Индикаторы температуры для автомобиля. Датчик температуры охлаждающей жидкости. Как это работает

Вряд ли кому-нибудь когда-нибудь приходило в голову своего автомобиля. Согласитесь, вывести из строя двигатель совершенно несложно, способов более чем предостаточно. Классикой считается выход мотора из строя по причине незаметного ухода охлаждающей жидкости из . Именно по этой причине большинство современных автомобилей агрегатируются не только датчиком температуры охлаждающей жидкости , но и датчиком уровня этой жидкости. Однако, это решение проблемы - спасение для тех, кто купил новое авто, а как же быть тем, чья машина лишена такого полезного недостающего «прибамбаса»? В своей сегодняшней статье я расскажу вам о том, как своими руками сделать датчик, который следил бы за уровнем охлаждающей жидкости.

Свое изобретение я испытал на своем ВАЗ-2104.

Принцип изобретения заключается в том, что при резком снижении уровня « » будет загораться лампочка на приборной панели.

Сразу успокою, каких-то супер переделок вам делать не придется.

Что вам понадобится для этого:

1. Расширительный бачок (ВАЗ-2110) с датчиком уровня жидкости;

2. Стандартный набор инструментов;

3. Модифицированный (самодельный) ремень крепления.

Итак, приступаем к установке расширительного бачка от «десятки» на «четверку».

Бачок несколько отличается от родного «жигулевского» бачка, «десяточный» имеет три штуцера: два небольших сверху и один побольше — снизу. Один из этих отверстий следует заглушить, поскольку вам понадобится всего два из трех. Верхний шланг (пароотводящий, черного цвета, который связывает расширительный бачок с заливным отверстием радиатора) — от «Оки». На фото изображен доработанный вариант пробки радиатора без клапана, новая «самодельная» схема не предусматривает наличие этого клапана, поскольку его функцию будет выполнять пробка расширительного бачка, в которой имеются клапана.

Большой штуцер, находящийся в нижней части расширительного бачка, соедините с нижним штуцером бачка радиатора, при помощи штатного пластикового шланга автомобиля. Все вроде так, есть лишь одно но. Наш радиатор имеет пластмассовые бачки, следовательно, сечения штуцеров не подходят к «десяточному» расширительному бачку. Что мы имеем? Шланг рыжего цвета нормально стыкуется с нижним штуцером расширительного бачка, однако не подходит штуцеру, находящегося в нижней части бачка радиатора. При этом, шланг черного от «Оки» по сечению несколько маловат для верхнего штуцера радиатора.

Решить эту незадачу удалось посредством покупки специальных металлических штуцеров-переходников. Частично можно увидеть на фото заливной горловины переходник, который в «прошлой жизни» — «волговский» штуцер для прокачки тормозов, который избавлен от конусной части. При помощи напильника ему были укорочены грани, это делалось для того, чтобы пароотводящий шланг сел как можно плотнее. Слив жидкости из радиатора в пластмассовом «штуцере-отростке» я нарезал при помощи метчика резьбою М10х1. Внимание, данная операция требует исключительной осторожности и аккуратности, в случае трещин на пластике его придется паять, а это дополнительная, ненужная «головная боль», вероятнее всего вам не избежать. Это также касается и нижнего штуцера радиатора, правда здесь пришлось применить несколько другую конструкцию: в пластмассовый «отросток» я нарезал резьбу М12 и завернул прямой переходник (на этот раз от бензонасоса «Волги»), а после этого вкрутил в него — «угловой». Последний был доработан посредством аккуратного спиливания большой части резьбы, оставлен лишь небольшой поясок, что-то вроде «хампа», предотвращающего отскок рыжего шланга затянутого хомутом.

Важно!

