Моторное масло полусинтетика 10w 40. Лучшее полусинтетическое моторное масло

Необходимой жидкостью для качественной работы двигателя является моторное масло. Без него невозможно представить безопасную жизнь сердца автомобиля. На рынке существует не только множество производителей, но и самих видов масла. По основе создания известны — минеральная, синтетическая и полусинтетическая смазки.

Наибольшей популярностью пользуется полусинтетика, так как она вместила в себе положительные свойства двух других.

Главным его преимуществом является цена. По сравнению с синтетикой покупать его выгоднее в два раза. Оно более устойчиво к термическим перепадам, нежели минералка. Однако несколько уступает в этом плане синтетике.

А кому подойдет моторное масло 10w 40 полусинтетика? Какое лучше?

Полусинтетическая смазка востребована в новых авто, так как детали еще не засалились, нет большого угара, и им нужно притереться друг к другу. После 10 тыс. км можно менять на синтетику.

Для владельцев отечественных авто актуально станет продолжение использование первичной смазки ввиду их повышенного жора. Это сэкономит бюджет, защитит двигатель.

Масло с индексом 10 за счет повышенной вязкости лучше не наливать зимой, так как холода в России могут достигать -40 градусов даже в средней полосе, а это риск не завестись на десятке. В моторах с серьезным пробегом, однако, следует использовать указанное масло, так как его свойства помогут в очистке самых труднодоступных мест от нагара. Хотя менять его придется чуть чаще, чем, к примеру, 5w40 синтетику, но потраченная сумма для автовладельца все равно будет более приемлемой.

Важные свойства 10w40:

  1. Независимость от температурных перепадов в интервале от -25 до +40. Оно в нормальном состоянии поддерживает работу двигателя, но при этом смазывает достаточно плотной пленкой его части
  2. Препятствие коррозии. Металл склонен к ржавчине. К плачевным последствиям приводят его повреждения, в том числе коррозия под воздействием внешних сил – крупных частиц, соприкосновение с соседними поверхностями и т.д. Масло антикоррозийное не дает этому случиться, потому антикоррозийные свойства для него очень важны.
  3. Чистящий эффект. В процессе работы мотор в любом случае склонен к загрязнениям из-за – некачественного топлива, металлической стружки, шлаковых частиц и иных инородных тел случайно попадающих внутрь системы. Чтобы продлить жизнь мотору, нужна своевременная чистка. Благодаря моющим присадкам в масло, это происходит в разы быстрее и эффективнее.

При рассмотрении вопроса, какое моторное масло 10w 40 полусинтетика лучше, мы также сравнивали показатели вязкости в различных температурных интервалах, показатели щелочных свойств, зольность, способность к пенообразованию, испаряемость, препятствие к износу двигателя.

Подделка и оригинал

Приступая к выбору моторного масла 10w 40 полусинтетика, какое лучше не покупать – так это поддельное. При любом раскладе каким-то требованиям оно отвечать не будет. Потому лучше перестраховаться и изучить вопрос, чем отличается оригинал.

Вам нужно обратить внимание на:

  1. Плотность закупорки сосуда. В оригинальной упаковке чаще всего предусмотрены дополнительные средства защиты – пленка сверху, усики фиксации, отсутствие зазора между пробкой и кольцом. Так на крышках Castrol имеются широкие зазубрины для удобства открывания. В некачественном товаре они несколько стесаны.
  2. Общий вид упаковки. Потертые, грязные, поношенные тары вас должны насторожить.
  3. Отсутствие дополнительных этикеток на задней стороне или на основании. Если вы не найдёте срок годности, дату производства или номер партии – это явный признак обмана.
  4. Запах содержимого. Фальсификат резко и неприятно пахнет, в отличие от легкого амбре оригинала
  5. Цвет оригинала ближе к желтоватому, когда аналог имеет более темную текстуру.
  6. Тест на бумаге. Капля масла, стекающая вниз по листку и не имеющая за собой следов – признак хорошего продукта. Тогда как грязная струя – показатель завышенных химических добавок, способных навредить двигателю больше, чем обезопасить его.
  7. Однородная структура и отсутствие ощутимых пальцами частиц свидетельствует о качественному товаре. Расслоение же и аббразивность сопутствуют денатурату.

Как бы ни был сладок сыр в мышеловке, конец всегда один. Мы не рекомендуем поддаваться соблазнам покупки смазки по «оптовым» ценам, сниженным в 1,5 – 2 раза. Особенно если ранее в этой точке вы не закупались. Проверенные продавцы чаще дорожат своей репутацией, отчего не станут обманывать покупателей, продавая подделку. Будьте бдительны!

Пять призеров

Изучив вопрос, какое моторное масло 10w 40 полусинтетика лучше, мы по вышеперечисленным критериям выбрали пять наиболее подходящих под критерии: безопасность, профпригодность, силу воздействия экстремальных условий. Из всего многообразия топ-5 вышли марки: Shell,Zic, Мобил, Castrol, Маннол. И немного о них.

Shell

Один из самых экономичных «участников». Потребление бензина заметно сокращается до приемлемых показателей. Кроме того, с его помощью двигатель даже в сильный мороз запускается как часы, без особых усилий. Такие характеристики подопытному обеспечили низкая температура застывания, оптимальная вязкость. Благодаря повышенному щелочному числу присадки в данном образце обеспечивают отличные моющие результаты.

