Годзиллы автомобильного мира: как устроены монстр-траки. Шоу огромных грузовиков Нагрузки на машины и пилотов

Никто не может остаться равнодушным перед монстр-траком, ведь это вес рамы в 850 килограммов, размером 66 дюймов, двигатели объемом в 9,0 литров 1500 сильные и расход топлива не менее чем 20 литров на расстояние в 100 метров. Конечно же, даже цифры впечатляют, но машина монстр-трак еще больше поражает своим видом, это гиганты с красивыми и завораживающими рисунками. Сегодня мы ближе познакомимся с этими удивительными автомобилями.

Свою историю этот транспорт начинает с Америки, он предназначен для огромного шоу представления, на котором бигфут уничтожает своим весом и огромными колесами легковые авто, так и появилась Монстр Мания . На первых соревнованиях конструкторы сделали вывод, что даже при сильных доработках, невозможно сделать из внедорожника безопасный и надежный монстр-трак, поэтому конструкция собиралась полностью с нуля.

История рассказывает, что первым конструктором бигфута стал Боб Чандлер, который экспериментировал над своим пикапом для привлечения клиентов в свой магазин. В результате он создал монстр-трак и стал участвовать в выступлениях с 1979 года. Немного позже это увлечение стало более интересно и прибыльно, ведь автомобилем заинтересовались представители компании .

Изначально строится рама, а затем на нее наращиваются узлы и агрегаты. Конечно же, многие детали на разных монстрах совершенно другие и не похожи между собой, но именно для рамы используются трубы из хрома и молибдена, диаметр которых равен от 5 до 6,3 сантиметров. Просчет формы происходит на компьютере, таким образом, точно распределяя нагрузку по всей конструкции.

Нужно отметить, что монстр-траки ведут сильную борьбу за снижение своего веса, ведь происходит огромная нагрузка на , которому следует передвигать всю эту мощь. Агрегат, используемый на внедорожнике, например, даже самый сильный до 6,0 литров объема, не способен привести в движение огромное авто, поэтому устанавливают двигатели 9,0 литровые, у которых мощность может равняться до 1500 лошадиных сил.

Многие не могут поверить, но для одного выезда на шоу нужно не менее 10, литров топлива, а иногда эта цифра достигает 20. Первые сто километров машина может набрать всего за 5 секунд. Коробка передач используется автоматическая.

Постройка Бигфута (Bigfoot, Monster Truck)

Если вы задумали построить такой грузовик как Bigfoot, то знайте что вам понадобиться около 150000$ и масса времени на разработку и постройку, при том вы не сможете ездить на нем по дорогам общего пользования потому, что ширина среднестатистического монстра составляет 3.5-4 метра и более. Стоит заметить что при транспортировке Бигфутов, огромные колеса заменяют на обычные грузовые, что позволяет существенно уменьшить габариты пикапа.

Компания Patrick Enterprises строит большинсство Бигфутов участвующих в битвах грузовиков монстров и является одной из самых уважаемых компаний в отрасли. Возьмем как пример постройки один из грузовиков компании, построенный в 2010 году и именуемый Samson monster truck.

Итак: Вот примерная последовательность постройки грузовика.

Постройка Monster Truck начинается с разработки и изготовления путем сварки в единое целое каркаса из стальных хромансилевых труб диаметром 2-2.5 дюйма.
После окраски рамы, на нее навешивают передний и задний мост. Мосты берут приемущественно от военных грузовиков имеющих планетарные редукторы с большим передаточным числом, что позволяет провернуть огромные колеса 1.7 метра в диаметре и 1.1 метра шириной. Оба моста ведущие и имеют рулевое управление. То есть используется схема 4х4х4 (4 колеса, 4ведущих колеса, 4 управляемых колеса) Заднее рулевое управление подключается по желанию, из кабины водителем.



Двигатель и трансмиссия установлены посередине конструкции, это выгодно с точки зрения развесовки и обслуживания, а также замены силового агрегата. Двигатель питается метанолом и имеет рабочий объем 575 куб.дюймов или 9.42 литра. В паре с нагнетателем такой мотор развивает 1500 лс и более, что позволяет разгонять четырехтонный грузовик до сотни за 4 секунды.
В подвеске используются особо длинноходные амортизационные стойки, до 4 штук на каждое колесо. Без использования пружин, только азот закачанный под большим давлением хорошо работает в данных условиях эксплуатации. Средняя стоимость такого двигателя 40000$ Каждый год командам приходится раскошеливаться на 5 двигателей для участия в шоу!!!


