Как работает завод Volkswagen в Вольфсбурге. Вольфсбург (Wolfsburg): Как делают автомобили Volkswagen Сколько стоит посещение Автоштадта

В Вольфсбурге находится самый первый завод и штаб-квартира Volkswagen. Сам город Вольфсбург был построен в 1938 году специально для работников завода Фольксваген и развивался во многом благодаря этому концерну. Autostadt - настоящий город в городе протяженностью более 5 км и площадью 25 га и коммуникационная платформа концерна Volkswagen, отдельных его брендов и покупателей. По сути этот комплекс- оригинальный и привлекательный для посетителей способ маркетинга и создания имиджа марки. Комплекс - одна из популярнейших туристических достопримечательностей Германии, которую ежегодно посещают около 2 млн. человек. Для одних посещение связано с выбором и приобретением нового автомобиля, проведением тест-драйва. Другие - просто туристы, интересующиеся автомобильной техникой.

Автоштадт Фольксваген расположен на берегу искусственного канала между центром Вольфсбурга и заводом Volkswagen. Здания, площади и разделяющих их зеленые пространства представляют собой настоящий памятник ландшафтной архитектуры, на территории комплекса установлены многочисленные скульптуры и инсталляции. Помимо штаб-квартиры Volkswagen Group, заводских конвейеров, центра продаж авто, отеля Ritz-Carlton, здесь расположен музей истории автомобилестроения Zeithaus, два кинотеатра, несколько ресторанов, трассы для тест-драйвов, аттракционы, а главное семь (скоро их будет восемь) павильонов, где представлены модели автомобильных марок, входящие в состав концерна, демонстрируется история концерна и планы на будущее. Выставочная часть дополняются многочисленными аттракционами и мероприятиями, рассчитанными как на взрослых, так и на детей и молодых людей, в центре внимания которых- тема движения.
Экскурсии по Автограду начинаются в павильоне Форум. Здесь в сферическом кинотеатре можно увидеть уникальные ролики по автомобильной тематике, а в студии авто-дизайна каждый посетитель может придумать своей дизайн-проект автомобиля.

7 павильонов различных брендов Volkswagen: Audi, Lamborghini, Seat, Škoda, Volkswagen, грузовых и специальных автомобилей Volkswagen, а также Premium Clubhouse, представляющий легендарную марку Bugatti (бывший павильон Bentley) необычным образом представляют современные модели соответствующих марок автомобилей, обращаясь ко всем органам чувств посетителей. Каждое здание выполнено в своем неповторимом стиле, подчеркивающем характер брэнда. Мир чешских сказок оживает в павильоне Skoda. Черный куб павильона Lamborghini представляет шоу-программу с участием спорт-кара Murcielago. В павильоне испанской марки Seat демонстрируется короткий ролик о нравах испанцев. В павильоне марки VW расположен кинотеатр, где демонстрируют фильм о роли VW в жизни одного человека. В 2011 году начато строительство 8 павильона марки Порше. Каждые несколько лет концепции и экспозиции павильонов несколько меняются. Модели собственно VW представлены в украшающих комплекс двух стеклянных складских башнях и в клиентском центре (KundenCenter).

В клиентском центре покупатели могут подобрать себе модель по вкусу и кошельку, от крошечного Polo, до мощного Touaregа или роскошного Phaetonа и оставить заказ на сборку. А через несколько месяцев здесь же забрать собранный и оформленный по индивидуальному заказу автомобиль. (Для немцев привычным является заказывать свой автомобиль заранее).

Готовые новенькие автомобили с производства временно выставлены в 2 стеклянных 20-этажных башнях (ежедневно около 400 автомобилей) - символе Autostadt"а. Все машины расположены соответственно весу, чем тяжелее автомобиль, тем ниже он расположен. Уже отсюда автомобиль полностью автоматически транспортируется в клиентский центр на выдачу. Для всех посетителей Автоштадта Фольксваген в Вольфсбурге есть возможность попасть на экскурсию по башням, с которых кроме всего прочего открывается вид на автоград, завод и бывшую электростанцию VW.

Одна из главных составных частей развлекательного парка Автоштадт Фольксваген в Вольсбурге - музей автомобилестроения Zeithaus (Дом времени) на экспозиции в 4 этажа представляющий около 100 моделей легковых автомобилей, с 19 века и до наших дней. Среди них - сохранившиеся в оригинале исторические экземпляры как Фольксваген, так и других марок или их тщательные копии. Например, кабриолет Beetle, выпущенный в 1938 году в память об официальном открытии завода, NSU с роторным двигателем, исторические реконструкции первой запатентованной модели Бенца 1886 года и редкого экземпляра Bugatti Atlantique. В машинах можно посидеть и сделать фото. Но главное, что они регулярно участвуют в ралли старинных автомобилей, проводимых в Германии. Кроме автомобилей в музее Цайтхаус есть «столы экспериментов», демонстрирующие физические принципы, использованные в автотехнике.

Наконец, фанатам автотехники предоставляется возможность осмотреть и собственно завод VW в Вольфсбурге и его сердце - цех N 54, где идет сборка автомобилей VW Golf. Это практически полностью роботизированный комплекс. Сварка, сборка черного кузова, покраска и часть окончательной сборки осуществляется роботами. По территории завода можно прокатиться на автопоезде с огромными панорамными стеклами и раздвижными дверями по обеим сторонам для лучшего обзора

В Вольфсбурге можно не только посмотреть на автомобили, но и самому лично сесть за руль. Здесь есть и внедорожные треки с водными и грязевыми преградами, предназначенный для Volkswagen Touareg и Tiguan (чтобы прокатиться по нему, достаточно иметь при себе водительское удостоверение международного образца). И курсы безопасной езды SicherheitsTraining, где опытные инструкторы помогут отработать основные приемы вождения.
Специальные аттракционы придуманы для детей - работает школа вождения, проводятся различные мастер-классы, работает большое количество аттракционов, например, стеклянный двигатель, внутри которого дети могут ходить по четырем уровням.

Конечно, на такой большой территории размещено несколько кафе и ресторанов от семейного бистро до венской кофейни.

