Какие пищалки купить. Твитеры (пищалки). Инструменты и материалы

Выбрать «правильную» акустику для своего автомобиля - дело непростое: итоговое звучание будет зависеть даже от мелочей, отлично звучащий в одной машине динамик станет плоским и невнятным в другой. Поэтому в сегодняшнем топе мы отталкивались в первую очередь от характеристик динамиков - грамотный установщик сможет заставить их раскрыться по полной, хотя цена грамотной установки, конечно, будет немалой. Не забыли мы и об автомобильных колонках из серии «чтобы играло», которые можно просто поставить на штатные места.

Какие же колонки в машину лучше выбрать? Начнем с самой компоновки . Вспомним, что лучше всего человеческий слух чувствует направленность звука на высоких частотах, а наиболее комфортное для человека расположение звуковой сцены - перед лицом. Поэтому расположение и качество передней высокочастотной акустики играют «первую скрипку» в восприятии музыки, а заставить хорошо звучать коаксиальные динамики в передних дверях очень трудно.

Это происходит по двум причинам. Во-первых, уши неизбежно ощущают, что звук идет снизу, что не очень комфортно. Во-вторых, диаграмма направленности у динамика не идеальны - когда ухо расположено по оси диффузора, звук гораздо громче, чем если слушать «под углом». Когда Вы сидите в машине, то различается не только расстояние до динамиков в дверях, но и угол между линией от уха до центра динамика справа меньше, чем слева. В итоге от левого динамика водитель слышит «верха» гораздо хуже, чем от правого - сцена уходит не только вправо, но и в сторону.

Компонентная же акустика позволяет идеально настроить источники ВЧ так, чтобы прослушивание музыки приносило настоящее удовольствие. Обратная сторона медали - установка становится гораздо сложнее.

Что же до материала диффузора (что само по себе - предмет священных форумных войн), то в сегменте недорогих автомобильных колонок неизбежно приходится выбирать между пластиком и пластиком. Разница будет только в жесткости диффузора да его склонности к «дубению» на морозе, но кардинальной разницы в звучании Вы не ощутите.

А вот в более дорогих динамиках есть из чего выбрать: это и стеклоткань, пропитанная смолой, и карбон, и целлюлоза с армированием и без (тут приоритеты у автора, известного «бумагофила», очевидны), и всевозможные композиты. Все эти материалы обеспечивают хороший звук, но каждый со своим характером: прочное, но тяжелое стекловолокно хорошо для мощного низа, и такие динамики неплохи, если у Вас нет сабвуфера. Целлюлозный диффузор лучше прорисует середину, но на низах начнет излишне деформироваться. Впрочем, как ни крути, это рассуждения общие - каждый конкретный динамик нужно слушать.

Что же до твитеров , то общепризнанный эталон - шелк. Если в сфере домашнего аудио с ним еще конкурирует титан, то в автомобиле, где «пищалки» гораздо ближе к ушам, звучание шелковых диффузоров гораздо приятнее, не имеет излишней жесткости и явных резонансных частот.

Желаем удачных покупок!

В процессе установки новой акустической системы у владельца может возникнуть следующая задача — как подключить твитеры (пищалки), чтобы они работали качественно и без проблем?

Суть вопроса в сложности устройства современных стереосистем. По этой причине на практике нередко бывают случаи, когда установленные пищалки либо работают с искажениями, либо не работают вообще. Придерживаясь правил установки, можно избежать возможных трудностей – процедура окажется максимально быстрой и простой.

Что такое твитер?

Современные твитеры являются разновидностью источников звука, задача которых заключается в воспроизведении высокочастотной составляющей. Поэтому их так и называют – высокочастотные динамики или пищалки. Следует заметить, что, имея компактные размеры и специфическое предназначение, пищалки легче установить, чем большие динамики. Они издают направленный звук, и их проще разместить для создания качественной детализации и точной прорисовки звукового ряда, которые сразу же почувствует слушатель.

