Авто газ 24 волга. Модификации. Продвижение и экспорт "Волги"

Технические характеристики автомобиля ГАЗ-24 и его модификаций

Автомобиль ГАЗ-24 – легковой, среднего класса, с цельнометаллическим закрытым кузовом седан с количеством мест 5-6. Шестое место образуется с помощью откидного подлокотника и мягкого вкладыша между передними сидениями и рассчитано на кратковременные поездки. Предназначен для движения по дорогам с твердым покрытием.

Автомобиль такси ГАЗ-24-01 отличается от ГАЗ-24 установкой двигателя модели ЗМЗ-24-01 с пониженной степенью сжатия для работы на бензине А-76.

Автомобиль ГАЗ-24-02 с кузовом «универсал». Предназначен для перевозки людей и мелких грузов. Кузов автомобиля может быть оборудован тремя рядами сидений. В связи с увеличенной нагрузкой автомобиль имеет усиленные шины и задние рессоры.

Автомобиль ГАЗ-24-03 с кузовом «универсал» специально оборудован для перевозки больных и выезда бригады для оказания срочной медицинской помощи. Автомобиль оборудован дополнительным отопителем салона, спецсигналом , и фонарем с обозначением красного креста.

Автомобиль ГАЗ-24-04 с кузовом «универсал» аналогичен автомобилю ГАЗ-24-02, но оборудован в качестве автомобиля такси.

Автомобиль ГАЗ-24-07 отличается от ГАЗ-24 наличием газобаллонного оборудования для использования в качестве топлива сжиженной бутано-пропановой смеси и предназначен для использования в качестве автомобиля-такси для крупных городов.

Параметры

Автомобиль «Волга»

ГАЗ-24 ГАЗ-2401 ГАЗ-2402 ГАЗ-2403 ГАЗ-2404 ГАЗ-2407
Кузов

Цельнометаллический, несущий

Тип кузова

универсал

5 чел. + 50 кг багажа

5 чел. + 140 кг багажа

2 чел. + 400 кг багажа

4 чел. + 1 чел на носилках

5 чел. + 140 кг багажа

2 чел. + 400 кг багажа

Масса снаряженного автомобиля, кг
Полная масса автомобиля, кг
Распределение полной массы по осям, кгс
- передняя ось
- задняя ось
Колея передних колес, мм
Колея задних колес, мм
Дорожний просвет под нагрузкой,мм
- под поперечиной передней подвески
- под картером заднего моста
Наименьший радиус поворота по колее наружного переднего колеса, м
Максимальная скорость, км/ч
Контрольный расход топлива при скорости 80 км/ч, л/10км
Средний расход, л/100 км
Модели двигателя
Тип двигателя

Карбюраторный, четырехцилиндровый, четырехтактный

Диаметр цилиндра и ход поршня
Рабочий объем, см.куб.
Степень сжатия
Мощность,кВт(л.с.)при 4500 об/мин
Крутящий момент,Н*м(кгс*м) при 2400 об/мин
Топливо
Удельный расход топлива г/кВт,ч(г/л.с.ч)*Расход газа куб.м /кВт,ч(куб.м/л.с.ч)

Трансмиссия

Сцепление

Однодисковое, сухое

Привод сцепления

Гидравлический, не требующий регулировки в эксплуатации

Коробка передач

Механическая, четырехступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода

Передаточные числа передч

1-я передача-3,5; 2-я передача -2,26; 3-я передача -1,45;4-я передача -1,0; задний ход-3,51

Карданная передача

Открытая, одним валом

Главная передача

Гипоидная, передаточное число 4,1

Масса заднего моста, кг

Ходовая часть

Передняя подвеска

Независимая, на поперечных рычагах, с цилиндрическими пружинами

Масса передней подвески, кг
Задняя подвеска

Рессорная

Амортизаторы

Гидравлические, телескопические, двухстороннего действия

Колеса

Штампованные дисковые

Шины

Камерные или безкамерные. Размер 7,35-14 (185R14)

Рулевое управление

Рулевой механизм

Глобоидный червяк с трехгребневым роликом. Передаточное число 19,1

Рулевой вал

С противоугонным устройством и травмобезопасной муфтой

Тормозная система

Рабочая тормозная система

Барабанная на всех четырех колесах, с гидравлическим приводом, усилителем, разделитилем и сигнализатором об отказе одного из контуров

Стояночная тормозная система

С механическим приводом на тормозные механизмы задних колес

Электрооборудование

Напряжение в сети, В

12. «-» соединен с массой

Генератор

Г250-Н1 или Г259 переменного тока с встроенным выпрямителем

Прерыватель распределитель зажигания
Свечи зажигания

Для двигателя 24Д-А17В(А7,5-БС) с длинной резьбы 12мм, для двигателя 2401-А11(А11-БС)

Аккумуляторная батарея
Регулятор напряжения

РР350, бесконтактный, транзисторный

Стартер
Катушка зажигания
Звуковые сигналы
Стеклоочиститель
Стеклоомыватель

С электрическим приводом

Радиоприемник

Заправочные емкости

Емкость

Оббьем, л

Топливный бак
Газовый баллон (для ГАЗ-24-07)
- полезная вместимость
- полная вместимость
Система охлаждения двигателя
Система смазки двигателя
Воздушный фильтр карбюратора
Картер коробки передач
Картер заднего моста (сухой)
Картер рулевого механизма
Передние амортизаторы (каждый)
Задние амортизаторы (каждый)
Система гидравлического привода тормозов
Система гидравлического привода выключения сцепления
Бачок стеклоомывателя

Регулировочные данные

Зазор между коромыслами и клапанами на холодном двигателе при 15-20ºС, кроме первого и восьмого клапанов

0,35- 0,40 мм

Зазор у первого и восьмого клапанов

0,30- 0,35 мм

Давление масла (для контроля, регулировке не подлежит) при скорости 50 км/ч

4 кгс/кв.см

Прогиб каждого ремня вентилятора при нажатии с усилием 4 кгс
Зазор между электродами свечей
Зазор в прерывателе

0,35- 0,45 мм

Нормальная температура воды в системе охлаждения двигателя
Частота вращения холостого хода
Свободный ход педали сцепления
Уровень жидкости в главном цилиндре тормозов от верхней кромки резервуара
Уровень жидкости в главном цилиндре сцепления от верхней кромки резервуара
Давление в шинах передних и задних колес автомобилей ГАЗ-24, ГАЗ-24-01 и ГАЗ-24-03:
Нормальное

1,7-1,8 кгс/кв.см

При эксплуатации на повышенной скорости (на загородных шоссе)

1,9-2,0 кгс/кв.см

Давление в шинах передних колес автомобиля ГАЗ-24-02 и ГАЗ 24-04

1,8-1,9 кгс/кв.см

Давление в шинах задних колес автомобиля ГАЗ-24-02 и ГАЗ-24-04:
При эксплуатации с неполной нагрузкой (2-5 человек)

2 кгс/кв.см

При полной нагрузке

2,5 кгс/кв.см

Масса агрегатов, кг

Двигатель с оборудованием и сцеплением
Коробка передач
Карданная передача
Передняя подвеска
Задний мост (без рессор)
Кузов в сборе (с оборудованием, сиденьями и обивкой)
Колесо с шиной
Радиатор

Модель ГАЗ 24 принадлежит к классу легковых автомобилей престижного среднего класса, имеет цельнометаллический закрытый кузов типа седан. Здесь представлены все технические характеристики «двадцать четвёрки». 2410 появился гораздо позже, и представлял собой престижным, «крутым», модернизированным вариантом обычной 24. Так, например, с передних окон исчезли морально устаревшие окошки-форточки, хром исчез с многих частей кузова, уступив место чёрному пластику, в интерьере появилось много элементов от самой «крутой» Волги - 3102й, и т.д. И мощность мотора была, как правило не меньше 100 л.с

Технические характеристики

Количество мест, (включая место водителя) 5
Допустимый груз в багажнике, с учётом нагрузки 5 человек в салоне 50 кг
Снаряженная масса 1425-1470, (самый распространённый вариант - 1450)
Полная масса - снаряженная масса самого автомобиля, + пассажиры + багаж 1800-1820 кг
Максимально допустимая полная масса буксируемого прицепа, не оснащённого тормозами, 500 кг
Максимально допустимая масса багажника с учётом груза, устанавливаемого на крыше 50 кг
Наименьший радиус поворота по колее наружного колеса 5,5м