Регулярно на территории Автоштадта проводятся различные представления и шоу . Одно из самых известны - фестиваль современного танца Movimentos Festwochen в здании бывшей электростанции Volkswagenwerks. Зимой здесь работают зимний рынок и павильон с камином, каток с искусственным льдом, на котором часто проходят спектакли на коньках. А летом здесь устраивается шоу танцующих фонтанов с высотой до 70 м, продолжающееся около 4 недель, каждый год с новой темой.
Часы работы: ежедневно 9.00 - 18.00

Ориентировочная стоимость билетов:

билет на 1 день/2 дня

взрослый: 15 / 22 евро, льготный (студенты, пенсионеры): 12/18 евро, дети/подростки (6-17 Jahre): 6/9 евро
Семьи (2 взрослых+ все их дети до 17 лет): 38/57 евро

Для детей до 6 лет вход бесплатный

Скидки для групп.

Вечерний билет (после 16.00, со скидкой в кафе и ресторанах) 7 евро

Посещение аттракционов: экскурсия в башни, поездка по внедороюжному и стандартному трэку, курсы вождения и т.д. - за отдельную плату

«Обзорная экскурсия по городу Вольфсбург 3 часа, 1-3чел = 300,00 € (авто-пешеходная)
«Обзорная экскурсия по городу Вольфсбург 3 часа, 4-7чел = 390,00 € (авто-пешеходная)

Экскурсия в тематический парк Автоштадт/Вольфсбург с посещением производства на целый день 7 часов,1-3чел = 410 евро (только в рабочие дни)
Экскурсия в тематический парк Автоштадт/Вольфсбург с посещением производства на целый день 7 часов,4-7чел = 495 евро (только в рабочие дни)

Бронирование экскурсии в тематический парк Автоштадт/Вольфсбург возможно только по предварительной записи за месяц до заезда
ВАЖНО: дата посещения нужна заранее, в последние две недели июля и первую неделю августа посещение закрыто!
Дополнительно на месте оплачиваются входные билеты

*****************************************
Доп инфо
Посещение самого ПРОИЗВОДСТВА длится 45 минут

Программа посещения цехов каждый день меняется, поэтому возможны изменения в последовательности посещения.
Посещение производства теоретически может быть отменено или изменено за 10 минут до начала
(по техническим или производственным причинам). Сама программа длится полный день 7 - 8 часов,
посещается примерно 8 - 10 цехов, но само производство только 45 минут.

Вольфсбург с населением в 122 тысячи человек - один из немногих городов, которые были основаны в Германии в первой половине XX века. Со времени основания 1 июля 1938 года и до 25 мая 1945 года Вольфсбург назывался Штадт дес КдФ-Вагенс бай Фаллерслебен и предназначался в качестве места жительства для сотрудников завода «Фольксваген», которые должны были производить модель «Жук».

Пишет Владислав Мова перебравшийся на ПМЖ из Латвии в Германию: В конце прошлой недели мне удалось посетить центральный завод Volkswagen, находящийся в Вольфсбурге. Он является одним из крупнейших предприятий Германии как по площади, так и по количеству персонала, а также одним из крупнейших автомобильных заводов в мире. Шутка ли: на его территории (6,5 кв. км) может одновременно уместиться сразу 3 княжества Монако.

Здесь нужно сделать небольшое отступление и отметить, что концерн Volkswagen – это не только «народные» машины с логотипом VW. Концерн Volkswagen – это крупнейший производитель автомобилей во всём мире. Более 25% машин, колесящих по дорогам Европы, были построены на конвейерах именно этой компании.

В данный момент концерну Volkswagen принадлежат следующие автомобильные марки:
- Непосредственно сами автомобили Volkswagen
- Другая известная немецкая автомобильная марка – Audi
- Чешская гордость – Škoda
- Малопопулярная на постсоветском пространстве испанская автомобильная марка – Seat
- Bentley – престижнейшая автомобильная марка класса «люкс»
- Итальянский производитель суперкаров – Lamborghini
- Bugatti – французская автомобильная марка, выпускающая самые дорогие серийные автомобили в мире
- Porsche – ещё одна немецкая компания, делающая самые надёжные и самые прибыльные (для производителя) автомобили в мире
- Компании, специализирующиеся на производстве грузовых машин и автобусов – Scania и MAN
- Ducati – единственная в этом списке компания, производящая не автомобили, а мотоциклы

Было бы наивно полагать, что весь этот огромный список автопродукции выпускают в Вольфсбурге. Местный завод «заточен» под производство нескольких моделей самого Volkswagen"а. Сейчас это Golf, Golf Sportsvan, Golf GTE, e-Golf, Tiguan и Touran, тогда как ранее именно в Вольфсбурге производился знаменитый Volkswagen «Жук» (Beetle в англоязычной версии и Käfer – в немецкоязычной). Всего же концерн владеет 107 заводами по всему миру, из которых 28 находятся в Германии.

Немного истории.

Сейчас об этом не принято говорить, но появление такой автомобильной марки как Volkswagen непосредственно связано с периодом правления нацистской партии Германии. Одной из многих популистских идей Гитлера было обеспечение каждой немецкой семьи личным автомобилем. С подобным предложением он выступил в 1933 году, предварительно проконсультировавшись с представителем компании «Daimler-Benz», а также Фердинандом Порше, которого он и назначил куратором проекта «народного автомобиля».

Фердинанд Порше, будучи добросовестным и талантливым конструктором, справился со своей задачей на отлично, предоставив несколько проектов недорогих и доступных для каждого автомобилей. Впоследствии именно по его проектам будет сконструирован легендарный «Жук».

26 мая 1938 года среди полей и деревень западной Германии был заложен первый камень в основание будущего завода. Насчёт полей и деревень – это не преувеличение. В радиусе нескольких десятков километров действительно не было ни одного крупного населённого пункта. Такое расположение завода потребовало строительства отдельного города, которое началось 1 июля 1938 года. Новый город получил невероятно трудное для русскоязычного человека название – Штадт дес КдФ-Вагенс бай Фаллерслебен (Stadt des KdF-Wagens bei Fallersleben). Название города можно перевести как «Город KdF-автомобилей близ Фаллерслебена». Аббривиатура «KdF» расшифровывается как «Kraft durch Freude» или «Сила через радость» – так во времена Третьего Рейха называлась государственная организация, занимавшаяся вопросами досуга населения, а Фаллерслебен – в то время небольшая деревушка, входящая сейчас в состав Вольфсбурга.