В каких местах рекомендовано устанавливать высокочастотные динамики?

Производители рекомендуют много мест, в которых можно разместить высокочастотные динамики, чаще всего на уровне ушей. Другими словами, направить их как можно выше на слушателя. Но не все согласны с подобным мнением. Такая установка не всегда удобна. Она зависит от конкретных обстоятельств. И количество вариантов установки довольно-таки большое.

Например:

  • Уголки зеркал. В процессе поездки они не будет вызывать дополнительный дискомфорт. Притом красиво впишутся в интерьер транспортного средства;
  • Приборная панель. Монтаж можно выполнить даже с помощью двухстороннего скотча;
  • Подиумы. Здесь есть два варианта. Первый – поставить твитеры в штатный подиум (который идёт в комплекте с пищалкой), второй – изготовить подиум самостоятельно. Последний случай более сложен, но при этом гарантирует более качественный результат.

Куда лучше всего направлять твитеры?

Проектируя автозвук, можно выбрать один из двух вариантов:

  1. каждый твитер направляется на слушателя. То есть, правую пищалку направляют на водителя, левую – также на него;
  2. Диагональная установка. Другими словами, твитер справа направляется на левое сиденье, в то время как левый динамик – на правое.

Выбор того или иного варианта зависит от индивидуальных предпочтений владельца. Для начала можно направить вч динамики на себя, а потом попробовать диагональный способ. После тестирования владелец сам решит, нужно выбрать первый способ, либо отдать предпочтение второму.

Особенности подключения

Пищалка – это элемент стереосистемы, задачей которого является воспроизведение звука частотой от 3000 до 20 000 герц. Магнитола же выдаёт полный спектр частот, начиная от пяти герц и заканчивая 25 000 герцами.

Пищалка может качественно воспроизвести только автозвук, частота которого составляет минимум две тысячи герц. Если на неё подать более низкочастотный сигнал, он не будет воспроизводиться, а при достаточно большой мощности, на которую рассчитаны средне- и низкочастотные динамики, пищалка может выйти из строя. При этом о каком-либо качестве проигрывания не может быть и речи. Для долговечной и надежной работы пищалки следует избавиться от низкочастотных составляющих, которые присутствуют в общем спектре. То есть, сделать так, чтобы на неё попадал только рекомендованный диапазон рабочих частот.

Первым и самым простым способом отсечения низкочастотной составляющей является последовательная установка конденсатора. Он хорошо пропускает высокочастотную полосу частот, начиная от двух тысяч герц и более. И не пропускает частоты ниже 2000 Гц. По сути, это простейший фильтр, возможности которого ограничены.

Как правило, конденсатор уже присутствует в составе акустической системы, поэтому в дополнительном приобретении не нуждается. Подумать об его покупке следует в том случае, если владелец решил обзавестись бывшей в употреблении магнитолой, и не нашёл конденсатор в комплекте твитера. Выглядеть он может следующим образом:

  • Специальная коробочка, на которую подаётся сигнал и далее передается напрямую к пищалкам.
  • Конденсатор смонтирован на проводе.
  • Конденсатор встроен непосредственно в сам твитер.

Если вы не увидели ни одного из перечисленных вариантов, следует докупить конденсатор отдельно и установить своими руками. В радиомагазинах их ассортимент велик и многообразен.

Диапазон фильтруемых частот зависит от типа установленного конденсатора. Например, владелец может установить конденсатор, который будет ограничивать диапазон частот,подаваемых для колонок на уровне трех или четырех тысяч герц.

Обратите внимание! Чем выше частота сигнала, подаваемого на твитер, тем большей детализации звука можно добиться.

При наличии двухполосной системы можно сделать выбор в пользу среза от двух до четырех с половиной тысяч герц.

Подключение

Подключение твитера выглядит следующим образом, он подключается на прямую к динамику который расположен у вас в двери плюс твитера подключается к плюсу динамика а минус к минусу, при этом конденсатор должен присоединяться к плюсу. Это практический совет для тех, кто не знает, как подключить твитеры без кроссовера.

