Величина арендной платы зависит от. Как рассчитывается арендная плата за земельный участок от кадастровой стоимости? Что входит в счет на оплату

Имея в собственности нежилое помещение, очень многие владельцы предпочитают передать его в аренду, обеспечив для себя постоянный и вполне приличный доход. Но, прежде чем сдать недвижимый объект, необходимо определиться со стоимостью аренды – ведь от заявленной собственником арендной платы зависит оперативность сдачи объекта и постоянное наличие арендатора, а следовательно, и доходы собственника. В этом материале мы подробно расскажем, как посчитать размер оплаты нежилой недвижимости, предполагаемой к аренде, и приведем конкретный пример расчета арендной платы за нежилое помещение.

Общие положения об арендной плате

Прежде чем рассказывать, как рассчитать стоимость аренды помещения, необходимо разобраться, а что же такое плата за аренду , какие разновидности арендной платы бывают, что непосредственно влияет на ее величину и ответить на другие вопросы.

Расчет арендной платы за нежилое помещение зависит от многих параметров

Определение

В Гражданском кодексе РФ дается четкое определение такому понятию, как арендная плата. Это платеж установленного размера, который уплачивается арендатором за временное использование нежилого объекта . Причем объект может иметь различную площадь и предназначение.

Важно, что доход, получаемый арендатором от деятельности арендатора помещения, не оказывает влияния на величину арендной платы – это касается и сверхдоходного производства, и бизнеса, приносящего скромные доходы. На основании заключенного договора арендатор обязан вносить платежи в соответствии с установленным графиком и строго в том размере, который прописан в документах.

Важно ! При передаче нежилого объекта в аренду, независимо от его площади, необходимо оформление соответствующего договора. В нем прописываются все важные особенности сделки, а также права и обязательство ее участников. Именно на основании этого документа определяются взаимоотношения между собственником объекта и арендатором, осуществляются все расчеты и решаются прочие вопросы.

При отсутствии договора помещение сдавать нельзя , но главное — не получится отстоять собственные интересы при нарушении соглашения и прав владельца объекта. Не каждый договор потребуется регистрировать в Госреестре, но, в любом случае, он надежно защищает стороны сделки от всевозможных проблем.

Нежилое помещение, передаваемое в аренду, может принадлежать муниципалитетам и частным лицам

Плата за аренду помещения: разновидности

В аренду может быть передан любой нежилой объект как принадлежащий муниципалитету/государству, так и являющийся собственность обычного гражданина. При этом в каждом случае имеются свои нюансы :

  1. Передача в аренду муниципальной/государственной собственности не предполагает начисления НДС. Для оформления сделки требуется участие в специально организованном аукционе. Информация о его проведении размещается в СМИ за месяц до назначенной даты. Размер арендного платежа может изменяться не чаще 2-х раз в 12 месяцев (регламент пересмотра прописывается в арендном договоре). Эта сделка подлежит обязательной регистрации. Нежилой объект, находящийся в собственности муниципальных властей, может быть передан в аренду исключительно юридическим лицам.
  2. Передача нежилой недвижимости, собственником которого является частное лицо , по арендному договору. В этом случае арендная ставка назначается собственником объекта, при этом использование специальных расчетных формул не обязательно. Однако, собственник нежилого помещения, сдающий его в аренду, обязан платить налог на прибыль. Для граждан это 13 %, а организации, помимо налога на прибыль по действующей ставке, уплачивают НДС.

Параметры, влияющие на размер арендной платы

Относительно расчета арендных платежей, то существует конкретная методика расчета, о которой мы подробно расскажем далее. Размер арендной платы и порядок ее внесения – это один из основных пунктов любого арендного соглашения. Платеж, по согласованию сторон, может выражаться различными способами :

  • фиксированная целиком за нежилое помещение;
  • цена за единицу площади, умноженная на общую площадь объекта;
  • фиксированная ставка + оплата услуг ЖКХ.

Арендная плата за нежилое помещение может выражаться разными способами

На расчет величины ставки аренды, влияют различные факторы , в частности:

  • месторасположение объекта, предположим, район, присутствие подъездных путей и пр.;
  • окружающая инфраструктура;
  • состояние сдаваемого объекта, наличие коммуникаций;
  • изношенность строения;
  • стройматериалы, использованные при возведении/ремонте здания/помещения;
  • разновидность объекта, передаваемого к арендной сделке;
  • ключевое предназначение нежилой недвижимости и другие факторы.

Здесь перечислены только основные параметры, влияющие на величину ставки по аренде. Например, арендодатель может включить в нее пользование территорией , на которой располагается арендуемый объект.

Обычно расчет ставки по аренде определяется единицей площади (кв. м.). Хотя участники сделки могут согласовать иные единицы расчета. При оформлении долгосрочного договора (более 12 месяцев), в расчетах обычно используется годовая ставка. Размер ставки по нежилой недвижимости может быть совершенно различным и он зависит от регионального местонахождения.

Основные различия оплаты при аренде нежилых и жилых помещений

Между сдачей в наем жилой недвижимости и арендой нежилых помещений имеется ряд существенных различий . Предположим, когда речь идет о сдаче жилой недвижимости, то должен быть оформлен договор найма. В нем прописываются взаимоотношения нанимателя жилья и его законного владельца, а также регламент расчетов. А потому по отношению к жилой недвижимости некорректно применять определение «аренда», поскольку передать его во временное использование можно лишь по договору найма.

Арендная плата и регламент ее внесения должны быть прописаны в договоре

Следует упомянуть еще об одном принципиальном факторе. Жилая недвижимость, находящаяся на балансе муниципалитета, может быть передано в наем только физическому лицу.

А если говорить об аренде нежилых объектов, включая полностью строения, то здесь подобных ограничений не существует – договор может быть заключен как с обычным гражданином, так и с организацией. Причем нежилой объект можно использовать только по его целевому предназначению.

Муниципальная принадлежность нежилого объекта предполагает еще ряд важных нюансов . В частности, срок действия арендного соглашения не может быть меньше 12 месяцев, причем арендатор должен вовремя вносить предусмотренную условиями сделки оплату. Иначе договор утратит свою силу и будет расторгнут арендодателем в одностороннем порядке. Но когда обязательства по договору четко выполняются, соответственно с его условиями, то после окончания срока его действия добросовестный арендатор вправе перевести нежилое помещение в личную собственность, выкупив его.

Еще один ключевой фактор, отличающий уплату аренды за помещения разного типа, состоит в том, что в отношении нежилой недвижимости, ставка состоит из 2-х частей :

  1. Расходная, в величину которой включаются затраты, определяющиеся содержанием строения/помещения и уплатой услуг ЖКХ (часто в документах прописывается, что коммунальные платежи арендатором вносятся отдельно).
  2. Доходная часть, состоящая в том, что владелец нежилой недвижимости, передаваемой во временное использование, предполагает получить непосредственный доход. Касаемо деятельности арендатора, то она не повлияет на размер ставки.

Вычисление размера оплаты по аренде нежилой недвижимости

Обычно ставка аренды нежилого объекта рассчитывается за 12 месяцев. Причем Приказом Минстроя № 209 от 14 IX 1992 рекомендовано использовать для расчетов установленный способ. Формула расчета ставки будет выглядеть так :

АП=АИ+АЗ , в ней

АП – полный размер платежа, взимаемого за аренду недвижимости и прописанный в документах сделки;

АИ – уплата аренды имущества, куда включается полная калькуляция строения/помещения;

АЗ – уплата аренды территории, на которой располагается недвижимость. Это значение имеет зависимость от регионального местонахождения объекта, его следует уточнять в местной администрации.

