Промывка системы охлаждения двигателя нейтральная. Очиститель системы охлаждения Kuhler-Reiniger. Причины и последствия загрязнения системы охлаждения

Периодическая проверка и прочистка узлов автомобиля – это процедура, совершенно равносильная смене расходников или рабочих жидкостей. Охлаждающая система двигателя не стала исключением из этого правила, поэтому её загрязнённость желательно устранять своевременно. В противном случае имеющиеся фракции в охладительных путях будут препятствовать нормальной работе мотора, а также отрицательно скажутся на состоянии элементов самой системы охлаждения. Допускать подобного стечения обстоятельств, конечно, не стоит, поэтому позаботиться о своевременной прочистке требуемых агрегатов нужно каждому автовладельцу. Более подробно о том, чем промыть систему охлаждения двигателя и как провести процедуру правильно, поговорим в приведённой ниже статье.

Несколько слов о промывке системы охлаждения

Прочистка или промывка системы охлаждения двигателя – мероприятие, которое требуется проводить в отношении каждого автомобиля с некоторой периодичностью. Очистка охлаждающий путей требуется потому, что заливаемый в них тосол или антифриз, а также доливаемый дистиллят, нередко имеют в составе примеси. В процессе охлаждения мотора охладитель постепенно выпаривается, а сторонние фракции остаются в системе. Естественно, наличие подобных веществ в полостях охлаждения автомобиля совершенно не к чему, поэтому от них нужно вовремя избавляться. Чаще всего прочищать охладительные механизмы приходится:

  • от ржавчины, образующейся на стенках путей охлаждения из-за выпаривания охладителя и недостаточной герметичности системы;
  • от эмульсии, со временем появляющейся во многих вида антифриза из-за нарушений правил его производства и оседающей на элементах охладительного механизма;
  • от масла, которое иногда частичками засасывает в систему охлаждения из-за нарушений её герметичности;
  • от иной грязи, попадающей в охладительные пути в процессе эксплуатации и обслуживания автомобиля.

Так как любые загрязнённости системы нарушают её работу, то последствия отказа от промывки могут быть более чем существенными. Наибольшие проблемы способен спровоцировать перегрев «движка», так как его итогом нередко становится дорогостоящий ремонт автомобиля. К слову, химия, используемая для прочистки охладительных путей, будет стоить заметно дешевле даже самого незначительного ремонта мотора. Учитывая имеющееся положение дел, игнорировать промывку системы охлаждения довольно-таки глупо, ведь процедура не только очень проста, но и незначительна в плане требуемых затрат.

Способы прочистки

Допустим, ваш автомобиль стал некорректно прогреваться, часто «ловить» перегрев или на бортовом компьютере высвечивается ошибка в работе системы охлаждения при достаточном уровне жидкости в расширительном бачке. Как действовать в подобной ситуации? Однозначно – требуется прочистить охлаждающие мотор магистрали. Более подробно о том, как промыть систему охлаждения мотора собственноручно, поговорим чуть-чуть позже. Сейчас же обратим внимание на возможные способы прочистки интересующих нас агрегатов.

Вообще, варианты промывки подразделяются на две большие группы:

  • Первая предполагает использование в качестве очистителей некоторые жидкости, заливаемые либо вместо антифриза, либо совместно с ним. После некоторого времени нахождения очистителя в системе он сливается со всей счищенной грязью;
  • Вторая основана на механическом способе очистки, который реален при полном снятии мотора. Естественно, исключительно для промывки охладительной системы снимать двигатель нерационально, поэтому используется этот метод лишь при переборке мотора или его капитальном ремонте. Суть подобной очистки заключается в продувании всех охладительных путей сжатым воздухом и обработке таковых специальными средствами.

В повседневной практике чаще всего применяется первая группа вариантов промывки, так как она не требует серьёзных финансовых затрат и большой траты времени. Учитывая актуальность подобных способов очистки, далее продолжим рассматривать именно их.

В первую очередь, обратим внимание на средства для промывки системы охлаждения двигателя. Для очистки путей могут использоваться либо натуральные очистители, либо специальные средства, произведённые конкретно под эту цель. Естественно, эффект от последних будет гарантированным и отличным, а вот с использованием натуральных очистителей могут возникнуть «подводные камни». Так, подобные средства зачастую не справляются с сильными загрязнениями системы, поэтому их использование рационально исключительно для профилактических промывок путей.

Химическая природа очистителей играет важную роль в процессе их выбора. Условно, все средства для очистки системы охлаждения можно подразделить на четыре группы:

  • Щелочные очистители – отлично борются с накипью, масляными и органическими загрязнениями;
  • Кислотные жидкости – используются для удаления ржавчины и осадков примесей;
  • Нейтральные средства – содержат слабые кислоты и щелочи, поэтому используются для профилактических прочисток;
  • Комбинированные составы – имеют смешанный состав из кислот, щелочей и эффективны в борьбе с любым видом загрязнений.

Для достижения максимального эффекта лучше промывать систему охлаждения очистителям с комбинированным составом. Если подобные средства вам не доступны, то требуется комплексная промывка, заключающаяся в поочерёдной прочистке путей и кислотным, и щелочным очистителем.

Натуральные очистители

Теперь, когда классификацию и назначение очистителей систем охлаждения мы рассмотрели, обратимся к конкретным названиям подобных средств. Начнём с натуральных составов, которые способны очистить несильно загрязнённые охладительные пути или использоваться в качестве профилактики. Среди реально эффективных и доступных средств выделим:

  • С кислотной химической структурой – уксус или готовая уксусная кислота, лимонная кислота, дистиллированная вода, напиток «ФАНТА», молочные кислоты и сыворотки;
  • Со щелочным составом – пищевая сода.

Принцип приготовления подобных средств очень прост:

  1. Берём 1 часть одного из представленных реагентов и 10 частей обычной воды;
  2. Смешиваем компоненты в данной пропорции между собой и размешиваем до единой консистенции.

Приготовленное средство должно быть в таком количестве, чтобы его хватило на полное заполнение системы охлаждения двигателя, поэтому к расчёту количества требуемых веществ нужно подойти с должной ответственностью.

