Будет ли подорожание машин в. «Классическое запугивание потребителя». Почему в России подорожают автомобили. Динамика рынка: в поисках восстановления

Все еще наблюдаются плохие новости для автокомпаний, что торгуют новыми машинами. Кризис, вроде, прошел, но свой след оставил конкретно. Так что в 2017 году автолюбители все еще будут засматриваться на более дешевые варианты – подержанные машины. Кстати, это отличный шанс для АвтоВАЗа получить преимущество над конкурентами.

К сожалению, в 2017 году падение интереса к новым машинам продолжится. Большинство покупателей захотят перейти на подержанные машины, дабы сэкономить не только в бюджетном, но и премиальном сегменте. А вот автопроизводители говорят о том, что непопулярные машины завозиться не будут, одновременно и цены вырастут.

Еще в 2015 году продажи новых машин составили около 1.5 миллиона единиц. Таким образом, когда в начале года был сделан оптимистичный прогноз Ассоциацией европейского бизнеса, не подтвердился. В тот момент эксперты считали, что будет продано около 1.98 автомобилей пассажирских и легковых.

Падение продаж к 2017 году

Многие могут наблюдать, что падение продаж все еще происходит, хоть и не так резко, как ранее. Несмотря на это, многие эксперты сошлись на одном мнении, что автомобили все еще будет дорожать, а покупатели будут больше обращать свое внимание на подержанные транспортные средства. Кстати, на поддержку отечественного автопрома было выделено в 2016 году около 50 миллиардов рублей.

Аналитик ИФК Метрополь по имени Андрей Рожков уверен в том, что следующий год не будет таким пессимистичным. Андрей считает, что падение продаж, даже при очень негативном сценарии экономики может быть равно 7-10 процентов. Такое возможно произойдет тогда, если доходы людей, а также сам спрос на дорогие вещи начнет сокращаться.

Если говорить о марках машин, то вполне комфортно себя будут чувствовать машины премиум-класса. Данный спрос будет стабильным из-за того, что такие покупатели не так сильно реагируют на экономику страны, которую мы сегодня наблюдаем.

Речь Вице-президента РОАД

Вице-президент РОАД говорит о том, что в следующем году в тренде будут подержанные машины. Ведь именно сегодня наши дилеры сфокусировали свои силы на таких товарах. Пока что трудно сказать, кто уйдет с рынка в 2017 году, однако, можно уже сейчас предсказать существенный рост цен. Автокомпании давали бюджеты на сдерживание цен в 2015 году. В 2016 году такого уже не наблюдалось.

Тогда же машины стали дороже в среднем на 20-30 процентов. Данные слова подтверждает и прогноз аналитического агентства Автостат. Эксперты компании полагают, что многие покупатели новых машин перейдут на сторону транспорта с пробегом. Как уже высказались аналитики в этом году, объем рынка подержанных марок будет равен 4.8-5.5 миллиона единиц. При этом работники Автостата говорят о том, что 2017 год тоже будет не простым.

Эксперты рассказали, что зимой продажи нового транспорта не превысят 100 тысяч в месяц. Такие факты говорят о том, что даже при самом благоприятном развитии ситуации автокомпаний, продажи не вырастут более 1.6 миллиона штук. А если события будут показывать негативный сценарий, то продажи рынка будут равны 1.3 миллиона.

Андрей Ермаков, директор по развитию автокредитования Локо-Банка рассказал о том, что в 2017 году из страны автопроизводители уходить не будут. Конечно же, может произойти сокращение модельного ряда, а также менее интересных марок для россиян. Может быть такое, что автокомпании станут предлагать жителям не такие дорогие варианты, но с меньшим количеством опций.

В 2017 году Ермаков не прогнозирует падение продаж. Директор утверждает об их повышении на 3 или 5 процента. А вот если верить прогнозу компании Frost&Sullivan, то он показывает прогноз роста в 2017 году на 1.8 миллиона, а в 2021 году данный показатель может дойти до отметки в 2.8 миллиона единиц.

С начала 2016 года новые автомобили в среднем подорожали на 7%. Больше всего выросла цена на японские Mazda и Toyota (до 11%). Hyundai и Kia подорожали на 7−8%, Renault и Lada - на 4−5%. Во вторник «Коммерсант » со ссылкой на собственные источники сообщил, что цены снова увеличатся в начале 2017 года. Однако автопроизводители пока не торопятся называть точные даты и цифры.

Телеканал «360» решил узнать у участников рынка, какие факторы влияют на стоимость автомобилей и может ли она измениться в ближайшее время.

