Водитель не пропустивший скорую помощь. Штраф за непредоставление дороги машине со спецсигналом. Как пропускают неотложку в Европе

Услугами скорой медицинской помощи пользовался каждый. Ситуации бываю разные. Человеческая жизнь и здоровье хрупкие. Говорить, насколько важно врачам быстрее добраться в пункт назначения, не имеет смысла. Это очевидно. Вот казалось бы, не уступил. Лишняя минута задержки в пути может стоить человеческой жизни. Дорогу медикам нужно уступать всегда. Если пропустить машину не получилось, то за этим последует оправданное наказание. В этой статье мы расскажем о том, какой будет штраф за непропуск скорой помощи.

Что говорит закон?

На законодательном уровне порядок пропуска спецтранспорта регламентируется пунктом 3.1 Правил. Для пользования правом беспрепятственного проезда к пункту назначения водитель спецтранспорта обязан включить специальные опознавательные визуальные и звуковые сигналы. Набирать скорость машина может, когда её водитель убедится, что ему уступили дорогу.

Водитель спецтранспорта должен выполнить оба обязательных условия, дающих право на получения приоритета на дороге. Хотя бы один не выполнен - приоритетное право в законную силу не вступает. Водитель спецтранспорта включил, а проблесковый маячок нет - дорогу можно не уступать. Этот тонкий момент при необходимости можно использовать при защите ваших прав в суде. На машине обязательно должна быть нанесена специальная цветовая графическая схема.

Порядок предоставления особых прав машинам скорой медицинской помощи и другим видам спецтранспорта прописан в пункте 3.2 Правил.

Согласно требованиям, водитель при приближении машины со включёнными специальными опознавательными знаками обязан обеспечить такой машине беспрепятственный проезд.

Для юридического определения вины водителя за непропуск автомобиля скорой помощи применяются два основополагающих термина:

  • - в общем понимании означает предоставление особого права какому-либо транспортному средству двигаться беспрепятственно. Другие участники дорожного движения обязаны обеспечить спецтранспорту возможность реализовать его «особое» право.
  • Уступить дорогу (не создавать помех) - подразумевает, что в момент появления на дороге спецтранспорта со включёнными опознавательными сигналами, дающими ему право двигаться беспрепятственно, другие участники движения обязаны не предпринимать никаких действий, которые могут ему помешать. Иными словами, появилась спецмашина - все должны остановиться и ждать.

Вот тут и наступает так называемый юридический коллапс. Представьте ситуацию. Стоите вы в . Сзади появляется скорая помощь. Как положено, включены все сигналы. Вы, как законопослушный гражданин, заглушили мотор и стоите. Деваться некуда. Пробка. Но скорая проехать не может. Получается, что вы не уступили дорогу и виновны? Конечно, в ГИБДД служат здравомыслящие люди и штрафы за такие абсурдные ситуации не выписывают. Да и невозможно придумать закон на все случаи жизни.

Какой штраф?

Если не пропустить карету скорой медицинской помощи, то это влечёт за собой административную ответственность за нарушение части 3 статьи 12.17 КоАП Российской Федерации. В соответствии с законом виновный будет обязан выплатить штраф в размере 500 рублей. В некоторых случаях наказание может быть суровее - лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев.

В 2017 году в средствах массовой информации неоднократно звучали заявления высокопоставленных чиновников о том, что ответственность за непропуск спецтранспорта будет ужесточаться. Предположительно планируется увеличить сумму штрафа до 1500 рублей.

К сожалению, не всегда и опасность быть лишённым прав способствуют тому, чтобы медиков беспрепятственно пропускали. Тут, наверное, нужно каждому водителю представить, что, возможно, именно эта скорая едет к кому-то из его близких. До слёз становится обидно, когда человек умирает просто потому, что врачи не смогли вовремя приехать.

Возможно, если все люди будут чуточку внимательнее относиться друг к другу, то сама необходимость штрафов за непропуск скорой помощи в нашей стране исчезнет.

Вывод

Можно долго говорить о том, как можно было не пропустить скорую помощь? Это же так важно и т. д. Нет абсолютной гарантии того, что в жизни любого человека не возникнет какая-то даже самая невероятная ситуация. Случайный непропуск скорой не исключение. Можно задуматься или отвлечься. Главное, не нарушать ПДД осознанно. В этом случае фразу «не уступил» можно рассматривать как преступление как минимум перед совестью.

