Нужно ли устанавливать знак "Перевозка детей" на легковые автомобили? Правила и требования перевозки детей в автомобиле Нужен ли знак дети в машине

Автора этих строк всегда удивляло превратившееся в бессмысленную, но от того не менее стойкую традицию поветрие клеить на задние стекла своих машин разномастные наклейки с одним и тем же содержанием - , «Baby in car» и их аналоги. В какой-то момент удивление переросло в прямо-таки психиатрический интерес и я решил исследовать вопрос поподробней. Ведь наличие такой наклейки абсолютно никак не регламентируется законодательно. Что движет людьми, которые считают необходимым уведомить окружающую автомобильную действительность о наличии у них детей? Одним из самых квазилогичных, с точки зрения , объяснений нужности наклейки стало следующее. Наклейка клеится с той стороны машины, где обычно установлено детское кресло и едет ребенок.

В случае аварии, водитель летящей сзади машины, якобы, увидит картинку, поймет где и постарается отвернуть! За секунды и доли секунд, в течение которых длится ДТП, люди порой подумать ничего не успевают, не говоря уже о том, чтобы высмотреть какую-то там наклейку! Еще один «логичный» мотив появления «уведомления» о наличии ребенка в машине звучит так. В случае тяжелой аварии спасатели или люди, оказавшиеся поблизости, увидят наклейку на стекле (не разбившемся?) и поймут, что в машине находится ребенок, который не в состоянии самостоятельно выбраться. И спасут его! А если в момент аварии на борту не окажется, спасатели будут его упорно продолжать искать? В радиусе километра от места ДТП, надо полагать - вдруг его выкинуло или он убежал в лес…

В интернете, как выяснилось, популярно следующее объяснение нужности детской наклейки. Его приверженцы ссылаются на некое исследование австралийских ученых (хорошо еще, что не британских), которое якобы доказало: ребенок в машине отвлекает водителя от управления ею больше, чем разговор по мобильному . И поэтому при перевозке чада нужно, видите ли, предупреждать прочих участников движения о своей не полной адекватности. Звучит бредово, но для тех, кто водит машину не по ПДД, а по КоАП выглядит более чем убедительно. Пожалуй, самым правдоподобным объяснением появления треугольников « » на заднем стекле можно считать тот факт, что такая наклейка бесплатно полагается при покупке многих моделей детских кресел. Вот автовладельцы и лепят ее - тем более, что «все так делают».

Среди прочих объяснений популярности наклеек из серии «Ребенок на борту» напрашиваются следующие. Например, неуемная потребность уведомить соплеменников, что у автовладельца есть детородные органы и он ими успешно пользуется. Или наоборот - в качестве напоминания человечеству о пользе средств контрацепции. Можно также предположить, что предупреждение о ребенке в машине значит, что из открытого окошка задней двери в любой момент может вылететь , кукла или бутылочка с водой. Наклейка, кстати, может служить для сотрудника ДПС сигналом обратить внимание: пристегнут ли ребенок и есть ли в машине детское

По правилам дорожного движения водитель при движении автомобиля должен быть пристегнут ремнями безопасности и не перевозить непристегнутых пассажиров. Особое внимание уделяется безопасности перевозки детей. Разберемся детально:

  • какие действуют правила перевозки детей в автомобиле;
  • что такое «Детское удерживающее устройство»;
  • какие существуют устройства для перевозки детей;
  • какие требования предъявляются к детским удерживающим устройствам;
  • каковы правила установки удерживающих устройств;
  • какой штраф предусмотрен за неправильную перевозку детей;
  • какие изменения в правилах нас ждут.

Что такое «Детское удерживающее устройство»

Понятие детского удерживающего устройства дано в ГОСТ Р 41.44-2005 ().

Согласно этого стандарта, детское удерживающее устройство - это совокупность элементов, состоящая из:

  • лямок или гибких элементов с пряжками;
  • регулирующих устройств;
  • деталей крепления;
  • и в некоторых случаях, дополнительного устройства (например, детской люльки, съемного детского кресла, дополнительного сиденья и/или противоударного экрана), которое прикрепляется к внутренней части кузова автомобиля.

