Тахометр для установки на лодочный мотор. Что нужно знать о тахометре для лодочных моторов Как подключить автомобильный тахометр к лодочному мотору

Тахометр - самый главный прибор на катере водномоторника. Тахометру выделяется центральное место на приборной панели катера.
Тахометр просто необходим для контроля оборотов двигателя при подборе винта - мотор должен развивать максимальные обороты рекомендованные производителем путем подбора винта. Для обеспечения скорости, ресурса и экономичности.

Тахометр - представляет собой счетчик импульсов в электросистеме двигателя, напрямую зависящих от частоты вращения коленвала. Пересчитанные прибором результаты измерений отражаются либо обычной стрелкой на циферблате, либо в виде цифр на жидкокристаллическом дисплее.

Тахометр для катера может быть двух видов – цифровой и аналоговый

В век повальной цифровизации это не смогло не отразиться и на тахометрах для катеров - появилось много дешевых цифровых моделей тахометров. Но тем не менее, как правило в качестве тахометра на катере используется стрелочный прибор - глаз человека быстрее воспринимают аналоговую информацию в виде угла поворота стрелки, нежели ее цифровое значение, тем более, что высокая точность во время движения катера не нужна.

Автомобильный тахометр на катер

Автомобильный тахометр - считает импульсы в цепи системы зажигания - четырехтактный четырехцилиндровый мотор за один оборот коленвала дает 2 импульса для образование искры на свечах.

Тахометр подвесного двигателя - считает электрические импульсы от катушек магдино (магнето). Количество импульсов за один оборот коленвала будет соответствовать количеству катушек - четыре, шесть, восемь...

Поэтому установить автомобильный тахометр на катер без напильника (паяльника) не получится.

Аналоговый тахометр на катере

Работа аналогового тахометра осуществляется по электронному принципу - сигнал от вала передается по проводам на микросхему, которая в свою очередь задает движение стрелки по градуированной шкале.

Стрелочный тахометр - счетчик импульсов от системы зажигания подвесного двигателя от магнето, одинаково работает как на четырехтактных моторах, так и на двухтактных. Количество импульсов определяется количеством обмоток магнето (магдино).

Шкала тахометра лодочного мотора как правило имеет максимальное значение 6000 об/мин. Для большинства лодочных моторов максимальные рекомендованные обороты 5500 об/мин., исключение составляет Suzuki DF140, где максимальные обороты - 6200об/мин (может еще какие нибудь, я не знаю...).

Так что 6000 об/мин. на шкале тахометра для катера - вполне достаточно, а за счет более крупной цены деления можно более точно считывать показания прибора.

Установка и подключение тахометра

Устанавливая тахометр на панель приборов надо выбрать место, где он будет хорошо виден, желательно чтобы не перекрывался штурвалом. Стандартный диаметр отверстия под тахометр - 87мм .

Не пугайтесь при покупке тахометра, если стрелка прибора не лежит на отметке 0, она упадет после того, как вы его подключите.

Установка на катер и подключение тахометра очень просты - сможет выполнить любой пионер, не говоря уже о водкомоторнике, особенно при наличии фирменного кабеля ценой 20-30$ - останется только соединить разъем.

При отсутствии "фирменного" кабеля для подключения тахометра на катере (состоящего из нескольких кусков разноцветных проводов обмотанных черной изолентой) его можно изготовить самостоятельно и при этом сэкономить 95% от стоимости - этого с избытком хватит на пиво и воблу. Достаточно купить в любом электрическом магазине клеммы и по 1 метру многожильного провода в разноцветной изоляции. Места пайки провода с клеммой необходимо закрыть термоусадочным кембриком.

Не крутить винт калибровочный ADJUST! (винт калибровки тахометра в пределах +/- 3%.) Калибровку необходимо производить при наличии заведомо исправного мастер тахометра на средних оборотах двигателя.

Количество импульсов для правильной работы тахометра

Выбор положения селектора "RANGE SELECTOR" на тахометре зависит от количества катушек на магнето лодочного мотора. Это связано с тем, что магнето подвесных двигателей различаются количеством полюсов, поэтому выдают разное количество импульсов за один оборот коленвала .

Чтобы самостоятельно определить количество создаваемых импульсов на один оборот коленвала, нужно разделить количество полюсов на два, но можно воспользоваться таблицей представленной ниже:

Производитель/Модель Кол-во полюсов генератора Положение переключателя тахометра
EVINRUDR/JOHNSONR/OMC SEADRIVER/:
Менее 70 л.с. (2-тактные, 2 цилиндровые) 10 5P
FORCE (MARINE):
50 л.с. (до начала 1987, модели A, B) 8 4P
Все остальные модели 12 6P
HONDA
35/40/45/50 л.с. с генератором 6 3P
Прочие модели HONDA с генератором 4 2P
MERCURY/MARINER:
2-х тактные модели:
6-25 л.с. (производства США) 8 4P
30/40 л.с., серийный номер USA 0G53314 и дальше 12 6P
35/40 л.с., серийный номер USA #582399, Бельгийский серийный номер #9298955 и выше 8 4P
Все прочие 2-х тактные модели 12 6P
4-х тактные модели:
8/9.9 л.с. 6 3P
Все прочие 4-х тактные модели 12 6P
SUZUKI:
2-х тактные модели:
менее 55 л.с., (за исключением указанных ниже), 60/65 л.с. до 1985 вкл. Cabrea 50-60 л.с. 4 2P
25/30 л.с. (с 1993 года); 55/65 л.с. (с 1985 года) 6 3P
75 л.с. и выше (с 1985 и новее); Cabrea 75 л.с. и выше 12 6P
Все 4-х тактные модели Suzuki 12 6P
TOHATSU/NISSAN:
Все 2-х цилиндровые модели с генератором 4 2P
Все 3-х цилиндровые модели 6 3P
Все 4-х цилиндровые модели 12 6P
YAMAHA:
2-х тактные модели:
9.9/15 л.с. 4 2P
25-70 л.с. 6 3P
90-250 л.с. 12 6P
4-х тактные модели:
F/T 9.9 л.с., F 15 л.с. 6 3P
F/T 25 - 225 л.с. 12 6P
SELVA:
2-х тактные 9,9-100 л.с., 4-х тактные 8-15 л.с. 6
4-х тактные 25-115 л.с. 12

