Полезная информация. Полезная информация Какое масло в двигателе мтз

Двигатель трактора мтз 82 - на трактор устанавливается четырехцилиндровый дизельный двигатель. В двигателе применяется нераздельная камера сгорания, в которой часть впрыскиваемого топлива уходит в камеру сгорания, а другая часть растекается тонкой пленкой по поверхности. Двигатель включает газораспределительный и кривошипно-шатунный механизм, а также содержит необходимые системы охлаждения, питания, смазывания и пуска. Дизелем называется поршневой двигатель, который вырабатывает механическую энергию при сгорании топливовоздушной смеси, образующейся внутри его цилиндров. Самовоспламенение топлива, впрыскиваемого в камеры сгорания цилиндров дизеля в мелко распыленном виде, происходит вследствие окисления и нагрева его капель при их контакте с нагревшимся в результате сжатия воздухом.

Блок цилиндров двигателя мтз 82

Самую массивную и основную часть двигателя составляет блок цилиндров отлитый конструктив из серого чугуна. Внутри и снаружи блока монтируются механизмы и детали двигателя. В четыре вертикальные отверстия устанавливаются гильзы, выполненные из специального чугуна, с целью уменьшения возникновения коррозии и высокой износостойкости. В блоке цилиндров, по рубашке охлаждения, циркулирует охлаждающая жидкость. К каждому коренному подшипнику двигателя трактора МТЗ, по продольному маслянному каналу подводится масло. Сверху блока цилиндров крепится головка блока цилиндров, крепящаяся при помощи шпилек. Между блоком цилиндров и головкой цилиндров размещается асбостальная прокладка. Днище блока цилиндров составляет прикрепленный алюминиевый картер.

Фото двигателя

Объем двигателя мтз 82

Рабочий объём двигателя установленного на трактор МТЗ 82 (двигатель Д-240, Д-240 л) - 4,75 л.

МТЗ 82 мощность двигателя

Номинальная мощность 59,25 кВт (80 л.с.), в первоначальном варианте 55,16 кВт (75 л.с.). Запуск двигателя осуществляется элекстростартером (модификации Д-240/243), либо пусковым двигателем ПД-10 (модификации Д-240Л/243Л), номинальной мощностью 10 л.с., с блокировкой пуска при включенной передаче.

Масло в двигателе мтз 82

В двигателе трактора МТЗ используется комбинированная система смазки: одна часть деталей смазывается под давлением, другая - разбрызгиванием масла. Блок цилиндров двигателя имеет продольный масляный канал, от которого по поперечным каналам масло подходит к каждому коренному подшипнику и ко всем опорным шейкам распределительного вала. Подшипники коленчатого и распределительного валов, втулка промежуточной шестерни и шестерня привода топливного насоса, а также клапанный механизм смазываются под давлением от шестеренчатого масляного насоса. Гильзы, поршни, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала, привод насоса смазываются разбрызгиванием.

Схема двигателя мтз 82

Схема двигателя Д-240: 1 - маховик; 2 - сапун; 3 - прокладка головки цилиндров; 4 - головка блока цилиндров; 5 - крышка головки блока цилиндров; 6 - валик коромысел; 7 - тарелка пружины клапана; 8 - выхлопной клапан; 9 - всасывающий клапан; 10 - пружина клапана; 11 - стойка валика коромысел; 12 - коромысло клапана; 13 - колпак крышки; 14 - штанга; 15 - блок цилиндров; 16 - толкатель клапана; 17 - щит распределения; 18 - крышка распределения; 19 - регулировочный болт; 20 - амортизатор с ограничителем; 21 - передняя опора двигателя; 22 - манжета; 23 - шестерня привода масляного насоса; 24 - распределительная шестерня коленчатого вала; 25 - шестерня распределительного пала; 26 - распределительный вал; 27 - коленчатый вал; 28 - шатун; 29 - противовес; 30 - поршневой палец; 31 - поршень; 32 - уплотняющее кольцо гильзы; 33 - поддон картера; 34 - манжета; 35 - гильза блока цилиндров; 36 - задний лист; 37 - втулка.