Устройство должно быть сконструировано так, чтобы в случае столкновения или резкого торможения автомобиля уменьшить опасность ранения ребенка, ограничить его подвижность.

Детские удерживающие устройства подразделяют на пять весовых групп:

группа 0 (group 0) - для детей массой менее 10 кг;
группа 0+ (group 0+) - для детей массой менее 13 кг;
группа I (group I) - для детей массой 9-18 кг;
группа II (group II) - для детей массой 15-25 кг;
группа III (group III) - для детей массой 22-36 кг.

Какие устройства можно использовать

Устройство можно использовать, если:

  • оно соответствует весу и росту ребенка;
  • его конструкция соответствует ГОСТ Р 41.44-2005.

Детские удерживающие устройства могут быть двух типов: цельные и нецельные.

Цельные удерживающие устройства. Представляют собой комплект всех элементов, необходимых для фиксирования ребенка в устройстве. Примеры: люльки, автокресла.

Нецельные удерживающие устройства. Включают в себя частичное удерживающее устройство, которое используется в сочетании с ремнем безопасности для взрослых и в совокупности образует детское удерживающее устройство в комплекте. Примеры: бустеры и адаптеры для ремня безопасности.

Правила установки удерживающих устройств в авто

По статистике самым безопасным местом является среднее сиденье заднего ряда. Самым опасным - переднее пассажирское кресло. Учитывайте эти данные при расположении удерживающих устройств в своем автомобиле.

Автомобильные кресла можно устанавливать как на переднем пассажирском сиденье, так и на заднем.

Если вы устанавливаете кресло спереди обязательно учитывайте конструкцию вашего автомобиля. Если в нем есть передняя пассажирская подушка безопасности, её необходимо отключать для детских кресел, обращенных назад.

Какие правила перевозки детей действовали до июля 2017 года

Перевозить детей в автомобиле можно при условии обеспечения их безопасности. При этом должны быть учтены особенности конструкции транспортного средства.

Перевозить детей до 12лет в автомобилях, оборудованных ремнями безопасности, можно только с использованием детских удерживающих устройств , которые соответствуют весу и росту ребенка, а также иных средств , которые позволяют пристегнуть ребенка ремнем безопасности, предусмотренным в автомобиле.

На переднем сиденье легкового автомобиля перевозка разрешена только с использованием детских удерживающих устройств (пункт 22.9 ПДД РФ).

Новые правила перевозки детей 2017-2018

(Дополнение от 03.07.2017)

10.07.2017 года вступают в законную силу поправки в Правила дорожного движения РФ, касаемые требований перевозки детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.06.2017 № 761 ().

Теперь в соответствии с новыми требованиями: перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка. Иными словами - только в автокресле.

Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля должна осуществляться с использованием автокресла или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье автомобиля - только в автокресле.

Кроме того, по новым правилам запрещается оставлять в автомобиле на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица (пункт 12.8 ПДД РФ).

Можно ли использовать "бустер" при перевозке детей

Бустеры при перевозке детей использовать можно, если устройство соответствует требованиям ГОСТ Р 41.44-2005 (Российскому стандарту РСТ) и выбрано в соответствии с весом и ростом перевозимого ребенка. При подготовке данного материала в ГИБДД направлен запрос для разъяснения данного вопроса. Ответ прилагаем ниже:

Какой штраф предусмотрен за неправильную перевозку детей

Нарушение требований перевозки детей, установленных ПДД, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 3000 рублей, на должностных лиц - 25 000 рублей, на юридических лиц - 100 000 рублей (ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ).

153648 7

Все участники дорожного движения, как пешеходы, таки и водители с пассажирами, особенно при перевозке детей в автомобиле, все подвергаются в пути различного рода опасностям. Аварии и несчастные случаи происходят даже без видимых на то причин. Они всегда неожиданны, бессмысленны, обидны, а главное, могут повлечь за собой большие проблемы. Дабы обезопасить всех находящихся в машине и снизить риски тяжелых последствий, следует четко выполнять правила дорожного движения.

