Что делать если сломалась любимая помада и как ее починить. Что делать если сломалась любимая помада и как ее починить Причины поломки наушников

Если вы ездите на автомобиле, значит, вы так или иначе сталкивались или потенциально можете столкнуться с этой проблемой. Касается она темы замков, вернее электропривода данных . Время и частая эксплуатация узла рано или поздно приводят к его неминуемому износу. Хорошо хоть в автомобиль все же можно будет попасть, отперев дверь при помощи обычного «физического» ключа. Но это не наш метод!

Данная поломка, конечно же, не является концом света, но она на один шаг отдаляет вас от комфортного автомобиля вашей мечты, если вы привыкли к удобству использования электрических замков. В тот момент, когда дверь перестает запираться и отпираться с нажатия кнопки, это часто означает, что дистанционный привод замка двери окончательно решил уйти на пенсию. Что делать? Чинить! Как? Сейчас расскажем.


Если брать основу конструкции, она окажется крайне простой: привод замка состоит из небольшого электромотора, который приводит в движение редуктор механизма привода замка. Вот и вся премудрость.

Звучит действительно достаточно просто, верно? И кажется, что самым разумным способом лечения внезапного недуга может стать покупка детали взамен вышедшей из строя, но, скорее всего, даже этого делать не придется. Сломанный привод дистанционного управления замками может быть починен бесплатно на любом автомобиле, для этого нужно лишь затратить какое-то время.

Сейчас мы взглянем на внутренности привода замка двери автомобиля, посмотрим, что там сломано, а затем исправим эту поломку, потому что она практически всегда будет одна и та же.

Добираемся до источника проблем

Первое, что нам нужно сделать, - это добраться до привода механизма блокировки замков (процедура, которая будет варьироваться от автомобиля к автомобилю). В некоторых автомобилях легко добраться до нужной части, а в других это настоящий вызов. 2011 года выпуска можно классифицировать как сложный в плане проведения работ автомобиль. Тем лучше: пример получится нагляднее.

Примечание: процесс разборки в подавляющем большинстве случаев является очень деликатной операцией, которая должна быть выполнена безукоризненно. От ее успеха зависит внешний вид салона машины.

Существует два основных шага, которые будут схожи для любого транспортного средства вне зависимости от класса и года выпуска. Первый - отсоединить аккумулятор перед началом проведения работ. Особенно актуально для современных автомобилей с боковыми подушками безопасности. Прежде чем приступить к действию, не забудьте отключить АКБ. Это важно!

Второй шаг - снятие внутренней дверной панели. У каждого автомобиля устанавливаются оригинальные «дверные карты». Крепятся они также по-разному. Поэтому для того чтобы узнать и понять принцип крепления, характерный именно для вашего автомобиля, нужно будет заглянуть в мануал по разборке-сборке автомобиля. Последний можно купить или совершенно бесплатно найти в Интернете при помощи поиска Yandex или Google.

Недорогие инструменты для работы с внутренней отделкой, как те, что на фото выше, удобны для проведения работ по отсоединению внутренней части обивки, но, по сути, не требуются. Пластиковые клипсы, держащие внутреннюю панель на двери, как правило, располагаются по внешнему периметру панели двери, их несложно поочередно утопить при помощи отвертки с плоским широким жалом. Главное - знать, где расположены данные пластиковые зажимы (схема-инструкция вам в помощь) и действовать аккуратно!

На пути к окончательному снятию двери у вас встанет три-четыре скрытых винта. Обычно они расположены за дверной ручкой, карманом для мелочевки и треугольником наружного зеркала. Если дверная панель не снимается, это, вероятнее всего, потому, что где-то все еще сидит невидимый глазу винт, который не был откручен. Не применяйте силу! Найдите его.


Дверная панель почти снята

Как только внешняя панель салона будет снята с двери, как правило, нужно будет снять вторую часть обивки. Это технический слой, работающий на поглощение звуков и защищающий вас от вездесущей пыли в салоне автомобиля.

На некоторых автомобилях это просто приклеенная пластиковая пленка, а на других это жесткая пластиковая панель. На Сонате был установлен второй вариант.

Помните, я сказал, что производить демонтаж и в целом ремонт этого автомобиля сложнее? Это потому, что все внутренности, проложенные в двери, вмонтированы в эту вторичную панель. Колонки, ограничитель окна, электродвигатель окна, привод замка двери и вся электрика, которая находится там же, прикреплены к панели болтами.

Закрепленные на вторичной панели механизмы и провода

Прежде чем продолжить извлечение защитной внутренней панели, необходимо снять или ослабить крепление всех находящихся на ней деталей. Привод замка на этом автомобиле встроен в дверную защелку. Он первым делом был откручен перед демонтажем. После наружная дверная ручка была снята со своего места.

Затем была ослаблена посадка бокового стекла двери, ибо ограничитель хода окна прикреплен к внутренней панели. Само можно извлечь из двери или оставить его там, предварительно закрепив, чтобы оно не выпало.

Идущая по центру серая трубка - усиливающий элемент безопасности, защищающий от бокового удара.

Окончательно извлекаем панель для доступа к приводу замка двери, он прикреплен к задней стороне защитной панельки. Обратите внимание, что дверной замок автомобиля и привод закрытия замка совмещены в едином блоке. Снимаем юнит с громоздкой конструкции.

Когда привод замка двери окончательно снят с вторичной панели, мы приближаемся к самому важному этапу ремонта - непосредственному решению копеечной проблемы.

Разбираем электропривод замка


Так, нам все еще нужно проникнуть внутрь привода замка. В этот момент становится все более очевидным, что производитель привода замка не хотел, чтобы вы его чинили. Корпус сделан, словно какое-то банковское хранилище. Стоит повертеть в руках корпус, и вы поймете, что он состоит из двух или трех частей, которые удерживаются между собой при помощи небольших защелок.

Берем пару маленьких отверток с плоской головкой и начинаем прожимать эти клипсы, медленно, но верно продвигаясь к разделению устройства на две половинки. Не исключено, что вы сломаете несколько клипс. В этом нет ничего страшного, хотя лучше постараться действовать предельно осторожно. Если поломать все или большую часть клипс, половинки узла придется сажать на клей, а это затруднит доступ к его электронным внутренностям в будущем (при необходимости.)

Итак, перед вами внутренний мир, скрытый от посторонних глаз. Уменьшаем масштаб нашей деятельности, продвигаясь дальше. В обязательном порядке фотографируйте все этапы разборки. Это поможет проще произвести процесс сборки.

Теперь поговорим о главном

Привод, который продемонстрирован в примере, имеет корпус, состоящий из трех частей. Виновником неполадок привода замка обычно является электродвигатель, который представляет собой блестящую серебряную прямоугольную часть с червячной передачей на конце. Просто вытаскиваем его (он ничем не закреплен), чтобы продолжить более тщательный осмотр.