Альтернативный вариант подключения, это - . В некоторых моделях акустических систем для авто он уже имеется в комплекте. Если отсутствует,можно приобрести его отдельно.

Другие особенности

На сегодняшний день самым распространенным вариантом твитера является электродинамическая система. Конструктивно она состоит из корпуса, магнита, катушки с обмоткой, диафрагмы с мембраной и запитывающих проводов с клеммами. При подаче сигнала, в катушке протекает ток, образуется электромагнитное поле. Оно взаимодействует с магнитом, возникают механические колебания, которые передаются на диафрагму. Последняя создаёт акустические волны, слышен звук. Чтобы повысить эффективность звуковоспроизведения, мембрана имеет специфическую купольную форму.
Автомобильные твитеры, как правило, используют шелковые мембраны. Для получения дополнительной жесткости мембрану пропитывают специальным составом. Шелк характеризуется возможностью более эффективно справляться с высокими нагрузками, температурными перепадами и сыростью.
В наиболее дорогих твитерах мембрана изготовляется из тонкого алюминия или титана. Встретить подобное можно только на очень престижных акустических системах. В обычной аудиосистеме автомобиля они попадаются довольно редко.
Наиболее же дешевым вариантом является бумажная мембрана.

Помимо того, что звучание хуже, чем в двух предыдущих случаях, такое оборудование имеет крайне малый срок эксплуатации. И это неудивительно, поскольку бумага не может обеспечить качественную работу твитера в условиях низкой температуры, повышенного уровня влажности и высокой нагрузки. Когда машина повышает обороты двигателя, может ощущаться посторонний звук.

Не забудьте, что настроить пищалку можно и с помощью магнитолы. Даже в самых дешевых моделях имеется возможность настройки высоких частот. В частности, модели среднего ценового диапазона имеют встроенный эквалайзер, значительно упрощающий задачу.

Видео как установить твитеры

При создании в автомобиле качественной аудиосистемы необходимо позаботиться о воспроизведении всех частот звукового диапазона. Это достигается применением различных типов динамиков: низкочастотных, среднечастотных и высокочастотных. Здесь поговорим о высокочастотном звене аудиосистемы — динамиках, которые часто называются твитерами или «пищалками».

Назначение высокочастотных головок («пищалок»)

Построить высококачественную автомобильную аудиосистему на основе двух динамиков невозможно — в силу конструктивных особенностей одна головка громкоговорителя не может воспроизвести сразу все частоты звукового диапазона (от 20 до 20000 Гц). Особенно страдает высокочастотная часть диапазона: динамики неплохо воспроизводят низкие и средние частоты, но высокие частоты теряются — это приводит к общему снижению качества воспроизведения, музыкальная сцена становится «бесплотной», а прослушивание музыкальных композиций просто не доставляет удовольствия. Как решить эту проблему?

Решение есть — необходимо доверить воспроизведение высоких частот специальным высокочастотным динамикам. Такие динамики получили название «пищалок» или твитеров , что хорошо отражает их суть.

Обычно твитеры для автомобильных аудиосистем выполнены в виде компактных колонок (диаметром буквально три-пять сантиметров), которые можно удобно разместить на передней панели или передних стойках. Также высокочастотные динамики входят в состав коаксиальных акустических систем, однако принципиально они ничем не отличаются от твитеров, продающихся отдельно.

Разновидности и принцип действия ВЧ головок

Воспроизведение высоких частот имеет свои особенности, поэтому сегодня существует большое разнообразие «пищалок», причем очень часто в их конструкциях находят применение те решения, которые практически не используются в СЧ и, тем более, в НЧ динамиках. Понять причину этого нетрудно.

Условно высокочастотный диапазон начинается с частот 3-5 кГц, и на 4 кГц длина волны составляет порядка 8,5 см, а на максимальной частоте, доступной человеческому слуху (20 кГц) длина волны составляет и вовсе 1,7 см. Значит, что для воспроизведения таких частот излучающее устройство громкоговорителя должно иметь небольшие габариты, и при этом обладать очень маленькой инерцией (то есть, быть очень легким) — только так это устройство можно заставить колебаться с частотой в единицы и десятки килогерц.

