Как выглядит современный русский трамвай. Как выглядит современный русский трамвай Внутри трамвая

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 97 Пчёлка»

с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей .

Конспект занятия

по ПДД на тему:

Работу выполнила

Воспитатели старшей группы № 7

Набережные Челны, 2012

ВВЕДЕНИЕ

(Из истории создания общественного городского транспорта)

1. Автобус

Для чего нужен автобус?

Когда нам надо в детский сад, на работу, в гости, мы садимся в автобус. Автобус доступен для любого человека, поэтому являются общественным транспортом. Общественный транспорт - это значит «транспорт для всех».

На остановке столпотворение:

Люди автобуса ждут с нетерпением.

Надо народу успеть на работу -

Всем поместиться в автобус охота.

Только обидно, что в транспорт бензиновый

Все не войдут: он, увы, не резиновый!

Как выглядит автобус?

Слово «автобус» означает «многоместный». Внешне он выглядит как большой вагон на колесах с окнами и дверьми. Внутри автобус оборудован так, чтобы людям было удобно находится в нем.

В автобусе можно ехать как сидя, так и стоя. Для сидячих пассажиров около окон расположены ряды кресел. Для тех, кто стоит, имеются перекладины – поручни, чтобы можно было держаться за них и не упасть во время движения. В автобусах, которые ездят в другие города или за границу, могут быть телевизор, туалет и другие дополнительные удобства. Нередко на дорогах можно увидеть так называемый «двойной автобус», или «автобус с гармошкой». Это один из видов автопоезда.


Какие бывают автобусы?

В зависимости от маршрута, автобусы бывают городские, пригородные, междугородные и специальные. Городские автобусы ездят по городу, пригородные возят людей за город или работают за городом. На междугородных автобусах пассажиры могут добраться в другие города или поехать за рубеж. Специальные автобусы могут доставить, например, детей в летний лагерь или бригаду строителей к месту работы.

Как работает автобус?

Этот вид общественного транспорта обычно ездит по определенному маршруту. Когда подходит автобус, мы обычно смотрим на его лобовое стекло. Если, к примеру, мы видим цифру 37, значит, автобус следует по 37-му маршруту.

Через определенные отрезки пути автобус останавливается. На каждой остановке водитель нажимает специальную кнопку, чтобы открыть двери. После того, как одни пассажиры вышли, а другие вошли, шофер закрывает двери автобус и едет до следующей остановки.

В городском автобусе, как правило, работает кондуктор , который продает билеты. Если кондуктора нет, то пассажир обязан купить талон у водителя и пробить его специальным устройством, которое называется компостер.

Иногда в автобус заходит контролер. Он проверяет, есть ли у пассажиров билеты или прокомпостированные талоны. Безбилетники должны заплатить контролеру определенный штраф.

Микроавтобус.

Слово «микро» означает «маленький». Микроавтобус-это маленький автобус.

В микроавтобус помещается меньше людей, чем в автобус, но больше, чем в легковой автомобиль, поэтому его используют как маршрутное такси. Такой вид транспорта называют «маршруткой». Микроавтобус возит пассажиров по определенному маршруту, а не в любое место, как такси.

«Маршрутка» ездит быстрее обычного автобуса. Автобус обязан останавливаться на любой остановке, чтобы впустить или выпустить пассажиров, а микроавтобус остановиться и тогда, когда его попросят едущие в нем люди.

2. Трамвай и его семья.

Тяжело было жить без трамвая в большом городе. Но большие города начали появляться уже несколько веков тому назад.

А на чем же тогда ездили горожане?

Сначала придумали омнибус - большую многоместную карету. Слово «омнибус»- латинское, оно означает «для всех». Омнибусов давно уже нет, но слово оказалось живучим. Его кусочек - «бус» живет в названиях нынешних машин: «троллейбус», «автобус».

Когда в 1837 году русский ученый Борис Семенович Якоби изобрел электродвигатель, он попробовал приспособить его для перевозки людей. Вскоре был готов электрический вагончик, ходивший по рельсам. В вагончик мог сесть человек. Правда помещался он там с трудом: почти все место занимали батареи. Якоби подсчитал, что такой вагончик с батареями в 12 раз дороже паровоза!

Почти сорок лет прошло, прежде чем появились первые электростанции. Теперь уже не нужно было возить дорогие батареи, и в 1879 году появился первый трамвай.

Слово «трамвай» пришло к нам из Англии. Только оно произносится там «трэм-вэй». «Трэм»- «вагон», «вэй»-«путь». «Трэм-вэй»- «вагон, ходящий по путям, по рельсам».

И все-таки его заменяют троллейбусом. Что значит это слово? Окончание «бус»- это часть слова «омнибус»- «карета для всех». А «троллей»- «контактный провод». Троллейбус, как и трамвай, питается электрическим током от подвешенных над улицей контактных проводов. Но у троллейбусов нет рельсов.


Троллейбус катится мягко, почти неслышно на своих резиновых шинах. Он словно идет в своих мягких домашних туфлях, а трамвай, сколько ни стараются его утихомирить, гремит своими колесами, словно кованными сапогами.

Если один трамвай испортится в пути, остановится на линии, за ним все трамваи станут. Они исправны, а ехать не могут – линия занята. А троллейбус откатят в сторонку, отсоединят от проводов – и путь свободен.

Провести в городе троллейбус гораздо дешевле и проще, чем трамвай. Ведь троллейбусу не нужны рельсы. Правда, ему зато нужен не один контактный провод, а два. Но все равно – подвесить второй провод куда проще, чем рельсы проложить. Поэтому все больше троллейбусов появляется не только в больших, но и в маленьких городах.

Но почему же такая хорошая машина появилась не сразу? Троллейбус – почти ровесник трамвая. Первый, опытный троллейбус построен в 1882 году. Только опыты с ним оказались неудачными. Резиновых надувных шин тогда еще не было, колеса у первого троллейбуса были такие же, как и у телеги. А улицы в городах мостили булыжником. На булыжной мостовой быстроходный троллейбус подпрыгивал и раскачивался, как телега, несущаяся с горы. Понятно, что при этом его токоприемники все время соскакивали с проводов. И сколько ни бились инженеры, так и не смогли помочь этому горю.

Победил трамвай. Его вагон ровно катился по рельсам, дуга не соскакивала с провода. А троллейбус был осмеян, как гадкий утенок в сказке Андерсена.

Но прошло пятьдесят лет – и улицы больших городов покрылись гладким асфальтом. Бесшумно и плавно покатились по ним автомобили на упругих шинах. И тут пришло наконец время троллейбуса. На хорошей дороге он казался лучше, чем трамвай. Гуляя по городу, замечаешь, что асфальтовую дорогу пересекают железные линии. Они, словно змеи, извиваясь, убегают вдаль. Но это вовсе не змеи – это рельсы. Над рельсами натянуты электрические провода . Перед нами городская железная дорога – трамвайные пути.