Zic

Рекомендовано для использования в марках автомобилей Мерседес, Рено, Вольво и других. Имеет высокий класс API E4/E7-08. На практике получаем, надежность в условиях низких температур, низкую способность к образованию нагара, вспышка при 230 С (стойкость к жаркому климату). Возможно самым главным плюсом Зик станет минимизация расхода смазывающего материала. За счет низкой испаряемости, мотор почти «не кушает» его.

Mobil

Предназначен для автовладельцев, предпочитающих использовать железного коня в крайних условиях, когда смазки не хватает, а доехать до ближайшего пункта нужно. В моторе происходят соприкосновения отдельных составляющих, в результате чего образуются задиры. Прочность масляной пленки и ее способность предотвращать износ при тяжелой работе – составляющие Мобила – помогли ему вырваться в перед.

Castrol

Индекс вязкости масла демонстрирует возможности беспрепятственного запуска мотора при сильных морозах. Под воздействием высоких температур в камере сгорания смазка имеет свойства окисляться и образовывать лишние смолы, которые сокращают срок ее замены. Чем дольше пленка сопротивляется окислению, тем лучше. Опыты с Кастрол показали, что защита держится до 40 минут, а это очень неплохо. Нефтепродукт данной марки не несет разрушительного воздействия на окружающую среду за счет низкого содержания серы, оксида азота, углеводородов и др.

Mannol

Наравне с Мобилом способен длительное время переносить экстремальные нагрузки, но не является экологичным продуктом для природы по содержанию оксида азота и остаточным углеводородам.

Масло полусинтетика 10w 40 – это наиболее востребованный продукт, занимающий довольно объемную нишу на рынке автомасел. И в этом нет ничего удивительного. Свою основную задачу масло моторное реализует на все 100 %, и заключается она в обеспечении бесперебойной работы двигателя. В более широком смысле это:

  • обильное промазывание всех трущихся и крутящихся деталей и узлов, направленное на уменьшение износа и снижения трения;
  • удаление продуктов коррозии и глубокого окисления, образующих отложения;
  • охлаждение системы;
  • уплотнение имеющихся зазоров.

Свойства полусинтетических масел, стандарты и применение

Полусинтетическое моторное масло изготовляется на основе смеси, состоящей из минерального (переработка сырой нефти) и синтетического (органический синтез) базового масла, с добавлением в него подобранного комплекса присадок. Это такая «золотая» середина между синтетикой и минералкой: уступает по совокупности свойств первой, зато дешевле, но превосходит по своим качествам вторую, хотя и дороже. Вместе с тем полусинтетика в полной мере обладает всеми качествами, которые свойственны хорошему моторному маслу и позволяют отличить его от некачественного продукта.


Согласно международной системе классификации SAE, комбинация цифр и букв 10w 40 расшифровывается следующим образом:

  • 10w обозначает принадлежность масла к зимнему низкотемпературному классу вязкости, используемому при морозах до -20…-25 °С, или, проще говоря, это масло можно применять в зимних условиях.
  • 40 – это летний высокотемпературный класс вязкости масла, который применяется при жаре до +40 °С.

А в целом это следует понимать так:

  • по составу – полусинтетическое моторное масло, пригодное к использованию при температуре окружающей среды от -20…-25°С до +35…+40 °С;
  • по величине вязкости и ее зависимости от температуры – всесезонное моторное масло, одновременно удовлетворяющее критериям зимнего и летнего.

Спектр применения такого масла разнообразен. Это может быть как новый двигатель, так и мотор, «отбегавший» половину своего ресурса. Однако все-таки целесообразнее использовать полусинтетику во втором случае.

Современные двигатели очень тонко реагируют на качество смазочных материалов. Ведь оно оказывает большое влияние на моторесурс. Поэтому следует всячески остерегаться подделок, не допускать их попадания в двигатель.


Замена моторного масла на полусинтетическое производится по стандартной схеме

Как заменить масло

Замена полусинтетического моторного масла происходит по стандартной схеме. Сначала масло моторное 40 полусинтетика доводится до жидкого состояния. С этой целью нужно «погонять» двигатель в пределах 20 минут. Далее необходимо заехать на подъемник, эстакаду или смотровую яму, приготовить емкость для отработанной жидкости, с помощью ключа открутить сливную гайку и слить масло. Этот процесс по времени занимает порядка 10 минут.

Это время можно использовать с пользой для дела: проверить состояние нижней части двигателя и поддона на предмет вмятин, царапин и других дефектов. Если ранее в двигатель было залито то же масло 10w 40 полусинтетика, промывать его (двигатель) не следует. В противном случае либо при покупке нового авто, когда отсутствует информация о залитом в двигатель моторном масле, и во время ремонта двигателя это делать необходимо.

Дождавшись полного вытекания масла, нужно тщательно закрутить сливную гайку и поменять масляный фильтр. Используя специальное (заливное) отверстие, влить свежее полусинтетическое масло моторное в рекомендуемом количестве и запустить двигатель на холостом ходу. Дать ему возможность некоторое время поработать в таком режиме. И лишь убедившись через контрольные приборы (лампочки, компьютер), что давление в норме, можно считать процедуру по смене масла законченной.

Полусинтетическое масло моторное 10w 40 пользуется широкой популярностью и спросом. Во-первых, при смене сезона не требуется его замена, так как продукт используется как в зимнее, так и летнее время, во-вторых, оно обеспечивает надежный пуск двигателя при любой температуре, в-третьих, увеличивает срок эксплуатации мотора.