Так что независимо от типа и устройства, все ВЧ головки имеют небольшие габариты (обычно 1-2 дюйма, то есть, не более 5 см) и малую массу.

Твитеры могут быть построены на различных принципах, они бывают следующих типов:

  • Динамические (электродинамические, обычные динамики);
  • Пьезоэлектрические (звук излучается пьезоэлементом, на который подается ток звуковой частоты);
  • Конденсаторные (звук излучается одной из обкладок конденсатора, для работы на обкладку необходимо подавать постоянный ток высокого напряжения, поэтому такой тип твитеров в автомобилях не используется);
  • Электретные (то же, что и конденсаторный твитер, но обкладка уже заряжена, поэтому не нуждается в источнике постоянного тока);
  • Ленточные (звук излучается гофрированной металлической лентой, помещенной между двумя магнитами);
  • Изодинамические (звук излучается мембраной с металлизированными токопроводящими дорожками, помещенной между двумя перфорированными пластинами с рядами тонких магнитов — такой «сэндвич» излучает звук в обе стороны);
  • Ортодинамические (то же, что и изодинамический, но мембрана, пластины и магниты имеют круглую форму, сейчас такие твитеры довольно популярны в некоторых кругах любителей автозвука).

На сегодняшний день наибольшее распространение получили «пищалки » электродинамического типа, то есть — обычные динамики, но только малого размера и особой конструкции. Другие типы твитеров в автомобильных аудиосистемах находят очень ограниченное применение, поэтому поговорим здесь именно о головках электродинамического типа.

Устройство твитера

Основу ВЧ-головки составляет катушка с проводником, помещенная в зазор между кольцевым магнитом и керном. Катушка жестко связана со звукоизлучающим устройством — мембраной, которая обычно имеет полусферическую (купольную) форму. При подаче тока звуковой частоты на катушку вокруг нее возникает магнитное поле, которое взаимодействует с магнитным полем магнита, и поэтому начинает двигаться вдоль керна в такт с изменением тока — вот так и возникает звук, который излучается мембраной.

Купольная форма мембраны обусловлена тем, что звуковые волны высокой частоты имеют острую направленность, а полусферическая мембрана позволяет расширить угол распространения звука. Нередко в ВЧ-головках для расширения диаграммы направленности перед мембраной устанавливается специальный конус — рассекатель.

Мембраны у современных твитеров могут изготавливаться из следующих материалов:

  • Бумага (самый дешевый вариант, используется нечасто);
  • Шелк (оптимальный вариант по цене и качеству, сегодня получит наибольшее распространение, шелк пропитывается особым составом, повышающим жесткость купола);
  • Алюминий, титан (тонкие металлические мембраны обеспечивают высокое качество, но при этом дороги и обладают рядом недостатков, которые можно превратить в достоинства только при профессиональной постройке аудиосистемы).

Что касается магнитов, то они чаще всего мощные неодимовые, хотя у простых твитеров низшего ценового диапазона магниты тоже самые простые.

В конце заметим, что сейчас распространены два типа твитеров, отличных по конструкции:

  • Головки, помещенные в простой корпус — обычно плоские или слегка выпуклые твитеры малых габаритов;
  • Головки, помещенные в рупорный конус — имеют увеличенные габариты (особенно длину), благодаря рупору обеспечивается необходимая диаграмма направленности.

Рупорные твитеры дороже обычных, поэтому чаще всего находят применение в профессиональных аудиосистемах высокого уровня.

Характеристики твитеров

Из характеристик ВЧ-головок наибольшее значение имеют следующие:

  • Частотный диапазон;
  • Чувствительность;
  • Номинальное сопротивление (импеданс);
  • Мощность;
  • Калибр.