По ним, громко стуча колесами, к остановке подъезжает трамвай – ещё один вид городского общественного транспорта.

Чтоб пешком нам не идти,

Есть трамвайные пути.

К остановке подойдем

И трамвая подождем.

Как выглядит трамвай?

Трамвай и троллейбус похожи друг на друга. Они оба питаются электричеством с помощью проводов, натянутых над дорогой. Но если дуги, которыми троллейбус цепляется за провода, похожи на усики бабочки или рога, то дуга трамвая напоминает согнутую руку, которой он крепко держит электрический провод.

Внешне и тот и другой вид транспорта представляет собой вагоны на колёсах, однако трамвай может состоять из нескольких вагонах, соединенных

между собой.

Если колеса троллейбуса « обуты» в резиновые шины, так как он ездит по асфальту, то у трамвая они железные, поэтому так громко стучат по рельсам.

Внутри трамвая, как у троллейбуса и автобуса, те же ряды сидений и поручни, за которые можно держаться. Работает он так же: впуская и выпуская пассажиров на остановках, спешит дальше, гремя вагонами.

3. Троллейбус.

Как выглядит троллейбус?

Одна маленькая девочка, увидев незнакомый ей транспорт, сказала своей подруге: « Гляди, какой смешной автобус – с усиками, как у бабочки!»

Ей подруга, такая же маленькая девочка, возразила: « Это вовсе не усики, а рога, ими он за провода держится!»

Вид транспорта, который подруги приняли за рогатый автобус, называется троллейбусом. Только на крыше у него не усики и не рога, а дуги. Этими дугами троллейбус цепляется за провода, и через них к его двигателю поступает электрический ток.

Троллейбус движется вперед,

Держась за провода.

Он не спеша людей везет,

Вздыхая иногда.

Чем похожи и чем отличаются троллейбус и автобус?

Автобус может проехать везде, где есть дорога, троллейбус движется только там, где натянуты электрические провода. Автобус питается бензином, а троллейбус – электричеством. Внутри троллейбус мало отличается от автобуса. Как и автобус, троллейбус является общественным транспортом.

Скорость троллейбуса не такая большая, как у автобуса, но зато, благодаря электрическому двигателю, этот вид транспорта не загрязняет воздух выхлопными газами.

4. Метро.

Для чего нужно метро?

По дорогам больших городов спешат по своим делам разные машины. Всем надо куда-то срочно успеть: и большим тяжелым грузовикам, и специальному транспорту, и шустрым легковым автомобилям. Развести пассажиров торопится и общественный транспорт - автобусы, троллейбусы, трамвай. Но вот беда: транспорта много, а дорога одна! Не поместиться на ней всем машинам! Вот и возникают заторы. Их ещё называют пробками. Машины, попавшие в такую пробку, движутся со скоростью черепахи, а то и вовсе стоят. Стоит и общественный транспорт. В результате опаздывают все.

И вот тут перегруженным автобусам, троллейбусам и трамваям приходит на помощь МЕТРО. Так как большая часть людей спускается под землю и добирается до нужного места на метро, то на городских дорогах становится просторнее. В результате довольны все.

Под землю я спускаюсь,

Гляжу и удивляюсь:

Кругом красиво и светло,

Как дома, сухо и тепло.

Что такое метро?

МЕТРО – это вид железнодорожного транспорта , который перевозит пассажиров под землёй. Подземные поезда движутся при помощи электричества. Слово «метро» происходит от полного слова «метрополитен», которое означает «городской», «столичный».

В нашей стране есть в нескольких городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Казани.

Программное содержание

Образовательная: Обеспечить в ходе занятия повторение и закрепление следующих понятий: «общественный транспорт», «автобус», «трамвай», «троллейбус», «метро».

Сформировать следующие умения:

Правильно обходить общественный городской транспорт

Правильно вести себя в автобусе, троллейбусе и трамвае.

Развивающая: Содействовать развитию воли и устойчивости к учению посредством решения проблемных задач.

Развивать интерес к учению посредством введения игровых ситуаций.

Продолжить формирование умения сравнивать, обобщать, анализировать.

Воспитательная: Содействовать воспитанию нравственных качеств, уделив особое внимание этическим нормам.

Ход занятия:

В зале на полу изображена схема перекрестка с переходами, плоскостным светофором, обозначены остановки автобуса и трамвая.

Воспитатель: - Дети, посмотрите, что нам прислали. Это же приглашение, давайте мы его прочитаем:

Дорогие мои друзья!

Приглашаю вас на мой день рождения!

Доехать до моего дома,

вы сможете на городском

общественном транспорте.

Не забудьте о правилах дорожного движения!

Ваша подруга Сова.

Ребята, а что такое «городской общественный транспорт»?

Дети: В этом транспорте ездят люди.

Воспитатель: Да, ребята, общественный транспорт – техническое средство перевозки людей в пределах города и за городом, находящиеся в государственном (ведомственном) подчинении.

А что относится к общественному транспорту?

Дети: Автобус, троллейбус.

Воспитатель: Да, и еще мы забыли трамвай и метро. Это все городской общественный транспорт. Посмотрите на картинку и угадайте, какой вид транспорта здесь лишний?

Дети: Самолет, корабль и автомобиль.

Воспитатель: Правильно, а теперь назовите оставшиеся виды.

Дети: Трамвай, автобус, троллейбус и метро.

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, послушайте:

Дом по улице идет,

На работу всех везет,

Не на тонких курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

Дети: Автобус.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите кто это? Это же ослик. Чем ты смущен и огорчен? Скажи, ослик, что с тобой случилось?

Попав в большой и шумный город,

Я растерялся, я пропал…

Не зная знаков светофора,

Чуть под машину не попал!

Кругом машины и трамваи,

То вдруг автобус на пути.

Признаться честно, я не знаю,

Как мне дорогу перейти.

Ребята, вы мне помогите,

И, если можно, расскажите,

К автобусу мне как придти,

И вместе с вами путь пойти.

На день рождения я спешу

Поздравить мудрую Сову.

Воспитатель:

Если ты собрался в гости

В зоопарк или в кино,

Подружиться с этим знаком

Вам придется все равно.

Без него не попадете

Ни в автобус, ни в трамвай!

Значит, вы пешком пойдете…

Знак дорожный угадай!

Дети: Остановка общественного транспорта.

Воспитатель: Да, мы дождемся автобуса на этой остановке. Ребята, а как нужно заходить в автобус?

Дети: Заходить в автобус нужно через заднюю дверь, а выходить через переднюю.

Воспитатель: Молодцы, заходим.

Вот теперь мы в автобусе, посмотрите, какой здесь кроссворд. Давайте мы его разгадаем.