Как я уже упоминал, та идея «народного автомобиля» оказалась полностью популистской. На построенном заводе начали производить военную технику для нужд Германии, занимаясь этим вплоть до самого 1945 года. После окончания Второй мировой войны завод и город попали в зону британской оккупации. Представители островного государства сразу же переименовали Штадт дес КдФ-Вагенс бай Фаллерслебен в гораздо более легкопроизносимый Вольфсбург, а руководству полуразрушенного завода поставили условие: либо завод будет снесён, либо действительно станет выпускать «народные автомобили», да ещё и не менее 1000 штук каждый месяц (на то время – это огромные цифры). Тем не менее, с этой задачей Volkswagen успешно справился, постепенно став лидером мирового машиностроения.

В данный момент только на заводе в Вольфсбурге каждый день изготавливается 3800 новых автомобилей марки Volkswagen, или по одному автомобилю каждые 18 секунд.

А теперь давайте взглянем непосредственно на производство. Пройдёмся по цехам и посмотрим, как из ничего собой не представляющих частей и деталей получаются отличнейшие автомобили.

Сейчас это просто огромные рулоны стали, но скоро они попадут под пресс, приобретут узнаваемую форму автомобиля и наполнятся механической и электронной начинкой.

А вот и те самые прессы. Каждый день они в работе, каждый день они штампуют детали.

Из-под них выходят различные элементы будущего кузова. Как можно понять уже на этой стадии, данные детали вскоре станут частью новых Volkswagen Golf.

Всю физически тяжёлую и вредную работу, такую как, например, сварка, в Volkswagen выполняют роботы.

После того, как работы «поколдовали» с различными частями машины, получается уже практически готовый кузов.

Красят и кузов, и прочие детали, конечно же, тоже роботы. Вообще, в наше время человек уже не должен постоянно работать с веществами, так негативно сказывающимися на здоровье. Ладно, когда один раз в несколько лет нужно сделать дома ремонт и покрасить стены – подобная деятельность ещё допустима, но никак не отравлять свой организм изо дня в день.

У вас может сложиться впечатление, что на заводе Volkswagen трудятся только роботы, но оно будет ошибочно. На заводе в Вольфсбурге задействованы около 60 000 человек, которые, в основном, занимаются мелкой ручной работой. Такая деятельность не требует больших физических усилий, поэтому у конвейеров очень много женщин. Кроме того, почти 10 000 сотрудников – это труженики ума. Именно такое огромное количество человек здесь, на заводе в Вольфсбурге, обеспечивает наши шаги в будущее: разработку новых моделей, совершенствование технологий, поиск новых неординарных решений и многое, многое другое.

Работники, находящиеся у конвейеров, разделены на бригады по 14-16 человек в каждой. Для того, чтобы они не уставали от рутинной работы, людям в пределах одной бригады разрешается самостоятельно меняться друг с другом рабочими заданиями.

Один из самых важных процессов при сборке автомобиля – так называемая «свадьба», или же, говоря простым языком, стыковка кузова с трансмиссией.

Наиболее любопытным для меня стал процесс установки колёс.

Конвейер привозит заготовку будущей машины и оставляет её перед очередным роботом. Тот, в свою очередь, фотографирует место, в которое будет установлено колесо и самостоятельно решает, в какую сторону на нём должны закручиваться болты.

Здесь машины обретают своё имя.

Все готовые автомобили (которые, я напомню, выпускаются каждые 18 секунд) проходят контроль качества. Проверяется как работоспособность машин, так и их визуальные параметры.

А потом готовые автомобили отправляются в своё многолетнее путешествие по всему миру. Кто-то – в соседний город, кто-то – на другой континент. В автосалонах ждут они своего часа, дабы осчастливить уготованного им покупателя. И, возможно, вы или ваши родственники, друзья и знакомые сейчас ездят на том самом «Народном автомобиле», что родом из цехов этого завода в небольшом немецком городке под названием Вольфсбург.

Кстати, любой желающий может своими глазами взглянуть на то, как происходит процесс превращения куска металла в новый автомобиль. Для этого необходимо предварительно записаться на экскурсию на сайте Volkswagen (сайт на немецком, но все мы прекрасно умеем пользоваться Гугл-переводчиком – его будет вполне достоточно). Стоимость экскурсии – 7 евро, что, опытные путешественники не дадут мне соврать, для западноевропейских достопримечательностей совсем недорого.

И ещё: все фотографии, использованные в посте, принадлежат пресс-службе Volkswagen. Любая фото- и видеосъёмка на территории завода запрещена, дабы хитрые конкуренты (например, из стран восточной Азии) не выведали некоторые технологические секреты.

Подводя итог: однозначно, самое интересное мероприятие, которое мне удалось посетить в уходящем 2014 году! Увидеть весь процесс создания автомобиля от начала до конца будет интересно не только автолюбителям, но всем, кто хочет расширить свой кругозор.

Как добраться:
Добраться до Вольфсбурга можно различными способами, но удобнее всего из Ганновера на региональном поезде или из Берлина на скоростном. В обоих случаях дорога займёт примерно 1 час. Завод виден уже непосредственно с железнодорожной станции.

Около половины из 120-тысячного населения Вольфсбурга трудится на автозаводе Volkswagen. Автомобили для Европы, Японии и других стран здесь создают около 54 тыс. сотрудников, из них 44 тыс. — это рабочие. Ничего не напоминает? Однако назвать Вольфсбург мрачным автомобильным моногородом язык не поворачивается.

Первое, с чем встречаются все приехавшие на скоростном поезде из Берлина, — красивые отели, чистые улицы с большим количеством ресторанов на любой вкус, а еще музей физики «Фаэно» и большой аутлет с модными брендами.