Дополнительно список моторов и количество катушек магнето можно посмотреть здесь -

Моторы для лодок имеют более простое строение, чем двигатели мотоциклов и машин, поэтому в комплектации к ним не прилагаются измерительные приборы. Во время эксплуатации лодки часто может потребоваться информация о количестве оборотов мотора. Получить эти данные позволяет тахометр. Он помогает в выборе гребного винта, регулировке мотора, позволяет определить более экономный режим запуска двигателя, проверить возможные сбои в работе механизма.

Разновидности лодочных тахометров

Частота вращения коленвала определяет число импульсов, поступающих в электрическую систему мотора. Их количество подсчитывает тахометр. Катушки магдино являются генераторами в лодочных моторах, с них тахометр считывает информацию.

Индукционные тахометры для лодочного мотора представляют собой аппараты с индивидуальными источниками питания. Они предназначены для двигателей, не имеющих генераторных сигналов.

Тахометр пересчитывает данные и отображает количество оборотов коленвала за фиксированный промежуток времени. Для вывода информации используются индикаторы стрелочного типа или жидкокристаллические дисплеи.

По назначению тахометры классифицируются на следующие виды:

  • универсальные (могут работать с двигателями различных типов);
  • двухтактные;
  • четырехтактные.

Тип вывода данных подразделяет устройства на две категории:

  • аналоговые, имеющие индикатор со стрелками;
  • цифровые, обладающие цифровым дисплеем.

Тахометры цифрового типа могут взаимодействовать с другими приборами для измерения (счетчиками моточасов).

В продаже присутствуют разнообразные модели тахометров, выпускаемые известными фирмами или менее востребованными производителями. Существует вероятность приобретения поддельного устройства, поэтому перед покупкой рекомендуется посмотреть отзывы о модели, посоветоваться с друзьями и знакомыми, которые ранее приобретали подобные товары.

При выборе стоит учитывать следующие особенности строения и факторы:

  • набор функций;
  • совместимость тахометра и мотора лодки;
  • сложность установки и настройки;
  • герметичность устройства;
  • компактный размер;
  • стоимость.

Прибор может отображать только число оборотов двигателя или дополнительно показывать температуру, количество моточасов, давление масла и другие характеристики. Расширенные функции предполагают более сложную установку датчиков.

Обычно используется прибор с датчиком числа моточасов. При помощи этой функции проводится тестирование нового двигателя, определяется его ресурс. Лучше выбирать аппарат, фиксирующий моточасы за рейс и их общее число с момента ввода в эксплуатацию.

Универсальные тахометры оснащены переключателем, который меняет режимы работы в соответствии с используемым двигателем. Приборы без переключателей работают только с конкретными типами двигателей, для которых они были разработаны. Существуют аппараты, совестимые с моторами определенного производителя.

Чаще всего источник питания располагается в герметичном корпусе, который потребуется разобрать для замены батареи. Такое строение позволяет защитить прибор от попадания воды. Некоторые модели имеют отдельную крышку для батареек, что облегчает их извлечение, но герметичность при этом нарушается.

Цены на устройства значительно выше для моделей известных производителей. Такие аппараты зачастую имеют большой набор функций, повышающий их стоимость. В эксплуатации прибора могут понадобиться только некоторые из доступных функций, поэтому целесообразнее приобрести более дешевую и простую модель, если бюджет ограничен.

У цифровой модели следует проверить два параметра:

  • частоту обновления данных на экране;
  • четкость и яркость цифр, отображающихся на дисплее.

Наиболее популярные модели

Наиболее популярные модели лодочных тахометров представлены следующими марками:

  • Yamaha;
  • Mercury;
  • Suzuki.

Многофункциональный цифровой тахометр Yamaha марки 6Y8T-8350T-11-BK имеет герметичный корпус, надежно защищающий устройство от влаги. Он монтируется в разъем стандартного размера 86 мм на приборной панели, совместим с моторами марки Yamaha (F 50 и выше). Дисплей отображает моточасы, число максимальных и текущих оборотов двигателя. Стоимость этой модели составляет 23600 р.

Тахометр Mercury Flagship аналогового типа (0−8 тыс. об/мин) может быть установлен на любые разновидности моторов Mercuri. Корпус устройства устойчив к влаге, оснащен не запотевающим стеклом и стрелочным циферблатом. Цена аналогового тахометра - 5600 р.

