Клапан pcv все ли одинаковые.  Установка клапана PCV в систему вентиляции картера ВАЗ. Строение системы PCV

Клапан PCV — это маленький, важный и очень противоречивый для многих механизм. Рассмотрим, что такое клапан PCV, как его проверить и что у него внутри.

Интерес автовладельцев к клапану PCV стремительно и равномерно растёт. Если в мае 2016 года было всего около 1500 запросов в Яндексе об этом клапане, то в мае 2017 этот показатель плавно вырос почти до 7000, что подчёркивает возрастающий интерес к этому девайсу.


Также многие заблуждаются в его предназначении и принципе работы. Поэтому на этой странице попробуем расставить все точки над всем, чем можно.

Для чего нужен клапан PCV

Многое про этот клапан уже мной рассказано на странице , а также показано на видео

Так для чего же нужен клапан PCV?

Клапан PCV входит в систему вентиляции картера и призван регулировать прохождение картерных газов в задроссельное пространство впускного коллектора.

Именно регулировать! Многие ошибочно считают, что это обычный обратный клапан и даже встречаются случаи установки вместо него обратного клапана. Но этого делать нельзя и данные манипуляции гарантированно приведут к нарушению работы двигателя на холостом ходу.

Дело в том, что этот «плавающий» клапан имеет несколько режимов работы и главная его задача — это ограничивать доступ картерных газов из картера в задроссельное пространство. Ключевое слово — ограничивать, а не прекращать полностью! Это очень важно.

Вот пример его работы

Как видим, клапан полностью закрыт на остановленном двигателе, а в режиме холостого хода, он пропускает газы частично.

При повышении оборотов, клапан PCV открывается и при высоких нагрузках он открывается полностью.

Из этого следует, что если поставить вместо него простой обратный клапан, то на автомобилях с ДАД увеличатся обороты и, следовательно, уменьшаться шаги регулятора холостого хода, потому что ЭБУ будет пытаться обороты снизить. А на автомобилях с ДМРВ это будет самый банальный подсос неучтенного воздуха, что тоже ничего хорошего не принесёт.

Поэтому для стабильной работы двигателя необходимо, чтобы там находился именно этот клапан и он должен быть, естественно, исправным.

Как проверить клапан PCV

Проверить клапан PCV можно как физически, так и программно. Да-да, программно. У него хоть и отсутствуют провода и он не управляется блоком управления двигателем, но своё влияние на систему оказывает и, значит, принимает участие в процессе управления двигателем.

Дело в том, что двигателю нужна строго определённая масса воздуха для работы на заданных оборотах. Эта масса воздуха регулируется регулятором холостого хода (РХХ).

Если необходимо увеличить обороты холостого хода, то ЭБУ увеличивает шаги РХХ и в двигатель поступает больше воздуха. Если необходимо снизить обороты, тогда всё происходит наоборот. Ничего сложного.

Именно этот алгоритм позволяет нам без проблем проверить исправность клапана PCV. Об этом я рассказывал в видео, которое расположено выше.

Если совсем не понимаете о чем речь, тогда для Вас. Она не большая, но очень подробная и пошаговая, поэтому сложностей возникнуть не должно.

Собственно, подключаем адаптер к автомобилю и прогреваем его до рабочей температуры. Смотрим на шаги РХХ. Они, допустим, составляют 24 шага

Отключаем трубку клапана от впускного коллектора. Шаги РХХ должны снизиться вплоть до нуля

Это означает, что клапан PCV не заклинивший в открытом положении, потому что он весь воздух через себя не пропускал.

Теперь необходимо проверить, что клапан не заклинил в закрытом положении. Для этого подключаем всё обратно ко впускному коллектору и запускаем двигатель на холостом ходу.

Наши шаги вернулись к своему значению 24. Пережимаем полностью трубку между клапаном и впускным коллектором. При исправном клапане шаги РХХ должны подрасти на 3-5 шагов. Это означает, что клапан небольшую часть воздуха пропускал через себя на холостом ходу, что, собственно, и должен был делать.

Данным методом я пользуюсь очень давно и он меня никогда не подводил.

Но, если у Вас нет адаптера для диагностики, то оценить ситуацию можно и без него.

1.Отключаем шланг клапана PCV от коллектора — обороты должны резко возрасти, а затем плавно прийти в норму. Значит клапан PCV не заклинивший в открытом положении.