Частотный диапазон. Именно эта характеристика самая важная для твитера, она показывает, какие частоты способна воспроизводить головка, а значит, в каких системах ее можно применять. Обычно диапазон воспроизводимых частот лежит в пределах 2-20 кГц, однако чаще всего нижняя граница у твитеров начинается на уровне 2,5-3 кГц, а верхняя граница может достигать 22-30 кГц.

Чувствительность. В силу особенностей конструкции (легкая мембрана, малые габариты) «пищалки» обладают очень высокой чувствительностью по сравнению с обычными динамиками — она лежит в пределах 102-109 дБ. Это значит, что даже при малых мощностях они обеспечивают необходимый уровень громкости. Однако самые дешевые твитеры имеют чувствительность на уровне 92-96 дБ, что нужно учитывать при создании аудиосистемы.

Импеданс. Сопротивление катушки твитера может иметь те же значения, что и импеданс других динамиков — 2, 3, 4, 6, 8 и 16 Ом.

Мощность. Этот параметр не так важен для ВЧ-головок, как для СЧ и НЧ — для обеспечения нормальной музыкальной сцены на высоких частотах достаточно мощностей, практически на порядок меньших, чем для СЧ и НЧ. Но, несмотря на это, рынок предлагает твитеры мощностью 50-80 Вт (хотя в большинстве случаев не соответствует действительности).

Калибр. Твитеры имеют малые габариты, и чаще всего встречаются калибры 1, 1,5 и 2 дюйма, то есть — 2,5, 3,8 и 5 см.

Выбирать твитеры в автомобиль можно по многим параметрам, однако наиболее важное значение имеют три из них.

Диапазон воспроизводимых частот — нижняя граница ВЧ-головки и верхняя граница СЧ (или СЧ-НЧ) динамика должны пересекаться. Например, если верхняя граница воспроизводимых частот среднечастотного динамика лежит на уровне 4,5 кГц, то твитер лучше взять с нижней границей 3-4 кГц или даже ниже — это гарантирует, что аудиосистема будет воспроизводить весь спектр частот без провалов.

Импеданс — необходимо приобретать твитеры, номинальное сопротивление которых равно выходному сопротивлению кроссовера. Если же твитеры будут просто подключены параллельно основным колонкам, то их импеданс должен быть выше, либо можно использовать мощный резистор на единицы Ом (ведь при параллельном подключении динамиков их общее сопротивление уменьшается согласно формуле (R1+R2)/2).

Мощность — номинальная мощность твитеров должна быть не меньше выходной мощности усилителя автомагнитолы.

Выбор твитеров по остальным параметрам может отвечать личным предпочтениям, финансовым возможностям и возможностям автомобиля, так как они не играют такой роли, как озвученные выше технические характеристики.

Особенности установки твитеров

Грамотная установка ВЧ-головок — одна из самых сложных задач при построении автомобильной аудиосистемы. Даже многострадальный сабвуфер поставить и заставить работать проще, а причина кроется в особенностях волн высокочастотной части звукового диапазона:

  • Из-за малой длины (единицы сантиметров) волны хорошо отражаются от препятствий;
  • Из-за остронаправленной диаграммы твитеров полноценная звуковая сцена формируется в ограниченном пространстве, и она очень зависит от местоположения и направления твитеров.

Отражение звуковых волн чревато негативным эффектом — образованием стоячих волн внутри салона с пиками максимума и минимума громкости. Если волны накладываются синфазно, звук усиливается, и высокие частоты «выпирают» из общей сцены, если волны накладываются в противофазе, то высокие частоты фактически пропадают. Поэтому твитеры необходимо установить так, чтобы свести к минимуму возможность ненужных отражений звука и формирования стоячих волн.

Как показывает практика, оптимальное положение ВЧ-головок — на передних стойках. В этом случае удается обеспечить расстояние до ближайших предметов (окон) более 5 см, чего достаточно для решения проблемы стоячих волн. Что касается пространственного положения твитеров, то оно должно удовлетворять следующим условиям:

  • В вертикальной плоскости твитеры должны располагаться на уровне рта слушателя;
  • В горизонтальной плоскости твитеры должны располагаться так, чтобы их оси пересекались примерно между водительским и пассажирским сиденьем.

