Схема подключения противотуманных фар через замок зажигания. Для чего нужны противотуманные фары? Действующие требования к монтажу дополнительной оптики

В плохую погоду, когда воздух насыщен влагой, обычный белый свет рассеивается и отражается от капель воды, создавая практически непрозрачную пелену.

Специальные фары, которые называются противотуманными, создавая широкий горизонтальный световой поток, направленный на дорогу, а не в толщу тумана, существенно увеличивают видимость. Кроме этого, жёлтый свет меньше отражается от капель воды, соответственно, улучшается прозрачность светового пятна. Также противотуманки хорошо освещают обочину, что может быть весьма полезным на крутых и извилистых дорогах.

Конструкция противотуманных фар

Существенных отличий в конструкции противотуманных и обычных фар нет, те же корпус, лампочка (источник света), отражатель и рассеиватель. Главной особенностью противотуманной оптики является то, что световой поток не должен быть направлен выше горизонтальной плоскости . Хорошую видимость в плохую погоду обеспечивают лучи с чёткой верхней границей, расположенные как можно ближе к дорожному покрытию.

Так как туман обычно «стелется» не по самой земле, а на некотором расстоянии, оптимальным вариантом противотуманных фар является оптика с эллипсоидными отражателями. В отличие от круглых рефлекторов, они позволяют формировать широкую горизонтальную полосу света, хорошо освещая дорогу в любую погоду. Чтобы лучи света не проецировались вверх, в конструкции предусмотрены специальные экраны.

В соответствии с действующими правилами противотуманки должны монтироваться не выше головной оптики и не более чем на 0,4 м от боковых габаритов автомобиля . Обычно их монтируют как можно ближе к земле. Однако ниже 0,25 м устанавливать не рекомендуется из-за высокой вероятности срезать фары каким-нибудь препятствием или в результате дефекта дорожного покрытия.

В противотуманных фарах могут использоваться как обычные галогенные, так и ксеноновые лампочки . Достоверных данных о том, какие лампы лучше использовать не существует. Естественно, ксеноновая оптика светит ярче и мощнее. Но при этом она и сильнее ослепляет. Для обеспечения нормальной работы противотуманок необходимо предусмотреть дополнительное оборудование: предохранители, реле, кнопка включения и контрольные индикаторы.

Как установить противотуманные фары своими руками + Видео

Наиболее популярными и практичными считаются противотуманные фары с железными рефлекторами и обычными стёклами, способные выдерживать 55 ватные лампочки. Мощности данных ламп при правильной регулировке фары вполне достаточно для любых условий. Опытные специалисты рекомендуют устанавливать на автомобиль отечественные модели, например, тот же «Киржач». Такой выбор определяется как практическими, так и экономическими соображениями. Во-первых, импортные фары дороже и замена стекла в случае повреждения обойдётся недёшево. Во-вторых, отечественные устройства более надёжны и неприхотливы в эксплуатации. В-третьих, их проще монтировать и заменять при необходимости.

Этапы и последовательность монтажа ПТФ

Рассмотрим поэтапно, как установить противотуманные фары самостоятельно. Сначала готовим материал и инструменты. Кроме самих противотуманок, нам понадобятся керамические разъёмы, реле, колодка с предохранителями, гофра, хомуты, кнопка, проводка, изоляция и саморезы. Также необходимо заранее запастись схемой подключения, которую сегодня не проблема скачать в интернете. С инструментов следует приготовить плоскогубцы, отвёртки, гаечные ключи, дрель, свёрла, линейку и перчатки.

Обычно противотуманные фары монтируются на бампер или под него. В большинстве моделей предусмотрены штатные места для установки противотуманок, а также гнездо для реле и кнопка на приборной доске. Если на вашем автомобиле это есть, то процесс монтажа значительно упрощается.

Перед тем как установить противотуманные фары, следует снять с них лампочки, во избежание повреждения. При этом воспользуйтесь перчатками, чтобы не было контакта голых рук с колбой.

    Сначала готовим бампер. Он должен быть чистым, поэтому предварительно помойте автомобиль. Выбираем устойчивую поверхность на бампере и отмечаем симметричные места для крепления фар.

