Чем отличается внедорожник от кроссовера и паркетника: что выбрать. Что такое кроссовер: внедорожник или легковой автомобиль? Что такое автомобиль кроссовер

Когда потребность среднестатистического автомобилиста в езде по бездорожью и надобность в буксировке серьезных грузов отпали, возникла необходимость в создании новой классификации автомобилей. Таким образом конструкторами был придуман автомобиль, который внешне очень похож на внедорожник, но при этом более привлекателен в плане эксплуатации, чего стоит только экономный расход горючего. Назвали эту касту - кроссоверами. Но не только расход топлива отличает эти две, внешне похожие машины.

Различия по области применения

Внедорожники

Главная суть внедорожников - без проблем проезжать по бездорожью, легко преодолевать препятствия и возможность буксировки. Именно эти три качества должны быть у внедорожника в приоритете, а комбинировать все это с экономным расходом горючего практически невозможно. Кроме того, даже самые новаторские достижения в области механики не позволяют добиться качественного управления внедорожником на ровной дорожной поверхности.

Наглядные примеры качественных и настоящих внедорожников можно наблюдать в «лице» Jeep Grand Cherokee, УАЗика, и Nissan Patrol. Несмотря на то, что каждый из них имеет огромные размеры и очень просторный салон, о комфорте тут говорить не приходится. За «комфортную» модификацию придется неслабо доплачивать. В основной массе случаев внедорожники задействуются как транспорт для путешествия по экзотическим местностям и в роли рабочей «лошадки». Ну и, даже просто иметь у себя в гараже первоклассный внедорожник - это всегда модно!

Кроссоверы


А вот кроссоверы хоть и выглядят словно внедорожники, ездят они преимущественно по ровному дорожному полотну. Эти автомобили идеально подходят чисто для городских жителей, которые хотят передвигаться с комфортом. Главная «изюминка» кроссовера заключается в том, что у него платформа легковушки, что делает автомобиль легче внедорожника и серьезно улучшает показатели его управляемости.

Популярные кроссоверы, это Honda CR-V, Santa Fe, VW Tiguan и Toyota RAV4. Автомобили такой направленности идеально подходят на роль семейного транспорта. Большие размеры, высокий клиренс, просторный салон позволяют с повышенным комфортом совершать длительные поездки в путешествии, на пикники и прочие выездные мероприятия.

Разность конструкций

Внедорожники

Настоящий внедорожник просто обязан быть крепким, а как иначе он сможет выбраться из непролазной грязи? Зная потенциальные условия, в которых будет эксплуатироваться транспорт, конструкторы продумывают все до мелочей, но особое внимание уделяется следующим параметрам:

Размеры колес. Диаметр колес у внедорожников начинается с 30 дюймов. Зачастую, визуально определить внедорожник можно по характерной боковине колес.

Проходимость. Внушительный наклон подъема и съезда с горы обеспечивается благодаря небольшому заднему и переднему свесу. В случае внедорожников геометрия стоит не на последнем месте, поэтому у таких автомобилей должен быть высокий клиренс, но и колея с колесной базой так же должны быть соответствующими. Именно благодаря этим характеристикам машина может похвастать прекрасной проходимостью.

Тип кузова. Все внедорожники имеют жесткую рамную конструкцию. Однако, в последнее время подобные варианты встречаются не так часто, а жесткости автомобилей добиваются за счет других параметров.

Тип подвески. Она бывает либо полностью, либо частично зависимой, поэтому езду на таком транспорте очень сложно назвать комфортной для пассажиров, зато подобное неудобство сторицей окупается надежностью автомобиля. Подвеска внедорожника имеет дополнительный запас прочности, а ход ее значительно больше, что связано с потребностью в любом случае «держать» колеса на поверхности земли.

Трансмиссия. Еще один главный критерий, которому обязан соответствовать каждый внедорожник - быть полноприводным. В качестве альтернативы может быть подключаемый вариант, однако, если говорить о «классике», то второй мост должен «включаться» вручную, а не за счет вязкостной муфты. Каждый внедорожник должен иметь межколесную блокировку дифференциала. Внедорожником нельзя называть автомобиль, у которого нет понижающей передачи, т.к. это один из базовых «инструментов» в перемещении по бездорожью. В совершенстве, раздаточная коробка должна обладать как прямой, так и понижающей передачей.

Кроссоверы

Т.к. кроссовер катается в основном по дорогам, ему вовсе не обязательно быть полноприводным, в отличие от внедорожника. Такая характеристика разве что увеличит расход горючего, а присутствие раздаточной коробки вообще ни к чему в городских условиях. Но все же и в населенных пунктах автомобиль временами натыкается препятствия, поэтому у кроссовера тоже есть свои отличительные особенности.

Размеры колес. На такие авто ставятся обычные низкопрофильные колеса, предназначение которых - езда по обычному асфальту.

Проходимость. Если сравнивать с внедорожником, клиренс у кроссоверов заметно ниже, ровно, как и углы спуска и подъема. Оно и понятно, зачем городскому автомобилю такая потребность.

