Машины е мобиль. Финиш "Ё-мобиля": только бизнес и никакой политики. Технические характеристики Купе

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti

Группа ОНЭКСИМ Михаила Прохорова отказывается продолжать разработку российского гибридного "ё-мобиля".

Причиной неудачи в инвестфонде называют резкое укрепление курса евро, вызвавшее рост расходов.

В пресс-релизе группы говорится, что всю техническую документацию группа передает в российский автомобильный институт НАМИ.

Сотрудник этого института рассказал Би-би-си, что пока что никакой документации там не получили.

О том, что будет делать НАМИ с проектом, он также не представляет.

Эксперты считают, что проект был изначально обречен на неудачу, поскольку создать "народный автомобиль" такого технологического уровня невозможно.

Роковой курс

"В текущей экономической ситуации, на фоне резкого ослабления конъюнктуры автомобильного рынка, реализовать проект производства автомобиля на заявленных условиях с прибылью стало невозможно. Это вызвано, в первую очередь, ростом капитальных и операционных расходов в результате укрепления курса евро и вытекающего отсюда неизбежного повышения конечной цены автомобиля", - говорится в заявлении генерального директора группы ОНЭКСИМ Дмитрия Разумова.

Мы не видим перспективы продать количество автомобилей, предусмотренное проектом и необходимое для самоокупаемости Дмитрий Разумов
Гендиректор группы ОНЭКСИМ

По его же словам, помимо возросшей стоимости производства машины, упал спрос на автомобили такого класса.

"Мы не видим перспективы продать количество автомобилей, предусмотренное проектом и необходимое для самоокупаемости", - говорится в тексте заявления.

Газета "Коммерсант", цитируя неназванный источник, имеющий отношение к проекту, передает, что в результате роста затрат и возникновения непредвиденных проблем стоимость одного автомобиля могла достигнуть миллиона рублей, что никак не соответствует концепции "доступного автомобиля".

Изначально, как заявлял Михаил Прохоров, автомобиль должен был получиться недорогим в производстве и доступным - стоить 350-450 тысяч рублей (10-13 тысяч долларов).

Однако, по оценкам экспертов, гибридный "ё-мобиль" не может в настоящее время стоить дешевле миллиона рублей (28 тысяч долларов).

"Насколько они могли бы быть дешевы? Я думаю, они стоили миллионы", - сказал Би-би-си автомобильный эксперт, директор APV-Creative Group Станислав Павлов, комментируя нынешнюю стоимость "ё-мобилей".

По его словам, "в настоящее время еще никому не удавалось сделать просто дешевый автомобиль в современном мире, а если мы говорим о гибриде, то просто нет".

Громкий проект

О планах по созданию российского гибридного автомобиля впервые было объявлено в апреле 2010 года. В ноябре стало известно, что его назовут " ё-мобиль ".

Изначально планировалось выпускать на этой платформе автомобиль в трех кузовах - кроссовер-купе, микровэн и небольшой фургон.

При этом планировалось, что двигатель у машины будет работать на бензине или газе, а колеса вращали бы электромоторы.

В начале 2011 года в компании "ё-АВТО", которая и должна была выпускать автомобиль, говорили, что сборочные заводы появятся в 5-7 регионах России и в двух странах Европы.

В апреле того же года прототип автомобиля "обкатал" Владимир Путин, который отправился на нем из подмосковного Ново-Огарева в резиденцию президента Дмитрия Медведева в Горках.

Политика

По мнению многих экспертов, проект "ё-мобиля" был не только бизнес-предприятием Прохорова, но также работал на его имидж политика.

Летом 2011 года Михаил Прохоров возглавил партию "Правое дело", но в сентябре после скандала на предвыборном съезде был отстранен от управления партией и вышел из ее рядов.

Он публично обвинил в причастности к скандалу заместителя главы администрации президента России Владислава Суркова.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption 1 апреля 2011 года на "ё-мобиле" покатался Владимир Путин

После этого компания начала сталкиваться с административными проволочками. В частности, Федеральная антимонопольная служба отменила конкурс на строительство дороги к заводу "ё-АВТО" под Петербургом.

В декабре 2011 года Прохоров объявил о планах баллотироваться в президенты и даже подарил во время теледебатов другому кандидату - председателю ЛДПР Владимиру Жириновскому - сертификат на получение "ё-мобиля" .

Обреченный на провал?

Хотя проблемы с финансированием начались уже осенью 2011 года , проект продолжал развиваться, летом 2013 года были представлены публике предсерийные образцы, а в компании говорили, что серийный выпуск может начаться уже в 2015 году.

Но в феврале 2014 года начало производства автомобиля было перенесено на неопределенный срок, а в российской прессе появились сообщения, что проект может быть закрыт.

Как рассказал Би-би-си Станислав Павлов, он изначально не верил в то, что этот проект может быть реализован, однако подал заявку на покупку "ё-мобиля", поскольку верил в чудо.

"Мне казалось, что даже если такой небольшой проект по созданию российского автомобиля появится, то это будет чудо", - признался директор APV-Creative Group.

В 2010 году он о чудесах не упоминал. "Рынок не то что сокращается, а просто скукоживается, как виноград - в изюм. Сейчас, наверное, не самое лучшее время для запуска новых продуктов," - говорил он тогда Би-би-си.

Сомнения в том, что в России возможно создать новый автомобиль "с нуля", высказывали и другие эксперты.

По словам аналитика Банка Москвы Михаила Лямина, наиболее востребованными автомобилями в России остаются "бюджетные варианты "Жигулей" АвтоВАЗа", а в более дорогих сегментах предпочтение отдается уже проверенным брендам.

"Это все сказки"

В группе ОНЭКСИМ говорят, что в ходе разработки автомобиля были созданы технологические решения, которые они могли продать, но предпочитают передать государству в лице автомобильного научно-исследовательского института НАМИ.

"У нас был ряд предложений от зарубежных компаний о приобретении проекта и его отдельных разработок. Но сегодня с учетом новых экономических реалий платформа "ё-мобиля" может и должна быть использована в другом направлении: мы давно работаем с НАМИ и понимаем, что с учетом большого числа разнообразных проектов этого института, наши разработки могут получить более широкое применение в дальнейшем развитии как отечественного легкового, так и грузового и общественного транспорта", - заявил Генеральный директор "Ё-АВТО" Андрей Гинзбург.