Кузовные панели изготовляют из композитных материалов и являются чисто декоративным элементом. Некоторые Биг футы имеют в своем распоряжении несколько комплектов декоративных панелей. Участвуя в разных шоу они всегда в новом обличии. Средняя стоимость изготовления скорлупы каркаса с нуля 50000$
Хотя, можно заказать ремейк уже имеющегося кузова за сумму около 3000$.


После установки больших колес Samson готов к выступлениям. В США гонки на грузовиках занимают первое
место среди всех возможных автошоу

Обрезка шин важный и неотъемлимый процесс постройки бигфута. Данная процедура необходима для
облегчения резины и формирования необходимого рисунка протектора. На обрезку одной шины
уходит около 50 человекочасов работы и стоит это около 2500$. Покрышка при этом худеет в среднем на 100
килограммов. в итоге колесо с диском весит 350 кг.
Общее количество раздавленных такими колесами транспортных средств достигает 3000 в год!!!


Необработанные шины для Monster Truck сразу видно отличие в протекторе.

Сегодня мне удалось посмотреть, как эти самые монстры собираются (речь, конечно, об автомобилях, наблюдать за тем, как вылупился Годзилла, мне не довелось). Несколько из них на моих глазах из груды деталей превращаются в пикапы, после чего водружаются на, кхм, колеса.

Конечно, делают они это не сами, как трансформеры, а занимаются их сборкой специально обученный мастер и пилот. Во всю идет подготовка к большому шоу DO DAMAGE (наноси урон, круши), которое состоится в Питере уже завтра, 21 марта, а в следующую субботу, 28 марта, в Москве.

На площадке мне удалось пообщаться с пилотами, ковыряющимися в своих "штуковинах". Каждый автомобиль - это штучный товар. В основе пикапов-гигантов, которые будут крушить все подряд на российских шоу – кузова от Ford F-250 и Chevrolet Silverado, но по факту это полный кастом, созданный пилотами и механиками.

Монстры весят примерно 5 тонн, а двигают их моторы мощностью 1 500 л.с., потребляющие метанол. За время шоу эти машины сжигают по 80-100 литров топлива, и так как бак рассчитан на 80 литров, им приходится заправляться прямо во время мероприятия.

Сборкой монстров занимаются сами пилоты, а вместе с шоу "Монстр-мания" ездит всего 8 человек сервисмэнов. Сборка перед шоу занимает целый день, так как, помимо установки колес, необходимо проверить абсолютно все системы, чтобы не возникло непредвиденных проблем во время исполнения каких-либо трюков.

Нагрузки на машины и пилотов

Ломать и крушить - работа нелегкая. Нагрузки на конструкцию просто огромные - 5-тонные машины взлетают на высоту более 10 метров и обрушиваются на бетонные полы шоу-площадок. Как рассказал пилот британского экипажа Энтони, максимальная высота, на которую взлетал его монстр-трак, составила 42 фута (примерно 13 метров). При приземлении подвеска сработала весь свой ход и испытала перегрузку в 190G. Для сравнения: максимальная кратковременная перегрузка автомобиля, в ходе которой человеку удалось выжить, составила 214G.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Колесные диски также очень прочные, ведь даже 15 атмосфер в покрышке не удерживают диск от касания земли при приземлении. Кстати, колеса имеют 1,6 метра в диаметре и 1,1 метра по ширине.

Сами пилоты испытывают нагрузки до 5G ("потолок" для человека - 15G в течение 3-5 секунд). Как мне поведал шведский пилот Питер, управлять монстром не сложнее, чем обычным автомобилем.

Основная сложность - это управлять им так, чтобы все движения смотрелись зрелищно! Выполнять трюки на любом автомобиле довольно сложно. Не стоит забывать, что максимальная скорость составляет 160 км/ч. От 0 до 100 стрелка спидометра скачет за 5 секунд, а вот в обратную сторону она спускается неохотно, ведь автомобиль очень тяжелый, да и сцепление огромных колес с гладким бетонным полом невелико.

Историческая справка

Как все начиналось

Вопреки расхожим мнениям, первый подобный агрегат был собран не в военных целях и не для доступа в труднодоступные уголки нашей планеты. Первый монстр-трак, именуемый Bigfoot (Большеног), был изначально создан для развлечения.

