Кто придумал такси. История появления и развития услуг такси. Что будет дальше

Датой появления первого такси в Москве считается сентябрь 1907 года, когда новостная газета «Голос Москвы» сообщила о появлении на столичных улицах автомобиля американской марки Oldsmobile с вывеской «Извозчик. Такса по соглашению».



В период до 1917 года десятки предпринимателей в Санкт Петербурге, Москве и других городах пробовали свои силы в таксомоторном бизнесе, создавали гаражи, в которых работало от нескольких машин до нескольких десятков транспортных средств чаще всего французских или немецких марок. Именно в 10-е годы определились три вида коммерческих пассажирских автомобилей:

1) Такси - наемный автомобиль, проезд в котором оплачивается по показаниям счетчика-таксометра.

2) Прокатный автомобиль - наемный автомобиль, проезд в котором оплачивается по договоренности пассажира с водителем.

3) Моторный омнибус - многоместный автомобиль, прообраз автобуса и маршрутного такси.

В 20-е годы, когда Правительство Советской России объявило Новую экономическую политику НЭП, первым возродился бизнес прокатных автомобилей. В новой столице страны Москве существовало несколько гаражей прокатчиков, среди которых были как российские граждане, так и иностранцы. Они использовали машины дорогих европейских марок (Mercedes, Austro-Daimler, Talbot и др.). К концу 1924 года в столице работало примерно 150 прокатных машин. История московского таксиСоветская власть решила противопоставить частным предпринимателям, прокатчикам и конным извозчикам дешевое государственное такси. В результате, в начале 1925 года по решению Московского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, хозяйственная организация Москоммунхоз через контору «Автопромторг» начала покупать в кредит итальянские автомобили и французские Renault-KZ для «муниципального» такси. Конструкция машин FIAT вызвала у специалистов много претензий, и их закупки вскоре приостановили, а Renault на несколько лет стал основным московским такси. Это были автомобили черного цвета с кузовом типа «ландо», 4-цилиндровым двигателем объемом 2120 см3 мощностью 28 л.с., дисковыми колесами, левым рулем. Сначала эти машины базировались в общих гаражах со служебными и персональными автомобилями, позднее их вывели в отдельный гараж, ставший Первым таксомоторным парком. К 1930 году парков было уже два, а на линии работало примерно 200-300 автомобилей.

Система оплаты в такси 20-х годов была принята та же, что существовала до революции - поездка нескольких пассажиров оплачивалась по повышенному тарифу. Действовали также отдельные повышенные тарифы на проезд пассажиров с багажом, на поездки ночью и за город, тогда за границы Коммер-Коллежских валов. Помимо Renault, в конце 20-х в таксомоторную службу поступали более мощные и дорогие автомобили Steyr с 6-цилиндровыми двигателями. Они обслуживали Интурист и прочих важных клиентов по повышенному тарифу.

В 1929 году Всесоюзный совет народного хозяйства подписал соглашение с Генри Фордом и его концерном Ford motor company о строительстве автозавода в Нижнем Новгороде. По одному из пунктов советская сторона обязывалась закупить 72 тысячи машино-комплектов для сборки и готовых автомобилей Ford - деньги за эти машины входили в оплату строительства завода. Так в таксомоторные парки начали поступать автомобили Ford-A образца 1928-1929 годов с закрытым кузовом Fordor Sedan Briggs, который в таксомоторной модификации отличался отсутствием переднего пассажирского сиденья и перегородкой, отделявшей водителя. Машины отличались пестрой двухцветной окраской, за что получили прозвище «сорока».

Наступившие в «год великого перелома» перемены во внутренней политике поставили крест на частном такси прокатчиков. Монополию на пассажирские перевозки получили городские таксомоторные парки. В них до 1934 года поступали только машины марки Ford-A модернизированной модели (второго поколения) образца 1930-1931 годов, тоже седаны Fordor. На смену этой американской машине пришел первый автомобиль-такси отечественного производства ГАЗ-А. По устройству основных агрегатов он не отличался от Ford-A 1930-1931 годов, но кузов у него был открытый, по типу другой американской модификации Standard Phaeton 35B. В Горьком серийно не выпускалась закрытая модификация ГАЗ-А. Московский кузовной завод «Аремкуз» создал оригинальный седан на шасси ГАЗ-А, но он получился значительно дороже обычного «Газика». Правда, фаэтон ГАЗ-А немногим проигрывал американскому седану. Брезентовый верх и пристегивающиеся боковины вместо стекол дверей в 30-х оставались обычным явлением для многих автомобилей, у закрытого Ford не было отопления салона. Зато ГАЗ-А стал первым такси, в котором пассажир мог сесть рядом с водителем.