Чтобы убедиться, что моторчик действительно оказался корнем зла, можно провести мини-тест, подключив 9-вольтовую батарею к клеммам на электромоторе. Если все в порядке, мотор оживет, если нет, продолжит неподвижно лежать на своем месте. В нашем случае двигатель не вращался. Даже не пикнул. Пациент найден!

На этом этапе можно пойти двумя путями. Купить схожий электромоторчик в магазине запчастей/электронных товаров/рабочий, с разборки. Или починить этот. Поскольку мы обещали вам показать вариант бесплатного ремонта - а ремонт здесь действительно ничего не будет стоить, - то продолжим препарирование мотора.

Импровизированный тест доказал, что проблема с приводом замка определенно была в двигателе. Не будем углубляться в физику того, как работают эти маленькие двигатели постоянного тока. Вам просто нужно знать, что часть внутри электродвигателя, называемая коллектором, загрязнилась, сделав мотор неработоспособным. Чтобы его починить, нужно очистить коллектор.

«Как починить? » – вопрос, который рано или поздно возникает у каждой хозяйки. Разумеется, с серьезными проблемами в домашних условиях справиться не получится. Однако необходимо знать, как определить серьезность проблемы, а также как устранить незначительные и мелкие «катаклизмы» в доме или квартире. К данной теме можно отнести ремонт смесителей, чистку труб от засоров, устранение протечек и даже реставрацию ванн и унитазов. В статьях раздела есть вся полезная и нужная информация, которая поможет даже при отсутствии опыта без труда решить какие-то незначительные бытовые проблемы.

Мы подробно расскажем, что делать, если забились фильтры стиральной машинки, сломалась панель управления или не сливается вода. Также полезной будет информация о том, как быстро и эффективно устранить засор в трубах и что может стать его причиной. Мы также расскажем, почему может протекать унитаз или что послужит причиной для образования конденсата. Если любимая елочная гирлянда не горит, не стоит прибегать к радикальным мерам и выбрасывать украшение. Если изучить соответствующую статью подраздела, то можно узнать, как в домашних условиях починить отдельные лампочки или всю систему.

Чтобы в домашних условиях заниматься починкой приборов, техники или систем, необходимо не только знать, как это делать правильно, но также соблюдать технику безопасности. В данном материале мы подробно расскажем о том, что нужно знать, если вы хотите самостоятельно починить фильтр машинки-автомата, сливной механизм унитаза или даже самую обычную елочную гирлянду. Следует помнить, что в случае серьезных проблем разумнее всего обратиться к специалисту!

Санузел – одна из важных частей дома. Следует регулярно проводить чистку и убирать как туалет, так и ванную комнату. Также очень важно следить за порядком и работоспособностью составляющих санузла. Самая серьезная проблема в данном случае – это сырость и плесень. Споры плесени очень опасны для человека, поэтому необходимо вовремя удалять образования на поверхности ванны или унитаза, а также следить, чтобы впредь ситуация не повторилась.

В домашних условиях самостоятельно также можно исправить некоторые проблемы, связанные с бытовой техникой. В статьях раздела вы найдете полезную информацию о том, как починить фильтр или смеситель, что делать, если машинка-автомат шумит или не открывается дверца, а также как перезапустить работу бытовой техники. Воспользовавшись рекомендациями и приведенными ниже правилами, вы без труда сможете поддерживать порядок в доме самостоятельно. Не забудьте изучить технику безопасности, прежде чем приступать к ремонту чего-либо в доме.

Как что-либо починить в домашних условиях?

В домашних условиях починить можно не так много вещей и приборов, ведь по большей части поломки бытовой техники бывают серьезными. В таком случае поможет только специалист. Однако, если вы все же хотите что-то починить или исправить самостоятельно, делайте это правильно.

Прежде чем разобрать наиболее распространенные поломки, а также способы решения бытовых проблем, запомните следующие правила:

  1. В первую очередь следует позаботиться о безопасности и сохранности имущества. Если поломка в доме каким-либо образом связана с водой, обязательно перекройте подачу жидкости. Также не следует начинать проводить ремонтные работы, если вода заранее не была перекрыта.
  2. Постарайтесь определить серьезность проблемы. Зачастую сделать это можно даже без соответствующего образования. Если машинка-автомат шумит, дрожит и издает другие неестественные звуки, разумеется, следует срочно вызывать мастера, а также отключить бытовую технику от сети. Если же протекает шланг или в трубе засор, с такой проблемой можно справиться самостоятельно.
  3. Если поломка требует замены какой-либо детали, убедитесь, что у вас есть все необходимое для проведения работ. Если вы снимете какую-то часть насоса в бачке унитаза, а заменить деталь будет нечем, вы не сможете какое-то время использовать туалет.
  4. Ни в коем случае не выбрасывайте коробки из-под бытовой техники, а также различную документацию. Инструкция по эксплуатации пригодится вам не только для того, чтобы понять, как работает та или иная техника, но также для того, чтобы в случае необходимости что-то починить.

Более подробные правила, а также технику безопасности, которую следует соблюдать при починке бытовой техники и электроники мы опишем в соответствующем разделе ниже.

В таблице ниже мы рассмотрим технику и бытовые приборы, которые можно починить своими руками даже без наличия опыта или знаний. Достаточно соблюдать пошаговые инструкции – и с устранением протечки бочка проблем не возникнет.

Возможные проблемы и починка

Самые распространенные проблемы, связанные с унитазом, – это засоры, протечки и поломки сливного механизма. И если засоры сложно отнести к теме починки своими руками, ведь это больше относится к чистке и уборке, то оставшиеся проблемы мы разберем более подробно. Сливной механизм, который находится в бачке, на первый взгляд может показаться сложным. Однако, если изучить спецификацию, которая обязательно шла в комплекте с системой, можно без труда понять, где расположен тот или иной элемент, а также за что он отвечает. Сливной механизм отвечает за уровень воды, набор жидкости и подачу в резервуар. Неисправность системы приведет к тому, что унитаз будет подтекать или вода вовсе не будет набираться. Заменить механизм можно самостоятельно, информацию об этом вы найдете в соответствующей статье.

Основные проблемы ванны связаны только с образованием плесени и ржавчины. Однако если правильно ухаживать за резервуаром, а также вовремя его чистить, то вы никогда не столкнетесь с необходимостью решать такую бытовую проблему. Что касается поломок, то единственная возможная проблема – это поломка сливного механизма. Если вода собирается под ванной, следует обратить внимание на состояние труб. Резервуар можно даже отреставрировать и заменить самостоятельно.

Стиральная машинка

Стиральная машинка – популярная бытовая техника. Поломок, связанных с такой техникой, может быть очень много. Большую часть не получится решить самостоятельно даже при всем желании. Самостоятельно можно почистить фильтры, перезагрузить систему, открыть дверцу в аварийной ситуации или исправить проблемы, связанные с барабаном. Если вы начали стирку, а в этот момент отключили свет или воду, не стоит переживать: чаще всего после подачи электричества или воды машинка самостоятельно продолжит работу. Если этого не случилось, технику можно перезагрузить: достаточно извлечь из розетки вилку, а затем вернуть ее на место. Более серьезные проблемы, связанные с электронной частью работы техники, самостоятельно решить не получится. Чистить фильтры можно только в том случае, если для этого нет необходимости извлекать их из техники. Использовать для этого следует специальную бытовую химию. Если дверца машинки-автомата заблокировалась, изучите инструкцию. Там наверняка найдется информация о том, где располагается аварийный рычаг открытия дверцы. Очень важно следить за состоянием сливных труб стиральной машинки, чтобы они не подтекали и не забивались. Старайтесь использовать фильтрованную воду для стирки, тогда надобности в чистке нагревателя также не будет.

