Новый сбор за возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам. Система Платон: какие машины под нее попадают От миллиметров - к дюймам

По закону, в каждый грузовик нужно будет установить систему ГЛОНАСС/GPS , чтобы власти могли отслеживать, по каким дорогам федерального значения двигалось транспортное средство. При этом для перевозчиков предусмотрен штраф в размере от 5 тысяч до 1 миллиона рублей . Всего планируется установить порядка 2 млн датчиков, а расставить на дорогах около 700 камер.

Чиновники уверяют, что это необходимо, так как владельцы грузовиков, передвигаясь по дорогам федерального значения, получают прибыль, но одновременно разрушают автотрассы.

В идеале, собранные средства должны будут поступать в дорожные фонды , то есть, на ремонт тех самых повреждённых дорог. Но как получится на самом деле, предугадать несложно, а это и вызывает недовольство владельцев большегрузов.

Чиновники «Росавтодора» заявляют, что больше не намерены передвигать сроки запуска проекта. Глава ведомства Роман Старовойт также подтвердил журналистам, что возможность очередного переноса исключена. При этом все соглашения между «Ростехом» и «Росавтодором», регулирующие вопросы взимания налога, подписаны.

Однако власти не собираются останавливаться на этом. По словам Старовойта, всерьёз рассматривается вопрос о налогообложении грузовиков тяжелее 3,5 тонн , передвигающихся по федеральным магистралям. Как заявил чиновник, в связи с этим налог на 12-тонники нужно вводить уже в 2015 году, чтобы потом в обществе не возникли настроения о резком «закручивании гаек». С 12-тонников, по мнению Старовойта, государство соберёт в дорожные фонды порядка 50 млрд рублей. А если им удастся протолкнуть аналогичный закон для 3,5-тонников, то общие доход дорожных фондов достигнет 130 млрд рублей каждый год.

При этом глава «Росавтодора» сослался на международный опыт, к примеру, подобные налоги действуют в Белоруссии, Словении и Германии. То есть, в очередной раз российские чиновники при принятии довольно важного решения смотрели в сторону запада, но расценок, которые будут в России, там нет вовсе. Иностранцы платят подобный налог при расчёте 1 рубля за км , а не 3,7 рублей, как планируется в РФ. При этом окончательная цифра не определена до сих пор, потому что инфляция продолжается.

Ещё одно опасение у владельцев грузовиков вызывает намерение чиновников брать плату за проезд и по региональным дорогам. Ведь, как считают власти, если водителям придётся платить за пользование федеральными дорогами , они ринутся на региональные. А допустить этого нельзя, ведь в таком случае областные и краевые автотрассы будут серьёзно повреждены. Как сообщили в «Росавтодоре», предложение активно изучают в Рязанской, Новосибирской и Калужской областях, а также в Подмосковье и Республике Татарстан. В соглашении, подписанном «Ростехом» и «Росавтодором», уже предусмотрен вариант оплаты за региональные дороги.

Проект поддерживает и глава Татарстана Рустам Минниханов, ныне и.о. обязанности президента Республики. Именно он заявил президенту РФ Владимиру Путину, что неконтролируемая перевозка тяжёлых грузов наносит огромный ущерб экономике в целом и дорогам в частности. Так, Минниханов заявил, что ежегодно дороги регионального значения портятся на сумму 2,5 трлн рублей. Грузоперевозчикам же Минниханов предложил пользоваться поездами.

Ожидаемо, перевозчики выступают против обеих инициатив. К примеру, глава центрального совета «Межрегионального союза водителей-профессионалов»Александр Котов заявил, что дороги нужны, чтобы перевозить на них грузы. По его мнению, если чиновники взялись за перевозчиков, то нужно вводить налог за порчу дорожного полотна и для детских колясок.

За превышение нагрузки нужно платить , за движение автомобилей — нет, — отметил Котов.

При этом в России порядка 46% грузовиков имеют нарушения в весовых параметрах , что признают в «Росавтодоре», а чтобы чётко контролировать процесс превышения габаритов, необходима отлаженная работа «Росавтодора», и «Ространснадзора». На сегодняшний день это выглядит маловероятно. Не забыли перевозчики напомнить и о низком качестве самого дорожного покрытия, которое в России, как известно, является одной из двух бед.

Когда появится налог на 12-тонники

Как было сказано выше, налог введут лишь в середине ноября 2015 года , а именно 15-го числа. Официальная причина — необходимость оплаты за каждый километр пользования федеральными автодорогами владельцев грузовиков, тоннаж которых начинается от 12 тысяч тонн.

Дата 15 ноября — не окончательная, так как этот же проект планировалось сначала принять в 2013, а затем в 2014 годах, но из-за неготовности системы этого сделано не было.

Федеральные СМИ уже выразили сомнение, что чиновники успеют до ноября завершить все формальные процедуры — установить и проверить установку ГЛОНАСС на всех грузовиках , провести переговоры с финансовыми организациями, выпуск приборов ГЛОНАСС, создание data-центров, организаций, регулирующих этот процесс.

Какие грузовики подпадают под действие повышенной ставки

Все грузовики, тяжелее 12 тонн и не попадающие в определённый список, попадают под действие налога. Исключение составляют только следующие типы большегрузов :

  • использованные для перевозки людей, кроме грузопассажирских машин-фургонов;
  • машины спецслужб — скорая помощь, МЧС, полиция, пожарные, военная автоинспекция;
  • спецавтомобили, перевозящие военную технику или вооружение.

Как избежать уплаты налога

К сожалению, никаких способов, предусматривающих возможность избежать уплаты налога, предусмотрено не будет. Более того, за попытку избежать его уплаты будут жёстко штрафовать . Разумеется, можно передвигаться по региональным автодорогам, но это только до того момента, пока они останутся бесплатными.

В итоге мы имеем твёрдое намерение властей в конце этого года сделать платными федеральные дороги для тяжёлых грузовиков. Одновременно с этим перевозчики выступают резко против данной инициативы . Звучат слова о неготовности самой системы — как правовой, так и инфраструктурной — для воплощения проекта в жизнь.

В любом случае, все нюансы, недочёты и преимущества данного налога будут выявлены лишь на практике — после принятия его на законодательном уровне.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 6 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", в целях улучшения экологической обстановки и увеличения пропускной способности автомобильных дорог города Москвы Правительство Москвы постановляет:

1.1. Въезд в центральную часть города, ограниченную Третьим транспортным кольцом (далее - ТТК), и движение по ТТК грузовых транспортных средств, соответствующих по экологическим характеристикам требованиям ниже экологического класса 3.

1.2. Въезд в часть города, ограниченную Московской кольцевой автомобильной дорогой (далее - МКАД) до территории города Москвы, ограниченной ТТК, и движение по МКАД грузовых транспортных средств, соответствующих по экологическим характеристикам требованиям ниже экологического класса 2.

2. Ограничить с 6.00 до 22.00:

2.1. Въезд и движение по территории города Москвы, ограниченной ТТК, и движение по ТТК грузового автотранспорта грузоподъемностью более 1 тонны.

2.4. Въезд и движение по территории города Москвы, ограниченной Московской кольцевой автомобильной дорогой (далее - МКАД), и движение по МКАД грузовых автотранспортных средств разрешенной максимальной массой более 12 тонн.

4. Установить, что:

4.1. Для целей настоящего постановления используются следующие термины и определения:

4.1.1. Автомобили-эвакуаторы - транспортные средства, предназначенные для транспортировки неисправных транспортных средств к месту их ремонта или стоянки или транспортных средств, задержанных в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

4.1.3. Грузоподъемность транспортного средства определяется разницей между разрешенной максимальной массой и массой без нагрузки.

4.1.4. Пропуск - сведения о грузовом автотранспортном средстве, внесенные в Реестр действующих пропусков, предоставляющих право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве.

