Червячная передача. Уход и ремонт за редуктором культиватора Смазка червячных редукторов с чугунными шестернями

Смазывание червячных передач служит для: уменьшения потерь мощности на трение, снижения скорости износа трущихся поверхностей передач, предохранения от заедания, защиты от коррозии, отвода теплоты и продуктов износа от трущихся поверхностей.

Для смазки червячных передач при окружных скоростях до 12,5 м/сек применяют преимущественно картерное смазывание: в картер заливают масло, образующее масляную ванну.

При окунании в масляную ванну колеса, глубина погружения – отm до 0,25 диаметра колеса; при окунании червяка – глубина погружения
, но не менее двойной высоты витка.

В редукторах с верхним расположением червяка при скоростях скольжения свыше 6…8 м/сек и непрерывной работе рекомендуется применять циркуляционное смазывание. Масло должно подводиться к червяку с обеих сторон для лучшего отвода тепла.

Вязкость масла выбирают тем выше, чем больше нагрузка и меньше скорость. В таблице 4.1 приведены рекомендуемые сорта индустриальных масел соответствующей вязкости. Объем масляной ванны редукторов при картерной смазке обычно принимают из расчета 0,5…0,8 литров масла на 1 кВт передаваемой мощности (меньшие значения – для крупных редукторов).

Контактное напряжение
, МПа

при скорости скольжения, м/сек

Обозначение индустриальных масел состоит из четырех знаков:

    первый: И – индустриальное масло;

    второй – принадлежность к группе по назначению: Г – для гидравлических систем; Т – для тяжелонагруженных узлов;

    третий – принадлежность к подгруппе по эксплуатационным свойствам: А – масло без присадок; С – масло с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками; Д – масло с антиокислительными, антикоррозионными, противоизносными и противозадирными присадками;

    четвертый (число) – кинематическая вязкость при температуре 40ºС, мм 2 /с (сСт).

4.2 Смазывание подшипников

Смазывание подшипников вала червяка червячного редуктора с нижним расположением червяка наиболее просто осуществляется разбрызгиванием масла (масляным туманом). Масло попадает в подшипники непосредственно, при этом желательно, чтобы уровень масла доходил до центра нижнего тела качения. Возможна смазка подшипников стекающим по стенкам редуктора маслом через маслособирательные желобки. Для сохранения в подшипнике небольшого запаса масла полезно предусматривать козырьки.

При окружной скорости червяка свыше 3 м/сек желательно закрывать подшипники шайбой от чрезмерно большого поступления масла, а в корпусе предусмотреть канал для слива излишков масла в картер.

Если подшипники располагаются высоко над уровнем масла и смазывание разбрызгиванием невозможно из-за малых окружных скоростей, применяют пластичную смазку, например ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74, ЛИТОЛ-24 ГОСТ 21150-87. При этом виде смазки в подшипниковых узлах предусматривают некоторое пространство для заполнения смазкой (примерно 1/4 ширины подшипника) и маслоудерживающие шайбы. Смазочный материал набивают в подшипник вручную при снятой крышке подшипникового узла на несколько лет работы. Смену смазочного материала производят при ремонте.

Определить марку масла для червячно-цилиндрического редуктора (рис. 7.1) по заданным значениям основных параметров зубчатой и червячной передач.

Рис. 7.1. Схема червячно-цилиндрического редуктора:

1,2,3 – ведущий, промежуточный и ведомый валы; 4 – червяк; 5 – червячное колесо; 6,7 – шестерня и колесо цилиндрической ступени; n 1 n 2 n 3 – частота вращения ведущего, промежуточного и ведомого валов редуктора

Варианты заданий

Червячная передача

Зубчатая передача

d 1 , мм n 1 , об/мин γ,° σ H , МПа d 3 , мм n 2 , об/мин Н нв, МПа Н Н V МПа
1 32 2900 7,125 190 80 360 230 236
2 54 2815 23,962 360 90 400 240 246
3 30 2860 21,801 250 140 410 250 257
4 36 2840 18,435 290 100 400 260 271
5 40 2910 8,130 280 60 360 270 285
6 32 2850 3,576 300 80 390 283 301
7 64 2880 14,036 290 100 360 230 236
8 84 2940 4,764 320 85 420 240 246
9 60 2810 11,310 300 95 400 235 241
10 42 2920 6,462 265 80 415 240 246
11 50 2940 15,945 280 100 365 250 257
12 40 2880 14,036 260 95 410 240 246
13 35 2945 26,565 250 75 365 235 241
14 55 2945 7,125 260 75 420 230 236
15 40 2840 5,711 300 110 405 230 236