Задача водителя – проследить, чтобы взрослые пассажиры воспользовались ремнями безопасности. Если в машине дети – устроить их наиболее безопасным образом. При поездки в автомобиле с детьми необходимо соблюдать правила перевозки детей в автомобиле.

Правила перевозки детей в автомобиле по ПДД

Самое главное правило, касающееся перевозки детей в легковом автомобиле: перевозка детей до 12 лет в автомобиле и младше должен осуществляться в зафиксированом на сиденье с помощью специального удерживающего устройства.

  • детей до 7 лет перевозка в автомобиле разрешена только в автокреслах и используя бустеры (адаптеры ремней безопасности и направляющие лямки запрещены);
  • с 7 лет ребенок, при движение в автомобиле на переднем сиденье, должен находится в детском автокресле, надет бустер или использовано другое удерживающее устройство;
  • детей с 7 лет, при движении в машине на заднем сиденье, разрешено перевозить без автокресел, используя штатные ремни безопасности.

Эти устройства принято называть автокреслами и автолюльками, но иногда они выглядят просто как адаптированные под рост ребенка посадочные места с подушкой и наружным треугольником, расположенным на области живота или на груди. К этому жесткому переднику и крепятся удерживающие ремни. Эти нестандартные конструкции попадают под формулировку «иных средств…, позволяющих безопасно пристегнуть ребенка ремнями…, предусмотренными конструкцией транспортного средства» (п. 22.9 ПДД)

Как перевозить новорожденного в машине по правилам

Грудные дети (до полугода) ездят в машине, находясь в люльке . Внутри ее есть фиксаторы, которые надежно удерживают ребенка. Сама же люлька крепится к ремням безопасности на заднем сиденье. Расположение при этом получается перпендикулярное ходу движения автомобиля.

От полугода до года рекомендовано возить младенцев в специальном кресле , где они имеют возможность как лежать, так и сидеть. Такое детские удерживающие устройства можно даже поместить на переднее сиденье – если мама за рулем, ребенку там будет спокойнее. Причем, устанавливают кресло так, чтобы ребенок видел или переднее лобовое или заднее стекло. Второй вариант предпочтительнее, т.к. вызывает меньше беспокойства малыша – он видит мамино (или папино) лицо. Родителям тоже не приходится поворачивать голову, чтобы взглянуть на него.

Важно! При помещении удерживающего устройства впереди необходимо отключить механизм подушки безопасности – при аварийной ситуации она может нанести большой вред младенцу, сильно травмировать его.

Правила перевозки детей младшего возраста в автомобиле

Дети старше года-полутора пересаживаются в автокресло, которое будут эксплуатировать до 4-х примерно лет. Обычно родители крепят его надежно на заднем сиденье автомобиля, хотя возможна и перевозка впереди. Разные конфигурации спинок и удерживающие устройства для детей в автомобиле устраняют риск травмы в момент ДТП. Особенно распространено детское удерживающее устройство ФЕСТ.


Разница в габаритах годовалого ребенка и четырех- пятилетнего довольно значительна. Поэтому при выборе кресла с малышом не стоит приобретать кресло «на вырост». Кресло должно сразу быть эргономичным, и чем младше ребенок, тем это важнее. Если изгибы безопасности, фиксаторы и лямки попадают не на физиологически предусмотренные области, то кресло следует отвергнуть и поинтересоваться другими конструкциями.

В некоторых случаях поможет дополнительная подушка, надежно зафиксированная внутри устройства, которая немного поднимет ребенка, сместит пропорции. Важно, чтобы во время перевозки детей в автомобиле была возможность предотвратить выскальзывание ребенка из кресла, как и грубое воздействие на зоны риска (шея, солнечное сплетение). Фиксация в кресле должна быть прочной и надежной, но не тугой и болезненной.

Правила перевозки школьников

Именно в этом возрасте чаще всего автокресло заменяют на бустер – высокую подушку жесткой конструкции с подлокотниками. Это устройство не имеет своих удерживающих приспособлений, но позволяет ребенку с определенными параметрами «вписаться» в рамки стандартных ремней безопасности.