В пресс-релизе ОНЭКСИМ говорилось о некоем соглашении с НАМИ о передаче государству чертежей и прочей документации проекта "ё-мобиля".

Между тем источник в институте не подтвердил Би-би-си получения таких чертежей. "К нам ничего не поступает и не должно перейти. Вот поступят, тогда поговорим", - сказал он.

По словам представителя НАМИ, этот автомобиль не мог получиться дешевым: "Будет он дешевым? Да никогда, это все сказки. Ему нужно обслуживание. Сказочное. А сказок не бывает", - сказал он.

Автомобиль Ё мобиль. Технические характеристики ё мобиля. Принцип действия ё мобиля. Завод ё мобилей. Купить ё мобиль. Стоимость ё мобиля

У россиян всегда есть какая-нибудь высокая мечта. Одна из них — . Исторически сложилось так, что все предпринимаемые раньше попытки российской промышленности осчастливить обывателя бюджетным автомобилем собственного производства получались, скажем прямо, не совсем удачными. Объяснить данное явление какими-то логическими доводами не представляется возможным, ведь все необходимые компоненты для создания недорогого, надежного и современного автомобиля в России присутствовали всегда: и научные кадры, желающие совершить открытие и тем самым обессмертить свое имя, и финансовые ресурсы, которые щедрые меценаты готовы вложить в раскрутку нового бренда, и грамотные инженеры и рабочие.

Снаружи ё мобиль - обычное авто 🙂

Нельзя сказать, что никто не пытался создать бюджетную модель легкового автомобиля. Стоимость ё мобиля будет, по заверениям руководства завода в пределах 360-500 тыс. руб. и будет зависеть от модели автомобиля и его комплектации. Безусловно, попытки были, однако только одна из них прошла все этапы от теоретической разработки до строительства завода по производству. Если вы до сих пор ничего не слышали о чуде русского автопрома - ё мобиле, эта статья ответит на все Ваши вопросы. А если таковые все же останутся, можете заглянуть на официальный сайт ё мобиль yo-auto.ru. Итак, что же такое этот ё мобиль и чем он так выгодно отличается от своих собратьев-гибридов?

В основе автомобиля - упорный многолетний труд отечественных ученых и конструкторов. В результате этого труда и получен принципиально новый автомобиль, который практически не имеет мировых аналогов. Удачные технико-экономические решения, думается, станут отличным подспорьем для завоевания отечественного и европейского рынков сбыта авто, а там и американский не за горами. Необычное наименование - некий вклад разработчиков, по их же заверениям, в копилку русской национальной культуры (не больше – не меньше). Техническая сторона проекта значительно различается с тем, что выпускает большинство отечественных конкурентов. Инженеры взяли за основу модульный принцип проектирования модельного ряда.

В модельном ряду ё мобилей не забыт и автофургончик

В число новшеств также входят многотопливный роторно-лопастной двигатель, тяговые электродвигатели и унифицированные генераторы. Причем инженеры абсолютно убеждены в надежности и безопасности данных узлов. Изначально даже планировалось, что капот автомобиля будет неоткрывающимся. Однако вскоре от этой любопытной, но не очень практичной идеи отказались. Вместе с тем Андрей Гинзбург, являющийся главным конструктором русского гибрида, убеждает, что все агрегаты, размещенные под капотом, смогут достойно прослужить столько же, сколько и сам автомобиль, и причем без какого-либо постороннего вмешательства.

Рост Михаила Прохорова 204 см. Но он легко убирается в ё мобиль и это радует меня с ростом 190 🙂

Кстати говоря, именно благодаря новым разработкам конструкторы смогли не только усовершенствовать технические характеристики своего изобретения, но и максимально уменьшить и вес, и размеры агрегатов и узлов. В итоге автомобиль при относительно небольших внешних параметрах получился вместе с тем достаточно просторным внутри. Тот забавный факт, что сам «отец» ё мобиля Михаил Прохоров (с его ростом в два с лишним метра) вполне свободно уселся на заднее сиденье с одной и легко выбрался с другой стороны, красноречиво подтверждает эту мысль!

Технические характеристики ё мобиля (Ё кросс-купе)

Технические характеристики ё мобиля впечатляют на сегодняшний день.

Габариты ДxШxВ, мм: 4065 x 1832 x 1495
Концепция: полноприводное кросс-купе 4х4 с увеличенным клиренсом 210 мм.
Цвета ё-автомобиля: один базовый, второй на выбор (двойная расцветка)
5 посадочных мест (вместе с водителем)
Подушки безопасности: 2 шт.
Снаряженная масса: 1100 кг.
Полная масса: 1600 кг.
Шины: R16 с системой RUN-FLAT (можно двигаться при проколе со скоростью до 80 км/час на расстояние 80 км)
Диски: литые
Круиз-контроль: есть
ABS: есть
ESR: есть (реализуется системой управления)
В основе кузова — композитные и полимерные материалы
Светодиодная оптика
Двигатель: роторно-лопастной
Мощность: 45 квт (60 л.с.) (при такой мощности не взимается транспортный налог)
Энергетическая установка в составе двигатель+генератор и система накопления энергии обеспечивает энерговооруженность аналогичную 2-литровому 150-сильному ДВС.
Время разгона: 100 км/час:
Режим ЭКО: 10 секунд
Режим СПОРТ: 7 секунд
Топливо: бензин 92 / природный газ (метан)
Режим установленных двух баков:
бензин — 20 литров
природный газ сжатый — 14 куб.м. или
природный газ сжиженный — 20 литров
Расход топлива: 3,5-4 литра на 100 км.
Экологический класс: ЕВРО-5
Запас хода с двумя полными баками: 1100 км
Запас хода на энергии накопителей (двигатель заглушен): 2 км
Максимальная скорость: 130 км/час
Многофункциональный руль
Сенсорная панель управления
Возможность выбора цветового решения информационных панелей
Климат-контроль
Система навигации ГЛОНАСС и GPS
Мультимедийная система в комплекте
Интернет: 4G YOTA или другой провайдер
Телефон с интерфейсом Bluetooth (легендарный ё-фон)

Начало выпуска ё-кросс-купе — вторая половина 2012 года

Принцип работы ё мобиля

Принцип работы ё-мобиля основан на схеме последовательного гибрида. В этой схеме двигатель нужен лишь для зарядки аккумулятора, а само движение происходит при помощи двух электродвигателей, вращающих переднюю и заднюю ось.

