Примеры творческих работ при поступлении вуз. Подготовка к творческому конкурсу на журналистику. Какие существуют примеры творческих проектов

Бремя дополнительных вступительных испытаний ляжет на плечи всех желающих связать свою жизнь с журналистикой. Творческий конкурс и ЕГЭ представляются двумя зайцами, погоня за которыми осложняется их количеством. Разумеется, учителя тянут одеяло на единый государственный, оно и верно, ведь без необходимой суммы баллов до следующего этапа просто не добраться. Приходится брать инициативу в свои руки и самостоятельно готовиться к вступительным испытаниям, которые нередко начинаются сразу же после экзаменов в школе. Времени катастрофически мало, силы на исходе, нервное напряжение сбивает с толку, и, несмотря на это, нужно готовиться к очередным контрольным мерам, что на сей раз определят ход важного и, тем не менее, веселого периода в жизни каждого из нас – студенческой поры. Чтобы определить верное направление подготовки и не тратить времени даром, лучше обратиться к опыту тех студентов, которые успешно прошли отбор. Поэтому первая журналистская задача, которую предстоит выполнить абитуриенту, это найти сообщества выбранных вузов в социальных сетях и связаться с несколькими студентами. Отобрать нужно, по возможности, разных людей и спросить не столько о придирчивости преподавателей или степени «халявности» получения зачетов, сколько о житейских мелочах, исподволь выясняя, что происходит в институте на самом деле. Многие студенты боятся подвоха и не говорят каких-то совсем уж негативных подробностей, боясь, что эта переписка всплывет где-нибудь у ректора или методиста. Нередко в вузе создается такая враждебная атмосфера, которая точно не способствует благотворному влиянию просвещения. В этом случае подавляющее число отзывов об институте – подделка, поэтому не стоит доверять обильным восторженным излияниям в сети. Такой метод рекламы часто используется учебными заведениями. Но, к сожалению, хороший пиар-отдел – не гарант высокого качества образовательных услуг. Скорее, избыточные и недешевые старания говорят о том, что цена учебы с каждым годом будет существенно повышаться, иначе, на какие средства проводить рекламную кампанию?

Как правило, творческий конкурс состоит из двух этапов: устный и письменный. Сначала абитуриент пишет эссе на предложенную тему, и, если набирает нужное количество баллов, приглашается на собеседование. Подобные меры есть в каждом вузе, будь то коммерческий или государственный институт. Поскольку профессия предполагает наличие маломальских способностей, своеобразные жюри будут проверять работы не только на грамотность, логичность изложения и степень раскрытия темы, но и на оригинальность, креативность и уровень владения родным языком. Если в тексте будет правильная, красиво написанная и полностью раскрытая шаблонная чушь, вряд ли удастся пройти отбор. Он строг не сам по себе, дело в том, что журфак вошел в моду, и с каждым годом все больше желающих на него поступить. Кроме того, демографическая яма 90-х уступает поколению материнского капитала: абитуриентов становится немыслимое количество. Это означает, что работа должна быть не только грамотной, но и выдающейся, запоминающейся, ценной. Мы провели опрос среди студентов журналистского направления из столичных вузов и сформировали рейтинг советов, с помощью которых они в свое время прошли творческий конкурс.