Помните, что все резьбовые соединения перед подключением необходимо обработать . Монтаж пластикового шланга - дело непростое, иногда шланг очень жесткий, поэтому следует действовать осторожно. В некоторых случаях можно нагреть шланг, как бы то ни было будьте аккуратны, чтобы не сломать детали радиатора! Теперь соберите систему и залейте «Тосол», внимательно осмотрите все соединения на предмет герметичности и отсутствия подтеков. Все что осталось, это определиться с местом под лампочку-индикатор. Например, я не стал заморачиваться и решил использовать незадействованный индикатор

Современный автомобильный двигатель работает по командам единого электронного блока управления. Данный командный центр корректирует отдельные параметры исходя из поступающей от различных датчиков информации. Одним из этих элементов, непосредственно влияющих на работоспособность двигателя, является датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. Он фиксирует и передает признаки перегрева с тем, чтобы ЭБУ скорректировал работу ДВС.

Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости

Элемент выполнен единым блоком с корпусом на резьбе, который вкручивается в двигатель (иногда - в термостат или радиатор) и непосредственно контактирует с охлаждающей жидкостью двигателя. Во время работы двигатель нагревается, а антифриз, соответственно, его охлаждает.

Циркулируя по специальным каналам внутри блока цилиндров, жидкость нагревается, при этом отдает это тепло в радиаторе. Датчик регистрирует величину нагрева охлаждающей жидкости. Эти сведения поступают в ЭБУ в виде косвенного нагрева двигателя. Сведения о том, какой он температуры, используются для коррекции программы управления ДВС. Следует понимать, что этот датчик не измеряет температуру непосредственно металла двигателя (она намного больше), а степень нагрева жидкости, протекающей сквозь него.

Как работает система обратной связи

Система управления двигателем - гибкая самообучающаяся программа, формирующая параметры работы ДВС динамически, т. е. на основе показаний датчиков в реальном времени. Применительно к мотору система делает выводы о том, прогрет ли агрегат или, наоборот, его температура еще недостаточна для использования режима максимальной мощности.

На что влияет работа датчика

  • Температура ОЖ - один из факторов, влияющих на коррекцию работы двигателя. Благодаря сигналам от этого элемента изменяются следующие показатели:
  • Обогащение топливной смеси. Если от датчика идет сигнал о низкой температуре охлаждающей жидкости, то программа пересчитывает количество топлива для форсунок в сторону увеличения. Холодный двигатель стабильнее работает на повышенных холостых оборотах.
  • Опережение зажигания. ЭБУ рассчитывает угол опережения исходя из текущей нагрузки и степени прогрева мотора. На непрогретом двигателе УОЗ будет меньше. Неправильная работа датчика также повлияет на этот параметр. Это, в свою очередь, приведет к нестабильной работе мотора на всех режимах, к снижению мощности и повышению расхода топлива.
  • Работа электровентилятора охлаждения. Высокие показатели температуры жидкости (антифриза) дают команду на включение вентилятора, обдувающего радиатор. При неправильных показаниях работа элемента будет некорректна. При перегреве вентилятор может и не включиться, так как, по данным датчика, нагрев небольшой. А это чревато серьезными последствиями вплоть до деформации головки блока цилиндров.

Где находится элемент

Подключив к нему мультиметр, определяют сопротивление при 20 градусах, а затем опускают элемент в стакан с кипятком. Сопротивление должно сильно понизиться, согласно таблице, в которой указаны допуски значений. Если они выходят за пределы, то датчик нуждается в замене. Также элемент стоит проверить на короткое замыкание. При его наличии деталь однозначно непригодна к работе.

Замена элемента своими руками

Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости меняется достаточно просто. Несмотря на то что на каждом двигателе его расположение отличается, общий принцип одинаков.

Замену элемента своими руками лучше производить на холодном двигателе. Отсоединив колодку с проводами, гаечным ключом откручивается датчик. Новый элемент необходимо держать наготове, чтобы не упустить много тосола из отверстия.

Следует обратить внимание, что на резьбовой части установлено уплотнительное металлическое или латунное кольцо, которое желательно тоже заменить. Оно идет в комплекте с датчиком. Вынув старый датчик, на его место вкручивают новый, с предварительно надетым кольцом и смазанной герметиком резьбовой частью. Именно поэтому мотор при проведении работ должен быть холодным. Нагретый тосол обжигает сильнее кипятка. После этого можно ставить колодку на место и доливать упущенный тосол.

