Самодельная боевая техника. Как самодельная военная техника участвует в настоящих сражениях. Безымянная реактивная система залпового огня


Первые упоминания о применении кустарной бронетехники относятся ко временам Первой мировой войны. Разрозненные отряды партизан, повстанцев, ополченцев, сталкиваясь с необходимость выстраивать оборонительные и наступательные позиции, были вынуждены противопоставлять самодельные бронемашины военной технике регулярных армий, которая постепенно пересаживалась с лошадей. Зачастую основой для таких эрзац-машин становились тракторы, уже тогда превращавшиеся в главную сельскохозяйственную и строительную технику.

Так, в революционной России первыми, кто стал применять самодельную бронетехнику, были белогвардейцы. Профессиональные офицеры царской России в сражениях против крестьян и пролетариата проигрывали из-за недостаточной технической укомплектованности своих войск. Компенсировать это пытались самодельным и машинами. Одним из наиболее ярких примеров кустарной техники того времени стала бронемашина «Полковник Безмолитвенный». Построенная на базе трактора Clayton силами Донской армии в 1918 году, бронемашина вмещала 11 человек экипажа, была обшита толстыми металлическими листами, а также вооружена 76,2-миллиметровым полевым орудием в кормовой части и шести 7,62- миллиметровыми пулемётами «Максим» образца 1910 года. Однако в сражении машина оказалась крайне неудобной за счёт своей громоздкости и габаритов. Обычная лошадь перемещала пушки и орудия того времени гораздо быстрее.

Межвоенный период стал самым ярким в развитии строительства бронетракторов. В России и Европе было создано множество экземпляров такой техники, зачастую в единичном экземпляре. Однако называть это кустарным производством было бы не совсем правильно, поскольку обшивались броней тракторы в заводских условиях, под присмотром инженеров и конструкторов, да и в настоящих сражениях, как правило, не участвовали.

Вторая мировая война также подтолкнула энтузиастов в спешном порядке создавать тяжёлую военную технику, которая на этот раз должна была противостоять авиации и танкам профессиональных армий. Так, например, в СССР был создан танк НИ-1 («На испуг»), импровизированный бронетрактор, построенный в 1941 году в Одессе для обороны города. На крышу НИ-1 устанавливалась лёгкая пушка или пулемёт на вращающейся башне. Эти танки участвовали во многих сражениях в первые годы войны, а некоторые из них сохранились до сих пор.



Примеров такого рода техники очень много, подобные эрзац-танки, бронеавтомобили и другая суррогатная тяжелая техника изготавливалась во многих городах с развитой промышленностью. Однако опять же назвать такое производство кустарным было бы не совсем правильно.

А вот тизнаосы, широко применявшиеся во время гражданской войны в Испании, являлись самым настоящим примером «домашнего производства». О тизнаосах в силу того, что каких-либо общих характеристик у этого собирательного понятия нет, известно не много. Многие из этих машин являлись достаточно грозной техникой в городских условиях: установленные на их крышах пулемёты, турельные установки и лёгкие пушки были серьёзной силой в борьбе с правительственными войсками.








Послевоенная история также была богата различными экземплярами такой техники. Везде, где имели место сражения регулярной армии против разрозненных повстанческих объединений, начиная с Вьетнама, Афганистана, Ближнего Востока, а потом Балкан и стран постсоветского пространства, находили уникальные примеры фантазий местных конструкторов.

Говоря о самодельной технике нельзя не вспомнить бронебульдозер Марвина Химейера. Детище последнего американского героя участвовало всего в одном-единственном сражении, однако заслуживает внимания за в некотором роде техническое совершенство. Бронированный толстыми металлическими листами Komatsu D355A-3 не был вооружён, однако имел специальные амбразуры для стрельбы изнутри, камеры для навигации, спрятанные в пуленепробиваемых пластиковых кофрах, систему охлаждения двигателя и вентиляцию герметичной кабины. 200 пулевых попаданий и несколько взрывов гранат не нанесли бульдозеру никаких повреждений, а остановить его смогла лишь обвалившаяся крыша здания.

«Шам-2» и сирийская артиллерия

Собственно, сам «Шам-2». Страна производства - Сирия. Построен на базе шасси неизвестного автомобиля, толщина брони - 2, 5 сантиметра. Не способен выдержать прямое попадание из гранатомета или танкового орудия. Габариты импровизированного БМП - 4 x 2 метра. На крышу установлен станковый 7, 62-миллиметровый пулемёт. Экипаж включает двух человек - водителя и стрелка. Навигация осуществляется за счёт пяти видеокамер, вмонтированных в корпус техники, стрелок управляет пулемётом при помощи геймпада. Боевое дежурство машина несёт неподалеку от города Алеппо. Официальных доказательств участия «Шам-2» в сражениях нет, однако учитывая жёсткие экономические условия, в которых вынуждены существовать сирийские повстанцы, можно с уверенностью сказать, что машина построена не для развлечений и может выполнять функции БМП, оказывая огневую поддержку местным боевикам в городских и полевых условиях.

