Как зарядить севший аккумулятор 10 минут. Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор. Как определить заряд и состояние АКБ

Зарядка автомобильного аккумулятора производится от электрического генератора. После генератора устанавливается реле-регулятор, который служит для обеспечения безопасной зарядки. Реле обеспечивает напряжение не более 14,1 +- 0,2 В.

Для полной зарядки необходимо обеспечить напряжение 14, 5В. Исходя из этого, аккумулятор не может быть полностью заряжен, поэтому необходима периодическая подзарядка внешним устройством. Если в теплую пору года аккумулятор, заряженный на 50% запустит двигатель, то при температуре ниже нуля, его емкость может уменьшиться вдвое. Если преждевременно не произвести зарядку аккумулятора, то запуск двигателя может не произойти. Поэтому, в холодную пору следует заряжать аккумулятор внешним источником на 100%. Для таких целей служат зарядные устройства.

Порядок зарядки аккумулятора зарядным устройством

Перед подключением батареи к зарядному устройству, необходимо обратить внимание на полярность. Для этих целей служит маркировка. «+» обозначен положительный вывод, а «-» — отрицательный. На выводах устройства зарядки имеется такая же маркировка. Следовательно, отрицательный вывод аккумулятора подключается к отрицательному выводу зарядного устройства, а положительный к положительному. Если полярность подключена не верно, то произойдет разрядка аккумулятора.

Прежде чем зарядить аккумулятор, необходимо выполнить следующие требования:

  • Очистить аккумулятор от грязи
  • Протереть поверхность тряпкой, чтоб удалить кислотные остатки

Для этого следует смочить ткань водным раствором соды (на стакан воды 1 ложка)

Если аккумулятор имеет пробки, необходимо их выкрутить, чтобы газы, накапливающиеся при зарядке, могли выходить наружу. Далее следует проверить уровень электролита. Если он мал, следует долить дистиллированной воды.

Исходя из теории, производить зарядку можно током, которого не хватает для набора полной емкости. Если емкость батареи 50 А*ч и она разряжен на?, то первый момент заряда устанавливается на 25 А, каждую минуту ток уменьшается до 0 при полном заряде. По такому принципу построены автоматические зарядные устройства.

Если необходимо произвести зарядку аккумулятора быстро, то следует пользоваться такой инструкцией:

  • Первый заряд можно выставить на 8 А на 3 ч.
  • Уменьшить до 6 А и заряжать 1ч.

Оптимальным режимом для зарядки считается ток 2-3 А. Это позволяет исключить перегрев и перезарядки, что существенно влияет на время эксплуатации. Средний срок службы кислотного аккумулятора от 3 до5 лет, иногда 7.

Как зарядить полностью севший аккумулятор?

Например, если емкость 45 А*ч, ток заряда должен быть равен 4,5 А. Лучше всего производить зарядку меньшим током и более длительное время. Например, 2,8 А на протяжении 24 часов.

Можно ли производить зарядку, не отсоединяя от бортовой сети авто?

Во время подзарядки аккумулятора напряжение на клеммах может быть равным 16 В. Даже если ключ зажигания вынуть, некоторые приборы машины будут работать. Например, сигнализация.

Поэтому, слишком высокое напряжение может вывести приборы машины из строя, даже если в паспорте указанно, что автомобиль может выдержать более мощные нагрузки. Следовательно, перед зарядкой необходимо отсоединить отрицательный вывод аккумулятора от бортовой сети.

Можно ли зарядить аккумулятор при отрицательной температуре?

Да. Так как электролит во время зарядки нагревается и его температуре выше нуля. Автомобильный генератор с легкостью подзаряжает аккумулятор даже при температуре -30.

Как узнать, когда аккумулятор полностью заряжен?

Если напряжение на клеммах во время зарядки не возрастает при одинаковом токе на протяжении нескольких часов, то аккумулятор полностью заряжен. Современные аккумуляторные батареи достигают величины тока в 16,2+- 0,1 В. Эта величина является справочной, так как зависит от емкости аккумулятора, тока заряда, плотности электролита. Для замера этого показатель следует воспользоваться вольтметром.

Влияние полного разряда на срок службы аккумулятора

100% разряд негативно влияет на срок службы батареи. Особенно это опасно для современных необслуживаемых аккумуляторов. Даже при разовой разрядке аккумулятор может быть выведен из строя.

Можно ли определить степень заряда аккумулятора по напряжению на выходах?

Степень заряда аккумулятора можно определить только приблизительно. Перед тем, как произвести замер напряжения на аккумуляторе, необходимо отключить его от зарядного устройства или семы авто.

Замер производить не ранее чем через 6 часов.

Сделать это можно разными способами:

  • Измерить напряжение на выводах под нагрузкой. Для этого применяются нагрузочные вилки. Они представляют собой вольтметр, выводы которого подключены параллельно. Они имеют сопротивление 0,018-0,020 Ом (для 60А*ч). Для замера следует подключить вилки к выводам на аккумуляторе, показания будут видны через 5-7 сек.;
  • Измерить напряжение на выходах при запуске двигателя. Если стартер исправен, то напряжение должно быть в приделах 9,5 В. Если оно ниже, следует произвести зарядку аккумулятора. Этим же методом определяется исправность стартера. Если в авто установлен заряженный аккумулятор, а напряжение ниже 9,5 В, то стартер вышел из строя.

Как заводить автомобиль от аккумулятора другого авто (прикурить)?

Зачастую, чтобы «прикурить», автомобилисты соединяют клеммы своих аккумуляторов крокодилами через провода. Затем, прибавляют газ и производят запуск другого авто, не глуша свою машину. Такой способ может привести к выходу электроники из строя.

Если вам необходимо «прикурить», придерживайтесь следующих правил:

  • Заведите и прогрейте свой двигатель не менее 5 мин.
  • Заглушите его
  • В автомобиле с севшим аккумулятором отсоедините клему «-», присоедините провод для прикуривания к «+» выводу и к клемме с «-», которую вы сняли.
  • Вторые концы проводов присоедините к аккумулятору донора
  • Произведите запуск двигателя, оставьте на пару минут в рабочем положении
  • Не глуша двигатель, отключите «прикуриватель»

Этого питания хватит для запуска всего электронного оборудования авто. Подключите «-» вывод бортовой сети к штатному аккумулятору. Для быстрой подзарядки следует ехать на низких передачах. Обеспечивая при этом не менее 3000 об/мин для вала двигателя. После поездки произведите зарядку аккумулятора от зарядного устройства.

Сколько времени аккумулятор может сохранять работоспособность без подзарядки?

Срок хранения аккумулятора напрямую зависит от емкости. 10мА*ч составляют внутренние токи утечки. Допустимая разрядка аккумулятора составляет 30%. Следовательно, для аккумулятора емкостью 50А*ч допустимая степень заряда 16А*ч(50/3,3). 50А*ч – 16А*ч = 34А*ч. Это значение емкости саморазряда. Далее 34А*ч/0,01А*ч = 3400 часов=141 день=5 мес.

