Трактор промышленный гусеничный хтз 181 26

Трактор гусеничный ХТЗ-181 используется в сельском хозяйстве для выполнения большого комплекса работ в растениеводстве: пахота (глубиной до 40 см), сплошная культивация, боронование, посев и уборка зерновых и технических культур, внесение удобрений в агрегате с прицепным, полунавесным и навесным оборудованием специального назначения.

Технические характеристики гусеничной машины по сравнению с колёсными тракторами позволяют обрабатывать сложные почвы с высоким сопротивлением, в том числе на переувлажненных почвах весной и зимой для снегозадержания.

Новая коробка передач с двухпоточной гидросистемой управления позволяет производить поворот трактора во время движения с фиксированным радиусам или при помощи рулевого колеса с любым радиусом поворота. На шасси трактора ХТЗ-181 установлена безопасная двухместная каркасная кабина, оборудованная климат-котролем для удобства работы в любой период года. По Вашему заказу может быть установлен кондиционер. Трактор оснащен пятикатковой торсионно-пружинную подвеской. Продольная база увеличена и обеспечивает повышенную плавность хода и снижает давление на единицу площади. При этом улучшаются агротехнические показатели выполнения технологических процессов и снижается расход топлива.

Технические характеристики

Двигатель , модель, изготовитель ЯМЗ-238КМ2-3
Мощность номинальная, кВт (л.с.) 139,7 (190)
Номинальная частота вращения, об/мин 2100
Число цилиндров, шт. 8
Расположение цилиндров V-образное
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 130/140
Рабочий объем, л 14,86
Система пуска электростартер
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт.ч. (г/л.с.ч.) 220 (162)
Муфта сцепления сухая однодисковая
Коробка передач механическая, гидроуправляемая, переключаемая на ходу под нагрузкой в пределах каждого диапазона
Скорость движения, км/ч: переднего хода: 1;2;3 4,26-5,88; 6,72-9,28; 11,09-15,31
Скорость движения, км/ч: заднего хода: 5,74-7,93
Главные передачи конические со спиральным зубом
Конечные передачи планетарные
Вал отбора мощности задний независимый двухскоростной
Частота вращения выходного вала, об/мин 540 и 1000
База, мм 2300
Колея, мм 1435
Габариты, мм: длина 5455
Габариты, мм: ширина 1960
Габариты, мм: высота 3170
Дорожный просвет, мм 300
Масса эксплуатационная, кг 9050
Масло в двигателе, л 28
Масло в коробке передач, л 38
Масло в ведущих мостах, л 34
Масло в гидросистеме навесного устройства, л 50
Масло в редукторе ВОМ, л 3,6
Топливо, л 430
Охлаждающая жидкость, л 46 (вода), 42 (тосол)

Гусеничный трактор «ХТЗ-181» относится к четвёртому тяговому классу. Это одна из самых новых серийных моделей Харьковского тракторного завода, производство которой осуществляется, с переменным успехом, с 1995 года. «ХТЗ-181» относится к сельскохозяйственным тракторам общего назначения. Он предназначен для выполнения полного спектра агротехнических работ со всевозможным навесным, полунавесным и прицепным оборудованием. Сильные стороны данной модели – мощный и достаточно современный двигатель «ЯМЗ-238КМ2-3» и модернизированная коробка передач с двухпоточной гидросистемой управления гидроподжимными муфтами. Все подробности о «ХТЗ-181» – в этой публикации.

Во внешнем облике «ХТЗ-181» легко угадываются очертания прекрасно знакомого каждому, кто «родом из СССР», трактора «Т-150». Действительно, «ХТЗ-181» создан на основе этого славного массового семейства унифицированных между собой колёсных и гусеничных тракторов советской эпохи. Как и его знаменитый предшественник, трактор ХТЗ-181 призван выполнять энергоёмкие сельскохозяйственные работы, прежде всего, по обработке почвы, а также по уборке урожая.

Пик развития Харьковского тракторного завода пришёлся как раз на начало пресловутой «перестройки». В середине 80-х годов ХХ века ХТЗ выпускал 70 тысяч тракторов в год и поставлял их в 36 стран мира. По всей стране был известен работающий с 1961-го года учебный цех ХТЗ, в котором были созданы хорошие условия для новаторов-экспериментаторов и постоянно велись работы над усовершенствованием тракторов популярного семейства «Т-150».