Выбор вязкости масла

Значения коэффициентов трения для различных материалов снижаются с ростом вязкости смазочного материала. Однако одновременно повышаются гидромеханические потери на его перемешивание. Поэтому вопрос правильного выбора вязкости масла сводится к определению некоторого оптимального ее значения на основе опыта изготовления и эксплуатации узлов машин, а также рекомендаций теории смазывания.

Вязкость масла для смазывания зубчатых передач со стальными зубьями приближенно определяется по рисунку 7.2 (заштрихованная зона) в зависимости от фактора :

(7.1)

где – твердость по Виккерсу активных поверхностей зубьев;

– контактные напряжения, МПа;

– окружная скорость в зацеплении, м/с.

Рис. 7.2. Вязкость нелегированных нефтяных масел
для стальных зубчатых передач

При температуре окружающего воздуха ниже плюс 10°С и для передач высокой точности следует принимать наименьшее значение вязкости (в заштрихованной зоне). Верхний предел рекомендуется назначать при зубчатых колесах из стали одной марки или если хотя бы одно из них выполнено из никелевой или хромоникелевой стали. В многоступенчатых редукторах с общей масляной ванной вязкость масла принимают промежуточной между требующейся для тихоходной и быстроходной ступеней.

Приближенные значения вязкости масел для червячных передач определяют по рисунку 7.3. (заштрихованная зона) в зависимости от величины . :

, (7.2)

где контактные напряжения для венцов колес из оловянных бронз, МПа

Скорость скольжения в зацеплении, м/с;

υ s =5,24·10 –5 d 1 n 1 / cosγ, (7.3)

где d 1 – диаметр делительной окружности червяка, мм;

n 1 – частота вращения червяка, об/мин.

Рис. 7.3. Вязкость нелегированных нефтяных масел для червячных передач

В редукторах, коробках передач, станках и других устройствах, содержащих зацепления, подшипники качения смазываются тем же смазочным материалом, что и зацепления. Если смазочный материал выбирается исходя из условий работы подшипников, то рекомендуется назначать вязкость (10-30)10 -6 м 2 /с при рабочей температуре. Более вязкие масла используются для смазки высоконагруженных подшипников с низкой скоростью, роликовых сферических, конических и упорных подшипников (вследствие повышенного трения скольжения тел качения о дорожки и сепаратор).

По физическому состоянию смазочные материалы делятся на жидкие, пластичные и твердые. Наибольшее применение находят жидкие нефтяные масла. К ним относятся индустриальные масла общего назначения и специальные, область применения которых отражена в их названиях: турбинные (смазка подшипников и вспомогательных механизмов турбоагрегатов), авиационные, трансмиссионные, автомобильные и т.д. Сведения о вязкости и температуре застывания наиболее распространенных масел приведены в таблице 7.2.

Таблица 7.2

Нефтяные смазочные масла

Марка масла Температура застывания, °C Марка масла Кинематическая вязкость υ·10 -6 , м 2 /с, при 50°C Температура застывания, °C

Индустриальные (ГОСТ 20799-88)

Турбинные (ГОСТ 32-74)

И-8А 6–8 –20 Т 22 20–23 –15
И-12А 10–14 –30 Т 30 28–32 –10
И-20А 17–23 –15 Т 46 44–48 –10
И-25А 24–27 –15 Т 57 55–59
И-30А 28–33 –15

Авиационные (ГОСТ 21743-76)

И-40А 35–45 –15 МС–14 92 –30
И-50А 47–55 –20 МС–20 161 –18
И-70А 65–75 –10 МК–22 192,5 –14
И-100А 90–118 –10 МС–20С –18

Примечание . Для передач общего назначения выбираются индустриальные масла

ПРИМЕР расчета:

Определить марку масла для червячно-цилиндрического редуктора. Частота вращения ведущего вала редуктора n 1 = 2860 об/мин, диаметр делительной окружности червяка d 1 =50 мм, угол подъема витков резьбы червяка γ = 21,801°, рабочие контактные напряжения σ H =210 МПа. Частота вращения вала-шестерни зубчатой передачи n 2 =286 об/мин, диаметр делительной окружности шестерни d 3 =80 мм, твердость материала шестерни Н нв = 240 МПа.