4.2. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее - Департамент) вправе принимать решения о введении дополнительных, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящего постановления временных ограничений или прекращений движения грузовых транспортных средств в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки улично-дорожной сети.

4.3. Информация для водителей о существующих ограничениях обеспечивается соответствующими дорожными знаками, дорожными знаками индивидуального проектирования и информационными указателями.

4.4. Документами, подтверждающими соответствие экологических характеристик грузового автотранспорта требованиям экологического класса, установленного пунктом 1 настоящего постановления, являются паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации транспортного средства, содержащие сведения об экологическом классе.

4.5. Пункт 2 настоящего постановления, приказ Департамента о введении временного ограничения или прекращения движения грузового автотранспорта, при подтверждении принадлежности грузового автотранспортного средства документами, предусмотренными пунктами 4.6 и 4.7 настоящего постановления, не распространяются на грузовой автотранспорт:

4.5.1. Имеющий опознавательные знаки, цветографические схемы и надписи в соответствии с ГОСТ Р 50574-2002 "Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования".

4.5.2. Закрепленный на праве собственности либо используемый по договору лизинга федеральным органом государственной власти, органом государственной власти города Москвы, органом государственной власти Московской области, органом местного самоуправления города Москвы или органом местного самоуправления Московской области.

4.5.3. Закрепленный на праве собственности либо используемый по договору лизинга подведомственной организацией (государственным, муниципальным учреждением либо унитарным предприятием) федерального органа государственной власти, органа государственной власти города Москвы, органа государственной власти Московской области, органа местного самоуправления города Москвы или органа местного самоуправления Московской области.

4.5.4. Имеющий цветографическую схему и надписи в соответствии с ОСТ 45.60-2001 "Автотранспорт почтовый организаций федеральной почтовой связи. Требования к цветографическим схемам, цветам, отличительным знакам, покрытиям и рекомендации по специальным световым и звуковым сигналам" и ГОСТ Р 52508-2005 "Средства транспортные для перевозки денежной выручки и ценных грузов. Требования к цветографическим схемам, опознавательным знакам и надписям".

4.5.5. Автомобили-эвакуаторы.

4.5.6. Закрепленный на праве собственности либо используемый по договору лизинга дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств.

4.6. Документами, подтверждающими, что грузовые автотранспортные средства относятся к транспортным средствам, указанным в пункте 4.5 настоящего постановления, являются:

4.6.1. Паспорт транспортного средства.

4.6.2. Свидетельство о регистрации транспортного средства.

4.6.3. Договор лизинга транспортного средства в случае, указанном в пунктах 4.5.2 и 4.5.3 настоящего постановления.

4.6.4. Устав организации, подтверждающий, что владельцем транспортного средства является подведомственная организация федерального органа государственной власти, органа государственной власти города Москвы, органа государственной власти Московской области, органа местного самоуправления города Москвы или органа местного самоуправления Московской области, в случае, указанном в пункте 4.5.3 настоящего постановления.

4.6.5. Документы, подтверждающие право владения, в случае, указанном в пункте 4.5.6 настоящего постановления.

4.7. Владелец грузового автотранспортного средства, указанного в пункте 4.5 настоящего постановления, также представляет в Государственное казенное учреждение города Москвы - Центр организации дорожного движения Правительства Москвы (далее - ГКУ ЦОДД) в порядке, предусмотренном пунктом 4.8.1 настоящего постановления, российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий, водителя грузового автотранспортного средства, на которое в ГКУ ЦОДД направляются копии документов.

4.8. Порядок подтверждения принадлежности грузового автотранспортного средства к транспортным средствам, указанным в пункте 4.5 настоящего постановления:

4.8.1. В ГКУ ЦОДД владельцем грузового автотранспортного средства посредством почтовой связи, фельдъегерской связи или нарочно направляются копии документов, указанных в пунктах 4.6 и 4.7 настоящего постановления, а также сведения по форме согласно приложению 6 к настоящему постановлению.

4.8.2. ГКУ ЦОДД после регистрации представленных документов рассматривает содержащиеся в них сведения на соответствие требованиям пунктов 4.5 - 4.7 настоящего постановления.

4.8.3. ГКУ ЦОДД по итогам рассмотрения представленных документов:

4.8.3.1. Уведомляет владельца грузового автотранспортного средства о несоответствии представленных документов и сведений требованиям пунктов 4.5 - 4.7 настоящего постановления.

4.8.3.2. Формирует сводную электронную ведомость о грузовых автотранспортных средствах, подлежащих внесению в Реестр действующих пропусков, предоставляющих право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве (далее - сводная электронная ведомость).

4.8.4. После поступления сводной электронной ведомости Департамент проверяет соответствие представленных документов и сведений требованиям пунктов 4.5 - 4.7 настоящего постановления:

4.8.4.1. При отсутствии замечаний согласовывает сводную электронную ведомость.

4.8.4.2. При наличии замечаний возвращает сводную электронную ведомость в ГКУ ЦОДД на доработку.

4.8.5. ГКУ ЦОДД в соответствии с согласованной электронной ведомостью вносит сведения о грузовых автотранспортных средствах, указанных в пункте 4.5 настоящего постановления, в Реестр действующих пропусков, предоставляющих право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве (далее - Реестр), о чем уведомляет лицо, по обращению которого сведения о данном грузовом автотранспортном средстве были внесены в Реестр.

4.8.6. Максимальный срок рассмотрения представленных документов, а также принятия решения о внесении сведений о грузовых автотранспортных средствах в Реестр или о несоответствии представленных документов и сведений требованиям пунктов 4.5 - 4.7 настоящего постановления не должен превышать 30 календарных дней.

4.8 1 . Сведения о грузовом автотранспортном средстве, указанном в пункте 4.5 настоящего постановления, после согласования с Департаментом исключаются ГКУ ЦОДД из Реестра в случае получения:

4.8 1 .1. Сведений о прекращении распространения на грузовое автотранспортное средство требований, указанных в пункте 4.5 настоящего постановления.

4.8 1 .2. Сведений о смене владельца грузового автотранспортного средства.

4.8 1 .2 1 . Информации о прекращении договора лизинга..

4.8 1 .3. Сведений об изменении регистрационных данных грузового автотранспортного средства.

4.8 1 .4. Заявления об исключении сведений о грузовом автотранспортном средстве из Реестра от лица, по обращению которого сведения о данном грузовом автотранспортном средстве были внесены в Реестр.

4.8 2 . В случае установления сведений, указанных в пункте 4.8 1 настоящего постановления, ГКУ ЦОДД уведомляет об исключении сведений о грузовом автотранспортном средстве из Реестра лицо, по обращению которого сведения о данном грузовом автотранспортном средстве были внесены в Реестр.

4.9. Движение грузовых автотранспортных средств в зонах, указанных в пункте 2 настоящего постановления, допускается при наличии внесенных в установленном порядке о них сведений в Реестр.

5. Право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве предоставляется в целях обеспечения непрерывного технологического цикла предприятий и жизнедеятельности города, а также потребностей населения.

7. Установить, что пропуск по сроку действия может быть:

7.1. Разовый - со сроком действия не более пяти суток.

7.2. Со сроком действия не более одного года.

7 1 . Сведения о грузовых автотранспортных средствах, указанных в пункте 4.5 настоящего постановления, вносятся в Реестр сроком на пять лет.