В 1936 году появилась новая горьковская легковая модель ГАЗ-М1, у которой закрытый кузов седан сделали базовым. Эта машина, вошедшая в историю под народным прозвищем «Эмка», стала самым массовым в довоенном СССР легковым автомобилем, и в течение ближайших 10 лет, самым распространенным такси. У ГАЗ-М1 по сравнению с Ford-A и ГАЗ-А заметно увеличился ресурс агрегатов. Салон остался неотапливаемым, зато получил продуманную систему вентиляции. По-прежнему, как у ГАЗ-А, у «Эмки» отсутствовал багажник. Специальная модификация М1 такси, разработанная ГАЗом, распространения не получила, большинство «Эмок» такси отличалось от остальных только счетчиком.

Вторым такси конца 30-х стал ЗИС-101. Объемы выпуска лимузинов были большие, что позволило поставлять их в таксопарки крупными партиями. Помимо линейного такси, ЗИСы работали в качестве маршрутного. Эти автомобили окрашивали не в черный, а в синий, голубой, бежевый, вишневый и, возможно, другие цвета. Машины ЗИС использовались не только в городе, но и на маршрутах из Москвы до Ногинска и Бронниц.

Тариф за проезд на ГАЗ-М1 с конца 30-х составлял 1 рубль за километр, а на ЗИС-101 - 1 рубль 40 копеек за километр. В общей сложности до июня 1941 года в столице было сформировано шесть таксопарков: Первый, Третий, Четвертый, Десятый, Тринадцатый, Семнадцатый. Также существовала площадка безгаражного хранения автомобилей в районе метро «Аэропорт». Помимо этого, в Одиннадцатом и Двенадцатом парках базировались грузовые такси (их количество с 1936 по 1941 годы выросло с 36 до 860 машин).

С 1934 года в Москве действовала диспетчерская служба заказа такси по телефону. Машина ехала по вызову с выключенным счетчиком, пассажир выплачивал шоферу два рубля за вызов - они приплюсовывались к стоимости поездки. Также было широко распространено предоставление услуг такси организациям по заявкам. Например, инкассаторов возили не специальные машины, а такси. Таксомоторы иногда заменяли служебный транспорт даже Наркомату обороны. Среди постоянных клиентов были такие организации, как Интурист, Москонцерт. Иностранным гостям обычно подавали ЗИСы. А «Эмки»-такси использовали в качестве повседневного транспорта многие ученые, писатели, артисты, не имевшие личного транспорта, так как до войны приобрести автомобиль в собственность было очень сложно. Кстати, для таких клиентов даже ввели «лимитные» книжки - попавший в эту категорию пассажир расплачивался с водителем не наличными, а отрывным талоном из специальной книжки.

Во время Великой Отечественной войны машины ЗИС поставили на консервацию, большинство ГАЗ-М1 реквизировали для армии. Закрылись все парки, осталась только одна колонна старых изношенных «Эмок». Эти машины использовали, например, для перевозки денег в сберкассы и выручки магазинов. В конце войны и в первые послевоенные месяцы рынок пассажирских перевозок заняли частные владельцы трофейных автомобилей и шоферы служебных машин, которых прозвали «леваками». Их бизнес был незаконным, но репрессии эффекта не давали. Обрушить промысел «левых» водителей смогло только возрождение дешевого государственного такси.

В 1944 году возобновил работу Первый таксомоторный парк, в который после войны начали поставлять новые автомобили «Победа» ГАЗ-М20 и ЗИС-110. На этих автомобилях ввели специальную окраску такси - светло-серый верх и темно-серый низ, впервые появились шашки на борту и сигнал «свободен» в виде зеленого огонька. Но к середине 50-х от единой серой окраски отказались, и в парках появились разноцветные автомобили.