Причем значение АИ рассчитывается следующим образом :

АИ = БГА*КГ*КМ*КВ*КД*ККН*КСА*ПО , где

БГА – базовая годовая арендная ставка за квадратный метр, сюда не включается площадь технических помещений (подвалы, чердаки), лестничных пролетов и пр.

КГ – значение, определяемое законодательством и учитывающее месторасположения нежилого объекта (регион/город/район).

КМ — коэффициент, который учитывает материалы, используемые для возведения стен.

КВ – вид нежилого объекта.

КД – коэффициент, отображающий вид деятельности арендатора.

ККН – коэффициент качества объекта:

ККН=К1+К2+К3

К1 – параметр степени благоустройства;

К2 – месторасположение объекта;

К3 – параметр удобства использования.

КСА – параметр, отображающий передачу объекта третьим лицам (субаренда).

ПО – площадь объекта аренды (общая).

Пример вычисления арендной платы по нежилой недвижимости

Вычисление годовой ставки аренды – процесс достаточно сложный. Поэтому, не имея соответствующего опыта, целесообразно привлечь к этому специалиста .

Для расчета арендной ставки за нежилое помещение целесообразно пригласить специалиста

За образец расчета возьмем вычисление годовой ставки за муниципальный объект в Ступино (Москва). Муниципалитетом утверждена базовая ставка за квадратный метр размером 350 руб., для данной территории установлен коэффициент 1,25.

Все остальные значения, которые учитываются при расчетах, нужно уточнять в приложении к вышеуказанному Приказу Министерства строительства.

Основываясь на методике расчета, для данного случая установлены следующие значения:

  1. Для материалов возведения стен предусмотрены следующие значения: кирпич — 1,5, ж/б конструкции – 1,25, строения из смешанных материалов – 1, деревянный дом – 0,8.
  2. По виду недвижимости — складское/производственное здание/помещение: для помещений с центральным отоплением предусмотрен коэффициент 0,5 (неотапливаемый объект – 0,3). Для других помещений — 1.
  3. Месторасположение объекта. Когда арендуемая площадь располагается в подвальном помещении к расчету принимается коэффициент 0,19, для отдельно стоящих объектов – 0,54, площадь в чердачном помещении – 0,26, для разнообразных пристроек – 0,32.
  4. Пользование прилегающей территорией. При наличии ограждения на территории значение равно 0,27, при отсутствии таковых – 0,16. А если нет возможности использовать прилегающую территорию, то коэффициент равняется 0,1.
  5. При учете направления деятельности арендатора устанавливаются следующие коэффициенты: нотариальные/юридические/банковские/посреднические организации – 3; гостиничный/охранный бизнес и офис компании – 2,5; ресторанный бизнес и ломбарды – 2; общепит и торговля – 1,5; лечебные учреждения различного формата – 1.

Все расчеты ставки аренды должны быть сделаны письменно и приложены к договору

А в заключении нужно отметить, что все расчеты должны быть отражены в письменном виде и представлены в виде приложения к главному договору . Это защитит участников сделки от проблем с фискальными органами.

Экономическая ситуация в стране такова, что заниматься выращиванием и продажей сельскохозяйственной продукции стало очень выгодно. Но, как и в любом бизнесе, сначала необходимо рассчитать перспективы, затраты и получаемую прибыль, чтобы не ошибиться и не прогореть.

Если у вас достаточно денег для своего дела, можно . Но большинство людей не в состоянии этого сделать. Но необязательно приобретать землю, можно взять её в аренду. Сначала следует выяснить, как рассчитывается стоимость аренды земли, по каким законам она изменяется.

Как рассчитывается аренда

Первоначально нужно упомянуть, что взять землю в аренду у частника и у государства – это не одно и то же. Государство при назначении цены аренды ориентируется на объективные показатели ценности земли: её местоположение, целевое назначение, городские планы на землю. Частник или фирма могут ориентироваться на субъективные способы оценки аренды земли: «популярность» территории, коммуникации на ней, собственные интересы.

Поэтому необходимо разделять цену аренды на нормативную стоимость, кадастровую и рыночную. Каждая из них определяется по собственным правилам и влияет друг на друга. Первоначально поговорим об общих формулах, факторах, которые влияют на повышение или понижение аренды.

Размер любой арендной платы должен указываться в договоре.

Нормативная арендная плата

Стоимость устанавливается государством и органами местного самоуправления. Она не меняется со временем от колебаний рынка и других изменений. Нормативная стоимость рассчитывается исходя из и её местоположения.

  • для подсобного хозяйства – дачи;
  • – пашни;
  • промышленности – территории для строительства заводов;
  • населенных пунктов – зоны для строительства магазинов, торговых и офисных зданий.

При назначении арендной платы учитываются два важнейших показателя.

  1. Географическое положение природной зоны, экономическое развитие города. Логично, что сельскохозяйственные земли, расположенные на юге страны, стоят в десятки раз дороже, чем аналогичные территории на севере. Для промышленных и других зон большое значение играет близлежащий город. Земли под Москвой стоят в 3-4 раза дороже, чем участки под другими городами страны.
  2. Ценность участка для города, области . Для каждого типа земли (по целевому назначению) приоритетными являются свои показатели ценности. Здесь учитывается множество параметров:
    • инженерная и строительная ценность;
    • социальная, экономическая роль;
    • природные качества территории;
    • историческая и архитектурная ценность;
    • прочие параметры.

Стоимость аренды сельхозземли в Ивановской области (1 гектар стоит около 30 000 рублей) и стоимость аренды земли под строительство в центре Москвы (1 сотка земли может стоить несколько миллионов рублей) серьезно отличаются. Более точная цена на аренду земельного участка может быть получена непосредственно в городской администрации или же в сельском совете.

Кадастровая стоимость

Государственная кадастровая оценка обязательна для каждого участка земли, так как именно при ней учитывается множество важных факторов, влияющих на конечную стоимость аренды земли. Нередко кадастровая стоимость становится рыночной.

  1. При кадастровой оценке официально измеряются и закрепляются данные о границах, площади и плане территории. Именно эти характеристики нужно учитывать при расчете реальной арендной платы.
  2. Оцениваются коммуникации на участке. Логично, что земля с подведением линии электропередачи, системой водоснабжения и канализации должна оцениваться дороже.
  3. Оцениваются и документально фиксируются различные постройки на территории и их состояние. Цену аренды сельскохозяйственных земель поднимают теплицы, постройки для техники и инвентаря.
  4. Учитывается расстояние не только до дорог, но и до леса, водоемов, других природных объектов. Наличие их рядом увеличивает стоимость любой земли. Негативно может сказаться присутствие рядом заболоченных или загрязненных участков.
  5. Важным показателем является рельеф местности. Неровности участка становятся проблемой при любом использовании земли. Также имеет значение рельеф близлежащей территории. Участок, находящийся в низине, будет регулярно затапливаться.
  6. Для сельскохозяйственных земель не менее значимым показателем будет севооборот или характеристика почвы. Также важный момент – необходимость предварительной обработки земли перед посевом.

Рыночная стоимость аренды

Может показаться, что кадастровая стоимость земли должна соответствовать рыночной. Но так бывает далеко не всегда. Несмотря на очевидную зависимость, рыночная стоимость иногда сильно отличается от кадастровой.

Дело в том, что на окончательную сумму влияют главные факторы рынка – спрос и предложение. А на них серьезное влияние оказывает психология отдельных людей и масс, экономическая и политическая ситуации в стране и регионе.

Наиболее подвержены рыночным колебаниям земли в городской черте. На цену влияют не только объективные факторы (близость магазинов, значимых улиц), но и субъективные, и нерациональные условия. К ним можно отнеси «престижность» района – близость парков и зон отдыха, архитектурных памятников, выделение района «для богатых».