Под прицел попали полусинтетические масла 10W-40: они сейчас самые востребованные и занимают объемистую нишу на нашем рынке. Даже беглый обзор брендов выявил более 40 претендентов на экспертизу! Пришлось провести искусственный отбор: берем только импортные - наши оставляем для отдельного исследования. А уже из «иностранцев» выбираем самых известных и раскрученных, с наиболее высоким классом качества по классификации европейских производителей - А3. Таких набралось восемь: «Шелл», «Эссо», «Зик», «Маннол», «Мобил», «Равенол», «Виско» и «Кастрол». В самый раз!

КАК ОЦЕНИВАТЬ?

Мы привлекли к работе три независимые лаборатории. И вот зачем. Первая - основная: она вела сравнительные моторные испытания образцов моторных масел. Задача - оценить, как конкретное масло влияет на мощность, экономичность и токсичность отработавших газов реального двигателя. Само собой, условия испытаний полностью идентичные: на одном и том же моторе, по одной и той же программе, на одном и том же бензине.

Здесь же «готовили» масла для двух других лабораторий, определявших физико-химические показатели масел и их трибологические характеристики. Почему нельзя было взять образцы свежих масел из канистр? Потому что свойства свежего масла, попадающего в двигатель, в первые 3–5 часов его работы резко меняются - идут процессы начального окисления. И только после этого периода, приработочного, они стабилизируются на достаточно длительный срок, определяющий реальный ресурс масла. Вот эти параметры, уже измененные самим мотором, нам особенно интересны. Перед сравнительным циклом испытаний каждое масло отработало фиксированную программу длительностью 12 моточасов - это соответствует примерно 1000 км реального пробега автомобиля. В качестве точки отсчета взяли показатели двигателя при работе на внеконкурсном масле - дешевой минералке той же вязкости 10W-40.

Образцы слегка потемневшего масла готовы, циклы сравнительных моторных испытаний завершены, физико-химические и трибологические параметры определены. Протоколы собраны в папочку - пора анализировать.

ПЯТЬ «ОСКАРОВ»

Учредили пять основных номинаций - своеобразных масляных «Оскаров». Золоченых статуэток не обещаем, но аплодисменты каждый из лауреатов получит.

Первая номинация - «Оскар» за экономичность: оцениваем, насколько масло влияет на расход топлива.

Вторая - за мощность и динамику. Посмотрим, какое масло лучше других ведет себя при высоких нагрузках и как влияет на динамические характеристики автомобиля.

Третья - за качества, благоприятствующие экологии. Порой мы этот фактор недооцениваем, но дело-то важное!

Четвертая - за защиту в экстремальных ситуациях. Случаются они нечасто, но бывают же.

Пятая номинация - за пусковые характеристики. Ну, тут все понятно…

ЭКОНОМИЧНОСТЬ

На победителя однозначно указал моторный стенд. Мы усреднили данные удельного расхода топлива во всех режимах работы двигателя. У кого эта цифра меньше, тот и лидер, тому и цветы с поздравлениями! Наименьший расход топлива относительно базового масла имеют «Зик», «Шелл» и «Эссо». Причем экономия по отношению к простенькой минералке очень существенная - около 8%. Откуда вылезли такие проценты - при одинаковой-то вязкости?

Дело в том, что хитрые масленщики определяют показатели кинематической вязкости только до температуры масла 100°С - так предписано и нашими ГОСТами, и правилами ASTM. Хитрость же в том, что в узлах трения реального двигателя оно на самом деле разогревается до 200–220°С! А если оценить вязкость при таких температурах? Результаты - в таблице.

Когда-то (ЗР, 2008, № 3) мы отмечали, что есть оптимальное значение вязкости, которое нравится двигателю больше всего. Шаг в сторону тянет за собой рост расхода топлива. Так вот, масла-номинанты, похоже, имеют ту самую оптимальную вязкость. У «Мобил» она ниже, у остальных - выше оптимальной. Большой разбег расхода топлива вполне объясняется разницей (в зоне 200–220°С доходит до 30%) значений высокотемпературной вязкости.

1–2 место ZIC A+ Gasoline VHVI, Корея

1–2 место ZIC A+ Gasoline VHVI, Корея

МОЩНОСТЬ И ДИНАМИКА

Больших различий в значениях этих показателей нет - максимальный разбег составил 1,5%, чуть выше погрешности измерения. Поскольку разница, в общем-то, копеечная, отметим всех бурными и продолжительными...

Объяснение - вновь из области поиска оптимальной вязкости масла, но уже при более высоких температурах. Большая вязкость увеличивает толщину несущей пленки в узлах двигателя, отдаляя порог ее разрушения по нагрузке, но при этом возрастает трение, а следовательно, снижается мощность. Маловязкое масло уменьшает трение и увеличивает мощность, но только до того порога, пока не начинает разрушаться масляная пленка. А разрушена пленка - какая уж тут мощность…

ЭКОЛОГИЯ

Тут все не так однозначно. С одной стороны, есть прямой показатель - измеренное в цикле моторных испытаний содержание токсичных компонентов. С другой стороны, есть и некие «отложенные штрафы» - ведь содержащиеся в масле агрессивные компоненты типа серы и фосфора впрямую не сказываются на показаниях газоанализатора, но, тем не менее, достаточно вредны. И что особенно важно, их соединения, попадая в соты нейтрализатора отработавших газов, существенно снижают его ресурс.