Стоит отметить, что вообще современные сирийцы - лидеры в производстве самодельного оружия. Интернет заполнен примерами кустарного производства гранат, систем артиллерийского огня, огнемётов и прочей техники.











Безымянная реактивная система залпового огня

Эту систему обнаружили израильские военные в 2010 году в секторе Газа. РСЗО установлена на базе самосвального мусоровоза. Прицеп оснащён девятью трубами-направляющими для запуска ракет «Кассам», которые, к слову, являются гордостью кустарного производства палестинцев. Такая ракета изготавливается из полой трубы от 70 до 230 сантиметров в длину, начиняется взрывчаткой, а ускорителем служит обычная смесь из сахара и калийной селитры, применяемой повсеместно в качестве удобрений. Сгорая, эта смесь выделяет большое количество газа, способного отправить ракету на дистанцию в 3–18 километров. Однако качество прицельной стрельбы на таких установках оставляет желать лучшего.

Плюс подобной РСЗО - в отличной маскировке. Беспрепятственно подъезжая к городским объектам, такой мусоровоз может быть быстро приведён в боевую готовность.

Самодельные бронемашины наркокартелей

Криминальные элементы, причастные к производству и сбыту наркотиков, отличаются особой фантазией. Так, например, ранее мы писали о том, как колумбийские наркобароны строят настоящие подводные лодки для транспортировки кокаина. А их коллеги из Мексики предпочитают иную технику - бронированные транспортные машины. Орудия на таких БТР не установлены, однако экипаж через специальные бойницы может вести прицельный огонь. Однако мексиканцы не уделяют внимания колёсам, делая упор на скорость перемещения подобной техники, что становится, как правило, слабым местом у импровизированных БТР. Если пробить резину, перемещение на такой машине, учитывая вес брони, становится практически невозможным.





Бронемашины сирийских курдов

Фотографии этих "вундерваффе" были, предположительно, сделаны на территории Сирии и перемещаются по различным информационным порталам с весны 2014 года. Никакой официальной информации о самодельных бронированных машинах нет, принадлежность техники можно определить по рисункам на броне - такой логотип является официальным символом Отряда народной самообороны Сирии, боевого крыла Курдского верховного комитета, участвующего в сирийском вооружённом конфликте.











Самодельная техника ливийских повстанцев

Любимое оружие ливийских повстанцев, так называемые машины-«технички», представляют собой самодельный симбиоз советских блоков НАР, СЗО, зенитных орудий и разных пикапов.

















Самодельная техника силовиков и ополченцев Украины

Фотографии самодельной техники различных сил, воюющих на территории Украины, также ходят по интернету с лета. В условиях ограниченного финансирования украинские силовики и ополченцы бронируют российские КамАЗы и переделывают старую советскую технику.





















Подтвердить участие большинства из этих экспонатов в сражениях достаточно сложно. Однако, например, бронированный КамАЗ «Железяка» батальона «Азов» участвовал в сражениях под Мариуполем и даже стал героем новостей.

В последнее время в сети интернет, средствах массовой информации все чаще и чаще появляются фотографии броневиков, пушек, ракетных установок и прочей боевой машинерии, созданной силами, умениями и талантами энтузиастов и самодеятельных конструкторов. Большинство из этих чудес техники появляются на свет, что называется, по бедности, из-за нехватки или полного отсутствия настоящей боевой техники. По своим характеристикам и боевым качествам самоделки или, по-другому, гантраки (gun truck – вооружённый грузовик – импровизированные боевые машины, которые американские солдаты строили во Вьетнаме) значительно уступают промышленным образцам, однако, в умелых руках даже они имеют все шансы переломить ход сражения и послужить делу победы.

1. Одесские танки «НИ-1»

Во время героической обороны Одессы от немецко-фашистских войск и их союзников (лето-осень 1941 г.) город находился на осадном положении. Пополнять парк бронетехники было невозможно и это притом, что потери боевых машин постоянно росли. Именно тогда изобретательные одесситы постарались хоть в какой-то мере решить эту проблему и наладить выпуск собственной бронетехники.

Над созданием одесского танка начала работать группа гражданских и военных специалистов возглавляемая главным инженером Одесского машиностроительного завода им. Январского восстания П. К. Романовым. Ими было предложено обшивать имеющиеся в распоряжении города трактора, тягачи и прочие гусеничные машины броней и устанавливать на них легкое вооружение.

Сугубо гражданские предприятия города не были приспособлены к выпуску боевой техники, отсутствовали и соответствующие материалы (в частности броневая сталь), поэтому конструкторам пришлось проявлять чудеса изобретательности и инженерной смекалки. Так бронезащиту на одесских танках (бронетракторах) стали делать трехслойной. Между наружным и внутренним слоем из 8-10 мм корабельной стали прокладывался либо 10 мм слой резины, либо 20 мм слой досок. Конечно, от попадания снаряда такая броня не защищала, зато пули и осколки держала весьма сносно. Для изготовления башен применили карусельный станок из трамвайных мастерских, а иногда на самодельные боевые машины устанавливали башни от подбитых и не подлежащих восстановлению танков Т-26 .