Кроссворд.

1. Наш приятель тут как тут

Всех домчит за пять минут.

Эй, садись, не зевай,

Отправляйся………………

2. Место проезжей части,

где следует переходить

улицу.

3. Знает твердо детвора –

на дороге, у дороги

запрещается…………...

4. «Баранка» автомобиля.

5. В два ряда дома стоят,

10,20,100 подряд

И квадратными глазами

Друг на друга глядят.

6. Человек за рулем.

7. Плата за нарушение

Правил дорожного движения.

8. Что за чудо синий дом

Окна светятся кругом

Носит обувь из резины

И питается бензином.

9. Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь

Я машинам помогаю

И тебе хочу помочь.

10. Вид покрытия дороги.

11. Полоса земли - часть дороги.

12. Два братца убегают,

Два догоняют.

Ответы кроссворда:

1. Трамвай. 2. Переход. 3. Игра. 4. Руль. 5. Улица. 6. Водитель.

7. Штраф. 8. Автобус. 9. Светофор. 10. Щебенка. 11. Обочина.

12. Колеса.

(дети вместе с воспитателем разгадывают кроссворд)

Молодцы. А посмотрите, какое слово у нас получилось?

Дети: Регулировщик.

(выходит милиционер - регулировщик)

Милиционер - регулировщик:

Милиционера пост

Очень важен и не прост.

Кто следит, чтоб все в пути

Знали, как себя вести!

Воспитатель: А ребята знают, как нужно вести себя на улицах города? Скажите, как нужно обходить автобус и троллейбус?

Дети: Автобус и троллейбус нужно обходить сзади, чтобы можно было увидеть машины.

Что такое, отгадай:

Не автобус, не трамвай.

Не нуждается в бензине,

Хоть колеса на резине.

Дети: Троллейбус.

Воспитатель: Но прежде чем сесть, давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте.

1. После посадки проходи вперед, не задерживайся на ступеньках и на площадке около дверей.

2. Не отвлекай водителя.

3. В салоне держись за поручни, не мешай проходить пассажирам, заранее готовься к выходу.

4. При выходе не суетись и не толкайся.

А пока мы с вами едем, мы немного отдохнем. (физминутка)

Троллейбус, троллейбус бежит, гудит. (дети бегут на месте)

В троллейбусе этом шофер сидит. (изображают как рулит)

В троллейбусе, в троллейбусе детей полно (наклоны)

Поехали дети, глядят в окно. (показывают руками окно).

(ребята выходят из троллейбуса)

Воспитатель:

Спозаранку за окошком-

Стук и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят синие дома.

Дети: Трамвай.

Воспитатель: Посмотрите Винни - пух. Давайте спросим, куда он идет.

Винни - пух:

«Жду тебя на именины, -

Написала мне Сова,-

Сядь в трамвай, доедешь сразу,

Только помни, не зевай,

Правила все соблюдай!»

Воспитатель: Мы тоже с ребятами едем к доброй Сове, поедем вместе. Только почему - то наш трамвай не едет. Скажите ребята, что же не хватает нашему трамваю?

Дети: У трамвая нет дуг.

Воспитатель: Верно, ребята, трамвай и троллейбус питаются электричеством с помощью проводов, натянутых над дорогой. Но если дуги, которыми троллейбус цепляется за провода, похожи на усики бабочки или рога, то дуга трамвая напоминает согнутую руку, которой он крепко держит электрический провод. Внутри трамвая, как и троллейбуса и автобуса, те же ряды сидений и поручни, за которые можно держаться.

Ребята, а чем же трамвай отличается от троллейбуса?

Дети: Трамвай может состоять из нескольких вагонов, а троллейбус один.

Воспитатель: У троллейбуса колеса «обуты» в резиновые шины, а у трамвая?

Дети: У трамвая они железные, поэтому так громко стучат по рельсам.

Воспитатель: Вот мы и приехали, дети, а как нужно обходить трамвай?

Дети: Трамвай нужно обходить спереди.

Воспитатель: Посмотрите, нас уже ждет Сова. Давайте мы ее дружно поздравим.

(хором поздравляют Сову).

Сова: Спасибо вам, детки, как я рада, что вы добрались до меня. А на чем вы до меня доехали?

Дети: На автобусе, на троллейбусе, на трамвае.

Сова: Послушайте и отгадайте о каком виде общественного городского транспорта идет речь:

Под землей огни горят.

Под землей дворцы стоят.

Под землею чудо мчится.

Сядь – и можешь прокатится.

Дети: Метро.

Сова: Верно. А что нового вы сегодня узнали о городском общественном транспорте?

(выслушиваются ответы детей)

Этим правилам движения

Подчиняйся без сомнения.

Ты, дружок, доверься им,

Будешь цел и невредим!

(В конце занятия организуется чаепитие, во время которого проводятся игры по ПДД).

Приложение 1

ИГРЫ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

1. Игра «ТРАМВАЙ»

Дети встают вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободной рукой они держатся за шнур, концы которого связаны (один ребенок держится правой рукой, другой – левой). Воспитатель находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флажка – жёлтый, зелёный, красный. Воспитатель поднимает флажок зелёного цвета – дети бегут – «едут». Добежав до воспитателя, смотрят, если цвет сменился – меняется движение детей.

Если желающих много, можно сделать остановку, на которой сидят дети и ждут прибытия трамвая. Подъезжая к остановке, он замедляет ход и останавливается, одни пассажиры выходят, другие – заходят. Воспитатель поднимает зелёный флажок: «Поехали!»

Можно заменить трамвай на автобус или троллейбус.

2. Игра «СТОП»

На расстоянии 10-16 шагов от границы площадки проводится линия (исходная), на которой близко друг от друга стоят играющие. На противоположном конце площадке очерчивается кружком (диаметром 2-3 шага) место водящего. Повернувшись спиной к играющим, водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!». При этих словах все играющие подвигаются по направлению к водящему. Как только водящий произнёс слово «Стоп!», все останавливаются, водящий быстро оглядывается. Того, кто не успел вовремя остановится после слова «Стоп!» и сделал добавочное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем он снова поворачивается спиной к играющим и говорит: «Быстро шагай…» и т. д. Все продолжают движение с того места, где их застал сигнал «стоп!». Те, которые возвратились на исходную линию, начинают движение оттуда.

Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не подойдет близко к водящему и не встанет в кружок раньше, чем водящий скажет «стоп!». Тот, кому удалось это сделать, становится водящим.

3. Игра «ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ»

Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они – автомобили. Каждому из играющих дается флажок какого-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадке). Он держит в руке три цветных флажка. Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета. Все дети, имеющие флажок этого цвета, бегут по площадке (в любом направлении), на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета и игра возобновляется.

Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей.

Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель дополняет зрительный сигнал словами: «Автомобили (называет цвет) остановились».