По фосфору все масла укладываются в современные требования - не более 0,12%. Но «Мобил» и «Маннол» находятся на этом самом пороге. А меньше всего фосфора в маслах «Зик», «Кастроль», «Виско» и «Шелл». Серы же всюду примерно одинаково - около полупроцента. Выделяются два масла: у «Шелл» серы заметно больше, чем у остальных, - 0,67%, а вот у корейского «Зик» практически в три раза меньше: всего 0,19%! В итоге сочетание высоких экологических результатов моторного теста и самого низкого содержания агрессивных, экологически вредных компонентов в самом масле выдвигает дальневосточного участника нашей экспертизы в единоличного лидера номинации. Браво победителю!

ЗАЩИТА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Экстремальная ситуация для узлов трения двигателя - это когда в них явно «недоложили» масла. Подобное нечасто, но случается. Расставить по местам масла в этой номинации должны были результаты определения их трибологических показателей по действующему ГОСТу. Испытания проводят на четырехшариковой машине трения. Такие методики более характерны для испытаний трансмиссионных и индустриальных масел, поэтому эти данные воспримем скорее для сведения.

Итак, нагрузка сваривания, то есть усилие, при котором шарики уже не могут проворачиваться друг относительно друга без задира, для всех испытуемых практически одинакова. Только для масла «Зик» результат существенно ниже. Очевидно, это следствие низкого содержания серы (см. выше). Но это не страшно: таких нагрузок в реальном моторе практически не бывает. Потому-то данный параметр для моторных масел и не нормируется.

Наиболее показательны в данном случае величины критической нагрузки и показатель износа. Первый параметр характеризует стойкость масляной пленки, второй - способность масла противодействовать износу. По критической нагрузке лидируют «Маннол» и «Мобил», а вот «Шелл» дает чуть худшие показатели, чем остальные. Кстати, вспомните: некоторое ухудшение отмечено и по мощности. Возможно, и там сказалась чуть меньшая стойкость масляной пленки, формируемой этим маслом. А по показателю износа, как ни странно, чуть худший показатель дал тот же «Maннол», но еще больше - «Кастроль».

По совокупности оценок определяем лидера в номинации - это «Мобил». Овации, господа!

НОМИНАЦИЯ ПЯТАЯ - ПУСК!

Из всего перечня параметров, ставших объектом наших замеров, на пусковые характеристики влияют индекс вязкости (чем выше, тем лучше), температура застывания и условная температура проворачиваемости (чем ниже, тем лучше), мощность механических потерь в пусковых режимах (при низких оборотах - от 300 до 1000 об/мин).

По индексу вязкости выявилось два лидера - «Шелл» и «Зик», у которых индекс вязкости больше 155, а также два аутсайдера - «Кастроль» и «Виско» с индексом вязкости меньше 147. Отсюда логично вытекают результаты, относящиеся к условной температуре проворачиваемости. А вот лидерами по температуре застывания стали два «немца» - у «Равенол» и «Maннол» зашкалило за -40°С. Хоть в Антарктиду с ними поезжай! Впрочем, и -35°С, при которых оставались работоспособными «Зик» и «Шелл», за глаза достаточно в наших условиях.

Данные замеров мощности механических потерь для разных масел в зоне пусковых оборотов различаются незначительно. Однако же хотя и ненамного, но меньше она у масел «Зик», «Равенол» и «Maннол».

А по совокупности показателей в этой номинации пальму первенства мы отдали «Шелл» и «Зик». Полейте их шампанским!

ВНЕ КОНКУРСА

Еще один показатель, который остался без внимания, - моющая способность и склонность масел к образованию отложений. Мы не можем включить его в наши номинации, поскольку для оценки этого параметра требуются длительные испытания, по понятным причинам не вошедшие в программу экспертизы. Но есть некоторые косвенные признаки, которые отчасти помогут прогнозировать результат.

Склонность к образованию отложений в определенной мере характеризуется степенью летучести масла - чем она ниже, тем более стойкое масло и меньше отложений оно дает. А о летучести масла можно судить по температуре вспышки. У масла «Зик» этот параметр выше, чем у всех остальных: 242°С. У «лидера» с другого конца, масла «Эссо», всего 209°С.

Но ведь можно испачкать, а потом убрать за собой! Убирают грязь моющие присадки. Их концентрацию в большой степени характеризуют величины щелочного числа и содержания кальция в масле. По этим параметрам явный лидер - «Шелл» с щелочным числом более 8 мг КОН/г. Правда, и летучесть его, судя по температуре вспышки, высоковата - так что состав в данном случае вполне сбалансирован. У остальных же масел щелочное число примерно одинаковое: 5–6 мг КОН/г. Но у корейского «Зик», как уже отмечалось выше, по всем признакам склонность к образованию отложений должна быть меньше, а «мыла» в составе столько же… Выводы делайте сами.

Призов в этой номинации не раздаем. Причины ясны: то, что сказано выше, - предположения, хотя и достаточно обоснованные. Кроме того, современные масла часто содержат беззольные органические моющие присадки, которые простым спектральным анализом не определить. Поэтому расставить претендентов по местам сможет только дополнительная серия специальных испытаний. Может, когда-нибудь проведем и такие.