2.Собираем всё обратно и запускаем двигатель. Пережимаем шланг от клапана PCV к впускному коллектору. При этом обороты должны совсем немного просесть, а клапан должен издать четкий щелчок.

Также можно его проверить, следующим образом. Выкручиваем клапан

И подключаем его выкрученным к впускному коллектору

Запускаем двигатель и прикасаемся к задней части клапана. При этом должен раздаваться чёткий щелчок.

На этом видео я показывал этот процесс.

Но необходимо понимать, что таким способом мы проверяем подвижность клапана PCV и что он не заклинивший, а пропускную способность клапана PCV таким способом на 100% не проверить.

Глушить клапан PCV или нет

Из всего вышесказанного можно сделать ещё один вывод. И вывод этот связан с глушением этого клапана.

Ни для кого не секрет, что многие автовладельцы наслушавшись советов в интернете, пытаются заглушить этот клапан, чтобы он, якобы, не загрязнял дроссельную заслонку и впускной коллектор.

Причина для такого «тюнинга», конечно, «железная», но мало кто думает о последствиях. Причём о последствиях не только для системы вентиляции картера, но и для работы системы управления двигателем в целом.

Ясно, что системе вентиляции картера от такой доработки лучше не станет. Но и система управления двигателем также изменит условия работы. В, частности, как мы поняли, это приведёт как минимум к изменению шагов РХХ на холостом ходу.

Диагност, который в будущем, возможно, будет проводить диагностику такому автомобилю, может обратить внимание на слегка завышенные шаги РХХ и, возможно, даже захочет исправить ситуацию, но ему будет невдомек, что проблема не в загрязненном дроссельном узле или ещё в чем-то, а в том, что клапан PCV заглушен. Некоторые даже связи между этими вещами не видят.

О таком случае я рассказывал в этом видео

Поэтому, если Вы не понимаете, что Вы делаете и не отдаёте себе отчет обо всех (всех!!!) последствиях таких манипуляций, то рекомендую отказаться от такого рода действий.

Да и, вообще, клапан PCV глушить не стоит.

Вот мы плавно подошли и к устройству клапана PCV, чтобы наглядно посмотреть, что он не такой простой, как кажется на первый взгляд и, что там не пружинка с шариком, как многие утверждают

После снятия резьбовой части

нам становятся доступны — плунжер, затем большая пружина и дополняет это всё малая пружина

Плунжер, как видно, выполнен под конус и имеет следы выработки

Казалось бы, это и всё. Но нет. Если потрясти корпус клапана, то четко слышно, что там что-то издаёт отчётливые звуки. Разбираем дальше

И находим мы там шайбу, которая и тарахтит, когда мы трясем клапан PCV

В эту шайбу вставляется наш плунжер и на ней также видны следы работы

Вот из этого состоит клапан PCV

Замена клапана PCV

Замена клапана PCV является, наверное, самой простой операцией в ремонте автомобиля. На многих автомобилях для его замены даже ничего не нужно, кроме нового клапана. А на таких автомобилях, как Шевроле Лачетти, может понадобится ещё и гаечный ключ, так как сам клапан PCV вкручен в клапанную крышку. На большинстве других автомобилей данный клапан просто вставляется своими штуцерами в шланги отвода картерных газов. Как, например, клапан GM94580183. За фото спасибо участнику нашего сообщества (Шевроле Реззо)

Для замены клапана, нам понадобится купить новый клапан PCV. Для Лачетти оригинал GM96495288

Собственно, замена клапана PCV состоит из четырёх простейших операций:

Внимание! Будьте осторожны, данный клапан очень хрупкий и при откручивании или чрезмерном затягивании его резьбовая часть может отломиться от клапана PCV и остаться в клапанной крышке. Такое происходит очень часто!

Поэтому при установке клапана PCV лучше его затягивать от руки, а резьбу смазывать или хотя бы медной смазкой.

Думаю, на все основные вопросы я ответил, но если ещё есть не основные вопросы , то можно обсудить их в комментариях.

Всем Мира и ровных дорог!

Среди различных систем авто система вентиляции картера играет значительную роль в формировании топливовоздушной смеси, стабильной и экономичное его работе, полной отдаче мощности, защите моторного масла и продления ресурса цилиндропоршневой группы.

