Зилоты кто такие. Зелоты. Отрывок, характеризующий Зелоты

церк.-политич. партия в Византии, выступавшая с 8 в., со времени иконоборчества, против вмеша-тельства императора в церк. дела и отстаивавшая независим. церкви от светской власти.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЗИЛОТЫ

греч., ед. ч. znlotns - ревнитель) - радикальная политич. группировка в Фессалониках (Византия), руководившая восстанием 1342-50, вспыхнувшим в условиях ожесточ. борьбы феод. клики Иоанна Кантакузина против пр-ва Иоанна V. Вожди З. - Михаил и Андрей Палеологи, митрополит Иакинф. В результате восстания З. в Фессалониках была установлена коммуна. Социальная программа З. недостаточно выяснена, изучение ее осложняется тем, что осн. источник для изучения требований З. - "Слово" Николая Кавасилы - риторичен, а в последнее время поставлена под сомнение (амер. историк И. Шевченко) сама возможность относить его к З. В восстании участвовали широкие слои горожан, а возможно и сельского населения окрестных земель (сов. историк Б. Т. Горянов). Осн. опорой З. были моряки. Органы власти Фессалоникской коммуны - совет и два архонта. Движение З. распространилось и на ряд окружавших Фессалоники городков. Недостаточно изучен вопрос об идеологии З. Кантакузин сообщает, что восставшие высмеивали христ. таинства. Этапы восстания З.: 1) 1342-43 - политич. переворот, изгнание динатов, переход власти в руки богатых купцов; 2) 1343-45 - рост влияния гор. и сел. бедноты, возглавляемой З., ликвидация аристократич. заговоров; 3) 1345-49- гегемония плебейских масс города; 4) 1349-50 - бегство Андрея Палеолога и спад движения. В 1349 Кантакузин занял Фессалоники. Восстание З. стоит в одном ряду с движением в купеч. городах Италии 14 в., однако теория рум. историка О. Тафрали, объяснявшего переворот З. прямым влиянием восстания в Генуе 1339, отвергнута (И. Шевченко, чеш. ученый В. Грохова). Восстание З. было не революцией (как считают О. Тафрали, сов. историк А. К. Бергер), а антифеод. революц. движением (Э. Вернер, ГДР), поражение к-рого ускорило упадок Византии. Лит.: Бергер А., Демократич. революции в Византии в 14 в., в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, (т.) V, М.-Л., 1930; Горянов Б. Т., Поздневизант. феодализм, М., 1961, с. 303-74; Вернер Э., Нар. ересь или движение за социально-политич. реформы? Проблемы революц. движения в Солуни в 1342-1349 гг., в сб.: Визант. Врем., (т.) 17, М.-Л., 1960; Hrochov? V., La r?volte des z?lotes а Salonique et les communes italiennes, "Byzantinoslavica", XXII, 1961; Semcenco I., Nicol?s Cabasilas´ Anti-Zealot discourse.A reinterpretation, в сб.: Dumbarton Oaks Papers, v. 11, 1957.

Зелоты (по-гречески zelotes, буквально `ревнители`; на иврите קַנָּאִים - каннаим) - общее название радикальных течений в освободительном движении последнего столетия эпохи Второго Храма , вылившемся в восстание 66–73 гг. н. э. .

Движение зелотов

Главным центром движения зелотов была Галилея , а затем также и Иерусалим . Движение зелотов, религиозное в своей основе, развилось из фарисейства , отличаясь от него гораздо большим радикализмом в понимании национальной независимости. Возведя политическую свободу Иудеи в степень религиозной доктрины, зелоты рассматривали примирение с римским владычеством как тягчайший грех, ибо только Бог является истинным владыкой народа Израиля и его страны.

Скудный исторический материал позволяет лишь в самом общем виде проследить начальные этапы развития движения. Уже во времена наместничества Ирода I в Галилее там началось антиримское брожение: некий Хизкия во главе собственного отряда нападал на римские части; в 46 г. до н. э. он был захвачен Иродом и казнен.

Спустя 40 лет, в 6 г. до н. э., сын Хизкии, Иеhуда Галилеянин вместе с фарисеем Цадоком, принадлежавшим, по-видимому, к священническим кругам Иерусалима, призывали евреев сопротивляться проводившейся римлянами с фискальными целями переписи населения и имущества, видя в этой переписи признак формального включения Иудеи в Римскую империю в качестве одной из ее провинций.

Требования императора Калигулы поставить по всей Империи его идолы, грубое отношение римских солдат к Храму и вере жителей Иудеи привело к существенной радикализации еврейского населения и, соответственно, пополнению сторонников зелотов. В следующем поколении сыновья Иехуды, Яаков и Шимон, стояли в центре антиримских смут в дни прокуратора Тиберия Александра (46–48 гг. н. э.) и были им казнены.

