Bmx отличается от обычного велосипеда. Типы велосипедов: классификация велосипедов и их особенности. Виды велосипедов для ВМХ

О сновные отличия между горным велосипедом и BMX заключаются в их дизайне. BMX предназначен для коротких спринтов по гладкому искусственному треку, в то время как горный велосипед нужен для преодоления длинных дистанций по жесткой пересеченной местности.

Рама

Из-за тяжелых условий BMX гонок, в этих велосипедах лёгкая, крепкая и жесткая рама. У горных же велосипедов рамы могут быть крупнее, более гибкие для плавной езды, а также, как правило, имеют крепления для бутылки, насоса и даже фар.

Колёса

В стандартных велосипедах BMX колёса составляют 20 дюймов в диаметре, а в BMX класса «крузер» - 24 дюйма.

Они очень прочные, чтобы выдерживать приземления и жесткие, из-за быстрых изменений в направлении.

Колёса горных велосипедов – 26 дюймов в диаметре у стандартных и 29 дюймов у крупногабаритных. За счёт больших колёс велосипеду легче справляться с камнями, ямами и другими препятствиями.

Тормоза

На BMX обычно устанавливают только задний клещевой тормоз, чтобы контролировать скорость и управлять велосипедом в движении на поворотах, во время прыжков и трюков.

Тормоза горных велосипедов могут быть клещевыми, дисковыми или комбинированными. Они очень мощные, чтобы справляться с грязью, водой и высокой температурой, возникающей во время длинных спусков.

Передачи

BMX имеют всего одну передачу, а горные велосипеды могут иметь вплоть до 24, что позволяет легко проходить всевозможные ландшафты: от крутых подъемов до затяжных спусков.

Педали на BMX могут иметь зацепы или крепиться к ноге. На горных велосипедах также может присутствовать ремешок, придерживающий обувь.

Подвеска

BMX не имеют подвески, поэтому велосипедисты должны прикладывать максимум усилий, чтобы справиться с препятствиями во время спринта, все удары принимает на себя тело.

У современного горного велосипеда может быть установлена передняя амортизационная вилка, может стоять только передняя подвеска или же общая (передняя и задняя). Подвеска позволяет шинам лучше преодолевать неровности и смягчает езду велосипедиста.

Как правильно выбрать велосипед? На что следует обратить внимание, принимая решение о покупке? Какие бывают типы велосипедов? Для того, чтобы ответить на эти вопросы и не запутаться в огромном ассортименте велотехники, необходимо разобраться в общем устройстве велосипеда и обратить внимание на факторы, из которых складывается его цена. Предлагаем Вам несколько последовательных советов и надеемся, что они помогут Вам подобрать именно ту модель, о которой Вы мечтаете.

  1. Выбираем тип велосипеда (горный, шоссейный, BMX, детский и т.д.)

    В зависимости от того, где, как, насколько часто и экстремально Вы собираетесь кататься, Вам нужен велосипед определенного типа. Пройдя по ссылке, расположенной чуть ниже, Вы сможете ознакомиться с различными типами велосипедов и найти среди них оптимальный для себя:

    Обычно начинающие велосипедисты недолго думают о том, как выбрать велосипед, и покупают комфортные хардтейлы или модели любительского уровня . Это универсальные велосипеды, катание на которых позволяет понять, что именно Вас больше всего привлекает: скорость, покорение бездорожья, быстрые спуски, прыжки или спокойная езда без «наворотов». После чего можно уже озаботиться приобретением более дорогой и специализированной модели.

    При подборе велосипеда очень важно правильно выбрать ростовку, т.е. размер рамы, оптимальный для роста ездока. Каждая модель велосипеда выпускается в нескольких ростовках подобно тому, как одежда шьется в нескольких размерах. Кататься на велосипеде, ростовка которого мала или велика, не только неудобно, но и опасно. Зная рост велосипедиста, Вам не составит труда правильно подобрать ростовку: достаточно свериться с таблицей в статьях-подсказках на нашем сайте либо проконсультироваться у наших продавцов.

  2. В зависимости от пола и возраста райдера выбираем оптимальную модель

    Вы ищете байк для взрослого мужчины? Присматриваете женскую модель? А может быть Вам нужен велосипед для подростка или малыша? В зависимости от пола и возраста существуют разные рекомендации о том, как выбрать велосипед. Предлагаем Вашему вниманию тематические статьи-подсказки:

    Каждый велосипед можно условно разделить на две составляющие: рама и навесное оборудование (колеса, вилка, педали, цепи, переключатели скоростей и т.д.). Уровень качества и цены рамы зависит от материалов, из которых она сделана (сталь, высокотянутая сталь, хромомолибден, алюминий, магний, титан, карбон), а также прочности, веса и других эксплуатационных характеристик. Цена навесного оборудования обычно в два-три раза выше цены рамы.