Воспитатель может заменить цветной сигнал словесным (например: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой»).

Приложение 2

Загадки о дорожном порядке.

1. Дом по улице идет,

На работу всех везет,

Не на тонких курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

(автобус)

2. Что такое, отгадай:

Не автобус, не трамвай,

Не нуждается в бензине,

Хоть колеса на резине.

(троллейбус)

3. Наш приятель тут как тут

Всех домчит он в пять минут.

Эй, садись, не зевай,

Отправляется ………….

(трамвай)

4. Под землей огни горят.

Под землей дворцы стоят.

Под землей чудо мчится.

Сядь – и можешь прокатиться.

Приложение 3

СКАЗКА

« Для чего троллейбус и трамвай

держатся « руками» за провода?»

Рано утром по городу ехал троллейбус. Держался своими длинными «руками»- штангами за провода, которые протянулись над улицей, и ехал. Очень спешил. Видно, боялся, как бы люди не опоздали из-за него на работу. Захотел, мог бы даже перегнать попутные автомобили. Но троллейбус то и дело останавливался - высадить одних пассажиров, взять с собой других и потому от всех отставал.

Вдруг на его крыше что-то загремело, сразу в кабине водителя залился звонок, и троллейбус замер посреди дороги.

Почему не едем? - заволновались пассажиры, поглядывая на часы.

Штанга с проводов соскочила, - сказал водитель. - Ничего, граждане, не беспокойтесь, пожалуйста, я быстро все налажу!

Он открыл автоматическую дверь, вышел на улицу, отвязал позади своей машины веревку, подтянул ею отскочившую в сторону «руку»-штангу троллейбуса, снова прижал ее к проводу, сел за руль и покатил дальше.

Троллейбус обязательно должен держаться «руками» за провода. Хотя бы один провод отпустит - и ни с места. В этом он ничем не отличается от настольной лампы. Ей, чтобы светить, тоже нужны два проводка. Если один порвался, лампа погаснет.

В лампе электрический ток накаляет волосок-спиральку, а здесь он заставляет работать электромотор, который крутит колеса троллейбуса.

Трамвай тоже держится за провод, но одной-единственной «рукой»-дугой за один-единственный провод. Второго у трамвая нет. Как же так? А так. Ведь у него есть рельсы. Отработав свое в моторе, ток уходит в рельсы, а через них - в землю.

Трамвай и троллейбус - два родных брата. Один постарше, другой помоложе. Трамваю больше ста лет от роду. Это электрическому. До электрического людей развозил другой трамвай.

Вдоль по улице тянулись рельсы. Между ними рысцой бежали кони в упряжке и тянули за собой вагончик. Чем не трамвай? Настоящий конный трамвай. И имя у него было подходящее - конка.

Изобрели электричество - трамваю дали электромотор. Лошадей - в конюшню, в вагончик - электромотор- и поехали! Катился вагон и во всю громыхал по стальным рельсам стальными колесами. На крутом повороте трамвайные колеса скрежетали на всю округу.

Младший брат трамвая куда тише, куда спокойнее. Резиновые колеса бегут по гладкому асфальту чуть шурша: шш-шш.

Сломается трамвай - позади него выстраивается длинная очередь других трамваев. Куда денешься - путь-то один, и тот занят! А если сломается троллейбус, водитель сразу прижимает обе его штанги к крыше, уступая другим: мол, проезжайте, проезжайте, я вам не помеха!

Но трамвай сдаваться все-таки не хочет:

Ах, вам не нравится мой шумливый нрав? Что ж, надену на самые гремящие части резиновую одежду - буду ездить без грохота!

Ах, вам не по вкусу мой неказистый вид - приоденусь понаряднее!

Ах, вам не угодили мои жесткие сидения? Получайте другие - мягкие, с удобной спинкой!

И катит себе, быстрый, негромкий, красивый, по улицам на радость многочисленным пассажирам.


Днём рождения этого замечательного вида транспорта является 25 марта (7 апреля по новому стилю) 1899 года, когда от Брестского (ныне Белорусского) в сторону Бутырского (ныне Савёловского) вокзала отправился в первый рейс вагон, купленный в Германии на фирме «Сименс и Гальске». Впрочем, городской транспорт был Москве и раньше. Его роль выполняли появившиеся в 1847 году десятиместные конные экипажи, прозванные в народе «линейками».

Первый же рельсовый конный трамвай был устроен в 1872 году для обслуживания посетителей Политехнической выставки, и сразу полюбился горожанам. У вагона конки была верхняя открытая площадка, именовавшаяся империалом, куда вела крутая винтовая лестница. В этом году на параде был представлен вагон конки , воссозданный по старым фотографиям на базе сохранившейся рамы, переделанной в вышку для ремонта контактной сети.

В 1886 году от Бутырской заставы до Петровской (ныне Тимирязевской) земледельческой академии стал курсировать паровой трамвай, ласково названный москвичами «паровичком». Из-за пожароопасности он мог ходить лишь на окраинах, а в центре по-прежнему первую скрипку играли извозчики.

Первый регулярный маршрут электрического трамвая в Москве проложили от Бутырской заставы до Петровского парка, а вскоре пути проложили даже по Красной площади. С начала и до середины XX века трамвай занимал нишу главного общественного транспорта Москвы. Но и конка не сразу сошла со сцены, лишь с 1910 года кучеров стали переучивали на вагоновожатых, а кондукторы просто перешли с конного трамвая в электрический без дополнительного обучения.

С 1907 по 1912 год в Москву было поставлено более 600 вагонов марки «Ф» (фонарный) , выпускавшийся сразу тремя заводами в Мытищах, Коломне и Сормово.

На параде 2014 года показали вагон «Ф» , восстановленный из грузовой платформы, с прицепным вагоном типа MaN («Нюренбержский») .

Сразу после революции трамвайная сеть пришла в упадок, пассажирское движение расстроилось, трамвай использовался в основном для перевозки дров и продовольствия. С приходом НЭПа ситуация стала постепенно налаживаться. В 1922 году заработало 13 регулярных маршрутов, стремительно рос выпуск пассажирских вагонов, линия паровичка была электрифицирована. Тогда же возникли знаменитые маршруты «А» (по Бульварному кольцу) и «Б» (по Садовому, позже заменённый троллейбусом). А были ещё «В» и «Г», а также грандиозный кольцевой маршрут «Д», просуществовавший недолго.

После революции упомянутые три завода перешли на выпуск вагона марки «БФ» (бесфонарный), множество которых ходили по московским улицам вплоть до 1970 года. В параде участвовал вагон «БФ» , с 1970 года выполнявший буксировочные работы на Сокольническом вагоноремонтном заводе.

В 1926 году на рельсы встал первый советский трамвай типа КМ (Коломенский моторный), отличавшийся повышенной вместимостью. Уникальная надёжность позволила трамваям КМ оставаться в строю аж до 1974 года.