8. Основаниями для аннулирования пропуска являются:

8.1. Получение Департаментом от уполномоченных органов государственной власти сведений о:

8.1.1. Лишении права управления транспортным средством заявителя - физического лица, который обращался за предоставлением государственных услуг, предусмотренных приложением 1 и приложением 2 к настоящему постановлению, на основании вступившего в законную силу в течение срока действия пропуска постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 2 статьи 12.8, частями 4, 5 и 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частями 4 и 5 статьи 12.15, частью 2 статьи 12.17, частями 3, 5, 6 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26 и частями 2 и 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

8.1.2. Лишении права управления транспортным средством водителя, указанного в запросе заявителя - индивидуального предпринимателя или заявителя - юридического лица, которые обращались за предоставлением государственных услуг, предусмотренных приложением 1 и приложением 2 к настоящему постановлению, на основании вступившего в законную силу в течение срока действия пропуска постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 2 статьи 12.8, частями 4, 5 и 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частями 4 и 5 статьи 12.15, частью 2 статьи 12.17, частями 3, 5, 6 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26 и частями 2 и 3 статьи 12.27 КоАП РФ.

8.1.3. Вступивших в законную силу в течение срока действия пропуска двух и более постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 4 - 7 статьи 12.9, частью 2 статьи 12.11, статьей 12.12, частями 2 - 5 статьи 12.15, частями 3 - 7 статьи 12.16, статьями 12.17, 12.18, 12.19, 12.21, частями 1 - 7, 10 и 11 статьи 12.21.1, статьями 12.21.2, 12.24, частью 2 статьи 12.25, частями 2, 3 статьи 12.27, частями 1 и 2 статьи 12.31, статьей 12.33, частью 1 статьи 19.4 (при осуществлении надзора в сфере транспорта), статьей 19.4.1 (при осуществлении надзора в сфере транспорта) КоАП РФ (за исключением случаев, указанных в пункте 8.1.1 или 8.1.2 настоящего постановления), статьями 8.14, 8.25 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" и совершенных при эксплуатации грузового автотранспортного средства, внесенного в Реестр.

8.1.4. Допуске в течение срока действия пропуска к управлению транспортным средством, внесенным в Реестр, водителя, не имеющего в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, российского национального водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами.

8.1.5. Наличии у владельца либо водителя грузового автотранспортного средства, внесенного в Реестр, не погашенной в течение установленного статьей 32.2 КоАП РФ срока задолженности по оплате штрафа, наложенного за совершение административного правонарушения при эксплуатации грузового автотранспортного средства, внесенного в Реестр, в соответствии со вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 2 статьи 12.8, частями 4 - 7 статьи 12.9, частью 2 статьи 12.11, статьей 12.12, частями 2 - 5 статьи 12.15, частями 3 - 7 статьи 12.16, статьями 12.17, 12.18, 12.19, 12.21, частями 1 - 7, 10 и 11 статьи 12.21.1, статьями 12.21.2, 12.24, частью 2 статьи 12.25, частями 2, 3 статьи 12.27, частями 1 и 2 статьи 12.31, статьей 12.33, частью 1 статьи 19.4 (при осуществлении надзора в сфере транспорта), статьей 19.4.1 (при осуществлении надзора в сфере транспорта) КоАП РФ (за исключением случаев, указанных в пункте 8.1.1 или 8.1.2 настоящего постановления), статьями 8.14, 8.25 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", выявленной в течение срока действия пропуска.

8.1.6. Неуведомлении (отсутствии сведений в реестре уведомлений) заявителем из числа юридических лиц или индивидуальных предпринимателей Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ее территориального органа) о начале осуществления деятельности по предоставлению услуг по перевозкам грузов автомобильным транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше 2,5 тонны (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности".

8.1.7. Прекращении деятельности (ликвидации):

8.1.7.1. Лица, подавшего запрос на предоставление государственных услуг, предусмотренных приложением 1 и приложением 2 к настоящему постановлению, из числа юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

8.1.7.2. Всех контрагентов, указанных в приложенных к запросу на предоставление государственных услуг, предусмотренных приложением 1 и приложением 2 к настоящему постановлению, договорах, подтверждающих необходимость осуществления грузовой перевозки.

8.2. Выявление Департаментом оснований для отказа в предоставлении государственных услуг, предусмотренных приложением 1 и приложением 2 к настоящему постановлению, после оформления соответствующего пропуска, а также выявление Департаментом фактов представления заявителем для предоставления указанных государственных услуг документов, содержащих заведомо недостоверные сведения.

8.3. Выявление Департаментом фактов отклонения грузового автотранспортного средства, внесенного в Реестр, от маршрутов движения, несоблюдения периодичности или объема перевозок, заявленных в запросе на предоставление государственных услуг, предусмотренных приложениями 1, 2 к настоящему постановлению.

8.4. Получение Департаментом посредством межведомственного информационного взаимодействия с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации сведений об изменении государственного регистрационного знака или собственника грузового автотранспортного средства.

8.5. Запрос об аннулировании пропуска физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица или уполномоченного представителя, который обращался за предоставлением государственной услуги по внесению в Реестр сведений об оформленных пропусках сроком действия не более одного года.

8.6. Предоставление государственной услуги города Москвы в части внесения в Реестр сведений об оформленных пропусках сроком действия не более одного года с измененными маршрутами движения и (или) с большей зоной действия с аннулированием ранее оформленных пропусков на грузовые автотранспортные средства, внесенные в Реестр.

8.7. Перечень оснований для аннулирования пропусков, установленных пунктами 8.1-8.6 настоящего постановления, является исчерпывающим.

9. Решение об аннулировании оформленных пропусков принимает:

9.1. ГКУ ЦОДД в случае наличия основания, указанного в пункте 8.5 настоящего постановления, Департамент в случае наличия основания, указанного в пункте 8.6 настоящего постановления. Аннулирование пропуска осуществляется в порядке, предусмотренном приложением 2 к настоящему постановлению.

9.2. Департамент в случае наличия оснований, указанных в пунктах 8.1-8.4 настоящего постановления.

10. Не позднее дня, следующего за днем принятия Департаментом решения об аннулировании пропуска:

10.1. Решение направляется физическому лицу, индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу или уполномоченному представителю, подавшим запрос на получение государственных услуг, предусмотренных приложением 1 и приложением 2 к настоящему постановлению, в подсистему "Личный кабинет" Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы.

В случае направления запроса уполномоченным представителем в прилагаемой к запросу доверенности должны быть указаны полномочия уполномоченного представителя на направление запроса об аннулировании пропуска и получение им извещения в подсистему "Личный кабинет" Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы.

10.2. Сведения об аннулировании пропуска в порядке, предусмотренном пунктами 8.1 - 8.4 настоящего постановления, вносятся ГКУ ЦОДД в Реестр на следующий день после доставки извещения об аннулировании пропусков в подсистему "личный кабинет" Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица или уполномоченного представителя, подавших запрос на получение государственных услуг, предусмотренных приложением 1 и приложением 2 к настоящему постановлению.

12. Утвердить:

12.1. Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Внесение в Реестр действующих пропусков, предоставляющих право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве, сведений об оформленных разовых пропусках" (приложение 1).

12.2. Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Внесение в Реестр действующих пропусков, предоставляющих право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве, сведений об оформленных и аннулированных пропусках сроком действия не более одного года" (приложение 2).

12.2. Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Внесение в Реестр действующих пропусков, предоставляющих право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве, сведений об оформленных и аннулированных пропусках сроком действия не более одного года, об оформленных пропусках сроком действия не более одного года с измененными маршрутами движения и (или) с большей зоной действия с аннулированием ранее оформленных пропусков" (приложение 2).

12.4. Положение о Реестре действующих пропусков, предоставляющих право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве (приложение 5).

13. Установить, что въезд и передвижение грузового автотранспорта разрешенной максимальной массой более 12 тонн по МКАД без въезда в пределы МКАД разрешаются на основании пропусков (приложение 4), выдаваемых в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Московской области, в соответствии с соглашением между Правительством Москвы и Правительством Московской области.