В мире уже есть давно гибридные автомобили, применяющие схему гибрида параллельного, когда движение можно осуществлять или только на двигателе внутреннего сгорания, или только на электричестве. А есть еще электромобили.

Принципу работы ё мобиля более 100 лет. Легенда автомобилестроения Фердинанд Порш применял его в начале прошлого века при изготовлении гоночных автомобилей. в начале XX века. Сейчас этот принцип широко применяется в дизельных подводных лодках, морских и речных судах, железнодорожных локомотивах, карьерных тягачах.

У ё-мобиля в качестве электрического источника питания используется не обычная аккумуляторная батарея, а инновационный суперконденсатор огромной емкости. Конденсатор полностью заряжается от генератора постоянного тока за десять минут работы двигателя, хорошо держит заряд при низких и высоких температурах. Таким образом, роторно-лопастной двигатель служит лишь для подзарядки конденсатора. Этот двигатель очень экономичен, может работать и на газу, и на бензине.

В автомобиле отсутствует коробка передач, сцепление, кардан, трансмиссия и все механические узлы, необходимые для передачи вращательного момента от вала двигателя внутреннего сгорания на колеса.

Конструкция получается проще и эффективнее. КПД при таком принципе работы ё-мобиля составляет около 30%, что в 2 раза выше, чем для автомобиля с обычным бензиновым или дизельным движком.

И премьер Путин прокатился за рулем ё мобиля до резиденции президента Медведева

Нельзя сказать, что данная модель автомобиля является совсем уж инновационной. Подобные гибриды выпускаются зарубежными компаниями достаточно давно, однако, как правило, их стоимость, а самое главное - мощностные характеристики не дают им даже малейшей возможности составить конкуренцию своим многоцилиндровым собратьям. Это совсем не означает, будто отрасль по производству гибридных авто смирилась с поражением и среди этих моделей нет ни одной, достойной упоминания. Однако ё мобиль все же представляет собой уникальную модель, если верить представленным на сайте характеристикам, даже на фоне своих более именитых зарубежных собратьев.

Где купить ё-мобиль. Завод ё мобилей
Если верить разработчикам и заявленным техническим характеристикам на ё мобиль, перед нами действительно машина мечты. Та машина, о которой так долго и безнадежно грезят многие автолюбители. Предмет гордости, которым можно будет небрежно щеголять в разговоре с иностранными приятелями: «А вы не слышали как ё мобиль выиграл очередной этап гонок Париж-Дакар?» Ну, или что-то вроде заголовков в газете: «Очередной завод Porshe был переоборудован для производства ё мобилей». Судя по уверенным высказываниям разработчиков чудо-машины, нам обещают небольшую революцию на рынке недорогих гибридов и случится это событие сразу после строительства в России первого завода ё мобилей .

Однако я бы посоветовал не спешить надевать розовые очки - кому-то они помогут, а кому-то и нет. Смотреть на вещи надо со здоровым скептицизмом - это не только сохранит наши с вами деньги, но и поможет отечественному автопрому действительно создать что-то стоящее гордого упоминания и стабильного использования.
Итак, какие же положительные стороны, достоинства авто стоят того, чтобы купить ё мобиль ? Во-первых, сочетание мотора, суперконденсатора и двух тяговых электродвигателей на каждой оси должно обеспечить надежную проходимость автомобиля в условиях тяжелых российских реалий и добавить скорости на хорошей и ровной трассе. Отсутствие же слабых мест, которые присутствуют у автомобилей традиционного типа: трансмиссии, коленвала и электронного впрыска, - делают детище Прохорова мечтой любого автолюбителя. Особенно того, который потратил многие часы драгоценного времени, пытаясь найти и устранить причину отказа заводиться у своей любимой игрушки. В роли сердца российского гибрида планируется установить экспериментальный роторно-лопастной двигатель. Безусловно, с одной стороны, технические характеристики такого двигателя действительно впечатляют. Он обладает малым весом, небольшим объемом и предполагает продолжительный срок работы. Для такого двигателя отлично подойдет и бензин, и метан, а при потреблении 3,5-4 л за 100 км мотор сможет выдать в эквиваленте 150 лошадиных сил. С другой стороны, независимые эксперты говорят об огромном сроке исследований и доведения до ума этого самого двигателя.

Но чудес в природе не бывает: не могли изобретатели учесть все возможные нюансы. Вот на выявление этих самых нюансов у изобретателей и уйдут, по самым оптимистичным расчётам самых ярых пессимистов, последующие лет семь. Именно так, и только после этого ё мобиль сможет стать реальным и стоящим средством передвижения. Ведь душа каждого автомобиля - в его двигателе. А если эта самая душа при попытке подняться на крутую горку, коими изобилует Россия-матушка, заглохнет или откажет водителю в его просьбе выехать из сугроба ранним утром, разве можно назвать такой агрегат настоящим автомобилем?

Настоящим – нет, а вот ё-мобилем – да!

Чем же, кроме неопробованных новинок, пытаются подкупить будущих клиентов разработчики? Создатели «русского чуда» обещают экономию финансов своих покупателей за счет уменьшения количества топлива, которое использует авто. Весьма полезной и экономичной будет и модульная конструкция авто. Она позволит при необходимости относительно просто и дешево заменить любой узел, иными словами при поломках это удешевит и упростит ремонт, а при желании водителя усовершенствовать автомобиль (мы же страна Самоделкиных) поможет отделаться малой кровью.

Идея гибридного автомобиля в настоящее время является настолько заманчивой, что так и хочется купить ё мобиль или хотя бы его заказать на сайте. его приобрести (даже несмотря на то, что пока не понятно, какой конкретно окажется стоимость ё мобиля). Однако какая бочка мёда без ложки дегтя! Во-первых, эти чудо-автомобили пока еще надо поставить на массовое производство. Все мы знаем, что множество воистину замечательных идей так и не было реализовано из-за недостатка средств или по иным, не менее важным причинам. А между тем продажа ё мобилей еще не налажена, а запуск серийного производства планируется только в конце 2012 года. Во-вторых, вся концепция чудо-авто строится на использовании супернакопителей — конденсаторов - устройств, накапливающих энергию движения автомобиля при движении от роторно-лопастного двигателя и передающих ее при необходимости электродвигателю. Если не учитывать это удобное и полезное новшество, то перед нами вполне себе обычный гибрид, ничем кроме названия не отличающийся от своих западных конкурентов.