Общее количество произведённых заводом с 1931-го года тракторов достигло в 80-х годах 2,5 миллиона единиц. Кроме того, стабильно работали цеха, выпускающие бронетехнику для нужд Министерства обороны: самоходные артиллерийские установки, бронетранспортёры и армейские тягачи.

Теперь, конечно, не может быть и речи о подобных объёмах производства. На протяжении 90-х/2000-х годов завод периодически «лихорадило», он переходил от одних собственников к другим, несколько раз вовсе останавливал производство на 3-10 месяцев. Производство бронетехники было полностью остановлено в 2008 году. Самым лучшим для ХТЗ новейшей истории стал 2005-й год, когда предприятие выпустило 2 500 тракторов.

Тем не менее, за эти годы был предпринят целый ряд попыток внедрения в серийное производство новых моделей тракторов разного тягового класса – от малого трактора для мелких фермерских хозяйств «ХТЗ-2410» (с китайским дизелем 25 л.с.), до первого харьковского промышленного и дорожно-строительного бульдозера «ТС-10» (в сотрудничестве с концерном «Бош»); продолжились работы по модернизации моделей на основе классических «Т-150». Одним из таких, достаточно успешных проектов предприятия стал и «ХТЗ-181».

Основной комплекс работ, на которых можно наиболее эффективно использовать трактор «ХТЗ-181», таков: это пахота (глубиной до 40 см), сплошная культивация, боронование, посев и уборка зерновых и технических культур, внесение удобрений в агрегате с прицепным, полунавесным и навесным оборудованием специального назначения.

Трактор «ХТЗ-181» агрегатируется с прицепными, полунавесными, навесными, полуприцепными, гидрофицированными сельхоз. машинами и орудиями, в первую очередь, с плугом «ПЛН-6-35»; культиватором «2КПС-4», культиватором тяжёлым «КТС-6». Кроме пахоты и культивации почвы, предполагается участие трактора «ХТЗ-181» в решении таких задач, как финальная предпосевная обработка почвы, ранневесеннее закрытие влаги, лущение, дискование, посев, уборка зерновых культур, снегозадержание и транспортировка грузов.


Несмотря на то, что в последние годы в крестьянских хозяйствах страны наметилась тенденция к фактическому отказу от гусеничной техники, в пользу колёсных тракторов; технические характеристики гусеничной машины, по сравнению с колёсной, позволяют ей обрабатывать гораздо более сложные почвы с высоким сопротивлением. А также успешно трудиться,в том числе и на переувлажненных почвах весной, и зимой для снегозадержания.

Технические характеристики «ХТЗ-181»

Габаритные размеры трактора

  • Длина (с навесной системой, в транспортном положении): 5,5 метров;
  • Ширина: 1,920 м.
  • Высота (по выхлопной трубе): 3,008 м.
  • Ширина колеи: 1,44 м.
  • Дорожный просвет: 350 мм.
  • База трактора «ХТЗ-181»: 2,320 м.
  • Эксплуатационная масса трактора: 9,470 тонн.

Базовый остов трактора «ХТЗ-181» – это нивелирная клёпаная рама с поперечными литыми брусьями. На передней части рамы установлен V-образный четырехтактный восьмицилиндровый дизельный двигатель «ЯМЗ-238КМ2-3» жидкостного охлаждения. За мотором располагается механизм силовой передачи трактора: муфта главного сцепления, коробка передач с коробкой приводов. Они смонтированы в отдельных корпусах и образуют с двигателем единый блок, прикреплённый к раме на резинометаллических амортизаторах.

В коробке приводов располагаются приводы насосов гидравлических систем: коробки передач и навесного устройства, а также привод независимого вала отбора мощности. Спереди на раме смонтированы водяной и масляный радиаторы систем охлаждения и смазки двигателя, а также масляный радиатор гидравлической системы трансмиссии.

Спереди на корпусе трактора установлены две передние фары, для освещения пути движения. Четыре задних фары предназначены для использования в тёмное время суток (освещения рабочей зоны и(или) прицепных машин и орудий). Раму соединяет с гусеничными двигателями подвеска. Её функции – обеспечение равномерности и плавности хода трактора. Подвеска трактора «ХТЗ-181» является пятикатковой, торсионно-пружинной.

Каждая гусеница представляет собой замкнутую цепь, охватывающую ведущие и направляющие колеса трактора. К корпусу заднего моста прикреплены редуктор вала отбора мощности с независимым приводом от двигателя через карданную передачу. Включение привода и управление гидроподжимной муфтой редуктора ВОМ осуществляется рычагами с рабочего места механизатора.