    Сверлим отверстия, обрабатываем антикоррозийным материалом и монтируем фары.

    Прокладываем проводку в соответствии со схемой подключения для данной модели. Минусовые провода необходимо соединить с корпусом, а плюсовые следует подсоединить к силовым контактам реле . Вся проводка должна быть хорошо заизолирована и надёжно закреплена.

    Колодку с реле и предохранителем следует монтировать в удобном месте, чтобы исключить попадание влаги. При этом контактные провода должны быть направлены вниз. Если на вашем авто предусмотрены штатные разъёмы, то с выбором места для реле проблем не будет.

    На приборной панели устанавливаем кнопку включения противотуманок, если она не предусмотрена конструкцией.

    Предварительно отсоединив плюсовую клемму от АБ, по схеме подключаем питание через предохранитель.

    Ставим и проверяем работу.

    После проверки работоспособности и завершения всех мероприятий по монтажу необходимо . При желании, можно дополнительно купить баллончик краски и покрасить противотуманки в цвет кузова автомобиля.

    Самостоятельная замена противотуманной фары

    Как правило, менять противотуманку приходится в случае её повреждения или выхода из строя. Перед тем как поменять противотуманную фару, сразу демонтировать устройство не спешите. Сначала следует выявить причину неисправности. Возможно, просто перегорела лампа или проблема в проводке.

    Если всё же необходимо произвести замену, следует приготовить отвёртки, пассатижи или плоскогубцы и соответствующие ключи для данной модели авто.

    Первым делом готовим автомобиль. Его необходимо установить так, чтобы получить максимально удобный доступ к противотуманным фарам. В зависимости от конкретной модели, возможно, придётся полностью развернуть передние колёса в ту или иную сторону. Иногда, чтобы получить доступ к оптике, необходимо снять бампер, подкрылки и так далее. Комфортные условия для замены противотуманок можно создать, предварительно подняв переднюю часть автомобиля домкратом. При этом не забудьте надёжно зафиксировать авто в этом положении дополнительным упором.

      Отсоединяем питание АБ.

      Если противотуманка закрыта защитной решёткой, откручиваем её крепление и снимаем.

      Отсоединяем колодку жгута питания, отвинчиваем винты крепления или сжимаем пружинные защёлки (зависит от конкретной модели) и вытаскиваем противотуманную фару. В некоторых случаях необходимо сначала снять оптику, а затем отключить проводку.

      После этого монтируем новую фару в обратном порядке.

    Как правило, сама процедура замены противотуманной фары занимает не больше 20-30 мин. Большая часть времени уходит на обеспечение доступа к передней оптике. Особенно это касается иномарок, в которых противотуманки вмонтированы в бампер. После замены противотуманной фары не забудьте выполнить регулировку света фар.

Противотуманные фары не относятся к обязательному оборудованию автомобиля. Однако их наличие сделает поездки более комфортными и безопасными. Для монтажа не требуются особые навыки. Установка и подсоединение ПТФ к проводке вполне осуществимо в домашних условиях. Для этого понадобится монтажный набор подключения противотуманных фар, простейшие слесарные инструменты и изоляция.

Для чего нужны противотуманки

Стандартное головное освещение автомобиля обеспечивает достаточную видимость при ясной погоде. Однако в ненастье от него немного толку. Проблема в том, что лучи ламп ближнего и дальнего света отражается от капель тумана или снежинок, создавая «белую пелену» впереди машины.

Это следствие двух факторов:

  • узкие оптический пучок лучше отражается от поверхности;
  • высоко установленные фары подсвечивают участок с большой концентрацией капель тумана.

ПТФ специально спроектированы для эксплуатации в тяжелых погодных условиях. И дело тут не в желтых светофильтрах, которые некоторые водители считают панацеей в туманную погоду. Не зря ПДД допускают установку ПТФ двух цветов - белого и желтого.

Такие фары справляются с непогодой благодаря паре важных свойств:

  • Ширина светового пучка . Широкий луч меньше отражается от воды и льдинок и не создает «белую пелену».
  • Высота крепления . Концентрация тумана вблизи земли ниже. Поэтому низкое расположение позволяет подсвечивать под пелену.