14. С 1 октября 2013 г. предоставление государственных услуг по внесению в Реестр сведений о разовых пропусках и пропусках сроком действия не более одного года осуществляется только в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы.

15. Определить, что в Реестр вносятся сведения о следующих зонах действия пропусков, предоставляющих право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве:

15.1. Зона "СК" - предоставляет грузовым автотранспортным средствам право движения в городе Москве без ограничений в пределах МКАД в период действия ограничений, установленных пунктом 2 настоящего постановления.

15.2. Зона "ТТК" - предоставляет грузовым автотранспортным средствам право движения в пределах МКАД и по МКАД в период действия ограничений, установленных пунктом 2 настоящего постановления. Не дает права движения в пределах Садового кольца и по Садовому кольцу.

15.3. Зона "МКАД" - предоставляет грузовым автотранспортным средствам право движения в пределах МКАД и по МКАД в период действия ограничений, установленных пунктом 2 настоящего постановления. Не дает права движения в пределах ТТК и по ТТК.

17. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 15 февраля 2011 г. N 32-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы" (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 июня 2011 г. N 278-ПП):

17.1. Дополнить приложение к постановлению новыми пунктом 6.31 и пунктом 6.32 в следующей редакции:

"6.31. Выдает пропуска на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения.

6.32. Ведет реестр выданных пропусков на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения.".

17.2. Пункт 6.31 приложения к постановлению считать пунктом 6.33.

18. Признать утратившими силу:

18.1. Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 1 апреля 1998 г. N 352-РП "Об ограничении въезда большегрузного автотранспорта в пределы малого кольца Московской окружной железной дороги".

18.2. Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 11 октября 2000 г. N 1016-РП "О внесении изменений в распоряжение Премьера Правительства Москвы от 01.04.98 N 352-РП "Об ограничении въезда большегрузного автотранспорта в пределы малого кольца Московской окружной железной дороги".

18.3. Распоряжение Правительства Москвы от 30 ноября 2004 г. N 2401-РП "О создании Комиссии по оперативному рассмотрению вопросов, связанных с обеспечением режимов движения транспортных средств в городе Москве".

18.4. Распоряжение Правительства Москвы от 6 декабря 2007 г. N 2694-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 30 ноября 2004 г. N 2401-РП".

18.5. Распоряжение Правительства Москвы от 11 сентября 2009 г. N 2389-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 30 ноября 2004 г. N 2401-РП".

18.6. Распоряжение Правительства Москвы от 26 июля 2010 г. N 1557-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 30 ноября 2004 г. N 2401-РП".

18.7. Постановление Правительства Москвы от 6 августа 2002 г. N 604-ПП "Об изменении режима движения грузового автотранспорта с целью повышения пропускной способности улично-дорожной сети".

18.8. Постановление Правительства Москвы от 19 октября 2004 г. N 717-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 6 августа 2002 г. N 604-ПП".

18.9. Распоряжение Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. N 2678-РП "О мерах по изменению режима проезда грузового автотранспорта разрешенной максимальной массой более 7 тонн в пределы малого кольца Московской окружной железной дороги".

18.10. Постановление Правительства Москвы от 25 сентября 2007 г. N 834-ПП "О мерах, направленных на достижение норм выбросов загрязняющих веществ (Евро-2 и выше) от автотранспорта в городе Москве".

18.11. Постановление Правительства Москвы от 1 апреля 2008 г. N 232-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 6 августа 2002 г. N 604-ПП".

18.12. Постановление Правительства Москвы от 5 мая 2009 г. N 387-ПП "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 25 сентября 2007 г. N 834-ПП, от 6 августа 2002 г. N 604-ПП".

18.13. Постановление Правительства Москвы от 27 октября 2009 г. N 1156-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 6 августа 2002 г. N 604-ПП".

18.14. Пункт 15 постановления Правительства Москвы от 29 июня 2010 г. N 553-ПП "О ходе работ и дальнейших мерах по расширению использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива на автотранспорте в городе Москве".

19. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Ликсутова М.С.

Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Внесение в реестр действующих пропусков, предоставляющих право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения в городе Москве, сведений об оформленных и аннулированных пропусках сроком действия не более одного года, об оформленных пропусках сроком действия не более одного года с измененными маршрутами движения и (или) с большей зоной действия с аннулированием ранее оформленных пропусков"

Шумиха, поднявшаяся вокруг оплаты большегрузным транспортом проезда по федеральным трассам, не утихает уже 2 года.

То в одном регионе, то в другом периодически проходят протестные мероприятия в среде водителей и предпринимателей. Отчасти этому способствует и поведение законодателя, который планомерно повышает тарифы и ужесточает санкции за уход от оплаты.

Подогрел ситуацию и оператор по взиманию сборов, разместив на сайте platon.ru перечень видов автотранспорта, включающий даже легковые авто.

Попробуем внести ясность, что же такое система «Платон», и какие автомобили под нее попадают.

Чем больше машин колесит по дорогам нашей Родины, тем больше изнашивается их покрытие, тем чаще требуется ремонт.

Основной ущерб, как считается, наносят крупнотоннажные грузовики, которые не только истирают асфальтовое покрытие, но и продавливают «подушку» из песка, щебня и специальных материалов, что становится причиной колейности и повышения аварийности на дорогах.

Все дороги в нашей стране имеют либо федеральное, либо региональное подчинение . Если в регионах на ремонт собирается транспортный налог, то дороги, за состояние которых отвечает государство, строят и поддерживают за счет госбюджета. А с увеличением грузопотока, выделяемых средств стало не хватать.

Вот почему по поручению правительства РФ была разработана и внедрена система оплаты проезда по магистралям федерального значения «Платон». Ее название произошло от слов «платить» и «тонна» .

Суть «Платона» в том, что с помощью оборудования для спутникового наблюдения отслеживается маршрут передвижения машины, данные поступают в систему, рассчитывается пройденный километраж, и средства списываются со счета, закрепленного за данным автомобилем.

Таким образом, госбюджет получает финансовые вливания ежедневно, направляя их на содержание системы, в доход инвесторов и на ремонт дорог.

Надо отметить, что платный проезд по государственным дорогам для грузового и грузопассажирского транспорта действует уже почти во всех странах Европы.

Впервые эту идею реализовали в Австрии – там уже с 2004 г. магистрали оборудованы соответствующей техникой, действует система тарифов.

В России систему оплаты за проезд грузовиков ввели в действие лишь 15.11.205 г., но еще задолго до этой даты дальнобойщики и владельцы фур и большегрузов начали выражать протесты.

Видео: Как работает система «Платон»

Каждый грузовой автомобиль с разрешенной максимальной массой более 12 тонн в обязательном порядке оборудуется системами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и модулем передачи данных на основе GSM/GPRS .

Если какие-либо машины с такой массой хоть иногда покидают пределы населенного пункта, на них устанавливаются специальные приборы и регистрируется аккаунт в системе «Платон».

Ну а если они на регулярной основе задействованы в грузоперевозках, имеет смысл установить внутри специальное бортовое устройство, которое фиксирует фактически пройденный маршрут и направляет данные в систему контроля.

Для единичных поездок водитель может воспользоваться Маршрутной картой – документом, где указаны данные об автомобиле, маршруте проезда и сроках поездки . На его основе рассчитывается размер оплаты.

Отклонение от указанного маршрута не разрешено. Для контроля используются стационарные рамки и мобильные пункты – автомобили со спецоборудованием.

На текущем этапе использования «Платона» предусмотрена оплата постфактум . Однако деньги должны быть внесены на индивидуальный счет, закрепленный системой за конкретным большегрузом, заранее, до поездки.

Получив сигнал с бортового устройства, система рассчитывает стоимость и списывает средства в автоматическом режиме.

В случае нарушения режима проезда или отсутствия регистрации в системе «Платон», равно как при неисправном бортовом устройстве, на водителя и/или владельца крупнотоннажника будет наложен внушительный штраф.