Увеличенная продольная база трактора обеспечивает повышенную плавность хода и снижение удельных давлений на единицу площади почвы. При этом улучшаются общие агротехнические показатели выполнения технологических процессов, и снижается расход топлива.

Трактор «ХТЗ-181» оснащается двигателем «ЯМЗ-238КМ2-3». Данный силовой агрегат входит в состав распространённого семейства восьмицилиндровых V-образных дизелей производства Ярославского моторного завода. Это четырёх-тактный дизель с воспламенением от сжатия, с непосредственным впрыском топлива, без турбонаддува, с жидкостным охлаждением, механическим регулятором частоты вращения. Технологически «ЯМЗ-238КМ2-3» является практически аналогичным современной базовой модели семейства – «ЯМЗ-238М2», и отличается от неё лишь маховиком под диафрагменное сцепление и некоторыми другими незначительными деталями.

Двигатель «ЯМЗ-238КМ2-3» изначально предназначался именно для установки на гусеничный трактор «ХТЗ-181». Тем не менее, этот мотор является взаимозаменяемым с дизелем «ЯМЗ-238КМ», который производился до 1988 года; и с ещё более ранней версией – двигателем «ЯМЗ-238К», поставляемым до августа 1985 года. Все эти моторы комплектуются диафрагменными сцеплениями «ЯМЗ-182»: однодисковыми, фрикционными, сухими, вытягиваемого типа. Запуск двигателя трактора «ХТЗ-181» осуществляется электростартером.

Двигатель «ЯМЗ-238КМ2-3» обладает высокими мощностью и производительностью, надёжностью и долговечностью. В заводской номенклатуре ХТЗ он обозначается артикулом «238КМ2-1000189». Характеристики данного мотора таковы:

  • Габаритные размеры (длина/ ширина/ высота) в миллиметрах: 1235/1005/1060.
  • Масса: 1,120 т.
  • Мощность: 190 лошадиных сил (140 кВт).
  • Рабочий объём цилиндров: 14,86 л.
  • Диаметр цилиндра: 130 мм.
  • Ход поршня: 140 мм.
  • Частота вращения: 2100 об/мин.
  • Максимальный крутящий момент: 687 Н·м (70 кгс·м).
  • Частота при максимальном крутящем моменте: 1250–1450 об/мин.
  • Минимальный удельный расход топлива: 238 г/кВт·ч (175 г/л.с.·ч).
  • Топливный насос высокого давления: «802.5-20».
  • Генератор: «4055.3771-49».

Коробка передач

Модернизированная коробка передач с двух-поточной гидросистемой управления гидро-поджимными муфтами позволяет переключать передачи на ходу, без разрыва потока мощности, и иметь возможность поворота трактора с фиксированными радиусами или при помощи рулевого колеса с любым радиусом поворота.

Количество передач переднего хода – 9; заднего хода – 3. Планетарные редукторы конечных передач вместе с задним мостом образуют единый блок, жёстко прикреплённый к раме трактора.

На задней части рамы установлено навесное устройство – рычажное, с гидравлической системой управления. Гидравлическая система навесного устройства является раздельно-агрегатной. Для работы с прицепными гидрофицированными машинами и орудиями трактор оснащён прицепной и упряжной скобами, а для работы с прочим прицепным оборудованием – используется тягово-сцепное устройство.

На шасси трактора «ХТЗ-181» установлена современная цельнометаллическая двухместная каркасная кабина. Она обладает хорошими показателями термо- шумо- и пыле-изоляции; обширным панорамным остеклением. В базовой комплектации кабины «ХТЗ-181» – пневматические стеклоочистители переднего стекла, ручные стеклоочистители заднего стекла, аптечка, место для установки радиоприёмника и антенны, солнцезащитные козырьки, зеркала заднего вида, коврик, подрессоренное сиденьем механизатора, выполненное в соответствии с «ГОСТ-20062».

Кабина трактора «ХТЗ-181» оснащена средствами нормализации микроклимата в летний и зимний периоды: мощным отопителем и системой вентиляции. В качестве дополнительной опции она, по желанию заказчика, оборудуется кондиционером фирмы «Вебасто-Электрон» (украинско-немецкое совместное предприятие).

В кабине размещены: рулевая колонка, педали с рычагами управления трактором, валом отбора мощности, автосцепкой и силовым цилиндром навесной системы. Сзади кабины, на продольных усилителях пола кабины, установлен топливный бак.