Последний момент особенно важен. Если установить ПТФ на уровне фар головного освещения, они не будут справляться со своей задачей.

Кроме передних ПТФ, улучшающих видимость с водительского места, используются задние противотуманные фары, дублирующие габариты. Они четко обозначают авто в условиях плохой видимости, но обладают избыточной яркостью. Поэтому их не следует включать в ясную погоду.

Требования к установке противотуманных фар

ПТФ состоят из трех корпуса с цоколем для крепления лампы, отражателя и стеклянного рассеивателя, которые обеспечивают нужную форму светового пучка. Особенности эксплуатации и назначение противотуманок налагает на них особые требования, которые нашли отражение в действующих правилах дорожного движения:

  • устанавливать можно не более 2 фар;
  • ПТФ должны крепиться с отступом 40 см от боковых краев авто и выше 25 см от поверхности дороги;
  • луч должен быть направлен ниже, чем фары ближнего света;
  • углы видимости не могут выходить за пределы следующих значений: -10…+15 градусов и -10..+45 по вертикали и горизонтали соответственно.

В бампере современных легковушек предусмотрены специальные места для монтажа противотуманных фар. При их отсутствии противотуманки следует крепить согласно рекомендаций производителя. Главные требования:

  • жесткое крепление ПТФ на кронштейнах;
  • защита электропитания предохранителем;
  • правильные углы направления световых пучков.

Подключение ПТФ через реле и кнопку

Существует несколько вариантов сопряжения ПТФ с бортовой сетью автомобиля. Подключение противотуманных фар через реле с использованием отдельной кнопки - самое удобное, безопасное и правильное решение. Для выполнения работы вам понадобятся:

  • противотуманки;
  • соединительные клеммы;
  • предохранитель на 15 ампер;
  • четырехконтактное реле;
  • колодка подключения;
  • провода;
  • изоляция или термоусадочная трубка.

Материалы входят в монтажный комплект и продаются в одном наборе с ПТФ.

Из инструмента нужны отвертки, пассатижи и нож для зачистки изоляции проводов.

Правильная комплектация транспортного средства – залог безопасности, как водителя, так и его пассажиров. Даже несильные перемены погоды могут снизить видимость во время движения, что делает управление автомобилем опасным для всех участников дорожного движения и водителя в том числе.

Зачем нужны противотуманные фары на автомобиле

При ненастье, в снежную или дождливую погоду свет дальних и ближних фар рассеиваясь, создают пелену, усложняющую видимость водителя. Установка противотуманок – оптимальное решение для улучшения видимости на дороге, как в ночное время суток, так и в плохую погоду. Основная цель таких фар – подача света. При правильной настройке противотуманки способны осветить до 10 метров дороги перед собой и до 5 метров в стороны. Базовая комплектация многих автомобилей такого апгрейда не предусматривает, но оборудовать автомобиль противотуманными фарами можно самостоятельно с наименьшими затратами.

Принцип подключения противотуманок

Для оборудования автомобиля противотуманными фарами потребуется:

  • провода;
  • изолента;
  • противотуманки;
  • кнопка включения;
  • реле и колодка противотуманок;
  • предохранитель (15-ти амперный).

Если на бампере автомобиля не предусмотрены специальные места под противотуманные фары, нужно просверлить их самостоятельно в симметричных местах, либо купить такие фары, которые просто прикручиваются к бамперу.

Автомобиль нужно загнать на эстакаду и отсоединить массу от аккумулятора, чтобы не случилось замыкания во время ремонтных работ.

Инструкция по установке противотуманок на автомобиль через реле.

  • Необходимо убрать главную панель, под которой располагаются лампочки от подсветки печного регулятора. Лампочки можно отложить в сторону, дальше они не понадобятся.
  • Теперь нужно найти двухконтактный разъем. Он находится на конце провода от подсветки. Потребуется провести рукой по нему, чтобы нащупать необходимую деталь.
  • Первый провод от реле подсоединяем к двухконтактному разъему, а второй прикрепляем к кнопке включения ПТФ.
  • Чтобы наладить в системе 12-вольтную сеть от габаритов и 84 контакт, потребуется подвести провод к реле. Реле можно убрать в любое удобное для водителя место – за панель приборов или под нее, под обшивку кузова, в блок предохранителей и т. п.