Помимо этого, хранение разряженного аккумулятора запрещено. Это приводит к уменьшению плотности электролита, что превратит его в лед, который выведет из строя батарею. Если же аккумулятор не отсоединен от бортовой сети, то срок уменьшиться вдвое за счет токов утечки.

Никто не станет отрицать, что прогресс в автомобильной промышленности расслабил среднестатистиче ского водителя донельзя. Мы уже не так трясемся над масляным щупом, не замеряем толщину тормозных колодок и практически не проверяем уровень заряда аккумуляторной батареи: «умная» бортовая электроника автомобиля сама подсказывает, когда нужно , установить новые колодки или подзарядить аккумулятор. Но бывают случаи, когда и электроника бессильна перед обстоятельствами, которые, в итоге, выходят нам боком. Например, внезапно (а по-другому, если верить словам всех, кто попадал в эту неприятную ситуацию) разряжается полностью аккумулятор. Что делать, как быть? Об этом мы сегодня и расскажем.

Случай из жизни: мой знакомый улетал на Новый год в Египет. Поставил автомобиль на ближайшей к аэропорту более-менее дешевой стоянке, до которой можно было доехать недорого на такси, сел в самолет и улетел. Вернулся через неделю, приехал на стоянку, снимает машину с сигнализации, а она – ни гу-гу. Попытался открыть замок – не получается, автомобиль вообще никак не реагирует. Дело понятное – сел аккумулятор. Но у моего друга довольно «свежий» автомобиль, Kia Rio 2011 года выпуска и он не понимает, как такое могло произойти. После тщетных попыток отрыть дверь ключом, пришлось ему вызывать специалистов, которые открыли водительскую дверь и дали доступ к открытию крышки капота. Капот открыл, проверил клеммы аккумулятора – все в порядке. Попробовал завести автомобиль – тишина. Хорошо, что на стоянке нашелся водитель, у которого были провода «прикуривателя», машину завели, друг поехал ко мне (сам он живет далековато от Москвы), переночевать, рассказать об отдыхе.

Как приехал, рассказал о случившемся с ним горе. Мы приняли решение не оставлять аккумулятор в машине, иначе утром наверняка повторилась бы та же печальная история. Дело в том, что полностью севший аккумулятор может немного подзарядиться от генератора, но полной зарядки он батарее дать не сможет – особенно если авто после «прикуривания» проехало не много километров. Специального зарядного устройства для батареи у меня не было, все как-то не находились лишние 50 долларов для покупки. Благо у одного из соседей «зарядка» нашлась. Аккумулятор снимается легко: сначала отсоединяем «плюсовую» клемму, затем откручиваем «минус».

Если клеммы окислились – снимаем «нагар» (для этого понадобится наждачная бумага с мелким «зерном» и старая зубная щетка, чтобы очистить клеммы от пыли), а затем отсоединяем в описанном выше порядке клеммы. Затем откручиваем аккумулятор при помощи торцевых гаечных ключей и вынимаем его из пазов. Заносим в квартиру, устанавливаем на любую ровную поверхность. Для подзарядки севшей батареи лучше всего выбрать хорошо проветриваемое помещение, так как в процессе набора заряда аккумулятор выделяет вредные вещества, которые могут создать дискомфорт, а при наличии вблизи открытого огня – привести к взрыву. Очень важно проверить, чтобы зарядное устройство для аккумулятора было заводского производства – любая самодельная «зарядка» может нанести непоправимый вред батарее. Убедившись в том, что с зарядным устройством можно иметь дело, мы подключили его провода к клеммам аккумулятора – сначала красный к «плюсу», а потом черный к «минусу». Затем подключаем зарядное устройство к бытовой электросети. Запомните: подсоединять «зарядку» к клеммам аккумулятора надо перед тем, как включать ее в сеть.

Процесс подзарядки аккумулятора. Автор фото — Андрей Андрюшин, drive2.ru/r/honda/288230376151906039/

На подзарядку полностью севшей батареи у нас ушло 11 с половиной часов. Проверить уровень заряда батареи можно при помощи вольтметра. Если этот прибор показывает напряжение 12,6-12,9В, значит аккумулятор заряжен на сто процентов, если напряжение 12,3-12,6В — то он заряжен на 75 процентов, если же вольтметр показывает напряжение в 12,1-12,3В — то заряд составляет 50 процентов. При полностью разряженной батарее вольтметр выдаст напряжение на клеммах 11,5-11,8 В. Наш замер показал 12.7 В – стопроцентная зарядка. Затем мы водрузили аккумулятор на место, прикрутили его и надели клеммы, смазали их литолом, а потом завели автомобиль – заработал!

Я описал схему зарядки нового, необслуживаемого аккумулятора. Но в России еще много машин, в которых установлены батареи, которые необходимо обслуживать, например, периодически (для современных батарей – раз в 25 тысяч км) подливать электролит и следить за уровнем его плотности при помощи специального прибора — ареометра. Процесс зарядки обслуживаемой аккумуляторной батареи во многом схож с таковым у необслуживаемого аккумулятора. Единственное различие состоит в том, что перед включением в сеть присоединенного проводами к клеммам зарядного устройства необходимо вывернуть все крышки с банок аккумулятора и положить их на отверстия. Это нужно для того, чтобы предотвратить скопление в банках выделяемых из электролита при зарядке газов. После того, как процесс зарядки обслуживаемого аккумулятора будет завершен, нужно будет снова завинтить крышки и установить батарею в автомобиль.

В процессе работы двигателя аккумуляторная батарея () независимо от типа (обслуживаемый или необслуживаемый аккумулятор) подзаряжается от автомобильного генератора. Для контроля заряда аккумулятора на генераторе установлено устройство под названием реле-регулятор.

Сама эксплуатация автомобиля зимой зачастую предполагает короткие поездки, включение большого количества энергоемкого оборудования (подогревы зеркал, стекол, сидений и т.д.) Нагрузка на аккумулятор значительно возрастает. При этом зарядиться от генератора и компенсировать потери, затраченные на запуски, батарея попросту не успевает. С учетом вышесказанного оптимально полностью заряжать аккумулятор зарядным устройством до 100% не реже одного раза в год до наступления холодов.

Добавим, что в случае проблем с запуском двигателя по причине наличия неисправностей мотора (проблемы с топливной аппаратурой, и т.п.), владельцу приходится намного дольше и интенсивнее крутить стартер. В таких случаях заряжать аккумулятор внешним зарядным устройством потребуется намного чаще.