Большую объективность при рыночной оценке имеют земли сельскохозяйственного и промышленного значения. Но и здесь играют роль ожидания и надежны народа. Ожидается повышение экономики страны, следовательно, увеличивается активность предпринимателей и возрастает желание открывать предприятия. А если растет спрос на застройку земли этими предприятиями, то растет и цена на аренду.

Другими словами, нужно всегда учитывать спрос на землю, а не только объективные данные. Иногда спрос на аренду земли может подняться вообще без видимых причин. Например, предприниматели планировали , открыть бизнес. Вдруг разразился кризис, и риски при бизнесе возросли, следовательно, упал спрос на землю. Но при этом спрос на аренду возрос, хотя должен был тоже упасть. Это произошло из-за того, что часть предпринимателей решила не покупать землю, а взять её в аренду.

Анализ стоимости аренды и прогноз

Чтобы было понятней, как формируется цена аренды земли, лучше разобрать её колебания на конкретных примерах. Прежде чем предполагать развитие будущих событий, обратимся к тому, чему может научить прошлое.

Обзор изменений стоимости в прошлом

Если брать общую стоимость аренды за длительный период от 2000 года до сегодняшнего момента, то можно увидеть прямую зависимость цены от экономической ситуации в стране.

С 2000 года цена на аренды постоянно растет и ускоряется: чем ближе подходит график к 2008 году, тем круче становится подъем стоимости аренды.

В 2008 году график резко падает вниз – это хорошо показывает не только силу «банковского» кризиса, но абсолютную его неожиданность.

Но после столь же крутого падения стоимость земли и аренды быстро выправляется и вновь начинает идти в гору, правда не так резво. Это показывает, что кризис хоть и был страшным, но все же имел вполне достойное решение всех проблем.

Новое падение стоимости аренды произошло в 2014 году и было связано с политической обстановкой в стране. Действительно трудно открывать бизнес и арендовать участок, когда у населения банально нет денег. Но интересно то, что стоимость аренды на земли сельскохозяйственного назначения не только падала медленнее, но даже пошла в рост. Так можно увидеть на практике принятие правительством закона об эмбарго и введение субсидий для сельскохозяйственных производителей.

Если посмотреть стоимость аренды земли на более коротком временном отрезке, то мы увидим явную зависимость от погоды на улице и настроения граждан. Например, стоимость аренды производственных и офисных помещений сильно падает с 1 января и так же сильно поднимается с 10-12 января каждого года. Сразу видно, когда вся страна идет отдыхать. А стоимость аренды сельскохозяйственных земель возрастает весной и падает осенью. Таким образом, можно наглядно видеть зависимость цен от спроса на рынке.

Ситуация в настоящий момент

Несмотря на период относительной стабилизации экономической ситуации, стоимость аренды земли продолжает падать. Делает она это уже на так охотно, как в 2014-2015 годах, но тенденция видна отчетливо. Отличаются лишь земли сельскохозяйственного назначения, но с июня 2016 цены тоже идут вниз. Связано это с окончанием посевного периода. Также падает цена аренды земель коттеджного и дачного строительства.

Величина аренды устанавливается государством. Обычно стоимость земли для аренды составляет 1,5% от ее оценочной кадастровой стоимости.

Прогноз цен на будущее

Стоимость аренды земли зависит от ситуации в стране. Сейчас всё ещё продолжается кризис, но он не может длиться вечно. Как и в 2008 году падение цен на землю вскоре сменилось новым ростом, так и сейчас разорванные отношения с Европой должны замениться на внутреннее производство. Недавно было объявлено, что впервые с 2014 года ВВП страны перестал падать и наметился незначительный рост. Это значит, что пик кризиса миновал и начинается новый подъем. Значит, стоимость аренды скоро также пойдет в рост.

Эксперты рынка недвижимости прогнозируют, что в 2019 году стоимость аренды земли будет напрямую зависеть от внутренней экономической ситуации в стране, но уже сейчас наметилась тенденция к удорожанию.

Средний ежегодный платеж по аренде составляет 800 рублей. Право аренды обходится в 10 000 — 15 000 руб.

Расходы на оформление документов – 5000 рублей + 1000 рублей государственная пошлина.

Формулы для расчета

Заметим, что стоимость аренды сильно различается от того, у кого её берем — у частника или у государства.

Расчет аренды государственных земель:

А = К * %, где

  • А – арендная плата, которая, по сути, является налогом;
  • К – кадастровая стоимость земли;
  • % — коэффициент, зависящий от типа нанимателя и цели аренды.

Последний коэффициент принимает несколько значений:

  • 0,01% — для любых лиц, владеющих правом на освобождение от налога или налоговыми льготами;
  • 0,6% — для участков под подсобное хозяйство, садоводство, огородничество, фермерское хозяйство, под сельскохозяйственные нужды;
  • 1,5% — для территорий под строительство промышленных зон, жилищных и прочих построек;
  • 2% — если аренда ведется для добычи полезных ископаемых

Расчета аренды частных земель:

А = Ц * %, где

  • А – арендная плата в год;
  • Ц – рыночная цена земли;
  • % – размер ставки рефинансирования Центробанка.

Во второй формуле учитывается именно рыночная стоимость, при этом мы уже знаем, что она может превосходить кадастровую. При этом факторы, увеличивающие стоимость, не всегда логичны и объективны. Рыночная стоимость земли должна определяться независимой компанией за полгода до вступления клиента в свои права.

Размер ставки рефинансирования учитывается в начале того года, когда был заключен договор на аренду. То есть если договор на аренду земли с мая по сентябрь 2019 года заключался в декабре 2018 года, то размер ставки составит 7,75%% — ставка ЦБ в 2018 году.

При аренде земли у частника, клиент не может получить никаких льгот. Например, такой же коэффициент при аренде государственных земель может составлять 0,01%. Конечно, для получения такой ставки понадобится множество бумаг. Но при этом самая максимальная ставка для аренды государственных земель составляет всего 2% — на добычу полезных ископаемых. Получается, что у государства брать землю в аренду выгоднее в любом случае.

Примеры расчетов

Возьмем Ивана Ивановича, решившего взять в аренду землю для ведения огородничества. Период аренды – май-сентябрь (включительно) 2016 года, рыночная оценка земли производилась в декабре 2015 (за полгода по правилам), договор заключался тогда же. Стоимость земли на лето 2016 оценена в 100 000 рублей.

  1. Ставки ЦБ в 2015 – 8,25%.
  2. Рыночная стоимость – 100 000 рублей.
  3. Годовая оплата аренды = 100 000 * 8,25% = 8250 рублей в год.

За период с мая по сентябрь (5 месяцев) Иван Иванович заплатит 3 437 рублей и 50 копеек.

Возьмем другой пример – Сергей Петрович решил открыть небольшое кафе в городе. Землю для этого решил взять у областного правительства. Срок аренды – весь 2016 год, кадастровую оценку проводили в июне 2015 года и сразу заключили договор. Кадастровая стоимость земли составила 300 000 рублей .