Тип кузова. Хоть кроссовер и выглядит массивно, все же он остается быть легковым автомобилем, хоть и с большим спектром возможностей. Кузов кроссовера не «ставят» на раму.

Тип подвески. Кроссоверы зачастую имеют прекрасные показатели управляемости и к тому же они очень комфортные даже на неидеальных дорогах. Обе подвески независимые. Этому разряду автомобилей противопоказана длительная эксплуатация в условиях бездорожья.

Трансмиссия. Передовые технологии позволяют устанавливать на автомобили трансмиссию с возможностью перехода на 4WD. Водитель может использовать его только в случае необходимости. Распределение крутящего момента происходит как механическим, так и электрическим путем.

Подведем итоги

Как уже говорилось выше, кроссоверы возникли на рынке не просто так, а по причине возникшего спроса на них. В переводе с английского «crossover» значит «смешивание, перемещение», что, в принципе, отражает его суть. Самый первый автомобиль этой категории на заре 80-х выпустила американская компания Motors Corporation, это был AMC Eagle. Изначально AMC был самым настоящим внедорожником, но потом спрос на такие авто начал стремительно падать, и производитель решил усовершенствовать машину, «скрестив» ее с легковушкой. Это было что-то, продажи на него очень быстро взлетели. Но самый пик спроса на кроссоверы пришелся на рубеж столетий, когда к выпуску «городских» машин приступили такие гиганты как Mercedes, и Audi.

Выигрышная позиция кроссоверов перед внедорожниками заключается в стоимости. Так, например, популярный в России Renault Duster в самой тривиальной комплектации можно приобрести в районе 500 000 рублей. А вот внедорожники, даже самые дешевые, стоят гораздо дороже. Кроссоверы значительно экономичнее в расходе топлива, они лучше в управлении на ровном дорожном полотне. Но в то же время там, где кроссовер «встанет» как вкопанный, внедорожник спокойно проедет препятствие и поедет дальше.

Вообще, нельзя сравнивать эти две категории на предмет выявления лучшего - это автомобили, предназначенные для разных эксплуатационных условий. Выбирая между кроссовером и внедорожником, нужно учитывать, куда автомобиль будет чаще ездить. Так, например, если потребность в поездке по бездорожью возникает раз в полгода-год, тогда лучше выбирать , и наоборот.

Если отличить седан от хэтчбека и купе от кабриолета не составляет труда, так как основное несоответствие заключено в кузове автомобилей, то найти разницу между внедорожниками и кроссоверами на первый взгляд не так просто. Их особенностью является двухобъёмный кузов типа универсал и увеличенный дорожный просвет, а внешне они выглядят практически одинаково. На самом деле разница между ними есть и достаточно существенная, а кроется она в конструктивных особенностях автомобилей, поэтому следует хорошо разобраться, чем отличается кроссовер от внедорожника.

Определения

На самом деле главные различия между классами этих автомобилей можно обнаружить в названиях. Основная особенность внедорожника - повышенная проходимость, то есть способность передвигаться не только по дорогам общего пользования, но и по пересечённой местности. Достигается это с помощью конструктивных особенностей автомобиля - несущей рамы, полного привода, увеличенного клиренса и т.д. Однако это не означает, что внедорожники не способны передвигаться по городским трассам - их отличает универсальность, то есть возможность относительно комфортно перевозить автовладельца на всех типах дорожного покрытия.

В России синонимом термина «внедорожник» являются понятия «вседорожник» и «джип». Пожалуй, именно термин «вседорожник» наиболее полно раскрывает определение этого класса автомобиля, однако закрепилось более популярное «внедорожник». Понятие «джип» появилось в нашей стране во время Второй мировой войны - именно автомобили этой марки стали первыми внедорожниками, попавшими в СССР. Настоящие автомобили этого типа нередко не очень комфортабельны на обычных асфальтовых дорогах, ведь их стихия - это пересечённая местность. Однако это утверждение не относится к самым дорогим представителям класса - такие авто неплохо чувствуют себя и на асфальте.

Не стоит путать понятия «внедорожник» и «джип»: первое - это подвид автомобилей, а второе - марка, которая стала символом вседорожников (Jeep)

Также во многом раскрывает свою сущность и новое понятие в автопроме - «паркетник». Такие автомобили лишь мимикрируют под настоящие внедорожники. Несмотря на свой внешний вид (кузов универсал, а нередко и увеличенный клиренс), передвигаться они могут лишь по обычным асфальтовым дорогам. Причиной появления паркетников стала популярность внедорожников. Автомобильные концерны довольно быстро выяснили, что большинство автовладельцев, купивших внедорожники, практически никогда не выезжают с обычных дорог. А если автомобиль не используется на бездорожье, то повышенная проходимость ему и не нужна. Так появились легковые автомобили, лишь внешне повторяющие черты внедорожника, но не обладающие его конструктивными особенностями. К тому же паркетники отличает невысокая цена, ведь в них нет необходимости усложнять и удорожать конструкцию. Зачастую в паркетниках даже нет полного привода, так что их отличие от обычных легковушек может заключаться лишь в приподнятом кузове.

