Паз 3205 дизель технические характеристики. Создание и эволюция автобусов семейства паз. История создания модели автобуса Паз

На сегодняшний день основными модификациями ПАЗ 3205 являются:

  • § 32053;
  • § 32053-50П;
  • § 32054;
  • § 32054-03;
  • § 32054-07;
  • § 32053-20;
  • § 32053-80;
  • § 32053-70.

Модель 32053 - это автобус с одной автоматической дверью, который эксплуатируется в основном на пригородных маршрутах. Модель 32053-50П представляет собой ту же модель, что и 32053, но с улучшенным салоном. Используется на пригородных маршрутах. Модель 32054 имеет две автоматические двери и применяется для перевозки пассажиров на городских маршрутах. Модель 32054-03 оснащен дизельным силовым агрегатом Cummins B 3.9 140 CIV-1 и двумя автоматическими дверьми. Автобус ПАЗ 32054-07 комплектуется дизельным двигателем ММЗ 245.7 жидкостного охлаждения, с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением надувочного воздуха, и, также как модель 32054-03, эксплуатируется на городских и пригородных маршрутах. Модель 32053-20 - грузопассажирский автобус, перевозит различное оборудование и строительные бригады. Модели 32053-80 и 32053-70 - «Ритуальный» и «Школьный» соответственно.

Особой популярностью среди пассажиров и потребителей пользуются две модификации ПАЗ 3205: модель 32053 и модель 32054. Обе эти модификации неприхотливы в техническом обслуживании и просты в эксплуатации. Потому они уже не первый год лидируют среди других марок высокопольных автобусов малого класса по популярности.

32053 и его различные модификации давно используются для перевозок жителей сельской местности. Он зарекомендовал себя как надежный, неприхотливый, удобный общественный транспорт. Кроме того, модель 32053 модифицируют под грузопассажирские автобусы, которые возят работников строительных и других специальностей, а также транспортируют различные грузы. В зависимости от целей и задач, модель 32053 «тюнингуют» и под другие виды специального транспорта. Продажа ПАЗ 32053 осуществляется с учетом требований клиента, и при желании автобус можно снабдить дополнительным оборудованием.

Модель 32054 - вариант городского транспорта, который способен разместить и перевезти пассажиров до пункта назначения в короткие сроки, ведь для сокращения времени простоя на остановках модель 32054 оборудован дополнительной автоматической дверью. Облегченный доступ в салон 32054 сочетается с большой пассажировместимостью, что способствует повышению окупаемости. модель 32054 имеет широкую ремонтную базу: необходимые запчасти можно приобрести по низкой цене. Вместе с тем, он обладает высоким уровнем надежности. Различные модификации ПАЗ 32054 могут комплектоваться силовыми агрегатами, работающими на дизельном топливе. На заказ можно заменить некоторые заводские комплектующие, такие как коробка передач, мост, двигатель, на необходимые.

Если Вы решили купить любую из модификаций серии ПАЗ 3205, можете связаться с нами, ведь мы осуществляем продажу модификаций серии ПАЗ 3205 по ценам производителя. По желанию заказчика модификации данной серии автобусов комплектуются дополнительным оборудованием, так что прежде чем купить ПАЗ 3205, необходимо определить его основные функции.

Техническая характеристика автобусов ПАЗ-3205:

Габаритные размеры

Длина, мм

Ширина, мм

Высота, мм

Колесная база, мм

Передний свес, мм

Задний свес, мм

Передняя колея, мм

Задняя колея, мм

Дорожный просвет, мм

Ширина пассажирской двери, мм

Высота пола салона от уровня дороги, мм

Высота потолка в салоне, мм

Масса и наполняемость автобуса

Масса полностью снаряженного автобуса, кг

5130-5380 (в зависимости от модификации)

Полная масса автобуса, кг

7610-8390 (в зависимости от модификации)

ПАЗ-3205/32053

ПАЗ-32051/32054

Количество мест для сидения

Общее количество мест

Двигатель и КПП

ПАЗ-32053/32054

ПАЗ-32053-07/32054-07

Марка силового агрегата

Тип двигателя

карбюраторный

дизельный

Количество и расположение цилиндров

Рабочий объем двигателя, л

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

96 (130) при 3200 об/мин

90 (122) при 2200 об/мин

Крутящий момент, Нм

314 при 2250 об/мин

424 при 1300 об/мин

Соответствие нормам токсичности

Расход топлива, л/100 км

ГАЗ-3307-1700010

механическая

механическая

Количество ступеней КПП

Рулевое управление

МАЗ-64229 с гидроусилителем

Тормозная система

пневматический двухконтурная с разделением колес - барабанные, ABS

запасная:

один из контуров рабочей тормозной системы

стояночная:

привод от пружинных энергоаккумуляторов к тормозным механизмам задних колес

Вентиляция салона

естественная, через люки и форточки боковых окон

Система отопления салона

ПАЗ-32053/32054: Воздушная, использующая ПАЗ-32053-07/32054-07: Жидкостная, от системы охлаждения двигателя, независимый подогреватель

Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч

Емкость топливного бака, л

Минимальный радиус разворота, м

Виды и классификация автотранспортных средств

Таблица 1. Классификационные группы автотранспортных средств.

По документам ЕЭК ООН

По ГОСТ 22895 - 77

Механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров.

Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя не более 8 мест для сидения.

АТС с двигателем, предназначенные для перевозки пассажиров (пассажирские и грузопассажирские автомобили, их модификации, автобусы, пассажирские автопоезда).

То же, имеющие не более 8 мест для сидения, кроме места водителя.

Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя более 8 мест для сидения. Максимальная масса АТС этой категории не превышает 5 тонн.

То же, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя, и полную массу до 5 тонн.

Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя более 8 мест для сидения. Максимальная масса АТС этой категории превышает 5 тонн.

То же, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя, и полную массу свыше 5 тонн.

Механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов.

АТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов (грузовые автомобили, автомобили - тягачи, а также их шасси со смонтированными на них установками, т.е. специальные автомобили).

Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 тонны.

То же, с полной массой до 3,5 тонн.

Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонн, но не превышает 12 тонн.

То же, с полной массой свыше 3,5 до 12 тонн.

Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 тонн.

То же, с полной массой более 12 тонн.

Прицепы, включая полуприцепы.

АТС без двигателя (прицепы и полуприцепы)

В нормативных документах показатели эксплуатационных свойств транспортных средств определяются в соответствии с их классификацией. Различают классификацию транспортных средств, разработанную Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии Организации Объединенных наций (ЕЭК ООН) и Российскую классификацию по ГОСТ 22895 - 77. Каждой классификационной группе соответствует своя характеристика (таблица 1).

В категорию М1 входят легковые автомобили, которые могут быть разделены на отдельные группы в зависимости от выбранного критерия классификации - одного какого-либо свойства или характеристики.

Автобусы Павловского автобусного завода (в настоящее время «ПАО Павловский автобус») – долгожители отечественного автопрома. Первый автобус ПАЗ-651 выехал из заводских ворот в 1952 году и с тех пор автобусы этой марки с успехом эксплуатируются практически во всех регионах страны. Они неоднократно модернизировались и в настоящее время на дорогах России и многих стран СНГ можно встретить более 50-ти различных модификаций, созданных на базе автобусов ПАЗ 3205 (1984), ПАЗ 3206 (1995) и ПАЗ 3204 (2007). В качестве силовых агрегатов для этих автобусов в разное время использовались различные моторы как отечественного (ЗМЗ, ЯМЗ, ММЗ), так и зарубежного производства (Cummins). При этом любой двигатель ПАЗ, которым агрегатируется автобус, отличается высокой надежностью и может работать при использовании горюче-смазочных материалов низкого качества.

Технические характеристики

Долгое время базовым мотором автобусов ПАЗ считался двигатель ЗМЗ 5234 производства Заволжского моторного завода.

ПАРАМЕТРЫ ЗНАЧЕНИЕ
Рабочий объем цилиндров, л 4.67
Номинальная мощность (при частоте вращения коленчатого вала 3200...3400 об/мин.), л. с. 130
Максимальный крутящий момент (при частоте вращения коленвала 2000...2500 об/мин.), Нм 314
Количество цилиндров 8
Клапанов 16
Диаметр цилиндра, мм 92
Ход поршня, мм 88
Степень сжатия 6.5
Тип газораспределительного механизма OHV
Последовательность работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Система питания/ тип карбюратора Карбюраторная/ К-135
Клапанной механизм OHV
Вид топлива/марка бензин/А-76
Расход топлива (смеш.), л/100 км 32
Система смазки Комбинированная (под давлением+ разбрызгивание)
Масло Минеральное: 10W-40, 15W-40, 20W-50
Система охлаждения Жидкостная, замкнутого типа, с принудительной вентиляцией
Масса, кг 257

Двигатель устанавливался на автобусы серий ПАЗ-3204, ПАЗ-3205 и ПАЗ-3206.