Аналоговый тахометр Suzuki используется для моторов DF 9,9 и DT 25−40. Устанавливается в стандартный разъем 86 мм. Модель имеет устойчивое к запотеванию стекло и датчик, считывающий до 7 тыс. оборотов мотора. Двигатели Suzuki снабжены генераторами с 12 полюсами, поэтому переключатель режимов на тахометре отсутствует. Стоит устройство около 4400 р.

Установка аппарата

Установить аппарат несложно, с этим может справиться практически любой пользователь лодки с мотором. Устройство закрепляется панель приборов или на румпельный мотор, в зависимости от типа конструкции.

Монтаж тахометра включает следующий ряд действий:

Подключение также имеет некоторые особенности , зависящие от типа конструкции устройства:

  • Для тахометра без источника питания, кабель нужно подсоединить к катушкам магнидо, с которых будут считываться импульсы.
  • Если у аппарата есть источник питания, свечной провод обвивается соединительными жгутами. Число витков и дистанция до свечей зажигания указываются в инструкции (обычно достаточно 3−6 витков и расстояния в 4 см). Клеммы тахометра соединяются со жгутом.

Кабель не должен соприкасаться с подвижными и горячими участками мотора. Соединения проводятся строго по схеме. При правильном подключении и запуске мотора, прибор начнет отсчитывать число оборотов. Скорректировать отображаемые данные можно при помощи настройки.

Настройка и подбор режима действия

Общая настройка предполагает подбор режима действия устройства в соответствии с работой мотора.

Модели, работающие с однотипными моторами от разных изготовителей или различными двигателями от одной фирмы, при запуске показывают более точное число оборотов. Запустив мотор в холостом режиме, можно сравнить данные с показателями в инструкции. Если значения различаются, то необходимо провести настройку прибора, согласно руководству.

В универсальной модели нужно установить селектор в одно из положений:

Все работы по настройке прибора проводятся только с выключенным мотором лодки.

Оптимально подобранный и правильно установленный тахометр позволит качественно следить за работой лодочного мотора и своевременно замечать его сбои и неисправности.

В почте редакции все чаще попадаются письма с просьбой опубликовать описание простого, но достаточно надежного и точного тахометра для замера частоты вращения коленчатого вала подвесного мотора. Промышленные образцы тахометров (ДЛМ-1 и ТС) далеко не всюду имеются в продаже; с другой стороны, вполне понятно желание читателей, знакомых с электроникой, сделать такой же или даже более совершенный прибор своими руками.

Предлагаем вниманию читателей описания трех тахометров, сконструированных читателями. Тахометр киевлянина В. С. Новицкого - самый простой по устройству. Работа его основана на замере действующего напряжения в низковольтных цепях системы зажигания. Недостаток конструкции в том, что поскольку напряжение даже на различных экземплярах одной модели может несколько различаться, поскольку прибор необходимо отградуировать для данного мотора; при использовании на другом моторе он будет иметь большую погрешность.

Два других варианта лишены этого недостатка, так как представляют собой тиристорные частотомеры с дозирующим конденсатором. Показания таких частотомеров зависят только от количества импульсов, поступающих на вход прибора, и не зависят (при определенных значениях компонентов схемы) ни от длительности, ни от амплитуды импульса. Оба прибора - киевлянина Г. И. Заенчковского и саратовца В. П. Токарева - построены на одном принципе, но имеют некоторые схемные различия узлов формирования импульса и индикации. При этом прибор Г. И. Заенчковского имеет повышенную стабильность показаний при изменении температуры окружающего воздуха благодаря оригинальному схемному решению блока индикации - замеру не тока разряда, а тока заряда дозирующего конденсатора.

Простейший тахометр

Проверяя систему зажигания своего «Вихря-М» с магдино МВ-1, я замерил авометром Ц-20 действующее значение ЭДС на генераторной катушке зажигания. Оказалось, что по достижении 7,5 В при 1000 об/мин ЭДС линейно увеличивается до частоты вращения, равной 5000-5500 об/мин, примерно на 1,2 В на каждые 500 об/мин. Учитывая эту зависимость для определения частоты вращения коленвала, можно использовать любой авометр или сделать несложный специальный прибор, состоящий из небольшого числа деталей.
Такой тахометр я использую уже две навигации, он оказался очень надежным и достаточно точным. Подключается прибор непосредственно к кнопке «стоп» на пульте управления, питания не требует.

Для прибора лучше всего использовать миллиамперметр на 1 мА (М-260М, М-24 и т. п.), обязательно - имеющий рамку, укрепленную в кернах. Основное отличие тахометра от обычного вольтметра - смещение начала шкалы с тем, чтобы «растянуть» показания прибора от 1000 до 5000 об/мин на всю шкалу.

Особого налаживания прибор не требует. При наладке используется авометр, который подключается параллельно тахометру. Двигатель запускается и число его оборотов доводится до 1000 об/мин по показаниям авометра (7,5 В). Резистором R3 стрелка тахометра подводится к отметке 0,2 мА. Обороты увеличиваются до 2500 об/мин, и поворотом движка резистора R2 стрелка тахометра устанавливается в крайнее правое положение (1,0 мА). Затем вновь устанавливается 1000 об/мин, и резистором R3 стрелка тахометра подводится к отметке 0,2 мА, Получена начальная точка отсчета - 1000 об/мин.