Червячная передача представляет собой механизм для передачи вращения между валами посредством винта (червяка) и сопряженного с ним червячного колеса. Использование червячных передач - недорогой способ обеспечить высокие скорости одноступенчатых редукторов. Эти коробки передач выдерживают многочисленные запуски и остановки, изменяющиеся нагрузки и используются во многих типах оборудования пищевой промышленности.

Обычно в смесителях или упаковочных машинах червячные передачи размещаются глубоко внутри обрабатывающего оборудования, а в приводах конвейеров монтируются сверху, на весу. Такое расположение затрудняет доступ к ним при проведении техобслуживания. В результате червячные редукторы содержатся в неудовлетворительном состоянии, что приводит к повреждениям и преждевременному износу деталей привода.

С целью свести к минимуму саму необходимость в техобслуживании и связанные с этим затраты конструкторы разработали одноразовые коробки передач, которые заполняются стандартным полиальфаолефиновым (ПАО) маслом. Такие редукторы способны работать в течение 2000 часов. При непрерывной эксплуатации они требуют замены через каждые 12 недель.

Альтернативой замене коробок передач является использование синтетического редукторного масла с пищевым допуском . Оно обеспечивает отличную долговременную смазку при высоких и низких температурах, имеет низкую испаряемость и совместимо с оборудованием, рассчитанным на применение минеральных масел.

Известно, что основная деталь привода червячной передачи изготовлена из бронзы. Именно поэтому во избежание коррозии в формуле стандартного масла противозадирные присадки содержатся в минимальных количествах, а разделяющие свойства обеспечиваются лишь за счет масляной пленки высокой вязкости. Масло Molykote L-1146FM содержит противоизносную присадку на основе фосфора, которая не вызывает коррозии бронзовых деталей привода червячной передачи и отвечает требованиям к смазочным материалам с пищевым допуском. В отличие от материалов, полученных путем традиционных процессов перегонки, это синтетическое масло изготовлено за счет сочетания более мелких молекулярных «строительных блоков» в соответствии с заданными параметрами рабочих характеристик и с целью сведения к минимуму количества примесей.

Благодаря своей формуле синтетическое масло с пищевым допуском Molykote L-1146FM способствует снижению трения деталей коробки передач и, как результат, увеличению периода досмазывания.

Опыт использования Molykote L-1146FM на заводах пищевой промышленности доказал его эффективность: срок службы одноразовых коробок передач увеличился более чем в четыре раза, т.е. вместо 2000 часов стал составлять 9000.

Согласно положениям Управления по контролю за продуктами и лекарствами (США) масло с пищевым допуском Molykote L-1146FM одобрено для применения при возможности случайного прямого контакта с продуктами питания. Кроме того, оно отвечает требованиям Министерства сельского хозяйства США и может применяться на заводах по обработке мяса и птицекомбинатах.

Чтобы повысить надежность червячных передач, предупредить вероятность заедания агрегата, снижения его КПД и разрушения зубчатых колес необходимо применять специализированное трансмиссионное масло высокой вязкости и ROXOL-RED - лучшая альтернатива. Оно формирует прочную масляную пленку, обладает уникальными температурно-вязкостными свойствами и способствует минимизации энергетических потерь, что в сочетании с объективно низкой стоимостью делает его наиболее перспективным смазочным материалом для различных отраслей промышленности и народного хозяйства.

Общее описание

ROXOL-RED представляет собой базовое минеральное масло с высоким индексом вязкости и легированное оригинальным комплексом антиокислительных, противозадирных и антикоррозионных присадок. Может применяться для обслуживания:

  • тяжелонагруженных тихоходных редукторов;
  • цилиндрических и глобоидных червячных передач;
  • узлов трансмиссии легкового, грузового и специального транспорта.