Производители уверяют, что возможна перевозка детей в бустере уже с 3-хлетнего возраста, а некоторых и с 9 месяцев, но реальность указывает, что это преждевременно. Для маленьких детей одного ремня, даже самого прочного и хорошо подходящего, мало, он не сможет надежно и удобно зафиксировать положение тела.

Поэтому оптимальный вариант – пересадить на бустер школьника, когда предыдущее кресло стало мало. Этот факт воспринимается ребенком положительно практически всегда, т.к. явно показывает, что он вырос.

При выборе нужно найти такое приспособление, в котором ребенку будет удобно прямо сейчас, а не когда-нибудь.

При отсутствии возможности приобрести бустер на ремень безопасности надевают адаптер. Это довольно жесткое устройство из мягкого материала, которое меняет направление расположения стандартного ремня безопасности автомобиля. С его применением лямка не проходит через жизненно важные зоны туловища и не грозит нанесением травмы. Кроме того, фиксация ребенка становится надежнее, т.к. ремень прилегает плотнее.

Исключение из правил

Основным критерием, по которому судят о необходимости применения устройств, удерживающих детей, теперь является не столько возраст, сколько рост. Ремни безопасности автомобиля сконструированы для пассажиров ростом от 150 см. Если ребенок, не достигший 12-летнего возраста, имеет рост выше полутора метров, то ему уже не требуются специальные детские приспособления.

Новые правила перевозки детей автобусом — групповые перевозки

Новые правила организованной перевозки группы детей автобусами гласят, что перевозка детей в автотранспорте организованных групп детей численностью от 8 человек возможна исключительно автобусом. Запрещено использование в качестве транспортного средства микро- и миниавтобусов.

Важно! Это правило не касается частных поездок многодетных семей – в их распоряжении как раз чаще всего и находятся минивэны и микроавтобусы. В этом случае действуют правила перевозки детей в автомобиле. Также по общим правилам путешествуют дети из нескольких семей в сопровождении родителей на частном транспортном средстве.

Правила организованной перевозки группы детей автобусами и правила перевозки школьников в автобусе гласят, что организация, производящая перевозку детей, должна иметь соответствующую лицензию.

Автобус оснащается знаком «Дети» на лобовом и заднем стекле.

Перед поездкой составляется полный список детей и сопровождающих из числа представителей отправляющей организации, разрабатывается маршрут движения с обозначением мест и времени остановок. Документы поступают в ГИБДД и выдаются водителю.

Каждое посадочное место оснащается ремнем безопасности. Перед началом движения водитель должен убедиться, что все пассажиры пристегнуты. Не допускается перевоз пассажиров без предоставления отдельного места.

Запрещено присутствие в автобусе посторонних людей.

Перевозки осуществляются преимущественно в светлое время суток.

Мера наказания

За несоблюдение правил перевозки детей в автомобиле предусмотрен штраф. В настоящее время размер его составляет 3000 руб.

Таким образом, путешествие с детьми, даже на самое недалекое расстояние, должно быть устроено по всем правилам. Необходимые средства безопасности помогут сохранить здоровье и жизнь в самых трудных дорожных ситуациях.

К соблюдению правил дети привыкают без проблем. Познакомившись во время самых первых в жизни поездок с алгоритмом действий перед выездом и правилами поведения в пути, они не представляют, что может быть по-другому. Это отличный способ привить правила раз и навсегда: родителям надо просто всегда их соблюдать.

Проблемы возникают у некоторых взрослых автолюбителей: не все считают нужным менять что-то в интерьере автомобиля ради соблюдения требований безопасности, не каждый готов потратиться.

Но справедливости ради надо сказать, что большинство водителей относится к положениям о безопасности и правилам перевозки детей в автомобиле очень ответственно. Хорошим тоном становится дарить на рождение ребенка не только ванночку и набор памперсов, но и хорошее автокресло или люльку. Такой подход молодых родителей, а также бабушек и дедушек, не забывающих и в своих машинах установить устройства для внуков, не может не радовать.

Число автомобилистов растет с каждым днем. И дети, выросшие в строгом выполнении требований безопасности, станут в будущем отличными участниками дорожного движения.