Смеситель

Смесители есть не только в ванной комнате, но также на кухне. Видов системы подачи воды не так много: оджнорычажная или двухрычажная. Эти виды могут отличаться по форме, но принцип их действия одинаковый. В домашних условиях можно самостоятельно разобрать смеситель и починить его. Чтобы подробно разобраться в данном вопросе, изучите соответствующую статью подраздела.

Это далеко не все, что при желании можно самостоятельно починить в домашних условиях. При желании можно разобраться в том, как работает электрический чайник, а также как исправить проблемы, которые могут возникнуть в процессе его работы.

Следите за состоянием бытовой техники и электроники, в таком случае вам не придется задаваться вопросом, как починить тот или иной прибор. Также это поможет поддерживать чистоту и порядок в доме.

Правила и техника безопасности

Техника безопасности – набор правил, которые обязательно следует соблюдать, если вы собрались чинить что-то своими руками в домашних условиях. Особенно это касается тех случаев, если работа предстоит с электроникой.

Если вы не уверены в своих силах или знаниях, откажитесь от идеи чинить что-либо самостоятельно. В данном случае строго рекомендуется обратиться к специалисту!

Если вы все же решили починить что-то самостоятельно, соблюдайте технику безопасности:

  • перед началом работы обратите внимание на состояние инструментов, которые понадобятся вам в процессе работы, они должны быть в исправном состоянии;
  • какие бы ремонтные работы вы ни планировали, не забывайте о наличии спецодежды, а также о защитной маске для лица, если планируете использовать сварочный аппарат;
  • выберите и организуйте рабочее место, удалите все лишние предметы, а также очистите поверхность перед началом работы;
  • если работу нужно производить по месту, например, починить что-то в бачке, застелите пол клеенкой, чтобы не пришлось потом проводить уборку;
  • помните, что, если вы начали работу, строго не рекомендуется отвлекаться, ведь это может привести не только к новым поломкам, но также к серьезным травмам;
  • убедитесь, что помещение, в котором проводится починка чего-либо, хорошо проветривается;
  • не следует допускать в рабочее помещение посторонних, особенно это касается детей и животных;
  • если вы имеете дело с горючими смесями, убедитесь, что в области свободного доступа находится огнетушитель;
  • используя едкие вещества и химикаты, позаботьтесь о защите дыхательных путей;
  • на рабочем месте нельзя курить, распивать спиртные напитки, а также хранить продукты питания и употреблять их;
  • по завершении ремонтных работ важно правильно утилизировать отходы, а также привести в порядок рабочее место;
  • также необходимо почистить или постирать, а затем правильно высушить рабочую одежду.

Данные правила актуальны для любых ремонтных работ в домашних условиях. Их несоблюдение может привести к серьезным последствиям. Даже если вам кажется, что замена сливного механизма в бачке – это простая и безопасная задача, постарайтесь все равно соблюдать минимальные требования по технике безопасности.

Если придерживаться всех описанных советов, а также изучить информацию из статей данного подраздела, можно без труда починить самостоятельно подтекающий бачок, фильтр в машинке или кран на кухне. Починка приборов и техники – неотъемлемая часть поддержания порядка в доме. Соблюдая технику безопасности, вы оградите себя от травм и порчи дорогостоящего имущества.

Если что-то сломалось, не спешите это сразу же выбрасывать и покупать новое. Ведь бывает так, что отремонтированная вещь выглядит даже интересней, чем раньше. Не верите? Тогда посмотрите на эти необыкновенные примеры творческого подхода к починке сломанных вещей.

10 ФОТО

1 Реставрация старой тарелки. Для этого вам понадобиться ненужные CD-диски и клей. Аккуратно разбейте диски с помощью молотка. Не ломайте диски голыми руками, так как можете пораниться. С помощью клея наклейте цветные осколки компакт-дисков на тарелку. Конечно есть из такой тарелки, особенно горячие блюда, не рекомендуется, а вот использовать ее в качестве декора вполне можно. Более безопасно будет использовать керамическую плитку, как тут dogvozdya.ru , или мозаику.
2 Креативный способ «починить» вмятину на авто. Можно отдать автомобиль в автомастерскую. За довольно приличную сумму вам выровняют, зашпаклюют и закрасят вмятину. Но если вы обладаете художественными навыками, то вполне можете превратить вмятину в креативный арт.
3 Сломанные цветочные горшки превратились в оригинальные композиции. Можно смастерить лесенку или просто сделать вот такой многоуровневый горшочек.
4 Вот так можно скрыть детский рисунок на стене. Для этого вам понадобится маркер и небольшие художественные навыки.
5 Лего вместо кирпича. Ярко и оригинально. Самое главное иметь ненужный конструктор LEGO, так как покупать новый будет дороже покупки кирпича.
6 Иногда можно ничего не чинить, а сделать арт-объект (надпись под рамкой: «Наш первый День благодарения»). Для этого нужно просто купить рамочку и сделать табличку с надписью. Думаете это выглядит глупо? Посетите галерею современных искусств.
7 Ремонт кресла с помощью кружева. Отличный способ для тех, кто умеет вязать крючком. Красиво и оригинально.
8 Стена пострадала от прорыва воды, но хозяева нашли оригинальное решение, поместив в разрушенную стену черепашек-ниндзя. Оригинально и креативно.
Ремонт треснувших стен с помощью искусственной жеоды. Жеода – геологическое образование. Данная жеода сделана из бумаги или смолы уличным художником и дизайнеро Пейджем Смитом. Подобные инсталляции можно встретить на улицах Лос-Анджелеса, Мадрида, Стамбула, Филадельфии.


Есть вещи, которые настолько дороги сердцу, что выбросить их просто рука не поднимается, даже если они сломались или испортились. А бывает и так, что и избавиться от них бы рад, но возможности обзавестись новой вещью – нет. В любом случае на помощь придут советы по быстрому ремонту, который можно выполнить подручными средствами.

1. Вторая жизнь старого блюда


Старому блюдо можно вернуть привлекательный вид, если отреставрировать его при помощи компакт-дисков. Наверняка у вас дома найдется множество CD, которые вы уже не используете. Достаточно «разбить» диск на небольшие кусочки, и выложить из них подобие мозаики на блюде, закрепив клеем. Такое яркое блюдо послужит элементом декора на кухне, его также можно использовать для фруктов или конфет.