Марка двигателя мтз 82

На трактор МТЗ-82 устанавливается четырехцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель Д-240 с электростартером (Д-240Л с пускачем). Мощность двигателя составляет 59 кВт или 80 л.с.

Обслуживание двигателя МТЗ-82.1/80.1 Беларус

____________________________________________________________________________________________

Проверка уровня масла в картере дизельного двигателя Д-243

Проверьте уровень масла, установив трактор МТЗ-82.1/80.1 Беларус на ровной площадке и не ранее чем через 3-5 мин после остановки двигателя, когда масло полностью стечет в картер.

Для проверки уровня масла в картере двигателя Д-243 выполните следующее:

Извлеките масломер, протрите его начисто и вновь установите его на место до упора;

Извлеките масломер и определите уровень масла. Уровень масла должен быть между верхней и нижней метками масломера. Если необходимо, долейте масло до нужного уровня через горловину, сняв крышку.

Установите на место крышку.

Проверка уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения

Уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения МТЗ-82-1/80-1 Беларус контролируйте по заполненности расширительного бачка.

Для доступа к расширительному бачку откройте капот.

Количество ОЖ в расширительном бачке должно находиться на уровне от 20-30 мм от дна расширительного бачка до верхней кромки хомута крепления расширительного бачка.

Если уровень ОЖ ниже, чем 20-30 мм от дна расширительного бачка, откройте пробку расширительного бачка и долейте ОЖ в расширительный бачок до верхней кромки хомута крепления расширительного бачка.

Проверка уровня и состояния масла в поддоне воздухоочистителя дизеля Д-243

Ослабьте две гайки и снимите поддон воздухоочистителя.

Проверьте уровень масла в поддоне, который должен быть на уровне кольцевого пояска «А».

Долейте масло, если необходимо.

При наличии в масле грязи и воды, слейте загрязненное масло, промойте поддон и залейте предварительно профильтрованное обработанное моторное масло до уровня кольцевой канавки.

Проверьте систему на герметичность.

Проверка и регулировка натяжения ремня привода вентилятора системы охлаждения

Натяжение ремня вентилятора считается нормальным, если прогиб его на ветви шкив коленчатого вала – шкив генератора, находится в пределах от 15 до 22 мм для дизельного двигателя Д-243 (Д-243С) при нажатии на него с усилием 40 Н.

Для регулировки натяжения ремня ослабьте крепление генератора.

Поворотом корпуса генератора отрегулируйте натяжение ремня.

Затяните болт крепления планки и гайки болтов крепления генератора.

Очистка ротора центробежного масляного фильтра дизеля Д-243

Очистку ротора центробежного масляного фильтра двигателя МТЗ-82.1/80.1 Беларус производите одновременно с заменой масла в картере двигателя.

Для очистки ротора центробежного масляного фильтра выполните следующее:

Отверните гайку и снимите колпак;

Вставьте отвертку или стержень между корпусом фильтра и днищем ротора, чтобы застопорить ротор от вращения, и вращая ключом гайку ротора, снимите стакан ротора;

Снимите крышку, крыльчатку и фильтрующую сетку ротора;

Неметаллическим скребком удалите отложения с внутренних стенок стакана ротора;

Очистите все детали, промойте их в моющем растворе и продуйте сжатым воздухом;

Соберите фильтр, выполнив операции разборки в обратной последовательности. Перед сборкой стакана с корпусом ротора смажьте уплотнительное кольцо моторным маслом;

Совместите балансировочные метки на стакане и корпусе ротора;

Гайку крепления стакана завинчивайте с небольшим усилием до полной посадки стакана на ротор;

Ротор должен вращаться свободно, без заедания.