Наш ресурс настоятельно рекомендует использовать только те подручные очистители, что были отмечены выше. Неправильный выбор состава способен спровоцировать серьёзные поломки системы, чего, конечно, допускать не нужно. Промывать систему охлаждения двигателя «КОКА-КОЛОЙ», средством для мытья посуды «ФЭЙРИ», очистителями канализации «КРОТ», белизной и подобными составами запрещено. Данные жидкости имеют в составе сильные реагенты, способные разъесть элементы системы охлаждения.

Примечание! Большинство автомобилистов сначала промывают охладительные пути натуральными средствами, тем самым реализуя мягкую промывку системы. Если результата после неё не наблюдается или он чрезвычайно слаб, придётся провести грубую очистку специальными средствами. В сфере же натуральных составов наибольшее доверие автомобилистов имеет промывка системы охлаждения двигателя лимонной кислотой.

Рейтинг специальных очистителей

Проанализировав многочисленные отзывы о магазинных очистителях системы охлаждения от обычных автомобилистов, наш ресурс выделил четвёрку лучших средств. В число последних вошла продукция от следующих производителей:

  • 1 место – очиститель от Hi-Gear (Хай-Гир) и LAVR (ЛАВР). Данные средства пользуются большой популярностью у многих автомобилистов, как и другие продукты этих компаний. Представленные очистители системы охлаждения промывают все пути в течение 1-2 часов с максимально возможным эффектом. Именно качество и скорость работы продукции подталкивают автомобилистов использовать именно ее;
  • 2 место – средство от ABRO (АБРО). В принципе, вполне достойный конкурент лидерам рейтинга, однако действующий слегка дольше, чем очистители от Hi-Gear и LAVR. Эффект при этом наблюдается примерно равный. Отметим, что компания ABRO специализируется на производстве автохимии, поэтому и очистители охладительных механизмов у них очень качественные;
  • 3 место – очистительная жидкость от Luqui-Moli (Ликви-Моли). По сравнению с двумя позициями выше, данное средство выглядит заметно худшим вариантом для промывки системы охлаждения. Несмотря на это, среди остальных очистителей, представленных на рынке, именно продукт от Luqui-Moli действует лучше всего, поэтому отметить его нужно обязательно.

Совет! В ходе промывания системы охлаждения также потребуется проверить её на достаточность герметизации. Если будут выявлены какие-либо пропуски или износ прокладок, то замазать их можно специальным герметиком от ABRO. Пожалуй, это единственный производитель на российском рынке, производящий реально качественные материалы герметизации автомобильных узлов.

Процедура прочистки

Регламент эксплуатации большинства современных авто предполагает, что очистка охладительных путей должна проводится каждые 60-80 000 километров пробега. Однако между капитальными прочистками специальными средствами лучше проводить и профилактическую процедуру чистки. Учитывая все имеющиеся факторы, стоит отметить, что мероприятие желательно реализовывать раз в 30-40 000 километров пробега.

Очистка путей не представляет собой ничего сложного, поэтому промывка системы охлаждения двигателя своими руками проводится многими автомобилистами. Процедура и вправду несложная, заключающаяся в реализации следующих операций:

  1. В первую очередь, приготовьте очищающее средство и поставьте неподалёку от автомобиля. Тут же следует не забыть проверить систему на предмет подтёков, если они есть – обязательно всё загерметизируйте и только после этого приступайте к прочистке (о том, какой герметик для системы охлаждения двигателя лучше использовать, уже было упомянуто выше);
  2. Затем прогрейте мотор машины до рабочей температуры и осуществите слив антифриза, если необходимо залить приготовленное средство полностью, или добавьте в разогретый охладитель очиститель напрямую;
  3. После этого необходимо поддерживать температуру мотора в пределах 60-90 градусов по Цельсию в течение 3 часов, периодически прогревая его. Таким образом и промываются все охладительные пути;
  4. Промывку желательно осуществлять в течение 10-12 часов, после чего отработанный очиститель полностью слить из системы;
  5. Далее остаётся лишь залить новый антифриз или тосол и использовать автомобиль по прямому назначению.

Примечание! Многие авторемонтники советуют после слива очистителя, промыть в течение 1 часа систему дистиллированной водой, и лишь затем заливать новый охладитель. В принципе, подобный подход можно реализовать, однако обязательным его точно не назовёшь.

Представленный выше способ промывки применим для всех моторов: от обычных дизелей до лодочных «движков» Ямаха. Главное при очистке – почистить систему строго в описанном порядке, не отклоняясь от него. В подобном случае любого автомобилиста или даже лодочника гарантированно ждёт положительный результат.

Пожалуй, на этом наиболее важные положения по рассматриваемому сегодня вопросу подошли к концу. Надеемся, весь материал был для вас полезен и помог ответить на интересующие вопросы. Удачи в эксплуатации и обслуживании авто!

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Как промыть систему охлаждения двигателя автомобиля?

Система охлаждения двигателя нуждается в регулярной очистке, поскольку она обеспечивает оптимальный температурный режим работы двигателя.

Симптомы того, что система охлаждения (СОД) нуждается в очистке, следующие:

  • перегрев двигателя;
  • образование внутренних и внешних утечек тосола или антифриза;
  • плохо греет печка;
  • нарушается циркуляция охлаждающей жидкости.

В СОД со временем оседает накипь, которая засоряет трубки радиатора. . Так вот, в тосол может попадать герметик, с помощью которого заклеивают небольшие трещины и отверстия.

Кроме того, в СОД может попадать и масло.

Сама же охлаждающая жидкость тоже нуждается в регулярной замене, особенно тосол. Из-за того, что во время работы двигателя он постоянно нагревается и охлаждается, происходит изменение химического состава - соли идут в осадок, водная основа приводит к постепенной коррозии трубок и металлических элементов как самого радиатора, так и двигателя.

Многие водители считают, что достаточно время от времени просто сливать старую жидкость и заливать новую. Если вы проводили слив тосола, то видели, что он далеко не прозрачный, а бурый от всех этих загрязнений.