Знак «Ребенок в машине», или «Baby on board», который многие водители наклеивают на заднее стекло своего легкового автомобиля, необязателен к применению и никак не регламентируется законодательно. Отсюда и такое большое количество разномастных значков и табличек, внешний вид которых ограничен лишь фантазией дизайнеров. В Европе специальных знаков для также не требуется, главное соблюдать ПДД. В нашей стране требования Правил следующие: детей до семи лет можно перевозить только в детском кресле. Если ребенку от 7 до 11 лет, то в кресле его надо перевозить только в случае, если он сидит на переднем сиденье. А если сзади, достаточно пристегнуть штатным ремнем безопасности. Детей в возрасте от 12 лет нужно пристегивать только ремнем.

В России были попытки узаконить подобную в прошлом году. Законодатели считают, что введение обязательного единого знака «Ребенок в машине» позволит безошибочно узнавать на дороге автомобили, в которых везут маленьких пассажиров, и быть в отношении них предельно внимательными. Пока это только планы. Сказанное выше касается перевозки детей в легковом авто. А если детей перевозят группой в автобусе, то он должен иметь специальные опознавательные знаки.

У автобуса должен быть такой знак, если перевозка несовершеннолетних пассажиров проводится организованно в количестве более восьми человек. Перевозка выполняется техникой, не относящейся к маршрутному такси или общественному транспорту. То есть такие знаки необходимо устанавливать на заказных автобусах при перевозке групп детей в школы, детские сады, дома отдыха и т.д.

Предположим, что широкое распространение на легковых автомобилях разномастные наклейки получили благодаря тому, что их бесплатно дают при покупке многих моделей . Вот водители их и лепят на заднее стекло. Мол, «все так делают».

Каких только наклеек не бывает...

ГИБДД предлагает обсудить вопрос обозначения автомобилей, в салонах которых находятся дети. Речь идёт о знаке «Ребёнок в машине», который сейчас многие родители добровольно помещают на заднее стекло автомобиля. Госавтоинспекция считает, что можно обязать водителей-родителей приклеивать такие стикеры. На сайте ГИБДД запущено голосование с целью выяснить, насколько необходимо включить такое требование в ПДД.

Зачем это нужно?

В ГИБДД обеспокоены статистикой аварий с участием несовершеннолетних: среди погибших в ДТП 60% — дети-пассажиры. Основные причины подобных аварий — нарушение водителем скоростного режима и выезд на встречную полосу. «Из этого можно сделать вывод о том, что даже присутствие ребенка в салоне автомобиля не останавливает родителей-водителей от совершения грубых нарушений ПДД, не делает их более ответственными и осторожными, и это на сегодняшний день является главной проблемой», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте ГИБДД.

Как поможет наклейка?

  • предупреждать других водителей о нахождении детей в салоне, т. е. призывать их к законопослушному поведению;
  • напоминать самим родителям, что нужно быть особенно осторожными и внимательными за рулём.
Действительно ли знак «Ребенок в машине» влияет на безопасность несовершеннолетних, АиФ.ru выяснил у автоюристов.

«Нет разницы, кто находится в автомобиле. Тот, кто нарушает ПДД, делает это непреднамеренно, как правило, по неосторожности или невнимательности. Эта наклейка не спасёт ребенка, находящегося в автомобиле, от небрежного водителя, — рассказывает автоюрист Александр Мельцев . — Мера, которую предлагает ГИБДД, абсолютно ненужная, и никакой пользы она не принесёт, кроме того, что наши предприниматели, так же, как и в случае со знаком „Шипы“, пополнят свой капитал путём продажи таких наклеек».

Подобное мнение высказал и автоюрист Дмитрий Славнов . «Чем ребёнок отличается от других пассажиров, которые едут на заднем сидении? На практике отношение к водителю, у которого в автомобиле ребёнок такое, же, как и к остальным. Водители соблюдают все те же правила ПДД. Увеличивать дистанцию, как в случае со знаком „Шипы“, не стоит. Обязанность использовать эти наклейки введёт только дополнительный штраф, это пополнит казну государства», — считает Славнов.