Изначально предполагалось штрафовать юридические лица до 1 млн. рублей . Но после протестов дальнобойщиков, суммы штрафов были пересмотрены, их размер и порядок наложения описаны в ст. 12.21.3. КоАП и составляют, на 2019 год:

  • при первичном нарушении (для частного водителя, гражданина РФ) – 5000 рублей;
  • при первичном нарушении (для собственника ТС, юридического лица, зарегистрированного на территории РФ) – 5000 рублей;
  • при первичном нарушении (для иностранных автомобилей штраф налагается на водителя) – 5000 рублей;
  • при повторном нарушении (для частного водителя, гражданина РФ) – 10000 рублей;
  • при повторном нарушении (для собственника ТС, юридического лица, зарегистрированного на территории РФ) – 10000 рублей;
  • при повторном нарушении (для иностранных автомобилей штраф налагается на водителя) – 10000 рублей.

На сегодняшний день вносить плату за проезд по автодорогам федерального значения обязаны водители грузовых автотранспортных средств, у которых максимальная разрешенная масса превышает 12 тонн.

В эту цифру входит вес самой машины, максимально возможный вес груза, вес водителя, пассажиров и их багажа. В перечень автоматически попадают еврофуры и грузовые прицепы.

Кроме того, раскошелиться придется грузовым автопоездам и автосцепкам. Пассажирский транспорт, например, автобус, чья максимально разрешенная масса с пассажирами и всем багажом составляет свыше 12 тонн, не облагается платой за проезд.

Но только в том случае, если в документации зарегистрировано назначение – пассажирские перевозки. Если же заявлена функция грузопассажирских перевозок, то водителю уже придется оплачивать пройденный километраж.

Наконец, всегда существует соблазн уйти от лишних затрат, нагрузив свыше 12 тонн грузовик с меньшей максимально разрешенной массой.

Например, многие машины как азиатского, так и европейского производства рассчитаны на перевозку до 10-11,9 тонн. Однако любой инспектор ДПС на стационарном пункте имеет право проверить реальную массу такого авто и оштрафовать нарушителя.

От оплаты проезда по федеральным трассам освобождены:

Можно ли не платить «Платону»?

Напомним, что оплате в системе «Платон» подлежит только проезд по федеральным магистралям, которые имеют буквенно-циферную нумерацию, начинающуюся на литеру М.

Любой водитель/собственник большегруза вправе воспользоваться следующими способами избежать оплаты за проезд по ним:

  • В системе не тарифицируется проезд, осуществленный по платным для любого автотранспорта участкам дорог;
  • Не оплачивается проезд по трассам регионального значения, узкоколейкам и гравийкам, проселочным дорогам и в населенных пунктах;
  • Бесплатно можно перевозить грузы на автотранспорте с допустимой массой менее 12 тонн.

В последнее время СМИ усиленно обсуждают тему введения обязательной платы за проезд по федеральным магистралям для авто с предельно допустимой массой ниже 12 тонн и даже для владельцев легковушек.

Опасения понятны: если горожанин редко выбирается загород, то многие жители пригородов ежедневно ездят на работу в ближайшие города. Им такое новшество обойдется, что называется, «в копеечку».

Слухи об обязательной регистрации в системе «Платон» для легковых автомобилей уже в 2019 году вызвало появление на сайте оператора полного перечня видов автомобильного транспорта, в числе которого присутствуют и легковушки. Представители системы пока никак не комментируют данный факт.

Однако, даже если такая обязанность рано или поздно будет возложена на всех автовладельцев, государству предстоит разработать нормативную базу, что, само по себе, процесс небыстрый .

Так, например, Конституция РФ гарантирует неприкосновенность частной жизни, и законы РФ запрещают использовать системы и приборы слежения за частными лицами без соответствующих разрешений со стороны системы правосудия.

Кроме того, придется пересматривать принципы исчисления обязательного для владельцев автомобилей транспортного налога . Так что в ближайшее время можно не опасаться введения платного проезда для всех.

Теперь Вы знаете, на какие машины распространяется «Платон», что представляет собой данная система, кто и в каких случаях может избежать оплаты проезда. Пользуйтесь свободой с умом и не нарушайте правил системы «Платон». Ровной вам дороги!

Вас заинтересует:


16 Comments

    Будьте готовы раскошелица, ведь эти поборы «Платон» оплачивает всё население, так как на сумму этих поборов повышают цены на все потребительские товары, которые перевозятся автотранспортом. И конечно же это очередное надувательство, так как по данным КПРФ. Платон собирает за год по стране свыше 300-х сот миллиардов рублей, а не 12-15, которые поступают в бюджет, и понятно, что остальные 280 млрд. и более отмываются.И название Платон не название произошло от слов «платить» и «тонна»., а Платон назван в честь сына одного из друзей Путина — Платона Аркадьевича Ротенберга., попробуйте доказать, что это совпадение?.. , и владеют этим бизнесом Ротенберги. Не смотря на то, что этот побор вне закона, так как не принят думой законодательно — нас эти мошенники «имеют» народ по полной программе.

    ЧТО ЗА БРЕД, ВЫ ГРАЖДАНИН Alekson, НАПИСАЛИ? ВЫ ПРОСТО ПРОВОКАТОР!!! КИЛОМЕТР СТОИТ 1,91 КОП! ЕСЛИ МАШИНА ВЕЗУЩАЯ 20000 КГ ФРУКТОВ ПРОЕДЕТ 1000 КМ. ПЛАТИТЬ ПРИДЁТСЯ 1910 РУБЛЕЙ! А ВЕЗЁТ ФУРА 20000 КГ.! И СКОЛЬКО ДОБАВИТСЯ К ЦЕНЕ ОДНОГО КИЛОГРАММА? еСЛИ ТЫ БЕСТОЛКОВЫЙ ВОДИТЕЛЬ И ПОЕДЕШЬ НА ФУРЕ «К СВОЕЙ БАБЕ» В ХАБАРОВСК, КТО ТЕБЕ ВИНОВАТ? ЕСЛИ ТЫ ВМЕСТО КОРОТКОГО ПУТИ СДЕЛАЕШЬ КРУГАЛЯ, КТО ТЕБЕ ВИНОВАТ?! ТАК, ЧТО БРЕД НЕ НЕСИ!

      • АНОНИМ, а в зеркало ты давно смотрелся? Кто из нас двоих «бот», кто зашифровался? ПЛАТОН... А ведь греки во всём виноваты, а не Ротенберги! Платон то их философом был! Так что «Платон мне друг, а истина дороже!» А истина в том, что дороги становятся лучше и МОСТЫ новые строятся, и быстро строятся! А это из тех же денег.

        • Истина говоришь? Съездий хоть раз в сторону Владивостока дорог как не было так и нет и никто их не делает и мосты рушаться. В городе Канск вообще не проехать дороги просто нету одна грунтовка кирпичами закидана.В Амурской области вообще одни волны. А платон платят. А на эти деньги Москву строят.

    • Виталий, не только Конституция РФ (ст. 27) но и закон РФ №5242-1 дают право «каждому, кто законно находится на территории РФ, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.» Так вот, Виталий, никто не имеет права ограничивать гражданина России и любого человека (законно находящегося в России) передвигаться, но ведь это не значит, что ты придёшь на вокзал (ж/д, авто. или аэро.) и сядешь, и бесплатно начнёшь передвигаться по стране! Ты ведь не начнёшь ссылаться на Конституцию?

      Не переверайте текст конституции:

      «Статья 27

      1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.»