Зарядка аккумулятора зарядным устройством

Чтобы знать, как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля зарядным устройством, а также осуществить зарядку батареи обслуживаемого типа, необходимо придерживаться определенных правил. Зарядное устройство (ЗУ, внешнее зарядное устройство ВЗУ, пускозарядное устройство) фактически является конденсаторным зарядным устройством.

Автомобильный аккумулятор — источник постоянного тока. Во время подключения АКБ нужно обязательно соблюдать полярность. Для этого места подключения плюсовой и минусовой клеммы обозначены плюсовым и минусовым знаком («+» и «–») на аккумуляторе. Выводы на ЗУ имеют аналогичную маркировку, что позволяет правильно подключить аккумулятор к зарядному устройству. Другими словами, «плюс» аккумулятора соединяется с «+» клеммой зарядного устройства, «минус» на АКБ подключается к выходу «-» ЗУ.

Обратите внимание, случайная смена полярности приведет к тому, что вместо заряда будет происходить разряд батареи. Также необходимо учитывать, что глубокий разряд (аккумулятор полностью посажен) может в отдельных случаях вывести аккумуляторную батарею из строя, в результате чего может не получиться зарядить такой АКБ при помощи зарядного устройства.

Также необходимо учитывать, что перед подключением к зарядному устройству аккумулятор нужно снять с автомобиля и тщательно очистить от возможных загрязнений. Потеки кислоты хорошо удаляются влажной ветошью, которая смачивается в растворе с содой. Для приготовления раствора достаточно 15-20 грамм соды на 150-200 грамм воды. На наличие кислоты укажет вспенивание указанного раствора при нанесении на корпус АКБ.

Что касается обслуживаемых аккумуляторов, пробки на «банках» для заливки кислоты следует выкрутить. Дело в том, что во время зарядки в аккумуляторе образуются газы, которым необходимо обеспечить свободный выход. Также следует произвести проверку уровня электролита. При снижении уровня ниже нормы производится долив дистиллированной воды.

Каким напряжением заряжать аккумулятор автомобиля

Начнем с того, что зарядка аккумулятора предполагает подачу на него такого тока, которого не хватает батарее для полного заряда. На основе данного утверждения можно ответить на вопросы, каким током заряжать аккумулятор автомобиля,а также сколько нужно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством.

В том случае, если аккумулятор с емкостью 50 Ампер-часов заряжен на 50%, тогда на начальном этапе следует установить зарядный ток 25 А, после чего этот ток нужно динамично уменьшать. К моменту полного заряда аккумулятора подача тока должна прекратиться. Такой принцип работы лежит в основе автоматических зарядных устройств, при помощи которых автомобильный аккумулятор заряжается в среднем за 4-6 часов. Единственным минусом таких ЗУ является их высокая стоимость.

Также стоит выделить зарядные устройства полуавтоматического типа и решения, которые предполагают полностью ручную настройку. Последние наиболее доступны по цене и широко представлены в продаже. С учетом того, что аккумулятор обычно разряжен на 50%, можно высчитать, сколько заряжать необслуживаемый аккумулятор автомобиля, а также понять, сколько нужно заряжать аккумулятор автомобиля обслуживаемого типа.

Основой для расчета времени заряда АКБ является емкость аккумулятора. Зная данный параметр, время заряда просчитывается достаточно просто. Если аккумулятор имеет емкость 50 А ч, тогда для полной зарядки требуется подать на такую батарею ток не более 30 А ч. На зарядном устройстве выставляется 3А, что потребует десять часов для полной зарядки аккумулятора зарядным устройством.

Чтобы на 100% быть уверенным в том, что аккумулятор полностью заряжен, через 10 часов можно выставить на ЗУ ток 0.5 А, после чего продолжить заряжать батарею еще 5-10 часов. Такой способ заряда не представляет опасности для автомобильных аккумуляторов, которые имеют большую емкость. Минусом можно считать необходимость заряжать АКБ около суток.

Для экономии времени и быстрой зарядки аккумулятора можно выставить на ЗУ 8 А, после чего производить заряд около 3 часов. По истечении данного срока ток заряда уменьшается до 6 А и аккумулятор заряжается этим током еще 1 час. В итоге, потребуется 4 часа для зарядки. Отметим, что данный режим зарядки не является оптимальным, так как АКБ желательно заряжать небольшим током до 3 А.

Зарядка большим током может привести к перезарядке и избыточному нагреву аккумулятора, в результате чего значительно сокращается его ресурс. Также отметим, что использование способов заряда аккумулятора, которые направлены на сведение к минимуму негативного процесса сульфатации пластин, на практике не имеют заметных положительных результатов.

Правильная эксплуатация аккумулятора в зависимости от его типа (обслуживаемый и необслуживаемый), исключение глубокого разряда и своевременная зарядка при помощи ЗУ позволяют кислотному аккумулятору исправно работать от 3-7 лет.

Как оценить состояние и заряд автомобильного аккумулятора

Правильная зарядка и ряд условий, которые необходимо соблюдать в процессе эксплуатации автомобильного аккумулятора, способны обеспечить нормальный запуск двигателя даже в условиях крайне низких температур. Главным показателем состояния АКБ является степень его заряда. Далее мы ответим, как узнать, заряжен ли аккумулятор автомобиля.

Начнем с того, что некоторые модели батарей имеют специальный цветовой индикатор на самой АКБ, который указывает на то, заряжен или разряжен аккумулятор. Стоит отметить, что указанный индикатор является весьма приблизительным показателем, по которому можно с определенной долей вероятности определить только необходимость дозарядки. Другими словами, индикатор заряда может показывать то, что аккумулятор заряжен, но при этом пускового тока при отрицательных температурах оказывается недостаточно.

Еще одним способом определения степени заряда аккумулятора является замер напряжения на выводах АКБ. Данный способ также позволяет весьма приблизительно произвести оценку состояния и степени заряда. Для замера аккумулятор потребуется снять с автомобиля или отключить от ЗУ, после чего нужно дополнительно выждать около 7 часов. Температура наружного воздуха не имеет принципиального значения.

  • 12.8 В-100% заряда;
  • 12.6 В-75% заряда;
  • 12.2 В-50% заряда;
  • 12.0 В-25% заряда;
  • Падение напряжение менее 11.8 В указывает на полный разряд аккумулятора.

Также можно осуществить проверку степени заряда аккумулятора без ожидания. Для этого напряжение на выводах АКБ нужно мерить нагрузкой при помощи так называемых нагрузочных вилок. Такой способ является более точным и достоверным. Указанная вилка является вольтметром, параллельно выводам вольтметра подключается сопротивление. Величина сопротивления составляет 0.018-0.020 Ом для АКБ с показателем емкости от 40-60 Ампер-часов.

