относительно быстроты и продолжительности такой езды в Правилах говорится - кратковременно и с минимальной скоростью. Количественных характеристик не дано, поэтому можно не опасаться инспекторов ГИБДД с камерами, но не стоит ехать несколько кварталов на задней передаче.

Если сзади либо иной автомобиль, рекомендуется подать звуковой сигнал, чтобы избежать наезда. Однако за его отсутствие вас не оштрафуют - это положение носит рекомендательный, а не обязательный характер. Специалисты рекомендуют включать аварийную сигнализацию - хотя этого в Правилах нет, машина привлечёт к себе внимание окружающих даже в тёмное время, и никаких претензий у правоохранителей к вам не будет.

Конечно, движение задним ходом на некоторых участках дороги запрещено. Подобным образом нельзя въезжать под знаки «Движение запрещено» и «Въезд запрещён». В первом случае водителя накажут штрафом в 500 р., а во втором придётся отдать больше в 10 раз и поставить себя под угрозу лишения прав на 4–6 месяцев. Вместе с тем движение на задней передаче по односторонней дороге не считается нарушением и не влечёт за собой наказания. А вот попадание на полосу для городского маршрутного транспорта приведёт к штрафу в 1500–3000 рублей в зависимости от места происшествия.

Правила также запрещают подобное маневрирование в местах, где водителю запрещено разворачивать машину - вне зависимости от того, предписано это знаком либо разметкой. Также существует целый перечень особых участков дороги, в которых движение задним ходом чревато аварией. Среди них стоит отметить:

  • Пешеходный переход;
  • Мост, путепровод, эстакаду;
  • Переезд;
  • Остановка маршрутного транспорта;
  • Тоннель;
  • Перекрёсток;
  • Автомагистраль;
  • Места с видимостью по обе стороны не более 100 метров.

Без особой необходимости лучше не двигаться задним ходом в густом тумане, при сильном дожде или в других погодных условиях, ограничивающих видимость дороги.

Правоохранители также рекомендуют проявлять особую бдительность при маневрировании задним ходом на парковках, около выездов из дворов, а также неподалёку от стоянок крупных торговых центров. По их словам, именно здесь происходит большинство ДТП, связанных с неаккуратностью начинающих водителей. Также они советуют внимательно осмотреться ещё до того, как вы включите заднюю передачу, поскольку это поможет избежать аварии, вызванной нервным поведением водителя.

Начинаем тренировки: езда по прямой

Любое умение требует регулярных тренировок. Поэтому, прежде чем осуществлять поездки по городу, попрактикуйтесь в езде задним ходом. Первое, чему вам необходимо научиться - это двигаться по прямой, . Поворачивайте голову назад и смотрите на дорогу через правое плечо. Помните, что машина будет ехать по прямой, только если руль установлен в соответствующее положение. Даже при минимальных движениях рулевого колеса авто будет отклоняться в стороны значительно сильнее, чем при переднем ходе. Поэтому важно двигаться на маленькой скорости.

После того как вы научитесь сдавать назад, поворачивая голову, можно приступать к тренировкам с зеркалами. Важно корректно . В боковых борт авто может занимать максимум одну четверть, горизонт должен делиться пополам. Водителю необходим обзор всего заднего стекла машины в зеркалах заднего вида. Опытные водители, используя зеркала, только перемещают свой взгляд с одного отражения на другое, не поворачивая головы.

На видео - урок вождения задним ходом:

Учимся делать повороты

Мастерство вождения задним ходом предполагает умение . Основное правило, которое вы должны запомнить - направление движения при езде назад не меняется. Это означает, что если вы хотите повернуть машину в правую сторону, то рулевое колесо также необходимо крутить вправо, и наоборот. Этот принцип одинаков для вождения передним и задним ходом.

Научитесь определять минимальный радиус задних колёс при развороте машины на девяносто градусов. Потренируйтесь на местности с любым мягким покрытием (например, песком). Остановите автомобиль, выйдите и пометьте центр своего заднего колеса (со стороны, в которую вы планируете поворачиваться). После этого сядьте в авто, включите заднюю передачу и выверните руль до упора. Начинайте медленно двигаться до момента, когда машина развернётся на девяносто градусов.

Затем остановите автомобиль и снова выйдите из него. Определите на глаз радиус поворота и поставьте рядом с прошлой отметкой что-нибудь, что будет выполнять роль вешки (например, палку). Опять и, смотря в зеркала, начинайте поворачиваться. Делайте это максимально медленно. Поворачивайтесь, пока не увидите в боковом зеркале свою вешку.