В идеале промывку СОД проводить нужно до тех пор, пока из нее не будет выливаться полностью чистая вода.

Важно также проводить и внешнюю очистку радиатора, поскольку он тоже выглядит не самым лучшим образом, на нем оседает много грязи, пыли, насекомых и так далее. Правильным решением будет, конечно, отправиться на СТО. Правда, на сервисе может быть длинная очередь, да и придется заплатить за эту услугу тысячи две рублей, а то и больше, ведь в некоторых моделях для того, чтобы добраться до радиатора, приходится полностью разбирать весь передок.

Как провести очистку радиатора самостоятельно?

В принципе, процедура это не самая сложная. Можно очистить радиатор с помощью автохимии или подручных средств. Промывку проводят после слива тосола. Посмотрим, что предлагает современный рынок.

Данное средство позволяет очень эффективно, а главное быстро, очистить СОД. В его состав входят нейтральные вещества, которые не представляют угрозы для резиновых элементов - сальников и трубок (при условии соблюдения пунктов инструкции), - фосфаты и функциональные добавки.

Применение:

  • открутите пробку бачка или радиатора, откройте кран отопителя салона
  • прогрейте двигатель до 60 градусов, дайте ему поработать не более пяти минут;
  • заглушите мотор и слейте старый антифриз;
  • смешайте содержимое банки с дистиллированной или кипяченной водой (пропорции указаны в инструкции);
  • залейте это все в систему и дайте поработать двигателю 7 минут;
  • слейте всю эту жидкость;
  • повторите промывку простой водой несколько раз до полного вымывания всей грязи.

Средство действительно эффективное, очень хорошо очищает систему. Нужно придерживаться инструкции, иначе эффект будет малозаметен.

Из других средств автохимии можно посоветовать:

  • Mannol Radiator Flush;
  • Liqui Moly Kuhlerreiniger;
  • Jet 100 Xado;
  • ABRO Radiator Flush.

Применяя то или иное средство, обязательно читайте и выполняйте все требования, потому что есть много нареканий, что вот, мол, купил дорогую промывку, а она не помогла. Хотя, как оказалось позже, человек совсем не прочитал инструкцию, или купил подделку.

Также очень хорошее средство - .

Промывка проводится тем же способом, что и выше:

  • сливаете старый антифриз;
  • заливаете ЛАВР в бачок, затем до отметки MIN доливаете теплую воду;
  • даете двигателю поработать 30-40 минут;
  • сливаете средство и несколько раз промываете с помощью дистиллированной воды;
  • заливаете новый антифриз.

Очень хорошо помогает прочистить все трубки радиатора и всю систему. Однако, лимонная кислота эффективно борется только с ржавчиной, тогда как от накипи избавиться она вряд ли поможет. Если в слитом тосоле вы видите не только мелкие частицы ржавчины, но и кусочки накипи, то лучше прибегнуть к двухкомпонентным составам типа Hi-Gear.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Купите пакетики с кислотой и приготовьте раствор в пропорции 1 к 10 - на литр воды 100 грамм кислоты.

Сама очистка проводится практически так же, как было описано выше, но за мелкими исключениями:

  • сливаете тосол, заливаете приготовленный раствор;
  • даете нагрузку на двигатель - можно оставить поработать на холостых или средних оборотах, или проехаться куда-нибудь, двигатель должен работать не более 40 минут;
  • слить всю жидкость и продолжить промывку уже простой дистиллированной водой до тех пор, пока не сольете чистую воду.

Уксусную эссенцию тоже можно использовать вместо лимонной кислоты.

Кока-кола и пепси-кола

Эта сладкая газировка не только приводит к ожирению и язве, если ее пить без меры, - с ее помощью очень хорошо можно очищать ржавчину, тут она может составить конкуренцию Вэдэшке.

Промывка проводится тем же способом, но длительную нагрузку на двигатель давать не желательно - пусть он покрутит не дольше 5 минут.

Обязательно промойте потом хорошенько всю систему, потому что в кока-коле содержится сахар.

В этих напитках содержится ортофосфорная кислота, которая хорошо борется с ржавчиной, может удалить и накипь, если ее не очень много. Но вот попадание сахара в двигатель может быть чревато некоторыми проблемами. Поэтому, если у вас есть внутренние утечки тосола, старый двигатель, то такими методами очистки лучше не увлекаться .

Молочная сыворотка разъедает и ржавчину и накипь. Если накипи очень много, то молочные кислоты в сыворотке просто размягчат ее.

Принцип очень простой:

  • сливаете тосол;
  • заливаете, предварительно процеженную через марлю, сыворотку;
  • ездите на машине день-два;
  • сливаете сыворотку и несколько раз промываете систему дистиллированной водой.

Способ действительно помогает. Это самое доступное средство на деревне, трактористы так прочищают радиаторы своей сельхоз техники. Можно также воспользоваться сухой сывороткой, которая продается в виде порошка.

Что еще нужно знать о промывке радиатора?

Не нужно увлекаться различными народными средствами типа кока-колы или уксуса (к молочной сыворотке это не относится).

На фото видны трубки радиатора до очистки и после.

Не забывайте также, что использование агрессивных химических соединений может привести не только к образованию трещин в резиновых элементах, но и в самом радиаторе. Поэтому, промывку проводите лицензированными средствами, а в качестве охлаждающей жидкости используйте рекомендуемый производителем антифриз.

Ну и не забывайте о внешней промывке и продувке радиатора. Кстати, радиатор можно защитить от внешних загрязнений с помощью специальной сетки. А в зимний период радиатор можно утеплить, чтобы двигатель не мерз и легче заводился с утра.

2 видео-ролика, на которых показывают, как промыть радиатор и систему охлаждения двигателя.


(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Вопрос, чем промыть систему охлаждения двигателя , интересует автовладельцев, столкнувшихся с проблемами . Существует как народные средства очистки (лимонная кислота, молочная сыворотка, “Кока-Кола” и прочие), так и современные технологичные составы. О тех и других вариантах остановимся подробнее.