Возможно, вы попадали в ситуации, когда приходилось за непропуск скорой? Поделитесь своим опытом с нашими читателями в комментариях. Любая информация будет очень полезна.

Доведённое до абсурда противостояние между тольяттинским водителем Виктором Аллиным и местными органами Госавтоинспекции может благополучно разрешиться в пользу здравого смысла. Управление ГИБДД Самарской области готово отменить штраф шофёру, который нарушил не самое значимое правило дорожного движения в попытке уступить дорогу машине скорой помощи.

Инцидент произошёл в Тольятти, на пересечении улицы Фрунзе и улицы Маршала Жукова. Виктор, как и подобает ответственному водителю, остановился перед пешеходным переходом, когда на светофоре загорелся красный свет. Ожидая зелёного, разрешительного сигнала, он увидел сзади машину скорой помощи, которая ехала между двумя полосами, сигналя и мигая проблесковыми маячками.

Виктор понял, что ему следует пропустить медиков, спешащих на срочный вызов. Для того чтобы подвинуть своё транспортное средство, ему пришлось проехать немного вперёд, в результате чего передние колёса заехали за стоп-линию. Аналогичный манёвр совершили водители соседних автомобилей. Один из них также заехал за сплошную черту - вероятно, ему тоже пришёл штраф.

Фото предоставлено Виктором Аллиным

«Все автомобили расступились, и я тоже сдал вперёд и влево, чтобы машина скорой помощи могла проехать», - рассказал Виктор сайт. Произошедшее запечатлела расположенная над дорогой камера, и 9 августа Виктору выписали штраф в 800 рублей. Сумма не то чтобы значительная, но обидная: ведь водитель пересёк стоп-линию не по невнимательности и не по злому умыслу, а из лучших побуждений.

«На самом деле, я ожидал, что штраф придёт. Я знал, что на перекрёстке стоят камеры, но я же не мог не пропустить скорую», - рассказал Виктор в комментарии сайт. Он написал жалобу на сайте ГИБДД, но его доводы оставили без внимания. В документе за подписью и.о. начальника Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений регионального управления ГИБДД Евгения Магсумовича Шайдуллина (имеется в распоряжении сайт) говорится, что Виктор должен был «заранее занять такое положение, чтобы обеспечить данному транспортному средству, а также сопровождаемым им транспортным средствам беспрепятственный проезд».

При этом Виктор заявил, что со штрафом уже разобрался. «У меня нет ни желания, ни времени ездить по судам из-за этого, поэтому я его оплатил.. «Мне не совсем понятно это решение. Я не мог заранее перестроиться, потому что к моменту, когда я увидел машину скорой помощи, я стоял на светофоре уже около сорока секунд. Я не мог заранее предположить, что она появится», - недоумевает Виктор.

Предоставлено Виктором Аллиным

«Водитель во время движения в оживлённом городе, конечно же, не может при каждой остановке на перекрёстке учитывать возможность появления машины скорой помощи», - констатировал в беседе с сайт представитель профсоюза таксистов Евгений Грэк. Он обратил внимание на то, что законодательство недостаточно конкретно регулирует правила поведения в такой спорной ситуации. И речь идёт не только о моментах, когда требуется пропустить скорую помощь.

Например, если таксист высаживает пассажира-инвалида на специальной стоянке, предназначенной только для такой категории граждан, его тоже может ждать штраф, поскольку такси не внесено в специальный реестр, куда вносятся автомобили людей с ограниченными возможностями. «Тут остаётся либо высадить пассажира за два километра от нужного ему места и создать для него лишние трудности, либо потом платить», - сетует Евгений. Однако, по его мнению, скорую помощь шофёр должен пропускать в любом случае, чтобы медики успели вовремя приехать на вызов: спасти человеческую жизнь - важнее любых штрафов.

Примечательно, что если водитель не уступает дорогу спешащей на вызов скорой помощи, его также ждёт штраф либо лишение права управления транспортным средством на срок от 1 до 3 месяцев (ст. 12.17 КоАП РФ). Но пропуская медиков, важно и не переусердствовать, чтобы не создать аварийную ситуацию для других участников дорожного движения.

«От водителя никто не ждёт, что он поднимет свою машину на вертолёте или уедет на красный свет», - пояснил сайт представитель Академии водительского мастерства Александр Каминский. Он указал, что благие намерения Виктора Аллина очевидны, но нарушение правил дорожного движения камера фиксирует абсолютно беспристрастно и механическое устройство не в курсе ситуации. «Хотя, на разбирательстве я бы его оправдал», - сказал собеседник.