Объёмы заправочных ёмкостей трактора «ХТЗ-181»

  • Топливный бак: 430 л.
  • Система охлаждения: вода – 41 л; тосол «А-40» – 45 л.
  • Картер двигателя – 31,3 л.
  • Трансмиссия – 32,8 л.
  • Гидронавесная система – 42,3 л.

Трактор ХТЗ-181 выпускается на Харьковском тракторном заводе с 1995-го года. Данная техника используется для выполнения энергоемких работ по уборке урожая и обработке почвы. Широкое применение в различных сельскохозяйственных отраслях трактор получил благодаря большому диапазону скоростей без ограничения по тяговому усилию.

Данная гусеничная модель отличается высокими тяговыми характеристиками, за что ее особенно ценят в сельском хозяйстве. ХТЗ-181 приспособлен для работы с огромным количеством навесного оборудования, что существенно увеличивает его возможности. Именно дополнительные агрегаты позволяют использовать трактор для боронования, пахоты, культивации и посева культур. При этом ХТЗ-181 применяется во всех технологиях возделывания: минимальной, традиционной, нулевой и безотвальной.

Модель относится к тяговому классу 4-5 тонн. Благодаря улучшенным в сравнении с аналогами технологическим параметрам и свойствам ХТЗ-181 зарекомендовал себя как экономичный и высокоэффективный трактор, оптимально подходящий для аграриев. Удлиненная база модели, дополненная торсионно-пружинной 5-катковой подвеской, позволила минимизировать давление на грунт, обеспечить плавный и равномерный ход.

ХТЗ-181 позволяет выполнять повороты с фиксированным радиусом отклонения. Данное свойство в купе с многофункциональностью и высокими тяговыми параметрами делают его весьма популярным.
Другим плюсом трактора является простота конструкции. ХТЗ-181 позволяет оптимизировать расходы благодаря бюджетной стоимости, минимальным затратам на эксплуатацию и возможностью агрегирования большим числом сельхозорудий.

Базой для создания ХТЗ-181 выступил другой популярный продукт Харьковского тракторного завода – ХТЗ-150. В 1995-ом году было выпущено 23 трактора ХТЗ-200. Модель позиционировалась в качестве преемника ХТЗ-181. Главные различия между ними были в механизмах поворота и коробках передач. ХТЗ-200 получил бесступенчатый механизм поворота, что существенно сократило расход топлива (на 18%) и увеличило производительность (на 20%).

Технические характеристики

  • ХТЗ-181 оснащается двигателем мощностью 190 л.с. Силовая установка, несмотря на большую массу техники (9,55 тонны), позволяет развивать скорость в 15,31 км/час вперед и 7,93 км/час назад.
  • Удельный расход топлива трактора ХТЗ-181 составляет 220 (162) г/кВт. в час. (г/л.с. в час), тяговое усилие – 40-50 (4000-5000) кН (кгс). Топливный бак модели вмещает до 430 литров.
  • Габариты ХТЗ-181: высота – 3170 мм, длина – 5455 мм, ширина – 1960 мм. Дорожный просвет трактора составляет 350 мм, колесная база – 1435 мм, колея – 1435 мм.

Двигатель

В данной модели Харьковского тракторного завода применен дизельный 8-цилиндровый агрегат «ЯМЗ-238КМ2-3» производства Ярославского завода «Автодизель» с V-образным расположением цилиндров. 14,86-литровая силовая установка имеет мощность 139,7(180) кВт (л.с.) и номинальную частоту вращения 2100 об/мин. Запускается мотор посредством электростартера.
Агрегат «ЯМЗ-238КМ2-3» отличается надежностью и высокой производительностью. Двигатель соответствует экологическому стандарту Евро-0. Данная силовая установка разрабатывалась на основе «ЯМЗ-238КМ2».

Мотор имеет непосредственный впрыск топлива и жидкостное охлаждение. «ЯМЗ-238КМ2-3» комплектуется сухим, однодисковым, фрикционным сцеплением «ЯМЗ-182» вытягиваемого типа. При высоких и низких температурах агрегат находится в работоспособном состоянии.

Устройство

Остовом трактора выступает швеллерная клепаная рама с поперечными брусьями. Модель имеет эластичную балансирную подвеску с 2 подвесками по бортам и 2 осями качания. Механизм поворота включает фрикционную муфту и 2 тормоза.

Ходовая часть ХТЗ-181 состоит из 4 спаренных опорных катков, ведущих зубчатых колес, литых гусениц, амортизирующего и натяжного устройств. В состав механизма поворота входят 2 тормоза и фрикционные муфты.