Увеличив обороты, например, до 4000 об/мин (по показаниям авометра), резистором R2 стрелку подводим к отметке 0,8 мА. На этом градуировка кончается. Учитывая линейную зависимость ЭДС от частоты вращения в диапазоне от 1000 до 5000 об/мин, по двум найденным точкам на индикаторе тахометра можно проставить промежуточные значения числа оборотов.

При замерах авометром необходимо соблюдать осторожность - амплитудное значение ЭДС на генераторной катушке зажигания доходит до 400 В.

Мне не удалось снять графики зависимости ЭДС от числа оборотов для других моторов, имеющих аналогичные МВ-1 магнето, - «Нептуна-23» и «Привета-22», Думаю, что эти зависимости мало отличаются от полученной для «Вихря-М», поэтому такой же простой тахометр можно использовать и на этих моторах.

Электронный тахометр

Описываемый электронный тахометр универсален - может использоваться с двигателями различного типа и различными системами зажигания. Прибор имеет собственную погрешность менее 1% при изменении напряжения питания от 8 до 20 В и окружающей температуры в пределах от минус 15° до плюс 60°С; не шунтирует систему зажигания; имеет высокую помехозащищенность.

Электронный тахометр состоит из двух основных частей - селектора импульсов и частотомера.

Я опробовал несколько конструкций промышленных и любительских тахометров с различными вариантами селектора импульсов. В результате как наиболее помехозащищенная была выбрана схема, использованная в серийном приборе ДЛМ-1.

Самым ответственным элементом тахометра является частотомер.Я использовал схему тиристорного частотомера, приведенную в журнале «Радио» № 2 за 1974 г., отличие только в том, что для уменьшения погрешности от изменения окружающей температуры заряд дозирующего конденсатора С6 осуществляется не через диод, а через внутреннее сопротивление измерительного прибора и шунтирующий резистор R11. Это незначительное, на первый взгляд, отличие позволило стабилизировать энергию заряда конденсатора С6 и уменьшить погрешность частотомера примерно в 8 раз; теперь максимальная погрешность тахометра в основном определяется классом используемого измерительного прибора.

Тахометр работает следующим образом. Пачка затухающих колебаний с первичной обмотки генераторной катушки зажигания поступает на дифференцирующую цепь C1 (С2), R1 тахометра. Через ограничительный диод Д1 отрицательный импульс поступает на делитель напряжения R2, R3 и интегрирующую цепь R4, С4. С делителя напряжения импульс поступает на вторую дифференцирующую цепь С3, R5 и далее на ограничительный диод Д2. С интегрирующей цепочки R4, С4 через делитель напряжения R6, R7 на анод диода Д2 поступает отрицательный запирающий импульс. Оба импульса (с С3, R5 и с R6, R7) поступают на диод Д2 одновременно, но амплитуда импульса, поступающего с С3, R5, несколько больше амплитуды запирающего импульса. Запирающее действие импульса прекращается только с разрядом конденсатора С4 к приходу колебаний на вход тахометра. Таким образом из пачки затухающих колебаний на дифференцирующую цепь С5, R8 поступает только один отрицательный импульс. Этот импульс подводится к базе нормально закрытого транзистора Т1 и открывает его.

Коллекторный ток транзистора Т1 создает на резисторе R9 падение напряжения, которое прикладывается к управляющему электроду тринистора Д-3 и открывает его.

Конденсатор С6, заряженный через резистор R10 и измерительный прибор ИП1, в момент открытия тринистора Д3 разряжается через открытый переход тринистора и прямой переход диода Д5. Сопротивление резистора R10 достаточно велико для того, чтобы тринистор в конце разряда конденсатора С6 закрылся и начался новый цикл заряда конденсатора С6 от источника питания через стабилизатор: Д4, R12 и С7.

Протекающий при заряде через рамку измерительного прибора ИП1 ток отклоняет стрелку пропорционально частоте входных импульсов.

Питание тахометра осуществляется от набора сухих батарей, от аккумулятора или от генератора магдино через мостиковый выпрямитель на четырех диодах типа Д226 или Д220 и гасящий резистор МЛТ-1 сопротивлением 100 Ом.

При изготовлении тахометра могут быть использованы следующие детали: резисторы R1-R10 - типа МЛТ0,125; R12 - МЛТ0,5; R11 - проволочный типа СП5-16ТА-0,5 или другой проволочный с подходящими габаритами; конденсаторы C1, С2 - типа МБМ, К40У-9, КМ4 на рабочее напряжение не менее 400 В; С3 - любого типа на напряжение не менее 160 В; С4, С5 - любого типа на рабочее напряжение 50 В; С7 - любой электролитический на напряжение 25 В. Особые требования должны быть предъявлены к конденсатору С6, поскольку от его стабильности зависят погрешность и воспроизводимость показаний тахометра. Рекомендуется использовать бумажные конденсаторы МБМ, К40У-9, К42У-2 на напряжения не более 160-200 В. Диоды Д1 типа Д226 можно заменить на Д7, Д2 типа Д220 с любым индексом, Д5 типа Д311А или любой германиевый маломощный импульсный диод с малым прямым сопротивлением. Тринистор КУ101А можно заменить на КУЮ1 с любым индексом, транзистор КТ203Г - на П104, П106, МП114-МП116.