Первый завод ё-мобилей откроется в январе-феврале 2013г. под Санкт-Петербургом, сообщил на своей пресс-конференции кандидат в президенты РФ миллиардер Михаил Прохоров. «Все идет по графику, никаких проблем нет», — сказал он и добавил, что производство будет намного дешевле, чем запуск «любых моделей японских концернов». Компания намерена к 2016г. вывести на полную проектную мощность (90 тыс. автомобилей в год).

Первыми автомобилями, сошедшими с конвейера, будут кроссоверы. Именно на эту популярную модель приходится около 85% поступивших на ё-мобиль предварительных заказов на сайте. Официальный прием предварительных заявок на «ё-мобили» начался 16 мая 2011г. На сегодня уже есть более 180 000 заявок. Правда не факт, что все подавшие заявки купят машину (или передумают, или денег не будет), но в любом случае полная загрузка завода на первые 2 года его работы обеспечена.

Известно, что двухтопливный двигатель внутреннего сгорания (ДВС), который будет стоять на ё-мобилях в первых сериях, будет не отечественным, а импортным. Срок гарантии на машину составит три года.
Проектом ё-мобиля занимается совместное предприятие «Ё-Авто», 51% акций которого принадлежит группе «ОНЭКСИМ» М.Прохорова и 49% — ЗАО «Яровит Моторс». В конце 2010г. публике представили прототипы трех вариантов автомобиля: кросс-купе, минивэн и городской фургон. Суммарные финансовые вложения «ОНЭКСИМ» и компании «Яровит» в разработку и организацию серийного производства составляют 150 млн евро. Максимальная стоимость автомобиля достигнет 500 тыс. руб., минимальная — 360 тыс. руб.

Ё мобиль гоночный с мотором БМВ 3,0л и параллельной схемой гибрида

Впрочем, кто знает, возможно, оригинальное название поможет новинке побить все рекорды продаж. Однако не стоит забывать о суровой поправке на российскую действительность: воображение рисует завод ё мобилей где-то глубоко в Сибири, где в темном цеху суровые сибирские мужики, слыхом не слышавшие про карты посадок и допусков, на глазок отмеряют размер деталей нового авто. Или, скажем, партия новых суперконденсаторов, которая может просто потеряться где-то между Уралом и Сахалином. Однако изобретение и продажа ё мобиль для потребителя даже не полдела, ведь к каждой проблеме необходимо подходить комплексно. Если программа по продвижению на рынок русского новшества работает вроде бы неплохо, остается несколько важнейших задач: необходимо осуществлять обслуживание и поддержку потребителей. Ведь купить ё мобиль, конечно, можно, но если для него нельзя найти запасных частей, любая поломка отправит на завод ё мобилей за новым изделием. Это только на заводе или сайте ё мобилей могут говорить, что автомобиль ни разу не сломается за время эксплуатации. Суровая реальность быстро расставит все по своим местам. Я уж не говорю о создании множества подготовительных центров для обучения специалистов по ремонту этого чудо-изделия - и таких проблем на самом деле не одна и не две.

И от того, насколько комплексно подошли к созданию своего детища Прохоров и компания зависит будущее этого перспективного проекта. Решение этих обыденных и неинтересных покупателю проблем, становится серьёзным препятствием на пути новинки. Однако за ё мобилем чувствуется сильная государственная рука - не зря ведь именно на нем премьер ездил в гости к президенту, а не в своём обычном Мерседесе?

И все равно попытка создания такого автомобиля - это немалый шаг вперед, показывающий огромный потенциал российской научной мысли, которая способна воплотится во вполне себе реальный автомобиль, пусть даже и в единственном экземпляре. Впрочем создатели новинки просят не применять такое название, позиционируя свое детище как нечто совершенно отличное от классического автомобиля. Причем в кои-то веки стоимость новинки не будет сопоставимой цене новой иномарки С-класса.

Стоимость ё мобиля

В середине 2011 года была объявлена официальная (но думается, пока все равно предварительная) стоимость ё мобиля . Самым доступным для потребителей, как было заявлено, станет моноприводная модель в базовой комплектации. Независимо от типа кузова минимальная стоимость е мобиля составит 360 тыс. рублей. Шикарный кроссовер с двухтопливным мотором (обещают, что он сможет работать в том числе и на сжиженном газовом топливе) обойдется россиянам в 450 тысяч. Кстати говоря, это также можно причислить к приятным для покупателей достоинствам. Не нужно изучать рынок автопредложений, чтобы понять: стоимость ё мобиля выгодно отличается от ценника его зарубежных собратьев.

Ё мобиль на ралли «Белогорье 2012»

В конце февраля 2012 года ё мобиль впервые принял участие в ралли «Белогорье 2012» . Всего в ралли приняли участие 35 экипажей, из которых до финиша доехали 27. В числе неудачников оказался и чемпион России по ралли Александр Желудов из команды «ё-Авто», которому доверили управлять гибридным гоночным ё-кроссовером (гибрид параллельный, основной привод — от двигателя БМВ объемом 3,0 л), впервые принимавший участие в официальных соревнованиях. Первые 2 дня все шло хорошо, был второй результат в абсолюте по итогам двух дней. Но на старте третьего дня гонки у ё-мобиля перегрелся двигатель. До этого ломались дворники и элементы передней подвески и открывалась на ходу на кочках задняя дверь.

«Для нашей команды итог участия в 1-м этапе Чемпионата России по ралли-рейдам, несмотря на отсутствие спортивного результата, в целом позитивный. Мы показали, что можем ехать быстро, ехать на уровне лидеров гонки» — прокомментировал руководитель команды «ё-Авто» Александр Сенкевич.

Александр Желудов пилотировал второй варианте спортивного ё мобиля. Она была собрана в рекордные сроки и у команды не было даже одного дня на ее испытания. А в автогонках все агрегаты работают на пределе.

Видео Ё мобиль на ралли «Белогорье 2012»

Впрочем поводов для пессимизма, как и для оптимизма пока что нет, ведь с конвейера не сошло пока ни единого массового экземпляра. Разработка конструкции и подготовка к внедрению затянулась, несмотря на большие финансовые возможности кандидата в Президенты Михаила Прохорова. Скоро сказка только сказывается, особенно в России-матушке, где запрягают очень долго. Однако, несмотря на все сложности и проблемы, как же хочется верить, что в этот раз у наших инженеров на заводе ё мобилей в осязаемом ё-будущем получится на потоке материализовать идеи талантливых автоконструкторов, что не будет предметом обсуждения кэвээнщиков и резидентов comedy-club. И если гибрид получится хотя бы на половину таким, как его возбужденно описывают создатели, - купить ё мобиль станет выгодно и престижно.