ПОСЛЕ КОНКУРСА…

Призы розданы, прожекторы погасли, ковровые дорожки свернуты. Что касается итоговой расстановки в общем зачете, то ею, как всегда, руководила арифметика. Однако при этом учитывали не только количество нами же учрежденных «Оскаров», а абсолютно все результаты из протокола испытаний - вплоть до физико-химических показателей. По обыкновению напоминаем, что читатели вольны воспользоваться нашими измерениями для составления собственной табели о рангах.

И еще. В этой экспертизе мы прошлись по элите масляного мира - импортным продуктам высоких брендов. А насколько отличаются от них наши, отечественные масла? Экспертиза уже проведена - в одном из ближайших номеров расскажем о ее итогах.

Начав разговор о качестве моторных полусинтетических масел ведущих мировых брендов (ЗР, 2010, № 3), мы отметили, что ответы на большинство вопросов могут дать только длительные испытания. Для новой экспертизы полусинтетики класса 10W‑40 выбрали шестерку представителей масляной элиты: Shell Helix Plus, Esso Ultra, ZIC A+, Castrol Magnatec, Mobil Super 2000, Ravenol.

Классификация: SAE 10W‑40, ACEA A3/B3/B4, API SL/CF

Допуски: VW 505 00, MB 229.1Ориентировочная цена: 880 руб. (канистра 4 л)

Мы полагаем, что это поддельный Shell. Дальнейшие комментарии не имеют смысла. Напомним только, что доброкачественный продукт этого бренда в предыдущей экспертизе был на вершине пьедестала.

Плюсы: Наконец-то появился реальный фоновый образец для сравнения.

Минусы: Надо полагать, нечто подобное купили не мы одни.

Согласно нашей методике образцы масел закупили в крупных магазинах, и было это весной. Прошло полгода: испытания проведены, табель о рангах составлена. Но начнем издалека.

Классификация: SAE 10W‑40, ACEA A3/B3, API SL/CF

Допуски: VW 501 01/505 00, MB 229.1, FIAT 9.55535.D2Ориентировочная цена: 1200 руб. (канистра 4 л)

Самое дорогое из всех испытанных. Обладает неплохими защитными свойствами, но за счет несколько более низкой энергосберегающей функции. Моющая способность масла хорошая, о чем говорит низкий уровень отложений. Однако в процессе длительных испытаний оно ближе всех подошло к исчерпанию ресурса, в частности по снижению щелочного числа. На предыдущих испытаниях было шестым.

Плюсы: Хорошие защитные и моющие свойства.

Минусы: Немалая цена, высокий темп уменьшения щелочного числа.

Что и зачем нормируют автопроизводители

Защита от износа. Ресурсный параметр, определяемый свойствами противоизносных и антизадирных присадок в масле, а также его вязкостнотемпературной характеристикой.

Склонность к низкотемпературным отложениям. Ресурсный параметр, определяемый составом и концентрацией моющих присадок, а также составом и степенью чистоты базового масла. Влияет на образование отложений, затрудняющих подвод масла к узлам трения.

Склонность к высокотемпературным отложениям. Ресурсный параметр, определяемый составом базового масла и моющих присадок. Влияет на образование в зоне работы поршневых колец лаковых пленок, затрудняющих их подвижность.

Антиокислительная стойкость. Ресурсный параметр, определяемый концентрацией и составом щелочных присадок, которые нейтрализуют образующиеся кислоты, а также составом базового масла. Определяет способность противостоять окислению масла при контакте с кислородом воздуха и картерных газов при рабочих температурах в двигателе.

Экономия топлива. Параметр, характеризующий способность масла минимизировать потери на трение в двигателе и тем самым снизить эксплуатационный расход топлива по сравнению с эталонным маслом.

Совместимость с каталитическими нейтрализаторами. Параметр, определяющий совместимость масел с системами подавления токсичности. Вводит ограничения по содержанию в масле серы, фосфора и сульфатов, накладывает жесткие ограничения по летучести масла и его зольности.

Склонность к образованию сажи. Параметр особо важен для дизельных масел, ориентированных на использование в современных моторах с сажевыми фильтрами. При сгорании такие масла не должны образовывать дополнительной сажи, затрудняющей работу фильтра и уменьшающей его ресурс. Каждый из параметров определяют по специальным методикам и оценивают по десятибалльной шкале.

MB, VW и BMW Longlife…

Любое классное масло обычно хвастается одобрением ведущих автопроизводителей. Допусков на этикетках - море: сначала класс вязкости по SAE, потом группа качества по API и европейской ACEA, а потом - MB, VW, Ferrari, BMW… А что дополнительно требуют автопроизводители?

Основные требования к качеству масел хорошо известны. Это энергосбережение, защита от износа, склонность к низкотемпературным и высокотемпературным отложениям, антиокислительная стойкость, совместимость с нейтрализаторами и склонность к образованию сажи. Чем новее допуски автопроизводителей, тем выше их требования к маслам. Но важно то, что по допускам они оставляют далеко позади требования сертификации API и ACEA! Почему? Потому, что автокомпании учитывают реальные условия работы масла в конкретном двигателе. К примеру, если мотор «алюминиевый», то относительно холодный и масло в нем более склонно к образованию отложений. Отсюда и требования, выдвигаемые производителем такого мотора. Другой пример - двигатель класса Евро IV, оснащенный сажевым фильтром и нейтрализатором. Его создатели обязательно выдвинут жесткие требования к образованию сажи и совместимости с системами подавления токсичности.