Кроссовер - нечто среднее между настоящими внедорожниками и паркетниками. В настоящее время именно кроссоверы завоевали наибольшую популярность по сравнению со своими конкурентами. Такой автомобиль отлично чувствует себя на обычных дорогах, почти не уступая седанам и хэтчбекам и превосходя классические внедорожники. Однако и вне асфальтовых дорог кроссовер не настолько беспомощен, как паркетник. Лёгкое бездорожье такой тип авто вполне способен преодолевать благодаря наличию полного привода. Так что можно сказать, что кроссовер - это удачный компромисс между настоящими внедорожниками и паркетниками.

Технические особенности

Теперь следует разобраться в конкретных технических особенностях каждого из этих классов автомобилей, определяющих их основные отличия друг от друга.

Проходимость

Главные отличия всех трёх классов автомобилей кроются в проходимости, разница которой обуславливается конструкцией узлов машины. Для внедорожников характерна повышенная проходимость - они достаточно легко преодолевают пересечённую местность.

Стихия паркетников и кроссоверов - асфальтовые дороги. Однако если паркетник может застрять даже на не расчищенной от снега трассе, то кроссоверу подвластны сельские дороги, а иногда и лёгкое бездорожье. Паркетник - сугубо городская машина, и в плане проходимости мало чем отличается от автомобилей гольф-класса.

Колёса

На паркетниках и кроссоверах обычно устанавливается стандартная низкопрофильная резина. Размер колеса - обычный, как для легковых автомобилей. Что касается внедорожников, то из-за больших размеров таких автомобилей и необходимости передвигаться по бездорожью на них устанавливаются крупные колёса - от 30 дюймов.

Езда на внедорожнике подразумевает повышенную нагрузку на колеса, потому и резина должна быть соответствующего размера

Кузов

Для настоящих внедорожников до недавнего времени строго обязательной была рамная конструкция кузова. Рамное шасси, на которое крепятся остальные узлы и агрегаты автомобиля, позволяет внедорожнику равномерно распределять нагрузку, что является преимуществом на пересечённой местности. Такая конструкция позволяет приподнять кузов автомобиля для установки колёс большего диаметра, что также приводит к увеличению проходимости. Кузов крепится к раме с помощью кронштейнов. Он может быть полунесущим (частично воспринимать нагрузку на раму), либо полностью разгруженным (встречается лишь на коммерческих авто).

Недостатком рамной конструкции являются вибрации, передаваемые на кузов при высоких скоростях, что снижает комфортабельность поездок на рамных внедорожниках. Для снижения вибраций приходится увеличивать массу кузова, что приводит либо к снижению скоростных характеристик, либо при увеличении мощности двигателя - к возрастанию расхода топлива. Поэтому даже полноценные внедорожники постепенно отходят от жёсткой рамной конструкции и зачастую применяют облегчённую раму с полунесущим кузовом.

Что касается паркетников и кроссоверов, то рамная конструкция в них не применяется. Нагрузку на себя берёт полностью несущий кузов. Такая схема позволяет облегчить массу автомобиля, но для бездорожья такой кузов не годится - из-за неравномерности распределения нагрузки на неровной поверхности несущий кузов менее предпочтителен. Стоит отметить, что на некоторых моделях кроссоверов применяется интегрированная схема с подрамниками или лонжеронами, которые интегрируются в силовой каркас кузова. Такая конструкция увеличивает жёсткость кузова, что положительно сказывается на управляемости автомобиля.

Рамная конструкция подразумевает крепление кузова, подвески и двигателя к раме, состоящей из швеллеров

Трансмиссия

На паркетниках трансмиссия выглядит довольно банально - обычная механическая или автоматическая коробка передач без каких-либо изысков. Привод автомобиля в большинстве случаев передний.

С внедорожниками дело обстоит намного интереснее. Именно трансмиссия этих автомобилей во многом определяет повышенную проходимость представителей этого класса.

На полноценных внедорожниках используется схема с раздаточной коробкой, позволяющей распределять крутящий момент между мостами и увеличивать его на ведущих колёсах. «Раздатка» оснащается понижающей передачей, которая служит для увеличения крутящего момента при езде по бездорожью. Также она оборудуется межосевым дифференциалом для распределения крутящего момента между осями. Если автомобиль оснащён блокировкой межосевого дифференциала, то это позволяет решить проблему вывешенного колеса, когда вращается лишь оно одно. Блокировка межосевого дифференциала позволяет всем четырём колёсам вращаться синхронно, в том числе и вывешенному. Она может быть автоматической или подключаться принудительно по желанию водителя. Полный привод может быть постоянным или подключаемым на бездорожье.