Число приверженцев движения непрерывно росло, и к началу восстания (66 г. н. э.) оно включало также и значительное число евреев Заиорданья .

Течения зелотов

К этому времени среди зелотов можно выделить три основных течения.

  1. Наиболее крайнее течение галилейских зелотов, которых их противники назвали сикариями (от латинского sicarii - `убийцы`) за террористические методы борьбы, отличалось преданностью дому Иехуды Галилеянина, мессианскими чаяниями и требованием социальной справедливости. Одной из центральных фигур этого течения был Менахем из дома Иехуды, который захватил накануне восстания крепость Масаду и перебил находившийся там римский гарнизон. С началом восстания Менахем появился в Иерусалиме, призывая не только к войне с римлянами, но и к борьбе с местной аристократией. Многие приверженцы Менахема видели в нем мессианского царя. Впоследствии Менахем был убит противниками в результате внутренних конфликтов среди восставших. Из дома Иехуды Галилеянина происходил также Элазар бен Яир , возглавлявший гарнизон повстанцев в Масаде с 66 г. вплоть до падения крепости в 73 г.
  2. Более умеренное, иерусалимское течение, собственно зелоты (каннаим), возглавлялось преимущественно выходцами из священнических и аристократических кругов Иерусалима . В идеологии этого течения социальный аспект не занимал особого места, хотя именно иерусалимские зелоты впервые избрали первосвященника не из среды правящей олигархии.
  3. Третьим было движение, возглавлявшееся Шимоном Бар-Гиорой . Начавшись в Заиорданье , движение охватило преимущественно низшие сословия по всей стране. Сторонники Шимона Бар-Гиоры видели в нем царя-Мессию. Социальная идеология этого движения была более радикальной, чем идеология сикариев: еще до прибытия в Иерусалим Шимон объявил свободу рабам и экспроприацию имущества богатых, а в Иерусалиме приверженцы Бар-Гиоры и Менахема сожгли долговой архив.

Разногласия между лидерами трех течений были одним из факторов падения Иерусалима. Традиции движения зелотов, однако, продолжали жить после подавления восстания 66–73 гг. и нашли свое выражение в Бар-Кохбы восстании .

Иосиф Флавий

Наиболее известен из иерусалимских священников-зелотов Иосиф Флавий , в сочинениях которого содержится самый обширный сохранившийся материал о зелотах. Он называет зелотов одной из четырех - наряду с фарисеями,

Возникшее в эпоху Маккавеев во 2-й половине I века до н. э. и оформившееся окончательно в середине I века н.э.

Основной целью зелотов было упразднение эллинистического влияния и свержение римского владычества , для достижения которой считались пригодными любые средства . К середине I века н. э. зелоты оформились в политическую партию для борьбы с наследием царя Иудеи Ирода Великого . С фасада Иерусалимского храма , отстроенного Иродом, они сбили золотого орла как побуждающего к идолопоклонству и намекающего на римское владычество.

Зелоты, будучи непримиримыми противниками римлян, решили бороться до конца, обосновывая это также тем, что Израилем может управлять только Мессия - потомок Давида . Наиболее отважные воины выделились в отдельное крыло и получили от римлян прозвище «сикарии» («убийцы», «кинжальщики»). Их радикальные воинственные действия привели к войне с римлянами. Так, один из сикариев Менахем , сын Иуды, захватив крепость Масаду , перебил римский гарнизон.

Наиболее известные зелоты - Симон (Шимон) Бар-Гиора и Йоханан из Гискалы . Иногда зелотов рассматривают как основанную Иудой Галилеянином и Садоком Фарисеем «четвёртую секту » (наряду с фарисеями , саддукеями и ессеями), о которых упоминал участник Иудейских войн Иосиф Флавий .

Напишите отзыв о статье "Зелоты"