Средства для очистки системы охлаждения от масла, ржавчины и отложений

Как часто делать промывку

Перед тем как мы перейдем к непосредственному описанию тех или иных средств, хотелось бы напомнить, насколько важно делать регулярную промывку системы охлаждения автомобиля. Дело в том, что в зависимости от используемой охлаждающей жидкости на стенках трубок, из которых состоит , накапливается ржавчина, масляные отложения, продукты разложения антифризов, а также накипь. Все это приводит к затруднению циркуляции ОЖ и уменьшению теплоотдачи. А это всегда плохо сказывается на характеристиках двигателя и повышает износ его отдельных деталей с риском их преждевременного выхода из строя.

Грязный радиатор

Стоит отметить, что промывка системы может быть как внутренней, так и внешней (внешняя очистка подразумевает промывку радиатора снаружи от имеющихся на его поверхности частичек грязи, пыли, насекомых). Рекомендуется делать внутреннюю промывку системы охлаждения не реже одного раза в год . Лучше всего это делать весной, когда уже нет морозов, а впереди предстоит жаркое лето.

На некоторых машинах на приборной панели имеется лампочка с изображением радиатора, свечение которой может свидетельствовать не только о понижении уровня , но и том, что его пора менять. Это может служить сигналом и к тому, что пришло время чистки системы охлаждения. Также существует ряд косвенных признаков наступления необходимости такой очистки:

Значок радиатора, сигнализирующий о неполадках в системе охлаждения

  • частые перегревы двигателя;
  • проблемы в работе помпы;
  • замедление реакция на сигналы реостата (инерционность);
  • показания высокой температуры от соответствующего датчика;
  • проблемы в работе “печки”;
  • вентилятор всегда работает на повышенных оборотах.

Если мотор сильно греется - то пришло время подбирать средство для того, чтобы промыть , и выбирать для этого время и возможности.

Народные средства промывки охлаждающей системы

Как мы указывали выше, существуют два типа средств для промывки - народные и специальные. Начнем с первых, как более дешевых и проверенных.

Лимонная кислота

Использование лимонной кислоты для очистки охлаждающей системы

Самая обычная лимонная кислота, разведенная в воде, способна очистить трубки радиатора от ржавчины и грязи. Особенно она эффективна в случае, если в качестве охлаждающей жидкости используется обычная вода, поскольку кислотные составы эффективны против ржавчины, а щелочные - против накипи . Однако помните, что раствор лимонной кислоты не в состоянии убрать значительные загрязнения.

Состав раствора следующий - 20-40 граммов вещества растворите в 1 литре воды, а если загрязнения сильные, то количество кислоты на один литр может быть увеличено до 80-100 граммов (больший объем создается в аналогичной пропорции). Идеальным вариантом считается, когда при добавлении кислоты в дистиллированную воду уровень pH находится в районе 3 .

Сама процедура очистки проста. Необходимо слить всю старую жидкость и залить новый раствор. Далее нужно разогреть двигатель до рабочей температуры и оставить ее на несколько часов (а лучше на ночь ). Далее слить раствор из системы и посмотреть на его состояние. Если он очень грязный, то процедуру нужно повторить еще 1-2 раза до тех пор, пока жидкость не будет достаточно чистая. После этого нужно обязательно промыть систему водой. Далее залить средство, которым вы планируете пользоваться в качестве охлаждающей жидкости.

Уксусная кислота

Использование уксусной кислоты для очистки системы охлаждения

Действие этого раствора аналогично описанному выше. Раствор уксусной кислоты отлично подходит для промывки системы охлаждения от ржавчины. Пропорции раствора следующие - пол-литра уксуса на ведро воды (10 литров). Процедура очистки аналогичная - сливаем старую жидкость, заливаем новую и прогреваем машину до рабочих температур. Далее нужно оставить автомобиль с запущенным двигателем на 30-40 минут с тем, чтобы в радиаторе произошла химическая очистка. Далее нужно слить чистящую жидкость и посмотреть на ее состояние. Повторять процедуру до тех пор, пока жидкость не станет чистой. Далее нужно промыть систему кипяченной или дистиллированной водой, после чего залить охлаждающую жидкость, которую вы планируете использовать на постоянной основе.

Fanta

Использование Фанты для очистки системы охлаждения

Аналогично предыдущему пункту. Однако здесь существует важное отличие. Дело в том, что в отличие от Coca-Cola, где применяется ортофосфорная кислота, в “Фанте” используется лимонная кислота , которая обладает меньшим очищающим эффектом. Поэтому некоторые автовладельцы для очистки охлаждающей системы заливают ее вместо антифриза.

Что касается времени, в течение которого нужно так ездить, то все зависит от степени загрязненности системы. В частности, если она не очень загрязнена, и чистка делается больше для профилактики, то достаточно дать поработать двигателю в течение 30-40 минут на холостых оборотах. Если вы хотите хорошо вымыть застаревшую грязь, то можно покататься так 1-2 дня, после чего залить в систему дистиллят, покататься еще, слить его и посмотреть на его состояние. Если дистиллят грязный - повторять процедуру до тех пор, пока система не очистится. В конце не забудьте хорошенько промыть ее водой и залить новый антифриз.

Обратите внимание, что если в трубопроводе печки есть мелкие дыры или трещины, но грязь их “затянула”, то при промывке эти дыры могут открыться и образуется течь.

Молочная кислота или сыворотка

Отличный вариант для промывки охлаждающей системы двигателя автомобиля - это молочная кислота . Однако существенная проблема заключается в том факте, что достать молочную кислоту на сегодняшний день очень непросто. Но если вам удастся достать это вещество, то ее можно заливать в радиатор в чистом виде и некоторое время поездить на ней (или дать машине постоять с запущенным двигателем).