ХТЗ-181 оснащается коробкой передач с 2-поточной гидросистемой управления гидромуфтами. Данный элемент позволяет осуществлять переключение передач без потери мощности прямо на ходу, а также предоставляет возможность поворота техники с любым радиусом поворота.

В процессе модернизации ХТЗ-181 особое внимание уделялось повышению комфортности работы водителя и уровня безопасности. Кабину трактора оборудовали элементами нормализации микроклимата в различные временные периоды. Положительно на плавности хода сказалось увеличение продольной базы техники.
Водительское место в ХТЗ-181 имеет функцию регулировки по высоте и мягкое удобное кресло. В основе кабины данной модели лежит прочный каркас безопасности, обеспечивающий дополнительную защиту оператору. Внутри присутствует надежный и мощный отопитель. Кабина ХТЗ-181 – панельная 2-местная с электронными приборами, электростеклоочистителями и зеркалами. Опционально может устанавливаться кондиционер.

Цена

ХТЗ-181 отличается бюджетной стоимостью и высокой ремонтопригодностью. Обслуживание и ремонт данной техники возможны почти в любых условиях, что существенно увеличивает ее привлекательность. Новый ХТЗ-181 обойдется в 2,9-3,2 миллиона рублей.

Несмотря на высокий уровень универсальности, колесные трактора имеют существенные недостатки. Это снижение тягового момента на крюке, высокие удельные нагрузки на основание и низкий коэффициент сцепления с переувлажненной поверхностью грунтовых дорог.

Проблема частично решается установкой спаренных колес и навеской балластных грузов, в лучшем решении — применением гусеничных тракторов соответствующего тягового класса. В этом отношении отлично зарекомендовала себя продукция ХТЗ, в частности гусеничный трактор ХТЗ 181-й модели.

Агрегатируемая с большим количеством навесных или прицепных устройств, мощная модель предназначена для выполнения трудоемких и масштабных работ. Машина, производство которой началось в 1995 году, отличается от аналогичных разработок:

  • повышенными тяговыми параметрами;
  • экономичной эксплуатацией;
  • совместимостью с большим количеством навесных агрегатов, предназначенных для обработки грунта, ухода за посевами, уборки урожая и при необходимости, его доставки на пункты переработки или хранения.

Эти и другие рабочие свойства ХТЗ-181 определили возможность его применения в традиционных, минимальных, нулевых и безотвальных технологиях выращивания зерновых и технических культур.

Конструкционные особенности

В конструкцию трактора ХТЗ-181-й модели заложен богатый опыт эксплуатации гусеничных машин предыдущих моделей и новые технические разработки, выводящие конструкцию машины на уровень современных стандартов.

Благодаря удлиненной базе и 5-катковой пружинно-торсионной подвеске, давление на грунт составляет всего 0,40 кг/см2. Полноценная ходовая часть с повышенным ресурсом также обеспечивает трактору отличное сцепление с грунтом, плавный ход на транспортных передачах, минимальный радиус поворота, что особенно важно при работе тракторного агрегата на небольших участках.

Машина, удачно сочетающая в себе бюджетную стоимость, широкий сельскохозяйственный функционал, несложное и экономичное обслуживание, продолжительный эксплуатационный ресурс до настоящего времени пользуется на тракторном рынке повышенным спросом.

Разработанная на основе колесного прототипа модель в свою очередь стала базой для создания принципиально нового трактора ХТЗ-200. Более совершенный по конструкции аналог отличается меньшим расходом ГСМ и повышенной производительностью.


Фото: ХТЗ-181 в работе

Эксплуатационные и технические характеристики

Габаритные размеры мощного трактора ХТЗ-181 соответствуют параметрам 5-го тягового класса. Машина, длина которой составляет — 5,46, ширина 1,96 и высота 2,88 метра характеризуется удлиненной базой в 1,44 метра, идентичной шириной колеи и дорожным клиренсом 30 см.

Швеллерная рама служит основанием для размещения силового агрегата с силовой передачей, кабины, топливного бака и бортовой гидросистемы. Ходовая часть балансирного типа с двумя осями качения и бортовыми подвесками. Поворот трактора реализуется выключением многодискового фрикциона и затяжкой соответствующего ленточного тормоза.