Однако куда более сложен вопрос не о том, как установить твитеры , а о том, как их подключить к автомагнитоле. Здесь возможны три варианта:

  • Подключение ВЧ-головок параллельно основным НЧ-СЧ динамикам без дополнительных деталей;
  • Подключение твитеров к колонкам через простейший фильтр;
  • Подключение твитеров через пассивные кроссоверы.

В первом случае на «пищалку» будет подаваться весь звуковой спектр, но из-за особенностей конструкции воспроизводиться будет только высокочастотный диапазон. Это далеко не лучший вариант, так как головка будет перегружена, ей придется работать в сложном режиме. Поэтому лучше использовать фильтры (кроссоверы), отсекающие НЧ-СЧ составляющую, и подающие на твитер только высокие частоты.

В случае применения кроссовера очень важно грамотно подобрать частоту среза — здесь необходимо выбрать такую частоту, чтобы она не выходила за нижнюю границу диапазона воспроизводимых частот твитера, иначе некоторая часть спектра будет просто потеряна. Сегодня на рынке можно найти кроссоверы с частотой среза от 1,8 до 5 кГц, но чаще эта частота лежит на уровне 2,5-3 кГц.

Необходимо отметить, что в пассивных кроссоверах часть энергии тока звуковой частоты теряется, а значит, на колонки подается меньшая мощность. Здесь как раз и выручает высокая чувствительность твитеров, благодаря которой потеря мощности практически незаметна.

При грамотной установке и подключении твитеров в автомобиле будет создана качественная аудиосистема, которая сможет доставить удовольствие от прослушивания музыки.

Эксплуатация твитеров мало чем отличается от эксплуатации других динамиков аудиосистемы, здесь нужно придерживаться нескольких несложных правил:

  • Новые твитеры необходимо «прогреть» — погонять со все возрастающей громкостью в течение 20-30 часов (с перерывами) с использованием разной музыки. Во время прогрева ВЧ-головки выйдут на рабочий режим, в них притрутся детали, «разомнутся» центрирующая шайба, подвес и другие компоненты;
  • Твитеры менее чувствительны к подаче сигнала высокой мощности, однако все равно не рекомендуется включать аудиосистемы на большой громкости — лучше сначала включить музыку на малой громкости, а потом довести ее до необходимого уровня;
  • Твитеры необходимо оберегать от механических воздействий (их положение способствует частым ударам различными предметами, и просто хватанию руками), жидкостей и т.д.

При бережном отношении к «пищалкам» и остальным компонентам, аудиосистема прослужит долго, и в каждой поездке будет качественно выполнять свои функции. А большего от нее и не требуется.

Высокочастотный динамик является важнейшим элементом акустической системы, рассчитанной на воспроизведение звука в диапазоне до 20 кГц с неравномерностью характеристики, предусмотренной нормами Hi-Fi-аудио. Разработка высокочастотных динамиков была начата в том момент, когда аудиоинженеры поняли, что с помощью одного широкополосного динамика в колонке этим требованиям удовлетворить невозможно.

По основным конструктивным принципам высокочастотные динамики не отличаются от тех, которые используются для воспроизведения НЧ или СЧ-диапазонов, однако имеют заметно меньшие размеры. ВЧ динамики для колонок также оснащены магнитом, в зазоре которого находится звуковая катушка, на которую подается электрический сигнал от усилителя. Последний подается на твитер через разделительный фильтр – обязательный компонент, защищающий динамик от низких частот и излишней входной мощности. Единственным отличием ВЧ динамиков для акустики от излучателей других диапазонов является форма диафрагмы, которая как правило выгнутая (куполообразная), и не вогнутая, как у традиционных диффузоров. Это сделано с целью получения более широкой диаграммы направленности на ВЧ, а также снижению дифракционных искажений звука. Высокочастотные динамики для колонок могут иметь различное акустическое оформление, в частности, помещаться в рупор (являющийся неотъемлемой частью самой пищалки) для повышения эффективности излучения звука. Купить твитеры, например, для построения собственной акустики или ремонте/апгрейде имеющейся, можно в наших магазинах в Москве и Санкт-Петербурге.