«Автомобили сейчас стоят дешевле, чем должны»

С началом кризиса курс доллара и евро вырос почти в два раза, тогда как цены на машины увеличились всего на 20−25%. По словам источника телеканала «360» на рынке, 50% связанных с изменением курсов убытков производители «тянут на собственном горбу». А машины в России сейчас стоят гораздо дешевле, чем должны.

Автопроизводителям помогают меры поддержки государства, кроме того, разрабатываются и новые программы помощи. Однако без корректировочного повышения цен обойтись не удается никому.

PR-директор Mazda Motor Rus Мария Магуайр отмечает, что у многих компаний сборочные предприятия находятся в России, поэтому некоторые автопроизводители смогли нивелировать зависимость от валютных курсов.

«Нестабильность рубля чуть меньше влияет, для этого и нужен производитель большой, который на себя этот риск берет, чтобы не моментально потребителя пугать этими ценами, но рано или поздно это отражается», - рассказала Магуайр телеканалу «360».

Цены на автомобильном рынке - вещь непредсказуемая. Многое зависит от крупных игроков: например, если стоимость машин изменит компания Toyota, то за ней могут потянуться и другие участники рынка.

«Сейчас сказать, как будет меняться ситуация, высчитывать какие-то проценты - это несерьезно, потому что декабрь в России - самый хлебный месяц с точки зрения продаж, а что дальше будет, никто не понимает», - считает Магуайр.

«Сами испытания - удовольствие недешевое»

Потратить средства пришлось и на внедрение новой системы безопасности «ЭРА ГЛОНАСС». Устройство будет фиксировать время, дату, координаты и скорость авто в случае аварии и сразу же отправлять данные в базу. Представитель Nissan в беседе с телеканалом «360» отметил, что испытания «ГЛОНАСС» - удовольствие недешевое. Сама система стоит не слишком дорого, но на сертификацию автомобиля уходят значительные средства.

«Мы как компания, работающая в России, занимаемся сертификацией модельного ряда, у нас до конца года большинство моделей получат эту систему. Как один из факторов возможной корректировки цен это будет, но это не основной и решающий», - рассказал руководитель PR-департамента Nissan Роман Скольский.

Представитель Mazda отмечает, что к внедрению системы уже готовы все, поэтому ее появление на ценах никак не скажется.

В «АвтоВАЗе» сообщили, что у компании есть два автомобиля, на которых система уже устанавливается - это Lada Vesta и Lada XRay. Представитель концерна отметил, что система стоит дорого, поэтому компания не может себе позволить устанавливать ее на Lada Kalina, Granta и Largus без изменения розничной цены «в силу экономической ситуации и развития рынка».

«Рост цен превысит уровень инфляции»

Александр Зиновьев, директор по маркам ГК «АвтоСпецЦентр» (официальный дилер Porsche, Audi, BMW/MINI, Nissan, Mazda, Skoda, Kia и других марок), сообщил, что компания прогнозирует рост цен на 5−7% в начале 2017 года. При этом сильнее всего изменение стоимости затронет массовые, а не премиальные бренды.

«Рост цен превысит средний уровень инфляции по стране и объясняется слабыми позициями рубля на рынке мировых валют. Ряд экспертов прогнозируют снижение рубля по отношению к доллару и евро, что также будет способствовать увеличению цен на импортные автомобили», - сообщил Зиновьев.

Однако автопроизводители делать подобные прогнозы пока не торопятся. Представитель Nissan отказался сообщить конкретные цифры, отметив, что повышение цен не обязательно произойдет в начале года. Возможно, стоимость автомобилей незначительно поднимется несколько раз.

Представитель «АвтоВАЗа» заявил, что «говорить о ценовой политике на 2017 год пока слишком рано». Но компания, как и другие участники рынка, регулярно изучает макроэкономическую ситуацию, курсы валют и «рассматривает различные сценарии развития ситуации».

«Это один из самых стандартных инструментов»

Бояться покупателям пока нечего: автопроизводители регулярно предлагают клиентам скидки и акции, которые позволяют приобрести машину на выгодных условиях.

Ведущий консультант по потребительскому поведению Арсен Даллакян объяснил, что объявления об изменении цен - один из стандартных инструментов повышения спроса на товары. Однако все покупатели уже знают, что у дилеров остаются машины с прошлого года, которые продаются со скидками.

«Поэтому тут как раз вот получается двойная акция: вначале пугают, что цены поднимаются, а потом предлагают уже прошлогодний со скидкой», - считает эксперт.