Вы можете заказать цветную книгу:

Габариты

Длина автомобиля 4735 мм
Ширина 1800 мм
Высота 1490 мм
Колёсная база 2800 мм
Коэффициент аэродинамического сопротивления, Cx 0,455-0,48
Колея
передних колес 1470-1494 мм
задних колес 1420-1423 мм
Дорожный просвет 174-180 мм
Дорожный просвет (самая нижняя точка под днищем) под нагрузкой 165-170 мм
Расход топлива (контрольный )
на трассе, л/100 км. 8,8-9,1
средний, л/100 км. 10,8-11,2
в городе, л/100 км. 12,7-13,3
Углы въезда, в градусах (под нагрузкой) – спереди/сзади 30/20

Характеристики силового агрегата

Модель ЗМЗ-24 серия
Рабочий объем мотора, л. 2.446
Тип питания Карбюратор
Количество цилиндров 4
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм (92х92)
Степень сжатия 8,0-8,6
Мощность, л.с. при об/мин - не менее 90-110/4500 (самый распространённый вариант - 100/4500 – бензиновый и 85/4500 )
Крутящий момент при об/мин., Нм 186-206/2400-2500 (самый распространённый вариант - 192/4500 – бензиновый и 176/4500 с установкой ГБО)
Направление вращения коленчатого вала - правое
Сорт бензина АИ80; АИ-93

Трансмиссия

Коробка передач тип механический, четырехступенчатый, синхронизированный
Передаточные числа КПП
I передача – 3.5
II передача – 2.260
III передача – 1.450
IV передача – 1.000
R - задний ход – 3.540
Главная передача коническая, гипоидного типа
Передаточное число главной передачи 3.9
Сцепление Однодисковое, сухого типа, с гидроприводом
Карданная передача открытого типа, одним валом

1960-е годы частенько называют временем перемен. В этом десятилетии менялось все - стили и моды, президенты и генеральные секретари, а в Советском Союзе заканчивалась хрущевская оттепель и начинался брежневский застой. Менялись и принципы автомобильного дизайна - ампирный, вычурно-округлый превращался в готический, отточено-граненый...

Первым жертвой перемен пал «Москвич» - между «четыреста третьим» и «четыреста восьмым» пролегла граница, разделявшая две эпохи автомобильного стиля. Следующей суждено было измениться «Волге» - из «двадцать первой» в «двадцать четвертую».

Легковушки Горьковского автозавода изначально предназначались для чиновников среднего ранга - директоров заводов и секретарей обкомов, воинских начальников и главных конструкторов, начальников главков и заместителей министров. Немалая доля автомобилей предназначалась для таксопарков, ну а приобрести в личное пользование «эмку», «Победу» или «двадцать первую» «Волгу» ничем не выдающемуся гражданину нашей страны было практически невозможно.

Автомобиль ГАЗ-21 «Волга» Горьковский автозавод выпускал с 1956 года. Это была вполне современная для своей эпохи легковая машина, отличавшаяся рядом оригинальных конструктивных и дизайнерских решений, что, кстати, подтверждалось вполне устойчивым спросом на нее за рубежом. Но в начале 1960-х годов он стал существенно отставать от зарубежных моделей - как по дизайну, так и по конструкции.

Работы по созданию очередной модели взамен устаревающей «двадцать первой» были начаты в 1961 году - руководителем проекта был назначен ведущий конструктор легковых автомобилей ГАЗа А. М. Невзоров, художниками-конструкторами (теперь таких специалистов называют дизайнерами) - Л. И. Циколенко и Н. И. Киреев.

Автомобиль предполагалось выпускать с целой гаммой двигателей, в которую входили модернизированный четырехцилиндровый от ГАЗ-21, V-образные шести- и восьмицилиндровый, а также четырехцилиндровый дизельный. Была также идея довести до ума автоматическую коробку передач, которой поначалу пытались оснащать «двадцать первую» «Волгу». Однако впоследствии от идеи оснащения машины коробкой-автоматом, равно как и шестицилиндровым мотором, конструкторам пришлось отказаться, и в серию машина пошла с двумя вариантами двигателя - с рядной 2,5-литровой «четверкой» и 5,5-литровой V-образ-ной «восьмеркой», причем последние выпускались весьма малой серией в качестве так называемых «машин сопровождения» (для работы в эскортах высокопоставленных партийных и государственных персон) или «догонялок» (для КГБ). Ну а дизели иностранного производства устанавливались заводом лишь по спецзаказу, на автомобилях небольших экспортных серий.

Как уже упоминалось, создание «двадцать четвертой» пришлось на период перемен, поэтому при дизайнерских проработках формы кузова новой машины конструкторов «бросало» от американского автомобильного стиля конца 1950-х годов с присущими ему килями и хромированными молдингами до сугубо утилитарного с чемоданно-плоскими очертаниями капота, багажника и крыши.

С 1962 по 1965 год конструкторы создали шесть полноразмерных поисковых макетов, которые существенно отличались по своему внешнему виду. В 1965 году внешний облик автомобиля окончательно определился и был утвержден на высшем уровне. Практически одновременно завершилось конструирование агрегатной части, и уже через год были готовы первые ходовые прототипы.

Параллельно с проектированием автомобиля велись работы по подготовке его серийного производства. ГАЗ-24 содержал более сложные агрегаты, чем «двадцать первая» «Волга», что заставило заводчан существенно повысить требования к точности и качеству их изготовления. Кстати, именно для этого в 1962 году был построен первый в стране цех точного литья по выплавляемым моделям и запущена автоматическая линия формовочного литья, в 1967 году построены заводы штампов и пресс-форм, а в 1968 году - завод по производству коробок передач.

Первая опытная серия из 32 автомобилей была собрана в 1968 году по обходной технологии, в 1969 году таким образом сделали еще 215 машин, а в январе запустили главный конвейер. Около полугода продолжался одновременный выпуск 21-й и 24-й моделей, а 15 июля 1970 года выпуск ГАЗ-21 был прекращен. Без остановки конвейера на нем стали собирать лишь новую машину - автомобиль «Волга» ГАЗ-24 .

Технические характеристики автомобилей
ГАЗ-24 и ГАЗ-24-02 «Волга»

Модель ГАЗ-24 ГАЗ-24-02
Длина, мм 4760 4735
Ширина, мм 1800 1800
Высота, мм 1490 1540
База, мм 2800 2800
Колея спереди, мм 1470 1420
Число мест 5 7
Собственная масса, кг 1420 1550
Максимальная скорость, км/ч 147 145
Время разгона до 100 км/ч, с 19 21
Максимальнае мощность двигателя, л. с. 95 95
Рабочий объем двигателя, л 2,445 2,445
Контрольный расход топлива при скорости 80 км/ч, л/100 км 10,5 11
Передняя подвеска независимая пружинная
Задняя подвеска на продольных полуэллиптических рессорах
Емкость топливного бака, л 55 55




1 - заливная горловина топливного бака; 2 - топливный бак; 3 - рессора задней подвески; 4 - амортизатор задней подвески; 5 - запасное колесо; 6 - задний мост; 7 - рукоятка регулировки наклона спинки переднего сиденья; 8 - глушитель; 9 - лонжерон кузова; 10 - воздухозаборник отопителя и вентилятора салона; 11 - рукоятка регулировки сиденья по длине салона; 12 - карданный вал; 13 - главный цилиндр механизма сцепления; 14 - главный тормозной цилиндр; 15 - коробка переключения передач; 16 - рулевой механизм; 17 - пружинная передняя подвеска; 18 - катушка зажигания; 19 - распределитель зажигания (трамблер); 20 - аккумуляторная батарея; 21 - масляный фильтр; 22 - звуковой сигнал; 23 - маслоналивная горловина; 24 - воздушный фильтр; 25 - масляный радиатор; 26 - радиатор системы отопления салона; 27 - регулятор напряжения; 28 - гидровакуумный усилитель тормозной системы.