Вооружение у одесских танков было самое разнообразное, как по калибру, так и по количеству, ставили то, что имелось в наличии. Однако самым распространенным вариантом являлся: один крупнокалиберный пулемет ДШК в башне и пулемет ДТ в передней части.

Свое название НИ-1 одесские бронетракторы получили после ночного боя состоявшегося 20 сентября 1941 года. В ту ночь 20 бронетракторов с включенными фарами и сиренами двинулись на траншеи румынских войск (союзников фашистской германии). Устрашающий эффект дополнил страшный лязг и грохот, которые производили машины при своем движении. Румынские войска не выдержали такого психологического натиска и в панике бежали с поля боя. Начиная с этого момента, самоделки и стали называть НИ-1 , что при расшифровке означает «На испуг». Одесситы всеми силами старались поддержать грозный имидж своих танков. Для этого наращивались стволы башенных малокалиберных пушек, а на машины без пушечного вооружения устанавливались очень солидные муляжи орудий.

Всего за период обороны Одессы было выпущено около 70 подобных танков. В связи с тем, что базой для этих боевых машин служили различные модели тракторов и тягачей, а так же с тем, что выпуском занимались сразу несколько заводов, НИ-1 иногда значительно отличались по своему внешнему виду.

2. Боевые машины ПМР

Во время военного конфликта 1992 года в Приднестровье, когда русскоязычное население поднялось на защиту молодой Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) от прорумынских, поддерживаемых молдавским правительством сил, самодельная боевая техника вновь оказалась востребованной. Ополченцам пришлось создавать ее, чтобы противостоять молдавским БТРам, БМП и танкам. Для этого переоборудованию подверглись, как чисто гражданские автомобили, так и войсковая инженерная и вспомогательная техника.



Имеющие у приднестровцев путепрокладчики БАТ-М также стали бронировать. В результате получились этакие мощные тараны, которым уже в скором времени пришлось славно поработать в настоящем бою. Во время активизации боевых действий молдавские вооруженные формирования попытались атаковать казармы гвардейцев ПМР на двух БТР-70 , им даже удалось подбить приднестровский МТЛБ. В ответ на атаку обороняющиеся пустили в ход свои бронированные путепрокладчики. Появление диковинных машин на танковом шасси, рев мощных двигателей и лязг гусениц полностью деморализовало полицейских. Пока те раздумывали, как им быть и что предпринять, БАТы таранили бронетранспортеры, один из которых даже перевернули. Бросив свои машины, молдаване с позором бежали, а их БТРы перешли во владение ополчения ПМР.


На всевозможных, имеющихся в распоряжении ПМР шасси местные умельцы устанавливали вертолетные блоки для запуска неуправляемых авиационных ракет (НАР). По воспоминаниям участников тех событий применение таких импровизированных РСЗО производило не только боевой, но и достаточно сильный устрашающий эффект.



РСЗО из пусковых блоков НАР (старое название — НУРС) изготовляли не только защитники Приднестровья, это делалось как до них, так и после них, делается и в настоящее время. В некоторых изданиях мне довелось обнаружить пренебрежительные, можно даже сказать издевательские оценки этого оружия. Мол, эффективность низкая, накрыть цель практически невозможно, один шум и больше ничего. Хочу сказать, что рассуждать так могут лишь дилетанты. Самодельные РСЗО из пусковых блоков неуправляемых авиационных ракет на дистанциях до километра обладают вполне достойной плотностью и точностью огня, что способно нанести противнику весьма ощутимый урон. Доказательством тому служит применение подобных самодельных систем в войнах и вооруженных конфликтах по всему миру, даже такие далеко не последние армии как американская и израильская не гнушались устанавливать блоки НАР на своей боевой технике. А вот воспоминания разведчика 668-го отдельного отряда спецназа ГРУ, который в Афганистане на одном из блокпостов видел подобную самодельную систему залпового огня:

«Установку с НУРСами приспособили вместо башни БРДМ (историю потери башни выяснить мы не успели, так как наша группа быстро снялась и ушла). Кнопка электроспуска была выведена на панель приборов у командира вместо кнопки предохранителя стрельбы КПВТ. Этот БРДМ стоял в капонире с радиально размеченными стенами. Местность была пристреляна по этим меткам. Бойцы с поста говорили, что водила БРДМ может наводить установку так точно, что попасть ракетой в ухо моджахеду так же легко, как съесть банку сосисочного фарша».