Установите колпак и затяните гайку моментом от 35 до 50 Нм.

Замена масла в картере дизельного двигателя Д-243

Перед заменой масла прогрейте дизель до нормальной рабочей температуры (не менее 70° С), установите трактор МТЗ-82-1/80-1 Беларус на ровной площадке, заглушите и затормозите трактор стояночным тормозом.

Для замены масла в картере дизеля Д-243 выполните следующее:

Снимите крышку маслозаливной горловины и отверните сливную пробку;

Слейте масло в контейнер для хранения отработанных масел;

Установите на место сливную пробку и через маслозаливную горловину залейте свежее чистое моторное масло до верхней метки масломерного стержня;

Установите на место крышку заливной горловины;

Запустите двигатель и дайте ему поработать в течение от одной до двух минут;

Через десять минут после остановки двигателя проверьте уровень масла масломерным стержнем;

Если необходимо, долейте масло в картер двигателя.

Слив отстоя из фильтра тонкой очистки топлива дизеля Д-243

Если на двигателе трактора установлен разборный фильтр тонкой очистки топлива, слив отстоя необходимо выполнять следующим образом:

Отвернуть пробку в нижней части фильтра и слить отстой до появления чистого топлива, отстой сливать в специальную тару;

Затянуть пробки;

Если на двигателе трактора установлен неразборный фильтр тонкой очистки топлива, слив отстоя необходимо выполнять следующим образом:

Отпустить на 1-2 оборота пробку удаления воздуха;

Отвернуть пробку в нижней части фильтра и слейте отстой до появления чистого топлива;

Затянуть пробки;

Заполнить систему топливом (прокачать топливную систему).

Проверка и регулировка зазоров между клапанами и коромыслами дизеля

Зазоры между клапанами и коромыслами проверяйте и, при необходимости, регулируйте через каждые 500 часов работы, а также после снятия головки цилиндров, подтяжки болтов крепления головки цилиндров и при появлении стука клапанов.

Зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана при проверке на непрогретом двигателе Д-243/Д-243С (температура ОЖ и масла не более 60 С) должен быть: впускные клапаны и выпускные клапаны – 0,25+−0,05 мм.

При регулировке зазор между торцом стержня клапана и бойком коромысла на непрогретом дизеле устанавливайте: впускные клапаны и выпускные клапаны – 0.25-0,05 мм.

Регулировку производите в следующей последовательности:

Снимите колпаки крышек головок цилиндров и проверьте затяжку болтов и гаек крепления стоек осей коромысел;

Проверните коленчатый вал до момента перекрытия клапанов в первом цилиндре (впускной клапан первого цилиндра начинает открываться, а выпускной заканчивает закрываться) и отрегулируйте зазоры в четвертом, шестом, седьмом и восьмом клапанах (считая от вентилятора), затем поверните коленчатый вал на один оборот, установив перекрытие в четвертом цилиндре, и отрегулируйте зазоры в первом, втором, третьем и пятом клапанах.

Для регулировки зазора отпустите контргайку регулировочного винта на коромысле регулируемого клапана и, поворачивая винт, установите необходимый зазор по щупу между бойком коромысла и торцом стержня клапана.

После установки зазора затяните контргайку. По окончании регулировки зазора в клапанах поставьте на место колпак крышки головки цилиндров.

Проверка и затяжка болтов крепления головки цилиндров

Проверку затяжки болтов крепления головки цилиндров производите при прогретом дизельном двигателе Д-243 в следующем порядке:

Снимите колпак и крышку головки цилиндров;

Снимите ось коромысел с коромыслами и стойками;

Динамометрическим ключом проверьте затяжку всех болтов крепления головки цилиндров в нужной последовательности.

Момент затяжки болтов крепления головки цилиндров должен быть от 190 до 210 Нм;

После проверки затяжки болтов крепления головки цилиндров установите на место ось коромысел и отрегулируйте зазор между клапанами и коромыслами.