В качестве стрелочного измерительного прибора можно применить любой микроамперметр с чувствительностью не хуже 200 мкА. Прибор надо выбирать по классу точности 1,0; 1,5, если необходима высокая точность измерений, и 2,5; 4,0, - если необходима только индикация изменения числа оборотов.

Конструктивно все элементы тахометра размещены на печатной плате толщиной 2 мм и размером 60X140 мм. Плата и измерительный прибор размещаются в коробке, укрепленной на передней панели или приборном щитке лодки.

После настройки и калибровки прибора плату с элементами необходимо покрыть влагостойким лаком УР-231 или 4с, 4т.

Настройку тахометра лучше всего производить с помощью генератора импульсов Г5-54 (Г5-15) и частотомера ЧЗ-24 или любого другого ему аналогичного. Производить настройку тахометра только по одному генератору не следует, поскольку он имеет грубую шкалу.

Отрицательные импульсы длительностью 3-5 мкс с частотой 100 Гц, амплитудой 25-30 В с генератора подаются на один из входов тахометра. Стрелка прибора резистором R11 устанавливается в середине шкалы. Если стрелку не удается установить в середине шкалы, необходимо проверить чувствительность измерительного прибора или увеличить сопротивление потенциометра R11. После этого на генераторе устанавливается частота, соответствующая максимальным оборотам двигателя, и резистором R11 стрелка прибора устанавливается на последнее деление шкалы.

Необходимая частота генератора по частоте вращения коленчатого вала может быть определена по формуле


где F - частота, Гц;
n - частота вращения коленчатого вала, об/мин;
k - количество искрообразований за один оборот коленчатого вала.

Учитывая абсолютную линейность шкалы, получив максимальное отклонение стрелки, градуируем всю шкалу.

При отсутствии необходимых приборов настройку и калибровку тахометра можно выполнить более простым способом, но при этом возрастает и погрешность его показаний. Для этого используется любое неполяризованное реле постоянного тока, контакты которого могут пропустить ток силой 1-1,5А. Обмотка реле «Р» подключается к сети через любой понижающий трансформатор, имеющий напряжение 30-35 В (рис. а). Контакты реле «Р» имитируют работу прерывателя магнето в схеме зажигания. При градиуровке рабочий зазор запальной свечи уменьшается до 0,2-0,3 мм. В качестве батареи «Б» можно использовать аккумулятор или 2-3 батареи 3336Л, включенных параллельно.

Можно проградуировать тахометр, используя реле с контактами, рассчитанными на ток 30-100 мА (рис. б) и набором сухих батарей на напряжение 15-25 В. Частота переменного тока в сети равна 50 Гц, поэтому контакты реле будут размыкаться 50 раз в секунду, что будет соответствовать 1500 об/мин для двухцилиндрового двухтактного двигателя. Учитывая линейность шкалы, по одной полученной точке градуируем всю шкалу.

При подключении тахометра к мотору выводы 1 и 2 соединяются с первичными обмотками высоковольтных трансформаторов или с проводами, выведенными на кнопку «стоп», а вывод 3 - с корпусом двигателя.

При подключении тахометра к аккумулятору, соединенному с массой двигателя, необходимо следить, чтобы с массой был соединен минус аккумулятора; в противном случае тахометр из-за короткого замыкания через его цепи выйдет из строя.

Несколько экземпляров тахометров прошли ходовые испытания в 1976 и 1977 гг. на моторах «Нептун», «Нептун-23», «Вихрь», «Вихрь-М» и «Москвич-412». В конце каждого сезона они проверялись на воспроизводимость показаний, и отклонений более 0,5% не обнаружилось.

Тринисторный тахометр

При разработке предлагаемого тахометра была поставлена задача - получить достаточно простую, надежную в работе и обладающую хорошей линейностью схему.

За основу конструкции были приняты две схемы, опубликованные в журнале «Радио» (см. № 5 за 1967 г.- «Простой тахометр» и N2 2 за 1974 г.- «Тиристорный частотомер»). Обе эти схемы были мной собраны и испытаны на моторе. Первая - не обладала необходимой линейностью шкалы в диапазоне необходимых частот вращения коленчатого вала. Вторая - имела хорошую линейность, но использовать ее в качестве тахометра, работающего от импульсов магнето, было нельзя из-за низкого входного сопротивления управляющей цепи тринистора.

Предлагаемая схема соединяет в себе положительные качества обеих этих схем - высокое входное сопротивление первой и линейность шкалы второй.

При размыкании контактов прерывателей на первичных обмотках катушек зажигания возникают импульсы напряжения, затухающие во времени. Для работы тахометра используются положительные полу-периоды напряжения, которые поступают через диоды Д1 и Д2 и заряжают конденсатор С1 до амплитудного значения импульсного напряжения. Постоянная времени разряда цепи R1-С1 выбрана так, чтобы конденсатор С1 не успевал заметно разрядиться за время одного полного колебания напряжения в импульсе, но был бы полностью разряжен к приходу следующего импульса.

Резистор R2 и стабилитрон Д3 ограничивают импульс напряжения по амплитуде, конденсатор С2 и резистор R3 дифференцируют его. Задний отрицательный фронт продифференцированного импульса формируется диодом Д4. Сформированный таким образом запускающий импульс поступает на вход эмиттерного повторителя Т1, нагрузкой которого является управляющий электрод тринистора Д5.