Описание

Двигатель ЗМЗ 5234 представляет собой 4-х тактный 8-ми цилиндровый карбюраторный силовой агрегат с верхним расположением клапанов и является дальнейшим развитием известных моторов ЗМЗ 511 и ЗМЗ 513. Распределительный вал расположен внизу V-образного блока цилиндров с углом развала 90 градусов.

Блок цилиндров изготовлен из алюминиевого сплава, в котором установлены гильзы цилиндров. Последние снизу уплотнены медными кольцами, а сверху прижимаются головкой. Дополнительная жесткость блока обеспечивается тем, что его нижняя часть расположена на 75 мм ниже оси коленчатого вала. Головки блока цилиндров имеют высокотурбулентные камеры сгорания и впускные каналы винтового типа.

Коленчатый вал отлит из высокопрочного чугуна, а использование кованых шатунов способствует уменьшению веса двигателя. За счет увеличенного на 8 мм хода поршня конструкторам удалось увеличить объем цилиндров двигателя.

Степень сжатия компенсируется специальными проточками в днищах поршней.
Двигатель оснащен системой рециркуляции отработанных газов, что уменьшает токсичность выхлопа.

Техническое обслуживание

Двигатель ЗМЗ 5234 отличается неприхотливостью к качеству расходных материалов, что имеет существенное значение при эксплуатации его в условиях сельской местности. Кроме того, он прост в обслуживании и не требует профессиональной подготовки обслуживающего персонала.

Для того, чтобы обеспечить безотказную эксплуатацию двигателя, необходимо регулярно осуществлять регламентированное техническое обслуживание (ТО), которое включает в себя:

  1. Ежедневное ТО;
  2. ТО при обкатке мотора
  3. Периодическое ТО через каждые 10 (ТО-1) и 20 (ТО-2) тысяч пройденных автомобилем километров.
  4. Сезонное ТО, проводимое два раза в год.

Периодичность ТО устанавливается в зависимости от условий эксплуатации. При этом отклонение от километража допускается в пределах 500 км.

Ежедневное ТО проводят перед каждым запуском силового агрегата и предусматривает проверку:

  • уровня моторного масла в картере мотора;
  • наличие охлаждающей жидкости в расширительном бачке;
  • герметичности систем смазки, питания, охлаждения и вентиляции силового агрегата.

Все остальные виды ТО необходимо осуществлять в соответствии с перечнем работ, приведенном в сопроводительной документации силового агрегата.

Неисправности

ЗМЗ 5234 достаточно прост в ремонте, однако ему свойственен ряд типичных неисправностей:

НЕИСПРАВНОСТЬ ПРИЧИНА
Мотор не запускается. Нарушена установка фаз газораспределения; неисправность привода газораспределительного механизма; неисправность системы подачи питания.
Нестабильная работа мотора. Наличие воды в баке с топливом; отказ в работе одного из цилиндров.
Силовой агрегат не развивает заявленной мощности. Нагар на впускных клапанах; нарушена регулировка фаз в газораспределительном механизме; износ кулачков распределительного вала; чрезмерный нагар в камерах сгорания; неисправность одной или нескольких свечей зажигания; недостаточная компрессия.
Перегрев силового агрегата. Недостаток охлаждающей жидкости; вышел из строя термостат; прогорела прокладка головки цилиндра; неисправен водяной насос (помпа); неисправность вентилятора или цепи его электропитания.
Повышенный расход моторного масла. Утечка моторного масла через сальниковые уплотнения и прокладки; вышли из строя маслоотделительные колпачки; изношены поршни, цилиндры, направляющие втулки клапанов и пр.; нарушена целостность прокладки головки цилиндров.
Посторонние стуки в двигателе. Износ вкладышей коленвала; износ деталей шатунно-поршневой группы; износ цилиндров; вышел из строя подшипник помпы (водяного насоса); неисправен подшипник генератора.