Американский строитель Боб Чэндлер в свободное от кирпичей и цемента время любил помесить грязь на своем внедорожнике Ford F-250. А для того, чтобы заниматься любимым делом с каждым днем все веселее, он тюнинговал свой автомобиль денно и нощно. Когда мастерок и пила ему опостылели, он решил бросить свою работу и помочь всем желающим в создании безбашенных внедорожников.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

Конструкции Бигфутов были далеки от совершенства, колеса отваливались, двигатели с трудом могли перемещать 8-10-тонные монстр-траки, а трансмиссии то и дело разлетались вдребезги. Но, тем не менее, свою роль шоу-кара агрегаты выполняли. На своих фордах Боб таскал железнодорожные составы, проезжал насквозь через кирпичные постройки, превращая их в пыли, а главное - давил легковушки целыми эшелонами. Вскоре Бигфут обзавелся поворотными механизмами на задних колесах, что позволило чудовищу крутиться на месте. Но этого не хватало, абсолютной мечтой для всей команды "большеногов" стали полеты. Тогда было решено создать очередного монстра, рассчитав всю его конструкцию с нуля.

Прототип сегодняшних монстров

Сев за компьютеры, инженеры создали физическую и математическую модели для нового пикапа. Основная цель - снижение веса и увеличение мощности. В первую очередь была разработана пространственная рама. Ее было решено сделать из хром-молибденовых полых труб вместо стальных рельсов. Это прибавило конструкции жесткости и существенно снизило массу.

Двигатель взяли у компании, штампующей силовые агрегаты для дрэгстеров, - компрессорную V-образную "восьмерку" объемом 10 литров, питающуюся спиртом. Мощность такого мотора составляла примерно 2 000 л.с., ну а агрегатировался такой "движок" усиленным "автоматом", также созданным для гоночных автомобилей.

Главное особенностью такой коробки были маленькие передаточные отношения, что позволяло трансмиссии держать огромные нагрузки, хоть и существенно снижало максимальную скорость. Как итог, 5 тонн автомобиля на 2 000 л.с., разгон до 100 км/ч – 5 секунд, но даже этой скорости монстр-траки не достигают, так как выступают на специальных аренах, где попросту не хватает места для разгона-торможения. Расход топлива, само собой, космический - примерно 20-30 литров спирта на один километр.

28 марта в Москве на центральной арене спортивного комплекса «Олимпийский» пройдет ежегодное спортивно-развлекательное шоу «Монстр Мания» с участием гигантских внедорожников Монстр Трак (Monster Truck).

Монстр Траки не являются автомобилями в традиционном понимании – это специально созданные машины, имеющие впечатляющие характеристики и подготовленные для выполнения сложнейших трюков, преодоления огромных нагрузок. Масса Монстра превышает 4 тонны, а мощность двигателя составляет более 1500 л.с., что дает им возможность разгоняться до скорости свыше 110 км/ч и совершать прыжки высотой более 6 м. через преграды и легковые автомобили.

«Монстр Манию» нельзя называть просто шоу или соревнованием гигантских внедорожников. Это своеобразный симбиоз полноценного развлекательного мероприятия, спортивного состязания и музыкального концерта.

Соревновательная часть шоу между пилотами Монстров проходит в несколько этапов:

– встречные гонки «один на один» с прыжками через легковые автомобили, а также езду по ним, по итогам которых победителями становятся самые быстрые внедорожники;

– вращение на месте (Donuts). Дисциплина, где для победы необходимо раскрутить 4-х тонный внедорожник максимально зрелищно наибольшее количество раз вокруг своей оси;

– езда на задних колесах (Wheelie). Здесь водитель должен показать высший пилотаж, ведь необходимо, сродни боевому коню, поднять огромного Монстра на дыбы и проехать как можно большее расстояние в таком положении.

– состязания по фристайлу, где за 60 или 90 секунд Монстры удивят зрителей большим количеством красивых и качественных прыжков и различных зрелищных трюков, превратив десятки автомобилей в груду искореженного металла. Самой ожидаемой и неповторимой изюминкой этой дисциплины является прыжок сальто назад (backflip).

Победителем этапа в каждом городе становится пилот, набравший максимальное количество очков по итогам всех соревновательных дисциплин.