      Сегодня платим за пролив ной дождь

      Тимур обычный Админ на зарплате сайта может чуть выше,дальше мкада нос не высовывал.Делают дороги и развязки вокруг Мск,да согласен любо дорого смотреть и ехать,хотч 107 108 итд все в пробках,ну чтож,ремонт.От Владимира уже не дороги а гуано,даже те что недавно сделали,Хмао,Янао,Казань,Омск-Красноярск,ну и Мск-Питер вот и все,на Якутию все бросили как Крым стал НАШ,а на кой им там ДВЕ ФЕДЕРАЛКИ!!! НА острове?Да потому как там верхушка любит сходки устраивать,а на Магадан и Якутск Мирный Салехард Норильск Усть-Кут когда будут делать?Все это Ложь,да где-то ближе к местам где катаются власть имущие делают,чуть поотдаль делают тяп-ляп,дальше кусками и не факт что от бюджета Платон,аппендициты как и малозагруженные участки неинтересны,т.к. сбор средств не велик.Вообщем не платил и платить не буду идете вы ЛЕСОМ!Да,и заметили у Тимура все либо тупые,либо провокаторы,видимо хорошо платят что так всех кусает.Вывод" Жаль что учился на шофера, а не на Сис Админа."Всем удачи в дороге.

15 ноября 2015 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 14.06.2013 г. №504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» (далее по тексту – Постановление №504), устанавливающее плату (сбор) за проезд по федеральным дорогам такими большегрузными автомобилями. Рассмотрим порядок налогообложения вышеуказанного сбора.

Основным «дорожным» документом, определяющим использование дорог в РФ, является Федеральный закон от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» (далее по тексту – Закон №257-ФЗ). Статья 31 Закона №257-ФЗ регламентирует порядок движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов.

Движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, допускается при наличии специальных разрешений(п.1 ст.31 Закона №257-ФЗ).

А для получения такого разрешения требуется (п.6 ст.31 закона №257-ФЗ):

1) согласование маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;

2) возмещение владельцем тяжеловесного транспортного средства вреда, который будет причинен таким транспортным средством;

3) наличие уведомления о включении транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также уведомления о соответствии субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика требованиям в области транспортной безопасности.

Кроме того, Федеральным законом от 31.07.2015 г. №248-ФЗ введены новые требования в части габаритов и загруженности большегрузных автомобилей. Так, за превышение установленных Правительством РФ допустимых габаритов большегрузов более чем на два процента, необходимо платить.

Плательщики сбора

Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством РФ (п.12 ст.31 Закона №257-ФЗ).

Согласно п. 13 ст.31 Закона №257-ФЗ размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется:

1) Правительством РФ в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам федерального значения;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;

3) органами местного самоуправления в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам местного значения;

4) собственником автомобильной дороги в случае движения указанного транспортного средства по частной автомобильной дороге.

С 15 ноября 2015 в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 г. №68-ФЗ введена новая ст.31.1 Закона №257-ФЗ. Движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами (п.1 ст.31.1 Закона №257-ФЗ).

Следует иметь в виду, что положения ст.31.1 не применяются к платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог. То есть платные автомобильные дороги – это совсем другая история, не связанная с причинением вреда автотрассе.

И, забегая вперед, отметим, что при документальном подтверждении и экономическом обосновании подобных расходов, оплата проезда по платным дорогам может быть учтена в составе прочих расходов в целях исчисления налога на прибыль (Письмо УФНС по г. Москве от 07.06.2012 г. №13-11/050285).

Ново введенная плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплачивается владельцами транспортных средств и полностью зачисляется в федеральный бюджет.

Освобождение от сбора

От дополнительной платы в счет возмещения вреда федеральным автодорогам освобождаются (п.7 ст.31.1 Закона №257-ФЗ):

1) транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, за исключением грузо-пассажирских автомобилей-фургонов;

2) специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;

3) специальные транспортные средства, осуществляющие перевозку вооружения и военной техники.

То есть нововведение не коснется социально-значимых видов перевозок, осуществляемых большегрузами.

Согласно п.8 ст.31.1 Закона №257-ФЗ размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, а также порядок ее взимания устанавливаются Правительством РФ.И в целях реализации положений ст. 31.1 Закона №257-ФЗ Правительством РФ издано Постановление №504, устанавливающее Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого большегрузами.

Таким образом, помимо транспортного налога, с 15 ноября 2015 г. будет взиматься дополнительная плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т.

Расчет платы

Согласно п.1 Постановления №504 размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, составит 3,73 рубля на один километр пути, пройденного по указанным автомобильным дорогам. Однако, после многочисленных забастовок водителей 11 ноября 2015 г., Правительство изменило плату за проезд – 1 рубль 53 копейки за каждый километр пробега. При этом приведенный размер платы в счет возмещения вреда подлежит ежегодной индексации в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен (п.2 Постановления №504).

Механизм действия новых правил выглядит следующим образом:

1.Оператор заключает с владельцем транспортного средства договор об оказании услуг по расчету платы и обеспечению перечисления ее в федеральный бюджет на основании сведений о транспортном средстве (тип и марка, государственный регистрационный номер, идентификационный номер, разрешенная максимальная масса в соответствии со свидетельством о регистрации транспортного средства), к которым владелец транспортного средства прилагает копию свидетельства о регистрации транспортного средства.

В качестве оператора могут выступать индивидуальный предприниматель или , на которых возложены полномочия по обеспечению функционирования системы взимания платы.

2. Большегруз до начала движения по федеральной трассе оборудуется бортовым устройством с системой ГЛОНАСС/GPS (оператор предоставляет владельцу транспортного средства на безвозмездной основе бортовое устройство и информацию о порядке и об условиях его использования).

3. Владелец большегруза перечисляет на специальный счет денежные средства оператору (аванс) в размере, определенном исходя из планируемого маршрута движения транспортного средства и размера платы, утвержденного Правительством РФ (с 15 ноября 2015 г. - 1,53 рубля за один километр пути).

Как уже было отмечено, система работает с использованием глобальных спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС /GPS и плата будет рассчитываться на основании данных, полученных от бортового устройства, в автоматическом режиме. Такой способ расчетов удобен для тех большегрузов, которые постоянно осуществляют рейсовые перевозки по федеральной автомобильной дороге.

Если речь идет о разовых поездках, то договор с оператором может не заключаться, а владелец транспортного средства информирует оператора о планируемом маршруте, времени (дате) движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а также сообщает сведения о транспортном средстве. На основании предоставленных владельцем транспортного средства указанных сведений и размера платы, оператор рассчитывает и доводит до владельца транспортного средства протяженность пути и расчет размера денежных средств, которые необходимо внести владельцу транспортного средства в качестве платы.

Владелец транспортного средства на основании доведенной до него оператором информации вносит денежные средства оператору, получает от оператора документ, подтверждающий внесение платы, и осуществляет движение по запланированному маршруту.

4. При необходимости оператор осуществляет возврат владельцу транспортного средства не перечисленных или излишне перечисленных в доход федерального бюджета денежных средств в течение 3 рабочих дней со дня получения оператором соответствующего заявления от владельца транспортного средства.

Пример.

Протяженность федеральной трассы Челябинск - Екатеринбург составляет 218 км.

Стоимость одной поездки транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т, составит: 218 км х 1,53 руб./км = 333,54 руб.

Налогообложение

Представители финансового ведомства (Письмо Минфина РФ от 06.10.2015 г. №03-11-11/57133)разъяснили порядок отражения в налоговом учете дополнительной платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу выше 12 тонн.

НДС

Данная операция не является объектом налогообложения НДС, поскольку отсутствует факт реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ). Как было нами отмечено, владельцы большегрузов могут авансом перечислять платежи в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Возникает ли в этом случае обязанность оператора начислить и оплатить в бюджет «авансовый» НДС? В письме Минфина РФ подчеркивается, что пп.2 п.1 ст.162 НК РФ в данной ситуации нельзя применять, поскольку в данной статье речь идет о суммах, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Таким образом, перечисление оплаты транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, не связано с определением налоговой базы по НДС.