Конечно, визитка Вольфсбурга — это четыре трубы, возвышающиеся над кирпичным зданием завода. За год здесь собирают 800 тыс. автомобилей, каждый день с конвейера сходит 3,8 тыс. новеньких Volkswagen, а в промофильме, который обязательно покажут каждому гостю завода, похвастают тем, что очередное «Das Auto» появляется здесь на свет каждые 18 секунд. Предприятие работает в три смены: первая заступает в 6.30, вторая — в 14.30 и третья — в 22.30.

Каждый день здесь проходят примерно полуторачасовые экскурсии, на которые за €10 может записаться любой желающий, и от посетителей нет отбоя.

Такой практики не встретить ни на одном российском автомобильном предприятии. К примеру, на завод VW в Калуге, помимо журналистов, у которых отбирают фотоаппараты, на экскурсии иногда приглашают студентов или высоких гостей. «АвтоВАЗ» в 2016 году провел масштабный день открытых дверей в Тольятти, куда съехались посетители со всей России, но это была разовая акция в честь юбилея бренда, а идеи сделать подобные экскурсии постоянными так и остались словами. GM-Avtovaz ежегодно проводит дни открытых дверей, но только для членов семей своих сотрудников.

На само предприятие попадаешь через проходную по специальным карточкам — пройдя вертушки, оказываешься во дворе. Территория утопает в зелени, на входе расположен сувенирный магазин. Поскольку время экскурсии совпало с дневной пересменкой, удалось получше рассмотреть и пообщаться с сотрудниками завода.

Вот идет колоритная пара — парень, усыпанный татуировками, вместе с девушкой крупных форм с зелеными волосами. Вот совершенно типичные рослые немецкие парни оживленно спорят о том, куда пойти вечером.

На остановке для фирменных автобусов смеются несколько молодых людей в комбинезонах. «На автомобилях приезжают в основном белые воротнички, — рассказывает корреспонденту «Газеты.Ru» один из них. — Простые трудяги ездят на велосипедах и корпоративном транспорте, а кто-то вовсе приезжает из Берлина на скоростном поезде — он идет до Вольфсбурга ровно час. Помимо местных жителей у нас работает много испанцев и итальянцев, поэтому в городе много заведений с их национальной кухней.

Сотрудники могут купить автомобиль подешевле, но действительно хорошие скидки полагаются только отличившимся или руководителям».

Перед экскурсией гостей проводят через комнату для гидов — это отдельный оупен-спейс с индивидуальными рабочими местами. Есть и кухня. Наконец, экскурсовод — высокий немец в костюме лет сорока — проводит нашу группу к началу осмотра. В качестве транспорта используются модифицированные под открытые кабриолеты-автобусы автомобили VW. На одном из них и отправляемся в путешествие по огромной территории завода. За пластиковыми ограждениями выполняют операции около 3 тыс. роботов.

Людей очень мало: кто-то едет по дорожкам на велосипеде или перевозит грузы на мини-карах, кто-то трудится на ленте конвейера — устанавливает приборную панель, а вот изящная брюнетка двумя ударами кулака ловко прикрепляет бампер.

Кстати, около 17% сотрудников этого предприятия — женщины. Удивительного в этом ничего нет — за похожей работой можно, к примеру, увидеть красоток на в Тольятти и на Skoda в Млада-Болеславе.

Изначально город построили под создание производства «народных» Volkswagen Beetle в 1938 году. А теперь тут собирают модели Golf, e-Golf, Tiguan и Touran. Со следующего года конвейер перестанет быть монобрендовым – как заявили руководители бренда, тут начнут собирать автомобили родственных концерну марок

Volkswagen

Любопытно, что прямо в цехах у стен расположены автоматы, где можно купить напитки и бутерброды. Также прямо на заводе расположено несколько небольших столовых, где можно купить горячую еду, включая знаменитые карривурст от Volkswagen, которые, к слову, производят на заводе и продают по всей Германии — их даже подают в некоторых мишленовских ресторанах.

На территории завода есть своя мясная фабрика, где к мясу свинины добавляют шесть секретных специй и штампуют из этого фарша сосиски. Здесь же делают и фирменный соус Volkswagen.

Отличная идея, как занять и прокормить своих рабочих, — может быть, такую практику могли бы перенять и на нашем «АвтоВАЗе», ведь в Тольятти вопрос занятости стоит особенно остро.

С этими мыслями едем дальше. Вот на конвейере идет установка приборной панели. Чтобы оптимизировать процесс, рабочие устраиваются на специальном подвесном стульчике. Закончив с очередным автомобилем, сотрудник просто «перелетает» к следующему. Прямо у конвейера стоят горшки с цветами. Несмотря на чистоту и порядок, находиться в цехах продолжительное время неподготовленным людям довольно трудно: от шума и химических запахов начинает болеть голова.

Вдруг прямо с конвейера доносится рок-музыка — работники продолжают собирать автомобили, подпевая , а потом и .

«Каждый желающий может принести свою музыку и включить ее, чтобы работать было веселее, — рассказывает гид. — Считается, что это повышает не только настроение, но и производительность труда. Кстати, как там ваши певцы — Пугачева и Киркоров, они все еще звезды в России?» Сообщаем, что да, так и есть. Тем временем экскурсия заканчивается, за полтора с лишним часа удалось увидеть лишь малую часть автомобильного гиганта. На вопросы о зарплатах и скидках гид говорил уклончиво, даже узнать, на сколько дешевле ему обошелся новый Tiguan, не получилось.


Завод находится на берегу Среднегерманского канала. Чтобы попасть к проходной нужно либо перейти мост, либо пройти по переходу под землей. Отыскать вход в тоннель просто – у него организована стоянка для велосипедов, на которых и приезжают местные жители. Чуть дальше есть и огромная парковка для автомобилей, не удивительно, что большинство машин на них марки Volkswagen. Также можно заприметить Audi, Skoda и даже спортивные Porsche

Алина Распопова/«Газета.Ru»

А вот рабочие и местные журналисты более открыты: если средняя зарплата на заводе Volksvagen в России около 25-30 тыс. рублей (€400-500), то в Вольфсбурге, утверждают они, примерно в три раза выше.