2. Ремонт стула при помощи ремней


Если деревянная конструкция стула еще крепка, а сидение продавилось, то не спешите выбрасывать весь стул. Попробуйте собрать старые разноцветные ремни (если в личном гардеробе столько не наберется, можно купить недорогие ремни в секонд-хенде, например), и соорудить из них плетеное сидение. Такой оригинальный стул украсит интерьер и создаст легкое игривое настроение.

3. Декор треснувшего зеркала


Говорят, смотреться в разбитое зеркало, - плохая примета. Правда, если вы не суеверны, то есть отличный способ декорировать дефект так, что никто и не догадается о его существовании. Если трещина располагается у края зеркала, то достаточно подобрать стеклянную мозаику в тон раме и наклеить ее на поврежденный участок. Найти мозаичную плитку можно в магазинах стройматериалов, в отделах, где продается кафель для ванной и санузла.

4-5. Спасение дивана от следов кошачьих когтей


Этот способ отлично подойдет для реставрации мягкой мебели, пострадавшей от кошачьих когтей. Пригодится он и в том случае, если углы дивана или кресла обветшали с годами, или же вам просто захотелось изменить внешний вид мебели, а на новую обивку нет возможности тратиться.

Яркие пуговицы разных размеров – идеальный вариант для того, чтобы преобразить диван быстро и без лишних вложений. Бюджетный и стильный вариант!


Еще один оригинальный способ починки обивки – декор при помощи разноцветной пряжи. Из ниток можно сформировать абстрактные узоры или вышить цветы, геометрические фигуры и прочее. Главное, чтобы выбранный рисунок соответствовал дизайну комнаты, в целом.

6. Как спасти шерстяные вещи, испорченные молью


Как часто приходится расставаться с любимой шерстяной вещью только из-за того, что она испорчена молью. На самом деле небольшая дырочка – это еще не повод выбрасывать вещь из гардероба. Скорее, это повод сделать ее внешний вид более интересным. Выберите подходящую аппликацию, и вот уже у вас новая красивая кофточка.

7. Авто без ремонта, но с изюминкой


В ДТП попадают даже опытные водители, так что этот совет актуален всем, у кого есть машина. Если возможности сделать ремонт бампера или любой другой части авто нет, а ездить с повреждением не хочется, превратите «пострадавшее место» в креативный арт. Для этого пригодится любая мелочевка: игрушки из киндер-сюрпризов, крышечки от кока-колы, детали конструктора. Все фигурки нужно хорошенько закрепить клеем, а после – закрасить золотой или серебряной краской.

Часто идею «починки» вещей используют в своем творчестве уличные художники . Ниже – несколько оригинальных примеров.

8. Ремонт разрушенных стен при помощи кубиков Lego


Такой ремонт неоправданно дорог, но как арт-проект, конечно же, имеет право на существование. Идея проста: заменить настоящие кирпичи на кубики конструктора. Такой стрит-арт явно не останется незамеченным и привлечет внимание к проблеме ремонта зданий.

9. Маскировка трещин под жеоды


Жеоды – полости, заполненные кристаллами. Уличный художник превратил обычные трещины на стенах домов в месторождения драгоценных камней. Контраст блестящих «кристаллов» и серого бетона – интересный замысел, который успешно реализовал художник.

10. Книги как стройматериал


Российский уличный художник Андрей Сяйлев решил использовать книги в качестве… стройматериала. Старые книги он уложил, словно кирпичи, и зацементировал. Так он «отремонтировал» разрушающиеся стены одной из библиотек.

11. Мозаика на дорожных ямах


Власти Чикаго не спешат ремонтировать дороги, поэтому один из местных художников решил показать, сколько же ям на проезжей части. Он украсил ямы мозаикой, выложив изображения эскимо. Получилось красочно, правда, неизвестно, действенно ли.

12. Кружевной ремонт асфальта


Кружевные островки посреди асфальтового полотна – знак для тех прохожих, которые привыкли ходить, понурив голову. Такая красота невольно вызывает улыбку и желание смотреть по сторонам в поисках прекрасного.

Больше , читайте в нашем обзоре. Вы узнаете, как спасти разбитый айфон, вдохнуть вторую жизнь в любимые, но видавшие виды туфли на каблуке, спасти стены, разрисованные ребенком, и много другой не менее полезной информации.

Ремонт пылесоса своими руками часто оправдан экономически. С одной стороны, напр., новый мотор-вентилятор (см. далее) для недорого Samsung’a или LG можно купить менее чем за 1500 руб., а перемотка сгоревшего обойдется более чем в 3000; замена подшипников от – 1200. Т.е., выгоднее оказывается заменить своими руками весь сборочный узел, не вникая в таинства техники. А негодный по схеме «Сколько хотите?» – «Сколько дадите» охотно возьмут на запчасти мастера-индивидуалы. С другой, очень многие неисправности пылесосов, за устранение которых в сервисе насчитают от 500, буквально за минуты устранимы в домашних условиях.

Цель настоящей статьи – рассказать читателям, что и как можно починить в пылесосе самостоятельно, как по внешним признакам определить место и характер неполадки, как туда добраться, и что и как нужно там сделать, чтобы пылесос ожил. И чего нельзя делать, чтобы не стало еще хуже. За основу возьмем ремонт пылесоса Samsung – они от неаккуратного пользования ломаются чаще других. Но если ваш другой марки, не беда – все пылесосы устроены в общем одинаково и методики их ремонта большей частью совпадают.

Примечание: не касаемся, во-первых, пылесосов-роботов – они «в уме» сбрасывают гарантию и блокируют управляющую электронику, если перед вскрытием не был введен код доступа. Также не касаемся мощных напольных пылесосов с внешним пылесборником или вертикальным циклоном. Бытовые модели тех и других в продаже еще есть, но спрос на них неуклонно падает – не оправдывают себя в эксплуатации.

Почему так много?

Если рассмотреть шильдики старых «Ракет», «Юпитеров» и подобных им «оттуда», то обнаружится, что потребляли старые от сети по 350-450 Вт, а современные пылесосы берут по 1200-2000 Вт. Происки проклятых буржуинов после развала СССР? Нет, все тут честно, дело совсем в другом.

Более 30 лет тому назад медики заметили, что горничные в отелях, уборщики театральных залов и другие люди, постоянно пользующиеся пылесосами, заболевают силикозом почти так же часто, как шахтеры. Оказалось – обычная пыль в пылесборнике дробится, выделяя очень вредные частицы размером 1-10 мкм (микрон). Сквозь ткань пылесборника микропыль проходит беспрепятственно и вздымается в воздух, а при вытряхивании мешка ее концентрация перепрыгивает все мыслимые пределы, и так держится часами.

Пылесосы стали делать с 2-3 ступенчатой очисткой воздуха, но на продувку микрофильров понадобилась дополнительная мощность мотора. А покупатели все как один желали, чтобы пылесосы стали тише, легче и меньше. Т.е., более мощный мотор пришлось делать компактнее и снабжать менее эффективным малошумным вентилятором. Двигатель пылесоса уже не мог работать без принудительного охлаждения, и его мощность пришлось еще увеличить для обдува самого себя. Так и сложились теперешние пределы потребляемой мощности бытовых пылесосов.