  1. Кадастровая цена – 300 000 рублей.
  2. Коэффициент – 1,5%, так как строится кафе.
  3. Годовая оплата = 300 000 * 1,5% = 4500 рублей

Актуальные нюансы аренды земельного участка

Помимо расчета арендной платы, необходимо решить множество других моментов, чтобы получить участок в свободное пользование. Подробные разъяснения о самых важных моментах покупки и аренды земельного участка, которые следует знать любому землепользователю — на видео.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы *


Документ с изменениями, внесенными:
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 61, 05.11.2013);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 71, 26.12.2013);
от 18 июня 2014 года N 349-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 19.06.2014);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 02.07.2014);
постановлением Правительства Москвы от 17 сентября 2014 года N 541-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 18.09.2014);
постановлением Правительства Москвы от 11 ноября 2014 года N 650-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 12.11.2014);
постановлением Правительства Москвы от 9 декабря 2014 года N 739-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 11.12.2014);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 26.12.2014);
постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2015 года N 70-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 25.02.2015);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 15.07.2015);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 27.08.2015);
постановлением Правительства Москвы от 17 декабря 2015 года N 897-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 18.12.2015);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 22.12.2015) (вступил в силу с 1 января 2016 года);
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2016 года N 785-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 28.11.2016);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 02.12.2016) (вступил с 1 января 2017 года);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 22.12.2016) (вступил с 1 января 2017 года);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 28.03.2017);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 20.04.2017);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 11.07.2017);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 18.12.2017) (вступило в силу с 1 января 2018 года);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 17.04.2018);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 18.12.2018) (вступило в силу с 1 января 2019 года);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 17.04.2019);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 03.07.2019).
____________________________________________________________________

________________

постановлением Правительства Москвы от 16 апреля 2019 года N 369-ПП ..

В целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации города Москвы по управлению государственным имуществом города Москвы и предоставлению имущественной поддержки субъектам, арендующим объекты нежилого фонда, принадлежащие на праве собственности городу Москве, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Правительство Москвы
(Преамбула в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 апреля 2019 года N 369-ПП .

постановляет:

1. Утвердить перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях (приложение 1).
постановлением Правительства Москвы от 26 августа 2015 года N 544-ПП постановлением Правительства Москвы от 16 апреля 2019 года N 369-ПП .

1(1). Установить, что порядок определения размера арендной платы, определенный приложением 1 к настоящему постановлению, применяется в отношении действующих и вновь оформляемых договоров аренды нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, за исключением договоров аренды, заключенных по результатам проведения торгов, а также договоров аренды, по которым применены фиксированные ставки арендной платы, устанавливаемые Правительством Москвы.
(Пункт дополнительно включен с 7 сентября 2015 года постановлением Правительства Москвы от 26 августа 2015 года N 544-ПП)

1(2). Установить, что порядок определения размера арендной платы, определенный пунктом 4 приложения 1 и приложением 3 к настоящему постановлению, применяется при согласовании сделок по передаче во владение и (или) пользование физическим лицам - собственникам жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, или гражданам, имеющим право пользования жилыми помещениями, расположенными в многоквартирном доме, предоставленными по договорам найма, для размещения транспортных средств частей зданий или сооружений (машино-мест), расположенных в пределах административных границ города Москвы, совершаемых государственными унитарными предприятиями (государственными предприятиями, казенными предприятиями) города Москвы, государственными учреждениями города Москвы.
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 16 апреля 2019 года N 369-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 2 июля 2019 года N 748-ПП .

2. Установить на 2019 год минимальную ставку арендной платы за 1 кв.метр нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, расположенных в пределах административных границ города Москвы, в размере 4500 рублей в год. Ставка арендной платы за 1 кв.метр нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, не может быть ниже минимальной, если иное не установлено правовыми актами Правительства Москвы.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года постановлением Правительства Москвы от 15 декабря 2017 года N 1018-ПП постановлением Правительства Москвы от 18 декабря 2018 года N 1580-ПП .

Начальная (минимальная) цена договора аренды объекта нежилого фонда, выставляемого на торги и включенного в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный Правительством Москвы или уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с , устанавливается в размере минимальной ставки арендной платы, определенной абзацем первым пункта 2 настоящего постановления.
(Абзац дополнительно включен с 1 мая 2017 года постановлением Правительства Москвы от 19 апреля 2017 года N 208-ПП постановлением Правительства Москвы от 17 апреля 2018 года N 326-ПП .

Начальная (минимальная) цена договора аренды объекта нежилого фонда, расположенного в подвальном этаже, выставляемого на торги и включенного в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный Правительством Москвы или уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" , устанавливается в размере 1000 рублей за 1 кв. метр в год.
(Абзац дополнительно включен с 28 апреля 2018 года постановлением Правительства Москвы от 17 апреля 2018 года N 326-ПП)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 июля 2014 года постановлением Правительства Москвы от 1 июля 2014 года N 364-ПП постановлением Правительства Москвы от 24 декабря 2014 года N 816-ПП ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года постановлением Правительства Москвы от 22 декабря 2015 года N 907-ПП ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 2 декабря 2016 года N 812-ПП .

3. При расчете ставки арендной платы по договорам аренды (за исключением договоров аренды, заключенных по результатам торгов) ежегодно с 1 января текущего года применять коэффициент-дефлятор с учетом индекса 1,05:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 января 2014 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2013 года N 869-ПП ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года постановлением Правительства Москвы от 24 декабря 2014 года N 816-ПП ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Москвы от 18 декабря 2018 года N 1580-ПП .

3.1. Пункт утратил силу с 13 июля 2014 года - постановление Правительства Москвы от 1 июля 2014 года N 364-ПП ..

3.2. По действующим договорам аренды нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, с категориями арендаторов, целями использования объекта нежилого фонда, предусмотренными приложением 1 к настоящему постановлению, ставка арендной платы по которым определена на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, а также в виде расчетной ставки арендной платы, определенной с применением корректирующего коэффициента.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 сентября 2015 года постановлением Правительства Москвы от 26 августа 2015 года N 544-ПП .
____________________________________________________________________
Действие пункта 3 приостановлено:
до 31 декабря 2018 года - пункт 3 постановления Правительства Москвы от 15 декабря 2017 года N 1018-ПП .
____________________________________________________________________

4. Пункт утратил силу с 1 января 2015 года - постановление Правительства Москвы от 24 декабря 2014 года N 816-ПП ..

4(1). Установить, что:

4(1).1. По действующим и вновь оформляемым договорам аренды нежилых помещений с категориями арендаторов, целями использования объекта нежилого фонда, предусмотренными приложением 1 к настоящему постановлению, передаваемых в аренду на льготных условиях, за исключением случаев наличия задолженности по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты (далее - нарушение платежной дисциплины), использования нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, по назначению, не предусмотренному договором аренды, а также при передаче арендуемого имущества в субаренду без согласия арендодателя устанавливаются следующие ставки арендной платы (далее - льготные ставки):
(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 15 июля 2015 года N 440-ПП ; в редакции, введенной в действие с 7 сентября 2015 года постановлением Правительства Москвы от 26 августа 2015 года N 544-ПП .

Минимальные ставки арендной платы, устанавливаемые Правительством Москвы при утверждении прогноза социально-экономического развития города Москвы на соответствующий финансовый год;

Фиксированные ставки арендной платы, устанавливаемые Правительством Москвы;

Расчетные ставки, определяемые от величины рыночной ставки арендной платы, установленной по заключению независимого оценщика, с применением понижающего корректирующего коэффициента, устанавливаемого правовым актом Правительства Москвы.".

4(1).2. При нарушении арендаторами платежной дисциплины по договорам аренды нежилых помещений, переданных в аренду на льготных условиях:

4(1).2.1. В случае погашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления сохраняется действующая льготная ставка, установленная в договоре аренды нежилого помещения на соответствующий год.

4(1).2.2. В случае непогашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления действующая льготная ставка, установленная в договоре аренды нежилого помещения на соответствующий год, применяется с корректирующим коэффициентом 1,25.

4(1).2.3. В случае если при применении корректирующего коэффициента 1,25 (пункт 4(1).2.2 настоящего постановления) ставка арендной платы будет превышать размер, определенный в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, то в отношении указанного нежилого помещения устанавливается ставка арендной платы, определенная на основании заключения независимого оценщика.