Самым распространенным такси стала «Победа». Ее салон стал больше в ширину, чем у «Эмки», у машины были отопитель и вместительный багажник. Двигатель развивал такую же мощность, как у ГАЗ-М1 (50 л.с.) при меньшем на литр рабочем объеме. Радикально переменилась аэродинамика кузова. Эти конструктивные решения снизили расход бензина.

Количество ЗИСов в такси исчислялось десятками автомобилей. Они р аботали как на линии, так и в качестве «маршруток». Высокая стоимость этих машин сделала их нерентабельными. Сначала 110-е пробовали применять на маршрут ах от города до аэропортов, затем ЗИСы выпустили на междугородные маршруты, связавшие Москву с Владимиром, Рязанью и даже с Симферополем. В столице действовал экскурсионный маршрут от Центра до Ленинских гор, на котором ходили кабриолеты ЗИС-110Б.

Еще одним типом такси ста ли маршрутные «полуторки» ГАЗ-ММ с открытым пассажирским кузовом для 10 человек. Они курсировали между вокзалами, компенсируя послевоенную нехватку автобусов.

К началу 1952 года в Москве уже работало около трех тысяч такси в пяти парках. Помимо «Победы» и ЗИСа, в такси с 1950 года поступали ЗИМы ГАЗ-12, также служившие в качестве линейных машин и маршруток. Кроме того, из ЗИМов в Первом таксопарке сформировали специальную колонну для обслуживания делегатов партийных съездов, сессий Верховного совета, международных конференций и совещаний.,

Следующее обновление парка последовало в 1956-1957 годах. Сначала МЗМА выпустил новый «Москвич-402», а затем ГАЗ - первую «Волгу». С конца 1957 года «Победы» в таксопарках начли массово заменять «Волгами», из них формировали новые колонны и целые парки. «Волга» выгодно отличалась от «Победы» более просторным салоном, увеличенной до 70 л.с. мощностью двигателя, возросшим ресурсом. В такси поступали сначала ГАЗ-21 первого выпуска «со звездой», затем модернизированные «Волги» «второго выпуска». От базовой модели они отличались приборной панелью со встроенным счетчиком и отсутствием радиоприемника. На первых «Волгах» начали внедряться системы мобильной радиотелефонной связи с диспетчерской.

В такси работало около 150 «Москвичей», но вскоре для этих автомобилей нашлась новая работа. Правительство Н.С.Хрущева решило создать службу проката автомобилей без водителя. Первый пункт проката открыли при 12-м таксомоторном парке в 1956 году. Рядовым пользователям выдавали «Москвичи», профессиональным водителям и проверенным клиентам, не попадавшим в аварии, доверяли «Волгу». Прокат нес большие убытки из-за аварий и кражи запчастей, и в 1964 году был закрыт. Часть «Москвичей», оставшихся после ликвидации проката, использовали в линейном такси, как например, автомобиль, снимавшийся в фильме «Зеленый огонек».

К середине 50-х годов в Москве восстановилась система грузового такси, а в Горьком наладили выпуск специальной модификации грузовика ГАЗ-51 с высокими бортами кузова, поднимаемым или опускаемым тентом, лавками вдоль бортов и дверью-калиткой в заднем борту. По шасси, кабине и двигателю он ничем не отличался от базовой бортовой машины, правда, часть грузовых такси оснащали газобаллонной аппаратурой.

От ЗИС-110 московское такси отказалось в 1958 году. «Победы» использовались (например, в Седьмом парке) до 1962 года, ЗИМы - до середины 60-х. В 1965 году московский институт ВНИИТЭ предложил проект специального автомобиля-такси на агрегатах «Москвича-408». Эта машина не вписывалась в требования набиравшей силу индустрии парков-гигантов, и осталась в единственном экземпляре.

Многим пассажирам необходимо было везти вещи, которые не влезали в обычное такси - велосипеды, телевизоры, радиолы, небольшую мебель, детские коляски. В 50-х они нанимали ЗИСы и ЗИМы. ГАЗ создал компромиссную модификацию «Волги»-такси, у которой вместо дивана устанавливали раздельное переднее сиденье - кресло шофера и страпонтен пассажира, который можно было сложить при перевозке крупного багажа. Внедрение этого решения совпало в 1962 году с модернизацией «Волги», появлением «третьей серии» ГАЗ-21. До 1970 года ГАЗ-21Т с новой внешностью и раздельным сиденьем становится практически единственным линейным такси в стране. В 1968 году Моссовет принял решение выделить таксомоторы в потоке, окрашивая крышу в красно-оранжевый цвет. Сначала так называемую «красную шапку» получили машины прошедшие капремонт, затем ее внедряли на новых автомобилях, но началом перехода к такси ГАЗ-24 проект «заглох».