В конструкции автомобиля система вентиляция картера – это «легкие» двигателя, необходимые для его нормальной жизнедеятельности. Система носит название PCV (Positive Crankcase Ventilation).

Однако именно ей незаслуженно уделяется минимум внимания и обслуживания, а многие автовладельцы даже не знают о ее существовании.

В этой статье постараемся разобраться для чего нужна данная система, как она работает, присущие ей неисправности и методы проверки ее работоспособности.

Что такое «картерные газы»?

Топливовоздушная смесь, при сгорании, резко увеличивается в объеме, создавая огромное давление внутри камеры сгорания. Расширяющиеся газы от сгорания заставляют поршень двигаться к нижней мертвой точке, приводя во вращательное движение коленчатый вал двигателя.

Часть газов через неплотности между кольцами и зеркалом цилиндров проникают в поддон картера, где, смешиваясь с парами масла, создают давление, агрессивно воздействующее на уплотнения коленчатого вала и прокладку поддона, и канал масляного щупа.

Такт расширения повторяется в каждом цилиндре, постоянно нагнетая в поддон следующую порцию газов и если вентиляция картера не будет работать, то газы либо выдавят сальники коленчатого вала, либо «выбьют» масляный щуп и выгонят масло из картера, со всеми вытекающими…

Помимо этого, вместе с газом в поддон переносятся частицы несгоревшего топлива, мелкие фрагменты нагара, пары влаги, которые смешивается с моторным маслом, находящимся в поддоне двигателя. Это, в свою очередь, ведет окислению масла, засоряет его продуктами износа, снижая его рабочие свойства и уменьшая его эксплуатационный ресурс.

Конструкция системы

Для того, чтобы снизить до минимума воздействие давления газов в конструкции двигателя предусмотрена систем вентиляции картера. В современных автомобилях применяется система вентиляция закрытого типа, что необходимо для соблюдения экологических норм.

Несмотря на различие систем на разных марках авто, все они имею три общих компонента, таких как:

Воздушные патрубки для отвода газов из картера;

Клапан вентиляции, отвечающий за урегулирование величины давления газов;

Маслоотделитель, отсекающий масляные пары при выходе газов из поддона двигателя.

Клапан открывается при появлении избыточного давления и при разряжении закрывается, то есть принцип его работы основан на разности давлений за и перед ним.

Отделение частиц масла осуществляется при прохождении газов через систему лабиринтов, завихрений и сеток в маслоотделителях. Затем отделившееся масло стекает обратно в поддон двигателя. Это позволяет не только экономить масло, но и защищать детали двигателя от нагара.

При этом маслоотделители могут размещаться внутри крышки клапанов, быть встроенными в мотор или выполненные как отдельный узел.

Принцип работы

Система работает следующим образом. Патрубок вентиляции связан с впускным коллектором, где сразу после запуска двигателя создается разряжение, благодаря которому картерные газы «вытягиваются» из поддона и проходя через маслоотделитель попадают во впуск, где, смешиваясь с поступающим воздухом попадают в камеру сгорания и догорают.

Достоинства системы вентиляции

Применение вентиляции картера позволяет сократить процент вредных выбросов в атмосферу, снизить угар моторного масла, поддерживать стабильные при , так как заборный воздух смешиваясь с картерными газами нагревается, что в целом благоприятно воздействует на работу силовой установки.

Недостатки

Несмотря на наличие маслоотделителя воздуховоды и элементы впуска загрязняются от прохождения картерных газов, вызывая частые отказы приборов при работе.

Так на бензиновых моделях авто покрываются налетом узел дроссельной заслонки и регулятор холостого хода, так как они имеют специальные каналы, выполняющие вытяжную функцию. Подобное может наблюдаться и на карбюраторных моделях, например, с карбюратором «Солекс», оснащенным штуцером для вентиляции картера.

Узел дроссельной заслонки и вытяжной клапан газов на карбюраторах являются так называемой малой ветвью и задействуются тогда, когда разрежение в недостаточное.

Признаки неисправности PCV

Причины неисправности:

Забит или неисправен клапан вентиляции картерных газов;

Загрязнились вытяжные отверстия в узле дросселя или штуцере карбюратора;

Сильный износ поршневой группы;

Проверка исправности

Для проверки работы системы вентиляции нужно снять на заведенном моторе крышку с заливной горловины. Если все исправно, то могут наблюдаться лишь отдельные «выстреливающие» капельки масла, либо вообще не будет следов его появления. В противном случае из горловины будет выбрасываться моторное масло.