Еще одним показательным примером эффективного использования мобильной РСЗО из блока НАР является установка «Метла-2», созданная майором ВДВ Александром Михайловичем Метлой. История ее создания такова. Прибыв в Афганистан, майор Метла обратил внимание на то, что чаще всего батальоны его бригады несли потери в одном и том же месте. Обстрел колонн «духи», как правило, вели из русла высохшей реки. Прекращался он так же внезапно, как и начинался, после чего душманы быстро уходили только им известными тропами. Настильный автоматно-пулеметный огонь десантников особого вреда нападавшим не причинял. Тут был необходим беглый навесной огонь минометов. Но на развертывание миномета во время обстрела колонны просто не хватало времени. Да и «духи» не стали бы просто так сидеть и ждать огневого удара. Тогда-то у майора Метлы и возникла идея поместить скорострельный 82-миллиметровый миномет 2Б9 «Василек» на станину зенитной установки и разместить огневую точку в кузове бортового «Урала».

Боевое крещение установка получила при первом же сопровождении колонны. Как только начался обстрел, расчет миномета вступил в бой. Десантники выпустили более 100 мин. Позиция «духов» исчезла в огненных разрывах и клубах пыли. Больше на том опасном участке дороги душманы не появлялись, уж слишком запоминающимся был преподанный им урок. А солдатская молва быстро окрестила мобильный миномет «Метлой».


Через некоторое время установка Александра Метлы угодила под огонь гранатометчика. Почти весь экипаж получил ранения. После этого случая майор создал принципиально новую боевую машину. «Метла-2» не только уничтожала противника, но и защищала свой экипаж от пуль и осколков. В кузов «Урала-4320» была установлена вырезанная средняя часть бронекорпуса БРДМ вместе с пулеметной башенкой, поверх которой громоздился вертолетный блок УБ-32-57 для стрельбы 57-мм авиационными неуправляемыми ракетами С-5. Эффект от залпов импровизированной «катюши» был просто ошеломляющим. Не случайно за такими установками «духи» устраивали настоящую охоту.

А вот другие примеры наземного использования авиационных блоков НАР (или НУРС):





4. Бронепоезд «Краина Экспресс»

Разговор о бронепоездах, пожалуй, стоит начать с напоминания о том, что в начале XX века именно этот вид боевой техники являлся самым мощным вооружением наземных войск. По сути бронепоезда представляли собой сухопутные дредноуты или передвижные крепости, противостоять которым было невероятно сложно. Почему именно так, разберем по пунктам:

1. Бронепоезд может состоять из 3-10 вагонов, на каждом из которых устанавливаются артиллерийские орудия разных калибров и многочисленные пулеметы. Это настоящий шквал огня по периметру 360, не позволяющий противнику приблизиться на дистанцию прямого выстрела.

2. Грузоподъемность железнодорожных платформ составляет десятки тонн, что позволяет защитить экипаж броней, которая даже и не снилась танкам.

3. Благодаря все той же грузоподъемности бронепоезд имеет возможность взять на борт тонны боеприпасов и не экономить их в бою.

4. Попадание снаряда в один из вагонов бронепоезда практически не влияет на боевые возможности других вагонов и чаще всего не приводит к снижению подвижности всего состава (за исключением случая повреждения локомотива).

5. Большая скорость передвижения позволяет быстро выходить из зоны артиллерийского обстрела.

Несомненным, главным минусом бронепоездов, который, по сути, и привел к прекращению их строительства, является привязанность к железнодорожным путям. Передвижение лишь по рельсам невероятно сужает возможности их боевого применения, а подрыв путей делает выполнение боевой задачи полностью невозможным.

Однако на некоторых территориях, обладающих разветвленной железнодорожной сетью, бронепоезда могут оказаться весьма полезны. Примером тому может служить бронепоезд «Краина Экспресс», созданный сербскими железнодорожниками во время войны в Югославии.


Бронепоезд был собран в 1991 году в городе Книне. Вначале он состоял из локомотива «Дженерал-Моторс» и прицепленных перед ним 2-х вагонов, защищенных мешками с песком. На тот момент противостоящие сербам хорваты только начинали получать тяжелое вооружение из-за рубежа, так что их основным оружием оставались автоматы, винтовки и пулеметы. Исходя из этого, создатели бронепоезда пришли к выводу, что защиты из мешков вполне достаточно.

Бои близ Штикарне, где бронепоезд противодействовал в основном хорватской пехоте, показали необходимость улучшения защиты. Поэтому в Стрмице на вагоны были установлены стальные плиты толщиной 25 мм. На тот момент конкретно боевыми являлись только два вагона. В передней части одного из них была установлена сдвоенная ЗСУ M38 калибра 20 мм, захваченная партизанами еще во время Второй мировой войны. На втором вагоне разместили пусковые установки противотанковых ракет «Малютка» и английскую ЗСУ M12 калибра 40 мм. Помимо этого бронепоезд был вооружен пулеметами M53 (копии знаменитых немецких MG-42).

Через некоторое время бронепоезд дополнился еще одним боевым вагоном, поставленным между двумя уже имеющимися. Новый вагон оснастили строенным зенитным орудием калибра 20 мм. (производства Югославии по испанской лицензии), одноствольной ЗСУ M75 того же калибра и двумя американскими пулеметами M2HB калибра 12,7 мм. Для защиты локомотива были установлены два пулемета M84 (копии советского ПК). Было вновь усилено бронирование вагонов. Теперь в случае артиллерийского или минометного обстрела экипаж мог укрываться внутри них или внутри вагона со снаряжением. Также на бронепоезд была нанесена маскировочная раскраска.