4(1).3. При повторном нарушении арендаторами платежной дисциплины по договорам аренды нежилых помещений, переданных в аренду на льготных условиях:

4(1).3.1. По договорам аренды нежилых помещений с льготной ставкой, установленной в соответствии с пунктом 4(1).2.1 настоящего постановления, применяется корректирующий коэффициент 1,25 с учетом положений пункта 4(1).2.3 настоящего постановления.

4(1).3.2. В случае непогашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления по договорам аренды нежилых помещений со ставкой арендной платы, установленной в соответствии с пунктами 4(1).2.2 и 4(1).3.1 настоящего постановления, . Арендатор утрачивает право на применение льготных ставок арендной платы по иным, заключенным с таким арендатором и действующим договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы.

4(1).3.3. В случае погашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления по договорам аренды нежилых помещений со ставкой арендной платы, установленной в соответствии с пунктами 4(1).2.2 и 4(1).3.1 настоящего постановления, на последующие годы сохраняется действующая льготная ставка, установленная в договоре аренды нежилого помещения на соответствующий год, с применением корректирующего коэффициента 1,25 и коэффициента-дефлятора, установленного Правительством Москвы на соответствующий год, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4(1).4 настоящего постановления.

4(1).4. В случае последующего нарушения арендаторами платежной дисциплины по договорам аренды нежилых помещений, переданных в аренду на льготных условиях:

4(1).4.1. По договорам аренды нежилых помещений со ставкой арендной платы, установленной в соответствии с пунктом 4(1).3.3 настоящего постановления, ставка арендной платы устанавливается на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы.

4(1).4.2. При непогашении задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления, а также в случае очередного нарушения платежной дисциплины арендаторами, погасившими задолженность (пункт 4(1).4 настоящего постановления), Департамент городского имущества города Москвы осуществляет в установленном порядке расторжение договоров аренды нежилых помещений по инициативе арендодателя с взысканием неустойки, предусмотренной условиями договора аренды.

4(1).5. В случае передачи без согласия арендодателя нежилого помещения (части нежилого помещения), предоставленного в аренду на льготных условиях, в субаренду Департамент городского имущества города Москвы обеспечивает перерасчет арендной платы по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы с даты выявления в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы факта нарушения и до окончания срока действия договора аренды. При повторном выявлении либо неустранении арендатором в установленный срок такого нарушения договор аренды подлежит расторжению по инициативе арендодателя в установленном порядке с уплатой штрафа в размере установленной на соответствующий год ставки арендной платы.
(Пункт 4(1) дополнительно включен с 13 июля 2014 года постановлением Правительства Москвы от 1 июля 2014 года N 364-ПП)

4(2). При использовании нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, по назначению, не предусмотренному договором аренды, Департамент городского имущества города Москвы осуществляет в установленном порядке расторжение договора аренды по инициативе арендодателя с уплатой штрафа в размере установленной на соответствующий год ставки арендной платы.
(Пункт 4(2) дополнительно включен с 13 июля 2014 года постановлением Правительства Москвы от 1 июля 2014 года N 364-ПП)

4(3). В случае передачи в установленном порядке в субаренду нежилого помещения (части нежилого помещения), предоставленного в аренду на льготных условиях, льготная ставка арендной платы устанавливается на часть нежилого помещения, не переданную в субаренду. При этом:

4(3).1. На часть нежилого помещения, переданную в субаренду лицам, не имеющим в соответствии с настоящим постановлением права на аренду нежилых помещений на льготных условиях, ставка арендной платы устанавливается на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы.

4(3).2. На часть нежилого помещения, переданную в субаренду лицам, которые имеют в соответствии с настоящим постановлением право на аренду нежилых помещений на льготных условиях, ставка арендной платы устанавливается равной льготной ставке арендной платы по договору аренды, если иное не установлено правовыми актами Правительства Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 сентября 2015 года постановлением Правительства Москвы от 26 августа 2015 года N 544-ПП .

4(4). Утвердить ставки ежемесячной арендной платы за размещение оборудования базовых станций подвижной радиотелефонной связи на объектах, утвержденных (приложение 2).
постановлением Правительства Москвы от 15 июля 2015 года N 440-ПП)

4(5). Размер платы, установленный в соответствии с приложением 2 к настоящему постановлению, подлежит корректировке не чаще одного раза в год на коэффициент-дефлятор, ежегодно утверждаемый Министерством экономического развития Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 26 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 15 июля 2015 года N 440-ПП)

4(6). Утвердить ставки арендной платы за предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), находящиеся в имущественной казне города Москвы, расположенные в пределах административных границ города Москвы (приложение 3).
постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 123-ПП)

4(7). Размер платы, установленный в соответствии с приложением 3 к настоящему постановлению, применяется в отношении действующих и вновь оформляемых договоров аренды машино-мест с физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, являющимися собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, где расположено машино-место, или в многоквартирном доме, учтенном в одном домовладении с сооружением, где расположено машино-место, или иными физическими лицами, проживающими по месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации в указанных многоквартирных домах.
(Пункт дополнительно включен с 8 апреля 2017 года постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 123-ПП)

5. Признать утратившими силу:

5.1. Постановление Правительства Москвы от 21 марта 2006 года N 207-ПП "О мерах дополнительной поддержки в 2006 году федеральных государственных организаций и учреждений, осуществляющих работу в области науки, культуры и образования" .

5.2. Постановление Правительства Москвы от 6 марта 2007 года N 151-ПП "О внесении изменения и дополнения в постановление Правительства Москвы от 21 марта 2006 года N 207-ПП" .

5.3. Пункт 9 постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2009 года N 1479-ПП "О реализации дополнительных мер государственной поддержки организаций и предприятий, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, на период 2010-2012 годов" в части внесения изменений в постановление Правительства Москвы от 21 марта 2006 года N 207-ПП .

6. Пункт утратил силу с 16 ноября 2013 года - ..

7. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 17 декабря 2015 года N 897-ПП ..

8. Пункт утратил силу с 16 ноября 2013 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2013 года N 710-ПП ..

9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Ефимова В.В.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 ноября 2013 года постановлением Правительства Москвы от 29 октября 2013 года N 710-ПП ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года постановлением Правительства Москвы от 18 декабря 2018 года N 1580-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 апреля 2019 года N 369-ПП .

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение 1. Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях

____________________________________________________________________
Приложение предыдущей редакции с 26 июля 2015 года считается приложением 1 настоящей редакции - постановление Правительства Москвы от 15 июля 2015 года N 440-ПП .
____________________________________________________________________

(В редакции, введенной в
действие с 7 сентября 2015 года
постановлением Правительства Москвы
от 26 августа 2015 года N 544-ПП . -
См. предыдущую редакцию)

Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях *

________________

* Название в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 апреля 2019 года N 369-ПП ..

Цель использования объекта нежилого фонда

Размер арендной платы/ порядок определения размера арендной платы за 1 кв. метр объекта аренды в год

Корректирующий коэффициент, применяемый к рыночной стоимости права пользования на условиях договора аренды

Коммерческие организации, за исключением хозяйствующих субъектов, указанных в пунктах 2-19 настоящего приложения

Осуществление хозяйственной деятельности, за исключением целей, указанных в пунктах 2-19 настоящего приложения

Ставка арендной платы устанавливается на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы

Адвокатские образования

Осуществление адвокатской деятельности

Ставка арендной платы устанавливается на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы

Нотариусы, государственные нотариальные конторы

Осуществление нотариальной деятельности

Ставка арендной платы устанавливается на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы

Использование в качестве места хранения одной единицы авто-, мототранспорта, находящегося в собственности арендатора

300 рублей

Субъекты малого предпринимательства

Осуществление хозяйственной деятельности на условиях, установленных постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы"

Ставка арендной платы устанавливается Правительством Москвы

Общественные объединения (в том числе политические партии), их структурные подразделения и все виды отделений, зарегистрированные в качестве юридического лица

3500 рублей

постановлением Правительства Москвы от 22 декабря 2016 года N 933-ПП .