  1. Подготовительные курсы при институте. Если вы не стеснены в средствах, лучше не поскупиться на курсы, организованные при институте. Преимуществ много: знакомство с преподавателями и внутренним распорядком учреждения, уверенность в своих силах, исключительная осведомленность и кое-какие бонусы (в спорной ситуации возьмут «своего», а не незнакомого абитуриента). Как правило, на курсах учат писать то, что нужно и как нужно, чтобы пройти отбор. Также завязываются первые полезные знакомства с будущими коллегами и лекторами. Психологически в знакомом месте будет легче сосредоточиться и написать достойную работу или побеседовать с преподавателем, которого вы уже видели (а не с незнакомцем). Может, исключительных знаний на курсах и не дадут, зато их посещение в разы облегчит поступление и в какой-то степени даже гарантирует его. Из минусов можно упомянуть финансовые и временные затраты, поэтому уж если вы беретесь за это, то ходить надо регулярно и стараться взять максимально много из того, что предлагается. Нередко абитуриенту удается засветиться еще на курсах, и преподаватели сами помогают ему поступить.
  2. Репетиторы. Случается, что преподаватели, аспиранты или школьные учителя подрабатывают частными уроками. Результат в этом случае зависит от квалификации педагога и от готовности ученика, конечно же. Но если уж тратить деньги, то лучше на курсы, где все официально и открыто делается. Потом можно сколько угодно винить преподавателя, а ведь он мог просто не знать новых требований. Если же групповые занятия для вас малоэффективны, то репетитор – идеальный вариант. Все его внимание будет направлено на вас, и отсидеться за чьей-то спиной уже не получится. В любом случае, занятия с преподавателем помогут систематизировать подготовку и улучшить ее качество.
  3. Чтение тематических учебных материалов. В этот обширный перечень входят книги из школьной программы, учебные пособия типа «100 сочинений» и различные журналистские публикации. Регулярное чтение интеллектуальной художественной и публицистической литературы расширяет кругозор, способствует формированию собственного стиля письма и обогащает лексикон. Начитанного человека сразу слышно на собеседовании: знания вселяют в него уверенность, а способность размышлять и формулировать мысли делает его интересным рассказчиком. Это наиболее приятный и довольно эффективный метод подготовки, но если у вас проблемы с дисциплиной и нет сил методично заниматься саморазвитием, данный пункт лишь дополнит вашу работу, а не станет ее основой.
  4. Тренировочные сочинения и собеседования. Некоторые студенты в ответах сетовали на свои расшатанные нервы и признавались, что устраивали дома настоящие репетиции творческого конкурса. Они садились и писали эссе, а потом проходили своеобразное собеседование, поясняя и комментируя написанное друзьям или родственникам. Так они успокаивались и приходили на вступительные экзамены с ощущением подготовленности и знаниями, которые закрепили на практике.
  5. Шпаргалки и мобильный интернет. Конечно же, самый легкий способ, но его эффективность внушает сомнение: кому-то повезло, кому-то нет. Никто не призывает оставить телефон дома, это не ЕГЭ и камер нет. Однако списывание – дополнительное нервное напряжение. Пока отыщется нужна информация, пока уляжется в голове и на бумаге, пройдет достаточно времени, чтобы остались считанные минуты на проверку. Ошибки, вызванные спешкой, существенно «ограбят» работу, балл снизится. Если же говорить о собеседовании, то вариант с «загугливанием» вообще не пройдет. Хотя всегда можно положиться на удачу… Но хорошего результата никто не гарантирует.
  6. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Мои глаза – объективы камер, мои уши – микрофоны. Я изливаю мысли на бумагу, и ровные строчки-события отражаются в изумленных глазах читателя. «Как? Неужели? А что дальше?» - спрашивает он завороженным шепотом, тут же получая ответы. Я – не вымысел фантастов, не новое детище кибернетики. Мое имя – Репортер...

Репортеры – «всевидящее око» любой редакции. Благодаря им каждый читатель, слушатель, зритель может побывать везде, поучаствовать во всех мыслимых и немыслимых событиях.

«...И вдруг сэр Джонс, тяжело вздохнув, привстал. Поднятием дрожащей руки он призывает внимание судьи. По залу волнами разошелся гул непонимания.

Хотите что-то добавить? – невозмутимо произнес сэр Велли.

Но что я слышу?!

Я – ... Это сделал!

Сэм Джонс, главный свидетель обвинения, сознался в совершении зловещего преступления – убийства Пита Хенка!..»

Возможно, так выглядел отрывок одного из первых репортажей на заре XIX века. Сегодня репортеры вышли из зала суда, но все же не прекратили делиться с нами главной ценностью нового общества – Информацией. Снова и снова журналисты повторяют волшебную формулу репортера: «Друзья, нам посчастливилось побывать в центре урагана!»

«...В прямом эфире с места событий наш специальный корреспондент...»

Но нет, мне этого мало! Я хочу видеть и чувствовать все, что происходит; быть там и шаг за шагом следовать за героями репортажа, выхватывая броские детали и запоминая ускользающие подробности. Однако даст ли маэстро Гиляровский, король жанра, мне, семнадцатилетнему корру (иначе не скажешь), встать рядом с ним? Но... разве это не я, замирающий от ужаса, прислушивающийся к тревожной «песне подземелья»? «Репортер и читатель» – единое целое, гениальная система получения и потребления информации. Становясь частью этой цепочки, журналист впитывает в себя особенности жанра и с гордостью несет имя «Репортер», словно вечное знамя свободы. Свободы мнений, знаний и совести. Причем совесть подозрительно относится к мнениям, а мнения маскируются под знания, но часто бывают с ними полностью противоположными. Поэтому репортер дает читателю, слушателю, зрителю клятву, говоря: «Я – свидетель! Я подтверждаю!»