«Двадцать четвертая» по схеме не отличалась от «двадцать первой» - такая же заднеприводная, с передним расположением двигателя. База автомобиля была больше, чем у предшественника, на 100 мм, что позволило опустить подушку заднего сиденья и вывести его за пределы арок задних колес. Это способствовало более свободному размещению пассажиров. Увеличение колесной базы, привело к более плавному ходу машины.


Кузов автомобиля - несущий, с приваренной к нему подмоторнои рамой. Задние крылья автомобиля крепились сваркой, передние - на винтах.

Компоновка кузова обеспечивала его максимальную унификацию при выпуске возможных вариантов автомобиля - седана, универсала, кареты «скорой помощи», такси и т. п.

Следует заметить, что кузов ГАЗ-24 отличался от кузова ГАЗ-21 не только дизайном, но и самой его конструкторской концепцией, которая вобрала в себя все новое, что появилось в отрасли за период с 1955 по 1965 год. Конструкция силовых элементов кузова ГАЗ-24 была прочнее, чем у ГАЗ-21.



Капот моторного отсека - с передними шарнирами, которые представляли собой систему рычагов; поднятый капот удерживался цилиндрическими пружинами. Открытая крышка багажника занимала почти вертикальное положение и удерживалась в нем с помощью поперечных торсионов. Кстати, по нынешним меркам, багажник у ГАЗ-24 не отличался удобством его использования. При его гигантском (0,7 м³!) объеме пользоваться им было не слишком удобно - дотянуться до передней его стенки было практически невозможно, а если учесть, что «запаска», закрепленная непосредственно в багажнике, «съедала» немалую долю его объема, то и уложить в багажник что-нибудь крупногабаритное не представлялось возможным.

Главным отличием кузова ГАЗ-24 от ГАЗ-21 была высота - старая машина была на 130 мм выше. Соответственно, у новой был ниже расположенный центр тяжести (это увеличило ее устойчивость и управляемость) и уменьшенное миделевое сечение. Последний параметр способствовал уменьшению коэффициента лобового сопротивления, что давало возможность увеличить скорость и уменьшить удельный расход топлива.

Стоит заметить, что при уменьшении высоты кузова конструкторы пошли на некоторое нарушение ГОСТа - дело в том, что величина необозреваемой водителем зоны впереди автомобиля не должна была превышать 8 м, а у ГАЗ-24 она составлял 9,5 м.

Несмотря на большую колесную базу, «двадцать четвертая» «Волга» была на 75 мм короче - в совокупности с увеличенными углами поворота передних колес это несколько улучшило маневренность машины.

На первых лет выпуска спереди устанавливался трехместный диван, в спинке которого скрывался удобный подлокотник для правой руки водителя. Спидометр на машинах, выпускавшихся до 1975 года, имел ленточную шкалу - при увеличении скорости по шкале слева направо ползла красная полоска. К тому же на машинах до 1978 года сзади располагались отдельные от задних фонарей катафоты, которые в дальнейшем перекочевали на задние габаритные огни.

К числу немаловажных нововведений, которыми «двадцать четвертая» отличалась от предшественницы, можно отнести полностью синхронизированную коробку переключения передач (у «двадцать первой» первая передача не имела синхронизаторов), полнопоточный маслофильтр, раздельный привод передних и задних торомозов, сервопривод в тормозной системе, самоподводящиеся тормозные цилиндры, телескопические амортизаторы и стояночный тормоз с приводом на задние колеса (у «двадцать первой» «ручник» был трансмиссионным). Ко всему, хотя количество точек регулярного шприцевания сократилось в три раза (с 30 до 10), передняя шкворневая подвеска, ведущая свое происхождение от довоенного Opel Kapitan выпуска 1936 года, все же требовала регулярной смазки.

Надо заметить, что у новой «Волги» рычаг КПП в соответствии с новыми веяниями располагался на верхней крышке коробки.

Карданная передача состояла из одного вала с парой шарниров, скользящего шлицевого соединения на выводном валу КПП в удлинителе. Такая конструкция обеспечивает уменьшение вибраций и, соответственно, повышенную долговечность соединения.

Задний мост - гипоидный, облегченный, с разъемным картером.

Задняя подвеска - рессорная, с телескопическими амортизаторами. Рессоры - несимметричные, удлиненные, с увеличенной шириной листов и уменьшенным их числом - такие обеспечивают лучшие характеристики подвески и хорошую боковую устойчивость. На кузове рессоры закрепляются с помощью конусных резиновых втулок.

Рулевой механизм - с задним расположением рулевых тяг. Шарниры тяг оснащены пластиковыми вкладышами, не требующими в процессе эксплуатации смазки. Рулевой механизм представляет собой глобоидный червяк в паре с двухгребневым роликом, которые располагаются в алюминиевом картере. Рулевое колесо двухспицевое, с углубленной ступицей.

Тормоза - колодочные, барабанные, с автоматической регулировкой зазора между колодкой и барабаном. Привод тормозов - гидравлический, раздельный для передних и задних колес.

Колеса - дисковые, штампованные, с шинами размером 7.00 - 14".

Период производства «двадцать четвертой» можно условно разделить на три этапа в соответствии с основными модернизациями автомобиля.

Так, автомобили первого поколения (производства 1968 - 1977 годов) в процессе выпуска непрерывно совершенствовались. Самые первые годы выпуска ушли на исправление всевозможных мелких недоработок - в частности, зеркала заднего вида, установленные на передних крыльях первых серийных машин, оказались неудобны в эксплуатации, поэтому правое зеркало изъяли, а левое перенесли на водительскую дверь, установили новый, более надежный замок багажника, рессоры с улучшенным профилем листов, замок зажигания унифицировали с автомобилями ВАЗ, а ленточный спидометр заменили традиционным - стрелочным, поскольку показания первого было сложно считывать из-за колебаний ленты при работе; на задние стойки крыши установили стояночные огни, зажигающиеся при выходе пассажиров, и т. п.

Автомобиль Горьковского автозавода ГАЗ-24 Волга.
На снимке «спереди в три четверти» - «Волга» первых лет выпуска с зеркалами заднего вида на передних крыльях и с бампером без «клыков»; на снимке «сзади в три четверти» - машина более поздних лет выпуска с зеркалом заднего вида на двери водителя и бамперами с «клыками».

В 1977-1978 годах была осуществлена первая серьезная модернизация - свет увидело второе поколение ГАЗ-24. Машина получила клыки на бамперах, ремни безопасности, противотуманные фары, обновленную панель приборов с новыми, полностью черными рукоятками.

В таком виде автомобиль выпускался вплоть до 1985 года, когда он снова был подвергнут модернизации, на этот раз - более радикальной, результатом которой стал ГАЗ-2410, который можно назвать третьим поколением ГАЗ-24. В этот же период, в 1982 году, в серию запустили автомобиль ГАЗ-3102 для обслуживания государственных учреждений - в машине были использованы модифицированные кузов, двигатель, трансмиссия и подвеска от ГАЗ-24. К слову, именно ГАЗ-3102 стал родоначальником семейства автомобилей, выпускающегося заводом.

Несмотря на весьма лаконичный дизайн, «Волга» ГАЗ-24 производит весьма благоприятное впечатление. В момент запуска в серийное производство облик этого автомобиля вовсе не выглядел устаревшим - американские аналоги того же класса и года выпуска производились вплоть до конца 1970-х годов. Вполне гармоничные пропорции седана с ниспадающей к корме линией боковины придавали ему динамичный и элегантный внешний вид. В машине неожиданно и вполне удачно объединились дизайнерские изыски с достаточно простыми угловатыми обводами и требования штамповочного производства - практически все кузовные панели оказались вполне технологичны. То же сочетание технологии и дизайна наблюдалось при отработке формы лобового и заднего стекол - они имели минимальный изгиб, соответствующий автомобильной моде того времени, который в равной степени был удобен в их производстве. Кстати, впервые в отечественном автопроме небольшой изгиб имели и стекла дверей.

Фирменными отличиями новой «Волги» стала выштамповка на капоте в виде воздухозаборника и ребро жесткости на крышке багажника. Решетка радиатора была практически такой же, как на ГАЗ-21 - с рисунком «китовый ус». Передние указатели поворотов и габаритные огни сделаны в соответствии с европейским стандартами. По-европейски (в отличие от «Волги» ГАЗ-21, где светотехника была сделана по-американски) выглядели и задние фонари - с красными стоп-сигналами, оранжевыми поворотниками и белыми огнями заднего хода. На машинах первого этапа выпуска фонари были трехсекционными с отдельно установленными катафотами, однако позднее светоотражатели перенесли в задние фонари. После 1977 года на передних крыльях стали устанавливать повторители указателей поворота круглой формы.