До прихода запускающего импульса дозирующий конденсатор С3 заряжается через резистор R5 и диод Д6 от источника питания, напряжение которого стабилизировано резистором R6 и стабилитроном Д7.

С приходом запускающего импульса на управляющий электрод открывается, конденсатор С3 разряжается через открытый тиристор и измерительный прибор ИП1. Импульсы, отклоняющие стрелку прибора ИП1, постоянны по амплитуде и по длительности, поэтому величина отклонения стрелки прибора ИП1 будет зависеть только от частоты сигналов, поступающих на вход тахометра, т. е. от частоты вращения коленчатого вала.

Резистор R4 предназначен для градуировки измерительного прибора ИП1.


В схеме используются: микроамперметр типа М-494 на 50 мкА, резисторы и конденсаторы (любого типа). Диоды и измерительный прибор могут быть заменены аналогичными, близкими по параметрам.

Схема тахометра собрана на печатной плате размером 60X100 мм.

После сборки схема почти не потребовала регулировки, за исключением подбора сопротивления резистора R4 при градуировке шкалы. Градуировку прибора ИП1 лучше всего производить при помощи звукового генератора. Для двухцилиндрового двухтактного двигателя частота 33,3 Гц соответствует 1000 об/мин; 50,0 Гц - 1500 об/мин и 167,0 Гц - 5000 об/мин.

Лодочный мотор устроен гораздо проще, чем автомобильный. Именно поэтому изготовители часто не обременяют себя установкой измерительных приборов на устройство.

Ведь в таком случае его стоимость несколько возрастет. Однако порой необходимо измерить все показатели, дабы контролировать качество и надежность работы устройства. Для этого потребуются специальные приборы - тахометры. С их помощью Вы узнаете о состоянии мотора, его проблемах и текущих значениях.

Об устройстве

Сами тахометры простые и компактные. Устройство изготовлено специально для установки на лодочный мотор. При этом стоит отметить, что данный процесс очень простой и не потребует каких-либо дополнительных навыков. Не потребуется вмешательство в работу двигателя. Сам тахометр весит всего 65-70 гр, но при этом является устойчивым к внешним раздражителям и воде.

Для того чтобы узнать количество оборотов применяется метод индукции. Тахометр считывает проходящие импульсы. Этот процесс происходит сквозь изоляционный материал. Более того, так определяется не просто число оборотов, но и время работы устройства. Полученная информация выводится на экран. При этом если количество оборотов будет показано и в момент работы мотора, то для того, чтобы увидеть моточасы необходимо будет его выключить. При этом их значение подсчитывается за определенный промежуток (день, неделя). После просмотра такие данные можно сбросить, однако общее количество моточасов убрать нельзя.

Применение

Сам тахометр чаще всего используют для подсчета оборотов. Обычно этот процесс особенно актуален на начальном этапе эксплуатации, когда только происходит обкатка устройства. Необходимо определить насколько реальные показатели отличаются от заявленных, которые прописаны в техпаспорте. Если разрыв будет велик, то мотор будет не так эффективен и производителен, лучше всего отдать его специалисту. Скорее всего, в случае большой разницы между заявленными и реальными данными может быть некий дефект, который следует немедленно устранить.

Кроме того, увидев такой показатель можно примерно рассчитать то, насколько будет хватать топлива, и как долго Вы сможете оставаться на воде, не используя дополнительные ресурсы. Применение тахометра также помогает минимизировать затраты на лодку. Ведь можно рассчитать количество оборотов, при которых устройство двигается достаточно быстро, но при этом не потребляет большое количество горючего.

Можно выделить следующие типы данного устройства:

Универсальный;

Предназначенный для двухтактных моделей;

Используемый для четырехтактных.

Кроме этого, различают аналоговый и цифровой тахометр. В первом случае обороты демонстрируются на индикаторе, а во втором на специальном дисплее.

Выбор необходимого прибора

Сейчас существует целое множество моделей как отечественных, так и иностранных производителей. Обращайтесь в нашу компанию «Румпель-ленд», где вся продукция имеет соответствующую сертификацию, а также отвечает всем требованиям качества и безопасности. В целом, при покупке советуем обращать внимание на следующие показатели:

Функциональные способности (более старые модели демонстрируют исключительно рабочие показатели и узнать минимальные и максимальные значения у них просто невозможно, также обращайте внимание, чтобы была возможность отследить давление масла и температуру);

Легкость в монтаже и дальнейшей эксплуатации;

Технические параметры должны быть на уровне показателей мотора;

Размер и стоимость устройства;

Качество и четкость экрана;

Герметичность тахометра;

Продуктивность (не все функции способны работать в полной мере без дополнительных датчиков).

Учитывая все эти параметры, Вам будет гораздо проще подобрать себе необходимое устройство, которое не просто подойдет к лодке, но и соответствует всем современным требованиям. В таком случае оно стабильно прослужит долгие годы.

Особенности настройки

Для начала необходимо сверить насколько совпадает количество оборотов двигателя при холостой работе и показаниями тахометра в аналогичном режиме. Если Вы заметите существенную разницу, то загляните в инструкцию, где должны быть указания на этот случай. Воспользовавшись несложными советами, получится быстро синхронизировать все показатели.