Установите на место колпак и крышку головки цилиндров.

Промывка фильтра грубой очистки топлива

Промывку фильтра грубой очистки топлива производите в следующей последовательности:

Отверните гайки болтов крепления стакана;

Снимите стакан;

Выверните ключом отражатель с сеткой;

Снимите рассеиватель;

Промойте отражатель с сеткой, рассеиватель и стакан фильтра в дизельном топливе и установите их на место.

Если на двигателе трактора МТЗ-82.1/80.1 Беларус установлен разборный фильтр тонкой очистки топлива, замените фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива, для чего выполните следующее:

Закройте оба крана топливных баков;

Слейте топливо из фильтра, отвернув пробку в нижней части корпуса. Не допускайте пролива топлива, слив топлива производите только в специальную емкость;

Отверните гайки крепления крышки и снимите крышку;

Извлеките из корпуса фильтрующий элемент;

Промойте дизельным топливом внутреннюю полость корпуса фильтра;

Соберите фильтр с новым фильтрующим элементом;

Заполните корпус фильтра топливом;

Установите крышку и крепежные гайки;

Удалите воздух из системы топливоподачи.

Проверка форсунок на давление начала впрыска и качество распыла топлива

Форсунка считается исправной, если она распыливает топливо в виде тумана из всех пяти отверстий распылителя, без отдельно вылетающих капель, сплошных струй и сгущений.

Начало и конец впрыска должны быть четкими, появление капель на носке распылителя не допускается.

Снимите форсунки с двигателя Д-243 трактора МТЗ-82-1/80-1 Беларус, для чего выполните следующее:

Перед отсоединением или ослаблением любых частей топливной системы полностью очистите смежную рабочую поверхность;

Отверните гайки и отсоедините топливопроводы высокого давления от форсунок и топливного насоса;

Отверните четыре болта сливной магистрали и снимите сливной топливопровод. Выбракуйте уплотнительные медные шайбы (по две шайбы на каждый болт «банджо»);

Отверните болты крепления форсунок и снимите форсунки;

Отправьте форсунки для сервиса в мастерскую;

Установите проверенные, очищенные и отрегулированные форсунки, выполнив указанные выше операции в обратной последовательности.

Прокачайте топливную систему.

Регулировка давления масла в системе смазывания двигателя Д-243

Постоянно следите за значением давления масла по указателю давления, расположенному на панели приборов (при работе двигателя с номинальной частотой вращения и температурой охлаждающей жидкости 85-95°С, давление масла должно находиться на уровне 0,25-0,35 МПа, допускается значение давления на непрогретом двигателе до 0,6 МПа);

Если система смазывания исправна (соединения маслопроводов герметичны, предохранительный клапан в масляном фильтре исправен и пр.), но при работе на номинальных оборотах при нормальной рабочей температуре ОЖ давление в системе смазки либо постоянно превышает значение 0,35 МПа, либо постоянно ниже значения 0,25 МПа необходимо выполнить регулировку давления масла в системе смазывания двигателя.

Регулировку давления масла в системе смазывания производите следующим образом:

Отверните пробку, снимите прокладку;

В канале корпуса масляного фильтра отверткой поверните регулировочную пробку 6 на один оборот в сторону увеличения или уменьшения значения давления (в зависимости от фактического давления);

Установите прокладку и заверните пробку;

При необходимости повторите вышеперечисленные действия по регулировке.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82 __________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2

Любая техника и механизмы нуждаются в регулярной смазке – это относится и к сельхозтехнике. Хорошие и правильная смазка трущихся деталей техники обеспечивает более длительный срок ее эксплуатации, уменьшение износа узлов тракторов МТЗ. Естественно, масло для МТЗ техники должно обладать физико-химическими свойствами, в полной мере соответствующим стандартам. Для смазки узлов и агрегатов МТЗ можно использовать несколько видов масел.