Для меня символом Репортерской чести навсегда останется рассказ «Репортаж до последней минуты». Это произведение о малоизвестном астронавте, памятник которому установлен на аллее космических героев. Он первым высадился на тело кометы и собрал образцы материи, необходимые для объяснения загадки возникновения жизни на Земле. Но в последнюю минуту «хрупкая твердыня» не выдержала и раскололась, а Андрей Белых, так звали героя, полетел в сторону солнца. Несмотря на жар и страх, голос отважного космонавта затих только тогда, когда начала плавиться аппаратура. Огромные протуберанцы вырывались из огненного сердца галактики, солнечный ветер обжигал скафандр, но репортаж не был прерван ни на минуту!

Таков он – «герой моего рассказа». Репортер, сумевший простыми словами передать чувства падающей звезды.

Творчеством не занимаются – им живут!

Сегодня до того свободное время, что в какую сторону голову ни поверни – всюду творческие люди. Вон их как много! Море, почти океан. Включишь телевизор, а там... творческая личность на личности сидит. Эстрада: все «поют» (вы понимаете, о чём я), пляшут... Творчество!.. Распиаренные телешоу: опять же «поют», развивают вокальные данные, любовь строят. А как же? Тут без творческого подхода – ни-ни.

Творчество. Творчество! Творчество? Творчество!! Уже практически невозможно за всей этой пылью, грязью (а там ведь микробы! Осторожней...) разглядеть истинных творцов. Они не заявляют на каждом шагу каждому репортёру или интервьюеру, что являются творческими людьми. Им не нужно и тех «отведённых», «отмеренных» пятнадцати минут славы. Они просто занимаются тем, к чему лежит душа, что доставляет удовольствие им и окружающим, пусть даже эти окружающие – лишь родственники и близкие друзья. В этом их отличие от псевдотворцов, которые в очередной раз «набросили маски», и которые пытаются перекричать своих «сородичей», возглашая «Я творческий...» Но так и не могут переорать друг друга. Дай-то Бог, чтобы это поскорее произошло. Надоест играть в «творческий – нетворческий», найдут другую модную забаву. Прошли же времена «креативных», «одиозных» и их антиподов, потихоньку сходит на нет деление на атеистов и верующих.

Как-то, когда я был ещё совсем маленьким, мы с отцом поехали на охоту в Топчихинский район. Ночевали у знакомых. Меня поразило, что на стенах висели картины с загадочными изображениями русалок. Они были тёмно-зелёного, болотного цвета, с белокурыми волосами, как и положено, с плавниками. Автор этих картин – дочь хозяина. Своим детским чутьём я понял, что это добрый человек с собственным миром, населяют который прекрасные русалки, и сразу же проникся к ней доверием. К сожалению, будучи уже пятнадцатилетним юношей, я узнал от родителей не совсем приятные вещи об «авторе русалок».

Или такой интересный народ, как бразильцы. Они творят в футболе. Мальчишки готовы сутками напролёт гонять на улице мяч. И когда вырастают, эта любовь к футболу никуда не пропадает. Футбол у бразильцев в крови, они этим живут. Творчество? Творчество. Даром, что числятся пентакампионами, то есть пятикратными чемпионами мира.

Не нужно стремиться быть творческим человеком, «жизнь положить» за футбо

ПОЛОЖЕНИЕ О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ – ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ В ОДНОМ ИЗ ЖУРНАЛИСТСКИХ ЖАНРОВ (ПИСЬМЕННО) И ТВОРЧЕСКОМ СОБЕСЕДОВАНИИ ПО ПРОФИЛЮ ПОДГОТОВКИ

Цель дополнительных вступительных испытаний творческой и профессиональной направленности – выявить у абитуриента личностные способности, знания, умения и навыки, необходимые для овладения профессиональными компетенциями журналиста.

При поступлении на факультет журналистики Томского государственного университета творческие испытания являются обязательными, помимо двух других экзаменов, которые проводятся в форме ЕГЭ (русский язык, литература).