Если прикрыть отверстие рукой, то при исправной системе не должно чувствоваться какого-либо давления на нее, а когда система находится под избыточным давлением, то газ будет пытаться оттолкнуть ладонь и это усилие будет постепенно увеличиваться.

Для проверки исправности клапана вентиляции, а он обычно расположен во впускном коллекторе, нужно отсоединить шланг от картера к клапану, завести мотор и закрыть пальцем освободившийся штуцер на клапане. Если клапан рабочий, то палец почувствует создание вакуума, а при снятии пальца со штуцера, последует характерный щелчок. В противном случае клапан требует замены.

Нарушение работы клапана отражается на нарушении состава топливной смеси и сопутствующими проблемами.

В заключении.

При обнаружении признаков неисправности вентиляции картера, рекомендуется, не откладывая на спасительное завтра, приступить к прочистке и профилактике системы, чтобы сократить до минимума угар масла и износ двигателя.

Для начала давайте разберёмся, откуда вообще в картере появляются газы и что такое картер.
Картер (поддон) - часть двигателя, где обычно располагается коленчатый вал и при не заведённом автомобиле, в нём хранится всё масло.

На картинке выше видно, что над картером расположены поршня, которые с помощью шатунов соединены с коленвалом. Давайте более подробно рассмотрим как устроен поршень .


На картинке выше видно, что поршень имеет три канавки, на которые одеваются кольца. Во время работы двигателя, через замки поршневых колец и неплотности между кольцами и стенками цилиндра, в картер прорываются газы из камеры сгорания. Если эти газы не удалять, это приводит к тому, что масло, контактируя с газами, со временем теряет свои свойства - стареет, а также в картере образуется избыточное давление, которое может привести к выдавливанию сальников. Для решения этой задачи был разработан PCV клапан , который срабатывает при разряжении во впускном коллекторе, причём степень открытия клапана зависит от степени разряжения.


При срабатывании клапана газы из картера снова попадают во впускной коллектор, но так, как картерные газы попадают туда, минуя расходомер воздуха, смесь беднеет. В последнее время автолюбители устанавливают в разрыв шланга PCV фильтр-отстойник(маслоуловитель), который представляет собой резервуар с двумя штуцерами.


Внутри находится фильтр, который отделяет масло от газов и представляет собой металлическую губку. При прохождении картерных газов через губку, масло, которое в них содержится, оседает на губке и стекает, а газы беспрепятственно проходят. Таким образом, продливают время работы катализатора, а он, как известно, штука недешёвая. Схемы системы вентиляции картерных газов:


Система состоит из двух контуров, которые работают на разных режимах нагрузки и оборотах:
  • - Малый контур вентиляции подключен к клапанной крышке и впускному коллектору (в за дроссельном пространстве). Данная схема подключения обеспечивает интенсивную вентиляцию картера за счет разряжения, возникающего во впускном коллекторе, при закрытом дросселе. Чтобы не возникало такого эффекта, как гипервентиляция, сечение малого контура ограничивается жиклером в корпусе тросового дросселя, диаметром 1,7 миллиметров. Данный контур работает в районе 800-1500 оборотов.
  • - Большой контур вентиляции подключен к клапанной крышке и воздушному патрубку (в пред дроссельном пространстве). Такая схема обеспечивает интенсивную вентиляцию картера на повышенных оборотах. Сечение большого контура 16-18 миллиметров
Рассмотрим пример, когда автомобиль спускается с горки с включенной передачей. В таком режим двигатель будет работать на повышенных оборотах при сниженной нагрузке. В картере создается высокое разряжение, и подключается большой контур вентиляции, в котором нет никаких регулирующих клапанов. Так как оба контура подключены в один объем маслоуловителя, то сильное разряжение в картере затянет свежую порцию воздуха в обход дросселя. ДМРВ покажет увеличенный расход воздуха, а ЭБУ попытается прикрыть дроссель. Поняв, что это не возможно, он и так закрыт, последует коррекция обедненной смеси увеличением подачи топлива (увеличится расход топлива).