Вилку нужно подключить к соответствующим выходам на батарее, после чего через 6-8 сек. зафиксировать показания, которые отображает вольтметр. Далее можно оценить степень заряда батареи по напряжению с использованием нагрузочной вилки:

  • 10.5 В — 100% заряда;
  • 9.9 В — 75% заряда;
  • 9.3 В — 50% заряда;
  • 8.7 В — 25% заряда;
  • Показатель менее 8.18 В — полный разряд АКБ;

Также можно провести измерения при отсутствии нагрузочной вилки без снятия аккумулятора с авто. Батарея должна быть подключена к бортовой сети транспортного средства. Затем потребуется дать нагрузку на аккумулятор посредством включения габаритов и дальнего света головной оптики (для автомобилей со штатными галогеновыми лампами). Лампочки фар имеют мощность 50 Вт, нагрузка получается около 10 А. Напряжение нормально заряженного аккумулятора в этом случае должно составлять около 11.2 В.

Следующим способом, который позволяет проверить заряд АКБ, является замер напряжения на выводах батареи в тот момент, когда производится запуск ДВС. Данные измерения можно считать достоверными только при условии нормально работающего стартера.

В момент пуска показатель напряжения не должен оказываться ниже отметки в 9.5 В. Падение напряжения ниже указанной отметки означает, что аккумулятор сильно разрядился. В этом случае требуется его зарядка при помощи ЗУ. Данный способ проверки также позволяет выявить неполадки стартера. На автомобиль устанавливается заведомо исправный и на 100% заряженный аккумулятор, после чего производится замер. Если напряжение на клеммах АКБ в момент запуска упадет ниже 9.5 В, тогда очевидны проблемы со стартером.

Напоследок добавим, что замеры разными способами предполагают фиксацию колебаний в доли вольта. По этой причине к вольтметру выдвигаются повышенные требования. Крайне важна точность устройства, так как малейшая погрешность даже в один или два процента приведет к ошибке в измерении степени заряда АКБ на 10 -20 %. Для замеров рекомендуется использовать приборы с минимальной погрешностью.

Как зарядить полностью разряженный аккумулятор автомобиля

Частой причиной глубокого разряда АКБ является банальная невнимательность. Зачастую достаточно оставить автомобиль с включенными габаритами или фарами, салонным освещением или магнитолой на 6-12 часов, после чего аккумулятор оказывается полностью разряженным. По этой причине многих автовладельцев интересует вопрос, можно ли восстановить полностью разряженный аккумулятор.

Как известно, полный разряд аккумулятора сильно влияет на срок службы батареи, особенно если говорить о необслуживаемом аккумуляторе. Производители автомобильных аккумуляторов указывают, что даже одного полного разряда бывает достаточно для выхода АКБ из строя. На практике относительно новые аккумуляторы удается восстановить как минимум 1 или 2 раза после их полного разряда без существенной потери эксплуатационных свойств.

Для начала необходимо определить насколько сильно разрядилась батарея, воспользовавшись одним из указанных выше способов. Также можно сразу поставить аккумулятор на зарядку. Далее полностью разряженный аккумулятор необходимо заряжать в том режиме, который рекомендован производителем АКБ. Стандартом является подача величины тока заряда на отметке 0.1 от общей емкости батареи.

Полностью посаженный аккумулятор заряжается таким током не менее 14-16 часов. Для примера рассмотрим зарядку аккумулятора с емкостью 60 Ампер-часов. В этом случае ток заряда должен быть в среднем от 3 А (медленнее) до 6 А (быстрее). Полностью разряженную автомобильную аккумуляторную батарею правильно заряжать самым малым током, причем как можно дольше (около суток).

Когда напряжение на клеммах аккумулятора больше не увеличивается на протяжении 60 мин. (при условии подачи одинакового зарядного тока), тогда аккумулятор полностью заряжен. Необслуживаемые аккумуляторы при полной зарядке предполагают величину напряжения на отметке 16.2±0.1 В. Следует учитывать, что такая величина напряжения является стандартом, но при этом имеется зависимость от показателя емкости АКБ, тока заряда, плотности электролита в аккумуляторе и т.д. Для замера подойдет любой вольтметр независимо от погрешности прибора, так как необходимо замерить постоянное, а не точное напряжение.

Чем зарядить аккумулятор автомобиля, если нет зарядного устройства

Самым простым способом зарядки АКБ является запуск автомобиля методом «прикуривания» от другого авто, после чего нужно двигаться на автомобиле около 20-30 минут. Для эффективности зарядки от генератора предполагается либо динамичная езда на повышенных передачах, либо движение на «низах».

Главным условием является поддержание оборотов коленвала на отметке около 2900-3200 об/мин. На указанных оборотах генератор обеспечит необходимый ток, который позволит подзарядить батарею. Отметим, что данный способ подходит только при условии частичного, а не глубокого разряда АКБ. Также после поездки все равно потребуется реализовать полный заряд аккумулятора.

Довольно часто автолюбители интересуются, чем еще можно зарядить автомобильный аккумулятор, кроме ЗУ. Наиболее часто в качестве замены предполагается использовать зарядные устройства, которыми заряжают мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки и прочие гаджеты. Сразу отметим, что данные решения не позволяют зарядить автомобильный аккумулятор без ряда манипуляций.

Дело в том, что основным условием для подачи тока от зарядного устройства к АКБ является то, что на выходе ЗУ должно присутствовать напряжение, которое будет больше напряжения на выходах аккумуляторной батареи. Другими словами, при напряжении выходов аккумулятора 12 В напряжение выхода зарядного устройства должно составлять 14 В. Что касается различных устройств, то напряжение их батарей зачастую не превышает 7.0 В. Теперь представим, что под рукой находится зарядное устройство от гаджета, которое имеет необходимое напряжение 12 В. Проблема все равно будет присутствовать, так как сопротивление аккумуляторной батареи автомобиля измеряется в целых Омах.

Получается, подключение зарядки от мобильного устройства к выходам аккумулятора фактически будет представлять собой короткое замыкание выводов блока питания зарядки. В блоке произойдет срабатывание защиты, в результате чего такое ЗУ не подаст ток на аккумулятор. При условии отсутствия защиты высока вероятность выхода из строя блока питания от значительной нагрузки.

Стоит добавить, что аккумулятор автомобиля также не следует заряжать от различных блоков питания, которые имеют подходящее напряжения на выходе, но в них конструктивно отсутствует возможность отрегулировать величину подаваемого тока. Только специальное ЗУ для АКБ автомобиля представляет собой такое устройство, которое имеет на своем выходе нужную величину напряжения и тока для зарядки батареи. Параллельно с этим имеется возможность управления постоянной величиной тока.

Самодельное ЗУ для аккумулятора автомобиля

Теперь перейдем от теории к практике. Начнем с того, что сделать зарядное устройство для аккумуляторной батареи из блока питания от стороннего девайса можно своими руками.

Обратите внимание, данные действия представляют определенную опасность и выполняются исключительно на свой страх и риск. Администрация ресурса не несет никакой ответственности, информация представлена исключительно в ознакомительных целях!

Существуют несколько способов изготовления ЗУ. Давайте поверхностно рассмотрим наиболее распространенные:

  1. Изготовление зарядного устройства от источника, который на своем выходе имеет напряжение около 13-14 В, а также способен обеспечить силу тока больше 1 Ампера. Для такой задачи подойдет блок питания ноутбука.
  2. Зарядка от обычной бытовой электрической розетки 220 Вольт. Для этого понадобится наличие полупроводникового диода и лампы накаливания, которые последовательно соединяются в цепь.

Следует учитывать, что использование подобных решений означает зарядку АКБ посредством источника тока. В результате требуется постоянный контроль времени и момента окончания заряда аккумулятора. Данный контроль осуществляется при помощи регулярных замеров напряжения на клеммах аккумулятора или подсчета того времени, на которое АКБ поставлена на зарядку.

Помните, перезаряд аккумулятора приводит к повышению температуры внутри батареи и активному выделению водорода и кислорода. Закипание электролита в «банках» АКБ вызывает образование взрывоопасной смеси. В случае возникновения электрической искры или появления других источников для возгорания аккумуляторная батарея может взорваться. Подобный взрыв может привести к пожарам, ожогам и травмам!

Теперь заострим внимание на наиболее распространенном способе самостоятельного изготовления ЗУ для аккумулятора автомобиля. Речь идет о зарядке от БП ноутбука. Для реализации задачи необходимы определенные знания, навыки и опыт в области сборки простых электрических цепей. В противном случае оптимальным решением будет обратиться к специалистам, приобрести готовое зарядное устройство или заменить аккумулятор на новый.

Сама схема изготовления ЗУ достаточно проста. К БП подключается балластная лампа, а также выходы самодельного ЗУ подключаются к выходам АКБ. В качестве «балласта» потребуется лампа с небольшим номиналом.

Если попытаться осуществить подключение БП к АКБ без использования в электроцепи балластной лампочки, тогда можно быстро вывести из строя как сам блок питания, так и аккумуляторную батарею.

Следует пошагово подбирать нужную лампу, начиная с минимальных номиналов. Для начала можно подключить маломощную лампочку повторителя поворота, потом более мощную лампу поворота и т.д. Каждую лампу следует отдельно проверять посредством подключения в цепь. Если лампочка горит, тогда можно переходить к подключению аналога, большего по мощности. Данный способ поможет не вывести из строя блок питания. Напоследок добавим, что о заряде АКБ от такого самодельного устройства будет свидетельствовать горение балластной лампы. Другими словами, если аккумулятор заряжается, тогда лампа будет гореть, пусть даже и очень тускло.

Новый аккумулятор должен быть полностью заряжен и работоспособен, то есть предполагает немедленную установку на автомобиль для начала дальнейшей эксплуатации. Перед приобретением необходимо произвести проверку АКБ по ряду параметров:

  • целостность корпуса;
  • замер напряжения на выходах;
  • проверка плотности электролита;
  • дата изготовления АКБ;

На начальном этапе необходимо удалить защитную пленку и осмотреть корпус на предмет трещин, потеков и других дефектов. В случае обнаружения малейших отклонений от нормы аккумулятор рекомендуется заменить.

Затем производится замер напряжения на клеммах нового аккумулятора. Измерить напряжение можно вольтметром, при этом точность устройства не имеет значения. Напряжение не должно быть ниже отметки в 12 Вольт. Показатель напряжения в 10.8 Вольт указывает на то, что аккумулятор полностью разряжен. Такой показатель является недопустимым для новой АКБ.

Плотность электролита измеряют при помощи специальной вилки. Также параметр плотность косвенно указывает на уровень заряда батареи. Завершающим этапом проверки становится определение даты выпуска аккумулятора. Аккумуляторы, которые были выпущены 6 мес. назад и более от дня планируемой покупки приобретать не следует. Дело в том, что готовый к использованию АКБ имеет склонность к саморазряду. По этой причине для длительного хранения батарею необходимо заранее подготовить, но в таком случае аккумулятор уже нельзя считать новым готовым изделием.

Получается, ответ на вопрос, нужно ли заряжать новый аккумулятор для автомобиля, будет отрицательным. Новый аккумулятор заряжать нет никакой необходимости. Если планируемый к покупке аккумулятор разряжен, тогда он может быть попросту старым, бывшим в употреблении или имеет место производственный брак.

Другие вопросы касательно зарядки автомобильных аккумуляторов

Очень часто в процессе эксплуатации владельцы пытаются заряжать аккумулятор без снятия батареи с автомобиля. Другими словами, зарядка АКБ производится без снятия клемм прямо на машине, то есть аккумулятор на зарядке остается подключенным к сети транспортного средства.

Обращаем ваше внимание на то, что при зарядке аккумулятора показатель напряжение на выводах батареи может быть на отметке около 16 В. Данный показатель напряжения сильно зависит от того, какой тип ЗУ используется при зарядке. Добавим, что даже выключение зажигания и изъятие ключа из замка не означает, что все устройства в автомобиле обесточены. Охранный комплекс или сигнализация, головное мультимедийное устройство, внутрисалонное освещение и другие решения могут оставаться включенными или находиться в режиме ожидания.

Зарядка аккумулятора без снятия и отключения клемм может привести к тому, что на включенные устройства подается слишком высокое напряжение питания. Результатом обычно является поломка таких устройств. Если в вашем автомобиле имеются приборы, которые не могут быть полностью обесточены после выключения зажигания, тогда заряжать аккумулятор без отсоединения клемм запрещено. Перед зарядкой в этом случае необходимо произвести обязательное отключение «минусовой» клеммы.

Также не следует начинать отключение аккумулятора с «плюсовой» клеммы. Клемма «минус» на аккумуляторе соединяется с электросетью автомобиля посредством прямого соединения с кузовом. Попытка отключения «плюса» первым может иметь печальные последствия. Непреднамеренный контакт гаечного ключа или другого инструмента с металлическими элементами кузова/двигателя автомобиля приведет к короткому замыканию. Данная ситуация достаточно распространена в тех случаях, когда при помощи ключей производится откручивание плюсовой клеммы с вывода АКБ при не снятом минусе.

Что касается зарядки аккумулятора на холоде или в помещении зимой без отопления, то АКБ можно смело подзаряжать в таких условиях. Во время зарядки батарея нагревается, температура электролита в «банках» будет положительной. Параллельно с этим заносить аккумулятор в тепло для зарядки требуется в том случае, если внутри аккумулятора замерз электролит и АКБ была полностью посажена. Заряжать такой аккумулятор нужно строго после того, когда произойдет оттаивание замерзшего электролита.

Поводом для этой статьи стал случившийся недавно с журналистом сайт, а точнее, с вашим покорным слугой – любопытный эпизод. Приобрел я с месяц назад немолодой, но дешевый отечественный автомобильчик – в качестве второго, на убой к дачной стройке.

Волею обстоятельств, машина была оставлена на неделю практически там же, где и куплена, а когда пришла пора перегнать автомобиль на постоянное место жительства, обнаружилось, что аккумулятор разрядился… Разрядился всерьез – первый поворот ключа вызвал короткий «всхлип» стартера, второй – стук втягивающего реле, а третий не порождал и того – только лампочки на «приборке» едва заметно мерцали…

По заверениям продавца, вся электропроводка у машины была полностью исправна, аккумулятор – свежий, поэтому мне не пришло в голову перед простоем снять клемму с батареи. Но салонная лампочка осталась гореть, в результате чего ситуация вышла неприятная – инструментов (даже ключа на 10, чтобы снять батарею!) – нет, прикуривающих проводов с крокодилами – нет, автовладельцы, к которым я подходил с просьбой о прикуривании, помочь не могли или не хотели… В итоге за спасением пришлось обратиться к бывшему владельцу машины – благо он проживал рядом, и, как выяснилось, катался в тот момент по району на своем новом приобретении – десятилетнем Лансере.

Бывший владелец приехал, но прикуривательных проводов не привез – вместо этого открыл багажник и извлек два грязных и жеваных полутораметровых «хвоста». Один из них был одножильным – такими ведется проводка в стенах к розеткам, второй – многожильным шнуром от старого холодильника… Сечение этих «соплей» в 1,5–2 квадратных миллиметра и грубо зачищенные и потемневшие от окислов охвостья не позволяли прикурить двигатель категорически, от слова «совсем»! Однако ситуация разрешилась благоприятно – вот только совсем не так, как можно было ожидать.

Бывший владелец со знанием дела соединил аккумуляторы двух машин этими «соплями» и на всякий случай попробовал повернуть ключ – в ответ, естественно, не раздалось даже щелчка стартера. После чего подмигнул мне, заверив, что все будет «чики-пуки», завел свою машину и расслабился, прикурив сигаретку.

На мой пустой аккумулятор пошел заряд – напряжение генератора 14,5-14,8 вольт – однако, как подсказывает логика и электротехника, полностью высосанную батарею таким способом нужно было бы заряжать как минимум несколько часов! Неужели мой помощник планировал тарахтеть до вечера?! Это было бы достаточно странно с учетом того, что в машине помощника сидели его жена и ребенок, а раскорячились мы, перегородив дворовый проезд… Однако растягивать процесс до логично необходимого он не собирался – не более, чем через 10 минут (подчеркиваю – ДЕСЯТЬ!) провода были отключены и смотаны, а первый же поворот ключа завел мотор!

Что произошло?

Произошло, на первый взгляд, невероятное… Классическая электротехника вообще и аккумуляторная наука в частности говорят, что заряжается типовой свинцовый аккумулятор током в 10% от емкости в течение 10-12 часов. Соответственно, 55-ампер-часную батарею даже током 10-15 ампер нужно было наполнять ну хотя бы несколько часов! Однако, «заряжали» мы ровно 10 минут, и ток явно не превышал вышеупомянутое значение, а то и был меньше – с учетом тонких проводов и отвратительного контакта хило намотанных друг на друга окисленных жил…

То есть, получается, имел место эффект не зарядки, а некого «пробуждения» только-только впавшей в летаргическое забвение батареи. Кратковременный десятиминутный процесс никак не мог восполнить утраченную батареей энергию – однако как-то сумел её «взбодрить», помог «мобилизовать внутренние ресурсы». Звучит это, признаюсь, странно: здравый смысл не одобряет подобную псевдонаучную терминологию – «разбудить», «взбодрить»… Аккумулятор понимает только два вполне научных термина – «зарядить» и «разрядить», а все остальное – лирика…

Мистика на продажу

Лирика лирикой, однако именно на вышеупомянутом эффекте работают китайские «зарядные гаджеты для блондинок». Небольшие коробочки с парой-тройкой аккумуляторов от сотовых телефонов внутри или набитые «пальчиками» формата АА – из таких приборов выходит штекер прикуривателя, и именно через прикуриватель они якобы заряжают севшую автомобильную батарею.

С точки зрения любого, худо-бедно разбирающегося в электротехнике, такие девайсы – профанация и обман, но парадокс заключается в том, что иногда они все же способны сработать – в ситуациях, подобной вышеописанной. На свежесевшей батарее – 8-10 вольт, на «магической коробочке» – 12-13. После подключения её к прикуривателю она начинает гнать ток на стартерный аккумулятор – ток слабенький и совершенно неспособный его зарядить. Но способный «разбудить» и «взбодрить»!

Безусловно, работа таких устройств крайне нестабильна, и помогут они только при определенном совпадении факторов, благодаря чему и заслужили справедливое клеймо мошеннических. Но в ряде случаев, когда аккумулятор свежий сам по себе и разрядился буквально «вот-вот», даже коробочка с пальчиковыми батарейками, воткнутая в прикуриватель, способна его воскресить!

Что говорит наука?

Собственно, при всей странности происходящего, наука должна это как-то объяснять….

Описанная ситуация не является ни чудом, ни мистификацией – она мне хорошо знакома - рассказал Александр Казунин, заведующий аккумуляторной лабораторией НИИ автомобильной электроники и электрооборудования ФГУП НИИАЭ:

Тут имеет место не эффект зарядки аккумулятора, а эффект зарядки конденсатора – а конденсатором большой емкости аккумулятор также отчасти является. Если в полностью разряженную батарею подать ток 10-15 ампер на непродолжительное время, то полноценного заряда, разумеется, не произойдет. Но аккумулятор все же наберет некоторое количество энергии, достаточной, чтобы запустить мотор! Это «короткая» энергия, как в конденсаторе – она запасается в разряженной батарее на непродолжительное время. То есть сразу после отключения проводов от машины-донора нужно заводить мотор, аккумулятор которого вы «взбадривали» – если вы по каким-то причинам протянете 10-15 минут, этот «быстрый заряд» исчезнет, и запуск не удастся.

Собственно, пользоваться таким методом – иначе говоря, производить «полевую экспресс-зарядку» от другой машины тонюсенькими проводками, если нет возможности прикурить мощными специальными кабелями с «крокодилами» – можно. И порой – вполне успешно! Но важно учитывать два момента:

  1. Успешная быстрая зарядка аккумулятора, как конденсатора, возможна не всегда – влияет общее состояние разряженной батареи, время, которое она простояла разряженной, температура на улице.
  2. После успешного пуска таким методом аккумулятор остается пустым и требует полноценной зарядки – либо при помощи зарядного устройства, либо длительным пробегом по загородной трассе. Если этого не сделать, наутро высока вероятность снова не завестись!

В жизни любого водителянаступает момент, когда он сталкивается с проблемой разряженного аккумулятора. И это не даёт возможности запустить двигатель автомобиля. Особенно часто такое случается в зимний период, ведь при отрицательной температуре аккумулятор плохо держит свой заряд.

И тут у него возникает вопрос, что же делать дальше? Можно, конечно, купить и поставить новый аккумулятор . Но его стоимость отнюдь не мала, поэтому замена аккумулятора влетит в неплохие деньги. Есть и другой вариант, более выгодный экономически – произвести зарядку аккумулятора.

1. Как узнать, что сел аккумулятор?

Заряд аккумуляторной батареи можно проверить такими способами:

1. Измерив плотность электролита с помощью ареометра.

2. Токовой нагрузкой при помощи мультиметра или нагрузочной вилки.

Рассмотрим первый вариант. Ареометр – прибор, который измеряет плотность жидкости. Он состоит из ёмкости с грушей для забора жидкости и поплавка, плавающего внутри, и имеет соответствующую градацию. При полном заряде аккумулятора ареометр покажет плотность 1,28 г/куб. см. Когда аккумулятор разряжен на половину, плотность должна быть 1,20 г/куб. см. Если аккумулятор окончательно «сел», то плотность электролита будет 1,10 г/куб. см.

Замер плотности необходимо сделать во всех банках аккумулятора, при чём допускается разность показателей в пределах +- 0,01 г/куб. см. Если плотность электролита в разных банках будет отличаться на 0,10-0,15 г/куб. см, то, скорее всего, аккумулятор неисправен и требует замены.

Рассмотрим второй вариант оценки заряда аккумулятора. Нагрузочная вилка – это, по сути, вольтметр с параллельно подключённым сопротивлением к его выводам, которое имеет величину 0,018-0,020 Ом (для батарей 40-60 Ач). Нагрузочная вилка подключается к выходам аккумулятора, а через 5-10 секунд снимаются её показания.

Для измерения необходимо нагрузить аккумулятор, включив, например, дальний свет или габаритные огни. Если аккумулятор заряжен достаточно, то напряжение должно достигать 11,2 В. Измерить напряжение также можно при пуске двигателя. В таком случае, напряжение должно быть не меньше 9,5 В. Если напряжение ниже, то либо аккумулятор частично разряжен, либо присутствуют неисправности стартера. Для измерений необходимо использовать вольтметры высокой точности, так как заряд батареи измеряется в десятых долях от вольта. Для точной оценки, погрешность прибора должна быть не ниже 0,1%.

2. Как правильно заряжать?

Заряжают аккумуляторы автомобилей при помощи зарядных устройств, которые способны преобразовать переменный ток в постоянный. Производить зарядку можно в гараже, изъяв батарею из автомобиля или не вынимая его. Главное – соблюдать все правила техники безопасности.

Правила техники безопасности при зарядке аккумуляторных батарей:

1. Обязательно необходимо одеть стойкие химически (к кислотам) очки и перчатки.

2. Зарядку следует проводить в помещении, которое хорошо проветривается. Во время зарядки аккумулятор выделяет ядовитые вещества (арсин, сернистый газ и др.). Эти вещества оседают на всех поверхностях помещения и способны ещё долго травить владельцев.

3. Нельзя использовать для зарядки жилое помещение.

4. Нельзя при зарядке поблизости к аккумулятору (или в том же помещении) использовать открытое пламя, курить или пользоваться приборами, которые искрят. Это связано с тем, что во время зарядки выделяется очень много водорода. А водород, смешиваясь с кислородом, образует очень взрывоопасную смесь.

5. Сеть, которая питает зарядное устройство, должна снабжаться предохранителем. Предохранитель способен отключить питание, если произойдёт короткое замыкание.

Процесс подготовки к зарядке аккумуляторных батарей можно описать такими шагами:

1. Очистить аккумулятор от грязи и пыли, и аккуратно извлечь клеммы.

2. Осмотреть его на механические повреждения, «выкипание» электролита и протекания.

3. Открыть пробки батареи, осмотреть каждую из банок и оценить уровень электролита в них. Если электролита недостаточно, то эту недостачу следует восполнить дистиллированной водой.

4. Обратить внимание на цвет электролита и его прозрачность. Электролит должен быть полностью прозрачным. Если электролит имеет тёмный или другой цвет, напоминает взвесь или в нём плавают хлопья, то такой электролит не пригоден к зарядке.

После подготовительной работы можно приступить к самой зарядке. Важный момент! Клеммы от зарядного устройства сначала присоединяют аккумулятору, и лишь после этого подключают зарядное устройство к сети.

Существует три основных метода зарядки аккумуляторных батарей, влияние которых на саму батарею почти не отличается:

1. Используя постоянное напряжение.

2. Используя постоянный ток.

3. Комбинированным методом.

Зарядка аккумуляторных батарей с использованием постоянного напряжения подразумевает прямую зависимость между уровнем заряда батареи и величиной зарядного напряжения. К примеру, при зарядном напряжении в 14,4 В, аккумулятор зарядится через 2 суток, а при напряжении в 16,5 В – всего через 1 сутки. Так как сила тока порой может достигать больших значений (45-55 А), зарядные устройства имеют ограничения, которые подают не более 20-25 А.

Этот метод безопасный, щадящий к батарее, не требует постоянного присутствия человека и контроля с его стороны. Об окончании зарядки оповестит индикатор. Полное напряжение заряженного исправного аккумулятора должно быть 14,4 В.

Зарядка аккумуляторных батарей с использованием постоянного тока требует постоянного присутствия и контроля со стороны человека. При подобной зарядке важно на протяжении всего процесса корректировать силу тока. Выбирать нужно такую силу тока, которая равна 1/10 от ёмкости аккумулятора. Например, если ёмкость 70 Ач, то нужно будет использовать силу тока в 7 А, а полная зарядка займёт 10 часов.

Силу тока необходимо ежечасно контролировать. Аккумулятор будет считаться полностью заряженным, если на протяжении 1-2 часов зарядное напряжение будет стабильным. Последний этап зарядки сопровождается «кипением» электролита в банках и обильным выделением газа, так что тут следует быть предельно осторожным. Это «кипение» и необходимость постоянного контроля со стороны человека – главные недостатки такого метода зарядки.

Комбинированный метод зарядки – самый современный и самый распространённый среди новых зарядных устройств. При таком методе сначала аккумулятор заряжается постоянным током, а под конец – постоянным напряжением. Весь процесс полностью автоматизирован и не требует участия и контроля со стороны человека. При полной зарядке батареи, зарядное устройство самостоятельно отключается.

Порой случается, что времени нет и для запуска двигателя нужна очень быстрая подзарядка. Для экспресс-зарядки необходимо снять клеммы аккумулятора и подсоединить клеммы зарядного устройства, соблюдая полярность. Регулятор тока выставить на максимум и засечь 15-20 минут , после чего отключить зарядное устройство. Подобный вариант не сильно полезен для аккумулятора и уменьшает срок его службы, поэтому использовать его слишком часто не рекомендуется.

Всегда лучше отдавать предпочтение полной и тщательной зарядке аккумулятора. Полная зарядка намного лучше сохранит функционал аккумулятора, и с такой зарядкой он прослужит намного дольше, чем с экспресс-зарядкой.

Новые аккумуляторные батареи, как правило, заряжены полностью. Но порой случается так, что из-за долгого лежания на прилавках, они частично теряют свой заряд. Такие батареи перед эксплуатацией стоит «довести до ума». Для этого нужно несколько часов заряжать их методом постоянного напряжения с низким значением тока. К новым аккумуляторам нельзя применять метод зарядки постоянным током и экспресс-зарядку.

Иногда, автомобилисты при полной разрядке аккумулятора в экстремальных условиях делают так называемое «прикуривание» от аккумулятора другого автомобиля. Это очень опасный процесс, не разрешённый официально автопроизводителями. Так что при неправильном обращении автомобиль может быть снят с гарантии или со страховки. «Прикуривать» можно только используя специальные кабели и при полной уверенности в исправности аккумулятора-донора и аккумулятора-акцептора.

Процесс происходит в течении 2-10 минут и во время него лучше отойти подальше и не трогать руками кабели. Крайне не рекомендуется «прикуривать» при температуре ниже 15 градусов по Цельсию.

3. Сколько нужно заряжать?

Время заряда автомобильного аккумулятора зависит от многих факторов:

1. Как сильно аккумулятор был разряжен.

2. Каким методом производиться зарядка.

3. Качество самого аккумулятора и зарядного устройства.

В этом вопросе правильным решением будет ориентироваться на амперметр или индикатор зарядного устройства или на индикатор заряда в самом аккумуляторе, если он в него вмонтирован. Индикатор на самой аккумуляторной батареи очень прост для понимания. Все его значения должны быть указаны на наклейке. Как правило, зелёный свет значит, что аккумулятор заряжен, а красный, что он разряжен.

Что касается индикаторов на зарядном устройстве, то там может быть несколько лампочек, которые сигнализируют о разных этапах процесса зарядки. Чтобы точно в них разобраться, стоит почитать инструкцию по эксплуатации к зарядному устройству.

На зарядных устройствах, которые производят зарядку методом постоянного напряжения, лучший индикатор – это амперметр. Когда его стрелка опуститься до нуля – это явный признак полной зарядки аккумулятора. Обычно, полная зарядка методом постоянного напряжения занимает в среднем – одни сутки. Изменяя значение напряжения, её можно как ускорить, так и продлить.

Для зарядных устройств, которые производят зарядку методом постоянного тока, чтобы рассчитать время зарядки аккумуляторной батареи, используют такую формулу: ёмкость аккумулятора делят на значение тока заряда и умножают на 1,2. Она даст примерное значение времени для полного заряда. Обычно, полная зарядка методом постоянного тока занимает 10-12 часов, но зависит от силы тока (чем она ниже, тем дольше будет заряжаться аккумулятор и наоборот).

4. Как и для чего проверять уровень электролита?

Электролит состоит из дистиллированной воды и кислоты. Если аккумулятор использовать в стандартных условиях, то он не потребует дополнительного техобслуживания. Но, если часто отправляться в длительные поездки или воздействовать на аккумулятор высокой температурой , вода может испаряться.Поэтому для нормальной работы аккумулятора стоит периодически контролировать в нём уровень электролита.

Низкий уровень электролита приводит к окислению пластин аккумулятора и их разрушению, из-за чего он начнёт терять свою мощность и быстро выйдет из строя. Слишком высокое значение уровня электролита приводит к тому, что кислота повреждает внешнюю часть аккумулятора . Таким образом, надлежащийуровеньэлектролита является залогом нормального функционирования, как аккумуляторной батареи, так и автомобиля в целом.

Как же проверить уровень электролита в аккумуляторе? Перед началом проверки нужно определить, какой аккумулятор установлен в автомобиле: разборный или неразборный. Если аккумулятор неразборный, то узнать уровень электролита в нём можно по встроенной шкале. Неразборные аккумуляторы при низком уровне электролита не подлежат дальнейшей эксплуатации. Если аккумулятор разборный, то, чтобы проверить уровень электролита в нём также можно посмотреть на встроенную шкалу. Значение должно находиться между максимальной и минимальной отметками. Но, если шкалы нет или соответствующие отметки не нанесены на корпус, то для проверки уровня электролита необходимо произвести следующие действия:

1. Отсоединить от аккумулятора кабели и очистить его от грязи.

2. Извлечь крышку аккумулятора при помощи отвёртки.

3. Используя стеклянную трубку с внутренним диаметром не более 5 мм, измерить уровень электролита (опустить трубку в аккумуляторную жидкость и, заткнув её выходное отверстие пальцем, вытащить и посмотреть на уровень электролита).

Нормальным считается уровень электролита от 12 до 15 мм. Если уровень электролита слишком низкий, то его восполняют дистиллированной водой. После доливки воды, аккумулятор подлежит зарядке. Если же имеется излишек электролита, то его извлекают при помощи шприца или груши.

5. Сколько должен служить аккумулятор?

Большинство современных аккумуляторов являются неремонтопригодными. Средний срок их службы составляет 2-3 года либо 70 тис. км. Именно на такой период производитель и даёт гарантию на свою продукцию. По сути, аккумулятор – это расходный материал, как картридж в принтере. Конечно, иногда случается, что аккумуляторы служат и по 5-6 лет, но положиться на такие устройства нельзя. Они могут выйти из строя в любой момент. Так что, если отправляетесь в длительную поездку и у вас в автомобиле старый аккумулятор, лучше заменит его.

Причины выхода из строя аккумуляторных батарей:

1. Коррозийные процессы внутри аккумуляторов, которые разрушают металлические пластины и превращают их в труху.

2. Короткое замыкание, что равноценно, в большинстве случаев, окончательному выходу из строя. Если такое случилось с новым аккумулятором, то его должны поменять по гарантии.

3. Глубокая разрядка, которая провоцирует образование кристаллов сульфата свинца, а это снижает параметры работы устройства. Кроме того, глубокий разряд повышает температуру замерзания электролита в батарее до -5 градусов Цельсия, а если электролит замёрзнет, то возобновить работу аккумулятора будет невозможно, так как лёд повредить внутренние элементы устройства.

4. Сильная перезарядка аккумулятора, что приводит к быстрому «выкипанию» воды из электролита. А если аккумулятор не подлежит обслуживанию, то это равноценно его выходу из строя.