В 60-х радикально изменился облик маршрутного такси. На смену ЗИМу пришли микроавтобусы семейства РАФ-977Д, которые с 1962 года серийно выпускала Рижская автобусная фабрика. На дороге и стоянке РАФ занимал не больше площади, чем «Волга». При этом за счет вагонной компоновки, в салоне помещалось 11 пассажиров. Так как все узлы сохранили максимальную унификацию с ГАЗ-21, микроавтобусы можно было без затрат эксплуатировать и ремонтировать в одних гаражах с «Волгами». Проезд в автобусе в Москве 60-70-х стоил 5 копеек, а в маршрутке - 15 копеек. Километр поездки в обычном такси в 60-х обходился в 10 копеек.

В конце 50-60-е годы в Москве было открыто более десятка парков, в том числе расположенных под Новоарбатским и Большим Краснохолмским мостами. Для новых парков в «спальных» районах среди типовых жилых пятиэтажек и девятиэтажек, иногда в промзонах, возводили многоэтажные гаражи. Нумерация новых парков, как и прежде, шла не по порядку, а произвольно.

15 июля 1970 года ГАЗ полностью заменил базовую модель «Волги», и сразу же освоил новое такси ГАЗ-24-01. Оно отличалось от базовой модели дефорсированным двигателем, чтобы вместо нового высокооктанового бензина АИ-93 заливать распространенный дешевый А-76.бы вместо нового высокооктанового бензина АИ-93 заливать распростаобусная фабрика. От идеи возить багаж рядом с водителем отказались навсегда, а проблему перевозки багажа решили в 1973 году, выпустив на линию такси с кузовом универсал ГАЗ-24-04. Полный переход от ГАЗ-21 к ГАЗ-24 в таксопарках завершился в июне 1975 года. В конце 70-х обновился парк маршрутных такси - на смену РАФ-977ДМ пришли микроавтобусы новой серии РАФ-2203.

В 60-70-е годы такси в Москве и других крупных городах СССР превратилось в настоящую индустрию. В столице действовал 21 таксопарк. В больших городах было по нескольку парков, а небольших городах появились колонны автомобилей такси при пассажирских автотранспортных предприятиях. В 1970 году в Москве работало 14500, а в 1975-м - уже 16000 линейных такси. В 80-х общее число такси достигло 18-19 тысяч. Парки превратились в огромные транспортные предприятия с многоэтажными гаражами, конвейерными линиями по техобслуживанию и ремонту автомобилей. В 1968 году образована городская транспортная компания «Мосавтолегтранс», объединившая все таксопарки и пять автокомбинатов легкового транспорта. Поймать такси стало возможно в любое время суток, действовали десятки стоянок такси во всех районах, где парковались свободные машины, работала диспетчерская вызова такси по телефону. Тарифы с годами повышались, но оставались доступными - на уровне 15-20 копеек за километр. Как и прежде, таксомоторы не только обслуживали частных клиентов, но и работали по путевкам - заказам организаций, иногда оплачивавшим проезд по безналичному расчету.

Последней новой моделью советского такси стала модернизированная в 1985 году «Волга» ГАЗ-24-11, модификация ГАЗ-24-10. Также во второй половине 80-х в парках работало несколько сотен автомобилей «Москвич-2140».

Наступившая на рубеже 80-90-х годов эпоха рыночных отношений подорвала действовавшую систему таксомоторного транспорта, приватизация привела к закрытию и разорению ряда парков. Конкуренцию такси составили частные владельцы автомобилей. С середины 90-х годов таксомоторный транспорт стал возрождаться в виде многочисленных частных, акционерных и муниципальных транспортных компаний, большинство которых выросло на базе старых советских таксопарков.Только маршрутное такси с появлением микроавтобусов «Газель» достигло небывалого расцвета и сумело частично вытеснить с рынка пассажирских перевозок традиционный общественный транспорт. Но современный таксомоторный бизнес развивается уже по иным законам, чем такси советского времени.