Отметим, что и сумма НДС за проезд по платным дорогам также не предъявляется и, соответственно, не принимается к вычету перевозчиками. Оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких дорог), осуществляемым согласно договору доверительного управления (учредитель– РФ), не является объектом налогообложения НДС. Исключением являются услуги, плата за которые в соответствии с концессионным соглашением остается в распоряжении концессионера (пп. 4.2 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.270 НК РФ).Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Таким образом, расходы в виде платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, учитываются при налогообложении прибыли в составе прочих расходов на основании ст.264 НК РФ, при условии соответствия таких расходов критериям, установленным ст. 252 НК РФ.Аналогичным образом учитывается плата за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Единый при УСН

Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», учитывают расходы в соответствии с порядком определения расходов на основании ст.346.16 НК РФ.

При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы, в том числе на суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением суммы налога, уплаченной в соответствии с гл. 26.2 НК РФ (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Перечень налогов и сборов установлен ст.13-15 НК РФ. Плата владельца транспортного средства в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, в данный перечень налогов и сборов не включена.

Таким образом, указанная платав составе расходов налогоплательщика, применяющего УСН, не учитывается.

Наказание

В связи с изложенными нововведениями, КоАП РФ дополнен новой ст.12.21.3 -«Несоблюдение требований законодательства РФ о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». Так, с 15 ноября 2015 г. движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если такая плата является обязательной, - влечет наложение административного штрафа (п.1 ст.12.21.3 КоАП РФ):

На водителя указанного транспортного средства в размере 5 тысяч рублей;

На должностных лиц, ответственных за движение указанного транспортного средства, в размере40 тысяч рублей;

На индивидуальных предпринимателей в размере 40 тысяч рублей;

На юридических лиц в размере 450 тысяч рублей.

А повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа (п.2 ст.12.21.3 КоАП РФ):

На должностных лиц, ответственных за движение указанного транспортного средства, - в размере 50тысяч рублей;

На индивидуальных предпринимателей - 50 тысяч рублей;

На юридических лиц –1 миллиона рублей.

Кроме того, нарушители могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.63.1 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства, предусматривающих выдачу специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства», предусматривающей штрафы (п.1 ст. 5.63.1 КоАП РФ):

На должностных лиц в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей;

На юридических лиц - от 100 тысяч до 250 тысяч рублей.

А повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа(п.1 ст. 5.63.1 КоАП РФ):

На должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;

На юридических лиц - от 250 тысяч до 500 тысяч рублей.

К административной ответственности нарушителей будут привлекать сотрудники МВД РФ в установленном КоАП РФ порядке.

Резюме

Как отмечают специалисты «Росавтодора» (http://rosavtodor.ru/activity/investing-activity/concession-projects/toll-collection-system/faq/), внедрение дополнительной платы изменит качество дорожного покрытия на федеральных трассах. Основная объективная причина не самого лучшего качества дорог - многолетнее недофинансирование работ по содержанию, ремонту и строительству автомобильных дорог. Уровень финансирования в настоящее время значительно отстает от норм, установленных нормативными актами Правительства РФ. В целях упорядочения расходования средств на дорожное хозяйство и контроля эффективности их расходования воссозданы дорожные фонды.

Средства, полученные от сбора платы, будут направляться в федеральный дорожный фонд. Совокупность мер, в том числе введение платы, позволит привести качество дорог в надлежащее состояние к 2019 году.

Однако качество повышения состояния федеральных автодорог будет обеспечено опять за счет граждан. Специалисты Минэкономразвития РФ подсчитали, что тариф в 3,73 рубля за 1 километр приведет к росту цен на потребительские товары минимум на 5%, поскольку стоимость доставки таких товаров повысится минимум на 12%. Сейчас пока тариф (временно) снижен до 1,53 рубля за 1 километр.

С глубокой древности во всех мировых культурах число 12 соответствовало изобилию, целостности всего сущего и было даже символом философского камня. Но с 1 марта 2013 года для российских автоперевозчиков оно приобрело более приземленный смысл, хотя тоже оказалось связано с благополучием и деньгами. Именно для грузовиков полной массой более 12 тонн с этой даты был запрещен въезд на МКАД днем. За нарушение - штраф. Но толчея и пробки уменьшились совсем не намного. Вблизи радиальных трасс в Московской области возникают стихийные стоянки автопоездов, водители которых отдыхают до полудня после бессонной ночи. Зато с этими ограничениями на «кольце» днем появляются такие старые грузовики, которые в пору в музеях показывать. Здесь главное, что на двери или в свидетельстве о регистрации было написано «12 тонн» или стояла бы меньшая цифра. Встанет этот «рыдван» с поломкой (причем обязательно во втором или в третьем ряду) - сразу же возникает солидный затор. Дыма и шума от такого ТС значительно больше, чем от современного тягача 40-тонного автопоезда, а ведь для того, чтобы доставить 20 тонн груза, надо задействовать два-три грузовика полной массой 10-12 тонн. Если пересчитывать на ГАЗели - вообще получаются жуткие цифры. А еще надо учитывать расходы на топливо, а также на зарплату всем этим водителям. Много и косвенных затрат.
Однако такие подсчеты перевозчикам придется «выносить за скобки», как-то приспосабливаться: судя по всему, никто постановление отменять не будет. Добавятся только новые запреты: по нормам токсичности - не ниже Евро-2, планируется взимание платы с грузовиков полной массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам. Ограничения, принятые в Москве, скоро начнут вводить и другие города, а потом, вероятно, владельцев тяжелых грузовиков обяжут платить за передвижение по дорогам регионального, муниципального и местного значения. Россия в организации дорожного движения все больше тяготеет к европейским стандартам, а там практически на любом съезде с магистрали висят запрещающие 12-тонные знаки. В Европе уже не одно десятилетие существуют эти ограничения, а в 2005 году создали особый сегмент среднетоннажников - полной массой 11 990 килограммов, которым в той же Германии и делают скидку на налоги, и позволяют ехать под эти знаки. К примеру, тогда инженеры Mercedes-Benz поставили на Atego модели «1222» новую «четверку» и сделали машину полной массой именно 11 990 илограммов, при этом грузоподъемность даже чуть выросла в сравнении с Atego первого поколения. Поэтому постараемся разобраться, чем же все-таки придется обновлять свой автопарк, если сейчас возникла необходимость возить грузы через Москву и область, и глядя в перспективу, выбрать такой грузовик (несколько грузовиков), чтобы потом не пришлось в спешке продавать их или менять устоявшиеся клиентские связи.

Объемы выпуска

Многие мировые производители коммерческого автотранспорта начинали свою историю именно с выпуска автомобилей грузоподъемностью 3-6 тонн, то есть предвестников появления нынешних среднетоннажников. Практически у всех компаний здесь набирается солидный опыт: у кого 60, а кого и все 90 лет - гораздо больший, чем в производстве тяжелых грузовиков в современном понимании этого термина. Хотя, конечно же, с годами шла определенная эволюция, но основы конструкции нынешних среднетоннажных грузовиков заложены еще в те времена, отлажены десятилетиями эксплуатации и потому предельно функциональны. У любого авторитетного европейского производителя в семейство среднетоннажников входит около 200-300 модификаций, основными являются бортовые автомобили и фургоны различного назначения, шасси под монтаж различных надстроек, необходимых муниципальным службам: от небольших самосвалов до мусоровозов. У DAF Trucks это модель DAF LF, у Volvo - FL и FE, у Mercedes-Benz - Atego и новый Antos, у MAN - TGL и TGM, у Renault Trucks - Midlum, у IVECO - EuroCargo. Объемы производства «среднетоннажников» у «членов клуба большой семерки»: от 9 до 25 тысяч автомобилей в год, а это четверть, а то и почти треть от выпуска грузовиков. К примеру, Renault Midlum в год делают от 10 000 до 15 000 экземпляров, которые наиболее успешно продают не только во Франции, Бельгии и Голландии, но и в других странах Западной Европы. А DAF LF изготавливают около 10 тысяч в год, но без учета продающихся в Америке Kenworth К260 и Peterbilt 220 - автомобилей, аналогичных DAF LF.