Тюнинг

Карбюраторные двигатели грузового автотранспорта прошлых лет выпуска редко подвергают тюнингу, связанному с увеличением мощности. Проще и дешевле заменить такой мотор на более современный. Однако существует несколько простых способов, позволяющих несколько увеличить мощность такого мотора без существенных финансовых вложений:

  • Теплоизоляция системы выпуска выхлопных газов

Известно, что чем выше температура отработанных газов, тем больше скорость их движения по системе выхлопа. Увеличение скорости их движения способствует более полному освобождению камер сгорания от продуктов горения и тем больше новой топливовоздушной смеси поступает в цилиндры. Хорошо изолировав выпускной коллектор, можно добиться повышения мощности на 1…3 %.

  • Увеличение степени сжатия

Увеличить степень сжатия воздушно-топливной смеси в цилиндрах двигателя можно установив более тонкую прокладку головки блока цилиндров; спилив нижнюю часть головки блока цилиндров; расточив цилиндры под поршень большего диаметра.

Увеличив степень сжатия горючей смеси до 9:1 можно получить прибавку мощности порядка 2%.

ВАЖНО! Осуществление механической доработки деталей двигателя приводит к изменению кинематики работы двигателя и требует тщательной настройки и подгонки целого ряда взаимозависимых деталей и узлов. Поэтому такую работу лучше доверить высококвалифицированным специалистам, имеющим опыт проведения подобных работ.

Автобус ПАЗ-3205 - 7-метровая машина, собираемая в России, на Павловском заводе, и относящаяся к малому классу.

Общие сведения

Разработка автобуса длилась 15 лет, при этом было создано более 10 экспериментальных моделей авто. Первая модель для тестирования была произведена в 1979 году, а массовое изготовление началось в 1984-м. Однако окончательный вид модели был принят в 86-м. В декабре 1989 года началось конвейерное производство ПАЗ-3205, и к июню 2001 года на заводе был выпущен 100-тысячный автобус этого образца. В 2008 году модель была модернизирована, что позволило увеличить срок работы кузова с 5 до 10 лет, установить более качественную отопительную систему и создать комфортный салон.

История автомашины

Прототипом автомобиля ПАЗ-3205 стал ПАЗ-665, который был создан на Павловском заводе еще в 1966 году. Этот автобус изготавливался в двух видах - муниципальный тип и туристический с комфортными креслами. По внешнему виду и конфигурации салона он напоминает поздний вариант модели 3205, что подтверждает схема ПАЗ-3205.

После ПАЗ-665 конструировались и производились другие типы машин, которые были очень похожи на 3205-ю модель. Так, в 70-х годах минувшего века сконструировали автобус ПАЗ-3202 в трех видах: муниципального и пригородного использование, а также модель ПАЗ-3204 с высокой проходимостью. Последнюю модель планировалось запустить в производство с 1979 года. Однако из-за проблем с поставками комплектующих старт к серийному изготовлению был прерван.

Модель на новой основе

Чтобы выйти из сформировавшейся ситуации, было принято постановление использовать агрегаты грузового автомобиля ГАЗ - так появилась модификация, которую знают как ПАЗ-3205. Первоначальные опытные экземпляры этого образца возникли в 1981 году, но они требовали некоторой доработки. И только лишь в 1986-м Павловский автозавод начал выпускать в малых объемах модель 3205.

Массовый выпуск ПАЗ-3205 начинается с 1989 и продолжался до 1991 года. Этот автобус должен был сменить устаревшую 672-ю модель, но развал Советского Союза с дальнейшим кризисом резко остановил производство автобусов на Павловском автомобильном заводе. Но все равно, какая бы тяжелая финансовая ситуация на заводе ни была, а в 1991 году была запущена муниципальная модификация ПАЗ-32051, а также ПАЗ-320507 - в 1995-м.