Но одним заводом жизнь города не ограничивается. Чтобы привлечь в Вольсфбург туристов, Volkswagen создал здесь огромный автомобильный музей под названием «Автоштадт», где можно увидеть огромное количество редких ретрокаров концерна и самые последние модели. Рядом — еще одна забава:

жители Германии и соседних стран могут приехать в Вольфсбург, чтобы лично встретить с конвейера свой автомобиль.

Эта возможность совершенно бесплатна — главное, встать за автомобилем в очередь и приехать в назначенное время. Собранные Volkswagen загоняют в специальную стеклянную башню, откуда свеженькие машины по одной выдают новым владельцам. Таким образом процесс покупки превращается в настоящее волнительное шоу, и, чтобы стать его участниками, сюда съезжаются толпы автомобилистов. Еще один способ заинтересовать покупателей именно своим автомобилем.

Так и живет автомобильный Вольфсбург, в жизнь которого удалось погрузиться на пару дней.

В конце прошлой недели мне удалось посетить центральный завод Volkswagen, находящийся в Вольфсбурге. Он является одним из крупнейших предприятий Германии как по площади, так и по количеству персонала, а также одним из крупнейших автомобильных заводов в мире. Шутка ли: на его территории (6,5 кв. км) может одновременно уместиться сразу 3 княжества Монако.

Здесь нужно сделать небольшое отступление и отметить, что концерн Volkswagen – это не только «народные» машины с логотипом VW. Концерн Volkswagen – это крупнейший производитель автомобилей во всём мире. Более 25% машин, колесящих по дорогам Европы, были построены на конвейерах именно этой компании.

В данный момент концерну Volkswagen принадлежат следующие автомобильные марки:
- Непосредственно сами автомобили Volkswagen
- Другая известная немецкая автомобильная марка – Audi
- Чешская гордость – Škoda
- Малопопулярная на постсоветском пространстве испанская автомобильная марка – Seat
- Bentley – престижнейшая автомобильная марка класса «люкс»
- Итальянский производитель суперкаров – Lamborghini
- Bugatti – французская автомобильная марка, выпускающая самые дорогие серийные автомобили в мире
- Porsche – ещё одна немецкая компания, делающая самые надёжные и самые прибыльные (для производителя) автомобили в мире
- Компании, специализирующиеся на производстве грузовых машин и автобусов – Scania и MAN
- Ducati – единственная в этом списке компания, производящая не автомобили, а мотоциклы


Было бы наивно полагать, что весь этот огромный список автопродукции выпускают в Вольфсбурге. Местный завод «заточен» под производство нескольких моделей самого Volkswagen"а. Сейчас это Golf, Golf Sportsvan, Golf GTE, e-Golf, Tiguan и Touran, тогда как ранее именно в Вольфсбурге производился знаменитый Volkswagen «Жук» (Beetle в англоязычной версии и Käfer – в немецкоязычной). Всего же концерн владеет 107 заводами по всему миру, из которых 28 находятся в Германии.

Немного истории.

Сейчас об этом не принято говорить, но появление такой автомобильной марки как Volkswagen непосредственно связано с периодом правления нацистской партии Германии. Одной из многих популистских идей Гитлера было обеспечение каждой немецкой семьи личным автомобилем. С подобным предложением он выступил в 1933 году, предварительно проконсультировавшись с представителем компании «Daimler-Benz», а также Фердинандом Порше, которого он и назначил куратором проекта «народного автомобиля».

Фердинанд Порше, будучи добросовестным и талантливым конструктором, справился со своей задачей на отлично, предоставив несколько проектов недорогих и доступных для каждого автомобилей. Впоследствии именно по его проектам будет сконструирован легендарный «Жук».

26 мая 1938 года среди полей и деревень западной Германии был заложен первый камень в основание будущего завода. Насчёт полей и деревень – это не преувеличение. В радиусе нескольких десятков километров действительно не было ни одного крупного населённого пункта. Такое расположение завода потребовало строительства отдельного города, которое началось 1 июля 1938 года. Новый город получил невероятно трудное для русскоязычного человека название – Штадт дес КдФ-Вагенс бай Фаллерслебен (Stadt des KdF-Wagens bei Fallersleben). Название города можно перевести как «Город KdF-автомобилей близ Фаллерслебена». Аббривиатура «KdF» расшифровывается как «Kraft durch Freude» или «Сила через радость» – так во времена Третьего Рейха называлась государственная организация, занимавшаяся вопросами досуга населения, а Фаллерслебен – в то время небольшая деревушка, входящая сейчас в состав Вольфсбурга.

Как я уже упоминал, та идея «народного автомобиля» оказалась полностью популистской. На построенном заводе начали производить военную технику для нужд Германии, занимаясь этим вплоть до самого 1945 года. После окончания Второй мировой войны завод и город попали в зону британской оккупации. Представители островного государства сразу же переименовали Штадт дес КдФ-Вагенс бай Фаллерслебен в гораздо более легкопроизносимый Вольфсбург, а руководству полуразрушенного завода поставили условие: либо завод будет снесён, либо действительно станет выпускать «народные автомобили», да ещё и не менее 1000 штук каждый месяц (на то время – это огромные цифры). Тем не менее, с этой задачей Volkswagen успешно справился, постепенно став лидером мирового машиностроения.

В данный момент только на заводе в Вольфсбурге каждый день изготавливается 3800 новых автомобилей марки Volkswagen, или по одному автомобилю каждые 18 секунд.

А теперь давайте взглянем непосредственно на производство. Пройдёмся по цехам и посмотрим, как из ничего собой не представляющих частей и деталей получаются отличнейшие автомобили.

Сейчас это просто огромные рулоны стали, но скоро они попадут под пресс, приобретут узнаваемую форму автомобиля и наполнятся механической и электронной начинкой.

А вот и те самые прессы. Каждый день они в работе, каждый день они штампуют детали.

Из-под них выходят различные элементы будущего кузова. Как можно понять уже на этой стадии, данные детали вскоре станут частью новых Volkswagen Golf.

Всю физически тяжёлую и вредную работу, такую как, например, сварка, в Volkswagen выполняют роботы.

После того, как работы «поколдовали» с различными частями машины, получается уже практически готовый кузов.