Ручки дверей имели вид скобы с круглой кнопкой замка - он открывался при нажатии на кнопку большим пальцем руки. На более новых «Волгах» появились хотя и безопасные, но не слишком удобные ручки, утопленные заподлицо с поверхностью двери. До 1978 года бамперы машин имели простую форму с резиновой полосой посередине - при легких столкновениях она предотвращала повреждения хромового покрытия. На бамперах машин, выпущенных после 1978 года, появились резиновые накладки, однако в 1985 году их убрали из-за нередкого травмирования ими пешеходов.

Автомобиль в базовой комплектации оснащался салонным и внешними зеркалами заднего вида (на машинах ранних выпусков - двумя на крыльях, на машинах более позднего выпуска - одним на водительской двери) и антенной с электроприводом в правом переднем крыле.

Помимо известных модификаций на Горьковском автозаводе малыми сериями выпускались машины по спецзаказам. В частности, по просьбам Комитета госбезопасности и Гаража особого назначения завод спроектировал машину сопровождения ГАЗ-24-24 для работы в составе кортежей VIP-персон. Автомобиль имел кузов с более мощными передними лонжеронами, в который устанавливался 8-цилиндровый V-образный двигатель от «Чайки» ГАЗ-13. Максимальная скорость машины достигала 200 км/ч, а до «сотни» она разгонялась за 12 секунд.

Еще одной малоизвестной модификацией «двадцать четвертой», разработанной зимой 1973/1974 годов, стал автомобиль ГАЗ-24-95, в конструкции которого сочетался комфортабельный кузов «Волги» и полноприводная ходовая часть армейского вездехода УАЗ-469. Интересно, что конструкторы при его создании сумели обойтись без рамы - с нею вездеход оказался бы намного выше. Всего было собрано пять экземпляров этого автомобиля, один из них поступил в охотничье хозяйство в Завидове, где возил главного охотника страны Л. И. Брежнева.



Комфортабельный безрамный внедорожник ГАЗ-24-96 «Волга», созданный с использованием узлов и агрегатов армейского полноприводного автомобиля УАЗ-469, был выпущен сверхмалой серией из пяти машин специально для «главного охотника страны» Л. И. Брежнева.
Автомобиль Renault Logan

ГАЗ 24 является советской легковой машиной среднего класса, которая в серийном порядке производилась на предприятии в городе Горький в период с 1969 по 1992 годы.

Советскую легковую машину считали символом эпохи своих годов, а также она являлась престижной моделью, на какой передвигались чиновники и представители государственных учреждений.

Большинство «простых людей» только мечтали о подобной модели, так как конкурентов с подобными габаритами в СССР не было. Весь модельный ряд ГАЗ .

История автомобиля

Перед тем, как начались 60-е годы ХХ века, которая массово производилась в городе Горький, уже выпускалась какое-то время и довольно устарела, особенно, если говорить про дизайнерскую составляющую.

Изначально дебютную попытку разработать автомобиль, который смог бы заменить 21-ю Волну, дизайнерский состав сделал уже в 1960 году. В те времена дизайнерская группа находилась под воздействием моделей американского производства, какие были продемонстрированы на Московской выставке 1959 года.

Исходя из этого, не стоит сильно удивляться из-за того, что спроектированный группой специалистов проект будущей машины 2-го семейства имел линии большинства заграничных транспортных средств тех годов. Хотя, немного «Волга» смахивала на определенный автомобиль, каким являлся Ford 1959 года производства. Однако, все равно, назвать его копированием нельзя.

И вот, уже спустя два года, в 1961 году конструкторский отдел во главе с генеральным конструктором Александром Невзоровым и дизайнерами Леонидом Циколенко и Николаем Киреевым приступили к работе по проектированию машины, какая бы могла сменить уже привычную Волгу-2121.

Серийное производство планировали начать к 50-летию Великой Октябрьской революции, какая отмечалась в 1967 году, однако из-за неблагоприятной экономической ситуации планы были нарушены. Одной из причин, почему задержался выпуск 24-ой модели, это был только строящийся Волжский автомобильный завод в Тольятти.

А ведь государственные структуры уже не могли отчислять так много субсидий работникам предприятия. Кроме этого, Горьковскому автомобильному заводу было поручено наладить производство и разработку военных машин, например, БТР-60 и БТР-70, из-за обострения политической ситуации в мире.

В период с 1962 по 1965 годы построили порядка 6 поисковых макетов из пластилина, которые серьезно различались друг от друга по внешности. К моменту наступления 1965 года внешность машины в общем уже сложилась, осталось лишь завершить разработку агрегатных частей.

Дебютные эскизы 24-ой модели имели модные плавники, гнутые панорамные передние и задние стекла и двухцветную кузовную окраску. На это влияла американская мода, которая была в те времена довольно популярна, а также то, что некоторые специалисты-конструкторы Горьковского автомобильного завода проходили обучение в Соединенных Штатах Америки.

И нельзя сказать, что данный момент как-то негативно оказывал свое влияние на автомобилестроение отечественного автомобиля. Во время отслеживания всех мировых автомобилей тех времен специалисты Горьковского предприятия увидели, что аэродинамическая составляющая их машин серьезно проигрывает сдержанным стилям, какие они производили.

Это повлекло отказ от младшей сестры «Чайки» - ее дизайнерское решение не применяли к новинке. Нельзя сказать, что автомобиль ГАЗ-24 начал быстро производиться. Были свои проблемы с началом серийного выпуска, которые зависели не только от Горьковского автомобильного завода. На это потребовался не один год, но усилия того стоили.

Весьма любопытно, что изначально, схожести с японцами, на машины зеркала задней обзорности ставили на капоте, но в Японии такое решение было сделано для того, дабы своевременно обнаруживать велосипедистов. Союз Советских Социалистических Республик просто, скорее всего, скопировал данное внедрение.

Однако, позже зеркала были помещенные в свою стандартную область – и имела зеркало лишь водительская дверь. 1965-й год стал первым, когда начали кататься непонятные «иномарки» - прототипы 24-ой модели, какие обладали шильдиком Super. Они позволяли испытывать различные вариации силовых агрегатов и коробок переключения передач.

Данная модель околесила весь СССР, вместе с американскими автомобилями. И нельзя сказать, что испытания были незначительного характера, они имели государственное значение. Результат испытаний показал, что ГАЗ-24 не уступает зарубежным аналогам.

Невзирая на понижение (на 10 мм) дорожного просвета, по сравнению с прошлой ГАЗ-21, автомобиль не уступал по функциональности на плохой дороге. Немного спустя автомобиль проверяли в таксопарке, изначально для какой цели она и создавалась.

В 1966 году советское правительство выделило на масштабную реконструкцию порядка 125 000 000 рублей, что в те времена было просто огромной цифрой. А зачем? Все очень просто – ГАЗ-24, если ее сравнивать с ГАЗ-21, стала в техническом плане намного сложнее, посему и требовались внедрения нового оборудования.

Не будет лишним напомнить, что Заволжский моторный завод (ЗМЗ), какой выпускал силовой агрегат для 24-ой модели, был первым во всем мире, где разработали и применяли высокопроизводительную технологию литья алюминиевых блоков цилиндров двигателя под давлением.

Первая опытная партия, за полноценный 1968 год, конвейер составила лишь 31 единицу с маркировкой ГАЗ 24. Середина 1970 года предусматривала полное прекращение постройки прошлой 21-ой Волги, поэтому Горьковское предприятие легковых машин полноценно начало работать на свежую модель. Интересно, что машина приобрела даже импортное оборудование.

Экстерьер

Невзирая на долгое время разработок, внешность седана ГАЗ-24 почти не претерпела перемен, хотя, дизайнерский состав иногда чуть переделывал радиаторную решетку, поставлял автомобиль то парой, то 4 фарами.

Но принять кузов было решено с парой фар и частоколом прорезей знаменитого «китового уса» в вертикальном исполнении. Стоит заметить, что подобное решение уже применялось на прошлом семействе транспортных средств Горьковского автомобильного завода.