Трактор характеризуется повышенным комфортом и безопасностью эксплуатации кабины. Существенно доработана климатизация ее внутреннего объема, улучшена обзорность, более удобным стало размещение элементов управления.
Двухместная герметичная кабина оборудована регулируемым сидением, жестким внутренним каркасом, набором бортовой электроники. В значительной степени повышен уровень виброзащиты и теплозвукоизоляции.

Двигатель и трансмиссия

Силовой агрегат трактора 181-й модели классический V-образный 8-цилиндровый дизель ЯМЗ-238КМ2-3.

  • В базовом варианте — это простой по конструкции и экономичный в эксплуатации 14,86-литровый двигатель, в полной мере обеспечивающий должную гибкость тяговых характеристик.
  • Дизель при среднем расходе топлива 162-170 г/л.с. в час на рабочем режиме 2100 об/мин, развивает мощность в пределах 190 л.с. Объем топливного бака составляет 430 литров.
  • Основные преимущества Ярославского двигателя — это компактная конструкция, надежность, производительность, соответствие требованиям действующих экостандартов.

Полноценную передачу крутящего момента с маховика на трансмиссию обеспечивает механизм сухого, постоянно-замкнутого сцепления. Трактор ХТЗ-181 комплектуется многоступенчатой КПП с 2-х поточным управлением гидромуфтами. Ее оригинальная конструкция позволила увеличить максимальную транспортную скорость до 15,3 км/ч. Скорость движения заднего хода составляет неполных 8 км/ч.

В перечне особенностей трансмиссии трактора — возможность легкого переключения передач без остановки трактора, точность прямолинейного движения, повышение маневренности машины за счет получения любого радиуса поворота.


Фото: кабина ХТЗ-181

Преимущества и недостатки

Гусеничные машины ХТЗ 181-й модели выгодно отличаются от колесных тракторов:

  • максимально эффективными тяговыми характеристиками;
  • меньшим коэффициентом удельного давления на грунт;
  • отсутствием пробуксовки на проблемных участках дорог без твердого покрытия;
  • относительно небольшими радиусами поворота.

Эти и другие особенности применения гусеничных тракторов позволяют использовать все преимущества широкозахватных сельскохозяйственных машин, осваивать большие объемы работ в сжатые сроки и при меньших расходах ГСМ.

Приведенные достоинства гусеничных тракторов не исключают существенных недостатков. Это:

  • меньший скоростной диапазон;
  • невозможность перемещения гусеничной техники по общественным автомобильным дорогам с твердым, асфальтовым или бетонным покрытием;
  • несмотря на все усилия конструкторов, условия работы водителей гусеничных тракторов по отношению к колесным машинам менее комфортные.

Видео: демонстрация работы 181-й модели

Цена трактора 181-й модели нового и подержанного

На отечественном тракторном рынке диапазон отпускных цен на новые машины с нулевым пробегом и заводской комплектацией варьируется в пределах 95-105 тысяч у.е. Имеются предложения по продаже подержанных машин. Стоимость такой техники формируется с учетом степени износа и остатка моторесурса.

Аналоги

На сегодняшний день — это идентичный по мощности и назначению гусеничный трактор марки Беларус 2103. Из предлагаемого ассортимента можно назвать модель и , но эти машины относятся к меньшей тяговой категории.

Начиная обзор тракторов ХТЗ, уделим несколько слов производителю. Им является Харьковский завод по производству тракторных машин, наладивший производство сельскохозяйственной техники еще в начале 30-х годов прошлого века. Это один из самых крупных машиностроительных предприятий теперешнего СНГ, расположенный в Украине.

Харьковский ТЗ выпускает большой ассортимент сельскохозяйственной техники, среди которой:

  • гусеничные машины;
  • колесные;
  • техника специального назначения;
  • дорожно-строительные агрегаты.

Рассмотрим коротко все модели тракторов ХТЗ.

Обзор модельного ряда

Завод выпускает множество колесных и гусеничных моделей, рассмотрим существующие варианты:

  • ХТЗ-7
  • ХТЗ Т-012
  • ХТЗ-ДТ20
  • ХТЗ-Т25
  • ХТЗ-Т74
  • ХТ-121
  • ХТЗ Т-150
  • ХТЗ-Т150К
  • ХТЗ-181
  • ХТЗ-240К
  • ХТЗ-242К
  • ХТЗ-243
  • ХТЗ-243К
  • ХТЗ-1721
  • ХТЗ-2511
  • ХТЗ-3512
  • ХТЗ-5020
  • ХТЗ-3522
  • ХТЗ-16131
  • ХТЗ-17221
  • СХТЗ- НАТИ

Предлагаем ознакомиться с характеристиками представленных модификаций тракторных машин Харьковского завода.