Итог

Как видно, датчик указателя температуры охлаждающей жидкости несложный, но очень ответственный компонент системы управления. От него зависит бесперебойная и надежная работа двигателя.

Индикатор предназначен для отображения температуры охлаждающей жидкости в цифровом виде, а так же отображения и стирания диагностических кодов, возникающих при появлении неисправностей в системе управления двигателем и трансмиссией. Индикатор может применяться в автомобилях, оснащенных цифровой информационной шиной CAN.

ВНИМАНИЕ! Индикатор не работает на автомобилях группы VAG(Фольксваген, Ауди,Шкода,Сеат).

УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ.
Индикатор температуры представляет собой
микропроцессорное устройство, которое
подключается к информационной шине CAN в
автомобиле. Индикатор периодически посылает в
шину диагностический запрос температуры ОЖ и
количества сохраненных кодов ошибок.
Электронные блоки управления двигателем,
трансмиссией и другие, выдают на этот запрос
соответствующие данные. Микропроцессор их
принимает и после обработки отображает на
светодиодном семисегментном индикаторе.

МОНТАЖ И ПОДКЛЮЧЕНИЕ.
Индикатор выполнен в пластиковом корпусе и имеет компактные
размеры, что позволяет найти место для установки практически в любом
автомобиле.
Подключение индикатора производится при помощи разъема к
диагностической колодке автомобиля. Внешний вид диагностической колодки
и вариант подключения представлен на рисунках 2 и 3.
Подключение рекомендуется производить при выключенном зажигании.

ПОРЯДОК РАБОТЫ
Включите зажигание. На индикаторе в течении четырех секунд появится
значение температуры. Выключите зажигание. Индикатор в течении двух
секунд погаснет.
Если в электронных блоках управления автомобиля есть сохраненные
коды неисправностей, тогда при включении зажигания на индикаторе
появится количество сохраненных ошибок в формате «ЕХХ», где ХХ
количество ошибок. А через пять секунд бегущей строкой начнут
отображаться сами коды. После отображения последнего кода, индикатор
покажет температуру.
Для повторения индикации, выключите и включите зажигание.
Код ошибки состоит из пяти символов: одной буквы и четырех цифр.
Расшифровку кодов можно найти в интернете.
Чтобы стереть коды из памяти контроллеров, выключите зажигание,
нажмите педаль акселератора до максимума, включите зажигание, дождитесь
появления надписи «clr» на индикаторе. Если ошибки не пропали, повторите
процедуру стирания.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ПЕРЕЧЕНЬ ПОДДЕРЖИВАЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

МАРКА МОДЕЛЬ
ЛАДА ГРАНТА, КАЛИНА 2, ПРИОРА с 2013г, ПРИОРА 2, XRAY, Vesta с 2017г.
CHEVROLET COBALT, AVEO T300
FORD FOCUS 2
KIA RIO 3, Sportage 3 поколение, CERATO 2
NISSAN TERRANO 3
RENAULT LOGAN 2, SANDERO 2, MASTER III, DUSTER с 2016г., CAPTUR
SUBARU XV, FORESTER с 2011г, OUTBACK c 2007г.
TOYOTA COROLLA c 2006, RAV4 c 2013г

ВНИМАНИЕ! Список автомобилей будет увеличиваться по мере проведения испытаний.

ДОКУМЕНТАЦИЯ

Руководство по эксплуатации СКАЧАТЬ

Некоторые категории товаров отправляются только после полной оплаты заказа. Соответствующие метки указаны в описании товара.
Все чехлы доставляются только по полной предоплате
Доставка заказов транспортными компаниями осуществляется только по предоплате.
Для этого Вам необходимо выбрать удобный способ оплаты и оплатить стоимость заказа, при получении заказа оплачиваете стоимость доставки непосредственно представителям ТК.

* При весе заказа более 1 кг. стоимость доставки порядка 350 рублей.