Что касается кроссоверов, то в плане трансмиссии они близки к паркетникам, хотя многие модели обладают полным приводом. На современных кроссоверах он чаще всего электронный - блок управления улавливает проскальзывания и подключает вторую ось. Ни раздаточной коробки, ни понижающей передачи на кроссоверах нет - на асфальте эти функции просто не нужны. В недорогих комплектациях кроссоверы и вовсе не оборудуются полным приводом - ведущей является лишь одна ось.

Подвеска

Наконец разберём последний узел, в котором кроется разница между представленными типами автомобилей. Кроссоверы обычно оборудуются независимой многорычажной подвеской, столь необходимой для улучшения управляемости на ровных асфальтовых дорогах. Подвеска паркетников немногим проще - нередко задняя ось представляет собой торсионную балку, и лишь передняя ось является независимой.

В современном мире многорычажная независимая подвеска является наиболее встречающимся типом подвески и зачастую используется на кроссоверах

Что касается полноценных внедорожников, то их подвеска обычно зависимая с неразрезным мостом. Подобный тип подвески внедорожных автомобилей бывает двух разновидностей: на продольных рессорах и с направляющими рычагами. Для внедорожников характерен большой ход подвески, что является бесценным в условиях пересечённой местности. В целом подвеска внедорожников отличается высокой надёжностью, однако она не очень комфортабельна при движении на высоких скоростях по асфальту. Управляемость внедорожников можно охарактеризовать как среднюю.

Основные представители классов

Первыми среди представителей рассматриваемых классов появились именно внедорожники. Сейчас пропорции продаж паркетников, внедорожников и кроссоверов практически равны. При этом доля продаваемых внедорожников постепенно падает, а кроссоверов и паркетников - растёт.

Первым массовым внедорожником стал легендарный Willys MB, появившийся в годы Второй мировой войны. Постепенно внедорожники завоевали сердца обычных покупателей благодаря своей неприхотливости и удобству эксплуатации в сельской местности. Сейчас к классу внедорожников принадлежат такие отечественные автомобили, как модели УАЗ («Патриот» и «Хантер») и легендарная классическая «Нива». Среди иностранных моделей нельзя не отметить рамных японцев, особенно модели концерна «Toyota» - Land Cruiser 200, Land Cruiser Prado и 4Runner. Другие производители из Страны восходящего солнца также выпускают полноценные внедорожники. К их числу относятся Mitsubishi Pajero Sport, Nissan Patrol и своеобразный Suzuki Jimny. Немало внедорожников встречается среди моделей премиальных японских брендов: Infiniti QX80, Lexus LX и GX конкурируют с премиальными американскими внедорожниками Chevrolet Tahoe, Cadillac Escalade и Jeep Grand Cherokee. Среди европейских автомобильных гигантов внедорожников практически нет, но стоит отметить легендарные модели - Land Rover Defender и Mercedes-Benz G-класс.

К наиболее узнаваемым внедорожникам относятся Toyota Land Cruiser, Mitsubishi Pajero, Suzuki Jimny и Jeep Grand Cherokee

Toyota RAV4 - один из первых полноценных кроссоверов, и сейчас считающийся лидером этого сегмента. Со временем кроссоверы завоевали сердца покупателей, так что теперь редкий производитель обходится без авто этого класса в своём модельном ряду. К числу кроссоверов относятся такие модели японских концернов, как:

  • Toyota Highlander;
  • Nissan X-Trail, Murano, Rogue и Pathfinder;
  • Subaru Forester;
  • Honda CRV и Pilot;
  • Mitsubishi Outlander;
  • Suzuki Grand Vitara.

Не отстают от японцев и производители из других стран. Среди корейских кроссоверов нельзя не отметить Hyundai Tucson, Hyundai Santa Fe, Kia Sportage и Kia Sorento. Почти все автомобили повышенной проходимости среди европейских концернов также являются кроссоверами. Это, к примеру, представители немецкого бренда Volkswagen (Tiguan и Touareg), хотя по поводу «Туарега» и продолжаются споры о том, к какому именно типу авто его относить. Кроссоверами считаются многие модели премиальных брендов: Volvo XC 90, BMW X1, X3 и X5, Mercedes GLK и другие. К числу кроссоверов относится и один из лидеров российского рынка Renault Duster, обладающий системой полного привода почти во всех комплектациях.

Одними из наиболее ярких кроссоверов являются Toyota Highlander, Honda CRV, Kia Sportage и Volvo XC90

Паркетники большей частью - «загримированные» под кроссоверы модели B и C классов, имеющие повышенный клиренс. Особенностью паркетников является то, что они часто выпускаются уже на базе существующих моделей. Благодаря унификации деталей их производство обходится намного дешевле. Нередко они представляют собой лишь слегка приподнятые хэтчбеки или универсалы, но иногда инженеры разрабатывают к ним и отдельный кузов. К представителям этого класса можно отнести Nissan Qashqai и Juke, Kia Soul, Renault Sandero Stepway, Hyundai Creta, хотя последний находится на пересечении классов и вполне может претендовать на звание кроссовера. Примером отечественного паркетника может считаться модель АвтоВАЗа Lada XRAY.