Проверяемые способности, знания, умения и навыки:

  • Творческие интеллектуальные способности;
  • Социальная ориентированность и знание наиболее значимых общественных проблем, освещаемых средствами массовой информации;
  • Широта кругозора и познавательных интересов;
  • Осведомлённость о медиа практиках и коммуникационных технологиях;
  • Рефлексия по поводу мотивов выбора профессии;
  • Предрасположенность к профессии журналиста;
  • Самостоятельность и оригинальность суждений;
  • Навыки устной и письменной коммуникации.

    Структура и содержание творческих испытания

    Дополнительные вступительные испытания состоит из двух экзаменов: творческой работы в одном из журналистских жанров (письменный экзамен) и творческого собеседования по профилю подготовки (устный экзамен). Результаты абитуриента в каждом экзамене оцениваются по 100-балльной шкале.

    Творческая работа

    Письменный экзамен проводится в форме создания самостоятельного произведения на одну из предложенных комиссией тем, написанного в одном из журналистских жанров. Тематика письменной работы определяется темами публикаций в средствах массовой информации. Темы, предлагаемые для написания творческих работ, составляются председателем приемной комиссии каждый год заново в нескольких комплектах и не должны сообщаться абитуриентам до начала экзамена. Предлагаемые темы не связаны с каким-либо отдельным автором или произведением художественной литературы.

    На написание творческой работы отводится три астрономических часа (180 минут) без учета времени, затрачиваемого на подготовку листов бумаги и оглашение тем. Абитуриент не имеет права опаздывать к назначенному времени начала вступительного испытания или использовать на написание сочинения времени больше установленного. Использование каких-либо печатных, электронных и других источников информации справочного или иного характера при написании сочинения не допускается.

    Абитуриентам предлагается не менее десяти тем сочинения на выбор. Во время экзамена абитуриент может подготовить предварительный (черновой) и окончательный варианты сочинения, из которых оценивается последний. Работы проверяются в зашифрованном виде, скрывающем авторство. Абитуриент должен проявить свою эрудицию, творческие способности, уровень кругозора, понимание актуальных общественных проблем, умение использовать реальные факты для раскрытия темы, продемонстрировать самостоятельность суждений, собственную авторскую позицию и стиль, владение журналистским жанром и нормами письменной речи. Объем произведения не ограничен и обусловлен необходимостью полного раскрытия темы.

    Собеседование

    Устный экзамен представляет собой творческое собеседование по профилю подготовки. Собеседование проводится индивидуально с каждым абитуриентом. Собеседование предполагает диалог членов приемной комиссии с абитуриентом, в ходе которого задаются дополнительные и уточняющие вопросы. Абитуриента попросят обосновать свои суждения, подкрепить их примерами из общественной жизни и практики современных средств массовой информации и т.п. Основная задача комиссии – выявить мотивированность выбора профессии, полноту представлений о журналистике и медиаотрасли; уровень социальной ориентированности абитуриента. Беседа проводится в свободной форме, вопросы и ответы протоколируются. Комиссия ожидает от абитуриента способности сформулировать и аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, быстро реагировать на вопросы экзаменаторов, оценивает волевые качества и креативность.

    По желанию абитуриент может предоставить на собеседование свое творческое портфолио. В него мы рекомендуем включить собственные журналистские публикации, дипломы и сертификаты о профильном обучении и участии в профильных конкурсах, рекомендации от редакций, с которыми сотрудничал абитуриент (в том числе и от школьных изданий), фото- и видеоматериалы, дизайн-работы, а также литературное творчество - словом, все то, что позволит оценить ваши творческие способности, применимые в профессии журналиста.

    Примерные темы для анализа мотивации абитуриента:

    • Самовыражение автора в журналистских текстах;
    • Уровень заработной платы в медиаиндустрии;
    • Миссия журналиста и социальное переустройство.

    Примерные темы для проверки полноты представлений о журналистике и медиаотрасли:

    • Газеты и журналы в России и в регионе;
    • ТВ и радио на федеральном и местном уровне;
    • Онлайн-журналистика и новые медиа.

    Примерные темы для выяснения социальной ориентированности:

    • Текущие политические события в мире;
    • Экономические процессы в стране;
    • Индикаторы социального неблагополучия в регионе и показатели регионального развития.
      1. Журналист: Ежемесячный журнал / М., 2012–2014.
      2. Журналистика & медиарынок: Ежемесячный журнал / М., 2012–2014.
      3. Рэндалл Дэвид. Универсальный журналист. М.: Международный центр журналистики, 1996. — 120 с.
      4. Свитич Л.Г. Профессия – журналист. Изд. 3-е. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 256 с.
      5. Средства массовой информации России /под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 378 с.