Если вы самостоятельно подключали магнитолу, проблем не должно возникнуть. Принцип подключения хоть и не идентичен, но похож.

  • Теперь понадобится протянуть контакт под номером 87 к АКБ под педалями или вдоль проводки в моторный отсек.
  • Контакт под номер 86 протягиваем на массу к кузову.
  • Противотуманки имеют по два провода – минус и плюс. Последние («плюсовые») понадобится соединить между собой и отправить на аккумулятор.
  • Затем нужно направить их на реле и подсоединить к разъему под номером 30.
  • «Минус» направляется на кузов.
  • Необходимо замотать изолентой все оголенные провода и проверить надежность соединений.

Если противотуманки не работают, проверьте правильность подключения разъемов реле. При правильной установке будут слышны щелчки.

Здесь мы рассмотрели вариант подключения противотуманных фар с питанием от печки салона. Также можно осуществить подключение от колодки подогрева заднего стекла. Для этого нужно будет использовать для питания провода от кнопки включения подогрева заднего стекла. Принцип подключения тот же, что и описан выше, только с использованием другого источника питания

В первом варианте противотуманки будут работать совместно с габаритами, а «подпитка» от кнопки подогрева заднего стекла, предполагает работу этих фар от замка зажигания. Второй вариант лучше подходит для езды в дневное время, так как противотуманки можно использовать вместо ходовых огней, не включая габаритов.

Особенности установки противотуманок

  • Установка противотуманных фар должна осуществляться строго внизу автомобиля, поэтому если на вашей машине не предусмотрено для них специального места расположите их как можно ближе к дорожному полотну. Так, получается «прослойка» между туманом и светом, что обеспечивает хорошую видимость водителю. Нельзя устанавливать противотуманные фары выше головных фар.
  • Необходимо следить за чистотой фар, также можно защитить их специальными предохранительными решетками, которые сберегут их от ударов камней, палок и т. п.
  • Чтобы избежать запотевания или помутнения стекол, рекомендуется один раз в несколько месяцев производить полировку специальным раствором. Особенно актуальна эта процедура для водителей часто ездящих по песку. Также может понадобится такая обработка стекол после зимы.

Настройка противотуманных фар

После завершения установки противотуманных фар, нужно убедиться в том, что они работают, а после приступать к регулировке.

  • Поставьте машину на ровную поверхность перед гаражом, воротами или стеной.
  • Проверьте давление в шинах – оно должно быть равным.
  • Измерьте расстояние от земли до середины фары.
  • Из этой величины отнимите 5 см и нарисуйте на стене полосу на расстоянии, соответствующем полученной величине.
  • Включите противотуманные огни и подведите их таким образом, чтобы верхняя линия светового потока была на начерченной линии.

Для установки противотуманок не нужно обладать специальными навыками, необходимо купить комплект качественных фар и запастись инструментами. Монтаж противотуманных фар можно осуществить самостоятельно, главное, четко следовать инструкции. Противотуманки значительно улучшают видимость на дороге в темное время суток и плохую погоду. Оборудовав свой автомобиль таким элементом, вы не только упростите движение себе, но и остальные автолюбители будут лучше вас видеть.

Далеко не все автомобили в заводской комплектации имеют ПТФ - противотуманные фары. А между тем это достаточно полезная опция, которая нередко помогает в различных ситуациях. Впрочем, это не является серьёзной проблемой, потому что комплекты таких фар продаются отдельно практически в любом специализированном магазине запчастей. Установка противотуманных фар своими руками - операция простая и не требующая особых усилий.

Стоимость подобной услуги в автомастерских достаточно высока. В некоторых случаях она может сравниться со стоимостью самого комплекта таких фар. В такой ситуации желающих тратить лишние деньги, причём тратить в большинстве случаев неоправданно, не находится. К тому же, с технологической точки зрения тут нет ничего сложного.

Естественно, самый первый шаг - это непосредственно выбор и покупка нужного комплекта. Здесь необходимо учесть все особенности и требования: модель автомобиля, тип фар, крепления и т.д. Решение данных вопросов целиком и полностью ложится на плечи автомобилиста.