Видео о движении задним ходом:

Важные нюансы

Прежде чем начинать обучение езде задним ходом, выберите себе . Мы не рекомендуем вам тренироваться в оживлённых местах, поскольку по неопытности вы можете спровоцировать аварийную ситуацию. Случается, что новички при оттачивании своих умений задевают фонарные столбы или соседние автомобили. Но худший вариант развития событий - это наезд на одного из пешеходов. Поэтому выберите максимально безлюдное место.

Не доверяйте зеркалам

Советуем вам беззаветно не доверять зеркалам своей машины. Они представляют собой всего лишь источник дополнительных сведений о том, что происходит в непосредственной близости от авто. Обзор у них достаточно ограниченный. Если сбоку будет двигаться другой автомобиль или пешеход - увидеть их в зеркалах будет довольно сложно.

Поэтому комбинируйте задним ходом. Используйте не только зеркала, но и собственное зрение, поворачиваясь назад вполоборота и наблюдая за ситуацией через правое плечо. Только так вы сможете получить максимальный обзор. Некоторым водителям-новичкам кажется, что такая поза неудобная для вождения. Однако это не так - после двух-трёх тренировок вы увидите, что она оптимальна для езды задним ходом.

Минимальная скорость

Что двигаться назад можно только на минимальной скорости. Поэтому отпускайте педаль сцепления автомобиля до тех пор, пока он не начнёт движение. Если вам понадобится слегка повысить скорость - ещё немного отпускайте педаль, но не полностью. Если машина поедет слишком быстро, вы не сможете наблюдать за происходящим на дороге. Как правило, для снижения скорости достаточно нажать сцепление немного сильнее или до упора. Если же этого окажется недостаточно - жмите на педаль тормоза. Скорость движения машины на задней передаче примерно соответствует скорости езды на первой передаче .

На видео - как правильно ездить задним ходом:

Маневрирование и остановка

Осуществляя манёвры при движении задним ходом, необходимо учитывать тот нюанс, что переднюю часть машины выносит в сторону. То есть если повернуть направо - переднее крыло будет смещаться влево, и наоборот. Поэтому при маневрировании очень важно следить за тем, чтобы смещающаяся часть не задевала соседние транспортные средства или другие препятствия.

Новички довольно часто допускают ошибку, бросая педаль сцепления при окончании движения и предварительно не выключая передачу. В итоге автомобиль начинает «катиться» в обратном направлении. Так можно врезаться в чужую машину, стену гаража или бордюр. Следите за , чтобы не допустить аварийной ситуации.

Плюсы и минусы

Если для осуществления определённых манёвров есть возможность применить передний ход, то лучше так и сделать, даже если придётся выполнить немного больше движений. Езда задним ходом намного опаснее, но при этом имеет свои плюсы:

  • более высокая манёвренность;
  • возможность парковки с неудобных углов;
  • удобнее контролировать расстояние до соседних машин, если мало места на площадке.

Меры предосторожности

Рекомендуем отстёгивать ремень безопасности, осуществляя движение назад. Кроме того, включайте соответствующие поворотные сигналы при маневрировании. Если вы двигаетесь задним ходом в сложных условиях (например, тесная парковка, оживлённое движение или плохая видимость), то стоит включить «аварийку». Тогда другие участники движения будут обращать внимание на ваши манёвры и вам легче будет выехать.

Теперь вы знаете, как научиться ездить задним ходом. Потренировавшись несколько раз, вы легко сможете маневрировать при движении назад. Главное, помнить три основных правила - не спешить, контролировать положение передних крыльев автомобиля и ориентироваться по зеркалам. При этом не стесняйтесь поворачиваться назад, чтобы следить за ситуацией. Это позволит вам не допустить аварийной ситуации.

Пожалуйста, оставьте своё мнение о прочитанном в комментариях!

ПДД запрещает движение задним ходом в местах с интенсивным движением и в зонах перехода, высадки, посадки пешеходов. Наказание за нарушения ПДД включают штрафы, изъятие водительских прав, административную и уголовную ответственность.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Движение задним ходом – маневр, который с трудом дается новичку-автолюбителю. Не зря так называемый «заезд в гараж» стал одним из труднейших испытаний в ходе испытаний практической части экзамена на вождение.