    Не забудьте купить все необходимое

    Под BMX чаще понимают не BMX велосипеды, а сам спорт – Bicycle Motocross, или Велосипедный мотокросс. Название вполне историческое. Молодые ребята, у которых не хватало денег и возможностей для покупки и содержания кроссовых мотоциклов, пытались проделать и проехать сложные трассы на доступных им велосипедах.

    Появление и история

    Появление BMX относят к рубежу 60-х – 70-х годов, и в течение 10 лет это было неофициальное развлечение, хотя специализированные велосипеды для трюков уже появлялись. В 1981-м появилась Международная федерация BMX, а в 2003-м BMX стал олимпийским видом спорта. Первыми играми, где выступали BMX’еры, стала летняя олимпиада 2008-го года в Пекине.

    Состав дисциплины

    Как и многие другие экстримальные виды спорта, BMX разделяется на множество дисциплин и отдельных течений. Формализованы далеко не все:

    • Race – BMX гонки, скоростное прохождение специально подготовленного трека, содержащего несколько прямых и поворотных участков, а так же несколько «профильных» препятствий: двойной и тройной трамплины, плоские «стол» и «ступенька», волнообразные участки.
    • Flatland – трюки на плоской поверхности, иногда называемые «танцами». Далеко не самая простая дисциплина.
    • Vert-BMX (Vertical) – наборы трюков, выполняемые в U-образной рампе, очень опасный и зрелищный из-за высоких скоростей вид BMX.
    • Dirt-BMX – трюки на грунтовой трассе с большим пространством для приземления и разгона.
    • Street-BMX – городская среда, сверхпопулярная дисциплина среди подростков и любителей видеотрансляций, здесь и нужны настоящие трюковые велосипеды.

    Конструкция BMX велосипеда

    Перейдём к самим велосипедам. Вот основные отличия классического BMX от условно классического байка:

    • Синглспид – никаких переключателей, максимально прозрачная и надёжная система привода.
    • Заниженная рама – для выполнения трюков.
    • Усиленные элементы – и рама, и колёса, и педали с рулём должны выдерживать очень большие нагрузки.
    • Небольшие (стандарт – 20”) колёса.
    • Пеги – трубы, устанавливающиеся на оси велосипеда для опоры на них при выполнении трюков.
    • Гироротор для передачи усилия тормозного троса.

    Рама

    Главный элемент не только BMX, но и любого велосипеда – рама. Из-за своих небольших размеров рама BMX часто становится слабым звеном всего велосипеда. На форумах профессионалов половина тем относится к весу рамы, а вторая – к починке и профилактике трещин, ведь практически любой трюк – это либо удар, либо серьёзная нагрузка на изгиб для рамы.

    Итак, важно понимать, на что смотреть при выборе рамы:

    1. Вес. Всё, что весит больше 3 кг – уже не подходит для «настоящих» трюков – слишком тяжело. Тем не менее, для начального уровня и небольших цен можно и больше.
    2. Материал. Связано с весом, но выбирается отдельно. Некоторые очень легки, но хрупки, некоторые тяжелы, но надёжны и ремонтопригодны.
    3. Размеры. Сложный вопрос для любого велосипедиста. Ростовки определяются по верхней трубе, для подростков высотой 150 см подходит размер в 20”, для высоких спортсменов – длина до 21.5”. Как видно, разброс невелик, и всегда необходимо учитывать факторы типа трюков и удобства для конкретного спортсмена.

    Руль

    Достаточно сложный элемент BMX велосипеда, так как на руль часто приходится основная нагрузка. Рули для BMX различаются по своей геометрии:

    • Классика (двухэлементный) – стандартный руль из одной изогнутой трубы и кроссбара (перекладины).
    • Четырёхэлементный – когда в каждую сторону уходит независимая приваренная к центральной перекладине труба, плюс кроссбар.

    Существует ещё несколько видов рулей, например, с занижением кроссбара для трюков с небольшой нагрузкой, но высокими требованиями к настройке.