Что можно посоветовать в такой ситуации?

Стоит посмотреть все предложения, имеющиеся в магазинах и на авторынках. В продаже имеются готовые комплекты конкретно для той или иной модели машины. Естественно, работать с ними проще. Но в некоторых случаях дешевле будет приобрести универсальный набор или вовсе поискать все детали по отдельности.

Любой комплект противотуманных фар включает в себя следующие детали:

  • Непосредственно сами ПТФ;
  • Набор проводов;
  • Клеммы для проводов;
  • 4-контактное реле;
  • Выносной предохранитель;
  • Выключатель.

Помимо всего вышеперечисленного могут понадобиться дополнительные коннекторы, разнообразные хомуты и крепления. И, конечно, под рукой обязательно должен быть набор инструментов: крестовая и плоская отвёртка, ключи 8 и 10, нож и плоскогубцы.

После покупки всего необходимого ещё раз проверьте наличие всех требуемых для работы деталей, а также их целостность и сохранность. Только тогда можно будет приступать к процессу установки. Так как работать приходиться с электрооборудованием, стоит вспомнить основные правила техники безопасности.

Процесс установки

Перед тем как начинать установку, обязательно нужно отключить аккумуляторную батарею. В противном случае существует риск возникновения короткого замыкания. Далее необходимо осмотреть автомобиль на предмет наличия неисправностей и механических повреждений, которые могут помешать работе. В первую очередь внимание нужно обратить на бампер, ведь именно на него будут крепиться новые фары. Далее можно в уме спланировать, как именно будет прокладываться проводка.

Установка противотуманных фар своими руками проходит в несколько основных этапов:

  • Монтаж ПТФ на бампер;
  • Установка на приборной панели специальной кнопки-выключателя;
  • Непосредственное подключение разъёмов и проводов.

Конечно, надо учитывать, что на практике всё далеко не так просто, как звучит. Все три этапа имеют свои особенности и сложности.

Установка фар на бампер

Необходимо снять защиту картера и сам бампер. Фары устанавливаются на специальные места (они закрыты заглушками), после чего крепятся винтами. Иногда стоит подумать над тем, как их лучше смонтировать. Далее вытягиваются провода под капотом. Лучше сразу скреплять их хомутами, чтобы они не мешались. Провода "минус" подключаются к кузову автомобиля.

Как только всё будет готово, можно устанавливать бампер и защиту картера на своё место. Не забудьте присоединить провода к разъёмам непосредственно на самих фарах. Также второй конец проводов вытягивается в салон - он будет подключаться к кнопке. Для этого следует использовать заглушку под мотором стеклоочистителя.

Установка кнопки-выключателя

Снимаем панель под рулём и накладку центральной консоли, а также остальных элементы, которые будут мешать работе. Вытаскиваем заглушку свободной кнопки и подводим к ней провода контактов. Тут могут возникнуть некоторые сложности с тем, как ввести новый элемент в уже существующую электроцепь.

Подключение фар

Открываем блок предохранителей и подключаем клемму от кнопки включения ПТФ в соответствующее гнездо реле (85). Клемма чёрного провода также подключается в реле, а другой конец к кузову автомобиля или "массе". Клемма с двумя отводами данного провода устанавливается в гнездо 87, а сами отводы в соответствующие гнёзда предохранителей. Достаём жгут из-под капота и подключаем клеммы во вторые гнёзда предохранителей. В гнездо 30 включается клемма красного провода. Для этого используется коннектор. В блок предохранителей устанавливается реле и два предохранителя.

После этого всё устанавливается на место, проводится окончательная проверка соединений и их целостности. Если всё в порядке, тогда подключается аккумулятор и проверяется работоспособность фар.

Видео

В следующем видео также посвящено установке противотуманных фар:

Если на современных автомобилях даже бюджетного сегмента противотуманные фары - это базовое оборудование, то для ВАЗ-2114 - опция. С завода противотуманки установлены только на люксовой комплектации, да и то, не всегда. Установка противотуманок своими руками не вызовет никаких сложностей, если знать некоторые нюансы и уметь различать провода по цветам. Но для начала подберём комплект для установки.