Такие автомобили, как Nissan Qashqai, Kia Soul, Lada XRAY и Peugeot 3008 умело маскируются под кроссоверы, хотя на деле являются паркетниками

Что выбрать

Сказать однозначно, какой класс автомобилей лучше - нельзя, ведь у каждого из них есть своё конкретное предназначение. И у внедорожников, и у паркетников с кроссоверами есть свои поклонники. Поэтому покупателю, приценивающемуся к покупке авто и выбирающему между этими тремя видами, необходимо определиться с тем, в каких условиях он будет эксплуатировать покупку. Если планируется много ездить по плохим или сельским дорогам, в том числе по нечищеным от снега зимой, то выбор стоит останавливать на внедорожнике. Если у потенциального автовладельца неограниченный бюджет, то можно присмотреться к дорогим внедорожникам класса люкс - такие автомобили кроме способностей передвигаться по бездорожью отличает повышенная комфортабельность, так что и на асфальте они чувствуют себя отлично.

В том случае, если автомобиль планируется эксплуатировать исключительно в городских условиях, то лучше присмотреться к паркетникам. Такие авто менее громоздки чем внедорожники, на них легче маневрировать в городских условиях, к тому же для этого класса проще найти парковку. Стоят такие машины значительно дешевле и зачастую более комфортабельны. Так что для горожанина, не обладающего большим бюджетом для покупки автомобиля, оптимальным выбором является именно паркетник.

Как уже говорилось, кроссовер является неким компромиссом между внедорожником и паркетником. В том случае, если планируется эксплуатировать автомобиль на асфальте, но выезд на лёгкое бездорожье всё же не исключен, то лучше остановить свой выбор на кроссовере. В городе такой тип автомобилей ни в чём не уступает седанам или хэтчбекам, а благодаря высокой посадке и увеличенному клиренсу даже имеет преимущество - лучший обзор и способность переезжать ямы и выбоины. Ну а в условиях лёгкого бездорожья кроссовер и вовсе должен показывать себя прекрасно, главное - не заезжать туда, где начинается стихия настоящих брутальных внедорожников.

Постепенно грани между внедорожниками, кроссоверами и паркетниками стираются. Многие современные внедорожники ничуть не менее комфортабельны и в управлении не хуже, чем стандартный кроссовер. В свою очередь, кроссоверы показывают всё лучшие показатели на бездорожье. Например, Volkswagen Touareg, оборудованный дополнительным пакетом Offroad, вполне может поспорить в плане проходимости и с лучшими представителями класса внедорожников. Что касается паркетников, то их качества на бездорожье также постепенно улучшаются, а в дорогих комплектациях, оборудованных системой полного привода, некоторые модели могут считаться полноценными кроссоверами.

Слово «кроссовер» происходит от аббревиатуры CUV (Crossover Utility Vehicle), в США эта аббревиатура обозначает автомобиль повышенной проходимости. Впервые слово «кроссовер» начала применять известная американская компания Chrysler в 1987 г. после того, как выкупила компанию AMC и вместе с ней всем известный бренд Jeep.


«Кроссовер» как полноценный термин автопроизводители начали активно использовать только через 3 года и то по отношению к автомобилям, которые в настоящее время называют внедорожниками.

Это было связано с тем, что вплоть до начала 2000-х годов все автомобили для ежедневной езды по городу строились на базе легковых платформ, а грузовые платформы служили полноприводным автомобилям класса 4×4. В начале нулевых был инициирован ряд реформ международного авторынка, после чего, собственно, и появился привычный для нас термин «кроссовер», которые подразумевал новые стандарты.

Первый современный кроссовер сошел с конвейера в 1994 году, это была японская Toyota RAV4, годом позже на свет появилась Honda CR-V.

Внешний вид и особенности. Как выглядит кроссовер

Кроссовер – это автомобиль повышенной проходимости, который вобрал в себя всё лучшее от внедорожника, минивэна и хэтчбека. Он сочетает в себе самые разнообразные конструктивные новинки и разработки. Эти машины, как правило, имеют полный привод, высокую посадку, большой просвет. Кроссовер обладает экономичностью легкового автомобиля и проходными способностями внедорожника. Однако, несмотря на повышенную проходимость, тяжелые препятствия ему все же не по зубам.

Почему кроссовер?

Некоторые кроссоверы схожи силовыми установками с седанами и универсалами. Но при всем при этом они значительно отличаются от своих легковых собратьев, в том числе и по расходу топлива. Также недостатком, хотя и спорным, являются большие размеры автомобиля. Но все минусы в раз перекрываются преимуществами машины. Паркетник, как еще называют кроссовер, хотя и не полноценный внедорожник, но ухабы и кочки, свойственные отечественным дорогам, преодолевает с легкостью. При известном состоянии наших дорог кроссовер, пожалуй, является наиболее востребованным вариантом.