Классификация: SAE 10W‑40, ACEA A3/B3/B4, API SM/CF

Допуски: VW 500 00/505 00, MB 229.1,BMW - Spezialol, соответствует VW 502 00, 501 01Ориентировочная цена: 1000 руб. (канистра 5 л)

Среди лидеров по моющей способности - мотор остается чистым, и это важно. Ресурс большой, судя по низкому темпу окисления масла. Но по экономии топлива уступает многим. И что-то велик его угар за цикл испытаний - значит, в старых моторах надо почаще контролировать уровень масла. В прошлый раз было пятым.

Плюсы: Доступная цена, высокий класс качества, нашедший подтверждение в испытаниях, хорошая моющая способность и большой ресурс.

Минусы: Сравнительно невысокие энергосберегающие функции.

Допуски: MB 229.1, VW 505 00Ориентировочная цена: 760 руб. (канистра 4 л)

Одно из самых дешевых масел нашей выборки, но с очень приличными показателями. В целом подтвердило свое высокое место по результатам предыдущей экспертизы, вновь выиграв бронзу. Самые высокие антиокислительные качества и стабильность моторных показателей предполагают большой ресурс работы.

Плюсы: Низкий темп окисления, невысокий расход на угар, длительная стабильность показателей.

Минусы: Сравнительно более высокий уровень высоко- и низкотемпературных отложений.

Фальшивая нота

Ресурсные испытания мы уже проводили (ЗР, 2009, № 11; 2010, № 1), поэтому методика отработана. Полную схожесть условий обеспечивают идентичные двигатели, обкатанные по одной программе на одном и том же топливе. Каждое масло работает 120 моточасов по одинаковым циклам. Большую часть испытаний моторы работали на режимах с высокими оборотами, что равноценно примерно 10 тысячам пройденных километров. Уже на этой цифре выявить тенденции старения масла вполне реально. После каждого заезда - разборка, взвешивание, фотографирование, куча анализов и т. п.

Ресурс масла зависит не только от его производителя, но и от состояния автомобиля, а также от стиля езды.

Крепкие старички

Стареющее масло не моет, а пачкает мотор. Накапливаются отложения: лаковые высокотемпературные, которые особенно заметны на боковых поверхностях поршней, и низкотемпературные - эдакий гудроноподобный шлам, который мы видим в масляном поддоне и на клапанном механизме.

Для оценки высокотемпературных отложений используют специальный метод, реализуемый на одноцилиндровой установке. У нас полноразмерный бензиновый мотор, но прием возьмем тот же. Эксперты оценивали отложения на поршнях двигателя, а результаты усредняли. Победили масла группы SM: Ravenol и ZIC A+, имеющие к тому же самые серьезные допуски «Мерседес-Бенца» и БМВ, по которым отложения должны быть совсем малыми.

Классификация: SAE 10W‑40, ACEA A3/B3, API SJ/SL/CF

Допуски: MB 229.1, VW 505 00Ориентировочная цена: 1100 руб. (канистра 4 л)

Масло подтвердило свой достойный статус (в прошлом тесте было на 4‑м месте). Недешевое, однако с довольно слабыми допусками и не самой высокой группой качества. В тесте показало неплохие ресурсные показатели и низкий уровень отложений. А по защитным функциям вообще в группе лидеров.

Плюсы: Высокие антиокислительные и защитные свойства, невысокий уровень отложений.

Минусы: Дороговато…

Низкотемпературные отложения оценивали по изменению массы тех деталей, где их образование идет наиболее активно, - это маслоотделитель в клапанной крышке и грибок маслозаборника масляного насоса. Лучше других смотрелись снова ZIC A+ и Castrol Magnatec. А вот левый продукт выдал отложений чуть не в два раза больше. Это наглядная иллюстрация для тех, кто не соблюдает сроки замены масла.

Характеристика антиокислительных свойств - рост кислотного числа масла. Лидер - Esso Ultra. Ravenol, ZIC A+ и Mobil Super 2000 дали практически одинаковый результат, а вот у Castrol Magnatec с этим параметром дела обстоят похуже. Но не сильно.

Классификация: SAE 10W‑40, ACEA A3/B3/B4/C3, API SM/CF

Допуски: MB 229.51, VW 502 00,BMW Longlife‑04, ОАО «АВТОВАЗ»Ориентировочная цена: 760 руб. (канистра 4 л)

Масло однозначно подтвердило лидирующие позиции по итогам предыдущего теста. Оно выполнило требования самых жестких современных допусков, что нашло отражение и в результатах. Лидер по энергосбережению и износу, моющей способности - все очень достойно. И при этом самое дешевое.

Плюсы: Высокие моющие, энергосберегающие и защитные свойства, хорошие ресурсные показатели.

Минусы: Как дозировать масло, если банка совсем непрозрачная?

Еще два параметра, нормированных в допусках, - защита от износа и экономия топлива. Износ определяли точным взвешиванием вкладышей подшипников и поршневых колец. Лидер - ZIC A+. Между прочим, оно единственное имеет допуск MB 229.51, самый жесткий по этому параметру.

Критерий экономии - реальный мгновенный расход топлива двигателя на заданных режимах работы. На свежем масле мы ничего нового не увидели - как и в первой серии экспертизы, свои таланты подтвердили Esso Ultra и ZIC A+.