В данной комплектации бронепоезд активно воевал вплоть до весны 1992 года. Именно в это время экипаж «Краины Экспресс», пользуясь затишьем в боевых действиях, значительно усилил вооружение своей мобильной крепости. На переднем боевом вагоне трофейная немецкая зенитка была заменена советским орудием ЗИС-3 калибра 76,2 мм. образца 1942 года. Позади орудия установили два пусковых блока НАР для 57-мм неуправляемых авиационных ракет. В одном из грузовых вагонов был размещен 120-мм миномет.


Летом 1993 года «Краина Экспресс» вновь подверглась модернизации. ЗИС-3 заменили на американское самоходное орудие M18. Такие самоходки поставлялись в Югославию в 50-е годы. И вновь установленную самоходку, и весь бронепоезд снабдили противокумулятивной защитой.


Бронепоезд участвовал в активных боевых действиях на протяжении почти пяти лет. На его счету насчитывается немало боевых операций и славных побед. Все это время он оставался на ходу и быстро залечивал полученные раны. Враги так и не сумели уничтожить легендарный бронепоезд, это сделал сам его экипаж. 4 августа 1995 года армия Хорватии начала операцию «Буря». В ее ходе «Краина Экспресс» оказался в полу окружении. Чтобы бронепоезд не достался врагу, сербский экипаж пустил его под откос, после чего ушел на территорию Республики Сербской.


Пример бронепоезда «Краина Экспресс» наглядно доказывает, что даже в современной войне умелое и грамотное применение бронепоездов может быть весьма эффективно.

Serega80 11-03-2008 02:21

перемещено из История оружия

Пара фоток самодельных броневиков, что использовались в Приднестровье. Уважаемые форумчане, есть у кого-нибудь еще фотографии или информация по подобным переделкам?

Большой ус 11-03-2008 08:19

Только Приднестровские интересуют?

десант 11-03-2008 10:37

фоток нет, но широко использовались переделки из мазов и камазов -самосвалов. к кузову наваривали листы и когда его опускали, то кабина закрывалась полностью. (использовали в таджикии, нагорном карабахе)

ipse 11-03-2008 14:47

У ангольцев на базе КрАЗов были с ЗУ-23.
У индусов на базе тракторов.
У хорватов тоже на базе тракторов и Татр

Serega80 11-03-2008 18:45

quote: Originally posted by Большой ус:
Только Приднестровские интересуют?

Интересуют любые кустарные переделки мирной техники в бронемашины.

Serega80 11-03-2008 19:14

Шикарная машина!

Большой ус 11-03-2008 19:16

Есть еще фото из танкового музея с Кубинки. Бронированный трактор с башней. Если интересно, могу попробовать отсканировать.

ipse 11-03-2008 19:19

Вы об одесском НИ или о харькавском?

Большой ус 11-03-2008 19:21

В Кубинки стоит особняком один-единственный и без надписей.

ipse 11-03-2008 19:23

Постараюсь найти у себя фото харьковского бронетрактора (с башней от БТ-5) и одесского НИ (башня похожа на пулеметную от Т-26 или что-то в этом духе)

десант 12-03-2008 13:53

эмден 23-03-2008 03:35

quote: Originally posted by Вут:

Это чего, ООНовские механики подрабатывали, собирая бронетехнику?

нет просто завод взял заказ для ооновцев сделать капиталку бтр-ов
"уруту" уже почти всё доделали ,а еще для нигерии "амл-90" тож капиталку делали позавчера бтр-60 привезли, уже начали ковырять,
одно двигло уже сняли

Робин Гад 27-03-2008 01:57

Перед музеем Датского Сопротивления в Копенгагене стоит. Собрали его где-то тихарем, использовали только раз- в 45м при освобождении города. Броня впрочем пулями покоцанная слегка

AllBiBek 27-03-2008 11:47

Емели не хватает. С балалайкой, и щучим капканом. И ухвата на крыше. Для дополнительного антуражу.

EOD 30-03-2008 01:47

Vot iso Pridnestrovskie, stayali tak na voruzene v 2003r.
U nih nazvane ided "BTR-G" i posle etogo indeks togo iz tsego peredelali. "G" kak "gusenitsnyi".

U nih kutsa takogo musora na voruzene.

С началом боевых действий на востоке Украины на помощь украинской армии вышли различные добровольческие батальоны. Мы не будем касаться политических аспектов этой щепетильной темы, а вместо этого посмотрим на необычные самодельные бронеавтомобили, которые приняли участие в боевых действиях.

Многие из них созданы на базе самых разных автомобилей советского и российского производства. На фотографии ниже — классический ГАЗ-21 «Волга», переоборудованный в пикап.