Однако сейчас подобные действия вряд ли сильно скажутся на рынке. Покупатели понимают, что спрос на автомобили сокращается уже несколько лет подряд, а покупать новую машину - просто невыгодно, поэтому многие переходят на подержанные автомобили.

«Эти классические механизмы с запугиванием потребителя, что дорожает - надо срочно покупать, уже в меньшей степени работают, потому что люди научились вести себя немного более дальновидно, они уже не бегут, пугаясь, что-то покупать», - сказал Даллакян.

По словам члена «Российской гильдии маркетологов» Николая Григорьева, никаких оснований для роста продаж на автомобильном рынке пока нет, поэтому вряд ли цены на машины резко подскочат. Стоимость, скорее всего, может повыситься на уровне инфляции.

«В пределах инфляции можно как-то восстанавливать рентабельность продавцам и производителям, но возможности по увеличению платежеспособного спроса, я их не вижу в экономике пока, никаких сигналов для этого нет», - считает Григорьев.

Алина Мухина

Нина Погорелова

Впрочем, некоторые эксперты все-таки переоценивали богобоязненность автобрендов и склонны были считать, что те не пойдут в атаку на наши кошельки прямо так сразу, в самом начале января. Что ж, ошибочка вышла. Как говаривал незабвенный Виктор Степанович: «Никогда так не было, и вот опять!» Не дожидаясь конца праздников, ценники в «правильную» сторону переписали LADA и Renault, а Hyundai и KIA обрадовали покупателей сообщением, что за их и Rio также придется платить дороже.

Тут хочется вспомнить, как недавно сокрушался не названный, но весьма информированный источник «Коммерсанта»: «Была надежда на то, что рубль стабилизируется в позитиве, но этого не произошло, поэтому необходимо и дальше отыгрывать», — объяснял он прошлогоднее немотивированное машин. Ему вторил и другой эксперт: «Если бы евро остался ниже 70 рублей, то можно было бы на этом остановиться».

Так в чем проблема? Рубль — в позитиве, евро — ниже семидесяти. Но остановки-то как не было, так и нет. Смею заверить, ее не будет и в обозримом будущем. Не верите?

Тогда послушайте еще одного профессионала. Вот что заявил изданию «Газета.Ru» директор департамента розничных продаж новых автомобилей ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Потапов: «Сдерживать цены на российском рынке далее невозможно, поскольку количество проданных машин продолжает снижаться, дистрибьюторов падает, рентабельность работы в России оказывается под вопросом».

Теперь, наконец, понятно вам, кто во всем виноват? Конечно же, мы, злостно не покупающие автомобили и тем самым ввергающие автопроизводителей в колоссальные убытки. А уж они, болезные, так сдерживали цены, так сдерживали… За время кризиса, то есть с начала 2014 года, подняли ценники на какие-то жалкие 44%. Конечно же — продолжают в один голос стонать и продавцы, и изготовители машин — этого недостаточно, чтобы отыграть темпы рубля по отношению к евро. Мы-де просто вынуждены будем вновь и вновь переписывать ценники, подгоняя их под реальный курс.

Черт побери, даже меня разжалобили нечеловеческие страдания автомобильных корпораций. Но скупая мужская слеза тут же высохла, как только я дал себе труд вникнуть в истинное положение дел.

Вы не поверите, но это факт: с 1 января 2014 года по 16 января 2017 года европейская валюта подорожала всего на 40% - с 45,06 до 63,23 рублей! То есть, курсовую разницу автобренды себе уже компенсировали, и с лихвой.

А как же хваленая локализация? По данным на ноябрь 2016 года только пятая часть машин была к нам из-за кордона. Остальное собиралось здесь, с учетом стоимости нашей рабочей силы, электроэнергии, арендной платы и пр. При чем тут разговоры о корреляции с курсом евро, господа хорошие?

Есть в запасе у автомобильных махинаторов, то есть маркетологов, еще несколько фокусов. Так, грядущее подорожание машин объясняется ко всему прочему неподъемными затратами на внедрение системы безопасности , которая заработала с 2017 года. Поскольку определить влияние этого процесса на конечную стоимость машины весьма затруднительно, то будьте уверены — производители не остановятся перед преувеличением своих затрат, а оплатить их предложат нам с вами.

Еще один трюк, срабатывающий практически беспроигрышно. Разница в цене машин, продающихся в России и в Европе, может достигать 50%.

О как! Но если затратить немного времени и сравнить на отечественных и, скажем, немецких сайтах, то выяснится — реальная разница составит около 5%, в крайнем случае 10%. Заметим, кстати, что зарплата среднестатистического немца после уплаты налогов как минимум втрое превышает российскую.