Более доступной альтернативой молочной кислоте является молочная сыворотка. Она обладает аналогичными свойствами по очистке радиатора и других элементов системы охлаждения. Алгоритм использования сыворотки такой:

Использование молочной сыворотки

  • заранее приготовить около 10 литров сыворотки (желательно домашней, а не из магазина);
  • процедить весь купленный объем 2-3 раза через марлю с тем, чтобы отфильтровать крупные куски жира;
  • предварительно из радиатора слить имеющуюся там охлаждающую жидкость, а на ее место влить сыворотку;
  • проехать с ней километров 50-60;
  • сливать сыворотку необходимо в горячем состоянии, чтобы грязь не успела опять прилипнуть к стенкам трубок (соблюдайте при этом осторожность! );
  • дать двигателю остыть;
  • залить в радиатор заранее прокипяченную воду;
  • запустить двигатель, дать ему нагреться (около 15-20 минут);слить воду;
  • дать остыть двигателю;
  • залить антифриз, который планируете использовать на постоянной основе;
  • выпустить воздух из системы, при необходимости долить еще охлаждающей жидкости.

Обратите внимание, что сыворотка имеет свои очищающие свойства в течении 1-2 часов. Поэтому упомянутые 50-60 км необходимо проехать за это время. Дольше ездить не имеет смысла, так как сыворотка смешивается с грязью, находящейся в системе.

Каустическая сода

Это вещество в народе называют по-разному - гидроксид натрия, “едкая щелочь”, “едкий натр”, “каустик” и так далее.

Вещество можно использовать лишь для очистки медных радиаторов (в том числе для радиатора печки). Содой нельзя чистить алюминиевые поверхности.

В соответствии с официальной инструкцией завода-изготовителя медных радиаторов действовать необходимо по следующему алгоритму:

Каустическая сода

  • снять с автомобиля радиатор;
  • промыть его внутренности простой водой и продуть сжатым воздухом (не превышая давление в 1 кгс/см2) до состояния, когда из радиатора будет вытекать чистая вода;
  • приготовить около 1 литра 10%-го раствора каустической соды;
  • нагреть состав минимум до +90°С;
  • залить в радиатор приготовленный состав;
  • дать ему настояться 30 минут;
  • слить раствор;
  • в течение 40 минут промывать внутренности радиатора горячей водой и продувать горячим воздухом поочередно (при этом давление не должно превышать 1 кгс/см2) в направлении обратном направлению движения работы насоса .

Помните, что каустическая сода вызывает ожоги и разъедает живые ткани. Поэтому работать необходимо на улице в перчатках и респираторе.

В результате химической реакции из труб радиатора может показаться белая пена. Если это произошло - не пугайтесь, это нормальное явление. Герметичность системы охлаждения после очистки необходимо проводить на холодном двигателе, так как горячая вода быстро испаряется, и найти предполагаемое место течи будет проблематично.

Среди так называемых народных средств существует ряд таких, которые не рекомендуются к использованию, несмотря на то, что некоторые автовладельцы все же пользуются ими, и они в отдельных случаях даже помогают. Приведем несколько примеров.

Coca-Cola

Использование Coca-Cola в качестве очистителя

Некоторые автомобилисты для того, чтобы промыть систему охлаждения от масла, эмульсии, накипи и ржавчины используют Coca-Cola. Дело в том, что в ее составе имеется ортофосфорная кислота , с помощью которой можно легко избавиться от упомянутых загрязнений. Однако кроме кислоты, в этой жидкости имеется большое количество сахара и углекислого газа, которые могут привести к определенным проблемам.

Если вы решите использовать “Колу” в качестве очищающей жидкости, то лучше предварительно выпустить из нее углекислый газ, чтобы в процессе расширения он не нанес вреда отдельным узлам двигателя. Что касается сахара, то после использования жидкости, необходимо тщательно промыть систему охлаждения обычной водой.

Также помните, что ортофосфорная кислота может нанести вред пластиковым, резиновым и алюминиевым деталям охлаждающей системы. Поэтому “Колу” можно держать в системе не дольше 10 минут!

Fairy

Некоторые автолюбители для промывки охлаждающей системы от масла используют популярный бытовой жироочиститель Fairy или его аналоги. Однако его использование связано с рядом проблем. Во-первых, его состав предназначен для борьбы с пищевым жиром, и с моторным маслом он попросту не справится. А даже если и попытаться залить его в радиатор, то вам придется заливать и “кипятить” двигатель несколько десятков раз.

Calgon и его аналоги

“Белизна”

Особенность “Белизны” состоит в том, что в ее составе имеется гипохлорит натрия, который разъедает алюминий. И чем выше температура жидкости и рабочей поверхности, тем быстрее происходит коррозия (по экспоненциальному закону). Поэтому ни в коем случае не заливайте в систему различные средства для удаления пятен, в особенности те, где имеется хлорка и связи на ее основе (в том числе “Мистер Мускул”).

“Крот”

Известный в узких кругах “Крот” выполняется на основе каустической соды. Соответственно, им нельзя обрабатывать алюминиевые радиаторы и другие поверхности. Он подходит только для чистки медных радиаторов (в частности, радиаторов печки) и лишь сняв его, прогнав по системе такой очиститель вы убьете все резиновые сальники и уплотнители.

Другие смеси

Некоторые автолюбители для чистки используют смесь лимонной кислоты (25%), соды (50%) и уксуса (25%). Однако не рекомендуем вам поступать также, поскольку она очень грубая и разъедает резиновые и пластмассовые детали.

Данные чистящие средства допустимы лишь если нужно промыть радиатор печки и вы не предусматриваете гонять жидкость по всей системе охлаждения.

Специальные жидкости для промывки радиатора

Перечисленные выше средства, конечно же, можно использовать, чтобы промыть радиатор и охлаждающую систему автомобиля, однако они уже изжили себя как морально, так и технологически. В настоящее время производители автохимии предлагают потребителям широкий ассортимент различных чистящих средств, стоящих вполне разумных денег, то есть, доступных рядовому автовладельцу.

Виды жидкостей

Существует несколько видов чистящих жидкостей для радиаторов, которые делятся по химическому составу. В частности:

  • Нейтральные . Такие жидкости не содержат агрессивных веществ (в частности, щелочей и кислот). Поэтому они не способны отмыть значительные загрязнения. Как правило, нейтральные составы используют в качестве профилактики.
  • Кислотные . Как понятно из названия, основой их состава являются различные кислоты. Такие жидкости отлично подходят для очистки неорганических соединений.
  • Щелочные . Здесь основа - щелочи. Отлично подходят для устранения органических загрязнений.
  • Двухкомпонентные . Они производятся на основе как щелочей, так и кислот. Таким образом, их можно использовать в качестве универсального очищающего средства, чтобы промыть систему охлаждения от накипи, ржавчины, продуктов распада антифриза и других соединений.