«В данном случае водитель обязан был пропустить карету скорой помощи. В связи с этим и также в связи с малозначительностью нарушения [пересечение стоп-линии менее чем на полкорпуса машины, не создавшее помех или аварийной ситуации] он должен быть освобождён от ответственности на основании статей 24.5 КоАП и 2.9 КоАП», - считает автомобильный юрист общественного движения «STOP Нелегал» Александр Лясковский.

«Я думаю, что штраф Виктору совершенно не оправдан», - высказал мнение в беседе с сайт адвокат Дмитрий Сотников. По его мнению, российское законодательство позволяет обжаловать такие спорные штрафы через суд, однако большинство водителей предпочитают не ввязываться в судебные тяжбы.

Правда, теперь деньги водителю могут вернуть: в самарском управлении ГИБДД, вероятно, и позвонили Виктору с предложением отменить несправедливое наказание. «Он [позвонивший представитель Госавтоинспекции] мне сказал, что мне нужно обратиться в суд и он будет ходатайствовать об отмене штрафа со стороны ГИБДД», - указал Аллин. Корреспондент сайт направил запрос в МВД с просьбой пояснить произошедшее, но ответа пока не поступило (в МВД обещали прислать в редакцию сайт письмо 30 августа).

Адвокат Дмитрий Сотников советует Аллину всё-таки пойти в суд: только путём регулярных исков удастся изменить правоприменительную практику в области штрафов. «Постановление суда нужно будет отнести на исполнение в ГИБДД..

Отметим, что произошедшее с Виктором - это отнюдь не единичный случай. В том же городе Тольятти в прошлом году водитель Вячеслав Строченков уступил дорогу реанимобилю и тоже получил штраф. Тогда в ГИБДД также посоветовали водителю обжаловать предписание. К сожалению, в ГИБДД не так часто сразу же исправляют свои ошибки. «Бывает, уже при подаче заявлений говорят, что откажем, можете подавать в суд или жаловаться в прокуратуру», - отмечает Евгений Грэк.

Автовладельцев, не пропустивших машину скорой помощи, будут лишать водительских прав на срок от полутора до двух лет. Применяться эта мера может в случаях, когда опоздание медиков к пациенту не привело к негативным последствиям. Если же они наступили (например, больной скончался), водителю будет грозить уголовная ответственность: наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет появится в новой статье УК РФ «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи». Соответствующий законопроект вице-спикера Госдумы Ирины Яровой («Единая Россия») и группы депутатов комитет по госстроительству Госдумы намерен завтра рекомендовать принять в первом чтении. Документ уже поддержали правительство и Верховный суд, однако эксперты отмечают, что в ситуации с непропуском спецтранспорта важен не размер штрафа, а неотвратимость наказания. Кроме того, пока неясно, как действовать в ситуации, когда водитель не может уступить дорогу «скорой» по объективным причинам.

Два собеседника «Известий» в профильном думском комитете пояснили, что речь идет об установлении ответственности за угрозы в адрес врачей и нападение на них при исполнении профессиональных обязанностей, а также за непропуск машины скорой помощи. Соответствующий законопроект в начале апреля внесли в Госдуму вице-спикер Ирина Яровая и глава комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов (оба - «Единая Россия»). Позже к числу авторов присоединились еще около 60 депутатов. Законопроект предусматривает внесение поправок в Кодекс об административных правонарушениях, а также в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.

Согласно документу, административная ответственность устанавливается за воспрепятствование законной деятельности врачей. Так, если медика не пускают к пациенту, на нарушителя может быть наложен штраф в размере от 4 до 5 тыс. рублей или арест на 15 суток. Если же речь идет о непропуске «скорой», водителю грозит штраф в 30 тыс. рублей и лишение прав на полтора-два года (аналогичное наказание предусмотрено за управление автомобилем в нетрезвом состоянии). Сейчас, согласно КоАП, непропуск машины со спецсигналом наказывается либо штрафом в 500 рублей, либо лишением прав на 1–3 месяца.

Однако административная ответственность наступит только в том случае, если пациенту в результате действий третьих лиц не был причинен вред. Если же больной умер или его здоровью был нанесен тяжкий вред, нарушителям будет грозить уже уголовная статья. За причинение вреда средней тяжести предлагается ввести штраф в размере 40 тыс. рублей, обязательные работы сроком до 360 часов либо исправительные работы сроком до одного года. Четыре года заключения ждет нарушителей в случае смерти пациента или причинения тяжкого вреда его здоровью. Такие меры будут предусмотрены в новой статье 124.1 УК «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи».

