Маркировка моторных масел: sae, api, ilsac, гост и асеа. Характеристика и классификация моторных масел Api sn cf acea a3 b4 расшифровка

Смазочными материалами для различных машин люди пользуются белее 150 лет. Поскольку производились они двух видов сырья (растительное происхождение, и нефть), особой классификации не было.

Густая консистенция (например, деготь) применялась для смазки колесных ступиц, более жидкие варианты заливались в картеры с движущимися механизмами.

Дальнейшее развитие моторостроения предъявляло все более высокие требования и к расходным материалам. Появились стандарты совместимости с типами двигателей внутреннего сгорания, применяемости к различным условиям, и даже качества. Например, классификация моторных масел по API.

Сегодня любая смазка содержит до 10 различных сертификатов, допусков и классификаторов. Наш материал поможет разобраться в цифрах и аббревиатурах.

Что такое API?

API — American Petroleum Institute (Американский Институт Топлива), занимается разработкой спецификаций, стандартов и классификаторов моторных масел для ДВС. Нефтяная индустрия стремительно развивалась, появились технологические возможности выпускать смазочные материалы с различными свойствами. Автопроизводители, непрерывно совершенствуя свои агрегаты, стали предъявлять повышенные требования к моторным и трансмиссионным маслам.

Чтобы не привязывать торговые марки масел к автомобильным брендам, крупнейшие игроки на рынке расходных материалов приняли решение выработать единую систему стандартов.

Стояла задача не просто привести отношения автозаводов и нефтеперерабатывающих комбинатов к общему знаменателю (действуя в рамках свободной конкуренции). Покупатель смазочных материалов также должен был иметь право свободного выбора производителя.

Классификации моторного масла API и ILSAC — видео семинар

Первыми общепризнанными стандартами стали нормы технических союзов SAE и ASTM. Но эти обозначения говорили лишь о базовых (скорее технологических) свойствах смазки.

Возникла необходимость не только привязать технические жидкости к определенным типам моторов, но и разработать систему качества. Покупатель должен понимать, в каком случае он платит больше, и какие преимущества он при этом получает.

Так называемый «классификатор качества» был разработан Нефтяным институтом США (American petroleum Institute, сокращенно API) . Первое упоминание системы API для моторного масла появилось в конце 60-х, когда совместно с техническими союзами SAE и ASTM был разработан единый стандарт, работающий в рамках ASTM D 4485 и SAE J183 APR96.

Затем в течение 15 лет система адаптировалась к ГОСТам различных стран, исследования проводились с участием ведущих инженеров союзов производителей автомобилей (ААМА) и двигателей (ЕМА). В результате поэтапно были внедрены две методики, в которых спецификация масел по API была «узаконена»:

  • Система лицензирования и сертификации моторных масел EOLCS;
  • Свод правил СМА.

Спецификация масел по API признана не только на территории северной Америки. Начиная с середины 80-х годов, большинство стран пользуются этими стандартами, не говоря уже об автоконцернах.

Это удобно для покупателя: зайдя в магазин, можно легко сориентироваться. Достаточно посмотреть на технические характеристики (SAE) и стандарт качества API. Сведения есть на этикетке любого смазочного материала.

Некоторые страны имеют национальную систему стандартов: например, российский ГОСТ. Согласно международных конвенций, все системы стандартов качества совместимы между собой, и имеют равную смысловую нагрузку.

Например:

  • SC/CA (американский стандарт API) = Б (российский ГОСТ);
  • CD (американский стандарт API) = Д2 (российский ГОСТ).

Основные показатели, которые производитель закладывает в буквенно-символьное обозначение стандарта API:

Первая буква в классификации обозначает принадлежность к виду топлива. S – бензин, C – дизель. Расходники для дизельного топлива подходят и для коммерческой техники (трактора, комбайны, экскаваторы и пр.), в том числе и для моторов, работающих на солярке.

Дополнительная аббревиатура EC говорит об энергосберегающих свойствах масла. Такая смазка обладает высокой текучестью, что существенно снижает сопротивление между трущимися деталями.

Вторая буква (на сегодняшний день от A до N), определяет то самое качество. Чем дальше буква от начала алфавита, тем оно выше. Именно по этому символу, в отличие от рекламных сообщений производителя, покупатель определяет, за что установлена высокая (или низкая) стоимость расходника.


Рассмотрим каждую из классификаций подробнее:

Классификация моторных масел API для бензиновых двигателей

Современная бензиновая классификация моторного масла по API обозначается символьными сочетаниями от SA до SN. Автозаводы устанавливают допуски в следующем порядке: каждый следующий класс масла совместим с предыдущим, обратная совместимость нежелательна.

Это означает, что в двигатель, работающий со стандартом API SG, можно лить масло SN. А вот масло SF вместо SL заливать нельзя.
API расшифровка выглядит следующим образом:

Класс API Статус применимости Совместимость с агрегатами
SM действующий Введен в оборот с 2004 года, и подходит для всех современных моторов, работающих на бензине, включая высоко оборотистые турбоагрегаты.
SL действующий Применен с 2001 года, обладает функцией энергосбережения, рассчитан на увеличенный интервал замены. Этот класс заменяет литеру K, для устранения путаницы с внутренней классификацией корейских масел.
SJ действующий Введен с 1996 года, при этом имеет 2 подкласса. С 2001 года, масла сертифицированы по категории энергосбережения API SJ/EC.
SH устаревший Классификация отнесена с условно действующей. После введения в 1992 году, подвергалась дополнительной сертификации по классу энергосбережения. При наличии обозначений API SH/EC и API SH/ECII может использоваться в современных моторах без турбонаддува.
SG устаревший Класс введен в 1988 году, и совместим с моторами, произведенными до 1993 года. Обладает неплохими противоизносными свойствами. Для устаревших двигателей подходит лучше, чем моторное масло более свежих категорий.
SF устаревший Выпускается для агрегатов старше 1988 года выпуска. Хорошо совместимо с этилированным бензином. Для моторов, работающих по двухтактному циклу – лучшее соотношение смазочных свойств.
SE устаревший Высококлассное масло для работы в условиях большой нагрузки (форсированные моторы). Совместимо с агрегатами, выпущенными в период с 1972 по 1980 г.
SD устаревший Подходит для моторов с высокой нагрузкой, степень форсирования - средняя. Годы выпуска агрегатов – 1967-1971.
SC устаревший Подходит для моторов с высокой нагрузкой, но без форсирования. Годы выпуска агрегатов – 1964-1967.
SB устаревший Предназначено для моторов, работающих со средней нагрузкой, может применяться только по прямому указанию производителя агрегатов.
SA устаревший Предназначено для бензиновых двигателей, работающих с малой нагрузкой, может применяться только по прямому указанию производителя агрегатов.

Видео лекция — Классификация моторных масел по SAE и API

Классы качества масла по API для дизельных двигателей

Классификация дизельных моторных масел позволяет безошибочно идентифицировать расходные материалы по типу топлива. Обозначение по API начинается с латинской буквы C.
Таблица автомобильных масел для тяжелого топлива выглядит следующим образом:

Класс API Статус применимости Совместимость с агрегатами
CJ-4 действующий Стандарт разработан для моторов от 2007 года выпуска. Основной упор при сертификации сделан на соответствии показателей зольности и сернистости.
CI-4 PLUS действующий Помимо основных характеристик по содержанию вредных элементов, эти масла не окисляются при высокой нагрузке, а также не испаряются «на угар».
CI-4 действующий Стандарт сертифицирован в 2002 году, для соответствия ужесточенным экологическим нормам. Высокая текучесть позволяет работать в условиях низких температур окружающего воздуха.
CH-4 действующий Этот класс масла API предназначен для двигателей, выпущенных до 1998 года. В принципе, соответствует современным стандартам, но сильно зависит от качества дизельного топлива. В своем составе имеет присадки, предотвращающие износ клапанов.
CG-4 устаревший Применяется в основном для тяжелой коммерческой техники. Сертификат подразумевает универсальность по качеству топлива, однако на практике лучше заливать в мотор качественную солярку.
CF-4 устаревший Универсальное масло для дизельных и бензиновых моторов, работающих по четырехтактному циклу. Совместим с агрегатами, выпущенными до 1990 года.
CF-2 устаревший Применимость – двухтактные моторы, работающие при высоких нагрузках.
CE устаревший Стандарт совместим с дизелями, выпущенными до 1983 года. Хорошо работает на турбомоторах с высоким давлением.
CD устаревший Введен на рубеже 50-60 годов для эксплуатации на сельскохозяйственной технике. Применяется до настоящего времени на старых агрегатах.
CC устаревший Введен в 1961 году, практически не применяется.
CB устаревший Несколько улучшенная формула предыдущего стандарта API CA
CA устаревший Предназначен для малонагруженных простейших атмосферников.

В чем разница между маслами для бензиновых и дизельных двигателей?

Спецификация моторных масел по API не позволяет использовать расходники в разных моторах. Современные агрегаты сильно отличаются (по условиям работы) в зависимости от топлива.

Температурный режим, ударные нагрузки, наличие сажи или этилена – все это учитывается в формуле классификатора. Некоторые производители усредняют стандарты применимости, и выпускают расходники, которые можно использовать как в дизельных, так и в бензиновых моторах. В такой маркировке присутствуют символы C и S.

Однако покупатель должен знать, что универсальные масла уступают по качеству специализированным смазкам.

Смазочные материалы начали использоваться еще задолго до нашей эры. И если раньше в качестве них применялись растительные жиры и жиры животного происхождения, то начиная с 60-х годов прошлого века их заменили продукты нефтепереработки. После этого началось активное развитие и совершенствование моторных масел, а около 70 лет назад появились первые полимерные модификаторы вязкости, благодаря которым вскоре в моторных маслах появились разные классы и разновидности, отвечающие температурному режиму определенного времени года, а также появились всесезонные виды смазочных материалов.

С того момента состав и технические качества масел претерпели множество изменений, однако их основное предназначение осталось неизменным. Моторное масло призвано покрывать тонкой, но при этом прочной, пленкой движущиеся детали, защищая тем самым их от трения между собой.

На сегодняшний день существует несколько систем классификации масел, которые позволяют разделить смазочные материалы по их эксплуатационным качествам, техническим характеристикам, а также назначению. Среди основных общепринятых систем одной из самых известных является классификация моторных масел по API. Она была введена в конце 50-х годов нашего века Американским Институтом Нефти, и основополагающим принципом в ней является классификация по двум категориям - S и C, то есть для бензиновых и дизельных двигателей соответственно.

Спецификации масел S и C

Как уже отмечено выше, система API предполагает деление на две основные категории, однако существует и третье обозначение качества смазочных материалов. Из них каждый вид является самостоятельным:

Все эти стандарты обозначаются индексом из двух букв, например, SN, SM, SH, SG, CF, CI, где второе значение является показателем по уровню эксплуатационных характеристик. При этом, чем ближе к концу латинского алфавита находится буква, имеющаяся в обозначении, тем выше уровень масла по API. Например, такое обозначение на продукте как API SL, SM или SN означает превосходство над API SF.

Бензиновые двигатели: классы качества, их обозначения и расшифровка

Группа Описание
SN Смазочные материалы SN отличаются от предшествовавших этой категории SM спецификаций тем, что в них содержится намного меньше фосфора, что наделяет их дополнительными энергосберегающими качествами и делает SN совместимыми с новейшими системами, направленными на нейтрализацию выхлопных газов. Класс SN утвержден осенью 2010 года и применяется в моторах самых современных автомобилей. Стоит отметить, что масла со спецификацией API SN по своим характеристикам близки ACEA C2, C3, C4, поэтому SN могут успешно заменять собой смазку класса SM.
SM SM впервые ввели в конце 2004 года. Этот класс сегодня более распространен, чем CN, ведь он предназначается для современных бензиновых моторов, включая много клапанные и турбированные двигатели. Смазка этой категории разрабатывалась с учетом совершенствования двигателей, поэтому призвана повышать их экологическую безопасность и быть более износостойкой. SM отличается от предыдущей категории SL большей стойкостью к окислению превосходными защитными свойствами от образования осадкой и отложений, что безусловно сказывается на высоком качестве смазочных материалов. Спустя два года после выпуска SM была разработана категория масел для дизельных моторов с обозначением CJ4.
Продукты спецификации SM предназначены для автомобилей с 2004 года выпуска, и разработаны именно для них.
SL Класс SL был разработан незадолго до выхода SM и SN. Он разработан для двигателей автомобилей, выпущенных с 2001 года, и абсолютно отвечает всем современным стандартам и требованиям, включая высокую экологичность и энергосбережение. SL предназначаются для современных моторов, в том числе многоклапанных, турбированных и двигателей, приспособленных для работы на обедненных смесях топлива. На смазочных материалах группы SL вполне могут работать и двигатели, для которых предназначены продукты категории SJ.
Благодаря таким свойствам, как пониженная летучесть, SL отличаются долгим сохранением своих качеств, благодаря чему интервал замены моторного масла заметно увеличивается. На сегодняшний день эта категория является действующей и широко применяется современными автовладельцами.
SJ Этот класс также является действующим на сегодняшний день. Его утвердили в ноябре 1995 года, хотя сертификацию продукт прошел лишь спустя год. Поэтому масла категории SJ используют для автомобилей с бензиновым двигателем, начиная с 1996 года выпуска. Их успешно применяют в моторах легковых и спортивных авто, а также в двигателях микроавтобусов и небольших грузовых машин.
SJ показывает хорошие технические характеристики, в том числе устойчивость к образованию осадков и нагара, а также способность сохранять свои свойства при пониженных температурах. По этим свойствам масла категории SJ очень близки к продуктам класса SH, поэтому вполне пригодны для использования в том случае, когда автопроизводителем рекомендовано использование для машины масла категории SH.
SH Эта категория была создана в 1992 году и считается условно действующей. Масла, входящие в эту группу, применяются в моторах авто 1996 года выпуска и ранее. По своим качествам этот класс превосходит масла категории SG, ведь он разрабатывался с целью ее заменить. Поэтому масла класса SH успешно используются для автомобилей, в которых рекомендуется применять SG.
SG Класс SG предназначены для моторов, выпущенных в 1193 и раньше. Масла этой категории отличаются превосходной защитой от нагара и устойчивы к процессам окисления и образованию коррозии. Масла SG отвечают всем требованиям для моторных масел, предназначенных для дизельных двигателей API CC, а значит SG могут применяться для машин, в которых производитель рекомендует использовать категории SF и SF/CC, а также SE и SE/CC.

Спецификация масел для дизельных моторов

Среди современных спецификаций моторных масел наибольшей популярностью пользуются масла класса CI и CF. Именно они разработаны с учетом всех особенностей современных дизельных моторов и отвечают всем стандартам.

CI Категория CI -4 утверждена в 2002 году. Они рассчитаны на различные дизельные моторы, продукты спецификации CI обладают высокой устойчивостью к окислению и содержат диспергирующие присадки. CI довольно экологичны, по сравнению с предыдущими классами масел. Стоит отметить, что из общей категории CI выделяют еще один класс - CI -4 PLUS. Усовершенствованный класс CI -4Plus выведен с учетом жестких требований к испаряемости масла, его окислению при повышенных температурах и образованию нагара.
CF Спецификация CF создана для дизельных моторов с непрямым впрыском. Они отличаются высоким содержанием различных присадок, которые предотвращают отложения на поршнях, а также защищают от износа и образования коррозии внутренних деталей с содержанием меди, к примеру, подшипников.
Класс CF может иметь обозначения CF-4 и CF-2, что значит автомасла, предусматривающие применение в четырехтактных и двухтактных (соответственно) дизельных двигателях.
При этом CF-4 рассчитаны на двигатели, работающие в ускоренном режиме, а CF-2 идеально подходят для моторов, которые постоянно подвергаются повышенным нагрузкам.

Видео «Классификации API»

Некоторые автомобилисты, даже с приличным стажем, не до конца понимают указанные на канистре с моторным маслом допуски и спецификации. Ниже кратко разберём маркировку моторного масла и расшифровку основных обозначений.

Вязкость по SAE

Показатель вязкости – наиболее узнаваемое обозначение. Сегодня более 90% моторных масел маркируется по SAE J300 (классификация, созданная сообществом автомобильных инженеров). Согласно этой классификации все моторные масла проверяются и маркируются по показателю вязкости и в зависимости от температуры перехода в неэксплуатируемое состояние.

Обозначение по SAE состоит из двух индексов: летнего и зимнего. Эти индексы могут использоваться как по отдельности (для конкретно летних или зимних смазочных материалов), так и вместе (для всесезонных). У всесезонных масел летний и зимний индексы разделены между собой дефисом. Зимний пишется первым и состоит из однозначного или двухзначного числа и буквы «W» после цифр. Летняя часть маркировки указывается через дефис числом без буквенной приписки.

Согласно стандарту SAE J300, летние обозначения могут иметь вид: 2, 5, 7,5, 10, 20, 30, 40, 50 и 60. Зимних обозначений меньше: 0W, 2,5W, 5W, 7,5W, 10W, 15W, 20W, 25W.

Значение вязкости по SAE – комплексное. А именно указывает на несколько характеристик масла. Для зимнего обозначения в нем учитываются такие параметры, как: температура застывания, температура свободной прокачиваемости масляным насосом и температура, при которой гарантирован проворот коленчатого вала без повреждения шеек и вкладышей. Например, для масла 5W-40 минимальная температура эксплуатации равняется –35° C.

Так называемый летний индекс в маркировке SAE показывает, какая у масла будет вязкость при температуре 100° C (в рабочем режиме мотора). Например, для того же масла SAE 5W-40 кинематическая вязкость составляет от 12,5 до 16,3 сСт. Это параметр наиболее важен, так как именно он определяет, как поведёт себя масляная плёнка в пятнах трения. Исходя из конструктивных особенностей мотора (зазоров в сопрягаемых поверхностях, контактных нагрузок, скорости взаимного перемещения деталей, шероховатости и т. д.) автопроизводитель подбирает оптимальную вязкость для того или иного ДВС. Эта вязкость и указывается в инструкции по эксплуатации авто.

Ошибочно автомобилисты связывают напрямую так называемый летний индекс с допустимой температурой эксплуатации масла летом. Подобная связь есть, но она весьма условная. Напрямую летний индекс указывает только на одну величину: вязкость масла при 100° C.

Классификация по API

Второе по распространённости обозначение – это классификация масла по API (американский институт нефти). Здесь также в маркировку заложен комплекс показателей. Можно сказать, что этот классификатор указывает на технологичность масла.

Расшифровка, предложенная инженерами американского института нефти, довольно проста. Классификация по API включает в себя две основные буквы и в некоторых случаях через дефис цифру, которая уточняет область использования того или иного масла. Первой идёт буква, указывающая на область применимости масла в зависимости от системы питания двигателя. Буква «S» говорит о том, что масло предназначено для бензиновых моторов. Буква «C» указывает на дизельную принадлежность смазочного материала.

Вторая буква говорит о технологичности масла. Под технологичностью подразумевается большой комплекс характеристик, который для каждого отдельного класса по API имеет свой набор требований. И чем дальше от начала алфавита вторая буква в обозначении по API, тем более технологичное масло. Например, масло класса SM по API лучше, чем SL. Для дизельных моторов с сажевыми фильтрами или повышенными нагрузками могут использоваться дополнительные буквы в маркировке, например, СJ-4.

Сегодня для гражданских легковых автомобилей передовыми являются классы SN и CF по API.

Классификация по ACEA

Европейская ассоциация автомобильных производителей ввела свою систему для оценки применимости моторных масел в тех или иных двигателях. Эта классификация состоит из буквы латинского алфавита и цифры. Букв в этой методике четыре:

  • A – бензиновые моторы.
  • B – дизеля легковых авто без сажевых фильтров.
  • C – транспорт с дизельным двигателем, оснащённый сажевым фильтром.
  • E – коммерческий транспорт с высоконагруженными дизельными моторами.

Цифра после буквы указывает не технологичность масла. Сегодня большинство моторных масел для гражданского транспорта универсальны и маркируются как A3/B3 или A3/B4 по ACEA.

Другие важные характеристики

На свойства и область применения моторного масла также влияют нижеследующие характеристики.

  1. Индекс вязкости. Показывает, насколько масло изменяет вязкость при повышении или понижении температуры. Чем больше индекс вязкости, тем менее зависим смазочный материал от изменения температуры. Сегодня этот показатель колеблется в пределах от 150 до 230 единиц. Масла с высоким значением индекса вязкости лучше подойдут для климата с большой разбежкой между максимальной и минимальной температурой.
  2. Температура застывания. Точка, при которой масло теряет текучесть. Сегодня качественная синтетика может сохранять текучесть при температурах вплоть до –50° C.
  3. Температура вспышки. Чем выше этот показатель, тем лучше масла противостоит выгоранию в цилиндрах и окислению. Для современных смазочных материалов температура вспышки в среднем составляет от 220 до 240 градусов.

  1. . Показывает, сколько после выгорания масла в цилиндрах останется твёрдой золы. Рассчитывается в процентном соотношении от массы смазки. Сейчас этот показатель колеблется в пределах от 0,5 до 3%.
  2. . Определяет способность масла очищать мотор от шламовых отложений и противостоять их формированию. Чем выше щелочное число, тем лучше масло борется с отложениями сажи и шлама. Этот параметр может находиться в интервале от 5 до 12 мгКОН/гр.

Есть ещё несколько характеристик моторного масла. Однако они обычно не указываются на канистрах даже с описанием подробных характеристик на этикетке и не оказывают большого влияния на эксплуатационные свойства смазки.

Исходя из требований двигателя автомобиля моторное масло подбирается по двум основным критериям: уровень эксплуатационных свойств по API и вязкость по SAE.

Какое лучше использовать?

Производители моторов на стадии проектирования определяются с марками масел в зависимости от условий работы и конструктивных особенностей. После чего проводятся ресурсные испытания двигателей и выдаются рекомендации по использованию. Так, перед выбором нужно заглянуть в инструкцию по эксплуатации, что именно необходимо. Масло, указанное в инструкции, - правильный выбором.

Если не желаете заливать оригинальное фирменное масло, то можно обойтись неоригинальным. И чтобы не лишиться гарантии, следует выбирать его с допуском и одобрением авто концерна. Одобрение авто производителя - один из главных ориентиров при выборе. В обозначении одобрения указывается не только название марки машины, но и специальный индекс, который сопоставим с тем, что значится в автомобильной документации.

Российское законодательство не ограничивает право владельца автомобиля использовать технические жидкости любого бренда. Главное, чтобы спецификации продукта соответствовали рекомендациям завода-изготовителя. В случае поломки мотора, в которое заливали неоригинальное, но удовлетворяющее основным требованиям масло, дилер может отказать в гарантийном ремонте только, если экспертиза установит, что оно было поддельным.


Используйте масло, которые рекомендовано заводом изготовителем. Если выбираете самостоятельно, то оно подбирается по двум основным параметрам: по группе и классу качества. Также будет полезно узнать .

Классификация по SAE

Основное свойство моторного масла является вязкость и ее зависимость от температуры в широком диапазоне. Приведем стандартную классификацию по SAE: 10W-40. Первое обозначение "10W" обозначает температуру применения, а "40" - вязкость. О каждом параметре поговорим отдельно.

О вязкости масла говорят самые заметные цифры на канистре - это классификация по SAE. Два числа, разделенные буквой W, обозначают, что оно всесезонное. Первые цифры указывают на минимальную отрицательную температуру, при которой двигатель можно провернуть. Например, при обозначении 0W-40 нижний температурный порог равен -35 о С, а у 15W-40 он составляет -20 о С. Число после дефиса говорит о допустимом диапазоне изменения вязкости при 100 о С.


Диапазоны работоспособности зимних, летних и всесезонных масел


Со средним климатом рекомендовано использовать "универсальное" 10W - оно подойдет для большинства машин. Если зимы суровые, то следует заливать масло класса не ниже 5W (лучше всего будет - 0W). Для летней эксплуатации подойдет 10W.
  • при пробеге автомобиля менее 50% от планового ресурса (новый двигатель) необходимо применять масла классов 5W30 или 0W20. Это обусловленно тем, что у новых двигателей нет износа, все зазоры минимальны, поэтому подшипники работу при меньшей вязкости.
  • при пробеге автомобиля более 50% от планового ресурса (технически исправный двигатель) целесообразно применять масла класса 5W40. Это обусловленно тем, что при больших износах несущая способность компенсируется ростом вязкости.

Современные моторы требуют масло низкой вязкости, т.к. оно обладает низкими энергосберегающими свойствами и позволяет экономить топливо. С конвейеров заливают жидкости с вязкостью не выше 30. Если пробег машины большой и заметен увеличенный расход , то следует заливать масло с повышенным индексом вязкости.

Классификация по API

Классификация масел по условиям их применения и уровням эксплуатационных свойств неоднократно дополнялась, но принцип разделения на две категории - "S" и "С" сохранился. К категории "S" (Service) относятся масла для бензиновых двигателей, к категории "С" (Commercial) - предназначенные для дизелей.

Уровни эксплуатационных свойств по API в порядке возрастания требований к качеству подразделяются в категории "S" на классы (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM и SN). Чем вторая буква дальше от начала алфавита - тем лучше. Для бензиновых двигателей самой современной является маркировка SN, а для дизелей - CF. Для обозначения универсальных масел, которые применяются для бензиновых двигателей и дизелей, принята двойная маркировка, например SN/CF.

Все жидкости качеством выше SL можно отнести к энергосберегающим - они позволяют экономить топливо. Разница при реальной эксплуатации составит 2-3%. Вряд ли вы ее почувствуете.


Следует выбирать масло самого последнего класса по классификации API. На упаковке должно быть обозначение маркировки не ниже класса SM или SN. Именно данный класс дает лучшие характеристики работы двигателя и снижают расход на угар.

Далее остаётся выбрать бренд. Тут выбор широкий: отечественные масла сравнимы со многими иностранными - ведь при их производстве используют современные базовую основу и пакеты присадок. Главное не нарваться на подделку и покупать в фирменных магазинах. Или выбирайте в жестяных банках, которые трудно подделать.

Действующих систем классификации ГСМ существует не менее четырёх. Например, есть система ILSAC, которая является достаточно новой и ею редко кто пользуется. Исторически сложилось так, что американские производители авто указывают класс качества по API, а в Европе до сих пор в ходу остаётся другая система – ACEA. Для российской автомобильной промышленности актуальна классификация ГСМ согласно ГОСТ. На самом деле, проще говорить о соответствии между классами API и ГОСТ, чем сравнивать ACEA с API и, тем более, с ГОСТом. Всё просто – классов в системе ACEA больше, чем в любой другой, а требования, предъявляемые к продукции, здесь самые жёсткие. Классификация API, в свою очередь, постепенно обновляется, её требования ужесточаются, но о полном соответствии между API и ACEA говорить не получится даже в будущем.

API и ACEA-98

Мы решили рассмотреть классификацию ACEA-98, как наиболее близкую к американской системе API среди всех версий стандарта ACEA. Сразу заметим, что говоря о соответствии между классами одной и другой системы, нужно учитывать множество нюансов. Не все европейские масла, если они предназначены для дизельного двигателя, являются малозольными . А вот в состав материалов, соответствующих рассматриваемым у нас «дизельным» классам API (CD, CF-4 и CG-4), могут входить только малозольные добавки. Если же говорить о маслах для бензиновых ДВС, можно заметить следующее: классификация API не требует наличия энергосберегающих свойств, в отличие от стандарта стандарта ACEA.

  • Все ГСМ класса A1-98 (ACEA) соответствуют энергосберегающим маслам класса SH+ или CF-2, сертифицируемым по API (дополнительное требование – вязкость 0W30/5W30 по SAE);
  • Класс A2-98 (ACEA) – то же, что класс всесезонных масел SH, SJ+ или CF-1 по API;
  • Класс A3-98 (ACEA) мы ставим в соответствие «всесезонным» классам SJ+, CF-2, если в составе ГСМ нет агрессивных компонентов.

На этом первый список завершается полностью.

Масла, которые согласно ACEA подходят для использования в лёгких дизелях, по системе API сертифицируются в качестве универсальных масел:

  • B4-98 (долгоработающие масла для дизелей с прямым впрыском) – CF4/SJ, тоже долгоработающие.

Между «дизельными» классами масел, перечисленными в той и другой системе, есть 4 соответствия. Зольность материалов, протестированных по ACEA, может превосходить данный показатель, характерный для масел с сертификатом API. Впрочем, об это уже говорилось, а решить данную проблему, если материал не тестировался по API, может наличие наклейки «Low SAPS». Все похожие классы мы назовём сейчас:

  • E1-98 – CD;
  • E2-98 – CF-4;
  • E3-98 – CG-4;
  • E4-98 – CG-4.

Удачной замены!

ГОСТ и API

Почти каждый из классов американской системы API располагает аналогом из числа классов, принадлежащих системе ГОСТ. Тем не менее, перечисленные отношения эквивалентности нужно считать лишь условными соответствиями. О полной идентичности материалов, протестированных согласно ГОСТ и по спецификациям API, речь идти не может:

  • SB (API) – А (ГОСТ);
  • SC/CA (API) – Б (ГОСТ);
  • SC – Б1;
  • CA – Б2;
  • SD/CB – B;
  • SD – B1;
  • CB – B2;
  • SE/CC – Г;
  • SE – Г1;
  • CC – Г2;
  • SF – Д1;
  • CD – Д2;
  • SG – E1;
  • CF-4 – E2.

Даже те ГСМ, которые соответствуют одному классу качества, могут быть изготовлены на разной основе. Вот почему подбирать материалы для смешивания нужно с максимальной осторожностью. В состав похожих материалов, предлагаемых под разными брендами, могут входить несовместимые между собой добавки (моющие, противозадирные и т.д.). Обычно приводится список совместимости, но он содержит только продукты, предлагаемые одним изготовителем. Что именно подлежит смешиванию, а что нет, можно определить согласно отзывам других владельцев. Но общий совет звучит так: масла разных производителей не смешиваются.

Подробнее о классификации API

о ACEA подходят для использования в лёгких дизелях, по системе API сертифицируются в качестве универсальных масел:
B1-98 – это энергосберегающие масла CF4/SH с вязкостью 0W30 или 5W30, прошедшие сертификацию по API;
B2-98 (для предкамерных двигателей) – всесезонные масла CF4/SH с вязкостью 10W30, 10W40 или 15W40;
B3-98 (долгоработающие масла для предкамерных двигателей) – CF4/SJ, долгоработающие и всесезонные одновременно;
B4-98 (долгоработающие масла для дизелей с прямым впрыском) – CF4/SJ, тоже долгоработающие.

Между «дизельными» классами масел, перечисленными в той и другой системе, есть 4 соответствия. Зольность материалов, протестированных по ACEA, может превосходить данный показатель, характерный для масел с сертификатом API. Впрочем, об это уже говорилось, а решить данную проблему, если материал не тестировался по API, может наличие наклейки «Low SAPS». Все похожие классы мы назовём сейчас:
E1-98 – CD;
E2-98 – CF-4;
E3-98 – CG-4;
E4-98 – CG-4.
Удачной замены!
ГОСТ и API
Почти каждый из классов американской системы API располагает аналогом из числа классов, принадлежащих системе ГОСТ. Тем не менее, о полной идентичности материалов, протестированных согласно ГОСТ и по спецификациям API, речь идти не может. Мы говорим только о примерном соответствии:
SB (API) – А (ГОСТ);
SC/CA (API) – Б (ГОСТ);
SC – Б1;
CA – Б2 ;
SD/CB – B;
SD – B1;
CB – B2;
SE/CC – Г;
SE – Г1;
CC – Г2;
SF – Д1;
CD – Д2;
SG – E1;
CF-4 – E2.
Классам API SH, SJ и CG-4 подобрать эквивалент не удаётся.

Даже те ГСМ, которые соответствуют одному классу качества, могут быть изготовлены на разной основе. Вот почему подбирать материалы для смешивания нужно с максимальной осторожностью. В состав похожих материалов, предлагаемых под разными брендами, могут входить несовместимые между собой добавки (моющие, противозадирные и т.д.). Обычно приводится список совместимости, но он содержит только продукты, предлагаемые одним изготовителем. Что именно подлежит смешиванию, а что нет, можно определить согласно отзывам других владельцев. Но общий совет звучит так: масла разных производителей не смешиваются.

Выше у нас перечислены классы моторных масел, на которые ГСМ подразделяются в согласии с ГОСТ 17479.1–85. Других классов качества ГОСТ не предусматривает. Сведения об уровне качества ГСМ кодируются одним или двумя последними символами, если речь идёт об обозначении, наносимом на этикетку. Индекс 1 присвоен маслам для бензиновых ДВС, индекс 2 – «дизельным» маслам. Если цифра отсутствует, материал считается универсальным. Как видим, всё просто.

P. S. Существуют и другие спецификации, не названные у нас в обзоре (JASO, NMA). Они актуальны для узкого класса ДВС и не имеют практического применения, если говорить о легковых авто, оснащаемых четырёхтактным двигателем.
Подробнее о классификации API