Не используйте одновременно два разных средства. Ограничьтесь одним! Также не используйте очень концентрированные щелочные или кислотные составы, поскольку они могут повредить резиновые и пластиковые элементы системы.

Популярные жидкости

Представляем для вас обзор наиболее популярных в нашей стране жидкостей для промывки системы охлаждения автомобиля, а также некоторые отзывы автолюбителей, которые использовали ту или иную жидкость. Надеемся, что приведенная ниже информация окажется полезной для вас, и вы будете знать, чем лучше промыть систему охлаждения.

ТОП 3 лучших жидкостей для промывки системы охлаждения

LAVR Radiator Flush

LAVR Radiator Flush Classic . LAVR - российский бренд автохимии. Средство LAVR Radiator Flush Classic - отличное решение для промывки системы охлаждения любого автомобиля. Каталожный номер продукции - LN1103. Приблизительная стоимость упаковки объемом 0,43 литра - 3...5$, а упаковки 0,98 литра - 5...10$.

Бутылки объемом 430 мл вам будет достаточно для использования в системе охлаждения общим объемом 8...10 литров. Состав заливают в систему, и доливают теплой водой до отметки MIN. После этого двигатель должен поработать около 30 минут на холостом ходу. Далее средство удаляют из системы и промывают дистиллированной водой в течение 10...15 минут при запущенном двигателе на холостых оборотах. После этого можно заливать новый антифриз.

К полезным свойствам средства относится увеличение срока службы антифриза на 30...40%, эффективное удаление накипи, продуктов разложения антифриза, ржавчины, грязи. Содержит ингибитор коррозии, увеличивает ресурс помпы и термостата.

7-минутная промывка Hi-Gear Radiator Flush

Hi-Gear Radiator Flush - 7 minute . Производится в США компанией Hi-Gear. Реализуется в странах СНГ, а также Европы и Америки. Промывка системы охлаждения Hi-Gear - очень популярное средство у автомобилистов во всем мире. Артикул - HG9014. Цена одной банки объемом 325 мл составляет около 4...6$.

Баллончика объемом 325 мл вам будет достаточно, чтобы промыть охлаждающую систему объемом до 17 литров. Средство можно использовать для чистки систем охлаждения легковых и грузовых автомобилей. Отличительная особенность - малое время работы, а именно 7 минут .

К полезным свойствам средства относится то, что оно на 50...70% увеличивает эффективность работы радиатора, устраняет перегревы стенок цилиндров, восстанавливает циркуляцию охлаждающей жидкости, уменьшает вероятность перегрева двигателя, защищает сальник помпы. Средство не содержит кислот, не требует нейтрализации, не агрессивно к пластмассовым и резиновым деталям.

LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger

LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger . Это популярное средство от известной немецкой компании-производителя автохимии. Его можно использовать в любых системах охлаждения и нагрева. Не содержит агрессивных щелочей и кислот. Приблизительная цена баллончика объемом 300 мл - 6...8$. Артикул - 1994.

Отлично подойдет для автовладельцев, желающих промыть систему охлаждения двигателя от масла, эмульсии и ржавчины. Банки объемом 300 мл хватает для создания 10 литров очищающей жидкости. Средство добавляют к охлаждающей жидкости и оставляют двигатель запущенным на 10...30 минут. После этого проводят чистку системы и заливают новый антифриз.

Чистящее средство растворяет жировые, масляные и известковые отложения, убирает загрязнения и осадки. Вещество нейтрально к пластмассам, резине, совместимо с любыми охлаждающими жидкостями. Не содержит агрессивные кислоты и щелочи.

Как правило, на упаковке каждого средства для очистки системы охлаждения вы найдете инструкцию по его применению. Обязательно ознакомьтесь с ней перед непосредственным использованием.

Это далеко не полный список средств для очистки охлаждающей системы автомобилей, которые реализуются в магазинах нашей страны. Однако мы остановились лишь на более популярных из них, поскольку они зарекомендовали себя лучше других. Любое из перечисленных средств можно использовать для промывки системы, например, когда в антифриз попало масло .

Выводы

Как видите, выбор средств для очистки ОС достаточно широк. Рекомендуем вам использовать профессиональные средства , а не различные народные методы которыми пользуются что бы промыть систему охлаждения двигателя в домашних условиях, когда нет возможности купить спец средства. Так вы убережете охлаждающую и другие системы вашего автомобиля от возможных поломок и продлите срок их эксплуатации. Поскольку различные кислоты разъедают не только осадок, но некоторые компоненты и детали ОС.

Также помните, что если вы хотите перейти с одной марки антифриза на другую, то при этом вам нужно обязательно промыть охлаждающую систему чистой дистиллированной водой. Это является самым простым и дешевым методом профилактической очистки ОС.

Рано или поздно, но все автовладельцы сталкиваются с проблемой ухудшения качества работы системы охлаждения и необходимости ее чистки.
Признаками этого могут служить:

  • повышение температуры на датчике;
  • вентилятор, работающий без перерывов;
  • проблемы в работе помпы;
  • частая «завоздушенность» системы;
  • плохая работа «печки».

Частой причиной возникновения этих проблем может быть засорение самой системы охлаждения (СО). Даже если всегда применялись тосол или антифриз, то со временем в СО скапливаются продукты разложения этих жидкостей, которые могут закупорить соты радиатора и откладываться на шлангах и патрубках системы.

В результате ухудшается движение охлаждающей жидкости по системе, что дополнительно нагружает вентилятор и помпу. Во избежание этих проблем необходимо минимум раз в 2 года производить полную чистку СО.

Чистка СО осуществляется как внешняя, так и внутренняя.

Внешняя чистка СО подразумевает промывку или продувку ребер радиатора от скопления пуха, грязи, остатков насекомых. Промывка проводится под небольшим давлением во избежание механического повреждения сот радиатора. Кроме того производится продувка и протирание влажной тряпкой лопастей и корпуса вентилятора.