В статьи 115 и 119 УК «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» и «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью» также предлагается включить ответственность за совершение аналогичных преступлений в отношении граждан при исполнении ими служебных обязанностей. В первом случае нарушителю закона может грозить лишение свободы до двух лет, во втором - до пяти.

Ранее правительство и Верховный суд РФ поддержали законопроект, однако указали на ряд его недостатков. ВС, в частности, обратил внимание на неопределенность понятия «создание препятствий доступа к больному». Оно «не имеет конкретного содержания», следует из отзыва суда, и может повлечь «широкое усмотрение» правоприменителя.

Пресс-служба Министерства здравоохранения, на данные которого авторы законопроекта ссылались при его внесении, не смогла предоставить «Известиям» оперативный комментарий. Председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», депутат Госдумы Вячеслав Лысаков («Единая Россия») сомневается, что в предложенном виде закон будет работать. Он напоминает, что КоАП уже предусматривает наказание за непропуск машин со спецсигналами и оно «вполне адекватно».

Проблема не в якобы недостаточных санкциях, а в отсутствии неотвратимости наказания, - сказал Вячеслав Лысаков. - Надо сделать так, чтобы существующие санкции достигали цели, а если они не работают сейчас, то и новые работать не будут.

Он также напомнил, что лишить водителя прав может только суд, однако нарушение должен зафиксировать инспектор, а не камера, работающая в автоматическом режиме. При этом сотрудников ГИБДД на дорогах недостаточно и такие случаи - единичны.

Практически нереально обеспечить мониторинг следования спецтранспорта из точки А в точку Б, - отметил депутат.

Водитель может не пропустить спецтранспорт и из-за отсутствия места для перестроения или по другой уважительной причине, подчеркнул он. Как рассматривать действия водителя в таких ситуациях, законопроект не поясняет.

Нужно начинать решать вопрос с тотального оснащения «скорых» видеорегистраторами, и по каждому случаю такого нарушения передавать файл в ГАИ, чтобы они штрафовали нарушителей, - заявил Вячеслав Лысаков. - Можно увеличить и сумму штрафа, но необходимо повышать неотвратимость наказания.

По словам парламентария, выделять в отдельную группу машины скорой помощи нецелесообразно, поскольку из-за опоздания пожарных или полиции тоже могут пострадать люди.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

Что думают по поводу новых законопроектов эксперты

Радужных ожиданий никто не испытывает. Бывший член Общественной палаты РФ Дмитрий Чугунов уверен, что нужно сперва ввести прогрессивную систему штрафов, а уже потом лишать прав.

Председатель независимого профсоюза медработников «Фельдшер.ру» Дмитрий Беляков считает, что надо еще доказать, что было совершено правонарушение. Его поддерживает первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков: «Действующая сегодня норма не работает по одной простой причине: лишить права управления суд может только в том случае, если правонарушение зафиксировано живьем, то есть на дороге водителя остановил инспектор, составил протокол. На практике это сделать очень непросто. Фото- и видеофиксацию для этих целей применять в текущем виде не получится, поскольку нужно фотографировать лицо водителя. Собственника машины привлекать нельзя».

А если пациент умер, пока ехала скорая, то надо еще доказать, что к смерти причастен именно задержавший спецтранспорт водитель. Ведь наступление смерти могло никак не коррелировать со скоростью прибытия кареты скорой помощи.

И все же, если закон будет принят, сидеть в тюрьме мало кому захочется. Может, тогда на дорогах станет меньше бессердечных водителей и откровенных хамов?

Сообщите своим друзьям-автомобилистам.

Размер штрафа ГИБДД в 2018 году за непредоставление преимущества автомобилю скорой помощи составляет 500 рублей или лишение права управления на срок от 1 до 3 месяцев.

Когда водитель должен уступать дорогу дорогу скорой помощи?

Получение приоритета в движении автомобиля скорой помощи, а также других автомобилей, оборудованных синими спецсигналами описан в пункте 3.1 Правил дорожного движения.

Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал . Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

Обратите внимание, для получения приоритета должны быть выполнены оба описанных условия. Звуковой сигнал должен быть специальным. Если автомобиль скорой помощи подает обычный монотонный сигнал преимущества в движении он не имеет.