Примечания

См. также

Отрывок, характеризующий Зелоты

Пурга встретила меня, как всегда, очень дружелюбно, но за эти три месяца она как бы чем-то изменилась. Была очень грустной, с замедленными движениями, и не высказывала слишком большого стремления выйти наружу. Я спросила хозяйку, почему она такая «другая»? Соседка сказала, что бедная Пурга, видимо, тоскует по хозяину и ей очень её жаль.
– Попробуй, – сказала она, – если сумеешь её «оживить» – она твоя!
Я просто не могла поверить тому, что услышала, и мысленно поклялась ни за что на свете не упустить этот шанс! Осторожно подойдя к Пурге, я ласково погладила её влажный, бархатистый нос, и начала тихонечко с ней разговаривать. Я говорила ей, какая она хорошая и как я её люблю, как прекрасно нам будет вместе и как сильно я буду о ней заботиться… Конечно же, я была всего лишь ребёнком и искренне верила, что всё, что я говорю, Пурга поймёт. Но даже сейчас, спустя столько лет, я всё ещё думаю, что каким-то образом эта удивительная лошадь меня и в правду понимала... Как бы там ни было, Пурга ласково ткнулась мне в шею своими тёплыми губами, давая понять, что она готова «пойти со мной погулять»... Я кое-как на неё взобралась, от волнения никак не попадая ногой в петлю, изо всех сил постаралась успокоить своё рвущееся наружу сердце, и мы медленно двинулись со двора, поворачивая нашей знакомой тропинкой в лес, где она, так же, как и я, очень любила бывать. От неожиданного «сюрприза» меня всю трясло, и я никак не могла поверить тому, что всё это по-настоящему происходило! Мне очень хотелось себя сильно ущипнуть, и в то же время я боялась, что вдруг, прямо сейчас, проснусь от этого чудесного сна, и всё окажется всего лишь красивой праздничной сказкой... Но время шло и ничего не менялось. Пурга – моя любимая подруга – была здесь со мной, и только чуть-чуть не хватало, чтобы она стала по-настоящему моей!..
День моего рождения в том году выпал на воскресение, а так как погода была просто великолепной, многие соседи в то утро прогуливались по улице, останавливаясь поделиться друг с другом последними новостями или просто подышать «свежепахнувшим» зимним воздухом. Я чуточку волновалась, зная, что сейчас же стану объектом всеобщего обозрения, но, несмотря на волнение, очень хотела выглядеть уверенной и гордой на моей любимой красавице Пурге... Собрав свои «растрёпанные» эмоции в кулак, чтобы не подвести чудесную подружку, я тихонечко тронула её бок ногой, и мы выехали за ворота... Мама, папа, бабушка и соседка стояли на дворе и махали нам вдогонку, как будто для них, так же, как для меня, это тоже было каким-то невероятно важным событием... Это было по-доброму смешно и забавно и как-то сразу помогло мне расслабиться, и мы уже спокойно и уверенно поехали дальше. Соседская ребятня тоже высыпала во двор и махала руками, выкрикивая приветствия. Вообще, получился настоящий «праздничный кавардак», который развеселил даже прогуливающихся на той же улице соседей... ζηλωτής , букв. «ревнитель , приверженец »)
  • Зилоты (зелоты) - социально-политическое и религиозно-эсхатологическое течение в Иудее, возникшее в эпоху Маккавеев во 2-й половине I века до н. э. и оформившееся окончательно в середине I века н. э.
  • Зилоты - политическая партия в Константинополе в XII-XIV веках, находившаяся в противостоянии с партией политиков. Её приверженцы, в числе которых были преимущественно монахи и представители низших городских слоёв, заявляли себя строгими ревнителями церковных правил и добивались, чтобы государство не посягало на права Церкви и не вмешивалось в сферу духовной власти.
  • Зилоты - греческая антиаристократическая политическая группировка, захватившая на несколько лет власть в Фессалониках в XIV веке.
  • Зилоты - современное греческое название монахов, ведущих подчёркнуто аскетичный образ жизни и негативно относящихся к экуменизму и церковному модернизму.

См. также

  • О зилотах мира StarCraft см. Протосс
__DISAMBIG__

Напишите отзыв о статье "Зилоты"

Отрывок, характеризующий Зилоты

– А недалеко, – должно быть, за ручьем? – сказал он стоявшему подле него гусару.
Гусар только вздохнул, ничего не отвечая, и прокашлялся сердито. По линии гусар послышался топот ехавшего рысью конного, и из ночного тумана вдруг выросла, представляясь громадным слоном, фигура гусарского унтер офицера.
– Ваше благородие, генералы! – сказал унтер офицер, подъезжая к Ростову.
Ростов, продолжая оглядываться на огни и крики, поехал с унтер офицером навстречу нескольким верховым, ехавшим по линии. Один был на белой лошади. Князь Багратион с князем Долгоруковым и адъютантами выехали посмотреть на странное явление огней и криков в неприятельской армии. Ростов, подъехав к Багратиону, рапортовал ему и присоединился к адъютантам, прислушиваясь к тому, что говорили генералы.
– Поверьте, – говорил князь Долгоруков, обращаясь к Багратиону, – что это больше ничего как хитрость: он отступил и в арьергарде велел зажечь огни и шуметь, чтобы обмануть нас.

Политическая группировка в Фессалониках (Греция). В г. возглавили движение за автономию Фессалоник и захватили власть в городе. В г. движение зилотов было подавлено византийским императором Иоанном VI с помощью турок , при активной поддержке православной церкви и особенно афонских монахов-исихастов .