    1 – двухэлементный руль, 2 – четырёхэлементный руль, 3 – с заниженным кроссбаром

    Классический руль рекомендуется всем, а вот четырёхэлементный обычно намного менее крепок и рекомендуется, когда необходимы серьёзные изменения относительно «прямой» геометрии. Например, крутые загибы вперёд или назад (backsweep).

    Педали

    Педали для BMX мало отличаются от стандартных, разве что чуть крупнее. Обычно выпускаются из прочных сплавов:

    • Алюминий – универсальный, не особо крепкий и достаточно тяжёлый материал. Недорог, чем и подкупает.
    • Магний – легче, но намного дороже алюминия.
    • Пластик – самый лёгкий материал, но педали из него хуже держат и легко разрушаются.

    Также в стоимости педалей серьёзно участвуют используемые подшипники. В недорогих используются обычные насыпные подшипники, в дорогих моделях – более надёжные и не требующие обслуживания промышленные.

    Втулки и пеги

    Во втулках BMX применяются исключительно , хотя корпус почти всегда алюминиевый. Иногда используется усиленное крепление на болтах. Самое важное в BMX втулках – это пеги и защита самой втулки на случай серьёзных нагрузок.

    Пеги – небольшие трубы, почти всегда стандартного (4 см в диаметре, 11 в длину) размера, закрепляющиеся на осях. На них наступают спортсмены для выполнения сложных трюков, ими скользят по различным поверхностям. Для защиты во время исполнения таких трюков некоторые устанавливают дополнительную защиту втулки перед пегой.

    Механически сложна задняя втулка. Здесь много вариантов. Может использоваться и обычная храповая, с движением в одну сторону, и фрикостеры для движения накатом в обе стороны.

    Тормоза

    В самих тормозах нет ничего необычного. V-brake или U-образные надёжные ободные тормоза, классические ручки. К тому же, на некоторых BMX велосипедах тормоза попросту не устанавливаются. Это требование некоторых дисциплин, да и просто проявление храбрости.

    Особая задача – передача нагрузки на тросик в условиях, когда он может перекручиваться (что далеко не редкость в BMX). Для этого применяется механизм гироротора, который передаёт нагрузку через свою систему подшипников и разветвителей, независимо от поворота и закручивания вилки.

    Как выбрать BMX-байк

    При выборе готового велосипеда стоит пройтись по каждому элементу и понять, подходит он под ваш стиль катания или нет. Что проверяем, покупая BMX велосипед:

    1. Определить стиль катания. Для трюков на плоской поверхности – максимально компактные модели, подходящие по росту и к рукам, для гонок – длинные облегчённые модели, для сложных трюков – максимально прочные варианты.
    2. Опыт. Для начинающих стоит смотреть в сторону более дешёвых и крепких моделей – падений будет много.
    3. Рост. Определяем длину байка и удобство руля, пробуя на нём прокатиться и сделав пару трюков.
    4. Вес. Отталкиваемся то того, как байк будет использоваться (см. п. 1).
    5. Руль. Надёжный, за исключением «танцевальных» трюков – для него можно брать сложные четырёхэлементные рули.
    6. Втулки и система. Насколько позволяют средства, выбираем промышленные подшипники и современные сплавы.
    7. Рама. Конфигурация зависит от стиля катания, а вот сварные швы стоит проверить ещё при покупке. Это зона риска для любых BMX.

    Надо понимать, сколько стоит BMX байк. Можно разделить рынок на три сегмента:

    • До 15 000 р. – начальный сегмент, особых BMX-составляющих здесь не найти, лишь форма рамы да базовая устойчивость в трюках. Могут быть проблемы с установкой пег или тормозами. Гироротор обычно заменяют обычными тросиками.
    • 15 000 – 30 000 р. – средний сегмент для начинающих и для экспериментирующих. Базовые байки.
    • От 30 000 р. и выше – профессиональные решения. Следует отметить, что «выше» может быть очень серьёзной суммой. Многие брендовые сборки стоят далеко за 100 тысяч рублей.

    Производители

    Пожалуй, велосипеды BMX реже всего покупают в сборе от производителей – больше всего времени комьюнити тратит на обсуждение тех или иных составных деталей байка. Тем не менее, можно выделить несколько именитых производителей:

    • BSD – британский бренд, очень широкая линейка велосипедов и запчастей;
    • Federal – этот английский производитель, больше известен своим промоушеном, но производит компоненты приличного качества;
    • Stereo bikes – новая немецкая компания, выпускают с точки зрения дизайна;
    • Duo – очень качественные компоненты и велосипеды из Америки;
    • Verde – ещё один американский производитель.