Участники мероприятия:

Монстр – Raging Bull (Бешеный бык)

Сумасшедший монстр за рулем, которого сидит самый безбашенный европейский пилот. Лучше один раз увидеть наяву. Описать словами трюки и манеру езды водителя не представляется возможным.

Монстр – Swamp Thing (Болотная тварь)

Монстр Swamp Thing – монстр в прямом смысле этого слова. С его мотором мощностью 1800 л.с. Swamp Thing составит достойную конкуренцию соперникам. За рулем один из самых опытных водителей – он покажет самые высокие прыжки, лучшее исполнение «wheelies» и упорнейшую борьбу.

История SWAMP THING

Swamp Thing 4×4 новое имя для Monster Truck с их богатой историей. Первоначально построенный в Америке на базе шасси Дэна Патрика (Patrick Enterprises), грузовик изначально назывался «Убийца Драконов» (Dragon Slayer).

После проведения American Monster Truck в течение ряда лет грузовик освежили, и он вновь появился как «Captain Insano».

В конце сезона 2000 года Monster Truck Racing «Captain Insano» был отправлен в Великобританию.

В течение зимы 2002 года был проведен самый тщательный и объемный ремонт, после которого Монстр два года участвовал в гонках с 3D кузовом. В течение зимы 2004/2005 года автомобиль был обновлен снова.

На этот раз Монстр был оснащен кузовом Форд F350 2004 Super Duty Body, раскрашенным Тони Диксоном, имитирующим старого духа заболоченных мест.

Технические характеристики Monster Truck:Swamp Thing 4×4™

Кузов:2004 Ford F350 Super Duty

Двигатель:С метанольным впрыском 540 Cubic Inch Tall Block, BDS Supercharger by RND Engineering

Трансмиссия:ZaNNetec Turbo 400

Высота:3,5 м

Ширина:3,81 м

Длина:5,8 м

Вес:5 000 кг

Построен:1994

Монстр – Putte 2 (Путте 2)

Монстр Putte 2 – суперкар гоночной серии. Lamborghini на огромных колесах производит хорошее впечатление и уже заработал себе репутацию монстра, всегда идущего на шаг впереди. Если ты перепрыгиваешь три машины, он прыгнет через четыре. Если прыгнешь через шесть, он приземлится за седьмой. Водитель бесстрашен – вы поразитесь трюкам в его исполнении во время фристайл заездов.

Технические характеристики Putte 2

Тип кузова: Lamborghini Countach

Двигатель: V8 540 cui Merlin

Тип кузова: Метанол

Мощность двигателя: 1475 л.с.

Шины: Trelleborg Twin 66″ on 34″ X 20″ rims

Колесная база: 3,3 м

Вес: 4700 кг

Монстр – Thor (Тор)

Один из самых красивых и безбашенных монстров гоночной серии. Пилот монстра точно знает как использовать Thor по максимуму! Герой скандинавского эпоса, нарисованный на кузове, не оставляет равнодушным поклонников, где бы он ни появлялся.

Технические характеристики Thor

Кузов: Chevrolet Pick Up 2006 Advance Style

Мотор: V8 540 Cui Merlin III

Тип топлива: Метанол

Мощность: 1500 л.с.

Шины – 66”х43”-25”, GoodYear – спереди, Firestone – сзади

Колесная база: 3.6 м

Ширина: 3.6 м

Высота: 3.0 м

Peter Nyman: Водитель, механик

Пассажирский Монстр – Monster Ride Truck

Такого еще никто не испытывал! Вы хотели прокатиться на настоящем монстре? Мы привезли его для Вас! Огромный, на 10 мест, он способен заставить визжать от удовольствия любого.

Дополнительный экстрим в шоу внесут «летающие» мастера мотофристайла - команда FMX 13 во главе с лучшим райдером России Алексеем Колесниковым, которые продемонстрируют, что на мотоциклах можно не только ездить, но и буквально парить в воздухе.

До начала мероприятия зрители могут посмотреть на Монстров вблизи, потрогать, сфотографироваться на память, пообщаться с пилотами и взять у них автограф. Помимо этого, в другой части арены все, кто заранее приобрел билеты, смогут прокатиться на 8-ми местном пассажирском Monster Ride Truck.