В конце 20 века автомобили работавшие в Московском такси в 90 е годы: это автомобили ГАЗ-31029, «Москвич-2141», и обновленный Москвич - 2141 Святогор, и последняя из

отечественных автомобилей Волга ГАЗ 3110.

В новом столетии парк автомобилей такси в Москве составляют в основном «иномарки». Самые популярные автомобили Рено Логан, Форд Фокус, Ситроен Берлинго, Шевроле Лачети, Хундай Соната, Шкода Октавия. Также помимо малого и среднего класса появились автомобили бизнес класса (Ниссан Теана, Форд Мондео, Тойота Камри) и автомобили премиум класса (Мерседес-бенц Е класса).

Современное Московское такси представляет собой огромное количество перевозчиков, в том числе и нелегальных. В 2011 году был принят новый закон о такси. Теперь для осуществления услуг такси, необходимо иметь лицензию на данный вид деятельности. Остается лишь надеяться на то, что в итоге Московское такси приобретет новый статус, статус который будет определяться безопасностью, высококачественными услугами и сервисом.

История московского такси-современное такси

29 июня 2012 в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького состоялось открытие выставки, приуроченной к 105-летию московского такси. Посетителям представили прошлое и будущее столичного таксомотора.

Как появилось первое такси?
Сейчас услугой такси никого не удивишь. Кажется, что она была всегда. Кто нам поможет, если мы опаздываем на работу, задержались допоздна у друзей или находимся на вокзале с большим багажом? Конечно же, в голову сразу приходит такси.

Появление услуги по перевозке.
Где же впервые появилось такси? Кто первый придумал такую услугу? Об этом спорят между собой Франция и Англия. И если Франция указывает появление платных перевозок примерно 17 век, то Англия точно знает дату. В 1639 году была получена первая лицензия на извоз.
Эти страны так и развивали услугу практически одновременно. Сначала осуществляли конные перевозки людей и грузов. Во Франции их называли «фиакрами», от названия церкви Святого Фиакра, рядом с которой находился первый парк конных экипажей. В Англии сначала их называли «хекни», что переводится как «разъездная лошадь», затем такой транспорт стали называть кабриолетами, из-за устройства самой кабины, и позднее народ сократил название до «Кэб».

Лошади больше не в моде.
С развитием технического прогресса в конце 19 века лошадей сменили автомобили. Но встала проблема, как считать плату за проезд. И вот, в начале 20го века, постоянные разногласия пассажиров и водителей в вопросах стоимости проезда, повлияли на создание первого таксометра. Он автоматически определял цену за проезд, учитывая расстояние и время в пути.

Это разом решило все существующие расхождения.
После этого, все автомобили, которые занимались извозом стали оборудоваться такими устройствами. Отсюда и появилось название «такси», но в консервативной Англии так и осталось название «кэб».

«Рено» всех опередил.
Копания Renault поняв, каким большим спросом стала пользоваться эта услуга, первой запустила выпуск машин специально для такси. Оснащая их всем необходимым. А для того, чтобы они отличались от других автомобилей, производитель выкрашивал их в зеленый и красный цвет. Скорость первых такси была 20 км/ч. Кабина выглядела следующих образом: места для пассажиров были отдельно от водителя и защищены кабинкой от непогоды. Водителю же приходилось одевать специальную униформу, чтобы защитить себя от дождя и снега. Такая ситуация очень не нравилась водителям. Они тоже хотели тепла и уюта. И вот для всеобщего комфорта появились такси с полностью закрытой кабиной, где водителя от пассажиров стала отделять стеклянная перегородка.
Такие такси стала закупать не только Европа, но и Америка.

Россиянам тоже захотелось ездить на такси.
Перенесемся в Россию. Здесь история такси началась в 1907 году с человека, который первый повесил на своем автомобиле рекламный слоган «Извозчик. О цене договоримся». Случилось это в Москве, на одном из вокзалов. Так как это место большого скопления багажа и народа, услуга стала пользоваться популярностью. И уже через 10 лет появилось множество автомобилей занимающихся извозом за определенную плату.
Как обычно свои коррективы внесла революция 1917года. Революционеры признали такси излишней роскошью и запретили его.