Ё мобиль видео — концепт-кар выложено ниже.

Не знаю как для вас, дорогие друзья, а для меня покупка ё мобиля возможно будет делом чести, моим посильным вкладом в поддержку русских умельцев, вкладом в развитие нашего, а не заграничного автопрома. И если хотите, способом сказать иностранцам, что в России могут не только добывать нефть и газ, в России еще могут делать и конкурентоспособные на мировом рынке автомобили.

Не подведи нас, ё мобиль! Мы ждем тебя! Надеемся и верим!!!

Вслед за неудачной попыткой Михаила Прохорова создать народный гибридный «Ё-мобиль» провалились попытки создать первый в России суперкар. Это была разработка компании Marussia Motors Николая Фоменко. Прохоров и Фоменко замахнулись на слишком амбициозные и масштабные проекты, на которые требуется гораздо больше денег, опыта и времени.

Бизнесмена и политика Михаила Прохорова и актера и шоумена Николая Фоменко объединяет амбициозное желание создать новый чисто российский автомобиль. Прохоров в угоду своим политическим амбициям возжелал разработать первый народный гибридный автомобиль, а Фоменко в угоду своей любви к автоспорту и «Формуле-1» - первый российский суперкар. Внешне патриотично. Но у обоих с реализацией желаемого не заладилось, о чем символично стало известно в один день.

О закрытии компании Marussia Motors сообщил сначала один из участников форума на сайте Cardesing.ru. По его словам, сотрудников Marussia Motors уволили, последние два месяца им не выплачивали зарплату. Часть сотрудников автокомпании Фоменко уже перешла на работу в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), сообщил участник форума.

В самой Marussia Motors на телефоны и на письменный запрос в понедельник не отвечали. Однако в НАМИ газете ВЗГЛЯД подтвердили, что часть сотрудников компании Marussia Motors перешла на работу в институт. Более детальную информацию в НАМИ предоставить не смогли.

После просочившейся на форуме информации о закрытии компании Фоменко это подтвердили разным СМИ другие бывшие сотрудники Marussia Motors.

Почему закрыли

«Концепт, разработанный командой Marussia, оказался нежизнеспособным, воплотить его в серию невозможно», - говорит РБК один из бывших сотрудников. Производство также закрыто, ликвидационная команда распродает активы, утверждает бывший менеджер Marussia. В проект частные инвесторы успели вложить около 100 млн евро.

По данным источника «Мотор.ру», Marussia Motors собирается покинуть производственные помещения на заводе холодильной техники «Снежинка», который располагается рядом со станцией метро «Ботанический сад».

Официальных причин закрытия Marussia Motors нет, а неофициальные - дрязги Николая Фоменко с руководством «Кортежа» и отсутствие инвестиций с прошлого года. Об этом рассказал бывший сотрудник на форуме. «Кортеж» - это проект создания автомобиля для первых лиц государства, разработчиком которого выступало ФГУП «НАМИ» вместе с Marussia Motors.

О закрытии проекта «Ё-мобиль» рассказали в ОНЭКСИМе (85% в СП «Ё-авто») газете «Коммерсант». Названная причина, с одной стороны, вполне логична и подходит в том числе и для Marussia Motors. Ситуация в российской экономике и на автомобильном рынке иная, чем четыре года назад: экономика сжимается, а продажи машин падают, спрос на народный автомобиль уже не так очевиден. Ослабление рубля увеличило стоимость производства, комплектующие для которого в основной своей массе должны были быть импортным.

В итоге бюджет проекта «Ё-мобиль» вырос до 450 млн евро, что автоматически означает появление совсем не народной цены на народный автомобиль. Называется цена уже в 1 млн рублей вместо 350 тыс. рублей в самом начале проекта. Поэтому, потратив лишь несколько сотен миллионов евро, Прохоров решил признать поражение.

Круто замахнулись

Однако, с другой стороны,вполне возможно, что Прохоров с Фоменко просто замахнулись на слишком амбициозные проекты, не рассчитав со сроками реализации и масштабом работ.

Газета ВЗГЛЯД, как и многие эксперты в отрасли, уже давно не верила в то, что «Ё-мобиль» когда-нибудь поедет по российским дорогам. Многим это было очевидно, даже когда компания «Ё-авто» объявила предварительную запись на еще не выпущенный народный гибрид. Параметры самого проекта, место и объемы производства, а также цена народного автомобиля постоянно менялись, откладывались, назывались новые. И то, что сердце автомобиля - его двигатель - не будет чем-то инновационным, в самой компании тоже давно признали. А зачем создавать то, что уже есть? Например, у АвтоВАЗа, самого что ни на есть народного производителя, есть гибридная LadaGranta, которую помогал разрабатывать тот же НАМИ.

Проекты Прохорова и Фоменко провалились, потому что они решили с нуля создать новый «велосипед». Тогда как кооперация с уже достигнувшими успеха международными компаниями существенно снизила бы как стоимость амбициозных проектов, так и сроки их реализации.

«Иностранные компании уже не один год занимаются производством таких автомобилей. Гибриды появились примерно 15 лет назад, спорткары - около 50. Соответственно, у иностранцев на их производство выделяется куда меньшая сумма, чем у нас. Все потому, что у нас нет производственных мощностей, позволяющих осуществлять сборку подобных автомобилей, а за рубежом они есть», - говорит газете ВЗГЛЯД первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров» Иван Андриевский.

Иностранцы впереди, потому что давно вкладывают средства в инновационные автомобильные разработки и тратят на это миллиарды. И они могут себе это позволить, потому что параллельно зарабатывают на продажах традиционных автомобилей. Для «Ё-авто» и для Marussia Motors их автомобильные проекты - это бизнес-проекты с нуля с сомнительными бизнес-планами и окупаемостью, рассчитанные лишь на щедрые инвестиции частных инвесторов.