Внимание! Отправка наложенным платежом осуществляется при заказе от 600 рублей.
При заказе от 600 до 2000 рублей - стоимость доставки 350 руб + комиссия 100-160 руб.



ДОСТАВКА

Мы осуществляем доставку следующими способами

САМОВЫВОЗ

Вы можете приобрести товар у нас в офисепо адресу г.Санкт-Петербург, Дальневосточный пр., 9А, АЦ "Автодепо", 2 эт. - адрес на карте . Предварительно Вам необходимо оформить заказ или сделать контрольный звонок, чтобы проверить наличие товара.
Перед приездом - отзвонитесь нам по телефону 8-911-260-76-05.
Самостоятельно забрать заказ Вы можете в городах Великий Новгород и Петрозаводск - для этого укажите город в форме заказа, достава до В. Новгорода и Петрозаводска бесплатна. Сроки доставки уточняйте у оператора.

ДОСТАВКА КУРЬЕРОМ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ

Возможны два варианта доставки:

Доставка день в день (Экспресс-доставка)

Заказ можно оставить до 17 часов, доставка осуществляется в течение 4 часов . Стоимость доставки от 400 руб. Оплата только наличными.

Доставка на следующий день

При оформлении заказа до 14 часов текущего дня доставка осуществляется на следующий рабочий день .
Стоимость доставки по Санкт-Петербургу составляет всего 230 руб. При оформлении заказа Вы можете выбрать период доставки - с 10 до 14 или с 14 до 18 ч.
За 1 час до доставки курьер свяжется с Вами по телефону. Оплата курьеру производится только наличными. Мы стараемся экономить Ваше время.

ДОСТАВКА КУРЬЕРОМ ПО МОСКВЕ

Для отправки заказов в Москву в пределах МКАД действуют два тарифа: стандарт и эконом.
- Стандарт 410 рублей. Экспресс-доставка "до дверей" на следующий рабочий день, если заказ сделан до 14 часов текущего дня. Курьер доставит Вам посылку по указанному адресу с 10 до 18 часов, за 1 час до доставки свяжется с Вами по телефону.
- Эконом 310 рублей. Доставка "до дверей" в течение двух рабочих дней (по усмотрению курьерской компании), если заказ сделан до 14 часов текущего дня. Курьер доставит Вам посылку по указанному адресу с 10 до 18 часов , за 1 час до доставки свяжется с Вами по телефону.

Оплата за товар + доставка производится курьеру при передаче Вам товара, оплата только наличными.

ОТПРАВЛЕНИЕ ПОЧТОЙ РОССИИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ*

Для ускорения сроков доставки заказов мы отправляем все заказы только Первым классом . Сроки доставки по РФ - от 5 до 12 дней.
При 100% предоплате
- стоимость доставки 250 руб . Отправка проиходит в течение 2-х дней после оформления заказа.*
* Как правило, отправляем в день заказа или на следующий день, кроме воскресенья и праздничных дней.

При наложенном платеже (оплата на почте при получении) помимо почтовых расходов получатель оплачивает комиссию 4% от стоимости посылки за перевод денежных средств отправителю.
Тарифы отправления Первого Класса почты России.

Отправка наложенным платежом осуществляется при заказе от 600 рублей, заказы до 600 рублей только по предоплате.

При заказе от 600 до 2000 рублей - стоимость доставки 350 руб + комиссия 100-160 руб.
При заказе от 2001 до 3000 рублей - стоимость доставки 400 руб + комиссия 160-200 руб.
При заказе от 3001 до 4000 рублей - стоимость доставки 450 руб + комиссия 200-240 руб.
При заказе от 4001 до 5000 рублей - стоимость доставки 500 руб + комиссия 240-280 руб.
От 5001 рубля стоимость доставки расчитывается индивидуально.

В форме заказа укажите индекс, точный адрес, ФИО получателя.