    Вместе с тем, BMX-комплектации выпускают и вполне известные MTB производители – от качественных импортных GT до доступных китайских Giant и русских Stels. Начинающим можно выбрать и их.

    Заключение

    BMX – отдельное направление велоспорта, мало связанное с шоссе или кросс-кантри. Трюки, своеобразные байки, яркая музыка и высокий риск создали совершенно отдельную культуру, а высокие технологические требования сформировали совершенно новое направление в конструкции велосипедов.

    Размер рамы у BMX измеряется по длине верхней трубы велосипеда.

    Правильный выбор ростовки влияет на:

    а) Удобство выполнения трюков и скорость обучения. Не стоит удивляться что катание дается с трудом, если вы неправильно выбрали размер велосипеда;

    б) Здоровье - неправильно подобрав ростовку BMX, легко заработать сколиоз

    Таблица подбора размера рамы BMX велосипеда по росту

    Длина BMX рамы в дюймах

    Рост райдера в сантиметрах

    18.0-19.5"

    130+

    20.0"

    140+

    20.25"

    150+

    20.5"

    160+

    20.8"

    170+

    21.0"

    180+

    21.25"

    190+


    Подробное видео о ростовках:

    Подшипники

    Определившись с размером, переходим к деталям. Первые на очереди - подшипники. Во время катания на BMX они подвергаются жестким нагрузкам, поэтому важно подобрать заранее хорошие. Подшипники в BMX велосипедах бывают:

    • Промышленные (промы / sealed bearings / закрытые подшипники) - неразборный узел из двух колец, между которыми катятся шарики. Промышленные подшипники запрессовываются в свое посадочное место и меняются при необходимости. Такие подшипники дольше служат, так как меньше загрязняются, но и стоят больше. По возможности, лучше брать BMX именно на них.

    • Насыпные (loose balls) - подшипники открытого типа. Выглядят, как набор шариков, катящихся по чашке подшипника. Срок их службы меньше, т.к. они быстрее забиваются грязью. А еще при разборе детали на насыпных подшипниках, шарики весело разлетаются по всему полу.


    В идеале, вращающиеся компоненты BMX должны быть на промышленных подшипниках. Так велосипед будет служить дольше и катить глаже. Исключение составляют педали и передняя втулка - в этих узлах промы некритичны.

    Материалы

    В BMX принципиально существуют два материала, которые используются отдельно или комбинируются:

    • Cr-Mo (хромомолибленовая сталь, хромоль): легкий, прочный и, из-за этого более дорогой материал;
    • Hi-ten (Обычная Сталь): уступает Cr-Mo по прочности и весу, но более дешевый;

    Обычно, в BMX все гонятся исключительно за хромолем, мотивируя это низким весом. На деле, как показывает практика, от купленного комплита, в итоге, ничего не остается - все заменяется индивидуальными запчастями по мере износа. Поэтому, в том, чтобы взять для начала BMX со стальными деталями, нет ничего страшного.

    Вот, кстати, видео на этот счет:

    Компоненты

    • Обода . Бывают двойными и одинарными. Двойные обода прочнее, а значит лучше. Одинарные менее прочные, но дешевые. Иногда BMX производители ставят одинарный обод на переднее колесо и двойной обод на заднее. Для начала можно выбрать и одинарные - для разучивания базовых трюков их хватит.
    • Педали . Чаще всего на BMX ставят пластиковые педали. Современные пластиковые педали выдерживают нагрузки не хуже металлических, но весят куда меньше;
    • Тормоза . Тормоза обычно идут в комплекте с BMX велосипедом и установлены на него с завода. Начинающему райдеру их лучше не снимать - умение тормозить без тормоза приходит лишь с опытом.
    • Шатуны . Обычно на BMX велосипеды устанавливают 3-х элементные трубчатые шатуны, но встречаются и модели с так называемой кочергой (одноэлементные шатуны, 1pc crank). Оба вида имеют право на существование, но одноэлементные шатуны из-за невысокой прочности и большого веса приемлемы только на детских BMX и на велосипедах самого самого начального уровня.

    Бюджет

    В BMX не всегда дороже значит лучше. Присмотритесь, может быть, разница между велосипедом за 25 и за 30 тысяч не столь принципиальна, и лучше купить байк подешевле, а остаток потратить на хорошие кастомные детали или защиту.

    На этом основные особенности заканчиваются, дальше начинаются нюансы, но о них в других BMX-статьях. Любые вопросы вы можете задать в наших группе