В случае наличия собственного источника питания монтаж тахометра будет еще проще. Для этого не потребуются дополнительные инструменты или сложные приспособления. Провод, который исходит из самого аппарата, необходимо примотать к другому, идущему к свечам зажигания. Необходимо совершить 4-5 оборотов, после чего полученная конструкция скрепляется при помощи скотча.

Затем закрепляется непосредственно устройство. В качестве подручного средства подойдет и обыкновенный саморез. После завершения данной процедуры следует провести кабель от провода, по которому идет электрический ток до самого тахометра. Преимущества такой конструкции в том, что теперь значительно увеличивается защита от возможных внешних раздражителей, а также влаги.

Таким образом, тахометр - это незаменимый прибор, с помощью легко отслеживать техническое состояние лодочного мотора.

Разработчики и производители лодочных моторов, как правило, не ставят перед собой задач по оснащению последних какими-либо измерительными приборами. Связано это с тем, что лодочные моторы по сложности несравнимы с двигателями для автомобиля или мотоцикла. Они намного проще и поэтому не требуют каких-либо измерений режимов работы в процессе эксплуатации.

Однако эксплуатация лодочных моторов показала, что во многих случаях крайне необходимо знать реальное число оборотов двигателя, но, к сожалению, определить их без специального измерительного прибора невозможно. Для определения числа оборотов лодочного мотора в режиме реального времени и служит прибор под названием “тахометр”.

Его использование позволяет:

  • провести точные регулировки мотора;
  • подобрать подходящий ;
  • выбрать наиболее экономичный режим работы двигателя;
  • предотвратить выход мотора из строя, определив, есть ли сбои в его работе.

Виды тахометров для лодочного мотора

Любой тахометр работает как счетчик импульсов в электрической системе двигателя, которые непосредственно связаны с частотой вращения его коленвала.

В отличие от автомобильного двигателя, лодочный тахометр чаще всего получает информацию не от системы зажигания, а от катушек магдино (“динамо+магнето”), которые на подвесных моторах выполняют роль генератора.

Существуют моторы, в которых отсутствует сигнал с генератора. В таком случае используют тахометры индукционного типа (с собственным источником питания).

Полученные данные тахометром пересчитываются и отображают значение числа оборотов вала двигателя за единицу времени на экране жидкокристаллического дисплея или стрелочном индикаторе.

Классифицируются тахометры по нескольким параметрам и бывают:

  • универсальными , то есть подходящими для разных типов двигателей;
  • предназначенными для работы с каким-либо конкретным типом двигателя (двухтактным или четырехтактным).

Кроме того тахометры подразделяются на

  • аналоговые , в которых число оборотов двигателя отображается на стрелочном индикаторе;
  • цифровые , где информация о количестве оборотов двигателя выводится на цифровой дисплей.

Цифровые тахометры дополнительно могут совмещаться с другими измерительными приборами, например, счетчиком моточасов, которые отработал лодочный двигатель.

Как выбрать

Существующий рынок тахометров для лодочных моторов достаточно разнообразен и представлен как моделями известных брендов, так и продукцией никому неизвестных фирм. Кроме того на рынке можно встретить и подделки.

Поэтому в первую очередь необходимо выбрать надежного продавца (поинтересоваться, где покупали тахометры друзья и знакомые, посмотреть отзывы на интернет-форумах и т.д.).

Выбирая тахометр, необходимо обращать внимание на такие факторы и особенности конструкции, как:

  • Функциональные возможности тахометра. Существуют приборы, показывающие только обороты лодочного мотора.

Но имеются также тахометры, которые, кроме этого, обладают возможностями отображения таких параметров двигателя:

  • количество моточасов;
  • температура;
  • давление масла и многое другое;

Выбирая тахометр, нужно исходить из того, что многие функции возможны только при наличии специальных датчиков, установка и монтаж которых достаточно сложен. Большинство владельцев моторных лодок считают, что оптимальный выбор – это тахометр с функцией подсчета количества моточасов.

Эта функция важна при нового мотора, а также для определения оставшегося ресурса двигателя. Для этого необходимо выбирать прибор, который отображает количество моточасов как за время одного рейса, так и их общее количество с начала эксплуатации.

  • Соответствие технических характеристик тахометра параметрам лодочного мотора. Здесь важно знать, что существуют тахометры, которые имеют встроенные переключатели режимов работы в зависимости от того, какой двигатель используется, двухтактный или четырехтактный; не имеют переключателей режимов работы и предназначены для работы с одним типом двигателя различных производителей; предназначены для работы с двигателями конкретного производителя. Например, моторы серии DF выпускаются только с 12-полюсными генераторами.
  • Простота установки, монтажа и настройки.
  • Герметичность прибора. В большинстве тахометров герметичность обеспечивается конструктивно, поэтому источник питания можно заменить только разобрав корпус. Однако бывают тахометры, в которых предусмотрена возможность замены батареек без разборки корпуса. Эта, без сомнения, удобная функция может привести к попаданию воды внутрь корпуса тахометра, что приведет к выходу его из строя.
  • Компактность устройства.
  • Стоимость тахометра. Имеет немаловажное значение для определенной категории покупателей, склоняя их к выбору китайского производителя. Однако и среди тахометров китайского производства встречаются надежные модели, выполненные с высоким качеством. Кроме того, известные производители часто предлагают универсальные, комбинированные устройства, часть функций которых может вообще не понадобиться, но зато существенно увеличить цену тахометра.