Несколько слов о выборе кроссовера

Кроссовер – это автомобиль, в котором сочетаются преимущества внедорожника и простого легкового автомобиля. Он отлично подойдет людям, которые живут в проселочной местности и постоянно выезжают в город, а также тем, кто желает забыть о проблемных участках дорог. Это идеальный автомобиль для представителей среднего класса.


Несколько полезных советов, которые помогут подобрать идеальную именно для Вас модель кроссовера:

  1. Перед покупкой автомобиля четко определите бюджет, в том числе и сопутствующие расходы, которые будут связаны с покупкой (страховка, возможное обслуживание поддержанного авто и т.п.).
  2. Определитесь с производителем. Очень важно взвесить все преимущества и недостатки той или иной марки, поэтому не спешите и проанализируйте все доступные Вам варианты.
  3. Старайтесь выбирать модель с максимальной шириной колёс, это немаловажный фактор, обеспечивающий максимально эффективную езду по пересеченной местности.
  4. При покупке обращайте внимание на высоту дорожного просвета. Чем выше будет днище автомобиля над препятствием, тем, соответственно, больше шанс, что Вы его не зацепите.
  5. Отличным плюсом будет подключаемый полный привод, он поможет Вам значительно сэкономить на расходе топлива.
  6. Если у Вас есть семья и дети, обратите внимание на размер багажного отделения и салона, а также на комфортабельность в целом.
  7. И в последнюю очередь смотрите на дизайн и внешние «навороты», так как кроссовер не кабриолет и на элегантности можно немного сэкономить.

Со временем всё меняется к лучшему, деление на внедорожники и кроссоверы - косвенное тому свидетельство. Дополнительная классификация машин повышенной проходимости возникла благодаря улучшению качества дорог. Стало очевидным, что никакой нужды в буксировке тяжёлых грузов и штурме бездорожья у среднестатистического водителя не возникает, а вот экономный - характеристика крайне востребованная.

Отношение к внедорожникам меняется и у жителей России, правда, качество дорог стоит здесь, вероятно, на последнем месте. Треть машин в нашей стране можно отнести к внедорожникам, но чистых вездеходов среди них насчитывается едва ли пара процентов. Рассмотрим основные отличия, преимущества и недостатки кроссоверов и внедорожников.

Область применения

Внедорожник

Основные функции внедорожников - преодоление препятствий, передвижение по тяжёлому бездорожью, буксировка. Эти качества находятся на первом месте, и совместить их с экономным потреблением тяжело. Более того, даже современные технологии не позволяют добиться точного управления внедорожниками на асфальте.

Основные представители класса - продукция УАЗ, автомобили Land Rover, Jeep Grand Cherokee, Nissan Patrol. Несмотря на внушительные габариты и просторный кузов, комфорт здесь - понятие относительное, и достигается он за счёт немалой цены. Внедорожники могут применяться в качестве рабочей техники и для путешествия по экзотическим местам, в остальном их наличие в гараже - дань моде.

Кроссовер

Кроссоверы популярны там, где преодоление лёгкого бездорожья периодически возникает, но ездить приходится в основном по асфальту. Это машина для жителей мегаполисов, желающих иметь под рукой средство для передвижения за пределами городской черты. Главный козырь кроссовера - платформа легкового автомобиля, значительно снижающая вес и повышающая точность управления.

Образцы жанра - Toyota RAV4, Hyundai Santa Fe, Honda CR-V, VW Tiguan. Такие машины идеально подходят на роль семейного автомобиля. Высокий дорожный просвет позволяет использовать их для комфортного путешествия, выезда на пикник и т.д.

Конструктивные особенности

Внедорожник

С точки зрения русского языка правильнее называть этот класс вседорожниками, однако и традиционное название имеет смысл. Автомобиль, эксплуатируемый вне дорог, должен иметь повышенную надёжность и всё необходимое, чтобы выбираться из самой непролазной грязи. Отсюда особенности техники.

  • Трансмиссия . Настоящий внедорожник в обязательном порядке должен иметь постоянный . Альтернативой может послужить подключаемый полный привод, но если речь идёт о классическом вездеходе, то второй мост должен «включаться» вручную, а не через вискомуфты. Практически обязателен межосевой дифференциал с возможностью механической блокировки, а ещё лучше - с межколесной блокировкой. Не стоит называть внедорожником автомобиль без понижающей передачи, поскольку это один из главных инструментов преодоления жесткого бездорожья. В идеале раздаточная коробка должна иметь понижающую и прямую передачу.
  • Подвеска . Должна быть частично или полностью зависимой. Комфорт от езды на такой «перине» значительно ниже, но окупается высокой надёжностью. Тем не менее подвеска должна иметь ещё и дополнительный запас прочности. У внедорожников ход подвески заметно больше, и связано это с необходимостью при любом положении кузова удерживать колесо на земле.
  • Кузов . Классический внедорожник - это жесткая рамная конструкция. Однако сегодня кузов на раме встречается довольно редко, и необходимая жёсткость достигается за счёт других элементов.
  • Проходимость . Передний и задний свес вездехода минимален, это обеспечивает большой угол съезда и подъёма в гору. Геометрия играет здесь не последнюю роль. Высокий дорожный просвет рассматривается как обязательная особенность, но не меньшее значение имеет колёсная база и колея. Благодаря им машина может преодолевать неровности, вывешивая одно из колёс.
  • Колёса . Диаметр начинается от 30 дюймов. Частый признак - наличие у колёс заметной боковины.