Помимо этого, 24-я Волга с подобным обликом будет существовать до 1984 года, а фактически — до завершения производства. Передняя часть машины стала гораздо лучше и сразу понравилась многим автолюбителям. Здесь уже нельзя было найти тех больших и выделяющихся элементов фар, массивной радиаторной решетки.

Последняя часть стала немного уже и длиннее, а по бокам ее увенчали парочка фар. Бампер, установленный впереди, в «первых сериях» 24-го седана не получил клыков, однако там были боковины таблички номерного знака из хрома под бампером.

Капот получился длинным и почти ровным, за исключением небольшой выштамповки посередине. Лобовое стекло стало более современнее и повышало аэродинамические показатели автомобиля в целом. Большинство, если не все, полюбили ГАЗ-24 «Волгу» и просто мечтали ее приобрести себе.

Боковая часть демонстрировала самый длинный седан среди всех выпускаемых на тот момент отечественных автомобилей. Возможно, именно это и стало козырной картой ГАЗ-24 перед тем же . Передняя боковая часть имела надпись над колесом «Волга», хотя, трудно себе представить, чтобы нашлись такие люди, какие могли ее спутать, скажем, с Жигулем.

Дизайнерский состав не смог сразу определиться с колпаками колес. Некоторые опытные автомобили поставлялись с закрывающими весь диск колеса колпаками. Правая боковая часть седана имела заправочный отдел, какой открывался с помощью ключа. Дверные ручки получили металлический цвет, и открыть дверь можно было при помощи нажатия на кнопку.

Изначально, на боковой части были фонарики на «гребешках» вентиляционных дефлекторов, однако позже модель ГАЗ-24-10 уже не имела фонарики. Кормовая часть ГАЗ-24 также получилась кардинально новой. Автомобили «первой серии» получили задний бампер без клыков, однако они имели отдельные от задних фонарей катафоты, какие можно было встретить на задней кузовной панели.

Трудно было не заметить просто огромных размеров дверь багажного отделения, какая открывалась с помощью ключа и поворотного механизма, какой установили вокруг гнезда самого замка.

Последнее решение кажется очень удачным и необычным, что явно выделяло седан среди прочих его конкурентов, каких, по факту, на самом деле и не было. Труба выхлопной системы находилась с традиционной правой нижней стороны.

Интерьер

После попадания в салон ГАЗ-24 Волги сразу заметно, что свободного пространства стало действительно больше, невзирая на почти не изменившиеся габариты. Однако отделка интерьера на седане не отличалась изысканностью, невзирая на прошлый век производства. Сидения получились достаточно удобными, что немного сглаживало первые ощущения от посещения салона.

Дебютные выпуски автомобиля получили наличие подлокотника, какой устанавливали промеж передними креслами. Немного позже его перестали применять в интерьере. Салон модели ГАЗ-24-10 полноценно был обновлен, что позволило иметь удобные подголовники и полноценную матерчатую обивку.

Приборная панель не выделяется роскошностью. Лицевую часть клеили пленкой под дерево. Бардачок смотрелся простенько, отсутствовала любая отделка. Низ панели получился железного типа, а рулевое колесо – достаточно крупным с тоненьким ободом.

После 1985 года усовершенствование ощутимо отражалось на данных деталях, где руль уменьшили в диаметре, а его обод прибавил в ширине. Приборная доска принципиально поменялась, теперь там было намного больше пластиковых деталей.

Обивка интерьера особо не рознились различием. Обивка выполнялась из кожзаменителя, а цвета разделялись на наличие коричневого, серого и красного. Немного позже заменили спидометр ленточного типа на стандартный стрелочный, какой был более работоспособен и не так быстро выходил из строя.

Также автомобиль получил отделочные дверные панели, имеющие горизонтальный рисунок, появилось наличие статических ремней безопасности для сидящих впереди и сзади, из-за чего, как раз, и убрали передний подлокотник, новой обивки сидений и прочих изменений.

Технические характеристики

Силовой агрегат

Во время проектирования 24-ой модели сначала думали над установкой трех типов силовых агрегатов – предусматривалось наличие шестицилиндрового, четырехцилиндрового и V-образного восьмицилиндрового.

Модель с шестью цилиндрами сразу была отстранена, а 8-цилиндровые двигателя шли чаще всего для специальных служб и автомобилей, какие находятся на государственных учреждениях. «Восьмерка» шла в большинстве случаев для специальных служб, где требовался мощный двигатель и хорошие динамические характеристики.

Исходя из этого, не трудно догадаться, что в качестве базового силового агрегата шел 4-цилиндровый двигатель с верхнеклапанным расположением. Его объем составлял 2.445 литра. На 100 км расход топлива был около 15 литров (по паспорту 12).

Модель с 4-цилиндровым мотором шла в паре вариаций – 95 (Аи-93) и 85 (А-76) лошадиных сил. Все отличия у силовых агрегатов состояли в головке блока цилиндров. Двигатель, какой делали под 76-й бензин, головка была выше, что отражалось на увеличенной камере сгорания.

Четырехцилиндровый мотор выпускался для ГАЗ-24 до 1985 года, когда на машины начали ставить ЗМЗ 402/4021. Новые модели силовых агрегатов получили измененный блок цилиндров и головку блока цилиндров. Его сердцевины модернизация почти не коснулась, лишь начали использовать наличие модернизированного высокопроизводительного масляного насоса.

Трансмиссия

Машины, какие поставлялись с восьмицилиндровым силовым агрегатом, были синхронизированы вместе с автоматической трехступенчатой коробкой переключения передач. Однако ее редко можно было увидеть на 24-ой Волге.

Более чаще можно было встретить механическую четырехступенчатую коробку передач с синхронизаторами на всех скоростях переднего хода. Сцепление представлено сухим однодисковым. Тип сцепления – гидравлический.

Подвеска

Передняя подвеска имела шкворневой тип. Она стояла на поперечных рычагах и имела цилиндрические пружины. А задняя была зависимая с рессорами. Амортизаторы стояли гидравлического телескопического типа с двусторонним действием.

Рулевое управление

Рулевой механизм представлял наличие глобоидного червяка с трехгребневым роликом. Имелось противоугонное устройство и травмобезопасная муфта.

Тормозная система

В рабочую тормозную систему входило наличие барабанных механизмов на всех колесах с гидравлическим приводом и усилителем, разделителя и сигнализатора об отказе одного из контуров. В стояночную тормозную систему входил механический привод на тормозные устройства задних колес.

Технические характеристики
Тип кузова Седан
Число мест 5
Габаритные размеры
Длина 4735 мм
Ширина 1800 мм
Высота без нагрузки 1490 мм
Высота с нагрузкой 1450 мм
База 2800 мм
Колея передних колес 1476 мм
Колея задних колес 1420 мм
Двигатель
Модель двигателя ЗМЗ-24Д
Тип Рядный четырехтактный карбюраторный с верхним расположением клапанов
Диаметр и ход поршня 92X92
Рабочий объем в л. 2,445
Степень сжатия 8,2
Максимальная мощность в л. с. при частоте вращения 4500 об/мин 95
Максимальный крутящий момент в кг*см при частоте вращения 2200-2400 об/мин 19,0
Трансмиссия
Сцепление Однодисковое сухое с гидравлическим приводом выключения
Коробка передач Механическая четырехступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода; привод - на верхнем рычаге, выведенным в пол кузова.
первая передача 3.5
вторая передача 2.26
третья передача 1,45
четвертая передача 1
задний ход -3,54

Внешние модернизации

Машина достаточно часто подвергалась некоторым модернизациям. Например, до 1975 года изменили форму внешних зеркал задней обзорности, поставили более свежий, удобный и уверенный по надежности замок багажного отделения, задние стойки крыши имели наличие стояночных огней, какие зажигались при высадке людей.

Автомобиль всегда улучшался. Изначально решили убрать с правого переднего крыла зеркало заднего вида. В свою очередь левое подвинули к стойке ветрового стекла. Во время 1976-1978 годов произвели дебютную основательную модернизацию Волги.