Роль фильтров и шланга

Пыльный воздух вреден мощному малогабаритному электромотору ничуть не менее, чем микропыль человеческим легким. Как следствие, все без исключения современные пылесосы строятся по схеме с полнопоточным охлаждением мотора очищенным воздухом. Если старый пылесос с забитым мешком просто плохо тянул, то современный с засорившимися фильтрами через несколько мин после запуска перейдет на пониженную мощность, или будет выключен аварийным термостатом, или сгорит, если нет защитной автоматики (самые дешевые) либо она заглушена (есть такие умельцы). Поэтому, прежде чем разобрать пылесос, как описано далее, проверьте все фильтры и, при необходимости замените или промойте и перезаправьте, см. далее. А также – шланг, тоже см. далее. Симптомы неисправностей из-за поломки шланга могут совпадать с гораздо более серьезными.

Устройство пылесоса

Подавляющее большинство моделей пылесосов построено по 3-м конструктивным типам:

  1. C сухим пылесборником-мешком;
  2. C аквафильтром (с воздушно-водяным туманным фильтром);
  3. C несменным пылесборником-циклоном.

Любой из пылесосов указанных типов может снабжаться насадками (щетками) для влажной и сухой уборки. У насадок случаются свои характерные неисправности, с которыми мы также разберемся далее.

С мешком

В пылесосе с сухим пылесборником (слева на рис.) воздух проходит сначала через мешок-пылеулавливатель, затем через фильтр тонкой очистки и отсек мотор-вентилятора. Т. наз. HEPA-фильтр задерживает частицы размером порядка 1 мкм. HEPA-фильтр работает только под напором, а пылинки менее 3-5 мкм на работу и долговечность мотора не влияют, поэтому HEPA-фильтр ставят после мотор-вентилятора, который в данном случае работает и как компрессор.

Пылесосы с сухим пылесборником наименее склонны к поломкам, но главный их недостаток – одноразовые фильтры. Пылесборник выполняется из пропиленового или силиконового волокна и регенерации не подлежит – наполнившийся мешок выбрасывают и заменяют новым. Если попытаться его почистить, промыть или к прежней горловине пришить тканевый от старого пылесоса, образование микропыли усиливается настолько, что тонкий и HEPA-фильтр мгновенно засоряются. Если же и с ними подобным образом «схимичить», скоро оказывается, что необходим ремонт мотора, дорогой и/или сложный.

Фильтр тонкой очистки и HEPA-фильтр восстановлению также не подлежат, но в отдельных случаях это все-таки возможно, см. далее. Характерный признак засорившихся фильтров – пылесос плохо тянет, сильно гудит (без лязга и дребезга), греется. Если есть автоматика – спустя 1-15 мин после включения переходит на пониженную мощность или останавливается. Напр., свыше 65% обращений в гарантийный сервис с недорогими пылесосами LG по поводу такой «поломки» вызваны засорившимся HEPA-фильтром. Пользователю показывают, где мелким шрифтом напечатано, что это случай негарантийный и дружелюбно объясняют, сколько следует заплатить. Между тем замена фильтра в пылесосе LG совершенно ерундовое дело, см. след. видео.

Видео: ремонт выключающегося пылесоса заменой фильтра (на примере LG)

С аквафильтром

В пылесосах в аквафильтром (в центре на рис. в начале раздела) фильтрация 2-ступенчатая; фактически – одноступенчатая. Поток входящего воздуха взбивает воду в пылесборнике в туман, сразу поглощающий всю пыль. Туманный вихрь крутится под передним козырьком пылесборника и пыль оседает на дно. Далее туман с остатками микропыли проходит через туманный фильтр, работающий и как HEPA-фильтр, чистый воздух без капельной влаги охлаждает мотор и выводится наружу. Электричества пылесос с аквафильтром потребляет на 20-25% меньше, чем «сухой с мешком» той же производительности по воздуху и с таким же вакуумом.

Если аквафильтр пылесоса своевременно опорожнять, промывать и заполнять до метки (или по норме в инструкции) чистой (лучше – дистиллированной) водой, то туманный фильтр служит без замены до 2-2,5 гарантийных сроков. Если же в пылесборник наливать водопроводную воду на глазок, то засоряется задолго до окончания первого. Симптомы – такие же как, в пред. случае; замена в сервисе также платная. Самостоятельная замена – открыть крышку пылесоса, отжать защелки крышки фильтра, вынуть старый, поставить новый. Засорившийся туманный фильтр восстановлению не подлежит.

Примечание: туманный фильтр пылесоса с аквафильтром почти всегда мгновенно выходит из строя, если пылесос опрокинулся и на туманный фильтр попала жидкая влага. То же случается от перезалива воды в пылесборник.

Гораздо серьезнее другая болезнь пылесосов с аквафильтром – их мотор обдувается воздухом, насыщенным парами воды. В среднем гарантийная замена мотор-вентилятора с подгоревшими обмотками в пылесосах с аквафильтром производится вдвое чаще, чем в прочих, в расчете на одно изделие; особо этим грешат пылесосы Samsung серий VC/VCD. Признаки того, что обмотки мотора «завитковали» (короткое замыкание, КЗ, между витками) – пылесос сильно гудит, плохо тянет, греется. Не выходит на полную мощность; возможно выбивание пробок или защитного автомата. Проверяем мотор на витковое КЗ след. образом (методика подходит и для пылесосов других типов):

  • Включаем пылесос на короткое время без шланга и с сухим аквафильтром. Слышны лязг, стук – нужно сначала проверить крыльчатку и подшипники мотора, см. далее.
  • Работает ровно, но тянет слабо – прикрываем ладонью входное отверстие (гнездо для шланга). Если крыльчатку затянуло пылью, но мотор исправен, звук его должен существенно измениться. Остался прежним или изменение мало заметно – постоянное витковое КЗ.
  • Мотор вроде исправен – убираем ладонь и ждем 5-10 мин (не более!). Тяга упала, пошел нагрев; возможно, вышибло пробки – перемежающееся витковое КЗ от нагрева.
  • Ищем в интернете или любым другим способом, сколько стоит новый компрессор (мотор-вентилятор) для данной модели пылесоса на замену.
  • Справляемся в сервисе или у мастеров – такая-то модель, подозрение на витковое в моторе, во что обойдется переборка с перемоткой?
  • Решаем, отдавать в ремонт или заменить компрессор своими руками, см. далее.

Примечание: также о ремонте пылесоса Samsung VC6015V на 1500W можно посмотреть ролик ниже:

Видео: разборка и ремонт пылесоса с аквафильтром (на примере Samsung VC6015V)

С циклоном

Пылесос с пылесборником-циклоном можно узнать по прозрачному «стакану» спереди, см. рис. справа. Мастера так и говорят между собой: ну вот, еще со стаканом принесли. Что случается в общем не чаще, чем с «сухими мешками». Это справедливости ради.