Кроссовер

Главная разница между классами - в целях и способах эксплуатации. Кроссоверы не нуждаются в постоянном полном приводе, поскольку на асфальте он приведет только к дополнительной трате топлива, а применение раздаточной коробки с трудом можно представить в городских условиях. Тем не менее встречаться с небольшими препятствиями приходится и жителю города, отсюда и конструктивные особенности.

  • Трансмиссия . Современные производители грамотно используют возможности полного привода: он подключается только при необходимости. Распределение крутящего момента может производиться как с помощью электроники, сигнализирующей о пробуксовке, так и с помощью механических устройств. К примеру, компания Honda использует двухконтурную гидравлическую блокировку, при разнице в давлениях перераспределяющую через муфту крутящий момент в пользу буксующего моста.
  • Подвеска . Приоритет для кроссоверов - управляемость с уклоном к комфорту на разбитой дороге. Независимы и задняя, и передняя подвески. Долгая эксплуатация за пределами асфальтовой полосы не рекомендуется.
  • Кузов . Кроссовер представляет собой легковую машину с широкой зоной эксплуатации. Это отличие проявляется и в кузове, который никогда не ставится на раму, но имеет высокую жёсткость на кручение.
  • Проходимость . Внешний вид машины играет большую роль. Рубленые свесы и задранный нос трудно считать украшением, поэтому кроссоверы имеют низкие углы подъёма и спуска. Клиренс меньше, но здесь проигрыш внедорожникам заметно ниже.
  • Колёса . Обычно низкопрофильные, предназначенные для асфальта.

Преимущества и недостатки

Как уже говорилось выше, класс кроссоверов возник не на пустом месте. Спрос рождает предложение. Само слово «crossover» означает в английском «пересечение, смешивание». Первым кроссовером можно считать AMC Eagle, американской компании Motors Corporation. Модель появилась в начале 80-х, а поводом для её создания стал снижающийся уровень продаж. AMC, изначально являвшуюся вездеходом на полном приводе, скрестили с легковым кузовом, и популярность не заставила себя ждать. Однако настоящий прорыв начался на рубеже столетий, когда этот растущий сегмент рынка заставил подключиться к производству таких грандов, как BMW, Audi, Mercedes.

На видео - отличия внедорожника от кроссовера или паркетника:

Стоимость кроссоверов заметно ниже, и часто это является главным доводом в пользу их выбора. К примеру, бьющий в России все рекорды популярности Renault Duster в минимальной комплектации можно приобрести уже за 500 тыс. рублей. Что касается топлива, производители внедорожников стараются снизить его расход всеми доступными способами, но лёгкий кузов даёт кроссоверам солидную фору.

Заключение

Если сравнивать кроссовер и внедорожник в зоне off-road, второй выиграет с большим преимуществом. Но покупать такую машину только из-за того, что вам несколько раз в жизни придется проехать по разбитой колее, вряд ли имеет смысл. С другой стороны, легковые качества первого иногда чересчур очевидны, да и запас прочности в России не повредит.

Усилиями современных производителей понятие внедорожник приобрело максимально размытое значение, и ответ на вопрос, чем отличается кроссовер от внедорожника, является, по сути, расстановкой приоритетов. Автомобильный рынок предлагает модели практически для любых условий и финансовых возможностей, поэтому отталкиваться стоит не от определений, а исключительно от собственных потребностей.

Все наслышаны о Кроссовере, иначе Крейслере, многие автолюбители, в целом, верно считают этот тип машин самыми настоящими универсалами. Это не громоздкий внедорожник, предназначенный только для ужасных неформатных дорог. Но и не легковая машина – королева городских дорог и удобных трасс. С кроссоверами все не так просто, хотите узнать об этом типе автомобилей абсолютно все? Что же, мы сможем вас удивить.

Кроссоверы не сразу стали фаворитами публики. Они довольно долго завоевывали сердца автомобилистов, но, тем не менее, первая компания, которая выпустила прародителя современных кроссоверов, сделала верную ставку на повышенный комфорт и демократичную цену. Соотношение оптимальной цены и качества быстро пришлось по вкусу автолюбителям. Еще бы, кто не хотел бы получить машину, с которой можно и по бездорожью, и по проблемному асфальту, да еще и с презентабельным внешним видом? Ставка сыграла: американская компания American Motors Corporation, практически возродившая легендарную марку Jeep, стала фактической матерью всех кроссоверов. А теперь доля кроссоверов на рынке не менее 35% от общего количества новых моделей/проданных автомобилей.