Его основные особенности, соблюдение которых требует и инспектор ГИБДД, и экзаменатор:

  1. не создавать помех, препятствий;
  2. обеспечить безопасность для других участников дорожного движения.

Определение

Езда задним ходом – навык, который дается долгими тренировками. Чтобы обучиться практике, а также сделать точный разворот с использованием задней передачи, нужно соблюдать инструкцию по обучению:

  1. 1 этап. Для начала обучаемое лицо овладевает способом маневрирования задним ходом по прямой линии. При движении не стоит смотреть в зеркала заднего вида. Водитель просто поворачивает голову назад и осматривает окрестности через правое плечо.
  2. 2 этап. Автолюбитель настраивает зеркала заднего вида под свой рост. В центральном фронтальном зеркале должно отражаться все заднее стекло.
  3. 3 этап. В машине выявляются так называемые «мёртвые зоны». Для этого требуется помощь друга или родственника (инструктора по вождению). Последний обходит автомобиль под углом 180 градусов. Автолюбитель запоминает те зоны, которые находятся вне обзора.
  4. 4 этап. На последнем этапе обучаемое лицо учиться совершать поворот. Основное правило гласит: куда поворачивается руль, туда и движется машина.
  5. 5 этап. Опытному водителю стоит довести все маневры до автоматизма. При передвижении особо обращать внимание на смещение передних крыльев машин.

Если разворот затруднен, то следует прибегнуть к содействию другого лица. Этот помощник наблюдает за маневром не из салона машины, а со стороны дороги и дает внятные подсказки водителю жестами и словами.

Внимание! В роли помощников выступают проходящие мимо пешеходы, другие заинтересованные участники движения или пассажиры машины.

Где запрещено движение задним ходом по ПДД

Кажется, что автолюбитель, который решается на маневр, становится неравноправным участником дорожного движения. При случае на него удобно «свалить» вину.

Способ передвижения не дает преимуществ, а неудача (наезд на пешехода, столкновение с автомобилем) сулит печальные последствия, а именно:

  • административное правонарушение, или штраф;
  • разборки с другим участником, в том числе не исключено использование ненормативной лексики и рукоприкладство;
  • , где виновной стороной становится инициатор маневра;
  • уголовное преступление за причинение вреда жизни и здоровью другому участнику дорожного движения.

Чтобы уменьшить количество , совершаемых по вине водителей при движении задним ходом, было решено запретить маневр в определенных ситуациях. Ведь любая «самодеятельность» вместах интенсивного дорожного движения создает аварийную ситуацию.

Поэтому разворот строго запрещен:

  1. При таких погодных аномалиях как туман, град, сильный ливень, когда видимость дороги не превышает 100 метров.
  2. В местах пересечения транспортного потока с линиями железнодорожного полотна.
  3. На остановках общественного транспорта, предназначенных для посадки-высадки людей.
  4. На автомагистралях, обозначенных знаками 5.1 «Главная автомагистраль» и 5.3 «Дорога для автомобилей». Скорость движения здесь достигает 130 км и более.
  5. На перекрестках любой конфигурации, в том числе на пешеходной зебре. Перекрестками не ситаются выезды с прилегающих территорий: АЗС, дворов, предприятий, автостоянок.
  6. На эстакадах и там, где проходит путепровод, а также под этими объектами инфраструктуры.
  7. На выделенных полосах, специально обозначенных для движения общественного транспорта.
  8. По обочине (подразумеваются пешеходные дорожки, тротуары) и при наличии разделительных полос, например, для движения велосипедистов.
  9. В тоннелях и на мостах.

Внимание! Движение в обратном направлении запрещается согласно пунктам 16.1 и 8.11, 8.12 ПДД. Разворот на дороге с односторонним движение не является противоправным действием, но, если на пути автомобиля появляются препятствия в виде перекрестка, тоннеля, моста, то движение задним ходом немедленно прекращается.

Российские водители часто буквально понимают положения . Они используют прием заднего маневрирования при объезде пробок на дороге с односторонним движением. Но что будет, если на пути такого горе-водителя появится патрульная машина ГИБДД?

Оказывается, такой способ маневрирования дисквалифицируется инспекторами по «Движение во встречном направлении при нахождении на дороге с односторонним движением».

Такая траектория пути производится с нарушением дорожного знака в виде красного кирпича «Въезд запрещен». Наказание за правонарушение – весомый штраф или лишение водительских прав.