МОСКВА, 10 янв — РИА Новости, Сергей Белоусов. В январе цены на новые автомобили традиционно поползли вверх. О подорожании уже официально объявили АвтоВАЗ, BMW и другие крупные бренды. Некоторые марки пытаются сделать последний финансовый вздох и предложить покупателям скидки, однако неминуемое повышение цен настигнет и их. РИА Новости выяснило, насколько повысится стоимость личного транспорта в 2018-м.

От Lada до BMW

Волжский завод избегал внесения правок в прайс-листы весь прошлый год, лишь осенью увеличив цену почти всех комплектаций седанов Vesta на девять тысяч рублей. Однако с началом 2018-го купить "Жигули" по дешевке уже не получится: в первый рабочий день российский автопроизводитель объявил о повышении цен на весь модельный ряд.

В начале января почти все машины АвтоВАЗа подорожали на 15 тысяч рублей. Чуть меньше — 10 тысяч — придется теперь добавить за Lada Granta и Kalina, а за внедорожник Lada 4x4 — восемь тысяч рублей.

О том, что в новом году BMW поменяет ценники практически на все свои автомобили, немецкая компания объявила заранее — 25 декабря 2017 года. Средняя стоимость машин баварской марки увеличилась на 2,5 процента. Больше всех прибавили "заряженные" кроссоверы BMW X5 M и X6 M. Не изменились прайс-листы только на кроссоверы X2 и X3, а также M5 и 6 Series GT.

В тот же день о подорожании автомобилей Cadillac сообщило российское представительство General Motors. С нового года за модели Cadillac XT5 просят на 300 тысяч рублей больше, за Escalade — на 400 тысяч: их средняя стоимость увеличилась на 6-8 процентов.

Как сообщили РИА Новости в пресс-службе автомобильной группы "Авилон", с 2018 года компания Ford подняла цены на три модели: Fiesta — на 17 тысяч рублей, EcoSport — на 20 тысяч, Ford Kuga — на 35 тысяч. Марка Audi переписала ценники в сторону повышения практически на всю линейку — среднее подорожание — почти 2 процента. Больше всего накинули на "заряженные" модели Audi Sport (S и RS) — их цена выросла на 5-10 процентов.

В сторону увеличения (плюс 2-3 процента) скорректировала прайс-листы марка Mercedes-Benz. Как отметили в "Авилоне", у клиентов пока есть возможность купить машины по прайс-листам 2017 года, а также воспользоваться программой поддержки продаж на автомобили в наличии.

Еще успеют сэкономить те, кто присматривается к продукции Jaguar Land Rover: с февраля в среднем на 330 тысяч рублей подскочит цена на новый Range Rover, модель Range Rover Sport подорожает на 272 тысячи, а со второй половины года ожидается повышение стоимости всего модельного ряда британского концерна примерно на 5-10 процентов.

Со 2 января Hyundai поднял цены седанов Solaris и кроссоверов Creta на 10 тысяч рублей. По данным дилерской сети, перед Новым годом такую же сумму прибавил прайс-лист седана Volkswagen Polo, а кроссовер Tiguan в комплектации Highline подорожал на 20 тысяч рублей. В ГК "Авилон" ожидают дальнейшего повышения цен на легковые модели Volkswagen на 2-3 процента.

Как сообщил РИА Новости заместитель председателя правления группы компаний "АвтоСпецЦентр" Александр Зиновьев, в 2018 году также повысились цены на две модели Volkswagen — универсал Passat Variant и пикап Amarok, примерно на 7 процентов.

В конце прошлого года совместное предприятие "GM-АвтоВАЗ" объявило о подорожании с 1 января внедорожника Chevrolet Niva. Все комплектации прибавили по 10 тысяч рублей. При этом сразу после праздников завод объявил об акции "На улице минус 20", в рамках которой машины, произведенные в 2017 году, будут продаваться со скидкой 20 тысяч рублей. Дисконт закончится 31 января.

© Chevrolet


На 50 тысяч евро увеличилась базовая цена Bugatti Chiron — до 2,45 миллиона евро без учета налогов и других платежей. Впрочем, первому российскому владельцу гиперкара пришлось отдать за него 3,5 миллиона евро, причем машину он получал в Европе, поскольку Chiron не сертифицирован для России (нет системы "Эра-Глонасс"). В компании "Авилон" утверждают, что если купить этот автомобиль сейчас, то получить его удастся только в первом квартале 2021 года.

В зависимости от комплектации и количества опций на 7-10 процентов подорожали автомобили Maserati. Также ожидается повышение цен на Fiat и Jeep.