Тяжелые или легкие килограммы

Обычно у каждого европейского производителя модельный ряд среднетоннажников делится как минимум на легкую и тяжелую серии. Легкая - грузовики полной массой от 6,5 до 10-12 тонн, а тяжелая рассчитана на полную массу от 11 или 12 и до 15-16 тонн. Примечательно, что Scania и турецкий Ford Otosan с моделью Ford Cargo не работают не только в легком сегменте, но и даже у нижней планки тяжелых версий среднетоннажников. У них самый «мелкий» грузовик начинается как раз с полной массы 15-16 тонн. Если же европейский 12-15-тонный среднетоннажник работает в составе автопоезда, то его полная масса доходит до 24 и даже до 35 тонн. В России при длине автопоезда 20 метров на такой сцепке с хорошим прицепом можно возить под 90 кубов относительно легкого груза! Причем в Европе иной раз на короткобазном шасси среднетоннажника делают седельный тягач. Там аналогичные тягачи производят даже на шасси IVECO Daily и Mercedes-Benz Sprinter, но в России пока такой практики почти нет. Хотя все же встречаются автопоезда с тягачом ГАЗ-3310 «Валдай» и прицепом, и даже с полуприцепом. Только не надо пытаться зацепить к такому тягачу обычную фуру - для такого дела нужны специальные прицепы.
Нигде, кроме Европы, нет этой «пограничной» цифры 12 тонн, точнее 11 990 килограммов, под которые автопроизводители вынуждены уже не один десяток лет подгонять полную массу своего подвижного состава. Поставляемые в Россию японские Hino, Isuzu, Mitsubishi Fuso Canter, китайские грузовики (этих не перечесть), единственный корейский - Hyundai HD120 если не ориентированы на поставки в Европу, часто имеют агрегаты и всю конструкцию, которые не могут обеспечить столь же низкую снаряженную массу, как «европейцы». В результате страдает эффективность перевозок. У них полная масса или больше, чем 12 тонн, или меньше. Похоже, «азиаты» просто не задавались этой целью - их представительства не подготовили к российской сертификации именно такие модели и комплектации. Эти машины были во многом ориентированы на работу в России с перегрузом. Поэтому 10-тонную машину вроде бы вполне можно загрузить под 12 тонн полной массы, но если начнет проверять документы грамотный и дотошный инспектор ДПС, то это обязательно выявится. А кроме того, не дай бог, перегруженная машина попадет в ДТП, и будет какая-то причинно-следственная связь с работой тормозов, рулевого, шин, подвески… В России же о предельных 12-ти тоннах полной массы раньше не знали не только транспортники, но и отечественные производители грузовиков. В результате даже сейчас, спустя год после принятия этих ограничений (а слухи и разговоры о запрете въезда на МКАД возникли почти три года назад!), 12-тонных грузовиков нет ни у «КАМАЗа», ни у «МАЗа», ни у автозавода имени Лихачева (о ЗИЛе как об автопроизводителе сейчас вообще говорить сложно), ни у «Группы ГАЗ». Пока существуют машины весьма близкие к этому сегменту, и ведутся соответствующие разработки на ближайшую перспективу.

От миллиметров - к дюймам

Функциональное назначение среднетоннажников наиболее ярко отражается в конструкции и размерах рамы. Чем длиннее выделенное место под фургон или платформу - тем больший объем можно увезти, но длинная рама увеличивает снаряженную массу грузовика. У любого из «европейцев» обеспечить возможность размещения всего многообразия надстроек позволяют свыше дюжины или того больше (!) вариантов длины колесной базы с шагом 300-400 мм, от 2,7 (у «Волги» база 2,8 м) до 6,8 метра. А еще возможно изменение длины заднего свеса от 1800 до 2400 мм. Благодаря этому, допустим, длина автомобиля с бортовой платформой или фургоном может составлять до 11,5 метра, причем длина короткой кабины с учетом бампера всего 1,8-1,9 метра. Делать такое количество вариантов базы и свесов экономически целесообразно только в одном случае: при постоянной высоте лонжеронов по всей длине рамы. К примеру, у Hyundai HD120 рама не ровная, а с лонжеронами меньшей высоты по краям, в середине - целых 245 мм, поэтому она сложнее в производстве. Получается только четыре длины базы, но в Россию ввозят только с базой Long - 4260 мм, предназначеной для бортовых платформ/фургонов длиной 5300 мм, и Extra Long - 4895 мм, под кузова длиной 6250 миллиметров. Обычно профиль лонжеронов 200, 220 или 230 мм, полка - около 70 мм. Толщина зависит от колесной базы, осевой нагрузки, типа подвески и грузоподъемности: 5, 6, 7 или даже 8 миллиметров. Получается несколько исполнений рамы: Extra Light - сверхлегкое шасси, Medium Light - среднее легкое, Light - просто легкое, Medium - среднее, Heavy - тяжелое. Высота верхней полки рамы, важного параметра, связанного с установкой надстроек, чаще всего составляет 700-750 мм на легких сериях
и 800- 850 миллиметров - на тяжелых. Соответственно, погрузочная высота получается меньше метра. Очень экзотическая рама у легких серий Mercedes Atego: у него швеллеры в лонжеронах только под платформой, а передняя часть сделана из Z-образного профиля. А все для того, чтобы уменьшить высоту ступеней для входа
в кабину. У российского длинного «Валдая» рама тоже составная, но здесь причина другая: раму обычной длины разрезают за кабиной и удлиняют вставкой. У отечественных КАМАЗов и МАЗов вариантов базы не больше трех, но так чтобы обязательно обеспечить установку
6-метрового кузова.
Можно с одного взгляда оценить потенциал ходовки среднетоннажника, его приблизительную грузоподъемность, несущую способность мостов. Надо просто посмотреть на количество шпилек крепления колес к ступицам, а затем - на размер шин. Шесть шпилек - у самых легких шасси, полной массой от 7,5 до 10-12 тонн, восемь - у средних, полной массой от 11 до 15-16 тонн. Больше всего шпилек достается шасси Heavy, как, к примеру, у DAF LF 55 или у MAN TGM. Здесь - их десяток, потому что оси стоят от более «старших» моделей в «клане». Когда-то, в СССР, примерно в той же «шпилечной» пропорции была поделена грузоподъемность между ГАЗом, ЗИЛом и КрАЗом(!). Неписанная аксиома «международной шинной конвенции»: чем больше нагрузка на колесо, тем больше посадочный диаметр и ширина шины. Конечно, и норма слойности тоже не на последнем месте. А потому на среднетоннажниках можно увидеть шины сразу трех «посадок». Первый - ставший уже для нас привычным размер 17,5 дюйма, причем несколько вариантов ширины - 205,215, 225, 235 и 245 мм, далее - экзотический диаметр на 19,5 дюйма и традиционный, с которого начинался у нас переход с «двадцатки» - 22,5 дюйма. Гайки колес с плоскими шайбами, центровка диска - по пояску ступицы. Особенность «азиатских» грузовиков - применение шин на 16 дюймов с высоким профилем. Такой диаметр посадки шины уже давно не встречается у европейских грузовиков. К примеру, Hyundai HD120 обут в шины размерностью 8,25R16. У «японцев» давняя, но необъяснимая сегодня приверженность креплению спаренных колес футорками.