В результате весь внутренний объем двигателя будет работать, как параллельный ресивер, весьма значительного объема, подключенный к впуску в обход дросселя. Именно этот объем и будет мешать качественному смеси образованию. Аналогичная ситуация возникает в пробке при движении в натяг с дополнительными потребителями (например, включенном кондиционере). Более детально рассказывает автор идеи .

В результате при работе двигателя происходят скачки оборотов, мотор захлебывается от нагрузки. Возможны рывки и вибрация. Для устранения этих недостатков предлагается установить клапан PCV от иномарки в малый контур вентиляции картера, который будут перекрывать контуры в переходных режимах.

Установка клапана PCV

Потребуется : клапан вентиляции картера (артикул) 94580183 (примерная цена 400 рублей), новый шланг.

Клапан PCV подключается последовательно в малый контур (в тросовом дросселе подключается в ресивер), перекрывая его при увеличении и отсутствии разряжения. Данная схема требует минимум переделок и используется на подавляющем большинстве иномарок. До установки клапана убедитесь, что он продувается только в направление ресивера (сторону клапанной крышки нет).

Процесс установки очень прост: снимаем старый шланг, берем новый и в разрез него ставим PCV клапан, синим концом к ресиверу (фото Barmalej79).

Что дает доработка :

  • - снижение вибронагруженности на ХХ;
  • - лучший прием нагрузки от кондиционера и других мощных потребителей типа обогревов лобового, сидений и прочих;
  • - увеличение момента с низов;
  • - снижение расхода масла через вентиляцию.
По отзывам владельцев, такая доработка оказывает положительный эффект на работу двигателя. А вы готовы попробовать? Кстати, читайте другие

Система PCV

Строение системы PCV

Система PCV состоит из клапана PCV, фильтра, пары воздушных трубок. Одна из трубок соединяет воздушный фильтр и клапанную крышку, другая картер коленвала и клапан PCV на впускном коллекторе. Основная цель снижение уровня углеводородов в выхлопных газах.

Работа системы PCV

Когда двигатель работает, вакуум во впускном коллекторе открывает клапан PCV. Чистый воздух поступает в клапанную крышку. Отсюда через головку блока цилиндров и блок цилиндров, при компрессии, воздух поступает в картер коленвала и смешивается с газами. Далее через клапан PCV поступают во впускной коллектор. Одновременно часть газов поступае через блок цилиндров и клапанную крышку в кожух воздушного фильтра и смешивается с чистым воздухом, затем опять поступает в впускной коллектор. (режим холостой ход и торможение)

Работа клапана PCV при нормальном режиме

Вакуум во впускном коллекторе ниже чем во время работы в режиме холостого хода. Пружинка давит на диафрагму и ументьшает открытие клапана PCV. Таким образом количество газов проходящихх через клапан увеличивается и проходит в впускной коллектор.

Работа PCV клапана при большой нагрузке двигателя

Вакуум во впускном коллекторе самый низкий и клапан PCV закрыт почти полностью. Газы поступают обратно в клапанную крышку и далее в корпус воздушного фильтра. Потом смешивается с чистым воздухом и поступает в впускной коллектор.

Проверка системы PCV

На что влияет система PCV: неровный холостой ход, пониженные обороты двигателя на холостом ходу.

Почему это происходит - прежде всего это образование угольных отложений в клапане и загрязнение фильтра PCV.

Проверка простая:

Заведите двигатель
- отсоединяете один конец воздушного шланга "PCV фильтр - клапанная крышка" от воздухоочистителя
- затыкаете отверстие шланга пальцем - если есть вакуум - то все в порядке.
- если вакуум очень слабый или его нет - то идет проверка дальше.
- отсоединяете конец шланга "картер коленвала-клапан" от клапана PCV
- затыкаете клапан пальцем - должен ощущаться сильный вакуум.

Если он есть, то нужно продуть сжатым воздухом трубки -очевидно они забиты угольными отложениями

Если вакуума нет - снимается клапан PCV и проверяется он.

При тряске должен слышаться щелчок от поршня - если его нет, то надо либо заменить клапан, либо почистить (берется жидкость "5-минутка Engine Flush" - в простонародье керосин и моется клапан)

Если клапан, фильтр и трубки в порядке, а вакуума нет - то очевидно забилась сеточка в картере коленвала.Тут тяжело - надо двигатель разбирать.