Некоторые популярные модели и технические варианты автобуса

Автобус серийно начал выпускаться с 1989 года в стандартной пассажирской модификации, причем двигатель ПАЗ-3205 мог быть либо бензиновым, либо дизельным белорусского производства. Благодаря рыночным условиям завод начал подстраиваться под ситуацию и расширять модельный ряд, основываясь на желаниях заказчиков. На данный момент автозавод изготавливает несколько типов и вариантов этих автобусов, которые отличаются комплектацией и назначением. Ниже представлен ряд модификаций модели 3205:

  • ПАЗ-3205 - первая модель в целом ряду автобусов ПАЗ. В ее комплектацию входили передние автоматические двери и аварийные задние, гидропневматические тормоза и мост от автомобиля ГАЗ. С 2009 года автобус снят с производства.
  • ПАЗ-32052 - модернизированная модель 3205 под маршрутное такси. Основное отличие от первоначального варианта автомашины заключалось в том, что на нее поставили газобаллонное оборудование.
  • ПАЗ-32053 - модель обладала пневматическими тормозами и карбюраторным двигателем.
  • ПАЗ-3205-20 - грузопассажирская модификация модели 3205. Производится с грузовым отсеком в задней части автобуса и с 16 посадочными местами. Объем багажника варьируется от 5-15 кубических метров, в зависимости от заказанных конфигураций.
  • ПАЗ-3206 - полноприводная машина. В основном используется как школьный автобус.

Помимо вышеназванных модификаций, модель 3205 дала жизнь и такой автомашине, как грузовой автобус-пикап, который используется на территориях заводов и крупных предприятиях. На шасси ставят переднюю часть автобуса, сзади - открытая бортовая платформа. В зависимости от надобности завода, они могут быть более или менее короткими, чтобы можно было одновременно перевести рабочих и экспедитора. Этот вид автобусов-пикапов, ездящих по нуждам предприятия в заводских районах, можно встретить на дорогах города Павлово.

Экспортные вариации автобуса

  • ПАЗ-3205-50 - вариация типа «Люкс», которая была разработана в конце предыдущего века. От обыкновенных автобусов отличается мягкими нерегулируемыми креслами в салоне, багажными полками вдоль окон и багажным отделением в задней части с объемом 2 куб. м.
  • ПАЗ-3205-70 - модель автобуса для северных регионов. Выпускался с 1995 года. На его базе сейчас производится школьный автобус. В конфигурацию автобуса входят: выдвижная нижняя подножка, полумягкие сидения с прямой спинкой, ремни безопасности на каждом сиденье, клавиша связи с шофером возле каждого посадочного места. По периметру автобуса наклеены светоотражающие полосы, а на крыше смонтирован мегафон.
  • ПАЗ-3205-507 - «тропические» автобусы на экспорт для жарких стран. Выделяется модель большим количеством широких форточек, занимающих больше половины площади окна, вентиляционными люками на крыше и измененным дизайном кузова. Такие модели пользуются популярностью во Вьетнаме, Казахстане, Узбекистане и других странах.
  • ПАЗ-3975 - мобильная лаборатория, обследующая спортсменов.
  • ПАЗ-4234 - удлиненный автобус.

Устройство ПАЗ-3205 послужило базой и для других модификаций автобуса, не получивших большого распространения среди заказчиков. В общей сложности было изготовлено 18 модификаций базового типа автомашины.

ПАЗ-3205: технические характеристики

По технологическим параметрам максимальной скоростью автобуса является 90 км/ч. В то же время оптимальная скорость при загруженной автомашине - 60 км/ч. Потребление топлива на 100 км составляет 23 литра.

Автобус имеет 28 посадочных мест и одно служебное место. Полная вместимость салона - 37 человек.

Автомашина имеет массу в 4,83 тонны и двигатель в 88 лошадиных сил. Автобус обладает двухконтурной пневмогидравлической тормозной системой, а также барабанным стояночным тормозом. Помимо этого, в нем установлена 4- или 5-ступенчатая коробка передач.

Длина автомобиля 7 м, ширина - 2,5 м, высота - 2,9 метра. Клиренс автобуса - 32 см.

Характеристика ПАЗ-3205 и его преимущества

Советское автомобилестроение славилось простотой сборки автомобилей. Машины строились без «примочек», без особого удобства и комфорта. ПАЗ-3205 не является исключением из этого правила. Но есть и свои плюсы: конструкция его проста и удобна в эксплуатации, он вынослив и имеет высокую проходимость. А также, что немаловажно, ремонт ПАЗ-3205 совершается достаточно просто и легко даже собственными руками, чего не скажешь о современных автобусах, наполненных электроникой и другими приспособлениями.

Доказательством надежности этой автомашины может послужить то, что она до сих пор эксплуатируется почти во всех городах, селах и предприятиях России и СНГ. ПАЗ-3205, цена которого составляет от 300 тысяч рублей до 1 млн, заслужил популярность, благодаря своей экономичности в обслуживании, удобству в использовании практически во всех сферах жизнедеятельности человека.