И только в 1924г., было принято решение возобновить платные перевозки на автомобилях, но взять это под контроль государства. Поэтому Коммунхоз Моссовета в 1925 г. закупил небольшой парк машин «Рено» и «Фиат». С этого времени индустрия такси в России стала развиваться большими темпами.

Современное такси.
Сейчас услуги такси все еще продолжают развиваться. Борьба за клиентов заставляет придумывать все новые и новые дополнительные услуги и понижать цену. От такой конкурентной борьбы клиенты только выигрывают. Повышается комфорт и снижается цена.

По некоторым историческим сведениям, таксистами-первопроходцами были древние римляне. Транспортом в те времена были колесницы, а в качестве «таксометра» использовали таз, закрепленный на оси повозки. В него, после каждых 200 метров падал камешек. Оплата за проезд равнялась количеству камешков в тазу по прибытии.

Первые признаки полноценного такси начали появляться во Франции в середине XVIII века. «Фиакры» прозванные в честь святого Фиакра, были первыми в мире общественными экипажами. Со временем, экипажи с лошадьми были вытеснены прогрессирующей техникой. Фиакры снабдили двигателем и рычагами для управления. Новоизобретенный таксометр был также интегрирован в такси. Это способствовало росту популярности у населения частного извоза.



Компания «Рено» первыми начала выпуск автомобилей заточенных под такси. Своей формой они походили на «фиакр», водитель находился спереди в открытой части машины, а пассажиры в задней, закрытые и защищенные от внешней среды. Благодаря яркой расцветке такси выделялось среди остального автотранспорта города. Никакой службы приема заказов и вызовов не было, таксисты просто ездили по городу, привлекая внимание громкими сигналами.



В 1907 году в Англии и России появились первые частные извозчики. Теперь этот год считают днем рождения такси. В России зарождение такси, как отдельного вида транспорта началось из-за напряженной ситуации с людьми, приехавшими в столицу. Большое количество путешествующих нуждалось в доставке их с багажом в нужное место, а спрос на транспорт при этом был очень высок.



Начиная с 1924 года Моссовет начал массово закупать автомобили марки «Рено» и «Фиат». На улицах Москвы первые такси появились в 1925 году. В то время все автомобили принадлежали государству, частников не было. Качество обслуживание при этом было низким, автомобилей катастрофически не хватало. В связи с высокой доходностью для казны, правительство желало устранить эти недочеты. Пополнение автопарка машинами «ГАЗ» и «ЗИС» сделало такси общедоступным транспортом. В послевоенное время основным авто для такси стала «Победа».



В 1948 году на такси повесили «шашечки», чтоб отличать их от потока других автомобилей на улице. С тех пор уже мало что изменилось. Лишь только сильно возросла необходимость в большом количестве такси в городах и деревнях. Поэтому, если вам нужно недорогое и удобное такси в Казани, выбирайте

Табличку с таким текстом повесил на свою машину некий московский владелец в 1907 году.

Увы, с началом войны, а затем и революции, отечественный платный извоз пассажиров резко спал, а затем и вовсе сошел на нет.

В дни, когда российских таксистов срочно призывали в армию, а машины реквизировали для военных нужд, их французские коллеги совершили подвиг. Эта операция вошла в хрестоматии, ей посвящены миллионные тиражи сувениров, книг, бесчисленное множество газетных статей. Когда осенью 1914 года немцы прорвали оборону французов и возникла угроза захвата Парижа, за одну ночь 1200 таксомоторов перебросили на фронт у реки Марна свыше 6500 солдат. Столицу отстояли, "марнское такси" вошло не только в анналы национальной истории, но и стратегии как не предусмотренный никакими уставами способ переброски войск.

Что же до исконного назначения такси, как бы оно ни называлось в разные эпохи, то с французами, бесспорными лидерами в этой сфере в начале ХХ века, до сих пор спорят англичане. Франция настаивает, что само слово "фиакр", означавшее когда-то "наемный экипаж", пошло из городка Мо, а точнее, от местной часовни Святого Фиакра, покровителя цветоводов. Мол, именно на соседнем постоялом дворе некий Соваж завел в XVII веке двухместные конные повозки для перевозки земляков. А поскольку каждую украшало изображение святого, язык, всегда стремящийся к упрощению, окрестил экипажи "фиакрами".