Твитер (от английского tweet – щебетать, чирикать) динамик, предназначенный для качественного воспроизведения высокочастотных звуков слышимого диапазона (2000-20000 Гц). Зачем же он нужен?

Во-первых, производители автомобилей часто экономят на штатной аудиосистеме и ограничиваются установкой пары недорогих широкополосных динамиков в двери. «Провал» высоких частот на таких динамиках – обычное дело. Решить проблему можно, заменив штатные широкополосные динамики на коаксиальные, либо установив дополнительно к штатным твитеры.


Компонентная акустика

Во-вторых, наличие твитеров необходимо, если вы цените хороший звук и решили установить в автомобиль компонентную акустику, т.е., такую акустику, в которой каждую полосу частот озвучивает отдельный динамик: ВЧ – твитеры, СЧ – широкополосные динамики , НЧ – сабвуферы . Несмотря на всю перспективность коаксиальной акустики , компонентная пока считается наилучшим решением для обеспечения чистоты и качества звука.

Установка и подключение твитеров.

Прежде чем приступить к выбору модели твитеров, будет нелишне определиться с местом их установки. Установка твитеров имеет несколько особенностей, о которых нельзя забывать, чтобы не разочароваться в их приобретении:


Исходя из перечисленных требований, наиболее удачными местами установки твитеров являются двери, уголки зеркал, приборная панель, боковые стойки.

Подключение твитера также имеет свои особенности – твитеры не любят, когда на них подается низкочастотный сигнал, особенно – НЧ сигнал с большой амплитудой. Если вы подключаете твитеры не к срезающему низкие частоты кроссоверу усилителя, а к широкополосному выходу магнитолы, то «пищалка» может быстро выйти из строя.

Поэтому большинство твитеров снабжается простейшим кроссовером – обычным конденсатором, достаточно эффективно фильтрующим низкочастотные колебания. Как правило, такой конденсатор входит в комплектацию самого твитера и либо уже припаян к клемме, либо к монтажным проводам, с помощью которых следует производить подсоединение твитеров к усилителю (магнитоле). Перед подключением твитеров убедитесь, что конденсатор присутствует в цепи каждого твитера, иначе первое же включение акустики может оказаться для твитеров последним. Если конденсаторов нет, не беда – их можно подобрать, воспользовавшись формулой

и припаять их к плюсовым клеммам твитера.

Характеристики твитеров.

Цены на различные модели твитеров отличаются в десятки раз – от тысячи рублей до десятков тысяч. Свою лепту в цену вносят как марка твитера, так и его характеристики – можно подобрать модель на любой кошелек, но следует иметь в виду, что класс твитера должен соответствовать классу остальных компонентов аудиосистемы. Как нет смысла устанавливать дорогие твитеры рядом с простыми дешевыми широкополосниками, так и нет смысла экономить на твитерах в Hi-End аудиосистеме.

Диаметр твитеров меняется от 2 до 10 см, модели с большой мощностью обычно имеют диаметр больше, но явной взаимосвязи тут нет, и диаметр твитера следует рассматривать как чисто геометрическую характеристику: маленькому твитеру, как правило, и место найти проще.

Максимальная мощность твитера (PMPO) - это мощность кратковременного (до 2 секунд) сигнала, которую может выдержать динамик без повреждений. Если максимальная мощность усилителя выше, чем максимальная мощность твитеров, следует воздержаться от прослушивания музыки на громкости, близкой к максимальной - особенно музыки с резкими и продолжительными перепадами громкости. Но следует иметь в виду, что стандартной процедуры измерения максимальной мощности не существует и при выборе динамиков ориентироваться лучше не на неё, а на номинальную мощность.