История представленного на параде вагона КМ № 2170 уникальна: именно в нём Глеб Жеглов задержал карманника Кирпича в телефильме «Место встречи изменить нельзя», этот же трамвай мелькает в «Покровских воротах», «Мастере и Маргарите», «Холодном лете 53-го», «Солнце светит всем», «Законном браке», «Миссис Ли Харви Освальд», «Похоронах Сталина»...

Наивысшего расцвета Московский трамвай достиг к 1934 году. В сутки он перевозил 2,6 млн человек (при тогдашнем четырёхмилионном населении). После открытия метро в 1935-1938 годах объём перевозок пошёл на спад. В 1940 году сформировался график работы трамваев с 5 часов 30 мин утра до 2 часов ночи, действующий до сих пор. В годы Великой Отечественной войны трамвайное движение в Москве почти не прерывалось, даже была проложена новая линия в Тушино. Сразу же после Победы начались работы по переносу трамвайных путей со всех магистральных улиц в центре города на менее загруженные параллельные улицы и переулки. Этот процесс продолжался много лет.

К 800-летию Москвы в 1947 году на Тушинском заводе разработали вагон МТВ-82 с корпусом, унифицированным с троллейбусом МТБ-82.

Однако, из-за широких «троллейбусных» габаритов МТВ-82 не вписывался во многие кривые, и уже в следующем году форму кабины изменили, а ещё через год передали производство на Рижский вагоностроительный завод.

В 1960 году в Москву доставили 20 экземпляров трамвая РВЗ-6 . Всего 6 лет они эксплуатировались Апаковским депо, после чего были переданы в пострадавший от землетрясения Ташкент. Показанный на параде РВЗ-6 № 222 хранился в Коломне в качестве учебного пособия.

В 1959 году для Москвы закупили первую партию значительно более комфортабельных и технологичных вагонов Tatra Т2 , открывших «Чехословацкую эру» в истории московского трамвая. Прототипом этого трамвая послужил американский вагон типа РСС. Трудно в это поверить, но участвующая в параде «Татра» № 378 много лет была сараем, и для её восстановления потребовались огромные усилия.

В нашем климате «чехи» T2 проявили себя ненадёжно, и практически специально для Москвы, а потом и для всего Советского Союза завод Татра-Смихов приступил к выпуску новых трамваев Т3 . Это был первый вагон повышенной комфортности, с большой просторной водительской кабиной. В 1964-76 годах чешские вагоны полностью вытеснили с московских улиц старые типы. Всего Москва закупила более 2000 трамваев Т3, некоторые из которых эксплуатируются до сих пор.

В 1993 году приобрели ещё несколько вагонов Tatra Т6В5 и Т7В5 , прослуживших лишь до 2006-2008 годов. Они тоже поучаствовали в нынешнем параде.

В 1960-х годах было решено расширить сеть трамвайных линий в те жилые массивы, куда метро доберётся ещё нескоро. Так появились «скоростные» (обособленные от проезжей части) линии в Медведково, Хорошево-Мневники, Новогиреево, Чертаново, Строгино. В 1983 году исполком Моссовета принял решение построить несколько вылетных линий скоростного трамвая в микрорайоны Бутово, Косино-Жулебино, Новые Химки и Митино. Последующий экономический кризис не позволил осуществиться этим амбициозным планам, и транспортные проблемы решались уже в наше время при прокладке метро.

В 1988 году из-за нехватки средств прекратились закупки чешских вагонов, и единственным выходом стало приобретение новых отечественных трамваев сравнительно худшего качества. В это время завод Усть-Катавский вагоностроительный завод в Челябинской области освоил выпуск модели КТМ-8 . Специально для узких московских улочек была разработана модель КТМ-8М с уменьшенным габаритом. Позже в Москву поставлялись новые модели КТМ-19 , КТМ-21 и КТМ-23 . Ни одна из этих машин не участвовала в параде, но мы каждый день можем наблюдать их на улицах города.

По всей Европе, во многих странах Азии, в Австралии, в США сейчас создаются новейшие скоростные трамвайные системы с низкопольными вагонами, движущимися по обособленному полотну. Часто для этого специально убирают движение автомобилей с центральных улиц. Москва не может отказываться от мирового вектора развития общественного транспорта, и в прошлом году было принято решение о покупке 120 вагонов типа Фокстрот совместного производства польской фирмы PESA и Уралвагонзавода.

Первым в Москве на 100% низкопольным вагонам присвоено числовое наименование 71-414 . Вагон длиной 26 метров с двумя сочленениями и четырьмя дверьми вмещает до 225 пассажиров. Похожими характеристиками обладает новый отечественный трамвай КТМ-31 , но его низкопольность лишь 72%, зато стоит он в полтора раза дешевле.

В 9:30 трамваи стартовали от депо им. Апакова на Чистые Пруды. Я ехал в МТВ-82, попутно снимая колонну из кабины и салона трамвая.

Позади шли послевоенные типы вагонов.

Впереди - довоенные, по дороге встречаясь с современными вагонами типа КТМ.

Москвичи с удивлением наблюдали необычное шествие, на отдельных участках собиралось множество любителей ретро-трамваев с фотоаппаратами.

По представленным ниже фото салонов и водительских кабин участвовавших в параде машин можно оценить, какую эволюцию проделал московский трамвай за 115 лет своего существования:

Кабина вагона КМ (1926 год).

Кабина Tatra T2 (1959 год).

Кабина вагона PESA (2014 год).

Салон КМ (1926 год).

Салон Tatra T2 (1959 год).

Салон PESA (2014 год).

Салон PESA (2014 год).

Всё внимание приковано к новому трамваю модели 71-931М "Витязь-М", который сегодня, 17 марта, вышел по маршруту №17 "Останкино - Медведково". Об этом я узнал сегодня в новостях через интернет. Открыл маршрут, с депо имени Баумана" мэр Москвы - Сергей Семёнович Собянин. А накануне градоначальник открыл три новых станции метро на жёлтой ветке: Минская, Ломоносовский проспект и Раменки. Вернемся к трамваю.


1. Данная модель состоит из трёх вагонов с шестью входными дверями. Имеется система кондиционирования.

3. Для интернет-зависящих создали порты-зарядки USB, с номиналом 1 и 2.1 ампер. Находятся в стенке под ногами. Wi-Fi тоже присутствует.

4. Мудрое и верное решение.

5. Страшилки со смайлами и грустный чемоданчик с предупреждением.

6. По середине двух сидении спрятан мини-блок управления трамваем, типо покатушки задом на перёд. Такие в Германии давно существуют и пользуются водители трамваев большим успехом.