Расход масла отслеживали по его количеству, слитому после испытаний. С учетом объема отобранных проб, конечно же. Если учесть, что погрешность такого метода превышает 10%, то можно сказать, что ZIC A+, Esso Ultra, Mobil Super 2000 и Castrol Magnatec показали близкие результаты. У всех продуктов слишком большой расход? Но так и было задумано - чтобы маслу жизнь медом не казалась, мы выбрали самые тяжелые режимы работы.

Делим подиум

Пять масел из шести ресурсные условия выполнили. Лучше других смотрелись ZIC A+, Mobil Super 2000 и Esso Ultra. Заметим, что ZIC A+ имеет допуск BMW Longlife‑04, где в самом названии заложен достойный ресурс работы. Совсем близко к границе снижения вязкости подошел Castrol Magnatec - но не перешел. Так что с ним все в порядке. Итоговые баллы расставляли с учетом всех номинаций, упомянутых выше, причем с одинаковыми весовыми коэффициентами.

Часто возникает вопрос: что лучше - стабильный середнячок или отличник, у которого по мере наработки резко садятся характеристики? Лучше, конечно же, яркий лидер со стабильной вязкостью и низким темпом старения. Плохо, когда темп снижения параметров таков, что масло даже при отличных начальных параметрах ведет себя непредсказуемо (об этом рассказал пример фальсификата, случайно попавшего в тест). Но при этом расходный материал не должен жить вечно. Более того, стабильность некоторых его параметров, например щелочного числа, - просто признак его плохой работы.

По результатам исследований - совет. Хочешь выбрать хорошее масло - поглядывай, кроме классов API и ACEA, и на допуски ведущих автопроизводителей. Лучше, если это будут допуски, разработанные после 2005 года: MB 229.51, VW 502.00 или 505.00, BMW Longlife‑04 и т. д. Ведь то, что хорошо «Мерседесу» или «Фольксвагену», не повредит и «Жигулям»…

Михаил Колодочкин (ЗР) и кандидат технических наук, доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета Александр Шабанов

Моторное масло 10w - 40 полусинтетическое занимает весомое место на рынке. Брендов достаточное количество (раскрученных и не очень), поэтому выбирая указанную продукцию, намеренно отбросим отечественных производителей. Уделим внимание иностранным брендам, подберем наиболее известные полусинтетические моторные жидкости. Подходящих для нашего конкурса восемь: Shell, ZIC, Esso, Mobil, Ravenol, Castrol, Mannol, Visco. Составим рейтинг, назначим победителя в разных номинациях!

Полусинтетическое масло получают при смешивании 70-80% минерального и 20-30% синтетического базового масла, плюс присадки. Полусинтетика имеет хорошие характеристики жидкости при доступной цене, обеспечивает надежную работу мотора.

Маркировка 10w - 40 по SAE (международной системе классификации масел) означает следующее.

  1. 10 w - зимнее моторное масло. Применяется при показателях температуры до -25 0 С, буква w - winter (зима).
  2. 40 указывает на максимальную температуру нормальной работы полусинтетики - +40 0 С.
  3. 10w означает, что температура проворачивания составляет -20 °С,
  4. Прокачиваемость при маркировке 10w происходит при критичной температуре -30 °С

Указанное масло всесезонное, диапазон температуры применения составляет -25…+35 0 С. Использование этой полусинтетики при более высокой температуре снизит плотность жидкости, а при более низкой температуре масло станет очень густым (мотор не заведется).

10w - 40 можно применять для стареньких моторов и для двигателей нового поколения, его технические показатели останутся неизменными. Чаще используют этот продукт для силовых агрегатов, имеющих большой пробег.

Метод оценки товара

Известно два способа оценки автомасел:

  • лабораторный анализ, плюс стендовые испытания;
  • изучение классификации API.

Удобный второй способ: исключает необходимость проводить тестирование, не вредит силовому агрегату. Просмотрев индексы качества масел, выставленные работниками API, можно выбрать лучшее. Указанный метод рассчитан на работу моторной жидкости в идеальных условиях. Его результаты на наших дорогах сомнительны.

Для лабораторного анализа подбираемые независимые лаборатории, желательно 3, имеющие государственную аккредитацию. Первой ставим задачу: определить влияние автомобильного масла на показатели мощности, токсичности, экономичности определенного двигателя. Разумеется, для всех образцов жидкости тестирование проведут в одинаковых условиях на одном моторе, с одинаковым бензином.

Для остальных лабораторий отдадим для исследования автомасло, полученное после тестирования первой лабораторией. Нас интересуют характеристики не свежей моторной жидкости из канистры, а показатели масла слитого с мотора после проведенного теста. Потому что показатели жидкости, попавшей в двигатель, нагревшейся до 200 0 С, вступившей в реакцию с продуктами окисления и проработавшей 12 моточасов, укажут реальный ресурс масла. Методом исследований и анализа нам определят физические, химические и трибологические характеристики масел. За эталон, с которым будем сравнивать все жидкости, возьмем результаты теста внеконкурсного автомобильного масла – дешевого минерального, имеющего показатель вязкости 10w - 40.

Номинация: влияние моторной смеси на расход топлива

Усредненные данные расхода топлива для всех режимов работы автомобиля определили победителя среди полусинтетических моторных масел 10w - 40. Лидером стал продукт с наименьшим показателем расхода топлива относительно потребляемого базового масла. Победители - марки ZIC, Shell, Esso. Они экономичнее простой минералки на 8%.