Целью внутренней очистки СО является устранение накипи, ржавчины и продуктов разложения антифриза из системы. Внутреннюю чистку СО лучше доверить профессионалам на специальных стендах. Но часто не хватает времени или финансов на посещение СТО.

Для самостоятельной чистки СО производителями автохимии разработаны специальные промывочные средства. Их можно разделить на четыре категории:

  • кислотные;
  • щелочные;
  • двухкомпонентные;
  • нейтральные.

Накипь и ржавчина убираются кислотными промывками. Продукты разложения охлаждающих жидкостей смываются щелочами. Двухкомпонентные промывки используются для глубокой очистки СО и воздействуют на все виды загрязнения. Кислотная и щелочная жидкости заливаются поочередно.

В нейтральных промывках используются катализаторы, растворяющие все загрязнения до коллоидного состояния, исключающего засорения сот радиатора продуктами распада. Удобство применения нейтральных промывок в том, что они просто добавляются в антифриз и не останавливают эксплуатацию автомобиля.
Используя промышленные промывки СО, обязательно следует проводить все этапы работ согласно инструкции. Несоблюдение инструкции может привести к плачевным результатам.

Народные методы промывки системы охлаждения

Существуют народные методы чистки СО. Так как они менее затратны, то пользуются особой популярностью. Однако не стоит забывать, что при использовании таких средств необходимо соблюдать крайнюю осторожность и технику безопасности, так как в чистящие составы входят кислоты и щелочи.

Промывка СО с помощью лимонной кислоты

Раствор лимонной кислоты позволяет очистить патрубки и соты радиатора от незначительной ржавчины. Раствор лимонной кислоты изготавливается в расчете 20-40 гр кислоты на 1 литр дистиллированной воды. При больших скоплениях ржавчины концентрация раствора увеличивается до 80-100 гр на 1 литр воды.

Порядок действий при чистке лимонной кислотой

  1. Слить антифриз с охлажденного двигателя и радиатора.
  2. Залить подготовленный раствор до нижней отметки в расширительном бачке.
  3. Завести двигатель, довести до рабочей температуры, не глушить 10-15 мин., оставить на 6-8 часов (желательно на ночь).
  4. Полностью слить раствор.
  5. Промыть СО дистиллированной водой. Если слитая вода грязная, промывку повторить.
  6. Залить свежий антифриз.

Промывка СО с помощью уксусной кислоты

Раствор уксусной кислоты изготавливается из расчета 50 гр на 1 литр воды. Порядок промывки тот же, что и при использовании лимонной кислоты. Запущенный двигатель лучше подержать 30-40 мин.

Промывка СО сывороткой

  1. Подготовить 10 литров сыворотки (лучше домашней).
  2. Процедить сыворотку через несколько слоев марли, чтобы удалить крупные частицы.
  3. Полностью слить охлаждающую жидкость.
  4. Залить в расширительный бачок процеженную сыворотку.
  5. Завести двигатель и проехать не менее 50 км.
  6. Сливать сыворотку только горячей, во избежание прилипания грязи к стенкам патрубков.
  7. Остудить двигатель.
  8. Тщательно промыть СО дистиллированной водой до полной чистоты сливаемой жидкости.
  9. Залить новый антифриз.

Чистка радиатора каустической содой

Важно! Использование каустической соды возможно только для промывки медных радиаторов. Алюминиевые радиаторы промывать содой запрещено.

Для удаления грязи из радиатора используется 10% раствор каустической соды.

  1. Снять с автомобиля радиатор.
  2. Нагреть один литр подготовленного раствора до 90 градусов.
  3. Залить в радиатор горячий раствор и держать там 30 мин.
  4. Слить раствор.
  5. Поочередно промывать радиатор горячей водой и продувать воздухом при небольшом давлении в направлении, противоположном движению антифриза. Промывку проводить до появления чистой воды.
  6. Установить радиатор на автомобиль, и подсоединить патрубки.
  7. Залить свежий антифриз.

При отсутствии дистиллированной воды можно пользоваться просто кипяченной водой.

При постоянной эксплуатации автомобиля со временем засоряется система охлаждения. На проводящих трубках образуется налёт, появляются отложения различных веществ и двигатель перестаёт полноценно охлаждаться. Происходит это потому, что этот самый налёт имеет ограниченную теплопроводность и охлаждение просто физически невозможно через его слой. Образуется налёт по разным причинам, но в общих чертах можно сказать, что это та же самая накипь, которая появляется в чайнике после кипячения. Помимо низкой теплопроводности, ещё один негативный эффект – сужение диаметров трубок. Со временем и сама охлаждающая жидкость меняет свои химические свойства, что даёт ещё один минус в виде дополнительных отложений. Двигатель перестаёт нормально охлаждаться и при забитом пылью и мусоре радиаторе. В совокупности всё это ведёт к снижению срока службы агрегата, а, в конце концов, и к «закипанию», что чревато уже капитальным ремонтом.

Существует ряд признаков, по которым становится понятно, что пришло время промывать систему:

  • плохо работает помпа;
  • датчик температуры ОЖ показывает непривычные значения;
  • перегревается двигатель;
  • из дефлекторов печки идёт холодный или чуть тёплый воздух.

Промывку системы рекомендуется проводить раз в один год, а если автомобиль новый, можно реже, но вообще, идеально при каждой смене охлаждающей жидкости. Делается это или в специализированном сервисе, или же самостоятельно. Ничего сложного в этой процедуре нет.

Способы промывки

Промывается система разными способами. Используется для этого или вода (крайне желательно дистиллированная), самостоятельно приготовленный раствор, или же специальные химические жидкости, продающиеся в любом автомагазине. Автомобиль рекомендуется поставить на площадке, допускается установка передней части чуть-чуть выше, чем задней. Под днище авто ставится ёмкость, в которую будет стекать охлаждающая жидкость. Для начала откручивается пробка радиатора и выливается всё, что залито туда. Далее, необходимо открутить крышку расширительного бака и пробку, расположенную на самом двигателе. Делать это можно только при полностью остывшем автомобиле, иначе возможны ожоги. Сразу после этого можно и даже нужно очистить внешнюю часть радиатора от пыли и грязи. Если радиатор сильно загрязнён, допускается его промывка «Кёрхером» или продувка компрессором, при его наличии.