7. Салон рассчитан на 265 с лишним человек, сидячих - 60. Есть специальное место для детских колясок и маломобильных граждан. Встроенный телевизор с программами от "Транспорт ТВ" рассказывает новости и новинки на московских транспортах. Также, показывает маршрут следования трамвая от остановки А до остановки Б с расстоянием. И указана скорость следования трамвая.

8. Под сиденьями сделана такая симпатичная подсветка, одна синяя, другая зеленая.

9. Даже стоп-краны установили.

10. Позаботились об аварийных молотках. Теперь точно не украдут.

11. Знакомая система открывания дверей. Пока сейчас управляются непосредственно водителем трамвая. А чуть позже перейдут к пассажирам.

12. Мордочка трамвая больше напоминает геометрию "муравья" и удлинённых зеркал заднего вида.

13. Кажись конкурент появился.

14. Собственником модели является ООО "ПК - Транспортные системы", а производитель "ТВЗ - Тверской вагоностроительный завод".

15. Трамвай был впервые представлен на московской выставке "ЭкспоСитиТранс" в 2016 году. Узнать боле ранее про эту модель

Одна из самых современных трамвайных систем в мире и точно самая молодая. Ее открыли месяц назад, 11 ноября 2014 года. Сейчас работают 11 станций, некоторые из них соединяются с метро и монорельсом. Дубайский трамвай восхитителен! Он влюбляет в себя с первого взгляда. В то время как по всей России некомпетентые мудаки в мэриях уничтожают трамваи, снимают рельсы и продают землю бывших трамвайных депо, в Дубае строят с нуля отличную трамвайную систему. В Дубае! Где общественный транспорт всегда ассоциировался с трансфером гастарбайтеров на великие стройки. Даже в Дубае поняли, что без нормального развития общественного транспорта удобный город невозможен, и пересмотрели свою транспортную политику. Трамваи производства Alstom.
Вагоны невероятной красоты. В каждом вагоне 4 секции, есть несколько отсеков: золотой, обычный и женский.
Черная морда, как драгоценный камень в оправе. Очень красиво.
Ходит трамвай по выделенной линии. Обратите внимание… чего не хватает? Контактной сети!
Здесь силовой кабель идет по земле.
Как это работает: Трамвай на остановке.
Вокруг трамвайной линии в городе очень удобная навигация.
Знак остановки. Карта местности вокруг станции.
Остановки закрытые.
Трамвай работает с 6,30 утра (по пятницам - с 9) до 1,30 ночи, в час пик интервал составляет 10 минут, в остальное время - 12.
Внутри остановки прохладно, чисто и светло. На каждой станции дежурит полицейский. Валидация и покупка билетов осуществляется до посадки в трамвай.

Билеты: в трамваях действует тот же билет, что в метро и монорельсе. Это карта Нол, работает по тому же принципу, что "Тройка" - со счета за каждую поездку списывается определенная сумма, которая зависит от класса вагона и расстояния. Планируется разделение трамвайных линий на три зоны, чем больше зон пересекаешь, тем дороже. Сейчас зона только одна, и одна поездка стоит 3 дирхама (44 рубля), в "золотом" классе - в два раза больше. Также есть абонементы на неделю (50 дирхамов/725 рублей), месяц, квартал и год (1060 дирхамов/15386 рублей). Цены не самые маленькие, а когда построят еще две зоны, за годовой абонемент на все направления в золотом классе придется выложить 5340 дирхам, то есть 77 тысяч рублей.
Я был в выходной день, интервал, конечно, большой. Сейчас ждут новые вагоны, интервалы будут сокращать, линию развивать.
А пока 11 станций.
Интерьер вагона.

Есть отдельное место для багажа. Я как раз ехал с чемоданом
Это отдельный отсек для женщин и детей.
Мужиков отсюда выгоняют
Золотой класс, билеты в два раза дороже.
В нем меньше народу, кресла шире.
Контролер ходит и проверяет билеты.
Другой контролер.
Двери на станции и в трамвае открываются одновременно, как в некоторых метрополитенах.
За нарушение правил дорожного движения на перекрестках с трамвайными путями автомобилистам грозит штраф до 30 тысяч дирхамов (почти 8,2 тысячи долларов). За переход путей в неположенном месте пешеходов будут наказывать штрафом в 1000 дирхамов (272 доллара)
Чтобы люди не ходили по путям, в опасных местах кладут специальные плиты с бетонными шипами, по ним невозможно идти пешком, но в случае чего машина сможет проехать.
Пассажиров учат правилам пользования трамвая…
А теперь я хочу передать привет крепким хозяйственникам из Омска. Если бы за 12 лет строительства ненужного городу метро они бы не закопали в землю столько денег, то уже сегодня я бы писал пост про самую современную и молодую трамвайную систему Омска, а не далекого Дубая. Но Омск любит страдать и с невероятным упорством продолжают закапывать деньги в свой знаменитый метрополитен. А в этой время арабские шейхи с комфортом едут в светлое будущее на современном трамвае.

ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАМВАЯ

ПЕРВЫЕ ТРАМВАИ


Александровский спуск в Киеве

ПЕРВЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТРАМВАЙ


Это произошло в Киеве на бывшем Александровском спуске (ныне - Владимирский спуск). Интересно, что трамвай в Киеве был проложен почти на 20 лет раньше, чем в Москве и Петербурге. До этого момента в царской России были трамваи, однако их «двигало» не электричество, а лошади. Хотя также по рельсам.



Вообще железные рельсы на то время были проложены в многих городах мира, был распространен конный рельсовый трамвай, также были попытки в постройке гражданского транспорта на паровой тяге но из-за дискомфорта и обилия дыма эта идея была отброшена в пользу электричества. Первый в мире электрический трамвай прошел в Берлине в начале 1880 годов, строителем выступила фирма Сименс - ее торговая марка хорошо известна до сих пор.


Российская империя последовала примеру немцев, и вскоре немецкий завод Pullman выпустил первый российский электрический трамвай.


Гражданский транспорт в Киеве, как и в большинстве европейских городов, начался с конного трамвая на рельсах, маршруты которого соединяли нынешний район метро Лыбидская с Крещатиком и тянулись далее до Подола.


Образованное в 1891 году городское общество железной дороги при поддержки городских властей приняло решение о использовании на участке Александровского спуска электрической тяги. Учитывая что здесь существует очень резкий уклон горы, других вариантов не было: лошади не справлялись а о паровой тяге не могло быть и речи. Именно сложный характер рельефа Киева привел к необходимости более мощного и безопасного городского транспорта на электрической тяге.


С самого момента возникновения, киевский электрический трамвай был диковинкой и одной из достопримечательностей города. Большинство приезжих и гостей старались проехаться на трамвае несколько раз, а как коммерческое предприятие, трамвай оказался сверхприбыльным и окупил все вложения в течении первого года существования.