Компактный бронеавтомобиль на базе УАЗ-469. Защиту получила передняя часть и часть крыши.

Когда-то это был обычный самосвал КамАЗ-55111, пока его не переоборудовали в бронированного монстра. Очень напоминает самодельные бронеавтомобили террористов, да и задачи схожие: прорвать вооруженное заграждение.

Полноприводный грузовик КрАЗ-255 широко применяется в армии Украины. Этот экземпляр получил защиту кабины и бортового отсека, а также мощные отбойники спереди передних колес.

А это уже КрАЗ-256, который также превратили в крепость на колесах. Кабина защищена лишь сбоку, зато колеса закрывают специальные бронещитки. Радиатор также закрыт бронелистом. Интересно, как реализовали систему охлаждения?

Еще один КрАЗ-255 с мощным V-образным передним отбойником. Вероятно, он должен расталкивать укрепления и другие автомобили на своем пути. В кузове разместилась бронекапсула, хотя сама кабина защиты не имеет.

Давно ли вы видели «катюши» в действии? Сразу несколько подобных автомобилей сфотографировали в Украине, причем некоторые из них имеют бронезащиту капота и передних крыльев.

Сложно с уверенностью сказать на шасси какого грузовика построена эта крепость на колесах. Скорее всего, в основу лег всё тот же КрАЗ-256.

Один из самых необычных проектов — доработанный седельный тягач КрАЗ-6444 с массивным передним отбойником, который венчают шпили и пара противогазов.

Узнали военный эвакуатор МАЗ-537 с колесной формулой 8х8? Его кабину и моторный отсек защитили сваренными листами из уголков, которые должны изменить траекторию полета пули.

Бортовой грузовик КамАЗ-5320 стал бронированным фургоном. Листы над лобовыми стеклами могут откидываться, защищая экипаж от лобового огня.

Из гаража у Януковича был конфискован дорогой и редкий американский пикап International MXT, который также получил самодельную бронезащиту кабины и участвовал в боевых действиях.

Своим внешним видом удивляет санитарная амфибия c очень даже стильным дизайном, которая создана на базе советского бронетранспортера БТР-60.

Еще один вариант доработки УАЗ-3151. Он чем-то стал напоминать трехдверные версии Land Rover Defender.

А это уже ВАЗ-2121 «Нива» с хлипкой (и, наверное, совершенно бесполезной) защитой боковых окон и вращающимся пулеметным местом в крыше.

Полноприводный КамАЗ-4326 с необычной фронтальной защитой, сделанной из толстой стали и боковых окон от какого-то внедорожника.

Согласитесь, выглядит очень устрашающе. Силами мастеров добробатов грузовик Урал-4320 превратился в крепость на колесах с мощной защитой моторного отсека, кабины и кузова.

Даже старые советские автомобили Москвич-2140 идут в дело. Этот экземпляр получил необычный стайлинг в стиле фильмов Безумный Макс.

Еще один Урал-4320 с довольно странной защитой радиатора и кабины. Грузовой отсек закрыт стальными листами: не очень красиво, зато функционально.

Создатели этого грузовика решили защитить шины от выстрелов с помощью стальных пластин, закрепленных прямо на колесе. Обратите внимание на обтекатель на кабине, который служит отражению пуль, а вовсе не аэродинамике.

Вот что можно сделать из обычной «Буханки». Это же настоящий артиллерийский мобильный пункт для отражения атак с воздуха.

Двухосный КрАЗ — само по себе довольно редкое явление. А тут еще и в военной окраске, и с некоторой защитой.

Без окон, без дверей, полна горница людей. В данном случае, это про бронированный КамАЗ с мощным передним отбойником и фарами на крыше.

Когда-то он был автобусом КаВЗ, но теперь это штабной автобус на полноприводном шасси. Обратите внимание, что к старому оперению от ГАЗ-53А приделаны крылья от ГАЗ-3307. Выглядит безумно странно.

И вновь бортовой КамАЗ, с ног до головы закрытой броней. Его задачей является перевозка боевиков в опасных районах.

Определить автомобиль на этой фотографии невозможно из-за брони, которая закрывает практически весь кузов.Нетронутыми остались лишь капот и двери.

Самосвал КамАЗ-55111 теперь не возит сыпучие грузы. В его кузове вы можете найти только пару десятков вооруженных ребят.

Еще один подход к бронированию: использование не листовой стали, а уголков и обрезков. Естественно, такая защита добавляет только вес, но вряд ли поможет экипажу.

ГАЗель превратилась в зенитку противовоздушной обороны. Вместо кузова установили ряд сидений, развернутых против хода, и зенитную установку.

Самосвал КрАЗ-250 с зенитной установкой в самосвальном кузове.

ВАЗ-2121 «Нива» с полным бронированием кузова внешними панелями. Получилось совершенно уродливо, но про красоту никто и не говорил. За лобовым стеклом — икона.

В основе этого колесного танка — какой-то японский или американский пикап. Узнать его сейчас не представляется возможным.