Автобус в 21-м веке

С 2000 года завод начинает производить надежные модификации однодверного ПАЗ-32053 и двухдверного ПАЗ-32054. С 2002 года все автобусы снабжаются системой ABS.

С 2007 года происходит комплексная модернизация 3205-й- модели. В первую очередь были поменяны белорусские и украинские комплектующие на немецкие детали. Стыки кузова начали обклеивать специальной антикоррозийной лентой, а передняя часть автобуса получила пластиковую облицовку серого оттенка. Также была полностью поменяна отопительная система автобуса, позволяющая использовать автомашину при сильных морозах.

Изменился также и салон автомашины. Пол стали настилать хорошо пропитанной фанерой, стены начали обшивать пластиком. Автобус получил и другие улучшения, которые касались, в основном, мелких дизайнерских деталей.

Однако все эти новшества не смогли повлиять на то, что модели 3205 морально и технически уже стали неактуальными. Коробка передач от ГАЗ-53, который не выпускается с 1992 года, неэкономичный двигатель, устаревший дизайн - все это давно нуждалось взамене. В последнее время Павловский автобусный завод разрабатывает новые продвинутые автобусы на замену старым моделям. Но нынешние автоперевозчики и муниципальные власти предпочитают приобретать ПАЗ-3205, технические характеристики которого не соответствуют современным требованиям, потому что он намного дешевле подобного класса автомашин.

Выводы обзора автобуса Павловского завода

Москва и другие российские мегаполисы уже давно поменяли свой автопарк на современные автобусы, европейского качества. Но остальная часть России до сих пор продолжает пользоваться этим автобусом. Модель 3205 хорошо себя зарекомендовала во всех сферах деятельности человека: от перевозки пассажиров до работы в спасательных, медицинских, пожарных и военных службах. Устаревшее техническое обеспечение ПАЗа 3205 модели прекрасно компенсируется его низкой стоимостью, что для местных властей с их постоянным дефицитом бюджета является панацеей в обеспечении городских и районных служб недорогим транспортом. Помимо этого, данный автобус считается основным автотранспортным средством для сельских жителей, опять же из-за своей низкой стоимости.

Павловский автозавод не прекращает выпуск этих видов автобусов, но постоянно совершенствует их техническую составляющую. Так, начиная с 2010 года на автобусы данной модели стали ставить дизельный двигатель ММЗ-245, который позволил сэкономить потребления топлива на 10 литров.

Также очень хорошим решением было увеличение вместимости пассажиров до 50 человек и замена штамповочного каркаса автомашины на трубчатый с применением полимеров для внешних панелей.

Новый автобус Павловского завода

Такая технология была полностью реализована при массовом производстве преемников ПАЗ-3205 - на автобусах семейства ПАЗ-4230 «Аврора». Конечно, эта новая модель намного комфортней, удобней и современней своего предшественника, однако и стоимость ее раза в два выше, чем 3205-й модели. Благодаря этой особенности можно с уверенностью утверждать, что «народному» автобусу ПАЗ-3205 и его модификациям предстоит еще долго трудиться на наших дорогах.

Автобус малого класса сельского сообщения. ПАЗ-3205 выпускается Павловским автобусным заводом с 1987 г. Кузов - вагонного типа, несущей конструкции, 3-дверные (одна дверь для водителя, одна - для пассажиров и одна аварийная). Планировка сидений 4-рядная. Агрегаты - соответственно автомобилей и . Расположение двигателя - переднее. Сиденье водителя регулируется подлине, наклону подушки и массе. Система отопления - воздушная, использующая тепло системы охлаждения двигателя. Модификация - ПАЗ-32051 с двумя пассажирскими дверями, числом мест для сидения 24, общим числом мест 35.

Двигатель.

Мод. ЗМЗ-672-11, бензиновый, V-обр. (900), 8 цил., 92.х80 мм, 4,25 л, степень сжатия 7,6, порядок работы 1-5-4-2-6-3-7-8; мощность 88,3 кВт (120 л.с.) при 3200-3400 об/мин; крутящий момент 284,5 Н-м (29 кгс-м) при 2000-2500 об/мин; карбюратор К-135; воздушный фильтр инерционно-масляный.

Трансмиссия.