Доставка курьерской службой PONY EXPRESS возможна только при 100% предоплате. Доставка за 2-5 дней.
Воспользуйтесь расчётом - КАЛЬКУЛЯТОР СТОИМОСТИ

Транспортная компания ПЭК


каждую пятницу.
Если требуется срочная доставка , то возможно доставка до терминала на следующий день после оплаты за 300 руб.
Стоимость пересылки оплачивается клиентом при получении (от 400 р.) на терминале ПЭК в городе назначения, также возможна доставка до адреса за дополнительную плату.
Воспользуйтесь расчётом - КАЛЬКУЛЯТОР СТОИМОСТИ . Общая сумма с доставкой до адреса от 750 рублей. Доставка 2-10 дней по России. Филиальная сеть ПЭК обширна, города доставки - СПИСОК .

Отправка только при 100% предоплате.
Доставка до терминала транспортной компании осуществляется каждую пятницу , стоимость доставки до терминала - 100 руб. , остальную сумму за перевозку оплачиваете при получении на терминале.
Если требуется срочная доставка , то возможно доставка до терминала на следующий день после оплаты за 300 руб .
Стоимость пересылки оплачивается клиентом при получении (от 470 р.) на терминале Деловых Линий в городе назначения, также возможна доставка до адреса за дополнительную плату.
Воспользуйтесь расчётом - КАЛЬКУЛЯТОР СТОИМОСТИ. Общая сумма с доставкой до адреса от 800 рублей. Доставка 2-10 дней по России. Филиальная сеть Деловых Линий насчитывает более 175 пунктов - СПИСОК .

Курьер по России до двери.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Артикул: 9280

Универсальный индикатор температуры двигателя с функцией диагностики

Индикатор предназначен для отображения температуры охлаждающей жидкости в цифровом виде, а так же отображения и стирания диагностических кодов, возникающих при появлении неисправностей в системе управления двигателем и трансмиссией. Индикатор применяется в автомобилях, оснащенных цифровой информационной шиной CAN.

ВНИМАНИЕ! Индикатор не работает на автомобилях группы VAG(Фольксваген, Ауди,Шкода,Сеат).

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ПЕРЕЧЕНЬ ПОДДЕРЖИВАЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Список автомобилей будет увеличиваться по мере проведения испытаний.

ВНИМАНИЕ! Индикатор не работает на автомобилях группы VAG.

СПОСОБ ПОДКЛЮЧЕНИЯ К АВТОМОБИЛЮ

Температура охлаждающей жидкости отображается на индикаторе в течении нескольких секунд после включения зажигания. Индикатор периодически посылает запрос в CAN шину и обновляет показания температуры.

Диагностика двигателя и коробки происходит при включении зажигания, на индикаторе отображается количество сохраненных ошибок в формате EXX, где XX количество ошибок. Далее бегущей строкой отображаются коды ошибок. Код состоит и пяти символов: одной буквы и четырех цифр. Расшифровку кодов можно найти в интернете. После отображения всех ошибок индикатор покажет температуру двигателя.

Чтобы стереть коды из памяти блоков автомобиля необходимо выключить зажигание, затем нажать педаль акселератора до максимума, включить зажигание и дождаться появления уведомления о стирании ошибок "clr" на индикаторе. Если ошибки не пропали, повторите процедуру стирания.


Ни для кого не секрет, что каждый автомобиль имеет в своей конструкции датчик температуры охлаждающей жидкости электронного типа. Его назначение сводится к тому, чтобы контролировать показания и посылать их на указатель температуры охлаждающей жидкости, который находится на приборной панели. Сам по себе датчик температуры охлаждающей жидкости стоит прямо на двигателе, в том месте, где находится верхний клапан малого контура. В этой статье мы поговорим об устройстве и прямом назначении данного оборудования и дадим некоторые рекомендации по его замене, ремонту и эксплуатации.

Общие положения

Как мы знаем, существуют различные типы управления системами двигателя, которые зависят от вида того или иного силового агрегата. Каждая система контроля работы двигателя оборудована датчиком температуры охлаждающей жидкости, который сопровождается цифровым или аналоговым индикатором на панели приборов.