Общероссийские профсоюзы, общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные профсоюзы, межрегиональные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов, территориальные организации профсоюзов, зарегистрированные в качестве юридического лица

Осуществление деятельности высших и исполнительных органов управления

3500 рублей

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 22 декабря 2016 года N 933-ПП .

Религиозные организации, осуществление деятельности, предусмотренной уставом и (или) положением, зарегистрированных в качестве юридического лица

Осуществление религиозных обрядов и церемоний, осуществление благотворительной деятельности, осуществление деятельности органов управления религиозной организации

3500 рублей

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 22 декабря 2016 года N 933-ПП ; в редакции, введенной в действие с 28 апреля 2018 года постановлением Правительства Москвы от 17 апреля 2018 года N 326-ПП .

Социально ориентированные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, предусмотренную , имеющие регистрационное свидетельство участника Реестра негосударственных некоммерческих организаций, взаимодействующих с органами исполнительной власти

Осуществление деятельности из числа видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"

3500 рублей

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 22 декабря 2016 года N 933-ПП .

Иные некоммерческие организации, за исключением указанных в пунктах настоящего приложения

Осуществление деятельности в соответствии с уставом юридического лица, за исключением предпринимательской деятельности

Ставка арендной платы устанавливается на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы

Товарищества собственников жилья

Осуществление деятельности правления товарищества собственников жилья

3500 рублей

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 22 декабря 2016 года N 933-ПП .

Федеральные органы государственной власти, федеральные государственные органы, федеральные государственные учреждения и государственные учреждения города Москвы

Осуществления деятельности, предусмотренной уставом, положением

3500 рублей

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 22 декабря 2016 года N 933-ПП .

Торгово-промышленные палаты

Размещение руководящих органов торгово-промышленной палаты, за исключением предпринимательской деятельности

3500 рублей

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 22 декабря 2016 года N 933-ПП .

Творческие союзы, члены общероссийских творческих союзов и (или) региональных отделений общероссийских творческих союзов

Размещение в нежилом помещении творческой мастерской, студии; использование нежилого помещения для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других объектов культуры

3500 рублей

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 22 декабря 2016 года N 933-ПП .

Организации, индивидуальные предприниматели

Размещение объектов водопроводно-
канализационного хозяйства, включая централизованные системы холодного водоснабжения и/или водоотведения, отдельные объекты таких систем

3500 рублей

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 22 декабря 2016 года N 933-ПП .

Организации, расходы на содержание которых финансируются из федерального бюджета

Осуществление деятельности:

В сфере культуры;

В сфере искусства;

В сфере здравоохранения;

В сфере образования;

В сфере регулирования труда и занятости населения;

В сфере науки, являясь подразделением Российской академии наук

3500 рублей

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 22 декабря 2016 года N 933-ПП .

Лица, с которыми заключены государственные контракты по результатам конкурсов или аукционов, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" , если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного контракта

Размещение объектов промышленной обработки твердых бытовых отходов

1 рубль

Образовательные организации, за исключением организаций, оплачивающих арендную плату в особом порядке в соответствии с правовыми актами города Москвы

Осуществление образовательной деятельности по уровням среднего профессионального и высшего образования, а также по дополнительному образованию

3500 рублей

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 2 декабря 2016 года N 812-ПП .

Организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, имеющие лицензию на осуществление такой деятельности

Осуществление медицинской деятельности

3500 рублей

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 2 декабря 2016 года N 812-ПП .

Научно-исследовательские, научно-производственные организации и учреждения

Осуществление научно-
исследовательской, научно-производственной деятельности в рамках закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд

3500 рублей

(Пункт дополнительно включен с 22 июля 2017 года постановлением Правительства Москвы от 11 июля 2017 года N 449-ПП)

Примечание. В случае если арендатор имеет право на установление арендной платы на льготных условиях по нескольким основаниям, для расчета годовой арендной платы применяется максимальная ставка из соответствующих категорий арендатора и целей использования объекта недвижимого имущества. Данное правило не применяется в отношении арендаторов, которым отдельными правовыми актами Правительства Москвы установлены фиксированные ставки арендной платы за 1 кв. метр нежилых помещений.

Приложение 2. Ставки ежемесячной арендной платы за размещение оборудования базовых станций подвижной радиотелефонной связи на объектах, утвержденных распоряжением Правительства Москвы от 29 ноября 2012 года N 752-РП "Об утверждении Перечня объектов...

(Дополнительно включено
с 26 июля 2015 года постановлением
Правительства Москвы
от 15 июля 2015 года N 440-ПП ;
в редакции, введенной в действие
постановлением Правительства Москвы
от 28 ноября 2016 года N 785-ПП . -
См. предыдущую редакцию)

Ставки ежемесячной арендной платы за размещение оборудования базовых станций подвижной радиотелефонной связи на объектах, утвержденных распоряжением Правительства Москвы от 29 ноября 2012 года N 752-РП "Об утверждении Перечня объектов государственной собственности города Москвы для первоочередного размещения оборудования базовых станций подвижной радиотелефонной связи"

Местоположение объекта недвижимого имущества, на котором размещена базовая станция

Количество трубостоек для размещения антенн

Ставка ежемесячной арендной платы (руб., в т.ч. НДС) в зависимости от площади, занимаемой каналообразующим оборудованием базовой станции

За пределами Московской кольцевой автомобильной дороги, а также в границах территории,

присоединенной к городу Москве в соответствии с Соглашением об изменении границы между

субъектами Российской Федерации, городом Москвой и Московской областью от 29 ноября 2011 года,

утвержденным постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

от 27 декабря 2011 года N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" , и в городе Зеленограде

более 7

более 7

В границах Садового кольца

более 7

Приложение 3. Ставки арендной платы за предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), находящиеся в имущественной казне города Москвы, расположенные в пределах административных границ города Москвы

Приложение 3
к постановлению Правительства Москвы
от 25 декабря 2012 года N 809-ПП
(Дополнительно включено
с 8 апреля 2017 года
постановлением
Правительства Москвы
от 28 марта 2017 года N 123-ПП)

Ставки арендной платы за предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), находящиеся в имущественной казне города Москвы, расположенные в пределах административных границ города Москвы

Местоположение машино-места

Размер арендной платы за 1 кв. метр объекта
аренды в год

За пределами Московской кольцевой автомобильной дороги, а также в границах территории, присоединенной к городу Москве в соответствии с Соглашением об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29 ноября 2011 г., утвержденным постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" , и в городе Зеленограде

2000 рублей

За пределами Третьего транспортного кольца до Московской кольцевой автомобильной дороги

2700 рублей

За пределами Садового кольца до Третьего транспортного кольца

4100 рублей

За пределами Бульварного кольца до Садового кольца

6000 рублей

В границах Бульварного кольца

7300 рублей



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Когда собственник недвижимости хочет получить от нее доход, у него возникает вопрос, как рассчитать арендную плату за нежилое помещение. Если стоимость аренды будет слишком высокой, то арендаторы не обратят на нее внимания, заниженная цена тоже может стать поводом для беспокойства. Из статьи вы узнаете, каковы отличия между арендой жилого и нежилого помещения, какие факторы могут оказывать влияние на стоимость аренды и как ее рассчитать.