В свое время разработка гибридной Toyota Prius,ChevroletVoltили электромобиля Nissan/Renault стоила около 1 млрд долларов. Ежегодно ведущие мировые автопроизводители проводят десятки НИОКР на общую сумму 2-4% от своих продаж, что составляет более 30 млрд долларов ежегодно или в среднем по 1-3 млрд долларов на одного производителя (данные НАМИ).

Для сравнения: Прохоров за четыре года потратил на «Ё-мобиль» несколько сотен миллионов евро, Фоменко, по неофициальным данным, 100 млн евро, предположительно, с момента образования компании в 2007 году.

Тот же АвтоВАЗ очень долго пытался сам разработать новую платформу для обновления модельной линейки, даже привлек производителя комплектующихMagna. Тогда этот проект прикрыли, потому что вместо бюджетного автомобиля получался премиальный. А решиться продавать дорогую машину под брендом Lada - заведомо выброшенные на ветер деньги.

Зато когда АвтоВАЗ воспользовался давно созданнойRenaultплатформой R90 (это платформаLogan), сразу появилась новая модельLadaLargus. В автопроме уже давно нужна мировая кооперация, как это есть в авиации. А там, глядишь, российские сотрудники, поработавшие с иностранными ноу-хау, придут в НАМИ и уже намного быстрей сделают автомобиль для президента на замену «Мерседесам».

Уйти красиво

Надо отдать должное Прохорову, который не только феерично объявил о своем проекте еще в 2010 году и довольно активно пиарил его (или себя) все эти четыре года. Он еще и закончил эту эпопею неплохой пиар-акцией: ОНЭКСИМ рассказал о закрытии проекта лишь одному изданию, источники которого посчитали, что компания могла продать свою интеллектуальную собственность как минимум за 200-300 млн долларов, а американские или европейские производители могли бы купить разработку одного крупного узла за 200 млн долларов. Но вместо этого Прохоров сделал политически красивый жест - передал технологии государству в лице НАМИ. Проект «Ё-мобиля» достался институту за символичный один евро.

Фоменко и Marussia отличались более сдержанной пиар-стратегией и свернули компанию тоже по-тихому. Компания просто закрылась. Возможно, потому что попытки продать оказались безуспешными или продавать попросту было нечего. По крайней мере если ни о каких сделках так и не будет объявлено, то это так.

Дальше показанного в конце 2008 года автомобиля Marussia В, а позже - Marussia В2 и концепта кроссовера Marussia F2 дело у Фоменко так и не пошло. Хотя планировалось при помощи финской инжиниринговой фирмы Valmet Automotive довести эти машины до мелкосерийного производства и активно продвигать на западных рынках. Зато в этот период у компании появилась собственная команда в «Формуле-1».

Что ждет проекты Marussia и «Ё-мобиля»

У проекта Фоменко по созданию супекаров, скорее всего, будущего никакого нет. Но у госпроекта по разработке президентского лимузина еще есть шанс быть реализованным. Все-таки нехорошо, когда для перевозки российского руководства используются немецкие автомобили Mercedes. В частности, президент Владимир Путин ездил на Mercedes-Benz S-Guard Pullman. По сути, проект «Кортеж» - это первый с советских времен практический шаг по созданию отечественных автомобилей для VIP-персон.

Да и Marussia Motors была лишь помощником, а главным и единственнымисполнителем госзаказа было определено ФГУП «НАМИ». Получить наработкиMarussia институт сможет как минимум за счет сотрудников, которые сбежали с утонувшего корабля Фоменко.

Инвестиции в довольно актуальный проект «Кортеж» уже обещаны. В феврале этого года правительство сообщало, что выделит 3,6 млрд рублей на этот проект на 2014-2016 годы.

Что касается технологий «Ё-мобиля», то Минпромторг с благодарностью воспринял передачу этих технологий НАМИ и государству. Однако что из них выйдет, пока неясно. Но вряд ли это будет народный гибридный автомобиль за 350 тыс. рублей, как мечтал Прохоров. Минпромторг вместе с НАМИ намерен изучить наработки компании бизнесмена и понять, в каких проектах они могут быть полезны. Завод под Петербургом, который строился для «Ё-авто», скорее всего, тоже перейдет институту.

Направление, предложенное Прохоровым и Фоменко, абсолютно правильное, в эту сторону надо развивать российское автомобилестроение, считает Андриевский. Однако эти провалы теперь ясно дали понять, что без опыта иностранцев нам не обойтись.

Статья-рассуждение о том, почему провалилась идея о создании «Ё-мобиля», что привело к краху производства модели. В конце статьи - видео, где Жириновский рассказывает о поломке своего «Ё-мобиля».


Содержание статьи:

Один из четырех российских гибридных автомобилей пришел в негодность. У «Ё-мобиля», созданного бизнесменом Михаилом Прохоровым и подаренного политику Владимиру Жириновскому, по словам владельца, осыпался аккумулятор. По всей видимости, короткая история единственного бюджетного, «народного», невероятно эффективного автомобиля закончилась, так толком и не начавшись. Уже сейчас заводское производство в Марьино, в которое Прохоров вложил 150 миллионов евро, стоит заброшенным, а последние передвижения на нем были замечены аж весной 2016 года.

Вначале было слово


Гениальная идея начать революционное автомобильное производство посетила бизнесмена и политика Михаила Прохорова в далеком 2010 году. Амбиции отца-основателя были таковы, что на официальном сайте «Ё-мобиля» сразу же была доступна функция предварительного заказа будущего автомобиля. Желающих опробовать новинку набралось поразительно много - 214 тысяч, а выпуск первых моделей был назначен на 2013 год.

Однако несмотря на заявленную мощную команду профессионалов ни в 2013 году, ни даже в 2014 году российское общество не увидело обещанную диковинку. Наконец, летом 2016 года гордый «отец» впервые сел за руль своего детища на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Затем была PR-компания, реклама высоких технологий, выбранных для оснащения автомобиля, и несколько показов экспериментального образца, ставших первыми и последними появлениями «Ё-мобиля» на широкой публике.

А 2016 год начался с заявления Комитета по промышленной политике и инновациям о том, что все инвесторы и основатели «Ё-авто» и «Яровит-моторс» бесследно исчезли.

А был ли мальчик?


Если пройтись по территории индустриального парка Марьино, куда охранники пускают весьма охотно, удручающее впечатление производит бесхозность, опустение и непроходимая грязь. Охранник уверенно заявляет, что все строительство заморожено, по слухам, на пару лет, но, скорее всего, навсегда.