Зилот (ревнитель) (Лк. VI, 15, Деян. I, 13) - прозвание, данное одному из 12 апостолов - Симону, для отличия от другого апостола Симона-Петра. У евангелистов Матфея (X, 4) и Марка (III, 18) он называется Кананитом, что с еврейского имеет то же значение, что и греческое слово зилот. В Иудее во времена Христа существовала секта зилотов-особо фанатичных ревнителей закона, ни с чем не считавшихся, не признававших над собой никакой власти, кроме власти Бога, приведших в конце концов к уничтожению Иерусалима. Прозвание зилотов в своем начале, вероятно, не было прозванием известной впоследствии по своему фанатизму секты и могло усвояться всякому, кто отличался особенной благочестивой, разумной ревностью по Боге и вере, и в чистом смысле не заключало в себе ничего предосудительного. Но со временем между иудеями явились такие ревнители, которые простирали свою ревность слишком далеко за пределы истинной ревности. Имеют ревность по Боге, свидетельствует о них св. ап. Павел, но не по рассуждению (Рим. X, 2). Тогда как истинные ревнители особенно старались только о сохранении истинной веры и очищении себя от нечистот языческих, последние - мнимые и крайние ревнители и фанатики ревновали о внешней свободе, проповедовали, что народ не должен платить дани кесарям, признавали над собой господство только одного Бога и таким образом возбуждали в народе мятежи и возмущения, и даже преследовали и убивали тех, которые учили не согласно с ними и противились им (Деян. гл. VI, VII). Зилоты были, можно сказать, главными виновниками всех последующих мятежей и возмущений иудеев против римлян и всех тех бедствий, которые обрушились наконец на политическую жизнь этого народа. Те галилеяне, о которых упоминает св. ев. Лука (ХIII, 1) и кровь которых Пилат смешал с жертвами их, как полагают, принадлежали к секте зилотов. К этим же ревнителям, по-видимому, следует отнести и убийц св. первомученика Стефана (Деян. гл. VI, VII).

Современники зилотов, особенно симпатизирующие их политическим противникам, оставили мало информации о правлении в Фессалониках. Зилоты создали эффективную систему гражданского самоуправления, которая просуществовала восемь лет. При них имущество аристократии было конфисковано и перераспределено. Предположительно, поскольку город находился в состоянии непрерывной осады, было введены равные права для всех граждан.

Предпосылки

Ссылки

  • Павел Троицкий. «Правда» и правда о гонениях на зилотов.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Зилоты" в других словарях:

    - (греч. zelotai букв. ревнители), политическая группировка 14 в. в Фессалониках. В 1342 возглавили движение за автономию Фессалоник и при поддержке масс (особенно моряков) захватили власть в городе. В 1349 движение зилотов было подавлено… … Большой Энциклопедический словарь

    - (по гречески ревнители) политическая группировка 14 в. в Фессалониках. В 1342 г. возглавили движение за автономию Фессалоник и при поддержке народных масс (особенно моряков) захватили власть в городе. В 1349 г. движение зилотов было подавлено… … Исторический словарь

    - (зелоты), самое радикальное политич. направление среди иудеев, возникновение к рого связано с восстанием Иуды (см. Иуда 7) Галилеянина (Деян 5:37). У З. было очень сильно выражено национально патриотическ. чувство. Стремясь изгнать римлян, они в… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    - (иноск.) ревнители, непримиримые намекъ на зилотовъ, іудейской религіозно политической партіи, боровшейся за свою политическую самостоятельность. Девизъ ея: нѣтъ владыки, кромѣ Іеговы, нѣтъ подати, кромѣ храмовой, нѣтъ друга, кромѣ Зилота. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография) - (греч. zēlōtái, буквально ревнители), политическая группировка XIV в. в Фессалониках. В 1342 возглавили движение за автономию Фессалоник и при поддержке масс (особенно моряков) захватили власть в городе. В 1349 движение зилотов было подавлено… … Энциклопедический словарь

    - (греч., ед. ч. znlotns ревнитель) радикальная политич. группировка в Фессалониках (Византия), руководившая восстанием 1342 50, вспыхнувшим в условиях ожесточ. борьбы феод. клики Иоанна Кантакузина против пр ва Иоанна V. Вожди З. Михаил и Андрей… … Советская историческая энциклопедия

    Зилоты - (греч. zelotai ревнители) радикальная полит, группировка в Фессалонике, богатом торгово ремесленном центре, сохранявшем некоторую экономим, самостоятельность. Полит, власть в Фессалонике сосредоточилась в руках феодалов и духовенства, которые… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях