Что будет, если при движении включить нейтраль на акпп? Что будет если… при движении включить нейтраль на акпп Акпп можно ли ехать на нейтралке

Продолжаем публиковать статьи из серии «Что будет если…». Сегодня обсудим – что происходит с автоматической коробкой передач, если во время движения включить «нейтралку».

Зачем включают режим «нейтраль» на автомобилях с АКПП? А затем, что, согласно распространенному заблуждению, при переключении в «нейтраль» - экономится топливо. «Нейтраль» также включают при подъезде к светофору, на спусках и пр.

«Нейтраль» не экономит топливо

Миф об экономии развеем сразу - при отпущенной педали газа в камеру сгорания поступает минимально возможное количество смеси, поэтому смысла переходить на «нейтраль» с этой точки зрения нет никакого. Более того, это актуально не только для автомобилей с АКПП - и на «ручке» на современных авто при переводе в «нейтраль» экономии нет.

Экономить при езде на «нейтрали» можно лишь на старых карбюраторных автомобилях, а с появлением «электронных мозгов» в двигателе, это утверждение потеряло свою актуальность.

И даже при кратковременных остановках, например, у светофоров, переводить рычаг в нейтральное положение не рекомендуется, так как это приводит лишь к излишним переключениям коробки передач и уменьшает ресурс ее работы.

А теперь коснемся устройства АКПП.

Немного об устройстве «коробки-автомат»

Мы уже писали об устройстве автоматических коробок передач в материалах « », « », в которых обсуждали процессы, происходящие во время движения автомобиля. Теперь более подробно остановимся на работе автоматической коробки передач в режиме «нейтраль».

Напомним, что в автоматической коробке передач мощность от двигателя передается через гидротрансформатор (который выполняет роль сцепления) на входной вал АКПП.

Для образования различных передаточных чисел чаще всего используются планетарные ряды - система, состоящая из нескольких шестерен - сателлитов, вращающихся вокруг центральной шестерни, а передаточные отношения достигаются путем фиксации различных деталей друг относительно друга.

Переключение передач (фиксация того или иного элемента) осуществляется гидравлической или электронной системой управления. Автоматика считывает данные с двигателя и выходного вала АКПП, в результате чего - выбирает передачу.

С рычагом селектора АКПП соединен клапан выбора диапазона, который в зависимости от положения рычага, запрещает включение определенных передач.

Давление масла для управления АКПП создается масляным насосом. Масло (трансмиссионная жидкость), как и в двигателе, выполняет несколько функций - и функцию смазки, и отвода тепла.

Разрез АКП (Mercedes):

1 - Турбинное колесо гидротрансформатора,
2 - Вал реактора гидротрансформатора,
3 - Ведущий вал,
4 - Обгонная муфта гидротрансформатора,
5 - Ведущий фланец основного насоса,
6 - Реактор,
7 - Основной насос,
8 - Картер АКП,
9 - Передняя крышка,
10 - Муфта К1,
11 - Тормоз ВЗ,
12 - Сателлиты,
13 - Солнечное колесо среднего планетарного ряда,
14 - Эпицикл заднего планетарного ряда,
15 - Муфта свободного хода,
16 - Муфта К2,
17 - Сапун,
18 - Шестерня привода скоростного регулятора,
19 - Шестерня блокировки ведомого вала,
20 - Датчик частоты вращения ведомого вала,
21 - Фланец выходного вала,
22 - Нижняя часть картера,
23 - Собачка механизма блокировки ведомого вала,
24 - Штанга механизма блокировки ведомого вала,
25 - Скоростной регулятор,
26 - Поддон,
27 - Задняя крышка,
28 - Масляный фильтр,
29 - Ленточный тормоз В2,
30 - Сателлиты заднего планетарного ряда,
31 - Солнечное колесо заднего планетарного ряда,
32 - Клапанная коробка,
33 - Крышка клапанной коробки,
34 - Ленточный тормоз В1,
35 - Сливная пробка,
36 - Насосное колесо гидротрансформатора.

Что происходит при включении «нейтрали»

Итак, важно отметить следующее: при перемещении селектора автоматической коробки передач в положение «нейтраль», первичный вал АКПП отсоединяется от вторичного (ведомого) вала.

Двигатель начинает работать в режиме холостых оборотов (700-900 об/мин), давление в системе смазки АКПП снижается почти в 2 раза от величины давления в режиме «драйв».

На «нейтрали» можно двигаться на скорости не выше 40 км/ч

Так как нет жесткой связи вращения колес и оборотов двигателя, крутящий момент от колес передается на вторичный вал КПП, а если «нейтраль» была включена на большой скорости - вторичный вал будет вращаться гораздо быстрее первичного. При этом вторичный вал двигателя (и сопряженные с ним шестерни, подшипники, редуктор) будет подвергаться нагрузкам, растущим по мере увеличения скорости.

А так как давление в масляной системе устанавливается минимально допустимым, то на большой скорости на вторичном валу АКПП и большинстве сопряженных с ним элементов возникнет, и будет прогрессировать масляное голодание. В результате - локальный перегрев элементов, деформации, сокращение ресурса коробки.

При регулярном движении на больших скоростях при включенной «нейтрали» - АКПП со временем выйдет из строя.

Теперь определимся - что можно назвать «большими скоростями», а что - нет. Для этого заглянем в инструкцию по эксплуатации автомобиля. Практически во всех инструкциях указано, что буксировать автомобиль с автоматической КПП можно на расстояние не более 40 км при скорости не более 40 (а то и 30) км/ч. А порой - буксировка запрещена вообще.

Почему так? А потому, что при скорости выше 40 км/ч давления масла будет уже недостаточно для смазки, и коробка будет сильно нагреваться. При скорости до 40 км/ч - давление тоже будет невелико, коробка тоже будет греться, но маршрут не более 40 км все же сможет одолеть без особых последствий (затем автомобиль должен «отдохнуть» несколько часов, пока температура АКПП снизится).

Следовательно, на "нейтрали" все-таки можно двигаться (если это прямо не запрещено инструкцией по эксплуатации), но на скорости ниже 40 км/ч.

Что происходит при переключении в «драйв»

Если водитель на автомобиле с АКПП все-таки движется в режиме селектора «нейтраль», придет время, когда будет пора уже включать и «драйв». И здесь опять стоит вспомнить про разницу скоростей первичного и вторичного вала коробки передач.

Режим «драйв» желательно включать на неподвижном автомобиле

Электронное управление КПП, конечно, выберет именно ту передачу, которая соответствует скорости (хотя не исключен вариант, что будет включена 1-я передача - все зависит от программы, заложенной в «электронный мозг»). Но все мы помним, что включение «драйва» даже на стоящей машине сопровождается едва ощутимым толчком - шестерни входят в зацепление.

Если же «драйв» после «нейтрали» включить на движущемся авто, кроме того, что момент сцепления шестерней будет более ощутим, возрастет и нагрузка на коробку передач из-за необходимости согласовывать скорости валов.

Поэтому «драйв» желательно включать все-таки на стоящем автомобиле.

Разумеется, однократный перевод рычага между режимами на движущемся авто вряд ли приведет к ощутимым последствиям, а вот привычка регулярно «играть селектором» - вполне может вывести АКПП из строя (для таких любителей можно посоветовать приобрести авто с механической коробкой передач).

Итог

  • «Нейтраль» не экономит топливо.
  • На «нейтрали» можно двигаться на скорости не выше 40 км/ч, чем выше скорость - тем раньше наступит масляное голодание и перегрев коробки передач.
  • Режим «драйв» желательно включать на неподвижном автомобиле.
  • «Нейтраль» предназначена лишь для буксировки автомобиля (на расстояние не более 40 км при скорости не выше 30-40 км/ч). И использовать автомобилисту «нейтраль» для других целей нет смысла.

Водитель, впервые купивший автомобиль с АКПП, неизменно задается вопросом, можно ли катиться на нейтралке на автомате? Этот вопрос возникает из-за давней привычки «экономии топлива» – перевода в нейтральное положение рычага переключения скоростей на МКПП во время длительных спусков, или «докатов» до места.

Устройство современных двигателей позволяет экономить топливо, не переключая передачу в процессе движения на длительных спусках.

Теоретически это ведет к значительной экономии топлива. Практически – вопрос спорный.
Впрыскивание топлива в двигатель практически полностью прекращается при отпущенной педали газа, вне зависимости от положения рычага. И это актуально не только для автомата, но и для механики.

Можно ли двигаться на нейтрали с АКПП

В то же время, если перевод на нейтраль для механики во время движения – не опасен, то для автоматики это действие – медленная смерть. Конечно, в случае единичного переключения ничего не произойдет, да и переключение на скорости с «D» в «N» пройдет для автомата безболезненно. А вот обратный процесс может быть губительным для всей коробки, если не выполнить главное правило – полностью остановиться, и только после этого включить драйв. Это связано со значительным понижением давления масла в нейтральном режиме. Если же переключить с «нейтралки» на «драйв» во время движения, резкое возрастание давления масла может значительно повредить коробку передач.
Можно ли подумать, что ехать на нейтралке на автомате с горы до полной остановки безопасно для системы переключения скоростей? Нет, так думать нельзя. Не только переключение с нейтрального в драйверный режим опасно для коробки, но и само движение недопустимо.

Частый перевод на нейтралку и обратно вырабатывает ресурс коробки.

Это результат отличного от механической коробки устройства смазывания внутренних элементов маслом. В автомате оно происходит только во время движения с включенной скоростью. То есть перевод рычага в нейтральное положение грозит износом деталей, которым приходиться работать «на сухую».
Износ большинства автоматических коробок передач определяется установленным количеством переключения режимов передач.

Для чего нужно положение «N»?

Естественно, что возникает вопрос об использовании нейтралки. Данный режим предполагает использование во время буксировки автомобиля с выключенным двигателем. Также он используется во время раскачивания застрявшего авто и во время сервисного обслуживания.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что водители так и не пришли к однозначному заключению можно или нет ехать на нейтралке на автомате. А вот мнение производителей и работников автосервисов по этому поводу совпадает. Они дружно утверждают, что езда на нейтральной передаче на АКПП чревата серьезными последствиями.

Автоматическая коробка передач значительно упрощает процесс управления автомобилем, позволяя водителю сконцентрироваться на дороге, а не на включении/отключении сцепления и дергании рычага КПП. На стандартной автоматической коробке передач присутствует несколько режимов езды, среди которых имеется режим N – нейтраль.

Как известно, при положении рычага коробки передач в нейтральном положении, крутящий момент от двигателя не идет к колесам, вследствие чего машина не движется. Нейтральная передача на механической коробке используется водителем едва ли не на каждом светофоре, но на автомате ее роль значительно меньше, а сценарии использования строго ограничены.

Оглавление:

Для чего нужна нейтральная передача в АКПП

Многие водители автомобилей с автоматической коробкой передач могут за все время эксплуатации ни разу не переключиться на нейтраль. Несмотря на это, нейтральная передача (или другой режим АКПП, моделирующий ее) обязательно должна присутствовать в коробке передач. Это необходимо для буксировки машины.

Если ознакомиться с руководством по техническому обслуживанию автомобиля с автоматической коробкой передач, в нем можно обнаружить информацию о правилах буксировки машины. Производители рекомендуют при буксировке включать на буксируемом автомобиле с АКПП нейтральную передачу и двигаться со скоростью не более 50 километров в час. При этом чаще всего в рекомендациях по буксировке также указывается, что автомобиль с АКПП не должен буксироваться далее 50 километров, а если до точки назначения необходимо преодолеть расстояние более 50 километров, лучше использовать эвакуатор или буксировку с поднятыми ведущими колесами автомобиля.

Еще один сценарий, где может быть использована нейтральная передача АКПП, – это стоянка. Оставлять автомобиль на нейтрали с ручником на стоянке рекомендуется только в тех случаях, когда имеются проблемы с работой режима паркинга – P. Стоит отметить, что если машина стоит на нейтрали, для пуска двигателя потребуется выжать педаль тормоза.

Включать ли нейтраль на автомате на светофоре и в пробке

Пожалуй, одно из главных заблуждений водителей машин с автоматической коробкой передач, которые ранее управляли автомобилем на «механике», это необходимость переключения рычага передач на нейтраль во время остановки на светофоре. При управлении машиной с механической коробкой передач, водитель переключает рычаг в нейтральное положение, чтобы можно было убрать ногу с педали сцепления. Однако в автоматической коробке передач ее нет, как и нет необходимости переходить на нейтральную передачу.

Если разбираться в механике процесса, нужно сказать, что при включенном режиме D («драйв») гидротрансформатор автоматической коробки передач нагнетает давление, за счет которого передается крутящий момент. В данном режиме происходит активное смазывание элементов коробки передач. Если педаль акселератора не нажата, то гидротрансформатор находится в «зеленой зоне», при которой происходит его смазывание и более не выполняются никакие процессы. Переключившись на нейтральную передачу, водитель разомкнет входной и выходной валы, тем самым прервав смазывание элементов коробки передач. Когда загорится зеленый сигнал светофора, переключение обратно в режим «драйв» станет стрессовым для агрегатов коробки, поскольку изменится давление. Соответственно, элементам коробки придется выполнить лишние движения, что негативно на них скажется и приблизит момент выхода из строя.

Схожим образом следует рассматривать вопрос нахождения автомобиля в пробке. Нет необходимости в заторе переключать рычаг автоматической коробки с режима D на N. В крайнем случае, если движение в потоке полностью отсутствует, можно переключить рычаг в положение P («паркинг») или просто выключить двигатель.

Можно ли ехать накатом на автомате

В желании сэкономить топливо при движении с горки водители автомобилей с автоматической коробкой передач могут рассматривать вариант с переключением рычага в положение N. Делать этого ни в коем случае нельзя, по нескольким причинам:

  • В положении «нейтраль» агрегаты коробки передач не смазываются должным образом, что необходимо при движении машины;
  • У водителя существенно снижаются варианты маневрирования, при необходимости он не сможет увеличить скорость автомобиля, например, чтобы обойти препятствие;
  • Переключение в режим D из положения N при движении автомобиля строго запрещено из-за резкого перепада давления. Это может привести к выходу автоматической коробки передач из строя.

Двигаться накатом на автомобиле с автоматической коробкой передач следует в режиме D, чтобы избежать проблем со скорым выходом деталей АКПП из строя.

На современных автомобилях устанавливается различная трансмиссия, коробки передач бывают: механическими, роботизированными, автоматическими и бесступенчатыми.

Даже начинающие водители знают, зачем нужна нейтральная передача на МКПП.

Но назначение нейтрали в автоматической трансмиссии понятно не всем, многие водители не пользуются нейтралкой на автомате. В этой статье мы рассмотрим, нужна ли нейтральная передача АКПП во время движения авто, стоит ли на нее переключаться.

Режимы АКПП

В механической коробке передач (МКПП) переключение скоростей производится рычагом – в КПП есть несколько передач вперед (4, 5 или 6), одна задняя. В автомобиле с автоматом скорости меняются посредством селектора АКПП, во время движения авто переключение происходит в автоматическом режиме. Понять, что коробка переключилась, можно по изменению оборотов двигателя или еле заметному толчку. Селектор на автомате во время движения нужен для того чтобы:

  • поставить автомобиль на парковку;
  • включить более динамичный режим;
  • двигаться задним ходом.

Стандартные режимы в селекторе АКПП:

На автомате есть и дополнительные режимы, но мы их рассматривать не будем, важно выяснить, нужна ли нейтральная передача, и в каких случаях.

Зачем нужен нейтральный режим АКПП

Самые часто используемые режимы в АКПП – «P» и «D», селектор из одного режима в другой переводится, минуя положение «N». В инструкции по эксплуатации говорится – нейтральная передача нужна для транспортировки (буксировки) авто, например, если он находится в неисправном состоянии. Но буксировать автомобиль с коробкой-автоматом нежелательно, в крайнем случае, допускается транспортировка машины с АКПП на скорости до 35 км/ч и на короткие расстояния. Если авто по какой-то причине не может самостоятельно передвигаться, самое верное решение – вызывать эвакуатор.

Ничего страшного в трансмиссии не случится, если во время стоянки авто селектор КПП будет находиться в положении «N» вместо «P», но тогда необходимо задействовать ручной тормоз, иначе машина, стоящая под уклоном, может укатиться. И если поставить на нейтралку автомобиль во время стоянки, будет неудобно запускать двигатель – придется удерживать педаль тормоза. При стояночном режиме «P» ведущие колеса заблокированы, и автомобиль никуда не поедет.

Нужна ли нейтраль на светофоре

Самый частый вопрос, задаваемый водителями – нужно ли включать нейтралку на автомате, если автомобиль стоит на светофоре? Обычно машина стоит на перекрестке около одной минуты, и для того чтобы движение автомашины с автоматической коробкой прекратилось, нужно на режиме «драйв» нажать и удерживать педаль тормоза. Некоторые водители утверждают, что переключение на нейтралку на светофоре продлевает срок службы АКПП. Это неверно, наоборот, коробке можно навредить, если переключиться на «N»:

  • на нейтрали насос недостаточно качает масло;
  • при переключении из нейтрального режима в положение «драйв» при резком нажатии на педаль акселератора (газа) давления масла может не хватить, и АКПП перегреется.

Если на дороге образовалась пробка, скопилось много автомобилей, и приходится достаточно долго стоять, разумнее переключить селектор в положении «паркинг»:

Если пробка большая, следует поставить селектор КПП в режиме «P», заглушить двигатель. Для возобновления движения достаточно запустить мотор, переключится на «D» и продолжать путь. Некоторые водители переключаются на нейтралку, подъезжая к светофору, и большой беды от этого нет, но по возможности лучше привыкать эксплуатировать автомобиль по правилам, прописанным в инструкции.

Движение накатом на нейтральной передаче с АКПП

Вопрос, часто возникающий у водителей – можно ли ездить на нейтралке накатом, если автомобиль едет по ровной дороге с небольшим уклоном вниз? Некоторые автомобилисты утверждают – на нейтрали и холостых оборотах экономится топливо, такой стиль вождения очень выгоден в экономическом плане. Практикой доказано, подобный режим не приводит к экономии, на холостых оборотах топлива расходуется немало.

Опять нужно вспомнить – на нейтрали насос АКПП создает малое давление, и при переключении в конце затяжного спуска с нейтралки на режим «драйв» возникает резкий переход, особенно при быстром нажатии на педаль газа. Многое зависит от опыта водителя, и при неудачном переходе из «N» в «D» может полностью выйти из строя трансмиссия. Для коробки очень плохо, когда автомобиль двигается на нейтрали со скоростью свыше 90 километров в час, поэтому во время затяжного спуска включать нейтральную передачу на автомате настоятельно не рекомендуется – ремонт АКПП всегда обходится недешево.

Накат на нейтральной скорости нежелателен в целях безопасности дорожного движения, при выключенной передаче водитель не может нормально контролировать динамику автомобиля – для переключения из одного режима в другой требуется время, а на большой скорости важны доли секунды.

  1. Если водитель решил воспользоваться нейтральной передачей на светофоре, необходимо сначала переключить селектор из «N» в «D», ощутить небольшой толчок, и после этого нажимать на газ.
  2. Переключение рычага АКПП перед началом движения следует производить при нажатой педали тормоза.
  3. Если приходится долго стоять в пробке, лучше переключиться на «паркинг», нейтралью не пользоваться.

Сегодня пятый видеоурок вождения на АКПП (автоматической коробке передач). Предлагаю поговорить о такой важном аспекте как нейтральная передача. Вроде бы что про нее говорить? Но не так все просто, многие водители которые ездят на механической коробке зачастую могут пустить машину накатом (нейтральная на скорости), а на автомате так можно? Или вот еще один вопрос, нужно ли переключаться на «нейтралку» на светофоре? Да и вообще зачем нужна эта передача на автомате …


Для начала небольшое определение.

Нейтральная передача это положение коробки передач (не только ) при котором от двигателя не передается колесам, таким образом при работающем двигателе автомобиль не двигается.

Зачем нужна нейтральная передача на автомате?

Второе назначение – это стоянка, конечно можно поставить машину на нейтралку и на «ручник», но это не так удобно как скажем просто поставить на «P» паркинг. Но из такого положения двигатель заведется (почитайте ) Однако так делать можно, это не запрещено!