Даже вид этого грузовика пугает. Его V-образная передняя часть должна расталкивать любые препятствия на пути, а защита окон металлическими прутьями, возможно, спасет от части пуль.

Еще один КрАЗ-256, сделанный довольно опрятно.

Кто бы знал, что бронеавтомобиль с пулеметом на крыше можно сделать на шасси обычного УАЗика. Видно, как тяжело приходится стандартной задней подвеске.

Иногда кузов изготавливают с нуля. Взяв за основу шасси ЗИЛ-131, сварщики сделали кузов из ржавых металлических листов. Оригинальный грузовик выдают лишь передние крылья.

Узнали в грустном взгляде старичка ЗИЛ-130? Теперь он похож на бедного ослика, нагруженного тюками.

Довольно неплохой бронеавтомобиль на базе ГАЗ-66, на передней облицовке которого красуется надпись «Жмеринка».

«Буханка» с самодельной защиты из стальных уголков. Создатели попытались даже добавить немного дизайна передней части.

Угадайте, что за автомобиль скрывается под сплошной бронезащитой. Вероятно, что это нечто вроде самосвала МАЗ.

Не ожидали увидеть Range Rover в камуфляже и с бронезащитой? Да, в Украине есть и такие экземпляры.

КрАЗ-255 с бронезащитой кузова и радиатора. Выглядит мощно!

Наша родная «Буханка» в процессе переоборудования в броневик. Обратите внимание, что металлическую защиту никто не красит, и она ржавеет мгновенно.

Самым необычным броневиком этой подборки можно считать этот КамАЗ-5320 с полностью закрытой передней частью. Водитель смотрит на дорогу через крохотное откидывающееся окно в передней части.

» заставила нас вспомнить другие примеры тяжёлой военной техники, созданной практически в домашних условиях. Стоит отметить, что мастеров, умело создающих реплики танков из тракторов, украшающих задний двор, а то и сцену в фильме про Вторую мировую войну, довольно много, и их произведения нас не интересуют. Мы расскажем про разработки, ставшие участниками настоящих сражений.

Боевая DIY-техника в истории

Первые упоминания о применении кустарной бронетехники относятся ко временам Первой мировой войны. Разрозненные отряды партизан, повстанцев, ополченцев, сталкиваясь с необходимость выстраивать оборонительные и наступательные позиции, были вынуждены противопоставлять самодельные бронемашины военной технике регулярных армий, которая постепенно пересаживалась с лошадей. Зачастую основой для таких эрзац-машин становились тракторы, уже тогда превращавшиеся в главную сельскохозяйственную и строительную технику.

Так, в революционной России первыми, кто стал применять самодельную бронетехнику, были белогвардейцы. Профессиональные офицеры царской России в сражениях против крестьян и пролетариата проигрывали из-за недостаточной технической укомплектованности своих войск. Компенсировать это пытались самодельным оружием и машинами. Одним из наиболее ярких примеров кустарной техники того времени стала бронемашина «Полковник Безмолитвенный». Построенная на базе трактора Clayton силами Донской армии в 1918 году, бронемашина вмещала 11 человек экипажа, была обшита толстыми металлическими листами, а также вооружена 76,2-миллиметровым полевым орудием в кормовой части и шести 7,62- миллиметровыми пулемётами «Максим» образца 1910 года. Однако в сражении машина оказалась крайне неудобной за счёт своей громоздкости и габаритов. Обычная лошадь перемещала пушки и орудия того времени гораздо быстрее.

Межвоенный период стал самым ярким в развитии строительства бронетракторов. В России и Европе было создано множество экземпляров такой техники, зачастую в единичном экземпляре. Однако называть это кустарным производством было бы не совсем правильно, поскольку обшивались броней тракторы в заводских условиях, под присмотром инженеров и конструкторов, да и в настоящих сражениях, как правило, не участвовали.

Вторая мировая война также подтолкнула энтузиастов в спешном порядке создавать тяжёлую военную технику, которая на этот раз должна была противостоять авиации и танкам профессиональных армий. Так, например, в СССР был создан танк НИ-1 («На испуг» ), импровизированный бронетрактор, построенный в 1941 году в Одессе для обороны города. На крышу НИ-1 устанавливалась лёгкая пушка или пулемёт на вращающейся башне. Эти танки участвовали во многих сражениях в первые годы войны, а некоторые из них сохранились до сих пор.

Примеров такого рода техники очень много, подобные эрзац-танки, бронеавтомобили и другая суррогатная тяжелая техника изготавливалась во многих городах с развитой промышленностью. Однако опять же назвать такое производство кустарным было бы не совсем правильно.


А вот тизнаосы, широко применявшиеся во время гражданской войны в Испании, являлись самым настоящим примером «домашнего производства». О тизнаосах в силу того, что каких-либо общих характеристик у этого собирательного понятия нет, известно не много. Многие из этих машин являлись достаточно грозной техникой в городских условиях: установленные на их крышах пулемёты, турельные установки и лёгкие пушки были серьёзной силой в борьбе с правительственными войсками.