Главное достоинство пылесосов с циклоном – меньше одноразовых фильтров, которые нужно покупать и покупать, и емкостей с водой, которые нужно аккуратно заправлять и нельзя опрокидывать. Казалось бы, и мотор может быть послабее; на вид сопротивление потоку воздуха минимальное. Но – нет. Поскольку размеры и конфигурация циклона пылесоса далеки от оптимальных исходя из физических свойств воздуха, мотор, наоборот, нужен на те же 20-25% мощнее, чем для «сухого с мешком».

В бытовых циклонных пылесосах применяется почти исключительно двойное циклонирование (справа на рис. со схемами выше); в торговых наименованиях таких присутствует обозначение twin. Наполнившийся пылесборник вытряхивают; промывка не нужна. Очищенный воздух далее идет в моторный отсек и, через HEPA-фильтр наружу. Поскольку образование микропыли в циклоне минимально, HEPA-фильтр циклонного пылесоса служит гораздо дольше.

Болезнь циклонных пылесосов – сетчатый фильтр на выходе циклона; он защищает мотор-вентилятор от крупных частиц. В целом циклонные пылесосы отлично себя показывают в помещениях, где хозяйка (или горничная) ежедневно проходятся с пылесосом. Если же помещение убирается раз в неделю или реже, сетчатый фильтр быстро забивается. Симптомы – такие же, как от засорившегося HEPA-фильтра. А бывает, что очень мощный пылесос с циклоном, напр., Samsung на 1800W (Samsung SC8431 twin) в обычной комнате не выходит на полную мощность, пока вообще не удален сеточный фильтр, см. след. видео.

Видео: ремонт циклонного пылесоса с забитым сетчатым фильтром (на примере Samsung SC8431)

Удаление сеточного фильтра, безусловно, не полезно и ни для долговечности мотора, ни для чистоты воздуха и комнаты. Вдруг пылесос затянет брошку, значок, скрепку, любой мелкий твердый предмет – можно со спокойной душой отсчитывать деньги на новый мотор-вентилятор, т.к. от помятой крыльчатки мгновенно нарушается балансировка якоря мотора, см. далее. Samsung’и меньшей мощности с циклонами удаления сетки не требуют (она у них реже), но зато появляется другой характерный дефект – разбитый нижний подшипник. Впрочем, его замена много проще, дешевле и возможна самостоятельно, напр., см. сюжет, как отремонтировать Samsung на 1600W с такой неисправностью:

Видео: замена подшипника в циклонном пылесосе


Ремонт: от простого к сложному

Впрочем, случаи, в видео выше достаточно серьезные и не такие уж частые. К тому, что случается с мотором и что с ним возможно сделать, мы еще вернемся. Как и к смоточному барабану для сетевого шнура – он иногда дает внешние признаки, как от виткового КЗ и, чтобы добраться до барабана, тоже нужна полная разборка пылесоса. А пока займемся тем, что доступно снаружи без инструмента – фильтрами и шлангом. Чаще всего ремонт пылесоса к ним и сводится.

Фильтры

«Тонкий» и HEPA-фильтр пылесоса устроены похоже, см. рис. справа; разница только в фильтрующем элементе. Рамки того и другого разъемные (нужно подковырнуть в щель сбоку). HEPA-фильтр просто вынимается из гнезда за ручку. Чтобы вытащить фильтр тонкой очистки, обычно достаточно убрать мешок-пылесборник. Но в некоторых моделях фильтр тонкой очистки становится доступен лишь вместе с мотором, так что см. далее.

Откроем читателю секрет: на вкладыши фильтров пылесоса (кроме туманного) отлично подойдут фильтрующие элементы автофильтров. Более того, их делают одни и те же производители. С фильтром тонкой очистки хуже: для него нужен вкладыш моторного воздухофильтра, который отдельно не продается. А вот на самый дорогой и быстро засоряющийся HEPA-фильтр годится вкладыш салонного воздухофильтра любого внедорожника. Самые дешевые – УАЗовские, и они ничуть не хуже «крутой фирмы».

Одного салонного фильтра хватит на несколько HEPA, поэтому оригинальную упаковку нужно вскрывать, аккуратно отрезав край ножницами. Затем рамку HEPA-фильтра разнимают, грязный вкладыш выбрасывают. Рамку промывают, вытирают насухо. Из салонного фильтра вырезают кусок в размер рамки, а остаток суют обратно в пакет и обрез заклеивают скотчем, чтобы вкладыш не насосался пыли из воздуха. Отрезанный кусок кладут в рамку, проклеивают по контуру (лучше – из клеевого пистолета), рамку защелкивают – новый HEPA-фильтр готов.

Шланг

При порыве оболочки шланга пылесос ведет себя так же, как при засоре фильтров, крыльчатки или небольшом постоянном витковом КЗ: плохо тянет, меняется звук мотора, возможен перегрев. Обнаружить неисправность просто: нужно слегка потянуть шланг у обоймы штанги (трубы, на которую насаживается щетка) или присоединительного штуцера (штуковины, которой шланг вставляется в пылесос).

Чаще всего шланг рвется у штанги; в таком случае возможен ремонт подручными средствами и очень скорый, буквально не прерывая уборки:

Видео: быстрый ремонт порванного шланга пылесоса

Примечание: о ремонте шланга пылесоса с функциями уборки см. далее в соотв. разделе.

Гораздо реже шланг пылесоса рвется посередине. Восстановить его также возможно очень быстро, но нужна термоусаживаемая трубка (ТУТ). Усаживать ТУТ над пламенем не обязательно, можно прогреть воздухом от бытового фена на полной мощности. Как произвести ремонт шланга пылесоса с помощью термоусаживаемой трубки, см. след. видео.

Видео: ремонт шланга пылесоса термоусадкой

Разборка

Теперь возьмемся за ремонт посложнее, для которого пылесос надо разобрать. Это может быть необходимо, если описанные выше меры приняты, неполадки устранены, а внешние признаки неисправности остаются. Перед разборкой пылесоса необходимо:

  1. Отключить его от сети электропитания.
  2. Отсоединить шланг.
  3. В пылесосах с циклоном или аквафильтром вынуть и опорожнить пылесборник.