ГАЗ-24 с зеркалами заднего видла на капоте

Это многие называют стартом производства второго поколения ГАЗ 24. Эти года позволили машине получить «клыки» на бампера, где были резиновые вставки, также было наличие противотуманных фар, которые расположились на бампере, установленном впереди.

Задние фонари стали иметь встроенные катафоты. Середина 80-х годов позволила специалистам подвергнуть автомобиль новым усовершенствованиям, какие стали более существеннее и радикальнее.


Обновленная модель ГАЗ 24

В результате на свет вышел автомобиль ГАЗ-24-10, какую часто называются 3-им семейством 24-ой Волги. В машине отсутствовали фонарики на дефлекторах вентиляционной системы, переменили облицовку радиаторной решетки с хрома на обычный пластик черного цвета. На колесах начали устанавливать наличие новых пластиковых колпаков.


Очень важно то, что стекла, установленные сзади, взамен обдува теплым воздухом приобрели электрический обогрев. Однако, все перемены были внесены не в одно время. Начиная с 1986 года было уже наличие утопленных дверных ручек, какие были вмонтированы в кузовную плоскость. На окнах передних дверей убрали форточки, появились простые бампера без клыков. Убрали габаритны подфарники, их опцию стали выполнять фары головного освещения.

Стоимость


Купить новую ГАЗ-24 уже не получится. Но вторичный рынок автомобилей предлагает достойный выбор техники, стоимость начинается приблизительно от 150 000 рублей. Чем дороже цена, тем «моложе» седан и тем более качественным он является. Если машина смогла хорошо сохраниться, то логично ожидать, что хозяин попросит за нее больше.

Плюсы и минусы

Плюсы машины

  • Качественный кузов Волги;
  • Невысокая ценовая политика и легкость взаимозаменяемости запчастей и деталей;
  • Приятная и стильная внешность (по тем годам);
  • Улучшенная аэродинамическая составляющая, по сравнению с прошлыми моделями (ГАЗ-21);
  • Хорошие силовые агрегаты;
  • Немаленькая высота дорожного просвета;
  • Хороший объем багажного отделения;
  • Удобные сидения с подлокотниками;
  • Хорошие динамические характеристики;
  • Мягкая подвеска, которая позволяет проглатывать большинство неровностей и ям;
  • Множество модификаций;
  • Не боится нагрузок;
  • Малый радиус разворота автомобиля, несмотря на большие габариты;
  • Понятная приборная панель;
  • Неприхотливая к топливу машина;
  • Присутствуют ремни безопасности;
  • Большой объем багажного отделения;
  • Высота кузова стала ниже;
  • Повысилось качество конструкции ручного тормоза;
  • Балка передней подвеска стала более прочной и надежной;
  • Повысили качество лакокрасочного кузовного покрытия и деталей кузова;
  • Хорошая обзорность внутри машины;
  • Интерьер стал более светлым.

ГАЗ-24 «Волга» - советский легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1969 по 1992 год.

К началу 1960-х годов, ГАЗ-21, массово выпускавшийся на Горьковском автомобильном заводе, уже достаточно устарел, в первую очередь, в плане дизайна. Первая попытка разработки автомобиля на смену ГАЗ-21 была предпринята дизайнерским коллективом завода в инициативном порядке еще в 1960 году. В этот период дизайнеры находились под влиянием экспонатов американской промышленной выставки 1959 года в Москве, на которой были представлены все основные модели автомобилей Северо-Американского рынка 1959 модельного года. Поэтому нет ничего удивительного в том, что созданный ими проект перспективной «Волги» второго поколения (доведенный до пластилинового макета) сочетал черты многих заокеанских автомобилей своего времени. Главным образом, за вычетом оформления передка, конкретную модель, Ford 1959 модельного года, хотя конечно копией его наш макет совсем не выглядел

В 1961 году группа конструкторов (генеральный конструктор - Александр Невзоров, дизайнеры - Леонид Циколенко и Николай Киреев) начали работы по созданию автомобиля на смену ГАЗ-21

Дизайнеры за работой над макетом ГАЗ-24 "Волга", Л.И. Циколенко (справа) и Н.И. Киреев (слева), 1968 год

Автомобиль изначально проектировался под четыре различные двигателя - модернизированный четырёхцилиндровый от ГАЗ-21 (вероятно для такси) , вновь разрабатывавшийся трехлитровый V6 (для базовой машины), имевшийся в производстве V8 объемом 5,53 литра от ГАЗ-23 (спецверсия для КГБ), а также - дизельный I4 (для Европы)

Изначально планировавшийся как базовый V6 (2,99 литра, 136 л.с.) моделей 24-14 (чугунный блок) и 24-18 (алюминиевый) к началу серийного производства из стадии экспериментов так и не вышел, его планировали освоить на втором этапе работы над автомобилем уже параллельно с серийным производством. Но в начале 1970х цены на нефть резко выросли, и в таких условиях трехлитровый двигатель для автомобиля среднего класса, очевидно, посчитали излишним. Остальные двигатели были в той или иной мере реализованы

Базовой предполагалась модификация с 4-х скоростной механической коробкой передач со сближенными передаточными числами и напольным рычагом переключения, что соответствовало последним тенденциям автомобилестроения. Так же планировалось наконец-то освоить версию с автоматической коробкой передач. Версия с рычагом переключения на рулевой колонке разрабатывалась, но в серию не пошла. Кроме того, планировались и версии с 3-х скоростной механической трансмиссией и полуавтоматическим овердрайвом (повышающая передача, как пятая в современных коробках, но выполненная как отдельный агрегат). Механические коробки изначально предполагалось использовать на модификации для такси. На практике осталась только четырехступенчатая механическая трансмиссия с рычагом в полу как самая простая, дешевая, способствующая экономии топлива и наиболее соответствующая уровню мирового (правда, преимущественно, европейского) автомобилестроения

С 1962 по 1965 годы было построено около шести пластилиновых поисковых макетов, сильно различающихся по своему внешнему виду. К 1965 году внешний вид автомобиля в целом сложился, в основном завершалась и разработка агрегатной части

Новая модель требовала более высокой общей культуры производства. По сравнению с моделью ГАЗ-21, новая «Волга» содержала конструктивно более сложные агрегаты, значительно повысились требования к точности и качеству изготовления. Поэтому, параллельно с разработкой автомобиля, производилась модернизация технологического оснащения завода, на его территории были воздвигнуты новые, современно оборудованные цеха

В течение дальнейшей разработки облик машины практически не менялся, хотя дизайнеры еще немного изменяли решетку радиатора, снабжая машину то двумя, то четырьмя фарами. Приняли кузов с двумя фарами и частоколом вертикальных прорезей «китового уса», как на позднем ГАЗ-21 - в таком виде она просуществует до 1984 года, а по факту - до конца выпуска (ставили, что было на складе). Так же дизайнеры не сразу определились с колпаками колес - отдельные опытные экземпляры снабжались прикрывающими весь колесный диск колпаками

В 1966 году появились первые ходовые прототипы, названные М-24 (предыдущая модель завода - ГАЗ-М-23 на базе ГАЗ-М-21), прототипы собирались в двух вариантах оформления передка, двух- и четырёхфарном. Особых отличий от первых серийных автомобилей прототипы не имели

Второй вариант прототипа М-24 (ГАЗ-24) с двумя фарами, 1966/67 года

От идеи шестицилиндрового двигателя, как и от штатной установки автоматической коробки передач, пришлось отказаться. Однако параллельно с серийным выпуском модели заводом строились немногочисленные опытные экземпляры с импортными шестицилиндровыми двигателями, как рядными, так и V-образными

Различные дизельные двигатели (преимущественно Peugeot-Indenor, иногда Mercedes) устанавливались на небольших сериях экспортных автомобилей как самим ГАЗ-ом, так и иностранными фирмами - дилерами завода. Существовали как четырёх- так и шестицилиндровые варианты

В 1967 году Автоэкспортом несколько преждевременно было объявлено о начале производства нового советского автомобиля. Массовое производство началось несколькими годами позже

В 1968 году была собрана по обходной технологии опытная партия в 32 машины, в следующем году собрали ещё 215 машин, в конце года запустили конвейер. 15 июля 1970 года был начат массовый выпуск автомобиля "Волга" ГАЗ-24