Внимание! С мнением сотрудников ДПС согласен и Верховный суд РФ. Разъяснения по вопросу можно проанализировать в Постановлении от 09.02.2012 г.

Где разрешается

Включение задней передачи разрешается, прежде всего, при парковке. Этот прием часто применяется:

  • на въездах и выездах со дворов и с прилегающих ко дворам окрестностям при соблюдении скоростного режима;
  • на территории стоянок у дома водителя, чтобы на следующий день легче было выезжать;
  • на парковках магазинов, супермаркетов.

Правила при движении авто

Езда на задней передаче требует максимальной концентрации внимания. В первую очередь, водителю стоит пропустить всех автолюбителей и в пешеходов, которые находятся в зоне обзора.

Сзади не может быть посторонних лиц и предметов. Во-вторых, маневр совершается на низкой скорости. В-третьих, не нужно отказываться от помощи сторонних наблюдателей.

По дороге с односторонним движением

Не всегда движение с задней передачей по односторонней дороге рассматривается правоохранительными органами как запретная манипуляция.

Согласно п. 8.12 маневр разрешается инициировать при соблюдении нескольких условий:

  • это – вынужденный объезд, так как по-другому не получается объехать образовавшееся на дороге препятствие;
  • передвижение считается безопасным для всех участников движения;
  • разворот (движение по прямой задним ходом) совершается при регулировке движения помощником, который находится вне салона автомобиля.

Внимание! Автомагистраль с односторонним движением не считается доступной полосой для совершения маневра.

На перекрестке

Применение задней скорости на регулируемых и нерегулируемых перекрестках строго запрещено. Водителю, желающему совершить маневрирование, необходимо выехать за пределы «скопления пешеходов» минимум на 15 метров.

Во дворе

Любое движение во дворе сопряжено с препятствиями. Перемещение без помех здесь практически исключено. В любую секунду на проезжей дороге может появиться малыш на велосипеде, инвалид на коляске, другое транспортное средство.

Безопасной парковкой во дворе считается метод маневрирования, когда транспортное средство заезжает кормовой частью, а выезжает передом. Все машины устанавливаются параллельно друг другу, соблюдая дистанцию и в соответствии с разметкой.

Правила движения при парковке:

  • активно использовать звуковые сигналы парктроника, сигнализирующие о посторонних предметах на пути автомобиля;
  • внимательно смотреть в зеркало заднего вида;
  • включать поворотники;
  • попеременно заглядывать в боковые зеркала.

При маневрировании спешка не приемлема. Некоторые автолюбители советуют подавать звуковой сигнал. Другие рекомендуют включать аварийную сигнализацию.

Главное условие при этом– ежесекундный контроль всех участников дорожного движения и объектов с обеих сторон.

Внимание! Если маневр будет с точки зрения водителя не безопасным, то следует отказаться от него.

На тротуаре

Обочину, или тротуар, нельзя использовать в качестве способа объезда пробок задним ходом. При видеофиксации правонарушения составляется протокол об административном правонарушении.

На парковке

Выезжать с парковки задним ходом – сложная задача. Когда обзор закрыт полностью из-за рядом стоящих транспортных средств, то стоит выйти из салона и осмотреться. Это нужно, чтобы убедиться в отсутствии препятствий.

Дальнейшие действия автолюбителя:

  1. Для начала осуществляется выезд по прямой траектории до тех пор пока спинка заднего сидения не поравняется с задним бампером справа стоящей машины.
  2. После выравнивания автомобиля руль поворачивается вправо.
  3. Одновременно водитель следит за левым передним крылом.
  4. Тут же отслеживается ситуация на парковке во все зеркала.
  5. Автовладелец аккуратно выезжает на полосу движения.

Внимание! Собственники, управляющие другими транспортными средствами, часто помогают тем, кто выезжает на задней передаче.

Они сигнализируют о том, что готовы пропустить автомобиль, включая аварийную ситуацию. Убедившись, что это происходит, инициатор движения выполняет маневр.

На грузовом автомобиле

Движение задним ходом на грузовом автомобиле характеризуется плохим обзором участков дороги, расположенных позади.

Поэтому данный способ маневрирования используется только на коротких дистанциях и в трех случаях:

  • разгрузка, погрузка перевозимого имущества;
  • маневрирование на участках дорожного движения;
  • при парковке на стоянке.