Дополнительная литература о различных особенностях журналистской профессии содержится на сайте факультета журналистики ТГУ.

1. Вы уверены, что именно журналистика?

Это весьма общее слово, описывающее крайне специфическую отрасль. Говоря «журналистика», вы можете подразумевать массу других специальностей и направлений, для которых вы пока просто не знаете названия. Стоит покопать глубже.

В журналистике высоко ценится конкретика: точное изложение фактов, точная интерпретация слов эксперта, грамотная работа с цифрами. И первый этап тренировки вашей конкретности - часто задаваемый вопрос на творческих собеседованиях:

Что именно привлекает вас в журналистике?

Кем вы хотите работать, как видите свою будущую работу?

Большинство преподавателей журфаков на собеседовании ожидают увидеть самостоятельно думающего, грамотно формулирующего свои мысли молодого человека. На собеседовании нет четырех заранее заготовленных ответов, из которых нужно выбрать правильный.

Чаще всего вопросы формируются так, чтобы «раскрыть» абитуриента, позволить ему рассказать о себе, о своих ожиданиях, пристрастиях, увлечениях, амбициях.

Предполагается, что поступающему есть что сказать. Удивление вызывают абитуриенты, которые на вопросы отвечают односложно, смотрят в пол, не берут инициативу в разговоре. Журналистика - это сфера коммуникации, где умение и желание общаться ценится очень высоко. Если на собеседовании абитуриент заявляет тему своего интереса, последующие вопросы чаще всего будут уточняющими по этой теме.

При этом преподаватели стараются задавать вопросы максимально широко:
- Что именно вам интересно в ___?
- Есть ли у вас какой-то опыт, с кем-то вы уже общались, писали уже про _____?
- Расскажите поподробнее о _____.

На такие вопросы нет «правильного ответа», который «нужно угадать, чтобы понравиться».
Больше всего преподаватели-практики не любят общие слова и размытые формулировки. Конкретика, факты, четкость высказываний показывают, что абитуриент понимает, о чем говорит.

Конкретика, конкретика и еще раз конкретика. Читайте, узнавайте, спрашивайте, интересуйтесь. И не переживайте, если не поступите.

Неконкретные формулировки

  • Мне нравится встречаться с новыми людьми
  • Мне интересно узнавать что-то новое и интересное
  • Мне хотелось бы научиться журналистике
  • Я хочу писать о культуре

Конкретные формулировки

  • Я интересуюсь балетом, регулярно хожу в Новосибирский театр оперы и балета, последняя книга, которую я прочитала по теме, была « ______», пробую писать рецензии на постановки, вот пример, но до ______ мне еще далеко.
  • Мне интересны молодые бизнесмены, стартаперы, тема развития молодежного предпринимательства, я сделал три интервью с ними, участвовал в Стартап-школе, пытаясь разобраться, что ими движет и какие перспективы есть у этого направления.
  • Я по духу - репортер, мне важно самому побывать на месте событий, своими глазами увидеть происходящее, пообщаться с очевидцами.
  • Я еще не определилась, какая сфера журналистики меня привлекает, но я уже попробовала себя в научной журналистике - написала пост в блоге о научной конференции «_______»
  • Мне интересны передачи и журналы о путешествиях, я прочитала книги «_______» и «_______» о такой журналистике. Я сама путешествовала по _____, и это был не банальный отдых по путевке. Я написала ______ по результатам этой поездки.

ЧТО МОЖНО УМЕТЬ В МЕДИА?

316 навыков, которые вы можете освоить

Индивидуальный план для тех, кто хочет стать медиапрофи

Вешаешь карту на стену. Одним цветом выделяешь то, что умеешь делать хорошо. Вторым - то, чему хочешь научиться. Делаешь шаг назад, даешь мозгу время подумать, скомбинировать увиденное. На утро понимаешь, чему тебе нужно учиться, для того, чтобы работать в медиа)) Проверено.

Карта медийных компетенций. Повесьте себе на стену, управляйте своим образованием

Странно выглядят на собеседованиях абитуриенты, которые никаких СМИ не читают, не слушают, не смотрят. Это парадокс, что человек хочет идти создавать то, чем сам не пользуется, но с распространением социальных сетей такие ответы на вступительных собеседованиях встречаются всё чаще.