Внутреннее устройство пылесоса детальнее показано слева на рис.:

Разборка пылесоса осуществляется в след. порядке:

  • Откинуть крышку, поз. 1 на рис.
  • Освободить защелки или вывернуть винты, крепящие к корпусу шарнир крышки, и снять крышку, если шарнир спереди.
  • Если крышка откидывается назад, вынуть HEPA-фильтр, поз. 2.
  • Вывернуть винты под HEPA-фильтром.
  • Приподнять ручку для переноски. Если под ней виден винт, вывернуть его.
  • Если крепежные винты верхней половины корпуса видны сверху (красная стрелка на поз. 2), вывернуть их.
  • Если крепежных винтов сверху не видно, перевернуть пылесос и осмотреть снизу. Возможно, винты, скрепляющие половины корпуса, скрыты под откидной технологической крышкой, поз. 3.
  • Снять верхнюю крышку корпуса. Теперь будет доступ к мотору, барабану со шнуром и, возможно, к фильтру тонкой очистки, поз. 4.
  • В некоторых моделях пылесосов после разъема корпуса обнаруживаются еще 2 винта и защелка. Вывинтив винты и отжав защелку, можно извлечь лоток с мотором и барабаном, поз. 5.
  • Мотор-вентилятор крепится в отсеке длинными винтами (показаны стрелками на поз. А).
  • Головки винтов не крутить, они сидят на резьбе и в моторе! Нужно отвинтить гайки на шпильках, тогда мотор вынется, поз. 6.
  • Вероятен вариант крепления мотора, когда вместо гаек на резьбовых шпильках сзади него видны головки винтов. Это значит, что кожух крыльчатки сидит на тугой посадке, см. далее. В таком случае вывинчиваем винты и вынимаем мотор-вентилятор.
  • Вынув разъем питания мотора из гнезда, получаем полный доступ к барабану сетевого шнура, поз. 7.

Мотор: что можно сделать

Электродвигатели пылесосов ради компактности выполняются коллекторными с последовательным возбуждением: бесшумный и экономичный асинхронный движок на 1,5-2 кВт будет больше всего пылесоса и потянет не несколько десятков кило. Чтобы получить приемлемый КПД коллекторного мотора (на переменном токе, вообще говоря, для электрических машин из рук вон плохой), более-менее приличную производительность крыльчатки и уменьшить шумность пылесоса, его мотор рассчитывают высокую скорость вращения, более 10 000 об/мин. В таком случае огромное значение приобретает балансировка ротора (который в коллекторном моторе называется якорем) вместе с крыльчаткой. Если, допустим, полезть «не по делу» в компрессор и чуть-чуть помять крыльчатку (или надломить лопасть пластиковой) – вы «попали» на новый компрессор. Или, допустим, пылесос тарахтел, но тянул. Потом и тянуть перестал. Разбираем, смотрим – разбиты гнезда подшипников в корпусе. Опять «попадалово» на то же самое. Поэтому непреложные правила, которым надо следовать, вдруг пылесос барахлит и есть подозрение на механику, таковы:

  1. Вдруг в работе пылесоса появились гул, вибрация, лязг, стук, иные резкие посторонние звуки – не тянуть с ремонтом, дороже обойдется.
  2. Если пылесос греется и, особенно, попахивает горелой изоляцией – немедленно выключить и см. пред. пункт.
  3. Прежде чем добираться до мотора, тщательно проверить все возможные источники неполадок, описанные выше, и барабан сетевого шнура, см. далее.
  4. Убедиться, что напряжение в розетках соответствует указанному в паспорте или на шильдике пылесоса. Его бытовая норма – 185-245 В, но мощные коллекторные двигатели переменного тока не терпят колебаний напряжения питания в столь больших пределах; для них норма (если производитель не указывает иного) – 195-235 В.
  5. Не зная броду, не лезь в воду – беритесь за электромеханику, лишь точно зная, что и как там будете делать и к чему это приведет.

Внутреннее устройство мотор-вентилятора пылесоса показано на поз. 1 рис. ниже, а на поз. 2 и 3 – варианты его исполнения. Поз. 2 – крепление короткими винтами сзади и кожух крыльчатки на тугой посадке (см. также выше) применяется преим. в современных пылесосах; весь поток воздуха омывает мотор. Поз. 3 – кожух с уплотнением крепится винтами-шпильками, это старый, но еще довольно распространенный вариант. В таком случае проблем нет: вывинчиваем винты, поддеваем кожух отверткой (он прикипел на уплотнении), и кожух сам отваливается.

Если кожух на тугой посадке, очень-очень осторожно, не торопясь, потихоньку обстукиваем его выступающий назад бортик, пока кожух не сползет. Лучше будет подложить стальную полоску толщиной 3-4 мм: она, не ослабляя удара, распределит его силу по большей длине бортика. Сборка, кстати, в обратном порядке, только обстукиваем горловину. Если ее нет, значит, узел собирается на специальном стенде. Тогда – стоп! Дальше сами не лезем.

Но, допустим, кожух снят и мы видим крыльчатку, поз. 5. Помята или побита – новый компрессор, ничего не поделаешь. На такой скорости вращения, если в крыльчатку канцелярская кнопка попадет, гнезда подшипников разболтаются обязательно; что это значит, см. выше.

Ладно, крыльчатка цела. Выворачиваем крепежные винты щеткодержателей (показаны красными стрелками на рис. справа) и вынимаем щеткодержатели со щетками (зеленые стрелки). Пока откладываем и проверяем крыльчатку: без щеток она должна вращаться свободно, легко, плавно и от резкого толчка пальцем делать несколько оборотов. Нет – см. ниже, а пока займемся щеточно-коллекторным узлом.

Проверяем огарки щеток, их должно остаться не менее чем по 1-1,5 см в длину и точно одинаковых. Если посредине торца щетки видна дырочка, а в ней какая-то медяшка, все, щетки изношены полностью. Меняются щетки только и только комплектными парами. Если одна изношена хотя бы на миллиметр больше другой, пара щеток меняется независимо от степени общего износа.

Чистим коллектор замшей, смоченной спиртом, и протираем насухо фланелью. Ни упаси боже тереть шкуркой! Ламели коллекторов моторов пылесосов делаются из омедненного алюминия. Слой меди тонкий: продрал наждачкой до белого – новый компрессор. То же, если на коллекторе обнаруживается кольцевая канавка, выгоревшая от кругового огня. Круговой огонь опоясывает коллектор, если пылесос долго гонять с засорившимися фильтрами.

Теперь допустим, что крыльчатка вращается туговато и/или не плавно, вроде как за что-то цепляется. Вообще-то снимается она пневмо- или гидросъемником, но сначала нужно отвинтить удерживающую крыльчатку гайку с левой резьбой. Засела она намертво: при каждом включении пылесоса инерция крыльчатки стремится затянуть гайку. Не имея навыков работы с механикой и электромеханикой, на этом лучше остановиться и честно сказать мастерам: сам не умею, а поломать совсем боюсь. Но для любителей, вполне владеющих инструментом, даем видео, как открутить гайку крыльчатки пылесоса:

Видео: откручивание гайки крыльчатки пылесоса



Если гайка поддалась, можно попробовать снять крыльчатку, осторожно поворачивая на валу вправо-влево руками. Вал можно зафиксировать капроновым шнуром: один его конец завязывают к каком-нибудь отверстии, туго-натуго обматывают вал под крыльчаткой шнуром, затем помощник все время тянет за свободный конец шнура, а вы пытаетесь сорвать крыльчатку. Но ни в коем случае не заклинивайте вал чем-то твердым! Силуминовый корпус мотора может треснуть, и тогда опять – новый компрессор. Кое-кто умудряется даже провернуть вал в якоре, что уму постижимо, но с большим трудом.