Собираем комплект для установки противотуманных фар на ВАЗ-2114

Установка противотуманных фар на ВАЗ-2114

Независимо от того, как будут крепиться противотуманки к бамперу автомобиля , для их установки необходимо иметь определённый набор компонентов, без которых установка будет невозможной.

Сложность заключается в том, что противотуманки имеют довольно ощутимую для электропроводки мощность, поэтому установка реле и специальной кнопки обязательно.

Обязательно подключение через реле, иначе можно получить КЗ (короткое замыкание)

Если не установить реле, а просто подключить фары через кнопку, будут возникать высокие токовые нагрузки на замок зажигания и на клеммы , что может привести к подгоранию контактов, перегреву и повреждению изоляции, а это чревато коротким замыканием со всеми вытекающими последствиями.

Полный набор компонентов

Для установки пары противотуманок на ВАЗ-2114 будет необходимо найти определённый набор компонентов, либо купить такой набор в готовом виде. Его цена - от 500 до 700 рублей в зависимости от производителя (качества), а включает он вот что:


И, конечно, сами противотуманные фары. Их можно выбирать на своё усмотрение, однако с мощностью лучше не перестараться , чтобы не перегружать генератор. Он имеет запас по мощности, однако, не рассчитан на высокую нагрузку, поэтому от ксенонового света лучше отказаться сразу.

Видео о правильном выборе противотуманных фар

Алгоритм подключения ПТФ на ВАЗ-2114 своими руками

Для начала стоит обдумать места крепления противотуманок.

В бампере ВАЗ-2115 уже есть места для установки дополнительного света, по аналогии можно вырезать их в бампере ВАЗ-2114.

Можно не мудрить и установить фары на кронштейны, не разрезая бампер, а в некоторых комплектах фар предусмотрены декоративные и защитные заглушки, которые проще устанавливать, да и выглядеть такие фары будут опрятнее.

Теперь ход работы:

  1. Устанавливаем кнопку в салоне . На всех комплектациях ВАЗ-2114 предусмотрено место под кнопку на приливе слева от водителя на передней панели. Хотя, кнопку включения можно установить произвольно, лишь бы было удобно ею пользоваться.

    Кнопку включения противотуманных фар можно установить на панель вместо заглушки

  2. Снимаем решётку с динамиком на штатной передней панели, находим два свободных разъёма - один для запуска фар, второй, поменьше, для подсветки кнопки и для индикации работы света.
  3. Устанавливаем кнопку на место, фишки подключаем к кнопке. Здесь все, можно устанавливать решётку на место.

    Подключаем кнопку противотуманок и устанавливаем на место

  4. Открываем капот, находим монтажный блок с реле и предохранителями. Здесь будем устанавливать реле противотуманок, откручиваем две гайки крепления блока, приподнимаем его.

    Откручиваем 2 гайки на креплении монтажного блока (отмечено красным)

  5. На нижней панели блока находим две колодки под номерами 7 и 8. Ошибиться не получится, поскольку каждая колодка подписана с завода.
  6. Находим жгут проводов из нашего набора с четырьмя контактами и проводим его от реле противотуманок к блоку предохранителей.

    Проводим четырех контактную колодку жгутов от реле к блоку предохранителей

  7. Фиксируем реле на моторном отсеке.

    Устанавливаем реле противотуманных фар

  8. Подключаем провода от реле к разъёмам 7 и 8 в таком порядке - клемма 30 на реле на клемму 8 в разъёме 7, клемма 87 на реле к разъёму 1, клемма 85 на реле к разъёму 17 колодки 7, клемма 86 на реле идёт на массу. Клеммы 2 и 3 от колодки 8 идут на левую и правую противотуманки.

    Подключаем провода противотуманных фар по такой схеме

  9. Устанавливаем провода массы на противотуманки, они крепятся к монтажным гайкам блок-фар.

Схема обязательно заработает при включённых габаритных огнях.

Противотуманные фары будут гореть при условии включенных габаритных огней

Осталось отрегулировать направление потока света противотуманок так, чтобы они не слепили встречных водителей. Более подробно и наглядно процесс подключения и выбора противотуманных фар на ВАЗ-2114 показан на видео. Удачной всем работы и яркого света.

Видео