Производственный цех «Ё-мобиля» представляет собой пустую коробку без какого-либо наполнения: заброшенное помещение да ржавые трубы. Редкие рабочие, оставшиеся тут после то ли после не начатой, то ли не законченной стройки, показывают прикрытые ветошью коробки. В них немецкий пресс, на котором планировалось создавать корпус машины, и ни разу не видевшие света запчасти. Оборудования должно было быть намного больше, но оно почему-то так и не было доставлено из Германии и Америки. Зато в углу пылятся «Ё-кроссовер» и «Ё-концепт», которые даже не смогли завестись. Вот такой апокалиптический вид имеет предприятие, обещавшее к 2018 году спускать с конвейера по 40 тысяч машин в год.

Дотянуться до мечты


Первый конструктор гибрида Александр Синкевич очень удручен тем, в какое русло свернула неплохая изначально идея. Задуманный проект предлагал автомобиль действительно дешевый, экономичный, практичный и при этом очень эффективный.

Естественно, российская автомобильная промышленность никогда не сможет соперничать с мировыми автомобильными лидерами, поэтому акцент «Ё-мобиля» делался на уникальность. Он должен был стать принципиально новым транспортным средством с простым дизайном, но с богатым наполнением. Предполагалось сделать следующее:

  1. Машину-гаджет коллективного использования, которая заводилась бы с помощью кредитной карты. Затем ее можно было бы оставить в определенном месте после использования, чтобы ей воспользовался другой человек.
  2. Радикальный дизайн с кузовом из армированного полипропилена.
  3. Роторный двигатель.
Сначала руководство компании отвергло концепцию коллективного использования как непрактичную. А всего лишь через год этот план очень успешно реализовали в Германии, оснастив более трех сотен автомобилей Smart подобной системой. Затем американский поставщик своевременно не доставил полипропилен, поэтому автомобиль приобрел традиционный стальной корпус с пластмассовыми панелями.

Постепенно рассеялась идея нового, эксклюзивного дизайна, и «Ё-мобиль» стал получать какие-то черты от одного популярного бренда, какие-то от другого. То есть при более чем неторопливых темпах производства пока хотя бы один автомобиль будет готов к выпуску, он уже морально устареет по многим параметрам. Что фактически и произошло с «Ё-кроссовером». Ведь в крупных автоконцернах будущие дизайны автомобилей расписаны на несколько лет вперед. И снова по иронии судьбы буквально через полгода «Тойота» презентовала новый автомобиль, имеющий тот самый полипропиленовый кузов, от которого отказались российские новаторы.

Аналогичная история произошла и с роторным двигателем. Хотя инженеры уже имели некоторые наработки, которые можно было бы развить дальше, они не стали мучиться с исправлением ошибок и что-то дорабатывать, взяв привычный двигатель от «Фиата». А тем временем Америка запустила производство роторных моторов…

Вот так постепенно инновационная задумка скатилась к обычной, наспех и кустарно произведенной машинке.

Сказка - ложь, да в ней намек


Автомобильных экспертов не удивил провал грандиозного проекта, они изначально были уверены в неудаче. 150 миллионов для столь амбициозного плана – это ничто по сравнению с многомиллиардными вливаниями мировых автомобильных монстров.

В случае «Ё-мобиля» полные профаны в, говоря откровенно, технически отсталой стране хотели с нуля воплотить гениальную идею.


И двигатель внутреннего сгорания дополнить электромотором, и поршневые двигатели заменить более дешевыми роторно-лопастными, и легкий, антикоррозийный кузов заполнить самой умной техникой. То есть, сделать все то, над чем десятилетиями бьются лучшие мировые умы, за пару лет. Один лишь роторно-лопастной двигатель является чем-то из области научной фантастики. Практически невозможно сконструировать поршни таким образом, чтобы заставить их вращаться. Хотя инженеры компании Прохорова даже создали красивую 3-D картинку подобного двигателя, на чем и успокоились.

Дело не только в двигателе или электронной начинке. Дело в том, что никакую вершину нельзя покорить с наскока. Все серьезные автомобильные концерны имеют свои исследовательские лаборатории, научные центры, испытательные площадки. А на что рассчитывали основатели «Ё-авто»? Где собирались доводить до ума ходовую часть, на каких полигонах или тренировочных трассах? Где заниматься продувкой аэродинамики, которую нельзя доверить исключительно компьютерам. Николай Фоменко уже совершил такую ошибку с Marussia Motors, в чем горько убедился на «Формуле-1».


Гипотетически сказка с богатым принцем, озолотившим бедных инженеров и создавшим чудо чудное, вполне может стать реальностью. Ведь удалось же это Элону Маску с его «Теслой», пользующейся колоссальным спросом при далеко не малой цене. Россия всегда славилась гениальными умами и трудолюбивыми людьми, но на голом энтузиазме далеко не уедешь. Принц должен постоянно, ежегодно вкладывать и вкладывать в свое детище еще многие миллионы к стартовому взносу, чтобы получить идеальный продукт.

К сожалению, многие русские бизнесмены привыкли делать деньги быстро, им претят такие понятия, как «долгосрочные инвестиции».


Вот вложить в строительство недвижимости один миллион, а через пару лет продать ее за три – это доступно их пониманию. А отдать миллиарды в новую, неосвоенную отрасль и надеться, что хотя бы лет через 20 они окупятся, это не про российских олигархов.

Но все же есть и положительные моменты от аферы или же мечты под названием «Ё-мобиль». Гражданам России очень тяжело дался кризис 2008 года, а проект Прохорова вселил в них почти детскую веру - в то, что наша страна еще что-то умеет, в то, что мы снова станем великими. Одна лишь идея заставила людей поверить в отечественный автопром и отправиться в салоны за новыми автомобилями.

Статистика говорит, что после объявления о создании гибридного автомобиля продажи российских машин возросли с 1,7 миллионов в 2009 году до 2,3 миллионов в 2010 году. Кстати, сыграла на руку «Ё-Мобиля» и широкая реклама «Маруси», тоже громко заявлявшей о возрождении из пепла нашего автопрома.

Выиграл ли что-то Михаил Прохоров от этой нашумевшей истории или проиграл, русским людям он на несколько лет подарил надежду на светлое технологическое будущее нашей страны.