Хорошо, крыльчатка сползла. Зачем? Чтобы проверить подшипники. В зазоры между обоймами подшипников и их гнездами в корпусе капаем по 1-2 капли керосина или тормозной жидкости. Берем гвоздь, упираем его острие в лунку на хвостовике вала и пытаемся вытолкнуть якорь (см. рис. ниже) вперед. Если не прикипел намертво – выйдет, т.к. передний подшипник больше заднего. Можно слегка постучать легким молотком по шляпке гвоздя, но очень осторожно – силуминовый корпус может треснуть!

Проверяем вращение подшипников. Снять негодные будет трудно, т.к. на шейки вала они посажены с холодным нагягом, т.е. якорь перед установкой подшипников охлаждают. Можно попробовать прогреть подшипники бытовым феном и, пока горячие, столкнуть концами ножниц. Есть и другие способы, см., напр., как заменить подшипники мотора довольно популярного Samsung’а SC4325 в след. ролике:

Видео: замена подшипника пылесоса Samsung SC4325

Чего не надо

«Восстанавливать» разбитые подшипники литолом, фиолом и т.п. Не те обороты у движка, чтобы такой фокус прошел. Также не надо самостоятельно перематывать якорь, по причине той же скорости вращения. После перемотки обязательно нужна его динамическая балансировка. Не статическая в центрах! Если найдется специалист, перематывающий с гарантией, и возьмет за это дешевле нового компрессора – можно попробовать. А самому – не надо.

Барабан

В барабане сетевого шнура возможны механические и электрические неисправности. Механические – поломка рычага-фиксатора и пружины внутри. В том и другом случае шнур или не вытаскивается, или не затягивается обратно, полностью либо частично. Рычаг обычно плоский Г-образный; новый делается из кусочка металла, особой точности не нужно. Чтобы добраться до пружины (и контактов, см. ниже), нужно полностью смотать шнур и разобрать барабан; все крепежные винты снаружи. Обычно у пружины отламывается ус. Чтобы отогнуть новый, конец пружины отпускают, нагрев над огнем. При обратной сборке барабана пружину заводят на 2-3 оборота и проверяют ход шнура. Не вытягивается полностью – начальный завод нужно ослабить. Не втягивается весь – наоборот, усилить.

Сетевой шнур в барабане соединяется с монтажом пылесоса чаще всего скользящими контактами. Симптомы их неисправности – пылесос работает с перебоями или вовсе не включается. Возможно совпадение с признаками виткового КЗ: греется, плохо тянет, несет горелой изоляцией. Однако проверять контакты тестером бесполезно: не уловит перемежающегося точечного неконтакта.

Контакты барабана проверяются самодельным пробником из любого наушника и пальчиковой батарейки, хорошо знакомого радиолюбителям. Схему проверки см. на рис.:

Процедура такова:

  • Одним щупом (все равно каким) становятся на контактную площадку барабана (показано красными стрелками).
  • Другим щупом находят по щелчку в наушнике соответствующий штырек сетевой вилки.
  • Один человек слушает, что в наушнике, удерживая вилку у себя, а другой за петлю полностью вытягивает шнур и отпускает.

В наушнике все время должна быть мертвая тишина. Малейший шорох – барабан нужно перебирать, чистить, рихтовать или менять контакты. Ток через наушник всего несколько мА, а что будет, когда по цепи пойдут штатные 5-10 А?

Щетки-дворники

Неисправности пылесоса возможны также в активных наконечниках, т.е. выполняющих функции уборки. Как устроены и действуют основные их разновидности, показано на рис. ниже. В наконечнике для влажной уборки (слева на рис.) основной источник неисправностей – пользователь. Помпа, подающая моющее, не рассчитана на работу всухую. Если перед уборкой не заправить моющим пылесос, ее моторчик выйдет из строя. Помпа конструктивно неотъемлема от бака для моющего и ремонту не подлежит. Что касается трубок для подачи моющего и его распылителя, то они снаружи, прозрачны и засоры в них сразу видны. Для прочистки подающая трубка просто стягивается со штуцера на пылесосе и распылителя, а обратно также просто надевается. Замена также не представляет затруднений: любая пластиковая трубочка подходящего диаметра.

Чтобы увидеть устройство сухого (метущего) активного наконечника (справа на рис.), нужно снять сидящие на трении или защелках боковые крышки на шарнире наконечника (в центре на рис.) или непосредственно на боковинах щетки. Маломощный моторчик щетки в пылезащищенном исполнении выходит из строя очень редко. Несколько чаще провисает и сползает приводной ремень (зеленая стрелка справа на рис.) или изнашивается щетина метущего барабана; она должна выступать за нижнюю плоскость наконечника не менее чем на 8-9 мм. Восстановлению метущий барабан не подлежит, его меняют на новый. Достаточно часто встречается также обрыв проводов питания привода метущего барабана. Провода проходят внутри шланга; как их заменить в довольно широко распространенном пылесосе Samsung SC-6573, см. сюжет:

Видео: ремонт проводов в шланге с регулятором (Samsung SC-6573)

Напоследок об электронике

Надо сказать, что электросхемы пылесосов, кроме самых дорогих с микропроцессорами, особой сложностью не отличаются. Электрическая принципиальная схема пылесоса, которую можно считать близкой к типовой, приведена на рис. ниже. Напряжение сети в данном случае 110 В. Для напряжения 220 В сопротивление R1 увеличивают до 150 Ом и его мощность до 2 Вт. R5 берут 330 кОм, VR1 и VR2 по 470-510 кОм, R3 – 24 кОм 2 Вт. Рабочее напряжение всех конденсаторов – 630 В.

R3 задает максимальную мощность пылесоса, его можно менять в пределах 12-47 кОм. VR1 – оперативная регулировка мощности, а VR2 выставляется ее минимальное значение, и тут нужно быть осторожнее. Дело в том, что, если якорь мотора остановится, каждый полупериод напряжения сети через него потечет пусковой ток, равный 3-5 рабочего, и дорогой мощный симистор (TRIAC по схеме) сгорит. Поэтому при настройке схемы движок VR2 сначала ставят на минимальное сопротивление, потом от ЛАТРа дают напряжение 175 В и VR2 очень осторожно, без перерегулирования, уменьшают обороты мотора до 700-800 об/мин.

Термозащита в такой схеме осуществляется также несложно: параллельно C3 подключают терморезистор на 1-1,5 МОм (для напряжения сети 220 В) с обратно-логарифмической температурной характеристикой. Физически терморезистор должен находиться в тепловом контакте в корпусом мотора, но быть электрически от него изолирован. «Холодный» терморезистор (при комнатной температуре) на работу схемы не влияет, но при нагреве до 70-80 градусов его сопротивление упадет до 1-0,5 R3, C3 в течение полупериода станет заряжаться медленнее, маломощный симистор DIAC открываться и открывать TRIAC позднее, и мощность мотора снизится вдвое-вчетверо. Примерно таким же образом возможно доработать большинство пылесосов с регулировкой мощности, но без защитной автоматики.

(Пока оценок нет)