Современный внешний вид, хорошая отделка и обтекаемость кузова, широкая популярность прежних моделей "Волги" позволили новому автомобилю быстро завоевать всеобщее признание. Автомобиль хорошо приспособлен к эксплуатации в различных климатических и дорожных условиях, высоконадежен. Новая "Волга" стала на 13 см. ниже, чем ГАЗ-21, на 7,5 см. короче. За счет уменьшения толщины дверей и применению гнутых боковых стекол, салон стал просторнее. Увеличение базы на 10 сантиметров позволило увеличить расстояние между рядами сидений, значительно добавив комфорта задним пассажирам. На ранних «двадцатьчетверках» между раздельными передними сиденьями предусматривался специальный вкладыш, превращавший передние сиденья в широкий диван. В результате рядом с водителем могли сесть два пассажира - машина становилась шестиместной

В конструкции автомобиля предусмотрен ряд новых решений, направленных на повышение безопасности движения. Установлены надежные тормоза с гидровакуумным усилителем действующим от разряжения во впускном коллекторе двигателя, и раздельным приводом тормозов на передние и задние тормоза. Легкий рулевой механизм и усовершенствованная конструкция подвески обеспечивают надежную устойчивость автомобиля и хорошую управляемость. Появился специальный вентилятор для обдува заднего стекла. Мягкие панели обивки кузова, блокировочные устройства и утопленные внутренние ручки замков дверей, рулевое колесо с утопленной ступицей, с травмобезопасной колонкой и противоугонным устройством и высокая прочность кузова в значительной мере снижают возможность травмирования при аварийных ситуациях. Интересна и новая по тем временам система вентиляции кузова, которая осуществлялась через перфорированную обивку потолка и специальные воздухоотводы на задних стойках кузова (именно они прикрыты хромированными накладками). Стандартным оснащением стал радиоприемник с УКВ-диапазоном, к которому дополнительно можно было приобрести коротковолновую приставку

Мечтам конструкторов о V-образной «шестерке» объемом 3,0 л и мощностью 135 л. с. не суждено было сбыться. Место под капотом серийной ГАЗ-24 занял модернизированный 2,4-литровый мотор ее предшественницы с двухкамерным карбюратором. В варианте под бензин АИ-93 он выдавал 98 л. с. (позднее мощность снизили до 95 л. с.), а для такси, работавших на А-76, -только 85

ГАЗ-24 выпуска 1968-1977 годов условно можно выделить как первую серию выпуска.

Отличительные особенности всех автомобилей «первой серии» - бампера без клыков, но с хромированными боковинами таблички номерного знака под передним бампером, отдельные от задних фонарей катафоты на задней панели кузова, панель приборов с обтянутой чёрным кожзаменителем верхней частью и окрашенной под цвет кузова нижней, чёрные со вставками под слоновую кость рукоятки на панели приборов, отделочные панели дверей с вертикальным рисунком, переднее сидение диванного типа из трёх частей с независимой регулировкой и центральным подлокотником

Автомобиль постоянно подвергался незначительным усовершенствованиям. В частности, до 1975 года: удалили из конструкции системы охлаждения двигателя автоматическую муфту включения вентилятора, показавшую ненадёжность своей работы; изменили форму внешнего зеркала заднего вида; установили новый, более удобный и надёжный замок багажника; стали устанавливать новые рессоры с параболическим профилем листов; замок зажигания унифицировали с автомобилями ВАЗ; спидометр оригинальной конструкции (ленточный) заменили на традиционный стрелочный, более долговечный; на задние стойки крыши установили стояночные огни, зажигающиеся при выходе пассажиров

Автомобиль ГАЗ 24 Волга был удостоен международных наград: золотые медали на Международных выставках в Пловдиве (1969 г.) и Лейпциге (1970 г.)

До конца 1970 года сумели сделать немногим больше 18 тысяч машин. Далее производство наращивали с каждым годом, пока оно не достигло приблизительно 30-35 тысяч машин ежегодно

Машина постоянно совершенствовалась. Сначала с правого переднего крыла исчезло зеркало, а левое передвинули к стойке ветрового стекла. В 1973-м изменился радиоприемник, а в 1974-м на задних стойках появились фонарики, загоравшиеся при открывании задних же дверей. Через год ленточный спидометр, дававший сбивчивые показания из-за сильных колебаний красной полосы на ходу машины, заменили стрелочным

В 1972 году увидел свет универсал ГАЗ-24-02 с задней подвеской, усиленной шестым рессорным листом. Он вмещал семерых пасажиров, а его сиденья второго и третьего рядов были похожи на складные дачные стульчики

В конце 1973 года была освоена запланированная еще на этапе проектирования малосерийная модификация с двигателем V8, выпускавшаяся преимущественно для нужд КГБ - «Изделие 2424». (5,5 литров и 195 л.с.)

Зимой 1973-1974 года, увидила свет полноприводная модификация обычной ГАЗ-24 "Волга". Появлением она обязана желанию Горьковского обкома КПСС иметь легковой автомобиль с проходимостью не хуже, чем УАЗ. Пришлось серьезно поработать и с несущим кузовом машины. Передок автомобиля был усилен путем вложения одного лонжерона в другой. Не располагая подходящей резиной, полноприводную «Волгу» испытывали с «чайковскими» зимними покрышками 8,5-15, установленными на диски от 21-й модели (размерность штатных шин 24-й – 7,35-14). Всего было построено пять автомобилей ГАЗ-24-95. И на каждом из них, что называется, вручную приходилось бороться с жутким воем и сильными вибрациями, источником которых являлась коробка передач. Доходило до того, что в работающую «раздатку» с целью скорейшей прикатки шестерен сыпали абразив. Агрегаты, разумеется, «прикатывались», но возникали люфты. В итоге, вой практически не ослабевал, а уровень салонного шума держался на уровне 81–82 дБ.

"Волга"

В сравнении с обычной 24-й, полноприводная машина прибавила в росте на 110 мм. Снаряженная масса увеличилась на 90 килограмм и стала равна 1490кг. В паспорте значилась максимальная скорость 115 км/ч. Диаметр разворота полноприводного варианта стал равен 14,6 м, при том, что у обычной ГАЗ-24 этот показатель составлял всего 11 м.

На протяжении 1976-78 годов последовала первая серьёзная модернизация ГАЗ-24, что можно считать началом выпуска второго поколения, или второй серии ГАЗ-24

В эти годы машина получила «клыки» с резиновыми вставками на бамперах, противотуманные фары на переднем бампере, задние фонари со встроенными катафотами, салон с изменённым оформлением, в котором практически все металлические детали для безопасности были закрыты мягкими пластиковыми накладками, отделочные панели дверей с горизонтальным рисунком, статические ремни безопасности спереди и сзади (что потребовало удаления подлокотника из конструкции переднего сидения), новую обивку сидений; имелись и другие, более мелкие изменения

В таком виде машина выпускалась до 1985 года с минимумом модернизаций

В середине 1980-х годов машина снова была подвергнута модернизации, на этот раз - более существенной и радикальной. Результатом этого стала модель ГАЗ-24-10, которую можно назвать третьим поколением, или третьей серией ГАЗ-24.