Отличия аренды нежилого и жилого помещения

Многих людей интересует вопрос, в чем разница между арендой жилого и нежилого помещения. Аренда жилья подразумевает заключение договора о найме. Он регламентирует порядок расчета, а также отношения между владельцем и нанимателем. Необходимо подчеркнуть, что такой термин, как «аренда» не может применяться по отношению к жилым помещениям. Вы можете получить помещение только на основании договора найма.

Нельзя обойти вниманием и другой важный момент. Квартиры и дома, являющиеся муниципальной собственностью, могут быть предоставлены лишь физическим лицам. Аренда нежилого помещения отличается тем, что:

  • Она доступна только для юридических лиц и лишь на основании определенного соглашения с владельцем;
  • Площадь может использоваться только по целевому назначению, проживать на ней нельзя. Здание подходит лишь для складских, либо офисных целей.

Когда помещение состоит на балансе муниципалитета, то:

  • Срок договора должен составлять больше года;
  • Арендатор обязуется своевременно вносить платежи, иначе договор расторгается;
  • При строгом соблюдении обязательств арендатор может со временем выкупить данное помещение.

Арендная ставка в случае нежилой территории отличается тем, что тариф состоит из двух частей: доходной, а также расходной. Размер платежа включает все затраты, в том числе оплату коммунальных услуг и содержание здания. В некоторых случаях договор предусматривает, что коммунальные платежи выплачиваются отдельно.

Доходная часть обозначенного тарифа состоит в том, что собственник желает заполучить прибыль. Важно отметить, что тариф не зависит от той деятельности, которую будет вести арендатор. Размер оплаты может быть за:

  • Целый объект;
  • Объем переданной площади;
  • Единицу составляющих площадей. Например, оплата единицы подсобного помещения при магазине будет отличаться от платы за единицу площади в торговом зале.

При составлении соглашения необходимо указать, какая плата предусмотрена. Если она не указана, договор может быть признан недействительным. Иногда по соглашению сторон схема расчета может меняться, но потребуется письменное согласие каждой стороны.

Расчет стоимости аренды находится под влиянием разных факторов:

  • Место расположения здания, развитость инфраструктуры и магистралей;
  • Состояние строения;
  • Степень изношенности;
  • Материалы, которые применялись при строительстве и отделке;
  • Вид здания;
  • Предназначение.

Этот список не является полным. Обычно расчеты проводятся в отдельности по каждому помещению в здании. Иногда в стоимость включена оплата за территорию возле строения, либо участок, на котором построен объект.

Законодательство предусмотрело норму, которая дает возможность производить арендную плату отдельно по нескольким объектам недвижимости. Ставка рассчитывается за квадратный метр. Если отношения являются долгосрочными, используется годовая ставка.

Показатели ставок меняются в зависимости от района и населенного пункта, где находится недвижимость. Обычно в нее не включают коммунальные услуги и ремонт. Оплата меняется в те сроки, которые прописаны в соглашении, но она не может меняться чаще одного раза в год.

При ухудшении состояния строения, либо по другим обстоятельствам, за которые арендатор не может нести ответственность, он вправе потребовать снижение оплаты. Как уже было сказано, деятельность арендатора не влияет на сумму платежа. И если помещение не принесло доход, арендатор все равно должен исправно оплачивать стоимость аренды.

Важно добавить, что сдача нежилого помещения всегда требует составления договора, в котором фиксируются все права и обязанности сторон. Если договора нет, ни одна сторона не сможет отстоять свои интересы. Стороны могут предусмотреть, что форма оплаты будет не денежной, а иной:

  • Когда арендатор предоставляет услуги владельцу здания и прилегающей территории, определенного помещения;
  • Арендатор выполняет определенные работы в счет арендной платы;
  • По договору арендатор вкладывает деньги в улучшение имущества, которое он арендует;
  • Плата засчитывается в счет договора поставки или займа.

Арендная плата может подразумевать собой твердую стоимость с определенной периодичностью. Плата может вноситься ежемесячно, ежеквартально, либо единовременно. Ниже вы найдете бланк договора аренды нежилого помещения, который поможет в составлении документа.

Порядок формирования арендной стоимости

Так как арендатор эксплуатирует площадь и территорию на возмездной основе, то пунктом 1 статьи 606 ГК РФ предусмотрено, что он обязан платить за них. Оплата должна быть своевременной, что обозначено в п. 1 статьи 614 ГК РФ.

Размер оплаты – это главное условие соглашения. Отсутствие пункта означает, что договор недействителен. Арендная плата может указываться для всего помещения или частей. Виды арендной платы отличаются:

  • В виде платежей, которые могут вноситься единовременно, либо в обозначенные сроки;
  • Доля от продукции или прибыли;
  • Предоставление конкретных услуг;
  • При передаче определенной вещи в собственность и др.

Стороны могут сочетать указанные виды аренды, либо предлагать другие варианты оплаты стоимости. При определении расходов, рекомендуется включить в стоимость аренды следующие пункты:

  • Коммунальные расходы на содержание площадей. Сюда входит отопление, канализация, освещение и т.п.;
  • Стоимость предметов, которые необходимы для ухода за помещением — это известь, ведра, веники и т.п.;
  • Оплата электроэнергии, которая требуется для функционирования лифтов, подъемников и различного оборудования, включая компьютеры и кассовые машины;
  • Расходы на сигнализацию при условии ее наличия;
  • Содержание противопожарных устройств и техники безопасности;
  • Имущественный налог;
  • Плата за землю;
  • Рентабельность предприятия.

Арендная плата включает плату переменную и постоянную. Постоянная часть определяется в зависимости от политики предприятия, а переменная формируется из тех затрат, которые необходимы на техническое обслуживание территории помещения. Оплата может производиться по фактическим данным, которые подтверждены официально.

В ГК РФ сказано, что все расходы по содержанию имущества ложатся на плечи арендатора, если контракт не подразумевает другие условия. На деле подобные отношения могут быть оформлены в двух вариантах:

  • Расходы несет именно арендодатель, но они входят в стоимость;
  • Услуги оплачиваются арендатором, заключившим договоры с предприятиями, поставляющими ресурсы.

Арендная плата меняется в зависимости от выбранного способа оплаты услуг.

Для получения стоимости аренды применяется специальная формула:

ПД = Аим + Азем

  • ПД – это оплата, которую вносит арендатор по общей договоренности;
  • Аим – оплата за арендованное имущество, в нее может входить стоимость аренды помещения;
  • Азем в формуле — это плата за участок земли, на которой располагается недвижимость. Этот показатель формируется в каждом регионе, его можно уточнить, обратившись в муниципальные власти.

Показатель может включать самые разные факторы:

Аим = Бап х Киз х Км х Кт х Кд х Кз х Кнж х Кс х S

  • Бап – представляет собой базовую ставку за использование помещения (цена за 1 квадратный метр);
  • S – вся площадь предоставленного объекта;
  • Кз – коэффициент, который подразумевает конкретную территорию, район, где расположен объект. Величина формируется на уровне законодательства и обозначается в приложении 1 ПП №209;
  • Кт – тип арендованного помещения. Если речь идет о складском помещении, величина составляет 0,5, если объект без отопления, она равна 0,3, для других объектов используется 1;
  • Кнж – качество помещения. Подразумевается расположение, состояние объекта, использование прилегающей территории. Каждый из коэффициентов утверждается правительством;
  • Кд – деятельность самого арендатора. Максимальное значение обычно у банков, а также заведений игорного типа. Минимальные значения установлены для общественных структур, правоохранительных органов;
  • Кс – имеет место, когда подразумевается субаренда.