Номинальная мощность твитера (RMS) - та, на которой он может работать час без опасности повреждения. Именно эту характеристику следует использовать при подборе. Также следует ориентироваться на мощность усилителя, к которому будет подключен твитер. Мощность твитера должна быть сравнима с мощностью усилителя (магнитолы). При больших различиях мощности твитера и усилителя следует воздержаться от прослушивания музыки на высокой громкости: при превышении мощности усилителя над мощностью твитеров громкой музыкой последние можно просто сжечь. А при превышении мощности твитера над мощностью усилителя, он может войти в режим «клиппинга», выдавая на динамик чрезвычайно вредный высокочастотный сигнал высокой мощности. При появлении в звучании твитера появляются хрипов, тресков и щелчков – явных признаков «клиппинга» - следует немедленно уменьшить громкость и более до этого уровня не увеличивать. Для систем высокой мощности лучше использовать твитеры с подвесом на ферромагнитной жидкости – в таких твитерах тепловая энергия отводится намного эффективнее и он лучше переживает пиковые нагрузки.

Твитеры отличаются высокой чувствительностью – даже самые дешевые модели обеспечивают показатель в 95 дБ. Но если чувствительность твитеров будет больше чувствительности широкополосных динамиков, то громкость высоких частот будет заметно больше громкости остальных частот. В этом случае либо следует твитеры отодвинуть дальше от ушей слушателя, либо понизить уровень высоких частот на головном устройстве.

Импеданс или внутренне сопротивление твитера должно в точности поддерживаться усилителем. Если подключить динамик с импедансом 2 Ом к выходу, рассчитанному минимум на 4 Ом, то выходной каскад усилителя может перегореть, не выдержав вдвое возросших токов. Если же наоборот, подключить нагрузку на 8 Ом к выходу, рассчитанному максимум на 4, то звук динамика будет намного тише, чем если подключение производилось бы правильно.

Твитеры часто подключаются параллельно широкополосному динамику. Следует помнить, что общий импеданс при этом меняется! Он считается по формуле, соответствующей типу подключения.

Подбирая твитер, помните о том, что минимальная частота твитера должна быть ниже максимальной частоты широкополосного (или среднечастотного) динамика – это обеспечит ровную амплитудно-частотную характеристику всей системы.

Максимальная частота твитера никак не может быть ниже 20000 Гц. Как правило, эту планку выдерживают все модели твитеров. Но у некоторых указана максимальная частота намного выше – 22000, 30000 и даже 50000 Гц. Какой в этом смысл? Разумеется, человеческое ухо таких частот не слышит. Такие частоты скорее являются показателем совершенства аппаратуры и некоторой гарантией того, что уж на слышимом участке до 20000 Гц АЧХ твитера будет максимально ровной.

Перед покупкой твитера обратите внимание на диффузор выбранной модели. Диффузоры купольной формы обеспечивают более широкий звуковой конус и снижают требования к выдерживанию направления на ухо слушателя, но и они же порождают больше отражений в пространстве автомобиля. Сам диффузор может быть сделан из шелка (чаще всего), бумаги (бюджетный вариант, чреватый недолгим сроком эксплуатации) и металла (самый дорогой вариант).

Варианты выбора.

Если у вас возникают проблемы с подбором места установки твитера, выбирайте модель поменьше размером – установить такую будет проще. Такой твитер будет стоить от 2000 рублей.

Если у вас собрана аудиосистема высокой мощности с чувствительностью динамиков выше 95 дБ, то подобрать к ней соответствующие твитеры будет не так уж и сложно, и обойдутся они от 1000 до 3000 рублей.

Вы хотите подключить на 4-омный выход магнитолы твитер параллельно с широкополосным динамиком? Берите и тот и другой с импедансом в 8 Ом – суммарный импеданс как раз будет 4 Ома. Такой твитер будет стоить от 1100 рублей.