Бурное развитие трамвая в Киеве привело к тому что в начале 1913 года в городе было уже более двадцати постоянных трамвайных маршрутов. На то время весь трамвайный транспорт перешел во владение одной бельгийской компании, которая видела в нем лишь источник прибыли и не делала ничего для развития. В связи с этим городские власти в 1915 году заявили о своем праве на выкуп предприятия, после чего начались торги: бельгийцы завышали цену, городская дума занижала. Многочисленные комиссии и суды откладывали сделку, а потом наступил 1917 год, революция и гражданская война.


Бельгийцы остались ни с чем, а трамвайное сообщение было восстановлено лишь в 1922 году и до Великой Отечественной войны трамвай был основным видом гражданского транспорта в Киеве. После войны и восстановления города значение трамвая медленно но неуклонно падало. Появились более комфортабельные троллейбусы, автобусы и метро.



Киевский трамвай функционировал даже при немцах - как в 1918, так и в 1941-43 гг.


В настоящее время киевский трамвай утратил свое былое значение, происходит плановый демонтаж большинства линий, в результате которого останется лишь несколько маршрутов, наиболее востребованных пассажирами: линия на Пущу - Водицу, скоростная линия на Борщаговку.


Сегодня в Киеве работает туристический трамвайный маршрут - по набережной, Подолу в отреставрированном трамвайном вагоне - оригинальный и востребованный вид экскурсий.



В 1992 году на Почтовой площади в Киеве был установлен памятник первому трамваю, но 25 ноября 2012 он был ликвидирован в связи со строительством новой транспортной развязки.

ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО ТРАМВАЯ


площадь Брестского вокзала в Москве


25 марта по старому стилю от Брестского, ныне Белорусского вокзала в сторону вокзала Бутырского, ныне именуемого Савёловским, отправился в первый пассажирский рейс трамвайный вагон, заказанный в Германии на фирме «Сименс и Гальске»



Трамвай у Бутырской заставы. 1900 год.


Годом появления общественного пассажирского транспорта в Москве следует считать 1847 год, когда было открыто движение десятиместных летних и зимних экипажей по 4 радиальным линиям и одной диаметральной. От Красной площади стало возможным проехать на экипажах до Смоленского рынка, Покровского (ныне Электрозаводского) моста. Рогожской и Крестовской застав. По диаметральной линии можно было путешествовать в экипажах от Калужских ворот через центр города до Тверской заставы.


Экипажи, курсирующие по заранее определенным направлениям, москвичи в просторечии стали называть линейками. К этому времени город имел уже около 337 тыс. жителей и возникла потребность в организации общественного транспорта. Созданное в 1850 г. общество московских линеек уже более квалифицированно стало решать проблему обслуживания пассажиров. В линейке помещалось 10-14 человек, имелось 4-5 скамеек. Они были шире обычных извозчичьих экипажей, имели крышу от дождя, везли их обычно 3-4 лошади.



Конка на Серпуховской площади


Первая пассажирская линия конного трамвая была открыта 25 июня (7 июля) 1872 г. Она связала центр города (нынешнюю площадь Революции) через Трубную и Страстную площадь с площадью Смоленского (ныне Белорусского) вокзала и была предназначена для обслуживания посетителей Политехнической выставки, открывшейся в это время в Москве. Линия конки была одноколейной, имела протяженность 4,5 км с колеёй 1524 мм, на линии располагалось 9 разъездов. На линии эксплуатировалось 10 двухэтажных вагонов с империалами, куда вели крутые винтообразные лестницы. Империал не имел навеса и пассажиры, располагаясь на лавках, не были защищены от снега и дождя. Вагоны конки были закуплены в Англии, где они производились на заводе Старбек. Особенностью этой линии конной железной дороги явилось то, что строили ее военные строители как временную.


Паровичок

Одновременно в Москве была построена и линия парового пассажирского трамвая от Петровско-Разумовского через парк Петровской Академии до станции Смоленского вокзала. Обе линии должны были прекратить существование сразу после закрытия Политехнической выставки, однако новый общественный транспорт понравился москвичам: ехать из центра на Смоленский вокзал было удобнее и дешевле в вагоне конного трамвая, чем извозчиком. Первая пассажирская линия конки продолжала эксплуатироваться и после закрытия Политехнической выставки до 1874 года, а линия парового пассажирского трамвая сохранила свое существование только на участке от Смоленского вокзала до Петровского парка.


Вопреки распространенному мнению, пуск трамвая не был простой электрификацией конки, существовавшей в Москве с 1872 года. До 1912 года конка существовала параллельно трамваю. Дело в том, что конка приносила в городскую казну значительную часть поступлений, и тогдашние городские власти рассматривали трамвай в качестве конкурента их дойной корове. Лишь с 1910 года город стал выкупать коночные железные дороги при сохранении рабочих мест коночников. Кучеров переучивали на вагоновожатых, а кондукторы, которых переучивать не было необходимости, так и оставались кондукторами.



Трамвай типа Ф на Садовом кольце в районе Красных ворот напротив дома Афремова. Октябрь 1917 года.


В 1918 году протяжённость трамвайных путей в городе составляла 323 км. Однако этот год для московского трамвая начался с того, что количество маршрутов трамвая стало сокращаться. Неустроенные мастерские, отсутствие деталей и запасных частей, материалов, уход части инженерно-технических работников - все это вместе создало исключительно тяжелое положение. Число вагонов, выходящих на линии в январе сократилось до 200 единиц.


Численность работников трамвая снизилась с 16475 человек в январе 1917 г. до 7960 человек в январе 1919 года. В 1919 года пассажирское трамвайное движение из-за отсутствия в городе топлива было приостановлено с 12 февраля по 16 апреля и с 12 ноября по 1 декабря. В конце декабря трамвай в городе был снова остановлен. Освобождающиеся при этом рабочие направлялись на работу по очистке путей и дорог и для заготовки топлива в пределах восьмиверстовой полосы.


Вместе с тем, впервые в истории московский трамвай стал использоваться для проведения культурно-просветительских и агитационных мероприятий. 1 мая 1919 года по маршрутам А и Б, № 4 курсировали трамвайные поезда с летучими цирковыми представлениями на открытых прицепных вагонах. Моторный вагон был обращен в помещение для духовного оркестра, а на прицепной товарной платформе расположились цирковые артисты, акробаты, клоуны, жонглеры и атлеты, дававшие представления на остановках. Массы народа восторженно встречали артистов.