Среди обязательных условий отсутствует требование, чтобы на автомобиле была нанесена специальная цветографическая схема.

Для получения штрафа ГИБДД за непропуск автомобиля скорой помощи на автомобиле должны быть включены синие маячки и специальный звуковой сигнал.

Как правильно уступать автомобилю скорой помощи

Порядок предоставления приоритета для скорой описан в пункте 3.2 Правил.

При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

Юридическая коллизия на примере видео

Требования обеспечения свободного проезда автомобилей скорой помощи изложены в рамках определенных Правилами терминов «Преимущество» и «Уступить дорогу».

«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

То есть, водитель должен действовать только так и никак иначе. Применение этих терминов обосновано при пересечении траекторий, на перекрестках, при поворотах, перестроении и прочим маневрах. Но Правилами никак не выделен случай приближения автомобиля со спецсигналами сзади. А это наиболее частый случай, особенно при движении через пробку.

Водители, в случае приближении скорой помощи сзади должны также выполнять требование «уступить дорогу», а именно не должны продолжать движение и маневрировать, нажать на тормоз и остановиться.

Правилами дорожного движения установлен прямой запрет дальнейшего движения и маневрирования. С другой стороны водителям предъявляется неопределенное требование беспрепятственного проезда. Водитель де-юре выполняя требование уступить дорогу, понимает, что обеспечивает беспрепятственный проезд. Именно для этого оно и предъявляется:

…уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда.

Вариантов для рассуждений нет. Требование «Уступить дорогу» определено. Как его выполнение произойдет на практике всем понятно. Скорая помощь не сможет проехать.

На практике же никто и никогда не будет обвинять водителя и штрафовать за непропуск Скорой помощи, если водитель сманеврирует, де-юре, нарушая ПДД и наоборот могут наложить штраф, если водитель полностью выполнит требования Правил и остановится.

В случае со скорой помощью и другими автомобилями спецслужб безусловно нужно понимать такую неоднозначность в ПДД и по возможности обеспечить проезд.

Небольшой отступ от темы. С другой стороны, если это грубо говоря «черный мерседес» с мигалками неизвестного происхождения и «крякалкой», но огромным административным ресурсом, можно просто остановиться в полосе и не трогаться с места, полностью выполнив требования. Однако «игру» придется продолжать до конца. Возобновлять и продолжать движение запрещено, и нарушение этого запрета грозит штрафом, правда значительно меньшим.

Посмотрите видео с проездом скорой помощи, в Южной Корее. Водители моментально освободили проезд в пробке в тесном тоннеле.

Такие действия нарушают Правила дорожного движения РФ.

Следующее видео послужило поводом для обсуждения ужесточения ответственности при непредоставлении преимущества скорой помощи, однако по ПДД РФ нарушения водителя — нет. Он стоит на месте и не продолжает движение, строго следуя правилам и выполняя требование «Уступить дорогу». Сюжет телеканала Рен-ТВ.

Будем надеяться, что такая неоднозначность в Правилах будет устранена, в свете грядущих увеличений штрафов за непропуск скорой помощи.

Закон, устанавливающий штраф за непропуск автомобиля скорой помощи.

Штраф за невыполнение требования уступить дорогу скорой помощи установлен частью 3 статьи 12.17.

2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом —
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев .

При отсутсвии на транспортном средстве специальных цветогравических схем частью 1 этой же статьи 12.17

1. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству, а равно транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей .

Отмечаем, штраф полагается только за непредоставление преимущества, то есть за невыполнение требования «уступить дорогу», за необеспечение беспрепятственного проезда штрафа нет .

Любые претензии от представителей «черных мерседесов» с мигалкам грозят штрафом максимум в 500 рублей.

Какие изменения штрафов ГИБДД ожидаются, за не предоставление преимущества скорой?

В статье сделан акцент на автомобили скорой помощи, так как в 2017 широкую огласку получили случаи именно с транспортом этой службы. Все описанное выше также распространяется и на другие автомобили спецслужб — (полиция, пожарные, мчс и прочие.)

Из последних новостей по данным РБК — есть заявление Министра здравоохранения России, о подготовке их ведомством законопроекта об установлении штрафа в размере 30000 рублей.

В Государственной Думе после 14 апреля 2017 года будет рассмотрен законопроект № 88389-7, где за непропуск автомобилей без цветографических схем штраф устанавливается от 500 до 1500 рублей, со схемами штраф 1500 рублей или лишение прав на срок от 6 месяцев до 1 года.