Годом ранее

Согласно данным аналитического агентства "Автостат ", наибольший скачок цен наблюдался в декабре 2016 года: тогда новые автомобили подорожали в среднем на 2,3 процента. В январе 2017-го — еще на 0,9 процента.

В прошлом году АвтоВАЗ переписал ценники на весь модельный ряд тоже в первый рабочий день после новогодних праздников. Меньше чем через неделю марка Renault выпустила новые прайс-листы, в которых автомобили подорожали на 10-30 тысяч рублей. Не избежали этой участи корейские бестселлеры Kia Rio и Hyundai Solaris, а также российско-американский внедорожник Chevrolet Niva. Цены на некоторые модели подняли Skoda, Volkswagen, Mazda. В январе 2017-го Toyota прибавила к ценнику почти всех моделей 24-305 тысяч рублей: рекорд тогда принадлежал минивэну Alphard. Всего с 15 декабря 2016 года по 15 января 2017 года цены на автомобили в России повысили 25 брендов.

Что дальше?

Эксперты сходятся во мнении, что рост цен в 2018 году продолжится, несмотря на стабильный курс рубля.

"Подорожание автомобилей в этом году неизбежно ввиду увеличения утилизационного сбора, а также общего уровня инфляции, — рассказал Александр Зиновьев. — В первую очередь это затронет модели мощностью свыше 200 лошадиных сил, поэтому мы ожидаем подорожания у всех брендов премиум-сегмента".

Ранее в Минпромторге заявили, что индексация утилизационного сбора не коснется автомобилей, чье производство налажено в России. Этим заводам дополнительная нагрузка будет компенсирована за счет новой программы господдержки автопрома, на которую выделяется более 125 миллиардов рублей в год.

Государство поможет сэкономить на покупке новой машины, но не всем. В 2018 году Минпромторг планирует направить 16 миллиардов рублей на продолжение государственных программ стимулирования "Первый автомобиль" (дает 10 процентов скидки тем, кто покупает машину впервые) и "Семейный автомобиль" (10 процентов скидки тем, у кого двое и более несовершеннолетних детей). Судя по письмам автопроизводителей, участвующих в программах (имеются в распоряжении РИА Новости), правительство решило отказаться от увеличения предельной стоимости автомобиля до 1,5 миллиона рублей — максимальная цена попадающей под действие программы машины осталась на прошлогоднем уровне в 1 450 000 рублей. Кроме того, к участию в программе в 2018 году допустят модели, произведенные не ранее декабря 2017 года на территории России и в обязательном порядке оборудованные системой "Эра-Глонасс".

Одной из причин сдерживания роста цен в начале наступившего года является укрепление рубля.

Российские автомобильные дилеры пока что практически не получают уведомлений от концернов о том, что нужно переписать ценники представленных на нашем рынке моделей. Как сообщает «Коммерсант », ныне действующие цены на иномарки предположительно сдержало в том числе и укрепление рубля.

Согласно данным представителей дилерских центров, в массовом сегменте автомобилей цены почти не изменились. Машины бренда Mercedes-Benz прибавили примерно по 3%, Audi – по 2,2%. По их информации стоимость Volkswagen Polo выросла в пределах 3% (в зависимости от комплектации), а Hyundai Solaris в декабре подорожал на 30 000 рублей. Согласно официальному сайту, сейчас базовая версия Соляриса стоит 553 900 рублей с учётом скидок.

Большинство дилеров считают, что цены на иномарки будут расти позже, после того, как будут распроданы прошлогодние стоки. Так, по мнению директора по продажам ГК «Автоспеццентр» Алексея Потапова первой волны подорожания стоит ожидать в начале второго квартала, когда к дилерам приедут машины, сошедшие с конвейера в 2017 году. Они будут продаваться «уже по индексированной стоимости».

Дилер считает, что цены увеличатся на 5-7% в зависимости от конкретной марки. Алексей Потапов предположил, что больше всего рост будет заметен для покупателей автомобилей бюджетного и массового сегментов.

По мнению аналитика «ВТБ Капитала» Владимира Беспалова, компаниям стоит подождать определённости со спросом на российском автомобильном рынке, так как в ноябре 2016-го был продемонстрирован хоть и символический, но всё-таки прирост (по неофициальным данным, продажи в декабре прошлого года тоже были на сравнительно высоком уровне). При этом январь и февраль традиционно являются слабыми для продаж машин месяцами, поэтому они «не могут служить ориентиром для ценовых стратегий», отметил эксперт.

Ранее портал «Колёса.ру» сообщил о том, что . С начала 2017 года базовые версии популярных российских машин стали дороже на 2-3%.