Промывка системы охлаждения водой – не самый лучший способ. Использовать его можно только если автомобиль новый и использованный тосол не сильно загрязнён. Применять стоит дистиллированную воду, так как обычная имеет в своём составе соли и прочие загрязнения, которые в итоге могут сделать только хуже. Ну уж в самом-самом крайнём случае можно попробовать промыть кипячёной водой. Процедура выглядит так: в радиатор заливается вода, потом автомобиль заводится и работает до включения вентилятора. Двигатель глушится, машина остывает, вода сливается, в дальнейшем процедура повторяется до тех пор, пока сливаемая жидкость не станет полностью прозрачной. Не повредит перед заливом антифриза продуть систему компрессором, если есть такая возможность. Способ имеет недостатки: возможно образование новой накипи, к тому же обычная вода просто не может растворить загрязнения.


Следующим по качеству промывки идёт подкисленная вода. Разумно применять её на советских и российских автомобилях с большим пробегом, так как это дешёвый и доступный способ промывки. Применяют при этом лимонную кислоту или уксус. Так же возможно использование каустической соды или молочной кислоты.


Лучше всего применять, конечно, лимонную кислоту, из-за её доступности. Расчёт примерно такой: на литр воды добавляется сто-двести грамм кислоты. Больше класть не стоит, так как при слишком концентрированном расходе возможны повреждения пластиковых деталей.

Промывается следующим порядком: приготовленный раствор заливается в систему, запускается двигатель и работает до включения вентилятора (точно так же, как и при промывке обычной водой). Далее автомобиль оставляется на несколько часов, вода сливается и заливается новый раствор. Всё, как всегда – промывается, пока не пойдёт чистая вода. После окончания процедуры можно залить дистиллированной воды, и, не прогревая двигатель, слить её. Это позволит вымыть оставшиеся кислоты.

Некоторые автолюбители вымывают мусор из системы охлаждения обычной «Coca-Cola». Действительно, она отлично удаляет накипь из-за огромного содержания в ней ортофосфорной кислоты. Но и содержание сахара в ней тоже огромно, поэтому таким способом можно просто напросто окончательно засорить систему. К тому же, напиток газированный, соответственно, возможны последствия для двигателя из-за расширяющихся газов.

Одним словом, этот способ подойдёт только тем, кому совершенно не жалко свой автомобиль. Это сработает, но с непредсказуемыми последствиями. К такому же неоднозначному способу можно отнести и промывку жидкостями для мытья туалетов. Обязательное условие после использования столь агрессивных средств – финишная промывка водой.


Самым лучшим же способом остаётся, конечно, применение специальных средств, разработанных как раз для этой процедуры. Делятся они на несколько классов – щелочные, кислотные, двухкомпонентные или нейтральные. Такое разделение произошло потому что разные виды загрязнений отмываются по-разному. Например, накипь и отложения прекрасно растворит кислота, а остатки антифриза – щёлочь. Но эти два соединения не могут соединяться между собой, поэтому используется только один. Двухкомпонентные жидкости работают по очереди: сначала льётся одна, потом вторая. Такой раствор вполне эффективен, хотя и стоит дороже. Процесс аналогичен предыдущим способам – заливается жидкость, заводится автомобиль, прогревается, система «гоняет» её по большому кругу. Единственное отличие – на этикетке чаще всего будет указано необходимое для полной очистки время работы двигателя. Потом «химия» сливается и, в зависимости от получившегося эффекта процедура или повторяется, или сразу заливается антифриз. В нейтральные растворы никогда не включаются всевозможные щёлочи и окислители, но благодаря своему особому химическому составу они вполне справляются со своими функциями.



Существует и другой класс специальных жидкостей, основанный на процессе катализации. Такие средства могут просто добавляться к антифризу в целях профилактики. Промывать такой жидкость очень удобно: достаточно просто залить её в расширительный бак и продолжать ездить в обычном режиме. В этом случае все вещества растворятся полностью и можно быть уверенным в том, что соринками и остатками не забьются трубки радиатора. На самом деле этот способ самый простой, к тому же не наносит никакого вреда двигателю.

Быстрый и довольно эффективный в некоторых случаях метод – принудительная промывка. При этом в систему подаётся вода под давлением и промывается до тех пор, пока вода, которая идёт из пробки двигателя, не станет прозрачной. Способ этот имеет всё те же недостатки, что промывка водой «на горячую», впрочем, если нужно промыть быстро – это не самый плохое решение.

После всех процедур, в независимости от выбранного варианта, может появиться воздушная пробка. Решается это легко – часть автомобиля поддомкрачивается, или же просто загоняется на небольшой пригорок. В случае если не помогло, достаточно будет отсоединить патрубок дросселя и пробка сразу рассосётся.

Мифы о промывании системы охлаждения

Нередко на специализированных форумах, в разговорах и даже при консультации в магазине можно услышать ряд мифов:

  • жидкость заливается в момент включения двигателя. Этого делать нельзя, возможно повреждение агрегата;
  • промывать вообще нельзя никогда. Тоже неправда, это станет наглядно видно после того, как вы посмотрите на слитую грязную жидкость;
  • специальные жидкости – всего лишь маркетинговый ход и способ заработка. Нет, скорее это относится к промывке обычной водой;
  • промывку под давлением можно делать при запущенном двигателе. Отличный способ «угробить» автомобиль.

Итоги

Вывод из всего сказанного выше один – самостоятельная промывка двигателя не представляет совершенно никакой сложности и делается без наличия каких-то особых инструментов. Выполнение этой задачи доступно даже начинающему, при этом не стоит слушать иногда очень вредных советов всевозможных гаражных «профессионалов». А из очевидных плюсов этой процедуры – нормальная работа системы охлаждения и повышение ресурса двигателя, поэтому промывка – вполне оправданный по времени и трудозатратам «развести» вас на деньги.