Редукторное масло ROXOL-RED не токсично. Оно полностью прозрачно, инертно и согласно сертификации ХАССП может использоваться в оборудовании пищевого комплекса. Физико-химические свойства позволяют также применять его в условиях повышенных температур, вибраций и критических нагрузок.

Демонстрирует великолепную проникающую и смазывающую способность. Упорядочивает износ и предупреждает отслоение бронзы зуба червячного колеса на винте, также масла выполняют функцию отвода тепла от поверхности трения.

Основные функции и характеристики

ROXOL-RED предназначено для смазки и охлаждения деталей и узлов механических трансмиссий. Соответственно, в отличие от типовых антифрикционных материалов оно функционирует в режиме значительных пусковых сопротивлений, высоких давлений и повышенных температур. Такие условия применения жестко регламентировали необходимость улучшенных трибологических характеристик и эксплуатационных свойств.

Оригинальная формула смазочного материала обеспечила ему:

  • высокую температуру вспышки;
  • великолепные антифрикционные свойства;
  • инертность к образованию шлама и продуктов распада;
  • улучшенные показатели термоокислительной стабильности;
  • работоспособность в широком интервале низких и высоких температур;
  • стойкость к пенообразованию и трансформации в эмульгированное состояние;
  • прецизионные противозадирные, антикоррозионные и противоизносные качества.

ROXOL-RED превосходно упорядочивает износ, исключает расслоения бронзовых и латунных сплавов, минимизирует неравномерную выработку фрагментов и предупреждает проявление питтинга. Многократно сокращает энергетические потери на трение, эффективно отводит тепло из контактной зоны, значительно снижает вибрационные колебания и ударные нагрузки. А также существенно минимизирует акустические характеристики работы червячных агрегатов, несмотря на то, что и они и так относятся к малошумным механизмам.

За счет высокой вязкости масло отлично удерживается в узле и формирует на металлических поверхностях ультратонкую пленку, весьма устойчивую к разрыву, сдвигу и вытеснению из зоны зацепления значительными силами и обладающую всеми трибологическими характеристиками, которые придают ей присадки. Благодаря этому ROXOL-RED исключает непосредственный контакт незащищенных материалов и отменно предупреждает задир зубчатых колес, возникновение заеданий и заклиниваний, повышение вязкости при снижении температуры происходит плавно и не вызывает роста нагрузки.

Минеральная основа в сочетании с присадками придали масляной пленке низкий порог застывания, великолепные противопиттинговые качества, отличные защитные свойства при контакте с влагой, соляным туманом, кислородом и водяными парами. Инертность к образованию шламовых отложений и высокий индекс вязкости обуславливают взаимочищение сопрягаемых поверхностей и эффективный отвод тепловой энергии. Прецизионная степень очистки базового масла и незначительное содержание продуктов распада способствуют минимальному пенообразованию.

В свою очередь, внесение ингибитора коррозии существенно тормозит развитие процессов окисления и многократно снижает появление агрессивных компонентов. Плотная пленка, формирующаяся ROXOL-RED, эффективно защищает от коррозии стальные и цветные сплавы с одновременным пассивированием металлов. Это особенно актуально для современного исполнения легкового и грузового автотранспорта, где все чаще используются инновационные материалы.

Сферы применения

Как трансмиссионное масло ROXOL-RED востребовано в пищевой отрасли, морском и речном судоходстве, сельском хозяйстве, строительном сегменте, горной и металлургической промышленности и автомобилестроении. Перечислить все механизмы и агрегаты, где его можно использовать, довольно сложно. Обозначим лишь наиболее частые варианты применения:

  • червячные мотор-редукторы передвижения рольгангов, тележек, изложниц, грузоподъемных механизмов и агрегатов;
  • червячные механические редукторы прессов, конвейеров, экструдеров, измельчителей, вентиляторов, грохотов;
  • механические и автоматизированные приводы заслонок, задвижек, ворот, дверей;
  • передачи центрифуг и палубной оснастки.