По сути, кроссовер – это эдакий гибрид классического внедорожника, минивена и легковой машины. От легкового автомобиля кроссоверы получили удобное управление, недоступное внедорожникам, огромный салон, присущий большим “собратьям”, и небольшую общую массу автомобиля. А минивен отдал кроссоверу некоторые внешние данные, к примеру, большую торпеду и высокий потолок. Весьма удобное сочетание лучших черт всех типов автомобилей.

Плюсы и минусы. Немного о “начинке” и поведении на дороге

Кроссоверы куда маневреннее и обладают огромным потенциалом. Они преодолевают большое количество препятствий, с ними не страшны досадные преграды а-ля лежачего полицейского – днище не останется поцарапанным – или трамвайных путей и высоких бордюров.

Кроссоверы бывают с несколькими вариациями размеров:

  • Полноразмерный. Стандарт 4х4, полный привод. Наибольшая схожесть с внедорожниками
  • Мини. Часто оснащены моноприводом. Отличная машина для поездок по городу и ближнему пригороду.
  • Компактный. Оптимальное соотношение.
  • Среднеразмерные. Типичная золотая середина, которая подойдет как профи, так и неопытным водителям.

Ищите надежные кроссоверы на вторичном рынке? Обратите внимание на , в которой мы расскажем о 10 хороших авто, продающихся с рук.

Сейчас особенно актуальны о которых вы также узнаете на нашем сайте.

Кроссоверы обладают огромным количеством достоинств:

  • Маневренность. Управлять им куда проще, чем обычным внедорожником.
  • Малый вес.
  • Большая универсальность.
  • Прочная конструкция
  • Высокая посадка (удобный обзор)
  • Вместительность. Большой объем салона и возможность перевозить большие грузы за счет уменьшения пассажировместимости.
  • Возможность как полного, так и монопривода.
  • Мощный мотор.
  • Несущий кузов
  • Максимальный клиренс
  • Трансмиссия. Она сложнее, чем у легковых автомобилей, а значит, водитель будет чувствовать себя увереннее при сложных поворотах, кренах, спусках.

Не все так радужно, есть и целый ряд минусов данной категории автомобилей. Существенных или нет, каждый автолюбитель решает для себя.

  • Расход топлива
  • Затраты на обслуживание
  • Некая громоздкость

Кроссоверы хороши тем, что можно подобрать модель абсолютно на любой кошелек и самые капризные требования. Они разнообразны, цены на них – тоже. Так что стереотип – все кроссоверы исключительно для премиум сегмента рынка – пора забыть. Хотя да, многие модели обладают повышенной комфортностью, шикарной отделкой и поэтому скорее подойдут высокому уровню среднего класса или вип-классу автомобилистов.

Кроссовер как тип автомобиля: для чего он хорош

Итак, подведем итоги. Для каких целей кроссовер может стать самым оптимальным решением, чего стоит ожидать и, собственно, зачем покупать данный тип автомобиля?

  • Для длительных частых поездок. Благодаря хорошей, высокой посадке, удобному углу обзора трассы, даже немного уставший водитель сможет вести автомобиль без особых затруднений.
  • Для перемещений с большими грузами или компанией людей.
  • Для неформатных дорог: ямки, рытвины, щебень и прочие “неприятности” не станут на пути этого автомобиля.
  • Для любителей довольно мощных моторов и удобных габаритов машины.
  • Для желающих приобрести не дорогой внедорожник, а более приемлемый по цене автомобиль с лучшими функциями внедорожника.

Кроссовер не подойдет для таких целей и имеет минусы:

  • Сложные препятствия. Кроссовер не справится с ними, может серьезно увязнуть, и вытащить его куда сложнее, чем обычный внедорожник.
  • Большое количество груза и пассажиров. Придется жертвовать чем-то одним.
  • Управление сложнее, чем у легкового автомобиля.
  • Габариты. Иногда водителю трудно привыкнуть к ним на первых порах
  • Высокая стоимость.

И напоследок – небольшое видео о том, на что способны кроссоверы на умеренном бездорожье

Итог

Что же такое кроссовер? Это типичный автомобиль, больше предназначенный для преодолевания препятствий в черте мегаполиса или очень близко к нему. Весьма агрессивный внешний вид, внушительные, но в то же время удобные для маневрирования габариты делают его отличным союзником для всех, кто ценит комфортную езду и уверенность в своем статусе. По сути, кроссоверы – это статусные автомобили с расширенным функционалом. Они являются оптимальным решением для проблемных дорожных полотен, но не для полного бездорожья.

Не стоит одарять кроссоверы прямо-таки идеальным набором функций и возможностей. У них есть как слабые места, к примеру, неэкономичность, так и сильные стороны – повышенная проходимость, кузов, внешний вид.

Помните о том, что мы указали выше, и ориентируйтесь на ваши требования к автомобилю. Удачного выбора!