Красят и кузов, и прочие детали, конечно же, тоже роботы. Вообще, в наше время человек уже не должен постоянно работать с веществами, так негативно сказывающимися на здоровье. Ладно, когда один раз в несколько лет нужно сделать дома ремонт и покрасить стены – подобная деятельность ещё допустима, но никак не отравлять свой организм изо дня в день.

У вас может сложиться впечатление, что на заводе Volkswagen трудятся только роботы, но оно будет ошибочно. На заводе в Вольфсбурге задействованы около 60 000 человек, которые, в основном, занимаются мелкой ручной работой. Такая деятельность не требует больших физических усилий, поэтому у конвейеров очень много женщин. Кроме того, почти 10 000 сотрудников – это труженики ума. Именно такое огромное количество человек здесь, на заводе в Вольфсбурге, обеспечивает наши шаги в будущее: разработку новых моделей, совершенствование технологий, поиск новых неординарных решений и многое, многое другое.

Работники, находящиеся у конвейеров, разделены на бригады по 14-16 человек в каждой. Для того, чтобы они не уставали от рутинной работы, людям в пределах одной бригады разрешается самостоятельно меняться друг с другом рабочими заданиями.

Один из самых важных процессов при сборке автомобиля – так называемая «свадьба», или же, говоря простым языком, стыковка кузова с трансмиссией.

Наиболее любопытным для меня стал процесс установки колёс.

Конвейер привозит заготовку будущей машины и оставляет её перед очередным роботом. Тот, в свою очередь, фотографирует место, в которое будет установлено колесо и самостоятельно решает, в какую сторону на нём должны закручиваться болты.

Здесь машины обретают своё имя.

Все готовые автомобили (которые, я напомню, выпускаются каждые 18 секунд) проходят контроль качества. Проверяется как работоспособность машин, так и их визуальные параметры.

А потом готовые автомобили отправляются в своё многолетнее путешествие по всему миру. Кто-то – в соседний город, кто-то – на другой континент. В автосалонах ждут они своего часа, дабы осчастливить уготованного им покупателя. И, возможно, вы или ваши родственники, друзья и знакомые сейчас ездят на том самом «Народном автомобиле», что родом из цехов этого завода в небольшом немецком городке под названием Вольфсбург.

Кстати, любой желающий может своими глазами взглянуть на то, как происходит процесс превращения куска металла в новый автомобиль. Для этого необходимо предварительно записаться на экскурсию на сайте Volkswagen (сайт на немецком, но все мы прекрасно умеем пользоваться Гугл-переводчиком – его будет вполне достоточно). Стоимость экскурсии – 7 евро, что, опытные путешественники не дадут мне соврать, для западноевропейских достопримечательностей совсем недорого.

И ещё: все фотографии, использованные в посте, принадлежат пресс-службе Volkswagen. Любая фото- и видеосъёмка на территории завода запрещена, дабы хитрые конкуренты (например, из стран восточной Азии) не выведали некоторые технологические секреты.

Подводя итог: однозначно, самое интересное мероприятие, которое мне удалось посетить в уходящем 2014 году! Увидеть весь процесс создания автомобиля от начала до конца будет интересно не только автолюбителям, но всем, кто хочет расширить свой кругозор.

Как добраться:
Добраться до Вольфсбурга можно различными способами, но удобнее всего из Ганновера на региональном поезде или из Берлина на скоростном. В обоих случаях дорога займёт примерно 1 час. Завод виден уже непосредственно с железнодорожной станции.

Отдельные слова благодарности я бы хотел выразить компании Volkswagen , которая организовала и провела данное мероприятие, а также информационно помогала в написании этого поста.



Иногда я пишу крутые посты. Чтобы не пропустить их, подписывайтесь на мой блог .

Восстановление Германии после Второй мировой войны из руин, позже названное экономическим чудом, – во многом заслуга автопрома, в первую очередь заводов Volkswagen. В этой статье расскажем как возрождалось производство “Фольксваген” в Германии, благодаря чему концерн вошел в тройку мировых автопроизводителей, а его продукция приобрела нерушимую популярность у водителей и пассажиров.

Про компанию “Фольксваген”

Начало существованию автоконцерна “Фольксваген” положил в 1934 году правительственный заказ инженеру Фердинанду Порше, которым предусматривалось создать “народный автомобиль”. Требования были не самыми простыми: надежный семейный автомобиль, способный вместить родительскую чету с тремя детьми, потребление бензина – до 8л/100 км, скорость – около 100 км/ч, максимальная цена -1 тыс. рейхсмарок (несколько ниже объема годовой зарплаты среднестатистического рабочего).

Уже в следующем году конструктор создал первую модель автомобиля ценой 990 рейхсмарок.

В 1936 г. в Саксонии неподалёку от замка Вольфсбург, давшего название будущему городу, было запланировано строительство автозавода.

В этом же году три автомобиля марки “Фольксваген” успешно завершили пробег в 50 000 км. Они произвели фурор среди конструкторов и водителей, а журналисты New York Times за сходство с майским жуком дали ему название “жук”, намертво прилипшее к автопродукции предприятия на ближайшие десятилетия.

Отметим, что тестовый пробег каждого экземпляра “Фольксваген” составил два миллиона (!) км.

Закладка первого камня, знаменующего начало строительства предприятия, состоялась 26 мая 1938 года, и сразу же начали строить поселок для работников. Однако начало Второй мировой войны перечеркнуло планы массового выпуска семейных автомобилей.

Завод выполнял крупные военные заказы: за военный период компания выпустила 70 тысяч автомашин. А в 1944 году американская авиация практически уничтожила завод бомбардировкой.

Восстанавливать автоконцерн начали англичане: до конца 1945 года Volkswagen in Germany выпустил уже 1,8 тысяч автомобилей для союзных войск и германской почты.

В 1946 г. правительство Великобритании заказало предприятию 20 тысяч автомашин для армии. Спустя три года, к моменту возвращения концерна в управление правительству ФРГ, было произведено 65 тысяч, а в 1955 г. – миллион фольксвагенов, большую часть которых экспортировали.