Более подробную информацию о шоу можно узнать на сайте

Пространственная рама монстра рассчитывается на компьютере. Она должна выносить колоссальные нагрузки, всегда защищая гонщика. Сваривается рама из двухдюймовых толстостенных хром-молибденовых труб методом дуговой сварки в гелиевой среде.

Кузов изготавливается из стеклопластика, «стекла» — из лексана, чтобы защитить пилота от случайных осколков. Благодаря этим и другим ухищрениям общий вес монстра удается удержать в пределах 5-5,5 т.

Двигатель

Вот с чем в Соединенных Штатах нет проблем, так это с мощными моторами. Напомним, 5,6-литровый двигатель там называется Small block, и это не ирония. Под капотом монстр-траков стоит Big block, т.е. классический, как пистолет Кольт, мотор объемом в 9,4 л, с механическим нагнетателем, питающийся спиртом.

Такие двигатели просто покупаются у компаний-производителей вроде Merlin — обычно их ставят на дрэгстеры. Типичная мощность — 1500-2000 л.с. Встречаются, однако, более оригинальные экземпляры — например, с авиационными моторами. А на 2011 год намечено появление первого спирто-электрического монстра-гибрида! «Зеленые» добрались и сюда!

Впрочем, давно пора. Расход топлива у монстров — в районе 15-20 л на … один километр!

Трансмиссия

Гоночную коробку с гигантским запасом прочности в Америке также достать несложно. Компании типа Powerglide, Allison или Lenco фактически серийно делают КПП для дрэгстеров и других странных американских машин. Это, как правило, обычный трехступенчатый «автомат», только с огромным гидротрансформатором и прочими очень крепкими компонентами. Встречаются, правда, и нетривиальные решения вроде «роботов» с центробежным сцеплением и пневматическим переключением передач.

Привод, разумеется, постоянный полный, без всяких гражданских глупостей типа дифференциалов. В качестве осей иногда берут мосты от школьных автобусов или другой тяжелой техники, но чаще используются обычные мосты для среднеразмерных пикапов - их прочности хватает для всей акробатики.

Нагрузка на валы снижена благодаря установке планетарных колесных редукторов. Одновременно это позволяет увеличить клиренс до 120 см. В случае «Бигфута» применены колесные редукторы с передаточным отношением 6.3:1, а ГП — с отношением 2,6:1. В сумме это дает очень «короткое» отношение 16,5:1. Дело в том, что максимальную скорость монстрам набирать ни к чему, а вот мощный разгон — то, что надо.

Подвеска

Рессорная подвеска первых бигфутов могла обеспечивать ход в 10-15 см. У современных же монстр-траков ход подвески достигает 70 см! Принципиальная схема немудреная: продольные рычаги, пружины, амортизаторы. Вот только сами компоненты... Таких амортизаторов никакие Rancho или Bilstein не выпускают, поэтому команды изготавливают их самостоятельно.

Корпусом служат стальные или алюминиевые трехдюймовые трубы. Стальные прочнее, но алюминиевые легче — это вопрос приоритета для гонщика.

Азот в амортизаторы закачивается под давлением в 30 атм. На приземлении, при полном сжатии подвески, давление подскакивает до 150 атм!

Продольные рычаги, крепящиеся к осям и к центру рамы, изготавливаются из хром-молибденовых труб, которые команды подвергают нагреву в солевом растворе. После этого трубы сильнее гнутся, дополнительно амортизируя приземление.

Колеса

Для отдельных шоу строились монстры на колесах до 12 футов (3,5 м), однако самым распространенным сейчас является размер в 66 дюймов (170 см). Резина берется от тракторов или комбайнов. А вот диски от сельхозтехники монстр-тракам не подходят — они изготовлены из слишком тонкого железа, не выдерживающего прыжков.

Поэтому конструкторы изготавливают диски самостоятельно из 25-дюймовых труб, а затем проводят несколько недель за облегчением и балансировкой получившихся 400-килограммовых изделий. В итоге вес готовых дисков составляет не больше 200 кг.

В колеса накачивают воздух до давления 12-14 атм. Но все равно при приземлении резина сминается полностью — до диска. Поэтому диски делают более узкими, чем полагается, т.к. резина сидит на таких лучше и не слетает при контакте с землей.

Стоимость одного комплекта колес — USD 12 500. Не так уж и много, если сравнить с хромированными 26-дюймовыми «катками» для «кадиллаков».