  1. Дизельное масло с присадками, причем присадки используются разные для зимнего и летнего времени. Данное масло применяется для смазки дизельного двигателя, регулятора топливного насоса, редуктора пускового двигателя, коробки передач, увеличителя крутящего момента, главной передачи, бортовых передач, вала отбора мощности, гидравлической системы, в качестве добавки в топливо пускового двигателя.
  2. Дизельное масло для сельскохозяйственной техники МТЗ с присадками ЦИАТИМ. Используется для смазки дизельного агрегата, работающего на топливе с большим содержанием серы – более 0,7 процента. Если температура окружающего воздуха опускается ниже нуля и при отсутствии специального зимнего масла, в топливный насос, регулятор, в картер дизеля можно заливать летнее масло, куда можно добавить 15 процентов дизельного топлива. В редуктор пускового двигателя следует заливать смесь из 80 процентов дизельного топлива и 20 процентов масла.
  3. Автотракторное масло – применяется для смазки подшипников трансмиссии, петель тракторной кабины МТЗ и замков. Допускается использование дизельного масла.
  4. Среднеплавкая универсальная смазка (ее еще называют солидол) – подходит для любых сопряжений и трущихся деталей. Смазку можно осуществлять через специальные масленки. Также применяется для набивки полостей подшипника муфты сцепления и вилок кардана перед сборкой.
  5. Консистентная смазка – подходит для смазки подшипников генератора.

Заказать и масел вы можете в любом специализированном магазине. Также можно использовать и трансмиссионное масло для МТЗ в качестве универсального. Это допускается в регионах с умеренным климатом. Дли импортной техники лучше использовать масла иностранных производителей.

Перед использованием масла следует убедиться, что в нем отсутствуют посторонние примеси, грязь, атмосферные осадки. Во время хранения и заливки масла в технику нужно следить, чтобы в него не попали посторонние вещества. Для каждого сорта дизельного или трансмиссионного масла МТЗ желательно иметь отдельную посуду, заправочные горловины и масленки перед заправкой рекомендуется вытереть от пыли и грязи. На емкостях для хранения и расфасовки масел МТЗ наносятся специальные обозначения – верхняя показывает порядковый номер точки смазывания, нижняя – периодичность. Периодичность определяется количеством отработанных моточасов, определяемых специальным счетчиком.

Гидравлическая система тракторов МТЗ и большинства аналогичной сельскохозяйственной техники заправляется дизельным маслом ГОСТ 5304-54, также возможно добавление сезонных присадок. Уровень масла следует проверять через каждые двести часов работы. Проверяется он просто – в полу кабины трактора МТЗ имеется небольшой лючок, расположенный сразу над магистральным фильтром. Его следует открыть и открутить пробку со вделанным щупом. На щупе имеются нижняя и верхняя метки – если масла достаточно, то его уровень должен находиться на верхней метке, в противном случае он будет на нижней. Если так и есть, то нужно долить масло до нужного уровня.

Очевидно, что и смазочные жидкости следует менять через определенное время. Для смены моторного масла нужно хорошо нагреть двигатель, заглушить и через сливное отверстие в поддоне картера слить отработанное масло. Очистить намагниченную поверхность пробки от налипшей металлической стружки и хорошо завернуть. Новое масло для МТЗ заливать через заливную горловину, количество проверять по щупу. Не следует заливать его больше чем требуется, потому что это может создать избыточное давление в системе, что приведет к выдавливанию сальников. Перед заливкой нового масла систему можно промыть специальными промывочными растворами (если в этом есть необходимость).

МТЗ 82 – это трактор белорусского производителя, который имеет большую популярность в нашей стране. Прежде чем эксплуатировать любое рабочее транспортное средство, следует проверить уровень всех жидкостей и при необходимости дополнить. Только зная заправочные емкости МТЗ 82 и заливаемые марки масел, можно выполнить эту задачу.