Смазочный материал продемонстрировал отличные технико-эксплуатационные свойства в условиях рыборазделочных сейнеров и плавбаз, в технологических транспортерах производственных цехов и на угольных шахтах и рудодобывающих комбинатах. В автомобильном и электротранспорте разной грузоподъемности и различного назначения его можно использоваться для рулевого управления, редукторов и узлов трансмиссии, главных передач ведущих валов, автоматических и механических коробок передач.

При этом не токсичность и прозрачность позволяют использовать ROXOL-RED:

  • в поворотных приводах звукоотражающих экранов;
  • в подъемниках читальных залов крупных библиотек;
  • в механизмах управления шторами, занавесами и театральными декорациями.

Также, учитывая конструктивные особенности червячных редукторов, данный продукт подходит по своим универсальным физическим и реологическим свойствам для технического обслуживания подшипников и муфт, которые также являются важными конструктивными деталями червячных редукторов. Ключевой недостаток этих механизмов - невысокий КПД и чрезмерный нагрев контактных поверхностей зубчатых элементов. Использование трансмиссионного масла ROXOL-RED позволяет упразднить названые недостатки путем снижения потерь удельной мощности и эффективного отвода тепла, что дает возможность применять его не только в механизмах периодического действия, но и в агрегатах с повторно-кратковременным и длительным рабочим циклом.

Особенности применения

Для любого редуктора или трансмиссии масло - неотъемлемый элемент, непосредственно влияющий на функционирование и долговечность подшипников, деталей червячного зацепления и всего агрегата в целом. Соответственно, периодичность замены масла определяется картами смазки и используемой системой (окунание, разбрызгивание, масляной туман и поливание). Поэтому, заливая ROXOL-RED в червячный редуктор, следует четко придерживаться инструкций по эксплуатации и обслуживанию конкретного механизма, разработанных производителем.

При работе с маслом применение средств индивидуальной защиты - согласно отраслевым нормам. Использованная ветошь со следами смазочного материала утилизируется в соответствии с внутренними инструкциями и правилами пожарной безопасности.

Перспективность

В современной инжиниринговой инфраструктуре габариты узлов трансмиссии предельно минимизируются с сохранением высоким показателей передаваемой мощности, что приводит к значительному увеличению нагрузки на червячное зацепление и ужесточает требования к смазочным материалам. При разработке формулы масла ROXOL-RED уже учтены данные тенденции. Поэтому оно:

  • демонстрирует отличную работоспособность в агрегатах с цилиндрическими, косозубыми, глобоидными, коническими зубчатыми шестеренками и червячными колесами;
  • совместимо с большинством полимерных, резиновых, фторполимерных уплотнителей и сальников;
  • предупреждает конструктивный износ и питтинговую коррозию на начальных стадиях.

Минеральная основа, высокая эффективность и доступная стоимость позволяют трансмиссионному маслу ROXOL-RED занять лидирующее положение в своем сегменте и стать превосходной альтернативой дорогостоящим импортным аналогам. Оно позволяет увеличить интервалы межсмазочных циклов, срок службы оборудования, стабильно в хранении и выдвигает к складской и транспортной логистике типовые требования.

Помимо масла ROXOL-RED с вязкостью 1100 сст, мы изготавливаем под заказ масла ROXOL-RED 460, ROXOL-RED 320 на основе полусинтетических масел.

Какой бы качественной не была техника для возделывания дачного или приусадебного участка, за ней требуется хороший уход. В противном случае она может быстро сломаться. Давайте поговорим в этой статье о том, как обеспечить хороший уход и ремонт за редуктором культиватора, дабы он служил своим владельцам максимально долго.

Причины поломок

Основными причинами проблем с культиваторами, как на фото ниже, считаются следующие явления:

  • неважный уход за оборудованием для работы на дачном участке или отсутствие такового в принципе: несвоевременная замена масла, применение неоригинальных запчастей или смазки сомнительного качества и т.п.;
  • не внимание к качеству работы техники такого рода: игнорирование шумов, свиста, излишней вибрации и т.п.;
  • нарушение правил эксплуатации, транспортировки, хранения и подготовки к работе;
  • несвоевременный ремонт деталей.

Что такое коробка передач?

Редуктор является одним из основных составных элементов привода культиватора для обработки грунта. Он бывает цепным и червячным. Уровень надежности данного узла определяет эксплуатационный срок оборудования и необходимость в его ремонте.