Расчет значений будет следующим:

  • Рассматривая материалы, из которых построено здание, нужно сказать, что кирпичные строения предполагают коэффициент 1,5, железобетонные – 1,25, деревянные — 0,8, смешанные – 1;
  • Тип строения. Складские площади имеют коэффициент 0,5, не отапливаемые – 0,3, остальные предполагают коэффициент, равный единице;
  • Расположение. Для подвала коэффициент 0,19, отдельно стоящие строения – 0,54, чердачные помещения – 0,26, пристройки – 0,32;
  • Наличие и использование территории возле строения. Территория огорожена – коэффициент составляет 0,27, без ограждения – 0,16;
  • Деятельность арендатора. Коэффициент для офисов равен 2,5, для банков – 3,0, гостиниц и агентств – 2,5, для общепита – 1,5.

Эти коэффициенты позволяют сформировать арендную плату для любых помещений.

Специфика и сроки оплаты арендной стоимости участники сделки указывают в специальном договоре.

В случае, если параметры арендного соглашения не определены, применяются данные, используемые при пользовании имуществом со схожими характеристиками (п. 1 ст. 614 ГК РФ).

Статья 614. Арендная плата
Пункт 1

Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

Арендодатель имеет право внести изменения в действующий договор и предложить арендатору заключить дополнительное соглашение (п. 3 ст. 614 ГК РФ).

Статья 614. Арендная плата
Пункт 3

Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.

Нужно иметь ввиду, что использование государственного или муниципального имущества может существенно отличаться от аренды помещений, принадлежащих частному лицу или коммерческой организации.

Ряд законов и подзаконных актов регламентируют определение величины арендной платы в случае, если предметом аренды выступает историческое здание или памятник архитектуры.

Стоимость аренды 1 кв. м. нежилого помещения зависит от множества критериев, таких как, месторасположение, удобство доступа, наличие парковки, престиж района и прочее.

Немалое значение несет уровень инфраструктуры, близость помещения к местам с большой проходимостью, доступность общественного транспорта, уровень престижности всего района и так далее.

Также необходимо иметь в виду статус владельца. Коммерческие помещения могут быть частной или федеральной собственностью. От этого зависит как алгоритм расчета арендной ставки, так и ее конечная стоимость.

Методика оценки коммерческого найма офиса

При оценке стоимости аренды в мировой и отечественной практике встречаются три методики:

  1. метод затрат;
  2. сравнительный метод;
  3. метод капитализации прибыли.

Первый метод базируется на расчёте трат, произведенных при строительстве данного или аналогичного объекта.

Первым делом оценке подвергается участок земли и само здание. Результатом является сумма строительные затраты (с учетом проектирования и прочих дополнительных расходов) и цены земельного участка.

На длинной дистанции использование данного метода несет в себе необходимость введения дополнительных коэффициентов. Это вводит некоторые неудобства при подсчете стоимости и ведет к регулярному изменению конечной стоимости, что не всегда устраивает арендаторов, а иногда может оттолкнуть потенциальных съемщиков.

Сравнительный метод основывается на получении данных об аналогичном объекте и сравнение его цены с имеющимся.

Анализ целого ряда параметров, включая используемые при постройке материалы, необходимость капитального или планового ремонта, сезонная специфика помещения и других типовых параметров, а также сравнение полученных данных с информацией об аналогичном объекте, в результате дает представление о ценности анализируемого помещения.

Для уменьшения разброса полученных результатов проводится анализ нескольких предметов аренды.

В число критериев для оценки помимо прочего должны быть включены оценочные коэффициенты, отражающие влияние инфраструктуры на стоимость аренды. Среди них наличие охраны, степень доступности, качество материалов отделки, срок ввода в эксплуатацию и другие.

Метод капитализации прибыли применяется реже остальных по той причине, что требует гораздо более серьезных знаний.

Чаще такой способ применяется в оценке инвестиционного потенциала объекта недвижимости.

Использование такого метода даст наиболее адекватную оценку стоимости аренды помещения, но и стоимость подобных работ значительно выше, нежели у других методов.

Стоит отметить, что использование выбор метода расчета арендной платы имеет непосредственное влияние на конечный результат. Этим можно объяснить существенную разницу между двумя, казалось бы, идентичными объектами со схожими параметрами.

Для получения максимально реалистичной оценки рекомендуется использование нескольких методов.

Определение стоимости аренды согласно сравнительному способу

Найти готовую систему оценки привлекательности офисных помещений довольно трудно из-за специфики объекта.

В основе данного способа расчета лежит метод сравнительных оценок.

Основную идею метода можно представить в виде этапов:

  1. сбор данных о спросе и предложении на рынке аренды офисов.
  2. Составление системы оценок.
  3. Нахождение цены нового объекта.

На этапе сбора данных идет поиск всей имеющейся информации из разных источников (печатные издания, интернет, данные риэлтерских агентств).

Нужно создать систему оценки уровня интереса коммерческого здания. Она должна включать переменные значения, некоторые коэффициенты, показатели и т. п.

Подобные системы оценки часто применяются для оценки стоимости аренды жилых помещений. В них включаются десятки параметров, которые учитывают практически все стороны объекта. Однако, жилую недвижимость проще оценивать.

При рассмотрении объекта со всех сторон и сравнение его особенностей с похожими офисными помещениями даст вам представление об уровне цен.

От чего будет зависеть конечная цена коммерческого найма помещения?

По мнению большинства участников рынка, спорным является вопрос начисления стоимости коммунальных платежей.

Конечная стоимость аренды может иметь в себе цену коммунальных услуг. Этот метод расчета удобен при ведении бухгалтерии, но не лишен и минусов.

Собственник помещения выставляет съемщику счет-фактуру на общую стоимость арендной платы, включая НДС.

Особенности такого расчета кроются в невозможности заблаговременно знать показатели счетчиков. Это ведет к регулярным перерасчетам.

Чаще всего коммунальные платежи учитываются отдельно от основной суммы. В этом случае мнения экспертов разделились. Камнем преткновения становится вычет НДС По мнению одних, арендодатель учитывает НДС на полученные им услуги, а НДС на потребленные съемщиком услуги, он включает в общую сумму.

Следовательно, владелец озвучивает арендодателю стоимость коммунальных платежей вместе с НДС. По мнению других, собственник помещения принимает к вычету всю сумму НДС, указанную поставщиками коммунальных услуг, а в счете на плату НДС не указывается.

Альтернативным способом является расчет платы без включения стоимости коммунальных услуги. Этот способ является малоиспользуемым и самым простым. Арендатор своими силами выбирает поставщиков услуг (если есть такая возможность) и заключает с ними контракты.

Документы выписываются уже на него, значит и он имеет право принять НДС к вычету. От собственника необходимо лишь согласие.

Сами денежные средства могут быть получены как наличным, так и безналичным путем. Выбор способа оплаты зависит от того, каким образом настроена работа собственника помещения.

Итоги

Как мы видим, стоимость 1 м2 объекта складывается из десятков параметров, каждый из которых имеет хоть и малое, но все-тки устойчивое влияние.

Использование различных методов и тщательный анализ данных рынка недвижимости является определяющим этапом в определении конечной стоимости аренды.

Если для нахождения оптимальной цены малого помещения достаточно провести поверхностных анализ конкурентов и свести ежемесячные затраты, то для крупных складских и производственных помещений требуется более серьезный и основательный подход.

При сглаживании и округлении расчетов конечный итог может сильно отличаться от результата, полученного за счет использования точных данных.

При аренде малых площадей собственники редко выходят за пределы сравнительного анализа цен конкурентов, чем могут значительно уменьшить доходность объекта недвижимости.