Как вести себя на светофоре, пробке

Также распространенный вопрос – нужно ли ставить нейтральную передачу на светофоре или достаточно просто нажать педаль тормоза, оставшись в режиме D – «драйв» ?

Вопрос очень и очень не простой, тысячи различных советов можно услышать из различных источников, и даже из фирменных сервисов автомобилей нет определенного мнения.

Давайте подумаем сами. Что говорит нам любой мануал (инструкция пользователя).

При включенной нейтральной передаче – отсутствует связь между входными и выходными валами. Выходной вал не заблокирован, а значит, автомобиль может двигаться (буксировка). Поэтому нейтральная передача (), в основном нужен только для сервисной транспортировки автомобиля и то по определенным правилам.

Запомните автомат (АКПП), это совсем не механика, здесь принцип сцепления совершенно другой. Здесь нет диска сцепления, а всю работу выполняет гидротрансформатор. Однако когда включен режим «N» (нейтраль) связи между двигателем и колесами попросту нет. Наш бублик (гидротрансформатор) вращается, но он не связывает колеса и двигатель, потому как стопорящие кольца они же фрикционные диски разжимаются.

Что происходит, когда вы переводите рычаг в положение «D» — масляный насос качает давление в гидроблок, далее открывается соленоид и дает давление, под которым фрикционные диски (первой передачи) сжимаются. Они как бы соединяют два вала (от двигателя и от колес) и автомобиль готов к движению, отпускаем педаль тормоза и поехали. После электроника решает, какие фрикционные диски (какой передачи) ей сомкнуть.

Что происходит, когда вы встаете на светофоре и выключаете «D» и переходите в «N». Фрикционы размыкаются, соленоиды закрываются, валы расцепляются. Затем вы опять переводите с «N» в «D» опять такой сложный процесс повторяется! ЕЩЕ РАЗ НАПОМНЮ ЭТО НЕ МКПП!

Итог быстрее изнашиваются соленоиды, фрикционы первой передачи! Если вы один раз включили (а в пробке можно ехать и на второй), то давление стабильно, фрикционы всегда сжаты. ЭТО ПРАВИЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ!

Однако есть и такие случаи, когда стоите на автомате очень долго – пробка, очередь на АЗС. Тогда и нога устанет и держать автомобиль на тормозе не очень удобно. Что делать тогда?

При длительном стоянии в пробке или на АЗС, допускается включение «нейтральной». А можно вообще заглушить мотор, так еще и топливо сэкономите.

Накатом на автомате

Второй по популярности вопрос — Можно ли ездить накатом на автомате?

Кому не хочется с крутой и затяжной горки – поставить машину в положение «N» и катиться на ней пока уклон позволит? Да еще и топливо экономится! НО!

При накате вообще переключаться на «нейтральную» – НЕЛЬЗЯ! Почему? ДА все очень просто. Вот катимся мы с горы, накат, и прям вот рука тянется переключиться на «N» — переключаемся, размыкаем жесткую связь между валом на колеса и валом от двигателя, они начинают крутиться с различными оборотами. То есть двигатель, мы можем раскрутить хоть до 5000, но на колеса это не даст никакого эффекта!

Теперь решили на скорости включить «D», то есть нужно сомкнуть два вала, которые крутятся с различной частотой, ПРИЧЕМ НА СКОРОСТИ! То есть их должны остановить фрикционные диски, СОМКНУТЬ и начать работать как один вал! Это очень сложно, получается что-то типа удара, когда фрикционы смыкаются.

Если вам хочется все же катится с горки накатом, нужно дождаться, когда машина встанет, ПОЛНОСТЬЮ и только потом включить «D» когда вал остановился.

ДА и катится на автомате на нейтральной это не есть ГУД! Запомните! Ремонт потом выйдет намного раз дороже, чем вы сэкономите топлива!

Если хотите катиться то отпустите педаль газа и катитесь, сколько позволит автомат на режиме «D»

Постарался выделить все важные моменты статьи в своем видео ролике, так что обязательно смотрим, очень полезно — для тех кто не хочет читать много букв!