Сцепление - однодисковое, привод выключения - гидравлический. Коробка передач 4-ступ., передат. числа: I-6,65; II-3,09; III-1,71; IV-1,00; ЗХ-7,77; синхронизаторы - на III и IV передачах. Раздаточная коробка (у ПАЗ-3206) 2-ступ. передат. числа: 1-1,963; 11-1,00. Карданная передача: у ПАЗ-3205 состоит из двух валов с промежуточной опорой; у ПАЗ-3206 - три карданные передачи: от двигателя к раздаточной коробке и от раздаточной коробки к мостам. Главная передача - одинарная, гипоидная, передат. число 6,83.

Колеса и шины.

Колеса - дисковые, ободья 6.0Б-20 с бортовыми кольцами, крепление на 6 шпильках. Шины 8,25R20 (240R508), на ПАЗ-3205 - мод.К-84 или КИ-63, НС - 10, рисунок протектора - универсальный, давление, кгс/см. кв. : мод. К-84 - передние 6,0, задние 5,0; мод. КИ-63 - передние 6,1, задние 5,0. На ПАЗ-3206 - шины мод. К-55А; НС - 10, рисунок протектора - универсальный, давление, кгс/см. кв. : передние 6,0, задние 4,3. Число колес 6+1.

Подвеска.

Зависимая, передняя - на полуэллиптических рессорах, два амортизатора, задняя - то же, с корректирующими пружинами, дна амортизатора. На ПАЗ-3206 передняя и задняя подвески - со стабилизатором поперечной устойчивости.

Тормоза.

Рабочая тормозная система - двухконтурная, с: пневмогидравлическим приводом, барабанными механизмами (диаметр 380 мм, ширина накладок 100 мм), разжим - кулачковый. Стояночный тормоз - трансмиссионный - барабанный, привод - механический. Запасной тормоз - один из контуров рабочей тормозной системы. Давление в пневмоприводе тормозов 5,2-5,5 кгс/см. Имеется предохранитель против замерзания конденсата.

Рулевое управление.

Мод. МАЗ-5336-34000 10-60, рулевой механизм - винт с шариковой гайкой и сектор, гидроусилитель передат. число 23,55, ном. давление в усилителе 65-70 кг/см. кв. Люфт рулевого колеса при работающем усилителе до 150.

Электрооборудование.

Напряжение 12 В, ак. батарея 6СТ-105ЭМС, генератор Г287 с встроенным выпрямителем и регулятором напряжения РР132, стартер СТ230-А, распределитель Р133-Б, транзисторный коммутатор ТК1 02, катушка зажигания Б116, свечи А11-3. Топливный бак:
ПАЗ-3205 - 105л;
ПАЗ-3206 - 150л, бензин А-76;
система охлаждения - 25л, вода или тосол А-40;
система смазки двигателя - 10 л, всесезонно M-8B, или М6/10В, зимой АСЗп-6;
картер рулевого механизма 1,5 л, ТАП-15В;
система гидроусилителя руля - 3,2 л, всесезонно масло марки P, заменители: летом турбинное марки Т, зимой веретенное АУ;
коробка передач - Зл, ТАП-15В или ТСп-15К;
раздаточная коробка - 1,5 л, ТАП-15В или ТСп-15К;
картер заднего моста - 8,2 л, ТСп-14гип;
картер переднего моста - 7,7 л, ТСп-14ГИП;
гидравлическая система привода тормозов и сцепления - 1,47 л, тормозная жидкость "Томь";
амортизаторы - 4x0,475 л, АЖ-12Т;
бачок омывателя ветрового стекла - 2 л, жидкость НИИСС-4 в смеси с водой;
предохранитель от замерзания тормозной системы - 0,2 л, технический спирт.

Масса агрегатов (в кг)

Двигатель с оборудованием и сцеплением - 304,

Карданные валы:
ПАЗ-3205-27,
ПАЗ-3206-41,5,

Коробка передач - 56,
раздаточная коробка - 48,5,

Передний мост:
ПАЗ-3205 - 195;
ПАЗ-3206 - 365,

Задний мост - 270,
кузов - 2100,
колесо в сборе с шиной - 80,
радиатор - 18,5.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Вместимость:
число мест для сидения 28
общее число мест 36
число служебных мест 1
Снаряженная масса 4830 кг.
В том числе:
на переднюю ось 2170 кг.
на заднюю ось 2660 кг.
Полная масса 7460 кг.
В том числе:
на переднюю ось 2770 кг.
на заднюю ось 4690 кг.
Макс.скорость 80 км/ч
Время разгона до 60 км/ч 35 с.
Макс, преодолеваемый подъем 20 %
Выбег с 50 км/ч 610 м.
Тормозной путь с 60 км/ч 32,1 м.
Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км 23 л.
Радиус поворота:
по внешнему колесу 7,6 м.
габаритный 8,5 м.