При движении задним ходом следует учитывать некоторые особенности грузового автомобиля:

  • при долгом маневрировании не избежать перегрева двигателя;
  • расход топлива (солярки) при этом максимален;
  • движение по прямой при включении задней передачи на грузовике затруднено, при неумелом развороте габаритное транспортное средство склонно к резкому изменению направления движения.

Правила движения для водителя большегруза:

Осмотр пространства вокруг автомобиля осуществляется с нескольких позиций:

  1. При открытой дверце автомобиля.
  2. Через заднее стекло, если обзору не мешает груз и задний борт открыт.
  3. С подножки.
  4. Через боковые стекла обзора.

Способ управления грузовой машиной выбирается в зависимости от окружающей обстановки, расстановки других транспортных средств. В целях обеспечения безопасности подается звуковой сигнал.

Ответственность за нарушение

Ответственность водителя зависит от степени неадекватности проступка. Так, весомый штраф грозит автолюбителю при движении задним ходом на автомагистралях (дорожных участках с повышенной скоростью движения).

В данном случае не следует создавать аварийную ситуацию. Собственнику авто рекомендуется доехать до ближайшей развязки и там совершить разворот на другую полосу.

При нарушении правил дорожного движения назначается штрафная санкция в размере 2500 рублей . Естественно, что водительские права останутся при владельце, но потеря денежных средств будет ощутима для семейного бюджета.

Если автомобилист попадает в зону действия знаков 3.1 «Въезд запрещен» и 3.2. «Движение запрещено», то не стоит рисковать, маневрируя на задней передаче.

На дороге с односторонним движением сотрудники ДПС расценивают этот проступок по части третьей . Штраф составит 5000 рублей, а в качестве альтернативыпредлагается лишение прав на срок 4-6 месяцев.

Другие виды ответственности водителя за нелегальный проезд задним ходом:

Вид правонарушения Расшифровка по запрещающей статье КоАП Степень наказания (размер штрафа)
Маневрирование по перекрестку Часть четвертая статьи 12.14 500 рублей
По обочине или пешеходному переходу Часть вторая статьи 12.14 1500 рублей
По тротуарам Часть вторая статьи 12.14 2000 рублей
Передвижение на железнодорожном переезде Статья 12.10 1000 рублей
Движение на автомагистрали Статья 12.11 2500 рублей
На перекрестках Статья 12.13 500-1000 рублей
Попытки объехать пробку на дороге с односторонним движением Статья 12.14 500 рублей

Как-то раз один начинающий водитель выезжал из автосервиса задним ходом по Г-образной траектории. В нужном месте водитель, начав поворот направо прямо в открытые ворота бокса, увидел, что путь свободен и ему ничего не мешает. Обрадовавшись, он слегка придавил педаль газа и тут же услышал звук удара. Что случилось, что могло помешать движению и стать причиной повреждения его автомобиля?

В данном случае проблема проста и закладывается ещё в автошколе. К сожалению, обучая курсантов движению задним ходом, мало кто из инструкторов подробно рассказывает, и тем более показывает, все особенности и опасности выполнения данного приёма. В результате молодые водители, а зачастую и водители со стажем, при движении задним ходом допускают глупейшие ошибки.

О способах движения задним ходом, о возможных ошибках, допускаемых водителями, расскажет эта статья. В конце я расскажу об одном, совсем не очевидном и редко кем используемом, но очень полезном применении аварийной сигнализации.

«Круууу-гом!»

Вспомните, чему вас учил инструктор в автошколе на занятии, посвященном движению задним ходом. Обычно, вам предлагают сесть, повернув корпус вправо. Положить правую руку на спинку пассажирского сиденья и глядя в заднее стекло контролировать движения автомобиля.

Всё так. И этот приём нельзя назвать неправильным. Однако инструкторы редко упоминают о том, что при выполнении этого приёма водителю становится весьма неудобно, а порой и трудно контролировать некоторые части своего авто.

У большинства современных автомобилей имеется так называемый «передний свес» — то есть часть кузова от начала переднего бампера до начала переднего колеса. В этом свесе как раз и кроется основная причина повреждения автомобиля при маневрировании задним ходом (см. рис. 1). Именно левый угол повредил начинающий водитель, о котором я рассказал в начале статьи.