Социальные сети не являются СМИ, они - всего лишь платформа, на которой разные авторы и редакции могут публиковать свои материалы. Поглубже разобраться в этой теме бывает полезно, чтобы выделиться на фоне остальных поступающих, рассуждающих о новых медиа и глобализации на уровне обывательского здравого смысла.

Журналистика - это рассказ о том, что происходит в той или иной сфере деятельности человеческого общества. Журналист не просто «умеет брать интервью, писать, снимать, монтировать». Он понимает, о чем идет речь, может выделить причины и следствия событий, умеет определять достоверность источников информации, выбирать экспертов для интервью, задавать им осмысленные вопросы.

Миф о том, что если у ученика хорошо получаются сочинения, а в его текстах мало ошибок, ему надо поступать на журналистику, широко распространен среди учителей русского языка и литературы. Считается, что грамотно написанный текст обеспечивает успех на профессиональном журналистском поприще.

Увы. Несмотря на то что журналисты действительно много пишут, знания орфографии и пунктуации - не самые важные в этой работе. Грамотность - хороший плюс, экономящий время и нервы редакторов и корректоров, но он далеко не ключевой.

Журналист читает массу документов, встречается и разговаривает с людьми, которые часто противоречат друг другу, разбирается в цифрах и терминах, пробует из всего этого месива выстроить логичную историю и доступно ее рассказать.

Если в тексте присутствуют орфографические ошибки - их поправит корректор или редактор. Если будут ошибки в фактах и логике - материал выбросят в корзину.

2. Какая журналистика вас привлекает?

На втором этапе важно определиться, какая тематическая сфера вам интересна. Не ТВ/газета/интернет/радио. А тематическая область.

Преподаватели на собеседованиях открыты и готовы услышать любую, даже экзотическую тему, которая увлекает абитуриента. Главное - продемонстрировать, что этот интерес не поверхностный, что абитуриент реально погружен в эту тематику, следит за событиями,персонами, экспертами, читает специализированные сайты, журналы, книги.

Имитировать этот интерес невозможно. Увлеченный человек виден издалека, он может рассказывать массу интересного, уточнять детали, делиться своими эмоциями, приводить примеры, дискутировать с собеседником. Из человека, которому мало что в жизни интересно, ответы приходится вытягивать клещами.

Почему увлечённость - это важно? Журналистика предполагает, что вам интересен мир вокруг или какая-то часть, грань этого мира. Она должна быть интересна настолько, что вы готовы погружаться в неё, узнавать новых людей, задавать им вопросы, перелопачивать документы, сравнивать, сомневаться, уточнять, думать, читать и рассказывать другим людям то, что вы узнали, в интересной форме.

Подумайте, какая часть мира вас привлекает:

  • Социальная сфера (образование, здравоохранение, городское планирование и развитие, качество жизни, ЖКХ, пенсионная система, благотворительность и так далее),
  • Региональная политика и управление (деятельность депутатов, отделений политических партий, деятельность мэров и муниципалитетов, формирование регионального бюджета),
  • Национальная и международная политика и экономика (долгосрочные стратегии, национальные программы, дипломатия, транснациональные корпорации, международные организации и альянсы, биржи, индексы и офшоры),
  • Наука и технологии (изобретения, открытия, внедрение научных разработок в ежедневную жизнь, нано- и биотехнологии, инновации, энергетика, экология, адронный коллайдер),
  • Спорт (любительский и профессиональный, на локальном и международном уровне, спартакиады, олимпиады и Кубок Дэвиса),
  • Музыка, кино, театр, литература (стили и направления, классики и новые авторы, фестивали, премии, массовая и элитарная культура, показы и критика),
  • Бизнес и занятость (рынки, налоги, рабочие места и безработица, кредиты на развитие, стартапы и инвесторы),
  • Происшествия и криминал (бедствия и катастрофы, конфликты и беспорядки, расследования и суды),
  • Информационные сети, новые медиа, коммуникации (глобальные системы связи, массовые открытые онлайн-курсы, трансмедиа, многопользовательские сетевые игры, социальные сети),
  • Космос (спутники, космические станции, космический туризм),
  • Что-то ещё?

Лично я не поступал на журфак, но мне с легкостью удалось найти людей, которые и помогли подготовить материал для этой статьи, за что им большое спасибо. По словам ребят, прохождение творческого экзамена не было сложной процедурой, но все же требовало подготовки.