Англия противопоставляет расплывчатому XVII веку точный год создания аналогичной службы - 1639-й. Тогда извозчики четырехколесных повозок, коучмены, получили лицензию на частный извоз. А в середине XIX столетия тяжелые кареты уступили место на улицах легкому двухместному открытому транспорту, кабриолетам, и производная от этого термина "кэб" в ходу по сей день. Помните сериал о Шерлоке Холмсе и высоко сидящего на козлах кэбмена? Ему пришлось расположиться так, чтобы различать на темных улицах Лондона таблички с номерами домов.

Впрочем, если в чем-то и сходятся позиции английских и французских историков такси, то компромисс выглядит так: родина наемного экипажа все-таки Англия, а уж Франции принадлежат лавры создательницы такси моторизованного. И англичане сквозь поджатую губу признают, что первым таксомотором в их столице была некогда французская машина марки Unic. Правда, замечают при этом, что одновременно в Лондоне работали 70 электрокэбов Bersey, предтечи всех нынешних электромобилей. С электотягой ничего путного тогда не вышло, но это, мол, потому, что она опередила свой век.

Когда стало ясно, что не всякий автомобиль подходит для службы в такси, настал звездный час компании Renault. Именно она стала массово выпускать таксомоторы ярких зеленого или красного цветов с таксометром, счастливо изобретенных немцем Вильгельмом Брюном. С закрытой пассажирской кабиной и открытой водительской. С водителями, одетыми в длинные непромокаемые кожаные пальто, с фуражкой почти армейского образца на голове. Если кто помнит, такого рода головной убор, да еще с угловатым покроем на манер фуражек нью-йоркской полиции, вдруг стали носить московские таксисты в 1970-х годах.

Возрождать такси Россия, ставшая уже советской, начала с 1925 года. Видимо идея наемного экипажа вместо частнособственнического, то есть вредного в бесклассовом обществе, пришлась хозяевам страны. Машины, понятно, пришлось покупать у капиталистов, у компаний Renault и Fiat. Поскольку стоил часовой проезд на таксомоторе 4 рубля 50 копеек при средней месячной зарплате чуть больше 21 рубля, удовольствие было не из дешевых.

Образцовой таксомоторной службой считается английская лондонская. Ее водители не только платят большие деньги за лицензию на частный извоз, но и сдают сложный экзамен на знание британской столицы. GPS-навигатором пользуются только 2-3 процента из них - настолько хорошо знают город. Консервативного вида "кэбы" обязаны без особых проблем отработать 10-12 лет и пробежать 800 тысяч километров. На деле же многие машины накрутили уже по миллиону километров и прослужили более четверти века.

22 марта — Всемирный день такси. Журналист портала Юга.ру изучил историю возникновения такси в России и трансформацию этого бизнеса под влиянием новых технологий.

XVII- XIX столетия: конный экипаж

Первые организованные платные перевозки пассажиров в конных экипажах появились в Великобритании в XVII веке. Именно здесь в 1639 году была оформлена первая лицензия на извоз.

В царской России Москва стояла в центре пересечения торговых путей. В городе было несколько вокзалов, с каждым годом росло количество извозчиков, тарифы и заказы уже нужно было регулировать, организовывать стоянки. Так в ХIХ веке возник российский прообраз системы такси.

XX век: бензиновый двигатель

Появление бензиновых двигателей навсегда изменило пассажирские перевозки. С 1905 года такси-бум начался во всем мире. Таксомоторы заполонили улицы крупнейших городов Европы и Америки. Первый в России наемный автомобиль со счетчиком-таксометром был зарегистрирован в Санкт-Петербурге в 1906 году.

В 1917 году, после революции, количество такси в Москве резко сократилось, таксисты почти исчезли как профессиональное сообщество. В 1924 году Моссовет закупил 200 новых автомобилей марки Renault и Fiat для использования их в качестве такси.

Частных извозчиков тогда не было, роль собственника и управляющего таксопарком исполняло государство, поэтому не было и конкуренции. Качество обслуживания страдало, вызвать такси было невозможно, не хватало автомобилей. Но таксомоторные перевозки приносили хорошую прибыль в городской бюджет, и эти недостатки стремились устранить. В середине 30-х годов в Москве начали появляться первые легковые ГАЗы, таксопарк вырос в несколько раз, заказать такси стало проще. Чуть позже начался выпуск легковых ЗИСов, а в послевоенные годы основными автомобилями такси стали автомобили «Победа».