ХТЗ-7

Первый компактный безрамный трактор СССР, на котором впервые были установлены пневматические колеса и навесная гидросистема.

Его масса составила всего 1400 кг, производительность силовой установки — 12 л.с. Машина комплектовался двухсателлитным дифференциалом.

Характеристики

ХТЗ Т-012

Надежный безопасный трактор, отличающийся простотой управления и безопасностью. Его производительность составляет 11 л.с., при этом, емкость бака для топлива 21 л.

ХТЗ ДТ-20

Мощность трактора составляла 18 л.с. Он отличался высокими эксплуатационными характеристиками. Его серийный выпуск был приостановлен в 1969 году.

ХТЗ Т-25

Серийный выпуск данной модели длился около 5 лет. Машина приобрела большую популярность, благодаря отличной проходимости, простоте в использовании, надежности всех узлов. Особенностью данной модели были пневматические колеса — установленные сзади колеса имели больший диаметр, спереди — меньший.

Производительность двигателя составляла 25 л.с. Передний мост — балансирный. Быстрое торможение обеспечивали тормоза ленточного типа. Установлена жесткая подвеска.

ХТЗ Т-74

Очень удачная модификация, отличалась повышенной надежностью и универсальностью, редко выходила из строя, выпускалась в 5 вариациях. Снята с производства в 1984 году.

Трактор активно применялся как для различных сельскохозяйственных работ, так и для большого спектра дорожных, строительных и транспортных работ.

ХТЗ-121

Очень удачная конструкция, отличающаяся повышенной проходимостью, надежностью всех узлов и механизмов высокой маневренностью. Машина была способна преодолеть любые препятствия, имела высокую износостойкость, ремонтопригодность и высокие эксплуатационные показатели.

Кроме того, имеет очень простое управление. На агрегат устанавливался мотор СНД-23 с электростартером производительностью 145 л. с. Машина могла развить скорость более 30 км/ч.

ХТЗ Т-150К

Данная модель принадлежит к 3-ему тяговому классу. Ее вес 8200 кг. Установлена дизельная силовая установка производительностью 128,7 л.с.

Кабина отлично герметизирована, встроены отопительная и вентиляционная системы, повышающие комфорт механизатора в любое время года.

ХТЗ Т-150

Гусеничная модификация отличается высокой проходимостью по различным типам почв. Трактор снабжен дизельным силовым агрегатом производительностью 150 л. с.

Для облегчения управления машиной, производителем предусмотрен гидроусилитель руля. Отличная комфортабельная кабина защитит механизатора от летнего зноя и зимней стужи, шумов извне и сырости. Встроенный кондиционер еще более увеличивает комфорт внутри кабины.

Характеристики

ХТЗ-181

Эта гусеничная модель имеет повышенную проходимость, устойчивость, может использоваться как на ровных площадях, так и наклонных. Универсальный агрегат способен выполнять различные сельскохозяйственные, трелевочные, строительные, коммунальные и дорожные работы, отличается большой надежностью, качество сборки на высоте.

Торсионно-пружинная подвеска трактора специально удлинена и имеет пять катков, что снижает давление на почву, позволяет добиться необходимой плавности движения даже в условиях пересеченной местности. На тракторе установлен дизель производительностью 190 л.с.

Характеристики

ХТЗ-240К

Масса трактора 8370 кг. На машину устанавливается 6-ти цилиндровая силовая установка Common Rail производительностью 210 л.с. Существует три модификации трактора 240К, отличающихся марками дизелей.

Грузоподъемность агрегата — 2 т. Модернизированная КПП, обеспечивает плавность перехода с одной скорости на другую, диапазон скоростей впечатляет. Колеса увеличены, приспособлены для плавного и уверенного движения по бездорожью.

ХТЗ-242К

Трактор оборудован силовой установкой мощностью 240 л.с. Возросла грузоподъемность — теперь машина может тянуть до 5 т груза.

Производитель улучшил трансмиссию трактора, поставил дополнительное сиденье для механизатора в кабине, оборудованной не только печкой и вентилятором, но и системой кондиционирования. Подверглась модернизации и гидросистема, позволяющая эксплуатировать скоростные навесные агрегаты.

ХТЗ-243

Весит трактор около 8,6 т. Производительность дизельного агрегата составляет 250 л.с. Грузоподъемность задней навески около 6 т. КПП улучшена, обеспечивает плавный переход скоростей.