В 1972 году модель автомобиля Volkswagen Beetle поставила рекорд в объемах продаж в Германии. И появилась популярная у немцев фраза, объявившая “жука” членом семьи.

На сегодня Volkswagen AG вместе с концернами Toyota и Renault-Nissan входит в тройку крупнейших мировых автопроизводителей. Компания выпускает легковые автомобили, пикапы, внедорожники, грузовики, микроавтобусы и мотоциклы под дюжиной торговых марок. Качество и технологический уровень “автомобилей для народа” Volkswagen не уступает моделям автомобилей премиум-класса и класса люкс.

В 2017 году руководство немецкого концерна объявило о намерении инвестировать в ближайшие пять лет 40 млрд долларов США в разработку электромобилей. Планируется, что к 2030 году у каждой модели “Фольксваген” будет электрический “двойник”.

Где расположены заводы “Фольксваген”

По месторасположению заводов Volkswagen AG можно изучать географию планеты: адреса производственных мощностей – в Германии, Бразилии, Аргентине, Мексике, Южной Африке, России, Польше, Бельгии, Испании, Чехии, Китае и ряде иных государств.

Для наглядности представим информацию об основных локализациях заводов концерна в таблице:

Месторасположение завода
страна/город
Выпускаемые марки автомобилей
Бельгия/Брюссель Audi, Volkswagen
Босния и Герцеговина/Сараево Audi, Volkswagen, Skoda
Британия/Кру Bentley
Венгрия/Дьёр Audi
Германия/Дрезден Volkswagen
- ÷ -/Эмден - ÷ -
- ÷ -/Ингольштадт Audi
- ÷ -/Неккарзульм - ÷ -
- ÷ -/Оснабрюк Volkswagen
- ÷ -/Вольфсбург - ÷ -
- ÷ -/Цвиккау - ÷ -
Испания/Ландабен - ÷ -
- ÷ -/Марторель SEAT
Италия/Сант-Агата-Болоньезе Lamborghini
Китай/Шанхай Volkswagen
- ÷ -/Шанчум Audi, Volkswagen
Польша/Познань SEAT, Skoda, Volkswagen
Португалия/Палмела Volkswagen, SEAT
Россия/Калуга Volkswagen, Skoda
Словакия/Братислава Volkswagen, Audi, Skoda, Porsche
Франция/Мольсем Bugatti
Чехия/Квасины Skoda
- ÷ -/Млада-Болеслав - ÷ -
- ÷ -/Врчлаби - ÷ -

Кроме двигателей и комплектующих к автомобилям, специализированные предприятия немецкого концерна выпускают продукты питания. На заводе Volkswagen Service в Вольфсбурге производят миллионы упаковок немецких колбасок, фирменный кетчуп и вермишель и продают своим работникам.

Автомобильные новинки компании

Чтобы понять, как немецкий автоконцерн мирового значения видит и создаёт своё (а отчасти и наше) будущее, рассмотрим последние модели “Фольксваген”, выявляющих тенденции совершенствования.

Volkswagen e-Golf 2017 (второе поколение) при сохранении практически без изменений внешнего облика существенно изменил свои технические характеристики. В электромобиле установили более ёмкие аккумуляторы, диагональ центрального сенсорного дисплея увеличили до десяти дюймов, а объем жёсткого диска – до 64 Гб.

Серьезное увеличение запаса хода (300 км) обеспечили новые литий-ионные аккумуляторы, увеличившие свою ёмкость до 36,8 кВт/ч; новая аккумуляторная кислотная батарея и трансмиссия обеспечивают мощность в 136 лошадиных сил, максимальную скорость в полторы сотни км/ч и способность за 9,6 сек. разогнать автомобиль до 100 км/ч.

Наличие климат-контроля, информационно-развлекательной системы, подогрева сидений обеспечивают комфортные условия водителю и пассажирам. Средства защиты, полный электропакет и навигация гарантируют максимальную безопасность при соблюдении дорожных правил.

Упомянем о плагин-гибридном автомобиле Volkswagen Passat GTE, который предлагается в вариантах седана и универсала и обеспечивает экономию в условиях городской эксплуатации. Эта модель идеально подходит для поездок на малые /средние расстояния благодаря чистому экономичному пробегу автомашины. Смешанный режим работы делает возможным малое потребление топлива, минимизирует выбросы углекислого газа.

Об экономичности и высокотехнических характеристиках автомобиля говорит наличие трёхзонного климат-контроля, информационно-развлекательной системы Discovery Pro, голосового управления с мгновенным распознаванием речи и “пятизвездочной” безопасности (классификация Euro NCAP).

А фантастическим VW Passat GTE делает программа Traffic Assist, тормозящая, ускоряющая и управляющая (!) автомобилем на скоростях менее 40 км/ч.

Интерес автолюбителей привлекают и анонсированные модели – Volkswagen e-Crafter, Volkswagen I.D. CROZZ, Volkswagen I.D. BUZZ, Volkswagen I.D., – как показатели масштабного, целенаправленного и эффективного технологического и технического поиска. Благодаря этому концерн обеспечил себе второе место в мире среди продавцов легковых автомашин по итогам прошлого года и готов сражаться за лидерство.

Как посетить экскурсию на завод

Музейно-развлекательный комплекс Autostadt – это главная часть и сердце Вольфсбурга, штаб-квартиры концерна Volkswagen. Это место представляет собой воплощение компании, туристическая Мекка, работающая каждый день с девяти до восемнадцати часов и посещаемая ежегодно двумя миллионами людей.

Создатели Autostadt с блеском выполнили сложнейшую маркетингово-коммуникационную задачу. Они трансформировали производственно-управленческий комплекс немецкого автоконцерна в популярную туристическую достопримечательность Германии, повышающую имидж марки Volkswagen.

Музейно-развлекательный комплекс простирается на пять километров берега декоративного канала, соединяющего центр Вольфсбурга и первый завод концерна. Усилиями дизайнеров сооружения площади, зеленые насаждения, которые их разделяют, вместе с установленными бессчётными скульптурами и инсталляциями стали памятником пейзажного зодчества.