Рис. 1. Передний свес и траектории движения крайних точек кузова и колёс автомобиля

Он двигался так, как его научили в автошколе. То есть смотрел назад и контролировал ситуацию перед багажником своей машины. Но он не мог видеть того, что происходит спереди! Поэтому и прозевал наезд левым передним крылом на другой автомобиль (см. рис. 1).

Недостатки классического приёма движения задним ходом:

  • Водитель не видит, а стало быть не контролирует передние углы кузова своего автомобиля
  • Руление производится одной рукой, что не очень удобно, если водитель специально не обучался этому приёму работы с рулём
  • Сидеть вполоборота неудобно
  • Если водитель захочет посмотреть, что делается с передней частью кузова, ему придётся вертеть головой, отвлекаясь от задней части кузова
  • Нижние срезы заднего и боковых окон мешают видеть ситуацию непосредственно у задних колёс.

Достоинства:

  • Этот приём проще в освоении
  • Легче ориентироваться в пространстве на первых порах.

Обзор 360 градусов!

Есть ли решение, позволяющее уберечь себя от вышеперечисленных проблем? Конечно, есть. Решение это называется «движение по зеркалам».

К большому сожалению, редкие инструкторы в редких автошколах рассказывают про такой способ управления автомобилем. И ещё реже пытаются научить ему своих курсантов, не желая с ними возиться. Да и многие водители, как огня боятся сдавать задним ходом по зеркалам. А жаль. Ничего сложного в этом приёме нет, а его достоинства с лихвой перекрывают его мнимую сложность.

Достоинства движения задним ходом по зеркалам:

  • Водитель контролирует ситуацию вокруг своего автомобиля на все 360 градусов!
    • Передний свес, передние углы кузова – непосредственно через лобовое и боковые передние стёкла
    • Заднюю «полусферу» — по внутрисалонному, а так же правому и левому наружным зеркалам
  • водитель может наблюдать за ситуацией непосредственно перед задними колёсами, а так же боковые интервалы до препятствий
  • Водитель сидит в естественной позе, ему не нужно крутить головой. Достаточно только переводить взгляд. При этом он одновременно контролирует всю обстановку вокруг автомобиля
  • Водитель управляет автомобилем обеими руками

Недостатки:

  • Приём кажется немного более сложным в освоении ввиду некоторой непривычности
  • Нужно учитывать то, что зеркала искажают реальную дистанцию до препятствий.

Всякому овощу своё время!

Точнее, каждому приёму своё применение. Как видите, каждый приём управления движением задним ходом имеет свои достоинства и недостатки. Было бы неправильным советовать вам использовать только один приём и забыть о другом. Для каждого из них есть своя сфера применения в различных дорожных ситуациях.

Классический приём – вполоборота стоит применять при движении, в основном по прямолинейной траектории на относительно большие дистанции. Например, если вы проскочили нужный поворот, а развернуться возможности нет (см. рис. 2).


Рис. 2. По прямой лучше двигаться повернувшись назад

Двигаться по зеркалам безопаснее и удобнее при сложном маневрировании в окружении других автомобилей, ограждений и прочих препятствий (см. рис. 3).

Рис. 3. Маневрировать лучше по зеркалам

В реальной жизни возможны любые комбинации данных приёмов. Например, проехав въезд на стоянку, вы сначала возвращаетесь, используя классический приём. А затем, маневрируете по стоянке по зеркалам. И не забывайте о том, что обычно зеркала современных автомобилей несколько искажают расстояния до препятствий. Поэтому не стесняйтесь поворачивать голову для оценки реальных расстояний.

Не правы те, кто считает, что научиться движению по зеркалам сложно. Вовсе нет. Это только кажется. Достаточно попрактиковаться где-нибудь на открытой площадке минут 30, и вы надёжно освоите этот приём на всю жизнь.

«Аварийка» как бонус

Хоть об этом и не написано в седьмой главе , но я настоятельно рекомендую при маневрировании задним ходом всегда, в любое время суток и при любой погоде, включать аварийную сигнализацию. Это не сложно, но очень важно загодя дать знать другим водителям, что вы совершаете не совсем стандартные действия. Это довольно обычный приём для любого грамотного водителя.

Но есть и ещё одно не совсем обычное и редко используемое водителями применение аварийной сигнализации. Довольно часто в темное время суток, особенно в дождливые, хмурые ноябрьские ночи водителям приходится выполнять сложные маневры задним ходом в стеснённых условиях неосвещённых автостоянок и дворов. Включенный фонарь заднего хода обычно один, светит он только назад и довольно тускло.