Посмотрите на следующее фото, дабы понять, как выглядит редуктор культиватора крот визуально.

Агрегаты эконом-класса зачастую оснащены редуктором неразборного типа, срок службы которого не отличается особой продолжительностью. Важно отметить, что узел такого типа не подлежит ремонту или разборке. Его детали негильзованные и отличаются низким качеством.

Более дорогие варианты имеют в своей конструкции разборные редуктора. Они поддаются техническому обслуживанию: при износе запчастей такого редуктора, их можно заменить. Например, замене подлежат втулки или подшипники.

Если культиватор по каким-либо причинам пришел в негодность, поломку потребуется устранить посредством ремонта. Существуют специальные сервисы, которые оказывают подобные услуги. Однако если дачнику не хочется переплачивать, если ремонт требуется выполнить максимально быстро или если он видит в себе силы и обладает навыками, починить оборудование для обработки грунта можно своими руками.

Проблемы и способы их устранения

Если во время эксплуатации аппарата, дачник замечает повышенный шум в коробке передач, стоит немедленно остановить работу культиватора:

  • Для начала потребуется установить причину подобного явления. Специалисты утверждают, что шумы в редукторе возникают в связи с недостатком масла. Также подобная проблема может быть вызвана несоответствием качества применяемого масла по его марке и чистоте. К примеру, если неопытный фермер залил в топливный бак агрегата старый бензин или топливо сомнительного качества. В первом случае следует просто долить масло в редуктор культиватора до оптимального уровня. Во втором – сменить его марку;

  • Шуметь могут и узлы трансмиссии. Это происходит из-за некачественной затяжки крепежных деталей. Внимательно осмотрите аппарат и затяните их при необходимости;

  • Во многих случаях шумы порождают изношенные шестеренки и подшипники. Если причина в этом, фермеру стоит опасаться более серьезных поломок. Однако проблем с аппаратом не возникнет, если ремонт редуктора культиватора осуществляется своевременно. А заключается он в демонтаже и замене деталей, пришедших в негодность.

Если техника для обработки грунта вовсе не включается, если осуществляется ее произвольное выключение или переключение скоростей сопровождается трудностями, фермеру стоит задуматься над следующими причинами:

  • Могли износиться детали, которые участвуют в процессе переключения скоростей. Зачастую подобный износ происходит с торцами включающихся шестерен, что приводит к проблемам при смене скорости работу машины. В таких условиях потребуется осуществить демонтаж червячной коробки передач культиватора и правку зубьев шестерен посредством шлифовки. Если же износ необратим, эти детали аппарата нужно заменить;

  • Мог произойти износ шлицов валов или же сместились валы в осевом направлении в связи с истиранием подшипников и стопорных колец. Чтобы осуществить регулировку осевого положения валов потребуется установить дополнительные стопорные кольца. Если же износ подшипников и колец слишком сильный, их стоит заменить;
  • Фермер допустил неверное регулирование сцепления, что может привести к трудности переключения передач. Это может произойти вследствие неопытности оператора, который заблаговременно отпускает рычаг сцепления при переключении передач. В данной ситуации потребуется отрегулировать сцепление и обучиться правильному и своевременному переключению передачи.

Если происходит перегревание узлов трансмиссии, стоит проверить подшипники на степень их износа. Также причиной подобных проблем может стать недостаточное количество трансмиссионного масла в картерах, а также его низкое качество. В таких условиях основные мероприятия по ремонту изделия для обработки земли будут следующими:

  • замена изношенных подшипников;
  • замена масла.


Если на изделии для обработки земли установлен червячный редуктор культиватора, и фермер заметил течь масла из этого узла, то ему следует проверить сальники подшипниковых узлов на предмет правильной установки.

Подведем итоги

Редуктор культиватора – это сложный узел, который может быть червячным или цепным. Его особенности должны быть учтены фермером в процессе его эксплуатации. Нужно понимать, когда стоит производить замену масла или использовать такое средство как смазка редуктора культиватора, иначе поломок не избежать. Следующее видео расскажет о том, как правильно ремонтировать цепной редуктор культиватора своими руками.