Послевоенная история также была богата различными экземплярами такой техники. Везде, где имели место сражения регулярной армии против разрозненных повстанческих объединений, начиная с Вьетнама, Афганистана, Ближнего Востока, а потом Балкан и стран постсоветского пространства, находили уникальные примеры фантазий местных конструкторов.


Говоря о самодельной технике нельзя не вспомнить бронебульдозер Марвина Химейера. Детище последнего американского героя участвовало всего в одном-единственном сражении, однако заслуживает внимания за в некотором роде техническое совершенство. Бронированный толстыми металлическими листами Komatsu D355A-3 не был вооружён, однако имел специальные амбразуры для стрельбы изнутри, камеры для навигации, спрятанные в пуленепробиваемых пластиковых кофрах, систему охлаждения двигателя и вентиляцию герметичной кабины. 200 пулевых попаданий и несколько взрывов гранат не нанесли бульдозеру никаких повреждений, а остановить его смогла лишь обвалившаяся крыша здания.


«Шам-2» и сирийская артиллерия

Собственно, сам «Шам-2». Страна производства - Сирия. Построен на базе шасси неизвестно автомобиля, толщина брони - 2, 5 сантиметра. Не способен выдержать прямое попадание из гранатомета или танкового орудия. Габариты импровизированного БМП - 4 x 2 метра. На крышу установлен станковый 7, 62-миллиметровый пулемёт. Экипаж включает двух человек - водителя и стрелка. Навигация осуществляется за счёт пяти видеокамер, вмонтированных в корпус техники, стрелок управляет пулемётом при помощи геймпада. Боевое дежурство машина несёт неподалеку от города Алеппо. Официальных доказательств участия «Шам-2» в сражениях нет, однако учитывая жёсткие экономические условия, в которых вынуждены существовать сирийские повстанцы, можно с уверенностью сказать, что машина построена не для развлечений и может выполнять функции БМП, оказывая огневую поддержку местным боевикам в городских и полевых условиях.


Стоит отметить, что вообще современные сирийцы - лидеры в производстве самодельного оружия. Интернет заполнен примерами кустарного производства гранат, систем артиллерийского огня, огнемётов и прочей техники.







Безымянная реактивная система залпового огня

Эту систему обнаружили израильские военные в 2010 году в секторе Газа. РСЗО установлена на базе самосвального мусоровоза. Прицеп оснащён девятью трубами-направляющими для запуска ракет «Кассам», которые, к слову, являются гордостью кустарного производства палестинцев. Такая ракета изготавливается из полой трубы от 70 до 230 сантиметров в длину, начиняется взрывчаткой, а ускорителем служит обычная смесь из сахара и калийной селитры, применяемой повсеместно в качестве удобрений. Сгорая, эта смесь выделяет большое количество газа, способного отправить ракету на дистанцию в 3–18 километров. Однако качество прицельной стрельбы на таких установках оставляет желать лучшего.

Плюс подобной РСЗО - в отличной маскировке. Беспрепятственно подъезжая к городским объектам, такой мусоровоз может быть быстро приведён в боевую готовность.


Самодельные бронемашины наркокартелей

Криминальные элементы, причастные к производству и сбыту наркотиков, отличаются особой фантазией. Так, например, ранее мы писали о том, как для транспортировки кокаина. А их коллеги из Мексики предпочитают иную технику - бронированные транспортные машины. Орудия на таких БТР не установлены, однако экипаж через специальные бойницы может вести прицельный огонь. Однако мексиканцы не уделяют внимания колёсам, делая упор на скорость перемещения подобной техники, что становится, как правило, слабым местом у импровизированных БТР. Если пробить резину, перемещение на такой машине, учитывая вес брони, становится практически невозможным.




Бронемашины сирийских курдов

Фотографии этих вундерваффе были, предположительно, сделаны на территории Сирии и перемещаются по различным информационным порталам с весны 2014 года. Никакой официальной информации о самодельных бронированных машинах нет, принадлежность техники можно определить по рисункам на броне - такой логотип является официальным символом Отряда народной самообороны Сирии, боевого крыла Курдского верховного комитета, участвующего в сирийском вооружённом конфликте.







Самодельная техника ливийских повстанцев

Любимое оружие ливийских повстанцев, так называемые машины-«технички», представляют собой самодельный симбиоз советских блоков НАР, СЗО, зенитных орудий и разных пикапов.










Самодельная техника силовиков и ополченцев Украины

Фотографии самодельной техники различных сил, воюющих на территории Украины, также ходят по интернету с лета. В условиях ограниченного финансирования украинские силовики и ополченцы бронируют российские КамАЗы и переделывают старую советскую технику.












Подтвердить участие большинства из этих экспонатов в сражениях достаточно сложно. Однако, например, бронированный КамАЗ «Железяка» батальона «Азов» участвовал в сражениях под Мариуполем и даже стал героем новостей.