В период позднего Советского Союза главным автомобилем такси был ГАЗ-24 — «Волга» желтого цвета с шашечками, производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1967 по 1985 год. Зеленый фонарик на лобовом стекле сигнализировал о том, что машина свободна. Впрочем, ездить на такси все равно было дорого и не всегда удобно. К примеру, чтобы добраться до аэропорта, заказывать такси нужно было заблаговременно, чуть ли не за полсуток до вылета. А в период перестроечного «сухого закона» и дефицита спиртного у таксистов всегда можно было нелегально купить водку по двойной цене, это знали все.

Все изменилось с исчезновением СССР. В современной России появилось частное предпринимательство, в том числе множество фирм, оказывающих услуги такси. Многие давно сошли со сцены, но есть компании, чей бизнес процветает. Хороший пример — Fasten, представленный на рынке брендами «Сатурн», RedTaxi и рядом других. Компания родом из Краснодарского края менялась с появлением новых технологий и к настоящему моменту выросла в крупного оператора, который работает на территории России и за рубежом.

В 1998 году Евгений Львов основал в Тимашевске «Такси Сатурн». Он начал с собственного автопарка из четырех автомобилей, оборудованных рациями. Существовали определенные технические ограничения — радиоканал вмещал не более ста водителей, и масштабировать это было сложно. Это неудобство полностью проявилось, когда компания вышла на большой рынок Краснодара.

XXI век: смартфоны, Java , мобильные приложения

Технологический скачок, существенно повлиявший на отрасль пассажирских перевозок, — повсеместное распространение сотовой связи в ХХI веке. Индустрия такси начала использовать специальные программные продукты для мобильных телефонов, созданные на языке Java. Эта технология обеспечивает связь между диспетчерами и водителями по сотовым телефонам или КПК. Java помогла разгрузить радиоэфир, избавить службу от раций и ускорить раздачу заказов. Теперь операторы и водители смогли обмениваться друг с другом шаблонными сообщениями через особый канал связи. Оказалось, так в несколько раз быстрее, чем когда водитель и оператор объясняются друг с другом на словах.

«Такси Сатурн» ввело в своей работе технологию Java в 2006 году. Диспетчер и водитель смогли быть на связи на больших расстояниях, кратно вырос поток клиентов. «Такси Сатурн» начало оказывать услуги на курортах Кубани и за пределами края, на территории ЮФО.

Еще одна революция в отрасли произошла с распространением смартфонов в конце нулевых. Таксопарки ушли в прошлое, а такси превратились в высокотехнологичные компании, построенные на логистике и эффективности. Созданное в Краснодарском крае «Такси Сатурн» ежедневно обеспечивает десятки тысяч поездок более чем в 40 городах, при этом не имея ни одного собственного автомобиля или штатного водителя. Мобильное приложение обеспечивает необходимый контакт и рассчитывает стоимость заказа. Таксист, который, по сути, сам является клиентом, платит определенную абонентскую плату или фиксированную сумму от каждого рейса за безлимитный допуск к базе заказов. Затем «самозанятый» водитель — партнер компании на личном автомобиле выходит на линию в удобное для себя время. Все в выигрыше — пассажир, который платит недорого и привыкает к мысли об удобстве перемещений на такси; водитель, для которого такси может служить как подработкой, так и основной работой; город, где люди меньше пользуются личным автотранспортом.

Выход бизнеса, созданного в Краснодарском крае, на федеральный и даже международный уровень стал приятной традицией. Компания «Тандер» за несколько лет стала одним из крупнейших ретейлеров мира. Созданная в небольшом городке служба «Такси Сатурн» переросла в международный сервис Fasten, работающий не только в России, но и на Украине и в США.

За три с лишним века такси полностью изменилось. Вместо конных экипажей — комфортабельные автомобили, вместо стоянок такси — вызов за 20 секунд по мобильному, вместо «торговли» с «шефом» — удобные и прозрачные тарифы и круглосуточные службы поддержки. Но центральной фигурой был и остается простой водитель.

Подключенные к платформе водители — наш главный актив. Поздравляю с профессиональным праздником и желаю «ни гвоздя, ни жезла»— а много выгодных заказов мы обеспечим!

основатель «Сатурна» и RedTaxi Евгений Львов