ПАЗ 3205 - очень простая в эксплуатации и экономичная модель по сравнению с другими высокопольными автобусами малого класса. Расход топлива при езде со скоростью в 60 км/ч составит всего 18-20,5 литров на 100 километров. Согласитесь, такой расход довольно экономичен, особенно если учесть, что это общественный транспорт. Общее число мест рассматриваемой модели варьируется (в зависимости от модификации) от 36 до 42, посадочных - от 21 до 25. Для автобуса малого класса это хороший показатель пассажировместимости. Максимальная скорость данной серии равняется 80-90 км/ч. Такой скорости достаточно для перевозок пассажиров как в черте города, так и в сельской местности, а также для других целей.

Салон его удобный и просторный. Пассажирские сиденья расположены друг от друга на достаточном расстоянии - колени не будут упираться в сиденье впередисидящего. В жаркое время года от жары избавят форточки и люки, которые в совокупности представляют собой естественную систему вентиляции. В зимние холода пассажирамПАЗ 3205 не даст замерзнуть отопительная система, которая работает от системы охлаждения двигателя. Хотелось бы отметить, что люки на крыше не протекают во время дождя, что было не редкостью для предыдущих моделей ПАЗ.

Простое управление серии 3205 обеспечивается рулевым механизмом МАЗ 64229 с гидроусилителем руля, который позволяет водителю маневрировать на узких городских улицах, а также по пересеченной местности на сельских маршрутах. Кузов у данной серии несущий, вагонной компоновки. С недавних пор все кузова серии 3205 проходят специальную антикоррозийную обработку, включающую заполнение скрытых полостей составом «Динитрол», и на все кузова дается шестилетняя заводская гарантия от сквозной коррозии. Еще совсем недавно о каких-то гарантиях никто и подумать не мог.

Водительское сиденье ПАЗ 3205 регулируется в горизонтальной плоскости и по углу наклона спинки. Оно имеет подрессоривание, благодаря которому спина водителя не болит даже после длительных поездок. Модификации ПАЗ 32053и ПАЗ 32054 снабжены переключателем поворотов и света фар на рулевой колонке. Это не может не радовать, ведь изначально ПАЗ 3205 комплектовался ножной кнопкой переключения света на дальний, тянуться до которой было не очень удобно. Работники Павловского автобусного устранили это неудобство.

Отличительная особенность данной серии от автобусов других марок - это внутреннее расположение двигателя. Согласитесь, что это очень удобно. Не секрет, что поломки случаются в самый неожиданный момент. Если двигателю необходим мелкий ремонт, а за бортом мороз, то водителю не придется выходить наружу, открывать капот и копаться в механизмах замерзшими пальцами. Все это намного комфортней можно проделать в салоне ПАЗ 3205, остается только открыть капот.

На базе ПАЗ 3205 выпускается много модификаций, которые в той или иной степени укомплектованы под определенные цели, к примеру, модель 32053, который зачастую используют как «Школьный» (для перевозки детей из школ на различные мероприятия) или «Ритуальный». Также на городских и сельских маршрутах можно встретить модель 32054. Его легко узнать по наличию одной дополнительной двери, которая облегчает доступ пассажиров в салон. Все модификации данной серии постоянно совершенствуются. Качество возрастает с каждым годом, прежней остается только низкая цена.

Различные модификации могут оснащаться бензиновым и дизельным силовым агрегатом (32054-03 и 32054-07 - дизель). Стоит отметить, что двигатель, работающий на дизельном топливе более экономичен и безопасен для окружающей среды (соответствует нормам международных экологических стандартов Euro-3). Дизельное топливо стоит дешевле, а значит использовать такой двигатель экономически целесообразно. модель 32054 укомплектован антиблокировочной системой тормозов (ABS), которая делает резкое торможение автобуса более плавным, защищая пассажиров и водителя от серьезных травм.