Интерьер вагона типа КМ - первого советского трамвая

С 1 июня 1919 года Управление городских железных дорог по распоряжению Моссовета стало предоставлять по заявкам учреждений и организаций трамвай для экскурсии за город рабочих. С осени 1919 г. трамвай становится основным перевозчиком дров, продовольствия и других грузов для большинства городских учреждений, С целью обеспечения новых функций трамвая ко всем товарным станциям, дровяным и продовольственным складам Москвы были подведены подъездные трамвайные пути. По заказам предприятий и организаций трамвайщики выделяли до 300 грузовых трамвайных вагонов. За 1919 г. для решения вопросов организации грузовых перевозок было проложено около 17 верст новых путей. К концу 1919 года из 778 моторных и 362 прицепных вагонов были исправными 66 моторных и 110 прицепных трамвайных вагонов.



Трамвай типа КМ на Краснопрудной улице в 1970 году. Справа от него в противоположном направлении движется Троллейбус ЗиУ-5 .

В 1920 году проезд в трамвае для рабочих стал бесплатным, но из-за нехватки подвижного состава Моссовет был вынужден организовать движение специальных пассажирских маршрутных поездов для доставки рабочих на работу и с работы в утренние и вечерние часы пик.

Трамвайные поезда курсировали по восьми литерным маршрутам. Ими пользовались, в основном, рабочие крупных заводов. В декабре 1920 г. на инвентаре числилось 777 моторных и 309 прицепных пассажирских вагонов. При этом бездействовало 571 моторных и 289 прицепных трамвайных вагонов.

В октябре 1921 года все подразделения московского трамвая были вновь переведены на коммерческую самоокупаемость, что позволил значительно увеличить количество работающих на московском трамвае, в 1922 г. уже насчитывалось более 10000 работающих.


Стремительно рос выпуск пассажирских вагонов. Если в марте 1922 года на линию выпускался лишь 61 пассажирский вагон, то в декабре их число составило 265 единиц.


С 1 января 1922 года была прекращена выдача бесплатных проездных билетов для рабочих. Суммы, выделяемые предприятиями на бесплатный проезд своим рабочим и служащим, были включены в их заработную плату, и с этого времени городской транспорт стал платным для всех пассажиров.


Салон вагона Татра-Т2: билетная касса

В феврале 1922 года пассажирское трамвайное движение осуществлялось по тринадцати трамвайным маршрутам, и оно вновь стало регулярным.

Весной 1922 г. стало активно восстанавливаться движение на довоенных сетях: в Марьину Рощу, до Калужской заставы, до Воробьевых гор, по всему Садовому кольцу, в Дорогомилово. Летом 1922 года была электрифицирована линия парового трамвая от Бутырской заставы до Петровско-Разумовского, построена линия от Петровского дворца до села Всехсвятского.

К 1926 году протяжённость путей выросла до 395 км. В 1918 году перевозили пассажиров 475 вагонов, а в 1926 году - 764 вагона. Средняя скорость движения трамваев выросла с 7 км/ч в 1918 году до 12 км/ч в 1926 году. С 1926 года на линию стал выходить первый советский трамвай типа КМ, построенный на Коломенском паровозостроительном заводе. От предшественников КМ отличался четырёхосной конструкцией.


Московский трамвай достиг наивысшей точки развития в 1934 году. Тогда он ходил не только по Бульварному кольцу, но и по Садовому. Последнее обслуживалось трамваем маршрута Б, который потом заменили одноименным троллейбусным маршрутом. В сутки трамваем тогда перевозилось 2,6 млн человек при населении города около четырех миллионов. Продолжали действовать грузовые трамваи, развозившие по городу дрова, уголь и керосин.


Трамвай М-38 отличался весьма футуристичным обликом.

Перед войной в Москве появился довольно футуристичного вида трамвай М-38 . Первый образец трамвайного вагона М-38 прибыл с Мытищинского завода в ноябре 1938 г. в трамвайное депо им. Баумана и начал проходить испытания на 17 маршруте от Ростокина до Трубной площади.

В июле 1940 года в связи с угрозой войны вся страна перешла на восьмичасовой рабочий день и шестидневную рабочую неделю. Это обстоятельство навсегда определило режим работы трамвайных поездов в столице. Первые вагоны начинали работу на маршруте в 5 час.30 мин и заканчивали работу в 2 часа ночи. Этот график работы сохранился до наших дней.

После открытия первых линий метрополитена в середине 1930-х были сняты трамвайные линии, совпадающие с линиями метро. Также были перенесены на второстепенные улицы линии с северной и западной частей Садового кольца.

Более радикальные изменения произошли в 1940-х годах, когда трамвайные маршруты были заменены на троллейбусные в западной части Бульварного кольца и убраны от Кремля. С развитием метрополитена в 1950-х была закрыта часть линий, ведущих к окраинам.



Трамвай МТВ-82

С 1947 года на линиях появились вагоны МТВ-82, корпус которых был унифицирован с троллейбусом МТБ-82. Первые такие вагоны поступили в Бауманское депо в 1947 году и стали эксплуатироваться сначала по 25-му (Трубная пл. - Ростокино), а затем и по 52-му маршруту. Однако из-за более широких габаритов и отсутствия характерных скошенных углов (ведь кабина трамвая в точности соответствовала троллейбусной) вагон не вписывался во многие кривые и мог ходить только там же, где и вагон М-38. По этой причине все вагоны этой серии эксплуатировались только в Бауманском депо и были прозваны широколобыми. Уже в следующем году им на смену стал поступать модернизированный вариант МТВ-82А. Вагон был удлинен на одну дополнительную стандартную оконную секцию (грубо говоря, стал длиннее на одно окно), и его вместимость увеличилась со 120 (55 сидячих) до 140 (40 сидячих) мест. С 1949 года выпуск этих трамваев переведен на Рижский вагоностроительный завод, который выпускал их под старым индексом МТВ-82 до середины 1961 года.


13 марта 1959 г. в депо им. Апакова прибыл первый чехословацкий четырехосный моторный вагон Т-2, которому был присвоен № 301. До 1962 вагоны Т-2 поступали исключительно в Апаковское депо, и к началу 1962 года их собралось уже 117 штук - больше, чем было приобретено каким-либо городом мира. Поступающим вагонам присваивались трехсотые и четырехсотые номера. Новые вагоны были направлены прежде всего на маршруты 14, 26 и 22.

С 1960 году в Москву прибыли первые 20 вагонов РВЗ-6. Они поступили в Апаковское депо и эксплуатировались до 1966 года, после чего были переданы в другие города.



Трамвай РВЗ-6 на Шаболовке, 1961 год

С середины 1990-х началась новая волна снятия трамвайных линий. В 1995 года закрыта линия по Проспекту Мира, затем на Нижней Масловке. В 2004 в связи с предстоящей реконструкцией Ленинградки было закрыто движение по Ленинградскому проспекту, а 28 июня 2008 года закрыли линию на Лесной улице, где ходили 7-й и 19-й маршруты. Именно этот участок был в составе самой первой линии московского электрического трамвая.


© 2024. oborudow.ru. Автомобильный портал. Ремонт и обслуживание. Двигатель. Трансмиссия. Прокачка.