Газ-24-10 лишилась фонариков на «гребешках» вентиляционных дефлекторов и поменяла хром облицовки радиатора на простой черный пластик. Зато ее передние кресла обрели подголовники, колеса - новые пластиковые колпаки, задние стекла вместо обдува теплым воздухом наконец-то получили электрообогрев, мощность мотора увеличилась на 5 л. с. Но все изменения внесли не сразу

Внедрение модернизированных узлов и в этот раз происходило постепенно - от пластиковой решётки радиатора, появившейся на экспортных автомобилях в конце 1970-х годов, до окончания обновления универсала, произошедшего в 1987 году. В 1985 году выпускали «переходный» вариант седана, совмещавший в различных пропорциях черты ГАЗ-24 и 24-10 и получившие неофициальное обозначение ГАЗ-24М

Автомобили комплектовались новыми двигателями семейства ЗМЗ-402 (бензин АИ-93; степень сжатия 8,2; 100 л.с.; 182 Нм), ЗМЗ-4021 (А-76; степень сжатия 6,7; 90 л.с.; 173 Нм), ЗМЗ-4027 (сжиженный газ/АИ-93; степень сжатия 8,2; 85 л.с.; 167 Нм). Прибавки мощности в 5 л.с. достигли усовершенствованием систем впуска и выпуска. Появилась бесконтактная транзисторная система зажигания. Часть двигателей комплектовали карбюраторами К-151 с системой ЭПХХ и системой рециркуляции отработавших газов. Блок цилиндров, коленвал и распредвал использованы от двигателя ЗМЗ-4022.10 (3102). Тем не менее "гортанный" звук при перегазовках не исчез. Его лишь попытались приглушить дополнительным резонатором. У заднего моста передаточное число изменилось до 3,9, а усиленное сцепление было взято от модели 3102. Изменение конструкции тормозов было довольно радикальным: главный тормозной цилиндр типа "тандем", двухкамерный вакуумный усилитель и прочие узлы тормозной системы взяты от ГАЗ-3102. Переход на тормозную жидкость "Нева" потребовал замены всех рабочих цилиндров тормозов. Рычаг стояночного тормоза перекочевал в пространство между передними сиденьями

С 1986 года стали устанавливать пластиковую решетку радиатора, утопленные ручки дверей, вмонтированные в плоскость кузова, и окна передних дверей (без форточек), упрощенные бамперы без клыков. Не стало габаритных подфарников; их функцию дополнительно взяли на себя головные фары

Впервые автомобиль ГАЗ-24-10 был представлен широкой публике летом 1984 года на выставке в честь 60-летия советского автопрома "Автопром-84", проводившейся на ВДНХ

Всего до 1992 года был выпущен 1481561 экземпляр ГАЗ-24 всех модификаций; это была самая массовая легковая модель в истории завода

Модификации

На базе основной модели ГАЗ-24 завод освоил выпуск автомобилей-такси ГАЗ-24-01 и универсала ГАЗ-24-02

Первые таксомоторы ГАЗ-24-01 появились в такоспарках ещё в 1969 году для испытаний. Учитывая особенности эксплуатации и обслуживания автомобилей такси, в конструкцию модели ГАЗ-24-01 внесли изменения, повышающие безопасность пассажиров, надежность и долговечность автомобиля. Устанавливался дефорсированный двигатель ЗМЗ-24-01 (80 л.с), предназначенным для работы на более дешевом бензине А-76. Для обивки сидений применяются материалы, позволяющие производить санитарную обработку внутри кузова, установлены приборы опознавательной и контрольной сигнализации. Чтобы исключить возможность выхода пассажиров такси на проезжкую часть дороги, левая задняя дверь изнутри не открывается. Переднее сиденье устанавливается без среднего подлокотника и вкладыша, а заднее - без подлокотника. Радиоприемник и антенна на автомобиле ГАЗ-24-01 не устанавливались. Автомобиль-такси оборудован таксометром, опознавательным фонарем "такси" на крыше и сигнальным фонарем в правом верхнем углу ветрового стекла. С 1978 года на крыше таксомоторов стал устанавливаться специальный опознавательный фонарь оранжевого цвета, а окраску изменили со светло-салатового на лимонно-желтый

Автомобиль ГАЗ-24-02 типа универсал предназначен для перевозки пассажиров и легких малогабаритных грузов и для обслуживания учреждений, торговой сети, а также для индивидуального пользования. Он очень удобен для загородных и туристических поездок

Пятидверный кузов типа универсал имеет три ряда сидений. Кузов позволяет, в зависимости от обстоятельств, перевозить семь человек или пять человек и 140 кг груза, или двух человек и 400 кг груза. Ввиду повышенной грузоподъемности ГАЗ-24-02 имеет рессоры и шины, рассчитанные на большую нагрузку.

Срок службы автомобилей ГАЗ-24-01 и ГАЗ-24-02 до капитального ремонта установлен 200 тыс км. Срок службы основной модели автомобиля "Волга" ГАЗ-24 до капитального ремонта достигает 250 тыс. км пробега.

На автомобили ГАЗ-24 и ГАЗ-24-02 может быть установлен двигатель одной из модификаций: 24Д или 2401. На автомобили ГАЗ-24-01 устанавливаются только двигатели 2401

Габаритные размеры ГАЗ-24 "Волга"

Технические характеристики ГАЗ-24 и модификаций

Параметры

Автомобиль ГАЗ-24 «Волга»

Кузов

Цельнометаллический, несущий

Тип кузова

универсал

5 чел. + 50 кг багажа

5 чел. + 140 кг багажа

2 чел. + 400 кг багажа

4 чел. + 1 чел на носилках

5 чел. + 140 кг багажа

2 чел. + 400 кг багажа

Масса снаряженного автомобиля, кг
Полная масса автомобиля, кг
Распределение полной массы по осям, кгс
- передняя ось
- задняя ось
Колея передних колес, мм
Колея задних колес, мм
Дорожний просвет под нагрузкой,мм
- под поперечиной передней подвески
- под картером заднего моста
Наименьший радиус поворота по колее наружного переднего колеса, м
Максимальная скорость, км/ч
Контрольный расход топлива при скорости 80 км/ч, л/10км
Средний расход, л/100 км
Модели двигателя
Тип двигателя

Карбюраторный, четырехцилиндровый, четырехтактный

Диаметр цилиндра и ход поршня
Рабочий объем, см.куб.
Степень сжатия
Мощность,кВт(л.с.)при 4500 об/мин
Крутящий момент,Н*м(кгс*м) при 2400 об/мин
Топливо
Удельный расход топлива г/кВт,ч(г/л.с.ч)*Расход газа куб.м /кВт,ч(куб.м/л.с.ч)

Трансмиссия

Сцепление

Однодисковое, сухое

Привод сцепления

Гидравлический, не требующий регулировки в эксплуатации

Коробка передач

Механическая, четырехступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода

Передаточные числа передч

1-я передача-3,5; 2-я передача -2,26; 3-я передача -1,45;4-я передача -1,0; задний ход-3,51

Карданная передача

Открытая, одним валом

Главная передача

Гипоидная, передаточное число 4,1

Масса заднего моста, кг

Ходовая часть

Передняя подвеска

Независимая, на поперечных рычагах, с цилиндрическими пружинами

Масса передней подвески, кг
Задняя подвеска

Рессорная

Амортизаторы

Гидравлические, телескопические, двухстороннего действия

Колеса

Штампованные дисковые

Шины

Камерные или безкамерные. Размер 7,35-14 (185R14)

Рулевое управление

Рулевой механизм

Глобоидный червяк с трехгребневым роликом. Передаточное число 19,1

Рулевой вал

С противоугонным устройством и травмобезопасной муфтой

Тормозная система

Рабочая тормозная система

Барабанная на всех четырех колесах, с гидравлическим приводом, усилителем, разделитилем и сигнализатором об отказе одного из контуров

Стояночная тормозная система

С механическим приводом на тормозные механизмы задних колес

Электрооборудование

Напряжение в сети, В

12. «-» соединен с массой

Генератор

Г250-Н1 или Г259 переменного тока с встроенным выпрямителем

Прерыватель распределитель зажигания
Свечи зажигания

Для двигателя 24Д-А17В(А7,5-БС) с длинной резьбы 12мм, для двигателя 2401-А11(А11-БС)

Аккумуляторная батарея
Регулятор напряжения

РР350, бесконтактный, транзисторный

Стартер
Катушка зажигания
Звуковые сигналы
Стеклоочиститель
Стеклоомыватель

С электрическим приводом

Радиоприемник

Все модификации ГАЗ-24 "Волга"


Другие модификации

Парадный фаэтон на базе ГАЗ-24 «Волга» использовался Министерством Обороны на праздничных смотрах в некоторых военных округах. В небольших количествах эти машины изготавливали в Бронницах на 38-ом опытном заводе МО. Вопреки распространенному мнению, такому автомобилю не просто срезали крышу, но и значительно усиливали основание кузова, практически заново разработав силовую схему кузова

ГАЗ-24 пикап . Сам Горьковский автозавод пикапов на базе ГАЗ-24 не делал, но существовало несколько авторемонтных заводов, которые, помимо капитального ремонта «Волги», занимались изготовлением фургонов и пикапов на их базе. Самыми крупными предприятиями являлись «Чебоксарский авторемонтный завод»

ГАЗ-24 пикап

Интерьер ГАЗ-24