Основные заправочные объемы МТЗ 82 и МТЗ 80

В первую очередь трактористу необходимо знать, сколько топлива может вместиться в топливный бак и сколько масла в МТЗ 82 в двигателе. Объем топливного бака 120 литров. Но они не единственные. Имеется еще бак пускового двигателя ПД-10. В него вмещается 1,9 литров.

Дополнительный карбюраторный двигатель необходим для пуска двигателя. Он обеспечивает легкий старт даже в сложных условиях при низкой температуре. Он состоит из одноступенчатого редуктора и электрического стартера с подогревателем.

Трактор Беларус

МТЗ 82 может оснащаться одним из двух силовых агрегатов: Д240 и Д240Л. Что касаемо заправочных объемов, то разница между ними лишь в том, что Д240 имеет 20-литровую охлаждающую систему, а Д240Л – 22-литровую.

Заправочные емкости МТЗ 82:

  1. Объем картера моторного масла — 15л.
  2. Корпус трансмиссии, с учетом коробки передач и заднего моста — 40 л.
  3. Передний ведущий мост – 1,7 л.
  4. Колесный редуктор ПМ – 1,7 л. каждый.
  5. Верхняя коническая пара колесных редукторов переднего моста – по 0,3 каждый.
  6. Гидроусилитель руля – 6 л.
  7. Топливный насос – 0,2 л.
  8. Пусковой двигатель, редуктор – 0,4 л.

Марки и заправочный объем

Емкость узлов не является предопределяющей для заправки. Заливать в систему необходимо определенное количество масла или смазки. Прежде чем заливать жидкость или смазывать узлы, необходимо уточнить, какую марку необходимо использовать.

При работе трактора в холодное время года при температуре до +5 С необходимо использовать моторное масло М-8ДМ, которое соответствует ГОСТ 8581-78. Заливать необходимо 12 литров. То же количествао смазки, но уже марки масел М-10ДМ по ГОСТ 8581-78 необходимо обновить при температуре окружающего воздуха +5 С и более. Менять смазку необходимо каждый 500 мч. Использовать можно и альтернативные варианты: М-10Г2К и М-10Г2. Первый образец меняется каждые 250 мч, а второй 500 мч.

В топливный насос можно заливать одно из вышеперечисленных масел. Причиной замены жидкости в узле может стать его ремонт. В остальных случаях заливать его не требуется. В топливный насос вмещается 0,25 л моторного масла.

Воздухоочиститель – еще один узел трактора, который требует наличия моторного масла. Но здесь есть особенность. Можно добавлять отработку, дав ему отстояться. Замена производится каждый 500 мч. Но обязательно знать, сколько литров масла добавлять. В этом случае — 1,5 л.

Моторный отсек

Заправочная емкость силовой передачи – 40 литров. Система заправляется полностью. При каждом очередном плановом то необходимо заменить 40 литров трансмиссионного масла ТАп-15В, ТСп-10 или ТСп-15К. Можно дублировать другим — ТАД-17.

Колесный редуктор вмещает 3,7 л того же масла, что и в трансмиссию. В отличие от других элементов, в редуктор необходимо заполнять сразу в двух точках. Колесные редуктор, верхняя коническая пара, опора привода и приводной шкив заправляются Тап-15В и другими аналогичными маслами.

Все гидроагрегаты и ГОРУ заправляются модернизированным моторным маслом М-10Г2. Можно использовать и другие: М-8Г2К или М-10Г2К. Это же касается и гидроусилителя руля, туда заправляется такое же масло.

Смазка подшипника обводки выполняется Литолом-24. В качестве альтернативы можно использовать многоцелевую пластичную дублирующую смазку марки LCP-GM. Выполнять это необходимо как при эксплуатации, так и техническом обслуживании. Чтобы заполнить 0,2 литра рабочего объема, необходимо использовать специальный шприц. Нескольких нагнетаний будет достаточно.