Кроме кинотеатров, ресторанов, отеля, здесь находятся музей “Zeithaus”, посвященный истории автомобилестроения, трассы, на которых проводят тест-драйв, аттракционы, тесно связанные с деятельностью Volkswagen, павильоны с автомоделями принадлежащих концерну торговых марок.

Семь действующих павильонов представляют различные бренды “Фольксваген”, причём каждый выполнен в особом стиле, воздействующим на все органы чувств экскурсантов. В них демонстрируют историю концерна, знакомят с перспективами и направлениями развития, при этом раз в три–четыре года концепцию и экспозицию каждого павильона изменяют.

Моделям Volkswagen предоставили место две стеклянные двадцатиэтажные складские башни, служащие украшением комплекса, и клиентский центр, в котором покупатели подбирают модели на любой вкус, размер и стоимость. Если индивидуальный заказ на сборку состоялся, через несколько месяцев клиент забирает готовый (во многом уникальный) автомобиль.

Изюминкой экскурсии считается 45-минутный осмотр “сердца” завода в Вольфсбурге – роботизированного комплекса цеха № 54, где роботы сваривают, собирают, красят чёрные кузова и завершают монтаж автомобиля Volkswagen Golf.

Автоштадт Вольфсбург предоставляет свою территорию для различных представлений и шоу; четыре недели лета здесь украшены “танцующими фонтанами” почти 70-метровой высоты, зима – зимним рынком и спектаклями на коньках на катке с искусственным льдом.

Назовём ориентировочную цену билетов:

Категория посетителей Цены на билеты (евро), 1 день Цены на билеты (евро), 2 дня Примечание
Взрослые 15 22
Льготные категории (пенсионеры / студенты) 12 18
Дети до 6 лет 0 0
Дети и подростки от 6 до 17 лет 6 9
Семьи (двое взрослых и дети до 17 лет) 38 57
Вечерний билет (после 16-00, скидка на посещение кафе / ресторанов) 7 -
Экскурсия-обзор по Вольфсбургу (1-3 человека) 300 - 3 часа, на автомобилях и пешком
- ÷ - (4-7 человек) 390 - - ÷ -
Экскурсия по тематическому парку Autostadt, посещение цеха (1-3 человека) 410 - 7 часов, только в будни
- ÷ - (4-7 человек) 495 - - ÷ -

“Фольксваген” на авторынке России

Началом автопроизводства Volkswagen в РФ можно считать 28 ноября 2007 года, когда открылся Калужский автозавод (технопарк “Грабцево”). Вначале посредством крупноузловой сборки производили 20 тысяч автомобилей Škoda Octavia, двумя годами позже запустили линию полной сборки автомобилей.

В 2010 году начали выпускать Škoda Fabia и Volkswagen Polo sedan, а в конце 2016 года ввели в эксплуатацию кузовной цех площадью 12 тысяч квадратных метров.

Сейчас на калужском предприятии делают другие автомодели: Škoda Rapid, Volkswagen Polo, Volkswagen Tiguan.

14 июня 2011 года компания Volkswagen Group Rus достигла договоренности с “Группой ГАЗ” относительно контрактной сборки Škoda Octavia, Škoda Yeti, Volkswagen Jetta на Нижне-Новгородском заводе “ГАЗ” проектной мощностью 132 тысячи автомобилей в год.

Отделение концерна Volkswagen объединило на рынке РФ шесть своих торговых марок, доведя объемы продаж российским покупателям до 175,6 тысяч автомашин по итогам 2017 года. В итоге Volkswagen Group Rus добилась увеличения своей доли российского рынка автопродаж до 11%.

Количество изготовленных автомобилей “Фольксваген” за тот же период (167,5 тысяч авто) оказалось несколько меньшим. С учётом того, что в середине февраля 2019 года на Нижегородском заводе стартовало производство Škoda Kodiaq, концерн намерен добиваться новых достижений.

Другие немецкие автомарки

Германия, где производят ежегодно 6 миллионов высококлассных популярных автомобилей, считается лидером этой сферы в Европе. Востребованность продукции не только крупных, но и средних немецких автопроизводителей базируется на изысканном дизайне и инновационных технологиях. Роскошные и дорогие немецкие транспортные средства занимают серьезную долю мирового рынка.

Автомобильную индустрию страны представляет прежде всего пятерка крупнейших компаний: Volkswagen AG, Daimler AG, BMW AG, Ford Germany, Groupe PSA.

Концерн Daimler выпускает знаменитые уже более 90 лет, но по-прежнему популярные автомобили Mercedes-Benz. Название немецкая марка машин получила в честь дочери Мерседес Еллинек, чей отец возглавлял французское представительство автокомпании “Даймлер”. Автомобили Mercedes-Benz отличаются шикарным дизайном и комфортным управлением, чем и подчеркивают статус владельца.

Компания BMW, начавшая деятельность с производства авиамоторов, в 2017 году отпраздновала столетний юбилей. И вот уже 80 лет этот автомобильный концерн выпускает первоклассные мотоциклы, спортивные и легковые модели, отличительной чертой которых выступает надежный и мощный двигатель.

Старейшая немецкая автокомпания Opel выпускала автомобили еще с 1899 года. Но в связи с кризисом и неблагоприятной экономической ситуацией французский концерн Groupe PSA в 2017 году приобрел все права на торговую марку Opel.

Audi AG, входящая в состав Volkswagen Group, выпускает одну из роскошных автомарок мира – Audi. Благодаря мастерству конструкторов эти автомобили сочетают изысканный дизайн со спортивной мощью.

Из менее известных стоит упомянуть о дорогих автомобилях Alpina, Bitter, Opel Monza, Maybach (к сожалению, марка недавно ликвидирована), спортивных Isdera.

В заключение

Концерн Volkswagen прошел долгий и тернистый путь от создания в 1934 году, через послевоенное восстановление, к неудержимому развитию и процветанию в ХХI веке. Благодаря стараниям работников продукция немецкого автозавода пользуется всемирной популярностью.

Примечательно, что немецкая компания стойко переносила все удары судьбы и после этого восстанавливалась, учитывая достигнутый опыт и получая импульс к развитию.

Сборка нового Volkswagen Golf 7 на видео с завода в Вольфсбурге: Видео