Первое, что вам необходимо сделать - ознакомиться с программой творческого конкурса на официальном сайте желаемого ВУЗа, такая информация может содержаться в разделах «Абітурієнту», «Вступ» и других подобных. Например, вот программы творческих экзаменов в КНУКиИ и ДНУ им. Гончара . Второе, тщательно готовьтесь к написанию собственного высказывания, с которым вы столкнетесь во время написания теста ЗНО по укр. языку и литературе. Да-да, вы не ослышались, по словам студентки журфака Русланы Пророковой, успешное написание собственного высказывания - частично гарантирует вам сдачу творческого экзамена. Это связано с тем, что требования к работам хоть и не одинаковы, но очень похожи, поскольку ЗНО также требует знания орфографии, стилистики, анализа и построения предложений, умения делать выводы и приводить аргументы.

Ниже представлено повествование от первого лица студентки 2-го курса факультета журналистики КНУКиИ Русланы Пророковой о том, как ей пришлось сдавать творческий конкурс в 2015-м году:

Процесс сдачи был очень прозрачным: нас завели в аудиторию, рассаживались мы сами по свободным местам. После вступительного слова нам раздали титульные листы и разлинованные. После того, как все подписали титулки, прошлись девушки — студентки, сотрудницы университета и члены Студпарламента — зашифровали титул и листочек буквами с цифрами. Затем титулки вынесли. И только тогда открыли экран, где была написана тема материала: «Я — журналіст 21 століття. Актуальні питання журналістики». Объем — 4 страницы А4 (рекомендуемый), времени давался час. Конечно, этого оказалось маловато, так что сразу пришлось писать в чистовик. Преподаватели, которые наблюдали за нами, объяснили критерии, по которым будет проходить оценивание. Никакой техникой и литературой пользоваться нельзя было. В результате я получила 193.5 балла, чем осталась довольна. После 3 семестров обучения в своей группе могу отметить, что результаты творческого были вполне справедливы и подтвердились в процессе обучения.
Что касается моей подготовки, то её особо и не было, т.к. планировала я вообще поступление на специальность «диктор и ведущий программ ТВ». Все, что мне помогло — это знание грамматики, широкий словарный запас, четкая структура материала, яркие примеры как из истории, так и из литературы, — то, что я учила для сдачи ВНО. Отдельно именно для сдачи творческого я лишь ежедневно читала статьи в газетах, изучала их строение, порядок слов, расстановку акцентов, а также просматривала сочинения на популярные темы типа «Професія журналіста», «Україна — моя Батьківщина», «Важливість української мови», «Як знайти себе», «Значення моралі», «Принципи добра» и т.п., подыскивала цитаты для них. Так что ничего сложного для меня не было. Все решало желание и умение.

А вот как сдают творческий конкурс по журналистике в Киевском университете им. Бориса Гринченка и Киевском национальном университете им. Тараса Шевченка со слов бывшего абитуриента, нынешнего студента журфака Владислава Дунаенко:

В КНУ им. Шевченка творческий конкурс состоял из трёх этапов:
1-й этап — тестирование по истории и географии;
2-й этап — приглашали какого-то известного человека, с которым абитуриентам предстояло провести пресс-конференцию, то бишь слушали, что он рассказывает, задавали вопросы, а потом нужно было написать статью, используя всё то, что услышали на конференции;
3-й этап — собеседование, просто разговор на разные темы: политика, экономика, журналистика, медиа и т.д.

В КУ им. Гринченка у нас было всего два этапа:

1-й этап — вы смотрите видео-новость, небольшой новостной сюжет, и после этого нужно написать эссе, но не просто рассказать, про что было сказано в видео, а сделать это как отдельный журналистский материал;
2-й этап — подобие экзамена, вытягиваешь билет, там попадается афоризм, готовишься минут 10-15 и потом минут 3-5 нужно свободно говорить на тему данного афоризма, такой себе монолог.

Материалы для подготовки к творческому конкурсу на журналистику

Для подготовки вам могут быть полезны справочники/учебники из Библиотеки , а также некоторые пособия, которые мне прислал преподаватель кафедры журналистики НУ «Острожская академия» Виталий Голубев, а именно:

Выражаю огромную благодарность Руслане Пророковой, Алене Власюк, Владиславу Дунаенко и Виталию Голубеву за предоставленную информацию, что послужила материалом для статьи.