Кроме того, при выборе цифрового тахометра необходимо убедиться в достаточной:

  • скорости (частоты) обновления информации на дисплее;
  • яркости и четкости отображения цифр на дисплее, особенно в солнечную погоду.

Установка

Установка тахометра сложностью не отличается и доступна практически каждому пользователю моторной лодки. Устанавливается он в зависимости от конструкции либо в приборную панель лодки или катера, либо непосредственно на румпельный (подвесной) мотор.

Предварительно необходимо выполнить несколько несложных операций:

  • определить место, где будет установлен тахометр;
  • определить необходимую длину проводов;
  • в случае установки тахометра в приборную панель, вырезать отверстие по размерам, указанным в руководстве по эксплуатации;
  • приобрести или самостоятельно изготовить жгут проводов, которым будет подсоединен тахометр к лодочному мотору. На жгуте рекомендуется не экономить. Лучше приобрести фирменный жгут необходимой длины, так как его провода соответствуют по цвету схеме соединений, приведенной в инструкции, а также имеют кабельные наконечники и водозащищенные разъемы. Это позволит избежать ошибок при дальнейшем монтаже;
  • с помощью установочных элементов, входящих в комплект поставки, закрепить тахометр на подготовленном месте (приборная панель катера, капот мотора).

На этом подготовительные работы и установка тахометра заканчиваются и можно приступать к монтажным работам.

Способ монтажа также зависит от конструкции тахометра:

  • Если тахометр не имеет собственного источника питания, то он считывает импульсы непосредственно с катушек магнидо, куда и нужно подключить кабель.
  • Если тахометр оснащен собственным источником питания, то для его подключения необходимо несколькими витками обвить соединительный жгут вокруг свечного провода. Количество витков и расстояние до свечи зажигания оговаривается в руководстве по эксплуатации (ориентировочно от 3 до 6 витков на расстоянии 4 см от свечи). Затем жгут соединяют с клеммами тахометра.

Соединительный кабель необходимо проложить таким образом, чтобы он не касался с горячими или подвижными частями мотора. Все соединения необходимо осуществлять согласно схеме соединений тахометра. Если все соединения выполнены правильно, то после запуска мотора, тахометр сразу же начинает показывать количество оборотов.

Для того чтобы показанное значение оборотов мотора соответствовало действительности, нужно провести настройку тахометра.

Настройка

В общем случае настройка тахометра сводится к установке режимов его работы, которые соответствуют режимам работы подключенных моторов.

Поэтому в случае если:

  • Тахометр предназначен для работы с моторами одного типа различных изготовителей, или их различными типами только одного производителя (все это указано в сопроводительной документации), то при запуске мотора тахометр должен показывать достаточно точное количество оборотов. Точность показаний проверяется сравнением числа оборотов мотора на холостом ходу, указанных в руководстве по эксплуатации, с показаниями тахометра при работе двигателя в том же режиме. В случае несовпадения показателей, привести их в соответствие можно руководствуясь инструкцией.
  • Тахометр универсальный, то нужно селектор режимов работы установить в положение, соответствующее количеству импульсов за один оборот коленвала мотора – если прибор подключается к магнидо. При этом тип двигателя не имеет значения, а количество импульсов указывается в специальной таблице, прилагаемой к руководству по эксплуатации, и типу двигателя (двухтактный или четырехтактный) – если устройство подключено к свечному проводу. Количество цилиндров значения не имеет.

Настройка режимов работы тахометров производится только на заглушенном лодочном моторе.

Обзор популярных моделей

Производители лодочных моторов, как правило, не изготавливают измерительных приборов к ним. Эта задача возлагается на фирмы-партнеры. Например, компания Teleflex Marine выпускает большое количество тахометров с логотипом Mercury. При этом она также выпускает тахометры Osculati и фирменные Teleflex.

Также ряд других фирм (Китай, Тайвань) выпускают большое количество тахометров с логотипами Yamaha и Suzuki. Поэтому профессионалы предлагают не зацикливать внимание на “родной” марке тахометра и при его выборе руководствоваться практической целесообразностью.

Рассмотрим несколько наиболее популярных моделей тахометров для лодочных моторов:

  • Yamaha. Цифровой мультифункциональный тахометр 6Y8T-8350T-11-BK выполнен во влагозащитном корпусе. Предназначен для установки в стандартное отверстие 86 мм панели приборов и используется с моторами Yamaha от F50 и выше. На дисплее показывает текущие и максимальные обороты двигателя, а также количество моточасов. Стоимость тахометра – 23615 руб.
Стоимость – 23615 руб.
  • Mercury. Аналоговый тахометр Flagship (0-8000об/мин) предназначен для установки на все моторы Mercuri. Имеет водонепроницаемый корпус с незапотевающим стеклом, а также стрелочный циферблат. Цена тахометра – 5620 руб.

Цена – 5620 руб.
  • Suzuki. Аналоговый тахометр для моторов DF9,9-30/DT25-40 – устанавливается в стандартное отверстие приборной панели катера (86 мм). Имеет незапотевающее стекло и показывает до 7000 оборотов двигателя. Не имеет селектора режимов работы, так как все двигатели Suzuki DF/DT серий оборудованы 12 полюсными генераторами. Его цена составляет 4400 руб.
Цена – 4400 руб.