Как получился процент размерности при одинаковом показателе вязкости? Все просто: кинематическую вязкость определяли в капиллярных вискозиметрах не при температуре 100 0 С (указанной ГОСТ 33), а при температуре 200 0 С (возникающей в узлах трения двигателя при его работе).

Существует оптимальное значение вязкости, при котором двигатель хорошо работает, не потребляя лишнего топлива. Показатели меньше оптимального обеспечивают увеличение расхода бензина. Марка, имеющая номинальную вязкость - Mobil.

Номинация: мощность и динамика работы мотора, моющие свойства

Полусинтетические бренды-участники показали одинаковые результаты при тестировании указанных параметров, с наибольшим разбегом 1,5%.

Моторная жидкость создает в узлах трения защитную пленку, толщина которой зависит от вязкости масла. Увеличение вязкости отдаляет порог разрушения пленки при нагрузке, увеличивая силу трения, что приводит к снижению мощности силового агрегата. Моторные смеси с маленькой вязкостью увеличивают мощность из-за уменьшения силы трения. Но настает момент, когда масляная пленка полностью разрушается -это приводит к капитальному ремонту двигателя.

Моющие свойства у всех масел одинаковые, после теста на поршнях двигателя отсутствует нагар. Но возможность образования отложений определяется летучестью жидкости, она характеризуется температурой вспышки масла. ZIC вырывается в лидеры: указанный параметр составляет 242 0 С.

Номинация: защита двигателя при экстремальных условиях

Узлы мотора, в которых действуют силы трения, будут находиться в экстремальных условиях, если недолить масло в двигатель. Трибологические показатели (трение, износ, влияние смазки в технических системах) определили лидеров на этом этапе.

Основной задачей этого испытания было отследить критическую нагрузку: устойчивость масляной пленки, замерить радиус пятна износа, которое дает возможность оценить противоизносные характеристики моторной жидкости. Все участники испытания показали хорошие результаты. Наименьшие показатели у бренда ZIC, но это не повлияет существенно на работу силового агрегата, потому что в реальных условиях таких нагрузок не бывает.

Лидируют Mannol и Mobil, немного отстает от фаворитов Shell.

Номинация: пуск

Масло, имеющее низкую температуру застывания, обеспечивает легкий старт двигателя на морозе. Пусковые характеристики жидкостей были оценены после тестирования масел на имитаторе проворачивания коленвала. Было определено динамическую вязкость жидкостей при низких температурах.

Индекс вязкости (больше 155) вывел в лидеры масла Shell и ZIC, температура их застывания -35 0 С. Проигравшими конкурс оказались Castrol и Visco с показателем менее 147.

Номинация: экологичность продукции

На указанном этапе оценивается количество токсичных компонентов, плюс содержание в моторной жидкости агрессивных веществ. Соединения вторых, проникнув в нейтрализатор, существенно снижают срок его эксплуатации.

По показателю остаточных углеводородов и оксидов азота в лидеры вырвался Castrol. Остальные масла имеют одинаковые результаты. Больше этих продуктов сгорания у Shell, Esso, Mobil, Mannol.

По итогам конкурса лидирует ZIC.

Пьедестал

1-2 место

Shell Helix Plus

Победил в номинациях экологичность и пуск, имеет высокое щелочное число, отсутствует нагар на поршнях после его тестирования. Имеет наибольший индекс вязкости.

Из минусов: маленькая критическая нагрузка.

1-2 место

Лидирует в номинациях экологичность, пуск, мощность. Низкое содержание серы и фосфора, низкая токсичность отработавших газов. Демократическая цена. Прекрасные пусковые качества.

Из минусов: не вырвался в лидеры при тестировании на ЧШМ.

3 место

Стал одними из лидеров номинации экономичность. Вязкостные характеристики приближены к оптимальным. Имеет хорошую стоимость.

Из минусов: не влияет на мощность.

4 место

Mobil Super 2000 X1

Лидирует в номинации экстремальные условия. Имеет хорошие трибологические показатели, влияет на экономичность мотора.

Из минусов: высокая стоимость. Индекс SJ

5 место

Не стал лидером ни в одной из номинаций. Характеризуется низкой температурой застывания. Небольшое содержание фосфора и серы, высокую экологичность.

Из минусов выделить нечего. Жидкость надежная без ярко выраженных достоинств.

6 место

Castrol Magnatec

Имеет хорошие энергосберегающие свойства, маленькое содержание токсичных компонентов в отработанных газах. Его лучше заливать при высоких температурах окружающей среды.

Из минусов: Высокая стоимость. Низкий индекс вязкости, маленький показатель износа.

7 место

Характеризуется низкой температурой застывания, высокой стойкостью масляной пленки в экстремальных ситуациях. Низкая стоимость.

Из минусов: маленькое энергосбережение.

8 место

Имеет хорошие защитные свойства в условиях работы при больших нагрузках и температурах. Лучше использовать летом.

Из минусов: хуже, чем у конкурентов пусковые свойства при минусовых температурах, не влияет на экономию топлива.

Итог конкурса

Сравнив моторные жидкости, выбрав лидера в каждой из номинаций, составив рейтинг, мы указали на достоинства и минусы полусинтетических моторных масел 10w - 40. Подбирая бренд для своего автомобиля, учитывайте классификацию смазок Американского Института Нефти API, с которой можно ознакомиться, просмотрев видео:

Заметив на канистре, маркировку 10В-40, не раздумывайте - это подделка.