Контролируя показатели датчика, электронный блок управления двигателем корректирует топливную смесь в зависимости от показаний. Конечно, это не единственный параметр, который контролирует ЭБУ. Важность данного элемента очень велика в работе любого двигателя, так как без него невозможно корректировать и контролировать работу всех систем мотора.

Зачастую владельцы отмечают повышенный расход топлива, неустойчивую работу силового агрегата, снижение мощности и крутящего момента, а также повышенные обороты холостого хода – все это неисправности цифрового датчика температуры.

Устройство корпуса данной детали изготовлено с применением вальцовки металлического цилиндра, на котором установлен терморезистор и его разъем. Принцип такого устройства заключается в полной герметичности всего прибора.

По какому принципу работает датчик указателя температуры охлаждающей жидкости

За основу любого сенсора температуры отвечает всем знакомый резистор температур, имеющий в своей части отрицательный коэффициент, а в случае увеличения показаний, его характеристики, именно сопротивление становится меньше. Находится данный элемент, как правило, на блоке двигателя, где происходит обмен жидкостью в разных контурах.

Как следует из вышесказанного, сопротивление данного датчика изменяется в соответствии с температурами, а именно чем выше градус, тем ниже сопротивление.

С помощью специального соединения, разъем сенсора подключается непосредственно к блоку управления двигателем, где и происходит процесс контроля всех систем работы силового агрегата. По принципу, параллельно данным соединением, осуществляется контакт датчика температуры охлаждающей жидкости с цифровым индикатором на панели приборов. Благодаря этому индикатору, водитель может контролировать самостоятельно нагрев двигателя, а в случае перегрева принять меры по его остановке.

Обмотка внутри датчика очень чувствительна к перепадам температур, что в свою очередь способствует мгновенному реагированию блока управления силовым агрегатом.

Также эта деталь влияет на включение вентилятора охлаждения радиатора, так как его работу тоже регулирует ЭБУ.

Наиболее распространенные неисправности

Часто встречаемые поломки, связанные с датчиком температуры охлаждающей жидкости, это различие сопротивлений оказываемых на электронный блок управления и индикатор температуры охлаждающей жидкости в панели приборов.

Данная поломка влияет на всю работу силового агрегата в целом, что оказывает негативное действие на целостность всего механизма. Также встречаются более редкие поломки, связанные с обрывом соединений и его внутренней обмотки, так как устройство данного механизма не позволяет повредить внутреннюю катушку.

Замена

Давайте рассмотрим, как самостоятельно заменить указатель температуры охлаждающей жидкости.

  1. Для начала желательно остудить всю систему охлаждения двигателя и сам мотор, после чего необходимо слить антифриз из системы.
  2. Открутите сливную пробку с блока двигателя и опустошите всю рубашку водяного контура. Сливать антифриз необходимо в специальную расположенную тару.
  3. Снимите верхнюю крышку двигателя, расположенную на верхних защелках и доберитесь до того места, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости. Как правило, данный датчик находится на фланце термостата, где производится обмен жидкостями из блока и радиатора.
  4. Отсоедините электрический разъем, после чего демонтируйте стопорное кольцо. С помощью нескольких отверток демонтируйте данный элемент и произведите очистку внутренней полости установки.
  5. Произведите смазку уплотняющего кольца новой детали, после чего можно устанавливать данный элемент в его посадочное место, не забыв при этом установить стопорное кольцо.

Внимание! На некоторых автомобилях необязательно опустошать всю систему охлаждения, достаточно лишь слить около двух литров антифриза.

  1. Подключите разъем к датчику температуры охлаждающей жидкости, после чего долейте необходимое количество антифриза в расширительный бачок, сколько необходимо.
  2. Запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры, также контролируйте данный процесс отдельным датчиком на приборной панели.

Заключение

Подводя итоги нашей статьи, можно сделать несколько выводов, которые касаются датчика температуры охлаждающей жидкости.

  1. Данный прибор является весьма надежным устройством, так как от его функциональности напрямую зависит работа силового агрегата.
  2. Как мы выяснили из нашей статьи, произвести самостоятельную замену данного прибора, не представляется сложным занятием, и требует лишь необходимого инструмента.