Трактор оборудован эргономичной каркасной кабиной, удобным водительским креслом, системой кондиционирования и отопления. Рулевая колонка имеет рычажное переключение.

Характеристики

ХТЗ-243К

Весит трактор 8450 кг. Дизельный мотор выдает 250 л.с. Агрегат используется для проведения всех видов сельскохозяйственных работ на территориях с тяжелыми грунтами.

Кабина состоит из прочного каркаса, отлично герметизирована и звукоизолирована. Внутри имеется все для обеспечения комфорта механизатору.

ХТЗ-3512

Миниатюрный трактор весит всего 2250 кг., предназначенный для садовых работ, виноградарских, полевых. Надежная рама и навеска управляемая гидравликой, позволяет присоединять к машине различные навесные и прицепные агрегаты.

Мощность двигателя составляет 35 кг, КПП механическая с большим диапазоном скоростей. Эргономичная кабина оснащена системой вентилирования и отопления. Кабина отлично шумоизолирована и герметизирована.

Характеристики

ХТЗ-5020

Масса трактора 2980 кг, производительность дизельного агрегата 50 л.с.

Машина используется для различных сельскохозяйственных работ на заранее подготовленных грунтах. Регулируемые по ширине колеса позволяют механизатору настроить оптимальную ширину колеи для каждого отдельно взятого действия.

ХТЗ-16131

На эту модель устанавливается дизельная шестицилиндровая силовая установка ЯМЗ производительностью 180 л.с. В наличии 2 ВОМ, позволяющих одновременно использовать различный навески.

Цельная рама, дифференциал колес, увеличенное тяговое усилие и неимоверная выносливость машины.

Характеристики

ХТЗ-17221

Эта модификация предназначена для всех типов сельскохозяйственных работ, повышенных нагрузок. Рамная конструкция ломаного типа, состоит из двух полуосей, крепящихся друг к другу при помощи шарниров.

На тракторе установлена дизельная V-образная силовая установка ЯМЗ-238 с водяным охлаждением. Запускается дизель от электростартера. Гидросистема общая, как для управления раздельно-агрегатным навесным оборудованием, так и рулевой колонкой. Трактор полноприводный. Кабина двухместная, герметичная, звукоизолированная со встроенным кондиционером.

Характеристики

СХТЗ-НАТИ

Это модификация гусеничного трактора, выпускавшаяся до 1952 года. Мощность дизеля составляла 52 л.с.

Рама была клепаная, состоящая из 2-х лонжеронов с поперечными балками. Кабина не отличалась эргономичностью, была полузакрытой. Трактор отличался отличными транспортировочными качествами, доказал не раз на деле свою универсальность.

Инструкция по эксплуатации

Дизельные двигатели, которые ставятся на все трактора с маркировкой ХТЗ, отличаются своей неприхотливостью как в обслуживании, так и при эксплуатации. Несмотря на это следует все же позаботиться о продлении моторесурса агрегата.

Техобслуживание

Техобслуживание заключается в простых действиях:

  • Выполнить обкатку силовой установки сразу же после покупки трактора. Процедура длится около 8 часов, начинается без нагрузок с постепенным их наращиванием.
  • Своевременно производить замену моторного и трансмиссионного масел в соответствии с временем года и количеством отработанных моточасов. В летнее время рекомендованы моторные масла: М-10Г2 и М-10Г2к.
  • Зимой рекомендовано использовать моторные масла следующих марок: М-8Г2 и М-8Г2к.


  • Трансмиссионное масло — ТЭп-15.
  • При консервации дизельного трактора необходимо слить все рабочие жидкости и тщательно очистить от загрязнений и смазать агрегат.

Основные неисправности и способы их устранения

Инструкция к эксплуатации трактора ХТЗ содержит полный перечень возможных неисправностей, свойственных машинам Харьковского завода. Опишем те причины, которые влияют на запуск дизельной силовой установки:

  • Топливо не соответствует заявленному качеству.
  • В баке закончилась солярка.
  • Масло заканчивается или не соответствует качеству.
  • Засорена фильтрационная система, топливный и воздушный фильтра требуют очистки или замены.
  • Топливный насос высокого давления (ТНВД) вышел из строя или засорился.

Видео обзор

Обзор трактора ХТЗ-240К. Сравнение тракторов ХТЗ-150К и ХТЗ-17221

Обзор предпосевной культивации трактором ХТЗ-17221

Обзор культивации трактором Т-150