Жириновский - о поломке своего «Ё-мобиля», смотрим:

Новый российский автомобильный бренд, созданный под патронажем и при участии крупного российского бизнесмена Михаила Прохорова, создавшего компанию «Городской автомобиль». Она ориентирована на массовый выпуск дешевых отечественных гибридных легковых автомобилей отечественной же разработки.

Почему Ё-мобиль называется именно так?

Интернет-конкурс на лучшее название для «народного автомобиля» провалился: глобальная паутина встретила идею язвительно, конечный вариант названия родился внутри самого проекта. Имя автора словосочетания «Ё-мобиль» неизвестно, известно лишь, что одним из 5 лучших (из всего лишь ста присланных) вариантов было «Аз».

Почему Ё-мобили называют «автомобилями Прохорова»?

Во многом потому, что компания «Ё-Авто» принадлежит группе «Онэксим», владельцем которой действительно является Михаил Прохоров. Но только на 49%, а остальное 51% акций находятся в руках петербургской компании «Яровит-Моторс».

Получит ли «АвтоВАЗ» мощного конкурента в виде Ё-мобиля?

Теоретически «да». Количество малолитражек, собираемых СП «Ё-Авто», (при оптимальном спросе) может в полтора раза превысить объем производства АВТОВАЗа. Оно в состоянии достигнуть примерно 800 тыс. экземпляров машин ежегодно. А по заявлениям производителей стоимость «городского автомобильчика» составит 350-450 тыс. руб., что вполне сопоставимо с ценником (295 000 - 348 000 рублей) и (262 000 - 339 000 рублей).

Где будут производить Ё-мобили, и когда они появятся на улицах?

По заверениям руководителей проекта, строительство завода под Саратовом для производства этих машин начнется в 2011 году, сборка - в 2012-м; тогда же Ё-мобили начнут сходить с конвейера. Заводов, кстати, запланировано много: согласно начальному проекту, одно сборочное производство будет производить не более 10 тысяч Ё-машин в год. Поэтому в каждом городе, где будет востребованы Ё-автомобили, не исключено создание собственного Ё-завода.

Какие машины из Ё-линейки начнут производить в первую очередь?

Первыми на конвейер пойдут ё-микровэн, ё-кросс-купе и ё-фургон (компактный «грузовичок», рассчитанный на 500 кг груза). На выставке, где была официальная презентация всей Ё-линейки, была представлена и основа всех моделей - платформа с двигателем, генератором, коробкой передач и двумя газовыми баллонами. Потому и ходовые характеристики всех трех «ё-шек» оказались почти одинаковыми.

Что-то смутно знакомое нам напоминают Ё-автомобили...

Уже одного названия достаточно, чтобы понять, что «ё-кросс-купе» похож на уменьшенный в масштабе (). Хотя, что-то есть и от - не смейтесь, пожалуйста - . Правда, силуэт кузова и форма кузовных панелей - единственные схожие черты баварского, британского и российского автомобилей. Городской автомобильчик ё-микровэн своими формами напоминает (). Что касается ё-грузовичка, то он, кажется, такой один. По крайней мере, пока к новому не приварят грузовой кузов…

Какие двигатели будут устанавливаться на Ё-мобили?

- Ё-мобили получат гибридные двигатели, состоящие из 60-сильных электродвигателей, литий-ионных аккумуляторов и 0,6-литрового бензинового мотора, способного работать и на сжиженом природном газе. Правда, максимум их скоростных возможностей будет ограничен на отметке 120 км/ч; большего, по мнению разработчиков, для городского автомобиля и не надо.

Какова экономичность и запас хода Ё-мобилей?

Опять-таки по заверениям конструкторов, Ё-фургон будет тратить 4 л на 100 км, а у легковых вариантов ё-мобиля на «сотню» будет уходить всего 3,5 литра горючего. Топлива в полном баке не хватит, чтобы проехать из Питера до Москвы. Создатели проекта говорят о 400 километрах с одного бака без дозаправки. Их, баков, у Ё-мобиля два: для бензина и для природного газа соответственно. А еще все Ё-мобили запланированы полноприводными.

Какие еще гибриды есть в России, и будут ли «наши» Ё с ними конкурировать?

Гибриды есть, но в основном, это очень дорогие автомобили, чрезвычайно далекие от народа. Например, Lexus LS600h L стоимостью от 5 836 000 рублей или за 4 990 000 рублей. Но есть и более доступная Toyota Prius (), стоимостью от 1 103 000 рублей, а в скором времени появится и компактный гибрид Honda CR-Z. Примерно за аналогичную сумму.

Умеют ли Ё-мобили разгоняться?

Вопрос философский. Мощность ё-двигателей составит всего 60 «лошадей», а разница в разгоне автомобилей зависит от их массы. Самым быстрым оказалось кросс-купе: 8 секунд до «сотни». Микровэн чуть медленнее - 10 секунд. Фургон разогоняется за 15 секунд - в основном, за счет большей массы, чем у соплатформенников.

Ё-автомобили будут компактными и дешевыми. Значит, и от оснащения ничего хорошего ждать не придется?

Совсем необязательно. В салоне достаточно просторно, и даже высоченный (204 см) Михаил Прохоров поместился за рулем без труда. Характерная особенность: в машинах нет тоннеля пола. Дополнительное ребро жесткости тут просто не нужно. Что до интересных и полезных опций, то в список оснащения войдут мультифункциональный руль, ж/к дисплей спидометра, электростеклоподъемники, 16-17 дюймовые колеса, активные системы безопасности (ABS и ESR), круиз-контроль, система навигации GPS/ГЛОНАСС, а также 4G Интернет Yota.

Главное. Насколько серьезен проект «Ё»?

Как сказал бы Михаил Жванецкий: «Ну вот! Наконец-то! Подошли к самому главному»!

Действительно, до сих пор не покидает ощущение несерьезности происходящего: презентация разноцветных автомобилей при отсутствие базы, где будут собирать машины, пафосная презентация на Тверской, амбиции, не сочетающиеся с опытом. … В кратчайший срок финансовую поддержку получила красивая, но не подкрепленная ТЕХНОЛОГИЯМИ ПРОИЗВОДСТВА идея, претендующая на звание «национальной автомобильной». Да, эпатажно стартовали многие марки, и многие миллионы расходовались на штучные идеи. Но массовое производство так не запускал еще никто.

Впрочем, новейшая история российского автопрома небогата на победы. И может именно толики авантюризма не хватало всем для прорыва «а-ля Прохоров»?!